Признаки конфедерации, чем отличается от федерации. Современные конфедерации


Признаки конфедерации, чем она отличается от федерации, список стран

Понятие термина конфедерацияГосударство является неотъемлемой частью нашего мира, поддерживающей порядок на определенной территории. Оно выполняет роль арбитра, который следит за соблюдением порядка и прав личности средством управления и принуждения.Суверенитет — неотъемлемая его часть, он — главное отличие страны от государства.

Государства различаются по форме устройства. Одной из них является конфедерация и федерация.

Что такое конфедерация?

Википедия говорит, что конфедерация — союз государств, созданный с целью выполнения совместных задач. Все участники союза суверенны, имеют свое независимое законодательство и систему власти.

В интернет-энциклопедии Википедия сформулировано определение, которое выглядит так:

“Конфедерация — союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий”.

Это интересно: действующая Конституция РФ когда была принята?

Примеры конфедераций и что такое федерация

Союз довольно редко встречается в истории из-за своей нестабильности. Чаще всего он распадается либо перерастает в нечто большее, а именно — федерацию. Самым известным примером конфедерации являются Конфедеративные Штаты Америки, созданные в ответ на прокламацию Линкольна об отмене рабовладельческого строя и начавшие Гражданскую войну против Соединенных Штатов, после поражения в которой развалились.

В следствии “весны народов” внутри Австрийской империи государство ослабло, и Венгрия согласилась вступить в ее состав на правах автономии. Так и образовалось государство конфедеративного типа Австро-Венгрия. Однако экономический кризис и Первая мировая война сильно ударили по союзу, из-за чего он распался.

Примером перерастания конфедерации в нечто большее может послужить Северогерманский союз, образованный в 1866 году после австро-прусско-итальянской войны. Просуществовав 5 лет, союз преобразовался в Германскую Империю, а именно в федерацию.

Это интересно: признаки государства, кратко о понятии и функциях.

Признаки конфедерации

Как и у любой формы государственного устройства, у конфедерации есть отличительные черты. Признаки, характерные для нее:

  1. Общая характеристика конфедерациикаждый член союза имеет право на свободный выход из нее;
  2. решения принимаются во время обсуждения и по принципу общего согласия;
  3. существование конфедеративного органа, который состоит из делегатов стран-участниц;
  4. страны, вошедшие в состав союза, не теряют свой международный статус;
  5. участники не имеют общей законодательной базы, конституции, финансовой системы и не имеют общей государственной границы.

Конфедерация — бесперспективный тип государственного устройства

Почему конфедерация оказалась исторически бесперспективным типом? На это есть ряд веских и объективных причин:

  • отсутствие сильной центральной власти. Из-за высокой независимости стран-участниц положение союза становится нестабильным, что в сумме с другими факторами становится причиной распада;
  • временный характер союза. Изначально союз создается для выполнения каких-либо конкретных целей и задач, после устранения которых нужда в союзе пропадает, и ее члены расходятся из-за наличия индивидуальных целей, которые являются более важными, нежели коллективные;
  • сложность в управлении строем. Чем больше членов в союзе, тем сложнее управлять им, из-за чего количество членов уменьшается, и усиливается централизация власти. Затем конфедерация превращается в федерацию.

Конфедерация в наши дни

Признаки конфедерацииНа данный момент не существует точно сформулированного определения, что такое конфедерация, и государств, которые можно назвать строго конфедеративным. Но существуют государства с конфедеративным типом устройства и в наши дни. К таким можно причислить: Европейский союз, Содружество Независимых Государств и Британское Содружество.

ЕС включает в себя 28 государств Европы, 19 из которых образовали еврозону, введя в оборот единую валюту. Союз существует с 1952 года по сей день, функционирует, ведя активную внешнюю политику. Также 22 члена ЕС входят в Организацию Североатлантического Договора.

Еще одним государством конфедеративного типа является Содружество Независимых Государств. СНГ было создано после распада Союза Советских Социалистических Республик бывшими участниками СССР. В состав СНГ входят 11 стран, которые преследуют такие цели: обеспечение мира и безопасности, полное разоружение, отстаивание прав личности, взаимопомощь в сферах экономики, культуры и политики.

Британское содружество, членами которого являются Великобритания и ее колонии, существует с 1887 года и развивается до сих пор. Численность населения содружества достигает 2,2 миллиарда человек, что является 30% от населения всего мира. Лидером является монарх Великобритании Елизавета II, хоть и ее роль в управлении символическая.

Вывод

Хоть конфедерация и признана бесперспективной, существуют государства, которые очень долгое время развиваются и не составляют серьезную конкуренцию другим государствам. Поэтому при грамотном подходе для блага таких стран возможно комфортное существование в виде союзов.

obrazovanie.guru

24. Конфедерации в современном мире.

Конфедерация - относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, военных целей, не обладающий признаками единого государства.

Государства, реализуя цели внешней политики, образуют разного рода союзы. Эти союзы могут носить временный характер, например, военные союзы; могут быть союзы, объединяющие государства для реализации каких либо отдельных целей или проектов.

Конфедерации в отличие от таких простых союзов носят устойчивый характер, объединяют государства для постоянного совместного решения широкого круга экономических, политических, культурных вопросов. Несмотря на более тесный характер взаимоотношений государств в рамках конфедерации, чем в других союзах, конфедерации не являются едиными государствами. Поэтому конфедерацию неправильно рассматривать как разновидность формы государственного устройства. Это разновидность межгосударственного союза.

