Макроэкономика. - Система национальных счетов. Система национальных счетов


Система национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) – совокупность статистических показателей, представленных в форме таблиц и схем, которые характеризуют экономическую деятельность государства. СНС построена на балансовом методе изучения экономических процессов, что позволяет легко выявлять взаимосвязи между явлениями.

СНС выполняет ключевую роль в экономике, потому как:

  • Она позволяет выявить тенденцию национального дохода и сделать вывод, находится ли государственная экономика на стадии роста или застоя.
  • СНС позволяет реализовать государственную политику.

Все задачи, стоящие перед СНС, принято классифицировать на две группы: гнесеологические (также называют познавательными) и прагматические. Тогда как первые заключаются в обеспечении данными науки для теоретических исследований, вторые предполагают использование информации для выработки и принятия грамотных управленческих решений на разных уровнях.

К числу основных показателей СНС причисляются следующие:

  • Валовое накопление.
  • Валовый национальный доход.
  • Валовый внутренний продукт.
  • Конечное потребление.
  • Национальное сбережение.
  • Чистое заимствование.

Эти показатели считаются фундаментальными, потому как именно на них строится расчет второстепенных показателей СНС, таких как:

  • ЧВП (Чистый внутренний продукт) вычисляется как разность между ВВП и ПОК (потреблением основного капитала).
  • ВНС (Валовое национальное сбережение) считается как разность ВРНД (располагаемого национального дохода) и КП (конечного потребления).
  • ЧНС (Чистое национальное сбережение) – разность между ВНС и ПОК.

Счета СНС ведутся специальными экономическими субъектами, которые называются агентами. Всех агентов можно классифицировать на 5 категорий:

  • Администраторы. К данной группе причисляются государственные и муниципальные учреждения, которые не ведут предпринимательской деятельности и для которых не существует рынка.
  • Нефинансовые организации, функция которых - производство товаров и услуг и их дальнейшая реализация.
  • Финансовые предприятия, например, банки, страховые и инвестиционные фонды.
  • Домашние хозяйства – функцией является конечное потребление.
  • Заграничные агенты. К числу заграничных агентов относятся и интернациональные организации, скажем, Всемирный банк или ООН.

Агенты ведут счета, опираясь на следующие принципы:

  • Любая финансовая операция имеет плательщика и получателя и может быть отражена лишь один раз (это принцип двойной записи).
  • Для любой большой группы операций должно иметь место равновесие (использование = ресурсы).

В число важнейших счетов СНС входят:

  • Счет ВДС (валовой добавленной стоимости) – баланс компенсации основного капитала посредством амортизации.
  • Счет распределения – баланс переноса итогов эксплуатации на паи и дивиденды.
  • Счет производства – баланс расходования материалов и сырья для целей производства.
  • Счет капитала – баланс инвестирования и увеличения запасов.
  • Финансовый счет – итоговый баланс, дающий представление, как был израсходован избыточный капитал. Финансовый счет также часто называется бессальдовым.

Счет распределения выглядит следующим образом:

Показатели СНС не способны точно характеризовать качество жизни населения. Среди недостатков системы выделяют следующие:

  • Показатели являются усредненными (проще говоря, у одного субъекта две машины, у другого – ни одной, но в среднем получается, что у каждого есть по авто).
  • Показатели не учитывают качественные характеристики жизни. Две страны, которые имеют одинаковый уровень национального дохода, могут иметь разные уровни образования, преступности, смертности.
  • Показатели игнорируют тот факт, что покупательная способность одной валюты различна в двух государствах (например, всего на 1 американский доллар в Индии можно приобрести огромное количество товаров).
  • Показатели не принимают в расчет негативные последствия роста национального дохода.

utmagazine.ru

история, показатели, стандарты :: BusinessMan.ru

На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы – успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС – это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый – по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП – по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт – это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность – это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС – это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

businessman.ru

Макроэкономика. - Система национальных счетов

Страница 5 из 34

Система национальных счетов

Национальная экономика, как мы видели, складывается из совокупности отдельных частных производств (фирм, предприятий), находящихся во взаимосвязи. Для измерения объемов и темпов роста совокупного производства в экономике используется система национальных счетов (СНС), которая выполняет в отношении национальной экономики ту же функцию, что и бухгалтерская отчетность для отдельной фирмы.

