Исключительная экономическая зона - это что такое? Ширина исключительной экономической зоны составляет


Исключительная экономическая зона - это что такое?

В пределах открытого моря прибрежные государства могут устанавливать исключительную экономическую зону. Это район с особым правовым режимом, находящийся за границами территориального моря, но непосредственно прилегающий к нему.

История

Впервые об установлении данной зоны заговорили развивающиеся государства. Их не устраивало то положение, что свободное рыболовство и добыча ресурсов в открытом море было выгодно экономически мощным странам, которые обладали крупнотоннажным рыболовным флотом и иными техническими возможностями. Данные страны хотели осуществлять в таких зонах научные исследования и устанавливать свой контроль над природными ресурсами.

Вплоть до XVIII в. граница морских владений, принадлежащих конкретному государству, лимитировалась линией горизонта, которая была видна с берега. Позднее некоторые страны стали считать своими владениями всю акваторию, до которой доставало их самое дальнобойное орудие. В дальнейшем некоторые государства устанавливали свою юрисдикцию над акваториями на расстоянии 3 морские мили, другие придерживались расстояния в 12, а иные — в 50 морских миль.

исключительная экономическая зона это

В 1982 году была принята Конвенция ООН, касающаяся вопросов морского права. Она и предоставила право государствам устанавливать в своих пределах исключительную экономическую зону. Это привело к тому, что на сегодняшний день около 100 прибрежных стран имеют таковую. Внешняя граница стран удалена на расстояние 200 миль. Кроме того, в данной Конвенции была определена 12-мильная зона территориального моря и 24-мильная зона «прилежащих вод».

Суверенитет

На рассматриваемую зону ни одно государство не имеет полный суверенитет, поэтому правовой режим исключительной экономической зоны смешанный. Согласно принятой Конвенции, прибрежная страна обладает некоторыми суверенными правами для осуществления разведки, разработки естественных ресурсов и их сохранения в недрах, водах морского дна и непосредственно расположенных на нем.

Данное государство может для достижения своих экономических целей сооружать самостоятельно или давать разрешение, осуществляя регулирование создания и эксплуатации искусственных островов, а также различных сооружений и установок. При этом они не являются основанием для выделения нового территориального моря и не изменяют границы последнего, также как и границы континентального шельфа или исключительной экономической зоны.

континентальный шельф и исключительная экономичекая зона

Над данными строениями и искусственными островами устанавливается исключительная юрисдикция того государства, к берегу которого примыкает данная зона.

Права прибрежной страны

Вокруг данных сооружений рассматриваемое государство может устанавливать зоны безопасности, которые могут быть применены как к возводимым сооружениям, так и к безопасности судоходства. Они должны иметь ширину, не превышающую 500 м от любой точки их внешнего края. Здесь, как и в каждом правиле, есть исключения. Они устанавливаются соответствующими уполномоченными международными организациями или международными стандартами. В случае создания помех при возведении искусственных островов, различных сооружений и установок для международного судоходства по общепризнанным морским путям, устройство зон безопасности запрещено.

Делимитация данных зон между странами, имеющими противоположные или смежные побережья, решается на основании выше рассмотренной Конвенции.

режим исключительной экономической зоны

Таким образом, режим исключительной экономической зоны предусматривает некоторые ограниченные права для различных стран. Без согласия первой страны никакие иные не могут осуществлять добычу рыбных и минеральных ресурсов, энергии от ветра, воды или течений.

Юридические действия в данной зоне

Для защиты своих прав прибрежная страна может осуществлять некоторые юридические действия в исключительной экономической зоне. Это предусматривает осуществление таких мер, как досмотр, осуществление инспекций, проведение ареста, осуществление судебных разбирательств.

Помимо этого данное государство может осуществлять преследование судна, не принадлежащего его флагу, в открытом море вне границы исключительной экономической зоны.

В случае предоставления обеспечения арестованный экипаж и судно освобождаются. Личное наказание или тюремное заключение при отсутствии договоренностей между сторонами исключены. Если осуществляется задержка иностранного судна, то государство, которому оно принадлежит, должно быть незамедлительно проинформировано об этом.

правовой режим исключительной экономической зоны

Ресурсы рассматриваемых зон

Ресурсы подразделяются на живые и неживые. К первым относятся различные рыбы, виды морских ракообразных, моллюсков, млекопитающих, обитающих в данных водных средах. Ко вторым относятся минеральные ресурсы: нефть, газ и т. д., которые залегают на дне моря. В их состав также включаются химические взвеси, соединения химических элементов, энергия ветра, приливов и течений, а также иные потенциальные виды неживых ресурсов.

Сохранение некоторых видов рыб в исключительных зонах

Для сохранения в этих зонах некоторых видов рыб, к которым относятся далеко мигрирующие, анадромные (мигрирующие для осуществления нереста из морей в реки, например, многие рыбы семейства Лососевые) и катадромные (осуществляющие противоположную миграцию, к примеру, угорь речной), государства могут заключать соответствующие соглашения или осуществлять защиту посредством вовлечения международных организаций, принимать меры по сохранению биоразнообразия посредством регулирования промысла в водах, расположенных за пределами рассматриваемых зон.

В 1992 году была заключена Конвенция о сохранении анадромных видов, находящихся на севере Тихого океана вне исключительных экономических зон таких государств, как США, РФ, Япония и Канада. Данный район называется конвенционным. В нем специализированный промысел анадромных видов запрещен. Если при осуществлении промысла иных видов произошел непреднамеренный вылов анадромных видов, они должны быть сразу возвращены в море.

российской исключительной экономической зоне

Права государств в рассматриваемых зонах

В случае осуществления исследований в рассматриваемой зоне прибрежной страны другие государства или международные организации должны гарантировать право первой державы принимать участие в научно-исследовательской деятельности на море и предоставить в случае возникновения такой просьбы результаты выполненных исследований.

