Педсовет " Системно - деятельностный подход- методология ГОС. Системно деятельностный подход предусматривает наличие у обучающихся


Педсовет " Системно - деятельностный подход

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа № 82 города Донецка»

Разработка педагогического совета на тему :

«Системно – деятельностный подход – методология ГОС»

Подготовила

заместитель директора по УВР

Пигольчук Я.И.

Тема : Системно – деятельностный подход – методология ГОС.

Цель: ознакомить педагогов с системно - деятельностным подходом как методологией ГОС.

Задачи:

1.Систематизировать знания педагогов о разных подходах в обучении.

2.Активизировать творческую деятельность педагогов.

3. Активизировать самообразовательную работу педагогов.

Форма: мастерская

Тема: «Галактика педагогики»

Категория слушателей: учителя

Оборудование: мультимедийное оборудование, мобильный компьютерный класс.

Наглядность: презентация, небесные тела ( Солнце, планеты, комета).

Раздаточный материал: «звезды», справочный материал.

Порядок работы:

I. Презентация педагогического опыта в рамках аттестации педагогов.

II. Системно – деятельностный подход - методологическая основа ГОС.

1. Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода.

2. Технологическая карта урока - новый вид методической продукции.

III. Из опыта работы учителей:

1. Безотметочное обучение в системе современных подходов оценивания достижений учащихся 1 класса.

2. Тестирование в практике учителя.

3. Современные способы оценивания учебных достижений учащихся на уроках математики.

4. Качество преподавания русского языка.

IV. Мастер - класс « Разработка тестов с помощью программы МуТest3».

Слайд 1

Ход мастерской :

Современный педагог - не тот, кто учит,

а тот, кто понимает и чувствует,

как ребенок учится, как проходит

его становление.

Слайд 2

Тема нашего педсовета « Галактика педагогики», потому что каждый из нас подобен Вселенной со своими планетами и звездами, освещающими путь. И сегодня мы познакомимся с опытом работы наших галактик….

( Презентация учителей, которые аттестуются).

Слайд 3

Как сказал Бернард Шоу : « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» .   

Образование  есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире).

Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Задание учителям ( в группах): нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите  вид деятельности ученика в школе (учебная, познавательная, игровая, поисковая, трудовая, творческая, оздоровительная, внеурочная). Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов, по вашему мнению, ученик занимается тем или иным видом деятельности . Соедините эти точки. Что у вас получилось? ( Демонстрация) Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе?  Почему? Так вот, применение системно-деятельностного подхода к обучению, поможет выровнять это колесо.

Слайд 4

Возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Слайд 5

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Слайд 6

Задание учителям ( в группах): распределить методы обучения в порядке увеличения их эффективности (сверху вниз)

Выбор эффективных методов и приѐмов обучения

•Аудио и видеопросмотр (3)

•Демонстрация (опыты) (4)

•Групповое обсуждение (5)

•Самостоятельное чтение(2)

•Лекция (1)

•Обучение других (применение знаний на практике) (7)

•Выполнение практических заданий (6)

( Отвечает одна группа , все другие комментируют, потом проверка)

Слайд 7

Подвести итог этой работы хочется стихотворением Н.Рыленкова:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Слайд 8

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятель-ности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Слайд 9

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Слайд 10

Системно - деятельностный подход к обучению предусматривает:

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

Слайд 11- формирование у школьников умения контролировать свои действия; - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Слайд 12 ( каждый метод)

Реализация деятельностного подхода  обучения  опирается на следующие методы:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения).

Слайд 13

Выступление педагогов: « Парад планет Солнечной системы»

В разделе « Планеты Солнечной системы» мы узнаем, какие методы и формы работы используют учителя для достижения качественного обучения.

Слайд 14

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Как же построить урок с позиции требования системно-деятельностного подхода?

( выступление учителей)

Слайд 15

«Метеоритный дождь»: ну что же, прогулка по планетам Солнечной системы удалась. Наша работа не заканчивается. Случилась беда: на наши планеты посыпался метеоритный дождь. Спастись от него можно только одним способом: дать определение « системно –деятельностный подход – это……»

( работа в группах, зачитать).

