Социально-экономическое развитие страны и его особенности. Социально экономическое развитие страны


Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.

В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне. С одной стороны, политика «военного коммунизма» воспринималась частью руководства страны как закономерный шаг к быстрому построению безрыночного социализма, что, якобы, соответствовало принципам марксистской теории. В этом они рассчитывали опереться на коллективистские представления миллионов рабочих и малоимущих крестьян, готовых поделить всю собственность в стране поровну. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий экономического и социально-политического характера. Главные из них: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительный труд и политическая диктатура. Ускоренная национализация крупных, средних, а затем и мелких предприятий привела к ликвидации частного сектора в промышленности. Жесткое управление ею стало осуществляться через отраслевые главки ВСНХ. Была установлена государственная монополия внешней торговли.

В целях решения продовольственной проблемы в 1918 г. была объявлена монополия хлебной торговли, а с января 1919 г. вводилась продразверстка – изъятие излишков хлеба и фуража у крестьянства по классовому принципу (с бедного – ничего, с середняка – умеренно, с богатого – много). Вводилась карточная система распределения продуктов, уравнительная натуроплата труда, бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными услугами. Свертывались товарно-денежные отношения.

В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. – всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы.

В политической сфере страны в период «военного коммунизма» установилась безраздельная диктатура РКП(б), деятельность боровшихся против неё других партий была запрещена. Их представители удалялись из Советов всех уровней путем организации перевыборов. Под государственный и партийный контроль были поставлены профсоюзы.

Чрезвычайные условия, на которых держалась система «военно-коммунистической» организации общества, с окончанием гражданской войны исчезли. Крестьяне стали восставать, требовать умеренных налогов, свободы товарооборота, взаимоотношений города и деревни на экономической основе.

В правящей партии – РКП(б) развернулась дискуссионная борьба за выбор курса восстановления и развития народного хозяйства. Влиятельная троцкистская2 группировка отстаивала линию на усиление милитаризации труда в расчете на мировую пролетарскую революцию, интернациональную помощь европейского рабочего класса в техническом перевооружении России. Но капитализм на Западе стабилизировался. Надеяться в возрождении можно было только на собственные силы, природные ресурсы. В этих условиях ленинское руководство пошло на проведение комплекса реформ, получивших обобщенное название новой экономической политики (НЭП).

НЭП рассматривался поначалу как тактическое отступление от прямой ориентации на коммунизм, а затем – как возможный путь к социализму, как отечественная некапиталистическая модель развития. Надо было учитывать, что Советская власть унаследовала многоукладную систему хозяйства: государственный и частный капитализм, натурально-патриархальный уклад, преобладавшее в экономической жизни мелкотоварное производство, на которое опиралось крестьянство – основная часть населения. Социалистический сектор только зарождался.

Политика НЭПа была рассчитана на экономическое взаимодействие различных хозяйственных укладов на основе товарно-денежных отношений, регулируемых государством, при сохранении за ним монополии на крупную промышленность. Стратегическая цель однопартийной власти – допустить частнокапиталистические элементы для оживления экономики и создания мощного управляемого государством сектора промышленности и сельского хозяйства, а затем постепенно экономически и административно вытеснить и ликвидировать частнокапиталистическое предпринимательство, создать социалистическую систему хозяйства, базирующуюся на общенародной и коллективно-кооперативной формах собственности. Поэтому НЭП провозглашался «всерьёз и надолго».

Практически НЭП начался с замены продразверстки продналогом. Четкое ограничение размера изъятия сельхозпродуктов у крестьян позволило им свободно реализовывать излишки продовольствия на рынках по договорам, через развивающуюся снабженческо-сбытовую, потребительскую кооперацию. Чтобы способствовать расширению товарооборота между городом и деревней, пришлось денационализировать мелкую и кустарную промышленность, допустить частное предпринимательство с использованием наемного труда, приспособить к ним финансово-налоговые регуляторы. С целью создания устойчивой валюты в 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа. Она началась с выпуска червонца (его золотое содержание было установлено в 7,74 г. чистого золота). Прошёл обмен денежных купюр (один червонец к 60000 совзнакам). Оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Золотой рубль ценился на мировом рынке выше английского фунта стерлингов и был равен 5,14 доллара США.

Введение твердой конвертируемой валюты в стране требовало создания четкой системы налогов, что и было сделано. Так, сельхозналог составлял максимум 5% (колебался в зависимости от качества земли, количества скота). В городе частник платил 1,5% с оборота и дополнительно налог в местный бюджет. Подоходный налог делился на основной – платили все рабочие и служащие, получавшие свыше 75 р. в месяц; прогрессивный – с тех, кто получал дополнительную прибыль: «нэпманы» (торговцы, арендаторы, скупщики, предприниматели), частные врачи, адвокаты, журналисты. При НЭПе стал применяться хозрасчет в производственных объединениях (трестах) в рамках госбюджета и твердых цен, или коммерческой прибыли при договорных ценах.

