История «сталинских» высоток и ее продолжение. ФОТО. Часть 1. Сталинские высотки история


СТАЛИНСКИЕ ВЫСОТКИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

Проектирование

По предложению И.В. Сталина 13 января 1947 г. Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий, которые должны были стать «окружением» так и не возведённого Дворца Советов, а также послужить символом юбилея столицы. За короткий промежуток времени были запланированы места размещения высотных зданий. При этом они должны были выступать в роли градообразующих массивов – архитектурных доминантов. Требовалось не только четкое планировочное решение, но и объединение в единое целое всех комплексов и ансамблей города.

В 1945-1949 гг. главным архитектором Москвы был Д.Н.Чечулин, руководивший работами по проектированию высотных зданий, для строительства каждого из которых были созданы авторские группы. В столице следовало построить одно 32- этажное, два 26-этажных и пять 16-этажных зданий. Сам Чечулин работал над двумя запланированными высотками — жилым домом на Котельнической набережной (совместно с архитектором А. Ростковским и главным инженером Л.М. Гохманом) и административным зданием в Зарядье. По иронии судьбы именно второе сооружение архитектора так и не было достроено, формально из-за нехватки ресурсов, так как все силы были брошены на скорейшее завершение Главного здания МГУ. К моменту смерти Сталина в 1953 г. в Зарядье был готов фундамент, но с приходом Н.С. Хрущева стройка была прекращена, строители были переориентированы на другие объекты.

По тем временам длительная задержка со строительством важных объектов была непростительной. Закладка всех сталинских высоток в Москве состоялась в один день, в день круглого юбилея (восьмисотлетия) столицы - 12 сентября 1947 г. После этого стали закладывать фундаменты, а в 1949 – 1953 годах началось строительство всех зданий. Проекты вертикалей в столице утверждались и корректировались товарищем Сталиным лично. По его распоряжению в альбоме собрали все имеющиеся материалы: чертежи, панорамы, фотографии макетов высоток. По нему можно составить представление о динамике некоторых изменений, особенно МГУ. А непосредственный ход строительства высотных зданий курировал Л.П. Берия.

Американский прототип

Тогда СССР хотел «догнать и перегнать передовую Америку». И практически у каждой высотки имеется свой американский прототип. Однако у советских архитекторов процесс проектирования высотных домов был первопроходческим и совершенно разным. Существенное отличие от прототипов состояло в том, что все наши многоэтажки были намного ниже американских, но, расположенные на высоких местах, они такими не казались. А причиной «малой этажности» стали строгие советские строительные нормы. В то же время в ходе строительства пришлось позаимствовать каркасный способ строительства из Чикаго. Надземная часть высоток возводилась из стального каркаса. Его элементы скреплялись болтами. Для упрощения требовалось сокращение монтажных элементов. За метод и разработку аппаратуры скоростной автоматической сварки звание лауреата Сталинской премии было присвоено Е.О. Патону.

Новые технологии и вызовы

При строительстве практически каждой из высоток приходилось учитывать не только ландшафт или структуру почв. Так, Б.М. Иофан не соглашался с удалением месторасположения здания МГУ от Москвы-реки на гору. Тогда со стороны центра столицы за горой его не было бы видно полностью. Кроме того, пропадало отражение здания в реке. Это являлось важным моментом в его архитектурной композиции. Однако строить такое огромное сооружение близко к склону реки было опасно, поэтому разработку проекта передали коллективу во главе с  Л.В. Рудневым. Вопреки опасениям оказалось, что здание МГУ при переносе на гору будет стоять на сухих и плотных грунтах. Поэтому, несмотря на дождливое лето 1949 г., крутые откосы котлована не обваливались.

Оригинальным стало решение строителей гостиницы «Украина», рядом с которой течет река, а фундамент смогли заложить на 10 метров ниже, чем уровень грунтовых вод. Однако для осушки котлована обычной откачкой воды грунт не удалось бы обезводить. Поэтому на строительной площадке была применена новая технология. Она связана с охлаждением контура фундамента для его заморозки, что защищало здание от воды и возможной просадки.

Особая ситуация складывалась с возведением административно-жилого здания на площади «Красных ворот» (архитектор А.Н. Душкин). Этот небоскреб – самый настоящий комплекс непростых и оригинальных инженерных решений. Под зданием проходила линия метрополитена со станцией, сам дом строился с уклоном (решение принял главный конструктор В.М. Абрамов). Проходка глубоких котлованов велась с искусственным замораживанием грунта. Потом замороженный грунт использовали в качестве материала для гашения  давления окружающего грунта и гидростатического давления грунтовых вод.

Список высоток

Жилой дом на Котельнеческой набережной строился в 1938—1940 (по первому проекту) и 1948—1952 годах (по проекту сталинских высоток, архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман).

Административно-жилое здание возле «Красных Ворот» было построено в 1947-1952 годах (Архитекторы: А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев).

Главное здание МГУ выстроено в 1949—1953 годах (архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов)

Здание МИДа построено в 1948—1953 годах (архитекторы профессор В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус).

Дом на Кудринской площади построен в 1948—1954 годах (архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и конструктор М. Н. Вохомского).

