7.3. Применение нулевой ставки ндс. Ставка 0 ндс применяется


7.3. Применение нулевой ставки ндс

Обложение НДС производится по налоговой ставке в размере 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Для подтверждения экспорта нужно представить (п. 1 ст. 165 НК РФ):

1) контракт (копию контракта) организации с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории РФ;

2) выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;

4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Подтверждением того, что экспортер собрал эти документы именно в том периоде, за который подана декларация, является представление декларации и пакета документов в налоговый орган в срок не позднее 20-го числа месяца, за налоговый период, в котором истек 180-дневный срок, или за более ранние периоды.

Момент определения налоговой базы при реализации экспортируемых товаров отличен от момента определения налоговой базы при реализации товаров на внутреннем рынке. Часто в условиях контрактов с иностранными партнерами предусмотрена предварительная оплата экспортируемых товаров. Авансовые платежи в счет предстоящих экспортных поставок, полученные после этой даты, не включаются в налоговую базу по НДС.

По федеральным законам от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ и от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ с 2007 г. перестали действовать положения п. 6 ст. 164 НК РФ, а ст. 176 НК РФ действует в новой редакции. Отменена декларация по НДС по ставке 0%, и теперь операции по реализации как на внутреннем рынке, так и облагаемые по нулевой ставке отражаются в единой декларации. Поэтому сумму НДС к уплате в бюджет по операциям на внутреннем рынке организация сможет уменьшить на суммы налога, начисленную к возмещению, например по экспортным операциям.

Если сумма НДС, исчисленная по операциям, совершенным на внутреннем рынке и в рамках внешнеэкономической деятельности, окажется меньше, чем сумма налоговых вычетов по этим операциям, то разница подлежит возмещению согласно п. 1 ст. 176 НК РФ.

Возмещение может быть произведено налоговым органом путем зачета или возврата только на основании решения, принятого после завершения налоговой проверки, которая проводится в порядке и сроки, установленные ст. 88 НК РФ.

Если нет нарушений, налоговый орган должен в течение 7 дней после окончания проверки принять решение о возмещении НДС. Налоговые органы могут самостоятельно произвести зачет суммы НДС в счет недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам. Оставшаяся сумма налога возвращается по заявлению организации-экспортера. В пункте 4 ст. 176 НК РФ теперь предусмотрена возможность зачета суммы налога, подлежащей возмещению, в счет предстоящих платежей по заявлению организации-экспортера.

При заключении договора следует учитывать, что стороны не могут предусмотреть в нем условие, на основании которого стоимость товара устанавливается с учетом НДС. Включать налоговые оговорки в гражданско-правовые договоры при этом нельзя.

Пример

Российская организация реализует зарубежной организации неисключительное право на пользование программным продуктом. С 2006 г. в соответствии со ст. 148 НК РФ эта операция считается осуществленной не на территории России, т.е. она не облагается НДС. В договоре ошибочно была указана стоимость услуги с учетом НДС. Покупатель оплатил стоимость услуги по договору вместе с НДС. Российская организация полученную сумму налога перечислила в бюджет. Освобождается ли российская организация при этом от обязанности вести раздельный учет и распределять НДС по общехозяйственным расходам?

С 2006 г. место реализации услуг по передаче и исключительных, и неисключительных прав пользования программными продуктами определяется по месту деятельности покупателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поэтому если покупатель - иностранное лицо, то подобные услуги не являются объектом налогообложения по НДС.

Допустим, что российский продавец выставил иностранному партнеру счет, включая НДС, и получил оплату за услуги и сумму налога. Значит, российская организация должна перечислить НДС в бюджет, а вот раздельный учет организации обязаны вести в том случае, когда они проводят операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС (не являющиеся объектом налогообложения). Предъявляется налог покупателю или нет, значения не имеет.

В рассматриваемой ситуации российский продавец должен вести раздельный учет, если проводит операции как облагаемые НДС, так и не являющиеся объектом налогообложения*(16).

Пример

Организация приобрела программное обеспечение в Великобритании через Интернет, в графе "Страна происхождения" счета-фактуры указано "Великобритания", а в графе "Номер таможенной декларации" стоит прочерк, сможет ли организация-покупатель произвести налоговый вычет?

Если программное обеспечение приобреталось через Интернет, то о таможенной декларации речь идти не может. Ведь товар границу не пересекал, таможенное оформление не производилось. В таком случае отсутствие номера таможенной декларации в счете-фактуре не является нарушением требований законодательства и препятствием для применения налогового вычета "входного" НДС российскими покупателями*(17).

Не облагаются НДС также операции по предоставлению в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ). Положения применяются, если законодательством этого иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских граждан (организаций), аккредитованных в этом иностранном государстве, либо такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.