Расцвет НЭПа пришелся на середину 20-х годов, когда осуществлялись идеи ученых – аграрников А.В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева по воссозданию системы сельскохозяйственных кооперативов, схожих с дореволюционными (кредитных, по переработке и сбыту продукции, снабженческих, потребительских, промысловых). Ими было охвачено 18 из 25 млн. крестьянских дворов. Проведенные землеустроительные работы дали возможность на 32 млн. га начать осуществлять рациональную организацию землепользования на семейно-фермерской основе. В результате разрушенное мировой и гражданской войнами народное хозяйство страны было в 1925-1926 гг. восстановлено. В сельском хозяйстве валовый сбор зерновых превысил среднегодовой сбор 1909-1913 гг. Потребление пищевых продуктов стало выше дореволюционного уровня. Опыт и уроки НЭПа поучительны.

Каковы же причины свертывания НЭПа с конца 20-х годов? Традиции многоукладной российской экономики, общинно-коллективистской психологии у значительной части населения одновременно способствовали в условиях НЭПа развитию как частнокапиталистических, так и уравнительно-социалистических отношений. С одной стороны, открывались частные рестораны, магазины, на биржах совершались оптовые сделки – утверждался социальный слой нэпманов. С другой стороны, по мере восстановления и развития народного хозяйства, укреплялись позиции заводского рабочего класса. В деревне стало поощряться государством не частное семейно-трудовое хозяйствование, а производственное кооперирование крестьян, добровольное объединение их в товарищества по совместной обработке земли, сельхозартели, обобществляющие основные средства производства.

Последовавшее усиление налогов на крупные хозяйства и освобождение от них бедняков вело к тому, что зажиточные крестьяне, стремясь ослабить налоговый пресс, стали быстро делить дворы, отдавать часть детям, родственникам. По этой причине к 1927 г. по сравнению с дореволюционным уровнем в 2 раза ускорился процесс дробления крестьянских хозяйств и как следствие – снизилась их товарность. Провалились хлебозаготовки 1928 г. Государству пришлось вводить карточную систему на продукты питания в городах. Снижение продажи зерна за границу сократило наполовину с дореволюционным уровнем поставки импортного оборудования, необходимого для индустриальной модернизации промышленности.

Нэповская экономика не избежала в советских условиях характерной для рыночных отношений безработицы, которая превысила миллион человек, из них 750 тыс. – служащие. Они солидаризировались в неприятии НЭПа с малоквалифицированными рабочими, сельскими бедняками, которые не хотели трудиться на основе хозрасчета, предпринимательского риска и тяготели к социалистической уравниловке. В конце 20-х годов усилилось социальное расслоение общества, давшее возможность руководству страны выдвинуть лозунг об обострении классовой борьбы в городе и деревне, об угрозе «буржуазной реставрации», взять линию на свертывание НЭПа.

studfiles.net

Социально-экономическое развитие страны и его особенности

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы.

Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства у России проявлялась в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем этого процесса стало превращение земледелия в товарное производство, где товаром становились не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила, а также четкое определение и углубление специализации районов страны (выделялись регионы, спе-циализирующиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса, молока, свеклы и т. д.).

Возрастал объем товарной продукции. Вывоз зерновых в 1870 г. составлял 168,4 млн. пудов, а в 1876-1881 гг. ежегодно вывозилось 287 млн. пудов, т. е. почти в 3 раза больше, чем в 1860 г. Этому способствовало увеличение объемов производства сельскохо-зяйственной продукции. За 60-90-е гг. XIX в. средняя урожайность хлебов с одной десятины возросла с 29 до 39 пудов (с 5 до 7 ц), а среднегодовой сбор хлебов - с 1,9 млрд. до 3,3 млрд. пудов (с 31,2 млн. до 54,1 млн. тонн). В расчете на одну душу обоего пола в 60-х гг. в среднем собиралось 20 пудов, а в 90-х гг. - около 25 пудов хлебов. Несмотря на абсолютный и относительный (в расчете на душу населения) рост сбора зерна, темпы его были недостаточны. Увеличение производства происходило в основном не за счет интенсификации земледелия, а за счет расширения посевных площадей. Более быстрыми темпами возрастало производство технических культур. Медленным был рост животноводства

В России и после реформы продолжалась борьба двух ("американского" и "прусского") путей развития сельского хозяйства Победа "американского" пути могла произойти в стране лишь в результате революции. Предпочтение было отдано "прусскому" пути.

После падения крепостного права Россия вступила в новую историческую эпоху - в период промышленного капитализма. К 80-м годам XIX в. завершился в основном промышленный переворот, начатый еще в 30-40-е гг. Промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась в основном на Урале. Тогда же возникли новые отрасли промышленности - угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение.

Общий объем промышленного производства в России в 60-90-е гг. увеличился в 8 раз. С 1860 по 1895 гг. выплавка чугуна возросла с 20,5 млн. до 88,7 млн. пудов, каменного угля - с 18,3 млн. до 555,5 млн., нефти - с 500 тыс. до 377 млн. пудов. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово и Коломна, центрами сельскохозяйственного машиностроения - Одесса, Харьков, Бердянск, Александровск, Елизаветград.

Как важную черту промышленного развития России следует подчеркнуть высокий уровень концентрации производства. В этом отношении Россия превосходила самые развитые страны Запада. Однако в общем объеме промышленного производства страны значительною роль играла не только средняя, но и мелкая промышленность.

Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорта, главным образом железнодорожного. Если в 1861 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. км. железных дорог, то к началу 80-х г. их сеть составляла уже 22 тыс. км.

