Статья «Системно – деятельностный подход в обучении информатики». Системно деятельностного подхода в обучении


Системно -деятельностный подход в обучении

«Системно-деятельностный подход в в процессе обучения»

Ульянова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №12

г. Лиски, Воронежской области

.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации?

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

На уроке большое внимание уделяется взаимодействию учеников.

Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах. В учебном процессе играм отводится особая роль, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы. Получать знания помогает современная техника, компьютеры, интерактивные доски. Детям становится интересно. Все хотят выйти к доске. В результате чего учебный процесс активизируется.

Позиция ученика: за познанием мира в специально организованных условиях.

Системно-деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Ключевое слово здесь – деятельность.

Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно - деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться.

Умение учиться сводится к овладению учащимися обще учебными умениями, среди которых следует выделить:

  • Умения организовать свою деятельность.

  • Умения результативно мыслить.

  • Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития»,

самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод".

Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание!

Даже учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностный метод обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера.

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.

Математика 2 класс тема: «Прямоугольники».

Деятельность учеников

- Начертите прямоугольник.

-Почему вы испытываете затруднения?

-Какие?

-Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой прямоугольник.

-Потому что прямоугольники бывают разные.

- Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания.

«Письменные приёмы вычитания»

Деятельность учеников

- На доске записаны два примера на вычитание:

_ 98 _ 53

67_ 29_

-Выполните решение данных примеров.

Почему невозможно применить письменный алгоритм вычитания для решения второго примера?

Как бы вы предложили решить эту проблему?

-Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд.

-Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.

-Потому что невозможно от 3 отнять 9.

-Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.

-Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.

Технология проблемно-диалогического обучения (подводящий к теме, побуждающий).

Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».

Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания сначала предоставляется помощь ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге организовывается «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.

Примеры подводящего к теме диалога.

Русский язык 2 класс тема: « Правописание безударных гласных в корне слова».

Деятельность учеников

- Спишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил.

- Поставьте в словах ударение.

- Подчеркните безударные гласные.

- В какой части слова находятся

безударные гласные?

- Подчеркните их.

- Какое правило мы не знаем?

- Значит, какая сегодня тема урока?

-Записывают слова.

-Ставят ударение.

-Подчеркивают.

- Безударные гласные находятся в корне слов.

-Подчёркивают.

О правописании безударной гласной в корне.

- Правописание безударных гласных в корне слова.

(Тема урока).

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Необходимо создать проблемную ситуацию, затем произносить специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Пример побуждающего к проблемной ситуации диалог.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Уважаемые коллеги, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

infourok.ru

Технологии обучения в условиях системно

Тема методического семинара:

Технологии обучения в условиях

системно - деятельностного подхода в образовании

3 декабря 2010 года был проведен педагогический совет «Деятельностный подход в образовании как условие формирования ключевых компетенций», одно из решений педагогического совета – провести методический марафон «Использование системно -деятельностного подхода в обучении», который будет проведен с 1 по 11 марта. На этапе рефлексии педсовета была запущена анкета, в результате которой было выявлено, что не все педагоги школы усвоили (и поняли) какие педагогические технологии можно использовать при системно - деятельностном подходе обучения.

1 слайд. На основании этого возникла необходимость в проведении семинара, который послужит отправной точкой для педагогического марафона.

«Технологии обучения в условиях системно - деятельностного подхода в образовании»

2 слайд.

…Быть открытыми ко всему новому.

Чтобы догнать мир, нам нужно

смотреть вперёд, а не оглядываться

назад. Только новые технологии, новые

услуги, новые знания помогут нам

встать крепко на ноги.

В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

3 слайд.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Как помочь его самоопределению?

Только с помощью действия

4 слайд. Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.

Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.

Что значит "деятельность"?

5 слайд. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

6 слайд. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

7 слайд.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

    • ставить цели,

    • решать задачи,

    • отвечать за результаты.

8 слайд. Действие ребенка в процессе обучения связано с передачей ему способов (системы средств) построения понятия.

Это возможно сделать лишь на особом содержании!

Содержание должно представлять систему, а не фрагменты.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Для того чтобы реализовать системно - деятельностный подход в образовании, необходимо понимать, четко разграничивать и уметь соединять в систему данные понятия как ориентиры в деятельности. Только зная смысл и оперируя грамотно данными понятиями можно задуматься о внедрении данного подхода в образовательный процесс.

