Система сдержек и противовесов в конституции российской федерации. Система ветвей власти и система сдержек и противовесов в


Глава 2. Система сдержек и противовесов. Конституционный принцип разделения властей

Похожие главы из других работ:

Демократический государственно-правовой режим

2.2. Система “сдержек и противовесов”

Власть развращает людей. Абсолютная власть развращает абсолютно. Именно поэтому еще в средние века возникла идея разделить властные полномочия так, чтобы никто не мог узурпировать всю власть. Рассуждали так: раз человек слаб, раз...

Конституционный принцип разделения властей

Глава 2. Система сдержек и противовесов

Несмотря на то, что принцип разделения власти провозглашен на уровне Конституции РФ, следует отметить, что фактически в практике государственного устройства России он не реализован...

Конституция США 1787 года

Разделение властей, система сдержек и противовесов

Федерализм Возможность изменения и дополнения Конституции - внесение поправок Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами...

Конституция США 1787 года

2.4 Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

1.2 Система сдержек и противовесов как система организации верховной государственной власти США

Система сдержек и противовесов, положенная в основу организации функционирования центральных органов государственной власти США, покоится на следующих основополагающих началах. Во-первых...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

Глава 2. Система сдержек и противовесов в системе разделения власти в России

...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

2.1 Разделение власти в России: система сдержек и противовесов

Сегодня практически всеми уже признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ...

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в федеральном государственном механизме РФ

7. Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.

Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон...

Разделение властей в РФ

3. Система "сдержек и противовесов".

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ...

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России

6. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя...

Разделение властей как способ организации государственной власти

2. Система сдержек и противовесов

Почему важна подконтрольность ветвей власти? Почему нельзя даровать им полную независимость и дать творить «идеальное общество» в своей отдельной сфере? Во-первых, не стоит забывать, что государство, общество это цельный организм...

Реализация теории разделения властей в Российской Федерации

1.3 Особенности системы сдержек и противовесов в России

Как уже отмечалось, в соответствии с теорией разделения властей законодательный орган должен принимать законы, а исполнительный - их исполнять; между ветвями власти должны быть "равновесие" и взаимные "сдержки"...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Понятие и признаки принципа «сдержек и противовесов».

...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Соотношение принципа разделения властей системы «сдержек» и «противовесов».

власть разделение государственный ГЛАВА 1. ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА 1...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

2.2 Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов»

В научной и специальной литературе существует множество подходов к исследованию принципа «разделения властей», и даются различные оценки данного принципа в государственно-правовой практике. По мнению Л.М...

pravo.bobrodobro.ru

3. Система сдержек и противовесов в осуществлении власти. Проблемы теории государства и права

Принцип разделения власти в конкретном государстве обеспечивается рычагами, в совокупности образующими механизм проявления системы сдержек и противовесов в осуществлении единой государственной власти. К числу данных рычаговтрадиционно ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие:

/. Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействия трех ветвей власти. При ϶ᴛᴏм важно, ɥᴛᴏбы Конституция в конкретном государстве принималась специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и т.д.)- Это необходимо, ɥᴛᴏбы законодательная власть не определяла сама объем ϲʙᴏих прав и обязанностей. Как показывает практика, если конституцию принимает парламент, то он не всегда подходит объективно к определению ϲʙᴏего места в структуре государства.

2. Юридическое ограничение пределов властных полномочий ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни одной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ограничиваются конституцией. Стоит заметить, что она же определяет и основную функцию законодательного органа - создание и поддержание условий, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают достоинства человека как личности (гражданские, политические права и ϲʙᴏбоды). Отметим, что каждая ветвь власти наделяется правами воздействия, если та становится на путь нарушения конституции и законодательства.

На практике бывает очень непросто ограничивать полномочия законодательной власти, кᴏᴛᴏᴩая нередко считает, что может принять любой закон. Между тем в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституциями правовых обществ четко определяется направление деятельности законодательной власти и ее полномочия также ограничиваются.

Главное направление деятельности законодательной власти -϶ᴛᴏ установление и обеспечение в обществе легитимного закона и справедливости. По϶ᴛᴏму сама законодательная власть:

а) не должна принимать законы, допускающие дискриминацию отдельных лиц, групп или меньшинств по признаку расы, религии, пола и тому подобным признакам, кᴏᴛᴏᴩые дают основания для

186

проведения различия между людьми, группами людей или меньшинствами;

б) не должна нарушать ϲʙᴏбоду религиозных убеждений и ϲʙᴏбоду совершения религиозных обрядов;

в) не должна отказывать членам общества в праве иметь выборную исполнительную власть;

г) не должна налагать ограничений на ϲʙᴏбоду слова, ϲʙᴏбоду собраний или ϲʙᴏбоду ассоциаций;

д) должна воздерживаться от придания законам обратной силы;

е) не должна препятствовать осуществлению основных прав и ϲʙᴏбод личности;

ж) должна предусмотреть процедурный механизм и гарантии, посредством кᴏᴛᴏᴩых реализуются и сохраняются вышеназванные ϲʙᴏбоды.

От исполнительной власти требуется эффективность в ее деятельности по оперативному управлению общественной жизнью и добросовестность в соблюдении законов. Исполнительная власть должна быть наделена достаточными полномочиями, самостоятельностью в реализации ϲʙᴏих функций, но в рамках закона.

Главная характеристика судебной власти - ϶ᴛᴏ ее независимость от других ветвей власти, что позволяет ей без страха выполнять ϲʙᴏи обязанности. Независимая судебная власть будет неотъемлемым признаком ϲʙᴏбодного общества, признающего власть права. Принцип независимости судебной власти в разных странах разрешается по-разному. Многое здесь зависит от порядка назначения, перемещения и продвижения судей, материально-технического оснащения их деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рфНе стоит забывать, что важным здесь представляется и порядок смещения судей, когда такая необходимость возникает объективно. Представляется, что более подходящим для обеспечения принципа независимости судей будет порядок, когда смещение судей с поста рассматривается не законодательной или исполнительной властями, а органом судебного характера (особым составом суда, специальной судебной инстанцией, корпорацией юристов и т.д.).

3. Взаимное участие в кадровом наполнении органов власти. Этот рычаг ϲʙᴏдится к тому, что законодательная власть участвует в формировании высших должностных лиц исполнительной вла-

187

сти. Так, в парламентских республиках правительство формируется парламентом из числа представителей той партии, кᴏᴛᴏᴩая одержала победу на выборах и имеет большое количество мест в парламенте. В результате, как правило, получается неплохое взаимодействие двух ветвей власти. Парламент может принимать участие в формировании правительства и в- президентских республиках, формируя правительство, Президент конституционно обязан согласовать некᴏᴛᴏᴩые кандидатуры с парламентом. Парламент и Президент участвует в формировании судебной власти.

