Всё начинается с целей: три категории практического целеполагания. Схема целеполагания включает следующие блоки ответ


Цель и целеполагание на уроке ФГОС

Статья "Цель и целеполагание на уроке ФГОС"

Трушина Светлана Юрьевна Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательнаяк кадетская казачья  школа"  Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка

                              Цель и целеполагание  на уроке ФГОС

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»  К. Д. Ушинский Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком. Как формулировать цель?  -Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся. - Цель, сформулированная  через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической (диагностичной, диагностируемой или операциональной) -Цель описывает желаемый, но возможно еще не достигнутый результат

        Целеполагание урока — одно из самых «больных» мест педагогической деятельности.  Почему? Ответ на этот вопрос отчасти лежит в плоскости другого вопроса: а насколько привычным для нас является деятельность целеполагания в повседневной жизни? Ведь это довольно трудоемкая деятельность, требующая большой концентрации внимания. Гораздо проще и удобнее жить «как придется» — в полном соответствии с обстоятельствами и уже сложившимися стереотипами. Целеполагание здесь становится ненужным. Вопреки этому некоторые ученые считают целеполагание главной функцией «образа Я» человека. То есть — если человек осуществляет целеполагание, то он обладает «образом Я». А если целеполагания нет — нет и «Я». Человек вроде бы как-то живет, что-то желает, но оказывается, что он подобен зомби: вместо того чтобы самому ставить цели, он слепо следует каким-то чужим, извне навязанным целям. Например, некритично реагируя на рекламу, идет и покупает не очень- то нужный ему товар, выполняя цели совсем чужих людей — сотрудников службы фирмы, которая выпустила товар. Дети очень хорошо ощущают разницу, что за учитель ведет урок: учитель, имеющий свое «Я» и сознательно ставящий цели, или «учитель-зомби». В общем, ставить цели педагогической деятельности и, в частности, урока и можно, и нужно. Но здесь начинает действовать очередной миф, который звучит примерно так: «Цели и задачи урока формулируются каким-то особым, научным языком, недоступным простому смертному». Отсюда — первый страх перед целеполаганнем: «Я — обычный человек, и никогда не научусь выражаться тем "научным" туманно-витиеватым языком, которым принято сформулировать цели и задачи». Существует и  страх учителя перед целеполаганием. Цели урока ставить страшно, потому что тогда будет вдвойне страшно констатировать, что они не достигнуты. Лучше уж вовсе не ставить, не облекать в словесные формы, а оставлять где-то «там», в подсознании, чтобы потом интуитивно определять: «получился» урок или «не получился». И почаще говорить себе, что «получился», чтобы не чувствовать себя во всем неудачником. Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы? ·  Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики? ·  Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. · Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель. ·  Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.  В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату            Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Цели должны быть: ·         Диагностируемые.  Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. ·         Конкретные. ·         Понятные. ·         Осознанные. ·         Описывающие желаемый результат. ·         Реальные. ·         Побудительные (побуждать к действию). ·         Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».   Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели
Основные категории учебных целей Характеристика целей Ключевые слова для постановки задач
Образовательная Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. Повторить,  дать определение,  познакомить, описать, объяснить,  демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать...
Развивающая Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки. Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.  
Воспитательная Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек­ватного поведения в любом обществе. Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…  прививать, укреплять... навыки  
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. 1. Визуальные: ·         Тема-вопрос ·         Работа над понятием ·         Ситуация яркого пятна ·         Исключение ·         Домысливание ·         Проблемная ситуация           Группировка. 2. Аудиальные:   ·         Подводящий диалог ·         Собери слово ·         Исключение ·         Проблема предыдущего урока.  Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание. Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.                        Некоторые приемы  целеполагания Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову). Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. «На запоминание и воспроизведение»: - Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников , композиторов. «На понимание и синтез»: -Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках  музыки  фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо   персонажу любого произведения,   сочинить письмо одного литературного или музыкального  героя  к другому и т. д. «На понимание и применение»: - Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей   музыкального произведения  и терминов, а ребенку осознать важность внимания  Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным

        Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся (Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО, г. Москва). 

                                         Источники:www.uchportal.ru/publ/24-1-0-1981uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.htmlivlieva56.ucoz.ru/publ/6-1-0-4 Каким должен быть современный урок. www.it-n.ru.  