9 слайд.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Когда-то, в 1957 г., вышла книга выдающегося психолога А.Валлона, которая так и называлась: "От действия к мысли". И по сути дела, создавая вслед за Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, Л.С.Выготским линию универсальных учебных действий, мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.

10 слайд.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;

  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

11 слайд.

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

12 слайд. Организовать деятельность учеников помогут современные образовательные технологии

13 слайд. Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

14.слайд. Признаки педагогических технологий.

  • В основе – конкретные педагогические теории, идеи

  • Строгий порядок действий

  • Воспроизводится любым педагогом

  • Индивидуальный и дифференцированный подход

  • Четкие критерии оценки результатов

  • Гарантированность педагогического процесса

15 слайд. При системно-деятельностном подходе предпочтение отдается следующим технологиям (по классификации А.В.Хуторского):

1.Проблемно-диалогическая технология.

2.Технология сотрудничества.

3. Проектно-исследовательская деятельность

4. Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

5. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.

6. Технологии развивающего обучения.

7. Технология критического мышления.

По результатам анкетирования, которое было проведено среди педагогов нашей школы, среди перечисленных технологий явно выявлено 3 технологии, информацию о которых хотели бы получить, или повторить (Проектно-исследовательская деятельность, технология критического мышления, творческие мастерские). Сегодня эти технологии будут представлены.

16 слайд Виды деятельности.

1.Игровая

2.Учебная

3.Исследовательская, проектная

4. Творческая

5. Спортивная

6. Трудовая

17 слайд. Классификация образовательных технологий

  • Догматические, репродуктивные

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Развивающее обучение

  • Модульная педагогическая технология

  • Проблемные, поисковые

  • Творческие

  • Программированное обучение (управление деятельностью и поведением учащихся).

18 слайд.

  • Диалогические + дискуссии (коллективный поиск истины)

  • Игровые

  • Саморазвивающее обучение

  • Информационные (компьютерные)

  • Проектная

  • Составление портфолио (сбор и структурирование материалов по определенной теме).

19 слайд. Обучение возможно на основе учебных ситуаций с использованием элементов педагогических технологий.

20 слайд. Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:

  • соревнования – командные и индивидуальные;

  • сюжетные – «поиск сокровищ» …

  • ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

21 слайд. Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:

  • «Пишем книгу»;

  • «Готовим праздник»

  • «Делаем подарки»

  • «Сообщаем вам …»

22. слайд. Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:

  • эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)

  • маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)

  • проведение мини-исследований

  • описание и оценка.

23 слайд. При этом важно у ребенка развивать такие стороны:

1) рефлексию,

2) анализ,

3) планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Выступления педагогов.

Заключение. Но не нужно забывать «Золотые правила» использования приемов технологий.

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;

  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

  • Учи анализировать каждый этап работы;

  • Критикуя, стимулируй ученика.

Системно - деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, но именно через него мы дадим ребенку основу для развития, и научим ребенка учиться. Завершая, напомню Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что кризис нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Системно -деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

infourok.ru

Статья "Системно-деятельностный подход в обучении".

ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №18

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА

Системно-деятельностный подход в обучении

Подготовила

Мироненко Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

2015г.

«Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю».

Конфуций

Что такое системно-деятельностный подход в образовании?

Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Значит, процесс обучения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Теперь обучающийся выбирает между «Меня учат» и «Я учусь» путь к осознанному обучению – «Я учусь».

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Так формируется лучшая мотивация и желание ребёнка: «Я хочу всё знать!».

Учёные-основоположники системно-деятельностного подхода: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов.

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа общего образования обеспечивает:

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование темы урока

Учитель сообщает учащимся.

Формулируют сами учащиеся.

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности).

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности).

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону).

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке.

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия.

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех).

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Технология деятельностного метода

п/п

Этапы урока

Организующая роль учителя

1

Мотивация к учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3

Выявление места и причины затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

15

Реализация построенного проекта

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

66

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

77

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

88

Включение в систему знаний и повторение

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

99

Рефлексия учебной деятельности

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Технологии: информационные и коммуникативные; технология, основанная на создании учебной ситуации; технология проектного обучения; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

В процессе реализации системно-деятельностного подхода в обучении у обучающихся формируются умения:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ – умения оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности;

  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умения организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат;

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – умения добывать, преобразовывать и представлять информацию;

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ – умения донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.

