Следственный комитет Российской Федерации. Следственный комитет что расследует


Чем занимается Следственный Комитет

Краткое содержание статьи:

 

Следственный комитет - это орган власти на государственной основе. В его право входит осуществление следствия и дознания. Множество задач было разрешено благодаря сотрудникам этого направления. Так чем занимается следственный комитет и каково его значение в нашей стране?

 

Чем занимается Следственный комитет

 

История возникновения

При правлении Петра Первого осуществлялось преобразование судебных реформ. Идея о создании органов, которые будет предотвращать преступления и регулировать государственные порядки, появилась еще в 1713 году. Четыре года спустя эта идея была реализована и появились первые следственные канцелярии, находящиеся в подчинении у царя. В обязанности людей, работающих в канцелярии, входило устранение самых опасных преступлений. Приблизительно до 1860 года эта сфера организация не имела высокого статуса. Основную работу выполняли судебные и административные органы. Однако, следственные комитеты продолжали присутствовать и они находились в 44 губерниях страны.

Должное значение следственный комитет приобрел в 1922 году. В этот период в стране вводились новые должности. В 1927 году представители власти провели рискованный эксперимент - они перевели следственный комитет в органы прокуратуры. Это действие увенчалось успехом. В 1929 году еще несколько подобных органов были переведены в военный комитет. После войны объем раскрытых дел продолжал расти, поэтому количество должностей в следственных органах также постоянно росло. В 1963 году было принято решение о появлении должности Министра охраны порядка в обществе. Им стал Щелоков Н.А. С его появлением эффективность работы возросла в несколько раз. Долгие годы следственные комитеты переосмысливали и изменяли их структуру. Относительная стабильность появилась лишь в 2007 году.

 

Следственный комитет на задании

 

Основные задачи СК

Существует несколько основных задач, которые обязаны выполнять сотрудники следственного комитета.

  1. Анализ и раскрытие действий преступника;
  2. Организация мероприятий, направленных на защиту прав гражданина;
  3. Контроль работы за сотрудниками правовых органов и представителями малого бизнеса;
  4. Организация мер, направленных на выяснение обстоятельств преступления и их устранение;
  5. Взаимодействие с представителями сферы уголовного судопроизводства на междугороднем и международном уровне;
  6. Разработка комплексных мер, направленных на преобразование государственной политики;
  7. Принуждение граждан соблюдать и исполнять законодательство РФ;
  8. Осуществление нормативно-правового установления в сфере каждого вида деятельности;
  9. Организация формирования отчетов;
  10. Контроль за организацией работы нижестоящих сотрудников.

Ежегодно следственный комитет подлежит проверке. Представители органов власти рассматривают статистику раскрытых дел и общую организацию работы каждой структуры. При неудовлетворительном исполнении обязанностей появляется возможность расформирования коллектива.

Поэтому в интересах следственного комитета осуществлять основные задачи максимально качественно.

 

СК - здание в Москве

 

Принципы работы

Как и в каждой организации, в следственном комитете существуют определенные принципы работы:

  1. Главой всех отраслей является Председатель Следственного комитета. Именно его указания должны выполнять все сотрудники, работающие в этой области. Далее, распределения обязанностей осуществляются как в воинских организациях - нижестоящие работники должны подчиняться вышестоящим руководителям;
  2. Все полномочия осуществляются в отдельном порядке, независимо от полномочий государственной власти, органов управления в регионе и других представительных органов;
  3. Необходимо, чтобы деятельность всех сотрудников одной организации была направлена в одно русло. При этом она не должна являться нарушением прав свободы гражданина. Требуется, чтобы все мероприятия основывались согласно требованиям государства;
  4. Обо всех результатах, которые были созданы в следственном комитете, должны быть информированы федеральные органы государственной власти.

 

Комитет - главный вход

 

Требования к сотрудникам следственного комитета

Если человек решил, что ему необходимо связать свою жизнь с работой в следственном комитете, то он не имеет права:

  1. быть членом политических объединений, принимать участие в выборах и создавать общественные виды деятельности;
  2. совмещать свою работу с любым другим видом деятельности;
  3. входить в состав различного рода органов управления на территории государства.