 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

www.uchportfolio.ru

Целеполагание

Кратко

Цели урока должны выводиться из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.Определите тему урока.Определите знания, которые должны быть освоены при изучении данной темы (объем изучаемой на уроке информации).Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром, т. е. факты, понятия, суждения, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы.Определите умения, которые должны освоить ученики на данном уроке (какие действия должны совершить ученики с изучаемой информацией?).Умение – освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.Выберите из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы те, которые соответствуют теме урока (Справочник – Планируемые результаты).Преобразуйте выбранные формулировки из общих в конкретные планируемые достижения (перечень конкретных знаний и умений, которые предполагается сформировать у школьников на уроке).Сформулируйте цель как конкретный, достижимый, понятный и диагностируемый результат урока.Начинайте с глагола действия (что должны сделать учащиеся?): собрать, систематизировать, рассчитать, изобразить, обсудить, оценить, сформулировать…

Цель урока = результат деятельности учащихся (Что должны сделать учащиеся?)

Как это выглядит в Консрукторе уроков:

Уровень

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Стандарт

Блок «Выпускник научится…»

Блок «Выпускник научится…»

Блок «Выпускник научится…»

Повышенный

Блок «Выпускник получит возможность научиться…»

Блок «Выпускник получит возможность научиться…»

Блок «Выпускник получит возможность научиться…»

ХОД УРОКА

Этап

Постановка задания

Деятельность учащихся

Результат

деятельности

Контроль

Рефлексия

           

 Подробно

 "Как построить урок в соответствии с ФГОС" Автор: Миронов А. В.

Цели урока должны выводиться из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Выделяют следующие три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей:1. Цели-ориентиры. Это такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей. В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Оценка достижений этих целей ведется, как правило, в ходе анонимных процедур и лишь для получения информации о работе образовательного учреждения в целом. То есть учителю, приступившему к работе по ФГОС, не грозит «опасность» проверки у его подопечных «сформированности основ гражданской идентичности», «развитости этических чувств» и других качеств личности, названных в требованиях к личностным результатам освоения программы. Поскольку достижение этих целей – дело не одного урока, то и пытаться как-то сформулировать эти цели при составлении плана (плана-конспекта) конкретного урока не обязательно.2. Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Эта группа целей приводится в блоке «Выпускник научится». Например, при изучении раздела «Человек и общество» в «Окружающем мире» ученик научится различать государственную символику Российской Федерации, при изучении раздела «Человек и природа» – различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. (См. раздел «Планируемые результаты начального общего образования».)Обращаем внимание: планируемые результаты включают умения («ученик научится»), но не знания, к чему привык учитель. В идеале это должны бы быть компетенции, как обобщенный результат образования, проявляющийся в способности и готовности выполнять ту или иную деятельность. Однако компетенция – категория трудно диагностируемая. А результат урока должен быть известен уже на самом уроке, и не только учителю, но и, что, пожалуй, важнее, самим ученикам. Ближе всего к понятию «компетенция» в смысле деятельностного подхода стоит понятие «умение», оно тоже в определенной степени понятие синтетическое, поскольку включает в себя и способ деятельности, и соответствующие знания. Таким образом, каждый современный урок в качестве целей (задач) должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. «Проверяться будет только то, что школьник действительно умеет» – было записано в одном из вариантов проекта Стандарта. Важно и то, что задачи урока сформулированы для школьников («научиться», а не «научить», «сформировать» и т. п.). Кроме предметных умений, в качестве опорного материала включается и формирование универсальных учебных действий (УУД). Следовательно, формирование и развитие УУД также должно включаться в цели (задачи) урока. Очевидно, что на одном уроке невозможно работать над всеми УУД. Необходима определенная выборка и соответствующее определение целей (задач) урока. Критериями отбора могут быть:– содержание урока. Не каждый урок в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных УУД. Например, урок по теме «Разнообразие живой природы» уже традиционно предполагает распределение представителей живой природы на группы (звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и т. д.), то есть само содержание «подталкивает» учителя к использованию и формированию у школьников приема классификации;– составляемая учителем программа формирования УУД, в которой должна быть зафиксирована последовательность формирования универсальных учебных действий по годам обучения. Так, на первом году обучения в задачи урока может включаться регулятивное УУД «осуществляет действия по реализации плана» в варианте «учится работать по предложенному плану», в третьем и четвертом классе уже можно в качестве задачи обозначить «обучение самостоятельному составлению плана и работе по нему».При изучении опорного материала идет формирование и личностных компетенций. Выше было сказано, что в стандартном варианте цели, касающиеся личностных компетенций, попадают в блок целей-ориентиров и в этом виде в цели урока не включаются. В то же время бывают ситуации, когда урок, а чаще внеклассное мероприятие, направлены именно на формирование конкретных нравственных, экологических или иных отношений. В этом случае определение целей, относящихся к личностным компетенциям, уместно. Пример. В ходе исследований отношения школьников к различным представителям живой природы выявлен факт негативного отношения к ряду животных (волку, змеям, паукам, жабам и др.), имеющий отрицательные экологические последствия. Исходя из этого определяется направление работы – преодоление негативного отношения к данным животным. В рамках этого проводится внеклассное мероприятие – инсценировка сказки Р. Киплинга «Маугли», – целью которого является формирование положительного отношения к волку. В таком виде цель уместно зафиксировать в конспекте (разработке) мероприятия. 3. Возможно и определение целей, касающихся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний и умений. В Примерных программах эти цели приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатываются не со всеми учениками и требуют реализации индивидуального подхода. Итак, главный вывод, который мы делаем из сказанного – цели урока должны отражать заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты. При этом предполагается, что цели уроков в комплексе должны охватить все планируемые результаты. Планируемые результаты передают формируемые умения в самой обобщенной форме. Например, рассмотрим умение «находить место изученных событий на ленте времени». Это умение дифференцируется в соответствии с содержанием урока на более частные, например умение «определять на ленте времени события Отечественной войны 1812 года». Формирование таких частных умений можно рассматривать в качестве задач урока. При этом вместо традиционного понятия «задачи» можно воспользоваться близким к «планируемым результатам» термином «планируемые достижения». Планируемые достижения – это перечень конкретных знаний и умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке. Если цели урока формулируются для учителя и до школьников не доводятся, то планируемые достижения выступают в качестве цели не только для учителя, но и для школьников и доводятся до школьников в качестве их целей. В конце урока эти результаты оцениваются.