В связи с постройкой железных дорог резко упало значение гужевого транспорта, что сказалось на темпах строительства шоссейных дорог. Если с 1800 по 1861 гг. в России построили 8882 версты шоссейных дорог, то с 1861 по 1890 гг. - всего 5552 версты.

Большое развитие получил паровой водный транспорт. В 1860 г. в России насчитывалось 399 речных пароходов, в 1895 г. - 2539. В 70-х гг. открылось пароходное сообщение на реке Белой. Развивалось морское пароходство.

Модернизировался внутригородской транспорт. Уже в начале 60-х гг. с извозчиками Петербурга начала конкурировать" конка", а первый трамвай в России прошел по улицам г. Киева в 1892 г.

Бурно развивались средства связи. Если в 1852 г. существовала только одна телеграфная линия общественного пользования, соединявшая Москву и Петербург, то к началу 70-х гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские города. В 1882 г. были открыты телефонные линии в Петербурге, Москве, Одессе и Риге и первая междугородная телефонная линия Петербург - Гатчина.

Одной из важнейших особенностей социально-экономического строя пореформенной России являлось сочетание развитой капиталистической промышленности и отсталой деревни

Для России характерны были сравнительно высокие темпы развития капитализма, более высокий, чем в западных странах, уровень концентрации промышленного производства.

Существенной чертой пореформенного развития России стало вторжение в экономику страны иностранного капитала, стремившегося занять ключевые позиции в ведущих отраслях тяжелой промышленности и в банковском деле.

Специфика капиталистического развития определила и особенности социально-классовой структуры российского общества. Одновременное существование в стране самых передовых форм промышленности и отсталых форм земледелия предопределило сосуществование здесь классов буржуазного и феодального обществ: пролетариата и буржуазии, крестьян и помещиков.

Наиболее многочисленным классом России было крестьянство, а также средние слои населения - ремесленники, кустари, мелкие торговцы. Расслоение крестьянства, образование в его среде новых слоев, свойственных буржуазному обществу, были важнейшим фактором развития капитализма в сельском хозяйстве. Из 97 млн. человек сельскохозяйственного населения 48,5 млн. составляла деревенская беднота, среднее крестьянство - 29,1 млн., зажиточное крестьянство - 19,4 млн. человек. Многообразие средних слоев, неоднородность крестьянского населения предопределили принадлежность их представителей к самым разным идейно политическим лагерям.

Новым явлением в классовой борьбе пореформенного периода был рост социальных противоречий внутри самого крестьянства. В деревне разгорались две социальные войны: одна - всей массы крестьян против помещиков и царизма, и другая - между сельской буржуазией и деревенским пролетариатом.

Колоссальные земельные владения (хотя и сокращающиеся: в 60-х гг. XIX в. - 87 млн. десяти земли, в 1877 г. - 73, в 1905 г.- 53 млн. десятин земли) определяли экономическое могущество дворянства. По переписи 1897 г. дворянское сословие насчитывало 1853184 человека (около 1,5 % населения) и по социально-экономическому положению делилось на мелкопоместных, среднепоместных и крупнопоместных. Сила дворянства заключалась также в ею особом привилегированном положении в стране, в близости к царю, в обладании рядом важных постов в государственном аппарате. К концу XIX в. экономическая основа господства этого класса была подорвана, но не сломлена.

По социально-экономическому положению и по политическим позициям к дворянам-помещикам примыкало духовенство. Церкви принадлежало более 2 млн. десятин земли. В 1912 г. в России насчитывалось 111 тыс. священников и дьяконов, почти 100 тыс. монахов и монахинь. В ведении церкви находилась целая система учебных заведений: 4 духовные академии, 57 семинарий, 186 духовных училищ, почти 43 тыс. церковно-приходских школ,

Развитие промышленности, транспорта и связи форсировало рост численности рабочего класса. За неполные 15 лет (с 1865 по 1879 гг.) в 1,5 раза выросло число индустриальных рабочих и достигло почти миллионного уровня. Пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. В конце XIX в. в стране насчитывалось 10-14 млн. наемных рабочих, а удельный вес рабочего класса в самодеятельном населении России равнялся примерно 32 %.

Быстрое развитие капитализма приводило к тому, что для возникновения привилегированных прослоек (типа рабочей аристократии Запада) в России не сложилось необходимых условий. Форсированное развитие системы крупно-индустриального производства ускоряло консолидацию рабочего класса в масштабах всей страны. Пролетариат поэтому раньше, чем буржуазия, начал выступать как самостоятельная политическая сила. В странах Западной Европы этот процесс начался с образования буржуазных партий.

Значительно возросли ряды российской буржуазии, которые также рекрутировались в основном из крестьянства. В 1897 г. крупная российская буржуазия насчитывала приблизительно 1,5 млн. человек. Буржуазия, как и все классы России, была неоднородной и по имущественному положению (крупная, мелкая и средняя), и по политической ориентации.

Участвуя в процессе создания общероссийской системы крупного индустриального производства, наряду с царизмом и иностранным капиталом, коренная российская буржуазия к началу XX в. не смогла сложиться в класс, монопольно распоряжающийся индустриальной мощью страны, и политически осознать себя таковым.

Важную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция. По переписи 1897 г. численность лиц умственного труда насчитывала приблизительно 870 тыс. человек. Политические позиции профессиональных групп интеллигенции в основном определялись в зависимости от их социально-экономического положения.

