Инстанция надзорная: понятие. Надзорная инстанция в гражданском, уголовном или арбитражном процессе. Судебно надзорными инстанциями являются


понятие. Надзорная инстанция в гражданском, уголовном или арбитражном процессе :: BusinessMan.ru

Понятие надзорной инстанции появилось в советское время. Постепенно этот правовой институт развивался и совершенствовался. Далее разберем подробнее, что собой представляет сегодня инстанция надзорная.

Развитие на начальном этапе

В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:

  • Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
  • Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
  • Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.

Инстанция надзорная: общие сведения

Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:

  • Коллегии (военные в том числе).
  • Верховные суды РФ и ее субъектов. Рассмотрение дела в них осуществляет президиум.
  • Высший арбитражный судебный орган. В нем также заседания проводятся президиумом.

Важный момент

Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:

  • В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
  • Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.

Порядок рассмотрения

Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.

Участие прокурора

В заседании участвуют стороны дела или их представители, прочие лица, которые подали жалобу или представление прокурора, если их интересы и права непосредственно затронуты данным постановлением. Рассмотрение дела может осуществляться с привлечением:

  • Прокурора края, республики, городов федерального значения, автономных округов или областей, военного округа или флота либо его заместителя в президиуме соответствующего суда.
  • Должностного лица по поручению. Его привлекают к заседанию, проводимому в Коллегии по гражданским делам ВС и Военной коллегией ВС.
  • Генпрокурора или его заместителя в Президиуме ВС РФ.

Ход заседания

Производство в надзорной инстанции осуществляется в соответствии с установленным порядком. Докладчиком излагаются обстоятельства дела, содержание постановлений, мотивы жалобы либо представления прокурора, а также определения о передаче заявлений с делом на рассмотрение. Члены президиума или коллегии могут задать выступающему вопросы. Лица, которые определены в ст. 386, ч. 3, в случае своей явки могут давать объяснения по делу. Первым при этом будет выступать лицо, которое подало представление прокурора или надзорную жалобу. По результатам разбирательства президиум принимает постановление, а коллегия выносит определение. Решения по делам, которые рассматривает инстанция надзорная, принимаются большинством голосов. Если за и против пересмотр дела количество проголосовавших одинаковое, то жалоба или представление подлежат отклонению. О своем решении суд надзорной инстанции или коллегия сообщает участникам спора.

Основания для изменения или отмены решений

В соответствии с законом, инстанция надзорная вправе рассматривать решения, принятые с нарушением норм права. Без их устранения невозможно восстановление и защита ущемленных интересов и свобод, а также публичных прав, охраняемых государством. Данное положение установлено в ст. 387 ГПК.

Содержание постановления или определения

В решении, которое принимает инстанция надзорная, должны присутствовать следующие пункты:

  • Наименование того органа, который принял определение либо постановление.
  • Место и дата вынесения решения.
  • Дело, которое рассматривалось на заседании.
  • Название (Ф.И.О.) лица, подавшего жалобу, либо представление прокурора о необходимости пересмотра.
  • Инициалы и фамилия судьи, который вынес решение о передаче заявления или представления с делом для разбирательства.
  • Содержание положений нижестоящих органов, обжалуемых в ходе рассмотрения.
  • Закон, в соответствии с которым вынесено определение либо принято постановление по результатам рассмотрения по существу.

Решение президиума подписывается председателем. Определение коллегии удостоверяется судьями, осуществлявшими разбирательство. Представление прокурора либо жалоба заинтересованных лиц могут подаваться в течение полугода с даты вступления решения в действие.

Надзорная инстанция в арбитражном процессе

Согласно ст. 304 АПК, отмене либо изменению Президиумом ВАС подлежат акты, которые нарушают:

  • Свободы и права гражданина и человека, гарантируемые принципами и нормами мирового права или международными соглашениями РФ.
  • Единообразие в применении и толковании арбитражными судами законодательства.
  • Законные интересы и права неопределенного количества лиц либо прочие публичные интересы.

Указанные нарушения выступают также в качестве оснований для возбуждения производства по пересмотру постановлений на уровне Президиума ВАС в порядке надзора. Эти обстоятельства перечислены в ч. 3 и 4 ст. 299 АПК. В данном случае становится ясно, что, используя одни и те же обстоятельства, законодатель обуславливает возможность осуществления сравнительно самостоятельных процедур: допуска дела к пересмотру и отмены (изменения) оспариваемого акта.

Мнения экспертов

Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту. Данная позиция представляется не только более, но и единственно верной. Здесь следует сказать, что она соответствует и основным идеям, которые заложены в основание нового АПК. С учетом того, что надзор в арбитражном процессе выступает в качестве третьей проверочной стадии, на которой выполняется оценка согласованности с законом актов, вступивших в действие, указание на то, что данная процедура должна носить выборочный характер, предотвращает вероятность дублирования действий кассационного органа, а также подчеркивает специфику функций и задач, которые возложены на ВАС.