Любые государства, включая те, которые не имеют выхода к морю, в данных зонах могут осуществлять свободное судоходство, неограниченные полеты, прокладывать трубопроводы и кабели. Данные вопросы регулируются международным правом.

Исключительная экономическая зона РФ

Конституцией нашей страны предусмотрено, что у нее имеются суверенные права; юрисдикцию в рассматриваемой зоне она осуществляет, руководствуясь нормами международного права и действующими национальными нормативно-правовыми актами.

фз об исключительной экономической зоне

К последним, например, относится ФЗ «Об исключительной экономической зоне». Данный закон гармонизирован с международными нормативно-правовыми актами. Согласно ему физические и юридические лица могут быть привлечены к ответственности, если осуществляется незаконная деятельность в области промысла и разведки природных ресурсов, их передачи иным государствам при нарушении лицензии, а также в случае, если причинен ущерб их действиями, в результате которого ухудшились условия по воспроизводственному процессу живых организмов.

Данный закон ориентирован на системное урегулирование проблем в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В нем определено, что естественные ресурсы и порядок распоряжения ими находятся в исключительной компетенции Правительства РФ и федеральных органов испвласти, которым делегированы соответствующие полномочия. Использование подобных ресурсов в данных зонах предусматривается на платной основе для учета интересов малочисленных народов районов Дальнего Востока и Севера, а также населения, которое проживает на территориях, непосредственно прилегающих к морскому побережью нашей страны.

К российской исключительной зоне относятся также любые острова, принадлежащие государству, кроме скал, непригодных для осуществления жизнедеятельности человека, в том числе для осуществления хозяйственной деятельности.

исключительная экономическая зона рф

Топ-10 стран с наибольшей площадью исключительной экономической зоны с территориальным морем

На первом месте находятся США, у которых суммарная площадь этих двух зон составляет более 11300 тыс. км2. С небольшим отрывом от них (11035 тыс.) второе место занимает Франция. Далее расположились Австралия (около 8150 тыс.), Россия (около 7500 тыс.), Канада (около 5600 тыс., причем в данной стране почти половина площади приходится на территориальное море), Япония (около 4500 тыс.), Новая Зеландия (около 4100 тыс.), Великобритания (около 4000 тыс.), Бразилия (около 3650 тыс.) и Чили (около 2000 тыс.).

В заключение

Итак, исключительная экономическая зона — это некоторая область в море, расположенная за пределами территориальных вод, но непосредственно прилегающая к ним и имеющая ширину не более 200 морских миль. В России действует соответствующий ФЗ, принятие которого позволило определить за нашей страной использование естественных ресурсов, расположенных в данных зонах и регламентировать деятельность различных лиц, осуществляемой в границах рассматриваемых зон.

fb.ru

Исключительная экономическая зона - это... Что такое Исключительная экономическая зона?

Исключи́тельная экономи́ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий.

Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:

  • на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах
  • юрисдикцию в отношении
    • создания и использования искусственных островов, установок и сооружений
    • морских научных исследований
    • защиты и сохранения морской среды

Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне:

  • В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря
  • Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством

(Статьи 56, 58 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года)

Исключительные экономические зоны стран мира Карта исключительной экономической зоны России

См. также

dic.academic.ru

Исключительная экономическая зона РФ

Исключительная экономическая зона РФ - это район моря, расположенный за официальной морской территорией страны, но прилегающий к ней в ширину вплоть до 200 миль. Отсчет расстояния ведется по тем же границам, по которым рассчитывается ширина официального морского пространства. Исключительная экономическая зона РФ имеет в настоящее время такие же права и обязанности, какие приняты на прибрежной территории, и предусмотрены федеральным законом страны, международным договором, и нормативами, указанными в международном праве.

 

Понятие исключительной экономической зоны применимо ко всем островам этой территории, исключая места, непригодные для жизни людей, и осуществления хозяйственных работ. Определение внутренней границы этой территории осуществляется по внешним параметрам морских пределов страны. Расстояние до наружной границы определяется по ширине, не превышающей 200 миль (в морском исчислении).Исключительная экономическая зона РФ

Права прибрежных территорий

 

Государство, расположенное в пределах таких зон, имеет правовой режим исключительной экономической зоны РФ, в котором предусмотрено осуществление таких видов деятельности как:

 

1) Разведка, разработка, сохранение и приумножение живых ресурсов природы и полезных ископаемых, расположенных в воде, покрывающих дно моря, на самом дне, и в недрах местного морского дна. А так же распоряжение всеми ресурсами отмеченной территории по своему усмотрению, в соответствии с законодательством страны.

 

2) Создание искусственных островных территорий со всеми юридическими правами, установка на них сооружений для научной, а так же внутренней исследовательской деятельности. Делается это и в целях защиты и дальнейшего сохранения естественной среды морских вод и всего в них обитающего.

 

Это значит, что государство, занимающее исключительную экономическую территорию, имеет суверенные права целевого назначения. Вести исследовательскую или разведывательную деятельность в этой местности можно только с разрешения администрации прибрежного государства, являющегося представителем власти на этой территории.

 

Разрешение на создание каких-либо искусственных островов, исследовательских установок или иных сооружений для научной и промысловой деятельности оговаривает место их расположения, которое не должно создавать никаких препятствий на пути признанных международных судовых путей. Тем не менее, безопасные зоны вокруг таких сооружений обязательно должны быть ограничены разумными пределами, не менее 500 метров.

