Схема 1 Исторические формы религий Ранние формы. Схема виды религии


Схема 1 Исторические формы религий Ранние формы

Схема 1. Исторические формы религий

Ранние формы ( 100 тысяч лет назад ) Магия - от греческого magia – колдовство, действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным образом на природу или человека. Фетишизм – от португальского feitico – заколдованная вещь, поклонение неодушевленным предметам. Анимизм – от латинского anima – душа, вера в существование духов и душ.

Родоплеменные формы религии (40 тысяч лет) Тотемизм – вера в сверхъестественное родство человеческого рода с определенными видами животных. Земледельческий культ - религиозные обряды, направленные на обеспечение людей урожаем и сохранение его через обращение к богам и духам. Шаманизм - анимистические верования и представления, а также вера в могущественную силу служителя культа – шамана.

Религии классового общества. Ранние национальные религии – религиозные верования, которые охватывали своим влиянием население одного национального государства. (древние религии Египта, Индии, Персии, Греции, Рима и др. ) Поздние национальные религии – религиозные верования, которые охватывали своим влиянием население одной национальности. (индуизм, сикхизм, джайнизм, конфуцианство, синтоизм, даосизм, иудаизм и др. ) Мировые религии – религии, которые охватывают своим влиянием социальные слои населения людей различных стран и национальностей. ( буддизм, христианство, ислам)

2. СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

К размышлению: «…Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрел себя, или уже снова себя потерял. » К. Маркс «Если бы в этом мире не было зла, человек никогда не помышлял бы о божестве» П. Гольбах

Схема 4. Типы религии 1. Классификация Г. В. Ф. Гегеля Религия природы Религия духовной индивидуальности Абсолютная религия – христианство

2. Классификация О. Конта Фетишизм Политеизм Монотеизм

3. Классификация Д. Леббока Атеизм Фетишизм Тотемизм Шаманизм Идолопоклонство Боги – творцы Боги – благодетельные существа

4. Классификация К. Тилле Естественные религии Этические религии : национальные и всемирные

5. Марксистская теория Религии доклассового общества Религии классового общества

К размышлению: «Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие – поверить в то, что понимают» . Е. Лец.

Схема 5. Этапы развития религий 1. Архаические формы религиозных верований: Фетишизм Магия Анимизм

Схема 5. Этапы развития религий 2. Родоплеменные формы религии Тотемизм Земледельческий культ Шаманизм

Схема 5. Этапы развития религий 3. Этногосударственные религии: (более поздние) Индуизм Сикхизм Джайнизм Даосизм • Конфуцианство • Синтоизм • Иудаизм

Схема 5. Этапы развития религий 4. Мировые религии: Буддизм Христианство Ислам

К размышлению: «Религия есть только формула нравственности» Ф. М. Достоевский «Религия представляет собой узду для людей, неуравновешенных по характеру или пришибленных жизненными обстоятельствами. Страх перед богом удерживает от греха только тех, кто не способен сильно желать или уже не в состоянии грешить» П. Гольбах

К размышлению: « Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во все» Шатобриан

Схема 4. Типы религии 1. Классификация Г. В. Ф. Гегеля Религия природы Религия духовной индивидуальности Абсолютная религия – христианство

2. Классификация О. Конта Фетишизм Политеизм Монотеизм

3. Классификация Д. Леббока Атеизм Фетишизм Тотемизм Шаманизм Идолопоклонство Боги – творцы Боги – благодетельные существа

4. Классификация К. Тилле Естественные религии Этические религии : национальные и всемирные 5. Марксистская теория Религии доклассового общества Религии классового общества

К размышлению: «Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие – поверить в то, что понимают» . Е. Лец.

Под религиозным мировоззрением понимается совокупность различных мировоззренческих систем, исторически существовавших или существующих в рамках конкретных форм религии.

Особенности религиозного мировоззрения Доступность массовому сознанию. Наличие религиозной веры. Культовая деятельность. Вера в существования Бога и его могущество. Признание взаимоотношений Бога и человека. Вера в конец мира и света (эсхатология) и др.

7. ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ТИПАХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Общее: Поиск ответов на вопросы о происхождении мира, о смерти и бессмертии, о месте человека в этом мире. Различное: Затрагивает Обращается чувства и эмоции к разуму человека, опирается человека, на потребность знания на веру. опирается и объяснения процессов на научные и явлений. знания.