Гостиница "Ленинградская" - в 1949—1954 годах (Архитекторы: Л. М. Поляков, А. Б. Борецкий. Инженер Е. В. Мятлюк).

Гостиница Украина построена в 1953—1957 годах (архитектор А. Г. Мордвинов при участии В. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша, инженера П.А. Красильникова)

 

w.histrf.ru

Семь тайн сталинских высоток: неизвестные факты из истории символов Москвы

Юбилейная подборка "МК"

06.09.2017 в 21:16, просмотров: 13740

70 лет назад в Москве состоялась торжественная церемония закладки нескольких очень необычных для тогдашней советской столицы зданий. Эти громадные сооружения впоследствии стали называть сталинскими высотками. По случаю их юбилея мы публикуем некоторые малоизвестные факты из истории создания самых знаменитых советских небоскребов.

Семь тайн сталинских высоток: неизвестные факты из истории символов Москвы

фото: Геннадий Черкасов

Их решили построить восемь, – восемь громадных жилых, гостиничных и административных многоэтажных зданий высотой от 130 до 240 метров. В правительственном постановлении было сказано, что они должны стать «вертикальными архитектурными доминантами города». Официальный старт строительства был дан во время празднования 800-летия Москвы в сентябре 1947 года. Сама строительная эпопея растянулась на долгий период. «Высотка №7» – гостиница «Украина» в Дорогомилово была готова лишь в 1957-м, а «номер восьмой» – 250-метровая громадина Совета Министров СССР, ради которой снесли несколько кварталов старой застройки в Зарядье, и вовсе не была возведена.

Немецкие гастарбайтеры

В качестве рабочей силы на строительстве высотных зданий использовали в том числе и бригады, состоявшие из немецких военнопленных (в том числе из солдат сдавшейся под Сталинградом армии Паулюса). Когда подошел срок их освобождения и отправки в Германию некоторым из этих «строителям поневоле» устроили экскурсии по советской столице и среди прочих достопримечательностей показали уже достроенные высотки.

Министерская рокировка

Многоэтажная махина на Смоленской площади первоначально планировалась в качестве жилого дома для сотрудников Министерства трудовых резервов СССР, однако затем это здание решили оборудовать для размещения в нем Министерства иностранных дел.

Полк «последней надежды»

В проекте начатого постройкой, но затем разобранного высотного здания Совмина в Зарядье предусматривалось сооружение многоэтажного подземного бункера. Верхний его ярус располагался в стилобатной части высотки, которую успели соорудить. По некоторым сведениям, это огромное подземное помещение первоначально предназначалось для размещения танкового полка «последней надежды». Данное спецподразделение должно было в случае возникновения какого-либо форс-мажора – восстания, государственного переворота, военной провокации,.. – обеспечить прикрытие эвакуации кремлевских «вождей» из столицы в безопасное место. Впоследствии в стилобате так и не построенной сталинской высотки был оборудован кинотеатр «Зарядье».

Шпиль в эндшпиле

«Фирменный знак» сталинских высоток – венчающие их шпили. Однако в первоначальных вариантах такое архитектурное украшение было не у всех из семи высотных зданий. Зодчие, проектировавшие многоэтажки на Смоленской площади и у Красных ворот, сперва вовсе не собирались украшать свои творения остроносыми шатрами. Однако «правильной архитектуре» их научил сам товарищ Сталин.

Вот что довелось услышать в свое время корреспонденту «МК» от участника проектирования высотки у Красных ворот архитектора Александра Федоровича Стрелкова:

«Здание МИДа построили больше похожим на американские небоскребы с плоским верхом. В его кабинеты уже переехали сотрудники этого внешнеполитического ведомства. Но однажды «вождь народов», проезжая в своем лимузине по Арбату мимо громадной многоэтажки, вдруг спросил находившегося в салоне секретаря Поскребышева: «Когда это здание достроят?» «Оно уже достроено, товарищ Сталин!» «Как? А где же шпиль?» Той же ночью Иосиф Виссарионович, в телефонном разговоре с архитекторами, проектировавшими здание МИДа, велел увенчать его надстройкой со шпилем. Задача оказалась не простой: ведь конструкция верхней части этой высотки не была рассчитана на дополнительную нагрузку от такой архитектурной добавки, а кроме того все работы по сооружению надстройки нужно было выполнить, не выселяя из здания работавшее там министерство! Выход был найден: на многоэтажку «надели» сверху декоративную башенку (естественно, со шпилем!), выполненную из металла – стальной каркас, обшитый снаружи металлическими листами, покрашенными «под камень». Чтобы поставить эту «шапку» на здании, пришлось останавливать МИДовские лифты, работавшие в верхних ярусах. Сотрудники поднимались и спускались пешком по лестницам, а в лифтовых шахтах рабочие монтировали конструкции для новой шпилевой части высотки и потом поднимали их домкратами.