 

"Компетентностно-ориентированный урок" Пашкевич А. В.Алгоритм постановки цели до внедрения ФГОС (традиционный подход): определить тему урока; чему будем учить детей; как это сделать: подобрать материал для достижения цели. Цель урока формулировалась с учетом содержания учебного материала, затем ставились задачи урока, определялись его тип и структура.Алгоритм постановки цели по ФГОС: в зависимости от содержания темы определить обра-зовательный результат, на формирование которого рассчитан урок, разработать стратегию по достижению данного результата, выбрать тип и структуру урока с учетом специфики содер-жания учебного предмета, определить дидактическую цель урока, на основе дидактической це-ли определить задачи урока. Выбрать технологию и методы, средства достижения, определить деятельность субъектов и способы оценивания. Определить место урока в теме, как этот урок связан с предыдущим, как данный урок повлияет на последующие уроки. Так как правильно поставленная цель представляет собой определенную последователь-ность конкретных действий, то каждый этап урока предполагает наличие мини-цели, оценка уровня достижения которых позволяет оперативно «корректировать» курс урока. Цель распадается на систему задач, и их будет столько, сколько промежуточных действий необходимо выполнить, чтобы достичь конкретного результата. Грамотное описание задач представляет собой не что иное, как план достижения цели.Как можно определить, что цель сформулирована правильно? Покажем несколько приме-ров, как это можно проверить. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы или провести трансформацию цели в задачи:– Посильна ли цель для учеников?– Конкретна ли цель?– Способствует ли достижению запланированного результата?– Можно ли оценить достигнутый результат?– Цели сформулированы в действиях учащихся?– Заложен ли в формулировке конечный результат? (Диагностична ли цель?)– Прописаны ли задачи, способствующие достижению цели?

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

  • информационная: что будем учить и чему будем учиться?
  • операционная: как и каким образом будем учиться?
  •  мотивационная: зачем нам это надо?
  • коммуникативная: с кем и где?

Если вышеперечисленные задачи выполнены в полном объеме, то цель урока сформулиро-вана правильно.Также необходимо отслеживать реалистичность цели урока с точки зрения достаточности времени на ее выполнение; соответствия подготовленности учащихся; соответствия возможно-стям и способностям учащихся и учителя. Для оценки, диагностично ли поставлена цель, пыта-емся представить себе результат, который получим в итоге работы: можем ли оценить, изме-рить, определить эффективность, успешность нашей деятельности. Если образ результата четкий, значит, цель поставлена диагностично.

www.protema.ru

ФОрмирование действия целеполагания на уроках в 1 классе по УМК "Школа России"

Формирование действия целеполагания на уроках в

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.

