51. Государственно-частное партнерство. Содержание, основные сферы применения и перспективы развития. Сферы применения гчп


51. Государственно-частное партнерство. Содержание, основные сферы применения и перспективы развития

Под ГЧП обычно понимаются юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.

Принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ) можно считать определяющим в сфере ГЧП, а социально-политическую значимость инвестиционных проектов и присутствие публично-правового образования в качестве партнера – основными специфическими чертами ГЧП, отличающими эти отношения от обычных гражданско-правовых отношений.

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Проекты по развитию отраслей инфраструктуры — связи, генерации, передачи и распределения энергии, транспорта и водоснабжения (ЖКХ) — занимают в развивающихся странах около половины всех сделок ГЧП. За ними по размеру выручки следуют сектора с более высоким уровнем конкуренции — производство, услуги, нефтепереработка, финансы и добывающие отрасли. Зачастую предприятия в этих сферах имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство.

В Российской Федерации имеется значительный потенциал для развития многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда следующих проблем:

  • ГЧП нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны;

  • необходим существенный прогресс в развитии российского законодательства о государственно-частном партнерстве, в особенности, в отношении принятия, распределения правомочий и защиты интересов сторон партнерства;

  • разработка проблемы концессий ведется в стране не системно: власть сосредоточивается в основном на законодательных вопросах, не уделяя должного внимания экономическим и социальным проблемам, механизму функционирования и регулирования концессий;

  • необходимо подготавливать высококвалифицированные кадры, способные профессионально составлять долгосрочные концессионные договоры.

Государственно-частное партнерство в России находится пока в зачаточном состоянии. Но уже установлено основополагающее правило: бюджетные средства должны быть в таких проектах не главным источником, а прежде всего катализатором для частных инвестиций. 

studfiles.net

Опыт применения гчп в зарубежных странах

Опыт применения ГЧП в зарубежных странах Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) используются для привлечения частных компаний с целью долговременного финансирования и управления общественной инфраструктурой по широкой гамме ГЧП-объектов. Выбор первоочередного направления реализации ГЧП-проекта зависит от уровня социально-экономического развития и приоритетности задач конкретной страны или региона. Разнообразие видов, форм и сфер использования ГЧП превращают их в универсальный механизм решения различного рода долгосрочных задач в широком диапазоне сфер деятельности – от реализации исключительно социальных и инфраструктурных проектов общегосударственного значения до разработки и адаптации особо перспективных технологий для новых точек роста там, где сосредоточены значительный научный потенциал и человеческий капитал. 1. Обзор опыта зарубежных стран. Основные принципы использования ГЧП.

Зарубежный опыт реализации проектов с применением механизмов ГЧП работает долгое время и постоянно совершенствуется. В современной рыночной экономике в ее зрелой форме механизмы ГЧП являются матрицей, в которой государственные институты (по вертикали) и структуры частного бизнеса (по горизонтали) интегрируют имеющиеся у них ресурсы для достижения синергетического (взаимоусиливающегося) эффекта, а не простого сложения возможностей. В этой связи интерес к ГЧП неуклонно возрастает. Возможность привлечения частного капитала к решению государственных проблем в социальной сфере, бесспорно, привлекательна, особенно в условиях практически перманентных кризисных явлений и напряженных бюджетов. Целесообразность применения механизмов ГЧП широко признается правительствами разных стран, а в ряде из них даже отражается в бюджетах, опирается на разработанное законодательство, занимает значительное место в программах экономического развития. Расширяется круг стран, в которых активизация взаимодействия между государством и частным бизнесом становится приоритетным.

Темпы развития и степень зрелости механизмов ГЧП различаются от страны к стране в зависимости от законодательства, экономической политики государств, традиций управления экономикой. В Европе лидерами выступают Великобритания, Франция, Германия, достаточно активно применяется ГЧП также в Испании. Например , в 2010 году из числа всех соглашений по ГЧП в Европе на Великобританию приходилось 39%, на Францию – 17%, Германию -13%, Испанию – 12%. На все остальные европейские страны – 20%.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в процессе развития практика применения ГЧП в отдельных странах проходит три стадии.

