Социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание населения


СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - это... Что такое СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ?

деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С.о. основывается на следующих принципах: а) адресность;

б) доступность; в) добровольность: г) гуманность; д)приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним. находящимся в трудной жизненной ситуации: e) конфиденциальность;

ж) профилактическая направленность. С.о. включает в себя совокупность социальных услуг (уход. организацию питания. содействие в получении медицинской, правовой.социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга. содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам на дому или в учреждениях С.о. независимо от форм собственности.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение их объема не допускается. На его основе устанавливается территориальный перечень, утверждаемый органом

исполнительной власти субъекта РФ.

Одно из основных направлений С.о. в РФ - С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов. Основным актом, регулирующим С.о. этих категорий населения, является ФЗ РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

С.о. граждан пожилого возраста -и инвалидов осуществляется в форме:

а) С.о. на дому, включая социально-медицинское обслуживание; б) полустационарное С.о. в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений С.о.;

в)стационарное С.о.в стационарных учреждениях С.о.; г) срочное С.о.; д) социально-консультативная помощь.

Правом на С.о., осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы С.о., обладают граждане пожилого возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется социальными службами при условии их обращения либо обращения их опекуна, попечителя, другого представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения как бесплатно,так и за плату(см. также Социальные службы).

Щербаков И.И.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

Социальное обслуживание граждан РФ

Просмотров : 1 422

Консультация юристаУважаемые посетители!Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам! Это быстрее и бесплатно!

Многоканальный бесплатный номер горячая линия 8 (800) 775-93-16 (звонок бесплатный!)

8 (499) 403-32-39  Москва, Московская область

8 (812) 409-41-77 Санкт-Петербург, Ленинградская область

Под социальным обслуживанием граждан принято понимать порядок организации мероприятий, проводимых социальными службами.В роли социальных служб выступают предприятия или учреждения оказывающих социальные услуги медицинского, педагогического, правового и иного направления.

Осуществлять социально обслуживание вправе и граждане, имеющие статус предпринимателя, род деятельности которых направлен на реализацию данных направлений.

Сущность подобных мероприятий основана на выполнение функций по социальной адаптации или реабилитации отдельных слоев населения, оказавшихся в трудных условиях или стечении трудных жизненных обстоятельствах.

Осуществление социального обслуживания основывается на ряде принципов:

  1. общедоступности для населения
  2. адресованности к конкретным гражданам
  3. на добровольной основе
  4. приоритетности в оказании лицам, не достигшим совершеннолетия
  5. на условиях конфиденциальности

В этой статье:

Формы социального обслуживания населения

Действующим законодательством России предусмотрены следующие формы:

  • Материальная помощь, суть которой в обеспечении граждан деньгами, предметами первой помощи
  • Помощь на дому, предоставляется посредством домашнего обслуживания граждан, одиноких людей, нуждающихся в уходе. Помощь оказывается в виде бытового, медицинского и иного характера
  • Социальное обслуживание в стационарах, направлено на поддержание жизни гражданам, утратившим способности к самообслуживанию, например, в связи с психическим заболеванием, травмами, инвалидностью, престарелым возрастом
  • Временный приют, предоставляемый детям-сиротам, детям, не имеющим родителей, беспризорным детям, не достигшим 18 лет, для людей, не имеющих постоянной регистрации или жилья, гражданам, пострадавших от стихийных бедствий или вооруженных конфликтов
  • Дневное пребывание осуществляется для граждан, нуждающихся, например, в получении первой медицинской помощи, продуктов питания
  • Консультативная юридическая помощь, оказываемая клиентам социальной службы в виде предоставления необходимых жизненных консультаций, как правового, так и иного характера, в том числе психологическая помощь
  • Реабилитационные услуги, направленные на оказание разного рода помощи инвалидам, малолетним правонарушителям и иным гражданам. Может выражаться в психологической, медицинской помощи, способствующей восстановлению нормальной жизни.

Порядок предоставления социального обслуживания населению

Помощь предоставляется только тем гражданам, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах. Под которыми понимают стечение обстоятельств, нарушающих нормальное продолжение жизни, например, в связи с инвалидностью, престарелым возрастом, заболеваниями, безнадзорностью.