Система национальных счетов – это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде счетов и таблиц для получения общей картины экономической деятельности страны.

СНС была разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Саймоном Кузнецом (1901–1985), с конца 1960-х годов принята ООН в качестве стандарта оценки основныхэкономических показателей и сравнительного анализа динамики экономики разных стран.

Значение системы национальных счетов велико. Различные показатели, которые входят в эту систему, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени, раскрывать факторы, определяющие функционирование экономики, определять тенденции экономического развития на перспективу, формировать и проводить в жизнь экономическую политику государства. Следовательно, СНС отражает состояние национальной экономики и экономическую политику, способную влиять на это состояние.

В системе национальных счетов отражены, с одной стороны, наличные ресурсы, а с другой – их использование. Она показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.

Участниками экономических отношений выступают:

1) предприятия реального сектора, производящие товары и услуги в целях получения прибыли;

2) домашние хозяйства, функция которых – потребление;

3) государственная и частная администрация, оказывающая услуги, не реализуемые за деньги;

4) финансовые учреждения;

5) хозяйственные агенты за пределами страны.

Участники экономических отношений ведут счета основных операций, в которых все ресурсы записаны дважды: как наличные и как используемые. В результате для большой категории операций получается равновесие, так как все ресурсы равны их использованию. На основе этого строится сводная макроэкономическая таблица, показывающая равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с позиции баланса ресурсов и их использования участниками экономических отношений.

По конкретным группам участников экономических операций ведутся свои счета следующих видов:

• счет производства – баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей;

• счет образования доходов – баланс производства доходов и валовой добавленной стоимости;

• счет эксплуатации – баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;

• счет распределения – баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды;

• счет капитала – баланс финансирования инвестиций;

• финансовый счет – итоговый баланс, показывающий источники приобретения финансовых активов и финансовые обязательства страны, в том числе чистые кредиты и чистые долги.

Национальная экономика обладает способностью увеличивать выпуск товаров и услуг, что выражается в росте объема производства. О благосостоянии общества можно судить по макроэкономическим показателям, входящим в систему национальных счетов. Эти показатели называют по-другому макроэкономическими индикаторами состояния экономики.

libsib.ru

Система национальных счетов — WiKi

Система национальных счетов (СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.

Представляет собой систему взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемую для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики и связывающую важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, пользование. Счета СНС представляют собой больше, чем моментальный снимок состояния экономики на некоторый момент времени, поскольку на практике счета составляются для последовательно сменяющих друг друга периодов времени, обеспечивая таким образом непрерывный поток информации, который незаменим для мониторинга, анализа и оценки экономических результатов во времени. СНС предоставляет информацию не только об экономической деятельности за тот или иной период времени, но также об уровнях активов и обязательств экономики на некоторые моменты времени и, таким образом, о богатстве жителей страны. Кроме того, СНС включает счет внешних операций, отражающий связи между национальной экономикой данной страны и остальным миром.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

  • измерение объемов производства за определенный промежуток времени
  • выявление существующих тенденций в экономике
  • организация экономической политики государства.

К показателям, связанным с СНС, относят: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), валовой национальный располагаемый доход (ВНРД), конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование (см. Счет финансовых операций), национальное богатство, сальдо внешней торговли.

История СНС

Впервые макроэкономические счета были сформированы английским экономистом Уильямом Петти для оценки налоговой системы.

Прообразом современной СНС стала «Экономическая таблица» Франсуа Кене, созданная в 1758 году. Она базировалась на экономической теории физиократов и ограниченной концепцией производства. Границы экономической деятельности включали лишь сельское хозяйство и добывающую промышленность.

В молодом советском государстве была разработана методология баланса народного хозяйства (1923-24 гг.). Теоретической основой была концепция материального производства, а целями — контроль и планирование производства, распределения и потребления, а также изучение межотраслевых связей.