Перечень таких иностранных государств установлен приказом МИД РФ и Минфина РФ от 8 мая 2007 г. N 6498/40н "Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации".

Если иностранное государство поименовано в этих нормативных правовых актах, то плата за услуги по аренде освобождается от НДС с учетом действующих ограничений по категориям помещений или арендаторов, если такие ограничения существуют.

Ставка 0% применяется при реализации товаров, работ и услуг для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Пример

Российское предприятие создало филиал на территории Таджикистана, куда периодически вывозит продукцию собственного производства для реализации контрагентам в этой стране. Следует ли отгрузку продукции собственному филиалу рассматривать как экспортную реализацию с применением ставки НДС 0%?

В этом случае отгрузка товаров происходит в рамках одного юридического лица, договор купли-продажи не заключается, и право собственности на товар не переходит к иному лицу. И поскольку филиал реализует продукцию организации на территории Таджикистана, а не на территории России, то такие операции не являются объектом обложения НДС. Поэтому, суммы "входного" НДС к вычету не принимаются, а включаются в стоимость приобретенных материалов согласно п. 2 ст. 170 НК РФ*(18).

В 2006 г. российские организации - перевозчики экспортируемых товаров, а также организации, выполняющие работы по погрузке-выгрузке этих товаров и сопровождению перевозок, применяя ставку НДС 0%, столкнулись с множеством проблем.

Пример

Организация в 2006 г. оказывала экспортеру услуги по подготовке и уборке вагонов, погрузке грузов. Перевозку грузов за рубеж осуществляла другая компания, услуги по подготовке вагонов к перевозке, погрузке экспортных грузов облагаются НДС по нулевой ставке, возникает вопрос, в течение какого срока организация должна подготовить пакет подтверждающих документов?

На самом деле у организации есть два вида услуг:

1) подготовка, уборка вагонов;

2) погрузка экспортируемых товаров.

Что касается погрузки грузов, то при оказании этих работ организация обязана заявить ставку НДС 0%. Услуги по подготовке и уборке вагонов облагаются НДС по ставке 18%. Ведь по нулевой ставке облагаются работы и услуги по транспортировке, погрузке-разгрузке, сопровождению, экспедированию (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Только вот такие работы и услуги должны быть оказаны и связаны непосредственно с товаром, который вывозится за пределы Российской Федерации или ввозится на ее территорию. В примере услуги по подготовке и уборке вагонов не связаны с экспортируемыми товарами, и поэтому такие услуги облагаются налогом в общем порядке по ставке 18%.

Относительно пакета документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по услугам погрузки экспортируемых (вывозимых) товаров, то он должен включать документы, указанные в п. 4 ст. 165 НК РФ.

И так как организация таможенную декларацию не подает, комплект документов она должна сдать до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором услуги были оказаны. Допустим, что погрузка экспортных товаров состоялась 25-го числа текущего месяца, и до 20-го числа следующего месяца должны быть представлены налоговая декларация и пакет документов, подтверждающих право на применение ставки 0%, или до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, если налоговый период - квартал.

Срок 180 дней на сбор пакета документов распространяется только на те случаи, когда подается таможенная декларация в составе этого пакета (п. 9 ст. 165 НК РФ). Поэтому организации, осуществляющие перевозку, погрузку, сопровождение товаров, вывозимых из России в режиме международного таможенного транзита, либо перевозку трубопроводным транспортом, а также по линиям электропередачи, имеют право воспользоваться 180-дневным сроком для сбора документов. К тем же, кто не обязан подавать копию таможенной декларации в пакете документов, это не относится.

Пункт 9 ст. 167 НК РФ устанавливает особенности момента определения налоговой базы исключительно для тех лиц, которые имеют право на 180-дневный срок для сбора пакета документов. Те, кто не представляет копию таможенной декларации, формируют налоговую базу по общим правилам, предусмотренным в п. 1 ст. 167 НК РФ. Для них моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

1) либо день получения предоплаты в счет оказания услуг;

2) либо день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При получении предоплаты организации, выполняющие работы (оказывающие услуги или осуществляющие отгрузку товаров), которые облагаются по ставке 0%, налоговую базу не определяют. Моментом формирования налоговой базы у них является единственная дата - день выполнения работ (оказания услуг, отгрузки товаров). Если при вывозе товаров в Белоруссию организация заранее уверена в том, что не соберет пакет документов, подтверждающих право на применение ставки 0%, то она может подать декларацию с разделом о неподтвержденной нулевой ставке и уплатить налог в бюджет, ждать 90 дней не нужно. Этот срок для сбора подтверждающих документов установлен в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 г. Впоследствии у организации сохраняется право заявить ставку 0% в том периоде, когда она соберет пакет подтверждающих документов и представит его в налоговую инспекцию*(19).