После проведения серии буржуазно-демократических реформ развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых государствах Европы целые века. За 1861-1900 гг. объем промышленной продукции в России увеличился в 7 с лишним раз, в то время как в Германии - в 5, во Франции - в 2,5, в Англии - в 2 с лишним раза. Однако российский капитализм "насаждался" самодержавным государством без необходимой перестройки низших звеньев экономической структуры. Обострялось глубокое противоречие между старым, полуфеодальным аграрным строем и передовой капиталистической промышленностью. Но в целом в результате развития капитализма начинает складываться новое буржуазное общество.

zubolom.ru

3. Социально-экономическое развитие страны

Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века»

водства оставалась значительной. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного – 34 %.

•Спад сельскохозяйственного производства. Колоссальные капиталовложения (в 4

раза больше, чем за все время с начала 20-хгг.), направлявшиеся в сельское хозяйство, использовались неэффективно, вкладывались не в интенсификацию сельскохозяйственного производства, а в строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, тратились на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Развернулось освоение Нечерноземной зоны РСФСР, рассчитанное на 15 лет. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию – объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные на этой основе агропромышленные комплексы тем не менее не стали жизнеспособными экономическими органами, превратившись в очередную административную структуру. В 1985 г. в добавление ко всему был создан Госагропром СССР.

Со второй половины 70-хгг. ситуация в сельском хозяйстве стала приобретать кризисный характер. Валовой прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составлял: в вось-

мой пятилетке (1965–1970)– 21 %, девятой(1971–1975)– 13 %, десятой(1976–1980)– 9 %,

одиннадцатой (1981–1985)– 6 %. Соответственно темпы роста сельхозпроизводства в первой половине60-хгг. составили 4,3 %, в начале80-хгг. – лишь 1,4 %. Большинство колхозов

исовхозов за годы пятилеток оказались убыточными, в результате государство продолжало осуществлять массовые закупки зерна за рубежом (в среднем 40 млн т в год и более). Не помогла выходу из кризиса и принятая в 1982 г. Продовольственная программа.

3.4. «Застой» в экономике.

•К началу 70-хгг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации. С 1970 г.

началось снижение основных экономических показателей.Темпы прироста национального дохода упали с 7,7 % в восьмой пятилетке (1965–1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке (1981–1985). Соответственно с 6,8 до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

•Несмотря на усилия по интенсификации производства – кампании по снижению металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т. д., экономика сохраняла экстенсивный характер. Попытки выработки стимулов «социалистического труда» (организация социалистического соревнования, апелляции к «рабочей совести») не приносили реального результата. Самые эффективные из них, такие как введение «щекинского метода», создавшего экономические стимулы труда рабочих, выхолащивались и ограничивались советскими управленцами.

В результате ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь нефти). К концу 70-хгг. в условиях спада отечественного производства обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

•За годы правления Брежнева проявился кризис централизованного планирования эко-

номики, которое включало в себя до 1,5 тыс. обязательных плановых показателей. Ни один из трех пятилетних планов, принятых в эти годы, не был выполнен. В результате каждый последующий план строился на показателях, заниженных по сравнению с предыдущим.

•В рассматриваемый период продолжился процесс бюрократизации государственного аппарата управления экономикой и другими сферами общественной жизни. Число министерств возросло с 20 (в 1938 г.) до 160 (в 1985 г.), соответственно выросла общая численность управленческого персонала всех уровней (к середине80-хгг. – 18 млн человек)

3.5. Социальная сфера.

•Демографические проблемы. За весь послевоенный период СССР превратился в одну из наиболее урбанизированных стран. Возросла численность городского населения (62 %)

исократилась доля сельского. В 60—70-егг.из-заснижения рождаемости на 25 % и увели-

studfiles.net

3. Социально-экономическое развитие страны

Сочетание неосталинизма в общественно-политической теории и практике и поиска путей дальнейшего социально-экономического развития.

3.1. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. (Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин)

Направления развития реформы:

3.1.1. Новая административная централизация (упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевого управления)).

3.1.2. Введение хозрасчета на предприятиях

3.1.3. Изменения в системе управления промышленностью и строительством

3.1.4. Экономическое стимулирование на предприятиях → специальные фонды: фонд материального поощрения рабочих и служащих, фонд соцкультбыта (социально-культурных нужд и жилищного строительства) и фонд самофинансирования предприятия.

3.2. Промышленность и научно-технический прогресс.

3.2.1. Итоги реформы в промышленности.

1964-1965 гг. - отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Новая система → предприятия улучшили показатели своей работы.

1966-1970 гг. - наилучший период за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий.

(-): расширение прав предприятий и воссозданию министерств (органов административного управления). Реализация реформы - мощное сопротивление административно-хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию по-прежнему устанавливались в директивном порядке. Слабо были затронуты реформой финансы и ценообразование. → 1970-е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

3.2.2. Приоритеты в развитии промышленности (путь расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли)

3.2.3. Топливно-энергетический комплекс (развитие нефтегазодобычы)

3.2.4. Военно-промышленный комплекс. (развитие оборонных программ, установка в подземных шахтах баллистических ракет, создана высокоэффективная система противовоздушной обороны, укреплялась военная база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе - установка ядерных ракет средней дальности)

3.2.5. Научно-технический прогресс (машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, электроэнергетики, создавались научно-производственные объединения, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др.

