Функции и структура органов внутренних дел (стр. 1 из 5). Структура органов внутренних дел


Структура органов внутренних дел - часть 2

1) формирует с учетом анализа и прогнозирования состояние правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов, основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности и осуществляет меры по её реализации;

2) на основе и во исполнение Конституции РФ, федерального законодательства, актов президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) определяет основные направления деятельности и осуществляет руководство органами внутренних дел и внутренними войсками по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественного порядка, защите всех форм собственности, участвует в выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

4) осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации;

5) обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации, принятых в пределах их полномочий;

6) организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, розыску лиц и похищенного имущества, контроль над оборотом гражданского и служебного оружия, лицензирование отдельных видов деятельности;

7) участвует в организации территориальной обороны страны и выполнении мероприятий гражданской обороны;

8) обеспечивает охрану важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества физических и юридических лиц по договорам, оказывает содействие предприятиям, учреждениям и организациям в разработке мер по обеспечению их имущественной безопасности, а также личной безопасности их работников;

9) обеспечивает государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контрольных органов, участников уголовного судопроизводства и их близких;

10) осуществляет взаимодействие с международными организациями, правоохранительными органами иностранных государств, направляет в иностранные государства своих представителей для реализации полномочий Министерства[4] .

Деятельностью МВД и иных органов внутренних дел руководит Президент Российской Федерации, а Правительство осуществляет координацию их повседневной работы.

Министерство внутренних дел России возглавляет министр внутренних дел РФ, который вправе издавать нормативные правовые акты МВД России, заключать международные договоры РФ межведомственного характера, касающихся деятельности органов внутренних дел. Министр и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В Министерстве внутренних дел России действует коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, директора Федеральной миграционной службы России, входящих в неё по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД (кроме лиц, входящих в неё по должности) утверждается Президентом РФ.

Министерство внутренних дел, Главное управление внутренних дел, Управление внутренних дел по субъекту РФ осуществляют полномочия органов внутренних дел на территории соответствующего субъекта РФ. Названные органы управления ОВД действуют на основании Типового положения, утвержденного приказом МВД России[5] , а также положений о них, утверждаемых министром внутренних дел РФ. В подчинении МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ находятся городской отдел внутренних дел, районный отдел внутренних дел, а также иные подразделения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел, в порядке, установленном Российским законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Главные управления МВД России по федеральным округам[6] выполняют следующие задачи: выявление, предупреждение и пресечение преступлений, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами (организациями) и организованными преступными группами; осуществление борьбы с терроризмом; выявление, предупреждение и пресечение налоговых и экономических преступлений, носящих межрегиональный характер; осуществление взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по входящим в их компетенцию вопросам деятельности органов внутренних дел.

Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ[7] .

Важнейшей частью структуры Министерства внутренних дел является милиция, которая представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванную защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенную правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом. Её численность определяется Правительством Российской Федерации. Милиция содержится за счет федерального бюджета. Органы местного самоуправления вправе дополнительно увеличивать численность подразделений местной милиции с содержанием их за счет средств собственных бюджетов.

В структуру милиции входит криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений;

2) организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и т.п.

Только криминальная милиция имеет право использовать в своей работе оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности.

Милиция общественной безопасности — это составная часть милиции Российской Федерации, которая входит в структуру органов внутренних дел на местах, то есть в субъектах Федерации. Правовой основой этой милиции является закон «О милиции»[8] и соответствующие подзаконные акты Министерства внутренних дел, относящихся к её деятельности. Она призвана решать следующие основные задачи:

1) охрана собственности, общественного порядка;

2) обеспечение безопасности личности, общественной безопасности;

3) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений;

4) раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;

5) розыск отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к её компетенции[9] .

Внутренние войска МВД России входят в систему Министерства внутренних дел и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.

Правовой основой деятельности внутренних войск являются Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[10] детально определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск, порядок выполнения ими возложенных задач и устанавливает гарантии правовой и социальной защищённости военнослужащих внутренних войск.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления[11] .

В соответствии с Федеральным законом задачами внутренних войск МВД России являются:

1) участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

2) участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

3) охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

4) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;

5) участие в территориальной обороне РФ[12] .

Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляются органами управления внутренними войсками; соединениями и воинскими частями оперативного назначения, включая авиационные и морские части; специальными моторизированными соединениями и воинскими частями; соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и грузов; разведывательными и воинскими частями специального назначения; учреждениями (медицинскими, образовательными, научными и др.) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и др.).

Также в состав внутренних войск входят военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

mirznanii.com

Система органов внутренних дел

Историческая справка. В первые годы Советской власти органы внутренних дел в отличие от органов иностранных дел занимались всеми внутренними делами – организацией работы местных органов власти, осуществляли контроль за исполнением законов и распоряжений центральных органов власти, руководство местными предприятиями, благоустройством, землепользованием, дорогами, транспортом и др. Со временем функции отделялись вместе с органами. НКВД превратился в «государство в государстве». До 1956 г. НКВД не находился в двойном подчинении, а наоборот, контролировал местную власть. С 1956 г. после осуждения культа личности и периода репрессий введено двойное подчинение.