Как государственные образования конфедерации имеет определенный состав, создают органы для решения общих дел союза, могут устанавливать общий таможенный, валютный режим, согласовывать отдельные блоки законодательства и пр. Однако конфедерации не имеют общей границы, общего гражданства, единой правовой системы, других признаков единого государства. Решения, принимаемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после утверждения их государствами, входящими в союз.

Путем создания конфедеративных образований отдельные государства решают задачи осуществления согласованной внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами).

Наиболее характерным примером современной конфедерации является Европейское сообщество. Признаки конфедеративного образования обладает и союз России с Белоруссией. В то же время Союз независимых государств, входивших ранее в состав СССР (СНГ), не достигает качества конфедеративного образования и является простым союзом государств.

25. Политическая система современного общества.

Политическая система общества - взаимосвязанная совокупность общественных процессов и институтов, возникающих и функционирующих в сфере политической жизни страны, в отношениях между ее основными социальными группами.

Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная регулированием отношений между основными социальными группами общества. Политическая система общества представляет собой совокупность элементов общественной жизни, в которых выражается, проявляет себя политика. Цель политической системы - обеспечить консолидацию, выражение и реализацию интересов отдельных социальных групп общества.

Политическая система общества - это комплексное образование, включающее в себя несколько основных элементов:

субъектов политической жизни - классы, нации, профессиональные, конфессиональные и другие социальные группы, имеющие свои интересы и стремящиеся реализовать их;

политические отношения - социальные связи, складывающиеся между основными субъектами политической жизни страны, характер их взаимоотношений между собой;

политическую организацию общества - совокупность объединений, концентрирующих и выражающих интересы тех или иных социальных групп в политической деятельности;

политическую идеологию и политические нормы.

Политическая организация - структурно наиболее выраженная, зримая часть политической системы общества. Поэтому иногда она отождествляется с политической системой в целом. Собственно политическая организация общества состоит их двух основных компонентов:

государства как основного, центрального звена политической организации общества;

общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций).

По форме организации политическая система может быть плюралистической, когда существует разнообразные политические объединения, имеющие равные возможности на участие в политической жизни страны. В монистической политической системе выделяется одно политическое объединение, играющее главную роль в политической жизни страны.

В зависимости политического режима, создаваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за политическими объединениями признаются широкие права на участие в формировании государственной политики. Противоположностью ей является авторитарная политическая система, где роль политических объединений сведена на нет или их деятельность вообще запрещена.

studfiles.net

Конфедерация Википедия

Конфедера́ция — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов: обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 2369 дней]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так, на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром[источник не указан 2369 дней]. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации», выработанной в 1777 году: «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что, когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

В начале 1990-х во время затяжного политического, и экономического кризиса, когда целый ряд регионов требовал или больше автономии или выхода из состава федерации, рассматривался вариант превращения России в Российскую Конфедерацию. Этот вопрос был окончательно снят с принятием конституции России в 1993 году где страна была названа "Российская Федерация". Тем не менее этот факт вызывает противоречия у ряда политологов, например Татарстан вошел официально в состав России только в 1994 году заключив договор о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан назывался объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом. [1][2][3][4]

Идею создания Конфедерации Великих Европейских Народов, упоминал Наполеон I. В своих работах он размышлял о «великой европейской семье» c общим управлением. [5].

Босния и Герцеговина по форме государственного устройства является федеративным государством, хотя иногда это мнение оспаривают и страну характеризуют как конфедерацию или квазиконфедерацию. В Конституции страны нет четкого определения кем являются страны-учередители, независимыми государствами или частями общей страны. [6][7].

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее: «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние»; «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [источник не указан 1543 дня]

Некоторые [кто?] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример — ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

В мире существовали ранее и существует сейчас ряд стран и их объединений которые никогда официально не назывались конфедерацией но были или есть таковыми по факту. Поскольку точного понятия что такое конфедерация нет, не редко бывают случаи, когда государства для достижения каких-либо целей называют себя конфедерацией, при этом они могут сочетать в себе разные формы правления — как монархии, так и республики.

Ещё одной формой конфедерации можно назвать свободную ассоциацию из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

На сегодняшний день конфедерацией можно назвать лишь Содружество наций.

Государства-конфедерации

Последними из существовавших официальных конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё из Северной и Южной Кореи, но проект не получил реализации, Северная и Южная Корея по прежнему не признают друг друга и считают своим владением весь Корейский полуостров. Обе Кореи по-прежнему высказываются за объединение, но каждая — на своих условиях.

Исторические конфедерации

Исторические конфедерации (особенно те, которые предшествуют XX веку), возможно, не соответствуют нынешнему определению конфедерации, иногда они могут быть провозглашены федерациями иногда империями, и при этом современные политологи характеризуют их как конфедерации. Само по себе понятие "конфедерация" достаточно условно и неопределенно для применения его в исторический период до XX века.

Конфедерации XXI века это в основном экономические, а не политические союзы.