А.Г Асмолов, выделяет следующие  универсальные учебные действия:

Формирование регулятивных УУД идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя;

во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку.

  1. Цели и задачи работы.

Цель: показать, как формировать регулятивное УУД целеполагание на уроках в 1 классе.

Задачи:

- Дать понятие и характеристику действия целеполагания.

- Рассмотреть приемы формирования действия целеполагания.

- Проанализировать сформированность целеполагания у обучающихся 1 класса.

  1. Понятие, состав и характеристики действия целеполагания

Действие целеполагания трактуется Давыдовым «как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно.

Цель должна выступать как прогнозируемый результат, а задача как частное ее отражение. Количество учебных задач может быть разным, исходя из содержательной полноты цели, логики действия учащихся. Умение проектировать цели и задачи – одно из главнейших умений учителя–профессионала.

Педагогическая цель - системообразующий компонент урока, обеспечивающий целостность и взаимосвязь всех структурных компонентов. Требование к цели: диагностичность; обеспечивает достижение планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных; формулируется через глаголы.

Цель должна иметь развивающий и дидактический аспект. Ведущая (главная) цель разбивается на задачи. Задачи - способ достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достижения. Формулируются задачи через глаголы, отражающие формирование метапредметных и предметных результатов.

  1. Формирование действия целеполагания.

Формирование действия целеполагания нужно начинать с первого класса. Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель: «Я назову тему нашего урока (Тема урока обучения грамоте: «Наша Родина – Россия»), а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке».

Объяснение темы самими детьми обеспечивает понимание темы урока, настраивает на определенные виды деятельности. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока на доске или в учебнике, и объяснять ее своими словами.

Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и чем точнее она сформулирована, тем яснее результат учебной деятельности урока. Первоначально цель урока также называет учитель, не забывая дать определение новому понятию:

- Цель – это то, что мы узнаем на уроке, чему научимся. Я назову цель урока, а вы скажете, что нового мы узнаем сегодня на уроке. Итак, цель урока: научиться находить новый звук в словах, читая слоги и слова с новой буквой. Что мы должны узнать на уроке?

Ответ на этот вопрос обеспечивает понимание цели урока. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является ее принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого важно ответить на вопросы: «Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? или «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?» Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов организации принятия цели:

Приёмы организации принятия цели, выделены кандидатом педагогических наук, доцентом З. А. Кокаревой. Я приведу примеры данных приемов:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

Урок математики. Тема «Сравнение длин отрезков»

Учитель: У меня в руках две веревочки, и мне нужно их сравнить. Каким способом это можно сделать? (На глаз, наложением, измерить по линейке)

Какая веревочка длиннее? Посмотрите и скажите. Каким еще способом можно сравнить две веревочки? Прочитай тему урока. Что мы сегодня будем делать? (сравнивать отрезки разными способами)

– использование занимательного игрового материала;

Урок окружающего мира. Тема «Почему Луна бывает разной?» Учитель загадывает загадку: Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака лает, достать не может». Что это? О чем будем говорить на уроке?» Еще в древности люди заметили, как луна меняет свою форму, но не могли объяснить и сочиняли сказки, мифы. Я сейчас вам расскажу сказку «Кто обгрыз месяц». После рассказа учитель задает вопрос: «Что мы сегодня должны узнать на уроке? Какова цель урока?» Цель урока: узнать, почему луна бывает разной?

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

Урок обучения грамоте. Тема «Звуки [д], [д']. Буква Д,д». Прочитайте слово: у-очка. Проблемный вопрос: Почему не можем прочитать? Сформулируйте тему нашего урока. А теперь сформулируйте цели урока.

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

Урок русского языка. Тема. «Перенос слов». Назовите тему урока по учебнику. Выберите из предложенных цель сегодняшнего урока:

  • Учиться определять количество слогов в слове

  • Потренироваться делить слова на слоги

  • Познакомиться с правилом переноса слов

– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

Прочитай тему урока в учебнике «Устная и письменная речь».

Закончите формулировку цели на основе темы «Цель урока: узнать, что такое…».

Сформулировать цели и задачи детям помогут следующие опорные слова: узнать, выяснить, установить, определить, сравнить составить, сформулировать, объяснить, пронаблюдать, обобщить, сделать вывод, распределить, подготовить, потренироваться, проверить, оценить, обнаружить, исправить …

– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Рассматривая карту знаний, дети отвечают на вопрос: «Какие знания уже открыты нами на предыдущих уроках? Что мы еще не знаем? Сформулируйте цель урока.

