Особенности выбора сферы профессиональной деятельности старшими школьниками. Сферы профессиональные деятельности


Реестр областей и видов профессиональной деятельности

16.001 Оценка соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям безопасности

16.002 Оценка соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям безопасности

16.003 Техническое обслуживание и ремонт лифтов

16.004 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт (модернизация) лифтов

16.005 Техническое обслуживание и ремонт котельных, работающих на твердом топливе

16.006 Формирование эффективной системы сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов производства и потребления

16.007 Техническое обслуживание и ремонт технологического и вспомогательного оборудования станций водоподготовки

16.008 Техническое обслуживание и ремонт наружных газопроводов низкого давления

16.009 Деятельность по управлению государственным, муниципальным и частным жилищным фондами

16.010 Эксплуатация домового газового оборудования

16.011 Техническая эксплуатация, обслуживание, санитарное содержание и благоустройство объектов общего имущества многоквартирного дома

16.012 Эксплуатация котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве

16.013 Техническое обслуживание и ремонт сооружений и оборудования насосных станций водопровода

16.014 Организация и обеспечение обслуживания трубопроводов и оборудования тепловых сетей

16.015 Техническое обслуживание и ремонт гидротехнических сооружений и оборудования водозабора

16.016 Сбор, очистка и отвод сточных вод

16.017 Организация эффективных методов предоставления коммунальных ресурсов потребителям

16.018 Управление многоквартирным домом

16.019 Техническое обслуживание и ремонт электротехнических устройств, оборудования и установок

16.020 Техническое обслуживание и ремонт воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи

16.021 Выполнение кровельных и гидроизоляционных работ

16.022 Выполнение механизированных работ с применением автогрейдера

16.023 Выполнение вспомогательных работ при проведении строительства и ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог

16.024 Выполнение механизированных работ с применением асфальтоукладчика в условиях строительства автомобильных дорог, аэродромов и других сооружений

16.025 Организация строительного производства

16.026 Выполнение арматурных работ

16.027 Выполнение механизированных работ с применением бульдозера в условиях строительства, обслуживания и ремонта автомобильных дорог, аэродромов, гидротехнических, трубопроводных и других сооружений

16.028 Выполнение механизированных работ с применением экскаватора

16.031 Обеспечение строительного производства строительными машинами и механизмами

16.032 Производственно-техническое и технологическое обеспечение строительного производства

16.033 Планово-экономическое обеспечение строительного производства

16.034 Обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями и оборудованием

16.035 Настилка и ремонт паркетных полов

16.036 Гидроизоляция подземных сооружений

16.037 Операторское обслуживание лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (пассажирских конвейеров)

16.038 Управление строительной организацией

16.039 Выполнение работ при остеклении

16.040 Бестраншейная прокладка подземных инженерных коммуникаций при помощи специализированных мобильных буровых установок горизонтального направленного бурения (далее - ГНБ)

16.041 Управление микротоннельным проходческим комплексом в строительстве

16.042 Выполнение работ при устройстве и ремонте мостовых, берегоукрепительных и выправительных сооружений всех типов

16.043 Выполнение вспомогательных и основных работ при устройстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и тротуаров

16.044 Выполнение бетонных работ

16.045 Выполнение слесарных работ на строительной площадке

16.046 Окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями

16.047 Монтажные работы в строительстве

16.048 Выполнение работ по кладке, ремонту и монтажу каменных конструкций

16.049 Обслуживание систем инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений с применением диспетчерского контроля

16.050 Техническое обслуживание и ремонт поэтажных эскалаторов (пассажирских конвейеров)

16.051 Техническое обслуживание, ремонт и монтаж оборудования диспетчерских систем, контролирующих работу лифтов и инженерного оборудования зданий и сооружений

16.052 Монтаж лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (пассажирских конвейеров)

16.053 Опалубочные работы в строительстве

16.054 Выполнение работ по устройству ограждающих конструкций, ремонту, реконструкции и отделке внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений

16.055 Выполнение работ при оштукатуривании поверхностей, при устройстве наливных стяжек пола и СФТК

16.056 Эксплуатация и контроль подачи воды в водозаборные сооружения

16.057 Планирование, координация и контроль экономической деятельности организаций водоснабжения и водоотведения

16.058 Выполнение механизированных работ на трубоукладчиках с двигателями различной мощности

16.059 Выполнение общестроительных работ, эксплуатация, обслуживание гидротехнических сооружений и мелиоративных систем, выполнение ремонта на них

16.060 Формирование цен и тарифов на работы и услуги в жилищно-коммунальном хозяйстве

16.061 Монтажные работы в строительстве (работы по монтажу наружных трубопроводов инженерных сетей)

16.062 Работы при монтаже турбоустановок

16.063 Осуществление химического анализа воды в системах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения

16.064 Проектирование тепловых сетей

16.065 Проектирование технологических решений котельных, центральных тепловых пунктов, малых теплоэлектроцентралей

16.066 Проектирование насосных станций систем водоснабжения и водоотведения

16.067 Проектирование сооружений очистки сточных вод

16.068 Проектирование газооборудования технологических установок, котельных и малых теплоэлектроцентралей

16.069 Обработка твердых коммунальных отходов с использованием оборудования

16.070 Обращение с отходами производства и потребления

16.071 Механическая очистка сточных вод в системах коммунального водоотведения

16.072 Очистка сточных вод в системах водоотведения

16.073 Озонирование вод в системах водоснабжения и водоотведения

16.074 Очистка и обеззараживание сточных вод

16.075 Очистка сточных вод в системах водоотведения

16.076 Переработка твердых бытовых отходов (ТБО)

16.077 Содержание общего имущества, в том числе земельных участков, относящих к общему имуществу многоквартирных домов

16.078 Эксплуатация домовых газовых сетей и оборудования

16.079 Очистка поверхностей нагрева тепловых установок и конструкций

16.080 Ремонт и техническое обслуживание котлоагрегатов и теплообменников

16.081 Производство изоляционных работ

16.082 Техническое обслуживание и ремонт трансформаторов

16.083 Деятельность по обеспечению учета и регулирования потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве

16.085 Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей

16.085 Монтаж, ремонт и техническое обслуживание насосов и компрессоров

16.086 Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха

16.087 Обеспечение работоспособности котельных

16.088 Монтаж технологических трубопроводов

16.089 Монтаж санитарно-технических систем и оборудования объектов капитального строительства непроизводственного и производственного назначения

16.090 Производство электромонтажных работ

16.091 Монтаж технологического оборудования

16.092 Монтаж приборов и аппаратуры автоматического контроля, регулирования, управления

16.093 Строительный контроль в области защиты от коррозии

16.094 Производство изделий из наноструктурированных изоляционных материалов

16.095 Производство бетонов с наноструктурирующими компонентами

16.096 Проектирование состава бетонов с наноструктурирующими компонентами

16.097 Производство водно-дисперсионных наноструктурированных лаков и красок

16.098 Разработка и испытания наноструктурированных лаков и красок с заданными свойствами

16.104 Работы по облицовке внутренних и наружных горизонтальных и вертикальных поверхностей плиткой

16.105 Отделка поверхностей строительными изделиями из естественного камня

16.106 Техническое обслуживание и управление работой бетоноукладчика

16.107 Обеспечение производства строительно-монтажных работ

16.108 Монтаж электрического оборудования

16.109 Доставка строительных растворов на строительную площадку авторастворовозом

16.110 Подготовка проекта обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений

16.111 Эксплуатация, обслуживание и ремонт подъемных машин

16.112 Внедрение, обеспечение функционирования и совершенствование системы энергетического менеджмента в строительной организации

16.113 Проведение энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства

16.114 Организация проектного производства в строительстве

16.115 Выполнение механизированных работ с применением комбинированной дорожной машины

16.116 Выполнение механизированных работ с применением машины для укладки геосинтетических материалов в условиях строительства, ремонта и реконструкции автомобильных дорог, аэродромов и инженерных сооружений

16.117 Выполнение механизированных работ с применением перегружателя асфальтобетона

16.118 Выполнение механизированных работ с применением разогревателя (нагревателя) асфальтобетона

16.120 Обеспечение наладки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, реконструкции и модернизации подъемных сооружений и их оборудования

16.123 Монтаж оборудования насосных станций и станций водоподготовки в системах водоснабжения

16.124 Выполнение механизированных работ с применением машин для забивки и погружения свай

16.125 Монтаж оборудования насосных станций и сооружений очистки стоков в системах водоотведения

16.126 Проектирование металлических конструкций зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения, в том числе энергетических установок и специальных сооружений

16.127 Проектирование подземных инженерных коммуникаций с применением бестраншейных технологий

16.128 Проведение энергетического обследования объектов капитального строительства

16.129 Прокладка подземных инженерных коммуникаций с применением бестраншейных технологий

16.Выполнение механизированных работ с применением щебнераспределителя в условиях строительства, обслуживания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов

Выполнение механизированных работ с применением автогудронатора

Выполнение механизированных работ с применением бетоносмесителя передвижного с различным объемом замеса и автобетоновоза

Выполнение механизированных работ с применением битумоплавильной передвижной установки

Выполнение механизированных работ с применением буровой установки

Выполнение механизированных работ с применением самоходных катков

Выполнение работ по монтажу светопрозрачных конструкций

Выполнение работ по отделке наружных поверхностей зданий и сооружений фасадными системами

Изыскательская и проектная деятельность в области механики грунтов, геотехники и фундаментостроения

Монтаж оборудования котельных

Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации

Монтаж систем вертикального транспорта - лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт рельсовых крановых путей

Организация капитального ремонта многоквартирного дома

Оценка соответствия и экспертиза подъемных сооружений требованиям безопасности

Оценка соответствия эскалаторов, пассажирских конвейеров требованиям безопасности

Подготовка проекта слаботочных систем, систем диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами объектов капитального строительства

Проектирование зданий и сооружений из металлических тонкостенных профилей

Техническая эксплуатация внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения

Управление работой мобильных и стационарных бетоносмесительных установок непрерывного и цикличного действия

Эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт подъемных сооружений и крановых путей

profstandart.rosmintrud.ru

Какие сферы деятельности бывают 🚩 выбор сферы деятельности нового предприятия 🚩 Советы по карьере

«Сфера деятельности» - сам смысл данной фразы предполагает какую-либо область труда. По сути, это работы или услуги, предоставляемые компаниями, предприятиями, определенными организациями, отдельно взятыми людьми и так далее. Однако перечень услуг, предоставляемый той или иной организацией обязательно зависит от сферы ее деятельности. Выбирая сферу деятельности, компания или отдельное лицо стремится «занять свою нишу на рынке», именно от этого выбора зависит дальнейшее процветание компании или отдельно взятого человека.

Первая сфера – политическая, подразумевающая работу в госструктурах. Ко второй относится бизнес. Эта сфера, в свою очередь, подразделяется на несколько отдельных сфер: производственный бизнес, коммерческий бизнес, финансовый бизнес, посреднический бизнес и страховой. Производственный заключается в непосредственном производстве товаров. Чаще всего предоставлением услуг и осуществлением разнообразных работ занимаются коммерческие организации. Во втором случае речь идет о торговых организациях и/или товарных биржах, занимающихся покупкой и продажей товаров.

Финансовая сфера включает деятельность банков, фондовых бирж, финансовых компаний, осуществляющих валютные операции, операции с ценными бумагами и инвестирование. Посреднический бизнес предполагает осуществление посреднических услуг коммерческими организациями. В последнем случае речь идет о компаниях, оказывающих страховые услуги.

К третьей сфере относится обучение, то есть воспитательская и преподавательская деятельность.