В 1962 г. было переименовано в МООП – министерство органы охраны общественного порядка. Но это название было слишком узким для характеристики выполняемых функций, и в 1968 было возвращено прежнее название.

Современная система МВД. Возглавляет отраслевую систему Министерство внутренних дел РФ. Положение о МВД России утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД, организация их деятельности.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, иные организации и подразделения.

Особое место занимает Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ, а также Бюро Интерпола.

Министр возглавляет министерство, решает в установленном законодательством порядке вопросы о назначении на должность и освобождении от должности министров внутренних дел, начальников главных управлений, управлений по субъектам Федерации, отменяет противоречащие законодательству РФ приказы и распоряжения этих начальников.

Перечень основных подразделений МВД РФ:

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте;

Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах;

Департамент безопасности дорожного движения;

Департамент государственной защиты имущества;

Департамент экономической безопасности;

Департамент охраны общественного порядка;

Департамент собственной безопасности;

Главное командование внутренних войск.

Кроме этих подразделений существуют департаменты, организующие деятельность по борьбе с преступлениями, например, Департамент уголовного розыска, Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

Это подразделения, осуществляющие основные функции. Есть и подразделения, осуществляющие обеспечивающие функции: оперативное, техническое, организационное, информационное, аналитическое, кадровое, финансовое, материально-техническое, медицинское обслуживание.

Акты министерства: приказы, инструкции, указания, приказами вводятся наставления, уставы, положения, правила. Нормативные акты носят общеобязательный характер.

В составе МВД образуется коллегия, члены коллегии, кроме входящих по должности, утверждаются Президентом РФ.

Главное управление МВД по федеральному округу в качестве основных задач выполняет координацию, контроль и анализ деятельности ОВД в округах, организацию деятельности по борьбе с преступностью (РУБОПы в субъектах РФ реорганизованы и подчиняются подразделениям в округах, как и криминальная милиция в целом).

УВД по краю, области подчиняются Главному управлению по федеральному округу и, соответственно, далее – МВД РФ. Возглавляет начальник, назначаемый Президентом РФ. Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на УВД задач и функций, а также за работу нижестоящих органов внутренних дел. Приказы – акты начальника. Создается  коллегия УВД.

Штабные функции осуществляет штаб УВД. Как и вышестоящие штабы, он обеспечивает последовательность решений и действий, их скоординированность, анализ, прогнозирование, информационное обеспечение. Специальные подразделения – подразделения криминальной милиции (не ниже краевого, областного уровня).

Городские, районные управления внутренних дел – основное звено милиции общественной безопасности.

Эти управления (отделы) осуществляют охрану общественного порядка, общественной безопасности и т.д. на соответствующей территории. К ведению органов местного самоуправления также отнесены вопросы осуществления  охраны общественного порядка, которые обеспечиваются милицией общественной безопасности (местной милицией). Местная милиция входит в систему МВД, подчиняется соответствующему органу внутренних дел и органу местного самоуправления. В компетенцию местного самоуправления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль за их деятельностью. Был проведен эксперимент по созданию муниципальной милиции (2000 г.).

В соответствии с основными направлениями деятельности в системе МВД выделяются:

- милиция, которая делится на криминальную и общественной безопасности;

- внутренние войска;

- подведомственная МВД Федеральная миграционная служба (ФМС).

 

admin-laws.ru

Функции и структура органов внутренних дел

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.. 4

2. ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ ОВД.. 6

3.ОТДЕЛ ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 9

4. ОТДЕЛ ДОЗНАНИЯ.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 18

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 20

Моя преддипломная практика проходила с 01.09.07-26.10.07г., в Отделе Внутренних дел Пролетарского района г.Ростова-на-Дону.

Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе данной преддипломной практики, студенты приобретают необходимые навыки, умения и представление о работе в правоохранительных органах, организациях и учреждениях.

За время прохождения преддипломной практики, я была ознакомлена с деятельностью органов дознания, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов дознания, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.

Особое внимание было уделено изучению гл.26 УПК., т.к. она имеет непосредственное отношения к моей дипломной работе.

В практическом аспекте в ходе практики я ознакомилась с деятельностью ОВД и милиции, после знакомства со структурой и отделами управления, была направлена для прохождения практики в отдел дознания.

Участвовала в процессе допроса, осмотра места происшествия, изучала порядок оформления уголовных дел, протоколов и постановлений, а так же, изучала на практике процесс предъявления обвинения, как важной гарантии соблюдения прав человека.

Функции, присущие органам внутренних дел, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие функции: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организация и осуществление розыска лиц скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение административных правонарушений и т.д.

Функции одного порядка могут быть возложены на нескольких

правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность

осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и еще некоторыми другими органами.

Основные задачи по охране общественного порядка и борьбе с

преступностью в системе органов внутренних дел выполняет милиция. В соответствии с Законом РФ «О милиции» она представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Эта система подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.[1]

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел и управлениям внутренних дел республик, краев и областей – субъектов Российской Федерации. Милиция общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления[2] , а местная, кроме того, - органам местного самоуправления.