 

Обязанности властей прибрежных государств

 

Исключительная экономическая зона РФВ обязанности власти прибрежного государства входит контроль над состоянием живых ресурсов, их охрана, и регулировка эксплуатации. Для осуществления этого обязательства ежегодно рассчитывается объем допустимого улова на оговоренной зоне.

 

Власти прибрежного государства обязаны постоянно и тщательно контролировать не только общее количество (объем), но и видовую принадлежность пойманной рыбы. В случае назревающей опасности значительного сокращения того или иного вида, законодательство РФ об исключительной экономической зоне предоставляет полное право самостоятельного наложения запрета на ловлю исчезающих видов, и строго контроля над исполнением всех пунктов соглашения.

 

По необходимости прибрежные государства обязаны обратиться в международные организации, с просьбой принять меры по надзору за пределами принадлежащей им официально территории, так многие виды рыб и морских животных могут мигрировать на большие расстояния.

 

Представители других государств обязаны учитывать приоритетные права официально обозначенного прибрежного государства, примыкающего к исключительной экономической зоне.

utmagazine.ru

понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.

Термин «исключительная экономическая зона» стал использо­ваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х — начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по эко­номической разведке и разработке ресурсов зоны;

сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплу­атацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;

определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взи­мать сборы;

осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;

разрешать морские научные исследования;

принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свободой су­доходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибреж­ного государства вправе участвовать на справедливой основе в экс­плуатации ресурсов зоны.

Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет право:

1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов – как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, а также в его недрах в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;

2) сооружать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг островов и установок зоны безопасности;

3) определять время и место лова, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;

4) устанавливать допустимый улов живых ресурсов;

5) осуществлять морские научные исследования;

6) принимать меры по защите морской среды;

7) осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок, сооружений.

Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Естественные богатства континентального шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа. А также живые организмы «сидячих» видов – организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или которые передвигаются только по дну.

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, границы шельфа определяются соглашением между этими государствами, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Открытое море – морские пространства, находящиеся за пределами территориального моря прибрежных государств. Открытое море открыто абсолютно для всех государств – как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства, в том числе и не имеющие выхода к морю, имеют в отрытом море право на свободу:

1) полетов;

2) судоходства;

3) рыболовства;

4) возводить искусственные острова и другие установки, которые допускаются международным правом;

5) прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

6) проводить научные исследования;

7) проводить иные действия, допускаемые международным правом.

Открытое море резервируется для мирных целей, и никакое государство не имеет право претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подвластно юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает.

studfiles.net

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА - это... Что такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА?

морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, т.е. от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах или от прямых исходных линий, соединяющих точки. географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между РФ и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм.

И.э.з. - один из новейших институтов международного морского права, формирование которого происходило в 60-70-е гг. XX в. под влиянием нормативной практики ряда (в основном развивающихся) стран, стремившихся односторонним образом расширить свои правомочия на обширные пространства Мирового океана ("ползучая юрисдикция"). Обеспокоенность государств, обладавших большими торговыми флотами. в конце концов привела к компр11" \';-су, достигнутому на Третьей конференции ООН по морскому праву (1973- 1982). В результате заключенная Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. исчерпывающим образом урегулировала юридический статус и правовой режим использования пространства и природных ресурсов прибрежного района, именуемого ныне И.э.з.

В пределах И.э.з. прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему "в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами". Это же касается экономической разведки и разработки И.э.з., создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, защиты и сохранения морской среды.

При осуществлении своих правомочий в пределах И.э.з. прибрежное государство обязано учитывать интересы международного судоходства, права и обязанности других государств. Со своей стороны, эти другие государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать установленные им в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права. \'

Перечень прав других государств в пределах И.э.з. включает свободы: судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другие виды правомерного использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов. подводных кабелей и трубопроводов, совместимые при этом с другими конвенционными положениями.

Конвенция предоставляет прибрежным государствам исключительную юрисдикцию над искусственными островами. установками и сооружениями, в том числе в отношении таможенных, фискальных. санитарных и иммиграционных правил и законов, а также законов и правил, касающихся безопасности. Одновременно Конвенция возлагает на них обязанность надлежащим образом информировать мореплавателей о создании поименованных искусственных островов, установок или сооружений, а постоянные средства предупреждения о наличии таковых содержать в исправном состоянии. Прибрежным государствам предписывается "в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией", убирать любые покинутые или более неиспользуемые установки и сооружения, причем при удалении указанных объектов должны надлежащим образом учитываться "интересы рыболовства. защиты морской среды, права и обязанности других государств", а "о глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью", должно делаться надлежащее оповещение.

Прибрежное государство наделяется правом "там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений". Определяемая прибрежным государством ширина зон безопасности с учетом применимых международных стандартов должна разумно соотноситься с характером и функциями таких объектов и не простираться вокруг них более чем на 500 м, "отмериваемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев. когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией".

Фиксируя требования ко всем судам уважать эти зоны безопасности. Конвенция в то же время запрещает возведение искусственных островов, установок и сооружений, "если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства".

Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. были закреплены и детализированы в нормативных актах многих прибрежных государств.

Что касается ответственности за неправомерную деятельность в И.э.з., то некоторые из составов таких преступлений предусмотрены УК. Сюда могут быть отнесены многие положения гл. 26, посвященной экологическим преступлениям, в частности ст. 246, 247, 252, 253, 255,256 УК.