Дополнительный аргумент

В качестве него выступают общеевропейские подходы к вопросу о допустимости надзорного пересмотра окончательного (вступившего в действие) решения суда. В соответствии с пунктом "С" статьи 7 Рекомендации Комитета министров СЕ, проведение такого рода процедур возможно, в первую очередь, в рамках определенного круга дел. К ним, например, относят такие, которые могут способствовать единообразному толкованию законодательства или развитию права, а также имеющие значение для всей общественности в целом. Россия не могла проигнорировать данную Рекомендацию, в связи с чем и появилась статья 304 в современной ее редакции.

businessman.ru

Что такое надзорная инстанция | myeconomist.ru

Что такое надзорная инстанция

Правом на обращение в суд надзорной инстанции наделены не все участники уголовного судопроизводства, законные интересы которых затронуты соответствующим судебным решением и которым предоставлена возможность вносить апелляционные или кассационные жалобы или представления. На первом этапе (см. ст. 406 УПК РФ) происходит изучение надзорных жалобы и (или) представления одним из судей суда надзорной инстанции.

Суд надзорной инстанции

Верховный суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.

Надзорная инстанция – это рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, т.е. проверка решений законов уже вступивших в силу, как в системе судов общей юрисдикции, так и в системе арбитражных судов. Судами надзорной инстанции могут выступать только суды второго и третьего звена.

(Территориальные суды, Суды окружные (Флотские)

Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций; обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Тема 19

В-третьих .

государство с самого начала одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые отношения. Таким образом, надзорный пересмотр – это деятельность суда по проверке прежде всего правомерности вступивших в законную силу судебных решений, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Если по делу осуждено несколько лиц, а жалоба или представление принесены только в отношении одного или части осужденных, дело проверяется в отношении всех осужденных.

В интересах законности суд может выйти за пределы жалобы (представления) и по гражданским делам.

Проверка законности приговора. Надзорная инстанция должна проверить законность решения (определения, приговора), то есть соблюдение при производстве по делу норм гражданского процессуального, уголовно-процессуального, уголовного, гражданского, семейного и т.

Надзорное производство

Тем самым предотвращает нарушение прав и свобод человека и гражданина, восстанавливает справедливость и выполняет основные задачи уголовного судопроизводства.

Самой главной целью данной стадии является исправление приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу.

Данная стадия реализует право подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его представителя, а также прокурора ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Предметом обжалования в суд надзорной инстанции могут быть любые определения судов, а не только те, обжалование которых допускается в апелляционном или кассационном порядке.

Судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня вступления их в законную силу.

Срок для обжалования судебных постановлений, вступивших в законную силу до 1 февраля 2003 г. исчисляется с этой даты, поскольку ранее возможность обжалования в надзорном порядке каким-либо сроком не ограничивалась.

Рассмотрение дела в Президиуме происходит на основании представленных документов, при этом неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствуют судебному разбирательству. По результатам рассмотрения Президиум принимает постановление.

Решение принимается большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против него, жалоба считается отклоненной.

Понятие надзорная инстанция

Согласно новому закону, к кругу лиц, которые могут обжаловать вступившие в силу решение, добавились следующие: частный обвинитель и другие лица, чьи права и интересы затронуты в судебном решении, а также генеральный прокурор, прокурор субъекта РФ и военный прокурор, их заместители.

Почему некоторые дети рождаются с «поцелуем ангела»?

Ангелы, как всем нам известно, относятся доброжелательно к людям и их здоровью.

Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону.

Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются: Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре.

myeconomist.ru

4. Надзорная инстанция судопроизводства.

Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой осуществляется регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке судьей законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу, в принятии решения о возбуждении надзорного производства (или отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления), проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесении решения по делу.

Производство в порядке надзора имеет некоторые общие черты с производством в кассационной инстанции. Они проявляются в единстве задач и целей производства в этих стадиях, в общих принципах уголовного судопроизводства, в таком общем для этих двух форм проверки законности и обоснованности приговора правиле, как запрет "поворота к худшему" в результате рассмотрения дела в вышестоящем суде, в единых основаниях отмены или изменения приговора, определения или постановления и др.

Вместе с тем, кассационное производство, с одной стороны, и производство в порядке надзора – с другой имеют и весьма существенные различия.

1. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением не вступивших в законную силу приговоров и постановлений мировых судей, а в порядке надзора – решения, которые уже вступили в силу.

2. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационной инстанции. Так, в кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры или иные решения суда первой инстанции, а также суда апелляционной инстанции. В порядке же надзора помимо этих актов возможен пересмотр определений кассационной инстанции, а также постановлений нижестоящей надзорной инстанции.

3. Различны и судебные органы, пересматривающие эти решения. Судами кассационной инстанции являются те, которые указаны в ч. 3 ст. 355 УПК. А в порядке надзора судебные решения пересматривают суды, названные в ст.403 УПК.

4. Различны и субъекты, наделенные правом кассационного обжалования, с одной стороны, и заявления ходатайства о пересмотре судебных решений в порядке надзора - с другой. В первом случае, это осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель, потерпевший и его представитель, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, которые вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска, а во втором - осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор.

5. Лицо, подавшее кассационную жалобу или представление, может быть уверено в том, что суд обязательно их рассмотрит. Рассмотрение же надзорных жалоб и представлений зависит от решения судьи, их проверявшего.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 360 УПК суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касаются жалоба или представление. А суд надзорной инстанции действует в ревизионном порядке: он не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых их них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.

