Метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ: примеры. Сравнение метод исследования это


Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа :: BusinessMan.ru

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

businessman.ru

Метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ: примеры :: SYL.ru

Среди эмпирических методов исследования определенных событий чаще всего используется метод сравнительного анализа. Благодаря ему выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).

Определение

Сравнительный метод – это один из главенствующих логических приемов познания предметов, явлений, событий внешнего мира, которое начинается с того, что аналитики их отделяют от всех предметов и (или) устанавливают их сходство с родственными предметами и явлениями.

Через сравнение определяются общие и отличные методологические подходы научных школ, которые изучают некие процессы, сравнивают определенные критерии и категории. Причем сравниваются только те явления (характеристики), которые имеют сходные признаки и объективную общность в рамках выбранного научного исследования. В итоге можно выяснить общее, что повторялось в явлениях и стало ступенькой на пути выявления ряда закономерностей изучаемых событий.

Применение

Для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей часто используют сравнительный анализ. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.

Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно не с помощью абстрактных величин, а сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты.

Метод сравнительного анализа незаменим в социологии, исследовании общественного мнения, статистическом анализе. Только опираясь на данные предыдущих исследований, можно точно выявить динамику изменения настроений в обществе, оперативно выявлять нарастающие проблемы и вовремя на их реагировать. Сравнительный анализ эффективен и показателен на всех уровнях: от отдельной семьи до всего общества, от бригады до коллектива большого предприятия, от муниципального уровня до государственного.

Виды сравнительного анализа

Виды анализа зависят от методики и количества сравниваемых показателей. При отслеживании определенного явления можно опираться на данные самого явления, сравнивать его с аналогичным либо с совокупностью явлений. Например, при отслеживании динамики хозяйственной деятельности компании можно опираться на ее собственную статистику за различные временные промежутки, сравнивать с конкурирующей фирмой либо оценивать в контексте всей отрасли (совокупности фирм).

Классификация

Виды анализа делятся на:

  • Количественный – анализ с точки зрения количественного представления характеристик.
  • Качественный – анализ качественных характеристик, свойств.
  • Ретроспективный – анализ изменений во времени, их влияние на текущие события.
  • Прикладной – анализируется практическая деятельность исследуемой структуры.
  • Исследовательский – применяется в аналитических науках.
  • Описательный – анализ начинается с исследований структуры явления, затем идет к его функциям и цели.
  • Общий – базируется на общей теории систем.
  • Структурный – анализируется общая структура явления.
  • Микросистемный – исследуется конкретная система.
  • Макросистемный – анализируется роль конкретной системы в совокупности родственных систем.
  • Витальный – анализируется развитие системы, определяются ее основные этапы.
  • Генетический – используется в анализе генетических систем, механизмов наследования.
  • Другие виды.

Методика исследования права

Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.

Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права. Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства. Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.

Особенности применения методики

Правовой метод сравнительного анализа – это, прежде всего, сопоставление компаративистики, то есть анализ сходных черт. Ряд уважаемых исследователей отмечают два основополагающих условия правильного применения сравнительного метода:

  • Не следует ограничиваться сравнением народов одной расы или религии.
  • Сравнивать можно только законодательства или правовые системы, находящиеся на одном уровне общественного развития.

Почему? Сравнительная история права не должна ограничиться простым сопоставлением исследуемых юридических систем лишь потому, что они сосуществуют одновременно во времени или территориально близко. Ведь в праве нет места для экспериментов – по каждому решению, направленному на создание или реализацию права, стоят судьбы и интересы граждан, экономики, государства. Право должно быть максимально совершенным и системным. Именно поэтому, вместо эксперимента, используют сравнительно-правовые исследования, которые укажут важные варианты решений, предостерегут от принятия устаревших или неэффективных в актуальных условиях решений.