По мере того, как росла потребность в адекватной системе оценки экономики, на Западе в 1930-х годах были предприняты попытки создания счетов, связывающих все показатели хозяйственной деятельности. Среди теоретиков новой системы были: А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, К. Кларк, Р. Стоун и другие.

Впервые, в 1945 году принципы СНС были приведены в операционный вид и опубликованы в «Белой книге». Возникшие проблемы сопоставления на практике макроэкономических показателей экономики различных стран предопределило необходимость стандартизации и унификации национальных счетов.

Создаётся исследовательский центр под руководством Р. Стоуна, в результате чего, в 1953 году создаётся первый стандарт СНС. Он характеризуется широкой концепцией производства: включает производство товаров и услуг, а также нерыночные операции. Счета по секторам не предусматриваются. Используются таблицы «затраты-выпуск» В. Леонтьева.

В 1968 году принята новая версия международного стандарта СНС — «Синяя книга». Она включала: свободные счета; производство, потребление, использование капитала; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Во втором стандарте СНС была важная особенность — разделение по секторам. Разработаны классификаторы, методики оценки величин показателей. Увязка с платёжным балансом другими разделами статистики.

В 1993 году была выработана третья версия международной СНС — «Зелёная книга». Разработчики: ОЭСР, Статотдел ООН, Евростат, МВФ, Всемирный банк. Институциональный подход: классификация по институциональным секторам, вводятся подсекторы сектора домашних хозяйств, учёт ненаблюдаемой экономики.

Ныне действующая система появилась в 2008 году. Она включает все сферы производства за исключением разве что некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно.

  • Новые определения и классификации компонентов ВВП и национального дохода, в том числе:
    • учёт интеллектуальной собственности,
    • производные финансовые инструменты,
    • расходы на НИОКР и вооружение;
  • согласованность статистики (СНС, РПБ6, госфинансов, денежно-кредитной и финансовой) и бухгалтерского учёта,
  • поэтапность внедрения СНС,
  • анализ инфляции,
  • международные сопоставления ВВП.

Расширение границ производства ведёт к существенному увеличению макроэкономических показателей (в том числе ВВП), особенно для стран с высокоразвитыми технологиями (прежде всего, США). Это может служить обоснованием дополнительной эмиссии наличных денег.

При этом оценка нематериальных активов может быть необоснованно завышена (см., например, пузырь доткомов), что вызывает опасения специалистов[1].

Применение стандарта СНС в России

Россия перешла на стандарт СНС в 1991 году и стала использовать второй стандарт (1968 года).

21 августа 2013 г. глава Росстата Александр Суринов анонсировал внедрение СНС-2008 в России[2].

Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2013 г. № 2242-р Росстату поручено до 1 октября 2014 г. обеспечить в установленном порядке разработку приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики.

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 N 14-ст приняты:

Федеральным законом от 5 мая 2014 № 99-ФЗ в Гражданский кодекс РФ внесены изменения, касающиеся состава и определения организационно-правовых форм предприятий. Определены понятия корпоративных и унитарных юридических лиц. В Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012 внесено Изменение № 2/2014 ОКОПФ, утверждённое Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст.

31 июля 2014 г. заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Аркадием Дворковичем утвержден План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов. В соответствии с этим планом разработан новый Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008).

В настоящее время в биржевой торговле используется такой ряд СНС как индексы деловой активности.

