Конспект урока "Технологии основных сфер профессиональной деятельности". Сферы профессиональной деятельности представление об организации производства


виды и сферы деятельности :: BusinessMan.ru

Труд – это один из основных видов деятельности человека. Практически все стараются получить образование, чтобы в будущем стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, как показала практика, это не так легко, как кажется. Ведь после обучения необходимо найти работу. Где же её взять, если работодатели берут только профессионалов?

Понятие профессиональной деятельности и её функции

Профессиональная деятельность – человеческая специальность в определённой области. Навыки и умения труда определяются в зависимости от того, насколько люди отдаются работе.

В профессиональной деятельности выделяется 4 основные функции:

  1. Создание финансовых или духовных ценностей.
  2. Получение материальных средств для облегчения жизни в обществе.
  3. Содействие развитию окружающих.
  4. Преобразование окружающей среды.

Для более успешного овладения профессиональной деятельностью необходимы отличные знания, опыт и навыки по своей специальности. Без этого в современном мире никак нельзя. Бытует мнение, что профессиональная деятельность появилась для того, чтобы производить товарно-денежные отношения.

То есть услуга меняется на товар или наоборот. Например, человек предложил свои услуги бухгалтера в одной фирме. В итоге он поделился своими умениями, а ему заплатили зарплату по договору.

Если человек дома ремонтирует свою аппаратуру (это его хобби), его нельзя назвать профессионалом, так как у него нет надёжных и качественных умений и знаний. Работа может быть выполнена по всем параметрам только тогда, когда за неё возьмётся специалист, который знает своё дело досконально. Это и есть его профессиональная деятельность.

Цель

Каждый человек в сфере своей работы получает определённый результат. Это называется целью профессиональной деятельности. Не каждый специалист умеет правильно организовывать работу. Без этого невозможно стать профессионалом.

Ещё со школьной семьи ученик ставит перед собой цель. Сначала поступает в высшее учебное заведение на тот факультет, который ему по душе. После учёбы идёт на работу и ставит перед собой цель добиться больших результатов в профессиональной деятельности.

Для этого необходимо продолжать обучение, много трудиться и постоянно интересоваться всем, что касается конкретной специальности. Чтобы добиться запланированных результатов, задайте себе вопросы: «Зачем я занимаюсь своей работой?», «Что она мне даёт?», «Как в итоге должно получиться?»

Профессионализма добивается только тот человек, которому нравится его работа. Если вам всё равно, где начинать работать, лишь бы получать стаж и зарплату, тогда достичь больших успехов в сфере своей деятельности не получится.

Чтобы достигнуть необходимых результатов, необходимо правильно планировать свою деятельность:

  • Поставьте перед собой задачу и над её решением продолжайте работать.
  • Определите способы и установите, какие вам необходимы средства для поставленной цели.
  • Планируйте итоговый результат.
  • Выясните, кто из коллектива вам поможет в решении определённой задачи и проблемы на рабочем месте.

Для того чтобы осуществить задуманное и достигнуть цели, нужно задействовать все свои силы и методы, только тогда у вас есть возможность стать настоящим профессионалом.

Сферы профессиональной деятельности

Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда.

  • Человек с природой – это работа, направленная на животные и растительные организмы. Люди работают с почвой, водой, лесом, семенами, полезными ископаемыми, животными и растениями. При такой деятельности у человека должна быть любовь к окружающему миру. Он должен быть смелым, терпеливым, настойчивым и наблюдательным. Люди, работающие в этой сфере, могут заранее сказать, как изменятся природные факторы в ближайшее время.
  • Человек с техникой – в этой сфере люди работают с машинами, механизмами, техническими системами, агрегатами. Они могут добывать и обрабатывать грунты, металл, горные породы, ремонтировать технику, перерабатывать продукты. В этом труде очень важны качества: любовь к технике, умение быстро реагировать в различных ситуациях, понимать всё про ремонты, хорошо знать технику безопасности.
  • Человек со знаками – эта сфера для тех людей, у кого математический склад ума. Ведь необходимо уметь работать с компьютерами, индикаторами, документами, графикой, схемами, цифрами. С такими параметрами человек может пойти на работу составлять и оформлять документы, переводить тексты, трудиться над бухгалтерией, экономикой, страхованием, конструированием, статистикой, компьютерами. Для того чтобы успешно работать в этих сферах деятельности, у человека должно быть хорошее зрение, логическое мышление, внимание, усидчивость и память.
  • Человек с личностью – в этой сфере необходимо работать с людьми, в коллективе, с детьми. В этой области человек должен знать методы и приёмы общения и воспитания. Они соприкасаются непосредственно с людьми. В первую очередь для более успешной работы необходимо любить и уважать других, быть добрым, отзывчивым, общительным, честным и эмоционально устойчивым.
  • Человек и творчество – это сфера, где люди работают с красками, нотами, буквами и т. д. В этой области человек должен быть творческой личностью, с образным мышлением, иметь художественный взгляд и видеть красоту окружающего мира.

