Типы политической системы в современных государствах. Современные политические системы


9. Типы современных политических систем.

Будучи сложными по содержанию явлениями, политические системы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от типа общества они делятся на:

- традиционные;

- модернизированные демократии;

- тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу).

По характеру взаимодействия с социальной средой — на открытые и закрытые.По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти — на:

- англо-американскую;

- континентально-европейскую;

- доиндустриальную;

- частично индустриальную;

- тоталитарную (Г. Алмонд).

Одна из достаточно простых, широко распространенных и глубоких классификаций — деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Для тоталитарной политической системы характерно: полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль над гражданами со стороны государства.

Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах.

Демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.

Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. В зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, теократическими и т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.

10. Политические режимы.

В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями функционирования политических систем. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют, а иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга. Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период».

Можно сказать, что политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Понятие политического режима включает в себя основные критерии:

- характер и мера осуществления власти;

- механизм формирования власти;

- взаимоотношения общества и власти;

- роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;

- характер существующих в обществе запретов;

- роль идеологии в жизни общества;

- характер политического лидерства;

- соотношение прав и свобод граждан;

- положение средств массовой информации;

- роль политических партий;

- соотношение между законодательной, и исполнительной властью;

- роль и значение органов подавления;

- тип политического поведения.

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности. Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические, авторитарные и тоталитарные. Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов политических режимов. Характерные черты политических режимов практически сходны с характеристиками типов политических систем.

studfiles.net

Типы политической системы в современных государствах

Осознание социологами и политологами такого явления, как политическая система, пришло еще в середине XX века. Этот термин подразумевает широкий комплекс правовых норм и институциональных органов, которые определяют своей формой жизнь общества. типы политической системыВ тот же период были выделены и основные типы политической системы общества. Каждый из этих типов имеет характерные особенности в отношениях между властью и населением и в способе осуществления этой власти. Типы современных политических систем довольно разнообразны уже потому, что различные страны и государства в разных уголках планеты прошли через абсолютно уникальные исторические условия, подарившие им собственные цивилизационные, ментальные и прочие особенности. К примеру, известное сегодня каждому школьнику демократическое устройство никак не могло зародиться в среде восточных тираний. Оно было кровным детищем развития европейского капитализма.

Типы политической системы

Нынешние политологи различают три основных типа, существующих сегодня на планете, и множество смешанных вариантов. Однако рассмотрим главные.

Типы политической системы: демократиятипы современных политических систем

Современные демократические устройства предполагают ряд обязательных принципов. В частности, разделение ветвей власти, что является дополнительной мерой защиты от ее узурпации; регулярное смещение правительственных лиц путем перевыборов; равенство всех людей перед государственными законами вне зависимости от должностного, имущественного положения или каких-либо других преимуществ. И центральным принципом этой концепции является признание народа носителем высшей власти в стране, что автоматически предполагает служение этому народу всех правительственных структур, его право на свободную их смену и восстание.

Типы политической системы: авторитаризм

Хотя абсолютное большинство мировой общественности признает демократическое устройство самым прогрессивным, однако узурпация власти иногда все же случается. Примером могут послужить военные перевороты, преемственность от архаичных форм, как в некоторых монархиях, сохранившихся до наших дней. типы политической системы обществаЭта система характеризуется тем, что все правительственные полномочия сосредотачиваются в руках группы лиц или вовсе одного человека. Нередко авторитаризм сопровождается отсутствием в государстве реальной оппозиции, нарушением самой властью прав и свобод ее граждан и так далее.

Типы политической системы: тоталитаризм

Тоталитаризм при первом взгляде весьма напоминает авторитарное устройство. Однако, в отличие от него, здесь вмешательство в общественную жизнь более глубокое и вместе с тем более тонкое. При тоталитарной системе граждане государства с ранних лет воспитываются в убеждении, что именно эта идеология, власть и путь - единственно верные. Таким образом, в тоталитарных системах власть получает гораздо более цепкий контроль над духовной и общественной жизнью общества.

fb.ru

Типы политических систем. Политическая система современной России :: BusinessMan.ru

Употребляя термин "политическая система общества" или его синоним - "политический режим", мы имеем в виду установившийся порядок взаимоотношений между властными структурами и подвластными им народными массами, т. е. теми, кто управляет, и теми, кто обязан им подчиняться, теми, кто господствует, и теми, кто повинуется их воле. Любая политическая система пытается в первую очередь дать теоретическое обоснование идеологических, духовных и прочих ценностей, лежащих в основе её жизни.

Типология политических систем

В ходе своей истории человечество выработало множество форм организации обществ. Ввиду этого и типы политических систем бесконечно разнообразны. Все они явились продуктом развития цивилизации на тех или иных этапах ее развития. Подобно тому, как мировой прогресс двигался неравномерно, а по целому ряду причин то ускоряя, то замедляя свой ход, так же и государственные системы сменяли друг друга в одних случаях крайне медленно, растягиваясь на века, а в других это происходило за считанные дни.

Кроме того, типы политических систем не всегда можно чётко разграничить. Это вполне объяснимо. Например, элементы политической системы, отжившей свой век и уступающей место своей преемнице, часто надолго продолжали жить в последней, несмотря на всю свою архаичность. Для того чтобы, рассматривая историю политического развития общества, иметь твёрдые ориентиры, выделим четыре основных формы политических режимов. К ним относятся: демократия, теократия, тоталитаризм и авторитаризм. Что же включают в себя эти понятия?