Сталинское категорическое требование, чтобы все высотки были со шпилями, коснулось и нашей архитектурной бригады. Здание у Красных ворот тогда еще только достраивалось, узнав о «разгоне», устроенном вождем строителям МИДа, главный архитектор нашего проекта, известный зодчий Алексей Николаевич Душкин срочно вызвал к себе на совещание всех своих помощников. Его ночной телефонный звонок разбудил и меня: «Срочно берите такси и приезжайте в мастерскую!» На фотомонтаже, изображающем будущую высотку, – это была специально подготовленная «картинка» для показа в различных руководящих инстанциях, – мы соскоблили прежде спроектированную кубическую верхушку и вместо нее подрисовали завершение со шпилем. Именно в таком виде вариант внешнего оформления здания на следующее утро был отправлен товарищу Берии, который затребовал сведения о всех строящихся высотных зданиях для доклада Сталину. Потом под этот эскиз пришлось в экстренном порядке перерабатывать проект верхней части здания. К нашему счастью, работы по ее возведению еще не начались, так что ничего ломать и перестраивать не пришлось.»

Кому быть над университетом?

Поначалу не собирались строить шпиль и над новым зданием МГУ на Ленинских горах. В планах архитекторов было увенчать эту многоэтажку огромной скульптурой. Узнав о таком замысле, скульптор Вера Мухина предложила украсить университетскую высотку своим знаменитым творением – скульптурой «Рабочий и колхозница». Однако от такого варианта отказались. Вместо мухинской скульптуры на демонстрационных эскизах здания сперва изобразили фигуру человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками (видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям). Однако во время показа этого варианта товарищу Сталину, ему вполне явственно намекнули, что исполинская скульптура может получить портретное сходство с любимым вождем. Иосиф Виссарионович подобные перспективы обсуждать не стал и распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы здание университета было таким же «востроносым», как и другие высотки, строящиеся в столице.

Самая высотная зона

В газетных репортажах с ударной стройки здания на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако, в действительности здесь работало гораздо больше народа. Причем основная часть строителей «очага мировой культуры» была – в традициях того времени – зеками. Специально «под университет» в конце 1948 года был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим счастливчикам предстояло «мотать» остаток срока на сооружении высотки МГУ, – жили в бараках, питались баландой, но зато ходили без конвоя.

Но были на Ленгорах и «стопроцентные» зеки. В системе ГУЛАГа здесь существовало «Строительство №560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого был занят на сооружении университетской высотки. Курировал стройку лично генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14000 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям: везти в Москву «политических» побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от места самого строительства – рядом с деревней Раменки (это район нынешнего Мичуринского проспекта). Когда возведение высотного здания подходило к концу, лагерное начальство решило «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на верхотуре – на 24 и 25 этажах строящейся башни. Такое изобретение руководителей «Стройлага» позволяло сэкономить и на охране: не надо ни сторожевых вышек, ни колючки, – все равно зекам деваться некуда!

Роскошь лауреату помеха

Интерьеры сталинских высоток оформлялись с поистине дворцовой роскошью. Самым богатым было убранство парадных помещений гостиницы «Ленинградская» у площади трех вокзалов. В смете расходов на ее отделку были заложены очень внушительные суммы, поэтому главный архитектор проекта Л. М. Поляков не стеснялся в художественных изысках. Для отделки интерьеров использовали ценные породы камня и дерева, бронзу, позолоту, по стенам развесили картины известных русских и советских художников... За представленный ими на предварительной стадии эскизный проект чудо-высотки создателей «Ленинградской» наградили Сталинской премией, однако всего несколько лет спустя, после смерти «вождя народов» и прихода к власти Н. С. Хрущева взгляд на то, какой должна быть советская архитектура радикально поменялся. С подачи нового «хозяина страны» началась борьба против «архитектурных излишеств и украшательства». В результате Полякова и его коллег по работе над «Ленинградской» звания лауреатов лишили.

www.mk.ru

История «сталинских» высоток | DESIGNER NEWS

В Москве, обрушилась одна из восьми декоративных башенок гостиницы «Украина».История этой высотки и остальных зданий той эпохи изложена в этом материале. Вот как выглядит пострадавшее пожилое строение:

Предыстория строительства семи московских высоток. Возникновение и расцвет «сталинского классицизма»

Согласно легенде, Сталин сказал примерно так: «Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу…».

Еще задолго до того, как было официально объявлено о закладке Московских высотных зданий, в советской печати очень активно начала «прорабатываться» тема применения новых технологий в отечественном строительстве.

Именно в это время, в 1946 году «Великий Вождь всех народов Товарищ Сталин» был провозглашен на съезде архитекторов «отцом и другом всех советских архитекторов» да и что там говорить – просто «величайшим архитектором всех времен и народов».

В те годы в печати обсуждались важные проблемы о решениях фасадов жилищной застройки, повышения функциональности и технологичности строительства с учетом современных, по меркам того времени, строит

designernews.wordpress.com

История «сталинских» высоток и ее продолжение. ФОТО. Часть 1

В Москве, вечером 18 ноября, обрушилась одна из восьми декоративных башенок гостиницы «Украина».История этой высотки и остальных зданий той эпохи изложена в этом материале.

Исследование этого архитектурного феномена займет ваше внимание дольше, чем обычно, т.к. материал рассчитан на серию публикаций.

Вот как выглядит пострадавшее пожилое строение:

(фото увеличиваются)

Предыстория строительства семи московских высоток. Возникновение и расцвет «сталинского классицизма»

Согласно легенде, Сталин сказал примерно так: «Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу…».