4. Вотум доверия или недоверия. Вотум доверия или недоверия - ϶ᴛᴏ воля, выраженная большинством голосов в органе законодательной власти по поводу одобрения или неодобрения политической линии, определенной акции или законопроекта правительства. Вопрос о вотуме может поставить само правительство, орган законодательной власти, группа депутатов. В случае если орган законодательной власти выразил вотум недоверия, в зависимости от конкретных условий конкретного государства, то правительство уходит в отставку или им распускается парламент и объбудут выборы.

В результате очень большой специфичности ϶ᴛᴏго рычага противовес вотум доверия или недоверия практикуется исключительно в парламентских республиках с неравноправной двухпалатной системой общенационального представительного учреждения (парламента). Как правило, распускается,нижняя палата парламента, а в ϶ᴛᴏт период функция законодательной власти осуществляется верхней палатой парламента. С учетом того, что вотум доверия или недоверия будет очень радикальной мерой, то возможность использования ϶ᴛᴏго рычага воздействия на определенную ветвь власти и, самое главное, процедура осуществления его должны быть четко предусмотрены в Конституции страны, где он применяется.

5. Право вето. Вето - ϶ᴛᴏ безусловный или отлагательный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого. Правом вето пользуется глава государства, а также верхняя палата, при двухпалатной системе, по отношению к постановлениям нижней палаты. В условиях развития парламентаризма глава государства (монарх, Президент) сегодня не пользуется абсолютным (безусловным) правом вето. Безусловное вето сохраняется исключительно (в отдельных случаях) за верховной палатой парламента.

Президентутрадиционно принадлежит право отлагательного ве-

188

то, кᴏᴛᴏᴩое парламент может преодолеть путем вторичного рассмотрения и принятия постановления квалифицированным большинством.

Право вето при президенте имеет реальную силу в президентских республиках, где президент будет и главой государства и главой правительства. Здесь право вето, при определенных случаях, может привести к вотуму доверия или недоверия и роспуску парламента.

6. Конституционный надзор. Конституционный надзор означает наличие в государстве специального органа, призванного следить за тем, ɥᴛᴏбы ни одна власть не нарушала требование Конституции. Функции Конституционного надзоратрадиционно выполняют специально созданные органы (Конституционный суд, Конституционный Совет) или органы, на кᴏᴛᴏᴩые Конституцией возложены функции надзора за соблюдением ее требований (например, Верховный суд США). Правом обращаться к органам Конституционного надзора обладают как органы законодательной власти, так и исполнительной власти. Органы конституционного надзора могут рассмотреть конституционность актов органов государственной власти и управления и по ϲʙᴏей инициативе.

7. Стоит сказать - политическая ответственность высших должностных лиц государства. Стоит сказать - политическая ответственность - ϶ᴛᴏ ответственность, предусмотренная Конституцией за политическую деятельность. От уголовной, материальной, административной, дисциплинарной ответственности она отличается основанием наступления, процедурой привлечения к ответственности и мерой ответственности.

Основанием политической ответственности будут поступки, характеризующие политическое лицо виновного, затрагивающие его политическую деятельность.

Процедура привлечения к ответственности (политической) отличается тем, что ею занимаются не общие следственные органы и суды, а специальные, особо предусмотренные в Конституции той или иной страны органы. Ими могут быть Конституционный суд, Верховный суд в специально предусмотренных случаях, какая-то палата парламента, специальная комиссия и т.д.

Мерами ответственности при ϶ᴛᴏм выступает отставка от занимаемой должности, смещение с поста, лишение иммунитета неприкосновенности (например, депутатской, дипломатической и т.д.).

189

Распространенным видом политической ответственности будет импичмент, представляющий собой порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о правонарушениях высших должностных лиц. В настоящее время импичмент применяется в двухпалатных парламентских странах, где привлечение к ответственности и предание суду осуществляет нижняя палата, а рассмотрение дела - верхняя палата парламента.

8. Судебный контроль. Деятельность любых органов государственной власти и управления, решения кᴏᴛᴏᴩых неблагоприятным образом затрагивают правовой статус личности, честь и достоинство человека, должна подвергаться надзору судов с правом окончательного решения о конституционности их актов. То же самое, если гражданину нанесен вред в результате незаконных действий органов власти. Стоит заметить, что он должен располагать достаточными средствами защиты, иметь право возбудить судебный иск против государства и его органов.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что если в целом представить механизм функционирования трех ветвей власти, то центральное место в нем нужно отводить исполнительной власти, кᴏᴛᴏᴩая постоянно обеспечивает слаженное функционирование его государственного механизма. Но она работает в рамках власти закона, установленной Конституцией и деятельностью законодательной власти. Судебная власть, с другой стороны, следит за тем, ɥᴛᴏбы она (исполнительная власть) не нарушала установленные правовые требования.

Разделение власти и сегодня во многих странах используется как «фулпруф», что в переводе с английского означает «защиту от дураков» (т.е. от случайных ошибок какой-либо ветви власти или высокого должностного лица государства). При всем этом разделение власти - важный признак сохранения демократического режима в обществе.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Проблемы теории государства и права - Ф.М. Раов. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "3. Система сдержек и противовесов в осуществлении власти") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Проблемы теории государства и права - Ф.М. Раов. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Проблемы теории государства и права - Ф.М. Раов., 2015. 3. Система сдержек и противовесов в осуществлении власти.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Система сдержек и противовесов в осуществлении власти

Одна из важнейших проблем властных отношений – это предотвращение злоупотребления властью. Ш.Монтескье, французский философ-просветитель писал, что политическая свобода может быть выявлена лишь там, где нет злоупотребления властью. Именно он и стал основоположником теории разделения властей, полагая, что общество в состоянии проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные ее части противопоставлены друг другу. Смысл теории разделения властей – разделение власти на три главные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых достаточно независима друг от друга, и в то же время они постоянно взаимодействуют между собой в процессе формирования и осуществления государственной политики. Таким образом разные ветви власти сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Разделение властей предотвращает узурпацию власти каким либо органом или соединение всех трех ее ветвей в руках одной личности, что и гарантирует свободу как главный принцип демократии.

Однако самого разделения властей еще не достаточно для обеспечения суверенитета народа – необходимы соответствующие механизмы взаимодействия и сбалансирования, система сдержек и противовесов. В демократическом обществе каждая из ветвей власти наделена полномочиями, но и каждая из них уравновешивает одна другую, не позволяя ни одной из них занять господствующее положение в обществе, что и являться одним из важнейших механизмов сбалансирования ветвей власти. Не менее значимым является наличие независимого контроля за деятельностью государственных властных структур, осуществляющего не только «сверху», но постоянно и эффективно «снизу». К этим механизмам относятся также императивный мандат избранников народа, которые непосредственно подотчетны своим избирателям, имеющих право отозвать их. Деятельность правительства и представительных органов уравновешивается также соревновательными методами, что регулируется правилами соревнования. Это также балансируется наличием многих партий, призванных выражать разные интересы и взгляды. Важное значение имеет конституция узаконивающая государственные интересы и гарантирующая обеспечение реализации их властных полномочий.