Демократическое общество

Демократия – это тот труднодостижимый идеал организации общества, к которому человечество шло на протяжении всей своей истории. Сам термин, состоящий из двух греческих слов, переводимых как «народ» и «власть», определяет сущность обозначаемой им системы – народовластие. То есть это политический режим, при котором осуществляется коллективное принятие решений по наиболее важным вопросам.

В современном мире этот принцип находит своё выражение в том, что широкие массы граждан могут сами назначать управляющих ими лидеров. Для этого существует система выборов, честно осуществляемых на состязательной основе. Отсюда следует, что только народ во всей своей полноте может являться легитимным источником власти. На основе таких выборов реализуется принцип общественного самоуправления, направленный на удовлетворение общих интересов.

Модели демократического общества

За многовековой период развития демократии предлагалось много моделей её практического воплощения. Это, прежде всего, «прямая демократия», при которой решение принимается путём достижения консенсуса или механизмом подчинения меньшинства большинству. Другой моделью можно назвать «представительную демократию», при которой массы граждан реализуют свои права через избранных ими депутатов или иных должностных лиц. Этот перечень можно продолжать очень долго. Принято считать, что демократия – это политическая система современной России.

Особенности авторитарного общества

Другой формой является авторитаризм. В обществах подобного типа главный носитель власти (например, диктатор) сам провозглашает своё право на управление государством. История показывает, что приход к власти авторитарного правителя, как правило, происходит вследствие революции, вспыхнувшей в стране, где правовая система не в состоянии справиться с текущей ситуацией. Переворот в таком случае полностью уничтожает старую правовую систему. Образовавшийся временный правовой вакуум и даёт возможность прихода к власти авторитарного правителя.

Основным признаком авторитаризма является преданность лично правителю и беспрекословное подчинение общества его лидерам. Авторитарный политический режим не допускает проявлений демократии ни в отношении свободных выборов, ни в вопросах, связанных с управлением государством. Всем этим признакам во много соответствовала политическая система СССР.

Многообразие авторитарных обществ

Говоря о разновидностях авторитарных режимов, можно выделить несколько наиболее распространённых типов. Прежде всего это традиционные абсолютистские монархии, примером которых могут служить Марокко, Саудовская Аравия, Непал, Эфиопия (до 1974 года) и ряд других государств.

Далее следуют авторитарные режимы олигархического типа. Чтобы было понятней, о чём идёт речь, достаточно упомянуть страны Латинской Америки, среди которых наиболее характерными в этом отношении являются Гватемала, Никарагуа и Куба. Сюда же можно отнести государства с так называемым постколониальным авторитаризмом – Камерун, Тунис и почти все африканские страны.

Особые модели авторитаризма

Особую форму посттоталитарного авторитаризма породил распад СССР. Бывшая партийная и военно-политическая номенклатура практически всех советских республик, путём широкомасштабных афер и махинаций, образовала класс бизнесменов и олигархов-монополистов, захватив тем самым власть в своих странах. К этой же категории относятся и современные политические системы Ирака, Ливии и Египта.

Завершают перечень авторитарных стран военные режимы Перу и ряд других. Сюда же можно по праву отнести и многие государства исламского мира, в которых неограниченная власть принадлежит духовенству.

Тоталитарные государственные режимы

Понятие политической системы, именуемой тоталитаризмом, подразумевает прежде всего полный, или же тотальный, контроль политической власти над всеми аспектами человеческой жизни. При этом любые оппозиционные действия подавляются и пресекаются самым жестоким образом. Одной из важнейших черт тоталитаризма является создание иллюзии того, что действия властей находят всемерную поддержку и одобрение у населения.

Первым появившемся в Европе тоталитарным государством является Италия, когда в начале двадцатых годов там пришёл к власти Бенито Муссолини. Для него были характерны не ограниченные законом властные полномочия, пренебрежение конституционными правами граждан, массовые репрессии в отношении противников режима и милитаризация общества. Кстати, сам термин «тоталитаризм» впервые ввёл в употребление итальянский политический деятель либерального направления Джованни Амендола, когда в 1923 году выступал с критикой политической системы Муссолини. Позже его охотно использовали сами итальянские фашисты. В последующие годы тоталитарные политические системы установились в фашистской Германии и Советском Союзе в период сталинизма.

Теократические системы

Типология политических систем в особую группу выделяет государственные режимы, при которых религиозные деятели оказывают решающее влияние на формирование внутренней и внешней политики стран. Они называются теократическими. Термин этот произошёл от греческих слов, в переводе обозначающих «бог» и «управление». Подразумевается, что управляются они от имени самого бога, а находящиеся у власти представители духовенства являются выразителями его воли.

Если сравнить все типы политических систем по времени их возникновения, то, несомненно, теократическая окажется самой древней. Её идеологом считается древнегреческий философ Геродот. Согласно его учению, теократия является выражением гармонии, установленной в мировом порядке самими богами – обитателями Олимпа. Однако корни этого явления уходят в гораздо более древние времена.

Древнейшие теократические системы

Исследователи установили, что, например, в древнейших государствах Египта, Месопотамии и Мексики верховные правители были жрецами, то есть концентрировали в своих руках и светскую, и духовную власть. При решении ими различных государственных вопросов главную роль играли их религиозные убеждения. Кстати, находились и такие правители, что и вовсе провозглашали себя богами.

Яркий пример теократии можно найти, если полистать Библию. В ней описывается, как на ранней стадии становления государства у власти находились судьи, через которых Бог изъявлял свою волю. Подробно описывается и механизм этого процесса. Для принятия решений использовался жребий. Это были два одинаковых по форме и размеру, но отличавшиеся по цвету камня, спрятанные в мешок. Священнику задавался вопрос, сформулированный таким образом, что предполагал лишь два варианта ответа – да или нет. Дальше всё просто. Вынутый наугад белый камень обозначал положительный ответ, а чёрный – отрицательный. Считалось, что в этом проявлялась божья воля.