Технология реализации системно-деятельностного подхода

в учебной деятельности

Методика Эдварда де Боно

«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления – простой и практический способ групповой работы, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Это технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию и возможно использование её на всех этапах урока: при постановки проблемы, при изучении материала, его анализе, при закреплении и рефлексии.

Почему шляпы?

  • Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных и наделяющий её характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

  • Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознания, сосредоточиться на выполнении определенных операций.

  • В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.

  • Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

Шесть шляп мышления

  • Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

  • Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные альтернативы, выявить скрытые ресурсы.

  • Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа – это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

  • Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

  • Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты, события и цифры.

  • Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате, и в конце – подвести итог. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Достоинства метода

  • Наглядность, простота освоения и применения.

  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.

  • Позволяет отстранить своё эго от мышления.

Недостатки метода

  • Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

  • Большая психологическая нагрузка.

Ожидаемый результат

Работа в группах по методу «6 шляп мышления» на уроке русского языка «Текст. Типы текстов».

Учитель: Ребята, сейчас я вам предлагаю приобрести «мыслеварительные» шляпы разного цвета. Каждая цветная шляпа особенная, неповторимая, она указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. 

Белая шляпа: статистическая. Нас интересуют только факты. Необходимо описать, как выглядит птица голубь (не менее 5 предложений).

Жёлтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ птицы голубя, составить текст-рассуждение «Почему птица-голубь удивительна, так любима людьми, почему вошла в историю». 

Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы. Подобрать образные художественные выражения относительно темы сочинения. Подумать, чему могут научиться люди у этой птицы?

Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети составляют мини-коллаж: картинки, загадки, стихи, синквейн. 

Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить ситуацию. А все ли так благополучно у голубя, никто его не обижает? 

Синяя шляпа: аналитики составляют план к сочинению-описанию с элементами рассуждения. 

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

К.Д. Ушинский

infourok.ru

Статья «Системно – деятельностный подход в обучении информатики»

Системно – деятельностный подход в обучении информатики.

Шипилова Светлана Львовна,

Учитель информатики

МКОУ Грибановской СОШ №3 Воронежской области

В настоящее время ставятся различные проблемы перед школьным образованием. Одной из проблем является подготовка к жизни и профессиональной деятельности в условиях высокоразвитой информационной среды и возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

На уроках информатики учитель формирует у учеников информационную компетентность. Которая является одной из приоритетных в современном образовании и носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Реализации таких задач как: преобразование информационных объектов с помощью средств информационных технологий ,научное и целостное мировоззрение основанное на понимании законов в природе и обществе, правовые и этические нормы поведения людей в информационной среде. Способствует системно-деятельностный подход в обучении в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Такой подход в обучении строится на следующих принципах:

Принцип деятельности. Ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам, осмысливает свою учебную деятельность активно участвует в совершенствовании и понимании систем и норм формы обучения.

Принцип непрерывности. Преемственность на всех ступенях и этапах обучения на уровне технологий содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей.

Принцип целостности. Системное представление о мире : природе, самом себе, обществе, о мире деятельности, о месте каждой науки в системе наук.

Принцип минимакса. Школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности. Отсутствие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера на уроках и во внеурочное время, диалоговые формы общения, использование идей педагогики сотрудничества.

Принцип вариативности. Систематический перебор вариантов и адекватное принятие решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества. Приобретение учащимися опыта творческой деятельности ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

Рассмотрим пример объяснительно- иллюстративного метода, который включает в себя следующие этапы урока:

Сравним его с системно- деятельностным методом:

При данном сопоставлении четка, видна особенность системно-деятельностного метода, которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Традиционное обучение

Системно-деятельностный подход

основан на принципе доступности;

    опирается на зону ближайшего развития;

      обучающиеся выступают в роли объектов;

        2) обучающиеся действуют как субъекты;

        направлен на усвоение определенной суммы знаний;

          3) нацелен на усвоение способов познания;

          эмпирический способ познания развивает обыденное мышление;

            4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

            обучающиеся усваивают частные способы решая конкретные практические задачи;

              5) обучающиеся усваивают общие способы умственной деятельности;

              формируется человек способный к исполнительной деятельности.

                6) формируется личность способная к самостоятельной творческой деятельности.

                 

                Мы видим, что в процессе обучения лежат разные принципы преподавания нового материала и взаимодействия ученика и учителя.