По мнению автора, подобное разделение полномочий Президента на группы не принципиально. Необходимо, чтобы они охватывали все области жизни общества и все сферы государственного управления, в которых Президент может и должен проявлять свои властные полномочия в целях, обозначенных в присяге.

Следует подчеркнуть, что исследование избранной нами темы тесно связано с выявлением специфической роли Президента Российской Федерации как главы государства, анализом характера его взаимоотношений со всеми ветвями власти, в особенности с законодательной властью, парламентом. В категориальном плане это вопрос соотношения института Президента и института парламентаризма

Специалисты, исследующие проблему разделения властей, отмечают разные стороны этого сложного политико-правового явления. В частности, различные специфические моменты принципа разделения властей выделяют А.А. Мишин, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Б.А. Страшун, Л.М. Энтин, Ю.А. Дмитриев.

Например, Б.Н. Топорнин полагает: "Принцип разделения властей - это в первую очередь учение о распределении функций и полномочий между тремя властями - законодательной, исполнительной и судебной". Он подчеркивает, что с помощью этого принципа можно предотвратить установление авторитаризма и диктаторского режима в обществе, создать систему "сдержек и противовесов" и т.д.6 Все это правильно, однако далеко не исчерпывает подлинного содержания и значения данного принципа.

Интересны мысли и аргументы, приводимые А.А. Мишиным в ходе анализа принципа разделения властей (на примере США). Интересен тот факт, что создатели американской Конституции никогда не имели целью создание трех независимых друг от друга ветвей государственной власти. Коротко говоря, разделение властей есть органическое выражение самой демократии. Они друг от друга неотделимы7.

По мнению автора, при исследовании принципа разделения властей необходимо рассматривать государственный механизм как цельную систему государственных органов. Этого единства можно достичь с помощью равноправного распределения функций между государственными органами, методами согласования позиций, а так же закрепления самостоятельности каждого органа возможностью противопоставить собственное мнение решениям других органов.

 

Принцип разделения власти в конкретном государстве обеспечивается рычагами, в совокупности образующими механизм проявления системы сдержек и противовесов в осуществлении единой государственной власти. К числу этих рычагов, как правило, относятся следующие:

1. Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействия трех ветвей власти. При этом важно, чтобы Конституция в конкретном государстве принималась специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и т.д.)- Это необходимо, чтобы законодательная власть не определяла сама объем своих прав и обязанностей. Как показывает практика, если конституцию принимает парламент, то он не всегда подходит объективно к определению своего места в структуре государства.

2. Юридическое ограничение пределов властных полномочий ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни одной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ограничиваются конституцией. Она же определяет и основную функцию законодательного органа - создание и поддержание условий, которые обеспечивают достоинства человека как личности (гражданские, политические права и свободы). Каждая ветвь власти наделяется правами воздействия, если та становится на путь нарушения конституции и законодательства.

На практике бывает очень непросто ограничивать полномочия законодательной власти, которая нередко считает, что может принять любой закон. Между тем в соответствии с Конституциями правовых обществ четко определяется направление деятельности законодательной власти и ее полномочия также ограничиваются.

Главное направление деятельности законодательной власти -это установление и обеспечение в обществе легитимного закона и справедливости. Поэтому сама законодательная власть:

а) не должна принимать законы, допускающие дискриминацию отдельных лиц, групп или меньшинств по признаку расы, религии, пола и тому подобным признакам, которые дают основания для проведения различия между людьми, группами людей или меньшинствами;

б) не должна нарушать свободу религиозных убеждений и свободу совершения религиозных обрядов;

в) не должна отказывать членам общества в праве иметь выборную исполнительную власть;

г) не должна налагать ограничений на свободу слова, свободу собраний или свободу ассоциаций;

д) должна воздерживаться от придания законам обратной силы;

е) не должна препятствовать осуществлению основных прав и свобод личности;

ж) должна предусмотреть процедурный механизм и гарантии, посредством которых реализуются и сохраняются вышеназванные свободы.

От исполнительной власти требуется эффективность в ее деятельности по оперативному управлению общественной жизнью и добросовестность в соблюдении законов. Исполнительная власть должна быть наделена достаточными полномочиями, самостоятельностью в реализации своих функций, но в рамках закона.

Главная характеристика судебной власти - это ее независимость от других ветвей власти, что позволяет ей без страха выполнять свои обязанности. Независимая судебная власть является неотъемлемым признаком свободного общества, признающего власть права. Принцип независимости судебной власти в разных странах разрешается по-разному. Многое здесь зависит от порядка назначения, перемещения и продвижения судей, материально-технического оснащения их деятельности. Важным здесь представляется и порядок смещения судей, когда такая необходимость возникает объективно. Представляется, что более подходящим для обеспечения принципа независимости судей является порядок, когда смещение судей с поста рассматривается не законодательной или исполнительной властями, а органом судебного характера (особым составом суда, специальной судебной инстанцией, корпорацией юристов и т.д.).

3. Взаимное участие в кадровом наполнении органов власти. Этот рычаг сводится к тому, что законодательная власть участвует в формировании высших должностных лиц исполнительной власти. Так, в парламентских республиках правительство формируется парламентом из числа представителей той партии, которая одержала победу на выборах и имеет большое количество мест в парламенте. В результате, как правило, получается неплохое взаимодействие двух ветвей власти. Парламент может принимать участие в формировании правительства и в- президентских республиках, формируя правительство, Президент конституционно обязан согласовать некоторые кандидатуры с парламентом. Парламент и Президент участвует в формировании судебной власти.

4. Вотум доверия или недоверия. Вотум доверия или недоверия - это воля, выраженная большинством голосов в органе законодательной власти по поводу одобрения или неодобрения политической линии, определенной акции или законопроекта правительства. Вопрос о вотуме может поставить само правительство, орган законодательной власти, группа депутатов. Если орган законодательной власти выразил вотум недоверия, в зависимости от конкретных условий конкретного государства, то правительство уходит в отставку или им распускается парламент и объявляются выборы.

В результате очень большой специфичности этого рычага противовес вотум доверия или недоверия практикуется лишь в парламентских республиках с неравноправной двухпалатной системой общенационального представительного учреждения (парламента). Как правило, распускается, нижняя палата парламента, а в этот период функция законодательной власти осуществляется верхней палатой парламента. С учетом того, что вотум доверия или недоверия является очень радикальной мерой, то возможность использования этого рычага воздействия на определенную ветвь власти и, самое главное, процедура осуществления его должны быть четко предусмотрены в Конституции страны, где он применяется.

5. Право вето. Вето - это безусловный или отлагательный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого. Правом вето пользуется глава государства, а также верхняя палата, при двухпалатной системе, по отношению к постановлениям нижней палаты. В условиях развития парламентаризма глава государства (монарх, Президент) сегодня не пользуется абсолютным (безусловным) правом вето. Безусловное вето сохраняется лишь (в отдельных случаях) за верховной палатой парламента.