Для работы по созданию проекта решений педсовета, необходимо выбрать комиссию.

«Звезды - афоризмы»: метеоритный дождь мы с вами победили. Очень часто хочется взглянуть на небо и увидеть яркие и всегда притягательные для нас звезды- выпускники. И ожидание нас не обмануло. Для нас засияли, протягивая к нам свои лучики звезды- афоризмы. Выберите себе звезду- афоризм и напишите свою фразу, которая у вас появилась ( групповая работа).

Звезды- афоризмы:

- если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь;

- ты навсегда в ответе за тех, кого учишь;

- у каждого человека свои звезды;

- должна же я стерпеть двух- трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками;

- у людей не хватает времени что-либо узнавать.

Слайд 16

Педагогическая комета: после испытания метеоритным дождем и наград в виде звезды- выпускника у нас следующее задание. На этот раз это – педагогическая комета. Чтобы комета стала спутником нашей галактики, мы должны согреть ее теплом учительских рук, сердец и, главное, теплом учительского труда. Как это сделать, каким должен быть труд современного учителя

( работа в группах: дать по 1-2 ответа письменно).

( ведущий делает выводы о том, что учиться учителю необходимо в течение всей жизни, применять тот подход в обучении, который является способным развить ученика в соответствии с современным социальным заказом общества).

Мастер – класс « Разработка тестов с помощью программы МуТest3»

Рефлексия

Пусть каждый день в школе вам напоминает, что у каждого человека есть своя галактика. И наша задача - помочь ребятам в их трудном пути во вселенной. У человека всегда должно быть время узнавать что- то новое.

     ЧТЕНИЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ  

Слайд 17            

Закончить педсовет я хочу стихотворением Самуила Маршака:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Проект решения педагогического совета:

1.Педагогическому коллективу:

1.1 Активизировать работу по самообразовательной деятельности, с целью внедрения системно – деятельностного подхода в обучение.

1.2.Использовать инновационные технологии, способствующие формированию у обучающихся универсальных учебных действий, с целью внедрения системно – деятельностного подхода УВП.

2. Руководителям ШМО: рассмотреть на заседаниях МО вопрос о внедрении системно – деятельностного подхода, в рамках своих дисциплин, с целью повышения качества образования и перехода на новые ГОС.

3.Отметить положительный опыт учителей: Рутченко И.Ю., Негоды О.Ю. Алешиной Л.Н., Череповой Л.В. в применение современных технологий и  пропаганду педагогического опыта работы через систему открытых уроков, педсоветов, издательскую деятельность.

infourok.ru

Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность. Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.  Основной педагогической задачей – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.  Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировывались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Принципы системно-деятельностного подхода заключаются в следующем:

1. Новые знания не даются в готовом виде - дети их открывают сами в процессе самостоятельной деятельности; опираясь на имеющиеся и приобретенные знания, дети самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

2. Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на  сотрудничестве и взаимопонимании. Задача учителя заключается не столько в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учителю необходимо организовать самостоятельную работу так, чтобы обучающиеся сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, по какому плану или по какому алгоритму.

3. Система «учитель – ученик» эффективно работает тогда, когда открытие нового знания разворачивается через последовательность четко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут учащихся к проблеме урока, к его цели.

4. Необходимо использование различных источников информации и организация сотрудничества на разных уровнях (индивидуальная, групповая, парная работа).

5. Формирование у обучающегося умения и желания учиться всю жизнь, работать в команде, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, быть способным осуществлять рефлексию.

6.Деятельностный подход предусматривает наличие у обучающихся устойчивого познавательного мотива, включение содержания образования в контекст жизненного опыта школьника, перенесение содержания на его жизненные задачи, интересы и повседневную жизнь.