7. Возможность принесения кассационной жалобы или представления ограничена определенными сроками. А принесение протеста в порядке надзора никакими сроками не ограничено.10

Эти же инстанции в гражданских судах общей юрисдикции проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам в порядке, называемом производством по вновь открывшимся обстоятельствам.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Заключение.

Защита прав и законных интересов гарантированно обеспечивается путем принятия судом законного и обоснованного решения. Вот почему главная задача судопроизводства в судах реализуется именно в судебном решении, соответствующем закону.

Вся деятельность любого суда как составной части государственной судебной системы, установленной Конституцией РФ, направлена на выполнение этой главной задачи.

Первоначальное решение принимается судами первой инстанции – судами общей юрисдикции. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий. Исключение – федеральные арбитражные суды округов. Основное количество уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.11

Обжалование решения суда первой инстанции может быть осуществлено во второй кассационной (апелляционной) инстанции. В системе судов общей юрисдикции (как гражданских, так и военных) в этом качестве могут выступать все суды (исключение – гарнизонный военный суд), в подсистеме арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего уровня и Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которой является проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений нижестоящих судов, не вступивших в законную силу.

Проверка законности и обоснованности всех видов судебных решений осуществляется надзорной инстанцией. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется в президиу­мах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам, в Военной коллегии, в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации.

В данной работе были рассмотрены все три вида инстанций судопроизводства, охарактеризованы их задачи, во второй главе был проведен сравнительный анализ апелляционного и кассационного обжалования решений. В третьей главе – краткий анализ порядка осуществления деятельности кассационной и надзорной инстанций.

При раскрытии темы в данной работе использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, монографии.

studfiles.net

Понятие "надзорная инстанция". Особенности надзорного судопроизводства по гражданским и уголовным делам

Уголовный процесс в России имеет особенность - возможность пересмотра постановлений, определений суда, приговоров, принявших законную силу, в рамках надзорной инстанции. В большей части зарубежных стран нет подобного процессуального института. Однако из-за общественно-политических условий, сложившихся на территории нашего государства, возникла необходимость в его формировании.

После распространения на Россию законов и деятельности Европейского суда по правам человека, был поставлен вопрос о том, допустимыми ли являются надзорная инстанция и стадии судопроизводства в ее рамках.Суды надзорной инстанцииМеждународный судебный орган подтвердил, что ее наличие не вступает в разногласие с принципами и задачами Конвенции по защите прав человека. Но прохождение надзорной стадии не является обязательным. Даже без нее жалоба может быть принята к производству Европейским судом после вступления решения, принятого судом, в законную силу.

Надзорная инстанция имеет своей целью исследовать решения стоящих ниже судебных органов и в дальнейшем внести в них необходимые изменения, отменить их, если в ходе разбирательства были допущены серьезные нарушения, приведшие к постановлению незаконного или необоснованного судебного решения.

Напомним, что базовые суды общей юрисдикции – районные, рассматривающие преимущественно гражданские дела; мировые судьи, занимающиеся менее серьезными гражданскими делами; к краевым, республиканским, областным и Верховному Суду РФ первой инстанции относятся лишь некоторые категории таких дел.Надзорная инстанция в гражданском процессеСогласно действующему законодательству, надзорная инстанция в гражданском процессе имеет двухступенчатую структуру. И предусматривает обжалование решений в президиуме Верховного республиканского суда, а также в судах краевого и областного значения. При этом на постановления, вынесенные ими, можно написать надзорную жалобу, которая подается в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ. Они подразделяются на надзорные жалобы, вынесенные на решения, определения постановления, которые рассматривали суды надзорной инстанции, и на те жалобы, которые могут быть исследованы в рамках работы президиума суда субъектов Федерации.Надзорная инстанцияОтносительно уголовного судопроизводства, стоит рассказать о тех изменениях, которые были внесены в УПК РФ и вступили в силу с 1.01.2013 года. Согласно ФЗ, утратила законную силу глава «Производство в надзорной инстанции». Актуальной вместо нее становится глава «Производство в суде надзорной инстанции». Соответственно ей, жалобы подлежат рассмотрению исключительно в Президиуме Верховного Суда РФ. Поэтому теперь суды области, края, судебная коллегия по делам уголовным не могут заниматься производством дел как надзорная инстанция.

Согласно новому закону, к кругу лиц, которые могут обжаловать вступившие в силу решение, добавились следующие: частный обвинитель и другие лица, чьи права и интересы затронуты в судебном решении, а также генеральный прокурор, прокурор субъекта РФ и военный прокурор, их заместители.

fb.ru

Надзорная судебная инстанция | juridicheskii.ru

Основные виды судебных инстанций

СОДЕРЖАНИЕ: Основной задачей судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов. Эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и реализуется во всех стадиях процесса, но главным образом в решении суда.

Основной задачей судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов.

Надзорная судебная инстанция

Надзорная инстанция состоит в пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда.

Оно обладает теми же основными чертами, что и кассационное производство за некоторыми исключениями. К примеру, в отличие от кассационного производства дело в порядке надзора может быть рассмотрено неоднократно.

Ревизионные начала надзорного производства. В уголовном процессе надзорная инстанция не связана доводами надзорных жалобы или представления.