К четвертой - искусство и творчество. В этой сфере самовыражаются артисты, художники, писатели, режиссеры, композиторы и другие. Еще одной отдельной сферой является наука. В этой сфере работают исследовательские институты и высшие учебные заведения.

И завершает список медицина, предполагающая деятельность различных медицинских организаций.

Очень важно «найти себя» в этой жизни и дело, в котором можно реализоваться на все 100%. Выбрав сферу деятельности, не соответствующую своим способностям и сторонам характера, можно прослыть неудачником и до конца жизни влачить жалкое и унылое существование. Поэтому, решая данный вопрос, нужно учитывать свои индивидуальные особенности и вовремя направить их в нужно русло. Построить успешный бизнес, стать известным и заслуженным хирургом, привести страну к процветанию можно только оказавшись на своем месте. На чужом месте человек растеряет как свои личностные качества, так и профессиональные. Сегодня во всех учебных заведениях учащимся предлагается пройти тест на профориентацию, который поможет сделать правильный выбор.

www.kakprosto.ru

Раздел II. Психология как профессиональная область Лекция 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога

План:

1. Сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь

2. Профессиональная специализация в психологической профессии

1. Сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки, психология часто называется академической (или теоретической) психологией (от франц. academisme – теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической (прикладной) психологией.

Профессиональные психологи работают в сфере как академической психологии, так и практической психологии (рис. 5):

Академическая (теоретическая) психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология, как отрасль научного знания, является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых значимых психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была, затем, преобразована в институт, который долгие годы являлся важнейшим центром научной психологии. За относительно короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Рис. 5. Основные сферы и виды деятельности профессионального психолога

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrōspectāre – смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем самонаблюдения. На современном этапе своего развития психология опирается на большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдениев психологии − это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях.Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее доступным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

Экспериментявляется основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях. Эксперимент обеспечивает наиболее объективное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности.Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможностьмногократного повторения изучаемого явления, и тем самым, проверки экспериментальных результатов.

К опросным методамв психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог собирает необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов.Составление вопросов для любого из методов этой группы подчиняется определенным правилам и проходит в несколько этапов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому к его формулировке предъявляются специальные требования: он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных, вещественных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отображается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов.

Психодиагностические методы, к которым относятся тесты, проективные методы и личностные опросники основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта, тесты способностей и достижений и немногочисленные тесты личности. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Личностные опросники состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие.

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, интерпретирующие рисунок, который делает испытуемый, и другие методики.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают развитие многих направлений психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

В настоящее время в составе психологической науки выделяются следующие основные отрасли:

Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Социальная психология

Инженерная психология

Зоопсихология

Психология труда

Клиническая психология

Психодиагностика

Психофизиология

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся области психологии, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание. Это такие отрасли, как:

Дифференциальная психология

Нейропсихология

Политическая психология

Военная психология

Психология творчества

Психология искусства

Психология управления

Экономическая психология

Психология личности

Юридическая психология

Психология спорта

Специальная психология

Историческая психология

Психологическое консультирование

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании и развитие современной науки в целом порождают новые междисциплинарные области психологии (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Вторая сфера деятельности профессионального психолога, практическая психология, направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических признаков, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика во многом определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога. Отмечается также, что психодиагностика часто основывается на опыте и интуиции практического психолога. Психодиагностическая деятельность практического психолога требует значительной ответственности психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является основным направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта, установления доверительных отношений с человеком. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, с которой приходит человек, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной критической ситуации.

Психологическое консультирование имеет различные направления и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. По форме проведения консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция – это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений и задержек в познавательной и личностной сфере, работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает в ходе коррекции источники и причины отклонений. Поэтому психологическая коррекция не возможна без тщательной психодиагностической работы. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique − техника (исполнения), мастерство), на которые опирается психолог в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение опирается на различные формы психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе и в детском саду, доклады и сообщения в различных организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск информационных бюллетеней и стенгазет, организация кружков, проблемных групп, клубов и лекториев.

Теоретическую психологию студенты изучают в виде системы учебных дисциплин в вузе, знакомятся с ней самостоятельно, читая научную литературу. Особенности практической психологии как сферы деятельности специалиста-психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» , которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 6).

Рис. 6. Взаимосвязь академической и практической психологии

Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу, поэтому, вне зависимости от сферы своей деятельности, психологи получают общую профессиональную подготовку во время обучения в вузе. По словам Ж. Годфруа солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми.

Академическая психология имеет непосредственный выход на практику, зачастую полученные теоретические результаты обладают прямым прикладным эффектом. Кроме того, фундаментальные теоретические исследования составляют основу для интерпретации полученных результатов и разработки различных программ практической психологии.

В свою очередь, практическая психология, помимо использования теоретических положений, опоры на обнаруженные в академических исследованиях законы и закономерности, выявляет наиболее актуальные для психологической науки в целом проблемы, отвечающие потребностям практики, общественного развития, открывает малоизученные области, составляя тем самым запрос для последующего теоретического анализа поставленных проблем. Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым исследованиям.

studfiles.net

Возникновение и развитие PR как сферы профессиональной деятельности



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Связи с общественностью как

Сфера профессиональной деятельности

ОГУ 031600.62 .5013.219 ОО

 

 

Руководитель работы

к. ист. н

_________________О.Н.Сорокин

"_____"_________________2013г.

Исполнитель

студент группы 12 РСО

________________М.В.Елтышева

"_____"_________________2013 г.

 

 

Оренбург 2013

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет журналистики

 

Кафедра связей с общественностью

 

Задание на курсовую работу

Связи с общественностью как

сфера профессиональной деятельности

 

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) теоретические основы PR как сферы профессиональной деятельности;

б) практические основы PR как сферы профессиональной деятельности;

в) профессиональная деятельность PR-организации на примере компании «Оренбург-Медиа».

 

 

Дата выдачи задания «___»___________2013 г.

