Шпаргалка: Судебная власть Великобритании. Судебная власть англии


Особенности судебной власти / Великобритания / Политический Атлас Современности

Великобритания / Особенности судебной власти

В Великобритании судебная власть независима. Высшая судебная инстанция Великобритании — Судебная коллегия Палаты лордов, состоящая из лорда-канцлера и судебных лордов. Лорд-канцлер (ни одна женщина никогда не занимала этот пост) — высшее судебное должностное лицо, главный советник правительства по правовым вопросам, член кабинета, спикер палаты лордов. Судебная коллегия рассматривает апелляции на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также (только по гражданским делам) — Шотландии. Заключение, принятое большинством голосов, передаётся в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов. Далее на иерархической лестнице располагается Апелляционный суд, Высокий суд правосудия и 90 коронных судов (или Судов короны), где разбираются серьёзные уголовные дела с участием судьи и присяжных. Все вместе эти суды образуют Верховный суд Англии и Уэльса.

Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений и рассматривает в коллегиях из трёх или более судей апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд — главный судья (возглавляет гражданское отделение) и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов — апелляционных судей.

Высокий суд правосудия состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцелярское отделение (возглавляется вице-канцлером) и отделение по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; теоретически каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Жалобы на решения Высокого суда подаются в Апелляционный суд.

Коронные суды заняты рассмотрением, обязательно с участием присяжных, дел о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (то есть о наиболее серьёзных преступлениях), а также апелляции на приговоры и решения судов низшей инстанции. Коронные суды регулярно проводят заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается участие в процессе 10 или 11 присяжных.

Огромное значение имеет институт мировых судей, существующий более шестисот лет. Мировые судьи формально назначаются лордом-канцлером и подбираются из самых разных слоев населения, в том числе не из числа профессиональных юристов. Большая часть из них работает в качестве мировых судей бесплатно. Они слушают (без присяжных) самые мелкие уголовные дела (в среднем 98 % всех уголовных дел), наказание по которым — штраф или лишение свободы на срок до 6 месяцев. Если обвиняемый заслуживает более серьёзного наказания, дело передаётся в Коронный суд. Мелкие гражданские дела (более 90 % всех гражданских дел) слушаются в судах графств, где председательствуют профессиональные судьи.

Судебная система Шотландии обладает своей спецификой. По уголовным делам высшей инстанцией является Высокий суд юстициариев. Возглавляет его лорд — генеральный судья Шотландии, в состав входят также лорд — судья-клерк и лорды — члены Высокого суда юстициариев. Судья этого суда вместе с 15 присяжными по первой инстанции слушает дела о наиболее серьёзных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту. Также Высокий суд юстициариев в составе трёх или более его членов рассматривает жалобы на приговоры любых шотландских судов, в том числе вынесенные судьёй этого же суда. Сессионный суд Шотландии — высшая судебная инстанция по гражданским делам. В состав суда входят лорд — генеральный судья Шотландии, называемый в качестве его главы лордом — президентом Сессионного суда, лорд — судья-клерк (он стоит во главе одного из отделений Сессионного суда) и сессионные лорды, одновременно являющиеся членами Высокого суда юстициариев. Постановления Сессионного суда, в отличие от постановлений Высокого суда юстициариев, могут быть обжалованы в Палате лордов.

Серьёзные уголовные дела рассматриваются шерифскими судами с участием 15 присяжных. Единолично без присяжных рассматриваются дела о преступлениях, преследуемых в порядке суммарной юрисдикции. Шерифы — профессиональные судьи. Низшей инстанцией по уголовным делам выступают окружные суды, в которых либо платные магистраты единолично, либо двое и более мировых судей рассматривают дела о малозначительных правонарушениях. Некоторые категории гражданских споров, чаще всего семейного характера, также разбирают платные магистраты и мировые судьи.

В Великобритании принято прецедентное право с элементами римского и современного европейского права. Решение о возбуждении серьёзного уголовного дела принимается Коронной прокуратурой под председательством главы прокурорской службы. Существует поддерживаемая государством система юридической помощи и консультаций по гражданским и уголовным делам.

←   Назад  |   Особенности судебной власти   |   Вперёд   →

www.hyno.ru

Особенности судебной власти / Великобритания / Политический Атлас Современности

Великобритания / Особенности судебной власти

В Великобритании судебная власть независима. Высшая судебная инстанция Великобритании — Судебная коллегия Палаты лордов, состоящая из лорда-канцлера и судебных лордов. Лорд-канцлер (ни одна женщина никогда не занимала этот пост) — высшее судебное должностное лицо, главный советник правительства по правовым вопросам, член кабинета, спикер палаты лордов. Судебная коллегия рассматривает апелляции на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также (только по гражданским делам) — Шотландии. Заключение, принятое большинством голосов, передаётся в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов. Далее на иерархической лестнице располагается Апелляционный суд, Высокий суд правосудия и 90 коронных судов (или Судов короны), где разбираются серьёзные уголовные дела с участием судьи и присяжных. Все вместе эти суды образуют Верховный суд Англии и Уэльса.

Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений и рассматривает в коллегиях из трёх или более судей апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд — главный судья (возглавляет гражданское отделение) и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов — апелляционных судей.

Высокий суд правосудия состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцелярское отделение (возглавляется вице-канцлером) и отделение по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; теоретически каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Жалобы на решения Высокого суда подаются в Апелляционный суд.

Коронные суды заняты рассмотрением, обязательно с участием присяжных, дел о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (то есть о наиболее серьёзных преступлениях), а также апелляции на приговоры и решения судов низшей инстанции. Коронные суды регулярно проводят заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается участие в процессе 10 или 11 присяжных.

Огромное значение имеет институт мировых судей, существующий более шестисот лет. Мировые судьи формально назначаются лордом-канцлером и подбираются из самых разных слоев населения, в том числе не из числа профессиональных юристов. Большая часть из них работает в качестве мировых судей бесплатно. Они слушают (без присяжных) самые мелкие уголовные дела (в среднем 98 % всех уголовных дел), наказание по которым — штраф или лишение свободы на срок до 6 месяцев. Если обвиняемый заслуживает более серьёзного наказания, дело передаётся в Коронный суд. Мелкие гражданские дела (более 90 % всех гражданских дел) слушаются в судах графств, где председательствуют профессиональные судьи.

Судебная система Шотландии обладает своей спецификой. По уголовным делам высшей инстанцией является Высокий суд юстициариев. Возглавляет его лорд — генеральный судья Шотландии, в состав входят также лорд — судья-клерк и лорды — члены Высокого суда юстициариев. Судья этого суда вместе с 15 присяжными по первой инстанции слушает дела о наиболее серьёзных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту. Также Высокий суд юстициариев в составе трёх или более его членов рассматривает жалобы на приговоры любых шотландских судов, в том числе вынесенные судьёй этого же суда. Сессионный суд Шотландии — высшая судебная инстанция по гражданским делам. В состав суда входят лорд — генеральный судья Шотландии, называемый в качестве его главы лордом — президентом Сессионного суда, лорд — судья-клерк (он стоит во главе одного из отделений Сессионного суда) и сессионные лорды, одновременно являющиеся членами Высокого суда юстициариев. Постановления Сессионного суда, в отличие от постановлений Высокого суда юстициариев, могут быть обжалованы в Палате лордов.

Серьёзные уголовные дела рассматриваются шерифскими судами с участием 15 присяжных. Единолично без присяжных рассматриваются дела о преступлениях, преследуемых в порядке суммарной юрисдикции. Шерифы — профессиональные судьи. Низшей инстанцией по уголовным делам выступают окружные суды, в которых либо платные магистраты единолично, либо двое и более мировых судей рассматривают дела о малозначительных правонарушениях. Некоторые категории гражданских споров, чаще всего семейного характера, также разбирают платные магистраты и мировые судьи.

В Великобритании принято прецедентное право с элементами римского и современного европейского права. Решение о возбуждении серьёзного уголовного дела принимается Коронной прокуратурой под председательством главы прокурорской службы. Существует поддерживаемая государством система юридической помощи и консультаций по гражданским и уголовным делам.

←   Назад  |   Особенности судебной власти   |   Вперёд   →

hyno.ru

Судебная власть Великобритании

В Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.

Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов.

Контроль за деятельностью правительства осуществляет Парламент в таких формах: направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

По результатам парламентских выборов формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

Делами местного значения в каждом графстве, округе, области занимаются выборные советы. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе - ассамблея является лишь совещательным органом.

Свой собственный, старейший в мире парламент - Тинвальд существует на острове Мэн, состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат. Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет. Парламент принимает законы, требующие одобрения Королевы в Совете. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная – комитетами, утверждаемыми ассамблеями.

Наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Также определенными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.

Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т. е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты – законодательные акты британского Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. В системе судебных прецедентов различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т. п.

В развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в. в «Ежегодниках», а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. В тоже время публикуются «Еженедельные судебные отчеты», «Всеанглийские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие издания подобного характера. Именно прецеденты долгое время служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях.

Английская буржуазная революция XVII в., не изменила взаимоотношений между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и по настоящее время. Среди них Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г., в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся и к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т. п.