                 

                Традиционный процесс обучения

                Образовательная деятельность при деятельностном подходе

                Задействованная сторона мышления

                Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная)

                Творческая сторона мышления (продуктивная)

                Деятельность педагога

                Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку

                Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем

                Деятельность ребенка

                Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции

                Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий  

                 

                Приведу для сравнения структуру традиционного урока и урока на основе системно-деятельностного подхода

                Требования к уроку

                Урок традиционной формы

                Урок современного типа

                Объявление темы урока

                Учитель сообщает ученикам

                Учитель подводит учеников к осознанию темы, учащиеся сами формулируют тему урока

                Сообщение целей и задач

                Учитель сообщает учащимся, чему должны научиться. Уже сформулированные цели и задачи.

                Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач. Формулируют сами учащиеся.

                Планирование

                Учитель сообщает ученикам какую работу нужно выполнить для достижения цели.

                Учитель помогает советом, способ достижения цели планируют сами учащиеся

                Изучение нового материала

                Учитель излагает новый материал

                Учащиеся самостоятельно или в группах добывают знания, учитель выступает в роли консультанта.

                Практическая деятельность учащихся

                Учащиеся выполняют ряд практических задач под руководством учителя. Часто применяется фронтальный метод деятельности.

                Учащиеся работают индивидуально или в группах по намеченному плану. Учитель консультирует.

                Осуществление контроля

                Контролирует учитель выполнение практической работы учащимися

                Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля учитель консультирует.

                Осуществление коррекции

                По ходу выполнения работы учащимися, учитель осуществляет коррекцию.

                Ученики определяют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель помогает, советует, консультирует.

                Оценивание учащихся

                Осуществляет учитель на уроке

                Применяется самооценка, оценивание результатов товарищей учащиеся дают оценку сами, учитель консультирует

                Итог урока

                Учитель выясняет, что запомнили ученики

                Проводится рефлексия

                Домашнее задание

                Учитель объясняет домашнее задание

                Учащиеся сами выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей.

                 

                 

                Для организации деятельности учащихся на уроке таким образом, чтобы они не получали знания в готовом виде, а добыли их самостоятельно, необходимо чтобы знания были результатом их собственных поисков. Учитель организовывает эти поиски, управляет учащимися, развивает их познавательную деятельность. В традиционной форме обучения, в первую очередь, необходимо вложить в ученика знания. Целью новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».

                Рассмотрим сравнение традиционного обучения и системно-деятельного подхода на примере преподавания информатики тема: «Графические возможности текстового редактора».

                Этап урока

                Традиционный урок

                Деятельностный урок

                «Урок открытия новых знаний»

                1 Организационный момент.

                Учитель сообщает тему урока, план урока.

                 

                Учитель задает практическую задачу, например: изготовление буклета. Необходимо вставить в тестовый документ чертежи, схемы, графику и т.д. Тогда буклет  станет не только более наглядным, но и профессионально законченным. Обучающимся демонстрируются  примеры буклетов.

                Формулируется тема урока «Графические возможности текстового редактора»

                 

                2 Актуализация опорных знаний

                Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование  и т.д.

                 

                Учащиеся решают определенные задачи с помощью личных рассуждений и наводящих вопросов вникают в тему урока.

                3 Объяснение нового материала

                Используется объяснительно-иллюстративный метод

                Путем наводящих вопросов учитель направляет работу учащихся. Ученики предлагают, с помощью каких инструментов текстового редактора можно выполнить задание, намечают план решения. Обсуждаются различные варианты, предложенные одноклассниками, и выбирается наиболее удачный вариант.  Учащиеся самостоятельно добывают новые знания.

                 

                4 Закрепление нового материала

                Преобладают репродуктивные методы

                В основном фронтальная работа.

                1) Осуществляется пробное учебное действие (индивидуально или в парах).

                2) Самостоятельная работа с проверкой себя по эталону (индивидуальная форма работы)

                 

                5 Рефлексия

                Учитель и обучающиеся обсуждают, что нового узнали на уроке, чему научились.

                Проводится самоанализ деятельности и её результатов.

                Сегодня я узнал …

                Было интересно …

                Я понял, что …

                Теперь я могу …

                Я почувствовал, что …

                Я приобрел …

                Я попробую …

                Меня удивило …

                  6 Постановка домашнего задания.

                  Домашнее задание (параграф учебника и практическое задание)

                  Творческое проектное задание

                  Организовать урок таким образом можно, если новый материал тесно связан с раннее изученным.