Прогноз развития предприятий

Задекларированное вхождение страны в мировое сообщество в условиях перехода экономик ведущих стран мира на инновационное развитие заставляет отечественных товаропроизводителей модернизировать производство. Промедление грозит системным отрывом от развитых стран и превращением в сырьевой придаток, донора дешевой рабочей силы. Понимая это, передовые отечественные предприятия пытаются найти свое место на мировом рынке, опираясь на новые разработки.

Однако поиск идей инновационных разработок в основном ведется чисто интуитивным путем, при этом шансы на успех являются незначительными и больше зависят от субъективных факторов. В то же время существует метод сравнительного анализа. Он позволяет:

  • Вести целенаправленный поиск идей новых товаров, технологий их изготовления, методов управления.
  • Осуществлять выбор наиболее приемлемых идей инноваций, повышая тем самым шансы инвесторов на успех.
  • Закладывать основы перехода на инновационное развитие.

Анализ бизнеса

Для эффективного хозяйствования сравнительный метод жизненно необходим. Как по-другому отслеживать, лучше стала работать фирма или хуже? Каково ее место на рынке? Как развиваются конкуренты? Только при сравнении с предыдущими временными периодами собственной деятельности и по возможности конкурирующих структур можно строить стратегические планы развития.

При исследовании больших объемов данных здорово помогает таблица сравнительного анализа. Она позволяет наглядно структурировать показатели. Пример простейшей сравнительной таблицы (коэффициенты взяты условно):

Критерий

Конкурент

Исследуемая фирма

Выводы

Качество изделия

7

5

Повысить качество, обновив оборудование

Цена

6

5

Оптимизировать затраты

Оперативность доставки

5

4

Уменьшить время производства

Сервис

5

6

Сохранить уровень сервиса

Производительность

7

6

Повысить квалификацию работников

Применение в политологии

Период относительно быстрых политических изменений, в которые мир вступил в начале XXI века, обусловливает повышенную потребность в их научном осмыслении. В рамках исследований современного этапа политических трансформаций применяют план сравнительного анализа. Он должен соответствовать трем важнейшим условиям:

  • Оперирование большим объемом эмпирических данных.
  • Обеспечение максимальной автономии исследователя от ценностно и идеологически окрашенных подходов.
  • Выделение особенных черт и общих тенденций исследуемых процессов.

Для этого наилучшим образом подходит именно метод сравнительного анализа. Он гарантирует актуальность, научное и практическое значение исследования значительной части современного методологического инструментария политологии. Сравнительный анализ может быть также ценным и в условиях рассмотрения проектов политических реформ. Изучение опыта соседей по планете помогает точнее оценить их преимущества и недостатки. Соответственно, внимание сравнительно-политологических исследований в последние десятилетия в основном сосредоточено вокруг поиска моделей административно-государственного управления, учитывая динамику реформ, последнее десятилетие осуществляемых в западных и постсоциалистических странах.

www.syl.ru

Метод сравнения

Метод сравнения в системном анализе используется для сопоставления элементов системы управления, их характеристик, для последующей их классификации, упорядочения и оценки. На основе сравнения, применяемого одновременно с другими приемами, устанавливают закономерности, взаимосвязи экономических явлений, определяют степень развития, уровень эффективности в использовании различных ресурсов. Метод сравнения основывается на универсальном логическом приеме познания, посредством которого устанавливается по определенному характерному признаку равенство или различие изучаемых (исследуемых) объектов, явлений путем их сопоставления [14; 22]. Данный метод предполагает сравнение с какой-либо мерой.

Метод сравнения осуществим для величин, которые можно воспроизвести с помощью мер. Как правило, этот метод обеспечивает более высокую точность измерений, чем метод непосредственной оценки, поскольку погрешность результата в основном определяется незначительной погрешностью меры, остальные погрешности обычно удаётся сделать малыми [4].

Из общего определения метода сравнения следует, что для его применения в области системного анализа в менеджменте должны быть соблюдены определенные требования.

1) Для сравнения должны быть выбраны сопоставимые величины. Сопоставимость должна быть комплексная и включать единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей. Например, если осуществляется сравнение работы промышленности во времени или по территории, она должна быть однородной — добывающая или обрабатывающая, химическая или металлургическая и т. д..