Президенту, как правило, принадлежит право отлагательного вето, которое парламент может преодолеть путем вторичного рассмотрения и принятия постановления квалифицированным большинством.

Право вето при президенте имеет реальную силу в президентских республиках, где президент является и главой государства и главой правительства. Здесь право вето, при определенных случаях, может привести к вотуму доверия или недоверия и роспуску парламента.

6. Конституционный надзор. Конституционный надзор означает наличие в государстве специального органа, призванного следить за тем, чтобы ни одна власть не нарушала требование Конституции. Функции Конституционного надзора, как правило, выполняют специально созданные органы (Конституционный суд, Конституционный Совет) или органы, на которые Конституцией возложены функции надзора за соблюдением ее требований (например, Верховный суд США). Правом обращаться к органам Конституционного надзора обладают как органы законодательной власти, так и исполнительной власти. Органы конституционного надзора могут рассмотреть конституционность актов органов государственной власти и управления и по своей инициативе.

7. Политическая ответственность высших должностных лиц государства. Политическая ответственность - это ответственность, предусмотренная Конституцией за политическую деятельность. От уголовной, материальной, административной, дисциплинарной ответственности она отличается основанием наступления, процедурой привлечения к ответственности и мерой ответственности.

Основанием политической ответственности являются поступки, характеризующие политическое лицо виновного, затрагивающие его политическую деятельность.

Процедура привлечения к ответственности (политической) отличается тем, что ею занимаются не общие следственные органы и суды, а специальные, особо предусмотренные в Конституции той или иной страны органы. Ими могут быть Конституционный суд, Верховный суд в специально предусмотренных случаях, какая-то палата парламента, специальная комиссия и т.д.

Мерами ответственности при этом выступает отставка от занимаемой должности, смещение с поста, лишение иммунитета неприкосновенности (например, депутатской, дипломатической и т.д.).

Распространенным видом политической ответственности является импичмент, представляющий собой порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о правонарушениях высших должностных лиц. В настоящее время импичмент применяется в двухпалатных парламентских странах, где привлечение к ответственности и предание суду осуществляет нижняя палата, а рассмотрение дела - верхняя палата парламента.

8. Судебный контроль. Деятельность любых органов государственной власти и управления, решения которых неблагоприятным образом затрагивают правовой статус личности, честь и достоинство человека, должна подвергаться надзору судов с правом окончательного решения о конституционности их актов. То же самое, если гражданину нанесен вред в результате незаконных действий органов власти. Он должен располагать достаточными средствами защиты, иметь право возбудить судебный иск против государства и его органов.

Таким образом, если в целом представить механизм функционирования трех ветвей власти, то центральное место в нем нужно отводить исполнительной власти, которая постоянно обеспечивает слаженное функционирование его государственного механизма. Но она работает в рамках власти закона, установленной Конституцией и деятельностью законодательной власти. Судебная власть, с другой стороны, следит за тем, чтобы она (исполнительная власть) не нарушала установленные правовые требования.

Разделение власти и сегодня во многих странах используется как «фулпруф», что в переводе с английского означает «защиту от дураков» (т.е. от случайных ошибок какой-либо ветви власти или высокого должностного лица государства). В то же время разделение власти - важный признак сохранения демократического режима в обществе.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

2.1 Разделение власти в России: система сдержек и противовесов. Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

Похожие главы из других работ:

Демократический государственно-правовой режим

2.2. Система “сдержек и противовесов”

Власть развращает людей. Абсолютная власть развращает абсолютно. Именно поэтому еще в средние века возникла идея разделить властные полномочия так, чтобы никто не мог узурпировать всю власть. Рассуждали так: раз человек слаб, раз...

Конституционный принцип разделения властей

Глава 2. Система сдержек и противовесов

Несмотря на то, что принцип разделения власти провозглашен на уровне Конституции РФ, следует отметить, что фактически в практике государственного устройства России он не реализован...

Конституция США 1787 года

Разделение властей, система сдержек и противовесов

Федерализм Возможность изменения и дополнения Конституции - внесение поправок Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами...

Конституция США 1787 года

2.4 Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

1.2 Система сдержек и противовесов как система организации верховной государственной власти США

Система сдержек и противовесов, положенная в основу организации функционирования центральных органов государственной власти США, покоится на следующих основополагающих началах. Во-первых...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

Глава 2. Система сдержек и противовесов в системе разделения власти в России

...

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в федеральном государственном механизме РФ

7. Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.

Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон...

Проблемы принципа разделения властей в России

3. Система «сдержек и противовесов»

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ...

Разделение властей в РФ

3. Система "сдержек и противовесов".

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ...

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России

6. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя...

Разделение властей как способ организации государственной власти

2. Система сдержек и противовесов

Почему важна подконтрольность ветвей власти? Почему нельзя даровать им полную независимость и дать творить «идеальное общество» в своей отдельной сфере? Во-первых, не стоит забывать, что государство, общество это цельный организм...

Реализация теории разделения властей в Российской Федерации

1.3 Особенности системы сдержек и противовесов в России

Как уже отмечалось, в соответствии с теорией разделения властей законодательный орган должен принимать законы, а исполнительный - их исполнять; между ветвями власти должны быть "равновесие" и взаимные "сдержки"...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Понятие и признаки принципа «сдержек и противовесов».

...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Соотношение принципа разделения властей системы «сдержек» и «противовесов».

власть разделение государственный ГЛАВА 1. ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА 1...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

2.2 Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов»

В научной и специальной литературе существует множество подходов к исследованию принципа «разделения властей», и даются различные оценки данного принципа в государственно-правовой практике. По мнению Л.М...

pravo.bobrodobro.ru

7. Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в федеральном государственном механизме РФ

Похожие главы из других работ:

Демократический государственно-правовой режим

2.2. Система “сдержек и противовесов”

Власть развращает людей. Абсолютная власть развращает абсолютно. Именно поэтому еще в средние века возникла идея разделить властные полномочия так, чтобы никто не мог узурпировать всю власть. Рассуждали так: раз человек слаб, раз...

Конституционный принцип разделения властей

Глава 2. Система сдержек и противовесов

Несмотря на то, что принцип разделения власти провозглашен на уровне Конституции РФ, следует отметить, что фактически в практике государственного устройства России он не реализован...

Конституция США 1787 года

Разделение властей, система сдержек и противовесов

Федерализм Возможность изменения и дополнения Конституции - внесение поправок Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами...

Конституция США 1787 года

2.4 Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

Глава 2. Система сдержек и противовесов в системе разделения власти в России

...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

2.1 Разделение власти в России: система сдержек и противовесов

Сегодня практически всеми уже признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ...

Проблемы принципа разделения властей в России

3. Система «сдержек и противовесов»

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ...