  1. Возможности УМК «Школа России» в формировании регулятивных универсальных действий.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» также направлены на формирования регулятивных УУД (действия целеполагания)

В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.

Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

hello_html_54cdb840.jpghello_html_m3acdf129.jpg

В таблице представлена характеристика результатов  формирования целеполагания на разных этапах обучения по УМК «Школа России»

Класс

Регулятивные УУД (целеполагание)

1 класс

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

2 класс

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

3 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4 класс

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель.

Проанализируем сформированность целеполагания у обучающихся 1 класса. Академик А.Г. Асмолов выделяет шесть его уровней.

hello_html_556fc902.gif

Первый уровень - отсутствие цели наблюдается у одного учащегося (включаясь в работу ученик, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать)

Второй уровень– принятие практической задачи - у двух учащихся. Ученики принимают и выполнят только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируются.

На третьем уровне - переопределение познавательной задачи в практическую также двое обучающихся. Эти учащиеся принимают познавательную задачу, осознают её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу практической.

По принятию познавательной цели (4 уровень) пять обучающихся. Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения, четко выполняется требование познавательной задачи.

На 5 и 6 уровне – нет учащихся, т.к. эти уровни связаны с умением самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действие в соответствии с ней. Этому предстоит нам учиться вместе с детьми со 2 по 4 классы.

  1. Вывод:

Таким образом, регулятивные УУД (действие целеполагание) составляют важную группу универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование базовой компетенции младшего школьника – умения учиться. Знание особенностей их формирования позволит учителю грамотно проектировать образовательный процесс.

infourok.ru

Методическая разработка "Приемы целеполагания на уроках по ФГОС"

КГБОУ «Шарыповский кадетский корпус»

Методическая разработка педагога ДО Закурдаевой Н.А.

Целеполагание  на уроке ФГОС.Некоторые приемы целеполагания.

Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.

В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика.

К основным приемам целеполагания, которые будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, и которые я использую на уроках информатики в 5-6 классах, я бы отнесла следующие:

  1. Визуальные:

  •  Мозговой штурм

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Ситуация яркого пятна

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка. 

  1. Аудиальные: 

1.Мозговой штурм

Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по озвученной теме урока. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

2. Тема-вопросТема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Возможен прием «мозговой штурм».

Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как измерить объем информации?" возможен следующий план действий:

1.  Повторить знания о понятии «информация».

2. Определить, какие виды информации нам знакомы.

3. Узнать, какие единицы измерения информации существуют.

4. Решить конкретные задачи по подсчету объема информации.

Это сформулированы конкретные учебные цели с помощью учащихся.

3. Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре" (или в Интернете).

Например, темы уроков "Спряжение глаголов" (для уроков русского языка), "Виды памяти компьютера" (для уроков информатики). Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник", «Гиперссылка».

4. Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Далее ставится цель.

Например, разговор в 5 кл. о постоянном смене носителей информации в семье (от дискеты …. до съемного жесткого диска). Почему сейчас мы не можем уже пользоваться дискетами или дисками CD? С чем это связано?

Подводящее задание №1 к теме «Измерение информации», «Информационный объем носителей»: Распределите носители информации по возрастанию их емкости

Подводящее задание №2:

5. Прием «Яркое пятно»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Пример для урока математики.

Пример «Яркого пятна» для урока информатики к теме «Внутренние устройства ПК»:

  • Материнская плата,

  • процессор,

  • оперативная память,

  • жесткий диск,

  • видеоадаптер,

  • звуковой адаптер,

  • сетевая карта,

  • дисковод и CD-ROM,

  • принтер,

  • коммуникационные порты.

6. ДомысливаниеПредлагается тема урока и слова "помощники":ПовторимИзучимУзнаемПроверимС помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Пример№1: Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагается ряд выражений и ставится вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление? "

(63 + 7)/10

24/(16 – 4 * 2)

(42 – 12 + 5)/7

8 * (7 – 2 * 3)Пример №2

Тема урока информатики «Как мы воспринимаем информацию.

Домысливание цели урока с использованием схемы, рисунка, фотографий:

7. Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания.

Основанием классификации могут быть внешние признаки или одинаковые функции.

1.Пример рисунка к теме «Передача информации»:

2.Пример рисунка к теме «Клавиши. Клавиатура». Вопрос к классу: «Почему ряд клавишей имеют разную цветовую заливку?»

8. Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

№1 Какие предметы лишние? В каком ряду? Почему?

№2 Найди ошибки:

№3 Прием можно использовать через слуховое восприятие. Второй вид.

Задаётся ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее, и формулируется учебную цель.

9. Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:– Самостоятельное решение– Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения– Постановка цели урока.Например, на уроке математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:

15 * 4

50 : 10

70 : 7

81 : 27

  • 12 * 6

  • 14 * 3

  • 32 : 16

  • 3 * 16

10. Проблема предыдущего урока.В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Пример: Сравните (поставьте знак отношения):

а) 200 байт и 0,25 Кбайта,

б) 3 байта и 24 бита,

в) 15360 бит и 1,5 Кбайт,

г) 1024 бит и 1 Кбайт,

д) 8192 байта и 1 Кбайт.

Если возникнут у большинства ребят вопросы по данному заданию, то решение этой проблемной ситуации будет целью на следующем уроке.

11. Другие приемы целеполагания на уроке:

  • Кроссворды

  • Загадки (отсроченная загадка – ответом будет изученный новый материал.)

  • Найди ошибку - Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей   музыкального произведения  и терминов, а ребенку осознать важность внимания.

  • Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников, композиторов.

  • Картинная галерея.

  • Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках  музыки  фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо   персонажу любого произведения,   сочинить письмо одного литературного или музыкального  героя  к другому и т. д.

  • От рефлексии к целеполаганию Организация рефлексии предполагает определение целей дальнейшей работы субъекта обучения.

  • Скрытая ошибка. На этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо учитывать и знать, чтобы ошибку исключить.

(См. книгу «101 педагогическая идея. Как создать урок»)

 

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

3

multiurok.ru

целеполагание

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

    Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача учащимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий — «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т.п. Такая постановка цели урока в современной школе несостоятельна.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Например, цель урока — усвоить понятие «нахождение неизвестного слагаемого», «отработать умения и навыки его применения»; или по теме урока — «обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности». Эти цели достаточно сложные.

  Так, для того чтобы достичь цели урока, например, по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом, основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся.  

          Обучающие цели-урока включают в себя овладение уча щимися системой знаний, практическими умениями и навыка ми 

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положи тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек ватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

 прививать, укреплять... навыки;

Развивающие цели содействуют: формированию обще учебных и специальных умений; совершенствованию мысли тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

 В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  1. Тема-вопрос

  2. Работа над понятием

  3. Ситуация яркого пятна

  4. Исключение

  5. Домысливание

  6. Проблемная ситуация

  7. Группировка.

         2. Аудиальные:

  1. Подводящий диалог

  2. Собери слово

  3. Исключение

  4. Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

       Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Некоторые приемы целеполагания

       Тема-вопрос        

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1.     Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

        Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

                 Подводящий диалог

              На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

           Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

          Группировка

        Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.      Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

            Исключение

         Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

   Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные".

   Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

        Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

   Повторим  Изучим  Узнаем  Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

    2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –…

    3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7)/10 24/(16 –  4 * 2) (42 – 12 + 5)/7 8 * (7 – 2 * 3)

       Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока. Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12 * 6         14 * 3 32 : 16         3 * 16 15 * 4         50 : 10 70 : 7           81 : 27

        Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

    -   Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

    - Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит  «тысячища»? "нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, "вится удивительным.  как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

      «На понимание и синтез»:

    -Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

«На понимание и применение»:

    - Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

   - Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

 Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

       Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

      Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

        1. Информационная: Что и чему будем учиться?

        2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?

        3. Мотивационная: Зачем нам это надо?

        4. Коммуникативная: С кем и где?

Источники информации

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.

3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.

4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

studfiles.net

Схема:: Связь моделей целеполагания - trEnings.ru: всё о НЛП

Методы измененияКоммуникацияГипнозНЛП-практик ВечернийНЛП-ПРАКТИКпо вторникам с 4 сентября

Методы измененияКоммуникацияГипнозНЛП-мастер ВечернийНЛП-МАСТЕРпо средам с 3 октября

ГипнозНЛП-практик Дневной Повседневный Гипноз 1внушения и транс в повседневном общениипо вторникам с 4 сентября

Методы измененияНЛП-мастер Дневной Изменение Убежденийразбираемся со своими правилами жизнипо средам с 3 октября

Методы измененияСпецкурс Дневной Интегральная Графикаэффективная технология для работы с собойпо четвергам с 4 октября