Суд надзорной инстанции это

Суд надзорной инстанции — судебная инстанция, проверяющая законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Надзорное производство является исключительной стадией судопроизводства .

Производство в надзорной инстанции (надзорное производство, пересмотр в порядке надзора) — стадия уголовного судопроизводства, в которой вышестоящий суд (суд инстанции) осуществляет проверку (преимущественно документальную) законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу судебных решений (приговоров,… … Большой юридический словарь Недопустимость внесения повторных жалоб в суд набзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения — внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия Хабаровский краевой суд — Вид суд общей юрисдикции субъекта федерации суд первой инстанции, суд кассационной инстанции, суд надзорной инстанции Юрисдикция Хабаровский край Дата основания … Википедия ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ — высший судебный орган республики.

Инстанция надзорная: понятие

Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.

Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).

Уголовный процесс в России имеет особенность — возможность пересмотра постановлений, определений суда, приговоров, принявших законную силу, в рамках надзорной инстанции. В большей части зарубежных стран нет подобного процессуального института.

Однако из-за общественно-политических условий, сложившихся на территории нашего государства, возникла необходимость в его формировании.

Надзорная инстанция имеет своей целью исследовать решения стоящих ниже судебных органов и в дальнейшем внести в них необходимые изменения, отменить их, если в ходе разбирательства были допущены серьезные нарушения, приведшие к постановлению незаконного или необоснованного судебного решения.

Надзорное производство — это стадия гражданского процесса, в которой осуществляется пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ. Данная стадия процесса значительно отличается от производства в суде второй инстанции по объектам и субъектам обжалования, полномочиям суда, рассматривающего дела, процедуре рассмотрения жалоб и дел.

В порядке надзора пересматриваются решения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу.

После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года.

Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением. Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст.

378 ГПК РФ )

Надзорная – это суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов (п. 16 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, основным отличием от кассационной является то, что кассационная инстанция пересматривает судебные решения, не вступившие в законную силу, а надзорная, напротив, – вступившие.

juridicheskii.ru

Инстанции надзорной | Юридический портал

Инстанции надзорной

Кассационное и надзорное производство сходно в целях, задачах, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет «поворота к худшему» и т.д.). Однако, несмотря на наличие ряда общих положений у обеих стадий, институт рассмотрения дел в порядке надзора относится в силу указанных выше свойств к числу исключительных стадий уголовного процесса.

Надзорная жалоба. Производство по уголовным делам в надзорной инстанции

Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами.

Надзорная жалоба или представление, подаваемое прокурором составленные в соответствии с требованиями статьи 375 УПК РФ.

Надзорная инстанция в гражданском, уголовном или арбитражном процессе

Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:

Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:

Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения.

Надзорная инстанция

Шансы отменить решение либо приговор, вступивший в законную силу очень небольшие, но вероятность есть, так как чем выше судебная инстанция — тем сложнее что-то изменить. Очень важно привлечь к работе грамотного адвоката, с помощью которого вероятность решить вопрос в вашу пользу существенно возрастает!

Законом установлено, что надзорная жалоба может быть подана лицами, которые полагают, что их права и интересы были нарушены в процессе принятия судебного решения по гражданскому делу либо осужденными и потерпевшими по уголовному делу.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Включение в УПК РФ подобного положения сделало, с одной стороны, деятельность судей по рассмотрению надзорных жалоб и представлений процессуальной (в соответствии с УПК РСФСР подобная деятельность не регламентировалась законом и, следовательно, носила непроцессуальный характер). Но с другой стороны, исходя из смысла ч. 2 ст. 406 УПК РФ, судья вправе отклонить жалобу (представление) без истребования и изучения уголовного дела.

Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции

Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу судебных решениях.

Производство в суде надзорной инстанции

Теоретические и практические проблемы надзорного производства.

Объекты надзорного производства. Порядок подачи и рассмотрения надзорной жалобы, представления. Сроки на обжалование в суде надзорной инстанции. Восстановление пропущенного срока. Рассмотрение дела по существу. Полномочия суда надзорной инстанции.

Сущность института пересмотра судебных постановлений в порядке надзора в гражданском судопроизводстве.

Производство по делам об оспаривании решений третейских судов

2. Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом.

3. Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Суды надзорной инстанции

Вышестоящая инстанция не принимает на рассмотрение надзорные жалобы по уголовным делам, если оно не было рассмотрено в суде нижестоящей инстанции.

В случаях подачи протеста в порядке надзора по нескольким осужденным, если рассмотрение дела по одним осужденным входит в компетенцию вышестоящей инстанции, а по другим осужденным в нижестоящую – протест по уголовному делу подается по все осужденным в вышестоящую инстанцию.

sckonsalt.ru

Глава 48. Производство в надзорной инстанции

Статья 402. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда

Комментарий кстатье 402

1. Вопрос о том, кто из должностных лиц органов прокуратуры РФ и в какую судебную инстанцию вправе и обязан внести надзорное представление, детально решен ПриказомГенерального прокурора РФ от 11 февраля 2003 г. "Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства" (Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Тула: Автограф, 2004. С. 405).