В рамках реализации системно-деятельностного подхода изменились и требования к современному уроку. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Причем проектный метод является самым интегративным из всех названных. Он включает в себя все виды деятельности. Возможные формы представления результатов проектной деятельности: макеты, модели, схемы, план-карты, презентации, альбомы, буклеты, реконструкции событий, рассказы, стихи, рисунки.

Технология системно-деятельностного подхода на уроке включает определенные структурные элементы. Так, урок введения новых знаний включает в себя следующие этапы:

1. Мотивация к учебной деятельности: на данном этапе создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Возможные приемы мотивации к учебной деятельности: видеосюжет, ролевой сюжет, музыкальный фрагмент, проблемная ситуация, вопрос-размышление, проблемный вопрос, интересный научный факт.

2. Актуализация знаний: на данном этапе организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению проблемного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения; делается вывод об изученных способах действий, достаточных или недостаточных для построения нового знания. Возможные приемы актуализации знаний: интеллектуальная разминка, эксперимент, диалог, проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, игра.

3. Выявление места и причины затруднения: на данном этапе организуется выход учащегося на пробное действие; ученик пошагово, вербально проговаривает, где именно и почему возникло затруднение, каких знаний недостает, чтобы решить поставленную задачу.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения: учащиеся определяют цель урока как устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, определяют план учебных действий.

5. Реализация построенного проекта: проблемное объяснение материала или проблемное открытие нового материала. Возможные формы реализации: работа с литературой, групповая работа, сравнение, сопоставление, составление схем, эксперименты, опыты, работа с сигнальными карточками, мини-проекты, мини- исследования.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи: на данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задачи на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь): учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, происходит исполнительская рефлексия; важно создать для каждого ученика ситуацию успеха (дифференцировать задания), мотивировать к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Возможные формы реализации: «Найди ошибку",  рассказ по опорному конспекту, классификация, словарная работа, логические цепочки, схемы, кроссворды, игры-викторины.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение: учителем подбираются задания, выполняя которые, с одной стороны, ученики доводят до автоматизма новые способы действия, с другой стороны, подготавливаются к введению новых норм и способов. Возможные формы: тесты, взаимопроверка, составление таблиц, решение или составление кроссворда, задание на соответствие, метод 6 шляп, группировка материала,  прием «Куб» (на каждой стороне куба написано задание).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, итог урока: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Возможные формы: закончи предложение, личное отношение к теме, цветотехника, свободный микрофон, оценка успешности.

Таким образом, главные составляющие деятельности педагога на уроке это:

- цели урока задаются с тенденцией передачи этой функции от учителя к ученику;

-учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия: оценивать готовность, обнаруживать незнание, находить причины этого незнания и каких-либо затруднений.

-учитель использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности школьников в процессе обучения.

-учитель обучает учащихся ставить и адресовать друг другу вопросы, отвечать на вопросы, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

- на уроке задаются четкие критерии самоконтроля и самооценки.

-учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поддерживает его минимальные успехи; оценивает его достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

-стиль, тон отношений  на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Использование системно-деятельностного подхода в организации обучении  открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

e-koncept.ru

Презентация на тему "Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов.

Педсовет

«Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

СЛАЙД «Тема педсовета»

- Добрый день, уважаемые коллеги! На дворе весна - прекрасная пора, начало обновления природы. В образовательном пространстве также идут процессы обновления.

Какие? - Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС - важный шаг в реформировании школы, предполагающий переход системы образования на качественно новый уровень. Обучение по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений и его осуществления на основе современных технологий. Поэтому учителям необходимо овладеть новыми педагогическими технологиями. В основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Он

(Системно-деятельностный подход) стал обязательным для всех учителей. Но у педагогов появилось много вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов? Что такое СДП? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Как вести уроки с точки зрения системно-деятельностного подхода?

Слайд «Эпиграф

Эпиграфом будут слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

Задачи педсовета:

1.Систематизировать знания педагогов о системно-деятельностном подходе.

2. Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении;

3.Выработать рекомендации.

Повестка педсовета:

1. «Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов» (доклад Гурьева О.И.))

2. Из опыта работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении (работа по группам).