Волосов М.Е.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

StudyPort.Ru - Исключительная экономическая зона

Вопрос о создании исключительной экономической зоны за пределами территориального моря в прилегающем непосредственно к нему районе открытого моря возник на рубеже 60 – 70-х годов нашего столетия. Инициатива постановки его исходила от развивающихся стран, которые считали, что в сложившихся условиях огромного технического и экономического превосходства развитых государств принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает интересам стран “третьего мира” и выгоден только морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также крупный и современный рыболовный флот. По их мнению сохранение свободы рыболовства и других промыслов было бы, несовместимо с идеей создания нового, справедливого и равноправного экономического порядка в международных отношениях После определенного периода возражений и колебаний, длящегося около трех лет, крупные морские державы приняли в 1974 году концепцию исключительной экономической зоны при условии решения вопросов морского права, рассматривавшихся III Конференцией ООН по морскому праву, на взаимоприемлемой основе Такие взаимоприемлемые решения в результате многолетних усилий были найдены Конференцией и включены ею в Конвенцию ООН по морскому праву.

Как выше отмечалось, исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе прибрежному государству принадлежат суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. В п. I ст. 58 Конвенции отмечено, что эти свободы являются свободами открытого моря. В п. 2 ст. 58, кроме того, определено, что в исключительной экономической зоне полностью применяются ст. 88 – 115 части УII Конвенции 1982 года, озаглавленной “Открытое море” . К исключительной экономической зоне применяется положение ст. 89, которое гласит: “Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету” . Из сказанного выше следует, что исключительная экономическая зона за изъятием конкретных прав и обязанностей, признанных за прибрежным государством, осталась в остальных отношениях открытым морем.

Положения же, относящиеся к ресурсным правам прибрежного государства в исключительной экономической зоне, выходят за рамки традиционного понятия “открытое море” . И они были выделены в самостоятельную часть Конвенции. Но это обстоятельство, как указано в ст. 86 Конвенции, “не влечет за собой какого-либо ограничения свобод, которыми пользуются все государства в исключительной экономической зоне в соответствии со статьей 58” и которые Конвенция определила в качестве свобод открытого моря. Конвенционные положения об исключительной экономической зоне были компромиссными. И не удивительно, что они не всегда одинаково толкуются доктриной и официальными представителями стран, придерживающихся различных позиций.

Так, бывший глава делегации Мексики на III Конференции ООН по морскому праву профессор Ж. Кастаньеда считает, что “исключительная экономическая зона имеет свой собственный правовой статус: она – зона вш депеши и, следовательно, не является ни частью территориального моря, ни частью открытого моря и не может быть уподоблена тому или иному морскому пространству” . Эта точка зрения имеет сторонников преимущественно в тех развивающихся странах, которые стремились на III Конференции ООН по морскому праву создать совершенно “новое международное морское право” взамен “старого” .

Иного мнения придерживается член делегации Норвегии на Конференции профессор К. А. Флейшер, который пишет: “Хотя юридические характеристики исключительной экономической зоны не являются такими же, как характеристики пространств, составляющих традиционно часть открытого моря, тем не менее когда речь идет о вопросах юрисдикции, не подпадающих под полномочия прибрежного государства, исключительная экономическая зона оказывается, несмотря ни на что, подчиненной принципам открытого моря” .

Кодификация международного морского права Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой ежим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине ХХ в. I Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует) . II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983 г. и др.) .

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую В себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов. порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.

Правовой режим внутренних и морских вод Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству; акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений; воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод (см. 3 настоящей главы) ; морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т. н. “исторические воды”, перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль) ; Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Российская доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних Вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. II Конвенции 1982 г.) . Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам) ; режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства) ; специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.) . 3) от внутренних морских вод.

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором – например, соглашениями о торговом судоходстве) . Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

Территориальные воды (территориальное море) Территориальные воды (территориальное море) – это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1,2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне) . Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных военных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты) .

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод: 1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства; 2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов; Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль) .

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение – право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.) .

“Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства” (ст. 19 Конвенции 1982 г.) .

Проход признается нарушающим “мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет: а) угроз силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; Ь) любые маневры или учения с оружием любого вида; с) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; е~) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; Г) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства; д) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль.

Цель установления прилежащей зоны – предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Континентальный шельф Континентальный шельф – это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата – линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы “сидячих” видов – организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.) .

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это: морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние; если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м) .

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м) . Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и дружки прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Открытое море

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.) .

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в то!! числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу рыболовства; свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом; свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать: что судно занимается пиратством или работорговлей; что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство: ведет регистр судов; принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем; обеспечивает контроль годности судов к плаванию; обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии. Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по “горячим следам” . Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных) .

Прилежащая зона

Прилежащая зона – это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства не более 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет: суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны; сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности; определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы; осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений; разрешать морские научные исследования; принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и а трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Международный район морского дна

Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее – Район) ". Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.

Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов. Район был объявлен “общим наследием человечества” . Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа – Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат

Международные проливы

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив – это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства: проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив; проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды; проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода; проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.) .

studyport.ru

Правовой режим исключительной экономической зоны

Правовой режим исключительной экономической зоны

Понятие, границы и правовой режим континентального шельфа

Открытое море. Правовой режим. Свободы открытого моря

 

 

Исключительная экономическая зона

Институт исключительной экономической зоны (ВСЗ) является новеллой в развитии международного права, появилась в процессе работы III Конференции ООН по морскому праву. Этот институт является компромиссом между двумя подходами в морском праве: установлением 200 мильного территориального моря и сохранением наибольшей степени режима открытого моря в сочетании с преференциальным правами прибрежных государств в области рыболовства. Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о ВСЗ является частью "пакета" взаимообусловленных решений по всем вопросам международного морского права.

