Американская судебная власть в системе сдержек и противовесов с другими ветвями власти. Система ветвей власти и система сдержек


26. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в России: сдержки и противовесы.

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках или в рамках одного политического института. Теория разделения властей была разработана такими исследователями политики, как Дж.Локком, Ш.Монтескье, А.Гамильтоном, Д.Мэдисоном, Д.Джеем и другими.

Согласно теории разделения властей:

- законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;

- все власти равны перед законом и между собой;

- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

- судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

Суть принципа сводится к тому, что «различные по содержанию властные функции осуществляются в государстве самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма, которые уравновешивают друг друга, ограничивают друг друга от узурпации власти, сосредоточения всех властных функций в руках одной из ветвей власти». При этом законодательная власть формулирует нормы права, исполнительная власть обеспечивает их применение и исполнение, а судебная власть разрешает споры о праве.

Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; эффективной борьбы со злоупотреблениями властью. Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации.

Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1787 г.), в конституционных актах Великой Французской революции (1789-1794 гг.). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.

В Российской Федерации принцип разделения властей также закреплен в Конституции, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В ст.10 Конституции России говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим арбитражным и другими судами Российской Федерации.

Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между ветвями власти, наличие системы сдержек и противовесов.

Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.

Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, которая ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России — правовое закрепление принципа разделения властей.

Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной.

Демократия не сможет стать консолидированной, если политическая власть будет неэффективной, так как не оправдавшиеся надежды на быстрое повышение качества жизни могут породить немало двусмысленностей относительно правомерности выбранного пути. Поэтому взаимодействие всех ветвей власти должно отвечать главной цели – решению социальных и экономических проблем общества, созданию условий для реализации материальных и духовных потребностей человека. Это возможно лишь при условии проведения эффективной политики властей, гармонично сочетающих в себе полномочия и ответственность перед обществом и гражданином.

Такой политике способствует система «сдержек и противовесов», устанавливаемая конституцией, законами и представляющая собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда тоже можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти есть свои правоограничивающие средства, установленные в конституции, процессуальном законодательстве, выраженные в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т. д.

В России при «жестком» разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов явно не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Кроме того, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Очевидно, что в сложных, кризисных условиях ветви власти должны сплотиться для поиска механизмов решения общих проблем. Но в России каждая из них старается стать автономной, независимой, что может привести к неуправляемости страной.

Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Институт президентства для России новый и он не может сложиться быстро. Для его успешного функционирования необходимо четкое разделение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность, опора на влиятельную организацию и парламентскую фракцию. Ни одно из этих условий в России до последнего времени не выполнялось. Лишь на парламентских выборах 2003 года президентской команде удалось сформировать парламентскую фракцию, обладающую конституционным большинством. В результате Президент вынужден был порой поступаться принципами, подменять указами правотворческую деятельность парламента, вступать в конфронтацию с ним. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной власти, ее месте и роли в системе властей говорят и пишут мало.

Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти.

Кроме общепризнанных трех ветвей власти ряд исследователей утверждают о наличии четвертой власти – средств массовой информации, которые по своему влиянию могут соперничать с другими ветвями власти. Здесь речь идет, прежде всего, о влиянии на принятие государственных решений, политическую ситуацию в стране, а не реальном осуществлении власти.

Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России.

Отсутствие опыта демократизации управления и руководства при постановке цели либерализации демократического процесса привело к децентрализации власти, усилению региональных властей и «приватизации» государства административным аппаратом. Реформы сверху были очень слабо поддержаны народом. Поэтому социальная база реформ, в отличие от многих постсоциалистических обществ, была не просто размытой, но индифферентной по отношению к кардинальным преобразованиям. Ветви государственной власти объективно получили шанс экспериментирования без опаски контроля со стороны народа.

В отличие от стран Восточной Европы, в России не оказалось в наличии политических институтов, способных мобилизовать социальную базу поддержки реформаторского курса верхов. При наличии объективных условий и субъективной поддержки реформ страны Восточной Европы сделали довольно значительный шаг в сторону единства ветвей государственной власти, эффективности каждой из них. В этих странах действенно заработал общественный договор между властью и народом, чего в России не случилось.

С началом реформ в России возникла проблема разделения и перераспределения власти. Причем ее надо было решать параллельно с другими задачами демократических преобразований, что не могло не сказаться на характере и механизме преобразовательного процесса. Впервые закрепленный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позднее в Конституции принцип разделения властей не мог заработать в силу отсутствия правовой базы.

В условиях федеративного государства очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы властного взаимодействия.

studfiles.net

Система сдержек и противовесов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Три ветви власти РФ
  2. Система сдержек и противовесов

Заключение

Библиографический список

Введение

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).

Согласно ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной, и судебной власти самостоятельны». Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

1. Три ветви власти РФ

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя России. Защита прав и свобод человека — обязанность государства.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложено выполнение задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

2. Система сдержек и противовесов

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если Государственная Дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседание не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечении трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах — чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. [1]

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет, федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

«Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит п.1 ст.110 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Оно осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так, закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого).

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127). [1]

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, о соответствии Конституции издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

Заключение

Конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Библиографический список

  1. Конституция РФ. М.: Юристъ, 2004
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации/Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 2006.
  4. Комарова В.В., Магомедов Ш.Б. Глава государства в Российской Федерации. М., 2003.
  5. Конституционное законодательство России/Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2005.
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т.1-2 /Под ред.Б.А. Страшуна. М., 2005.

help-stud.ru

Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей. Три ветви власти

Новости и общество 14 июля 2017

Система сдержек и противовесов - это практическое применение концепции разделения властей. Теория распределения полномочий между несколькими органами и учреждениями, независимыми друг от друга, зародилась много столетий назад. Она стала результатом длительного развития государственности и поиска эффективного механизма, препятствующего появлению деспотизма. Система сдержек и противовесов - это производная от принципа разделения властей, воплощающая его на практике в виде соответствующих положений конституции. Наличие подобного механизма является неотъемлемой характеристикой демократического государства.