Зависимость картины мира человека от мировоззрения

К размышлению: «Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве» А. Герцен

present5.com

Религия План 1 Что такое религия виды

Религия

План: 1. Что такое религия, виды религии. 2. Архаичные верования. 3. Мировые религии.

Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам

Виды религий Архаичные политеистические (многобожие) религии -тотемизм -фетишизм -анимизм Мировые монотеистические (единобожье) религии -буддизм -христианство -ислам

Тотемизм (от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — явлениями природы и неодушевлёнными предметами).

Фетишизм религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

АНИМИЗМ (от лат. anima — душа) — вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

Будди зм • религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Будда Гаутама. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Христианство • Время возникновения - 1 век до н. э. • Место возникновения – Палестина • Основатель религии – Иисус Христос из Назарета Христианин обязан во-первых, знать закон Божий, свою веру и "быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди, и таким образом "поступать достойно звания, в которое призваны» .

Ислам • Время возникновения – 7 век нашей эры • Место возникновения – Аравийский п -ов • Основатель религии - Мухаммед Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорный Аллаху” (“Аллах”- это имя Бога). Последователи ислама называют себя словом “муслим” (с арабского - “преданный Аллаху”). В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово “мусульманин”.

Основные функции религии • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности. • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. • Культурная — религия содействует распространению культуры группы -носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль,

present5.com

Религии, часть 1. Основные сведения и классификация

        Вопросы, связанные с религией, уже косвенно рассматривались в статьях "Особенности смены эпох" и "Ветви власти, принцип построения государства, методы внешнего воздействия на него". Но сам по себе вопрос религии довольно-таки обширный и заслуживает отдельного рассмотрения. Ведь религия - это не только описание "норм правильного поведения", но еще и описание процесса создания и текущего устройства "мира" (галактики, планеты, всего живого и не живого). Среднему обывателю обычно более-менее известны только три мировые религии: Христианство, Ислам (мусульманство) и Буддизм. Также известно то, что у Христианства много ответвлений... Но государств в мире около двухсот, а этнических групп (народностей) гораздо больше и почти у каждой из них была и/или есть сейчас своя религия, либо свой вариант её разновидности. В этом разделе ("Религия") будет представлено сопоставление энциклопедических сведений и моих выводов. Начнем с вопроса: что такое религия?

       

        Определение слова "Религия" из Википедии:

Религия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

     В принципе ничего нового - создание организации с установлением норм "правильного поведения" в обществе. Теперь перейдем к этимологии (наука о происхождении слова, словообразовании) слова «религия».

    Из Википедии:

     В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio — «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа»). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола  religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом. Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religаre, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

    Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare.

               

        Вот тут позволю себе немного поимпровизировать...  Разобьём слово религия (англ. - religion) на две части:  Ре-Лигия (Re-Ligion, Ligio, Legere...) Приставка "Re" в английском языке и прочих, где применен латинский алфавит, в плане смыслового значения для русского языка, означает приставку "пере"! Примеры:   rename - переименование (переделывание имени), restructuring - реструктуризация (переделывание структуры). Революция (revolutio) - переворот. Реванш (фр. revanche — месть, отплата, возмездие) - стремление проигравшей стороны изменить результат поединка и отплатить за поражение в новом противостоянии, Avenge - месть или мстить, т.е. revanche это как бы"пере"мщение в новом витке борьбы.

        Оставшаяся часть слова очень напоминаем слово "лига" или "легион". Лига - Происходит от франц. ligue. Значения слова "Лига": 1) союз, объединение лиц, организаций, государств. 2) спорт - группа команд, примерно равных по мастерству и соревнующихся друг с другом. Но, поскольку у нас не тема спорта, получается следующее - "Пере" + "единение лиц, организаций, государств". Другими словами - создание на общем собрании выдающимися людьми (сильными мира сего, "Лиги") нового (или переделывания старого) порядка! Если же вторая часть слова не лига, а легион (лат. legio, род. падеж legionis — военный сбор, призыв, от lego и legere — собирать) — основная орг.единица в армии Древнего Рима, то смысл сильно не поменяется - получится "пере"делывание строя в большой группе войск. Соглашаться с моей версией, или нет, дело Ваше. Отмечу лишь, что мнение Цицерона (...является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление...) очень похоже на мой вариант "Ре-Лиги".

 

  

        Классификация религий.

         Виды религий из Википедии:

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси — характерно было многобожие (политеизм).