Начиная с 30-х гг. XIX в. английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям в важнейших его отраслях. Были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права. В результате к концу XIX – началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского права. Среди такого рода актов – законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г.

Таким образом, законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Но, необходимо заметить, что возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости. С учетом исторически сложившихся особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, которые истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

Среди источников английского права на протяжении XX в. существенно возрастает и роль делегированного законодательства. Особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей его формой считается «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента.

За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

mirznanii.com

Судебная власть в Великобритании.

Поиск Лекций

В Соединенном королевстве существуют три автономные судебные системы:

· Общая для Англии и Уэльса;

· Отдельная для Шотландии;

· Отдельная для Северной Ирландии.

В Англии и Уэльсе имеются система общих судов и система административных судов. Иерархию общих судов образуют :

· Низшие суды - магистратские суды и суды графств;

· Высшие суды - Верховный суд и Палата лордов.

Магистратские суды - фактически это мировые судьи - их около 20 тыс. по стране, причем большинство из них - не юристы по профессии, выполняющие свои функции на общественных началах. Эти суды рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела.

Суды графств (их около 350 по стране) рассматривают гражданские и уголовные дела средней тяжести.

Магистратские суды (мировые судьи) и суды графств рассматривают около 90% всех дел, остальные (особо сложные) - рассматриваются высшие суды, главным образом Верховный суд, и незначительную часть (30-40 дел в год) - Палата лордов.

Особенностью Верховного судаАнглии и Уэльса является то, что он состоит из трех судов:

· Высокого суда;

· Суда Корона;

· Апелляционного суда.

Высокий суд имеет гражданско-правовую направленность,Суд Короны - уголовно-правовую, а Апелляционный суд рассматривает жалобы на их решения.

В составе Высокого суда имеется три отделения:

o Отделение королевской скамьи;

o Канцелярское отделение;

o Семейное отделение.

Отделение королевской скамьи рассматривает сложные гражданские дела, в том числе связанные с морскими перевозками (их решает входящий в состав отделения Суд Адмиралтейства) и торговлей (подсудны Коммерческому суду в составе отделения).

Канцлерское отделение решает дела, касающиеся интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), а также о доверительном управлении и банкротстве. Помимо этого отделения решает дела, не урегулированные правом (то есть те, аналогов которых еще не было, - заполняет пробелы в праве).

Семейное отделение рассматривает сложные семейные споры.

Суд Короны имеет уголовно-правовую направленность (в отличие от гражданско-правовой направленности Высокого суда). Суд Короны создан сравнительно недавно (в 1971 г.) взамен судов присяжных. Если ранее, до 1971 г. сложные уголовные дела рассматривались судами присяжных (судами ассизов), разбросанными по всей стране, то теперь суды присяжных "собраны" при одном высшем судебном органе - Суде Короны. Дела рассматриваются судьей- профессионалом и 10 или 12 присяжными.

Для обвинительного приговора необходимы голоса 9 из 10 либо 10 из 12 присяжных.

Апелляционный суд рассматривает жалобы на решения Высокого суда и Суда Короны.

Судьи в Англии и Уэльсе назначаются пожизненно до достижения пенсионного возраста (65, 70, 72 и 75 лет в зависимости от уровня суда).

Судебная система Северной Ирландии копирует судебную систему Англии и Уэльса.

Уникальную, не похожую на английскую и североирландскую, судебную систему имеет Шотландия. В иерархию шотландских судов входят:

o Районные суды, которые рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела в составе либо профессиональных судей, либо 2 и более мировых судей;

o Шерифские суды - рассматривают основную массу гражданских дел и уголовные дела средней тяжести;

o Сессионный суд в Эдинбурге - высшая судебная инстанция для рассмотрения гражданских дел;

o Высокий суд юстициариев - высшая судебная инстанция для рассмотрения уголовных дел (ее решения окончательны).

Острова Пролива и остров Мэн имеют собственные судебные системы.

Высшей судебной инстанцией для всей Великобритании является Палата лордов во главе с лордом-канцлером. Дела в Палате лордов рассматриваются не всеми лордами, а лишь небольшой коллегией лордов-юристов. Палата лордов может пересмотреть решение (но прибегает к этому крайне редко) любого суда Великобритании, кроме Высокого суда юстициариев Шотландии.

Решения высших судов островов Пролива и острова Мэн могут быть пересмотрены Судебным комитетом Тайного совета при королеве.

Местное самоуправление в Великобритании.