Античный мир

Идея разделения властей уходит корнями в глубокую древность. Примеры её теоретического обоснования и практического применения можно найти в истории античной Греции. Политический деятель и законодатель Солон установил в Афинах систему управления государством, в которой присутствовали элементы разделения властей. Он наделил равными полномочиями два учреждения: Ареопаг и Совет четырёхсот. Эти два государственных органа стабилизировали политическую ситуацию в обществе путём взаимного контроля.

Понятие разделения властей было сформулировано древнегреческими мыслителями Аристотелем и Полибием. Они указывали на преимущество государственного устройства, в котором составные элементы являются независимыми и практикуют взаимное сдерживание. Полибий сравнивал такую систему со сбалансированным кораблём, способным выстоять против любой бури.система сдержек и противовесов это

Развитие теории

Средневековый итальянский философ Марсилий Падуанский в своих работах, посвящённых созданию светского государства, высказал идею разграничения законодательной и исполнительной власти. По его мнению, ответственность правителя заключается в соблюдении установленного порядка. Марсилий Падуанский считал, что правом создавать и утверждать законы обладает только народ.

Видео по теме

Джон Локк

Принцип разделения властей получил дальнейшее теоретическое развитие в эпоху Возрождения. Английский философ Джон Локк разработал модель гражданского общества, основанного на подотчётности короля и высших сановников конституции. Выдающийся мыслитель не остановился на разграничении законодательной и исполнительной власти. Джон Локк выделил ещё одну - федеративную. По его предположению, в компетенцию этой ветви власти должны входить дипломатические и внешнеполитические вопросы. Джон Локк утверждал, что распределение ответственности и полномочий между тремя данными компонентами системы государственного управления исключит опасность сосредоточения слишком большого влияния в одних руках. Идеи английского философа получили широкое признание последующих поколений.законодательная и исполнительная власть

Шарль-Луи де Монтескье

Теоретические построения Джона Локка произвели глубокое впечатление на многих просветителей и политических деятелей. Его доктрину о разделении властей на три ветви переосмыслил и развил французский писатель и юрист Монтескье. Это произошло в первой половине 18-го века. Структура общества, в котором жил француз, во многом сохраняла черты, свойственные феодализму. Сформулированная писателем теория казалась его современникам слишком радикальной. Доктрина Шарль-Луи де Монтескье о разграничении властей противоречила устройству монархической Франции. Европейские государства в ту эпоху продолжали основываться на средневековых сословных принципах, делящих общество на потомственных аристократов, представителей духовенства и простолюдинов. В наши дни теория Монтескье считается классической. Она стала краеугольным камнем любого демократического государства.

шарль луи де монтескье

Основные положения теории

Монтескье обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разграничение и взаимное сдерживание трёх элементов структуры государства призваны не допустить установления диктатуры и злоупотребления полномочиями. Монтескье считал деспотизм наихудшей формой правления, базирующейся на страхе. Он подчёркивал, что тираны действуют исключительно по своему произволу и не соблюдают никаких законов. По мнению Монтескье, объединение трёх ветвей власти неизбежно приводит к появлению диктатуры.

Французский мыслитель указал основной принцип успешного функционирования разделённой структуры управления государством: не должно существовать возможности подчинения одной составной части системы двумя другими.понятие разделения властей

Конституция США

Впервые идея разграничения трёх ветвей власти обрела юридическую форму в ходе Американской революции и войны за независимость. В конституции США была последовательно отражена классическая модель разделения полномочий в сфере государственного управления, разработанная Монтескье. Американские политические лидеры дополнили её некоторыми усовершенствованиями, одним из которых является система сдержек и противовесов. Это механизм, обеспечивающий взаимный контроль трёх ветвей власти. Значительный вклад в его создание внёс четвёртый президент США Джеймс Мэдисон. Система сдержек и противовесов - это частичное совпадение полномочий разделённых властей. Например, суд может объявить недействительным решение законодательного органа, если оно не соответствует конституции. Президент страны, являясь представителем исполнительной власти, также обладает правом вето. В компетенцию главы государства входит назначение судей, но их кандидатуры должны получить одобрение со стороны законодательного органа. Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей и механизм её эффективного применения на практике. Положения конституции США, выработанные Мэдисоном, действуют до сих пор.разделение властей на три ветви

Российская федерация

Принципы, сформулированные Монтескье и усовершенствованные лидерами Американской революции, включены в законодательства всех демократических государств. В современной конституции Российской Федерации также закреплено разделение властей. Специфика реализации этого принципа заключается в том, что согласованное функционирование всех ветвей обеспечивает президент страны, который формально не относится ни к одной из них. Ответственность за выработку и принятие законов лежит на Государственной Думе и Совете Федерации, представляющих собой двухпалатный парламент. Осуществление исполнительной власти находится в компетенции Правительства. Оно состоит из министерств, служб и агентств. Судебная власть в Российской Федерации наблюдает за деятельностью парламента и оценивает соответствие принимаемых законов конституции. Кроме того, она проверяет правомерность нормативных актов, издаваемых Правительством. Конституция содержит специальную главу, посвящённую судебной власти в Российской Федерации.судебная власть в российской федерации

Великобритания

Многие эксперты считают, что в государственном устройстве Соединённого Королевства принцип разделения властей фактически не воплощается. В Великобритании существует историческая тенденция слияния законодательных и исполнительных органов. Премьер-министр принадлежит к самой влиятельной политической партии. Он наделяется широкими полномочиями и обычно имеет поддержку большинства парламентариев. Независимость судебной власти не ставится под сомнение, однако она не оказывает существенного влияния на деятельность остальных государственных органов. Наивысшим авторитетом в Великобритании традиционно считаются законодательные структуры. Судьи не могут критиковать решения, одобренные парламентом.система сдержек и противовесов это основа теории разделения властей

Франция

Конституция Пятой республики отводит особое место главе государства, избранному всенародным голосованием. Президент Франции назначает премьер-министра и членов правительства, определяет внешнюю политику и ведёт дипломатические переговоры с другими странами. Однако доминирующее положение главы государства может быть значительно ограничено оппозиционными ему силами в парламенте.