Единобожие (монотеизм) -  характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см.Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др. Синкретизм — сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм.

 

 Хочу предложить вашему вниманию другую схему классификации, как мне кажется - более понятную.

 

    Итак, религии первого поколения - вероучения, основанные на связи с природой. Почти каждое природное явление имеет в наличии "своего бога", т.е. политеизм (многобожие). Среди примеров религий с множеством богов - все древние, на месте которых потом появился другой тип религии, к которому вернемся позже.  По сути это и есть Пантеизм, отождествление Бога и природы ( созвучно со словом "Пантеон" — есть такой древний памятник, «храм всех богов» в Риме). Под религиями первого поколения подразумевается также и язычество, тоже "многобожие" и тоже подразумевается связь с природой. В Википедии, кстати, для язычества нет четкого определения кроме общей черты в виде "многобожия":

 

Обычно слово "язычество" употребляется в одном из следующих значений:

  1. Политеистические религии вообще.
  2. Религиозные верования, обряды и праздники первобытных народов (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы культурных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее.
  3. Общее обозначение всех других религий (сторонниками авраамических монотеистических течений), кроме христианства, ислама и иудаизма. В этом смысле языческими считаются и такие религии, как индуизм, брахманизм, буддизм, даосизм, сикхизм, конфуцианство, синтоизм и др.
  4. Новые религиозные движения неоязыческого толка, возрождающие дохристианские обряды и верования различных народов (родноверие, ромува, асатру, викка,сейд).
  5. Иноверие, в том числе «монотеистическое».
  6. Религия некого народа, племени, этноса, в противоположность мировой религии, адепты (основоположники, жрецы, шаманы, первосвященники) которой принадлежат к разным народам.
  7. В христианском понимании — поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога, так как с точки зрения христиан всё было Им создано. В этом значении термин «язычество» предстает как синоним термина «идолопоклонство».

        Из вышеприведенных определений также видим, что язычеством считалась еще и чужая, "не правильная" религия. Насчет последнего 7-го пункта... Допустим, поклонение творцу, а не творению более важно, но кто тогда создал Творца?  Также есть термин "идолопоклонство", но я бы не заострял внимание на этой детали, как отличительной особенности (параметра для классификации), хотя бы потому, что в Христианстве есть несколько икон (вместо идолов), посвященных нескольким святым, также есть разные молитвы разным "покровителям". Например: Николай Чудотворец - считается покровителем моряков, купцов и детей; ну а в помощь для преодоления пагубной привычки в виде пьянства, "Божественным провидением были явлены чудотворные иконы, молитва перед которыми помогает избавиться от пьянства. Самой известной из них считается образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша»". 

        

        Религии первого поколения довольно-таки схожи между собой и имеют в основном расовые различия, т.е. у белолицых свои особенности, у краснокожих (коренные народы обеих Америк) свои, у желтокожих азиатов и арабов свои, у чернокожих народов Африки также свои черты и особенности религий.  Но религия каждого отдельного племени имеет много схожего с "соседними" религиями такой же расы!

    Разберём особенности древних религий более близкой нам расы (европеоидной, или "белой"), таких как: древнегреческая, древнеримская, скандинавская и старославянская.

       

         Во главе всех богов обычно повелитель грома и молнии, бог-громовержец.

    Это Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян. У скандинавов главным богом считается Один, он же , бог войны и Победы. Место громовержца занимает сын Одина - Тор, один из главных асов (главных богов). При этом есть смысловое сходство между Одином и Перуном, так как последний является  покровителем князя и дружины. 

 

Зевс, Древнегреческая мифология. Точно также изображали и Юпитер в древнеримской.

Тор , Германо-скандинавская мифологияПерун, Старославянская мифология

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

        Поскольку древнеримская мифология была практически скопирована с древнегреческой, то и между богами есть почти полное совпадение в описании:

     Греки               описание бога      Римляне
Аид, Гадес бог царства мёртвых Плутон, Орк, Диспатер
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Фебос
Арес бог войны Марс
Атлас или Атлант титан, эпоним океана и гор Атлант
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
Афродита богиня любви и красоты Венера
Геба богиня юности Ювента
Гелиос солнечный бог Сол
Гермес вестник богов, покровитель путников и торговцев Меркурий
Гестия богиня домашнего очага Веста
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
Гигиея богиня здоровья Салюс
Гипнос, Морфей Бог сна Сомн
Деметра богиня полей и плодородия Церера
Дионис,Вакх бог виноградарства и виноделия Бахус
Лето материнская любовь и преданности своим детям Лато, Латона
Мегера богиня мести Фурина
Ника, Нике богиня победы Виктория
Плутос бог богатства Плутон
Понт (мифология) самый первый водный бог Понтус
Посейдон бог морей и землетрясений Нептун
Селена богиня луны Диана
Танатос бог смерти Морс
Тартар бог Зла, дух Ада и Разрушения, отец гигантов Тартаррус
Тихе, Тюхе, Тиха богиня случая и судьбы Фортуна
Фемида богиня правосудия Юстиция, Эквитас
Эос богиня утренней зари Аврора
Эрот, Эрос бог любви Амур, Купидон

Более полная таблица соответствия римских и греческих богов тут.

 

     С древнеславянскими и германо-скандинавскими богами чуть посложнее, но принцип тот же. "Зона ответственности" некоторых скандинавских или славянских богов пересекается с двумя или тремя божествами античности, а если есть соответствие  в виде "один к одному", то описание не всегда совпадает в точности...  Сварог — бог кузнец, он же небесный огонь. Является аналогом Гефеста и Вулкана, но его роль гораздо выше - по мнению некоторых исследователей он был одним из верховных богов восточных славян. У скандинавов есть сразу два бога по теме кузнечного дела - Велунд (он же Воланд) и Гоибниу. Также богом огня у скандинавов является Локи, но он же — главный бог обмана. У Греков — за обман и умопомрачение отвечает Ата.  У славян на тему лжи и обмана есть противостояние Правды и Кривды. По некоторым данным еще и бог Морок. Наверно отсюда и пошло: "кривить душой" и "морочить голову"...

 

СВАРОГ

ВЕЛУНД

ЛОКИ

МОРОК

 

   Более полные списки германо-скандинавских богов из Википедии тут.  Список славянских богов - тут.

      В общем - для каждого явления природы/события в жизни человека, его пороков и идеалов - есть свой бог!  Описание богов разных религий, имеющих отношение к одному и тому же событию, иногда отличается, но общая картина мира от этого меняется мало. Желающие могут убедиться сами, рассмотрение этого вопроса выходит за рамки нашей темы, ибо богов языческих очень много, еще больше вариантов их толкований...

  

         Далее, когда религии на основе мифологий стали историей, на смену им пришли религии с другой структурой и ориентацией... Я назвал их религиями второго поколения - это вероучения основанные на "истине" в виде священного писания, которое получено со слов/учения пророка! Подразумевается, что сам пророк - человек (во всяком случае либо при рождении, либо являющийся "наместником" Бога на земле), обладал истинными знаниями, данными ему свыше, в течении земной жизни создал учение, которое и распространилось через учеников (последователей религии). Сам пророк и его последователи, как правило, канонизированы.

     Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») – признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. 

            Это уже современные монотеистические мировые религии, которые подразумевают о существовании только одного Бога, или о единственности Бога. Основное их отличие от предыдущего поколения - привязка не явлений природы, а конкретного человека к созданию религии и объявление всего этого процесса "божьим промыслом". Сюда же относятся авраамические религии.

   Авраамические религии - монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму, который стал первым человеком, поверившим Господу. Поколения верующих авраамических религий начались c Авраама, он назван отцом всех верующих. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета. К авраамическим и относятся три основные современные религии: Христианство, Иудаизм и Ислам.

                            

 

 

Принципиальное различие между религиями первого и второго поколения.

 

        В религии первого поколения волхв/шаман/жрец/мудрец и т.д. должен уметь взаимодействовать с природой, где человек является её частью! Он должен уметь лечить травами и предсказывать будущее (как людей, так и поведение природы). Т.е. должен быть настоящим полноценным идеологом. Иначе, по замыслу, он занимает не своё место, и не является "посредником" между небом и землей в своей религии. Все более просто и естественно. Хотя есть и опасность в злоупотреблении властью, через манипуляции, но данное сложно применять долгое время и возможно лишь при крайне низком уровне общего образования. В фильме "Фараон" (1966г.) хорошо показан пример такого злоупотребления - египетский жрец применяет знания о солнечном затмении для подавления народного бунта против служителей храмов! Зная о времени затмения, он "доказывает" собравшимся, что "пропажа" солнца это результат гнева богов из-за богохульства мятежников. Не понимая в чем дело повстанцы в страхе и безысходности подчиняются. 