Еще задолго до того, как было официально объявлено о закладке Московских высотных зданий, в советской печати очень активно начала «прорабатываться» тема применения новых технологий в отечественном строительстве.

Именно в это время, в 1946 году «Великий Вождь всех народов Товарищ Сталин» был провозглашен на съезде архитекторов «отцом и другом всех советских архитекторов» да и что там говорить — просто «величайшим архитектором всех времен и народов».

В те годы в печати обсуждались важные проблемы о решениях фасадов жилищной застройки, повышения функциональности и технологичности строительства с учетом современных, по меркам того времени, строительных технологий. Многие из них, кстати, так и остались на бумаге, поскольку содержали анализ позитивного опыта строительства за рубежом.

Большое значение — научно-просветительское, с одной стороны, и сдерживающее угрозу безвкусицы — с другой, — получила созданная в этот период (1933 г.) Всесоюзная Академия архитектуры.Собрав в своих стенах весь цвет архитектуры — старшее, среднее и молодое поколения, она достаточно скоро превратилась в подлинный, высокой культуры научный центр архитектуры. Сразу после организации Академия приступила к переизданию самых ценных и редких книг и работ по архитектуре. Открывалась возможность глубокого изучения классического и русского прошлого. В недрах Академии разрабатывались новые концепции современной советской архитектуры.Начались большие проектные и строительные работы по реконструкции ряда городов и в первую очередь — Москвы.Начался новый, продолжительностью в два десятилетия, весьма своеобразный классический период советской архитектуры.

Градостроительная идея реконструкции центра столицы этого периода была столь верна и глубока по замыслу, что даже осуществленная ее часть позволяет оценить масштабы задуманных преобразований. Но этот грандиозный для своего времени замысел устройства ансамбля центральной зоны Москвы не был реализован полностью.

Центр ансамбля — Дворец Советов был разобран во время войны, поскольку металлоконструкции каркаса были затребованы для нужд обороны Москвы. Хоть проект Дворца и был неоднократно осуждаем после смерти Сталина, но проекта сходного по качеству не было представлено даже на хрущевском конкурсе 56-58 годов.

Вариант 1 Вариант 2

По проекту фундамент Дворца Советов был значительно больше и глубже, чем фундамент разрушенного храма. Поэтому фундамент храма тогда просто извлекли из раскопанного котлована и вывезли.На его месте возникла пустая бетонная коробка, которая, в течение почти что двадцати лет, находясь за забором в самом центре Москвы, зияла провалами, заполненными дождевой водой.

Видимо это и навело хрущевских градостроителей на спасительную мысль об устройстве бассейна — ведь почти все было уже сделано до них. Поэтому бассейн «Москва» был круглым, что вообще не характерно для плавательных сооружений. Его поместили внутри бетонного кольца, которое должно было играть роль опоры Большого зала.

В определенном смысле обновленный Храм —это законный правопреемник Дворца Советов

По преданию, монахи Алексеевского монастыря, который был основан на том самом месте еще в XIV веке и в XIX веке был разрушен именно для постройки Храма Христа Спасителя, уходя, пожелали этому месту «быть пусту». Монашеское проклятие не было шуткой — с той поры ни одно сооружение еще не смогло устоять здесь достаточно долго…

Не была построена и вторая по значимости высотка — административное здание в Зарядье:

На цветной открытке 1949 года показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено еще только крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки. Строительство высотной части в 49 году только начиналось, а строительство крыла по Подгорной набережной начали еще позже. Зарядье было окружено китайгородской стеной (остатки ее были сохранены и реставрированы на задворках разрушенной ныне гостиницы Россия). Обратите внимание, что вокруг стилобата были сохранены несколько церквей, имеющих историческое значение.

Высотные здания должны были стать основой для формирования ансамблей площадей Москвы.

То, что реализовали в 60-х годах, весьма отдаленно напоминает идеи в композиции Смоленской площади. Площадь осталась трапециевидной, как задумывалось по проекту, но вместо фланкирующих ее по сторонам зданий, ограниченных по этажности и подчиненных высотному центру, в нее включены два чуждых по архитектуре высотных корпуса гостиницы «Белград».

Смоленская площадь. Перспектива сБородинского моста.Первый вариант проекта. Та же перспектива на фото. 2003 г.

Аналогичным образом сложилась судьба архитектурного ансамбля на площади Восстания.

Перспектива со стороны Красной Пресни. 1951 г. Та же перспектива на фото. 2003 г.

Не были снесены даже малоэтажные строения со стороны павильона станции метро «Баррикадная». Сегодня часть этих строений позапрошлого века, на месте которых планировалось устроить сквер и фонтан, находятся в аварийном состоянии. В результате именно ими, а не ансамблем площади любуются москвичи и гости столицы, выходя из ворот зоопарка.

Технология каркасного строительства

Почти никто теперь не помнит о том, что Московские высотки, практически впервые в СССР, строились каркасным способом. В этом была доля риска, без которого не обходится ни один эксперимент. О том, насколько он удался, судят сегодня жители этих домов. Идея каркасного строительства состояла в том, что надземная часть здания монтировалась из стального каркаса, элементы которого сваривались или реже скреплялись болтами.