Французская конституция предусматривает разделение властей. Исполнительная ветвь состоит из президента и кабинета министров. Законодательные функции принадлежат Национальному собранию и Сенату. Роли сдержек и противовесов играют многочисленные независимые агентства, входящие в состав структур исполнительной власти. Они часто консультируют парламент по поводу различных законопроектов. Эти агентства выступают в качестве регуляторов и даже наделены некоторыми юридическими полномочиями.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Кредит и дебет - это основа бухгалтерского учетаФинансы Кредит и дебет - это основа бухгалтерского учета

Дебет и кредит – это два термина, которые являются специфическими для работы бухгалтера. Более того, изучение бухгалтерской науки как раз и начинается с объяснения основ двойной записи. Дебет – это колонка...

Теория разделения властей, или как реализуется демократическое правлениеНовости и общество Теория разделения властей, или как реализуется демократическое правление

 В большинстве случаев демократическое государство ассоциируется с равноправным существованием всех его институтов. Такое положение обусловила теория разделения властей, основы которой были заложены целой ...

Продуктивное мышление - это... Определение, основы, теории, примеры мышления и его влияние на психологическое состояние человекаСамосовершенствование Продуктивное мышление - это... Определение, основы, теории, примеры мышления и его влияние на психологическое состояние человека

У вас есть проблемы с решением сложных задач? Вы не можете придумать ни одной креативной идеи? Значит, вы задействуете не ту область мозга. Что способствует проявлению креатива и нестандартного подхода к простым пробл...

Социально-педагогическая технология - это... Основы, практики, методики и теория педагогического воспитанияОбразование Социально-педагогическая технология - это... Основы, практики, методики и теория педагогического воспитания

Технологии социально-педагогического проектирования связана со знакомством детей с тем видом деятельности, которым ребенок будет заниматься в дальнейшем. К примеру, чтобы стать учителем физики, нужно знать законы. Изу...

Система курсовой устойчивости - что это такое? Установка и работа системы курсовой устойчивостиАвтомобили Система курсовой устойчивости - что это такое? Установка и работа системы курсовой устойчивости

В современных автомобилях имеется множество различных систем, которые предназначены для улучшения безопасности на дороге. Одна из них – это ESP, или система курсовой устойчивости. Что это такое, знает далеко не ...

Средства для промывки системы охлаждения двигателя. Чем промыть и как это сделать?Автомобили Средства для промывки системы охлаждения двигателя. Чем промыть и как это сделать?

Жидкостная система охлаждения двигателя нужна для поддержания нормальной рабочей температуры силового агрегата в процессе его работы. Мотор охлаждается путем принудительного отведения излишних температурных показателе...

Система «Трейд-Ин»: что это такое и какие у нее особенности?Автомобили Система «Трейд-Ин»: что это такое и какие у нее особенности?

Продажа и покупка автомобиля – это достаточно кропотливый и трудоемкий процесс. Каждый бывалый автомобилист не понаслышке знает, сколько времени приходится тратить на поиск подходящего покупателя, а затем и маши...

Сбыт - это что? Система, организация и рынок сбыта продукцииБизнес Сбыт - это что? Система, организация и рынок сбыта продукции

Слаженные производственный и торговый процессы на предприятии, приносящие значительную прибыль, невозможны без продуктивной организации сбыта. Основной целью, которую должен ставить перед собой отдел сбыта в каждой ор...

Дропшиппинг: что это такое? Система, сотрудничество и отзывы о дропшиппингеБизнес Дропшиппинг: что это такое? Система, сотрудничество и отзывы о дропшиппинге

Сейчас многие переносят свой бизнес в интернет. Уже никого не удивишь магазином в сети. Но ещё мало кто знает и пробовал другой способ торговли – дропшиппинг. Что это такое? В чем преимущества этой схемы продаж?...

Возрастной ценз - это основа нравственности и законностиЗакон Возрастной ценз - это основа нравственности и законности

Современное общество настолько свободно в своем выборе, что ему нужны постоянные ограничения, как бы это ни было парадоксально. Одним из основных и наиболее мягких видов ограничений является возрастной ценз. Это опред...

monateka.com

Американская судебная власть в системе сдержек и противовесов с другими ветвями власти.

Поиск Лекций

 

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви является в настоящее время одним из традиционных принципов демократического устройства государства. При этом существование и эффективное действие этого принципа невозможно без системы «сдержек и противовесов», разработанной «отцами основателями» США. Именно американская модель данной системы является своеобразным образцом, от которого отталкиваются другие демократические страны при построении собственных ветвей власти.