2) Объекты сравнения должны быть одинаковы не только по названию, но и по содержанию главных компонентов. На практике это означает сопоставимость условий производства.

3) Необходимо соблюдать требования единства периодов времени, за которые производится сравнение объектов, т. е. определить единые календарные сроки, за которые они сравниваются. Например, нельзя сравнивать объем произведенной продукции за месяц и за неделю.

4) Должны быть устранены различия в методике расчетов показателей оценки сравниваемых объектов.

Сравнимость данных необходима не только при формировании обобщающих показателей, но и при использовании полученных при анализе работы предприятия и отраслей. Сравниваются отдельные текущие показатели с плановыми, плановые и текущие — с показателями предшествующих периодов (месяц, квартал, год), между подразделениями предприятия и отдельными фирмами, предприятиями объединения. План, предшествующий период, аналогичный объект — основные виды сравнения, критерии оценки достижений или возможных убытков [14].

В целом, в рамках системного анализа в менеджменте выделяют несколько основных форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшими показателями; со средними данными.

Данный метод позволяет в зависимости от цели исследования определять различия или общность исследуемого объекта с аналогом, т. е. с эталоном, образцом конкурента, лучшим мировым образцом, лучшим образцом страны, средним образцом, стандартом, регламентом, нормативом и т. п. [27; 41].

Методика применения метода сравнения в системном анализе в менеджменте должна включать некоторые условия. Для сравнения выбираются только те объекты, между которыми существует объективная общность, и только те свойства объекта, которые существенны и наиболее важны для достижения целей исследования свойства объекта. Но при наличии определенных целей сравнению могут подлежать объекты различного назначения. Такое сравнение может осуществляться непосредственно между ними или опосредованно – путем сравнения их с неким третьим объектом (например эталоном). В первом случае обычно получают качественные результаты (например: больше, меньше; выше; ниже), При сравнении с эталоном получают количественные характеристики. Такое сравнение можно назвать измерением [27; 41].

studfiles.net

сравнительный метод исследования - это... Что такое сравнительный метод исследования?

 сравнительный метод исследования

сравнительный метод исследования

Выявление сходства и различия процессов, свойств и состояний нескольких географических объектов – как сходных и рядом расположенных, существующих в одно и то же время, так и различных, но сопоставимых по структуре и функциям, отдаленных в пространстве и времени.

Словарь по географии. 2015.

  • сработка водохранилища
  • среда обитания

Смотреть что такое "сравнительный метод исследования" в других словарях:

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД — (COMPARATIVE METHOD) Любое социологическое исследование предполагает сравнение случаев или переменных, сходных в одних отношениях и несходных в других. Термин «сравнительный метод» обозначает особый интерес к институциональным и макросоциальным… …   Социологический словарь

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД — (comparative method) 1. Метод, предполагающий исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством… …   Большой толковый социологический словарь

  • Метод — (от греч. μέθοδος  путь исследования) в языкознании  1) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией и с общей методологией,  так называемые общие методы.… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • сравнительный — ая, ое; лен, льна, льно. 1. Основанный на сравнении, на установлении соотношений между различными явлениями путём сопоставления их. С. метод исследования. С ая анатомия. С ое изучение славянских языков. // Полученный на основании сравнения, в… …   Энциклопедический словарь

  • сравнительный — ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. сравнительно, сравнительно с 1) а) Основанный на сравнении, на установлении соотношений между различными явлениями путём сопоставления их. Сравни/тельный метод исследования. С ая анатомия …   Словарь многих выражений

  • МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… …   Философская энциклопедия

  • метод — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или… …   Словарь терминов логики

  • СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД — науч. метод, выявляющий путем сравнения общее и особенное в развитии разных стран и народов, находящихся на одном стадиальном уровне, устанавливающий общее и особенное в восходящем развитии отдельных народов и человечества в целом; С. и. м., т. о …   Советская историческая энциклопедия

  • СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД —         (или сравнит., кросскультурный, компаративный метод)         метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этих сходств и различий. Широко применяется в истор. науках …   Энциклопедия культурологии

  • Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… …   Википедия

geography_ru.academic.ru

Сравнение как Метод научного исследования — реферат

Санкт-Петербургский  Государственный  Университет Экономики  и Финансов

Кафедра философии     

Дисциплина: Методы научных исследований      

РЕФЕРАТ  

       

ТЕМА: Сравнение как Метод научного исследования      

Исполнитель: Сафонова Елена, Р-531

Преподаватель: канд. фил. наук, доцент

Санкт-Петербург  – 2010  

Содержание:

   Введение

  1. Общее понятие сравнения
  2. Виды и приёмы сравнения
  3. Сравнение как….??
  4. Сравнение в политической науке

   Заключение

   Источники информации

 

     Все современные мировые достижения науки, технологии и культуры являются результатом процесса познания, который осуществлялся человечеством в целом и его индивидуальными членами в течение нескольких тысячелетий. Значение процесса познания невозможно пеероценить. Именно познание дало человеку первый импульс для развития как его физических, так и эмоциональных и интеллектуальных способностей. Методы познания - это совокупность действий, признанных помочь достижению желаемого результата. Первым на значение метода указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бекон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для  ого, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный  результат. Таким инструментом и является научный метод.

     Общие методы научных исследований делят на 3 группы: 1. Методы эмпирического исследования, а именно - наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. 2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования, например, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод. 3. Методы теоретического исследования - восхождение от абстрактного к конкретному.

     Среди многих методов, которыми пользуется современная наука, особое значение имеет метод сравнения. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Первобытный человек сравнил два плода на ветке дерева и понял, что один из них больше, ярче, мягче и ароматнее. Именно такое сравнение заставило его потянуться за ним, хотя оно висело на более высокой ветке и его было тяжелее достать, взять в руки инструмент, чтобы сбить его, и в дальнейшем искать и добывать именно такие плоды.

     Метод сравнения является основой основ  всех отраслей современной науки: все  имеющиеся классификации, градации, каталоги и реестры построены  на нем. Все экспериментально-измерительыне методы в химии, биологии, геологии, физике построены на сравнении количеств, концентраций, пиков, интенсивностей и т.д. На сравнении основана реализация важнейшего принципа современных наук естествознания – принципа актуализма, состоящего в том, что в прошлом действовали те же самые законы природы, что и в настоящее время. Вся экономическая наука построена на сравнении различных количественных (доход, прибыль, процент, издержки) и качественных (цвет, вкус, безопасность, престижность) показателей по разным фирмам, отраслям, странам. Любой отраслевой экономический анализ, как например, анализ качества предоставляемых отелями услуг, основан на сравнении местопроложения отеля, цены за номер и его комфортности, вежливости персонала и т.д. То есть сравнение лежит в основе практически любого анализа, проекта, плана, теоретической, экспериментальной или технологической разработки.

     В данной работе автор дает общее понятие  сравнения, выделяет его особенности, показывает виды и приёмы сравнения. Особое внимание будет уделено сравнению в политической науке и естествознании.

 

Общее понятие сравнения 

     Одним из наиболее распространенных методов  познания является сравнение, в результате которого устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Таким образом, сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

     Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

     1) сравниваться должны лишь такие  явления, между которыми может  существовать определенная объективная  общность

     2) для познания объектов их сравнение  должно осуществляться по наиболее  важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

     Сравнение – один из способов, с помощью  которых человек начал распознавать окружающую среду. Сравнение – это  научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

     Сравнение и измерение являются частными случаями метода наблюдения. Этот метод представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

     Сравнение и измерение играют важную роль в познании. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением. Кроме субъекта (измерителя) и объекта, измерение включает единицу измерения (эталон, или эталонный объект), измерительный прибор, а также метод измерения. Так, при сравнении двух предметов по весу, можно установить, что один из них тяжелее другого. В этом случае эталон, измерительный прибор, метод измерения не применяются. При измерении этих объектов для установления того, что один предмет весит 3 кг, другой - 4, эти элементы измерения необходимы.