Наиболее известные бывшие конфедерации

Название Годы существования Описание Причина распада
Швейцария 1291 — 1848 Согласно швейцарской легенде в 1291 году представители трёх кантонов собрались вместе и дали легендарную "Клятву Рютли", которая считается основопологающей в создании Швейцарии. В 1798 году Швейцария была превращена в единую, централизованную Гельветическу республику но эта форма правления вызывала сильные противоречия у политических сил и народа, и со временем страну снова пришлось возвращать к конфедеративной форме правления. Ее кантоны были практически самостоятельными государствами но важные политические вопросы решали вместе. В наши дни Швейцария это федерация хотя слово «конфедерация» по прежнему осталось в ее официальном названии. Каждый кантон имеет свою конституцию и законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией. Стала федерацией в процессе принятия новой Конституции
Республика Соединённых провинций 1581 — 1795 В 1579 году, некоторые южные провинции на территории современных Нидерландов, недовольные агрессивным кальвинизмом северных провинций, присягнули на верность испанскому королю но со временем перестали считать его законным правителем и начали борьбу за полную самостоятельность. В ходе Восьмидесятилетней войны за независимость была основана Республика Семи Соединённых Провинций. Государственное устройство Республики долгое время носило достаточно неупорядоченный характер, сохранялись многие старинные феодальные административные порядки, тем ни менее Республика активно вела войны с Европейскими странами и имела обширные колониальные владения. В 1795 году войска Французской республики захватили территорию конфедерации превратив ее в «дочернюю» Франции Батавскую республику. Преобразование в Батавскую республику.
Объединённые королевства Швеция и Норвегия 1814 — 1905 В результате Наполеоновских войн, в 1814 году Дании пришлось отдать Швеции всю Норвегию в качестве компенсации за потерю Померании. Норвежцы сразу же объявили о независимости и Швеция вторглась на ее территорию. Шведско-норвежская уния была заключена в том же году как компромисс, и предполагала общего для обеих стран монарха и общую внешнюю политику, но с сохранением собственной конституции и парламента. Со временем внутренние противоречия и разрыв в уровне экономического развития вызвал недовольство со стороны Норвегии и все более настойчивые требования уравнять в правах оба государства. Разрыв унии произошел мирным путем. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга
Конфедеративные Штаты Америки 1861 — 1865 Объединение некоторых южных рабовладельческих штатов, которые вышли из состава США и создали своё государственное объединение после прокламации президента А. Линкольна о отмене рабства. Ее политики заявляли что возвращаются к политическим положениям которые декларировали отцы-основатели США, к таким как "Статьи Конфедерации", и свободой во внешней и внутренней политике каждого штата. Как результат началась Гражданская война в США. По сути страна была централизованной федерацией. Она прекратила существование после поражения в гражданской войне. Поражение в гражданской войне
Северо-Германский Союз 1866 — 1871 Стремление объединиться в разные государственные формирования у немецких народов прослеживается еще с древних времен, но в средние века они представляли собой не единую страну, а множество мелких самостоятельных государств. Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей короной осуществить объединение — Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Во время войны Пруссии с Австрией в 1866 году, победила Пруссия, ряд немецких государственных образований объединился в официальный Союз со столицей в Берлине. Во многих государствах существовали свои выработанные веками порядки и традиции, чтобы объединить разные народы, Союз некоторое время носил конфедеративный характер. Преобразование в Германскую Империю.
Австро-Венгрия Австро-Венгрия 1867 — 1918 В 1804 году была провозглашена Австрийская империя как противовес Французской Империи Наполеона. Венгрия имела в составе империи широкую автономию: это отмечалось и в названии страны, и в ее гербе и даже в праве самостоятельной законодательной инициативы, под властью единого монарха были объединены частично самостоятельные государства Австрии и Венгрии. В 1848—1849 годах в Европе активизировались национально-освободительные движения, начались многочисленные революции, Венгрия требовала независимости, но империя устояла. После этого Австро-Венгерская империя была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной центральной властью. Государство распалось в результате поражения в I мировой войне. Первая мировая война
Сербия и Черногория 2003 — 2006 Вопрос национализма в Югославии всегда стоял остро. Когда к власти пришел Иосип Броз Тито в стране началась политика интернационализма и развивалась идея единой Югославии с единым сербохорватским языком, эти процессы были остановлены после его смерти. Во время распада Югославии некогда единая Союзная Республика Югославия была преобразована в конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории, дабы не продолжать военный конфликт, но это всё равно не остановило распад страны. В 2006 году жители Черногории проголосовали на референдуме за выход своего государства из союза. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга

Наиболее известные современные конфедерации

Название Год создания Описание
Содружество Независимых Государств 1991 Изначально планировалась как официальная, но «очень мягкая» конфедерация, объединяющая страны бывшего СССР, появившиеся после его распада. Сейчас является не столько конфедерацией, сколько международной (межгосударственной) организацией.
Евросоюз 1957 Первоначально Евросоюз планировался как преимущественно экономический союз, шло время, и он значительно укрепился в разных сферах. Сейчас это неофициальная, «мягкая», конфедерация, объединяющая монархии и республики на территории Европы, он имеет свой парламент и свою общую валюту евро.
Содружество Наций 1887 Добровольное межгосударственное объединение независимых государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. Членами Содружества также являются такие страны как: Мозамбик, Руанда, Намибия и Камерун. Содружество заменило Британскую империю в геополитическом, экономическом и моральном плане.
Союзное государство 1996 В 1996 году президентами России и Беларуси был подписан договор об образовании Сообщества Беларуси и России, или, как его иногда называют, Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ). Это попытка создать конфедерацию (сначала мягкую а потом возможно и плотную) России и Белоруссии с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, валютным и культурным пространством. Были даже созданы наднациональные органы управления: Высший Государственный Совет Союзного государства, Парламентское Собрание Союзного государства и Исполнительный Комитет Союзного государства. Но по сути Россия и Беларусь не объединились в конфедерацию, СГРБ хоть и продолжает существовать, но не имеет фактической реализации.

