Традиционное общество: социология и история. Сообщение традиционное общество


социология и история :: SYL.ru

Традиционное общество – социологическое понятие

Изучение различных форм человеческой деятельности обуславливает то, что некоторые из них определяются как наиболее значимые и базовые для характеристики разных типов общества. Довольно часто таким фундаментальным понятием является общественное производство. Начиная с 19 века, многие философы, а затем и социологи выдвигали идеи о том, что разные виды этой деятельности обуславливают идеологию, массовую психологию и социальные институции. Если по Марксу таким базисом являются производственные отношения, то сторонники теорий индустриального и постиндустриального общества считали более фундаментальным понятием продуктивные силы. Однако первой стадией развития социума они называли традиционное общество.

Что это значит?

В специальной литературе нет точного определения этого понятия. Известно, что так для удобства обозначали стадию, которая предшествует индустриальному обществу, начавшему развиваться с 19 века, и постиндустриальному, в котором мы живем сейчас. Что же это за тип социума? Традиционное общество – это некий вид взаимоотношений между людьми, который имеет слабую или неразвитую государственность, а то и вовсе характеризуется отсутствием последней. Этот термин также употребляют при характеристике сельских, аграрных структур, которые находятся в ситуации изоляции или стагнации. Экономику таких обществ описывают как экстенсивную, полностью зависящую от капризов природы и основанную на скотоводстве и обработке земли.

Традиционное общество - признаки

Это прежде всего практически полное отсутствие промышленности, устойчивых связей между различными секторами, патриархальная культура, основанная на преобладании религиозных догм и традиций, а также устоявшихся ценностей. Одним из главных цементирующих аспектов такого социума называют диктат коллективных устремлений над индивидуальными, жесткую иерархическую структуру, а также неизменность уклада жизни, возведенного в абсолют. Им управляют неписаные законы, за нарушение которых полагаются весьма суровые наказания, а наиболее сильным рычагом регламентации поведения его членов являются семейные связи и обычаи.

Традиционное общество и историки

Эта теория не приобрела популярности среди историков, которые упрекали социологов в том, что подобная социальная структура является «плодом ученого воображения» или же существует в маргинальных системах, таких как племена аборигенов Австралии или провинциальные деревни в африканских или ближневосточных государствах. Социологи представляют традиционное общество в качестве некоего этапа развития человечества, господствовавшего до 19 века. Тем не менее, ни Древние Египет или Китай, ни античные Рим и Грецию, ни средневековую Европу или Византию нельзя представить, как полностью соответствующие этому определению. Более того, многие признаки индустриального или даже постиндустриального общества, такие как писаное право, преимущество взаимоотношений между людьми над отношениями «человек-природа», сложная система управления и социальные структуры присутствовали и в ранний период времени. Как это можно объяснить? Дело в том, что понятие традиционного общества используется социологами для удобства, чтобы иметь возможность охарактеризовать изменения, произошедшие в индустриальную эпоху.

www.syl.ru

Традиционное общество - СОЦИОЛОГИЯ.NET - основы социологии, обществознания и психологии, методы социологических исследований, теория социологии и психологии, опросы онлайн, статьи по психологии и социологии

Традиционное общество – это общество, характерное, преимущественно для сельской местности (пример традиционного общества - аграрное общество), не подверженное динамичным изменениям. Понятия индустриальное и постиндустриальное общество, а также традиционное общество часто встречаются вместе.

Традиционный тип общества является, в некотором роде, противоположностью индустриального и постиндустриального общества. Давайте попробуем разобраться, что такое традиционное общество?

Основные черты традиционного общества

Для традиционного общества характерно отсутствие государственности или существует несколько государств в одном обществе, которые стремятся к самоизоляции. Какие из цен­но­стей ха­рак­тер­ны для об­ще­ства тра­ди­ци­он­но­го типа? Традиционный тип общества характеризуется преобладанием традиционных ценностей и патриархальным укладом жизни. Для традиционного типа общества характерны приоритет коллективизма, принадлежность к общине. В индустриальных обществах, в отличие от традиционных, государства существуют, а в постиндустриальных обществах, охваченных процессом глобализации существуют как национальные государства, так и надгосударственные органы власти. Также, для традиционного общества характерно длительное существование общины, натуральное хозяйство.

В традиционном обществе в отличие от индустриального и постиндустриального человек почти полностью зависит от сил природы, а его влияние на природу минимально. В индустриальном обществе человек активно приручает силы природа, а в постиндустриальном властвует над ними. Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? Правильный ответ: массовое промышленное производство. Традиционное общество характеризуется преобладанием земледелия и скотоводства, а промышленное производство либо отсутствует совсем, либо является незначительным.

Такие уста­нов­ки тру­до­вой этики, как пред­по­чте­ние от­ды­ха труду, стрем­ле­ние за­ра­ба­ты­вать не боль­ше, чем это не­об­хо­ди­мо для удо­вле­тво­ре­ния ос­нов­ных по­треб­но­стей, ха­рак­тер­ны для об­ще­ства традиционного типа.

Тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство, в от­ли­чие от ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства имеет со­слов­ный тип со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. Традиционное общество в отличие от индустриального не имеет своей целью производство товаров массового потребления. Цель традиционного общества – поддержание существования человеческого вида. Развитие традиционного общества направлено на распространение человечества на большие территории и сбор природных богатств. Цель постиндустриального общества – добыча обработка и хранение информации.

Основные отношения в традиционном и индустриальном обществе складываются между людьми и природой. В постиндустриальном обществе основные отношения происходят между людьми.

Таблица: Черты традиционного общества. (источник: схемо.рф)

Понятие «традиционное общество» часто используется в социологии и других социальных науках, хотя точное его определение отсутствует, и имеются спорные моменты его использования. Так, например, существуют общества, которые отчасти схожи с традиционным типом общества, но все же имеют явные отличия. Иногда ошибочно считаю, что синонимом традиционного общества являются: аграрное общество, племенное общество, древнее общество или феодальное общество.

Также существует ошибочное мнение, что в традиционных обществах вообще не происходит никаких изменений. Конечно, традиционные общества в отличие от индустриальных развиваются не так динамично, но все же они не застывают во времени, а развиваются, просто в ином направлении, чем индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционное общество является самым ранним, оно возникло вместе с возникновением общества вообще. Время индустриального общества - это XIX - XX века. Постиндустриальное общество существует и развивается сейчас.

Еще по теме:

Joomla! Україна

xn--c1ajbknbbt0c0f.net

Понятие «традиционное общество» означает общество

- докапиталистическое доиндустриальное

- восточное

- мусульманское

- азиатское

- примитивное

617.Для традиционных обществ характерны:

- тесная связь человека с природой, приспособле­ние к среде

- важная роль традиций, обычаев в обществепн-ной жизни

- власть выше закона

- экстенсивная технология

- активная преобразующая роль человека

- интенсивное производство

618. Для доиндустриальной цивилизации характер­ны:

- доминирование аграрного уклада в экономике

- высокий уровень социальной стабильности

- модернизация производства

- урбанизация

- ускоренный научно-технический прогресс

619. К информационному обществу относятся сле­дующие признаки

- экономический приоритет производство, хране­ние, сбыт информации

- политико-экономическая власть переходит к производителей информации

- знание источник стоимости, в том числе приба­вочной

- вся жизнь базируется на освященных временем обычаях

- власть подконтрольна народу

- свобода предпринимательства

Концепцию о конце истории выдвинул

- ф. Фукуяма

- Ф. Ницше

- Н. А. Богданов

- П. Сорокин

- А. Тойнби

 

621. К объективным факторам исторического про­цесса можно отнести

- уровень экономического развития общества

- поступки отдельных личностей

- деятельность политических партий

- законодательные акты

622. К субъективным факторам исторического про­цесса можно отнести

- постановления органов власти

- уровень экономического развития общества

- климатические условия

- особенности социальной структуры общества

623. Исторический прогресс человечества, по мне­нию Гердера, начался с

- прямохождения

- языка

- трудовой деятельности

- развития рук

- религии

Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали

- Ницше и Камю

- Сен-Симон и Спенсер

- Маркс и Энгельс

- Михайловский и Лавров

- Жильсон и Маритен

В основе славянофильства лежит принцип

- опоры на сельскую общину

- единства природы и общества

- непричинения другому зла

- ориентации на западные ценности и идеалы

- «железного занавеса» от Западной Европы

626 В марксизме процесс развития общества опи­сывался в виде

- спирали

- стрелы

- циклов

- маятника

Правильная последовательность общественно-экономический формаций согласно марксизму

1: первобытно-общинная 2:рабовладельческая

3: феодальная

4: капиталистическая

5: коммунистическая

Термины «базис» и «надстройка» характерны для философии

- Маркса

- Декарта

- Локка

- Гегеля

- Сартра

 

Шпенглер писал о цивилизации как «смерти культуры» в смысле

- культурного цикла: возникновение, развитие, старение, смерть

- физической деградации европейцев в XX веке

- превращения человека в придаток машины

- грядущего экологического кризиса

630. Для постиндустриального общества характер­но, что

- власть переходит к производителям информации

- общественная жизнь основывается на традици­онных ценностях

- преобладает индивидуальное начало

- верх берет социальное равенство

- резко ограничен технический прогресс

 

631.Основной мировоззренческий принцип про­мышленной цивилизации:

- индустриализм

- фундаментализм

- антропоцентризм

- анархизм

- партократизм

 

В древности процессы социальной мобильности были максимально затруднены в

-Индии

- Египте

- Китае

- Греции

633. Гражданское общество в России представлено:

- политическими партиями

- Государственной Думой

- Конституционным Судом

- властью губернаторов

ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИКА, ПРАВО

Государство это

- структура постоянно возобновляемого тотально­го господства в обществе

- инструмент классовой власти

- средство элитарно-разумного руководства обще­ством

- выражение воли народа и организация справед­ливого порядка

- орудие человеческой несвободы и подавления личности



infopedia.su