В ст. 65 Конвенции 1982 г. определено, что СЭЗ - это район, который находится за пределами территориального моря и прилегающий к нему, что подпадает под особый правовой режим (ст. 55-75), согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства, права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями настоящей Конвенции.Ширина ВСЗ не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство в ВСЗ имеет:

a) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработки указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течения и ветра;

b) юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях Конвенции 1982 г., по:

с) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

d) морских научных исследований;

е) защиты и сохранения морской среды;

f) другие права и обязанности, предусмотренные в настоящей Конвенции (п. 1 ст. 56).

ВСЗ является разновидностью зон функциональной юрисдикции прибрежного государства в пределах открытого моря, то есть по юридической природе эта зона - международная территория общего пользования (часть открытого моря), но с особым правовым режимом. Специфика этого режима обусловлена ??сочетанием прав и обязанностей прибрежного государства и всех других государств. Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в ВСЗ обязана должным образом учитывать права и обязанности других государств, а последние - прибрежного государства.

Доминантой в правовом режиме СЭЗ является сбалансированное сочетание ресурсных прав прибрежного государства и прав других государств, основанных на свободах открытого моря, как свобода судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др., Соответствующие международному праву.

По положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. признание за прибрежным государством суверенных прав на живые ресурсы СЭЗ сочетается с правом других государств на излишки допустимого улова в порядке, предусмотренном в указанной Конвенции. Минеральные ресурсы СЭЗ осваиваются в порядке, предусмотренном для континентального шельфа: их разработка, включая предоставление допуска третьим государствам, является исключительным правом прибрежного государства. В отличие от допуска к живым ресурсам ВСЗ, допуск других государств к минеральным ресурсам зоны не зависит от степени их разработки прибрежным государством.

Прибрежное государство при осуществлении своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управлению ими в ВСЗ имеет право принимать такие меры, как осмотр, инспекция, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых в соответствии с Конвенции 1982 г.

Арестовано судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления соответствующего залога или другого обеспечения.

Наказаниях, налагаемых прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в СЭЗ, не могут включать тюремное заключение, если нет соглашения заинтересованных государств об обратном, или любую другую форму личного наказания.

В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство незамедлительно уведомляет государство флага через соответствующие каналы о принятых мерах и любое наказание, которое было применено.

Проблема делимитации СЭЗ между государствами с противоположными или смежными побережьями решается по правилам, аналогичным тем, которые установлены Конвенцией 1982 г. для континентального шельфа. Украина это вопрос России решает в пакете с проблемой делимитации континентального шельфа.

Украина в 1995 г. приняла Закон "Об исключительной (морской) экономической зоне Украины" 1, что детализирует положения Конвенции 1982 г. и соответствует ей.

 

Континентальный шельф

Вопрос о юрисдикции и права собственности по ресурсов морского дна за пределами территориального моря было предложено на рассмотрение Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 г., но не обсуждался, хотя практическая необходимость его решения назревала. В 1942 Великобритания от имени Тринидада заключила с Венесуэлой Договор по подводных районов залива Пария. По этому договору стороны поделили морское дно залива на два сектора, прилегающих к их берегам, и признали права друг друга на соответствующий сектор. При этом на секторы не распространялся суверенитет ни прибрежных государств, ни каких-либо других. Таким образом, в 1942 г., еще до создания самого института континентального шельфа, появился договор о его делимитации.

Принято считать, что впервые идея о принадлежности континентального шельфа прибрежному государству была сформулирована в заявлении Президента США Г. Трумэна от 28 сентября 1945: "... Правительство США считает ресурсы поверхности и недр континентального шельфа, находящегося в открытом море, но примыкает к побережью Соединенных Штатов, принадлежащими США и находятся под их юрисдикцией и контролем "1. После этого заявления появились претензии на континентальный шельф со стороны многих государств.

Континентальный шельф как международно-правовой институт был впервые установлен в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. и подтвержден в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В его основу была положена геологическое понятие континентального шельфа. Статья 76 "Определение континентального шельфа" Конвенции 1982 г. устанавливает: "Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не доходит такого расстояния "(п. 1). В случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряются ширина территориального моря, внешняя граница континентального шельфа определяется по сложной формуле, сочетающей геоморфологические данные с дистанционной пределом в 350 миль или расстоянием не далее 100 миль от 2500-метровой изобати. В этих случаях данные о границе континентального шельфа передаются Комиссии по границам континентального шельфа, дает рекомендации по вопросам установления внешних границ шельфу. Границы континентального шельфа, установленные прибрежным государством в соответствии с этими рекомендациями, являются окончательными и обязательными для всех (п. 8 ст. 76).

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов (п. 1 ст. 77). В силу этого положения континентальный шельф выделяется в самостоятельную территориальную категорию, поскольку по юридической природе он не может быть отнесен ни к государственной территории, ни к международной территории общего пользования.

Права прибрежного государства в пределах континентального шельфа являются исключительными в том смысле, что, если это государство не осуществляет разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.При этом права такого государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.

Понятие "природные ресурсы" включает минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться, иначе, чем находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ограничивать судоходство, права и свободы других государств, предусмотренные в Конвенции 1982 г., или приводить к любым неоправданным препятствий их осуществлению.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря.

В Конвенции 1982 г. предусматривается, что делимитация (разграничение) континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как отмечается в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, с целью достижения справедливого решения (п. 1 ст. 83).До заключения такого соглашения заинтересованные государства прилагают все усилия для достижения временной договоренности практического характера и в течение переходного периода не должны ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Если в течение разумного срока договор не может быть достигнута, заинтересованные государства применяют процедуры, предусмотренные в части XV "Урегулирование споров".

Украина как прибрежной морской державе необходимо находить пути решения проблемы делимитации континентального шельфа с государствами, имеющими с ней смежные побережья. Сейчас идут переговоры по этому непростому вопросу с целью заключения соответствующего соглашения с Россией.