Пример

В ноябре 2006 г. организация экспортировала в Республику Беларусь российские товары. Заранее известно, что НДС возмещаться не будет. Можно ли сразу сдать нулевую декларацию с заполнением листа об отгрузке, не подтвержденных документами, и начислить НДС к уплате в бюджет или нужно ждать 90 дней?

Допустим, по условиям договора выручку от белорусского покупателя организация получит через 200 дней после отгрузки. Чтобы сократить сумму начисляемых пеней, она может сдать декларацию и заплатить налог в бюджет. Затем, получив выручку и выписку банка, эта организация вправе обратиться в налоговую инспекцию за возмещением уплаченного НДС. Естественно, пени, начисленные за просрочку налогового платежа, организации никто не вернет. Аналогичные правила применяются и тогда, когда в Республике Беларусь экспортируется не российский, а импортный товар. При исчислении НДС и для обоснования ставки 0% в этом случае применяются нормы ст. 165 НК РФ, а не межправительственного соглашения, и срок для сбора пакета равен 180 дням. Если организация-экспортер не сможет в срок обосновать применение нулевой ставки, ей нужно сразу же после отгрузки товаров сдать декларацию и уплатить налог*(20).

Рассмотрим пример исчисления НДС при торговле с Республикой Беларусь относительно вопроса, как правильно исчислить НДС при возврате белорусским покупателем бракованного товара российскому поставщику.

Пример

В апреле 2006 г. российский поставщик отгрузил товары в Республику Беларусь. Белорусский покупатель уплатил косвенные налоги при ввозе товаров и представил российскому поставщику третий экземпляр заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа. В августе 2006 г. белорусский партнер вернул российскому поставщику товары, поскольку они были признаны некачественными. Такое условие было включено в договор о гарантийном сроке. В том же месяце российская организация отправила этому покупателю новую партию товаров взамен возвращенных. В Республике Беларусь не предусмотрена в таких ситуациях повторная уплата косвенных налогов при ввозе товаров. Надо ли российскому поставщику корректировать налоговую декларацию за апрель? Можно ли при подтверждении ставки 0% по повторной отгрузке, произведенной в августе, представить копию третьего экземпляра заявления, полученного от белорусского покупателя по апрельской отгрузке?

Объясним порядок действий российской организации в рассматриваемой ситуации согласно письму ФНС России от 18 мая 2006 г. N 03-4-03/976.

В апреле 2006 г. поставщик собрал полный пакет документов, заявил ставку 0%, и получил возмещение налога. А в августе того же года в соответствии с договором поставщику этот товар был возвращен как некачественный. При ввозе товара обратно на территорию России эта операция НДС не облагается. Она не подпадает под действие межправительственного соглашения, так как оно распространяется на случаи, когда товар перемещается на условиях купли-продажи. Поэтому при возврате товаров с территории Республики Беларусь в Россию НДС не взимается. Кроме того, организациям не надо до 20-го числа месяца, следующего за периодом принятия на учет возвращенных товаров, представлять декларацию, уплачивать налог и подавать заявление о ввозе возвращенного товара.

Учитывая, что часть товара, признанная бракованной, возвращена поставщику, необходимо откорректировать сумму реализации, которая была заявлена в апреле 2006 г., т.е. нужно уменьшить ее на стоимость возвращенного товара. Кроме того, поставщик обязан представить уточненную декларацию по ставке 0% за апрель 2006 г. В этой декларации объем реализации также будет уменьшен на стоимость возвращенного товара. Одновременно организация корректирует и величину налоговых вычетов, потому что они применяются только в отношении тех товаров, которые экспортировались в Республику Беларусь.

Если же спустя некоторое время возвращенный товар был отремонтирован и отправлен обратно в Республику Беларусь, по этой дополнительной поставке должны применяться общие правила исчисления НДС и применения ставки 0%, действующие при реализации товаров в эту республику. Поэтому организация снова собирает необходимые документы, а в декларации, которая подается за тот налоговый период, когда была произведена допоставка товара, опять заявляется налоговая ставка 0% и сумма вычета "входного" НДС. В пакет документов включаются основной контракт на поставку товаров и третий экземпляр заявления белорусского покупателя.

В принципе, если белорусский партнер первоначально принимал к учету поставленные товары, то после возврата их части как брака он должен был откорректировать это заявление в сторону уменьшения суммы уплаченного налога. Затем при получении допоставки он повторно должен подать заявление на новую партию товаров. Именно это заявление налоговая инспекция примет у поставщика в пакете подтверждающих документов. При этом, если перерасчетов не было, поскольку покупатель полностью расплатился при первоначальной поставке товаров, поэтому выписку банка, свидетельствующую о получении полной оплаты по договору, которую организация получила ранее, нужно представить в пакете документов по допоставленному товару*(21).