2. Верховный Суд РФ дополняет содержание части первой комментируемой статьиуказанием, согласно которому ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений вправе такжечастный обвинитель, а такжеиные лицав той части, в которой судебное решение затрагивает их интересы (пункт 1Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1 "О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих производство в надзорной инстанции" // Российская газета. 2007. 20 янв. (в дальнейшем - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1)). Упоминание о частном обвинителе, бесспорно, уместно (это участник процесса со стороны обвинения, потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения -пункт 59 статьи 5УПК). Зато понятие "иные лица в той части, в которой судебное решение затрагивает их интересы" своей крайней неопределенностью размывает содержание закона, тем более что вследующем же абзацевышеназванного Постановления Верховного Суда РФ говорится: "Поступившие же в суд надзорной инстанции ходатайстваиных лици организаций о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителям с разъяснением уголовно-процессуального законодательства". Таким образом, получается, что существуют иные лица, чьи интересы затронуты соответствующим судебным решением, и иные лица по отношению к первым иным. Это положение нуждается в новых разъяснениях.

3. Лицо, обратившееся в суд надзорной инстанции с ходатайством о пересмотре решения, вступившего в законную силу, вправе отозвать надзорные жалобу или представление до начала рассмотрения судом. Если заявление об отзыве поступит до принятия решения о возбуждении надзорного производства, то судья возвращает жалобу или представление лицу, внесшему их в суд надзорной инстанции. В случае, когда заявление поступает после принятия решения о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции, соответствующий суд выносит постановление (определение) о прекращении надзорного производства в связи с отзывом жалобы или представления по тем же правовым основаниям, что исключает возможность обратиться повторно по тем же правовым основаниям (пункт 12Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1).

Статья 403. Суды, рассматривающие надзорные жалобу или представление

Комментарий к статье 403

1. Комментируемая статьяотвечает на вопросы о том, какие судебные органы являются судебно-надзорными инстанциями и чьи судебные решения вправе пересматривать каждая из них. Содержание этой статьи может быть интерпретировано следующим образом.Судебно-надзорными инстанциями являются:

- президиумы судов субъектов РФ, иначе говоря - президиумы судов среднего звена системы судов общей юрисдикции (верховных судов республик, краевых, областных судов и т.д.). Они пересматривают уголовные дела по жалобам на кассационные определения этих судов, на вступившие в законную силу приговоры и определения районных (городских) судов и постановления, вынесенные единолично судьями этих судов, приговоры и постановления мировых судей. Это основное звено вертикали судебно-надзорных инстанций. Они выполняют основной объем работы, о которой идет речь;

- Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ. Она пересматривает вступившие в законную силу приговоры и определения любого суда Российской Федерации, единоличные постановления судей - членов судов субъектов РФ, если только эти приговоры, определения и постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также президиумов судов субъектов РФ;

- Президиум Верховного Суда РФ пересматривает приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, а также постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (имеются в виду редкие случаи, когда уголовное дело рассматривалось в Верховном Суде РФ по первой инстанции).

2. В сфере военной юстиции судебно-надзорными инстанциями выступают:

- президиумы окружных (флотских) военных судов, которые пересматривают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также свои определения и постановления, принятые во второй (кассационной) инстанции;

- Военная коллегия Верховного Суда РФ, которая пересматривает в порядке судебного надзора вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов.

3. Надзорное производство по уголовным делам осуществляется с соблюдением требования инстанционности, в соответствии с которым надзорные жалоба или представление рассматриваются и уголовное дело пересматривается вначале в нижестоящем, а затем в вышестоящем суде надзорной инстанции. При этом предварительное производство по жалобе или представлению в каждой надзорной инстанции осуществляется в два этапа: вначале ходатайство рассматривается судьей, а затем, если в удовлетворении жалобы или представления отказано, постановление судьи может быть проверено председателем суда надзорной инстанции. Соответственно сказанному судьей вышестоящего суда надзорной инстанции жалоба или представление могут быть приняты к своему рассмотрению лишь в тех случаях, когда постановлением судьи нижестоящего суда надзорной инстанции в удовлетворении жалобы или представления отказано и председатель этого суда, проверив постановление судьи по жалобе или представлению, согласен с решением судьи либо когда состоялось надзорное решение этого суда, принятое по результатам пересмотра уголовного дела (пункт 2Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1).

4. В тех случаях, когда рассмотрение уголовного дела в отношении одних осужденных (оправданных, лиц, в отношении которых уголовное дело прекращено) входит в компетенцию нижестоящей, а в отношении других - в компетенцию вышестоящей надзорной инстанции, уголовное дело подлежит рассмотрению вышестоящей надзорной инстанцией в отношении всех лиц, о которых было принято решение о возбуждении надзорного производства, а также лиц, уголовное дело в отношении которых проверяется в порядке, предусмотренном частью второй статьи 410УПК (пункт 20Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1), т.е. в так называемом ревизионном порядке (см. текст упомянутой нормы икомментарий к ней).

Статья 404. Порядок принесения надзорных жалобы или представления

Комментарий к статье 404

1. Согласно комментируемой статьенадзорные жалоба и представление должны иметь та же структуру и содержание, что и кассационные жалоба и представление (см.статью 375УПК икомментарий к ней), с приложениями, особенность которых заключается в том, что в данном случае оспаривается судебное решение, уже вступившее в законную силу.