Разрабатывая текст Конституции США, «отцы-основатели», базируясь на опыте судов отдельных штатов, отмечали слабость судебной власти, наличие необходимости защитить ее от посягательства «политических» ветвей (законодательной и исполнительной). Так, А. Гамильтон отмечал: «При внимательном рассмотрении положения различных властей становится очевидным, что в правительстве, где они разделены, судебная власть из-за существа своих функций всегда менее всего опасна для политических прав, определенных конституцией, ибо у этой власти самые малые возможности для их нарушения или ущемления. Президент не только распределяет блага, но и держит меч сообщества. Законодательная власть не только распоряжается казной, но и предписывает правила, определяющие обязанности и права каждого гражданина. Судебная власть, с другой стороны, не имеет никакого влияния ни на меч, ни на казну, не касается ни силы, ни богатства общества и не может принимать решений, влекущих за собой активные действия. Можно справедливо заключить, что эта власть не обладает ни силой, ни волей, а выносит только суждения и, в конечном счете, зависит от помощи исполнительной власти для претворения их в жизнь. Этот непредвзятый взглядприводит к некоторым важным выводам. Становится неопровержимо ясным, что судебная власть слабейшая среди трех, она никогда не сможет успешно напасть на любую из остальных двух, и нужно проявить величайшую заботу, чтобы дать ей возможность защититься от них»

Если проанализировать основные положения конституции США 1787 года, конституционный механизм «сдержек и противовесов» представляет исполнительной и законодательной ветви власти средства сдерживания судебной власти, главным образом посредствам процедуры отбора и назначения федеральных судей и контролировании объёма юрисдикции федеральных судов. В тексте Конституции нет четкого указания, какими способами сдерживания законодательной и исполнительной ветвей власти наделена сама судебная власть. На наш взгляд, а также на взгляд многих видных американских юристов, ученых одним из таких способов является судебный конституционный надзор –власть Верховного суда США принимать решения о конституционности нормативных актов других ветвей власти США. Но такая власть прямо не указана в Конституции. В решении Верховного суда США по делу Marburyv. Madisonпринятом в 1803 году, полномочия конституционного надзора как атрибут судебной власти был признан вытекающим из Конституции, подразумеваемым ею.2

За первое столетие существования США судебный конституционный надзор приводился в действие редко. В последующие годы и до сегодняшнего дня судебный конституционный надзор применяется все активней и является одним из главных движущих сил в развитии государства и права, что сказывается на балансе составляющих элементов федерализма, разделения властей и взаимоотношения личности с органами власти всех уровней. Наибольший подъём активности использования судебного конституционного надзора наблюдался с 1953 года, когда председателем Верховного суда стад Элл Уоррен.

Так Уильям Бернам в своей книге «Правовая система США» приводит статистику осуществления судебного конституционного надзора. Так за 75 лет – с 1789 по 1864 год – Верховный суд США признал только два закона Конгресса неконституционными. С 1789 по 1959 год – общее число актов признания законов недействительными достигло всего 76.Но в период с 1959 года по 1998 год общее число актов признания законов недействительными также составило 76.

Аналогичная тенденция наблюдается и по отношению к законам штатов, хотя Верховный суд признал недействительными больше законов штатов, чем федеральных. За первые сто лет после принятия Конституции Верховный суд признал недействительными 79 законов штатов, а последующие сто лет количество законов, признанных недействительными возросло в десять раз и составило 794 закона. Из этого числа 373 решения были приняты в период после 1959 года.

Последний наиболее трудный период для Верховного суда США был период его истории с 1900 по 1937 годы. В это период времени Суд неоднократно прибегал к трём основаниям – клаузуле о надлежащей правовой процедуре из V и IVX поправок к Конституции, ограниченный взгляд на право Конгресса регулировать межштатную торговлю и доктрину, возбраняющую делегирование законодательных полномочий, - с тем, чтобы отказать Конгрессу и законодательным органам в штатах в возможности принятия прогрессивных законов, регламентирующих предпринимательство.3

В свою очередь президент Франклин Рузвельт и Конгресс, считая эти решения препятствием новому законодательству по удовлетворению социально-экономических потребностей страны, в 1937 году изучали возможность принятия закона «об укомплектовании» Верховного суда, то есть закона, который разрешал Президенту увеличить численный состав Суда и назначить туда дополнительных судей с тем, чтобы изменить баланс сил в высшем судебном органе страны. А в качестве альтернативы Президент рассматривал возможность попросту игнорировать решения Верховного суда. Однако все это не пришлось приводить в действие, так как в 1937 один из судей изменил свою позицию и изменился баланс, что привело к принятию важных законов для США.

Верховный суд неоднократно в своих решения обращался к периоду до 1937 года как периоду, из которого следует извлечь важные уроки с тем, чтобы упрочить свою роль в современно обществе. Последним, представившимся поводом для размышления о позиции суда и роли Суда в обществе было решение Суда, принятое в 1992 году относительно принятому в 1973 году решению о правомерности оборотов, которое было вынесено вопреки значительной оппозиции общественности политике Суда по этому вопросу (решение Верховного суда США по делу SeePlannedParenthoodSoutheasternPennsylvaniav. Casey. 505 U.S. 833).Поэтому Верховный суд, несмотря на значимую роль в сдерживании импульсов политического большинства в стране, не может позволить себе держаться слишком далеко в стороне от главного русла мыслей и идей в обществе. Власть Суда и масштабы его влияния на положение дел в стране, зависят не о принуждения, а от того, в какой мере его решения добровольно почитаются обществом. В настоящий момент у Верховного суда высокий престиж, а энергичная реализация функции судебного конституционного надзора является одной из неотъемлемых черт государственного механизма США.

Вывод о существовании в Соединенных Штатах сильной судебной власти разделяется и современными исследователями. Так, сравнивая США по степени влиятельности судебной власти с другими странами, В.И. Борисюк отметил, что «в отличие от других капиталистических стран, где политико- управленческие решения составляют прерогативу законодательных органов и правительства, в США многие такие решения вырабатываются и принимаются в тиши совещательных комнат судей».4

Именно в Соединенных Штатах с принятием Конституции 1787 года судебная власть настолько упрочила свое положение, что на современном этапе стала играть решающую роль в решении многих существенных вопросов правовой и политической жизни государства и общества.