На первой стадии решаются базовые задачи и создаются организационно-правовые условия развития ГЧП
    • Разработка стандартов и законодательства в области ГЧП
    • Создание государственного органа по реализации ГЧП
    • Разработка структуры соглашений ГЧП (принятие решений, типовые соглашения)
    • Создание системы взаимодействия государства и частного бизнеса
    • Построение открытого рынка для участников ГЧП
    • Использование опыта других стран, налаживается информационно-аналитическая работа

    На второй стадии, по мере накопления опыта практической работы и успешной реализации ряда проектов осуществляется

    • Создание департаментов ГЧП в министерствах, отвечающих за реализацию ГЧП
    • Разработка новых моделей и форм взаимодействия
    • Расширение сфер применения механизмов ГЧП
    • Вовлечение новых источников финансирования, создание стимулов для их подключения
    • Использование ГЧП для развития сектора услуг
    • Количественный рост проектов ГЧП

    Для третьей стадии характерно

    • Дальнейшее совершенствование моделей ГЧП
    • Совершенствование системы оценки рисков
    • Увеличение жизненного цикла проектов ГЧП
    • Привлечение институциональных инвесторов (пенсионных и паевых фондов) для участия в ГЧП
    • Совершенствование системы государственного участия в ГЧП
    • Совершенствование системы подготовки кадров для работы в системе ГЧП

    Несмотря на достаточно продолжительную историю ГЧП, многие государства все еще находятся на первой стадии развития ГЧП. В этих странах все еще заняты разработкой стандартов и законодательной базы для ГЧП. Причем для них характерна склонность к ускоренному внедрению ГЧП без глубокого понимания того, как их реализовывать в специфических условиях своих стран. На таком пути они подвергают себя и своих партнеров риску повторения ошибок, которые уже проходили на ранней стадии развития ГЧП страны, которые достигли определенного прогресса на этом направлении. Во избежание подобных ошибок странам, находящимся на ранних этапах внедрения ГЧП, в высшей степени целесообразно использовать опыт, накопленный странами, уже прошедшими этот путь. Например, Великобритания обладает опытом в области строительства школ, больниц и создания военной инфраструктуры; Австралия и Ирландия в области дорожного строительства, Нидерланды в области строительства муниципального жилья.

    В настоящее время на третьей стадии развития и применения ГЧП находятся лишь Великобритания и Австралия. На подступах к этой ступени Ирландия. На второй стадии – большинство развитых европейских стран (Франция, Испания, Италия, Греция, Германия), а также США, Канада, Япония и Новая Зеландия. На начальном, первом этапе развития рынка ГЧП находятся страны Восточной Европы, Латинской Америки, а также страны СНГ, включая и Россию.

    Между тем страны, даже не имеющие опыта в использовании ГЧП, в случае необходимости используют его возможности с достаточно высокой эффективностью, что позволяет решать сложные и масштабные задачи. Наглядным примером может служить ситуация с новыми членами ЕС: странами Центральной Европы и Балтии (Чехией, Эстонией, Венгрией, Латвией, Литвой, Польшей, Словенией и Словакией – странами EU8). После вступления в ЕС эти страны должны были решить сложную проблему: сократить существующий дисбаланс по качеству и доступности государственных услуг и при этом обеспечить финансовую стабильность, прежде всего в плане бюджетной дисциплины. В начале своего перехода к рыночной экономике они, как и другие страны данного региона, унаследовали обширные инфраструктурные сети, которые находились в очень плохом состоянии и негативно влияли на их экономику. К решению данной проблемы подошли с позиций возможности использования ГЧП. 1

    По оценкам берлинского института по экономическим исследованиям DIW, общая стоимость инвестиций (государственных и частных) в указанные страны с начала 1990-х по 2005 г. Составила 100 млрд. евро. При этом суммарные инвестиционные потребности стран EU8, включая Болгарию и Румынию, составляли около 500 млрд. евро. Эта сумма примерно соответствовала 5 % годового ВВП стран EU8 за 2003 г., включая Болгарию и Румынию. Притом предполагалось, что инвестиции будут осуществляться более 15 лет. Сферы, в которых используются механизмы ГЧП, характеризуются большим разнообразием.