Теократия исламского мира

Это пример из далёкого прошлого. Но и в наши дни элементы политической системы, характеризуемой как теократия, можно наблюдать во многих исламских государствах, и в первую очередь в Саудовской Аравии и Иране. В этих странах установлены религиозные суды, в компетенции которых находятся все правовые вопросы. Кроме того, в них существует и религиозная полиция, в обязанности которой входит тотальный контроль за соблюдением всех социальных норм.

Это два наиболее ярких примера, но типы политических систем, построенных в соответствии с требованиями шариата, характерны также и для целого ряда иных ближневосточных государств. В той или иной степени к ним относятся Турция, Индонезия, Пакистан и многие другие.

Политическая составляющая общечеловеческой культуры

Продолжая разговор о различных политических режимах, нельзя не коснуться и такого важного понятия, как политическая культура. Её роль необыкновенно высока вследствие того, что она представляет собой систему нравственных ценностей, установок и убеждений, на основе которых вырабатывается схема поведения людей. Именно она обеспечивает воспроизводство той или иной общественной модели.

Политическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой. Она включает в себя многие элементы духовной сферы, связанные с уровнем и особенностями политической ориентации граждан, обусловленной опытом предшествующих поколений. Именно от неё зависит качество воспроизводства этих элементов в текущей жизни. По этой причине уровень политической культуры определяет степень политической зрелости общества.

Одним из важнейших элементов этой культуры является политическое сознание. Оно состоит из целого ряда идеологических компонентов, таких как знания, убеждения и особенности мышления. Кроме этого, политическое сознание имеет и психологическую составляющую. В неё входят чувства, эмоции, переживания и настроения. Всё это и обуславливает модель поведения членов социума. Понятие политической системы выражает совокупность всех перечисленных факторов, на основе которых существует то или иное конкретное общество.

Оценка политического состояния современной России

В заключение следует сказать о том, что представляет собой политическая система современной России. Прежде всего заметим, что она построена на основе Конституции 1993 года, содержащей целый ряд положений, позволяющих характеризовать её как в полном объёме соответствующую демократическим требованиям.

Однако, несмотря на это, действительность говорит о том, что на данном уровне российская политическая система не в полной мере отвечает критериям демократии. Это в первую очередь относится к вопросу ответственности власти перед обществом и проявляется в отсутствии действенного контроля за выполнением ею своих функций. В рамках существующей сегодня политической системы демократические формы осуществления власти порой подменяются элементами, отступающими от этих принципов.

businessman.ru

Типология современных политических систем.

Существуют несколько классификаций политических систем.

А) Общепринятыми типами политических систем являются: англо-американский, тоталитарный и континентально-европейский.

  1. В политических системах англо-американского типа определяющим фактором выступает политическая культура, которая опирается на рациональный расчет, согласованность и эксперимент. Такие системы характеризуются глубокой дифференциацией институтов и их функций, четко выраженным разделением властей и высокой степенью стабильности.

  2. Ценности в системах тоталитарного типа признаются не добровольно, а под принуждением. В обществе господствует централизованная власть. Построенные на принуждении такие системы нестабильны.

  3. Системы континентального типа характеризуются смешением американских и старых европейских культур. Таким системам присуща неравномерность развития.

Б) Более обоснованным является разделение политических систем на:

    • традиционные, которые характеризуются доиндустриальной ступенью социально-экономического развития, высокой степенью социального неравенства, неразделенностью власти, которая обычно она сосредоточена в руках одного субъекта. Большинство населения отстранено от управления государством.

    • системы индустриальных обществ, представленные странами капиталистической и социалистической ориентации. Общие черты систем данного типа: разделение государственного и гражданского общества как социальной основы политической системы; четко выраженный классовый характер политических структур и институтов; господство определенных идеологических ценностей. Путь развития таких систем состоит в утверждении демократий различного типа.

    • постиндустриальные системы еще только образуются на основании синтеза европейских неолиберальных ценностей. Социальная база таких систем - общество массового изобилия. Государство играет роль посредника в сферах гражданского общества. Политические системы постиндустриального общества – это система информационного социума и формирующейся единой мировой цивилизации.

    В) Существует также разделение политических систем на системы демократического, тоталитарного и авторитарного типов.

    Г) Классификация современных политических систем с точки зрения уровня политического, типы:

    1) политические системы высоко развитого буржуазного общества;

    2) политические системы буржуазного общества среднего уровня развития;

    3) политические системы трансформирующегося общества;

    4) политические системы развивающихся стран.

    Такое разделение имеет вполне конкретный смысл, так как экономический уровень развития государства во многом определяет его политическое устройство.

    Итак, критерии типологии политических систем включает следующие группы существенных признаков: а) социальная база системы; б) характер политических институтов; в) уровень рациональности ценностей; г) положение индивидов в системе, уровень их политических свобод.

    studfiles.net

    Современные политические системы

    ПОЛИТОЛОГИЯ

    Вариант №4.ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

    1. Понятие, структура и функционирование политической системы.2. Государство как основной институт политической системы.3. Демократические основы политической жизни общества.4. Кризис политической системы и проблемы ее радикальной реформы.

    1. Понятие, структура и функционирование политической системы.

    Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции.Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стрндарты. Всвязи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.Основателем теории политической системы можно считать Д.Истона, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.Иной подход избрал американский политолог Г.Алмонд. Он исхидил из того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. На основе этого тали развиваться сравнительные исследования политических систем. Это было важно для выделения основных жизненно важных функций политической системы, которые необходимы для эффективного социального развития. Исходя из этого Г.Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и взаимодействий между собой, осуществляемыми не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. В частности установили, что политическая система должна эффективно выполнять три группы функций:

    • функции взаимодействия с внешней средой;
    • функции взаимосвязи внутри политической сферы;
    • функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

    Политическая система состоит из взаимосвязанных подсистем (рис.1.):

    Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.Политическая система должна выполнять ряд функций:

    • Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
    • Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
    • Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
    • Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
    • Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
    • Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

    2. Государство как основной институт политической системы. Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности или выступает средством подавления имущими классами неимущих.Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага: "Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире. "Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т.Гоббс, который сравнивал государство с чудовищем: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас… "С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно определяется через понятия "суверинитет" и "абсолютная власть". (Ж.Бодэн "Шесть книг о государстве"). Теперь государство олицетворяет правитель и он руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косственно поддерживает теорию Гоббса.В последствии государство рассматривалось как нормы, отношения, роли, процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом. Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном обществе и рассматривали государство как машину для подавления одного класса другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения труда и появления частной собственности.В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Его появление отразила необходимость в удовлетворении потребностей и интересов, которые прежние институты не могли удовлетворить. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений ):

    • Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти.
    • Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).
    • Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.
    • Суверинитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны. Т.е. в общеобязательности решений для населения, возможности отмены решений негосударственных институтов сласти, обладании ряда исключительных прав (н-р, права издания законов, имеющих для населения обязательный характер), наличии специальных средств воздействия на население.
    • Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.

    Государство выполняет ряд функций, которые разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

    mirznanii.com

    Типы современных политических систем

    Обратная связь

    Идея типологизации политических систем возникла в ответ на потребность в нормативных категориях и методике сравнительного анализа политических систем различных стран. В мире в настоящее время на­считывается около 200 стран. Все они имеют неповторимую историю развития, характеризуются разнообразной специ­фикой общественных отношений. И политические системы различных стран неодинаковы. Однако те или иные группы стран имеют некоторые схожие черты в своих политических системах, по которым можно систематизировать последние. В качестве критериев типологизации могут выступать раз­личные основания: формационные (на каком историческом этапе находится страна), социально-экономические (каков уровень экономического развития страны и какие социаль­ные силы являются в ней господствующими), организаци­онно-политические (какова степень развитости форм поли­тической жизни) и другие.

    Если попытаться классифицировать современные поли­тические системы с точки зрения уровня социально-эконо­мического развития различных стран, то можно выделить следующие типы политических систем:

    1) политическая система высокоразвитого буржуазного общества;

    2) полити­ческая система буржуазного общества среднего уровня раз­вития;

    3) политическая система трансформирующегося общества;

    4) политическая система развивающихся стран.

    При этом следует еще раз подчеркнуть некоторую услов­ность данной типологизации. Действительно, при всей не­сомненной общности социальной сущности политической системы в основных капиталистических странах, для кото­рой характерна буржуазно-демократическая форма господ­ства, их политические институты все же достаточно отличаются друг от друга. То же можно сказать и о других , названных типах политических систем.

    Для характеристики политических систем с точки зрения развитости форм политической жизни широко применяется понятие «политический режим». Этим термином обознача­ется тот или иной способ властвования, функционирования государства и других политических институтов, определя­ющий качество политической жизни в целом. Индикаторами при характеристике политического режима выступают:

    1) положение личности в обществе, состояние прав и свобод граждан, возможность выражения и реализации ими своих интересов;

    2) степень и характер вовлеченности (добровольная и сознательная или принудительная и манипулируемая) граждан в политику и управление обществом;

    3) соотношение государственного управления и общественного самоуправления;

    4) методы осуществления политической власти.

    В зависимости от состояния названных индикаторов выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы. Соответственно различают полити­ческие системы демократического, авторитарного и тотали­тарного типов. Видимо, можно говорить также о наличии переходных политических систем от одного типа к другому. Каковы же отличительные черты политических систем ука­занных типов?

    Рассматривая демократию как форму политической жизни, мы указали на ряд существенных признаков демократических политических систем. Здесь подчеркнем следующие их черты: на­личие широкого диапазона гарантиро­ванных прав и свобод граждан; свободная деятельность правящей и оппозиционных по­литических партий; наличие общегосударственного пред­ставительного органа власти — парламента, который из­бирается и действует в обстановке легальной борьбы партий; формирование правительства партиями в соответствии с итогами их легальной борьбы на выборах; наличие альтернативных источников информации.

    Таким образом, давая общую оценку демократическим политическим системам, можно сделать заключение о том, что они обеспечивают: а) весьма устойчивую легитимность правящей группы; б) широкое участие масс в ее форми­ровании; в) прямое или косвенное участие масс в форму­лировании основных направлений политики; г) контроль со стороны масс за деятельностью правящей группы. Все это означает, что такие политические системы основаны на праве участия масс в осуществлении политики. Однако напомним, что не все демократические системы в полной мере отвечают указанным характеристикам. В большинстве случаев все это — не столько реальность, сколько идеал, к которому стремятся различные системы.