Сферы профессиональной деятельности делятся и на отдельные факторы. Например, если человек работает с техникой – это могут быть не только машины, но и компьютеры, магнитофоны, телевизоры и всё, что касается технических моментов.

То же самое касается человека и личности – это работа, где необходимо общение с людьми не только на производстве, но и в школах, детских садиках, больницах и др.

Виды профессиональной деятельности представляют собой инициативу и самостоятельность. В свою очередь начальство или администрация должны заинтересовать человека в работе. Что для этого надо? Хорошая и стабильная зарплата. Чаще всего только мотивация движет личностью для достижения цели.

Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности

Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.

Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:

1. Материальные факторы.

  • Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
  • Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
  • Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
  • Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.

2. Психологические факторы.

  • Организация праздника. Сотрудники с удовольствием отдохнут с коллегами после трудовых будней. Они рады в эти дни не вспоминать про работу, а общаться между собой на отвлечённые темы.
  • Выписывание грамот и благодарностей стимулирует человека к труду. Он понимает, что приносит пользу своему предприятию. От этого повышается производительность труда.
  • Режим не только трудовых моментов, но и отдыха. Каждому сотруднику приятно осознавать, что он на рабочем месте может не только трудиться, но и отдыхать.
  • Профессиональный рост (карьера). Если человек будет знать, что в будущем его ждёт улучшение, сможет стремиться к совершенствованию. Для этого необходимо создать сотрудникам необходимые условия: обновлять знания и навыки (организовывать разнообразные курсы и тренинги для повышения квалификации).
  • Профессиональная деятельность предусматривает создание условий для дружеских отношений с коллегами. Хорошая атмосфера в коллективе сделает работу более приятной.

Обеспечение профессиональной деятельности поможет сотрудникам придерживаться этих факторов. В результате у вас получится увеличить прибыль на фирме, а также повысить качество продукции, престижность и трудовой потенциал с помощью дружеских отношений в коллективе.

Важные качества личности

Каждый человек на своём рабочем месте должен уметь профессионально относиться к окружающим. У него должно быть в норме психическое и физическое развитие, соответствующее требованиям специальности или профессии.

Одно из основных важных качеств – это правильное и культурное общение. Каждый сотрудник должен уметь делиться своими знаниями и навыками. Однако необходимо иметь и деловой стиль. Сотрудник в случае необходимости должен уметь культурно, без криков и упрёков, объяснять ошибки другого человека.

При правильном общении повышается успешность трудовой деятельности и её выполнения. На каждом предприятии имеется договор. Перед поступлением на работу человек обязан с ним ознакомиться. В договоре есть пункт, где описаны важные профессиональные качества личности. Предприятие призывает сотрудников их придерживаться.

Качество профессиональной деятельности зависит от зарплаты, интереса, мотива, характера, отношения и условий труда. Если сотрудникам предоставить отличный мотив для работы, тогда они будут не только сами совершенствоваться, но и помогут предприятию развиваться.

Характер – это немаловажное качество личности. Нельзя на рабочем месте показывать своё недружелюбие и плохое настроение. Всегда необходимо помнить, что на работе нужно выполнять исключительно свои обязанности. Плохое настроение всегда оставляйте за дверями офиса. Именно от вас зависит не только качество выполненной работы, но и атмосферы в целом.

Область профессиональной деятельности – это не только предприятия, но и научные исследования, социальные или экономические проявления.

Профессионализм как нравственная черта личности

Человек, у которого есть специальное образование, соответствующие документы и опыт в этой же области, является профессионалом. Считается, что он многое умеет и знает. Однако не всегда профессионалом становится личность, если есть опыт. Многие люди ходят на работу не для самосовершенствования, а для получения зарплаты.

Не каждый сотрудник задумывается над тем, что со временем опыт ему поможет не только стать профессионалом, но и подняться по карьерной лестнице.

Для того чтобы человек занимался профессиональной деятельностью, необходимо знать практически всю теорию и регулярно практиковаться. Только тогда есть возможность стать настоящим опытным человеком. Его и называют профессионалом своего дела.

Опытный специалист быстро выполняет свою работу, при этом не теряется качество. Профессиональная деятельность человека – сложная работа. К ней нужно идти годами. Только профессионал сможет эффективно выполнить свою работу, независимо от условий. Ведь трудиться можно не только в офисе, но и на улице, когда мороз или жара. Профессионал в любом случае выполнит всё качественно и быстро.

Профессиональные организации и их деятельность

Каждое предприятие или фирма хотят иметь высококвалифицированных сотрудников. Поэтому многие организации можно смело назвать профессиональными. В них собраны только лучшие сотрудники, которые полностью отданы работе.

Деятельность профессиональных организаций направлена на взаимопомощь окружающим и своим коллегам. То есть каждый сотрудник старается вложить свои знания, труд и навыки в данную сферу, проявляет интерес к профессиональной деятельности. Именно от таких людей зависит оплата труда. На многих предприятиях или организациях выплата происходит от качества и количества выработки.