В милицию общественной безопасности входят:

1)дежурные части[3]

2)участковые уполномоченные милиции;

3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;[4]

7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

9) отряды милиции особого назначения;

10) подразделения:

а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

б) дознания;

в) патрульно-постовой службы милиции;

г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

е) по делам несовершеннолетних;

ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;

з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

и) органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру.(пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2006 N 104)[5]

Моя преддипломная практика началась с изучением поступления сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в дежурную часть. В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел РФ при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной поступающей информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.[6]

Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщения о преступлениях и иная информация, поступившие в подразделения делопроизводства органа внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по установленным правилам делопроизводства, а при наличии признаков преступления в обязательном порядке направляются в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации. Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную информацию обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел и действовать в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 Закона Российской Федерации «О милиции».[7]

Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.

Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении.

При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел заявлений (сообщений) о преступлениях и иной информации оперативный дежурный регистрирует их в Книге учета сообщений о преступлениях (КУС) или в Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ) и принимает меры реагирования в установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России порядке.

Иная информация о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ).

Письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях и явке с повинной, рапорта сотрудников милиции об обнаружении ими признаков преступления регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях (КУС) в дежурной части органа внутренних дел.[8] Также в КУС регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека.

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Если разрешение поступивших сообщений о преступлениях и иной информации не относится к компетенции данного органа внутренних дел или правонарушение совершено на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации передаются по подследственности или в суд (по делам частного обвинения). Заявитель письменно уведомляется о передаче и получении его сообщения о преступлении по подследственности или в суд.

При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления) в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации, в оттиск которого вносится регистрационный номер записи в КУС, дата регистрации, наименование органа внутренних дел, подпись, инициалы и фамилия сотрудника милиции. При личном обращении заявителя одновременно с регистрацией в КУС заявления оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

mirznanii.com

Организационные структуры в органах внутренних дел

Являясь сложной социальной системой государство функционирует и развивается. Важнейшей характеристикой этой системы является публичность власти с институтами как структурными способами ее осуществления. В административно-правовом аспекте под структурой понимается такое строение органов исполнительной власти, при котором каждому из элементов свойственны общие признаки принадлежности к системе и отличительные свойства. Отличительными свойствами органов исполнительной власти являются: четко выраженный статус, место и функции органа, а также методы деятельности.

Понятие структуры управления в правовом смысле основывается на положениях административного права, поскольку воплощает схему распорядительной деятельности и содержит несколько аспектов.

1. Статус структурного звена должен быть определен в соответствующем нормативном акте (законе, подзаконном акте), который устанавливает компетенцию как систему полномочий (прав и обязанностей), а также принадлежность к определенной отраслевой структуре.

2. Функции структурного звена должны находиться в соответствии с его положением (местом) в иерархии управления. При этом функции управления не обладают юридической природой – их содержание связано с самим управлением, а объем зависит от уровня структурного звена.

3. В сфере государственного управления любая структура исполнительной власти наделена властно-распорядительными (административными) полномочиями, которые распространяются как на работников данной структуры, так и на подчиненные структуры. Соответственно обе стороны этих отношений (руководитель – подчиненный) обладают правами и обязанностями, по поводу исполнения которых и осуществляется административное управление данным структурным звеном. При этом в соотношении трех основных методов административно-правового регулирования общественных отношений (дозволения, запрещения, позитивного обязывания) проявляется особенность функционирования данного структурного звена.

Сложность и ответственность задач, решаемых в процессе управления органами внутренних дел, вызывают необходимость правового регулирования деятельности всех структурных звеньев системы управления. Роль законодательного и иного нормативного регулирования заключается в упорядочении компетенции, а также в обеспечении надлежащих отношений между службами и подразделениями и отдельными сотрудниками. Все это в целом обеспечивает надежность, устойчивость и эффективность их функционирования.

Организационная структура – это совокупность взаимодействующих компонентов и элементов системы,строение и внутренняя форма организации, которые являются функциональным началом осуществления целей и задач деятельности и основываются на правовом регулировании процессов создания и функционирования отдельных звеньев данной структуры.

Организационная структура органов внутренних дел состоит из взаимодействующих компонентов и элементов.

Компонентами организационной структуры выступают подсистемы различных уровней управления в органах внутренних дел, а также входящие в их состав службы и подразделения.

Обозначенные в административном праве свойства отдельных служб и подразделений, входящих в единую структуру, позволяют выделить три основных вида структурных компонентов органа внутренних дел: отраслевой, обеспечивающий и штабной компоненты.

1. Отраслевой компонент реализует специальные функции органов внутренних дел. В частности, к нему относятся в укрупненном виде криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

2. Обеспечивающий компонент включает в себя кадровые подразделения, тыловые службы, секретариаты, информационные центры, медицинские и другие службы.

3. Штабной компонент призван выполнять общие функции управления и разделяется на подразделения межотраслевого управления (штабы и организационно-инспекторские службы) и оперативного управления (дежурные части).

Приведенное структурное построение органов внутренних дел является наиболее общим, свойственным как территориальным, так транспортным органам внутренних дел.

