Вопрос 29. Способы и порядок создания юридических лиц. Смешанный порядок создания юридического лица


Порядок и способы создания юридического лица — МегаЛекции

Согласно Гражданскому законодательству учредителями могут быть собственники имущества, либо уполномоченные органы или лица, а в случаях специально предусмотренных заключительными актами, иные органы.

Юридическое лицо действует на основе Устава, или учредительных договоров и Устава, или только учредительного договора.

Учредительный договор заключается, а Устав - утверждается его учредителями.

В учредительных документах должно быть наименование юридического лица, место нахождения, цели деятельности, состав и компетенции органов и другие сведения, предусмотренные законом о юридическом лице соответственного вида.

В учредительном договоре стороны-учредители обязуются создать юридическое лицо, определенный порядок совместной деятельности по его созданию, в условиях передачи в свою собственность своего имущества и участии в его деятельности.

Документом определяется условие и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава, утверждается его Устав, если он необходим для юридического лица данного вида.

Юридическое лицо подлежит регистрации в органах юстиции (регистрационные палаты) в порядке установленных законодательных актов.

Нарушение, установленного законодательными актами, порядка образованного юридическим лицом или не соответствия его учредительного документа влекут отказ государственной регистрации юридического лица.

Отказ регистрации по мотивам нецелесообразности созданным юридическим лицам, не допускается.

Отказ государственной регистрации может быть обжалован в арбитражном суде.

Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации, данные государственной регистрации сообщаются в десятидневный срок в Министерство финансов для включения в единый государственный реестр.

В законе есть 2 основных способа создания:

1. Разрешительный способ - он касается юридического лица публичной формы собственности.

2. Нормативно-явочный - когда достаточно решения самих участков и подача заявления.

4. Реорганизация юридического лица и ее виды

Реорганизация юридического лица - это изменение правового статуса юридического лица.

Существуют следующие виды реорганизации.

1. Слияние - это объединение двух и более юридических лиц, при котором образуется новое юридическое лицо. Это юридическое лицо может сохранить какую-то из организационных форм объединенных юридических лиц.

2. Присоединение - это объединение двух и более юридических лиц в одно юридическое лицо, причем сохраняется одно из объединенных юридических лиц, сохранение юридического лица часто сохраняет и свою организационно-правовую форму.

И при слиянии и при присоединении права и обязанности юридических лиц переходят к объединенному юридическому лицу.

3. Разделение - это разъединение юридических лиц на 2 и более юридических лиц, причем старое юридическое лицо не сохраняется, может быть сохранена организационно-правовая форма за одним или несколькими вновь созданными юридическими лицами.

4. Выделение - это разделение юридического лица на 2 и более лиц, при этом с сохранением старого юридического лица в прежней организационноправовой форме.

И при разделении и при выделении права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам, в объеме соответствующим наделенным их функциям.

5. Преобразование - это придание юридическому лицу новой организационно-правовой формы (пример: было ОООН - стало акционерное общество) - оно может быть произведено по решению учредителей в любое время в соответствии с требованиями, предъявленными к организационноправовой форме, которой придается юридическое лицо.

Вместе с тем могут предусматриваться случаи, когда юридическое лицо должно быть преобразовано в другую организационно-правовую форму (пример: превышение количества участников свыше 50 обязывает учредителей преобразовать ОООН в акционерное общество).

В некоторых случаях при решении вопроса о реорганизации юридического лица надо получить согласие уполномоченных гос.органов.

5. Прекращение деятельности юридического лица

Предприятие может быть ликвидировано по двум основаниям:

1. По решению учредителей в любое время, но чтобы соблюдались условия закона.

2. По решению суда:

а)при признании предприятия банкротом, в тех случаях, когда были приняты меры для его оздоровления и без принятия таких мер;

б)если принято решение о запрете деятельности юридического лица и за невыполнение условий, которые заложены в учредительных документах;

в)если решением суда были признаны недействительными учредительные акты о созданном ЮЛ;

г)по другим основаниям, предусмотренными законами, которые могут касаться отдельных юр. лиц.