На всех уровнях административно-территориального деления Соединенного Королевства местная власть представлена органами местного самоуправления. Самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется советами, избираемыми населением. Исключение составляют графства Северной Ирландии и "столичные" графства Англии, а также Большой Лондон.

poisk-ru.ru

Доклад - Судебная власть Великобритании

В Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции — это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.

Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов.

Контроль за деятельностью правительства осуществляет Парламент в таких формах: направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

По результатам парламентских выборов формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

Делами местного значения в каждом графстве, округе, области занимаются выборные советы. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — ассамблея является лишь совещательным органом.

Свой собственный, старейший в мире парламент — Тинвальд существует на острове Мэн, состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат. Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет. Парламент принимает законы, требующие одобрения Королевы в Совете. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная – комитетами, утверждаемыми ассамблеями.

Наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Также определенными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.

Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т. е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты – законодательные акты британского Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. В системе судебных прецедентов различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т. п.

В развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в. в «Ежегодниках», а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. В тоже время публикуются «Еженедельные судебные отчеты», «Всеанглийские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие издания подобного характера. Именно прецеденты долгое время служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях.

Английская буржуазная революция XVII в., не изменила взаимоотношений между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и по настоящее время. Среди них Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г., в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся и к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т. п.

Начиная с 30-х гг. XIX в. английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям в важнейших его отраслях. Были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права. В результате к концу XIX – началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского права. Среди такого рода актов – законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г.

Таким образом, законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Но, необходимо заметить, что возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости. С учетом исторически сложившихся особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, которые истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

Среди источников английского права на протяжении XX в. существенно возрастает и роль делегированного законодательства. Особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей его формой считается «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента.

За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

www.ronl.ru

Шпаргалка - Судебная власть Великобритании

В Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции — это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.

Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов.

Контроль за деятельностью правительства осуществляет Парламент в таких формах: направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

По результатам парламентских выборов формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

Делами местного значения в каждом графстве, округе, области занимаются выборные советы. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — ассамблея является лишь совещательным органом.

Свой собственный, старейший в мире парламент — Тинвальд существует на острове Мэн, состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат. Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет. Парламент принимает законы, требующие одобрения Королевы в Совете. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная – комитетами, утверждаемыми ассамблеями.

Наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Также определенными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.

Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т. е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты – законодательные акты британского Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. В системе судебных прецедентов различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т. п.

В развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в. в «Ежегодниках», а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. В тоже время публикуются «Еженедельные судебные отчеты», «Всеанглийские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие издания подобного характера. Именно прецеденты долгое время служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях.

Английская буржуазная революция XVII в., не изменила взаимоотношений между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и по настоящее время. Среди них Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г., в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся и к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т. п.

Начиная с 30-х гг. XIX в. английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям в важнейших его отраслях. Были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права. В результате к концу XIX – началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского права. Среди такого рода актов – законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г.

Таким образом, законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Но, необходимо заметить, что возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости. С учетом исторически сложившихся особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, которые истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

Среди источников английского права на протяжении XX в. существенно возрастает и роль делегированного законодательства. Особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей его формой считается «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента.

За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

www.ronl.ru

Контрольная работа - Судебная власть Великобритании

В Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции — это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.

Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов.

Контроль за деятельностью правительства осуществляет Парламент в таких формах: направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

По результатам парламентских выборов формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

Делами местного значения в каждом графстве, округе, области занимаются выборные советы. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — ассамблея является лишь совещательным органом.

Свой собственный, старейший в мире парламент — Тинвальд существует на острове Мэн, состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат. Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет. Парламент принимает законы, требующие одобрения Королевы в Совете. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная – комитетами, утверждаемыми ассамблеями.

Наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Также определенными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.

Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т. е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты – законодательные акты британского Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. В системе судебных прецедентов различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т. п.

В развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в. в «Ежегодниках», а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. В тоже время публикуются «Еженедельные судебные отчеты», «Всеанглийские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие издания подобного характера. Именно прецеденты долгое время служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях.

Английская буржуазная революция XVII в., не изменила взаимоотношений между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и по настоящее время. Среди них Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г., в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся и к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т. п.

Начиная с 30-х гг. XIX в. английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям в важнейших его отраслях. Были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права. В результате к концу XIX – началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского права. Среди такого рода актов – законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г.

Таким образом, законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Но, необходимо заметить, что возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости. С учетом исторически сложившихся особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, которые истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

Среди источников английского права на протяжении XX в. существенно возрастает и роль делегированного законодательства. Особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей его формой считается «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента.

За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

www.ronl.ru