Методы измененияНЛП-практик Дневной Успешное Мышление 1как самому решать свои проблемыпо вторникам с 30 октября

ГипнозСпецкурс Дневной Погружениесамогипноз и его использованиепо четвергам с 15 ноября

trenings.ru

постановка целей, их выбор и мотивы поведения

Откуда берутся цели: пассивное, конкурентное и ценностное целеполагание

Автор: Аркадий Ильич Пpигoжин, профессор, президент Национального института сертифицированных консультантов, директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

 

Вряд ли есть более волнующая и драматическая сфера человеческой деятельности, чем поиск и осуществление целей. Более того, можно утверждать, что основные источники неблагополучия людей (от личности до человечества) лежат как раз в несовершенстве целеполагания. Лучше всего оно поставлено в коммерческих фирмах. Гораздо хуже дело обстоит на уровне государства.

Для начала вполне достаточно определить понятие «цель» простейшим образом: цель есть планируемый результат или опредмеченный мотив. Другое дело — откуда цели берутся, по каким причинам эти результаты планируются? По источникам возникновения можно выделить следующие категории целеполагания.

Это встраивание целей в деятельность человека, организации, социума объективно или извне. К нему относятся:

  • целеполагание от заданий. Простейший уровень целеполагания, продолжение чьих-то внешних целей, формируемый директивно. Другое дело, что цели-задания неизбежно проходят через личные и групповые интересы исполнителей, преобразуясь в цели-ориентации, т. е. в понимание ими полученных заданий или способов их выполнения. Различия между целями-заданиями и целями-ориентациями могут быть как несущественными, так и блокирующими;
  • целеполагание от потребностей (витальных и психологических). Тут мы имеем дело с так называемой телеономией — целями, органически и неизбежно формируемыми на уровне человека, организации, социума, государства, человечества. Например, потребность в выживании задает разработку систем производства питания и жилища, здравоохранения и проч. Строго говоря, такие цели не являются предметом субъективного выбора. Скажем, прибыль для коммерческого предприятия не выбирается предпринимателем, она является условием существования фирмы на рынке: если прибыли нет — фирма исчезает. Это как дыхание для животного или человека;
  • целеполагание от угроз. Такой уровень целеполагания возникает в ответ на вопросы: чего избежать, чему противостоять? Здесь уже про является некоторая субъектность, поскольку угрозы надо обнаружить в отличие от потребностей, которые проявляются сами по себе. Разработка систем безопасности как защитного, так и упреждающего типа — массовая практика человечества во все времена;
  • целеполагание от проблем. Оно возникает из-за случившихся или ожидаемых неудач в осуществлении каких-то планов (препятствия, нехватки, сбои). Проблема есть трудности по преодолению трудностей. Иначе говоря, это не сами препятствия, а то, почему эти препятствия не удается преодолевать. Допустим: глава местной администрации утверждает, что главная проблема — весенние паводки. В действительности проблема в том, почему администрация и население не могут противостоять этим паводкам? Типичные вопросы для такого типа целеполагания: что предпринять, где искать решение?

 

 

Эти цели возникают от более свободного, но сфокусированного на конкретных задачах выбора. По этим задачам целеполагание делится на:

  • целеполагание от борьбы интересов. Осознание отличий интересов личных, своей группы, организации, страны от таковых у других субъектов. Когда мы обнаруживаем эти различия, то пытаемся отстоять свои интересы либо через согласование их с другими, либо через преобладание, подчинение других. Ключевой вопрос: как победить, выиграть?
  • целеполагание от взаимного сравнения: быть как он; не отстать от того, обойти другого. В таком случае некоторые целевые образцы уже имеются и появляется мотивация достижения, направленная на успех в сопоставлении с другими людьми, организациями, государствами. Конечно, взаимное сравнение — сильный мотиватор человеческого поведения, и каждый из нас хорошо знает это по себе еще с детства. Необходимо только найти целевой вариант и двигаться к нему или превзойти его. Так, для многих государств ориентиром для целеполагания стали страны «золотого миллиарда» или некоторые конкретные из них. Архаически ориентированное целеполагание, напротив, пытается воспроизвести ушедшие когда-то формы теократии (в исламском мире).