После принятия решения о ликвидации предприятия создается ликвидационная комиссия, которая извещает всех кредиторов и должников и других заинтересованных лиц о ликвидации предприятия и о приеме всех претензий и требований к юридическому лицу.

Комиссия производит расчеты с государственными органами (уплата налогов, платежи) с физическими лицами.

После всех выплат остается имущество, которое делится между участниками, согласно внесенного ими вклада, доля каждого из участников называется - ликвидационная квота.

Решение о ликвидации вносится в единый государственный реестр. С этого момента юридическое лицо - ликвидировано.

6.Представительства и филиалы юридического лица

Согласно п.1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Понятие представительства включает четыре признака:

- во первых, это подразделение юридического лица;

- во вторых, обособленное;

- в третьих расположенное вне места нахождения юридического лица;

- в четвертых представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Если в ст. 24 Основ Гражданского законодательства - указывается, что представительство создается для совершения от имени юридического лица сделок и иных правовых действий, то в ГК РФ п.1 ст. 55 определение представительства ограничивается лишь определением, что представительство представляет интересы юридического лица. Это не означает, что в новом законодательстве суживается прав, положение представительств, т.к. представление интересов включает в себя и совершение от имени представляемого правовых действий.

Согласно п.2 ст.55 ГК. РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения и осуществляющий все его функции или их часть, в том числе и функции предпринимательства.

Филиал отличается от представительства, тем, что выполняет вне места расположения юридического лица не одну, а все его функции или их часть, в том числе и функции представительства. Филиалы некоммерческих, а также унитарных предприятий и некоторых других организаций, на которых распространяется принцип спец, правоспособности юридических лиц, могут выполнять только те функции, которые соответствует целям деятельности, предусмотренных в уч. документах юридического лица. Филиалы коммерческих организаций, на которых не распространяется принцип спец, правоспособности, могут заниматься любой не запрещенной законной деятельностью, если иное не вытекает из учредительных документов юридического лица, или его филиала.

В правовом режиме филиалов и представительств много общего:

- и филиал, и представительство должны действовать на основе положения, утверждаемого юридическим лицом. В связи с этим и филиалы, и представительство, подобно самому юридическому лицу приобретают и утрачивают свой статус с момента внесения соответствующих изменений в гос. реестр юрид. лиц.

- руководители филиала и представительства назначаются на должность юрид. лицом.

- представительство и филиалы должны быть указаны в учредительных документах юрид. лица.

- так как ни филиал, ни представительство самостоятельными субъектами прав не являются, представителями юрид. лица, с точки зрения ГК признаются не посредственно руководители филиала и представительства и именно они должны иметь доверенность юридич. лица, а не филиал и предпринимательство.

На основании п.З ст.55 ГК РФ представительство и филиалы не являются юридич. лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юрид. лицом и действую на основании утвержденных им положений.

В связи с этим при возникновении споров по обязательствам юрид. лиц претензии и новые требования не могут предъявляться от имени филиалов и представительств и к филиалам и представительствам (гост. Пленума ВАС. РФ ст. 212. 1993г. №34).

Представительство и филиал наделяются имуществом юрид. лицом их создавшим.

Это имущество по-прежнему считается собственностью юрид. лица, хотя представительство и филиал и обладают опр. обособленностью на выделение им имущества. В связи с этим возникновение долгов с юридич. лица распространяется и на имущество филиалов и представительств, даже если возникновение долга не связано с деятельностью их подразделений юридич. лица. И в свою очередь - в случае возникновения долга сверенного с деятельностью филиалом и представительств взыскание обращается не только на их имущества, а и на имущество других подразделений юридич. лица, т.е. на все имущество юридич. лица.

Как правило, имущество филиала и представительства заноситься на баланс, который представляет который представляет собой часть самостоятельного баланса юрид. лица.

Представительство создается для предоставления и защиты интересов юрид. лица, т.е. с целью постоянного совершения для него опр. действий.