3. Определение траектории работы педагогов по реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.

4. Решение педсовета.

Современный человек живет в условиях обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, ннтернет требуют новых способов ее освоения, умения всю жизнь учиться. Любая информация быстро устаревает, необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остается актуальным.

Слайд « 4 столпа»

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование:

Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой

дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Эти задачи могут быть реализованы только при обязательном применении системно-деятельностного подхода в обучении. Этот подход положен в основу новых стандартов.

СЛАЙД Системно-деятельностный подход как основа ФГОС общего образования обеспечивает:

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС общего образования обеспечивает:

-формирование готовности личности в саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Задача учителя - организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встаёт вопрос: Что такое СДП? Какими средствами реализовать СДП? Обратимся к теории данного подхода.

Слайд «Портреты учёных»

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков

отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно- деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

СЛАЙД « Принципы СДП»

Основными дидактическими принципами СДП являются:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта

знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы,

ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Слайд «Система, деятельность, подход»

Система- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образует определенную целостность, единство.

Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Подход- совокупность приемов и способов воздействия на кого( что)-либо или в изучении чего- либо для получения определенного результата.

Слайд «Определение СДП»

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели ( понимания того, что именно нужно выяснить, освоить) Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления.

СЛАЙД «Чему учить? Ради чего учить? Как учить»

Основная задача педагога - организация условий, инициирующих детское действие.

Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

Как говорится в японской пословице: Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня, научи меня ловить рыбу я буду сыт всегда.

Слайд «Таблица сравнения уроков»

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд «Характер становится поисковым»

Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока. Механизмом реализации СДП являются различные технологии, применяемые на уроке и во внеурочной деятельности. Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу необходимо владеть современными технологиями.

Деловая игра

На вашем столе таблица с графами «Знаю», «Умею»

- Какие технологии СДП вы знаете? «Знаю» заполните 1 столбик.

Какие из них используете в обучении? «Умею» 2 столбик

ОЗВУЧТЕ

Теперь возьмите и нарисуйте цветок, а на цветке будет столько лепестков, сколько у вы знаете технологий. Дальше раскрасьте столько лепестков, сколько вы используете в обучении.

Что же у вас получилось?

( по 1 столбцу вы написали о всех технологиях, а во2 столбце, те которые применяете. Из скольки лепестков получился цветок? К примеру 10, из них 8. Расскажите об одной технологии, которую вы применяете в обучении.

Рассказ об 1 технологии от группы

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

Слайд «Технологии»

  • Информационные и коммуникативные технологии.

  • Технология, основанная на создании учебной ситуации.

  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

  • Технология, основанная на уровневой дифференциации.

  • Технология деятельностного метода.

На слайде вы видите список технологий. Многие из них вы знаете и умеете пользоваться. Некоторые лепестки нашего цветка технологий остались бесцветными. Хотите чтобы цветок весь расцвел?

Посмотрите таблицу 3 столбик вопрос

О каких технологиях вы хотели бы узнать? Хочу узнать, чтобы применять. Мотив ( надо применять на уроке новые технологии)

Цель : изучить и применять

4 Столбик Как узнать?

Напишите траекторию работы педагогов по реализации СДП.

план ваших действий по изучению новой технологии. Пишем ( время ). Отвечают две группы(план работы)

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Слайд «Таблица «Организующая роль учителя»

Технология деятельностного метода предполагает следующую

последовательность шагов на уроке:

Этапы урока

Организующая роль учителя

1

Мотивация к учебной деятельности

Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3

Выявление места и причины затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5

Реализация построенного проекта

Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

8

Включение в систему знаний и повторение

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

Выступление учителей

Воднева Е.В. «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода»

Артёмова И.А.Технология деятельностного обучения в надпредметном курсе «Мир деятельности»

Буглеева С.В. «Системный подход во внеурочной деятельности»

Подводим итоги. Слайд «Проверка»

  • Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

  • Позиция ученика: за познание мира.

  • Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.

  • Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

  • Учебное действие – действие по созданию образа.