Другие значения

  • Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций — Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.
  • В науке XVIII—XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно, классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишённое суверенитета, в то время как государства — субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.
Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза (1815—1866), которые затем превратились в федерации. Таким образом, конфедерация может служить переходной формой к более сплочённому государственному устройству. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование СНГ на части территории СССР).

Примечания

wikiredia.ru

Что такое конфедерация и чем она отличается от федерации?

Что такое конфедерация, ее плюсы и минусы

Что такое «конфедерация» в стандартном понимании этого слова? Речь идет о союзе независимых суверенных государств, которые объединяются, чтобы добиться положительных политических или экономических успехов на международной арене. Создаются единые органы власти, но их правомочия не распространяются на граждан.

Конфедерация - что это?

Что означает «конфедерация»? Это объединение независимых стран, которое формируется для реализации важных общих целей. По мнению политологов, речь идет о форме взаимодействия держав, а не о форме государственного устройства, поскольку суверенитет распространяется на всю территорию. Решения по общим вопросам могут иметь силу не во всех странах, обязательными являются только аспекты обороны и внешней политики. Страны-участники сохраняют:

  • независимость;
  • свою систему органов власти;
  • законодательство.

Символ конфедерации

При упоминании этого термина, сразу приходит на ум Конфедерация США, этот тип государства появился в 1777 году, когда американцы воевали с английскими колонизаторами. Для большей результативности и был создан единый союз. Главным символом конфедерации называют флаг: на красном фоне синий Андреевский крест с белой окантовкой и звездами. Уже доказанным является факт, что изначально флаг Конфедерации был другим: красная и белая полосы с 7 звездами по кругу. Позднее он изменил фон, а количество звездочек возросло до 13 – по количеству штатов, которые боролись за независимость.

Многие годы этот стяг можно было увидеть во время мероприятий, которые проходили в южных штатах Америки, возле домов граждан, наряду с государственным флагом. Для южан он был символом борьбы за свободу, исторической ценностью. Хотя большинство американцев воспринимают знамя конфедерации, как символ оппозиции, созданный в противовес официальному стягу.

Чем конфедерация отличается от федерации?

Политологи отмечают, что разница между федерацией и конфедерацией - в схеме организации власти и размерами каждой территории. Конфедерация ФИФА насчитывает 209 национальных федераций, из них 185 государств являются членами ООН. Федерация – устройство, в котором участники самостоятельны, с сохранением некоторых полномочий. Суть конфедерации в том, что объединяются независимые державы и вместе решают важные проблемы.

Самые существенные отличия этих форм:

  1. Участники федерации переадресовывают суверенитет центральному управлению, а конфедерации – его сберегают.
  2. Федерация имеет областной и общегосударственный уровни. Участники конфедерации сохраняют каждый свою структуру правления.
  3. У федерации - административные единицы, у конфедерации – независимые государства.
  4. Участники конфедерации имеют право выйти из объединения, когда захотят, а в федерации - нет.
  5. В конфедерации решения определяются общими усилиями.
  6. Держава может войти в состав нескольких конфедераций, но федерации принадлежать только одной.
конфедерация признаки

Конфедерация - признаки

Каждая система имеет свои характерные признаки, которые дают возможность государствам сделать выбор при определении форм правления. Различают такие основные принципы конфедерации:

  1. Ненадежный центр управления.
  2. Нет общей системы экономики, политики и права.
  3. Отсутствие независимости по территориям и единой системы законов.
  4. Члены союза сохраняют независимость.

Конфедерация - плюсы и минусы

Конфедерация в мире опирается на опыт таких первых союзных объединений, как США в начале формирования и Швейцарские кантоны, они проявились в 18 веке. Историки называют первым союзным объединением Речь Посполитую, сформировавшуюся в 16 столетии, когда сошлись Польское Королевство и Великое Княжество Литовское. Хотя конфедерация считается самым демократичным проявлением, специалисты в сфере права отмечают, что отрицательных моментов в ней больше, чем положительных. Плюс только один – привилегии в торговле, которая развивается постоянно.

А минусов конфедеративного союза для современных государств наберется несколько:

  1. При военных конфликтах участники союза имеют право только оказывать помощь, сохраняя невмешательство.
  2. Экономические проблемы одной страны сразу сказываются на других.
  3. Нет единой политической власти.

Конфедерация в современном мире

Что такое конфедерация в современном мире? Держав, которые бы идеально вписывались в рамки такого устройства, на сегодняшний день не существует. С учетом некоторых поправок принято считать таковыми несколько образований. Какие есть конфедерации?

  1. Босния и Герцеговина. Отношения сохраняются в рамках союзных, но они не отмечены в законе, как конфедеративные, и выйти их состава союза страны по своему желанию не могут.
  2. Евросоюз. Включает 28 государств, 19 из которых объединены единой денежной системой, составляя еврозону. Общая цель – интеграция в экономике и политике.