Обязанность по начислению пеней возникает на следующий день после истечения 180 дней от даты отгрузки товаров на экспорт. И если обязанность по определению налоговой базы и исчислению суммы НДС в бюджет по отгрузке, ставка 0% по которой не была подтверждена, возникла задним числом - на день отгрузки, то НДС должен быть уплачен в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки. Поскольку пеня - это санкция за неуплату налога в установленные сроки, то она исчисляется с 21-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товаров, по дату уплаты налога.

Право на применение нулевой ставки предусмотрено для организаций, которые получают экспортную выручку не от иностранного покупателя, а от третьего лица. При этом в комплекте подтверждающих документов нужно предъявить договор между покупателем и этим третьим лицом (ст. 165 НК РФ).

Пример

Допустим, иностранный покупатель рассчитывается с российским экспортером векселем третьего лица, вправе ли экспортер применить ставку НДС 0%?

В соответствии с п. 1 ст. 165 НК РФ поступление денежных средств от иностранного лица на счет организации должно подтверждаться выпиской (копией выписки) банка. Однако при поступлении денежных средств по исполнению обязательства по векселю выписка банка подтверждает лишь приход денежных средств на счет экспортера от лиц, оплативших вексель. Сама по себе выписка банка не отражает того, что оплата векселя произведена в счет оплаты товара по конкретной экспортной сделке. При расчетах по экспортной сделке векселем организация не может на основании выписки банка подтвердить получение платы за товар. Поэтому при получении выручки не денежными средствами, а векселем ставка 0% не может быть подтверждена. Причем не важно, какой именно вексель поступил: будь то финансовый вексель банка или вексель третьего лица - российской организации*(22).

studfiles.net

4. Механизм применения ставки ндс 0 процентов

 

Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Требования к порядку оформления счетов-фактур изложены в статье 169 НК РФ, во исполнение которой постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 были утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ при выполнении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, вычет налога, уплаченного поставщикам, производится только при представлении в налоговый орган налоговой декларации и документов, указанных в статье 165 НК РФ, подтверждающих право на применение нулевой ставки.

Данные вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации. Форма налоговой декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утверждена приказом МНС России от 3 июля 2002 г. N БГ-3-03/338.

При реализации товаров на экспорт налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру в течение пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом в счете-фактуре в графе "Налоговая ставка" указывается ставка в размере 0 процентов.

При осуществлении внешнеэкономических сделок суммы, указанные в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте (п.7 ст.169 НК РФ).

Предоставив налоговым органам все подтверждающие документы, налогоплательщик вправе претендовать на возмещение налога в порядке и на условиях, установленных статьей 176 НК РФ. Если комплект подтверждающих документов не будет собран налогоплательщиком, то отдельная налоговая декларация по экспорту не представляется. Экспортные операции, подлежащие обложению НДС по ставке 10 или 20 процентов, включаются в общую налоговую декларацию.

Налогоплательщика - экспортерам следует также учитывать пункт 38 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации по НДС). Названным пунктом установлены дополнительные требования к налогоплательщикам, претендующим на возмещение НДС. В соответствии с этим пунктом, налогоплательщики - экспортеры помимо документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, также должны представить в налоговый орган следующие документы:

- договор (копию договора) купли продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, претендующим на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом по ставке 0 процентов;

- документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению по налоговой ставке 0 процентов.

Необходимо также отметить, что на применение нулевой ставки и, соответственно на возмещение "входного" налога на добавленную стоимость не могут претендовать налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога в силу статьи 145 НК РФ.

 

Пример 4.1

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

 

Пример 4.2

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

От того, как точно будет определена дата реализации, зависят правильность определения налоговой базы и, соответственно, правильность исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет.

Если по истечению 180-ти дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (транзита) указанные документы представлены не будут, данные операции подлежат обложению по ставкам 10 или 20 процентов независимо от установленной налогоплательщиком учетной политики. При этом вычеты сумм НДС по указанным операциям делаются в общеустановленном порядке. Если впоследствии в налоговые органы будут представлены все необходимые документы, уплаченные суммы налога будут возвращаться налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.

В отношении всех иных товаров (работ, услуг), не поименованных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ дата реализации этих товаров (работ, услуг) определяется в общеустановленном порядке.

 

studfiles.net

Применение нулевой ставки НДС

 

Обложение НДС производится по налоговой ставке в размере 0 % при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Для подтверждения экспорта нужно представить (п. 1 ст. 165 НК РФ):

1) контракт (копию контракта) организации с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории РФ;

2) выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;

4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Подтверждением того, что экспортер собрал эти документы именно в том периоде, за который подана декларация, является представление декларации и пакета документов в налоговый орган в срок не позднее 20-го числа месяца, за налоговый период, в котором истек 180-дневный срок, или за более ранние периоды.

