Полномочия должностных лиц следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, определенных ст.151 УПК РФ. Следственный комитет кому подчиняется


Следственный комитет Российской Федерации - это... Что такое Следственный комитет Российской Федерации?

Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года[2].

История создания Следственного комитета России

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 гг. — Министерства полиции).

Современный правовой статус

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Руководство

Председатель

15 января 2011 года исполнявший (с 4 октября 2010 г.[3]) обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин был назначен Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 Председателем Следственного комитета Российской Федерации[4][5][6].

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель Следственного комитета имеет допуск к государственной тайне.

Первые заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации

  • Пискарёв Василий Иванович (с 9 апреля 2012 г., № 417[7])

Заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации (у первых пяти назначенных заместителей Председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента РФ после создания СК России).[8]

  • Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления (с 15 января 2011 г. и. о.; с 31 марта 2011 г., № 372)
  • Нырков Юрий Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Пискарёв Василий Иванович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422; с 9 апреля 2012 г. назначен первым заместителем, № 417)
  • Леоненко Елена Евгеньевна (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Карнаухов Борис Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Фёдоров Александр Вячеславович (с 13 ноября 2012 г., № 1535[9])

Структура СК России

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

  • Главное следственное управление
    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности
    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики
    • Управление методико-аналитического обеспечения
    • Отдел информационно-технического и документационного обеспечения
  • Главное военное следственное управление
  • Главное управление процессуального контроля
    • Управление процессуального контроля за следственными органами
    • Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции
    • Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел
    • Организационно-аналитический отдел
    • Отдел документационного обеспечения
  • Главное организационно-инспекторское управление
    • Организационно-контрольное управление
    • Информационно-методическое управление
    • Управление собственной безопасности
    • Управление оперативных служб
    • Отдел документационного обеспечения и корректуры
  • Главное управление криминалистики
    • Методико-криминалистическое управление
    • Технико-криминалистическое управление
    • Управление организации экспертно-криминалистической деятельности
    • Отдел документационного обеспечения
  • Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации
    • Финансово-экономическое управление
    • Управление материально-технического обеспечения
    • Управление делами
    • Контрольно-ревизионное управление
    • Отдел обеспечения деятельности по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам
    • Отдел организационного и документационного обеспечения
  • Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу
    • Управление по расследованию особо важных дел
    • Контрольно-криминалистическое управление
    • Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
    • Организационно-аналитический отдел
    • Отдел документационного обеспечения
  • Следственное управление по Центральному федеральному округу
  • Следственное управление по Северо-Западному федеральному округу
  • Следственное управление по Приволжскому федеральному округу
  • Следственное управление по Уральскому федеральному округу
  • Следственное управлениепо Сибирскому федеральному округу
  • Следственное управление по Дальневосточному федеральному округу
  • Следственное управление по Южному федеральному округу
  • Управление кадров
  • Правовое управление
  • Управление взаимодействия со средствами массовой информации
  • Управление международно-правового сотрудничества
  • Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению
  • Управление по защите государственной тайны
  • Управление физической защиты
  • Отдел процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах

Численность сотрудников

Штатная численность Следственного комитета (кроме военных следственных органов СК России) составит 19 156 сотрудников, а с 1 января 2012 года — 21 156 сотрудников.

Штатная численность военных следственных органов СК — 2 034 сотрудника.

Награды

Приказом Следственного комитета России от 15 июля 2011 г. № 111 «О наградах Следственного комитета Российской Федерации», изданным в соответствии со ст. 27 ФЗ «О Следственном комитете РФ», были учреждены ведомственные награды Следственного комитета Российской Федерации.

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Следственный комитет будет подчиняться только президенту РФ: фактически он выводится как из-под судебной власти, так и из-под правительства РФ - Госдума, Законодательство — Центральная профсоюзная газета "Солидарность" - Темы - Новости - Следственный комитет будет подчиняться только президенту РФ: фактически он выводится как из-под судебной власти, так и из-под правительства РФ

29 / 11 10 : 39

Госдума одобрила в первом чтении пакет законопроектов о создании в РФ единого самостоятельного Следственного комитета. Поводом объявлено стремление оптимизировать систему следствия в стране. В случае принятия закона СК не будет входить в состав правительства - он подчиняется лично президенту. Крайний срок представления поправок ко второму чтению истекает на этой неделе. Второе чтение документа состоится в середине декабря. Принятие проекта палатой в первом чтении сопровождалось чередой громких скандалов. Законопроект об СК вообще не обсуждался в профильном думском комитете по безопасности. При обсуждении законопроекта выяснилось, что он не устраивает почти никого, в том числе и "фракцию большинства".