 

womanadvice.ru

Конфедерация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

{{#switch:||Шаблон|Категория=

{{#if:||{{#if:Шаблон:Rq/topics/getcategory|[[Категория:Википедия:Статьи к доработке Шаблон:Rq/topics/getcategory]]}}}}|Шаблон {{rq}} не предназначен для страниц из данного пространства имён.}}

Конфедера́ция — союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов — чаще всего в области обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого, входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества{{#if:||

{{#if: ||[[Категория:Википедия:Нет источников с {{#time:xg Y|2012-03-13}}]]{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14|}}Шаблон:Нет источника (сортировка по типу) }} }}{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14 |[источник не указан {{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}} дня] |[источник?] }}. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
  3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.
  4. Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.
  5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.
  6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.
  7. Наличие права выхода из состава конфедерации.

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром{{#if:||

{{#if: ||[[Категория:Википедия:Нет источников с {{#time:xg Y|2012-03-13}}]]{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14|}}Шаблон:Нет источника (сортировка по типу) }} }}{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14 |[источник не указан {{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}} дня] |[источник?] }}. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации», выработанной в 1777 году: «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности». {{#if:||

{{#if: ||[[Категория:Википедия:Нет источников с {{#time:xg Y|2014-6-17}}]]{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14|}}Шаблон:Нет источника (сортировка по типу) }} }}{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14 |[источник не указан {{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}} дня] |[источник?] }}

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. {{#if:||

{{#if: ||[[Категория:Википедия:Нет источников с {{#time:xg Y|2014-6-17}}]]{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14|}}Шаблон:Нет источника (сортировка по типу) }} }}{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14 |[источник не указан {{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}} дня] |[источник?] }}

Некоторые Шаблон:Кто? западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример — ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации — её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.{{#if:||

{{#if: ||[[Категория:Википедия:Нет источников с {{#time:xg Y|2014-6-17}}]]{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14|}}Шаблон:Нет источника (сортировка по типу) }} }}{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14 |[источник не указан {{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2014-6-17 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}} дня] |[источник?] }}

Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом конфедеративная мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств{{#if:||

{{#if: ||[[Категория:Википедия:Нет источников с {{#time:xg Y|2012-03-13}}]]{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14|}}Шаблон:Нет источника (сортировка по типу) }} }}{{#ifexpr:{{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}}>14 |[источник не указан {{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2012-03-13 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}} дня] |[источник?] }}.

Государства-конфедерации

  • Флаг Швейцарии Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
  • Флаг Боснии и Герцеговины Фактической конфедерацией является Босния и Герцеговина. Дейтонское соглашение и основанная на нём конституция страны называют её субъекты энтитетами (ст. 1, п. 3), прямо не указывая, связаны ли они федеративным или конфедеративным узами (под Федерацией, фигурирующей в документе, всегда подразумевается мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины, а не Босния и Герцеговина в целом). Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.
  • Флаг ЕС Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
  • Флаг СНГ В заключительный период своего распада осенью 1991 года СССР фактически являлся конфедерацией, де-юре оставаясь федерацией. В это же время предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальных вариантах проекта Союзного договора (до ГКЧП) предполагался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
  • Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).
  • Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий бо́льшему государству.

Другие значения

  • Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций — Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.
  • В науке XVIII—XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно, классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишённое суверенитета, в то время как государства — субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.
Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза (1815—1866), которые затем превратились в федерации. Таким образом, конфедерация может служить переходной формой к более сплоченному государственному устройству. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование СНГ на части территории СССР). {{#if: ||{{#if:||[[Категория:Википедия:Статьи {{#if:|с разделами }}без ссылок на источники {{#if:19 мая 2016|{{#time: "с" xg Y "года" |{{#iferror:{{#time:c|19 мая 2016}}|Шаблон:Date Converter|19 мая 2016}}}}|}}]]{{#if:19 мая 2016||[[Категория:Википедия:Статьи {{#if:|с разделами }}без ссылок на источники без указанной даты]]}}}}}}Шаблон:Сортировка: статьи без источников

ensiklopedya.ru

Конфедерация — Википедия

Конфедера́ция — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов: обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 2344 дня]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

Видео по теме

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так, на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром[источник не указан 2344 дня]. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации», выработанной в 1777 году: «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что, когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

В начале 1990-х во время затяжного политического, и экономического кризиса, когда целый ряд регионов требовал или больше автономии или выхода из состава федерации, рассматривался вариант превращения России в Российскую Конфедерацию. Этот вопрос был окончательно снят с принятием конституции России в 1993 году где страна была названа "Российская Федерация". Тем не менее этот факт вызывает противоречия у ряда политологов, например Татарстан вошел официально в состав России только в 1994 году заключив договор о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан назывался объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом. [1][2][3][4]

Идею создания Конфедерации Великих Европейских Народов, упоминал Наполеон I. В своих работах он размышлял о «великой европейской семье» c общим управлением. [5].

Босния и Герцеговина по форме государственного устройства является федеративным государством, хотя иногда это мнение оспаривают и страну характеризуют как конфедерацию или квазиконфедерацию. В Конституции страны нет четкого определения кем являются страны-учередители, независимыми государствами или частями общей страны. [6][7].