Момент определения налоговой базы при реализации экспортируемых товаров отличен от момента определения налоговой базы при реализации товаров на внутреннем рынке. Часто в условиях контрактов с иностранными партнерами предусмотрена предварительная оплата экспортируемых товаров. Авансовые платежи в счет предстоящих экспортных поставок, полученные после этой даты, не включаются в налоговую базу по НДС.

По федеральным законам от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ и от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ с 2007 г. перестали действовать положения п. 6 ст. 164 НК РФ, а ст. 176 НК РФ действует в новой редакции. Отменена декларация по НДС по ставке 0 %, и теперь операции по реализации как на внутреннем рынке, так и облагаемые по нулевой ставке отражаются в единой декларации. Поэтому сумму НДС к уплате в бюджет по операциям на внутреннем рынке организация сможет уменьшить на суммы налога, начисленную к возмещению, например по экспортным операциям.

Если сумма НДС, исчисленная по операциям, совершенным на внутреннем рынке и в рамках внешнеэкономической деятельности, окажется меньше, чем сумма налоговых вычетов по этим операциям, то разница подлежит возмещению согласно п. 1 ст. 176 НК РФ.

Возмещение может быть произведено налоговым органом путем зачета или возврата только на основании решения, принятого после завершения налоговой проверки, которая проводится в порядке и сроки, установленные ст. 88 НК РФ.

Если нет нарушений, налоговый орган должен в течение 7 дней после окончания проверки принять решение о возмещении НДС. Налоговые органы могут самостоятельно произвести зачет суммы НДС в счет недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам. Оставшаяся сумма налога возвращается по заявлению организации-экспортера. В пункте 6 ст. 176 НК РФ теперь предусмотрена возможность зачета суммы налога, подлежащей возмещению, в счет предстоящих платежей по заявлению организации-экспортера.

При заключении договора следует учитывать, что стороны не могут предусмотреть в нем условие, на основании которого стоимость товара устанавливается с учетом НДС. Включать налоговые оговорки в гражданско-правовые договоры при этом нельзя.

Пример

Российская организация реализует зарубежной организации неисключительное право на пользование программным продуктом. С 2006 г. в соответствии со ст. 148 НК РФ эта операция считается осуществленной не на территории России, т. е. она не облагается НДС. В договоре ошибочно была указана стоимость услуги с учетом НДС. Покупатель оплатил стоимость услуги по договору вместе с НДС. Российская организация полученную сумму налога перечислила в бюджет. Освобождается ли российская организация при этом от обязанности вести раздельный учет и распределять НДС по общехозяйственным расходам?

С 2006 г. место реализации услуг по передаче и исключительных, и неисключительных прав пользования программными продуктами определяется по месту деятельности покупателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поэтому если покупатель – иностранное лицо, то подобные услуги не являются объектом налогообложения по НДС.

Допустим, что российский продавец выставил иностранному партнеру счет, включая НДС, и получил оплату за услуги и сумму налога. Значит, российская организация должна перечислить НДС в бюджет, а вот раздельный учет организации обязаны вести в том случае, когда они проводят операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС (не являющиеся объектом налогообложения). Предъявляется налог покупателю или нет, значения не имеет.

В рассматриваемой ситуации российский продавец должен вести раздельный учет, если проводит операции как облагаемые НДС, так и не являющиеся объектом налогообложения.

Пример

Организация приобрела программное обеспечение в Великобритании через Интернет, в графе «Страна происхождения» счета-фактуры указано «Великобритания», а в графе «Номер таможенной декларации» стоит прочерк, сможет ли организация-покупатель произвести налоговый вычет?

Если программное обеспечение приобреталось через Интернет, то о таможенной декларации речь идти не может. Ведь товар границу не пересекал, таможенное оформление не производилось. В таком случае отсутствие номера таможенной декларации в счете-фактуре не является нарушением требований законодательства и препятствием для применения налогового вычета «входного» НДС российскими покупателями.

Не облагаются НДС также операции по предоставлению в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ). Положения применяются, если законодательством этого иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских граждан (организаций), аккредитованных в этом иностранном государстве, либо такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень таких иностранных государств установлен Приказом МИД РФ и Минфина РФ от 8 мая 2007 г. № 6498/40 «Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации» с учетом Письма МНС России от 24 января 2001 г. № ВГ-6-06/62, он действует до его переиздания МИД России совместно с Минфином России. Если иностранное государство поименовано в этих нормативных правовых актах, то плата за услуги по аренде освобождается от НДС с учетом действующих ограничений по категориям помещений или арендаторов, если такие ограничения существуют.

Ставка 0 % применяется при реализации товаров, работ и услуг для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Пример

Российское предприятие создало филиал на территории Таджикистана, куда периодически вывозит продукцию собственного производства для реализации контрагентам в этой стране. Следует ли отгрузку продукции собственному филиалу рассматривать как экспортную реализацию с применением ставки НДС 0 %?