 

Служебная машина следственного комитета

 

Даты и события

Ежегодно сотрудники следственного комитета отмечают два важных для них события.

  • 25 июля. Этот день посвящено сотрудникам следственного комитета. Во время этого события все наиболее отличившиеся работники получают благодарность за свой нелегкий труд;
  • Осенью, 19 октября отмечают свой профессиональный праздник сотрудники подразделений криминалистики.

Углубившись в то чем занимается следственный комитет можно заметить, что это действительно очень важный и ответственный вид деятельности. Поэтому стоит с уважением относиться к представителям этой сложной профессии, так как в их руках находится безопасная жизнедеятельность граждан.

 

Видео о работе СК

Далее о том, чем именно занимается Следственный комитет в России:

1-kak.ru

В СКР упразднили управление контроля над расследованием уголовных дел :: Общество :: РБК

В Следственном комитете ликвидировано Главное управление процессуального контроля, занимающееся надзором за расследованиями, утверждают источники РБК. Изменения могут быть связаны с готовящимся расширением функций Генпрокуратуры

Фото: Эмин Джафаров / «Коммерсантъ»

Бесконтрольное следствие

Главное управление процессуального контроля (ГУПК) Следственного комитета России (СКР) фактически упразднено. Об этом сообщили РБК два источника, близких к ведомству, и два собеседника в центральном аппарате комитета. Еще один собеседник РБК, бывший сотрудник ведомства, располагает информацией о сокращении сотрудник​ов СКР, занимавшихся процессуальным контролем.

9 апреля председатель СКР Александр Бастрыкин уведомил подчиненных, что ГУПК будет упразднен в двухмесячный срок. С 9 июня сотрудники управления выведены за штат, уточнил один из собеседников РБК в комитете.

При этом 30 мая начальник ГУПК Григорий Житенев участвовал в межведомственном совещании в Генпрокуратуре именно в качестве руководителя главка. Связаться с Житеневым и его заместителями РБК не удалось.

«Органы процессуального контроля занимаются тем, что отслеживают качество работы следователей с формальной юридической точки зрения. Если говорить очень грубо, они проверяют качество оформления документов и соблюдение сроков», — объяснил РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев.

Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.

РБК направил запрос в пресс-службу СКР.

Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, Виктор Долженко и Александр Дрыманов, недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.

«Принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве, «особенно руководящего звена», сказано в письме. «Высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ. До 8 июня руководитель московского главка должен был направить в кадровое управление ходатайство о внесении изменений в штат ГСУ по Москве. В письме указывается, что изменения происходят «по результатам рассмотрения докладной записки» ГУПК от 29 мая.

Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.

Тройная проверка

Функции по контролю и надзору за следствием, по сути, есть у трех инстанций, поясняет Титаев: «Есть руководитель следственного органа, есть процконтроль, и есть прокуратура». У этих органов «есть дисциплинирующее влияние, их действительно боятся на низовом уровне», отметил он. «Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности — скорее благо. Точно не зло», — считает Титаев.

«В 2007 году (когда прокурорское следствие было выделено в Следственный комитет при прокуратуре. — РБК) сначала были выбиты штаты и деньги, а потом для них начали придумывать работу. Так родился процконтроль», — сказал РБК руководитель юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, назвав ГУПК «ненужной структурой». При этом весь штат, который занимался надзором за следствием в прокуратуре, остался в прокуратуре; в итоге две контролирующие структуры с похожими функциями работают параллельно, отметил он. По мнению Федярова, передача надзорных функций СКР «изначально была нелогичной»: «И следствие, и процконтроль подчиняются одному руководителю, заточены на одни и те же показатели».

«Контролировать расследование уголовных дел должен независимый орган, — заявил РБК адвокат Александр Карабанов. — Сейчас, когда расследованием занимается тот же орган, что и проверяет независимость принятых решений, эффективного контроля нет». При этом он отметил, что уже несколько лет подряд «идет межклановая война между Следственным комитетом и прокуратурой» и одним из ее предметов являются как раз полномочия по контролю над производством по делам.

Интерес прокуратуры

Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он заявил, что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел».