    • Традиционно на первых местах стоят отрасли транспорта и транспортной инфраструктуры. В этой сфере практикуется строительство и эксплуатация трубопроводов, железных дорог и автомагистралей, в последнее время развиваются системы мониторинга и управления движением.
    • Жилищно-коммунальное хозяйство- обслуживание населения, обновление и эксплуатация коммунальных сетей, водоснабжение, утилизация мусора
    • Экология- создание, обслуживание и эксплуатация городских и загородных парков с правом эксплуатации природных ресурсов и экологического туризма
    • Строительство и поддержание в должном порядке объектов недвижимости различного назначения
    • Поддержание общественного порядка
    • Телекоммуникации
    • Финансовый сектор

    1.1. Отраслевой аспект использования механизмов ГЧП

    Приоритетная отрасль, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП, зависит от социально-экономического уровня развития страны и реализуемой политики государства. Во всем мире ГЧП преимущественно используется при реализации инфраструктурных проектов в транспортной сфере. Чем выше уровень производительности труда, уровень потребления ВВП на душу населения, уровень социальной защиты, качество медицинского обслуживания и образования, средняя продолжительность жизни, тем чаще используется ГЧП в таких отраслях, как здравоохранение и образование. В развивающихся странах здравоохранение и образование находятся далеко позади отраслей, связанных со строительством и реконструкцией автодорог. Проекты в других, не менее важных, но менее приоритетных отраслях (ЖКХ, оборона, пенитенциарные учреждения, развлечения, туризм, железнодорожный и трубопроводный транспорт и пр.) в большинстве стран занимают в структуре ГЧП от 30 до 45 %.

    Аналитиками замечено наличие прямой зависимости между уровнем экономического развития страны и отраслями, в которые привлекается частный капитал. Высокий социально-экономический уровень развития ряда стран, эффективное функционирование сектора реальной экономики, решение в целом базовых проблем материального обеспечения позволяет им уделять больше внимания социальной сфере. Так, страны «Большой семерки» и другие, достигшие аналогичного уровня развития, в качестве приоритетных сфер рассматривают отрасли здравоохранения и образования.

    В развивающихся странах и странах с переходной экономикой эти сферы пока не занимают места среди первоочередных задач. Как правило, в таких странах основные финансовые потоки направляются в производственную и транспортную инфраструктуру- строительство дорог, портов, железных дорог, аэропортов. Например, в государствах с переходной экономикой (страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии) отрасли «здравоохранение» и «образование» в системе ГЧП занимают строчки после инфраструктурных объектов – автодорог, мостов, легкого наземного метро, аэропортов.

    Таким образом, в последнее время постепенно наблюдается смещение в сторону образования и медицинского обслуживания. К концу первого десятилетия текущего века сфера образования по количеству заключенных контрактов потеснила транспорт на второе место. В сфере образования заключается приблизительно 35% всех контрактов в рамках ГЧП. Третье и четвертое место закрепилось за здравоохранением и общественными услугами. С привлечением частного капитала ведется строительство и обновление больниц, школ и других учебных заведений. Примечательно, что в случае инвестирования в эти сферы частный бизнес получает право на развивающую застройку прилегающих территорий. В Великобритании, где хорошо освоена система ГЧП , на первых позициях стоит образование, затем следует здравоохранение и оборонные объекты. В Финляндии пока дорожные концессии лидируют, но непосредственно вслед за ними идут проблемы школы и высшего образования, в Ирландии- распределение аналогичное – основное внимание транспорту и образованию. В ряде стран, например Нидерландах и ЮАР , лидерство по ГЧП удерживают другие сферы, но многие проблемы , связанные с образованием и здравоохранением, решаются с привлечением частных компаний.

    Если анализировать использование ГЧП- проектов по странам, рассматривая их в соответствии с классификацией ООН, то в зависимости от уровня социально-экономического развития страны картины будут меняться от страны к стране. Так, анализ 915 случайно выбранных проектов ГЧП в странах с разным уровнем развития экономики показал, что здравоохранение стоит на 1-м месте только в странах “Большой семерки” (184 из 615 проектов, или 29,92 %), на втором месте образование – 138 проектов, на третьем автодороги - 92 проекта. Исследование ГЧП в отдельных странах продемонстрировало, что в каждой стране свои приоритеты – в США автодороги (32 из 36 проектов), в Великобритании – здравоохранение (123 из 352 проектов) и образование (113 из 352 проектов), в Германии –образование (24 из 56 проектов), в Италии, Канаде и Франции – здравоохранение. 2

    Данные по США нарушают зависимость, согласно которой проекты ГЧП в зависимости от уровня экономического развития смещаются из сферы материального производства в образование, здравоохранение и услуги. В США на первых позициях прочно укрепилось дорожное строительство, хотя страна относится к мировым экономическим лидерам. Объяснение можно найти в специфике того места, которое автомобиль занимает в жизни и экономике США (автомобильный транспорт неотъемлемый компонент жизни американца, и существенная часть промышленных поставок также обеспечивается автомобилями), а также территории страны и необходимости выстраивать и поддерживать транспортные коммуникации.