Оказание социального обслуживания подлежит при каждом обращении гражданина за помощью. Специфика данного рода деятельности построена таким образом, что социальные службы оказывают всем обратившимся за помощью.

Обратиться могут как граждане России, так и иностранные граждане, находящиеся на территории нашего государства.

Виды социальных услуг, предоставляемых гражданам

Социальное обслуживание делится на два основных вида: бесплатное и платное.

Бесплатные услуги оказываются гражданам:

  • Не способным себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане
  • Людям преклонного возраста
  • Доход, составляющий ниже прожиточного минимума
  • Безработным
  • Без места жительства
  • Беспризорным детям
  • Пострадавшим от стихий и военных действий

Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств региона.

Платные услуги оказываются всем желающим гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, но способных себя материально обеспечивать или обслуживать. Услуги данного рода направлены на предоставление профессиональных услуг, правовых консультаций.

Тарифы по платному обслуживанию, устанавливаются самостоятельно социальными службами.

Например, услуги могут быть связаны с помощью в оформлении документов на недвижимое имущество, на получение социальных выплат и пособий и др.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Юрист консультантУважаемые пользователи сайта!В связи с большим потоком обращений из регионов, просьба дублировать ваши вопросы в комментариях ниже, в самом конце страницы. Вам обязательно ответят и дадут необходимые рекомендации. 21.05.2017Владимир

sud-isk.ru

Социальное обслуживание населения — Википедия

(эта статья, скорее всего, удалена из Википедии)

Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ в Статье 7. Любое общество неоднородно и делится на различные группы и общности. Социальная политика государства направлена на объединение, стабилизацию и согласование интересов и отношений между различными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное обеспечение — это пособия, субсидии, льготы и т. д., которые выплачиваются гражданам.

Социальное обслуживание — это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т. д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).

Для выполнения этих функций созданы центры социального обслуживания населения:

  1. Комплексные центры социального обслуживания;
  2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  3. Центры социального обслуживания;
  4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  6. Социальные приюты для детей и подростков;
  7. Центры психолого-педагогической помощи населению;
  8. Центры экстренной психологической помощи по телефону;
  9. Дома ночного пребывания;
  10. Социальные дома для одиноких престарелых;
  11. Стационарные учреждения социального обслуживания;
  12. Геронтологические центры;
  13. Иные учреждения, оказывающие социальные услуги населению.

Приоритетные направления и принципы социального обслуживания[править]

Клиентами социальной службы являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

  • люди с ограниченными возможностями здоровья
  • пожилые люди
  • дети (выпускники детских домов, беспризорники, сироты и др.)
  • малообеспеченные, многодетные, неполные семьи
  • люди с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, склонные к суициду, преступники и др.)

Реализация социальной политики государства призвана обеспечивать достойную жизнь и одинаковые возможности для реализации духовных и материальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Принципы социального обслуживания:

  1. Адресность;
  2. Доступность;
  3. Добровольность;
  4. Гуманность;
  5. Приоритетность предоставления социальных услуг детям, пожилым, инвалидам;
  6. Конфиденциальность;
  7. Профилактическая направленность;
  8. Соблюдение прав человека.

Виды социального обслуживания[править]

Главное место здесь занимает предоставление услуг надомного обслуживания для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Срочное социальное обслуживание — это адресная помощь(финансовая, продуктовая, вещевая). Центры социального обслуживания оказывают консультативные услуги (психолог, юрист) населению. Большой популярностью пользуется социокультурная реабилитация граждан. Немаловажную роль играет предоставление временного приюта с обеспечением питания, медицинской помощи, образования.

wp.wiki-wiki.ru

Социальное обслуживание населения

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 4

1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения 4

1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции,

виды и формы деятельности 8

2. УЧРЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15

2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей 19

2.2 Учреждения социального обслуживания пенсионеров 25

3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

ВВЕДЕНИЕ

Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ

1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.

В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».[1 ]

Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982 г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».2

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).

В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения – составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».[1 ]

Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.1

Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.

При этом принципиально важными являются следующие моменты:

- во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;

- во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально – экономическую, морально – психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов;

- в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения.

Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.

Основываясь на концепции системных потребностей социально – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

mirznanii.com

Социальное обслуживание населения - это... Что такое Социальное обслуживание населения?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 ноября 2011.

Социальная политика государства

Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ в Статье 7. Любое общество неоднородно и делиться на различные группы и общности. Социальная политика государства направлена на объединение, стабилизацию и согласование интересов и отношений между различными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное обеспечение - это пособия, субсидии, льготы и т.д., которые выплачиваются гражданам.

Социальное обслуживание - это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).

Для выполнения этих функций созданы центры социального обслуживания населения: 1 Комплексные центры социального обслуживания 2 Территориальные центры социальной помощи семье и детям 3 Центры социального обслуживания 4 Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних 5 Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей 6 Социальные приюты для детей и подростков 7 Центры психолого-педагогической помощи населению 8 Центры экстренной психологической помощи по телефону 9 Дома ночного пребывания 10 Социальные дома для одиноких престарелых 11 Стационарные учреждения социального обслуживания 12 Геронтологические центры 13 Иные учреждения, оказывающие социальные услуги населению

Приоритетные направления и принципы социального обслуживания

Клиентами социальной службы являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

  • люди с ограниченными возможностями здоровья
  • пожилые люди
  • дети (выпускники детских домов, беспризорники, сироты и др.)
  • малообеспеченные, многодетные, неполные семьи
  • люди с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, склонные к суициду, преступники и др.)

Реализация социальной политики государства призвана обеспечивать достойную жизнь и одинаковые возможности для реализации духовных и материальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Принципы социального обслуживания: 1 Адресность 2 Доступность 3 Добровольность 4 Гуманность 5 Приоритетность предоставления социальных услуг детям, пожилым, инвалидам 6 Конфиденциальность 7 Профилактическая направленность 8 Соблюдение прав человека все это должно предоставляться бесплатно

Виды социального обслуживания

Главное место здесь занимает предоставление услуг надомного обслуживания для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Срочное социальное обслуживание - это адресная помощь(финансовая, продуктовая, вещевая). Центры социального обслуживания оказывают консультативные услуги (психолог, юрист) населению. Большой популярностью пользуется социокультурная реабилитация граждан. Не мало важную роль играет предоставление временного приюта с обеспечением питания, медицинской помощи, образования.

dic.academic.ru

Социальное обслуживание

Важной частью социальной защиты населения является социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и инвалидов, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей этих категорий лиц.

Социальное обслуживание - это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы - предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

Социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной законом.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В Федеральном законе от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года определено, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов находится в компетенции субъектов Российской Федерации, в связи с чем перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 3) среди прочего устанавливаются принципы ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, а также ответственность органов государственной власти и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Статья 7 устанавливает права граждан как получателей социальных услуг, в том числе на выбор учреждения и формы социального обслуживания, информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг, на согласие или отказ от социального обслуживания.

В соответствии со статьей 15 в предусмотренных законом случаях действуют ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг, в частности, связанные с отказом в предоставлении услуг на дому.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным федеральным законом, в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеупомянутым законом социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Вопросы социального обслуживания различных категорий ветеранов регулируются, кроме того, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в части предоставления социальных услуг осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Система социальных служб включает государственную систему, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными видами социального обслуживания являются следующие:

• материальная помощь;

• социальное обслуживание на дому;

• социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

• предоставление временного приюта;

• организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

• консультативная помощь;

• реабилитационные услуги.

 

 

1  СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 12. Ст. 56.