Счета и агрегаты, предусмотренные СНС-2008

Сводка основных счетов, балансирующих статей и основных агрегатов[3] Счёт Балансирующая статья Основные агрегаты
1. Текущие счета
1.1. Счёт производства Добавленная стоимость Внутренний продукт (ВВП, ЧВП)
1.2. Счета распределения и перераспределения доходов
1.2.1. Счета первичного распределения доходов
1.2.1.1. Счёт образования доходов Прибыль/смешанный доход
1.2.1.2. Счёт распределения первичных доходов Сальдо первичных доходов Национальный доход (ВНД, ЧНД)
1.2.1.2.1. Счёт предпринимательского дохода Предпринимательский доход
1.2.1.2.2. Счёт распределения других первичных доходов Сальдо первичных доходов
1.2.2. Счёт вторичного распределения доходов Располагаемый доход Национальный располагаемый доход
1.2.3. Счёт перераспределения доходов в натуральной форме Скорректированный располагаемый доход
1.3. Счета использования доходов
1.3.1. Счёт использования располагаемого дохода Сбережение Национальное сбережение
1.3.2. Счёт использования скорректированного располагаемого дохода Сбережение Национальное сбережение
2. Счета накопления
2.1. Счёт операций с капиталом Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-)
2.2. Финансовый счёт Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-)
2.3. Счета других изменений в активах
2.3.1. Счёт других изменений в объёме активов
2.3.2. Счёт переоценки
3. Балансы активов и пассивов
3.1. Начальный баланс активов и пассивов Чистая стоимость капитала Национальное богатство
3.2. Изменения в активах и обязательствах Изменение чистой стоимости капитала
3.3. Заключительный баланс активов и пассивов Чистая стоимость капитала Национальное богатство
4. Влияние на изменение чистой стоимости капитала
4.1. Счёт операций с капиталом Изменение чистой стоимости капитала вследствие сбережения и капитальных трансфертов
4.2. Счёт других изменений в объёме активов Изменение чистой стоимости капитала вследствие других изменений в объеме активов
4.3. Счёт переоценки Изменение чистой стоимости капитала вследствие номинальных холдинговых прибылей и убытков

Основные макроэкономические показатели в соответствии с СНС-2008

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Производственный метод

ВВП основан на концепции добавленной стоимости. Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском и промежуточным потреблением. Валовой внутренний продукт — это сумма валовой добавленной стоимости всех резидентов-производителей в основных ценах плюс часть налогов на продукты (а возможно, весь итог) за вычетом субсидий на продукты, которая не включена в оценку выпуска[4].

Метод конечного использования

ВВП равен сумме конечного использования товаров и услуг (все виды использования, кроме промежуточного потребления) в ценах покупателей минус стоимость импорта товаров и услуг[5].

Распределительный метод

ВВП равен сумме первичных доходов, выплаченных резидентами-производителями[6].

Чистый внутренний продукт (ЧВП)

ЧВП исчисляется путём исключения из ВВП потребления основного капитала[7].

Валовой национальный доход (ВНД)

ВНД равен ВВП минус первичные доходы, подлежащие выплате нерезидентским единицам, плюс первичные доходы, подлежащие получению резидентскими единицами от нерезидентских единиц.

Другими словами, ВНД равен ВВП минус налоги на производство и импорт за вычетом субсидий, оплата труда и доходы от собственности, подлежащие выплате остальному миру, плюс корреспондирующие статьи, подлежащие получению из остального мира.

Таким образом, ВНД — это сумма сальдо валовых первичных доходов, подлежащих получению резидентскими институциональными единицами или секторами.

В отличие от ВВП ВНД не является концепцией добавленной стоимости, а является концепцией дохода[8].

Чистый национальный доход (ЧНД)

ЧНД исчисляется путём вычитания из ВНД потребления основного капитала[9].

Прочие агрегаты

Взаимосвязь между показателями объема ВВП и агрегатами реального дохода[10]:

a. Валовой внутренний продукт в ценах базисного периода;

плюс торговые прибыли или убытки вследствие изменений в условиях внешней торговли;

b. равняется реальный валовой внутренний доход;

плюс реальные первичные доходы, подлежащие получению из-за границы;

минус реальные первичные доходы, подлежащие выплате за границу;

c. равняется реальный валовой национальный доход;

плюс реальные текущие трансферты, подлежащие получению из-за границы;

минус реальные текущие трансферты, подлежащие выплате за границу;

d. равняется реальный валовой национальный располагаемый доход;

минус потребление основного капитала в ценах базисного периода;

e. равняется реальный чистый национальный располагаемый доход.

См. также

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Система национальных счетов

Введение.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд( МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.

1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи.

Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства.Каждой стадии воспроизводства( стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

Система национальных счетов завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.