Отдельные элементы каркаса армировались бетоном. Делалось это не только из необходимости усиления жесткости, но и из соображений защиты каркаса.Кирпичная кладка каждого этажа опиралась на стальные ригели, передающие усилия на колонны. Помимо кирпича и гипсовых блоков при устройстве перегородок применялись и пустотелые керамические блоки, призванные облегчить вес здания. Значительную часть здания занимали пустоты и технические ходы, что очень сильно облегчало вес конструкции, по сравнению с традиционно возводимыми строениями. Именно это и позволило, в конечном счете, возвести такие огромные сооружения на подвижных грунтах берегов Москва-реки.

Первоначально в высотных зданиях проектировались монолитные железобетонные перекрытия, которые будучи жестко связанны со стальным каркасом здания, учитывались в расчете каркаса, обеспечивая его пространственную жесткость и более равномерную работу элементов на горизонтальные усилия от ветровых нагрузок. Однако в ходе строительства и тут пришлось вносить некоторые изменения. Так в центральной части Главного Здания МГУ треть перекрытий была выполнена сборной из плоских безреберных плит.

Решения планировок

На планах этажей Московских зданий, которые были опубликованы в те годы трудно не заметить тавровую структуру осей. Помимо повышения надежности такая инженерная находка помогала решить еще одну задачу — издалека наблюдателю казалось, что дом имеет большие размеры, чем это было на самом деле. «Оптический обман» достигался за счет того, что основные объемы были сосредоточены не в центральном стволе (как это принято из экономических соображений в современном строительстве), а распределены по осям. За счет большого количества перпендикулярных плоскостей здание выглядело более широким и монументальным. По понятным причинам этот эффект ослабевает, если смотреть на здания спереди. Не случайно перспективы являются одними из самых выгодных их видов.

Такой же фокус был применен и для «увеличения» его высоты. Здания росли вверх ступенями, наподобие культовых пирамид ацтеков. За рубежом этот стиль нередко еще называют «стилем свадебного пирога». Дом, как торт, растет вверх, расширяясь ступенями книзу. В Москве это становится особенно заметным, если смотреть на здание издалека, когда его высота уже не столь «необъятна», как вблизи.

Керамические фасады, папье-маше и литой камень

Московские высотные дома строились в тот период, когда впервые начали применять для облицовки крупных общественных и жилых зданий керамические плиты на базе белых глин.

Интересной особенностью облицовки зданий МГУ являлось применение для отдельных элементов (в основном выступающих пилястр и фасонных вставок) облицовочных панелей площадью от 8 до 15 кв. м и весом от 1 до 3 т, изготовляемых на тонкой железобетонной основе па заводе строительства.

Пожалуй, это было первое в практике нашего строительства применение стеновых панелей, нашедших в дальнейшем уже в качестве основного элемента стены столь широкое (хотя и не всегда удачное) применение. Всего при строительстве МГУ керамикой было облицовано 280 тыс. кв. м, в том числе крупными панелями — 25,2 тыс. кв. м.

Помимо новаторства в применении керамической облицовки фасадов при строительстве московских высотных зданий были опробованы на практике многие другие интересные технологии.

Так, отлично зарекомендовали себя на строительстве МГУ и других домов детали скульптур, изготовленные из белого литого камня. Внешне они ничем не отличались от высококачественного известняка.Изготовлялись эти детали в мастерских строительства и служили как для сооружения монументальных скульптур, так и для облицовки главного корпуса в качестве переходных элементов от гранитного цоколя к керамической облицовке.

Эскиз скульптуры на ризалитевысотной части МГУ, 1951г. Та же скульптура,фото спустя 50 лет

Подготовленная черновая гипсовая форма, оклеенная плитками из литого камня, являлась наружной опалубкой для железобетонного остова скульптуры. Собиралась эта опалубка по поясам, которые при установке скреплялись вязальной проволокой. Швы между поясами заклеивались плитками из литого камня и с наружной стороны загипсовывались.

По мере установки на место поясов черновой формы монтировался внутренний металлический каркас из круглого арматурного железа.Одновременно устанавливалась опалубка внутренней стороны оболочки из строительной фанеры по обычным дощатым кружалам.

Вторая технология, о которой непременно следовало бы рассказать — это технология производства внутренних художественных деталей из бумажной массы с последующей бронзировкой. Прежде подобная практика не применялась в советском строительстве. Не применяется она и сегодня….

Следует отметить, что изготовление внутренних архитектурных деталей из бумажной массы (так называемого папье-маше), заменяющих дорогостоящие тяжелое литье и бронзовые детали, широко применялось в России еще во времена Екатерины II. Русские строители достигли в этом деле большого совершенства. И сейчас во дворцах, построенных двести с лишним лет тому назад, многие архитектурные детали и люстры, сделанные из бронзированного папье-маше, находятся в полной сохранности.

Посетители этик дворцов-музеев даже и не представляют, что все эти детали выполнены из бумажной массы, а не из металла…На строительстве МГУ бумажная масса широко применялась для изготовления вентиляционных и потолочных декоративных решеток, а также деталей люстр.