О «недостаточном ведомственном контроле» со стороны СКР говорил 30 мая начальник Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко, рассуждая о большом количестве нарушений и волоките в делах о невыплатах зарплат.

Президент Владимир Путин, выступая в феврале на коллегии Генпрокуратуры, призывал органы прокуратуры усилить контроль над следователями на всех уровнях. Идею вернуть прокуратуре контроль над следствием поддерживала также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В апреле она заявила, что сенаторы готовят законопроект об изъятии у СКР части функций по надзору за следствием.

Сделать однозначный вывод о связи изменений в СКР со стремлением Генпрокуратуры вернуть себе контроль над следствием нельзя, считает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров. Однако вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре) вполне возможен, отметил политолог: «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени».

Передача надзора за следствием прокуратуре не решит проблем, считает Федяров: «Прокуратура тоже заточена на следственные показатели. Для нее тоже прекращение дела — отрицательный показатель. Сейчас, если дело расследовано плохо, прокуратура может не утвердить обвинительное заключение, отказаться поддерживать гособвинение в суде. Но она почти никогда этого не делает».

www.rbc.ru

Новости - Следственный комитет Российской Федерации

Сегодня в Следственном комитете Российской Федерации состоялось совещание по вопросам расследования ятрогенных преступлений. Мероприятие, на котором присутствовали заместители Председателя СК России, руководители структурных подразделений центрального аппарата и руководители 28 региональных следственных управлений, провел Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

Александр Бастрыкин отметил, что повышенное внимание к вопросу расследования этой категории дел связано с тем, что число преступлений, обусловленных небрежным исполнением медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, в ряде регионов продолжает расти. Среди субъектов Российской Федерации существенный рост зарегистрированных сообщений о таких преступлениях наблюдается в Москве, в Кабардино-Балкарской Республике, в Республике Мордовия, в Амурской области, в Магаданской области, а также Архангельской области и Ненецком автономном округе. При этом большинство обращений граждан затрагивают, как и прежде, такие направления медицины, как акушерство и гинекология, хирургия, анестезиология и реаниматология, педиатрия, травматология, кардиология.

Председатель Следственного комитета уверен, что «следственные органы обязаны немедленно реагировать на сигналы о врачебной халатности, качественно и в короткие сроки расследовать такие уголовные дела, а также в полном объеме информировать органы здравоохранения и общественность о причинах и условиях совершения ятрогенных преступлений в целях их исключения в медицинской практике». В то же время, по его словам, «мы должны, безусловно, добиться того, чтобы процессуальные решения следователей о наличии либо отсутствии состава преступления в действиях медицинских работников содержали объективную оценку произошедшего, будь то неверная диагностика, ошибочные методы лечения или несвоевременное оказание пациентам медицинской помощи». Для этого следователю необходимо иметь «не только ясное представление о специфике врачебной деятельности, но и в совершенстве владеть ведомственными нормативными актами Минздрава России, хорошо знать возможности судебно-медицинской экспертизы и чётко формулировать вопросы (в том числе с учётом мнения потерпевшего), которые необходимо поставить перед судебными экспертами", - подчеркнул Александр Бастрыкин.

Участники совещания отметили, что зачастую достаточно сложным является вопрос квалификации ятрогенных преступлений. В большинстве случаев преступления медицинских работников квалифицируются по ст.109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Это достаточно общая формулировка, к тому же у следователя часто возникает сложный выбор между несколькими нормами уголовного закона, которые соответствовали бы совершенному деянию и наступившим последствиям. В этой связи предложено разработать проект изменений в Уголовный кодекс в части введения специальной нормы, предусматривающей ответственность за совершение преступлений, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи.

Подобная норма позволит объективно оценивать динамику преступлений, совершенных медицинскими работниками, выяснять обстоятельства совершения таких преступлений не только по конкретному уголовному делу, но и в региональном масштабе, снимет возникающие на практике спорные вопросы квалификации.