 

2. Филлипов С.В. Судебная система США. Москва: Издательство «Наука», 1980. стр. 44-160

3. История США. Т. 1-4 // Под ред. Г.Н. Севастьянова. - М.: Наука, 1983.

4. Шумилов В.И. Правовая система США. Москва: «Международные отношения». – 2006. стр. 88-95

Выводы к главе.

Согласно Конституции США, федеральная судебная власть является полностью независимой и самоуправляемой ветвью власти. Федеральные суды часто называют стражами Конституции, поскольку их постановления защищают права и свободы, гарантируемые Конституцией. Суды не принимают законы: это входит в обязанности Конгресса. Суды не могут проводить в жизнь законы: это входит в полномочия Президента и многочисленных Департаментов, и агентств исполнительной власти. Но у судебной власти есть полномочия толковать федеральные законы, решать вопрос об их конституционности и разрешать споры, связанные с ними. Разработчики Конституции сочли необходимым осуществить выделение судебной власти в целях обеспечения справедливости и равных прав всех граждан Соединенных Штатов. Конституция предполагает независимость судебной власти по двум принципиальным основаниям. Во- первых, федеральные судьи занимают пост бессрочно и могут быть отстранены от должности только через процедуру импичмента и обвинения Конгрессом в «государственной измене,взяточничестве и прочих судебнонаказуемых преступлениях». Во- вторых, «выплаты федеральным судьям не могут быть уменьшены, пока лицопродолжает занимать свой пост», что означает, что ни Президент, ни Конгресс не могут уменьшать заработную плату большинству федеральных судей. Эти две меры направлены на защиту независимости судебной власти и на отправление ею правосудия независимо от общественных настроений и политического воздействия.5

Представители законодательной и исполнительной властей задействованы в формировании судейского корпуса Верховного суда США. При этом судебная власть наделяется определенными полномочиями в рамках системы сдержек и противовесов. Важнейшим из таких полномочий выступает конституционный контроль, впервые закрепленный решением Верховного суда США 1803 года по делу «Marburyv. Madison». В указанном решении было сформулировано положение, согласно которому суд наделяется полномочиями заседать для того, чтобы применять предписания Конституции так, как он их понимает, а также возможностью отменять акты Конгресса, противоречащие верховному праву. При этом, несмотря на то, что фактически судебный конституционный контроль в США не имеет законодательной основы, он, тем не менее, признается важнейшим принципом конституционной системы.

По мнению американских ученых, юристов, публицистов федеральные суды и Верховный суд в частности, стали оказывать и оказывают все большее влияние на жизнь среднего гражданина США, чем, когда либо, Конституционные соображения играют главную роль во многих сферах права, а реализация Верховным судом функции конституционного надзора является одной из неотъемлемых черт системы «сдержек и противовесов» американской государственности.

 

5. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. - М., 1998.



poisk-ru.ru

Система противовесов и сдержек в РФ

Закон 21 октября 2017

Чтобы демократическое государство не обратилось в форму с единоличным правлением, важно, чтобы вся полнота власти не концентрировалась в одних руках, а была равномерно распределена между государственными структурами. Это так называемый принцип разделения, когда отдельные ветви власти независимы друг от друга и ни одна из них не занимает лидирующего положения. Это система противовесов и сдержек. О ней мы с вами и поговорим сегодня.

Определение понятия

Система противовесов и сдержек - это законодательно закрепленные меры, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках - Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви. При этом если одна из структур позволит себе выйти за свои правомочия, другие имеют право на применение решительных мир в целях обеспечения демократической законности и равновесия власти.

система противовесов и сдержек

Система сдержек и противовесов ветвей власти обычно до всех подробностей прописана в Конституциях государств, в законодательных актах, ответственных за регуляцию прав и обязанностей каждой области - судебной, парламентской, исполнительной. Немаловажная роль в этой системе отведена Конституционному суду и Президенту - они обладают правом вето на противозаконные и нарушающие гармонию принципа разделения властей законотворческие акты.

Принципы системы

Главный принцип системы противовесов и сдержек - все три ответвления власти в одно и то же время держатся в гармоничном равновесии и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга.

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов связаны в том, что первый существует на бумаге, а вторая обязана воплотить его в реальной жизни. Как научила нас история, власть не может быть эффективной, если она сконцентрирована в одних руках.

Видео по теме

Воплощение принципа системы в РФ

Система сдержек и противовесов воплощена в реальности следующим образом:

  • Исполнительная - законодательная власть: правительство государства предлагает парламенту проекты законов, которые последний обязан рассмотреть.
  • Исполнительная власть - Президент: глава государства может не подписать одобренный законопроект и вернуть его на повторное рассмотрение. Это воплощения права вето.
  • Законодательная власть - Президент: повторным голосованием за одобрение акта законотворчества парламент преодолевает право вето Президента. В нашей стране, например, для принятия законопроекта в таком случае необходимо 2/3 "за" от всего собрания депутатов.

система сдержек и противовесов

  • Исполнительная - судебная власть: если принятый законопроект противоречит Конституции государства, то правительство правомочно оспорить его в Конституционном суде.
  • Законодательная - судебная власть: если, по мнению парламента, правительство допускает незаконную и противоречащую основному закону страны деятельность, то представители законодательной власти могут оспорить этот факт в Конституционном суде.

Право парламента - объявить импичмент, в результате чего Президент уйдет в отставку. Также депутаты могут выразить недоверие правительству, вследствие чего глава государства должен будет отправить в отставку правительство. А вот среди прав Президента есть правомочие распустить уже парламент. Вот так на реальных примерах выражается система сдержек и противовесов.