                  При такой организации урока учитель выступает в роли тьютера. Позиция педагогической поддержки должна быть такой: «Не делать за ученика, а помогать преодолевать проблему, оказывать  только  адресную помощь ребенку»

                  Несмотря на принципиально другую ориентацию обучения,  системно-деятельностный  подход удачно вписался в мою методическую систему,  потому что он используется мною в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

                  Таким образом, системно – деятельностный подход обеспечивает саморазвитие и непрерывное образование; активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

                   

                   

                   

                  Литература.

                  Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

                  Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986.

                  Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

                  Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

                  Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.

                    xn--j1ahfl.xn--p1ai

                    Системно-деятельностный подход в обучении

                    Системно-деятельностный подход в обучении

                    Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)

                    Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

                    Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсоном.

                    Актуальность

                    При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

                    Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

                    Системно-деятельностный подход предполагает:

                    - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

                    - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

                    - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

                    - признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

                    - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

                    - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

                    - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

                    Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

                    1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

                    На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

                    - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

                    - выделяется содержательная область («могу»)

                    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

                    Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

                    3. Постановка учебной задачи.

                    На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

                    4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

                    На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

                    5. Первичное закрепление во внешней речи.

                    Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

                    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

                    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

                    7. Включение в систему знаний и повторение.

                    На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

                    8. Рефлексия деятельности (итог урока)

                    На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

                    Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

                    3. Теоретическое обоснование

                    Культурно – исторический системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

                    Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

                    связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

                    планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

                    привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

                    оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

                    Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах (Сухов В. П. – доктор педагогических наук, автор концепции системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников).

                    Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»

                    Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации мотива. Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

                    Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

                    Использованные источники.

                    1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

                    2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

                    3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

                    4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.

                    5. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

                    6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236

                    infourok.ru

                    Деятельностный подход в обучении :: SYL.ru

                    Образование – едва ли не самый важный экономический задел, который в настоящее время можно дать ребенку. Ведь от качества знаний, которые он получит еще в школе, зависит как его дальнейший карьерный рост, так и уверенность в своих силах. Неудивительно, что в последнее время широко практикуются новые подходы к образовательному процессу, которые все шире используются в школах и других учебных заведениях.

                    Одним из таких нововведений является деятельностный подход. В чем состоит суть этого метода и чем он так хорош? Вы сможете узнать об этом, прочитав нашу статью! Но сначала не помешает вспомнить бессмертное высказывание Б. Шоу. Если перефразировать его высказывание, то получится следующее: «Нет пути к знанию более действенного, нежели чем самостоятельная деятельность».

                    Проблемы современного образования

                    В СМИ едва ли не каждый день обсуждается, насколько несовершенен современный образовательный стандарт. И дело тут не только в ЕГЭ, который нацеливает детей на механическое следование программе, сколько в способе подачи материала. Еще с советских времен все привыкли, что в школе просто зачитывается материал, а уж насколько он будет усвоен ребенком – дело десятое. Как правило, преподаватели этим не слишком интересуются.

                    Кроме того, существует огромная проблема, которая выражается в неприспособленности данных, которые получает ученик, к реальным условиям. Чтобы проще было понять, поясним. Предположим, что на уроке алгебры учитель рассказывает новую теорему и задает на дом задачу, которую нужно решить.

                    Между зубрежкой и пониманием

                    Насколько же заинтересован ученик в том, чтобы реально понять саму суть проблемы? Да нисколько. Ему нужно получить правильный ответ на задачу, а уж то, как и почему он это делает… Словом, следует что-то менять. Именно на это и нацелен деятельностный подход.

                    Человек, который закончил школу, должен уметь применять полученные знания на практике. Вот вам наглядный пример: нередко бывает так, что учителя требуют безусловной зубрежки правил русского языка. Справляются с этой задачей многие, но… Частенько бывает, что даже отличник допускает глупейшие и грубые ошибки в написании простейших текстов. Происходит это оттого, что ученик, наподобие «собаки Павлова», вызубрил правила, вот только применять их в реальной ситуации, увы, не умеет.

                    На разрушение этого порочного круга и направлен деятельностный подход. Умение получать информацию должно стать синонимом умения ее использования. Если человек в школе получает новые знания по той же химии, они должны стать его «пособием» в повседневной деятельности.

                    Психологи уже давно говорят о том, что каждый человек от рождения наделен определенным потенциалом, раскрытие которого зависит от условий окружающей среды и того общества, в котором растет ребенок. Но куда важнее то обстоятельство, что раскрыться этот потенциал может только в результате собственной, практической деятельности ученика.