Руководитель к.ист.н О.Н. Сорокин

Исполнитель

студент группы 12РСО М.В. Елтышева

Срок защиты работы «____»__________2013 г.

Аннотация

 

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические аспекты связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности.

Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.

Первый раздел содержит описание теоретических основ связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности.

Во втором разделе рассматриваются практические основы PR как сферы профессиональной деятельности.

В третьем разделе представлена профессиональная деятельность PR-организации на примере компании «Оренбург-Медиа».

Работа выполнена на 25 страницах с использованием 8 источников.

 

Содержание

 

Введение. 5

1 Теоретические основы PR как сферы профессиональной деятельности. 6

1.1 Подходы к определению PR.. 6

1.2 Возникновение и развитие PR как сферы профессиональной деятельности 8

2 Практические основы PR как сферы профессиональной деятельности. 15

1.2 Сферы профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью 15

2.2 Служба PR в организации: функции, структура, состав. 18

3 Профессиональная деятельность PR-организации на примере компании «Оренбург-Медиа». 21

Заключение. 24

Список использованных источников. 25

 

 

Введение

 

Актуальность. Сегодня почти каждому знаком такой термин, как PR, но что за ним скрывается, понимает далеко не каждый, ведь связи с общественностью – это довольно новое явление, которое только начинает свое становление и трудно поддается осмыслению. Существует огромное множество определений этого феномена, но единого мнения по этому вопросу так и не сложилось. Каждый теоретик и практик этой области выделяет то, что, по его мнению, является главной составляющей частью PR и естественно, что мнения расходятся.

Основным назначением пиара является достижение высокой общественной репутации фирмы (или иной организации либо частного лица, нуждающегося в PR-услугах). Следует отличать пиар от рекламы: хотя и то и другое обеспечивает процесс деловых коммуникаций, однако реклама рассказывает о товаре, а пиар - о фирме-производителе.

В данной курсовой работе мы проанализируем теоретические и практические аспекты связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности на примере компании «Оренбург-Медиа».

Главная цель курсового проекта: охарактеризовать понятие пиара и выделить его особенности как сферы профессиональной деятельности.

В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть подходы к определению PR;

- изучить историю возникновения и развития PR как сферы профессиональной деятельности;

- определить сферы профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью;

- рассмотреть службу PR в организации: функции, структура, состав;

- изучить профессиональную деятельность PR-организации на примере компании «Оренбург-Медиа».

 

Теоретические основы PR как сферы профессиональной деятельности

 

Подходы к определению PR

В мировой практике насчитывается более 500 определений термина «Public relations» (паблик рилейшнз). Его наиболее распространенный перевод означает «связи с общественностью» или «общественные отношения», далее ПР. Общественность – внутренняя и внешняя среда некоторой организации или проекта, представленная личностями. В их числе персонал, партнеры и противники, регулирующие и управляющие инстанции, реальные и потенциальные потребители товаров и услуг. Названные категории общественности, как правило – это лидеры определенных организаций, руководители различных рангов, отдельные граждане и их сообщества. Связи – действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между названными элементами среды. Они оказывают существенное целенаправленное влияние на общественное мнение об организациях, программах, идеях и лидерах, затрагивая их самые насущные интересы.[1]

Выделим два основных подхода к определению термина «паблик рилейшнз». Первый подход альтруистический. Его сторонники – Сэм Блэк, Институт общественных отношений Великобритании, толковый словарь Уэбстера. Толковый словарь Уэбстера определяет: «паблик рилейшнз – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции».

Второй подход рациональный и характеризует ситуацию, когда интересы общественности учитываются для того, чтобы она учитывала интересы организации. Это отражается в определении Эдварда Бернейза, сформулированном еще в первой половине 20 в.: «ПР - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот». Другое определение предлагает Френк Джефкинс: «ПР состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и ее общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания». Определения ПР в рамках второго подхода могут варьироваться от компромиссных до абсолютно прагматичных. Примером последнего служит определение, которое предлагает доктор политических наук, генеральный директор ПР-агентства «Международный пресс-клуб» А.Н. Чумиков: «паблик рилейшнз - это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта».

С точки зрения управленческой науки ПР является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и группами общественности, от которых зависит успех или неудача ее деятельности.

 

 

Возникновение и развитие PR как сферы профессиональной деятельности

 

Как совокупность средств влияния по общественному мнению и своеобразная социальная практика паблик рилейшнз существуют из давних времен. Институционализация их как профессиональной деятельности состоялись в результате действия соответствующих законов, под воздействием традиций и потребностей демократического общества, которому присущи рыночная система ведения хозяйства, активное функционирование общественных объединений, партий, независимой прессы, и другие элементы демократической среды. Все это требовало настроенного взаимодействия, сотрудничества власти и государства, с гражданами, социальными группами и всем сообществом, изучение и учет их мыслей, ожиданий, вероятных реакций, при принятии политических, управленческих решений и в практической работе в целом. На основе этих процессов со временем сформировался целостный комплекс аналитико-информационных и организационно-психологических средств, методов работы с общественным мнением, то есть паблик рилейшнз (PR).[2]

Зарождение PR как сферы профессиональной деятельности связано с социально-политической практикой США, где принципы демократии традиционно предусматривают осведомленность народа о событиях в стране, учета мыслей и запросов общественности в управлении. (В авторитарных государствах, напротив, средством влияния на общественность, как правило, есть пропаганда или административное принуждение.) Паблик рилейшнз как систему средств убеждения американцев в законности определенной точки зрения начали использовать в 70-ые годы XVIII ст. во время борьбы за независимость от Англии. Ее организаторы Семюэль Адамс и другие, пытаясь обеспечить общественную поддержку идеи независимости, рассылали письма против английского правления и проводили соответствующие встречи с общественностью, печатали брошюры с аргументами в интересах государственности.