Элементами организационной структуры являются:

· система должностных прав и обязанностей;

· совокупность требований к знаниям, опыту и квалификации работников;

· имеющиеся связи между уровнями управления, их структурными компонентами, руководящим звеном и отдельными сотрудниками.

Структура органа определяется сложностью возлагаемых на него задач, его функциями (цели – задачи – функции – структура) и нормативно закрепляется в правовом статусе, в его структурно-организационном блоке.

В настоящее время происходит процесс последовательного усложнения правоохранительных функций и специализации труда, который вызывает необходимость более детального и глубокого структурирования органов внутренних дел, закрепления отдельных специальных функций за соответствующим подразделением.

На криминальную милицию, например, возлагаются функции по пресечению и раскрытию преступлений. Специальными направлениями ее деятельности являются: противодействие общеуголовной преступности, преступности экономической направленности, розыск скрывающихся от следствия и суда, а также деятельность экспертно-криминалистических подразделений.

В деятельности уголовного розыска происходит специализация деятельности отделов (отделений, групп) по пресечению и раскрытию тяжких преступлений, квартирных краж, угонов автотранспорта, преступности несовершеннолетних, незаконного оборота наркотиков и другие направления оперативно-розыскной деятельности.

Аналогичная специализация функций и соответствующих структурных подразделений существует в деятельности милиции общественной безопасности. Основными структурами, выполняющими задачи в области общественной безопасности, являются: подразделения охраны общественного порядка, подразделения профилактики преступлений и правонарушений, подразделения исполнения административных наказаний, паспортно-визовые, лицензионно-разрешительные и другие подразделения.

Отражением процессов специализации является деятельность подразделений органов внутренних дел, которые выполняют обеспечивающие функции.

Служба тыла, например, является многофункциональной структурой. В ее компетенцию входит вещевое, транспортное, продовольственное и другие виды обеспечения, а также обеспечение средствами связи и спецтехникой, их ремонтно-техническое обслуживание, проведение ремонтно-строительных работ и т.д. Отдельно от служб тыла функционируют кадровые аппараты, секретариаты органов внутренних дел, подразделения собственной безопасности и иные обеспечивающие структуры.

Составной частью аппарата управления в органах внутренних дел являются органы управления. Они подчинены руководителю органа для осуществления с их помощью всех направлений организационно-управленчес­кой деятельности, функций общего руководства. Организационная структура штаба соответствует его роли как органа межотраслевого управления. Основными направлениями деятельности штаба являются комплексное планирование деятельности органа внутренних дел, координация деятельности отраслевых подразделений, подготовка проектов управленческих решений, контроль их исполнения и другие направления.

Иную задачу выполняют дежурные части. Они осуществляют оперативное управление силами и средствами органа внутренних дел.

Компетенция органа внутренних дел, как явление юридическое, отображается в компетенции его структурных подразделений, и в качестве неотъемлемой части сюда же входит компетенция (должностные обязанности) сотрудников органов внутренних дел.

Выделяют три категории сотрудников: старший начальствующий состав, средний начальствующий состав и младший начальствующий состав органов внутренних дел. В соответствии с категориями детализируются функциональные обязанности по каждой из должностей данного структурного подразделения.

Правильное распределение должностных обязанностей относится к технологическому аспекту процесса управления. Основные права и обязанности сотрудников данного структурного звена в целом совпадают, но технологически они должны разделяться по месту сотрудника в процессе деятельности и по специфике выполняемых функций. Обеспечение правильной технологии управления предполагает недопустимость как отсутствия четких функций у сотрудника, так и дублирования функциональных обязанностей.

Распределение должностных обязанностей основано на реализации трех основных принципов оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел: зональном, линейном и смешанном.

1. Зональный принцип предполагает закрепление функциональных обязанностей сотрудников данного структурного подразделения в соответствующих территориальных границах (например, для зональных сотрудников уголовного розыска) либо в соответствии с численностью населения на обслуживаемой территории (например, для уполномоченных участковых инспекторов милиции).

2. Линейный принцип предполагает закрепление функциональных обязанностей сотрудников данного структурного подразделения по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности (например, для оперативных сотрудников подразделений по экономическим преступлениям).

3. Смешанный принцип предполагает совмещение в одном структурном подразделении зональных и линейных функциональных обязанностей – это характерно для структурных подразделений так называемого среднего уровня управления, в котором совмещается, например, деятельность определенной отраслевой направленности (линейный принцип) и деятельность по контролю над подчиненными территориальными структурами, обслуживающими данное направление (зональный принцип).

В процессе исполнения должностных обязанностей находят свое воплощение функции того или иного структурного подразделения. Средством их реализации являются организационные связи. В частности, организационно-административные связи основаны на исполнении отдельными сотрудниками (руководителями и подчиненными) своих должностных обязанностей, субординации служебных отношений. Организационно-предметные связи необходимы для обмена официальной информацией между административно не подчиненными друг другу подразделениями, сотрудниками, а также с иными взаимодействующими организациями и их структурами. Организационные связи дополняются межличностными контактами. Они в отдельных случаях имеют приоритет по отношению к субординационным служебным связям, так как, минуя официальные уровни, позволяют оперативно решать многие вопросы без бюрократического регламента.

