Четвёртая ветвь власти — первая по по значимости. Сколько ветвей власти в россии


Четвёртая ветвь власти — первая по по значимости : taen_1

Что скрывает Закон о Центробанке, и не пора ли его включить в исполнительную ветвь власти?

7865.jpg

Кому принадлежат ЗВР России?

В учебниках по общей теории государства и права (равно как и в учебниках по ряду других юридических и политологических дисциплин) достаточно подробно разжевывается концепция (теория, учение) разделения властей. Согласно этой теории, государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Идея разделения пестовалась на протяжении многих веков и даже тысячелетий. Ее основы были теоретически и практически заложены еще в Римской империи. Наукообразное обоснование она получила в работах английского философа Джона Локка. Однако так получилось, что в широкий научный и политический оборот теория разделения властей была введена французским философом-просветителем Шарлем-Луи де Монтескье (1689-1755 гг.).

С тех пор и Европа, и Америка стали строить свою общественную жизнь «по Монтескье». Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между властью федерального уровня и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов». Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

В новой и новейшей истории были (и сохраняются) некоторые отклонения от «классической» схемы разделения властей. Например, в Советском Союзе формально существовали все три ветви власти. Но была еще одна неформальная, которая называлась «партийной». И в советских конституциях (их было всего три) везде говорилось о «руководящей и направляющей роли КПСС». Де-факто эта четвертая ветвь и была высшей, стоявшей над тремя классическими ветвями французского просветителя Монтескье.

Пришла перестройка в Советский Союз, произошел развал СССР, на его развалинах образовалась Российская Федерация. И народу сообщили: мы возвращаемся к «нормальной» жизни. «Нормальность» заключалась, в том числе, в том, что нам обещали возврат к модели государственной власти, базирующейся на трех ветвях. Коммунистическая партия была низвергнута с пьедестала, с которого она на протяжении семи десятков лет руководила этими ветвями государственной власти.

Кроме того, было обещано, что подобного в будущем никогда не повторится: никаким партиям над официальными органами власти государства не будет позволено стоять. Народу обещали, что отныне будет «правовое государство». А даже обещали, что не на словах, а на деле «источником власти» будет народ. 12 декабря 1993 года в Российской Федерации был принят высший нормативный правовой акт страны - Конституция РФ. Статья 10 Конституции четко зафиксировала «принцип Монтескье»:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

До разделения власти Следующая статья (11) конкретизировала, какие институты скрываются за тремя ветвями государственной власти:

«Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

А далее Основной закон страны «разжевывает» содержание отдельных институтов государственной власти: глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации», глава 7 «Судебная власть и прокуратура». На первый взгляд, все стройно и логично, все в русле «классической» концепции «разделения властей»: президент страны, стоящий над тремя властями, и три равноправные и взаимосвязанные ветви.Но вот когда начинаешь вчитываться в отдельные статьи Конституции, то возникают вопросы. В данном случае речь идет о таком институте, как Банк России, он же - Центральный банк Российской Федерации. О нем мы находим упоминание в Конституции, в статьях 75, 83 и 103. В статье 83 (пункт «г») говорится о том, что Президент РФ

«представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации».

В статье 103 (пункт «г») говорится о том, что в ведении Государственной думы находится «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации».

Из этих двух статей можно сделать вывод, что Банк России - важный государственный институт. В той же статье 83 говорится о том, что Президент представляет кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей. То есть руководитель Банка России - фигура очень серьезная. И тут мы переходим к статье 75. Интереснейшая статья! Пункт 1 указанной статьи гласит:

«Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».

Вроде бы все правильно и логично. Из этой статьи мы узнаем, чем должен заниматься ЦБ - эмиссией национальной денежной единицы - рубля (а он увлеченно занимается другим - «таргетированием инфляции»).