Разделение властей в РФ

3. Система "сдержек и противовесов".

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ...

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России

6. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя...

Разделение властей как способ организации государственной власти

2. Система сдержек и противовесов

Почему важна подконтрольность ветвей власти? Почему нельзя даровать им полную независимость и дать творить «идеальное общество» в своей отдельной сфере? Во-первых, не стоит забывать, что государство, общество это цельный организм...

Реализация теории разделения властей в Российской Федерации

1.3 Особенности системы сдержек и противовесов в России

Как уже отмечалось, в соответствии с теорией разделения властей законодательный орган должен принимать законы, а исполнительный - их исполнять; между ветвями власти должны быть "равновесие" и взаимные "сдержки"...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Понятие и признаки принципа «сдержек и противовесов».

...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Соотношение принципа разделения властей системы «сдержек» и «противовесов».

власть разделение государственный ГЛАВА 1. ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА 1...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

2.2 Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов»

В научной и специальной литературе существует множество подходов к исследованию принципа «разделения властей», и даются различные оценки данного принципа в государственно-правовой практике. По мнению Л.М...

Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Конституции США

Глава 4. Отражение принципа разделения властей и механизма системы сдержек и противовесов в Конституции РФ и Конституции США

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную...

pravo.bobrodobro.ru

Система сдержек и противовесов в конституции российской федерации

М.А. Миндзаев

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разделение властей было и остается проблемой, вызывающей неослабевающий интерес со стороны политиков, ученых, и просто активной части населения страны. В поле зрения правоведов находятся вопросы места отдельных ветвей власти в системе разделения властей,1 зарубежные модели разделения властей,2 особенности российской модели разделения властей,3 исторические и идеологические корни проблемы4 и даже место уголовного процесса в системе разделения властей.5 Проблема эта обширна, многогранна; она имеет историю и перспективу, затрагивает интересы больших групп людей. Тональность статей также различна: от категоричных и безапелляционных суждений до осторожных предложений.

В данной статье мы постарались найти ответ на несколько вопросов: какие отличия существуют между российской моделью разделения властей и теорией (формальный анализ Конституции РФ), причины этих различий, а также насколько и как необходимо нивелировать эти расхождения. При этом мы постарались не использовать практику для аргументации выводов, полагая, что нормативный материал сам по себе достаточно информативен и красноречив. Динамический анализ, безусловно, более многогранен и информативен, но и более эмоционален; к тому же он характеризует не сам механизм, а его работу, на которую влияет слишком большое число факторов (учесть и рассмотреть которые в одной статье невозможно).

Принцип разделения властей возник как идея создания и поддержания баланса между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Квинтэссенцией этой идеи можно считать известную систему сдержек и противовесов, призванную не допустить сосредоточения всей власти в одних руках и возврата к монархии де-факто. Одно из главных назначений конституции – закрепить юридически систему сдержек и противовесов, механизм которых должен быть прописан в самой конституции и в законах.

Мы не разделяем оптимизма Председателя Конституционного Суда КБР А.С.Геляхова, который полагает, что сегодня уже «смело можно говорить о сформированной системе сдержек и противовесов» в России.6 Полагаем, что в действующей российской Конституции содержатся лишь отдельные элементы системы сдержек и противовесов, не позволяющие пока утверждать о наличии сложившегося механизма разделения властей.

О действительном наличии юридического механизма разделения властей можно было бы говорить, если бы в Конституции РФ:

1) вопрос формирования трех ветвей власти был прописан таким образом, что исключалось бы манипулирование этим процессом какой-то одной властью;7

2) высшие органы ветвей власти были застрахованы от возможности произвольного роспуска другой властью, но при этом сохранялась возможность прекращения деятельности высших органов той ветви власти, которая вышла из правового поля;

3) каждый из элементов триады имел возможность взаимно контролировать другой элемент с тем, чтобы, не прибегая к процедуре импичмента, обеспечить возвращение его в правовое поле;

4) формирование иных высших органов государства (ЦИК, Центробанка, Генерального прокурора и т.д.) было производно не от одной из властей, что дает ей неоспоримые преимущества перед другими властями, а было бы сбалансировано по ветвям власти.

Кроме того, требуется, чтобы в федеральных конституционных законах были прописаны реалистичные процедуры исполнения этих действий и полномочий, в противном случае декларируемое право легко превращается в фикцию.

О разделении властей вряд ли можно говорить, если отсутствуют предохранители от подмены одной властью другой (как в случаях, когда издаваемые президентом Б.Н.Ельциным указы часто подменяли собой законы).8

Наконец, расклад политических сил в государстве должен быть равновесным в такой степени, чтобы парламент не превращался в вопросах голосования в точную копию советского Верховного Совета.9

Отметим одну бросающуюся в глаза особенность российской модели разделения властей. Как структура Конституции, так и фактический статус органов исполнительной власти позволяет высказать предположение о дуализме отечественной исполнительной власти. Президент и Правительство не только «разнесены» по разным главам Конституции (4-й и 6-й), но и, как это будет показано ниже, играют автономные роли в механизме разделения властей.

Мы не разделяем мнения, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей государственной власти, вынесен за рамки классического разделения властей.10 Президент действительно выступает в разных ипостасях. Он может быть одновременно и главой государства, и главой правительства, и высшим должностным лицом государства, и верховным главнокомандующим. Но в контексте рассмотрения механизма сдержек и противовесов как квинтэссенции теории разделения властей нельзя представить фигуры, не играющей в нем роли этих сдержек, либо, напротив, обладающей несдерживаемыми сверхполномочиями. В противном случае нам придется признать, что механизм сдержек и противовесов попросту отсутствует.

Мы также не считаем, что можно произвольно расширять число ветвей власти, включая туда, к примеру, власть прокурорскую, избирательную, контрольную, политическую или иную. Число ветвей власти не больше и не меньше числа групп органов, наделенных полномочиями взаимно сдерживать нелегитимную деятельность друг друга. Если завтра прокуратура будет наделена такими полномочиями, то только в этом случае ее можно будет рассматривать в качестве отдельной ветви власти.

Отметим попутно, что дуалистично и само Правительство, состоящее из двух групп субъектов: подчиненных Председателю Правительства и подчиненных непосредственно Президенту.11 Характеристика М.Фрадкова как «технического премьера» – не литературный оборот журналистов, а достаточно точное определение его статуса.12

Посмотрим теперь, насколько высказанные посылки нашли отражение в Конституции.

1.Президент

1.1. Его место в государстве определено ч.1 ст. 11: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации…» и ч.1 ст.80: «Президент Российской Федерации является главой государства». В ч.2 ст.80 он назван «гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». В ч.3 ст.80 содержится чрезвычайно важное указание на то, что он «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Т.е. именно Президент определяет внешнеполитический и внутриполитический векторы государства. Ни о какой другой власти ничего подобного в Конституции не сказано.