    В словарях термин «авторитаризм» (фр. autoritarisme — власть, влияние) определяется как политический строи, характеризующийся режимом личной власти. Политические системы авторитарного типа харак­теризуются неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. Их отличительными признаками являются: ликвидация или существенное ограничение демократиче­ских прав и свобод граждан; запрещение ряда или всех оппозиционных политических партий и общественных ор­ганизаций; ограничение выборности органов государства и превращение парламента во второстепенный орган; сращи­вание правящей партии с государственным аппаратом; за­прещение оппозиционной прессы; использование террористических методов борьбы с противниками режима. Сравнение демократических и авторитарных политиче­ских систем показывает, что по своей сущности они про­тивоположны. В авторитарных системах: а) правящая группа не обладает легальной легитимностью по отношению к массам; б) последние не участвуют в формировании правящей группы; в) массы не вмешиваются в формули­рование основных направлений политики; г) правящая груп­па осуществляет свою власть практически без контроля со стороны широких социальных групп и слоев. Все это оз­начает, что в политических системах авторитарного типа участие масс в политической жизни носит крайне ограни­ченный характер. В основе легитимности авторитарной вла­сти находятся либо традиция, либо харизма правителей.

    Однако при всем этом дать только отрицательную оценку авторитарным политическим системам все же невозможно. Большую часть своей истории человечество развивалось* именно в рамках такого рода политических систем. Авто­ритаризм явился формой организации власти, адекватной доиндустриальному обществу. В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки ныне также установлены авторитар­ные политические режимы. Их существование оправдыва­ется необходимостью национального освобождения и воз­рождения. Авторитарные правители здесь добиваются своего признания населением не только силой, но и с помощью харизматического способа легитимации. И надо признать, что авторитарная власть действительно обладает сравни­тельно высокой способностью обеспечивать общественный порядок, осуществлять быструю реорганизацию обществен­ных структур, сосредоточивать усилия и ресурсы на решении жизненно важных проблем. Однако в современных условиях авторитарные политические системы носят, как правило, переходный характер, эволюционируя либо к демократизму, либо к тоталитаризму.

    Термин «тоталитаризм» (от позднелат. totalis — весь, целый, полный) стал применяться с середины 20-х годов те­кущего столетия для обозначения по­литического режима, тяготеющего к установлению аб­солютного, всеобъемлющего контроля над всеми сторонами жизни общества. Первоначально его употребляли в поло­жительном значении идеологи фашистского движения в Италии. Тоталитарной они называли политику, целью ко­торой является обеспечение единства личности, партии и государства во имя достижения высшей, национальной идеи. Естественно, в лексиконе антифашистов термин «тотали­тарный режим» тотчас же приобрел негативный смысл, став синонимом понятий «антидемократический», «репрессив­ный». В этом смысле данный термин употребляется и в настоящее время.

    Политические системы тоталитарного типа характери­зуются полным, тотальным контролем государства над об­ществом и личностью. Их отличительными особенностями являются: максимальное ущемление прав и свобод граждан; формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху; фактическое упразднение принципа разделения вла­стей; наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем; подмена деятельности других партий и организаций официальным «движением»; навязывание всем членам об­щества одной официальной идеологической доктрины; го­сударственно организованный террор, основанный на перма­нентном и тотальном насилии. Можно сказать, что тота­литарная политическая система представляет собой разно­видность авторитарной, существенные характеристики кото­рой здесь представлены в их крайних формах.

    Тоталитарные взгляды, и прежде всего идея необходимости полного подчинения индивида государству., восходят к глубокой древности. Однако тоталитаризм становится по­литической реальностью лишь на индустриальной стадии развития общества. Он явился результатом попыток пере­хода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Надежда достичь таким путем общественного благополучия появляется бла­годаря ранее невиданным успехам в развитии науки, тех­ники и образования, созданию системы массовых комму­никаций, позволяющих технически обеспечить всеобъем­лющий контроль государства над жизнью общества и ин­дивида. Важнейшей субъективной предпосылкой тота­литаризма ставится психологическая неудовлетворенность определенных слоев населения разрушением традиционных связей и ценностей. Капитализм свободной рыночной кон­куренции породил у индивида чувство бессилия перед ок­ружающим враждебным миром и, как следствие, его стремление вновь обрести уверенность, полностью отожде­ствив себя с классом, нацией или государством в.о главе с вождем. Восприимчивость к тоталитарной идеологии и са­мому строю резко возрастает в периоды острых социаль­но-экономических кризисов, сопровождающихся обни­щанием больших масс людей. Именно в таких условиях и возникали один за другим тоталитарные политические ре­жимы.

    Нельзя не признать, что политические системы тотали­тарного типа, как и близкие к ним авторитарного, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения определенных обще­ственно значимых целей, например обеспечение индустриализации, военного строительства или освоения космоса. Они весьма эффективны в периоды войн. Однако такие политические системы слабо приспособлены к условиям эволюционного периода в развитии общества, требующим своевременного учета изменений, происходящих в различ­ных областях жизни. Главное — тоталитаризм разрушает мотивационную сторону человеческой деятельности, и по­тому он неизбежно порождает общественный застой и ре­гресс. Все это, как показывает исторический опыт, в конечном счете приводит к кризису тоталитарных политических систем и их переходу к демократии или авторита­ризму.

    В действительности между двумя противоположными по своей сути типамиполитических систем — демократиче­ской и тоталитарной — лежит целый ряд промежуточных форм, которые в той или иной мере тяготеют к одной из указанных. Очевидно, что большая часть исторически существовавших политических систембыла по преимуществу авторитарной. Видимо, можно ут­верждать, что в настоящее время в ряде стран существуют политические системы переходного типа, в которых дейст­вуют механизмы трансформации от тоталитаризма или ав­торитаризма к демократизму, либо наоборот. Такие системы характерны для трансформирующихся обществ, которые осуществляют радикальные реформы по переходу от одного вида социально-экономических отношений к другому. По­литические системы переходного типа характеризуются сла­бостью всех политических институтов, отсутствием усто­явшихся политических и правовых норм, необузданностьюполитических страстей, утратой социальными группами привычных идейно-политических ориентации и другими особенностями.