     С помощью измерения устанавливаются численные характеристики объектов, а это имеет важное значение для многих областей научного познания, где необходимы точные количественные характеристики изучаемых объектов, прежде всего в естественных и технических науках. Что касается сравнения, то на этом методе основаны такие науки, как сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология, сравнительное историческое языкознание и некоторые другие. Сравнительный анализ является одним из основных методов, применяемых в научных исследованиях экономики. Практически всегда формулировка или уточнение экономических понятий осуществляется с помощью сравнительного анализа. 

     Умение  сравнивать какие-либо события и  явления, т.е. определять в них общее  и различное, раскрывать причины  этих различий, входит в состав тех  видов деятельности. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.

     Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное  сравнение подразумевает сравнение  по разным признакам. В научном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении.

     Схематично  виды сравнения можно представить так: 

 

     Приемы  сравнения в научном познании 

     Сравнительное описание - установка сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определение значимых признаков объектов.

     Сравнительное объяснение - установка причинных, причинно-следственных и генетических связей.

     Сравнительная характеристика  - установка закономерностей при комплексном сопоставлении, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция…) 

     Сравнение как важнейший метод познания 

     Хотя  наблюдение и является исходным средством в процессе познания человеком действительности, однако часто необходимо знать, как организовать наблюдение, чтобы сделать его эффективным.

     Представим себе следующую элементарную задачу. Даны две подобные фигуры, слегка различные по величине. Требуется определить большую из них. Во избежание ошибки мы накладываем фигуры одна на другую и с помощью наблюдения сравниваем их между собой. Указанная процедура обеспечивает получение ответа с требуемой точностью. Сравнение в этом случае выступает как особый способ организации наблюдения.

     Когда мы сравниваем два каких-либо предмета А и В, то мы имеем две  логические возможности: 1) А и В тождественны, 2) А и В различны.

     Отношение тождества может выступать в  виде равенства, подобия, изоморфизма  и т. д. Отношение различия можно, в частности, детализировать, имея в  виду такие две возможности: 1) А  больше В, 2) А меньше В.

     В реальном мире отношения и связи  между предметами исключительно разнообразны. В самом деле два предмета могут быть равными по весу, но различаться по объему, или иметь одинаковую длину, но быть несходными по физическим свойствам. Вот почему, когда мы говорим «А тождественно В» или «А и В различны», но не уточняем, в каком именно смысле это верно, то наши высказывания неопределенны и, следовательно, лишены познавательной ценности.

     Отсюда  ясно, что сравнивать предметы можно  только по какому-либо точному выделенному  в них признаку, свойству или отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции. Лишь то, что однородно, можно сравнивать, отождествлять или различать. Сведение к определенному единству является необходимым условием процедуры сравнения. Сравнение имеет смысл лишь в границах некоторого качества, а последнее всегда актуализировано лишь в том или ином контексте.

     Но  достижение единства как условия  сравнения вовсе не есть некоторый  чисто субъективный прием. Перед  нами ситуация, в принципе аналогичная  той, которую, в частности, рассматривал К. Маркс на примере определения  веса одного предмета с помощью веса другого предмета. Маркс рассуждал следующим образом: голова сахара как физическое тело имеет определенную тяжесть, вес, но ни одна голова сахара не дает возможности непосредственно наблюдать ее вес. Если мы возьмем кусок железа, то его телесная форма сама по себе столь же мало является формой проявления тяжести, как и телесная форма головы сахара. «Тем не менее, чтобы выразить голову сахара как тяжесть, мы приводим ее в весовое отношение к железу. В этом соотношении железо фигурирует как тело, которое не представляет ничего, кроме тяжести... Эту роль железо играет только в пределах того отношения, в которое к нему вступает сахар или какое-либо другое тело, когда отыскивается вес последнего. Если бы оба тела не обладали тяжестью, они не могли бы вступить в это отношение, и одно из них не могло бы стать выражением тяжести другого. Бросив их на чаши весов, мы убедимся, что как тяжесть оба они действительно тождественны и потому, взятые в определенной пропорции, имеют один и тот же вес».

freepapers.ru

сравнительный метод - это... Что такое сравнительный метод?