Сложность и актуальность вопроса делимитации морских границ между соседними государствами можно проиллюстрировать спором между Румынией и Украиной по делимитации морских пространств в западной части Черного моря.

"Корни" этой проблемы уходят в 60-е годы XX в., Когда впервые начались переговоры между СССР и Румынией по делимитации континентального шельфа между двумя государствами.Существенную роль в этих переговорах играл вопрос об острове Змеиный, который находился под суверенитетом СССР. Главным предметом обсуждения на переговорах было значение, которое придавалось этому острову в установлении делимитационной линии. Начальная позиция СССР заключалась в том, что остров Змеиный необходимо предоставить полного влияния на установление равнопромежуточная линии границы. Но позже в процессе переговоров СССР указал, что в целях достижения компромиссного решения возможно изменение позиции Советского Союза, а именно, остров Змеиный будет частично влиять на установление равнопромежуточная делимитационной линии. Румыния, в свою очередь, не изменила своей позиции, которая заключалась в том, что остров Змеиный не должен влиять на установление равнопромежуточная линии границы.

Румыния считала, что остров Змеиный является скалой и отстаивала позицию, которая основывалась на положениях п. ст.121 Конвенции 1982 г., в котором указано, что "скалы, не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа" 1. Основным аргументом является отсутствие ресурсов воды на острове и невозможность жизнедеятельности на острове без морского сообщения с континентом.

Такую же позицию румынская сторона отстаивала на переговорах с Украиной по разграничению континентального шельфа и исключительных экономических зон обоих государств в Черном море (в течение 1998-2004 гг состоялось 24 раунда переговоров). Ход переговорного процесса по данной проблеме показал, что стороны не смогли прийти к согласию относительно влияния острова Змеиный на прохождение делимитационной линии.

Анализ геологического строения острова Змеиный и его морфологическая структура, о чем свидетельствуют материалы, предоставленные специалистами Госкомгеологии Украины, доказывают, что остров Змеиный является неотъемлемой частью большого тектонического блока Восточноевропейской платформы, притоплена часть которой формирует шельф в северо-западной части Черного моря.

Согласно положению п. ст. 121 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которое взаимосвязано с вопросом о геологическом построение острова Змеиный, встал вопрос о его пригодности для поддержания жизни человека и самостоятельной хозяйственной деятельности.

В этом плане следует отметить, что некоторые элементы геологической характеристики острова Змеиный (наличие 10-метрового покрова четвертичных отложений, содержащих почвенный слой, который обеспечивает развитие животного и растительного мира, а также наличие огромного (до 1 км) толщи осадочных отложений палеозоя (что дает возможность предусмотреть наличие собственных запасов воды и других полезных ископаемых) дали основания утверждать, что остров Змеиный пригоден для поддержания жизни человека и самостоятельной хозяйственной деятельности1. Сегодня на территории острова Змеиный площадью 1,5 кв. км проживает около 80 человек - работники маяка, который работает еще с XIX в., гидрограф, ихтиологи, геофизики, пограничники, члены их семей. Верховная Рада Украины в феврале 2007 г. приняла постановление о присвоении населенному пункту на острове Змеиный названия поселок Белое.

Вопрос территории возле острова Змеиный стал наиболее актуальным для румынской стороны в 2001 г., когда плавучая буровая установка "Черноморнефтегаза" обнаружила в 40 км к югу от острова значительные залежи углеводородов и 16 сентября 2004 Румыния передала на рассмотрение Международного Суда ООН вопрос о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон между двумя государствами.

С февраля 2009 г. Суд ООН принял решение по делу "Румыния против Украины", согласно которому остров Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины при определении срединной линии при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Мотивацию решения по существу Суд начал с определения, что с правовой точки зрения релевантные побережья могут играть двойную роль в делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны: "Во-первых, необходимо определить релевантные побережья для того, чтобы обозначить" в чем заключается сущность в этом деле противоречивых претензий на эти зоны. Во-вторых, релевантные побережья необходимо установить для того, чтобы проверить на третий и последний стадии процесса делимитации, существует диспропорция в соотношении между длиной прибрежных зон каждого государства и морских зон, которые выходят за пределы делимитационной линии каждой из Сторон ".

Суд ООН отметил, что в соответствии с договором между сторонами, все румынское побережье - это побережье, релевантное для делимитации. В результате - длина релевантного побережья Румынии достигает примерно 248 км, тогда как длина релевантного украинского побережья составляет примерно 705 км.

Далее Суд ООН отметил, что его задача прежде всего заключается в идентификации "соответствующих точек на соответствующих побережьях Сторон, которые изменяют прибрежную зону таким образом, что геометрическая фигура, которую формируют линии соединения всех этих точек, отображает общую область побережья" (п. 127 ). Детально изучив характеристики каждой точки, которую стороны считают целесообразным для проведения приблизительной равноудаленной линии Суд решил использовать полуостров Сакалин и прибрежный конец дамбы Сулина на румынском побережье (п. 141) и остров Цыганка, мыс Тарханкут и мыс Херсонес на украинском побережье (п. 148 ). По мнению Суда ООН, неприемлемо Точка на острове Змеиный (п. 149).