Согласно законопроекту, Следственный комитет, образованный 3 года назад при прокуратуре и все это время с нею боровшийся, превращается в самостоятельное ведомство, абсолютно неконтролируемый орган с почти неограниченным объемом прав и полномочий. СК переходит из прокуратуры, к которой он сейчас хотя бы номинально относится, под непосредственное руководство главы государства. Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью СК, а председатель СК - оперативное руководство. Президент РФ будет как назначать председателя СК, так и освобождать его от должности (а, например, генпрокурора назначает Совет Федерации). Фактически в стране будет создана силовая структура не только вне судебной ветви власти (куда входит и прокуратура), но и вне правительства (это притом, что все ведомства, которые курирует президент, входят в состав кабмина - даже всемогущая ФСБ). Фактически создается полноценная чисто президентская "административно-силовая" вертикаль, состоящая из Администрации президента, СК и Совета безопасности. (За полное подчинение Совбеза лично президенту депутаты уже проголосовали ранее; подробнее см. "Парламентскую хронику" в №32, 2010.) Согласно законопроекту, органы и учреждения СК "осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления". Сотрудники СК получат право "беспрепятственно входить по предъявлении служебного удостоверения" на территорию и в помещения, занимаемые госорганами всех уровней, предприятиями (учреждениями, организациями) любой формы собственности, дабы "иметь доступ к их документам и материалам". Помимо этого, следователи СК потребуют от любых должностных лиц любых организаций предоставлять им любые документы, материалы, сведения, справки и т.п.

Напомним, что три года назад вступил в силу закон о создании Следственного комитета при прокуратуре РФ, который относился к прокурорской вертикали чисто номинально ("СКП предоставляется значительная степень организационной самостоятельности") и сразу же превратился в конкурирующую организацию. Генпрокурор Юрий Чайка и его первый зам Александр Бастрыкин (руководит СКП) регулярно затевали меж собой публичную полемику, переходящую в перепалку (см. "Солидарность", 2009, №38). СК получил полномочия по расследованию должностных преступлений (следователи превратились в привилегированную группу "ревизоров"), прокуроров лишили важнейших контрольных функций (прежде всего за "традиционными" силовым ведомствами - МВД, ФСБ и "госнаркоконтролем"). А следователей, соответственно, избавили от прокурорского надзора (раз прокурор лишен возможности оперативно реагировать на действия следователя и отменять их). СКП состоит из Следственного комитета Генпрокуратуры РФ, следственных управлений прокуратур субъектов РФ и других специализированных прокуратур, военных следственных управлений военных прокуратур, следственных управлений (отделов) прокуратур городов и районов. По данным экспертов, СКП до сих пор сотрясает кадровая чехарда. Тогда как контролировать "специфику" возбуждения дел и "критерии" доведения их до суда теперь некому - это теперь сугубо внутреннее дело.

Вадим Барабанов

Комментарии:

"), 'last_updated':'1536409268', 'MODULE_PATH':'/netcat/modules/comments/', 'LOADING':'Подождите, идёт загрузка...', 'SUBSCRIBE_TO_ALL':'подписаться на все комментарии', 'UNSUBSCRIBE_FROM_ALL':'отписаться от всех комментариев', 'edit_access':'disable', 'delete_access':'disable', 'all_comments_id':[488, 486], 'show_addform':'1', 'addblock_first':'0', 'show_name':'1', 'show_email':'1', 'premoderation':'1', 'sorting':'1', 'premodtext':escape("

Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после просмотра модератором.

www.solidarnost.org

Полномочия должностных лиц следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Его основными задачами являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств.                 

В соответствии с п. 1  ч.  2  ст. 151 УПК РФ предварительное следствие

производится следователями Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105-110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131-149, 170.1, 171.2, 172.1, 185-185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198-199.2, 201, 204, 205-205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208-212.1, 215, 215.1, 216 - 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.2, 246-249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282-282.3, 284.1, 285-293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1-305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332-354.1 и 356-360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

krk.sledcom.ru