Центральный Банк России

А вот пункт 2 статьи 75:

«Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».Это самый важный пункт моих рассуждений. Любой человек, владеющий русским языком, даст однозначную трактовку того, каков статус Центрального банка Российской Федерации. Это орган государственной власти, на что указывает слово «других».

Еще более внятно эта мысль сформулирована в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации». В статье 1 указанного закона мы читаем:

«Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Из этой формулировки мы выводим, что Банк России не просто орган государственной власти, а федеральный орган.

Теперь опять возвращаемся к Конституции Российской Федерации и внимательно штудируем главы: «Федеральное собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть и прокуратура». В них прописаны многие важные детали, касающиеся трех ветвей власти. Но нет даже намека на то, что Банк России принадлежит к какой-нибудь из них.

Итак, Банк России - федеральный орган государственной власти (как это следует из статьи 75 Конституции РФ и статьи 1 Закона «О Центральном банке РФ»), но при этом не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти. Значит, число логически можно сделать вывод, что Центральный банк РФ - федеральный орган государственной власти, образующий еще одну ветвь власти. Получается четвертая ветвь власти. Существующая де-факто. И совсем не обязательно, что если она четвертая по порядку, то она такова и по своей значимости. На самом деле (я об этом постоянно пишу) она по значимости находится на первом месте. Она заменила ту неформальную власть, которая в советское время называлась «КПСС». Та действовала поверх закона и поверх конституции. ЦБ действует точно так же.

Советские рубли

Мы помним, что в советское время правительство и партия тесно между собой взаимодействовали и в то же время были достаточно автономны друг от друга. Такая же дистанция и автономия сегодня просматривается в отношениях государства и Центробанка. Статья 2 Закона «О Центральном банке РФ» содержит следующую любопытную формулировку:

«Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства».

Вот так: Банк России - федеральный орган государственной власти (как это вытекает из статьи 1 указанного закона), а в статье 2 говорится, что этот орган государственной власти не отвечает по обязательствам государства! А наиболее непонятливым эта же статья закона разъясняет:

«Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются».

Вот оно как! Нам глава правительства господин Медведев любит с гордостью докладывать, что золотовалютные резервы страны растут. Что сегодня они перевалили за планку в $400 млрд. А оказывается, что это резервы не Российской Федерации, и даже не правительства, а «золотовалютные резервы Банка России». Который, может быть, и не собирается делиться этими резервами ни с Российской Федерацией, ни с правительством РФ.

У нас вузы Российской Федерации каждый год выпускают десятки тысяч молодых специалистов по разным юридическим специальностям. Количество юристов в нашей стране измеряется, по некоторым оценкам, двумя миллионами. Среди них - тысячи кандидатов и докторов юридических наук. Неужели никому не приходили на ум те вопросы, которые я поставил выше? А ведь у нас еще есть Дума, которая каждый год штампует по несколько сот законов.

Казалось бы, у наших народных избранников должен быть наметанный глаз в отношении законов не только принимаемых, но и принятых. А Конституционный суд Российской Федерации? Ведь там, наверное, работают судьи, которые должны знать наизусть (как «Отче наш») Основной закон Российской Федерации? Почему никто не замечает тех дикостей и несуразностей, на которые я обратил внимание?

Для меня нет никаких сомнений в том, как писались Конституция РФ, законы о банковской деятельности и о Центральном банке РФ. Все это делалось в «лихие» 90-е годы под диктовку американских консультантов. Цель такого законотворчества - подчинить Россию и политически, и экономически Западу. В первую очередь, - «хозяевам денег», главным акционерам Федеральной резервной системы США. Напомню, что Америка стала первой страной, где практически, можно сказать, в «рафинированном» виде была реализована модель трех ветвей власти. И она же стала страной, где эта модель была наиболее последовательно уничтожена.