Если сотрудников будут поощрять и вознаграждать за проделанный труд, тогда у каждого человека появится ещё больше заинтересованности в работе. Ведь он будет трудиться с пониманием, что его ждёт вознаграждение за эффективно выполненное задание.

На каждом предприятии определяется структура деятельности, где описаны рабочие моменты и операции. Для сотрудников очень важно создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность на рабочем месте. В этом случае процесс труда на предприятии гарантированно будет продуктивным.

Педагогическая деятельность

Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.

Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.

Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:

  • Психологическая готовность. Не все воспитанники являются порядочными и послушными людьми. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что придётся даже в стрессовых ситуациях оставаться спокойным и уравновешенным преподавателем.
  • Физическая готовность. У педагога много работы, к которой выдвигаются высокие требования. Поэтому преподаватель должен быть физически здоров.

Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.

Социальная деятельность

Многие люди нуждаются в помощи. Это может быть пожилой или больной человек, инвалид и так далее. Для этого и создана социальная деятельность. Тут необходим профессионализм. Чтобы люди совершали определённые действия, они должны быть в них заинтересованы.

Мотив – первый фактор, который действует на личность. Это внутренний возбудитель каждого человека. Если какое-либо действие действительно важно, тогда вспоминается мотив, ради которого необходимо стремиться к совершенству. Например, если человек хочет устроиться на новую работу, чтобы строить свою карьеру. Допустим, ему предложили место. Человек согласится туда пойти, если вспомнит, что у него есть мотив.

Потребность и интерес тесно взаимосвязаны между собой. Это называется ценность социального отношения личности к любому значимому объекту или явлению. Человеку необходима работа. Одному – для получения прибыли, другому – ради продвижения по служебной лестнице. Поэтому каждый преследует свою цель.

Профессиональная социальная деятельность тесно связана с помощью постороннему лицу. Если есть пожилой одинокий человек, который не может сходить в магазин, постирать или убрать, для этого существуют специализированные социальные службы. Они и помогают. Это касается инвалидов, больных наркоманией или алкоголизмом. Все эти личности нуждаются в социальной помощи. Технология профессиональной деятельности проходит много этапов. Поэтому каждый сотрудник должен преодолеть их достойно, чтобы беспрепятственно строить свою карьеру. Ведь она даёт дорогу в будущее.

Заключение

Профессиональная деятельность – карьера личности. Она связана с навыками, умениями и мастерством человека. В карьере очень важен не только служебный рост, но и постоянное самосовершенствование, то есть повышение квалификации и определённых знаний. Факторы, которые влияют на подготовку профессионализма, – это возраст, стаж и опыт.

Всегда необходимо помнить: только возможности и способности человека влияют на продвижение по служебной лестнице. Особенности профессиональной деятельности зависят от качества выполненной работы, а также от заинтересованности сотрудников. Поэтому их необходимо регулярно поощрять.

Процесс профессиональной деятельности происходит поэтапно. Это развитие человека, его здоровье и усовершенствование. Профессионализм появляется в зависимости от условий, области и отрасли производства.

Человек должен уметь правильно организовывать своё рабочее место, придерживаться технологической дисциплины, уметь определять эффективность трудовой деятельности, соблюдать технику безопасности. Вышеперечисленное определяет профессионализм каждого из нас.

Трудолюбие, интерес к работе, знания и умения помогут человеку стать успешным и быстро добиться поставленных целей.

businessman.ru

1 урок. Понятие профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность.

Процесс целенаправленного преобразования, совершенствования действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения).

Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой — основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность выполняет определенные функции.

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение определенного уровня образования молодежи (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями: специфической обстановкой, условиями труда и отдыха, объектом и предметом труда.

Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от наличия необходимых знаний по данной профессии и практического опыта. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он не сможет устранить неисправность в кратчайший срок, качественно и надежно, не подвергая риску себя и окружающих. Любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям, если за нее возьмется человек, знающий дело и профессионально работающий в этой сфере (электрик, автомеханик и т. п.).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда. Каждый умел делать всё «понемногу». Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.

В профессиональной сфере человеческой деятельности идет постоянное совершенствование, но при этом разные люди по-разному достигают профессиональных целей. Одни стремятся достичь идеала в своей работе, другие действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

 Разделение труда. 

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т. д.). Первоначальное разделение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесла, торговля. На ранних стадиях рабовладельческого строя умственный труд выделился в особую среду деятельности, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую работу, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, часто лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда стала ремесленная мастерская. Сначала были ремесленники-универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т. д.). Затем ремесла стали дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строго согласованных друг с другом, появились мануфактуры, а за ними — заводы и фабрики. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда необходима в трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с определенными предметами, орудиями и приемами труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.

Практическая работа. 1. Предлагаем тебе определить к каким видам деятельности у тебя есть склонности. Тест2. Ознакомься с матрицей выбора профессии. Начать

tehno-uchit.blogspot.com

Средняя школа №16 - Главная

 

Новости школы 2017 - 2018 учебный год.