 

b-bratstvo.ru

Социальное обслуживание населения как институт социальной сферы

Перечень всех учебных материалов
Государство и правоДемографияИсторияМеждународные отношенияПедагогикаПолитические наукиПсихологияРелигиоведениеСоциология

Социальное обслуживание населения как институт социальной сферы

Джанаева Н.Г. (Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва)

  Перед российским обществом Президентом поставлена задача интенсификации экономического развития страны. Но цели экономического развития России, как и любого гражданского общества, реализуются, в конечном счете, в социальной сфере.  В условиях рыночной экономики социальная сфера существенно трансформируется. Актуальной задачей становится эффективное управление региональными социальными комплексами и их финансирование. От ее решения зависит не только успех современных социальных реформ, но и динамика экономического развития регионов.  Чрезвычайно важна деятельность новых, адекватных рынку, институтов социальной сферы. Одним из таких институтов, и это подтверждается практикой всех развитых стран мира, является система социального обслуживания населения, предоставляющая широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, пси- холого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных услуг. Среди тех, кто особо нуждается в этих услугах, - люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации - многодетные, неполные, молодые семьи, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи, в которых проживают инвалиды, дети из неблагополучных семьей, дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, дети с асоциальным поведением, беспризорные. Необходимость предоставления социальных услуг важна и для таких категорий населения, как одинокие и пожилые люди, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов.  Большинство проблем современной социальной инфраструктуры обусловлены недостаточным финансированием и низким уровнем жизни населения. Значительная часть населения страны находится за чертой бедности и не имеет экономической возможности пользоваться сферой услуг по рыночным ценам. Этим категориям граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств на удовлетворение своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи, в рамках программ социальной защиты населения, при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий, предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг.  Социальное обслуживание населения, обеспечивающее разнообразные социальные услуги, представляет собой важный элемент системы социальной защиты населения. Эффективно функционирующие социальные службы ощутимо снижают уровень социального неблагополучия в самых разных его проявлениях, осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий, содействуя тем самым социальному и экономическому развитию общества в целом. В то же время, недостаток ресурсов, которыми располагает государство, их нерациональное использование не позволяют в полной мере реализовывать конституционные социальные гарантии граждан. Все это обуславливает необходимость реформирования системы социальных услуг.  Разрабатывая реформирование системы социальных услуг на среднесрочный период, следует исходить из ряда основных приоритетов, сформулированных в «Основных направлениях социальноэкономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», «Программе социальноэкономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы)», Посланиях Президента России Федеральному Собранию:  - развитие и рациональное использование трудового потенциала общества;  - поддержка социально уязвимых слоев населения, дальнейшее совершенствование адресной социальной помощи, замена системы социальных пособий и льгот денежными выплатами;  - сокращение масштабов бедности на основе обеспечения эффективной занятости населения, повышения финансовой устойчивости пенсионной системы, персонификации социальной помощи;  - формирование системы дополнительного негосударственного социального страхования как фактора социальной стабильности;  - внедрение новых методов финансирования бюджетных учреждений, расширение их хозяйственной самостоятельности и создание условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых гражданам социальных услуг;  - взаимодействие со структурами гражданского общества в вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества;  - стимулирование социально ответственного поведения представителей российского бизнеса.  В сфере реформирования системы социальных услуг приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора. Это предполагает, в частности, расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление; переход к финансированию социальных услуг в зависимости от их объема и качества на основе программно-целевых и конкурсных механизмов государственного финансирования; обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами, в том числе путем развития волонтерства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями; обеспечение прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки; привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе различных общественно-государственных советов экспертного, консультационного и координационного назначения; разработка системы оценки качества выполнения социальных программ независимо от того, какой организацией (государственной, негосударственной некоммерческой, коммерческой) они исполняются; развитие институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета; упорядочение лицензирования в сфере предоставления социальных услуг, приведение требований к оказанию социальных услуг в соответствие с мировой практикой и уровнем развития социальных услуг в России; учет опыта и практики некоммерческих негосударственных организаций в области развития и предоставления социальных и образовательных услуг при доработке требований для получения лицензий на социальную деятельность; создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так и негосударственных организаций; использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств; разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе социальных регламентов и системы оценки качества выполнения социальных программ.  