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее: «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние»; «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [источник не указан 1518 дней]

Некоторые [кто?] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример — ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

В мире существовали ранее и существует сейчас ряд стран и их объединений которые никогда официально не назывались конфедерацией но были или есть таковыми по факту. Поскольку точного понятия что такое конфедерация нет, не редко бывают случаи, когда государства для достижения каких-либо целей называют себя конфедерацией, при этом они могут сочетать в себе разные формы правления — как монархии, так и республики.

Ещё одной формой конфедерации можно назвать свободную ассоциацию из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

На сегодняшний день конфедерацией можно назвать лишь Содружество наций.

Государства-конфедерации

Последними из существовавших официальных конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё из Северной и Южной Кореи, но проект не получил реализации, Северная и Южная Корея по прежнему не признают друг друга и считают своим владением весь Корейский полуостров. Обе Кореи по-прежнему высказываются за объединение, но каждая — на своих условиях.

Исторические конфедерации

Исторические конфедерации (особенно те, которые предшествуют XX веку), возможно, не соответствуют нынешнему определению конфедерации, иногда они могут быть провозглашены федерациями иногда империями, и при этом современные политологи характеризуют их как конфедерации. Само по себе понятие "конфедерация" достаточно условно и неопределенно для применения его в исторический период до XX века.

Конфедерации XXI века это в основном экономические, а не политические союзы.

Наиболее известные бывшие конфедерации

Название Годы существования Описание Причина распада
Швейцария 1291 — 1848 Согласно швейцарской легенде в 1291 году представители трёх кантонов собрались вместе и дали легендарную "Клятву Рютли", которая считается основопологающей в создании Швейцарии. В 1798 году Швейцария была превращена в единую, централизованную Гельветическу республику но эта форма правления вызывала сильные противоречия у политических сил и народа, и со временем страну снова пришлось возвращать к конфедеративной форме правления. Ее кантоны были практически самостоятельными государствами но важные политические вопросы решали вместе. В наши дни Швейцария это федерация хотя слово «конфедерация» по прежнему осталось в ее официальном названии. Каждый кантон имеет свою конституцию и законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией. Стала федерацией в процессе принятия новой Конституции
Республика Соединённых провинций 1581 — 1795 В 1579 году, некоторые южные провинции на территории современных Нидерландов, недовольные агрессивным кальвинизмом северных провинций, присягнули на верность испанскому королю но со временем перестали считать его законным правителем и начали борьбу за полную самостоятельность. В ходе Восьмидесятилетней войны за независимость была основана Республика Семи Соединённых Провинций. Государственное устройство Республики долгое время носило достаточно неупорядоченный характер, сохранялись многие старинные феодальные административные порядки, тем ни менее Республика активно вела войны с Европейскими странами и имела обширные колониальные владения. В 1795 году войска Французской республики захватили территорию конфедерации превратив ее в «дочернюю» Франции Батавскую республику. Преобразование в Батавскую республику.
Объединённые королевства Швеция и Норвегия 1814 — 1905 В результате Наполеоновских войн, в 1814 году Дании пришлось отдать Швеции всю Норвегию в качестве компенсации за потерю Померании. Норвежцы сразу же объявили о независимости и Швеция вторглась на ее территорию. Шведско-норвежская уния была заключена в том же году как компромисс, и предполагала общего для обеих стран монарха и общую внешнюю политику, но с сохранением собственной конституции и парламента. Со временем внутренние противоречия и разрыв в уровне экономического развития вызвал недовольство со стороны Норвегии и все более настойчивые требования уравнять в правах оба государства. Разрыв унии произошел мирным путем. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга
Конфедеративные Штаты Америки 1861 — 1865 Объединение некоторых южных рабовладельческих штатов, которые вышли из состава США и создали своё государственное объединение после прокламации президента А. Линкольна о отмене рабства. Ее политики заявляли что возвращаются к политическим положениям которые декларировали отцы-основатели США, к таким как "Статьи Конфедерации", и свободой во внешней и внутренней политике каждого штата. Как результат началась Гражданская война в США. По сути страна была централизованной федерацией. Она прекратила существование после поражения в гражданской войне. Поражение в гражданской войне
Северо-Германский Союз 1866 — 1871 Стремление объединиться в разные государственные формирования у немецких народов прослеживается еще с древних времен, но в средние века они представляли собой не единую страну, а множество мелких самостоятельных государств. Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей короной осуществить объединение — Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Во время войны Пруссии с Австрией в 1866 году, победила Пруссия, ряд немецких государственных образований объединился в официальный Союз со столицей в Берлине. Во многих государствах существовали свои выработанные веками порядки и традиции, чтобы объединить разные народы, Союз некоторое время носил конфедеративный характер. Преобразование в Германскую Империю.
Австро-Венгрия Австро-Венгрия 1867 — 1918 В 1804 году была провозглашена Австрийская империя как противовес Французской Империи Наполеона. Венгрия имела в составе империи широкую автономию: это отмечалось и в названии страны, и в ее гербе и даже в праве самостоятельной законодательной инициативы, под властью единого монарха были объединены частично самостоятельные государства Австрии и Венгрии. В 1848—1849 годах в Европе активизировались национально-освободительные движения, начались многочисленные революции, Венгрия требовала независимости, но империя устояла. После этого Австро-Венгерская империя была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной центральной властью. Государство распалось в результате поражения в I мировой войне. Первая мировая война
Сербия и Черногория 2003 — 2006 Вопрос национализма в Югославии всегда стоял остро. Когда к власти пришел Иосип Броз Тито в стране началась политика интернационализма и развивалась идея единой Югославии с единым сербохорватским языком, эти процессы были остановлены после его смерти. Во время распада Югославии некогда единая Союзная Республика Югославия была преобразована в конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории, дабы не продолжать военный конфликт, но это всё равно не остановило распад страны. В 2006 году жители Черногории проголосовали на референдуме за выход своего государства из союза. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга

Наиболее известные современные конфедерации

Название Год создания Описание
Содружество Независимых Государств 1991 Изначально планировалась как официальная, но «очень мягкая» конфедерация, объединяющая страны бывшего СССР, появившиеся после его распада. Сейчас является не столько конфедерацией, сколько международной (межгосударственной) организацией.
Евросоюз 1957 Первоначально Евросоюз планировался как преимущественно экономический союз, шло время, и он значительно укрепился в разных сферах. Сейчас это неофициальная, «мягкая», конфедерация, объединяющая монархии и республики на территории Европы, он имеет свой парламент и свою общую валюту евро.
Содружество Наций 1887 Добровольное межгосударственное объединение независимых государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. Членами Содружества также являются такие страны как: Мозамбик, Руанда, Намибия и Камерун. Содружество заменило Британскую империю в геополитическом, экономическом и моральном плане.
Союзное государство 1996 В 1996 году президентами России и Беларуси был подписан договор об образовании Сообщества Беларуси и России, или, как его иногда называют, Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ). Это попытка создать конфедерацию (сначала мягкую а потом возможно и плотную) России и Белоруссии с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, валютным и культурным пространством. Были даже созданы наднациональные органы управления: Высший Государственный Совет Союзного государства, Парламентское Собрание Союзного государства и Исполнительный Комитет Союзного государства. Но по сути Россия и Беларусь не объединились в конфедерацию, СГРБ хоть и продолжает существовать, но не имеет фактической реализации.

Другие значения

  • Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций — Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.
  • В науке XVIII—XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно, классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишённое суверенитета, в то время как государства — субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.
Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза (1815—1866), которые затем превратились в федерации. Таким образом, конфедерация может служить переходной формой к более сплочённому государственному устройству. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование СНГ на части территории СССР).

Примечания

wikipedia.green

Конфедерация как форма государственного устройства и ее особенности:теоретический и исторический анализ

В данной работе исследуются теоретические и практические проблемы конфедерации как особой формы государственного устройства; историко-правовые условия и причины развития конфедерации; проблемы развития правовой основы взаимодействия субъектов конфедераций; дается анализ категориально-понятийного аппарата. В статье изучены исторические примеры конфедераций на территории Казахстана; проведен авторский анализ правовых основ развития современных конфедераций; выявлены преимущества и недостатки данной формы государства. По мнению автора, конфедерация как союз независимых государств имеет перспективу развития на постсоветском пространстве. Все это определяет научную новизну проведенного исследования.

Вопросы развития государства тесно связаны с общими вопросами формы государства,  и в частности, с вопросами формы государственного устройства. В связи с этим чрезвычайно актуален вопрос об изучении особенностей форм государственного устройства.

В юридической науке форма государственного устройства рассматривается как способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Иначе говоря, форма государственного устройства определяется как способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

Исторически сложились три «классические» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация) и конфедерация. В современной юридической науке вопрос о конфедерации является спорным. Основной вопрос заключается в следующем: является ли конфедерация формой государственного устройства или же представляет форму объединения государств в содружество, без государственных элементов? Конфедерация представляет собой довольно редкую форму государственного устройства. Процент конфедераций как в современном мире, так и в историческом разрезе довольно невысок. Отметим, что конфедерация недостаточно изучена как самостоятельный институт современной теории государства и права.

Определяя конфедерацию как форму государственного устройства, полагаем, что требуют особого внимания такие вопросы, как сохранение суверенитета государств, входящих в конфедерацию; вопросы правовой основы создания конфедераций; вопросы, касающиеся деятельности органов конфедерации; вопросы создания единого экономического пространства; введения единой валюты и института единого гражданства, а также вопросы развития интеграции.

Конфедерации создается на договорной основе с целью интеграции независимых государств для решения определенной цели. В современном мире интеграция становится устойчивой закономерностью развития межгосударственных отношений, переходит на новый уровень, что требует ее теоретического осмысления. Функционирование Европейского союза (Евросоюз), создание Содружества независимых государств (СНГ) на постсоветском пространстве, союз России и Белоруссии, создание  Таможенного союза (ТС) побуждают обратиться к теоретическому исследованию правовых проблем интеграции в рамках конфедерации. Отметим, что в настоящее время на политической карте мира насчитывается 193 независимых государств.

Отметим, что в юридической науке возрос интерес к новым процессам в развитии форм государственно-территориального устройства в европейских странах. Ставится вопрос о будущем Евросоюза. При этом есть две противоположные гипотезы – децентрализация и обособление стран ЕС при дальнейшей интеграции культурно-экономического пространства. Актуален вопрос о том, можно ли отнести Европейский Союз к конфедерации государств [1].