 

18 Мая 2018 г.Ночь музеев в краеведческом музее

19 мая Каменск станет участником Всероссийской акции «Ночь музеев». Самое активное участие в столь крупном культурном событии года примет и наш городской краеведческий музей.

Независимая система оценки качества образования 

Внимание!На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru создан модуль для реализации возможности оставить отзыв посетителями о качестве услуг, предоставляемых образовательной организацией.

Приглашаем всех заинтересованных лиц воспользоваться предоставленным ресурсом и принять участие в оценке деятельности образовательных организаций города Каменска-Уральского на указанном сайте.

Подробная инструкция о работе с отзывами на сайте bus.gov.ru прилагается.Инструкция о работе с сайтом bus.gov.ru

 

Независимая оценка качества образовательной деятельности

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области проводит независимую оценку качества образовательной деятельности.Ссылка на сайт организации, организующей опросы в рамках  независимой оценки качества образовательной деятельности.https://www.opros66.ru/

 

Информационно - образовательные ресурсы.

http://минобрнауки.рф/ - Министерство образования и науки РФ

http://www.edu.ru - Федеральный портал "Российское образование"

http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://www.fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

http://ufo.mononline.ru/ - диалоговая площадка Уральского Федерального округа

http://svdeti.ru/ - уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

 

ЕГЭ - ГИА-9

http://ege.midural.ru/ - Сайт информационной поддержки ЕГЭ в Свердловской области

http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

http://www.fipi.ru/- Федеральный институт педагогических измерений

http://www.edu.ru/moodle/- Федеральный портал «Российское образование»

http://mouo.kamensktel.ru/ - Управление образования г.Каменска-Уральского

shkola16-kamensk.ru

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.

 

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.

Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.

Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.

Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.

Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  2. Проверка усвоения материала предыдущего урока:

Вопросы для контроля знаний:

Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?

Раскройте современные формы разделения профессионального труда?

Каковы функции профессиональной деятельности?

В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?

3. Изложение нового материала:

Учитель:       Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).

            В сфере материального производства производится  два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

            Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.

Учитель: - Правильно. (Схема№2)

Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:

  • человек – природа,
  • человек – техника,
  • человек – знаковая система,
  • человек – человек,
  • человек – художественный образ.

(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)

                 Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.

Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:

  1. физиологический;
  2. нравственный;
  3. психологический;
  4. практический.

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:

  1. аналитическую;
  2. энергетическую;
  3. технологическую;
  4. транспортную.

     Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.

Учитель: - Правильно. (Схема№3)

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

4. Физкультминутка.

  1. Практическая работа:

Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)

  1. Подведение итогов урока:

Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.

          7. Домашнее задание: Прочитать раздел «Сферы, отрасли, предметы труда» в учебнике и ответить на вопросы.

 

 

Просмотр содержимого документа «Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №3» ЗАТО Межгорье Республики

Башкортостан

Разработка урока:

Подготовила: И.Н.Снегирева

Межгорье 2014

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.

Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.

Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.

Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.

Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  2. Проверка усвоения материала предыдущего урока:

Вопросы для контроля знаний:

Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?

Раскройте современные формы разделения профессионального труда?

Каковы функции профессиональной деятельности?

В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?

3. Изложение нового материала:

Учитель: Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.

Учитель: - Правильно. (Схема№2)

Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:

  • человек – природа,

  • человек – техника,

  • человек – знаковая система,

  • человек – человек,

  • человек – художественный образ.

(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.

Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:

  1. физиологический;

  2. нравственный;

  3. психологический;

  4. практический.

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:

  1. аналитическую;

  2. энергетическую;

  3. технологическую;

  4. транспортную.

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.

Учитель: - Правильно. (Схема№3)

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

4. Физкультминутка.

  1. Практическая работа:

Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)

  1. Подведение итогов урока:

Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.

7. Домашнее задание: Прочитать раздел «Сферы, отрасли, предметы труда» в учебнике и ответить на вопросы.

kopilkaurokov.ru

Презентация - Профессиональная деятельность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Технология 10 - 11 "Профессиональная деятельность"

Слайд 2

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающей жизни и собственной личности У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству потребностей. Общие виды деятельности, свойственные всем людям – общение, игра, учение, труд.Деятельность

Слайд 3

Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным ( хобби, увлечения).

Слайд 4

Большое место в жизни каждого человека занимает профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность – деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе, да и в жизни вообще. Цель профессиональной деятельности – предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельности.Профессиональная деятельность

Слайд 5

Профессиональная деятельностьПрофессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой – основной деятельности человека Профессиональная деятельность выполняет определенные функции Создание материальных и духовных ценностей и благ. Получение средств для жизни человека и общества. Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих. Преобразование окружающей среды. Основные функции профессиональной деятельности

Слайд 6

Профессиональная деятельностьЗадачи профессиональной деятельности – это этапы достижения цели. Пример: Цель педагогической деятельности – обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, средне-специального, высшего). Задачи педагогической деятельности – обучение, воспитание и разностороннее развитие личности. Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями - окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда.

