Виды следственно-оперативных групп. Состав следственно оперативная группа


Ответы@Mail.Ru: как формируется следственно-оперативная группа?

Ежесуточно в каждом овд дежурит СОГ. По ведомственному приказу МВД она должна сосздаваться приказом начальника органа, но на практике каждая служба составляет свой график дежурств в составе СОГ. Действия сог регламентированы приказами по дежурным частям. Руководит работой группы на месте происшествия следователь, организует работу группы, координирует ее работу дежурный по органу. В группу входят: следователи, опера, эксперты, кинологи, участковые. В каждом овд свои устоявшиеся порядки по реагированию на сообщения о конкретных преступлениях. СОГ также может создаваться для расследования уголовных дел. Однако в упк рф говорится только о следственной группе, а не о следственно-оперативной. К работе следственной группы могут привлекаться дл, уполномоченные на осущ. ОРД. Следственная группа создается по постановлению руководителя следственного органа. Также руководитель овд издает пориказ. Один из следователей назначается руководителем.

да на бумаге. а так кто есть тот и поехал.

В зависимости от характера дела, которое предстоит расследовать. Определяется кол-но-качественный состав. Соответственно могут быть включены следователи с определенным опытом, различные эксперты, кол-во оперетивных сотрудников, матер-тех средства и прочее.

Из сыскарей и следака (ков) , распоряжением руководства ОВД

В ОВД района, города, области каждый день в подразделяниях согласно графику дежурит сотрудник. Если произошло, допустим, разбойное нападение, то на место происшествия выезжает дежурный следователь, дежурный по УР и эксперт. Руководит группой следователь. В некоторых случаях состав группы жестко регламентируется и кто попало оперативно-следственную группу не формирует. Допустим, в столице произошло ДТП с участием лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом. На место происшествия выезжает оперативно-следственная группа при дежурном по городу, руководит которой следователь, имеющий специальные познания.

Основными принципами формирования следственно-оперативных групп являются: 1.своевременность создания; 2.межведомственный характер формирования; 3.четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы; 4.продуманная организация не только расследования конкретного дела, но и предупреждения аналогичных преступлений.

Следственно оперативная группа она же сокраженна СОГ формируется и состовляется на месяц там указанно когда какой сотрудник дежурить, все утверждается начальником следствия, нач уголовного розыска и начальником увд или рувд, может создоваться специальзированный СОГ утверждается нальником следствия так же уголовного розвска и самого увд рувд. взаимодействие СОГ приказ ДСП 280 для служебного пользования он секретный приказ

touch.otvet.mail.ru

Работа следственно-оперативной группы

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ

КРИМИНАЛИСТИКА.

Вариант 4.

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА 5 КУРСА

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ

8 ГРУППЫ ОИ МГЮА РФ

СТАРКОВА СВЕТЛАНА

НИКОЛАЕВНА.

2008 год.

Содержание:

1. Задание 1………………………………………………………………..... 3

2. Задание 2........................................................................................................7

3. Задание 3……………..................................................................................14

4. Задание 4…..................................................................................................18

5. Нормативные акты и литература…………………………………….......23

Задание 1.

Определить состав следственно-оперативной группы по осмотру места происшествия. Какие вопросы подлежат разрешению при осмотре данного места происшествия.

Необходимо сначала отметить, что следственный осмотр – процессуальное действие, предусмотренное ст. 176-178 УПК РФ, состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу[1] .

Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления.

Осмотр как самостоятельное следственное действие отличается от других следственных действий. Особенно важно различать осмотр и обыск, а также осмотр и следственный эксперимент, поскольку на практике допускают иногда их смешение.

Осмотр отличается от обыска целями. Цели осмотра шире целей обыска, заключающихся только в отыскании и изъятии предметов, имеющих значение по делу. Далее, при обыске обследованию подвергаются лишь те объекты, которые находятся в ведении или во владении определенных лиц. Различие в правовом положении объектов осмотра и обыска обуславливает различие и в процессуальном порядке: обыск носит принудительный характер и поэтому связан со специальными процессуальными гарантиями.