3.3. Развитие сельского хозяйства

3.3.1. Аграрная реформа 1965 г. (крупные капиталовложения в сельское хозяйство. В области сельского хозяйства мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС были намечены меры по решению социальных проблем села)

3.3.2. Спад сельскохозяйственного производства. Колоссальные капиталовложения, направлявшиеся в сельское хозяйство, использовались неэффективно→ Созданные на этой основе агропромышленные комплексы не стали жизнеспособными экономическими органами, превратившись в очередную административную структуру. 1985 г. - создан Госагропром СССР. (Кризисный характер)

3.4. Экстенсивный характер экономики. 1970 г. - снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали, сократились темпы роста производительности труда.

3.5. Социальная сфера. Возросла численность городского населения и сократилась доля сельского. 60-70-е гг. - снижения рождаемости, увеличения смертности → прирост трудоспособного населения упал. Уровень жизни в СССР медленно повышался. Возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых.

Развитие кризиса → соц. сфере ухудшается. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели → продовольственные проблемы.

studfiles.net

3. Социально-экономическое развитие страны. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

3. Социально-экономическое развитие страны

Особенностью внутренней жизни СССР рассматриваемого периода являлось сочетание неосталинизма в общественно-политической теории и практике и поиска путей дальнейшего социально-экономического развития. Первое время руководство страны еще сохраняло преобразовательные импульсы эпохи Хрущева, но только в плане ограниченной экономической реформы. Затем попытки серьезных хозяйственных преобразований ослабли, хотя и не прекратились полностью.

3.1. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. Реформа была задумана еще при Н. С. Хрущеве и проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Она затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Реформа должна была развиваться в нескольких направлениях.

• Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевого управления).

• Вторым направлением реформы стало введение хозрасчета на предприятиях, что, однако, не означало реабилитации рыночных отношений или перехода к «социалистическому рынку».

• Существенные изменения произошли в системе управления

промышленностью и строительством: сократилось число планируемых сверху показателей. Основой оценки деятельности предприятий должны были стать объем реализованной (а не произведенной) продукции, рентабельность производства, размер прибыли. Финансирование промышленного строительства также предполагалось осуществлять не за счет дотаций, а путем кредитования.

• В целях экономического стимулирования на предприятиях образовывались специальные фонды: фонд материального поощрения рабочих и служащих, фонд соцкультбыта (социально-культурных нужд и жилищного строительства) и фонд самофинансирования предприятия.

•  Итоги реформы в промышленности. В течение 1964–1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были апробированы отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально-экономическим параметрам период 1966–1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства возрос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, КамАЗ и др.).

Однако с самого начала проявилась противоречивость и непоследовательность реформы. Неудачным был шаг по одновременному расширению прав предприятий и воссозданию министерств (органов административного управления). Реализация реформы встретила мощное сопротивление административно-хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию по-прежнему устанавливались в директивном порядке. В торговле, сбыте, снабжении реформа проводилась только в виде опыта на отдельных предприятиях. Реформа почти не коснулась финансов и ценообразования. В результате она не затронула основ хозяйственного механизма, а многие ее меры в дальнейшем были свернуты. В 1970-е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

3.2. Промышленность и научно-технический прогресс.

•  Приоритеты в развитии промышленности. Советская промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Страна вышла на первое место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений.

Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы.

•  Топливно-энергетический комплекс. Форсированными темпами развивалась нефтегазодобыча в Западной Сибири: если в 1971–1975 гг. она составляла 11 % общего объема капиталовложений, то в 1981–1985 гг. – 14 %, а в 1992 г. – уже 21 %. В 1980 г. комплекс давал 10 % мировой добычи нефти и газа. В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча, в частности, были созданы два крупнейших территориально-производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско-Экибастузский ТПК) и в Краснодарском крае – Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км (строительство началось в 1974 г.).

С 1960 по 1985 г. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4 %, а сложной техники упала с 20,7 до 12,5 %. Получаемые «нефтедоллары» государство использовало крайне неэффективно – они вкладывались в «долгострои» (незавершенное строительство), тратились на закупку западного оборудования и импорт продовольствия.

•  Военно-промышленный комплекс. С приходом к власти Л. И. Брежнева ускорилось развитие оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет – залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны (ПВО), в том числе и противоракетной (ПРО), укреплялась военная база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

Паритет в вооружениях с США обеспечивался работой предприятий военно-промышленного комплекса, на который приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения. На нужды ВПК расходовалось ежегодно свыше 45 % бюджетных средств, выделявшихся промышленности.

•  Научно-технический прогресс. Удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, электроэнергетики), в валовой (количественной) продукции, вырос с 25 % в 1970 г. до 38 % в 1985 г. В индустриально развитых державах он достигал 55–65 %. На фоне развития мировой экономики осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства, что проявилось в сокращении (в 4 раза) числа сооружаемых крупных предприятий. Создавались научно-производственные объединения, возникли новые отрасли – роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др.

Однако определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. К 1985 г. в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США – 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ). К началу 80-х гг. в СССР труд 40 % промышленных рабочих и до 75 % работников сельского хозяйства не был механизирован.

3.3. Развитие сельского хозяйства.