    Отдельно стоит отметить перераспределение отраслевых приоритетов в европейских проектах ГЧП за последнее время. По итогам 2010 г. Лидером по количеству соглашений ГЧП в ЕС является сфера образования (34 %), ощутимо опережающая традиционную для ГЧП транспортную сферу (21 %). Значительные позиции в общем объеме сделок ГЧП занимает и здравоохранение (17 %). Важно и то, что по объему сделок в 2010 г. “нетранспортные” сегменты в целом впервые заняли более половины суммарной стоимости проектов ГЧП. А совокупная доля образования и здравоохранения возросла до 35 % по стоимости и до 51 % по количеству сделок.

    Практика развития социальной инфраструктуры на основе модели ГЧП апробирована во многих государствах. К строительству и управлению больницами , школами и даже тюрьмами развитые страны начали привлекать частный сектор после строительства и модернизации базовых отраслей - транспорта , энергетики и других . Так , в Германии ГЧП активно применяется при строительстве объектов в сфере образования , в Австралии развита практика участия частных компаний в реконструкции , строительстве госпиталей , больниц , а также управления этими учреждениями . При применении общей принципиальной схемы в разных странах есть свои специфические особенности, позволяющие наиболее эффективно встроить механизмы ГЧП в экономику. Например, в Германии медицинские учреждения приватизируются за сравнительно небольшие деньги в обмен на инвестиции и обязательства по государственному заказу. В Швеции же разрешено брать в аренду больницы, лаборатории, службы скорой помощи.

    Наибольшего распространения концепция ГЧП получила в странах с развитой рыночной экономикой и с устоявшимися традициями взаимодействия государства и частного сектора. Однако, несмотря на сходство многих позиций, в организации ГЧП в разных странах отмечаются и определенные различия. Так, в англо-саксонском мире при выборе частного партнера проводится три отдельных конкурса: на проектирование, на строительство, на управление. Во Франции, напротив, существует единый конкурс на все виды работ или услуг. Практика применения ГЧП в ряде западноевропейских стран показывает, что данный механизм используется там, где государство и бизнес имеют взаимодополняющие интересы, но при этом не в состоянии действовать самостоятельно и независимо друг от друга

    В последние годы в некоторых странах появились проекты партнерства в сферах, прежде считавшихся исключительной прерогативой государства. Например, в США, Германии и Великобритании внедряются схемы ГЧП, позволяющие совместить преимущества государственного планирования и частной заинтересованности в выполнении национальных проектов в области космической разведки. К примеру, Национальное агентство геопространственной разведки США (NGA) заключило два контракта NextView с компаниями DigitalGlobe (дата заключения – сентябрь 2003 г.) и GeoEye (дата заключения сентябрь 2004 г.), соответственно, на 530 и 500 млн. долл. Для повышения качества разрешения поступающих из космоса снимков. В соответствии с контрактами эти компании разработали и в 2006-2007 гг. запустили спутники двойного назначения WorldView и OrbView-5 с аппаратурой для съемки Земли с пространственным разрешением 0,45 м. Росту интереса к механизму ГЧП в странах Европы в 1990-е гг. во многом способствовали, с одной стороны, ускорение экономического роста, с другой – усиление интеграционных процессов среди европейских стран и образование Европейского союза (ЕС). И то и другое потребовало ускоренного развития инфраструктуры: как создания новых, так и модернизации старых инфраструктурных сетей. Все это, в свою очередь, требовало огромных финансовых затрат.31.2. Эволюция форм и направлений применения ГЧП

    Развитие ГЧП происходит различными темпами в зависимости от конкретных страновых уловий: если в Великобритании, Франции, Германии и Испании данный рынок уже достаточно сформирован, то другие страны еще только начали развивать такого рода программы. В то же время многие страны ЕС не обладают значительным опытом в применении ГЧП, а некоторые не имеют его вообще. Если же говорить о динамике развития проектов ГЧП в ЕС, то объемы таких соглашений неуклонно росли вплоть до 2007 г. Однако последовавший вслед за этим мировой кризис значительно сбавил активность взаимодействия частного сектора с госструктурами. Впрочем, уже результаты 2010 г. Явно продемонстрировали готовность европейских ГЧП к восстановлению докризисных объемов в краткосрочном периоде до максимальных показателей 2007 г. – 29,6 млрд. евро, а в дальнейшем – и превысить их.