Падужная вентиляционная решеткав актовом зале ГЗ МГУ Люстра и часть потолкав актовом зале ГЗ МГУ

Решения фундаментов

Строительство в «стиле свадебного пирога» имело и еще одну, более практическую цель — сделать нижнюю часть здания, и следовательно его фундамент, более широким, что позволило бы распределить вес здания по наиболее широкой площади. Высотные здания требовали надежной опоры в виде широких бетонных фундаментов. Московские грунты вообще плохо предназначены для высотного строительства.

Действительно, при устройстве фундаментов высотных зданий инженерам приходилось иметь дело с водонасыщеными грунтами.Для разных зданий проблема отвода грунтовых вод решалась по-разному.Так, при строительстве гостиницы на Комсомольской площади, искусственное свайное основание впервые в строительной практике было осуществлено способом вибронабивки.С поверхности в грунт забивались большие металлические трубы, имевшие на конце чугунный наконечник. Когда труба доходила до прочного несущего грунта забивка прекращалась, в трубу вставлялся металлический каркас (в будущей свае он играл роль скелета) и труба сверху заполнялась пластичным бетоном.Потом труба захватывалась специальными приспособлениями, и копер уже не ударами а обратным встряхивающими рывками постепенно извлекал ее из грунта, оставляя в грунте набитую, но еще сырую, неотвердевшую железобетонную сваю.Пластичный бетон затвердевал через несколько дней и приобретал необходимую прочность.

Иначе были организованы работы по устройству основания под высотное здание на Дорогомиловской набережной.Рядом была река, фундамент предстояло заложить на глубину 10 метров ниже уровня грунтовых вод и обычной откачкой воды грунт все равно не удалось бы обезводить настолько, что бы котлован оставался сухим.

И на строительной площадке был применен новый способ так называемого иглофильтрового водопонижения. Иглофильтр — это металлическая труба диаметром 2 дюйма и длинной полтора метра. Стенки трубы имеют множество круглых отверстий. Труба обматывается двумя защитными сетками — 3 мм и 0,3 мм.Внизу на инглофильтровую трубу навернут металлический наконечник — стакан с острозубчатым краем (фрезом), а внутри стакана помещен небольшой резиновый шарик.В грунт иглофильтр погружается гидравлическим способом: он подключается к водопроводу и вода, поступающая под давлением в трубу, отжимает шарик книзу и промывает скважину для погружения иглофильтра. Снабженный зубчатым фрезом иглофильтр легко погружается все глубже до тех пор пока на поверхности не останется оголовник трубы.

В итоге строительная площадка получается как бы огороженной подземным трубчатым частоколом, расстояние между «кольями» которого не превышает одного метра.К оголовнику каждого иглофильтра присоединялось трубчатое колено, которое подключалось к водосборному коллектору — трубе диаметром 7-8 дюймов, соединенной с вакуум-насосом. При включении насоса резиновые шарики в стаканах иглофильтров подбрасываются вверх и как пробки затыкают нижний срез трубы.А вода, просачиваясь сначала через защитные фильтрующие сетки а потом через отверстия в стенках иглофильтров, перегоняется в водосборный коллектор и удаляется из осушаемого контура. После того, как была готова гидроизоляция всех подземных сооружений высотного здания, иглофильтры просто отключили.

Котлован огражден подземным частоколомиглофильтров, присоединенныхк общему водосборному коллектору. Охлаждающий контурдля заморозкиплывунных грунтов.

Однако самый уникальный способ устройства основания высотного здания был применен на Лермонтовской площади.По технической смелости и инженерному искусству мировая строительная практика не знала аналогичного примера.

Под южной частью правого крыла здания было необходимо устроить два эскалаторных хода, которые бы обеспечивали второй выход из уже действующей станции метрополитена.При этом пол промежуточного поворотного вестибюля располагался на 16 метров ниже подошвы фундамента здания, его окружала толща водонасыщенных плывунных грунтов.Было принято решение заключить вестибюль в жесткий шестигранный «стакан», который одновременно будет играть роль фундамента правого крыла административной части здания. «Стакан» и лежащую на нем крышку с двумя консольными выступами под эскалаторные ходы необходимо было возводить не задерживая хода работ на высотной части здания.

Учитывая жесткие сроки, а так же невозможность перекрытия движения по Каланчевской улице, было принято решение отказаться от раскрытия котлована с обычными для слабых грунтов откосами.Инженеры решили обратиться к способу проходки глубоких котлованов с искусственным замораживанием плывунных грунтов, таким образом использовать замороженный грунт в качестве материала, способного воспринять давление окружающего грунта а также гидростатическое давление грунтовых вод.

Однако истинное чудо инженерного искусства заключалось даже не в этом, а в том, что конструкции высотного здания намеренно возводились с наклоном. Дело в том, что в результате пученья замороженного грунта край фундамента со стороны вестибюля должен был подниматься, в то время как другой его край под возрастающим давлением стальных и бетонных конструкций должен был давать осадку.

Было принято беспрецедентное в практике строительства сооружений подобного рода решение — вести монтаж колонн центральной части здания с заданным контр-креном.