Слайд 7

Профессиональная деятельность В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным. Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.

Слайд 8

Профессиональная деятельность Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранной им профессии.

Слайд 9

Профессиональная деятельность В любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Слайд 10

Профессиональная деятельность Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

Слайд 11

Культура трудаПод культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя следующие компоненты: Культура труда Соблюдение Умение Обеспечение Умение технологической организовать условий определять дисциплины свое охраны эффективность рабочее труда и трудовой место техники деятельности безопасности

Слайд 12

Как появились профессииНи один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда – одни люди или целые племена занимались скотоводством, другие – земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга. У одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда. Второе крупное разделение труда – выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Обмен продуктами труда уже был между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Слайд 13

Разделение трудаПостепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился. Произошло третье крупное разделение труда – выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы. Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных. Разделение труда – специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности.

Слайд 14

Специализация трудаСпециализация труда – форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта. Специализация выступает как форма развития производительных сил и способствует росту производительности труда. Разделение и специализация труда в различных отраслях экономики имеют свою специфику. Пример. В сельскохозяйственном производстве существуют такие формы специализации: зональная специализация, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства; специализация отдельных хозяйств; внутрихозяйственная специализация среди бригад, отделений, ферм, звеньев. внутриотраслевая специализация, разделяющая отрасли сельскохозяйственного производства на более специализированные Разделение и специализация труда – объективная основа появления профессий и специальностей.

Слайд 15

Формы разделения труда Умственный Отраслевое и физический труд разделение труда Предметная Подетальная специализация специализация Формы Профессиональное разделения Квалификационное разделение труда разделение труда труда Стадийная Функциональное (технологическая) разделение специализация труда

Слайд 16

Формы разделения трудаУмственный труд – труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия. Физический труд – труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия. Отраслевое разделение труда – это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.). Предметная специализация – это специализация предприятий на изготовление однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика и др.). Подетальная специализация – производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода).

Слайд 17

Формы разделения трудаСтадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейном заводе, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.). Функциональное разделение труда – специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.). Профессиональное разделение труда – объединение работников в зависимости от профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.). Квалификационное разделение труда – дифференциация работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряд, класс, категория).

Слайд 18

Профессия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования личности. Профессия объединяет группу родственных специальностей. Пример: профессия учитель включает специальности: учитель физики, учитель математики, учитель истории, учитель физкультуры и т.д. врач: хирург, педиатр, терапевт, окулист и т.д.

Слайд 19

Специальность, должность. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Должность – предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанности и оплату труда. С повышением по должности увеличиваются обязанности человека, а соответственно и оплата труда.

Слайд 20

Профессиональная деятельность осуществляется в рамках каких-либо отраслей экономики.

Слайд 21

Отрасль - исторически сложившаяся совокупность предприятий производства, организаций, характеризующая - единством экономического назначения производимой продукции или услуг, - однородностью потребляемого сырья и материалов, - общностью материально-технической базы и технологических процессов, - специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Слайд 22

Сфера - (греческое sphaira – шар) предел распространения какого-либо действия.

Слайд 23

Сферы трудовой деятельностиПо результатам трудовой, профессиональной деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы ЭКОНОМИКИ: - сферу материального производства; непроизводственную сферу. В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.

Слайд 24

Сферы и отраслиСфера материального производства Промышленность Строительство Сельское хозяйство Лесное хозяйство Грузовой транспорт Связь Доставка и сбыт

Слайд 25

Сферы и отраслиНепроизводственная сфера Наука. Образование. Искусство, культура. Здравоохранение. Торговля. Соцобеспечение. Общественное питание. Жилищно-коммунальное хоз-во. Пассажирский транспорт. Органы госуправления. Финансы, кредит. Органы правопорядка. Армия. Система массовых коммуникаций.

Слайд 26

Сферы и отраслиСфера материального Непроизводственная сфера производства Промышленность Наука. Образование. Строительство Искусство, культура. Сельское хозяйство Здравоохранение. Лесное хозяйство Торговля. Соцобеспечение. Грузовой транспорт Общественное питание. Связь Жилищно-коммунальное хоз-во. Доставка и сбыт Пассажирский транспорт. Органы госуправления. Финансы, кредит. Органы правопорядка. Система массовых коммуникаций.

Слайд 27

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т. е. по предмету труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей. Природа Техника Знаковая система Человек Художественный образ

Слайд 28

Как обрабатывать, воздействовать? (Технологический процесс) На чем обрабатывать, воздействовать? (Станок, оборудование) Чем обрабатывать, воздействовать? (Инструмент)

Слайд 29

Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. Средства труда: орудия производства (машины, оборудование, инструменты), земля (всеобщее средство труда), производственные здания, железные, автомобильные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и др.