    По количеству соглашений ГЧП бесспорным лидером является Великобритания, на экономику которой по итогам 2010 г. Приходится 44 сделки из 112 проектов в ГЧП в целом по ЕС. С 1990 по 2009 г. Доля Великобритании в общеевропейском количестве проектов в ГЧП составила 67,1 %, а по их стоимости – 52,5 %. Следующие результаты по численности и стоимости соглашений ГЧП в общем объеме ЕС за аналогичный период продемонстрировала Испания – 10,1 % и 11,4 %, соответственно. На третьей позиции Франция – 5,4 % и 5,3 %. Если же говорить о показателях 2010 г., то во Франции было реализовано 19 проектов в рамках ГЧП.

    По объему и количеству подписанных контрактов рынок Великобритании превышает все прочие рынки Европы: в течение 2001-2008 гг. в Великобритании было подписано 536 проектов на сумму 60 млрд. фунт., исключая очень большие контракты, связанные со строительством туннеля под Ламаншем и лондонским метрополитеном, по сравнению с 215 проектами на сумму 37 млрд. фунтов в остальных странах Европы.

    Необходимо отметить, что ГЧП не является панацеей, инструментом , решающим все проблемы автоматически. Опыт использования ГЧП знает как положительные, так и негативные примеры. Среди положительных – расширение и модернизация международного аэропорта в Варшаве (Польша). Более 85 % страны пользовалось именно этим аэропортом. В результате интенсификации связей с западом пассажиропоток увеличился почти вдвое, что потребовало принять экстренные меры в короткие сроки. На открытом европейском конкурсе победила германская фирма «Хохтиф АГ», разработавшая специальную модель финансирования реконструкции аэропортов стран Центральной и Восточной Европы на основе ГЧП. Для реализации проекта был сформирован консорциум , в который вошли в том числе и многие малые и средние фирмы Германии и Польши. Стоимость проекта составила 153,4 млн. евро. До 80% финансирования пришлось на частную сторону. Успешность реализации способствовало тому, что генеральный подрядчик впоследствии принял участие в реконструкции аэропортов Дюссельдорфа, Гамбурга и Сиднея.

    Пример негативно свойства произошел в Чехии и связан с крупным инфраструктурным проектом. Для его реализации за образец была взята британская модель «Частной финансовой инициативы». Однако недостаток опыта и недостаточная подготовленность государственной стороны не позволили реализовать проект с удовлетворительным результатом. Частным партнером для сооружения участка автобана D 47 протяженностью 80 км была предложена , на первый взгляд, приемлемая схема. Однако государственная компания не смогла оценить все риски, тем более, что частный партнер оказался не вполне состоятельным и компетентным. В итоге все риски были переложены на государство, проект был свернут, причем пришлось выплатить крупную неустойку потенциальному частному партнеру.

    1.3. ГЧП в инновационной сфере

    В применении ГЧП нашла отражение и такая тенденция, как повышение роли науки и инновативности в развитии. Кроме того, со сферой образования тесным образом связано развитие науки и инновационного процесса, который в настоящее время выдвинут в число приоритетных задач развития нашей экономики. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что одним из эффективных механизмов активизации инновационного развития является использование механизмов ГЧП. На этом направлении наблюдается разнообразие методов и форм организации инновационных процессов и спектр мероприятий по косвенной поддержке. Сегодня механизмы ГЧП становятся важнейшим направлением активизации инновационной деятельности и , следовательно, актуальны для России.