2. В отличие от апелляционных и кассационных жалоб и представлений, которые приносятся через суд, постановивший приговор или иное обжалуемое судебное решение (см. часть первую статьи 355УПК икомментарий к ней), надзорные жалобы и представления приносятся непосредственно в судебно-надзорную инстанцию.

3. Надзорные представленияв президиум суда субъекта РФ вносятся прокурором соответствующего субъекта РФ или его заместителем. В случае несогласия с решением этих должностных лиц прокуратуры, оставивших жалобу заинтересованного лица без удовлетворения, Генеральный прокурор РФ или его заместитель могут сами внести надзорное представление, основываясь на принципе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим (пункты 3и4Приказа Генерального прокурора РФ от 11 февраля 2003 г. N 10 "Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства").

4. В качестве дополнительно представленных судом надзорной инстанции материалов не может быть использована документация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, которые не были известны суду первой инстанции и поэтому не исследовались при рассмотрении уголовного дела по существу (пункт 21Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1) и которые являются основанием для совершения другого порядка судопроизводства, которому посвящены нормыглавы 49"Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств" УПК. Наличие таких сведений в указанных материалах влечет, с нашей точки зрения, обязанность судьи, рассматривающего надзорные жалобу или представление,отказать в их удовлетворении(пункт 1 части третьей статьи 406УПК) и разъяснить автору порядок возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (части перваяипятая статьи 415УПК).

5. Если же указанные обстоятельства суд надзорной инстанции усмотрел уже после ошибочно принятого решения о возбуждении надзорного производства, такое производство подлежит прекращению(пункт 22Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1).

Статья 405. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора

Комментарий к статье 405

1. Пересмотр в порядке надзора по жалобе потерпевшего, его представителя и по представлению прокурора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела допускается в течение года по вступлении их в законную силутолько в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибкиискажало бы саму суть правосудия(см.ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г.; практику Верховного Суда РФ:пункт 16Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1;ПостановлениеПрезидиума Верховного Суда РФ от 10 апреля 2006 г. по делу Иванькова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9. С. 5, 6;ПостановлениеПрезидиума Верховного Суда РФ по делу Смирнова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9. С. 9, 10;ОпределениеСудебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 января 2009 г. по делу К. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 9, 10).

2. На основании комментируемой статьисуд ни при каких обстоятельствах не вправе принять решение, ухудшающее положение осужденных, в отношении которых жалоба или представление по этим мотивам не были принесены (пункт 16Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1).

Статья 406. Порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления

Комментарий к статье 406

1. Уголовное дело судьей надзорной судебной инстанции должно быть востребовано в каждом случае, когда возникают сомнения в законности, обоснованности и справедливости обжалованного судебного решения, вступившего в законную силу. Судья не вправе отказаться от истребования уголовного дела, если содержащиеся в жалобе или представлении доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в обжалуемых судебных документах. Решение о возбуждении надзорного производства без истребования уголовного дела может быть принято в тех случаях, когда нарушения, влекущие пересмотр приговора или иного судебного решения, усматриваются из судебных решений и иных материалов, прилагаемых к жалобе или представлению (дело рассмотрено незаконным составом суда, осужденный не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, истекли сроки давности уголовного преследования и т.п.). Рассматривать же надзорную жалобу или представление по существу без истребования уголовного дела суд надзорной инстанции не вправе во всех случаях (пункт 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1. Текст приводится в авторской редакции. -Б.Б.).

2. Рассмотрение надзорной жалобы или надзорного представления в суде надзорной инстанции поручается одному из судей, который вправе истребовать соответствующее уголовное дело, которое всегда хранится в суде первой инстанции, рассмотревшей его по существу, и в течение 30 суток: 1) отказать в удовлетворении жалобы или представления; 2) возбудить надзорное производство и передать жалобу или представление и уголовное дело на рассмотрение суда надзорной инстанции. Каждое из двух решений носит форму постановления судьи.

3. В первом случае лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, внесшему надзорное представление, сообщается о принятом отрицательном решении и дальнейшие правоотношения по поводу надзорного производства в данной судебной инстанции не развиваются. Таким образом, стадия надзорного производства открывается только в случае удовлетворения надзорной жалобы или надзорного представления.

4. Руководителям судебных органов, наделенных полномочиями надзорных инстанций, т.е. председателям и заместителям судов среднего и высшего звена, предоставлено право, не согласившись с отказом судьи в удовлетворении надзорных жалобы или представления, принять собственное постановление противоположного содержания, т.е. о возбуждении надзорного производства. Таким образом, решающее слово по вопросу об удовлетворении надзорных жалобы или представления принадлежит единолично Председателю Верховного Суда РФ и его заместителям, председателям судов субъектов Российской Федерации и их заместителям, председателям окружных (флотских) военных судов и их заместителям.

Статья 407. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Комментарий к статье 407

1. Под предварительным решением, которое упоминается в тексте части первой комментируемой статьии с которого начинается исчисление сроков рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, следует понимать постановление судьи, председателя суда или его заместителя о возбуждении надзорного производства.