От следственного эксперимента осмотр отличается тем, что в процессе осмотра следователь воспринимает не само событие, а его следы, отражение, тогда как при эксперименте воспринимается и событие, и его результат. При осмотре следователь имеет дело только с материальными следами, объектами; путем же эксперимента могут быть установлены обстоятельства, явления, не оставляющие материальных следов. При осмотре, одним из условий которого является непосредственность восприятия, объект исследуется в том виде, в каком его застает следователь. При эксперименте явление никогда не будет тождественно подлинному: воспринимается не подлинное событие, явление, а вызванное опытным путем новое, иное событие, явление, признак[2] .

Итак, одним из видов следственного осмотра является осмотр места происшествия, под которым понимается неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события.

Осмотры производят следователи, а при их отсутствии – работники органов дознания. В осмотре может принять участие или даже произвести его самостоятельно прокурор, а также начальник следственного подразделения. На стадии судебного следствия осмотры производятся судом. Ответственный за проведение осмотра – следователь. Работники милиции и специалисты обеспечивают охрану и поддержание порядка на месте осмотра, помогают выявить свидетелей и очевидцев, принимают оперативные меры к обнаружению и задержанию подозреваемых, установлению потерпевших, доводят до следователя информацию, полученную в ходе осмотра. Специалисты оказывают содействие при решении вопросов, требующих специальных познаний в тех или иных областях науки, техники, искусства.

Следственно-оперативные группы обычно формируются в целях обеспечения успешного решения экстренных, сложных, трудоемких задач, для выполнения большого объема работы по делам о многоэпизодных преступлениях, о преступлениях, совершенных группами лиц, в иных случаях, имеющих особую социальную значимость.

Кооперирование труда эффективно тогда, когда оно осуществляется на основе тесного делового взаимодействия участников бригад, групп, комиссий. А это предполагает осуществление деятельности по единому согласованному плану путем проведения скоординированных действий, четкость в распределении обязанностей, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимоинформированность о результатах работы каждого участника взаимодействия, максимально полное использование оперативного сопровождения следственных действий и следственного сопровождения оперативно-розыскных мероприятий[3] .

Основными принципами формирования следственно-оперативных групп являются:

1) своевременность создания;

2) межведомственный характер формирования;

3) четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы;

4) продуманная организация не только расследования конкретного дела, но и предупреждения аналогичных преступлений.

9 января в прокуратуру явилась студентка педучилища и заявила, что была изнасилована двумя неизвестными. Для того чтобы определить состав следственно-оперативной группы по осмотру места данного происшествия, обратимся сначала к ст. 163 УПК РФ.

В соответствии со ст.163 УПК РФ следователь – руководитель группы обеспечивает общую координацию ее работы, определяет стратегию и тактику расследования, составляет и координирует выполнение общего плана расследования и индивидуальных планов входящих в группу следователей. Он же занимается техническим и информационным обеспечением, координирует оперативно-розыскные мероприятия, организует назначение экспертиз, ревизий и проверок, составляет основные следственные документы, принимает процессуальные решения, лично проводит сложные следственные действия. Как мы видим, руководитель следственной группы обладает обширными полномочиями.

Члены группы – следователи и оперуполномоченные отвечают за отдельные направления или эпизоды расследования. Тогда составляется письменный план работы на день или на несколько дней. Этот план может быть как раздельным, так и единым для всех исполнителей. Раздельные планы необходимы в случаях, когда требуется детализация оперативно-розыскных мероприятий, отражение которых в общем плане нецелесообразно.

Следователи, входящие в состав следственной группы, при выполнении указаний руководителя следственной группы пользуются процессуальной самостоятельностью, установленной УПК, и имеют право на ознакомление с информацией, полученной оперативным путем, право участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ[4] .

Основной задачей в нашем случае создаваемой группы является раскрытие совершенного преступления – изнасилования.

Следственно-оперативная группа формируется из наиболее квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих достаточный опыт раскрытия и расследования преступлений против жизни и здоровья людей.

Группа создается совместным приказом руководителей прокуратуры и органа внутренних дел. Она состоит из следственной и оперативной групп, а также специалистов.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к производству; руководит действиями следователей группы; обеспечивает качественный осмотр места происшествия и прилегающей местности; организует координацию следственных действий с проводимыми оперативно-розыскными мероприятиями.