Происхождение понятия

Теоретическое обоснование предмета нашего разговора - заслуга английского философа Джона Локка. Случилось это еще во второй половине XVII века. В широком обиходе термин "система противовесов и сдержек" появился в начале XVIII века благодаря прославленному современнику Д. Локка - французскому писателю и философу Ш.-Л. де Монтескье.

Стоит отметить, что зачатки принципа разделения властей существовали еще в VI-IV вв. до нашей эры. В качестве примера можно привести персидское государство Ахмединов, в котором у военачальников не было административной власти, а войска не подчинялись непосредственно императору. Некоторые принципы системы были характерны и для поздних эпох Римской империи.

система сдержек и противовесов в рф

Сам же принцип разделения властей (тогда только законодательной и исполнительной) впервые сформировал мыслитель средневековой эпохи Марсилий Падуанский. Он отмечал, что лучшим противодействием узурпаторству будет создание таких условий, при которых станет невозможной концентрация всей власти в одних руках.

Особенности системы

Особенности принципов системы сдержек и противовесов в следующем:

  • Вся полнота государственных функций распределена между ветвями власти. Парламент предлагает инициативы законопроектов и разрабатывает их, исполнительная власть претворяет законотворчество в жизнь, а судебная контролирует надлежащее исполнение законов.
  • Главная задача - не допустить возникновения ситуации, при которой вся власть будет сконцентрирована у одного лица или органа власти.

 разделение властей система сдержек и противовесов

Современное представление системы

Все прогрессивные демократические государства являются примерами воплощения в жизнь принципов системы сдержек и противовесов между ветвями власти.

Устойчивость системе сегодня придает постоянная конкурентная борьба между политическими партиями за голоса избирателей. Проведение регулярных выборов в парламент, активность политической жизни ведет к появлению все новых и новых народных избранников, которые замещают старых, не давая никому ощутить штурвал власти полноправно своим.

 система сдержек и противовесов ветвей власти

Важно отметить и то, что в современном мире принцип разделения властей стал размываться - например, две ветви власти могут обладать рядом схожих функций. Также вы знаете о появлении четвертого неофициального ответвления - СМИ, которое тоже вносит свою лепту в систему противовесов и сдержек в РФ и других странах.

Недостатки системы

Первоначально принцип разделения властей казался мыслителям эдакой панацеей от всех видов узурпаторства власти. Надо согласиться, такой ход мыслей был актуален для времен монархических империй. Сегодня же немалой долей влияния обладают не столько сами ветви власти, сколько межправительственные и международные организации, против которых система противовесов и сдержек бессильна.

На лицо и такая современная ситуация: во многих авторитарных, тоталитарных странах мира система противовесов существует, но лишь формально, в документах. В реальности же все полномочия сконцентрированы у одной личности и ее приближенных. Законодательная и судебная власть являются марионетками, создающими вид независимых ответвлений и видимость демократии.

принципы системы сдержек и противовесов

Таким образом, система нуждается в конкретной "заточке" под реалии современности, чтобы, как прежде, обеспечивать справедливое распределение власти между всеми, кто может повлиять сегодня на дела государства.

США: пример системы сдержек и противовесов

Многие исследователи считают, что самая идеальная система сдержек сформирована в США. В этом государстве она проработана до мелочей, с учетом всех исключительных случаев:

  • Смена избирающихся представителей происходит постепенно, а не в результате единых выборов.
  • Различные сроки службы для представителей каждой из властей.
  • Принципиально разные схемы формирования ветвей власти.
  • Все вместе ответвления власти контролируют полномочия и работу Президента, которого в любой момент могут лишить должности в результате импичмента.

система сдержек и противовесов между ветвями власти

Перспективы системы

Система сдержек и противовесов когда-то была одним из ключевых демократических принципов. Но ничто не вечно: хоть ее роль до сих не умалена, она не кажется уже такой идеальной и всеобъемлющей.

Резюмируя, еще раз отметим, что система противовесов и сдержек сегодня должна быть реконструирована, чтобы охватывать своей полнотой все имеющие влияние на государство объединения и организации. Однако она остается по-прежнему незаменимой - ни в прошлом, ни в современности средоточие всей власти в одних руках не было достойным для подражания примером.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Системы Visa и Mastercard в России. Описание платежных систем Visa и MastercardФинансы Системы Visa и Mastercard в России. Описание платежных систем Visa и Mastercard

Платежная система - общность методов и инструментов, используемых для денежных переводов, расчетов и регулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота. Во многих странах они существенно отли...

Закон Закон Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"

Наверное, каждый российский гражданин слышал о такой общественно важной профессии, как адвокат. Адвокатами называют юридических защитников. Это специалисты в области права, которые оказывают посильную юридическую помо...

Управление финансами в РФ: методы, инструменты и стратегииБизнес Управление финансами в РФ: методы, инструменты и стратегии

Одним из важнейших факторов поддержания экономической стабильности в государстве является обеспечение эффективного управления финансовой системой. Исходя из данного тезиса следует, что управление финансами и финанс...

Водоснабжение и водоотведение: системы, тарифы и правила. Водоснабжение и водоотведение в законодательствеДомашний уют Водоснабжение и водоотведение: системы, тарифы и правила. Водоснабжение и водоотведение в законодательстве

Российским Правительством в конце июля 2013 года был одобрен Закон "О водоснабжении и водоотведении". Этот проект призван регулировать условия предоставления соответствующего вида услуг. В Положении оговариваются прав...