1.2. Правомочия Президента в отношении законодательной власти закреплены в п.п. «а»-«е» ст.84. Он «а) назначает выборы Государственной Думы…;

б) распускает Государственную Думу…;

в) назначает референдум …;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства».

Президент распускает Думу в соответствии с частью 4 ст. 111, когда Дума отказывается принять предлагаемую им кандидатуру Председателя Правительства, и в соответствии с ч.3 ст. 117, когда Дума настоятельно требует отставки Правительства, а таковая, с точки зрения Президента, представляется нежелательной.

1.3. В отношении судебной власти Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 и ч.ч. 1 и 2 ст. 128 обладает кадровыми полномочиями. Т.е. он «е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; …назначает судей других федеральных судов» (ст.83). О том же сказано в статье 128.

1.4. Конституция закрепляет целый ряд кадровых и управленческих полномочий Президента в отношении Правительства: «Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

м) назначает и отзывает … представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях» (ст.83).

В соответствии с ч.2 ст.117 только Президент принимает решение об отставке Правительства. А в соответствии с ч.3 ст.115 Президент может дезавуировать любое действие Правительства, т.е. он осуществляет текущий контроль за его деятельностью.

1.5. В отношении иных высших органов Президент обладает правом назначать и освобождать от должности Генерального прокурора.13 Те же права у Президента имеются в отношении главы Центробанка.

Кроме того, Президент наделен серьезными правами в отношении субъектов федерации, подобных которым нет ни у какой иной ветви власти. Он «может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации…

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации…» (ст. 85).

Федеральный закон №184-ФЗ от 06.10.99 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьей 18 устанавливает, что: «гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации … по представлению Президента Российской Федерации…

В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры … высшего должностного лица субъекта Российской Федерации… Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации …»

При таких правилах игра может идти только «в одни ворота»; предполагать, что при разных взглядах на кандидатуру главы субъекта возобладает не президентская точка зрения, можно имея только очень буйную фантазию.

Приведенная цитата не имеет прямого отношения к характеристике баланса федеральных властей. Она иллюстрирует всевластие президентской власти опосредовано – через его полномочия, фактически опрокидывающие федеративную форму государственного устройства России. Попутно заметим, что к тому же результату ведет ч.7 той же 18 статьи, в которой сказано: «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

…в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации…», что означает фактически навязывание субъектам федерации именно президентской формы правления.

Таким образом, рассматривая статус Президента под углом зрения поставленных в начале статьи четырех вопросов, мы приходим к выводу о его исключительной роли в механизме разделения властей, которая характеризуется следующим:

1. Президент избирается народом, а не иными ветвями власти, но сам формирует и исполнительную власть (Правительство), и судебную власть.

2. Он обладает полномочиями по прекращению действия высших органов законодательной и исполнительной властей, но сам остается процедурно вне досягаемости их действия.

3. Он контролирует исполнительную власть и в определенной степени власть законодательную, играя активную роль в законодательном процессе.14

4. Именно Президент фактически формирует иные высшие органы государства.

1-а. Правительство

Правительство обладает правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104). Оно влияет своими заключениями на законопроекты «о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета» (ч.3 ст. 104). В соответствии с ч.4 ст. 117 Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации и, тем самым, поставить себя на одну доску с Парламентом, поскольку далее только Президент полномочен принимать решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Согласно Конституции Правительство как составная часть исполнительной власти:

1. не принимает участия в формировании других ветвей власти. Его персональный состав формируется совместно Президентом и Председателем Правительства, но не иными ветвями власти.

2. Правительство может повлиять на роспуск Парламента, спровоцировав его постановкой вопроса о доверии, но никак не влияет на прекращение деятельности судебной власти.

3. Правительство не контролирует другие ветви власти прямо, но оказывает серьезное влияние на повседневную деятельность их органов и учреждений посредством осуществления финансового, налогового, природоохранительного, пожарного и других видов контроля и надзора. Наиболее заметно влияние Правительства на иные ветви власти в финансовой сфере. Влияние Правительства весьма значительно еще и потому, что подавляющая по численности часть госаппарата сосредоточена именно во власти исполнительной.

4. Правительство не участвует в формировании иных высших органов государства.

Выходит, уникальность Правительства состоит в том, что без Президента оно практически не играет самостоятельной роли в механизме сдержек и противовесов. Это – еще один аргумент в пользу выше высказанной мысли о том, что Президент РФ не может не относиться к одной из ветвей триады.

2. Законодательная власть

2.1. Место Парламента в государстве обозначено в ст. 11: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют… Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)…», в ст. 10: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В ст. 94 сказано, что «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Отметим, что в отличие от Конституции США, где самая первая статья посвящена Конгрессу, а о Президенте говорится только во второй статье, российская Конституция ставит Парламент после Президента на второе место. Парламент не обозначен как орган, определяющий направления российской политики, хотя, что есть законы, как не юридическое оформление этой политики?

2.2. В отношении Президента к «ведению Государственной Думы относятся: …ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности» (ст. 103). «К ведению Совета Федерации относятся: …б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;… д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности» (ст. 102).

При этом статья 93 устанавливает весьма сложную, если не сказать неисполнимую процедуру:

а) Президента отрешает от должности Совет Федерации

б) на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения, которое должно быть

в) подтверждено заключением Верховного Суда Российской Федерации и

г) заключением Конституционного Суда Российской Федерации.

При этом инициативу отрешения должна проявить

д) минимум треть депутатов Думы; при этом Дума должна образовать:

е) специальную комиссию, которая должна

ж) принять заключение.

Кроме того, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. И, наконец, если вся эта процедура затянется более чем на 3 месяца, обвинение против Президента считается отклоненным.

К анализу Конституции обычно не применяют математические методы, но совершенно очевидно, что вероятность реализовать такую процедуру многократно ниже, чем Президенту распустить Парламент, упорно не желающий согласиться с одиозной кандидатурой Председателя Правительства.

2.3. В отношении Правительства два мощных правомочия – выражение недоверия Правительству и дача согласия на назначение Председателя Правительства – поставлены в условия угрозы роспуска Думы, т.е. связаны с самоликвидацией, но без соответствующего прекращения полномочий высшей исполнительной власти.

Таким образом, и здесь Конституция не наделяет уравновешивающими правами законодательную власть. Более или менее серьезным элементом сдерживания исполнительной власти можно считать право Совета Федерации на «назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов» (п. «и» ст.102), право Государственной Думы на «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов» (п. «г» ст. 103) и ее же право на «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» (п. «в» ст. 103).

2.4. В отношении судов согласно п. «ж» ст. 102 к «ведению Совета Федерации относятся: …ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Однако, ч.1 ст. 128 ставит это право в зависимость от представления Президента. То есть и здесь Парламенту допустимо лишь согласиться с мнением исполнительной власти сразу, либо какое-то время бесцельно фрондировать и согласиться потом.