Отрывок из фильма "ФАРАОН" 1966 г. (02:07:00) 

 

Скачать отрывок - тут.

 

        В религиях второго поколения взаимодействие с природой отходит на второй план (декларируется, что человек либо хозяин природы, либо просто использует её в своих целях). Построение общества идёт на социуме: слова пророка, толкование священников, указы правителей, выборы и т.д. Вначале статьи упоминались данные из Википедии о существовании религий без Бога (конфуцианства, буддизма, джайнизма) — веры в абстрактный идеал. На первый взгляд это конечно может показаться поводом для признака отдельного вида религий, но по сути, с практической точки зрения, это тоже относится ко второму поколению, так как все строится на словах определённых просветленных людей: Конфуция, Будды и Джина Махавиры (или, по другим данным, кшатрия  Вардхамана). А доказать наглядно наличие Бога в принципе, невозможно... Можно поверить в него, что-то почувствовав, или поверить тем, кто говорит, что почувствовал, увидел во сне и т.д. Можно увидеть однажды божественное чудо, можно принять за него чей-то ловкий трюк или достижения науки и техники... А можно и ни разу не увидеть чуда за всю свою жизнь! 

 

 Продолжение на следующей странице. 

 

prosto-o-slozhnom.ru

Лекция 2. Типология религии. Классификация .Происхождение религии — КиберПедия

Сколько существует в мире религий. Доподлинно не знает никто. Чаще всего речь идет о 1000 разнообразных религиозных формах, которые существовали на протяжении значительного отрезка времени. Отсюда возникает потребность в их упорядочении., типологизации, независимо от времени их существования..

Прежде всего разделяют религии на живых и мертвых

Существуют и др. критерии их классификации:

Статистический, картографический, правовой, уровень организации урбанический принцип (городские и деревенские). Политеистические или монотеистические.

Существует разделение религий по составу пантеона на политеистические монотеистические, т.е. религии единобожия, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам.

В системе классификации религии можно выделить группу природных (естественных) религий. Для этих древних религий характерно то, что человек находится не в центре мироздания, а является элементом, составной частью природы. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий - буддизм. Однако, как правило, эти религии политеистические.

Некоторые специалисты выделяют большую группу древних религий, основой которых является мифология.

.

Существует классификация религий по этническому основанию на религии национальные и религии мировые, или вселенские.

Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их названия, в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные причины, ярко выраженное этническое своеобразие культуры и т.д.

В основу общепризнанной классификации религий положен ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ признак (критерий)

1. Ранние. Первобытные верования и культы(поклонение природе) 40 тыс. лет до н.э. по 4-2 тыс. до н.э. Их еще принято называть дорелигиозные религии – это фет, тот, магия, анимизм. Пер формы религий заметно отличаются от современных. В них нет вероучения, регулярного культа и организации. Но у всех них есть вера

2. Национальные религии (инд,зороастризм, ждайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм.И т . Носителям национальных религий являются представители одной нации.(с 4-2 тыс. до н.э. по настоящее время.

3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.Для них характерна вненациональная ориентация Космополитизм. Основная идея все равенства перед богом, активное проповедничество, именно поэтому они и стали мировыми. (сформировались в 1 тыс. до нашей эры, в эпоху мировых империй.)

4. Современные нетрадиционные культы(вторая половина XX века) или новые религиозные движения:«Новый век, Общество сознания Кришны, Об=во сатаны, Свидетели Иеговыи т.д.)

 

Основные понятия

Религия, религиоведение, вера, духовная жизнь общества, онтология, гносеология, теология, религиозная идея, религиозный культ, религиозная организация, церковь, секта, деноминация, сакрализация, секуляризация, национальные религии, мировые религии.

Вопросы дли контроля

1. Что такое религия?

2. Что является изначальным элементом всякой религии?

3. Каковы основные функции религии?

4. Какие науки изучают религию?

5. Как можно классифицировать религии, существующие в современном мире?

6. Какова роль религии в жизни человека и общества?

Ранние формы религии

При рассмотрении проблемы происхождения религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда возникла религия и в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития.Долгое время ответы на эти вопросы казались очевидными. Большинство людей, исследовавших иудаизм и христианство, были удовлетворены теми ответами, которые содержатся в первых двух главах Библии, где излагается концепция творения мира и человека. Согласно Библии, создав человека «из праха земного», Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» и вступил с ним в непосредственные отношения. Следовательно, религия имеет божественную природу, возникает вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в одного Бога).