Слайд 30

Орудия производства: - машины и их оснастка; - рабочие инструменты; - контрольно-измерительные приборы; - автоматические приборы; - функциональные возможности человека.

Слайд 31

Предмет труда и средства труда это средства производства.

Слайд 32

Результатом преобразовательской деятельности человека является какой-либо продукт - товар или услуга. Товар – продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Услуги – это различные виды обслуживания людей.

Слайд 33

Классификация профессий

Слайд 34

Классификация профессий по предмету труда Типы профессий Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда ( т.е. на что направлен труд человека) Выделяются 5 сфер: - человек – природа, - человек – техника, - человек – знаковая система, - человек – человек, - человек – художественный образ.

Слайд 35

Человек - природаПредметы труда: растительные, животные организмы, микроорганизмы. Объекты труда: почва, вода, лес, атмосфера, семена, полезные ископаемые, растения, животные, микробиологические процессы. Области труда: растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, микробиология. Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к животным и растениям, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, Оперативное наглядно – образное мышление, физическая выносливость.

Слайд 36

Человек - техникаПредметы труда: машины, механизмы, технические системы агрегаты. Объекты труда: техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция. Области труда: добыча и обработка горных пород, обработка материалов, сборка, монтаж, ремонт, наладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро- и радиооборудования, управление подъемными и транспортными средствами, переработка сельхозпродукции. Для успешной деятельности нужны: любовь к технике, техническое мышление, координация движения, скорость реакции, технический слух, устойчивость к монотомии, способность к техническому творчеству

Слайд 37

Человек-знаковая системаПредметы труда: знаки, символы, формулы, слова, цифры, тексты, коды. Объекты труда: ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики, чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы. Области труда: создание и оформление документов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, геодезия, черчение, конструирование, музейное и архивное дело, статистика, работа на ЭВМ. Профессиональные качества: зрительное восприятие, оперативная память, логическое мышление, здоровый опорно-двигательный аппарат, концентрация внимания, координация движения, эмоциональная устойчивость.

Слайд 38

Человек-человекПредметы труда: люди, группы людей, коллективы, условия воспитания. Объекты труда: методы, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководства ими. Области труда: руководство людьми, воспитание, обучение, медицинское, торговое, социально-бытовое, информационное обслуживание людей. Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, отзывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоциональная устойчивость.

Слайд 39

Человек-художественный образ Предметы труда: художественный образ и закономерности его создания. Объекты труда: краски, ноты, буквы, слова, художественная речь, пластика тела, материалы. Области труда: декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, изобразительное, музыкальное, хореографическое, театральное искусство, архитектура, литература, телевидение. Профессионально важные качества для успешной деятельности: творческое, образное мышление, образная память, наблюдательность, художественный вкус, художественные специальные способности.

Слайд 40

Классификация профессийСферы профессиональной деятельности можно классифицировать по целям труда: Классы профессий Гностические – связанные с познавательным трудом – Г (контролер, приемщик и др.). «УЗНАТЬ» Преобразовательные – связанные с активным изменением свойств и состояний предметов – П (токарь, строитель и др.). «ПРЕОБРАЗОВАТЬ» Изыскательские – связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи – И (закройщик, программист и др.). «ПРИДУМАТЬ»

Слайд 41

Классификация профессийСферы профессиональной деятельности можно классифицировать по орудиям труда: Отделы профессий - ручной труд – Р - механизированный труд – М - автоматизированный труд – А - труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос и т.д.) - Ф

Слайд 42

Классификация профессий Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по условиям труда: Группы профессий - труд на открытом воздухе – О - труд в нормальных бытовых условиях – Б - труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе и т.д.) – Н - труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание детей - М

Слайд 43

Классификация профессийКлассификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям, орудиям и условиям труда. Условия труда Группы профессий О Б Н М Орудия труда Отделы профессий Р М А Ф Цели труда Классы профессий Г П И Предметы труда Типы профессий Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х.

Слайд 44

Формула профессииПрофессия ТОКАРЬ По предмету труда – относится к типу «человек – техника» Т По цели труда – к классу преобразующих профессий Пр По средствам труда – к отделу профессий, где используют машины М По условиям труда – к группе специалистов, работающих в бытовых условиях б Формула профессии «ТОКАРЬ» - Т Пр М б

Слайд 45

Профессиональная карьераКарьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Французское слово карьера вошло в русский язык в 30 - 40 годах ХIХ века как конкурент слова поприще. Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством. Кроме того, в содержание профессиональной карьеры включается более высокая (адекватная) оплата труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, обще6ственная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Слайд 46

Профессиональная карьераРазличают вертикальную и горизонтальную карьеру. Первая – это должностной рост, продвижение по служебной лестнице, а вторая – рост профессионального мастерства. Следует помнить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должности но и удержать ее. Карьеру нужно отличать от карьеризма, под которым понимается получение материальных благ, выгоды, власти, наград явно незаслуженным или нечестным образом (например, с помощью взяток, лести, обмана, подкупа, шантажа и т.п.).

lusana.ru

Конспект урока "Технологии основных сфер профессиональной деятельности"

Технология основных сфер профессиональной деятельности

Цели: повторение и систематизация знаний учащихся о многообразии сфер профессиональной деятельности человека; о мире профессий; необходимых качествах для той или иной профессии.