В этом случае отгрузка товаров происходит в рамках одного юридического лица, договор купли-продажи не заключается, и право собственности на товар не переходит к иному лицу. И поскольку филиал реализует продукцию организации на территории Таджикистана, а не на территории России, то такие операции не являются объектом обложения НДС. Поэтому, суммы «входного» НДС к вычету не принимаются, а включаются в стоимость приобретенных материалов согласно п. 2 ст. 170 НК РФ.

В 2006 г. российские организации – перевозчики экспортируемых товаров, а также организации, выполняющие работы по погрузке-выгрузке этих товаров и сопровождению перевозок, применяя ставку НДС 0 %, столкнулись с множеством проблем.

Пример

Организация в 2006 г. оказывала экспортеру услуги по подготовке и уборке вагонов, погрузке грузов. Перевозку грузов за рубеж осуществляла другая компания, услуги по подготовке вагонов к перевозке, погрузке экспортных грузов облагаются НДС по нулевой ставке, возникает вопрос, в течение какого срока организация должна подготовить пакет подтверждающих документов?

На самом деле у организации есть два вида услуг:

1) подготовка, уборка вагонов;

2) погрузка экспортируемых товаров.

Что касается погрузки грузов, то при оказании этих работ организация обязана заявить ставку НДС 0 %. Услуги по подготовке и уборке вагонов облагаются НДС по ставке 18 %. Ведь по нулевой ставке облагаются работы и услуги по транспортировке, погрузке-разгрузке, сопровождению, экспедированию (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Только вот такие работы и услуги должны быть оказаны и связаны непосредственно с товаром, который вывозится за пределы Российской Федерации или ввозится на ее территорию. В примере услуги по подготовке и уборке вагонов не связаны с экспортируемыми товарами, и поэтому такие услуги облагаются налогом в общем порядке по ставке 18 %.

Относительно пакета документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по услугам погрузки экспортируемых (вывозимых) товаров, то он должен включать документы, указанные в п. 4 ст. 165 НК РФ.

И так как организация таможенную декларацию не подает, комплект документов она должна сдать до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором услуги были оказаны. Допустим, что погрузка экспортных товаров состоялась 25-го числа текущего месяца, и до 20-го числа следующего месяца должны быть представлены налоговая декларация и пакет документов, подтверждающих право на применение ставки 0 %, или до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, если налоговый период – квартал.

Срок 180 дней на сбор пакета документов распространяется только на те случаи, когда подается таможенная декларация в составе этого пакета (п. 9 ст. 165 НК РФ). Поэтому организации, осуществляющие перевозку, погрузку, сопровождение товаров, вывозимых из России в режиме международного таможенного транзита, либо перевозку трубопроводным транспортом, а также по линиям электропередачи, имеют право воспользоваться 180-дневным сроком для сбора документов. К тем же, кто не обязан подавать копию таможенной декларации в пакете документов, это не относится.

Пункт 9 ст. 167 НК РФ устанавливает особенности момента определения налоговой базы исключительно для тех лиц, которые имеют право на 180-дневный срок для сбора пакета документов. Те, кто не представляет копию таможенной декларации, формируют налоговую базу по общим правилам, предусмотренным в п. 1 ст. 167 НК РФ. Для них моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

1) либо день получения предоплаты в счет оказания услуг;

2) либо день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При получении предоплаты организации, выполняющие работы (оказывающие услуги или осуществляющие отгрузку товаров), которые облагаются по ставке 0 %, налоговую базу не определяют. Моментом формирования налоговой базы у них является единственная дата – день выполнения работ (оказания услуг, отгрузки товаров).

Если при вывозе товаров в Белоруссию организация заранее уверена в том, что не соберет пакет документов, подтверждающих право на применение ставки 0 %, то она может подать декларацию с разделом о неподтвержденной нулевой ставке и уплатить налог в бюджет, ждать 90 дней не нужно. Этот срок для сбора подтверждающих документов установлен в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 г. Впоследствии у организации сохраняется право заявить ставку 0 % в том периоде, когда она соберет пакет подтверждающих документов и представит его в налоговую инспекцию.

Пример

В ноябре 2006 г. организация экспортировала в Республику Беларусь российские товары. Заранее известно, что НДС возмещаться не будет. Можно ли сразу сдать нулевую декларацию с заполнением листа об отгрузке, не подтвержденных документами, и начислить НДС к уплате в бюджет или нужно ждать 90 дней?