Непосредственно организационно-административные связи являются отношениями «власть – подчинение». Они образуют в органах внутренних дел уровни управления. Понятие «уровень управления» обусловлено сложной системой отношений субординации в процессе управления. В структуре этих отношений можно выделить различные элементы. В частности, в отделении милиции: начальник милиции – начальники служб и подразделений – начальники дежурных смен, командиры патрульных групп. Одновременно данное отделение милиции входит в состав структуры (системы) более высокого уровня, в составе которой он является низовым звеном: начальник отделения милиции – начальник районного городского отдела внутренних дел – начальник городского управления внутренних дел. Таким образом, организационно-административные связи устанавливают иерархию системы управления, высшим уровнем которой является Министерство внутренних дел.

Административное подчинение образует вертикаль управленческих отношений, которая позволяет реализовать организационную форму в той или иной сфере государственного управления, а также полномочия власти. Отношения субординации в структуре органа внутренних дел являются наиболее важным элементом, который обеспечивает рациональность и точность процесса управления.

По отношению к неподчиненным уровням управления и структурным подразделениям формируется так называемая горизонталь управления – организационная форма отношений по вопросам взаимодействия, согласования общих вопросов деятельности, а также координации совместных действий. Эти отношения наиболее характерны в вопросах организации взаимодействия органа внутренних дел с иными правоохранительными органами, равными по уровню субъектами правоохранительной деятельности.

Организационные отношения между структурными подразделениями в органах внутренних дел можно свести к двум группам:

1. Отношения субординации, которые являются отношениями подчиненности – руководства и исполнения.

2. Отношения координации, которые устанавливаются между структурными подразделениями и отдельными сотрудниками, не подчиненными друг другу. Они входят либо в структуру равных уровней управления (например, командиры взводов патрульно-постовой службы), либо во взаимодействующие структуры (например, начальник отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних в составе милиции общественной безопасности и начальник уголовного розыска в составе криминальной милиции).

Сочетания отношений субординации и координации в системе управления могут создавать различные типы организационных структур. Для сферы государственного управления выделяют четыре основных типа организационных структур: линейный, функциональный, линейно-функцио­нальный и штабной.

1. Линейныйтип организационной структуры отличается наиболее простой формой реализации властных полномочий, где каждая подчиненная структура имеет только одного вышестоящего субъекта управления. Иногда его называют не вполне корректно «армейским». Основное преимущество этого типа организационной структуры заключается в полной реализации принципа единоначалия. Основным недостатком является высокая концентрация властных полномочий у высшего звена управления. Данный тип организационной структуры чаще используется для низовых структур управления, где требуется четкость и однозначность распорядительной деятельности руководителя.

2. Функциональныйтип организационной структуры предполагает распределение полномочий руководства между структурами управления одного уровня. При этом образуются отдельные направления, в рамках которых и реализуется административная компетенция руководства. Основное преимущество заключается в делегировании и разделении значительной части властных полномочий от высшего к подчиненному уровню управления. Основным недостатком является утрата централизованных начал руководства. Этот тип применяется в различных отраслях государственного управления, имеет много разновидностей. Например, бригадный тип организационной структуры – полное делегирование специальных функций на уровень «бригад» и абсолютное единоначалие по исполнению функций управления.

3. Линейно-функциональный (смешанный)типорганизационной структуры сочетает в себе концентрированное руководство, то есть право единоличного принятия решений, с ограниченным властно-распорядительным началом в отраслевых структурах управления. Преимущества и недостатки линейного и функционального типов организационных структур при этом компенсируются, но дополнительно создается сложная процедура согласования и утверждения любого принципиального вопроса организационного характера. Тем не менее, данный тип организационной структуры применяется наиболее широко. Он имеет свои разновидности. Например, дивизионный тип – коллегиальная ответственность высшего звена руководства за все направления деятельности и единовластие отраслевых руководителей, которые одновременно входят в состав коллегиального органа.

4. Штабной тип организационной структуры управления отличается тем, что руководителю каждого уровня управления придается специальный орган управления – штаб, обязанностью которого является выполнение основных организационно-управленческих функций (без права принятия управленческих решений) по отношению ко всем структурным подразделениям данного уровня. Как правило, штаб является органом межотраслевого управления. Он не вмешивается в компетенцию отраслевых руководителей, но одновременно помогает принимать решения по комплексным вопросам организационной деятельности. Основное преимущество данного типа организационной структуры заключается в полном контроле над исполнением функций общего руководства. Основным недостатком является громоздкий аппарат управления. Штабной тип организации управления чаще всего используется в государственных органах, которые построены по типу армейских структур.

В организационной структуре органа внутренних дел воплощено сочетание линейно-функционального и штабного типа организационной структуры управления. Руководитель органа непосредственно руководит всеми направлениями деятельности и принимает решения на основе принципа единоначалия. В свою очередь, заместителями начальника органа внутренних дел являются руководители отраслевых направлений деятельности органа (криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия и других). При выполнении стоящих перед ними задач они обязаны согласовывать свои решения с начальником органа. Одновременно с этим в непосредственном подчинении начальника органа внутренних дел находится и штаб, в обязанность которого входит осуществление организационной деятельности по основным вопросам межотраслевого управления.