 Трубы из сшитого полиэтилена в системе водо- и теплоснабженияДомашний уют Трубы из сшитого полиэтилена в системе водо- и теплоснабжения

Использование новейших технологий характерно сегодня практически для всех сфер деятельности человека. Система бытовых коммуникаций в этом плане не исключение. И на смену обычным трубам для подачи горячей воды на произ...

Федеральный закон об образовании в РФ: статьи, содержание и комментарииЗакон Федеральный закон об образовании в РФ: статьи, содержание и комментарии

Закон об образовании в РФ – 273 ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, он полностью регулирует сферу образования в нашей стране. Для руководителей образовательных учреждений этот документ являе...

Система МЧП: особенности и место в правовой системеЗакон Система МЧП: особенности и место в правовой системе

Современная система российского права включает в себя большое количество различных отраслей, основной задачей которых является регулирование разного рода правоотношений, возникающих и действующих в социуме. В число та...

Пенитенциарное учреждение - это... История, виды, цели и структура пенитенциарных учреждений в РФЗакон Пенитенциарное учреждение - это... История, виды, цели и структура пенитенциарных учреждений в РФ

Существуют различные типы заведений для отбывания наказания нарушителями закона. Однако для них принято одно общее определение - "пенитенциарное учреждение". Это и следственный изолятор, и колония поселенцев, и, собст...

Понятие и виды судопроизводства в РФЗакон Понятие и виды судопроизводства в РФ

Определенный порядок ведения, рассмотрения и разрешения дел, который установлен в соответствии с законом, называется судопроизводством. Оно существует четырех видов: конституционное, гражданское, уголовное, администра...

Судебная власть: функции и понятие. Функции судебных органов власти в РФЗакон Судебная власть: функции и понятие. Функции судебных органов власти в РФ

Государство во все времена представляло собой специфическую структуру, основным элементом которой было население. Однако столь большое скопление людей требует постоянного надзора. В противном случае их деятельность по...

monateka.com

1.2 Система сдержек и противовесов как система организации верховной государственной власти США. Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

Похожие главы из других работ:

Анализ деятельности Управления ФСНК по Челябинской области по реализации государственной политики в сфере предупреждения наркомании

1.3 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере предупреждения наркомании на территории Челябинской области

Федеральным исполнительным органом власти, осуществляющим контроль за оборотом наркотиков является Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков...

Демократический государственно-правовой режим

2.2. Система “сдержек и противовесов”

Власть развращает людей. Абсолютная власть развращает абсолютно. Именно поэтому еще в средние века возникла идея разделить властные полномочия так, чтобы никто не мог узурпировать всю власть. Рассуждали так: раз человек слаб, раз...

Конституционно–правовой статус субъектов РФ

5. Система государственной власти

Этот принцип тесно связан с государственной целостностью. Государственная организация включает единую систему правления. Она проявляется в суверенитете государственных органов власти, чьи полномочия распространяются на всей ее территории...

Конституционный принцип разделения властей

Глава 2. Система сдержек и противовесов

Несмотря на то, что принцип разделения власти провозглашен на уровне Конституции РФ, следует отметить, что фактически в практике государственного устройства России он не реализован...

Конституция США 1787 года

Разделение властей, система сдержек и противовесов

Федерализм Возможность изменения и дополнения Конституции - внесение поправок Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами...

Конституция США 1787 года

2.4 Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

Глава 2. Система сдержек и противовесов в системе разделения власти в России

...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

2.1 Разделение власти в России: система сдержек и противовесов

Сегодня практически всеми уже признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ...

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в федеральном государственном механизме РФ

7. Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.

Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон...

Проблемы принципа разделения властей в России

3. Система «сдержек и противовесов»

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ...

Разделение властей в РФ

3. Система "сдержек и противовесов".

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ...

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России

6. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя...

Разделение властей как способ организации государственной власти

2. Система сдержек и противовесов

Почему важна подконтрольность ветвей власти? Почему нельзя даровать им полную независимость и дать творить «идеальное общество» в своей отдельной сфере? Во-первых, не стоит забывать, что государство, общество это цельный организм...

Реализация теории разделения властей в Российской Федерации

1.3 Особенности системы сдержек и противовесов в России

Как уже отмечалось, в соответствии с теорией разделения властей законодательный орган должен принимать законы, а исполнительный - их исполнять; между ветвями власти должны быть "равновесие" и взаимные "сдержки"...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Понятие и признаки принципа «сдержек и противовесов».

...

pravo.bobrodobro.ru

Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей. Три ветви власти

Система сдержек и противовесов - это практическое применение концепции разделения властей. Теория распределения полномочий между несколькими органами и учреждениями, независимыми друг от друга, зародилась много столетий назад. Она стала результатом длительного развития государственности и поиска эффективного механизма, препятствующего появлению деспотизма. Система сдержек и противовесов - это производная от принципа разделения властей, воплощающая его на практике в виде соответствующих положений конституции. Наличие подобного механизма является неотъемлемой характеристикой демократического государства.

Античный мир

Идея разделения властей уходит корнями в глубокую древность. Примеры её теоретического обоснования и практического применения можно найти в истории античной Греции. Политический деятель и законодатель Солон установил в Афинах систему управления государством, в которой присутствовали элементы разделения властей. Он наделил равными полномочиями два учреждения: Ареопаг и Совет четырёхсот. Эти два государственных органа стабилизировали политическую ситуацию в обществе путём взаимного контроля.

Понятие разделения властей было сформулировано древнегреческими мыслителями Аристотелем и Полибием. Они указывали на преимущество государственного устройства, в котором составные элементы являются независимыми и практикуют взаимное сдерживание. Полибий сравнивал такую систему со сбалансированным кораблём, способным выстоять против любой бури.система сдержек и противовесов это

Развитие теории

Средневековый итальянский философ Марсилий Падуанский в своих работах, посвящённых созданию светского государства, высказал идею разграничения законодательной и исполнительной власти. По его мнению, ответственность правителя заключается в соблюдении установленного порядка. Марсилий Падуанский считал, что правом создавать и утверждать законы обладает только народ.