Филиал занимается той же деятельностью, что и создавшие его юридич. лицо, однако одновременно осуществляет и функции пред-ва. В этой роли может выступать (Н-р: ему расположенный их или иное производство и другие). Филиалами иногда могут выступать и вполне самостоятельные в экономия, и структур, смысле ор-ии - однако полный контроль за их деятельностью осуществляется юрид. лицом.

Общие положения о товариществах и обществах.

На основании статьи 66 ГК хозяйственными товариществами и обществами призываются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества и общества - обычная и наиболее распространенная в нормальном имущественном обороте форма коллективной предпринимательской деятельности. В ГК РФ установлен целый перечень хозяйственных товариществ и обществ. В европейских странах, где существует дуалистическая система права, такие юридические лица носят название «Компании», а в странах с общей системой права - «Корпорации».

Впервые товарищества и общества упоминаются и нашли свое нормативное закрепление в основах гражданского законодательства в 1991 году, а затем в российском законе о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Но наиболее полное и окончательное закрепление товарищества и общества получили в новом ГК РФ, который явился и причиной утраты юридической силы прежних нормативных актов о хозяйственных товариществах и обществах. И товарищества, и общества являются коммерческими организациями, основная задача которых получение прибыли и распределение ее между участниками. Они могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом на основании абзаца 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ.

Несмотря на то, что уставный капитал разделяется на доли участников, это не означает, что в данном случае присутствует долевая собственность участников, т. к. единственными собственниками своего имущества являются лишь общества и товарищества на основании п.З ст. 213 ГК РФ.

Весь капитал товарищества или общества представляет собой условную величину, складывающуюся из стоимости вкладов участников. В связи с этим доля в таком капитале является условной, которая в свою очередь определяет объем требований участника к обществу или товариществу. Учредители (участники) после передачи имущества в виде вкладов в товарищества и общества утрачивают право собственности на это имущество и приобретают обязательственные права требования на часть дохода (дивиденды) и на ликвидационную квоту (часть имущества после ликвидации юридического лица и уплаты всех долгов и платежей). Кроме того, они имеют право на участие в управлении делами общества.

Эти юридические лица создаются на основе соглашения учредителей на добровольной основе. Учредители также определяют структуру этих юридических лиц, формируют органы, а также осуществляют контроль за их деятельностью.

Кроме того, что и товарищества, и общества имеют много общего, они также имеют и различия. Основные отличия: товарищества - это объединение лиц, а общества - это объединение капиталов. Это объясняется тем, что сущностью товарищества является не только сосредоточение вкладов, но и главным образом предполагается непосредственное личное участие в делах товарищества. Помимо этого, при участии в предпринимательской деятельности ее участник должен иметь статус либо коммерческой организации, либо индивидуального предпринимателя.

Общества, предполагающие в первую очередь объединение капиталов, не предполагают обязательного личного участия учредителей в делах общества, хотя и не запрещают. В связи с этим участники обществ, в отличие от участников товариществ, имеют право на одновременное участие в нескольких обществах. Закон также допускает, исходя из характера обществ, участие в них любых лиц, а не только предпринимателей.

Различие между товариществами и обществами прослеживается и в части ответственности участников по долгам юридических лиц. Так, участники товариществ (полные товарищи) несут ответственность своим имуществом в полном объеме (т. е. в этом случае имеет место неограниченная ответственность), за исключением вкладчиков коммандитного товарищества (товарищества на вере). Вкладчики несут только риск убытков по своим вкладам.

Участники обществ не отвечают по долгам обществ, а только несут ответственность в части риска убытков, т. е. утраты внесенных вкладов.

Гражданское законодательство РФ устанавливает 2 вида товариществ:

Полные товарищества, коммандитные товарищества (товарищества на вере).

В п. 3 ст. 66 ГК РФ устанавливаются виды хозяйственных обществ: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью. Этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Однако законом допускается создание смешанных форм на основе участия других юридических лиц, в результате которых создаются, например, дочерние и зависимые общества. Эти общества могут быть либо акционерными, либо с ограниченной ответственностью, либо с дополнительной ответственностью.