  • Образ – слово, рисунок, схема, план.

  • Оценочное действие – я умею! У меня получится!

  • Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.

Слайд «Слова»

Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Проект решения педсовета:

  1. Продолжить методическое просвещение педагогов по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через педсоветы, методсеминары, заседания ШМО, курсы повышения квалификации.

  2. Всем педагогам активизировать работы по самообразованой деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП?

  3. Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения системно-деятельностного подхода в учебном и воспитательном процессе.

4.Разместить материалы педсовета о системно-деятельностном подходе на школьном сайте.

infourok.ru

Системно -деятельностный подход в обучении

«Системно-деятельностный подход в в процессе обучения»

Ульянова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №12

г. Лиски, Воронежской области

.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации?

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

На уроке большое внимание уделяется взаимодействию учеников.

Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах. В учебном процессе играм отводится особая роль, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы. Получать знания помогает современная техника, компьютеры, интерактивные доски. Детям становится интересно. Все хотят выйти к доске. В результате чего учебный процесс активизируется.

Позиция ученика: за познанием мира в специально организованных условиях.

Системно-деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Ключевое слово здесь – деятельность.

Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно - деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться.

Умение учиться сводится к овладению учащимися обще учебными умениями, среди которых следует выделить:

  • Умения организовать свою деятельность.

  • Умения результативно мыслить.

  • Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития»,

самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод".

Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание!

Даже учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностный метод обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера.

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.

Математика 2 класс тема: «Прямоугольники».

Деятельность учеников

- Начертите прямоугольник.

-Почему вы испытываете затруднения?

-Какие?

-Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой прямоугольник.

-Потому что прямоугольники бывают разные.

- Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания.

«Письменные приёмы вычитания»

Деятельность учеников

- На доске записаны два примера на вычитание:

_ 98 _ 53

67_ 29_

-Выполните решение данных примеров.

Почему невозможно применить письменный алгоритм вычитания для решения второго примера?

Как бы вы предложили решить эту проблему?

-Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд.

-Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.

-Потому что невозможно от 3 отнять 9.

-Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.

-Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.

Технология проблемно-диалогического обучения (подводящий к теме, побуждающий).

Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».

Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания сначала предоставляется помощь ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге организовывается «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.

Примеры подводящего к теме диалога.

Русский язык 2 класс тема: « Правописание безударных гласных в корне слова».

Деятельность учеников

- Спишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил.

- Поставьте в словах ударение.

- Подчеркните безударные гласные.

- В какой части слова находятся

безударные гласные?

- Подчеркните их.

- Какое правило мы не знаем?

- Значит, какая сегодня тема урока?

-Записывают слова.

-Ставят ударение.

-Подчеркивают.

- Безударные гласные находятся в корне слов.

-Подчёркивают.

О правописании безударной гласной в корне.

- Правописание безударных гласных в корне слова.

(Тема урока).

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Необходимо создать проблемную ситуацию, затем произносить специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Пример побуждающего к проблемной ситуации диалог.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Уважаемые коллеги, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

infourok.ru

Системно - деятельностный подход - основа ФГОС

Системно - деятельностный подход - основа ФГОС

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище» сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть». Учиться знать- умение ученика ежедневно конструировать собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы. Учиться делать – акцент на практическом применении изученного. Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и своё сообщество. Умение быть – акцент на умениях, необходимых индивиду для развития своего потенциала. Все эти особенности легли в основу новых ФГОС.

Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности

Что же представляет собой системно-деятельностный подход (СДП)? Можно провести аналогию: светло-зелёный шарф (светлый –одна характеристика, зелёный – другая). Системность как качество деятельности. Деятельностный как качество подхода к образованию и управлению.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат".. По мнению психолога А.Н.Леонтьева, деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности.

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт

Деятельность – в чём её суть?

Деятельность- это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Современные учёные выделяют взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы.

Есть разные определения структуры деятельности, но мы придерживаемся методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон.)