 сравнительный метод сравни́тельный ме́тод

старейший общегеографический метод, заключающийся в выявлении сходства и различий в объектах, явлениях и процессах, их свойствах и состояниях. Изучаемые и сопоставляемые объекты могут соседствовать или находиться на значительном удалении один от другого, быть сопоставимыми по структуре и выполняемым функциям или совершенно различными, располагаться рядом на временно́й шкале или в совершенно разных исторических эпохах; возможно также использование сравнительного метода для сопоставления состояний одного и того же объекта в разные периоды времени и на разных участках (стадиях) траектории его развития. Сравнительный метод используется в прикладных исследованиях (напр., страноведении) и как базовый (исходный) при генерализации, классификации, типологии, оценке и прогнозировании в географических исследованиях. Он помогает разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития. Для успешного применения сравнительного метода необходимы унификация приёмов наблюдения и форм их фиксации, стандартизация исходных данных и их качественная оценка.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

.

  • спрединг
  • Средиземное моpe

Смотреть что такое "сравнительный метод" в других словарях:

  • сравнительный метод — Метод, устанавливающий общие и специфические черты сходных или разных языков. Сравнение как общенаучная операция мышления присутствует во всех методах лингвистического анализа. Различается внутриязыковое и межъязыковое сравнение. Межъязыковое… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Сравнительный метод — изучения ландшафтов сопоставление и выявление сходства и различий свойств, состояний, процессов двух или более ландшафтов, как рядом расположенных, существующих в одно и то же время, так и отдаленных в пространстве и во времени. С.м. используется …   Экологический словарь

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД — (COMPARATIVE METHOD) Любое социологическое исследование предполагает сравнение случаев или переменных, сходных в одних отношениях и несходных в других. Термин «сравнительный метод» обозначает особый интерес к институциональным и макросоциальным… …   Социологический словарь

  • сравнительный метод — 3.6 сравнительный метод (comparative method): Метод, основанный на сравнительных измерениях выбросов стационарных источников, содержащих оксиды азота, и используемый для оценки точности АИС в условиях ее применения. Примечание 2 Это может быть… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД — (comparative method) 1. Метод, предполагающий исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством… …   Большой толковый социологический словарь

  • сравнительный метод — lyginamasis matavimo metodas statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Matavimo metodas, pagrįstas matuojamojo dydžio palyginimu su tos pačios rūšies dydžiu, pvz., matu. pavyzdys( iai) Nuolatinės įtampos matavimas… …   Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

  • сравнительный метод — lyginamasis matavimo metodas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. comparative method; comparison method of measurement; method of measurement by comparison vok. Vergleichsmeßmethode, f; Vergleichsmethode, f; Vergleichsmeßverfahren, n rus.… …   Fizikos terminų žodynas

  • Сравнительный метод — см. Сравнительно исторический метод …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД изучения ландшафтов — сопоставление и выявление сходства и различий свойств, состояний, процессов двух или более ландшафтов, как рядом расположенных, существующих в одно и то же время, так и отдаленных в пространстве и во времени. С.м. используется как базовый при… …   Экологический словарь

  • Сравнительный метод в политологии — сопоставление однотипных политических явлений и процессов и выявление их общих черт и специфики с целью нахождения оптимальных форм политической организации или путем решения задач. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… …   Политология. Словарь.

dic.academic.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД это что такое СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД: определение — Социология.НЭС

Сравнительный метод

обозначает наличие особого интереса к институциональным или групповым факторам, которые анализируются при сопоставлении каких-то специфических феноменов в различных социальных ситуациях [26. – С. 64].  

Оцените определение:

Источник: Социология. Словарь.