Представляется, что единственно действенным механизмом контроля над качеством оказываемых населению социальных услуг является их лицензирование. Д ля физических лиц лицензии (разрешение для занятия социальной работой) выдаются при условии, что претендент достиг уровня компетентности, необходимого для защиты безопасности, благополучия и здоровья граждан. Для юридических лиц лицензии выдаются в том случае, когда деятельность по оказанию конкретных услуг отвечает государственным минимальным стандартам, предусмотренным законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.2000 № 933 предусматривается весьма ограниченный перечень видов такой деятельности (социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в стационарных условиях) и только для негосударственных учреждений. Этот перечень можно несколько расширить и распространить на государственные и муниципальные социальные службы. Подход к лицензированию определенных видов деятельности по предоставлению социальных услуг должен быть единым для всех социальных служб независимо от форм собственности, так как это позволит в равной мере обеспечить их ответственность перед своими клиентами и эффективный контроль над их деятельностью. При разработке требований для получения лицензий на социальную деятельность целесообразно учесть опыт и практику работы негосударственных организаций. Такой подход имеет место в близких к социальному обслуживанию населения сферах, а именно в медицине и образовании, где лицензировать свою деятельность обязаны и государственные, и негосударственные организации. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживание населения в том случае, если оно не противоречит Федеральному закону.  Неразрывно связана с лицензированием стандартизация: лицензия является гарантией того, что деятельность организации по оказанию определенных видов социальных услуг отвечает установленным государственным стандартам. Иначе говоря, лицензирование реализует функцию контроля над выполнением стандартов. При несоблюдении стандартов социальная служба может быть лишена лицензии.  Поскольку подходы к формированию государственных минимальных социальных стандартов в настоящее время не определены и практически не урегулированы в законодательном порядке, необходима разработка рамочного законопроекта, закрепляющего основные понятия социальной стандартизации и устанавливающего правовые основы определения и общего порядка применения государственных минимальных социальных стандартов.  Необходимость формирования нормативной правовой базы для установления и применения государственных минимальных социальных стандартов обусловлена задачей введения их в практику федеральными законами: “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, “Бюджетный кодекс Российской Федерации”, а также Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 769 “Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов”.  Под государственными минимальными социальными стандартами понимаются единые для всех субъектов Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации. Эти услуги оказываются на определенном, минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных Конституцией Российской Федерации социальных гарантий, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов.  Введение государственных минимальных социальных стандартов в Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач:  - обеспечение доступности социальных услуг для граждан Российской Федерации на бесплатной основе;  - удовлетворение важнейших потребностей человека в социальных услугах в целях обеспечения социальной стабильности и устойчивого развития общества;  - повышение качества социальных услуг и усиление контроля за их обеспечением;  - планирование и организация предоставления гарантируемых государством социальных услуг, оценка и контроль за деятельностью учреждений и организаций, осуществляющих реализацию социальных услуг на основе государственных минимальных социальных стандартов.  На основе государственных минимальных социальных стандартов можно определить минимальную потребность местных и региональных бюджетов в отношении их обеспечения, перераспределить по необходимости и закрепить доходы по уровням бюджетной системы (налоги, акцизы и др.). В результате становится возможным перевод основной части муниципальных образований и субъектов Российской Федерации на самофинансирование так, чтобы они сами были заинтересованы в расширении собственной налоговой базы и развитии реального сектора экономики.  Принятие Федерального закона “О государственных минимальных социальных стандартах” предусматривает упорядочение расходов на социальные нужды и не повлечет прямых дополнительных расходов, поскольку они определяются исходя из возможностей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных фондов.  В мировой практике широко задействован такой механизм непрерывного повышения качества услуг в сфере социального обслуживания населения, как добровольная сертификация. Его суть состоит в том, что наряду с государственными стандартами объема и качества услуг также разрабатываются социальные стандарты, превышающие их уровень. Это означает предъявление повышенных требований к качеству социальных услуг, к выполнению которых должна стремиться социальная служба. При достижении более высокого уровня социального обслуживания социальная служба, включая негосударственные организации, получает соответствующий сертификат. Наличие сертификата демонстрирует качество оказываемой услуги и способствует улучшению имиджа социальной службы и повышению ее конкурентоспособности. При заключении органами государственного управления контрактов на выполнение социальных программ с выделением бюджетных средств предпочтение, как правило, отдается организациям, имеющим сертификат.  Только повышение качества социальных услуг, реформирование самой системы социальных услуг с введением механизмов лицензирования, стандартизации и сертификации позволят решить многие проблемы как социального, так и экономического развития.

txtb.ru