Это уничтожение началось с 23 декабря 1913 года, когда Конгресс США принял закон о Федеральном резерве. Этот новый институт стал главной властью в стране (причем это не нашло своего отражения в Конституции США). ФРС США подчинила себе и законодательную, и исполнительную, и судебную власти Америки. На этот счет уже написано много книг. Закончив подчинение Америки, «хозяева денег» двинулись подчинять себе мир. Одним из главных инструментов «хозяев денег» стали центральные банки, создававшиеся в разных странах и незримо находившиеся в сфере влияния главных акционеров ФРС.

Деньги

Важнейшая роль в подчинении нашей страны «хозяевам денег» еще на старте «рыночных реформ» отводилась Банку России, который получил в нашем законодательстве «мутный» статус. Как сказал А.С. Пушкин, «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка». «Мутный» статус ЦБ позволил Западу действовать через Банк России как через «троянского коня» и разрушать нашу экономику. Сегодня это более или менее понятно многим здравомыслящим гражданам России. «Мутный» статус Банка России можно отчасти списать на «лихие 90-е», когда нас оглоушили каскадом «демократических» и «рыночных» реформ. Но с тех пор прошло уже два десятка лет. Мы приходим в себя. Мы понимаем всю абсурдность той модели экономики и финансово-банковской системы, которую нам сумели навязать в годы перестройки и реформ.

Я писал недавно о необходимости срочного и радикального реформирования банковской системы России. В качестве первой меры я предложил отказ от так называемого частичного покрытия депозитно-кредитными организациями своих обязательств. Покрытие должно быть полным, 100-процентным. Иначе бессмысленный и разрушительный для страны процесс «отзыва лицензий» коммерческих банков будет продолжаться. А ведь это фактически перманентный банковский кризис, не позволяющий начать восстановление экономики. Нам надо поставить жирную точку на этом кризисе.

Фемида

Не менее срочной и важной мерой должно стать принятие мер по неукоснительному выполнению положения Конституции РФ о том, что Банк России - орган государственной власти. Нет никакого сомнения, к какой ветви власти должен относиться этот орган - к исполнительной. Так было у нас и во времена Российской империи (Госбанк был создан в 1860 году), так было и в Советском Союзе (одно время Госбанк находился даже в составе Минфина как его эмиссионное подразделение).

В любом случае Банк России должен быть лишен своего особого статуса, делающего его формально четвертой властью, а фактически - первой, стоящей даже над Президентом РФ.

Очень надеюсь, что наши юристы и законодатели наконец-то очнутся и увидят те вопиющие несуразности, которые присутствуют в Конституции РФ (в части, касающейся банков и банковской деятельности), законе о Центробанке и других нормативно-законодательных актах, определяющих жизнь финансово-банковской сферы.

Валентин Катасоновhttps://regnum.ru/news/economy/2336862.html

taen-1.livejournal.com

2. Конституция РФ. Полномочия ветвей власти. Основные ветви политический власти

Похожие главы из других работ:

Анализ региона: Бавария

2.1 Институциональный дизайн: устройство и полномочия региональной власти

По конституции Свободного Государства Баварии, управление государством осуществляется самими гражданами, имеющими право голоса, через народных представителей, избранных ими, и через исполнительные органы власти и судей...

Государство как политический институт

Конституция

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначается термином «реальная конституция»- это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности...

Законодательная власть

3 полномочия парламента

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д...

История России в конце ХХ века – начале ХХI века

1.3 Новая Конституция Российской Федерации

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть - впервые в современной России - по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными...

Основные ветви политический власти

3. Президент РФ. Условия избрания и основные полномочия

Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и 2) место...

Переходное состояние современной российской государственности

2.2 Конституция РФ 1993 года

Следует обратить внимание на некоторые особенности Конституции РФ 1993 года: 1. Конституция отражает кардинальные изменения в ценностных ориентациях, которые произошли в обществе и государстве в постсоветский период...

Политико-правовые взгляды Бенджамина Франклина

Глава 2. Конституция

Конституция Соединенных Штатов Америки была принята 17 сентября 1787 года. Ее ратифицировали 13 штатов. Этот проект конституции являлся первым подобным документом своего времени...