Такая деятельность открыла в Америке путь для развития индустрии паблик рилейшнз. Термин "паблик рилейшнз" был впервые употреблен в послании президента США Томаса Джефферсона (1743-1826) к Конгрессу "О положении в стране" (в 1807 г.). В том контексте он означал усилия политических институтов, направленные на формирование доверия в национальном масштабе. В 30-ые годы XIX ст. термин "паблик рилейшнз" употребляли как синоним словосочетания "отношения для общего блага". На ту пору приходится зарождение в США новой профессии - прессовых агентов, обязанностью которых была организация работы с прессой. Первым ПР-специалистом считают (из 1896 г.) сотрудника газеты "Вашингтон Старр" Вильяма Прайса. В 1902 г. в администрации президента США Теодора Рузвельта (1858-1919) была создана пресс-служба.

Деятельность из PR направлялась не только в политическую и государственную сферы. Например, П. Барнаум, руководя передвижным цирком (середина XIX ст.), разными способами, в т.ч. обманом, поощрял публику посещать его представления, что обеспечивало ему экономическую выгоду.

С развитием бизнеса начали употреблять распространение разнообразной, лишенной коммерческого характера информации о фирме (организацию), ее продукции, услугах. Сначала этот срок касался не только прессы, рекламы, но и любой деятельности, из информирования общественности. При этом бизнесмены побаивались, что пресса, которую они называли "большим двигателем гласности" или "шарлатанством", способна существенно навредить их делу, поскольку и активно критиковала финансовые корпорации за их операции, тайные которых сделаны. Но настроенные на реформы ученые и специалисты искали способы эффективного контроля над корпорациями и считали паблисити своей опорой. Они активно использовали гласность в борьбе с дискриминационными тарифами на железной дороге. В 1894 г. профессор экономики Мичиганского университета Генри Адамс заявил, что при отсутствии конкуренции необходим государственный контроль, а это требовало финансовых отчетов от корпораций. По его мнению, такие мероприятия оградили бы инвесторов от манипуляций, создали корпорациям лучшую репутацию в инвестиционной сфере и общественных кругах. Невзирая на ощутимое сопротивление, этот подход добывал и много сторонников. В 1904 г. руководитель железных дорог Чарльз Меллон утверждал, что корпорации должны быть более открытыми перед общественностью, поскольку "паблисити, а не таинственность победит в будущем". В 1906 г., выступая в Высшей школе финансов Пенсильванского университета, банкир Генри Клеус убеждал, что паблисити является предостережением против мошенничества. Спустя некоторое время он писал, что корпорации, которые стали объектом подозрений, должны "почистить" сами себя благодаря паблисити.

Широкого развития ПР-деятельность в США приобрела в начале XX ст., когда в стране остро критиковали известного предпринимателя, президента корпорации, "Стандарт ойл" Джона Рокфеллера (1839-1937) за игнорирование общественных интересов и притеснение работников. Сначала он не реагировал на критику, и в прессе доминировала мысль, что Рокфеллер и его компании свои интересы ставят выше заботы о благосостоянии людей. В стране на то время не было более ненавистного человека.

В сентябре в 1913 г. союз шахтеров объявил забастовку на предприятиях Рокфеллера в штате Колорадо. Протестуя, рабочие жилы в палатках всю зиму, а в апреле в 1914 г. национальные гвардейцы сожгли палатки, убив одиннадцать женщин и двух детей, ограбив много домов. Эти события вызывали сильное осуждение в обществе и широкую критику в прессе. При таких обстоятельствах Рокфеллер вынужден был прибегнуть к активным мероприятиям по нейтрализации критики, информирования, об истории и перебежал событий, запланированные дела и результаты их реализации. Советники убеждали его купить место для рекламы, газету или субсидировать авторов публикаций. Но он отклонил эти предложения и искал специалиста, который бы мог помочь в налаживании связей с прессой и общественностью. Друг его отца, редактор нью-йоркского журнала Артур Брайсбейн, рекомендовал для этого своего прежнего сотрудника Айви Ли. Рокфеллер принял рекомендацию, и с 1 июня 1914 года Айви Ли начал работать на нового хозяина.

Тщательным образом выучив настроения шахтеров, Айви Ли разработал план действий относительно решения кризисной ситуации. Для этого были привлечены специалисты, которые готовили брошюры, газетные выступления и бюллетени, для прессы, правительственных чиновников, общественности. Со временем эта детально продумана и умело организованная работа обеспечила нужные результаты, а в 1918 г. в корпорации Рокфеллеров "Стандарт ойл" был создан отдел общественных отношений, задание которого заключалось в обеспечении влияния по общественному мнению. С тех пор в деловой сфере США начала формироваться система корпоративных PR.

Активное развитие практики стимулировало научное ее осмысление, выработку теоретических и методических принципов функционирования PR, с учетом приобретенного опыта, на основе анализа разнообразных практических приемов формирования общественного мнения. В первый раз эта проблематика системно была представлена в опубликованной в 1922 г. книге известного американского журналиста Волтера Липпмана (1889-1974) "Общественное мнение".

Основателем систематизированной теории и практики ПР считают Эдварда Бернауза (1892 -1995), который в 1915 г. сопровождал балет Сергея Дягилева в Америке. Для преодоления предвзятого отношения американцев к мужскому танцу он убеждал в своих публикациях, что этот балет является новым сочетанием нескольких коснел искусства, применяя для усиления своих аргументов высказывание известных в США людей. Кроме того, Бернауз наладил выпуск информационного бюллетеня для газет, предложил производителям товаров использовать цвета и дизайн костюмов артистов. Вскоре этот стиль приобрел популярность и магазины фешенебельной Пятой авеню Нью-Йорка успешно продавали такие изделия. Существенно изменилось и отношение к балету: в порту Нью-Йорка его встречал толпу людей, а билеты на представления были раскуплены уже в канун гастролей.