Она обозначена на слайде:

Таким образом, только в полном цикле составляющих можно считать деятельность состоявшейся, и в этом и есть системность как качество деятельности.

Урок – какова структура? В чём отличие урока с СДП от традиционного урока?

Деятельностный урок – это система действий, направленная на достижение результата.

В самом общем виде структура деятельностного урока выглядит так:

  • Начало (актуализация знаний, проблема, цель)

  • Основная часть (усвоение знаний и развитие УУД)

  • Итог (результат, оценка, рефлексия, перспектива).

Технологии – каково различие традиционного и системно-деятельностного подходов? Какие технологии являются деятельностными?

На слайде хорошо видна разница традиционного и системно-деятельностного подходов с позиции использования технологий обучения: если в традиционном подходе учитель, определяя знания и умения, через методику преподавания формирует знания и умения, то при СДП учитель, определяя знания и умения, через использование современных технологий обучения приходит к развитию личности ребёнка.

Наиболее эффективной технологией для реализации СДП является технология деятельностного метода. Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.

Технология деятельностного метода предполагает на уроке 9 последовательных шагов, но наиболее важным с позиции учебной деятельности является этап построения проекта выхода из затруднения, когда ученики ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки, согласовывают тему урока. Это и есть учебная деятельность и её структурные элементы в системе.

На всех уроках в начальном звене используется проблемно- диалогическая технология (автор Е.Л.Мельникова), которая даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить школьников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового знания должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. –

- Так в чём же суть СДП?(Системно-деятельностный подход – это формированиеумения действовать со знанием дела)

- Как вы думаете, какой самый трудный предмет ФГОС?

- По мнению составителей ФГОС, это учитель.Школа не изменится от появления новых учебников, программ, концепций и даже новых стандартов. Нет сомнения, что основой всех основ является учитель, его личность, образ мышления. Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.

- Вспомним показатели владения педагогом системно-деятельностным подходом в обучении (они обозначены на слайде).

Показатели владения педагогом системно-деятельностным подходом в обучении:

  • Имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку - принятие концепции ФГОС

  • Системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений - развитиепредметной компетентности

  • Проектирует цели курса, тему урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов - формирование УУД

  • Создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников - формирование УУД

  • Организует поисковую, проектную, проблемную деятельность детей - технологии ФГОС

  • Организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения - использование различных форм организации познавательной деятельности учащихся

  • Организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями - технология оценивания

  • Владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания - обучение навыкам само- и взаимооценки

  • Осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов - формирование навыков анализа и самоанализа учебного занятия.

- Отсюда следуют требования к современному учителю.

Таким образом, что требуется от современного учителя?

1). Принятие концепции ФГОС, готовность к изменению стиля работы (самооценка готовности к принятию концепции ФГОС).

2). Приобретение теоретических основ ФГОС (педсоветы, семинары)

3). Изменения в педагогической деятельности (практикоориентированные формы методической работы).

4). Непрерывность образования (не только ПК, но и самообразование).

Данные требования обусловили задачи и направления работы по методическому сопровождению внедрения ФГОС.

- Как вы думаете, какое самое прекрасное зрелище на свете?

( Как утверждает великий мудрец Конфуций, самое прекрасное зрелище - это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.)

- Показать путь –вот как изменяется функция учителя: она теперь заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.Как образно замечал Л.С.Выготский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Значит, главная задача– обучить учителя, чтобы он, образно говоря, перестал быть самым трудным предметомФГОС.

Известно, что обычные знания бесполезны, но если знания добыты в процессе самостоятельного мыслительного откровения — тогда они становятся радостным достижением человека.

Заключение.

Итак, системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Завершая, напомню слова Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Педагогическая болезнь – когда ученики получают готовые знания, педагогический успех – когдау школьников есть живой интерес к познанию, желание действовать.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. И именно нам, современным учителям, необходимо не только понять, но и действовать Надо только помнить напутствие Уильяма А. Уорда: «До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно,

готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и

добивайтесь неустанно».

multiurok.ru