2. Основная часть процедуры судебно-надзорного производства в уголовном процессе заключается в докладе судьи об обстоятельствах дела и в ответах на вопросы, которые этот доклад может вызвать со стороны других членов суда надзорной инстанции. Именно эта часть дает исходный квалифицированный материал для последующей процедуры, определяя рамки уголовного процесса в данной стадии.

3. Исключительный характер процедуры (пересматривается судебное решение, вступившее в законную силу и, быть может, частично или даже полностью исполненное) предопределяет требования закона (часть вторая комментируемой статьи), согласно которому в заседании суда надзорной инстанции всегда принимает участие прокурор. В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа принимает участие прокурор субъекта РФ или его заместитель, а в заседании президиума окружного (флотского) военного суда - военный прокурор округа (флота), приравненный к нему военный прокурор или его заместитель. В заседании Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ принимают участие прокуроры управлений по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры или по поручению заместителей Генерального прокурора другие прокуроры. В заседании Президиума Верховного Суда РФ участвует Генеральный прокурор РФ или его заместитель (ПриказГенерального прокурора РФ от 11 февраля 2003 г. N 10 "Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Тула: Автограф, 2004. Том I. С. 405).

Статья 408. Решение суда надзорной инстанции

Комментарий к статье 408

1. Суд надзорной инстанции оставляет надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения - без изменения, если придет к выводу, что эти решения законны, обоснованны и справедливы и ни для их отмены, ни для изменения законных оснований не имеется.

2. Суд надзорной инстанции отменяетобжалуемые приговор, определение и постановление суда и все последующие судебные решения ипрекращает производство по данному уголовному делу, если в результате рассмотрения дела будут установлены имеющие сквозной характер обстоятельства, исключающие уголовное судопроизводство или же позволяющие освободить виновного от уголовной ответственности, о которых выше уже неоднократно шла речь (см., в частности,статью 384УПК икомментарий к ней).

3. Суд надзорной инстанции отменяетприговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения ипередает уголовное дело на новое судебное рассмотрение, если в результате его рассмотрения будет установлено, что приговор или иное судебное решение суда первой инстанции незаконны, необоснованны или несправедливы и эти изъяны указанных судебных решений не исправлены при дальнейшем движении уголовного дела, а сам суд надзорной инстанции также не может исправить их путем изменения обжалуемых судебных решений, потому что по закону это может сделать только суд первой инстанции. Такое решение принимается по основаниям, указанным встатье 409УПК (см. текст данной статьи икомментарий к ней).

4. Суд надзорной инстанции отменяет приговор суда апелляционной инстанции и передает дело на новое апелляционное рассмотрение, если сочтет установленным, что такой приговор незаконен, необоснован или несправедлив, но сам не может исправить ошибку путем изменения такого приговора, поскольку такое изменение не относится к его компетенции.

5. Суд надзорной инстанции отменяет определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передает уголовное дело на новое кассационное рассмотрение, если придет к выводу, что соответствующее решение суда первой или апелляционной инстанции (приговор, определение, постановление) законны, обоснованны и справедливы, но при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке допущена ошибка. Такую ошибку должна исправить кассационная инстанция.

6. Суд надзорной инстанции вносит изменения в приговор, определение или постановление судас соблюдением норм, определяющих пределы прав суда надзорной инстанции (см.статью 410УПК икомментарий к ней).

7. Современный институт надзорного производства не предполагает отмены приговора и последующих судебных решений с возвращением уголовного дела прокурорусудом надзорной инстанции. Однако по главному смыслуПостановленияКонституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. такое возвращение возможно. Его основанием является допущенное в стадии предварительного расследования и не устраненное в судебных стадиях производства по уголовному делу существенное нарушение уголовно-процессуального закона, которое путем лишения или ограничения гарантированныхУПКправ участников уголовного судопроизводства повлияло на постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора. Этот комментарий уже опубликован в предыдущем издании настоящей книги. Теперь он получил подтверждение в позиции Верховного Суда РФ (см.пункт 15Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1).

Статья 409. Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу

Комментарий кстатье 409

1. В порядке надзора судебные решения по уголовному делу подлежат отмене или изменению по тем же основаниям, что и в кассационном порядке: 1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции; 2) нарушение уголовно-процессуального закона; 3) неправильное применение уголовного закона; 4) несправедливость приговора (см. статью 379УПК икомментарий к ней).

2. Часть вторая комментируемой статьидифференцирует основания для отмены или изменения судебного решения в порядке надзора в зависимости от того, в какой стадии уголовного процесса данное решение состоялось. Если основанием для отмены судебного решения суда первой инстанции является его собственная незаконность или необоснованность, то основанием для отмены судебного решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции служит (в общем виде) то обстоятельство, что в этих судебных инстанциях ошибка осталась незамеченной и не исправлена.

3. Частью третьей комментируемой статьи(в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ) установлено новое бесспорное основание для отмены вступившего в законную силу приговора,вынесенного заочно. Содержание этой нормы связано счастью седьмой статьи 247УПК (см. ее текст икомментарий к статье). Смысл этого основания заключается в том, что осужденный заочно имеет право на новое, повторное судебное разбирательство с его личным участием.