2.Основные понятия, категории и структура системы национальных счетов.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации( единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода( обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

mirznanii.com

Система национальных счетов — Википедия РУ

Система национальных счетов (СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.

Представляет собой систему взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемую для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики и связывающую важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, пользование. Счета СНС представляют собой больше, чем моментальный снимок состояния экономики на некоторый момент времени, поскольку на практике счета составляются для последовательно сменяющих друг друга периодов времени, обеспечивая таким образом непрерывный поток информации, который незаменим для мониторинга, анализа и оценки экономических результатов во времени. СНС предоставляет информацию не только об экономической деятельности за тот или иной период времени, но также об уровнях активов и обязательств экономики на некоторые моменты времени и, таким образом, о богатстве жителей страны. Кроме того, СНС включает счет внешних операций, отражающий связи между национальной экономикой данной страны и остальным миром.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

  • измерение объемов производства за определенный промежуток времени
  • выявление существующих тенденций в экономике
  • организация экономической политики государства.

К показателям, связанным с СНС, относят: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), валовой национальный располагаемый доход (ВНРД), конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование (см. Счет финансовых операций), национальное богатство, сальдо внешней торговли.

История СНС

Впервые макроэкономические счета были сформированы английским экономистом Уильямом Петти для оценки налоговой системы.

Прообразом современной СНС стала «Экономическая таблица» Франсуа Кене, созданная в 1758 году. Она базировалась на экономической теории физиократов и ограниченной концепцией производства. Границы экономической деятельности включали лишь сельское хозяйство и добывающую промышленность.

В молодом советском государстве была разработана методология баланса народного хозяйства (1923-24 гг.). Теоретической основой была концепция материального производства, а целями — контроль и планирование производства, распределения и потребления, а также изучение межотраслевых связей.

По мере того, как росла потребность в адекватной системе оценки экономики, на Западе в 1930-х годах были предприняты попытки создания счетов, связывающих все показатели хозяйственной деятельности. Среди теоретиков новой системы были: А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, К. Кларк, Р. Стоун и другие.

Впервые, в 1945 году принципы СНС были приведены в операционный вид и опубликованы в «Белой книге». Возникшие проблемы сопоставления на практике макроэкономических показателей экономики различных стран предопределило необходимость стандартизации и унификации национальных счетов.

Создаётся исследовательский центр под руководством Р. Стоуна, в результате чего, в 1953 году создаётся первый стандарт СНС. Он характеризуется широкой концепцией производства: включает производство товаров и услуг, а также нерыночные операции. Счета по секторам не предусматриваются. Используются таблицы «затраты-выпуск» В. Леонтьева.

В 1968 году принята новая версия международного стандарта СНС — «Синяя книга». Она включала: свободные счета; производство, потребление, использование капитала; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Во втором стандарте СНС была важная особенность — разделение по секторам. Разработаны классификаторы, методики оценки величин показателей. Увязка с платёжным балансом другими разделами статистики.

В 1993 году была выработана третья версия международной СНС — «Зелёная книга». Разработчики: ОЭСР, Статотдел ООН, Евростат, МВФ, Всемирный банк. Институциональный подход: классификация по институциональным секторам, вводятся подсекторы сектора домашних хозяйств, учёт ненаблюдаемой экономики.

Ныне действующая система появилась в 2008 году. Она включает все сферы производства за исключением разве что некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно.

  • Новые определения и классификации компонентов ВВП и национального дохода, в том числе:
    • учёт интеллектуальной собственности,
    • производные финансовые инструменты,
    • расходы на НИОКР и вооружение;
  • согласованность статистики (СНС, РПБ6, госфинансов, денежно-кредитной и финансовой) и бухгалтерского учёта,
  • поэтапность внедрения СНС,
  • анализ инфляции,
  • международные сопоставления ВВП.

Расширение границ производства ведёт к существенному увеличению макроэкономических показателей (в том числе ВВП), особенно для стран с высокоразвитыми технологиями (прежде всего, США). Это может служить обоснованием дополнительной эмиссии наличных денег.