Руководитель оперативной группы обеспечивает быстрое и качественное проведение оперативно-розыскной работы, исполнение поручений следователей следственной группы, проведение проверок по криминалистическим, оперативно-справочным и иным учетам органов внутренних дел; осуществляет обмен полученной информацией с руководителем следственной группы; координирует оперативно-розыскные мероприятия с производством следственных действий.

Работники оперативной группы осуществляют свои полномочия в соответствии с уголовно-процессуальным законом, Законами РФ «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», нормативными актами, регламентирующими работу ОВД, выполняют указания руководителя группы и принимают меры к быстрому раскрытию преступления.

Помимо вышеназванных членов следственно-оперативной группы, в группу должны также входить:

1) врач –специалист, который должен участвовать при производстве неотложного следственного действия – освидетельствования потерпевшей;

2) специалист-кинолог, применяющий служебно-розыскную собаку для поиска, обнаружения и задержания лиц, совершивших, по словам потерпевшей, изнасилование;

Сообщение студентки педучилища, поступившее 9 января дежурному прокуратуры, без задержки должно было быть доложено руководству, которое принимает решение о выезде следственно-оперативной группы. После получения распоряжения о выезде группы оперативный дежурный принимает меры к ее безотлагательному сбору и доставке на место происшествия.

В данном случае следственная ситуация такова, что личность потерпевшей очевидна, а насильников, со слов студентки, - неизвестны. Поэтому, в ходе осмотра места происшествия необходимо обнаружить следы, относящиеся к преступникам, а значит, ответить на следующие вопросы:

mirznanii.com

Виды следственно-оперативных групп — курсовая работа

Коллектив авторов ВНИИ проблем укрепления законности и  правопорядка предлагает по объему и  сложности структуры выделить следующие  виды8:

- супербригады и бригады  большого состава; 

- бригады среднего состава;

- бригады малого состава.

По времени функционирования группы делятся на: единовременные и постоянно действующие. Единовременная группа создается для раскрытия  и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Постоянно действующая группа, по мнению В. Коновалова9, создается в конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и тех же следователей для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логической связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории.

Кокурин Г.А. подразделяет следственно-оперативные группы на созданные для проведения тактических  операций на месте происшествия, для  раскрытия    определенной группы однородных преступлений, для раскрытия конкретных преступлений10.

Приказ МВД  России №334 1996 года11 выделяет следующие виды СОГ: дежурная, целевая, специализированная, совместная СОГ (бригада).

Дежурная (при дежурной части) следственно-оперативная группа. Она сложилась в повседневной практике суточных дежурств, как правило, районного или городского уровня. Создание такой группы не регламентировано какими-либо нормативными документами. Как единица она фактически и формально не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в зависимости от дежурных работников прокуратуры в МВД. В то же время эти группы осуществляют выезд на место всех преступлений и происшествий, совершенных в данном регионе (районе, городе), производят осмотр места происшествия, первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и раскрытие преступления «по горячим следам». В состав группы входят: следователь (прокуратуры или органов внутренних дел, в зависимости от подследственности происшествия), оперативные работники уголовного розыска, реже - службы борьбы с экономическими преступлениями, эксперт-криминалист, судебно-медицинский эксперт, участковые инспектора милиции. В работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. Вместе с, тем имеются и отрицательные аспекты в их работе. Например, по окончании дежурства происходит замена следователя; между членами группы в зависимости от нагрузки нет сложившегося «рабочего контакта» ввиду постоянной смены состава. Все это снижает эффективность деятельности группы.

Целевая (временная) следственно-оперативная  группа предназначена для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу. Она является единовременной, образуется совместным приказом прокурора района или города (реже вышестоящими структурами) и начальника органа внутренних дел для раскрытия и расследования конкретного (единичного или многоэпизодного) преступления из числа следователей прокуратуры, работников уголовно розыска и участковых инспекторов милиции. Экспертные работники ЭКО и СМЭ, как правило, в состав группы не включаются, поскольку фактически продолжают осуществлять свою повседневную служебную деятельность, а первоначальные следственно-оперативные мероприятия (осмотр места происшествия, трупа и т.д.) уже выполнены. Хотя при наличии большого объема работы для экспертных исследований (отобрание образцов, дактилоскопирование большого числа  лиц, проведении баллистических и др. выборок) в состав группы, исходя из целесообразности, может, быть включен и экспертный работник соответствующего профиля.