Суд принял во внимание, что, в соответствии с принципами его юрисдикции, он может в некоторых случаях не учитывать очень малые острова или не предоставлять им полноценных прав в морских зонах, если такой подход несоизмеримы влияния на линию делимитации, о которой идет речь (п. 185). Суд отметил, что все территории, которые подлежат делимитации, расположенные в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе материковых побережий сторон, и, кроме того, находятся на расстоянии 200 морских миль от материкового побережья Украины. Суд отметил, что остров Змеиный расположен на расстоянии примерно 20 морских миль к востоку от материкового побережья Украины в зоне дельты Дуная. Учитывая такую ??географическую конфигурацию и в контексте делимитации с Румынией, любые права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, вероятно созданную островом Змеиный, не могут распространяться дальше прав, которые возникают из-за материковое побережье Украина учитывая южную границу делимитации, как определено Судом. Любые возможные права / юридические титулы, которые возникают через остров Змеиный в восточном направлении, полностью зачисляются прав, которые возникают из-за западное и восточное материковое побережье самой Украины. Суд также отметил, что сама Украина, даже несмотря на то, что она считает, что остров Змеиный подпадает под п. 2 ст. 121 Конвенции ООН по морскому права, не расширяла соответствующую территорию за пределы линии материкового побережья вследствие наличия острова Змеиный в зоне делимитации. В свете этих факторов Суд ООН пришел к выводу, что наличие острова Змеиный не является аргументом для корректировки временной равноудаленной линии (п. 187).Суд напомнил, что территориальные воды длиной 12 морских миль были приписаны острову Змеиный согласно договоренностям между сторонами. Таким образом, по мнению Суда, остров Змеиный не должен в таком случае влиять на делимитации иначе, кроме тех случаев, вытекающих из его роли зоны длиной 12 морских миль в территориальных водах.

Помимо наличия острова Змеиный в зоне делимитации, Суд рассмотрел пять других факторов: возможно неправильное соотношение длины побережья (п. 158-168), замкнутый характер Черного моря и делимитации, которые ранее проводились в регионе (п. 169-178), поведение сторон (концессия на добычу нефти и газа, рыболовство и морские патрули) (п. 189-198), препятствование получению результата (п. 199-201) и некоторые соображения сторон по поводу безопасности (п. 202-204), однако не учел их.

Определенная Судом линия делимитации, для которой основополагающей точкой не выбраны ни дамбу Сулина, ни остров Змеиный, проходит зоной длиной 12 морских миль вокруг острова Змеиный до пересечения с линией, равноудаленной от смежных побережий Румынии и Украины, отсюда следует, что к этой точке линия определяется точками на противоположных берегах Румынии и Украины. С этой поворотной точки линия делимитации проходит вдоль линии, равноудаленной от противоположных побережий Румынии и Украины (п. 206). Суд считает, что линия делимитации совпадает с равноудаленной линии до точки, за которой могут быть затронуты интересы третьих государств (п. 209)

В конце Суд ООН проверил, не вызывает определенное им линия делимитации серьезной непропорциональности в длине соответствующих прибрежных зон и пропорциональном распределении прилегающих территорий. Отметив, что соотношение длины соответствующих прибрежных зон для Румынии и Украины, согласно подсчетам Суда, составляет примерно 1: 2,8, а соотношение соответствующей морской территории между Румынией и Украиной составляет примерно 1: 2,1, Суд не признал, что начертана линия требует каких-либо изменений (п. 216).

Согласно решению Суда ООН под юрисдикцию Бухареста перешло 79,34% спорных территорий в Черном море. По оценкам румынских экспертов, там находится около 12 млн т нефти и 70 млрд куб. м газа. В частности, по решению Суда в распоряжение Румынии перешло 90% перспективного нефтегазоносного месторождения на геологической структуре "Олимпийская" (расположенной на расстоянии 40 км к югу от острова Змеиный) 1. "Учет острова Змеиный означал бы юридический пересмотр географии", - заявила Розалин Хиггинс, председатель Международного Суда ООН, зачитывая решение и, видимо, понимая его неоднозначность.

 

Открытое море

В Конвенции об открытом море 1958 понятие "открытое море" определяется как "все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства" (ст. 1).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что положения части VII ("Открытое море") применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни к архипелажных вод государства-архипелага (ст. 86).

Юридическую основу открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Этот принцип теоретически обосновал Гуго Гроций в работе "Мате Liberum" (1609 г.) и впоследствии был развит в работах многих юристов-международников. Суть этого принципа сводится к тому, что в открытое море не распространяется суверенитет ни одного государства, оно открыто для общего, равного и свободного пользования всеми субъектами международного права. В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. свобода открытого моря включает:

- свободу судоходства

- свободу полетов;

- свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

- свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом 

- свободу рыболовства, 

- свободу научных исследований.

Эти свободы распространяются как на прибрежные государства, так и на государства, не имеющие выхода к морю. Все они осуществляют эти свободы должным образом, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

В утверждении принципа открытого моря решающую роль сыграл институт свободы судоходства. Необходимо отметить, судоходство - один из древнейших видов морепользования, существенно повлиял на формирование международного морского права. Под свободой судоходства понимают право любого государства посылать судно под своим флагом в открытое море. Плавания судна под флагом конкретного государства означает подчинение его в открытом море законам и правилам определенного государства и пребывания под ее защитой.Поскольку в открытое море не распространяется суверенитет ни одного государства, фактически государство, чей флаг несет судно, имеет суверенитет над ним, а следовательно, и осуществляет свою юрисдикцию. Поэтому в международном праве суда считаются условным территории государства флага. В ст. 92 Конвенции 1982 г. определено, что судно должно плавать под флагом только одного государства и не может изменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

С точки зрения международного права судно имеет национальную принадлежность того государства, под флагом которого оно плавает. Соответствие флага реальной национальности судна позволяет обеспечить эффективное осуществление юрисдикции государства флага. Это прежде всего касается контроля за соблюдением административных, социальных и технических норм на борту судна со стороны государства флага. Международные конвенции требуют, чтобы связь между судном и государством флага был реальным, чего нельзя сказать о практике использования так называемых удобных флагов (Кипра, Либерии, Панамы и др.). К сожалению, с обретением Украиной независимости такая практика распространилась - много украинских судов перешли под удобный флаг. Это часто приводит к печальным экономических и социальных результатов как для Украинского государства, так и для украинских моряков и членов их семей. Ограничению подобной практики способствует Конвенция ООН об условиях регистрации морских судов 1986

Юрисдикция в открытом море. Принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море закреплен в Конвенции 1958 г. и Конвенции 1982 г. Суть этого принципа заключается в том, что в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, что влечет уголовную или административную ответственность капитана или другого члена экипажа, уголовное или административное преследование может быть возбуждено только судебной или административной властью государства флага или государства, гражданином которого является лицо. Арест или задержание судна возможны только по распоряжению властей государства флага судна.