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы внутренних дел и аппараты их управления могут быть подразделены на центральные и местные. Организационная структура, утвержденная нормативными актами, является формальной.

Центральным органом является аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации и его главные управления, которые осуществляют общее руководство и координацию деятельности всей системой органов внутренних дел. На правах подчиненных органов управления в Министерство внутренних дел России входят:

· главные управления МВД России по федеральным округам;

· министерства внутренних дел республик;

· главные управления и управления внутренних дел краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов;

· управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;

· управления на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

· территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;

· окружные управления материально-технического и военного снабжения;

· образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения.

Организационная структура горрайоргана внутренних дел утверждена (в виде типовой модели) министром внутренних дел Она определяется характером задач и объемом функций, выполняемых различными уровнями управления. Являясь компонентом низового уровня, входит в иерархию управления в составе Министерства внутренних дел России.

К числу местных органов относятся:

· управления и отделы внутренних дел районов в областях, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований;

· линейные отделы, отделения на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;

· отделы на особо важных и режимных объектах; предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Непосредственно от состояния организации работы в горрайлинорганах на местах зависит эффективность борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в целом. Организационная структура местного территориального (линейного) органа внутренних дел зависит от объема обязанностей по реализации функций, возложенных на органы внутренних дел законодательством, состояния складывающейся оперативно-служебной обстановки, наличия сил и средств и т.д.

Организационная структура может рассматриваться как по отношению к ее административно-правовой составляющей, так и по отношению к этико-психологической составляющей профессионального ядра коллектива. В этом смысле различают формальную и неформальную организационную структуру.

Формальная организационная структура возникает в результате исполнения служебных обязанностей, субординации служебных отношений, регламентации прав и обязанностей для всех категорий работников.

Качественное же состояние коллектива, а также состояние неофициальных взаимоотношений в коллективе называют неформальной организационной структурой. Неформальная организационная структура основана на межличностных контактах, возникающих не только в связи с исполнением служебных обязанностей. Неформальные структуры, с одной стороны, укрепляют официальные отношения, создавая дополнительные связи, основанные на общности интересов; с другой стороны – неформальные отношения могут служить препятствием для надлежащего исполнения возложенных обязанностей, поскольку привносят в них личный (субъективный) аспект отношений. В последнем случае рассматривается соответствие или несоответствие между структурой обязанностей начальствующего состава в подразделении и неформальной структурой того же коллектива сотрудников. В частности, считается, что должность руководителя подразделения должна принадлежать неформальному лидеру коллектива, что на практике не всегда достигается.

Изучение формальной и неформальной структуры, особенностей служебных и неслужебных взаимоотношений в коллективе позволяет выделить качественный аспект детерминации индивидуальной деятельности сотрудника, а также детерминацию социально-психологической структуры коллектива.

Специальные методики позволяют выделить практически в любом коллективе такие свойства социальной адаптации личности, которые могут не совпадать с предписанными обязанностями:

· доминантность – склонность к лидерству, завоеванию авторитета;

· уверенность – независимый рационализм, равнодушие к другим;

· непреклонность – консерватизм убеждений и настойчивость;

· независимость – оппозиционный лидер с соблюдением дистанции в общении;

· зависимость – уступчивость и социальная неприспособленность;

· неуверенность – незрелость убеждений, несамостоятельность;

· конформизм – ориентация на мнение окружающих, сотрудничество с лидером;

· отзывчивость – стремление к самопожертвованию, служение идеалу.

В наиболее общем виде организационная структура (формальная и неформальная) – это определенная форма организационного построения, которая должна наилучшим образом отвечать целям и задачам деятельности.

Организационная структура органов внутренних дел находится в процессе постоянного совершенствования. Она представляет сложное, динамично развивающееся образование. Практически ежегодно происходят более или менее существенные структурные преобразования. Их инициатором, как правило, выступает Министерство внутренних дел России. В отдельных случаях те или иные организационно-структурные образования могут осуществляться на основе решения других органов власти и управления. Организационные структуры управления являются отражением объективно сложившихся общественных отношений и, в конечном счете, заключают в себе программы, цели и задачи деятельности. Они являются составными элементами механизма управления и находятся в постоянной динамике развития, поскольку на организационную структуру оказывает влияние чрезвычайная подвижность множества различных факторов, в том числе политических, экономических, социальных и правовых.

 

 

Глава 2Руководство органами внутренних дел



infopedia.su

Структура органов внутренних дел

Содержание

Введение. 3

1.Структура органов внутренних дел, их задачи и функции. 5

2.Министерство внутренних дел. 7

3. Милиция и ее структура. 12

4. Внутренние войска МВД России: их структура и задачи. 13

5.Следственный комитет МВД России. 16

6. Федеральная миграционная служба Российской Федерации. 19

7. Органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ  21

Заключение. 24

Список используемой литературы.. 26

Введение

При любом общественно-политическом строе, режиме власти органы внутренних дел, как бы они ни назывались, выполняли, среди прочих, и общие задачи: охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьбу с преступностью. Становление российской полиции происходило в течение 200 лет, начиная с учрежденной Петром 1 в 1715 году Главной полицмейстерской канцелярии в Санкт-Петербурге. Манифестом от 8 сентября 1802 года в числе восьми других было образовано Министерство внутренних дел России. В 2002 году исполнилось 200 лет с этого знаменательного события. 