Такая СОГ создается, как правило, через несколько  дней после обнаружения факта  убийства, если к этому времени  преступление раскрыто не было, и прекращает свою деятельность после установления лица, совершившего преступление. Заканчивает дело уже с известным следствию обвиняемым чаще всего один или группа следователей, а оперативные работники милиции действуют в рамках разовых поручений.

Из этого следует, что  существует четкое разграничение указанной группы с дежурной СОГ. Однако имеется много схожего с постоянно действующей группой, которая, как сказано выше, уже создана к моменту получения сообщения об убийстве и должна действовать до его раскрытия в утвержденном составе. Имеющееся неясность состоит в том, нужно ли создавать по каждому нераскрытому убийству следственно-оперативную группу на уровне районного органа расследования, если, согласно инструкции, по всем убийствам, совершенным в условиях не очевидности, должен осуществляться выезд постоянно действующей СОГ и дальнейшее расследование дела производит следователь этой группы до раскрытия преступления. На практике дело обстоит так: постоянно действующая СОГ выезжает и расследует «особо резонансные» преступления в соответствии с вышеуказанным перечнем, а обычная следственно-оперативная группа создастся на уровне районного или городского звена по всем другим нераскрытым убийствам (например, бытовым, семейным и т.п.) через несколько дней после возбуждения уголовного дела, первоначальные следственно-оперативные мероприятия по которому были выполнены дежурной или постоянно действующей СОГ.

Специализированная (постоянно  действующая) следственно-оперативная  группа. Она создается совместным приказом прокурора области и начальника областного МВД. Персональный состав такой группы ежегодно обновляется. В нее входят следователи по особо важным делам или старшие следователи областной или городской прокуратуры, работники управления уголовного розыска области, экспертно-криминалистической и судебно-медицинской службы, специалист-кинолог, другие специалисты (химики, биологи, почвоведы и т.п.). Как правило, в области создаются две или три такие группы, дежурство которых осуществляется по недельно. Постоянно действующая СОГ, в отличие от дежурной, выезжает только на преступления, совершенные в условиях неочевидности.

Характерной особенностью такой группы является то, что следователь  прокуратуры при наличии признаков  преступления, после предпринятых мер  к раскрытию «по горячим следам», принимает дело к своему производству и осуществляет расследование до установления лица, совершившего преступление. После этого он передает дело по территориальности. Следователь территориальной прокуратуры с первых дней входит в состав группы и действует под руководством руководителя группы. Поэтому при передаче дела после раскрытия преступления он хорошо знаком с его материалами и проделанной работой и имеет все возможности закончить следствие мобильно, без особых сложностей. Однако в исключительных случаях, в зависимости от сложности преступления или большого объема работы, по указанию прокурора области или его заместителей, уголовное дело в полном объеме расследуется следователем постоянно действующей СОГ.

Существует перечень преступлений, по которым выезд постоянно действующих следственно-оперативных групп обязателен: все умышленные убийства, совершенные в условиях не очевидности; убийства двух или более лиц, малолетних и несовершеннолетних детей; убийства семей, совершенные «по заказу»; убийства с использованием взрывчатых веществ и огнестрельного оружия; убийства, сопряженные с изнасилованием, за владением государственным имуществом, автотранспортом, оружием, с нападением на квартиры граждан; диверсии, транспортные и производственные катастрофы, повлекшие гибель людей.

В принципе не исключается  возможность выезда на одно убийство и проведение работы в соответствии с вышеизложенными разграничениями  трех следственно-оперативных групп: после сообщения об обнаружении трупа выезжает дежурная группа СОГ, которая, установив факт убийства и при отсутствии данных о лице, его совершившем, приостанавливает осмотр места происшествия и вызывает постоянно действующую СОГ; постоянно действующая СОГ производит первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия в течение 1-2 суток, в ходе которых получает сведения о возможных причинах убийства, круге знакомых потерпевшего, информацию о вероятном массиве преступников и, ввиду высокой нагрузки, передает дело территориальным органам расследования до момента установления конкретного лица, совершившего преступление. После этого территориальный следователь принимает дело к своему производству. Одновременно решается вопрос о создании СОГ для раскрытия данного дела районными силами.