Допустим, по условиям договора выручку от белорусского покупателя организация получит через 200 дней после отгрузки. Чтобы сократить сумму начисляемых пеней, она может сдать декларацию и заплатить налог в бюджет. Затем, получив выручку и выписку банка, эта организация вправе обратиться в налоговую инспекцию за возмещением уплаченного НДС. Естественно, пени, начисленные за просрочку налогового платежа, организации никто не вернет. Аналогичные правила применяются и тогда, когда в Республике Беларусь экспортируется не российский, а импортный товар. При исчислении НДС и для обоснования ставки 0 % в этом случае применяются нормы ст. 165 НК РФ, а не межправительственного соглашения, и срок для сбора пакета равен 180 дням. Если организация-экспортер не сможет в срок обосновать применение нулевой ставки, ей нужно сразу же после отгрузки товаров сдать декларацию и уплатить налог.

Рассмотрим пример исчисления НДС при торговле с Республикой Беларусь относительно вопроса, как правильно исчислить НДС при возврате белорусским покупателем бракованного товара российскому поставщику.

Пример

В апреле 2006 г. российский поставщик отгрузил товары в Республику Беларусь. Белорусский покупатель уплатил косвенные налоги при ввозе товаров и представил российскому поставщику третий экземпляр заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа. В августе 2006 г. белорусский партнер вернул российскому поставщику товары, поскольку они были признаны некачественными. Такое условие было включено в договор о гарантийном сроке. В том же месяце российская организация отправила этому покупателю новую партию товаров взамен возвращенных. В Республике Беларусь не предусмотрена в таких ситуациях повторная уплата косвенных налогов при ввозе товаров. Надо ли российскому поставщику корректировать налоговую декларацию за апрель? Можно ли при подтверждении ставки 0 % по повторной отгрузке, произведенной в августе, представить копию третьего экземпляра заявления, полученного от белорусского покупателя по апрельской отгрузке?

Объясним порядок действий российской организации в рассматриваемой ситуации согласно письму ФНС России от 18 мая 2006 г. № 03-4-03/976.

В апреле 2006 г. поставщик собрал полный пакет документов, заявил ставку 0 %, и получил возмещение налога. А в августе того же года в соответствии с договором поставщику этот товар был возвращен как некачественный. При ввозе товара обратно на территорию России эта операция НДС не облагается. Она не подпадает под действие межправительственного соглашения, так как оно распространяется на случаи, когда товар перемещается на условиях купли-продажи. Поэтому при возврате товаров с территории Республики Беларусь в Россию НДС не взимается. Кроме того, организациям не надо до 20-го числа месяца, следующего за периодом принятия на учет возвращенных товаров, представлять декларацию, уплачивать налог и подавать заявление о ввозе возвращенного товара.

Учитывая, что часть товара, признанная бракованной, возвращена поставщику, необходимо откорректировать сумму реализации, которая была заявлена в апреле 2006 г., т. е. нужно уменьшить ее на стоимость возвращенного товара. Кроме того, поставщик обязан представить уточненную декларацию по ставке 0 % за апрель 2006 г. В этой декларации объем реализации также будет уменьшен на стоимость возвращенного товара. Одновременно организация корректирует и величину налоговых вычетов, потому что они применяются только в отношении тех товаров, которые экспортировались в Республику Беларусь.

Если же спустя некоторое время возвращенный товар был отремонтирован и отправлен обратно в Республику Беларусь, по этой дополнительной поставке должны применяться общие правила исчисления НДС и применения ставки 0 %, действующие при реализации товаров в эту республику. Поэтому организация снова собирает необходимые документы, а в декларации, которая подается за тот налоговый период, когда была произведена допоставка товара, опять заявляется налоговая ставка 0 % и сумма вычета «входного» НДС. В пакет документов включаются основной контракт на поставку товаров и третий экземпляр заявления белорусского покупателя.

В принципе, если белорусский партнер первоначально принимал к учету поставленные товары, то после возврата их части как брака он должен был откорректировать это заявление в сторону уменьшения суммы уплаченного налога. Затем при получении допоставки он повторно должен подать заявление на новую партию товаров. Именно это заявление налоговая инспекция примет у поставщика в пакете подтверждающих документов. При этом, если перерасчетов не было, поскольку покупатель полностью расплатился при первоначальной поставке товаров, поэтому выписку банка, свидетельствующую о получении полной оплаты по договору, которую организация получила ранее, нужно представить в пакете документов по допоставленному товару.

Обязанность по начислению пеней возникает на следующий день после истечения 180 дней от даты отгрузки товаров на экспорт. И если обязанность по определению налоговой базы и исчислению суммы НДС в бюджет по отгрузке, ставка 0 % по которой не была подтверждена, возникла задним числом – на день отгрузки, то НДС должен быть уплачен в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки. Поскольку пеня – это санкция за неуплату налога в установленные сроки, то она исчисляется с 21-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товаров, по дату уплаты налога.

Право на применение нулевой ставки предусмотрено для организаций, которые получают экспортную выручку не от иностранного покупателя, а от третьего лица. При этом в комплекте подтверждающих документов нужно предъявить договор между покупателем и этим третьим лицом (ст. 165 НК РФ).