    Будучи производной от социально-классовой дифференциации общества и государственности, политическая си­стема является исторически видоизме­няющимся феноменом. По мере изменений в расстановке социально-классовых сил в обществе претерпевает измене­ния и механизм политических отношений. Динамизм по­литической жизни, следовательно, находит свое выражение в изменении институтов политической системы. Политиче­ский процесс теперь мы можем определить как совокупную деятельность социальных субъектов, направленную на обес­печение конституирования, функционирования, развития или преобразования политической системы.

    Конституирование политической системы происходит, как правило, в переломные моменты истории государства, когда с политической арены уходят отжившие свойства господствующего класса и существующая система управления, а на ихместе появляются новые политические силы. Они образуют отвечающую их потребностям политическую надстройку; их волю в новой политической системе выпол­няют соответствующие им партии, другие институты. Имен­но такой период, с нашей точки зрения, переживает в настоящее время Республика Беларусь. Это — революци­онный момент в развитии политической системы общества.

    В спокойные периоды жизни государства, когда господ­ствующие классы занимают прочное положение среди со­циальных сил, развитие политической системы носит эволюционный характер. В это время происходят опреде­ленные видоизменения отдельных политических институтов и политической системы в целом. Это могут быть частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных орга­низаций, утрата прежних позиций какими-либо институ­тами и занятие их места другими, появление новых политических сил и т. д. В таком случае имеет место эво­люционное развитие политической системы.

    Разумеется, для нормальной жизнедеятельности обще­ства предпочтительными являются стабильность в функци­онировании его политической системы или, во всяком случае, эволюционный характер ее развития. Но полити­ческая система имеет надстроечный характер, ее стабиль­ность зависит от устойчивости общественно-экономических отношений, развитости социально-классовой структуры об­щества. Именно эти факторы являются основой стабильно­сти политических систем в развитых демократических государствах.

    Выше мы рассмотрели классификацию типов легитимности политической власти разработанную Максом Вебером. Она была большим теоретическим до­стижением и долгое время определяла методологию и по­нимание проблематики власти в западной политологии. Однако, как полагает известный американский политолог Дэвид Истон, эта типология не учитывает всего богатства оснований правомочности власти — теории согласия, об­щественного договора, суверенности народа и других. По­мимо этого, слабость классификации Вебера заключается в отсутствии четкого различия между двумя объектами легитимации: 1) власти составляющих правящую группу лиц; 2) политического режима и институтов политической системы.

    Выдвинутый Истоном подход имеет более универсальный характер и потому оказывается более приемлемым как теоретическая основа исследования правомочности совре­менных политических систем. Кроме традиционного объекта легитимации, каковым предстает власть в личном смысле, т. е. группы лиц, ее осуществляющих, выделяется другой объект легитимации — политический режим, политическая система в целом. Истон называет три источника поддержки власти и режима: 1) основные идеологические принципы; 2) привязанность к структурам и нормам режима; 3) пре­данность власти по причине положительной оценки лич­ностных черт людей, которые ее представляют. Указанным источникам соответствуют три типа легитимности (право­мочности) институтов власти: идеологическая, структурная и личная.

    Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, на которые ссылается власть и политический режим. Ценности и принципы, образующие легитимирующую идеологию, и вытекающие из них цели служат моральным основанием власти и режима. Убеждения в правильности данных ценностей и принципов, а также вера, что власть и режим есть их воплощение, составляют главный мотивационный источник социальной поддержки. В результате члены общества признают моральное право власти на управление, а также одобряют политические институты и нормы режима.

    Структурная легитимность вытекает из убеждения в ценности институтов политической власти и норм режима. Конечно, это убеждение частично представляет собой результат воздействия легитимирующей идео­логии, но в определенной степени оно возникает самостоятельно как следствие деятельности институтов по­литической системы и выполнения режимом властных фун­кций. Если члены общества убеждены — независимо от источников такого убеждения — в правомочности инсти­тутов режима и его норм, то и власть воспринимается ими как правомочная, однако при условии, что она была избрана в соответствии с нормами режима и управляет в соответ­ствии с его нормами и целями.

    Личная легитимность есть выражение морального одобрения лиц, выполняющих властные роли в рамках институтов режима. Психологические источники такого одобрения могут быть различны: отождествление лидеров с идеалом; рациональный выбор, эффект действия харизмы или демагогии. Личная легитимность близка к харизмати­ческому типу власти, но не тождественна ему. Категория личной правомочности шире харизматической. К лидеру с персонализированной легитимностью массы питают симпа­тию, но в целом все же в его восприятии господствует рациональный подход, расчет. Если личная правомочность достигает высокой степени, власть на основе использования широкой социальной поддержки может попрать существу­ющие институты и нормы режима и заменить их другими.

    В стабильных политических системах, как правило, име­ет место взаимоусиление различных типов легитимности: идеологическая легитимность укрепляет структурную и лич­ную, личная влияет на структурную и идеологическую, структурная — на идеологическую и личную.

    Таким образом, политическая система общества является сложным, многогранным институциональным механизмом политики. Ее оптимальное функционирование имеет иск­лючительно важное значение для жизнеспособности и нор­мального развития как общества в целом, так и сос­тавляющих его групп и индивидов. Для полного, всесто­роннего познания политической системы необходимо углубленное изучение каждого из ее элементов, их взаимосвязей и взаимодействия.