Статья 410. Пределы прав суда надзорной инстанции

Комментарий кстатье 410

1. Независимо от повода и основания возбуждение надзорного производства по уголовному делу влечет обязанность суда надзорной инстанции проверить законность, обоснованность и справедливость всех вступивших в законную силу судебных решений по данному уголовному делу и в отношении всех осужденных, в том числе и в отношении тех, кто надзорных жалоб не подавал. Эта черта судебно-надзорного производства в российском уголовном процессе носит название ревизионного начала.

2. В случае отмены обвинительного приговора или кассационного определения и направления уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой или второй инстанции суд надзорной инстанции обязан решить вопрос об избрании меры пресечения в отношении лица, содержащегося под стражей. Если в качестве меры пресечения избирается содержание под стражей, то в постановлении (определении) суда надзорной инстанции должны быть указаны основания для избрания данной меры пресечения и срок ее действия (пункт 33Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 22). Прежнее разъяснение Верховного Суда РФ, в силу которого сам факт отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы снимал вопрос о мере пресечения, утратило силу. Таким образом, совокупность положений, определяющих пределы прав суда надзорной инстанции, пополнилась новым важным полномочием.

3. Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом, которому оно направлено. Однако характер таких указаний специфичен. Он раскрывается в пунктах 1-3 части седьмойи вчасти восьмой комментируемой статьи, согласно которым суд надзорной инстанции сам не вправе решать вопросы по существу делу; элементы апелляционного производства в данной стадии недопустимы. Суд надзорной инстанции указывает лишь на то, какие ошибки допущены судом первой, или апелляционной, или кассационной инстанции при оценке доказательств и формулировании выводов, вытекающих из такой оценки, и каким путем следовало бы исправить такие ошибки. Однако он не предлагает своей собственной оценки имеющихся в деле доказательств, не формулирует новых выводов по существу дела, не приводит собственную квалификацию содеянного, не определяет вид и меру наказания и не предрешает содержания будущего кассационного определения.

Статья 411. Рассмотрение уголовного дела после отмены первоначального приговора суда или определения суда кассационной инстанции

Комментарий к статье 411

Уголовное дело, возвращенное судом надзорной инстанции в соответствующий суд, рассматривается и разрешается на общих основаниях по правилам производства в суде первой инстанции, апелляционного и кассационного производства без каких-либо изъятий и особенностей. На общих основаниях обжалуются и вновь принятые судебные решения.

Статья 412. Внесение повторных надзорных жалоб или представлений

Комментарий к статье 412

1. По смыслу части первой комментируемой статьиповторными надзорными жалобой или представлением следует считать жалобу или представление, принесенные по тому же делу, в отношении того же лица, в ту же надзорную инстанцию, тем же субъектом обжалования, если ранее в отношении этого лица состоялось судебное решение (постановление, определение) этого же суда надзорной инстанции либо жалоба или представление были оставлены без удовлетворения постановлением судьи, с которым согласились председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, председатель окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель. Повторные жалоба или представление возвращаются судьей соответствующего суда надзорной инстанции без рассмотрения со ссылкой на комментируемую нормуУПК. Если же в одной из повторных жалоб или представлений усматриваются основания для отмены или изменения судебного решения, то вышеперечисленные должностные лица - руководители судебных органов в пределах своей компетенции могут отменить постановление судьи, возбудить надзорное производство и передать жалобу или представление на рассмотрение суда надзорной инстанции (пункт 23Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1) <1>.

--------------------------------

<1> Представляется, что в этом месте текста ПостановленияПленума Верховного Суда РФ была бы уместна следующая вставка: "...если они не давали согласия на отказ в удовлетворении первоначальных жалобы или представления".

2. Если же уголовное дело было вновь рассмотрено после его возвращения судом надзорной инстанции, то повторное обжалование вступивших в законную силу судебных решений подчиняется общим правилам и не имеет никаких особенностей.

* * *

Российское судебно-надзорное производство по уголовным делам в его современном обличье существенно отличается от этого процессуального института в его изначальном, исторически сложившемся смысле и содержании. Подлинно надзорная уголовно-процессуальная деятельность начинается, а одноименная стадия в уголовном судопроизводстве открывается и надзорное производство возбуждается не по воле сторон и уж тем более не по воле неограниченного числа "иных лиц", а исключительно по усмотрению высокопоставленных должностных лиц судебного ведомства и прокурорского надзора. То, что теперь подача жалобы любым участником уголовного судопроизводства влечет начало пусть даже предварительного надзорного производства, означает превращение этой экстраординарной деятельности в обычные - третью, четвертую и пятую - стадии по пересмотру приговоров и тот факт, что творцам нынешнего УПКи здесь удалось проявить свою оригинальность перед историей.

Между тем кажущаяся доступность и демократичность многоинстанционного судебно-надзорного производства не снижает тревоги общества по поводу нашего правосудия по уголовным делам и больше никого не способна обмануть. Надзорное производство в российском уголовном судопроизводстве на пороге коренной реформы. Федеральным закономот 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2013 г. глава 48 "Производство в надзорной инстанции" (статьи 402-412) ныне действующего УПКутрачивает силу. Одновременно данный Кодекс дополняется главой 48.1 (статьи 412.1-412.13), полный текст которой с краткимкомментарием к ней, отражающим наиболее существенные нововведения, приводится ниже.

studfiles.net