При этом оценка нематериальных активов может быть необоснованно завышена (см., например, пузырь доткомов), что вызывает опасения специалистов[1].

Применение стандарта СНС в России

Россия перешла на стандарт СНС в 1991 году и стала использовать второй стандарт (1968 года).

21 августа 2013 г. глава Росстата Александр Суринов анонсировал внедрение СНС-2008 в России[2].

Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2013 г. № 2242-р Росстату поручено до 1 октября 2014 г. обеспечить в установленном порядке разработку приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики.

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 N 14-ст приняты:

Федеральным законом от 5 мая 2014 № 99-ФЗ в Гражданский кодекс РФ внесены изменения, касающиеся состава и определения организационно-правовых форм предприятий. Определены понятия корпоративных и унитарных юридических лиц. В Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012 внесено Изменение № 2/2014 ОКОПФ, утверждённое Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст.

31 июля 2014 г. заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Аркадием Дворковичем утвержден План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов. В соответствии с этим планом разработан новый Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008).

В настоящее время в биржевой торговле используется такой ряд СНС как индексы деловой активности.

Счета и агрегаты, предусмотренные СНС-2008

Сводка основных счетов, балансирующих статей и основных агрегатов[3] Счёт Балансирующая статья Основные агрегаты
1. Текущие счета
1.1. Счёт производства Добавленная стоимость Внутренний продукт (ВВП, ЧВП)
1.2. Счета распределения и перераспределения доходов
1.2.1. Счета первичного распределения доходов
1.2.1.1. Счёт образования доходов Прибыль/смешанный доход
1.2.1.2. Счёт распределения первичных доходов Сальдо первичных доходов Национальный доход (ВНД, ЧНД)
1.2.1.2.1. Счёт предпринимательского дохода Предпринимательский доход
1.2.1.2.2. Счёт распределения других первичных доходов Сальдо первичных доходов
1.2.2. Счёт вторичного распределения доходов Располагаемый доход Национальный располагаемый доход
1.2.3. Счёт перераспределения доходов в натуральной форме Скорректированный располагаемый доход
1.3. Счета использования доходов
1.3.1. Счёт использования располагаемого дохода Сбережение Национальное сбережение
1.3.2. Счёт использования скорректированного располагаемого дохода Сбережение Национальное сбережение
2. Счета накопления
2.1. Счёт операций с капиталом Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-)
2.2. Финансовый счёт Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-)
2.3. Счета других изменений в активах
2.3.1. Счёт других изменений в объёме активов
2.3.2. Счёт переоценки
3. Балансы активов и пассивов
3.1. Начальный баланс активов и пассивов Чистая стоимость капитала Национальное богатство
3.2. Изменения в активах и обязательствах Изменение чистой стоимости капитала
3.3. Заключительный баланс активов и пассивов Чистая стоимость капитала Национальное богатство
4. Влияние на изменение чистой стоимости капитала
4.1. Счёт операций с капиталом Изменение чистой стоимости капитала вследствие сбережения и капитальных трансфертов
4.2. Счёт других изменений в объёме активов Изменение чистой стоимости капитала вследствие других изменений в объеме активов
4.3. Счёт переоценки Изменение чистой стоимости капитала вследствие номинальных холдинговых прибылей и убытков

Основные макроэкономические показатели в соответствии с СНС-2008

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Производственный метод

ВВП основан на концепции добавленной стоимости. Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском и промежуточным потреблением. Валовой внутренний продукт — это сумма валовой добавленной стоимости всех резидентов-производителей в основных ценах плюс часть налогов на продукты (а возможно, весь итог) за вычетом субсидий на продукты, которая не включена в оценку выпуска[4].

Метод конечного использования

ВВП равен сумме конечного использования товаров и услуг (все виды использования, кроме промежуточного потребления) в ценах покупателей минус стоимость импорта товаров и услуг[5].

Распределительный метод

ВВП равен сумме первичных доходов, выплаченных резидентами-производителями[6].

Чистый внутренний продукт (ЧВП)

ЧВП исчисляется путём исключения из ВВП потребления основного капитала[7].