Однако, полномочия, порядок образования и деятельности высших судов Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Парламентом в федеральных конституционных законах (ч.3 ст. 128).

2.5. В отношении прокуратуры право Совета Федерации на назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (п. «з» ст. 102) компенсируется или, скорее, нейтрализуется возможностью исполнительной власти неограниченное число раз вносить соответствующие представления.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом, принимаемым, естественно, Парламентом (ч.5 ст. 129).

В отношении всех иных органов у законодательной и исполнительной властей есть действенный рычаг – размер заработной платы и пенсий для служащих также устанавливается парламентскими актами, принимаемыми ими согласовано с властью исполнительной.

Таким образом, законодательная власть:

1. формируется населением, что вполне демократично, но сами выборы организуются системой органов Центризбиркома, процедура назначения членов которой прописана не в Конституции, а в Законе №67-ФЗ.15

2. Роспуск Парламента обусловливается его лояльностью Президенту (согласие с кандидатурой предлагаемого им премьера) и к Правительству (отказ от постановки вопроса о доверии к нему). В свою очередь законодательная власть имеет юридическую возможность прекратить действие Президента и Правительства (но не высших судебных органов).

3. Реальным инструментом контроля иных ветвей власти со стороны Парламента является Счетная палата. Она помогает Парламенту осуществлять финансовый контроль за расходованием бюджетных средств. Статус аудиторов Счетной палаты достаточно высок. Достаточно сказать, что в вопросе возбуждения уголовного преследования УПК РФ их ставит на один уровень с депутатами, судьями, членами избиркомов.16

4. Законодательная власть назначает на должность 2/3 состава ЦИК и участвует в назначении на должность и освобождении от должности председателя Центробанка.

3. Судебная власть

3.1. Место судебной власти в государстве определено упоминавшейся статьей 11: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют… суды Российской Федерации».

3.2. В отношении законодательной власти Конституционный Суд РФ «разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов… Совета Федерации, Государственной Думы» Также «Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционный Суд Российской Федерации … дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (ст. 125). То есть, суды, хотя и не обладают правотворческими полномочиями, но вполне могут лишить юридической силы акты законодательной власти, давая им такое толкование, какое сочтут нужным.

3.3. В отношении исполнительной власти «Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления» (ч.7 ст. 125).

Конституционный Суд Российской Федерации «разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) …нормативных актов Президента Российской Федерации, …Правительства Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации» (ч.2 ст. 125).

Суд, «установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом» (ст. 120).

Кроме того, «Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации» (ч.3 ст. 125).

Таким образом, судебная власть:

1. формируется властью исполнительной, но сама не имеет отношения к формированию иных властей.

2. Она имеет серьезные гарантии от произвольного прекращения со стороны других властей (несменяемость судей, особый порядок уголовного преследования судей) и имеет возможность участвовать в прекращении деятельности Президента (но не Правительства и не парламента).

3. Суды осуществляют судебный контроль за деятельностью исполнительной власти (подправительственных органов и учреждений). Судебная власть также в определенном смысле контролирует законодательную власть, признавая не имеющими юридической силы акты этой власти или толкуя эти документы по своему разумению.

4. Суды не формируют никакие иные высшие органы государства.

В многогранной системе сдержек и противовесов, как это видно из вышеизложенного, две грани имеют определяющее значение: та, что гарантирует одну власть от произвольных поползновений со стороны другой власти, и та, что дает возможность каждой власти ограничивать произвол других властей.

Относительно первой отметим, что в России каждая из ветвей власти обладает конституционно закрепленными гарантиями от произвола со стороны других ветвей власти. Для Парламента это гарантии личной неприкосновенности депутатов, защиты от судебного преследования (ст. 98) и гарантии от произвольного роспуска Думы Президентом (ст. 109). В отношении судейского корпуса действуют положения статей 120-122 (несменяемость, неприкосновенность, независимость судей и их подчинение только закону). Для Президента своеобразной гарантией является предельно усложненная процедура отрешения от должности, требующая невозможно быстрой консолидации политических противников из других ветвей власти (ст. 93).

Что же касается второй, то фактическое ее отсутствие, быть может, спровоцировало в какой-то мере известные антиконституционные события октября 1993 года.

«Все погибло бы, - писал Ш.Монтескье, - если в одном и том же лице… были соединены эти три власти…».17 Перефразируя его слова можно сказать, что все погибнет, если будет отсутствовать реальная возможность каждой ветви власти ограничивать произвол других властей.

Существующие диспропорции в российской системе разделения властей, проиллюстрированные выше, позволяют некоторым авторам трактовать ситуацию как наличие четвертой, президентской ветви власти, либо как арбитражный «надвластный» статус института президента. Функции президента действительно шире, чем то, что принято понимать под исполнительной деятельностью. Подписывая законы или возвращая их в парламент, Президент действительно участвует в законотворчестве, а принимая решение о помиловании, он играет определенную роль в правосудии. Но это характеризует его функциональную роль в государстве, т.е. это характеристика роли Президента не в разделении властей, а в разделении труда. К тому же, по словам академика В.Н.Кудрявцева и профессора С.В.Бородина «Стерильная чистота» разделения властей была бы нефункциональной и потому не нужной. Никакой принцип не следует доводить до абсурда».18 Поэтому сказанное никак не подтверждает тезис о четвертой власти, не являющейся ни исполнительной, ни законодательной и не судебной. Что же касается попытки интерпретировать особую роль президента как вневластной арбитражно-интегративной ветви власти, то признание таковой на теоретическом уровне закономерно будет означать последующую сакрализацию этой власти, а в практическом плане чревато трансформацией демократического режима в авторитарный.

Но что делать, если непредвзятое чтение российской Конституции, образно говоря ее «лабораторное препарирование», действительно указывают на серьезный перевес президентской составляющей исполнительной власти над иными ветвями?

Своеобразие российской модели разделения властей, явно незаконченный характер системы сдержек и противовесов не следует считать продуктом злого умысла создателей Конституции. Это, скорее, промежуточный результат переходного состояния российской государственности. И Россия не уникальна в этом вопросе. Подобные явления имеют место практически во всех государствах СНГ.19

Но сейчас уже наступает время спокойно осмыслить ситуацию, понять вектор развития и сформулировать предложения. Не следует уповать на личностные характеристики действующего Президента Российской Федерации, равно как и на бесконфликтность современного состава Парламента. Не следует бояться того, что придется вносить изменения в Конституцию. В нее, так или иначе, придется вносить изменения в связи с созданием федеральных округов, изменением роли и количества субъектов федерации, изменяющимся подходом к формированию состава обеих палат Федерального собрания, уточнению роли прокуратуры в системе органов государства и т.д.

Что именно следует изменить? Главный недостаток отечественной модели – отсутствие возможности каждой ветви власти ограничивать произвол других ветвей – нужно восполнить, придав ветвям такие права. Если исходить из того, что сверхполномочия одного из субъектов есть отобранные полномочия другого, то, вероятно, эту часть компетенции и следует вернуть законодательной и судебной ветвям власти.