В 1923 г. Э. Бернауз издал книгу, "Кристаллизируя общественное мнение", в котором изложил свое виденье сути, возможностей и заданий PR, а также употребил термин "консультации паблик рилейшнз" на определение сферы деятельности, которая касалась повседневной жизни населения. Особенно отмечалось на отличиях между PR и паблисити, пропагандой и рекламой. В подтверждение своих рассуждений Бернауз привел конкретные факты, которые раскрывают сущность ИИР. Шла речь о том, что в свое время ощутимо начали ухудшаться дела известной гостиницы Нью-Йорка через слухи о его закрытии и передаваемости его земельного участка универмага. Слухи получили такое распространение, что простым их опровержением нельзя было достичь желаемого результата. Поэтому ПР-консультанты посоветовали подать общественности позитивный сигнал, который засвидетельствовал бы намерение гостиницы оставаться в бизнесе. А поскольку в те дни подходил к концу контракт с известным метрдотелем гостиницы, было решено срочно обновить его и широко проинформировать об этом общественность.

Э. Бернауз отмечал важность этических принципов в работе с общественным мнением, подчеркивая, что именно в формировании общественной морали заключается обязанность ПР перед обществом. Он начал и учеба специалистов по ПР, первый выпуск которых ("Группа Эдварда Бернауза в Нью-Йорке") состоялся в 1923 г.

Активно использовали ПР президенты США Франклин Рузвельт ("Беседы около камина"), Джон Кеннеди, Линдон Джонсон, Рональд Рейган и др.

Со временем подобная практика распространилась на все континенты, утверждалась во всех областях общественной жизни, приобрела институционное оформление. Участие специалистов PR в ситуациях, ход которых зависит от общественного мнения, настроения или намерений партнеров, часто обеспечивает прямой политический или экономический эффект. Поэтому правительства, предприятия (организации) не могут осуществлять успешную деятельность без сотрудничества с общественностью, которая стимулирует расширение масштабов PR-индустрии. Профессионально занимаются этой деятельностью специализированные фирмы, агентства. Они предоставляют разнообразные коммуникационные услуги, направленные на власть, общественность, бизнес-структуры, коммерческие ассоциации.

Широко развитая PR-индустрия в Великобритании, где первую PR-структуру было создано в страховой компании "Ллойд Джордж" (в 1911 г.). В 1914 г. в государственных органах были созданы службы из связей с общественностью; в 1937 г. - основана Национальная ассоциация работников ПР-сети местного самоуправления; в 1948 г. - Институт паблик рилейшнз, который занимается разработкой нормативных документов, формированием национальной профессиональной школы PR; в 1969 г. - Ассоциацию консультантов паблик рилейшнз (РКСА).

Динамически развивалась PR-индустрия во Франции, системное функционирование которой началось из основания в Париже Клуба "Стеклянный дом" (в 1950 г.), а также в Австрии, Бельгии, Германии, Польше, Финляндии и других странах Европы и Азии.

В России элементы PR (открытки, брошюры, прокламации, выступления, на митингах, лозунги ("Влада - народа", "Земля - крестьянам", "Фабрики - рабочим") но др.) стали использовать в начале XX ст. В прежнем Советском Союзе PR-нагрузки имели реальные и искусственно создаваемые герои и мифы и тому подобное. А понятие "паблик рилейшнз" стало более-менее известным благодаря выданному в 1969 г. роману американского писателя Лесли Воллера "Банкир", где шла речь об американской практике паблик рилейшнз. В конце книги профессор В. Зорин отмечал, что эта деятельность является своеобразным связующим звеном между миром бизнеса и миром политики, точнее политиканства в масштабах района, города, штата, страны. Из идеологических соображений PR отказывалось в праве на функционирование в экономической сфере.

С изданием в 1990 г. книги Сэма Блека "Паблик рилейшнз. Что это такое?" можно было ознакомиться с нетенденциозной информацией о сути, теории и практике ПР. Убедительные примеры эффективности PR содержатся в изданной в 1991 г. книге "Карьера менеджера" авторитетного в деловом мире американского руководителя бизнеса Ли Якокки.

Первую в Советском Союзе PR-кампанию осуществило осенью в 1990 г. объединение "Менатеп", которое, потратив на нее 5 млн. карбованцев, увеличило свой уставный капитал в 10 раз. В 1991 г. была основана Русская ассоциация из связей с общественностью (РАСО).

Становление бизнеса, возникновения новых политических и общественных структур, стимулировало развитие PR-деятельности, PR-структур, и в Украине. В 1992 г. в Киевском институте политологии и социального управления была начата учеба специалистов из паблик рилейшнз. В октябре в 1993 г. проведен семинар "Культура бизнеса и паблик рилейшнз", в котором приняли участие бизнесмены, ученые, журналисты. Со временем PR-службы, PR-подразделения начали создавать фирмы, банки, правительственные органы, политические партии. В 2003 г. PR-специалисты объединились и Украинскую лигу из связей с общественностью.

В целом PR-индустрия динамически приобретает признаки профессиональной социально психологической сферы деятельности, которая основывается на общепризнанных научных и методических принципах и нормах. Специалисты, структуры, которые занимаются этой деятельностью, объединены в Международную ассоциацию паблик рилейшнз (ИРКА), которая была основана в 1955 г.

megapredmet.ru

Сферы профессиональной деятельности — КиберПедия

 
 

 

Шаг 9: Изучение интересов и склонностей

Изучите свои интересы и склонности и помощью психодиагностической методики «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова».

Какая из пяти сфер профессиональной деятельности в большей мере соответствует вашим результатам? Заштрихуйте ее:

 
 

 

Шаг 10: Изучение требований к профессиям

 

Познакомьтесь с требованиями к различным сферам профессиональной деятельности. Соотнесите их со своими личностными характеристиками, подумайте, насколько у вас развиты те качества, которые необходимы специалисту тому или иному типу профессий. Выберите ту сферу, которая наиболее вам подходит:

 

 
 

Шаг 11: Профессиональные ограничения

 

Изучите ограничения по сферам профессиональной деятельности и выберите наиболее предпочтительные для вас типы профессиональной деятельности:

 

 
 

 

Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности

 
 
Ознакомьтесь с профессиограммами и психограммами сфер профессиональной деятельности и выберите ту сферу, которая лучше всех сочетается с параметрами, выявленными в шагах № 9 и 11 .