Подробности этого уникального опыта в истории строительной практики можно найти в каталоге выставки, опубликованном в Москве в 2004 году к 100-летнему юбилею Алексея Николаевича Душкина, архитектора, построившего это здание.Они приводятся в статье И.Б.Каспэ «Выдающаяся победа в истории строительной техники». Автор стати пишет: «Каждый раз, поднимаясь на эскалаторе в сторону Каланчевской улицы мы должны вспоминать о том, что здесь в середине 20-го столетия была одержана одна из самых выдающихся побед в истории строительной техники».По материалам: visotki.nm.ru, retro.samnet.ru

www.archdesignfoto.com

Сталинские высотки в Москве – Мифы и Реальность. | Блог Vlad

7 высоток Москвы

Уважаемые читатели,этой статьей я продолжаю серию публикаций о Москве, буду и дальше наполнять журнал различной интересной информацией об истории и жизни нашего города.В свою очередь надеюсь на вашу поддержку, также буду рад вашим материалам по тематике журнала.

Если материал понравился,не стесняйтесь комментировать и ставить плюсы, это поможет сделать журнал более читаемым.

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

МИД на Смоленской площади

Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская

1948-1953 гг.

В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус

27 этажей, 172 м

Гостиница «Ленинградская»

Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская

1949-1954 гг.

Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий

17 этажей, 136 м

Дом на Баррикадной

Кудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная

1948-1954 гг.

М.В. Посохин, А.А. Мндоянц

24 этажа, 156 м

Гостиница «Украина» — «Radisson Royal Hotel»

Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская

1953-1957 гг.

А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский

34 этажа, 206 м

Административное строение возле «Красных ворот»

Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота

1947-1952 гг.

А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев

24 этажа, 138 м

Жилой дом на Котельнической набережной

Котельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская

1948-1952 гг.

Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский

26 этажей, 176 м

Главное здание МГУ им. Ломоносова

Воробьевы горы, д. 1, м. Университет

1949-1953 гг.

Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие

32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские.

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эта дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.

Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Дворец Советов – Гигант СССР

С трудом можно представить, но памятник Ленину можно было бы увидеть с расстояния 70 км.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов, так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя. Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.

Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин. Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы). Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль.

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику. По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу. Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов. Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.

Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь «Ленинградской» в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.

Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.

Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.

Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.

Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.

Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен. Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит. Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу. Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству — запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.

Если у вас есть какие-либо интересные сведения об этих уникальных памятниках той эпохи, пишите,всем будет интересно .

×

cont.ws

ИСТОРИЯ СЕМИ ВЫСОТОК: «СТАЛИНСКИЕ ТУЧЕРЕЗЫ»

Ступенчатые башни, украшенные шпилями, скульптурные композиции на фасадах зданий – все это показатель мощи советского народа. Высоток изначально должно было быть восемь, к 800-летию Москвы, по высотке на столетие. 7 сентября 1947 года было заложено восемь символических камней, но к строительству приступили позже, поскольку проекты постоянно корректировались и изменялись. Строительство высотного здания на месте Зарядья было прервано, проект так и не претворился в жизнь, позже на его фундаменте возвели гостиницу «Россия», которую также снесли в 2006 году.

Высотки имеют «Сталинскими», поскольку их строительство было начато именно по инициативе Вождя Народов. Сталин преследовал несколько целей. Самым высоким зданием в Москве к 1947 году считалась 14-этажная гостиница Москва, возведенная архитектором Щусевым до начала ВОВ. К тому времени в США уже были возведены небоскребы, и Сталин решил, что страна-победительница тоже должна ошеломить туристов размахом. Помимо этого, высотки должны были подчеркнуть вертикаль самой главной башни страны (и самого высокого здания в мире) – Дворца Советов.  Его планировали построить на месте храма Христа Спасителя, который взорвали в 1934 году, но в связи с началом войны строительство было остановлено, а позже на этот проект уже не было денег.

Каждая из высоток – ориентир определенной части города и имеет свое функциональное значение.  Учебное здание,  гостиничный комплекс, жилые дома и здания административного  назначения.

Вход в столичную высотку

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

1. Высотка на Садово-Спасской улице (Красные ворота)

Высотка располагается в самой высокой точке Садового кольца. На месте этого административно-жилого здания в дореволюционный период располагался дом, где родился Лермонтов.  В советский период центральную часть здания занимало министерство транспортного строительства.  В центральном  корпусе 24 этажа (у боковых крыльев 11 и 15 этажей), общая высота 138 метров.

Жилая высотка на Садово-Спасской улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

2. МГУ

15 марта 1948 года И.В. Сталиным было подписано постановление о строительстве нового здания для Московского университета на Ленинских горах. Постановление гласило, что высота здания в центральной части должна быть не менее 20-ти этажей. Здание университета – самое монументальное из всех высоток. Оно было построено в 1953 году, высота центральной части 36 этажей.

3. МИД

Здание построено в ярусном стиле, высота центральной части 27 этажей,  крыльев 15, а боковых частей  6 этажей.  Эта высотка интересна прежде всего тем, что на ее шпиле отсутствует звезда, зато фасад украшен гербом СССР.