1ПРИМЕЧАНИЯ:

См.: Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (Научно-правовые, философские и исторические аспекты) // Государство и право. 2000. №10. С.51-56; Шмавонян Г.А. Президентская власть и разделение властей в полупрезидентской республике: опыт Армении. // Государство и право. 2000. №1. С.87-97; Скитович В.В. Судебная власть и принцип разделения властей. // Вестник МГУ. 1994. №3. С.20-29; Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в механизме разделения властей // Правоведение. 1993. №4. С.80-88.

2 См.: Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1999. №3. С.82-90; Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 г. и Конституции Франции 1791 г.: сравнительный анализ // Государство и право. 2000. №12. С.80-84; Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. №12. С.105-112; Марченко М.Н. Современные интерпретации теории разделения властей на Западе // Вестник МГУ. 1994. №4.

3 См.: Тиунова Л.Б. Разделение властей в РФ: Конституционная модель. // Правоведение. 1996. №4. С.40-49; Бутаков А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации. // Правоведение. 1997. №1. С.9-19; Безуглов А.А. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации // Государство и право. 1998. №10. С.119-120; Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. №5. С.13-16; Бачило И.Л. О разделении, разграничении, единстве государственной власти Российской Федерации. // Государство и право. 2004. №4. С.114-117; Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России // Государство и право. 2005. №12. С.13-22; Звягин Ю.Г. Весенняя сессия Госдумы: важный вклад в расширение законодательной базы реформ // Журнал Российского права 1998. №8. С.38-43.

4 См.: Переломов Л.С. Конфуций и доктрина разделения властей (размышления по прочтении книги Петра Баренбойма "300 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера") // Государство и право. 1997. №3. С.122-123.

5 См.: Трусов А.И. Уголовный процесс в системе разделения властей // Вестник МГУ. 1994. №5. С.54-65.

6 Геляхов А.С. О роли, юридическом качестве и перспективах Конституции Российской Федерации // Конституция и конституционная законность. Материалы 4-й Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции. Владикавказ. ВИУ: 2007. С.56.

7 Речь не идет о «порождении» каждой власти исключительно и непосредственно волеизъявлением народа. Традиционно «первородной» является власть законодательная (и президентская), которая тем или иным способом формирует вначале исполнительную власть, а затем они обе могут формировать судебную власть. Вопрос ставится так: ни Парламент, ни Президент единолично не должны иметь такое влияние на кадровый состав высших судов, чтобы те лишились возможности эффективно сдерживать эти власти.

8 См.: Лукьянова Е.А.Указное право как российский политический феномен // Журнал Российского права. 2001. №10. С.55 и далее.

9 Нет ничего удивительного в том, что в парламентской республике политический вектор законодательной и исполнительной властей совпадает, т.к. вторая ветвь организационно производна от первой. Но когда в президентской республике в парламенте наблюдается перманентное устойчивое пропрезидентское большинство, то позволительно усомниться в необходимости парламента как такового.

10 См.: Усанов В.Е. Указ. соч. С.14.

11 См.: Указ Президента РФ №314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 12.03.2004. №50.

12 См.: Миндзаев М.А. Трансформирующаяся Россия: тенденции и перспективы государственного управления. // Бюллетень Владикавказского института управления. 2006. №17. С.7-8.

13 В п. «е» ст. 83 сказано более мягко: Президент «е) представляет Совету Федерации… кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации». Но неограниченное по числу раз право внесения одной и той же кандидатуры, равно как и предложение об освобождении (как это было продемонстрировано Президентом Ельциным в 1999 г. в отношении Генерального прокурора Ю.Скуратова и в 1998 г. в отношении кандидата в премьеры С.Кириенко, а затем подтверждено Конституционным Судом РФ Постановлением №28-П от 11.12.1998 г.) можно смело трактовать как право назначать на должность и право освобождать от должности.

14 Имеется в виду право Президента отклонять принятый палатой закон, что может быть преодолено лишь квалифицированным большинством обеих палат

15 Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2002. №106.

16 См.: ст. 447 УПК РФ.

17 Монтескье Ш. О духе законов./ Теория государства и права. Хрестоматия в 2-х томах. т.1. С.233.

18 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. Указ соч. С.13.

19 См.: Шмавонян Г.А. Указ. соч. С.87.

refdb.ru

3. Система "сдержек и противовесов".. Разделение властей в РФ

Похожие главы из других работ:

Демократический государственно-правовой режим

2.2. Система “сдержек и противовесов”

Власть развращает людей. Абсолютная власть развращает абсолютно. Именно поэтому еще в средние века возникла идея разделить властные полномочия так, чтобы никто не мог узурпировать всю власть. Рассуждали так: раз человек слаб, раз...

Конституционный принцип разделения властей

Глава 2. Система сдержек и противовесов

Несмотря на то, что принцип разделения власти провозглашен на уровне Конституции РФ, следует отметить, что фактически в практике государственного устройства России он не реализован...

Конституция США 1787 года

Разделение властей, система сдержек и противовесов

Федерализм Возможность изменения и дополнения Конституции - внесение поправок Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами...

Конституция США 1787 года

2.4 Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

1.2 Система сдержек и противовесов как система организации верховной государственной власти США

Система сдержек и противовесов, положенная в основу организации функционирования центральных органов государственной власти США, покоится на следующих основополагающих началах. Во-первых...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

Глава 2. Система сдержек и противовесов в системе разделения власти в России

...

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

2.1 Разделение власти в России: система сдержек и противовесов

Сегодня практически всеми уже признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ...

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в федеральном государственном механизме РФ

7. Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.

Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон...

Разделение властей в РФ

3. Система "сдержек и противовесов".

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ...

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России

6. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя...

Разделение властей как способ организации государственной власти

2. Система сдержек и противовесов

Почему важна подконтрольность ветвей власти? Почему нельзя даровать им полную независимость и дать творить «идеальное общество» в своей отдельной сфере? Во-первых, не стоит забывать, что государство, общество это цельный организм...

Реализация теории разделения властей в Российской Федерации

1.3 Особенности системы сдержек и противовесов в России

Как уже отмечалось, в соответствии с теорией разделения властей законодательный орган должен принимать законы, а исполнительный - их исполнять; между ветвями власти должны быть "равновесие" и взаимные "сдержки"...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Понятие и признаки принципа «сдержек и противовесов».

...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

Соотношение принципа разделения властей системы «сдержек» и «противовесов».

власть разделение государственный ГЛАВА 1. ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА 1...

Содержание принципа разделения властей в настоящее время

2.2 Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов»

В научной и специальной литературе существует множество подходов к исследованию принципа «разделения властей», и даются различные оценки данного принципа в государственно-правовой практике. По мнению Л.М...

pravo.bobrodobro.ru