Участниками товариществ и обществ могут быть как физические, так и юридические лица в различных сочетаниях. Общества, в отличие от товариществ, могут создаваться и одним участником. Гражданским законодательством предусмотрены некоторые ограничения на состав участников обществ и вкладчиков в товариществах на вере. Так, п. 4 ст. 66 ГК РФ указывает на то, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиков в товарищества на вере, если иное не установлено законом.

Финансируемые собственниками учреждения как некоммерческие организации не вправе участвовать в товариществах, а участие в обществах для них возможно лишь с прямого разрешения собственника. Это связано с узкими правами этих организаций (см. статьи 296-298 ГК РФ).

Не могут быть участниками товариществ физические лица - индивидуальные предприниматели, объявленные банкротами, т. к. после объявления их банкротами утрачивает силу их государственная регистрация в этом качестве (см. п. 7 ст. 25 ГК РФ). Если лицо является единственным участников общества, то законом запрещено быть единственным участником другого общества.

На участников товариществ и обществ, помимо других обязанностей, возлагаются обязанности: внести имущественный взнос (вклад), неразглашение конфиденциальной информации о деятельности товарищества или общества. Учредительными документами могут предусматриваться и другие обязанности, например, внесение дополнительных имущественных взносов.

П. 66 ст.66 предусматривает, какое именно имущество может стать вкладом в капитал общества или товарищества. Это могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги; другие имущественные права, например, право требования. Могут быть и неимущественные права, однако это могут быть лишь охраноспособные объекты неимущественного характера, которые должны иметь денежную оценку. Сюда могут относиться результаты интеллектуальной деятельности - объекты авторского и патентного права и др. Эти объекты чаще всего имеют нематериальную природу, а их создатели получают на них не вещные, а исключительные права. Иногда пользование этими правами должно сопровождаться специальными лицензионными договорами о праве пользования.

Все виды вкладов должны быть оценены в денежном выражении. Эта оценка обычно определяется самими участниками по соглашению между собственниками, однако закон допускает независимую оценку (внешний визит), а иногда закон может устанавливать и необходимость такой оценки для защиты прав кредиторов и других лиц. Товарищества и общества могут быть преобразованы из одного вида в другой при наличии выполнения условий в каждом конкретном случае.

megalektsii.ru

2. Порядок создания юридических лиц

Для того, чтобы юридическое лицо появилась как таковая, необходимо, чтобы ее основатели совершили ряд предусмотренных законом юридических действий. Эти действия не являются равнозначными для различных юридических лиц. Так, одни юридические лица создаются самим государством и достаточно лишь решения учредителя, и только оно способно легализовать предприятие, поскольку имеет нормативную силу. Другие юридические лица учреждаются частными лицами. Создание некоторых организации имеет высокую социальную значимость, что требует отдельного исследования государственными органами возможности их существования. Во всех перечисленных случаях является необходимым разное степени влияния государства на создание юридических лиц. В зависимости от этого выделяют различный порядок создания юридических лиц.

Распорядительный порядок создания юридических лиц характеризуется тем, что необходимым и одновременно достаточным же распоряжения учредителя, что создает организацию. Поскольку для легализации юридических лиц необходимы действия государственных органов, то решение учредителя должно иметь нормативную силу. Следовательно, таким образом создаются публичные юридические лица. Их учредителем является государство. Например, государственная служба охраны Министерства внутренних дел создана распорядительным порядком. Для создания частного предприятия необходимо волеизъявление владельца.

Разрешительный порядок создания юридических лиц предусматривает, что для создания юридического лица является обязательным получение специального разрешения уполномоченного государственного органа. Этот орган изучает в каждом отдельном случае необходимости и возможности создания такого юридического лица. Оказывается соответствие юридического лица, создаваемого другим значимым факторам, которые имеют ее характеризовать. Так, например, коммерческие банки создаются по разрешению Национального банка Украины, предварительно изучает соблюдение кандидатом специальных требований по уставному фонду и других. Некоторые объединения предприятий создаются по разрешению Антимонопольного комитета Украины, который следит за существованием конкурентной среды в определенных сферах хозяйствования, недопущением монополизации рынка.