В контексте проблемы юрисдикции в открытом море широко известным стало решение Постоянной палаты международного правосудия (ППМП) 1 в деле суда "Лотус" (1927 г.).

Французский пароход "Лотус" столкнулся в открытом море с турецким судном "Боз-Курт". Турецкое судно в результате инцидента затонуло, при этом погибли восемь человек его экипажа и пассажиров. Когда судно "Лотус" прибыло в турецкий порт, турецкие власти арестовали помощника капитана этого судна, который был на вахте при столкновении; французский морской офицер был обвинен в убийстве. Франция решительно опротестовала действия Турции, утверждая, что турецкие власти не имеет право осуществлять юрисдикцию по этому делу. Дело было передано на рассмотрение ППМП, что должна была дать ответ на вопрос: есть ли в международном праве правило, запрещающее осуществлять Турции юрисдикцию по этому делу?

ППМП признала, что за пределами своих границ государство не может осуществлять властных функций, если это не допускается международным правом. Однако это не означает, что международное право запрещает государству осуществлять юрисдикцию в пределах своей территории в отношении любого дела, связанная с действием, совершенным за границей. В таких делах государства имеют широкие властные полномочия, ограниченные лишь определенными запретительными нормами международного права.

На основании этого, по мнению ППМП, государства приняли целый ряд норм, распространяющих их юрисдикцию за пределы своей территории. Таким образом, ППМП пришла к выводу, что "территориальность уголовного права не является абсолютным принципом международного права и никоим образом не совпадает с территориальным суверенитетом".

В результате ППМП не согласилась с позицией Франции, только государство флага имеет исключительную юрисдикцию над судном в открытом море. При этом было отмечено, что повреждения турецкого судна эквивалентно вреде, причиненном турецкой территории. Это обстоятельство дает Турции право осуществлять свою юрисдикцию в рассматриваемом деле, поскольку нет международно-правовых норм, которые бы ограничивали это право.

Это решение ППМП претерпело обоснованной критики многих специалистов в области международного права как такое, что не соответствует реалиям, существующим в нем. На самом деле только государство флага может осуществлять юрисдикцию над судном в случае столкновения или какого-либо другого события с ним в открытом море. Это положение совершенно четко было подтверждено в п. 1 ст.11 Конвенции 1958 г. и п. 7 ст. 94 Конвенции 1982 г.

В Конвенции 1982 г. установлено, что каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море с участием судна, плавающего под его флагом, которые привели к гибели граждан другого государства, или причинение им серьезных увечий, или серьезного ущерба судам или оборудованию другого государства, или морской среде (п. 7 ст. 94). Ни арест, ни задержание судна не могут быть осуществлены даже в качестве меры пресечения в ходе расследования по распоряжению любого, кроме власти государства флага судна.

По общему правилу юрисдикцию над судном в открытом море осуществляет государство флага, однако есть исключения из этого правила. В определенных случаях, предусмотренных международным правом, военные корабли имеют право останавливать и досматривать суда других государств. Например, в соответствии с Конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, на которых падает подозрение в повреждении кабеля. Конвенция об открытом море 1958 установила, что военный корабль вправе останавливать и подвергать учитывая иностранное торговое судно, если имеются достаточные основания подозревать его в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но на самом деле это судно имеет ту же национальность, что и военный корабль (п. 1 ст. 22).

К указанным исключений Конвенцией 1982 г. были добавлены случаи, когда судно занимается несанкционированным радиовещанием или не имеет национальности, а также по просьбе государства в отношении судна подозреваемого в незаконной торговле наркотиками или психотропными веществами. Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотрено судно не совершило никаких действий, которые бы оправдывали эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки.

К таким исключениям также принадлежит право преследования по горячим следам. Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеет достаточные основания полагать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно находится во внутренних, архипелажных, территориальных водах или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, что оно не прерывается.Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis (с необходимыми изменениями) к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства. Это право могут реализовывать только военные корабли, или военные летательные аппараты, или другие суда и аппараты, состоящие на правительственной службе и специально на то уполномоченные.

Военные корабли и суда, находящиеся на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции государства, кроме государства флага.

Безопасность мореплавания. Каждое государство должно принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море в отношении судов, плавающих под его флагом, в частности относительно:

а) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применяемых международных актов; 

с) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. 

Эти общие нормы детализированы и конкретизированы в специальных конвенциях. Так, в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколе к ней 1978 содержатся нормы, касающиеся конструкции судов, противопожарной защиты, спасательных средств, радиотелеграфии и радиотелефонии. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. устанавливает требования к квалификации моряков и их готовности к выполнению своих обязанностей. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72) регламентируют действия судов в различных условиях плавания, а также определяют огни, которые должно нести судно, звуковые и световые сигналы, которые следует подавать судну в соответствующих условиях плавания.

Каждое государство возлагает обязанности на капитана любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: 

а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; 

b) выходить со всей возможной скоростью на помощь тем, кто находится в беде, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, насколько на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать 

с) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажа и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет (п. 1 ст. 98 Конвенции 1982 г.).

Каждая прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.

studies.in.ua