Джон Локк

Принцип разделения властей получил дальнейшее теоретическое развитие в эпоху Возрождения. Английский философ Джон Локк разработал модель гражданского общества, основанного на подотчётности короля и высших сановников конституции. Выдающийся мыслитель не остановился на разграничении законодательной и исполнительной власти. Джон Локк выделил ещё одну - федеративную. По его предположению, в компетенцию этой ветви власти должны входить дипломатические и внешнеполитические вопросы. Джон Локк утверждал, что распределение ответственности и полномочий между тремя данными компонентами системы государственного управления исключит опасность сосредоточения слишком большого влияния в одних руках. Идеи английского философа получили широкое признание последующих поколений.законодательная и исполнительная власть

Шарль-Луи де Монтескье

Теоретические построения Джона Локка произвели глубокое впечатление на многих просветителей и политических деятелей. Его доктрину о разделении властей на три ветви переосмыслил и развил французский писатель и юрист Монтескье. Это произошло в первой половине 18-го века. Структура общества, в котором жил француз, во многом сохраняла черты, свойственные феодализму. Сформулированная писателем теория казалась его современникам слишком радикальной. Доктрина Шарль-Луи де Монтескье о разграничении властей противоречила устройству монархической Франции. Европейские государства в ту эпоху продолжали основываться на средневековых сословных принципах, делящих общество на потомственных аристократов, представителей духовенства и простолюдинов. В наши дни теория Монтескье считается классической. Она стала краеугольным камнем любого демократического государства.

шарль луи де монтескье

Основные положения теории

Монтескье обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разграничение и взаимное сдерживание трёх элементов структуры государства призваны не допустить установления диктатуры и злоупотребления полномочиями. Монтескье считал деспотизм наихудшей формой правления, базирующейся на страхе. Он подчёркивал, что тираны действуют исключительно по своему произволу и не соблюдают никаких законов. По мнению Монтескье, объединение трёх ветвей власти неизбежно приводит к появлению диктатуры.

Французский мыслитель указал основной принцип успешного функционирования разделённой структуры управления государством: не должно существовать возможности подчинения одной составной части системы двумя другими.понятие разделения властей

Конституция США

Впервые идея разграничения трёх ветвей власти обрела юридическую форму в ходе Американской революции и войны за независимость. В конституции США была последовательно отражена классическая модель разделения полномочий в сфере государственного управления, разработанная Монтескье. Американские политические лидеры дополнили её некоторыми усовершенствованиями, одним из которых является система сдержек и противовесов. Это механизм, обеспечивающий взаимный контроль трёх ветвей власти. Значительный вклад в его создание внёс четвёртый президент США Джеймс Мэдисон. Система сдержек и противовесов - это частичное совпадение полномочий разделённых властей. Например, суд может объявить недействительным решение законодательного органа, если оно не соответствует конституции. Президент страны, являясь представителем исполнительной власти, также обладает правом вето. В компетенцию главы государства входит назначение судей, но их кандидатуры должны получить одобрение со стороны законодательного органа. Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей и механизм её эффективного применения на практике. Положения конституции США, выработанные Мэдисоном, действуют до сих пор.разделение властей на три ветви

Российская федерация

Принципы, сформулированные Монтескье и усовершенствованные лидерами Американской революции, включены в законодательства всех демократических государств. В современной конституции Российской Федерации также закреплено разделение властей. Специфика реализации этого принципа заключается в том, что согласованное функционирование всех ветвей обеспечивает президент страны, который формально не относится ни к одной из них. Ответственность за выработку и принятие законов лежит на Государственной Думе и Совете Федерации, представляющих собой двухпалатный парламент. Осуществление исполнительной власти находится в компетенции Правительства. Оно состоит из министерств, служб и агентств. Судебная власть в Российской Федерации наблюдает за деятельностью парламента и оценивает соответствие принимаемых законов конституции. Кроме того, она проверяет правомерность нормативных актов, издаваемых Правительством. Конституция содержит специальную главу, посвящённую судебной власти в Российской Федерации.судебная власть в российской федерации

Великобритания

Многие эксперты считают, что в государственном устройстве Соединённого Королевства принцип разделения властей фактически не воплощается. В Великобритании существует историческая тенденция слияния законодательных и исполнительных органов. Премьер-министр принадлежит к самой влиятельной политической партии. Он наделяется широкими полномочиями и обычно имеет поддержку большинства парламентариев. Независимость судебной власти не ставится под сомнение, однако она не оказывает существенного влияния на деятельность остальных государственных органов. Наивысшим авторитетом в Великобритании традиционно считаются законодательные структуры. Судьи не могут критиковать решения, одобренные парламентом.система сдержек и противовесов это основа теории разделения властей

Франция

Конституция Пятой республики отводит особое место главе государства, избранному всенародным голосованием. Президент Франции назначает премьер-министра и членов правительства, определяет внешнюю политику и ведёт дипломатические переговоры с другими странами. Однако доминирующее положение главы государства может быть значительно ограничено оппозиционными ему силами в парламенте.

Французская конституция предусматривает разделение властей. Исполнительная ветвь состоит из президента и кабинета министров. Законодательные функции принадлежат Национальному собранию и Сенату. Роли сдержек и противовесов играют многочисленные независимые агентства, входящие в состав структур исполнительной власти. Они часто консультируют парламент по поводу различных законопроектов. Эти агентства выступают в качестве регуляторов и даже наделены некоторыми юридическими полномочиями.

загрузка...

worldfb.ru