Данная тема актуальна для общества и в наши дни: вопросы, которые приходится решать органам внутренних дел, - особенные. От результатов их деятельности зависит безопасность граждан и их имущества, прочность всего государственного строя, устойчивость экономики, незыблемость правовых основ общества и государства.

Повышение роли органов внутренних дел России способствует, в первую очередь, нарастанием негативных явлений. Кризисные ситуации в экономике и политике не могли не сказаться на уровне общественного порядка и общественной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективными факторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступности и коррупции.

Последствия названных просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными элементами и структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир бросил по существу вызов государству, вступив с ним в открытую конфронтацию и конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.

Целью данной работы является анализ деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрытие понятия, задач и системы органов внутренних дел, их роли в государственном механизме;

2) изучить деятельность министерства внутренних дел РФ;

3) рассмотреть правовое положение и структуру министерства внутренних дел, милиции, внутренних войск МВД РФ, следственного комитета МВД РФ, федеральной миграционной службы РФ, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

Итак, цель и задачи работы поставлены, приступим непосредственно к исследованию.

1.Структура органов внутренних дел, их задачи и функции

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в государственном механизме Российской Федерации. Они действуют на всей территории государства, а правовые основы организации и деятельности данных органов базируются на Конституции РФ[1].

Главными задачами ОВД является борьба с преступностью и другими правонарушениями, охрана законных интересов органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности для защиты прав и свобод человека и гражданина.

Структура органов внутренних дел построена по предметно-функциональному и территориальному принципу и образует три вертикали:

1) первую составляют территориальные органы внутренних дел – Министерство внутренних дел, Главное управление внутренних дел, Управление внутренних дел по субъектам РФ;

2) вторую – органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте – Управление внутренних дел на транспорте, Органы внутренних дел на транспорте;

3) третью – Органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных и особо важных объектах.

В структуру ОВД входят также окружные управления материально-технического и военного снабжения.

В области борьбы с преступностью органы внутренних дел осуществляют:

1)                оперативно- розыскную деятельность;

2)                розыск лиц, скрывающихся от органов расследования или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, без вести пропавших, похищенного имущества;

3)                экспертно-криминалистическую деятельность;

4)                раскрытие и расследование преступлений в рамках своей компетенции;

5)                содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей в изоляторе временного содержания.

В области обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка ОВД осуществляют:

1)                контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

2)                поддержание правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

3)                лицензирование отдельных видов деятельности;

4)                оборота гражданского и служебного оружия, взрывчатых материалов;

5)                охрану особо важных и режимных объектов, имущества физических и юридических лиц по договорам;

6)                контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации;

7)                производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел.

Кроме того, в целях выполнения поставленных задач органы внутренних дел совместно с другими органами власти обеспечивают:

1)                государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;

2)                безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

3)                режим чрезвычайного и военного положений;

4)                оформление и выдачу документов о реабилитации жертв политических репрессий.

Управление ОВД по вертикали осуществляется:

1)                на федеральном уровне – Министерством внутренних дел России и подразделениями, непосредственно подчиненными Министерству внутренних дел;

2)                на уровне федеральных округов – главными управлениями Министерства внутренних дел России по федеральным округам;

3)                на уровне субъектов РФ – Министерство внутренних дел, Главное управление внутренних дел, Управление внутренних дел по субъектам РФ;

4)                на уровне муниципальных образований – в городах и  районах – управлениями и отделами внутренних дел городов, районов в городах, административных округов в г. Москве, районов в субъектах РФ – Городские органы внутренних дел, районные органы внутренних дел[2].

www.coolreferat.com

Организационная структура управления органами внутренних дел

МВД РФ

Белгородский юридический институт

Зачетная книжка № 2001/65

Вариант № 5

Реферат

по основам управления в ОВД

Выполнил слушатель группы 353

факультета заочного обучения

Кардашов А. А.

Дом. адрес: п. М. Пристань

ул. Шумилова № 46, кв. 38

Белгород – 2005

Организационная структура управления

органами внутренних дел

1. Среда функционирования органа внутренних дел

При любом общественно-политическом строе, режиме власти органы внутренних дел (ОВД), как бы они ни назывались, выполняли, среди прочих, и общие задачи: охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьбу с преступностью.

Вопросы, которые приходится решать органам внутренних дел, - особые. От результатов их деятельности зависит безопасность граждан и их имущества, прочность всего государственного строя, устойчивость экономики, незыблемость правовых основ общества и государства.