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

англ. method, comparative; нем. Methode, vergleichende. Метод, выявления сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одном обществе, в обществе одного типа и в разных истор. типах обществ с целью установления общих и специфических для них характеристик и закономерностей. Различают: метод кросс-культ, и метод сравнительно-исторический.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

COMPARATIVE METHOD) Любое социологическое исследование предполагает сравнение случаев или переменных, сходных в одних отношениях и несходных в других. Термин «сравнительный метод» обозначает особый интерес к институциональным и макросоциальным факторам, которые анализируются путем сравнения различных обществ, или к распространению каких-либо явлений в различных обществах. Основной методологический вопрос в данном случае заключается в том, являются ли единицы сравнения (общества в целом, основные институты, религии, группы и т.д.) и показатели, выбранные для сравнения различий или сходств, действительно сравнимыми, и возможно ли корректное использование этих единиц и показателей вне их культурного контекста. Сравнительное исследование различных обществ сталкивается со второй дилеммой: сосредоточиваться на сходстве или на различии? Исследования, цель которых заключается в доказательстве некоторой общей теории, обычно подчеркивают сходство, подтверждающее выдвинутые гипотезы. Например, концепция конвергенции (см.: Конвергенции тезис), согласно которой индустриальные общества становятся похожими друг на друга, не учитывала национальные различия, огранивающие эту модель. И наоборот, сравнительный метод может стать сравнительным описанием, высвечивающим различия между обществами, но не способным дать им какое-либо объяснение помимо утверждения о том, что эти общества имеют различную историю. Сравнительный метод не является ни какой-либо особой методологией, ни определенной теорией: скорее это подход. См. также: Понимание иных систем убеждений. Лит.: Ragin (1987)

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

comparative method) - 1. Метод, предполагающий исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством исследования эмпирической связи и временной последовательности факторов. 2. Особое кросскультурное или кроссобщественное (включая историческое) сравнение сходств и различий социальных явлений с вышеупомянутыми целями (см. Кросскультурное сравнение; «Хьюман рилейшнз ариа файлз»). Поскольку сравнительному методу не сопутствует строгое экспериментирование в социологии, он также иногда упоминается как квазиэкспериментальный метод. См. также Экспериментальный метод. Первую его систематизацию выстроил Дж.С. Миллъ. Методы Милля отчетливо просматриваются в классических социологических исследованиях — "Самоубийство" Дюркгейма (1897) и "Протестантская этика и дух капитализма" Вебера (1904—1905). Метод сопутствующего изменения получает дальнейшую детальную разработку и систематизацию в современном статистическом анализе (особенно см. Статистика и статистический анализ; Корреляция). По сравнению с экспериментальным методом, проблемы, возникающие при применении сравнительного метода, состоят в неспособности управлять истинно "независимыми" переменными и в возможности их влияния неизвестными способами на переменные, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая. Первое применение сравнительного метода в кросскультурном анализе нашло место в работах эволюционных социологов. Однако они часто обвинялись в сомнительных выводах о сходствах и различиях, а также в изучении вещей в отрыве от контекста. В целом такие проблемы не лишают права на жизнь сравнительного метода, но подчеркивают трудности в его использовании, особенно в кросскультурных формах. Самое обоснованное возражение исходит от теоретиков, подчеркивающих важность значимых понимания и объяснения. В крайних случаях (например, Уинч, 1958) утверждается, что в социологии нет места проверке общих гипотез традиционного для науки вида. Тем не менее большинство социологов отвергает релятивизм, содержащийся в таком представлении, и продолжает исследовать общие гипотезы. По отношению как к экспериментальным, так и квазиэкспериментальным методам современный философский анализ отверг взгляд Милля, согласно которому индукция и индуктивная логика, а также сравнительный метод могут обеспечить доказательство в дедуктивной логике (см. Эмпиризм; Фальсификационизм). Однако это отрицает полезность сравнительного метода не более, чем экспериментального, указывая на его неспособность установить причинность.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый социологический словарь

voluntary.ru