Валовой национальный доход (ВНД)

ВНД равен ВВП минус первичные доходы, подлежащие выплате нерезидентским единицам, плюс первичные доходы, подлежащие получению резидентскими единицами от нерезидентских единиц.

Другими словами, ВНД равен ВВП минус налоги на производство и импорт за вычетом субсидий, оплата труда и доходы от собственности, подлежащие выплате остальному миру, плюс корреспондирующие статьи, подлежащие получению из остального мира.

Таким образом, ВНД — это сумма сальдо валовых первичных доходов, подлежащих получению резидентскими институциональными единицами или секторами.

В отличие от ВВП ВНД не является концепцией добавленной стоимости, а является концепцией дохода[8].

Чистый национальный доход (ЧНД)

ЧНД исчисляется путём вычитания из ВНД потребления основного капитала[9].

Прочие агрегаты

Взаимосвязь между показателями объема ВВП и агрегатами реального дохода[10]:

a. Валовой внутренний продукт в ценах базисного периода;

плюс торговые прибыли или убытки вследствие изменений в условиях внешней торговли;

b. равняется реальный валовой внутренний доход;

плюс реальные первичные доходы, подлежащие получению из-за границы;

минус реальные первичные доходы, подлежащие выплате за границу;

c. равняется реальный валовой национальный доход;

плюс реальные текущие трансферты, подлежащие получению из-за границы;

минус реальные текущие трансферты, подлежащие выплате за границу;

d. равняется реальный валовой национальный располагаемый доход;

минус потребление основного капитала в ценах базисного периода;

e. равняется реальный чистый национальный располагаемый доход.

См. также

Примечания

Ссылки

http-wikipediya.ru

Система национальных счетов — Циклопедия

Макроэкономика. Система национальных счетов. ВНД, ЧНД, НД, ЛД, РД // ERUDIT lab [7:02]

Система национальных счетов (система национального счетоводства, СНС) — комплекс таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода. СНС служит для описания важнейших макроэкономических процессов, прежде всего воспроизводства.

[править] Причины возникновения

Первая попытка расчета макроэкономических показателей была предпринята в 17 веке. У. Петти рассчитал национальный доход Англии.

Вторая попытка была сделана в 18 веке Франсуа Кенэ. Его заслугой стала разработка экономической таблицы, в которой он проанализировал механизм воспроизводства чистого продукта.

В 1930-е годы была предложена разработка целой системы макроэкономических показателей. Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 1950-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска, финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т. д. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA — англ. аббревиатура).

В России решение о переходе к СНС было принято в 1987 года, а реально используется с 1991 года.

В основе современной СНС лежит неоклассический подход, согласно которому в общественный продукт входит все, за что платили люди.

Основная цель национального счетоводства — предоставить количественную информацию о возникновении, распределении и использовании национального дохода. Чтобы достигнуть этой цели, для каждого субъекта экономики, и народного хозяйства в целом строят систему счетов, отражающую участие субъекта в следующих процессах :

  1. Производстве товаров и услуг;
  2. Образовании дохода;
  3. Распределении дохода;
  4. Перераспределении дохода;
  5. Использовании дохода;
  6. Изменении стоимости имущества;
  7. Кредитовании и финансировании.

[править] Необходимость СНС

Необходимость СНС обусловлена:

  • потребностями органов государственной власти в информации, предоставляемой СНС для разработки и реализации экономической политики, принятия управленческих решений, разработки прогнозов и программ социально-экономического развития;
  • потребностями международных экономических организаций (ООН, МВФ, МБРР, ГАТТ (ВТО) и др.) для принятия управленческих решений относительно вступления в эти организации стран, предоставления членам — участникам этих организаций кредитов, помощи, льгот и т. п.;
  • потребностями научных учреждений и высших учебных заведений в агрегированных информационных показателях для осуществления исследований макроэкономических процессов и явлений, разработки прогнозов, планов, теоретических и прикладных моделей и т. п.;

[править] Базовая единица СНС

За базовую единицу в СНС принята институциональная единица, для которой характерны единство поведения и выполнение функций. Рыночная институциональная единица составляет основным сектором экономики:

  1. Нефинансовых предприятия;
  2. Финансовые предприятия;
  3. Домашние хозяйства;
  4. Органы государственного регулирования;
  5. Заграница.