                    Цель нового метода преподавания

                    Итак, деятельностный подход направлен на то, чтобы человек приобрел навыки и стремление к самостоятельному развитию, что обеспечивает целостную интеграцию личности в культурную и общественную среду.

                    Основные задачи обучения в этом случае являются следующими:

                    • Во-первых, обучение самостоятельной деятельности и получению тех данных, которые пригодятся ему в дальнейшей карьере и жизни.
                    • Кроме того, системно-деятельностный подход способствует формированию надлежащих моральных качеств и устоев, которые помогут сохранить целостность личности даже в неблагоприятной среде.
                    • Образуется целостная, критическая картина окружающего мира, человек приобретает ценнейшую способность трезво и грамотно оценивать те события, которые происходят вокруг него в повседневной жизни.

                    Основные педагогические исследования в этой области

                    Итак, мы выяснили, что традиционный иллюстративный подход к обучению в современных условиях уже не может использоваться так широко, как это было когда-то принято. Разумеется, что школьные исследования и уроки ни в коем случае не могут проходить в отрыве от личностных качеств каждого из обучаемых. А потому на практике разумнее применять термин «системно-деятельностный подход», который впервые появляется в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, а также В. В. Давыдова.

                    Основная суть метода

                    Эти авторы впервые широко проанализировали те причины, которые мешают школьникам нормально пользоваться той информацией, которая им задается в школе. На основе этих исследований и была разработана новая технология, представляющая собой совокупность как традиционных способов иллюстративной подачи материала, так и методов, которые предполагают самостоятельный процесс исследования. Собственно, именно этот способ и подразумевается термином «системно-деятельностный подход».

                    Основная его суть состоит в том, чтобы дети не получали все данные в готовом, «разжеванном» виде. Подростки должны «открывать» новые сведения в процессе обучения. Задача учителя в этом случае – служить «путеводным маяком», который задает направление работы, а также подводить итог самостоятельной деятельности учащихся. Он же отвечает за то, чтобы давать адекватную оценку действиям каждого ученика.

                    Можно сказать, что деятельностный подход в обучении придает знаниям эмоциональный окрас, заставляет детей чувствовать значимость выполняемой ими работы. Все это приводит к тому, что ученики начинают учиться не по принуждению, а потому, что им это действительно интересно.

                    Дидактические принципы метода

                    • Во-первых, принцип деятельности. Мы уже неоднократно говорили о нем: ученики получают не сами данные, а только направление, нужное для их «открытия».
                    • Во-вторых, непрерывность процесса. Расшифровка проста: результат каждого этапа служит «отправной» точкой для следующей ступени.
                    • В-третьих, принцип целостности. У ребенка за время его обучения должно сформироваться целостное представление о мире, в котором он живет: знания и практика будут дополнять друг друга, способствуя образованию гармонически развитой личности.
                    • В-четвертых, минимакс. Это значит, что каждая школа обязана предоставлять каждому учащемуся данные в том максимальном объеме, который он может усвоить в принципе. Все ученики по окончании учебного заведения должны обладать кругозором, соответствующим образовательным стандартам государства.

                    Важно! Учебный процесс следует организовать так, чтобы дети чувствовали себя максимально комфортно с психологической точки зрения. Учащиеся и педагоги должны быть настроены действительно благожелательно по отношению друг к другу.

                    • В-пятых, принцип вариативности. Проще говоря, у учеников не должно развиться «квадратно-гнездового» метода мышления: нормальная, творчески сбалансированная личность может взглянуть на проблему сразу с нескольких сторон, что значительно облегчает поиск вариантов ее решения.
                    • В-шестых, то самое творчество: для чего вообще нужен системно-деятельностный подход? Основа (ФГОС, то есть) уже есть, но проблема в том, что учащимся, которые обучались по стандартным методам, зачастую не развивали их творческую жилку. Только при самостоятельном поиске ответов на нестандартные задачи может проявиться столь редкое качество.

                    Прочие цели и задачи

                    Для чего еще используется деятельностный подход в обучении? Его широкому внедрению в школах способствует также тревожная статистика, которая ежегодно публикуется филологами, лингвистами и логопедами. Они свидетельствуют, что с каждым годом подрастающее поколение становится все менее способным грамотно (да просто связно) и красиво излагать свои мысли, что приводит к нарушениям общения и социальной активности детей и подростков.