Нормативно-явочный порядок создания юридических лиц является наиболее облегченным по сравнению с вышеуказанным. Здесь не требуется, как при разрешительном порядке, предварительного разрешения государственных органов на создание юридического лица. Представление необходимых для создания юридического лица документов, соответствующих закона в орган регистрации достаточно для того, чтобы последний принял решение о регистрации организации. Сам закон уже разрешил создание таким образом юридических лиц. Следовательно, государственный орган только проверяет соблюдение учредителями закона при создании юридического лица. Он не может произвольно отказать в создании юридического лица, например, на основании нецелесообразности ее существования.

Договорно-правовой порядок создания юридических лиц при корпоратизации является преобладающим в современных условиях. Он заключается в том, что учредители прежде чем создать юридическое лицо заключают учредительный (учредительный) договор где определяют цели создания, правовое положение учредителей.

В литературе также выделяется смешанный порядок создания юридических лиц. Так коммерческие банки создаются в разрешительном порядке. Но если они образуются в форме акционерных обществ то применяется договорно-правовой порядок их создания.

juristoff.com

13. Порядок создания юридических лиц (общие положения).

ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке, определяемом законом. Данные ГР, в том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Способы создания юридических лиц:

1) распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;

2) добровольный – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.

Добровольный способ делится на: 1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование; 2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах.

Отказ в ГР или уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание влечет ликвидацию ЮЛ только в том случае, если допущенные нарушения неустранимы.

В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (полные и коммандитные товарищества). В случаях, предусмотренных законом, ЮЛ, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор ЮЛ заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место его нахождения, порядок управления деятельностью ЮЛ, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ. Предмет и определенные цели деятельности ЮЛ могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать ЮЛ, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью ЮЛ, выхода учредителей (участников) из его состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их ГР, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего ГР, о таких изменениях. Однако ЮЛ и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

studfiles.net

Вопрос 29. Способы и порядок создания юридических лиц.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

Создание юридического лица требует соблюдения опре­деленных требований.

В зависимости от форм организаций различают два способа создания юридического лица:

1) распорядительный, представляющий собой созда­ние юридического лица по решению собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом или уполномоченного им органа;

2) добровольный, представляющий собой создание юри­дического лица по инициативе членов будущей органи­зации.

Добровольный способ создания юридических лиц подраз­деляется на разрешительный и нормативно-явочный способ.

Разрешительный способ заключается:

· в принятии решения о создании учредителями юри­дического лица;

· в разрешении соответствующего государственного органа о создании такого юридического лица.

Применяется этот способ при создании союзов, ассоциа­ций, концернов и иных объединений предприятий.

Нормативно-явочный способзаключается в том, что во­леизъявление о создании юридического лица должно быть за­регистрировано в соответствующем государственном органе.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрациив уполномоченном государственном органе в по­рядке, определяемом законом о государственной регис­трации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. За государствен­ную регистрацию уплачивается государственная пошлина в со­ответствии с законодательством о налогах и сборах.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Та­кой отказ может быть обжалован в суд.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для создания юридического лица в органы государствен­ной регистрации должны быть представлены учредительные документы, на основании которых юридическое лицо будет действовать. В соответствии с ГК РФ к учредительным доку­ментам относятся устав и учредительный договор. Некоммер­ческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор представляет собой дого­вор, регулирующий отношения между учредителями. Он заключается в письменной форме и вступает в силу с момента заключения. В нем учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятель­ности по его созданию, условия передачи ему своего иму­щества и участия в его деятельности и условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, уп­равления деятельностью юридического лица, выхода учре­дителей (участников) из его состава и др.

Устав— локальный нормативный акт, утверждаемый уч­редителями. Он определяет правовое положение юридического лица и отношения между участниками.

В учредительных документах юридического лица долж­ны быть определены:

· наименование юридического лица, место его нахож­дения;

· предмет и цели деятельности;

· порядок управления деятельностью;

· другие сведения, предусмотренные законом для юри­дических лиц соответствующего вида.

 

Похожие статьи:

poznayka.org