В СНС отражаются операции с товарами и услугами, которые характеризуют их происхождение, использование(промежуточное или конечное потребление), операции распределения, касающиеся распределения доходов(з/п, дивиденты), распространение Капитала(передача, владение ценными бумагами), финансовые операции, отражающие изменения активов и пассивов, а также потоки дебиторской Кредиторской задолженности.

При том СНС связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели объёма выпусков товаров и услуг, совокупные доходы и расходы в обществе. СНС характеризует движение ВВП на всех стадиях, каждой стадии соответствует определенные счёт или группа счётов. В основу СНС положен бухгалтерский принцип двойной записи. Фактически, это таблица, где в левой части показаны ресурсы, а в правой их использование. К основным счётам в этой системе относятся счёт благ, производства, накопления, открывающийся и закрепляющийся балансы.

Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой — их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

1) счета внутренней экономики:

  • счет товаров и услуг,
  • счет производства товаров и услуг,
  • счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),
  • счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

2) счета внешнеэкономических связей:

  • субсчет текущих операций,
  • субсчет капитальных затрат.

[править] Основные показатели системы национальных счётов

Взаимосвязь показателей экономической деятельности показана ниже.

Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов, как правило, соответствует аналог, рассчитываемый на уровне отдельного производителя, хозяйствующего субъекта. Результаты экономической деятельности определяются на основе системы показателей.

[править] Показатели экономической деятельности и методология их расчета

  • ВВ — Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги
  • ПП — Промежуточное потребление
  • ВДС — Валовая добавленная стоимость = ВВ − ПП + НДС + ЧНИ
  • ВВП — Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ − ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов
  • НДС — Налог на добавленную стоимость
  • ЧНИ — Чистый налог на импорт
  • ЧНП — Чистый налог на продукт
  • ЧВП — Чистый внутренний продукт = ВВП − ПОК
  • НД — Национальный доход = ВВП − ПОК
  • ПОК — Потребление основного капитала
  • ВПЭ — Валовая прибыль экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов
  • ЧПЭ — Чистая прибыль экономики = ВПЭ — ПОК = (ВВ − ПП) − (ОТ + ЧН + ПОК)
  • РНД — Располагаемый национальный доход = ЧНД + ЧТТ
  • ВРНД — Валовый располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП
  • ЧНРД — Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД − ПОК
  • КП — Конечное потребление
  • ВНС — Валовое национальное сбережение = ВРНД − КП
  • Сб — Сбережение = Дт — Рт
  • Дт — Доходы текущие
  • Рт — Расходы текущие
  • ЧТТ — Чистые текущие трансферты из-за границы
  • ЧНС — Чистое национальное сбережение = ВНС − ПОК
  • П — Продукты
  • У — Услуги
  • ОТ — Оплата труда
  • Экономический мониторинг
  • Экономическое прогнозирование
  • Экономические политики.
  • Барр Р. Политическая экономия: В 2-х томах. — М., 1994.
  • Гельвановский М. Экономическая статистика на переломном этапе // Российский экономический журнал. 1993. № 2.
  • Иванов Ю. Статистика доходов в новой СНС ООН и ее применение в странах СНГ // Вопросы экономики. 1995. № 9. 
  • Общая экономическая теория: Учебник / Под ред.  В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. — М., 1995. 
  • Рябушкин Б. Г., Хоменко Т. А. Система национальных счетов. — М.: Финансы и статистика, 1993.
  • Чернявская Г. Национальное счетоводство в экономической статистике развитых стран // Российский экономический журнал. 1993. № 9-10.
  • Чобану К. Учет национального богатства в системах БНХ и СНС (проблемы методологии) // Вопросы экономики. 1993. № 5.
  • Экономическая теория: Курс лекций / Под ред. М. П. Деминой. — Иркутск, 1995.

cyclowiki.org