                    Таким образом, деятельностный подход в обучении должен быть также направлен на развитие логического и творческого мышления, речи и мотивов, побуждающих к самостоятельному познанию окружающего мира. Особенно важно начать заниматься этим еще на начальных этапах обучения в первых же классах начальной школы и даже в детских садах, так как в этот период личность подобна пластилину, из которого можно вылепить любую требуемую структуру.

                    К сожалению, отечественная образовательная система зачастую не предполагает особенного внимания к детским дошкольным учреждениям. Считается, что в этот период дети должны только лишь учиться самым основам, причем с упорством, достойным лучшего применения, в их отношении используются те же самые методы, что и для школьников. Проще говоря, малышей заставляют просто зубрить буквы и цифры.

                    Как мы уже и говорили, такой подход в корне ошибочен. Учитывая же характеристики подрастающей личности, нетрудно предположить, что последствия могут быть крайне серьезными.

                    Структура уроков

                    Может сразу возникнуть вопрос: как вообще проводить уроки, дабы в их ходе были достигнуты все требуемые цели? Заметим, что системно-деятельностный подход в обучении предполагает проведение особых занятий, которые можно поделить на четыре большие группы:

                    • Занятия, на которых дети занимаются «открытием» нового знания.
                    • Уроки, которые предполагают рефлексию, осознание нового материала.
                    • Занятия стандартного типа, на которых учитель просто дает обучаемым новый материал.
                    • Уроки, на которых контролируется объем и степень усвоения ранее полученных данных.

                    Подробная характеристика

                    • Тип первый. «Открытие» новых знаний. Целью урока является формирование способности обучаемых к новым способам и методам действий. На этих занятиях расширяется понятийная база, в нее включаются новые элементы, термины и действия. Учтите, что именно такой способ получения данных и создает сам системно-деятельностный подход в обучении.
                    • Тип второй. Уроки рефлексии. Учащиеся должны овладеть умением рефлексии, способностью к самостоятельному контролю адекватности и важности новых данных. Нужно сделать так, чтобы дети могли сами выявлять и устранять те причины, которые препятствуют усвоению новой информации. Учитель лишь помогает создать алгоритм выхода из сложившейся ситуации, проектирует способы достижения образовательных целей. Образовательная цель довольно проста: выработка и коррекция образовательных алгоритмов и способов получения нового знания.
                    • Тип третий, стандартный урок со специальным уклоном. Что в этом случае предполагает системно-деятельностный подход в обучении? Во-первых, это формирование у обучаемых способности не просто выслушивать ту информацию, которую им рассказывает учитель, но и умения осознавать ее, выстраивать структуру получаемых данных. Цель – восприятие новых знаний, «подстройка» их под новые методики обучения.
                    • Тип четвертый. В этом случае основную роль исполняет учитель: он контролирует способность учеников достигать поставленной цели, используя усвоенный ими ранее материал. Целью урока является развитие способности самостоятельного контроля своих знаний, формирование самооценки человека.

                    Механизм контроля полученных знаний, характеристика

                    Итак, системный и деятельностный подход предполагает следующие цели контроля:

                    • Во-первых, ученики должны предоставить контролируемый материал, рассказать о важности данной темы.
                    • Во-вторых, они сверяют полученные данные с достоверным эталоном. Это куда надежнее, нежели чем ориентироваться при оценке на некие субъективные данные, адекватность и правильность которых находятся под большим вопросом.
                    • По заранее оговоренному алгоритму полученные учениками данные сопоставляются с этим эталоном, делаются соответствующие выводы.
                    • Наконец, проведенной работе дается адекватная оценка в соответствии с ранее принятыми критериями.

                    Это - основа системно-деятельностного подхода. Без соблюдения этих правил невозможно использовать данный метод в образовательной системе.

                    Структура уроков

                    Итак, мы обсудили основные цели, которые требуется достичь в результате занятия. Но как же должен проходить каждый урок в системно-деятельностном подходе? Настала пора рассказать его требуемой структуре. Современные педагоги говорят, что она должна быть следующей:

                    • Во-первых, учащиеся пишут предварительный вариант контрольной работы.
                    • Во-вторых, они сопоставляют полученные результаты с объективным, общепринятым эталоном.
                    • В-третьих, дети сами ставят себе оценки, руководствуясь как можно более объективными критериями.