Вообще эффективность управления органами внутренних дел, как на федеральном, так и региональных уровнях, приобретает сегодня первостепенное значение. Это можно видеть хотя бы по тем задачам, которые поставил президент Российской Федерации В. В. Путин перед Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Первое - оптимизация управления органами внутренних дел. Управленческая вертикаль в каждом субъекте Федерации должна замыкаться на одном руководителе, берущем на себя ответственность за положение дел на вверенной административной территории. Второе - укрепление учетно-регистрационной дисциплины и третье - комплекс мер по повышению авторитета милиции и доверия к ней среди населения.

Органы внутренних дел в тесном контакте и взаимодействии с другими государственными органами ведут работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, используя широкую гамму средств правового и морального воздействия, арсенал мер убеждения и принуждения.

МВД России находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь характером функций и назначением МВД, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.

Повышение роли МВД России обусловлено, в первую очередь, нарастанием негативных явлений в оперативной обстановке. Кризисные ситуации в экономике и политике не могли не сказаться на уровне общественного порядка и общественной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективными факторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступности и коррупции.

Последствия названных просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными элементами и структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир бросил по существу вызов государству, вступив с ним в открытую конфронтацию и конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.

В нынешний период МВД является отраслевой подсистемой государственного управления и одновременно правоохранительным органом, призванным осуществлять контроль за соответствием поведения, деятельности всех членов общества правовым предписаниям и применяющим в установленных законом случаях в пределах своей компетенции принудительные меры воздействия в случаях правовой патологии, в том числе при совершении преступлений.

Основными задачами МВД являются обеспечение общественного порядка и общественной безопасности и борьба с преступностью.

Курс политического руководства государства на построение гражданского общества в современной России актуализировал проблемы реформирования органов внутренних дел страны, переориентации их деятельности на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан, защиты соотечественников от преступных посягательств, оказания всем нуждающимся правовой помощи. Одним из необходимых условий успешной реализации намеченных планов, осознания субъектами управления уровня адекватности принимаемых решений состоянию объективной реальности является постоянный мониторинг общественного мнения социально значимых общественных проектов, а также, применительно реформирования правоохранительной структуры, изучение проблемы взаимодействия населения и милиции.

Основу органов внутренних дел составляет милиция, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР “О милиции”.

Милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Отличительной чертой милиции является возможность применения к правонарушителям мер непосредственного государственного принуждения. Во многих случаях оказывается достаточно только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью милиции не идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные агентства, бюро и пр. Именно милиция находится на первой линии борьбы с правонарушениями, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на неё высокую ответственность.

Органы внутренних дел - милиция – в глазах населения, с одной стороны, референтно олицетворяют порядок, установленный законом, а с другой - являются наиболее «осязаемым» инструментом власти. Практическая деятельность органов внутренних дел демонстрирует отношение власти к закону. Если милиция действует строго в рамках последнего, ее властные полномочия реализуются только в установленном законом порядке, то тогда милиция выступает в глазах населения как исполнитель официально установленных государственной властью правил поведения. В этом случае позитивная или негативная оценка ее действий выражает отношение населения к действующему законодательству. Если же государственная власть реализует себя не только через закон, но и помимо него или же вопреки, то отношение населения к милиции непосредственно отражает его отношение к власти.

Характер отношений «милиция-население» имеет значение не только в качестве одного из показателей состояния такого глобального взаимодействия, как «власть и народ», но и для объяснения особенностей правосознания населения и работников милиции, а также уровня преступности, распространения административных правонарушений и т.п. Это происходит, прежде всего, потому, что все эти пороки общества на себе ощущает и не может зачастую им противостоять та часть населения, которая не облачена властными полномочиями и вынужденная постоянно бороться с унижениями, оскорблениями, хамством и пр.

ОВД — весьма своеобразное звено исполнительной власти. Сущность их деятельности состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок.

В деятельности милиции необходимо выделить три основных направления, каждое из которых имеет особую правовую характеристику:

1. Административная деятельность на основе административного законодательства. В ходе отправления административных полномочий сотрудники и аппарат милиции вступают в административно - правовые отношения с гражданами, учреждениями, организациями.

2. Милиция как орган дознания.

3. Оперативно - розыскная деятельность:

2 . Организационная структура управления

органами внутренних дел

В настоящее время структура организационная МВД России имеет четыре уровня:

1-й уровень — Министерство внутренних дел России;

2-й уровень — окружные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации — Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

3-й уровень — Министерства внутренних дел, Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;

4-й уровень — городские и районные органы внутренних дел, линейные органы внутренних дел на транспорте.

Одной из главных задач МВД России является руководство системой органов внутренних дел и внутренними войсками. Выполнение этой задачи предполагает формирование эффективной системы управления (как непосредственной оперативно-служебной деятельностью подчиненных органов, так и их ресурсным обеспечением).

Как правило, структурные подразделения МВД России в своем подавляющем большинстве выполняют две группы функций: организуют оперативно-служебную деятельность ОВД на соответствующих направлениях и реализуют полномочия по непосредственной борьбе с преступностью и охране общественного порядка. В этой связи внутренняя структура главных управлений и управлений складывается в основном по линейно-зональному принципу .

mirznanii.com