    

    pdnr.ru

    Реферат - Современные политические системы

    ПОЛИТОЛОГИЯ

    Вариант №4. ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

    1. Понятие, структура и функционирование политической системы. 2. Государство как основной институт политической системы. 3. Демократические основы политической жизни общества. 4. Кризис политической системы и проблемы ее радикальной реформы.

    1. Понятие, структура и функционирование политической системы.

    Термин политическая система был введен в политологию в 50 — 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия «тип правления», «система правления». Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие «система» ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции. Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стрндарты. Всвязи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом. Основателем теории политической системы можно считать Д.Истона, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его мнению, является частью целостности — общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Иной подход избрал американский политолог Г.Алмонд. Он исхидил из того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. На основе этого тали развиваться сравнительные исследования политических систем. Это было важно для выделения основных жизненно важных функций политической системы, которые необходимы для эффективного социального развития. Исходя из этого Г.Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и взаимодействий между собой, осуществляемыми не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. В частности установили, что политическая система должна эффективно выполнять три группы функций:

    • функции взаимодействия с внешней средой;
    • функции взаимосвязи внутри политической сферы;
    • функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

    Политическая система состоит из взаимосвязанных подсистем (рис.1.):

    Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления. Политическая система должна выполнять ряд функций:

    • Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
    • Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
    • Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
    • Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
    • Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
    • Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

    2. Государство как основной институт политической системы. Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности или выступает средством подавления имущими классами неимущих. Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага: "Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире. " Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т.Гоббс, который сравнивал государство с чудовищем: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас… " С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно определяется через понятия «суверинитет» и «абсолютная власть». (Ж.Бодэн «Шесть книг о государстве»). Теперь государство олицетворяет правитель и он руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косственно поддерживает теорию Гоббса. В последствии государство рассматривалось как нормы, отношения, роли, процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом. Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном обществе и рассматривали государство как машину для подавления одного класса другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения труда и появления частной собственности. В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Его появление отразила необходимость в удовлетворении потребностей и интересов, которые прежние институты не могли удовлетворить. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений ):

    • Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти.
    • Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение — органы насилия (армия, органы безопасности).
    • Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.
    • Суверинитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны. Т.е. в общеобязательности решений для населения, возможности отмены решений негосударственных институтов сласти, обладании ряда исключительных прав (н-р, права издания законов, имеющих для населения обязательный характер), наличии специальных средств воздействия на население.
    • Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.

    Государство выполняет ряд функций, которые разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

    • Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.
    • Социальная функция. удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страхвании жизни, поддержании здоровья на долджном уровне.
    • Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм, которые регулируют общественные отношения, охрану общественного строя и т.д.
    • Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации.
    • Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.

    К внутренним функциям относятся:

    • Функция взаимовыгодного сотрудничества. (во всех сферах деятельности).
    • Функция обороны страны.

    Теперь непосредственно перейдем к понятию формы государства. Формы государства — это способ организации и осуществления государственной власти на территоии данной страны. Она включает три взаимосвязанных элемента :

    • Форма государственного правления. Это организация верховной суверенной власти в государстве. Существует две основные формы государственного правления :
    • Монархия. Такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.
    • Республика. Форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики могут быть:
      • Парламентские(ФРГ). Парламент формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена в руках правительства во главе с премьер-министром.
      • Президентские(США). Глава государства (президент) непосредственно или с последующим утверждениемв верхней палате парламента формирует правительство, которым руководит сам. Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной властей. Президент, будучи главой государства одновременно возглавляет исполнительную власть и не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах.
      • Парламентско-президентские(Франция, Австрия, Ирландия). Парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Эта форма правления сочетает в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента.
    • Форма государственного устройства. Это территориально-организационная структура государства. Формы государственного устройства могут быть разделены на три группы:
    • Унитарные. Цельные, единые государства, части которых не обладают признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве существуют общие для всей страны правительственные, исполнительные и судебные органы.
    • Федерации. Союзные государства, части которых в той или иной мере обладают признаками государственности и обладают суверенитетом. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов разграничены конституцией.
    • Конфедерации. С оюзы государств, образуемые для определенных государственных целей. Конфедерация — непрочное государственное образование. Как показывает история, они существуют недолго, они либо распадаются, либо превращаются в федеративные государства.
    • Политический режим. Это совокупность средств и способов осуществления политической власти. Различают два вида политического режима :
    • Демократический. Он характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.
    • Авторитарный. Государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.