Деятельность совместных следственно-оперативных групп (бригад) никакими процессуальными и ведомственными актами не регламентирована. Однако в практической деятельности все чаще встречаются такие группы, что дает основание описать их как четвертую, самостоятельную группу. Такие группы должны создаваться для расследования конкретных определенных видов преступлений по направлениям: кредитно-финансовая и банковская сфера, должностные и хозяйственные преступления, другие резонансные преступления.

В принципе, подобная специальная  группа может быть и постоянно действующей с четкой специализацией (например, только экономические преступления), и вновь создаваемой по крупным многоэпизодным делам в одной сфере деятельности. Практически данные группы на места происшествий не выезжают, а создаются для расследования уже выявленных преступных нарушений. Как правило, это - группы республиканского (реже областного) уровня. В их состав входят следователи всех ведомств (МВД, прокуратуры, службы безопасности), но это необязательное условие. Кроме того, в них могут быть включены работники уголовного розыска, службы по борьбе с экономическими преступлениями, организованной преступностью, оперативные работники органов безопасности,  таможни и др.

В работе следственно-оперативные  группы руководствуются принципами взаимодействия органов следствия  и дознания, но здесь данные принципы конкретизируются, сужаются, приобретают специфические черты. «Это руководящая роль следователя, возглавляющего группу, разграничение функций и компетенций членов группы, совместное (согласованное) планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, рациональный обмен информацией, осуществляемый в зависимости  от конкретных условий либо через руководителя следственно-оперативной группы, либо по иной схеме»12.

Таким образом, в структурном построении оптимальной модели следственно-оперативной группы наиболее перспективным на современном этапе является создание в системе правоохранительных органов специализированных отделов по раскрытию и расследованию убийств (в дальнейшем и других видов преступлений), т. е. углубление следственной и сыскной специализации и объединение их усилий в единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок формирования  следственно-оперативной группы

 

Создание оптимальной  организационно-управленческой структуры следственно-оперативной группы - это не цель, а средство решения тех или иных задач на определенном этапе расследования преступления.

В первую очередь при  подготовке и принятии решения о  создании следственно-оперативной  группы должны быть решены такие организационные вопросы:

-    о выделении  помещения для работы СОГ;

- о необходимых транспортных  средствах, криминалистической и  оперативной технике, средствах  связи, сейфах;

- об освобождении членов  группы от исполнения других  служебных обязанностей;

-  о выделении необходимого  количества сотрудников для вспомогательной  работы.

Как показывает статистика практической работы, эти вопросы  рассматриваются не всегда и не сразу, а иногда их решение умышленно  затягивается, носит формальный характер. В связи с этим многие практические работники органов дознания и следователи считают работу в следственно-оперативных группах как дополнительную нагрузку к основной.

Совершенно очевидно, что эффективность работы следственно-оперативной  группы во многом зависит от своевременности ее создания. Оптимальное определение времени ее создания позволяет более полно использовать возможности этой организационно-управленческой структуры. Нередко на практике этот вопрос остается без внимания, что влечет за собой просчеты, ошибки на первоначальном этапе расследования преступления. Утрачиваются доказательства, следы преступления, время выступает как негативный фактор.

Создание следственно-оперативной  группы во многом зависит от своевременности  возбуждения уголовного дела. Одной из причин, по которым уголовные дела о тяжких телесных повреждениях оставались нераскрытыми, занимают несвоевременное их возбуждение и несвоевременное создание следственно-оперативных групп для расследования данных преступлении.

Количественный состав следственно-оперативных групп может быть различным, поэтому необходимо стремиться создать по-настоящему рабочую группу с учетом особенностей предстоящей работы. Количественное соотношение следователей и оперативных работников должно быть сбалансировано в зависимости от характера ситуации расследуемого дела, объема предстоящей процессуальной и негласной деятельности. Причем необходимо иметь в виду, что создание больших по составу групп нецелесообразно, ибо это сказывается на их тактической маневренности, затрудняет контроль и непосредственное руководство, приводит к возникновению промежуточных иерархических звеньев.

Оптимальная организационно-управленческая структура СОГ будет способствовать повышению ее активности, обеспечивать целеустремленность и оперативность работы.

yaneuch.ru