Бородинский мост и здания МИД и гостиницы Золотое кольцо

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

4. Гостиница Ленинградская

Самая маленькая из всех высоток. В ней всего 17 этажей, и ее высота 136 метров. Несмотря на это, гостиница поражает своим роскошным убранством. Расположение гостиницы (Комсомольская площадь транзитный центр города) определяли ее, как парадный вестибюль столицы.

Здание гостиницы Ленинградская на Каланчевской улице у площади трех вокзалов

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

5. Высотка на Котельнической набережной

Высотка расположена на слиянии двух рек – Москвы-реки и Яузы и построена, как контрапункт Кремлю.  Вместе с техническими этажами, в центральной части здания 32 этажа, общая высота 176м. Именно здесь располагается  известный  кинотеатр «Иллюзион».

Высотка на Котельнической набережной

6.  Высотка на Садово-Кудринской площади

Здесь проживало много летчиков и космонавтов, даже по внешнему виду здание напоминает  устремившийся вверх самолет.  Фасад и боковые части декорированы множеством скульптур и барельефов.  Высота  здания вместе с башней и шпилем 156 метров, в центральной части 22 этажа.

Высотка на Садово-Кудринской площади

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

7. Гостиница Украина

Гостиница открывает Кутузовский проспект , который был создан в послевоенное время.  Считается самой скромной по художественному оформлению, и действительно фасад очень прост и лаконичен.  Центральная высота здания 29 этажей, высота вместе с башней и шпилем 206 метров.

Гостиница Украина на Кутузовском проспекте

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Текст © Дарья Миллер / Москва меняется

moscowchanges.ru

История и легенды сталинских высоток. Часть 1

История и легенды сталинских высоток

фото Элементы декора сталинских высоток

Элементы декора сталинских высоток

Сталинские высотки, на мой взгляд, являются одной из самых загадочных и притягательных достопримечательностей Москвы, визитной карточкой столицы, а также символом советской власти.

Высотки были построены по настоянию Сталина к празднованию 800-летия Москвы в рамках «обновления» (реконструкции) столицы. Истинная же причина крылась в том, что после Второй Мировой войны Москва больше напоминала приземистую деревню, чем столицу государства-победителя. В это время России просто необходимо было зафиксировать русскую мощь. Строительство высоток стало своеобразным ответом американским небоскрёбам. Однако не всё складывалось гладко: отставание СССР от Америки в развитии технологий сыграло свою роль, архитекторы фактически изобретали «велосипед», а большинство высоток строились руками зэков и военнопленных.

Все высотки начали строиться в один день: 7 сентября 1947 года в 13:00 был заложен первый камень. Изначально планировалось строительство восьми высоток, однако после смерти Сталина самая большая высотка — Дворец Советов, проект которой и лёг в основу всех «семи сестёр», так и не была закончена. Как утверждают очевидцы того времени, Хрущёв скептически относился к Сталину (вспомнить хотя бы разоблачение «культа личности») и ко всем его задумкам, поэтому строительство высоток высмеял и не воспринял всерьёз. Есть ещё одна версия произошедшего: говорят, что архитектор Чечулин сознательно затягивал процесс строительства высотки, чтобы она не была закончена и не затмила красоту храмов Кремля. Кто знает, что произошло на самом деле, в любом случае всё это уже стало историей.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 13 января 1947 года «О строительстве в Москве многоэтажных зданий» проектируемые высотные здания Москвы не должны были повторять образцы зарубежных высотных задний. Но на деле же избежать этого не удалось, сталинские высотки часто сравнивают с американскими.

По утверждению экспертов, здание МИДа больше всего напоминает американскую архитектуру, в то время как все остальные высотки построены по принципу русских монастырей – многоярусными и пятиглавыми.

После строительства высоток, началось распределение квартир, которым руководил сам Лаврентий Берия. В первую очередь жильё в высотках получили сотрудники тех министерств, которые курировали строительство высоток. Остальные граждане могли лишь молчаливо завидовать. Получить в советское время отдельную квартиру, да ещё и в новостройке, когда вся страна жила в коммуналках, было фантастическим везением. Многие писатели и артисты лично писали Берии с просьбой предоставить им квартиру. Но мест на всех не хватило.

О сталинских высотках ходит много легенд, одна из самых известных, что высотки являются пирамидами, которые должны были образовать круг и аккумулировать энергию в одну точку – самую могущественную высотку в мире — Дворец Советов. Но так как этот «замысел Сталина» держался в большом секрете, архитекторы высоток должны были спрятать пропорции пирамид между отделкой и внешними деталями зданий. Как утверждают астрологи, дата начала возведения высоток тоже была выбрана не случайно, её высчитывали заранее в качестве самой удачной. По приказу Сталина строить другие объекты в день начала закладки высоток было запрещено.

По оценкам специалистов, строительство шести высоток Москвы обошлось государству немыслимо дорого, если перевести на наши деньги, то около полумиллиарда долларов и ещё столько же было отдельно потрачено на строительство Главного здания МГУ. Но архитекторы утверждают, что иначе было нельзя, что Москва потеряла бы свой облик, не появись в ней сталинские высотки.

Сегодня высотки являются туристическим объектом, а также памятником архитектуры.

Ещё по этой теме:Сталинские высотки. Часть 2.

gogomoscow.ru