•  Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Аграрная политика нового руководства характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими Vs часть всех инвестиций. В области сельского хозяйства пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) наметил меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов труда. Был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20 %) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50 % – я надбавка за сверхплановую продукцию, были сняты некоторые ограничения на личные подсобные хозяйства, доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства оставалась значительной. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного – 34 %.

•  Спад сельскохозяйственного производства. Колоссальные капиталовложения (в 4 раза больше, чем за все время с начала 20-х гг.), направлявшиеся в сельское хозяйство, использовались неэффективно, вкладывались не в интенсификацию сельскохозяйственного производства, а в строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, тратились на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Развернулось освоение Нечерноземной зоны РСФСР, рассчитанное на 15 лет. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию – объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные на этой основе агропромышленные комплексы тем не менее не стали жизнеспособными экономическими органами, превратившись в очередную административную структуру. В 1985 г. в добавление ко всему был создан Госагропром СССР.

Со второй половины 70-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала приобретать кризисный характер. Валовой прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составлял: в восьмой пятилетке (1965–1970) – 21 %, девятой (1971–1975) – 13 %, десятой (1976–1980) – 9 %, одиннадцатой (1981–1985) – 6 %. Соответственно темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60-х гг. составили 4,3 %, в начале 80-х гг. – лишь 1,4 %. Большинство колхозов и совхозов за годы пятилеток оказались убыточными, в результате государство продолжало осуществлять массовые закупки зерна за рубежом (в среднем 40 млн т в год и более). Не помогла выходу из кризиса и принятая в 1982 г. Продовольственная программа.

3.4. «Застой» в экономике.

• К началу 70-х гг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации. С 1970 г. началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7 % в восьмой пятилетке (1965–1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке (1981–1985). Соответственно с 6,8 до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

• Несмотря на усилия по интенсификации производства – кампании по снижению металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т. д., экономика сохраняла экстенсивный характер. Попытки выработки стимулов «социалистического труда» (организация социалистического соревнования, апелляции к «рабочей совести») не приносили реального результата. Самые эффективные из них, такие как введение «щекинского метода», создавшего экономические стимулы труда рабочих, выхолащивались и ограничивались советскими управленцами.

В результате ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь нефти). К концу 70-х гг. в условиях спада отечественного производства обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

• За годы правления Брежнева проявился кризис централизованного планирования экономики, которое включало в себя до 1,5 тыс. обязательных плановых показателей. Ни один из трех пятилетних планов, принятых в эти годы, не был выполнен. В результате каждый последующий план строился на показателях, заниженных по сравнению с предыдущим.

• В рассматриваемый период продолжился процесс бюрократизации государственного аппарата управления экономикой и другими сферами общественной жизни. Число министерств возросло с 20 (в 1938 г.) до 160 (в 1985 г.), соответственно выросла общая численность управленческого персонала всех уровней (к середине 80-х гг. – 18 млн человек)

3.5. Социальная сфера.

•  Демографические проблемы. За весь послевоенный период СССР превратился в одну из наиболее урбанизированных стран. Возросла численность городского населения (62 %) и сократилась доля сельского. В 60—70-е гг. из-за снижения рождаемости на 25 % и увеличения смертности на 15 % прирост трудоспособного населения упал к началу 80-х гг. с 2 до 0,25 %.

•  Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем пятилетие не изменялся. Возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина, отдых).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Определение стратегии социально-экономического развития государства

В рыночных условиях государство обеспечивает организацию экономического порядка. Оно выступает в качестве субъекта, ответственного за установление правил, и гаранта их соблюдения. Переход к современной рыночной системе сопряжен с решением проблемы выбора между достижимостью цели и скоростью выполнения соответствующих задач. Ключевые направления процесса определяет стратегия социально-экономического развития Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения. стратегии социально экономического развития

Общие сведения

Стратегия социально-экономического развития России представляет собой систему мероприятий, которые ориентированы на достижение долгосрочных целей. При этом учитывается вклад всех субъектов страны в решение задач. В основу стратегии социально-экономического развития закладываются высокие, достойные государства, но вместе с этим достижимые цели. Эта программа ориентирована на превращение РФ в динамичную державу с соответствующей интенсивностью труда и деловой инициативой, последовательной и разумной деятельностью правительства.

Общественная консолидация

Реализация стратегии социально-экономического развития зависит от различных факторов. Одним из ключевых выступает консолидация общества. Для активации этого процесса необходим ряд условий:

  1. Выбор цели, обладающей объединяющим потенциалом. Она должна обеспечивать соединение усилий всех субъектов общества. Создание рыночных механизмов должно основываться на институтах легитимности собственности.
  2. Формирование новой социальной системы. Она должна обеспечивать регулирование поведения субъектов в рамках достижения государственных целей. стратегия социально экономического развития муниципального образования

Уровень благосостояния

При разработке стратегии социально-экономического развития страны необходимо учитывать качество жизни населения. Успех программ во многом будет определяться динамикой создания среднего класса в государстве. Его формирование предполагает построение новой потребительской модели в рамках стандарта благосостояния. Он, в свою очередь, должен включать в себя высокую степень обеспеченности продукцией длительного пользования, качественное жилье, услуги образования и здравоохранения. Сегодня, как показывают статистические данные, по западному стандарту благосостояния живет только 5-7% россиян. Доля населения, чей среднедушевой доход не покрывает прожиточного минимума, составляет порядка 40%.