На совещании были заслушаны доклады ряда руководителей региональных следственных управлений. В частности, по итогам заслушивания отчета руководителя СУ СК России по Забайкальскому краю Юрия Русанова ему объявлено дисциплинарное взыскание, а для исправления ситуации предложено создать специализированное подразделение, предварительно обучив следователей особенностям методики расследования ятрогенных преступлений. На совещании были даны указания об исправлении ситуации с расследованием этой категории преступлений руководителям следственных управлений по Калининградской и Мурманской областям. На совещании также был отмечен и имеющийся положительный опыт расследования врачебных ошибок в следственном управлении по Нижегородской области.

Директор департамента экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Оксана Гусева доложила собравшимся о нормативной базе и имеющихся алгоритмах оказания медицинской помощи при том или ином заболевании. Вместе с тем она высказала готовность на основе анализа расследования ятрогенных преступлений внести изменения в ведомственные нормативные правовые акты Минздрава с целью наиболее оперативного и полного проведения экспертиз по этой категории дел. Кроме того, Оксана Гусева предложила помощь в организации обучения следователей по методике выяснения обстоятельств, связанных с врачебными ошибками.

По итогам совещания Председатель СК России поручил академии Следственного комитета РФ и подразделению процессуального контроля центрального аппарата ведомства подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, совместно с Минздравом России проработать меры, которые помогут оперативно фиксировать и расследовать ятрогенные преступления. На базе академии Следственного комитета внедрить обучающие программы соответствующей специализации для расследования этой категории преступлений, задействовав возможности специалистов Минздрава РФ. Учитывая важность и социальную значимость поднятой на совещании проблемы, Александр Бастрыкин дал поручение своим подчиненным до конца года принять меры, направленные на повышения качества расследования уголовных дел указанной категории.

Официальный представитель Следственного комитета РФ                                                                            С.Петренко

sledcom.ru

Что надо знать про Следственный комитет РФ

Компетенция органов Следственного комитета России

Основной задачей следственных органов Следственного комитета России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — УПК РФ) к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления — убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления — получение и дача взятки, должностные преступления — злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести — нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами — депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Соответственно, по существу в следственных органах СК России будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности.

Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов.

Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Разъясняем, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами, при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

И.В. Шеметов, руководитель, майор юстиции

vlast-sovetov.ru

Следственный комитет Российской Федерации - это... Что такое Следственный комитет Российской Федерации?

Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года[2].

История создания Следственного комитета России

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 гг. — Министерства полиции).

Современный правовой статус

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Руководство

Председатель

15 января 2011 года исполнявший (с 4 октября 2010 г.[3]) обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин был назначен Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 Председателем Следственного комитета Российской Федерации[4][5][6].

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель Следственного комитета имеет допуск к государственной тайне.

Первые заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации

  • Пискарёв Василий Иванович (с 9 апреля 2012 г., № 417[7])

Заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации (у первых пяти назначенных заместителей Председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента РФ после создания СК России).[8]

  • Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления (с 15 января 2011 г. и. о.; с 31 марта 2011 г., № 372)
  • Нырков Юрий Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Пискарёв Василий Иванович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422; с 9 апреля 2012 г. назначен первым заместителем, № 417)
  • Леоненко Елена Евгеньевна (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Карнаухов Борис Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Фёдоров Александр Вячеславович (с 13 ноября 2012 г., № 1535[9])

Структура СК России

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

  • Главное следственное управление
    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности
    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики
    • Управление методико-аналитического обеспечения
    • Отдел информационно-технического и документационного обеспечения
  • Главное военное следственное управление
  • Главное управление процессуального контроля
    • Управление процессуального контроля за следственными органами
    • Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции
    • Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел
    • Организационно-аналитический отдел
    • Отдел документационного обеспечения
  • Главное организационно-инспекторское управление
    • Организационно-контрольное управление
    • Информационно-методическое управление
    • Управление собственной безопасности
    • Управление оперативных служб
    • Отдел документационного обеспечения и корректуры
  • Главное управление криминалистики
    • Методико-криминалистическое управление
    • Технико-криминалистическое управление
    • Управление организации экспертно-криминалистической деятельности
    • Отдел документационного обеспечения
  • Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации
    • Финансово-экономическое управление
    • Управление материально-технического обеспечения
    • Управление делами
    • Контрольно-ревизионное управление
    • Отдел обеспечения деятельности по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам
    • Отдел организационного и документационного обеспечения
  • Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу
    • Управление по расследованию особо важных дел
    • Контрольно-криминалистическое управление
    • Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
    • Организационно-аналитический отдел
    • Отдел документационного обеспечения
  • Следственное управление по Центральному федеральному округу
  • Следственное управление по Северо-Западному федеральному округу
  • Следственное управление по Приволжскому федеральному округу
  • Следственное управление по Уральскому федеральному округу
  • Следственное управлениепо Сибирскому федеральному округу
  • Следственное управление по Дальневосточному федеральному округу
  • Следственное управление по Южному федеральному округу
  • Управление кадров
  • Правовое управление
  • Управление взаимодействия со средствами массовой информации
  • Управление международно-правового сотрудничества
  • Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению
  • Управление по защите государственной тайны
  • Управление физической защиты
  • Отдел процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах

Численность сотрудников

Штатная численность Следственного комитета (кроме военных следственных органов СК России) составит 19 156 сотрудников, а с 1 января 2012 года — 21 156 сотрудников.

Штатная численность военных следственных органов СК — 2 034 сотрудника.

Награды

Приказом Следственного комитета России от 15 июля 2011 г. № 111 «О наградах Следственного комитета Российской Федерации», изданным в соответствии со ст. 27 ФЗ «О Следственном комитете РФ», были учреждены ведомственные награды Следственного комитета Российской Федерации.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Следственный комитет Российской Федерации Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Следственный комитет. Страна Создана Юрисдикция Штаб-квартира Средняя численность Предшествующая служба Руководство Сайт

sledcom.ru

след.ком.рф
Следственный комитет Российской Федерации (СК России)
Россия Россия
15 января 2011 года
Президент Российской Федерации
Россия Россия 105005, Москва, Технический переулок, д. 2
23 158 (на 2018 год) [1]
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации
Александр Иванович Бастрыкин
Флаг СК России Форма сотрудников СК России

Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) — федеральный государственный орган в Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года[2]. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие[3]. Наделен правом производства предварительного расследования в форме предварительного следствия[4][нет в источнике]. В СК России, как в Прокуратуре Российской Федерации и МЧС России, предусмотрена военная, правоохранительная и федеральная гражданская госслужба[5]. Руководителем является Александр Иванович Бастрыкин, который возглавляет комитет с 2011 года.

Руководство деятельностью Следственного комитета Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации. В «Послании президента России Федеральному собранию» Путин так объяснял причины создания СК России: «Мы ведь в свое время следствие отделили от прокуратуры для того, чтобы обеспечить независимость следствия. Это было осознанное решение»[6]. «Нонсенс, когда два лица одной стороны уголовного процесса соперничают между собой», — годом ранее не соглаш

ru-wiki.ru

История - Следственный комитет Российской Федерации

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. 

Именной указ от 25 июля 1713 г.

Именной указ от 25 июля 1713 г. об основанииследственной канцелярии М.И. Волконского. Подлинник. Подпись-автограф Петра I (РГИА.Ф. 1329. Оп.1.Кн.27.Л.1)

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).  

Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит». 

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.  

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.  

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.  После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата. 

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции). К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия). 

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности. 

Первый лист подлинника именного указа от 8 июня 1860 г. об учреждении в России судебных следователей

(РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.218)

Последний лист подлинника именного указа от 8 июня 1860 г. об учреждении в Россиисудебных следователей

(РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.223 об.)

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.  В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах. 

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.  Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.  

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:  1) участковых народных следователей при народных судах; 2) старших следователей при губернских судах; 3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР; 4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции. 

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов. 

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.  

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.  

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.  

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.  

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.  

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.  

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.  

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было. 

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.  

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.  

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться. 

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка. 

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела. 

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.  С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны. 

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».  

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.  

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.  

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. 

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.  

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.  

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.  

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер. 

 

Церемония вручения знамени Следственного комитета Российской Федерации

Церемония вручения знамени Следственного комитета Российской Федерации

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан. 

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:   Положение о Следственном комитете Российской Федерации; перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям; перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий; перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им. 

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.  

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться. 

 

sledcom.ru