Задачи: показать разные пути профессионального выбора; развивать понимание того, что сознательный выбор профессии определяет успешность в жизни.

Оборудование: лучшие сочинения, рефераты на тему о профессиональной деятельности.

Ход урока

I. Организация урока.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Сообщение темы урока.

Ученые считают, что у нашего современника в двести раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор! На предыдущих уроках мы делали все возможное, чтобы расширить ваши знания о мире профессий. Как это у нас получилось, попробуем оценить сегодня.

III. Заслушивание лучших сочинений, рефератов по теме: «Что я знаю о выбранной профессии» или «Как я вижу свою карьеру» и т. д.

В своих рефератах или сочинениях учащиеся обосновывают свой выбор профессии, рассказывают о том, как они готовят себя к освоению этой профессии, учитывают ли свои психологические способности и особенности.

Показ презентации «Пути продолжения образования»

IV. Диспут на тему «С чего начать»?

Проблема: нужно ли начинать путь приобретения той или иной специальности по данному профилю или же лучше сразу поступать в высшее или среднее учебное заведение. «За» и «против» того или иного варианта решения.

Заполните таблицу:

 

ЗА

ПРОТИВ

Начинать с профессии по профилю

Начинать с учебного заведения (высшего, среднего)

V. «Угадай профессию».

Задание 1. По содержанию труда назвать профессию:

а) Машинописное воспроизведение текстов, умение правильно и красиво разместить заголовок, текст, формулы, таблицы. (Машинистка.)

б) Учет информации, необходимой для оперативного руководства предприятием, проведение экономического анализа процессов и явлений, организация контроля за правильным и рациональным использованием всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т. д.), ведение документации по приему и выдаче денег и т. д. (Бухгалтер.)

в) Приготовление, отпуск лекарств и средств ухода за больными, знание санитарии и гигиены. (Фармацевт.)

г) Удостоверение завещаний, установление прав на наследство или его раздел, удостоверение договоров о купле- продаже, обмене, дарении и т. д. (Нотариус.)

д) Обслуживание абонентов на переговорных пунктах, прием и реализация заказов на установление связи с другими городами, документальное оформление заказа. (Телефонистка.)

е) Прием сырья и его переработка, приготовление различных блюд и их оформление. (Повар.)

ж) Обмер заказчика, раскрой изделия, примерка. (Закройщик.)

з) Создание художественного образа с целью воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. (Актер.)

и) Продвижение и реализация продукции на рынке. (Менеджер по продажам.)

Задание 2. Предложить описание содержания труда какой-либо профессии. (Остальные учащиеся называют эту профессию.)

VI. Решение кроссворда «Мир профессий».

По горизонтали.

  1. Человек, занимающийся преподавательской деятельностью. (Педагог.)

  2. Он лечит больных. (Врач.)

  3. «И кочегары мы, и ...» (Плотники.)

  4. Он изучает культуру народов, выраженную в языке и литературном творчестве. (Филолог.)

  5. Специалист, готовящий спортсменов к соревнованиям. (Тренер.)

  6. Он занимается приемом и выдачей денег. (Кассир.)

  7. Консультант по правовым вопросам. (Юрист.)

  8. Он составляет договоры для граждан, удостоверяет их права на имущество. (Нотариус.)

  9. Он изучает звезды. (Астроном.)

  1. Он пишет стихи. (Поэт.)hello_html_78f97116.jpg

  2. В переводе с немецкого эта профессия означает «книговод». (Бухгалтер.)

  3. Специалист в области науки об атмосферных явлениях.

(Метеоролог.)

13. Он собирает и сохраняет документы. (Архивист.)

По вертикали.

  1. Специалист, занимающийся поиском полезных ископаемых. (Геолог.)

  2. Он «любит» сверлить зубы. (Стоматолог.)

  3. Он планирует и организует проведение сельскохозяйственных работ. (Агроном.)

VII. Итог урока.

  1. Выбор лучшего сочинения или реферата.

  2. Заключительное слово учителя.

Глубоко ошибаются те люди, которые уповают только на счастливый случай или вообще пускают все на самотек. Но успех всегда пропорционален затраченному труду. Это верно и при решении такой проблемы, как выбор профессии. Готовьте себя к сложному, многообразному труду, изучайте содержание нескольких видов профессий. И только тогда вы сможете выбрать тот путь, который позволит вам быть успешными, чувствовать себя удовлетворенными результатами своего труда, а значит, сможете стать счастливыми.

infourok.ru

Интегрированный урок «Профессиональная деятельность, сферы и отрасли производства» (технология-география)

Средняя общеобразовательная школа №6

г. Краснокаменск Забайкальский край

Интегрированный урок

По теме: «Профессиональная деятельность,

сферы и отрасли производства»

(технология-география)

Выполнили: учитель технологии

Факеева О.М.