                    Как правильно ставить учебную задачу

                    Нужно всегда учитывать, что реализация деятельностного подхода (точнее, успех этого метода) зависит от правильно поставленной задачи. Немаловажно помнить, что графические схемы очень хорошо подходят для обучения детей, так как у многих из них хорошо развита как раз-таки визуальная, графическая память. После первичного повторения лучше всего, когда они будут вслух проговаривать или даже записывать краткие тезисы. Это не только развивает память, но и помогает детям приобрести умение сразу же вычленять наиболее важную и нужную им информацию.

                    Основные особенности

                    Как вы можете понять, системно-деятельностный подход на уроках не сопровождается речью учителя. Все алгоритмы запоминания и обработки данных ученики проговаривают про себя, в уме. В ходе этого процесса оттачиваются умственные способности учеников, они учатся мыслить логически, рационально, но не утрачивая притом способности к творчеству.

                    Что же по этому поводу «говорит» ФГОС? Системно-деятельностный подход позволяет значительно увеличить объем усвояемых данных, не подвергая детей перегрузке. А она, как правило, является основной причиной неврозов школьников в последние годы.

                    www.syl.ru

                    Системно-деятельностный подход в обучении

                     

                    Система образования в России многие годы на первый план ставила овладение знаниями, которые составляют основу многих наук. Ученики знали достаточно большое количество дат, фактов, имен, понятий. Однако проведенные не так давно исследования показали, что в сравнении с западными школьниками, учащимся российских учебных заведений трудно эти знания применить в практике. Многие дети, участвовавшие в эксперименте, становились в тупик перед нестандартными задачами, им также трудно было сделать анализ и интерпретация каких-либо данных, прогнозирование. Это явилось одной из причин реформы и введения в школы новых ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Он базируется в первую очередь на соответствии деятельности учеников их индивидуальным возможностям, способностям и возрасту.

                    Впервые термин «системно-деятельностный подход» в обучении был введен в советской педагогике. Он объединил два предшествующих ему понятия. Так, системная деятельность разрабатывалась и внедрялась в практику такими классиками педагогики, как Б. Ананьев, Б. Ломов и другие. Л. Выготскому, А. Лурии, Д. Эльконину более близок был деятельностный подход в образовании. Они считали, что такой способ обучения помогает не только усваивать знания, но и развивает познавательные силы, а также творческий потенциал учащихся. Этот подход противопоставляется привычному в российском образовании словесному методу учения, при котором дети пассивны, а впоследствии не знают, как применять практически полученные умения и знания. Данный способ распространен не только в общеобразовательных учреждениях, но и в ВУЗах, колледжах, техникумах и т. д. Таким образом, приходя на работу, большинству выпускаемых специалистов приходится переучиваться, теоретические знания стараться применять, не всегда успешно, на практике.

                    Системно-деятельностный подход в обучении предполагает развитие и воспитание таких качеств личности, которые будут отвечать требованиям нового информационного общества, построенном на толерантности, диалоге культур и уважению к окружающим. Это ключевые моменты, которые важны в современном образовании.

                    Используется системно-деятельностный подход в обучении математике, русскому языку и другим предметам. Для этого педагогу важно так организовать учебный процесс, чтобы были созданы условия для развития личности и ее последующей самореализации, в основе чего должно лежать непрерывное образование. Технология такого подхода к учению включает в себя развитие мотивации, актуализацию имеющихся знаний и умений, такое изложение нового материала, чтобы побудить учащихся самостоятельно найти решение.

                    Помимо этого, на занятиях у педагогов, использующих данную методику, должны быть такие этапы, как первичное закрепление темы во внешней речи, самопроверка, рефлексия и включение нового в повторение. Так как системно-деятельностный подход подразумевает в первую очередь работу на уроке самих детей, то большая часть заданий, независимо от предмета, должна носить практический характер.

                    Важно научить школьников находить выход из нестандартных ситуаций, уметь самостоятельно получать новые знания, анализировать, делать выводы, сравнивать. Также должны быть задействованы межпредметные связи, то есть на уроке математики вполне можно дать задание, носящее экологический характер, а на природоведении или биологии дать арифметическую задачу. Это позволит активизировать имеющиеся знания, учит применять их на практике, что является основной целью современного образования.

                    Модернизация школ и программ, которые используются – неслучайное явление. Это результат запроса нового общества, в котором достойное место сможет занять не только образованный, но и думающий человек, умеющий учиться и отличающийся интеллектуальной лабильностью.

                     

                    fb.ru