Актуален также вопрос о будущем взаимоотношении России и Белоруссии. Здесь существуют три основных подхода: образование единого государства, существование двух суверенных государств  и  конфедерация  России и Белоруссии. Сторонники третьего подхода, признавая проблематичность создания единого государства, считают, что в качестве наиболее оптимальной формы взаимодействия стран и народов Белоруссии и России может явиться конфедерация, примером которой может служить Европейское сообщество. Некоторые политологи предлагают даже создать конфедерацию на базе России. Такая точка зрения, в частности, была высказана Д. Орешкиным [2]. Перспективы «российской конфедерации», рассмотренные политологом, стали поводом для дискуссии [3]. Особо актуальным является вопрос о классификации формы Содружества независимых государств (СНГ), созданного на постсоветском пространстве после распада СССР и вопросы правового развития Таможенного союза. Здесь также ставится вопрос о том, является ли СНГ конфедерацией или же иной формой содружества.

Для ответа на этот вопрос необходимо применить научные методы, такие, как метод исторического анализа, метод сравнительно-правового анализа. Полагаем, что применение данных методов позволит подтвердить обоснованность выдвигаемой нами научной гипотезы в виде положения о том, что конфедерация есть особая форма государственного устройства.

Обратимся к истории. Имеется большое количество исторических примеров конфедеративных образований, как формы союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме. Отметим, что они образовывались на различных этапах развития истории,  но после непродолжительного существования либо полностью распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства.

В научной литературе выделяются следующие конфедерации:

  • Швейцарская конфедерация в 1291– 1798 гг. и 1815–1848 гг.;
  • Республика Соединенных провинций в Нидерландах в 1579–1795 гг.;
  • Германская конфедерация в 1815–1866 гг.;
  • Соединенные Штаты Америки в 1781– 1787 гг.;
  • Конфедеративные Штаты Америки в 1861–1865 гг.

В Древнем мире классическим примером конфедерации является Ахейский Союз [4].

В новейших работах российских ученых в качестве примеров конфедераций указываются иные древние союзы: Морской союз греческих полисов, Делосский союз и другие [5].

Также в качестве конфедерации можно привести пример объединения греческих республик под эгидой Совета Амфиктионии. Члены этого союза сохраняли характер независимых и суверенных государств, имели равные голоса в федеральном совете. В полномочия Совета входило: ставить и разрешать любые вопросы, какие его члены полагали необходимыми для благ всей Греции; объявлять и вести войну; налагать штраф на зачинщика; применять всю наличную силу конфедерации против ослушника; принимать новых членов. Совет Амфиктионии был создан для защиты религии и несметных богатств, принадлежащих Храму Аполлона. Храм Аполлона обладал юрисдикцией по всем спорным делам между местными жителями и прибывшими туда за советом оракула. В  целях обеспечения действенности федеральной власти члены Совета давали друг другу клятву совместно защищать и стоять на страже интересов объединенных союзом полисов, подвергать наказанию нарушителей клятвы и святотатцев, осквернивших святыни храма [6, с. 494].

Таким образом, конфедерациями в глубокой древности были союзы небольших государств, и эти конфедерации обычно долго не существовали. Входящие в них полисы оставались полисами (городами-государствами), однако, имели общий союзный совет, т.е. представляли собой конфедерацию в чистом виде.

Обратимся к истории Древнего Рима. В исторической литературе о Риме можно, например, встретить вместо термина «римские союзники» термин «римские федераты». Римские союзники некоторое время оставались в полисной системе Античного мира суверенными, хотя и поставившими свой суверенитет в зависимость от Рима. Иными словами, некоторое время Рим представлял из себя конфедерацию. Но с распространением латинского и италийского гражданства конфедерация постепенно превратилась в федерацию и, благодаря лидерству римлян, быстро стала империей [7, с. 508].

В средние века классическим примером конфедерации является Швейцарская конфедерация. Большинство авторов исходит из того, что в Швейцарии существовала конфедерация с момента возникновения конфедеративного союза на основе договора 1291 г. трех кантонов – Ури, Швица и Унтервальдена. Некоторые авторы годом создания конфедерации считают 1315 г. (год победы кантонов над австрийскими войсками у Моргартена) или даже 1648 г. – год международного признания [8, с. 102].

Отметим позицию российского ученого Попова Р. В специальном научном исследовании, посвященном  конфедерации,  он  полагает, что «Швейцарская конфедерация стала объединением 22 самостоятельных, слабо связанных между собой субъектов (кантонов). Актом, зафиксировавшим правовую природу Швейцарии, стал договор 1815 г., в соответствии с которым кантоны имели свою монету, свое гражданство, самостоятельно от своего имени заключали торговые договоры с иностранными государствами, а также определяли формы внутреннего управления.

Позднее, в 1848 г., была принята Конституция Швейцарии, которая вместо союза государств (staatenbund), утвержденного Договором 1815 г., учредила союзное государство (bundesstaat), ставшее фактически федеративным» [9, с. 67].

Далее Швейцарская конфедерация развивалась следующим образом: «Весной 1798 г. французские войска вступил в Швейцарию, 5 марта заняли Берн. Конфедерация 13 кантонов распалась. 12 апреля в городе Ааргау при поддержке Франции была провозглашена Гельветическая республика (в состав ее, наряду с прежними 13 кантонами, вошли Вале, Леман, Ааргау, Беллинцона, Лугано, Реция, Зарганс, Тургау и Сант-Галлен), введена конституция (составлена по образцу французской Конституции 1795 г.) [10, с. 130]. Швейцария    становилась   централизованным  унитарным  государством.  Одновременно

articlekz.com