Существует 2 подхода: религиозный (богословский) и

Светский (религиоведческий)

 

Религиозный подход утверждает, что появление Бога и возникновение религй обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир имеет начало и конец), природу человека. Бог особым образом воздействовал на человека, а человек, при определенных условиях способен общаться с ним.

Онтологическое доказательство было сформулировано блаженным Августином в Н веке)

Религиозный подход к происхождению религии всегда конфессионален., т.е. стоит на позиции какой либо религии.

Светский подход – не дает однозначного ответа на вопрос сущности и происхождения религии. Существует множество теорий все : на 2 (богословские и светские)

Светские теории предполагают, что именно природа человека перенесенная на окружающий мир, стала основой представлений о сверх естественных силах и богах.

Богословский исходит из того, что существует какая то сверх естественная сила (Бог, Духи) и что сила и даровала людям религию, которая влияет на человека, так или иначе взаимодействуя с ним.

 

 

1.Формы первобытных верований.Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе.Первобытным народам было неведомо понятие «природа», поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм - веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Как предполагают ученые, жизнь родовыми племенами послужило основой для возникновения тотема (на языке североамериканских индейцев племени оджибве ототем - род его) - животного предка, считающегося покровителем рода.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива.

К ранним формам религии относится магия (в буквальномпереводе с древнегреческого - колдовство).Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явленияпутем определенных символических действий (затворов, заклинаний т.д.)

Современные специалисты классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится наконтактную(путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности), парациальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы), имитативную (воздействие на подобие субъекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д.

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, таинств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу».

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить все опасности. Эта форма религиозных верований получила название «фетишизм» (от португальского «фетиш» - сделанный).

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме (от латинского «анима» - душа) - вере в существование душ и духов.Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тейлором в работе «Первобытная культура». Согласно его теории эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятия о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п.

Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающейдействительности. Древний человек рассматривал все предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.д. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем в монотеизм.

Анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие - оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно найти в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении сверхъестественных существ в облике животных и т.п.

cyberpedia.su

Типы религиозных верований

Количество просмотров публикации Типы религиозных верований - 185

Фетишизм- форма первобытных религиозных верований, основанных на почитании различных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства (исцелять, помогать, предохранять от врагов).

Магия –вера в возможность воздействия на людей, а также на предметы и явления сверхестественным путем (заклинания, привораживания, молитвы, ритуальные пляски и т.п.).

Национально-государственные религии:индуизм, иудаизм и др., существующие в отдельных государствах, исповедуемые отдельными нациями.

Мировые религии(те, которые исповедуются в различных странах):

1. Буддизм (6 век до н.э.):

2. Христианство (1 век н.э.)

3. Ислам (7 век н.э.)

Буддизм: махаяна, хияна, ваджраяна.

Христианство:

- Православие

- Католицизм(XI век, после раскола между Восточным и Западным христианством)

- Протестантство (XVI век, путем отделœения от католицизма):

- лютеранство

- кальвинизм

- англиканство

- баптизм и др.

Ислам: суннизм, шиизм, суфизм

Религия играет значительную роль в жизни общества и человека, духовно обогащая его, формируя в нем определœенные нравственные ценности, способ отношения к миру.

Мораль и ее роль в жизни общества

Этика– наука о морали (теория морали).

Мораль – одна из древнейших форм общественного сознания (наряду с религией и искусством). Возникла в первобытном обществе.

Мораль (нравственность) – есть совокупность норм, правил и принципов поведения людей, выработанных обществом.

В отличие от правовых норм, моральные нормы поддерживаются не силой закона, а силой общественного мнения, воспитанием, привычками.

Общество всœегда предъявляет к своим членам определœенные требования, выраженные в нормах морали.

При этом нормы морали могут изменяться с развитием общества.

Основные категории (нормы) морали – добро, зло, счастье, справедливость, долг, совесть.

Уровни морали:

- общечеловеческая мораль (к примеру, 10 заповедей Христа)

- национальная (н-р, защита национальных интересов)

- социальных слоев и групп (к примеру, классовая).

Мораль тесно связана с различными сферами жизни, в т.ч. - влияет на другие формы общественного сознания.

В свою очередь и на мораль активно влияют: идеология, религия, философия, право. К примеру: религия - проповедование любви к ближнему.

Раздел IV.

Философская антропология

Тема № 15. Философские проблемы человека

referatwork.ru