Инвестиционный прорыв

Он выступает в качестве решающего условия обеспечения экономического роста страны. Инвестиционный прорыв предполагает:

  1. Форсированное увеличение капиталовложений.
  2. Инновационное наполнение финансирования.
  3. Инвестиционную поддержку главных народнохозяйственных секторов. стратегия социально экономического развития края

В свою очередь, для придания капиталовложениям определяющего характера, они должны быть материально обеспечены отечественным производством. Особая роль в этом принадлежит машиностроительному комплексу. В этой связи в стратегии социально-экономического развития присутствует раздел о модернизации этого сектора на базе оборудования, выпускаемого как внутри страны, так и за рубежом.

Предполагаемые угрозы динамике

При составлении стратегии социально-экономического развития следует учитывать несколько факторов, оказывающие негативное влияние на ход процесса, формирующие препятствия в достижении целей. К ним относят:

  1. Недостаточный внутренний спрос.
  2. Внешние долги.
  3. Неподготовленность инвестиционного комплекса к крупномасштабным капвложениям.
  4. Непропорционально высокая скорость повышения стоимости топлива, электроэнергии, транспортных тарифов.

Участие субъектов страны

Разработанная программа может изменяться в зависимости от общественно-хозяйственной и политической ориентации деятельности государства на том или ином этапе. Общая государственная схема всегда неоднородна относительно административно-территориальных единиц, формирующих его. Такая ситуация обуславливается в первую очередь разным уровнем обеспеченности ресурсами. Немаловажное значение имеют и специфика хозяйственной структуры, достигнуты уровень развития в той или иной экономической сфере региона. В течение нескольких последних лет отмечается активное усиление самостоятельности административно-территориальных единиц. При этом ответственность субъектов за региональное социально-экономическое развитие становится с каждым годом все выше. стратегия социально экономического развития россии

Анализ ситуации

Стратегия социально-экономического развития региона предполагает всестороннюю оценку состояния дел. Она составляется как по объективным, так и субъективным показателям. К первым, в частности, относят макроэкономические условия, позицию региона в общем разделении труда, отраслевую структуру, географическое положение, наличие природных ресурсов и пр. Субъективными факторами в первую очередь выступают методы управления. Проведенные в последние годы реформы показали, что регионы, применяющие прогрессивные подходы в администрировании, намного меньше подвергаются кризисным тенденциям. В сложной ситуации, в процессе выхода из кризиса относительным преимуществом обладают те субъекты, которые использовали адекватные инструменты и методы управления.

Стратегия социально-экономического развития региона: специфика

Разработка программы на долгосрочную перспективу относится к функциям центральной власти субъекта. Решение этой задачи становится наиболее актуальным в условиях постоянных структурных изменений и во время кризиса. Выход из такого состояния может быть достаточно болезненным, если процессы будут проходить без какой-либо координации со стороны администрации. При активном участии местной власти выход из сложной ситуации может сопровождаться незначительными издержками. Для этого администрации необходимо использовать имеющиеся преимущества и формировать новые. Стратегия социально-экономического развития края или иного другого субъекта страны может предусматривать использование самых разных действий. С их помощью местная власть стимулирует народнохозяйственный сектор, формирует рабочие места, повышает налоговую базу. В распоряжении администрации находится широкий спектр механизмов и инструментов. Они позволяют расширить возможности для конкретных видов деятельности, в которых наиболее заинтересовано сообщество. В стратегии социально-экономического развития республики или любой другой административно-территориальной единицы страны необходимо учитывать специфические факторы, влияющие на состояние хозяйства в пределах конкретных границ. реализация стратегии социально экономического развития

Концепция стадий роста

Стратегия социально-экономического развития области в частности и государства в целом разрабатывается, как выше было сказано, на долгосрочную перспективу. При ее составлении проводится анализ качественных показателей, характерных для конкретной территории. При их оценке целесообразно использовать концепцию, в соответствии с которой рост проходит в три стадии:

  1. Доиндустриальную.
  2. Индустриальную.
  3. Постиндустриальную.

В качестве преобладающих на первой стадии выступают добывающие отрасли:

  1. Лесная.
  2. Рыбная.
  3. Сельскохозяйственная.

На индустриальном этапе доминирующими считаются обрабатывающие сектора. К ним относятся пищевая и легкая, деревообрабатывающая и лесная промышленности, химическое производство, машиностроение. В постиндустриальную стадию на передний план выходят нематериальные отрасли:

  • Торговля.
  • Наука.
  • Образование.
  • Страхование.
  • Финансовый сектор.
  • Здравоохранение и пр.

Отличительной чертой постиндустриального общества становится резкое снижение товарного производства. При этом увеличивается доля сферы услуг, наукоемкость предприятий, повышается уровень квалификации работников, проявляется опережающая интернационализация хозяйства.