Пример

Допустим, иностранный покупатель рассчитывается с российским экспортером векселем третьего лица, вправе ли экспортер применить ставку НДС 0 %?

В соответствии с п. 1 ст. 165 НК РФ поступление денежных средств от иностранного лица на счет организации должно подтверждаться выпиской (копией выписки) банка. Однако при поступлении денежных средств по исполнению обязательства по векселю выписка банка подтверждает лишь приход денежных средств на счет экспортера от лиц, оплативших вексель. Сама по себе выписка банка не отражает того, что

оплата векселя произведена в счет оплаты товара по конкретной экспортной сделке. При расчетах по экспортной сделке векселем организация не может на основании выписки банка подтвердить получение платы за товар. Поэтому при получении выручки не денежными средствами, а векселем ставка 0 % не может быть подтверждена. Причем не важно, какой именно вексель поступил: будь то финансовый вексель банка или вексель третьего лица – российской организации.

 



infopedia.su

когда применяется и как ее подтверждать?

Ставка НДС 0% действует для компаний, которые реализуют определенные товары (работы, услуги) и к ним не могут быть применены правила, действующие в стандартных условиях. Статья 164 НК РФ в п. 1 оговаривает механизм налогообложения указанных операций, которые не укладываются в общепринятый порядок применения льгот по налогу на добавленную стоимость.

Когда применяется ставка 0% по НДС?

Порядок применения нулевой ставки по НДС строго регламентируется ст. 164 НК РФ, в которой указано, что налог включается при реализации товаров, продукции, работ или услуг:

  • Предназначенных для транзитных, экспортных поставок в пределах РФ.
  • Подпадающих под режим свободной зоны при Таможенном Союзе.
  • Ввозимых при таможенных экспортных процедурах.
  • Компаниями транспортного соединения в процессе поставки нефтепродуктов.
  • Международной перевозки грузов.
  • В процессе экспорта энергоресурсов – электричества.
  • Предприятий транспорта водных просторов, которые выполняют работу внутри страны в отношении той продукции, товаров, которые вывозятся в экспортных таможенных процедурах.
  • Которые были оказаны при перемещении, транспортировке газа из РФ посредством трубопровода.
  • Выполняемых государственными структурами в портах в процессе хранения товаров, продукции, которая вывозится из страны.
  • Транспортно-экспедиционного направления на железной дороге (оснащение, переоборудование контейнеров, составов).
  • Связанных с транспортировкой товаров, продукции по процедуре таможенного транзита.
  • В космической отрасли.
  • В процессе продажи драгметаллов, драгоценностей налогоплательщиками, которые занимаются добычей или производством изделий из лома (относящиеся к ЦБ РФ, Госфонду камней и металлов России, пр.).

Это неполный спектр работы, услуг, а также операцией с продукцией, товарам, которые облагаются по ставке 0% по НДС. Полный их перечень указан в статье 164 НК РФ.

НДС по ставке 0%

Без НДС и ставка 0%: какова разница?

Для покупателей (потребителей) разницы не существует, поскольку он приобретает работы, услуги дешевле. Однако для налогоплательщиков, а также контролирующих органов ставка 0% - это ставка, которая позволит принимать к зачетам входные НДС. А вот все процедуры без НДС – это всегда льгота.

0% по НДС: как правильно их подтвердить?

Достаточно часто предприятия, которые заняты в экспортных операциях, предоставлении услуг в этой сфере деятельности, находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Их деятельность подвержена частым проверкам налоговых структур. И чтобы избежать необоснованных претензий в том, что налогоплательщик получает неправомерную выгоду, необходимо подтвердить свои права на ставку в 0% при экспорте товара. Для этого дается 180 дней со дня (того момента), когда была осуществлена отгрузка, выполнены определенные работы.

Список требуемых документов строго регламентирован, но налоговые структуры часто запрашивают дополнительные справки. В числе обязательного пакета:

  • Выписка банка, которая подтверждает факт зачисления выручки на счет компании от продажи экспортных товаров.
  • Заявление компании о том, что ввезен товар, а все косвенные налоги уплачены в полном объеме.
  • Копии контрактов, договоров с иностранными организациями на поставку товаров.
  • Декларации с оттисками печатей таможенных органов.
  • Транспортная сопроводительная документация, подтверждающая факт везения товаров.

Все операции по ставке 0% обязательно должны быть не только подтверждены налоговыми структурами (письменно), но и получить отражение в декларации по НДС. С 2016 года она подается исключительно в электронном виде. Компании могут подавать отчетность в контролирующий орган при помощи программы «Такском». Подключить ее, а также получить исчерпывающие инструкции помогает проверенная, надежная компания «АИСТ».

Почему выгодно подключаться к такском через компанию Аист

taxcom.su