Политическая система общества

3. Властные полномочия и структура государства

Еще Платон в «Законах» поставил вопрос об основании того, что одни правят, а другие обязаны им подчиняться, поскольку необходимо, чтобы в государствах были правители и подчиненные. М. Вебер выделяет «три вида внутренних оправданий...

Политическая система общества Ватикана

1.2 Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

После принятия Основного закона 2000-2001 гг. в Ватикане изменилось соотношение ветвей власти. Папа Римский обладает всей полнотой исполнительной, судебной и законодательной власти, однако в ст...

Политическая система Республики Молдова

III. Конституция Республики Молдова

Конституция Республики Молдова (молд. Constituюia Republicii Moldova) -- основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему...

Политический строй Германии

1. Основной закон - Конституция

конституция германия политический канцлер Основной закон обязывает органы законодательной власти придерживаться конституционного строя, а органы государственного управления - правовых норм и законов...

Роль Президента Российской Федерации в системе государственной власти

3. Полномочия президента России в области внешней политики

Следует отметить, что на всём протяжении своей истории Российское государство уделяло особое внимание внешней политике. Такое положение было обусловлено рядом факторов, связанных с собой ролью России в мире, с возлагаемыми на неё...

Сравнительный анализ полномочий президента США и ФРГ

2.Полномочия Президента ФРГ в рамках парламентского государства

Согласно Основному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный президент. В ФРГ он занимает более скромное место в государственном механизме, чем рейхс-президент в Веймарской республике...

Судебная власть в Украине

Полномочия Конституционного Суда Украины

В соответствии с Конституцией Украины и Законом «О Конституционном суде Украины», суд принимает решения и даёт заключения по таким делам § рассмотрение вопросов соответствия Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады Украины...

Форма государственного устройства Японии в историческом и правовом аспектах

1.2 Конституционные реформы под давлением США. Конституция 1947г.

Насаждение тоталитарных методов правления сочеталось с агрессивным внешнеполитическим курсом правящих кругов, направленным на создание так называемой "сферы сопроцветания". В 1931 г. была оккупирована Маньчжурия (северо-восточная часть Китая)...

polit.bobrodobro.ru

Ветви и уровни государственной власти в современной России — МегаЛекции

По Конституции РФ 1993 г. государственная власть в современной России разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти разделяется на федеральный, региональный и местный уровни.

Глава государства – Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, целостности РФ. Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что позволяет реализовать механизм «сдержек и противовесов» властей. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Максимальное время пребывания в должности президента – не больше двух сроков подряд.

Функции Президента России довольно обширны. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; подписывает и обнародует федеральные законы; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; решает другие вопросы.

Высшим органом законодательной и представительной власти Российской Федерации является парламент – Федеральное Собрание РФ. Оно осуществляет, разрабатывает и принимает законы, рассматривает и решает важнейшие государственные вопросы и имеет право контроля за деятельностью государственного аппарата. Федеральное Собрание состоит из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы, верхней - Совета Федерации.

Государственная дума РФ состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет по смешанной системе. По Конституции РФ Госдума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Но это формально. Если она три раза подряд отклонит кандидатуру на должность Председателя правительства, то Президент распустит Государственную Думу. Если Госдума повторно выразит недоверие правительству в течение трех месяцев, Президент принимает решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации РФ формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (в целом это 170 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Генерального прокурора и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Система исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ и др.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

На региональном уровне также существует разделение властей на три ветви. По Конституции РФ система органов региональной исполнительной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно.

Законодательные органы субъектов в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данной территории, осуществляют контроль за работой исполнительных органов.

Глава государства
Президент Российской Федерации

 

Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть
Федеральное Собрание Российской Федерации  
Совет Федерации Государственная Дума

 

 
    Правительство Российской Федерации

 

 
Конституционный Суд РФ

 

Верховный Суд РФ

 

©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

 

megalektsii.ru