учитель географии

Шайдурова М.А.

Тема: Профессиональная деятельность.

Сферы и отрасли производства.

Цели: 1. Создать условия для усвоения нового материала.

2. Дать представление о сферах, отраслях, предмете труда, понятии профессиональной деятельности.

3. Развитие умений выделять главное и вести записи, развитие мышления, внимания.

4. Продолжить формирование навыков самостоятельной деятельности через выполнение практической работы.

4. Профориентационная работа с учащимися.

Оборудование: м\медиа, учебники, дидактический материал (карточки).

Ход:

М\медиа: Тема урока

Факеева О. М.

Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовём основные: общение, игра, учение и труд. Труд может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечение).

Профессиональная деятельность- это деятельность человека по своей профессии и специальности в определённой сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

Процесс профессиональной деятельности выполняет определённые функции:

М\медиа: Функции профессиональной деятельности.

  1. Создание материальных и духовных ценностей и благ.

  2. Получение средств для жизни человека и общества.

  3. Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих.

  4. Преобразование окружающей среды.

М\медиа: Процесс профессиональной деятельности можно представить графически.

Профессиональная деятельность всегда преследует определённую цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности - это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и её жизнедеятельность (пример: учитель- обеспечение для молодёжи определённого уровня образования: общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачи- этапы достижения цели. ( обучение, воспитание, разностороннего развития личности).

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего, зависит от понимания её содержания. Для этого нужно получить знания по данной профессии и определённый опыт.

Профессиональная деятельность человека осуществляется в определённых отраслях экономики (хозяйство).

Шайдурова М.А.

Хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения. Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем и с помощью чего люди работают) и предметов труда (то, что он обрабатывает).

-Что является главной задачей экономики страны?

Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.

Экономика любой страны должна решать

3 проблемы:

Что производить? Для кого производить?

Как производить?

М\медиа: Вопросы экономики

Хозяйство состоит из отраслей.

-Что такое отрасль?

Отрасль – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. Совокупность отраслей составляет экономику страны.

-На какие две сферы делится хозяйство?

М\медиа: Отраслевая структура.

Хозяйство делят на две сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Производственная состоит из отраслей, которые производят материальные блага (машины, мебель, продукты питания…), Непроизводственная сфера оказывает услуги (образование, медицина, услуги связи и др.).

-Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере?

-Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере?

Хозяйство делится на межотраслевые комплексы – МОК – это группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга.

-Приведите примеры МОК. Дайте краткую характеристику.

М\медиа: Межотраслевые комплексы

Факеева О.М.

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по предмету труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

М\медиа: предметы труда

Отсюда следует пять областей профессиональной деятельности:

Человек-человек, человек- природа, человек - знаковая система,

человек - художественный образ, человек- техника.

Задание: Соответствие: отрасль- профессия.

Отрасль

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определённые средства труда

Средства труда- то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (преобразуя их) с целью производства материальных и духовных благ.

М\медиа: Средства труда. К ним относятся:

1. Орудия производства.

2.Земля

3. Производственные здания

4. Дороги (ж.д, шоссейные)

5. Нефте- и газопроводы

6. Линии эл. передач.

Совокупность средств труда и предметов труда называются - средствами производства.

Для получения конечного результата профессиональной деятельности (товара или услуги) предметы труда преобразуют с помощью средств труда в технологических операциях и переходах, т. е в технологическом процессе (пример: измерение фигуры, построение чертежа, раскрой, пошив ….)

Факеева О.М. Заключение.

Сегодня вы познакомились с понятием профессиональной деятельности, ее функциями и процессом профессиональной деятельности, с отраслями и сферами производства.

-Где вам пригодятся полученные на уроке сведения?

-Почему мы решили совместить два предмета – технологию и географию?

Вы, наверное, уже определились в своей будущей профессии. Мы предлагаем вам выполнить практическую работу, в которой необходимо определить цели и задачи своей профессии, кто является субъектом деятельности, что является средством и предметом труда в вашей профессии.

Практическая работа: Моя профессиональная деятельность. М\медиа.

Цель: Раскрыть содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности.

Фамилия

Итог урока. Домашнее задание. Объявление оценок.

Профессия

Лесная промышленность

С\х

Текстильная промышленность

Металлургия

Связь

Нефтеперерабатывающая промышленность

Сфера услуг

Учитель

Парикмахер

Воспитатель

Металлург

Лесник

Нефтяник

Бухгалтер

Ткачиха

Телефонистка

Оператор

Бурильщик

Зоотехник

Агроном

Профессия

Цель. Задачи.

Профессионально важные качества

Средства труда

Предметы труда

Продукты (результаты) деятельности

doc4web.ru