 

 

Оно становится результатом социального творчества и происходит из следующих источников:

  • целеполагание от видения. Это образ желаемого будущего для себя, своей организации, города, региона, страны. Именно образ, а не проект или план, поскольку так проявляются амбиции или мечты. Основные вопросы в таком целеполагании: каким я хочу стать, к какому состоянию хочу привести организацию или страну, когда это будет достигну то, какие стадии для этого надо пройти?
  • целеполагание от идеалов и идеологем. Социальные ценности можно разделить на идеалы и идеологемы. Первые есть ценности абсолютные, ценности сами по себе, по отношению к которым невозможно ответить на вопрос «зачем?», — здоровье, счастье, справедливость, любовь и т. п. Вторые суть прикладные ценности практического назначения: качество, законность, конкурентность, демократия. Целеполагание этого типа отвечает на вопросы: что в жизни главное, для чего стоит жить, к чему надо стремиться?
  • целеполагание от миссии. Редко, но оно проявляется на уровне личности, организации, государства, озабоченных своим предназначением, стремящихся сделать какой-то важный вклад в развитие города, региона, отрасли, страны, человечества. Миссионеры отталкиваются от вопроса: в чем мое, наше предназначение, что мы должны осуществить, что и зачем изменить вокруг себя?

 

Мы распределили эти цели по нарастанию качества — от простейших до высших.

Все эти определения сугубо условны, между ними нет строгих граней, они пересекаются и сочетаются, но образуют некоторый понятийный аппарат, который годится для применения к практике государственного и организационного целеполагания.

Таблица 1. Типология целей.

Заданное (пассивное)целеполагание Конкурентное (состязательное)целеполагание Ценностноецелеполагание
I II III
От проблем а От взаимного сравнения а От миссии а
От угроз б От идеалов, идеологем б
От потребностей в От борьбы интересов б
От заданий г От видения в

 

Мы видим, что цели типа I не есть предмет выбора, они встроены в природу любого социума. Это телеономия, самопроизвольно возникающие цели. Их можно только конкретизировать. Как прибыль для фирмы: если не зарабатываем — уходим с рынка. Не цели, а условия существования. В общем, чистые синкретики — уцелеть бы.

В колонке II целеполагание более субъектное — от борьбы и сравнения можно уклоняться. Но подлинное самоопределение социума происходит при обращении его лидеров к высшим целям (колонка III).

На таблице есть незримая диагональ, ведущая от I в, г — к III а, б. Да, синкретические цели — базовые, но многие страны как раз на синергиках из колонки III смогли успешно решить цели типа I. Скажем, еще недавно сугубо провинциальные и бедные Финляндия и Южная Корея создали сильные мировые и местные бренды, приведшие их к процветанию. Словом, самое перспективное направление поиска целей страны — справа.

Возьмите эту таблицу, покажите ее мэру, владельцу фирмы, губернатору, президенту и спросите: откуда идут их цели? Увидите: если это коммерческая организация, то набор источников целеполагания охватит едва ли не все три колонки. Если же государственная или муниципальная — то там будут цели типа I б, в, г плюс II б, но в большинстве случаев даже самые честные из них влачат жалкое телеономическое существование.

 

***

В основном цели нашего государства обнаруживаются на уровне заданных, т. е. в пассивном слое целеполагания, идут от витальных потребностей прежде всего. Они не могут не входить в цели любого государства, им вынуждены следовать даже диктаторы. Правда, их задает не столько творчество лидеров, сколько тотальный закон возрастания потребностей. Возникает некоторый набор государственных целей, идущих от угроз.

Что же касается целей, идущих от проблем, то проблемный анализ во всей системе целеполагания проявлен очень скудно. Преобладают жалобы и возмущения. Никто всерьез не занимается структуризацией проблемного поля, т. е. грамотной постановкой проблем, выявлением взаимосвязей между ними с выходом на корневые проблемы, с решения которых и следует начинать преодоление тех сбоев, которые не дают реализоваться реформам.

Обратимся к активному целеполаганию. Вроде бы есть немалый опыт взаимного сравнения, оно просто напрашивается и постоянно будоражит личное и массовое сознание граждан. Чем чаще они посещают другие страны хоть на Западе, хоть на Востоке, тем больше обостряется это сравнение.

Но вот где действительно пустота предложения и огромный спрос одновременно, так это в третьей группе целей. Слабость социального творчества в формулировании ведущих ценностей для страны создает не только тягостную неопределенность в жизненных приоритетах, но и риски перехвата инициативы утопиями и иллюзиями.

 

Чтобы научиться лучше формулировать и достигать намеченные цели вы можете составить свой индивидуальный учебный план из любых курсов нашего каталога или изучить эти дисциплины.

www.elitarium.ru