    3. Демократические основы политической жизни общества. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. «Демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». Однако, начиная с первого упоминания о ней в Аристотелевой «Политике» до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют свое внимание на различных ее составляющих. Например, власти большинства, ограничении и контроле над ней, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений, плюрализме и т.д. В одних случаях ее трактуют как общественную систему, в других — как форму государства, при которой все граждане имеют равные права на власть. Этим она отличается от монархии. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан. Но демократия еще с древних времен считалась худшей формой правления, т.к. низкий уровень культыры граждан позволял манипулировать правителям «народовластием», вследствие этого демократия переходила во власть толпы, а затем — в тиранию. Негативное отношение к демократии не было преодолено даже после Великой Французкой революции в XVIII веке. Это было связано с тем, что демократия не могла решать повседневные социальные вопросы большого государства (в отличие от городов-полисов). С точки зрения опписательного подхода демократия представляет собой совокупность политических структур и процедур, которые были бы эффективны в реализации общественных нужд. Либеральная теория демократии, например, рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление, источником власти является народ, который на принципах доверия, закрепленных конституцией выражает свою власть через соих представителей (депутатов). В этом случае властью занимаются подготовленные люди, которые должны выражать чаяния своих избирателей. Теория прямой демократии отрицает принцип представительности. Демократия понимается как прямое правление народа. Воля выражается на собрании и является основой для деятельности правительства и составления законов. Сторонники плюралистической теории демократии исходят из того, что каждый индивид стремится к реализации своих личных интересов, а не оющественных нужд. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, а принятие решений происходит в результате борьбы этих групп и служит своеобразным компромиссом. Последователи элитарной теории демократии используют обратную логику в доказательство преимуществ своего подхода. Они исходят из того, что не существует рационального поведения отдельного индивида, отсутствует концепция «всеобщего блага». А поэтому должна существовать господствующая элита выбираемая народом, которая на время своего правления лишает народ на тот же срок возможность действовать. Напротив, сторониики партиципаторной демократии отрицают принцип разделения труда и исходят из индивидуального самоопределения личности. Причем самоопределение ими как полное право на участие в политической жизни общества. В 60-х годах демократия такого типа стала активно развиваться и нашла свое выражение в новых социальных движениях (н-р, движение «зеленых»). Существует еще один интересный вид демократии — социалистическая демократия, которая трактует ее как форму классового господства. В рамках данной концепции развивалось два направления: ортодоксальное (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) и реформистское (К.Каутский, Э.Берштейн). Парадокс первой состоит в том, что только социалискическая демократия устанавливает власть народа, но с другой стороны при коммунизме демократия как принцип существования государства отмирает вообще. Идеологическая цель (построение коммунизма) приносит в жертву все свободы личности. Сторонники второй теории ищут форму компромисса путем соглашения различных социальных сил. В настоящий момент демократия в различных ее формах существует в 35 странах мира. Причем демократии в этих странах обладают рядом общих характеристик:

    • Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении народом в форме выборов.
    • Конкурирующая политика — конкуренция при выборах.
    • Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа.
    • Гражданские, политические и социальные права .

    4. Кризис политической системы и проблемы ее радикальной реформы. Переход к новой политической системе не представляет собой однозначно необратимый процесс, создание нового политического порядка сопряжено с переходом на иные принципы и механизмы социальной эволюции, а этот переход характеризуется общественными противоречиями. Во-первых, рыночные отношения дифференцируют общество по видам деятельности, уровню жизни и социальному статусу. Во-вторых, процессы рацонализации общественных отношений, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на коллективные ценности, самобытные традиции и могут быть не поняты большинством населения. Рассмотрим кризисы политического развития на примере политической модернизации России. Переход от тоталитаризма к дамократии в конце 80-х годов осуществлялся при кризисе легитимности власти. Прежний режим обеспечивал свою легитимность тотальной обработкой населения, а также социальной поддержкой. Власть формировалась закрыто узким кругом. Создание демократических институтов обусловило другие способы легитимности власти, наиболее важным из них является свобода выбора. Однако, сформированные демократические институты не были поняты значительной частью населения. Введение резкого имущественного расслоения не находит понимания у населения, которое за долгое время правления КПСС привыкло к социальному равенству и справедливости. Для повышения легитимности власть должна (но к сожалению не выполняет) обеспечить основное большинство населения социальной поддержкой и гарантиями в рыночной экономике, а также преодолеть социальные культурные противоречия, которые скопились у народа за 70 лет «пути к коммунизму». Надо также дать равные условия для сомореализации личности, дать свободу выбора. Но, по моему мнению, российская власть и Президент не выполняют своих функций по отношению к населению, которое их выбрало: Президент болен и, я думаю, не может выполнять свои функции, а правительство и парламент заняты только наживой в личных целях да критикой, чтобы поддерживать свой имидж в глазах народа. Еще одним фактором усугубляющим кризис политической системы является то, что процесс формирования политических партий в России на много опережает становление структуры интересов социальных групп. В результате появляются партии, движение которых в большинстве случаев кроме их лидеров и приближенных никто не поддерживает, поэтому социальный вес их крайне мал. Я считаю, что в данном направлении нельзя двигаться революционным путем, создание какой-либо партии должно быть выстрадано, только тогда она будет реально представлять интересы большинства населения. По моему мнению, в данный момент очень актуален еще один момент: политика предполагает взаимодействие всех политически значимых сил (см. выше вопрос 1) и в первую очередь — взаимодействие власти и общества. Вот этого как раз и не хватает нашей российской влести, у которой взаимодействие проявляется только раз в четыре года (в предвыборную компанию). Во времена СССР такую роль как бы исполняли различные общественные организации (профсоюзы, комсомол), но так как они в свою очередь опять же контролировались КПСС, то это нельзя было назвать обратной связью власти с народом. Нормальное взаимодействие должно быть по такому принципу: общественные организации выражают чаяния своих членов, причем ядро этих организаций не должно быть оторвано от входящих в организацию людей. В свою очередь общественные организации должны иметь возможность легально заявить о своих требованиях правящей элите, а те в свою очередь своевременно реагировать на них. Усложняется ситуация в данном вопросе еще и тем, что в стране постоянно появляются новые социальные группы со своими специфическими требованиями (н-р, банкиры, предприниматели) они не могут включиться в политическую жизнь и представить свои требования власти без создания новых каналов участия в процессе политической жизни.

    Используемая литература: 1. Основы государства и права. Под редакцией проф. Кошарова В.В. Харьков 1994 г. 2. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. 3. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для ВУЗов. -М.:«Издательство ПРИОР», 1998. — 368 с.

    www.ronl.ru