 

Знакомство с профессиограммой и психограммой профессии можно осуществить по следующей схеме:

 
 

 

 

Шаг 13: Выявление индивидуальных характеристик

 

Ознакомьтесь с методиками, которые рекомендованы для выбранной вами сферы профессиональной деятельности и определите и изучите свои индивидуальные личностные и психофизиологические характеристики. Зафиксируйте полученные результаты:

 

1. Психофизиологические показатели (показатели здоровья):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знания, умения, навыки:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Особенности развития познавательных процессов.

- ощущения и восприятие________________________________

- память_______________________________________________

- внимание_____________________________________________

- мышление____________________________________________

- интеллект____________________________________________

- речь_________________________________________________

- воображение__________________________________________

 

4. Профессионально-важные качества:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соотнесите полученные результаты с требованиями и ограничениями к вашей сфере профессиональной деятельности, приведенными в шагах № 10, 11.

Если полученные результаты вас не устраивают, то возвратитесь к шагу № 8 и выберите другой вариант.

В итоге вы должны определить одну сферу профессиональной деятельности, которая наиболее вам подходит. При этом удобно воспользоваться банком профессий и выбрать из него заинтересовавшую вас специальность, изучить ее описание и характеристики.

 
 

 

Специальность___________________________________________

 

Профессиограмма специальности _________________________:

 

1) Общая характеристика профессии

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Профессионально-важные качества

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Содержание труда

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Условия труда

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Необходимые знания, умения, навыки

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Требования профессии к человеку

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Медицинские противопоказания

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8) Психограмма профессии

 

Профессиональное качество Уровень развития качества
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

9) Соответствие профессии (специальности) личностным качествам

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

III –й этап – Технологический

 

cyberpedia.su

"Профессиональная деятельность в социальной сфере"

9 класс, урок технологии.

Тема: Профессиональная деятельность в социальной сфере

Цель урока: ознакомить уч-ся в чем состоит сущность и назначение социальной сферы

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Оргмомент.

Опрос дом. задания

1.какие технологии называют универсальными?

2.Назовите основные разновидности универсальных технологий

3.какими профессиональными качествами должен обладать специалист в сфере универсальных, перспективных технологий?

Объяснение нового материала.

Социальная сфера включает в себя профессии, связанные с предоставлением населению различных социальных благ и услуг.

К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное питание и торговля. Каждый вид деятельности со­льной сферы включает в себя множество профессий, особенностью которых является постоянное взаимодействие с широким кругом людей.

Поэтому тот, кто выбрал эту профессиональную сферу, должен обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, вниматель­ность и терпеливость.

Таблица 12. Структура социальной сферы профессиональной деятельности

Отрасли социальной сферы

Профессии

Профессиональные качества

Образование

Педагог, мастер производ­ственного обучения, воспи­татель, психолог, социаль­ный педагог, учитель и др.

Коммуникативные и организатор­ские способности; наблюдатель­ность; отзывчивость, тактичность; чувство ответственности; педаго­гический такт

Наука

Младший научный сотруд­ник, старший научный со­трудник, лаборант, зав. отделом, зав. лаборатори­ей и т. п.

Высокий уровень аналитического мышления; большой объем дол­говременной памяти; терпели­вость, наблюдательность

Культура

Библиотекарь, режиссер клубных мероприятий, пе­реводчик, гид, корреспон­дент и т. п.

Хорошая память; эмоциональная выдержка, такт; коммуникатив­ные способности, творческое во­ображение, артистизм

Здраво­охранение

Врач, зубной техник, кос­метолог, медицинская сест­ра, маникюрша, санитарка, фельдшер и др.

Собранность, аккуратность; уме­ние сопереживать, сострадание; эмоциональная устойчивость; от­ветственность; внимание, память

Сфера

обслуживания

Бармен, официант, горнич­ная, лифтер, парикмахер, проводник пассажирского вагона, метрдотель, соци­альный работник и т. п.

Коммуникативные способности; физическая выносливость; акку­ратность, расторопность; добро­желательность

Юриспру­денция

Адвокат, нотариус, страхо­вой агент, инспектор ГАИ, прокурор, следователь, юрисконсульт и др.

Коммуникативные способности; логическое мышление; память, внимание; принципиальность, честность

Социальная сфера выполняет очень важную роль в жизни общества, так как именно в ее рамках осуществляются общественные связи, происхо­дит удовлетворение социальных потребностей людей. Для системы образо­вания и государства в целом развитие профессиональной деятельности социальной сферы является очень важной задачей. Социальная политика — это определенным образом разработанный и

реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач по улучшению жизнедеятельности людей в определенных территориальных пределах.

• В настоящее время в нашей стране подготовкой специалистов в со­циальной сфере занимаются многие учебные заведения, например, Мос­ковский государственный социальный университет — первый в России университет социального профиля. В его структуре несколько факуль­тетов: социальной работы, социально-экономический, психологии, юридический, социологический, факультет журналистики, факультет повышения квалификации и отделение заочного обучения. При универси­тете работают Международный центр образования и культурных связей и Высшие женские курсы «Россиянка».

Не каждый человек может стать социальным работником. Основ­ным определяющим фактором здесь является система его ценностей, кото­рая, в конечном счете, определяет профессиональную пригодность в соци­альной сфере. У работника социальной сферы представление об абсолютной ценности человека должно переходить из разряда философского пони­мания в категорию базисного психологического убеждения.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением, но остает­ся одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности.

Практическая работа

  1. Выберите любое предприятие (фирму) вашего города, поселка или ре­гиона и расскажите о социальной политике, проводимой данным пред­приятием.

  2. Расскажите, в каких социальных проектах вы участвуете или участ­вовали.

Итог урока.