Основные тенденции

Стратегия социально-экономического развития района должна предполагать не столько количественные, сколько качественные изменения хозяйственной структуры. В настоящее время происходит интенсивная переориентация деятельности коммерческих предприятий. Тенденции развития общества говорят о том, что преимущественная сфера занятости сегодня – это область нематериального производства. Она является основной отраслью инвестирования и выступает в качестве фактора процветания граждан. Другими словами, сфера нематериального производства – парадигма экономического развития в современных условиях. В РФ в настоящее время отмечается два противоположно направленных процесса: увеличение доли сектора услуг и деиндустриализация. Последняя тенденция касается снижения удельного веса всех перерабатывающих отраслей при одновременном усилении добывающих. Этот процесс можно считать в определенной степени вынужденным. В плане последующего развития российской экономики деиндустриализация обладает негативным характером. Данная тенденция обуславливает "смещение" народнохозяйственного комплекса на первую стадию. Это, в свою очередь, свидетельствует о регрессе экономики. Вместе с этим в обществе отмечается увеличение доли сферы услуг, растет удельный вес финансовых и торговых предприятий. Эта тенденция свойственна постиндустриальной стадии. В течение ближайшего времени в субъектах предполагается существенное перераспределение рабочих ресурсов. Указанные тенденции должна учитывать стратегия социально-экономического развития муниципального образования, в котором происходящие изменения проявляются наиболее ярко. К таким административным единицам, в частности, можно отнести крупные промышленные центры страны, в которых уровень жизни населения зависит от производственного сектора. стратегия социально экономического развития области

Сырьевой фактор

В настоящее время ключевым условием становится не наличие, а эффективность использования ресурсов. На начальных этапах экономических преобразований в регионах сложилось особое положение в сырьевых отраслях. Основная доля валовых поступлений обеспечивалась за счет экспорта цветного и черного металла, газа, нефти, леса. Это способствовало сохранению промышленного потенциала всего государства и отдельных его субъектов. В 90-е гг. расширение экспорта обуславливалось главным образом заниженным курсом нацвалюты. Вместе с этим отмечалось увеличение импорта сложных товаров. Данная тенденция негативно сказалась на уровне жизни, дополнительно снизив его. Некоторые преимущества сырьевого сектора были обусловлены низкими затратами, в первую очередь небольшими расходами на оплату труда. По ходу укрепления рубля, повышения зарплат в экспортном производстве они постепенно стали сходить на нет. В этой связи ориентация на экспортные сырьевые отрасли сегодня не имеет перспектив.

Инструменты управления

Какой должна быть стратегия социально-экономического развития? Города федерального значения, как правило, одни из первых начинают разрабатывать и внедрять программы эффективного управления. Как показывает практика, наиболее эффективными инструментами являются планирование и маркетинг. Они являются испытанными средствами современного менеджмента. В условиях перехода к рыночной системе в некоторых случаях стратегическое планирование не только целесообразно, но и необходимо использовать во всех видах деятельности. Это в равной степени относится и к сельскохозяйственному, и к производственному, и к строительному, и к транспортному секторам.

Структура программы

Стратегическое планирование включает в себя:

  1. Определение целей.
  2. Анализ внешних факторов.
  3. Определение слабых и сильных сторон местности.
  4. Использование существующих и формирование новых территориальных преимуществ.
  5. Составление концепции.
  6. Разработка плана, включающего конкретные мероприятия и действия.
  7. Анализ результативности, корректировка задач и методов их решения. стратегия социально экономического развития российской федерации

Стратегическое планирование является процессом непрерывным. Оно задает ориентиры для принятия различных, в том числе, оперативных, тактических решений. При наличии долгосрочного плана реализация задач осуществляется на проработанной и обоснованной базе.

fb.ru

Уровень социально-экономического развития | Информ Интер

Экономическое развитие государства тесно связано с социальным уровнем жизни его населения, поскольку воспроизводство продукции и трудовых ресурсов способствует общему росту и повышению уровня образования и культуры.

Затрагивают экономический рост и общественные отношения, что, прежде всего, выражается в сфере распределения материальных благ.

При анализе любого государства уровень социально-экономического развития является основным критерием, который характеризует его на мировой арене.

Для оценки данного уровня принимаются во внимание следующие показатели:

  • Качество жизни населения. Покупательная способность, разделение общества на классы, уровень социальной защищенности и т.д.
  • Человеческий капитал. Представляет совокупность знаний и умений, применяемых в обществе для рационального функционирования человека и для развития общества и экономической системы.
  • Конкурентоспособность страны на мировом рынке. Позиция страны в сфере международной торговли, где она может выступать как поставщик или потребитель.
  • ВНП и ВВП. Эти два понятия довольно часто путают или считают одним и тем же показателем, однако ВНП — это объем продукции произведенной резидентами государства, а ВВП — это продукция выпущенная в целом на территории страны, куда входит и деятельность иностранных компаний.
  • Индекс экономической свободы. Определяется в зависимости от степени вмешательства правительства государства в вопросы производства, распределения и потребления продукции.

На сегодняшний день все страны мира, в зависимости от уровня социального развития, принято классифицировать на три группы:

  • Развитые страны. Имеют наиболее эффективную экономику, использующую прогрессивные технологии и методики, а также выступающую в роли мировых лидеров научно-технического прогресса. Значимая часть населения имеет высшее образование и занята в высокоспециализированных сферах деятельности.
  • Развивающиеся страны. Государства с индустриальной экономикой, однако, недостаточным развитием инновационной сферы. Научно-технический прогресс в данных странах в большей степени заимствован, нежели создан собственным потенциалом.
  • Слабо развивающиеся страны. Экономически бедные и нестабильные государства с низким уровнем развития промышленности и отсутствием собственной научной базы. Чаще всего они имеют сырьевую экономику.

www.informinter.ru