Фронтальный опрос

В чем состоит сущность и назначение социальной сферы? 2. Какие отрасли относятся к социальной сфере профессиональной деятель­ности? 3. В чем заключается специфика профессиональной деятельно­сти в социальной сфере? 4. Какие личностные качества играют важнейшую роль для человека, работающего в социальной сфере? 5. Что в ха­рактере человека указывает на предрасположенность к работе в со­циальной сфере?

Дом. зад. §8 стр42-45

multiurok.ru

Особенности выбора сферы профессиональной деятельности старшими школьниками

В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Процесс окончательного принятия решения о выборе сферы профессиональной деятельности и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. В своей книге «Психология труда и человеческого достоинства» Пряжникова Е. Ю. отмечает: «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно» [3, c 38].

Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен труд человека). В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 сфер профессиональной деятельности (классификация Климова Е. А.):

-         Человек — природа

-         Человек — техника

-         Человек — знаковая система

-         Человек — человек

-         Человек — искусство

Чтобы отнести профессию, специальность к определенной сфере деятельности, надо выяснить, на что главным образом направлено внимание человека [1, 183].

Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей сферы профессиональной деятельности вследствие неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях [2, с.20].

Для решения задач комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников мы провели исследование на базе МОБУ СОШ № 12 г.Сибай. Целью нашего исследования было выявление особенностей выбора сферы профессионального деятельности старшими школьниками. Общее количество испытуемых составило 37 человек, из них 18 человек — учащиеся 10 класса и 19 — учащиеся 11 класса в возрасте 16–17 лет.

Учащимся были предложены следующие методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, Фрайбургский личностный

опросник (FPI) и методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда

(модификация С. Шмишека).

В ходе анализа полученных данных было выявлено, что лишь у 28 учащихся из 37 был точно установлен тип профессий, к которому они склонны.

У остальных семи учащихся наблюдалось одинаковое высокое количество баллов по нескольким типам. Ввиду таких результатов помимо предложенных Е. А. Климовым пяти типов нами были выделены два дополнительных смешанных типа. В таблице 1 приведены полученные типы и распределение учащихся по ним.

Таблица 1

Распределение учащихся по типам

Тип

I

II

III

IV

V

IV + V

III + V

Количество человек

4

2

13

3

6

5

4

Тип I — «Человек-природа»; Тип II — «Человек-техника»; Тип III — «Человек-человек»; Тип IV — «Человек-знак»; Тип V — «Человек — художественный образ»; Тип IV + V — смешанный тип, для которого характерны особенности обоих типов «Человек-знак» и «Человек — художественный образ»; Тип III + V — смешанный тип, для которого характерны особенности обоих типов «Человек-человек» и «Человек — художественный образ».

Необходимо отметить, что соответствующие каждому типу личностные особенности четко характеризуют этот тип, раскрывая отдельные качества, без которых не обойтись в данной сфере профессиональной деятельности.

Чтобы наиболее наглядно увидеть различия между пятью типами, рассмотрим сравнительные профили типов по каждой из методик (Рис.1, Рис.2)

Рис.1. Сравнительный профиль типов по методике FPI

Характеристики

Условные обозначения: Шкала I — невротичность; Шкала II — спонтанная агрессивность; Шкала III — депрессивность; Шкала IV — раздражительность; Шкала V — общительность; Шкала VI — уравновешенность; Шкала VII — реактивная агрессивность; Шкала VIII — застенчивость; Шкала IX — открытость; Шкала X — экстраверсия — интроверсия; Шкала XI — эмоциональная лабильность; Шкала XII — маскулинность — фемининность.

На рис.1 видно, что показатели IV (раздражительность), IX (открытость), XII (маскулинизм) у типа «Человек-техника» максимально высокие. Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)

Еще один максимально высокий показатель VIII (застенчивость) наблюдается в типе «Человек-знак». Также данный тип обладает и самым низким показателем V (общительность). По Климову Е.А часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Таким образом к таким профессиям относятся корректор, экономист, программист, стенографистка, машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др. Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений) представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

Типу «Человек-природа» свойственен заниженный показатель VI (уравновешенность). Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа, и прежде всего растительные и животные организмы. Конечно, это не значит, что специалисты сферы профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, ветеринарный врач, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и т. д.

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Смешанному типу «Человек-знак» + «Человек — художественный образ» характерен низкий показатель VIII (застенчивость). Все остальные показатели по типам в целом в норме (4–6 баллов) и чуть выше нормы.

Рис.2. Сравнительный профиль типов по методике изучения акцентуаций личности С. Шмишека

Условные обозначения: Дм — демонстративный тип; З — застревающий тип; П– педантичный тип; В — возбудимый тип; Г — гипертимный тип; Дис — дистимный тип;Т — тревожный тип; Эк — экзальтированный тип; Эм — Эмотивный тип; Ц — Циклотимный тип.

На основании рис.2 можно сделать вывод, что основная часть показателей находится в норме или в пределах тенденции. Типы «Человек-техника», «Человек-знак» + «Человек — художественный образ» и «Человек-человек» + «Человек — художественный образ» имеют 1–3 акцентуации.

Можно заметить, что профили пяти типов очень похожи, немного отклоняется от них профиль типа «Человек-знак» по показателю тревожности. Но особенно заметно выделяется профиль типа «Человек-техника», имеющий чрезвычайно низкие показатели по тревожному и эмотивному типам личности, а также акцентуации по застревающему, гипертимному и циклотимному типам личности.

Проверка значимости различий с использованием однофакторного дисперсионного анализа показала, что статистически подтверждены значимости полученных нами различий в характеристиках типов на уровне достоверности при p = 0,1 и p = 0,05.

Таким образом результаты проведенного нами исследования могут быть использованы педагогами — психологами в работе по профориентации. И это будет пусть и незначительный, но, тем не менее, шаг на пути достижения одной из главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.

Литература:

1.      Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

2.      Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 2010. — 302 с.

3.      Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 496с.

moluch.ru