    В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы, связанные с применением ГЧП в инновационной области, когда из-за высокого риска, связанного с повышенной сложностью достижения требуемого результата особенно желательна поддержка государственных структур на различных стадиях создания и рыночного освоения инноваций. В настоящее время относительная роль государственно-частного партнерства в инновационной политике различна в разных странах, но проявляется тенденция к расширению применения механизмов ГЧП и влиянию таких форм взаимодействия государства и бизнеса на инновационную активность. Исключительная важность ГЧП партнерства как эффективного инструмента реализации инновационной политики признается ведущими зарубежными странами. Программы ГЧП, стимулирующие тесные контакты между научными, образовательными и промышленными секторами экономики характерны для всех развитых стран. Наиболее успешные рынки проектов- Великобритания, США, Ирландия, Израиль, Франция, Япония, Италия , Германия. Основой механизма ГЧП в инновационной сфере является организация совместной деятельности государственных научных организаций, государственных образовательных учреждений, частного и финансового бизнеса.

    Формы и механизмы ГЧП при существующих различиях в деталях в разных странах имеют принципиальные общие черты, отраженные в общей постановке задачи и целей применения ГЧП – роль государства состоит в том, чтобы содействовать производству фундаментальных знаний и технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятного климата для инновационного деятельности частных компаний, а роль частного сектора в создании технологий на основе собственных исследований и разработок и рыночном освоении полученных в результате научных изысканий результатов (технологий и материалов).

    Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, лабораториями и институтами, оказывает селективную поддержку изобретениям и разработкам в частном секторе . При этом мировой тенденцией является сокращение доли средств, выделяемых науке со стороны бюджета и стабилизация или сокращение объёмов государственного заказа. Все более значительная часть отводится частному сектору. В Великобритании с 1975 по 1995 год доля государства в финансировании НИОКР сократилась с 54 % до 34 %, а доля частного возросла с 38% до 48%. Доля бюджетных средств продолжает сокращаться и в настоящее время, хотя более медленными темпами. В США процесс огосударствления науки замедлился еще в 70-е годы, что наблюдалось в объемах финансировании всех стадий научного цикла.

    Тем не менее, западные модели предполагают, как правило, доминирование государственного финансирования на ранней стадии инновационного проекта, когда требуются «деньги для посева» (seed money) и надежные гарантии для начала исследований или внедрения инновационного продукта. В Германии, Франции, Голландии доля государства в общих инвестициях при создании инновационной инфраструктуры составляет 75%, Великобритании – 60%. На последующих фазах эксплуатации и функционирования объекта ситуация меняется в сторону частного сектора.

    Примечательно, что распределение бюджетных средств на стимулирование научных исследований и технологических разработок имеет заметные страновые различия. В странах ЕС превалирует диверсифицированный подход к распределению ресурсов между частными фирмами, в США средства, направляемые государством в НИР частного сектора, сконцентрированы в небольшом числе компаний. Так, всего 0,5% американских компаний получают 84% государственных ассигнований на НИР.

    Характерно, что доминирование государственных средств в научных исследованиях наблюдается в странах с относительно менее развитой и эффективной экономикой. Также ориентация на государственные ассигнования присущи странам так называемого Восточного блока. В этих странах на долю государственного финансирования в НИР приходится более 50% - Португалия, Греция, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария. Однако и в этих странах наблюдается постепенный дрейф в сторону модели с доминированием частного сектора. Мировая практика убеждает, что частный капитал (а на ранних стадиях с использованием возможностей государственных финансов) обеспечивает повышенную динамику в научных исследованиях, ускоряет внедренческий процесс, а также повышает способность экономики к восприятию инноваций зарубежного происхождения.

    Наиболее распространенные формы, применяемые для вовлечения частного капитала в научные изыскания и инновационное развитие экономики – концессии, контракты, аренда, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия и некоторые другие.

    При этом государство эффективно контролирует эту сферу стратегической важности. Регулирующая деятельность государства и инновационной сферы осуществляется в следующих направлениях: разработка стратегии взаимодействия государства и бизнеса, формирование институциональной сферы для разработки и реализации партнерских проектов, организация управления партнерством, разработка и совершенствование методов и механизмов, позволяющих реализовать на практике взаимодействие частного и государственного ресурса.

    Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

НЕОБХОДИМОСТЬ  ПРИМЕНЕНИЯ  МЕХАНИЗМА  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО  ПАРТНЕРСТВА  В  СОЦИАЛЬНОЙ  СФЕРЕ

Чистова  Анна  Андреевна

магистрант  1  курса,  кафедра  экономики,  СибГАУ,  РФ,  г.  Красноярск

E-mail:  [email protected]

Руйга  Ирина  Рудольфовна

научный  руководитель,  канд.  экон.  наук,  доцент  кафедры  экономики,  СибГАУ,  РФ,  г.  Красноярск

 

В  последнее  время  все  сильнее  проявляется  социальная  направленность  развития  российской  экономики.  Все  экономические  процессы  в  той  или  иной  степени  приобретают  социальную  окраску.  Государство  прилагает  все  больше  усилий  для  привлечения  средств  в  развитие  отраслей  социальной  сферы.  В  первую  очередь  это  вызвано  тем,  что  социальная  сфера  оказывает  прямое  влияние  на  качество  жизни  населения,  и,  следовательно,  на  уровень  экономического  роста  страны  в  целом.  Отрасли  социальной  сферы  играют  важную  роль  в  повышении  эффективности  экономики. 

На  данный  момент  общей  и  наиболее  острой  проблемой  для  всех  отраслей  социальной  сферы  в  России  является  отсутствие  стабильного  и  достаточного  бюджетного  финансирования.  По  данным  аналитической  компании  Business  Monitor  International,  потребность  в  освоении  и  модернизации  объектов  инфраструктуры  в  России  до  2020  года  составляет  минимум  1,26  триллиона  долларов,  причем  около  189  млрд.  из  них  приходится  на  социальную  сферу.  Очевидно,  что  государство  и  муниципалитеты  не  располагают  необходимыми  средствами,  и,  как  следствие,  на  данный  момент  в  России  финансируется  только  3  %  объектов,  являющихся  наиболее  приоритетными  [3].

Из-за  отсутствия  стабильного  и  достаточного  финансирования  происходит  сокращение  объема  предоставляемых  услуг  и  ухудшение  их  качества.  Но  при  этом  неизменно  растут  потребности  общества  и  требования  к  уровню  обслуживания.

Совершенно  очевидно,  что  перед  государством  стоит  весьма  актуальный  вопрос  по  поиску  дополнительных  источников  финансирования  процесса  модернизации  не  только  социальной  сферы,  но  и  всей  инфраструктуры.  Как  показывает  опыт  других  стран,  для  решения  указанной  проблемы  активно  используется  привлечение  ресурсов  предпринимательских  структур.  Подобное  сотрудничество  принято  называть  государственно-частным  партнерством  (ГЧП).

Наиболее  общее  определение  данному  понятию  дает  Всемирный  банк,  в  соответствии  с  которым  под  государственно-частным  партнерством  понимаются  официальные  соглашения  между  публичной  и  частной  сторонами  по  поводу  производства  и  оказания  инфраструктурных  услуг,  заключаемые  с  целью  привлечения  дополнительных  инвестиций  и  повышения  эффективности  бюджетного  финансирования.  Под  публичной  стороной  здесь  понимается  обобщающий  субъект  общественной  власти,  включающий  все  уровни  управления  [4].

Как  известно,  сотрудничество  государства  и  частного  сектора  по  вопросам  финансирования  инвестиционных  проектов,  имеет  давнюю  историю  (первое  строительство  по  концессионному  принципу  датируется  1552  г.).  Однако,  использование  механизма  государственно-частного  партнерства  в  современном  мире  начало  набирать  популярность  сравнительно  недавно.  Наибольшее  распространение  механизм  партнерства  получил  в  странах  англо-саксонской  правовой  системы,  где  допускается  применение  ГЧП  в  малых  и  средних  проектах.  В  Европе  же,  напротив,  ГЧП  применяется  в  более  крупных  проектах. 

Мировой  опыт  показывает,  что  механизм  ГЧП  успешно  может  применяться  во  многих  сферах,  в  частности:  в  транспортной  (автодороги,  железные  дороги,  аэропорты,  трубопроводный  транспорт)  и  социальной  инфраструктурах  (здравоохранение,  образование,  развлечение,  туризм),  в  отраслях  сферы  ЖКХ  (водо-,  электро-  и  газоснабжение,  очистка  воды,  переработка  ТБО  и  др.)  и  других  (тюрьмы,  объекты  военной  сферы).  По  общему  количеству  реализуемых  ГЧП-проектов  безусловным  лидером  является  социальная  инфраструктура  (образование  и  здравоохранение).  Что  касается  такого  показателя,  как  общая  стоимость  проектов,  лидером  выступает  транспортная  инфраструктура  (в  основном  проекты  по  строительству  автомагистралей). 

Следует  заметить,  что  при  анализе  мирового  опыта  ГЧП  проектов  прослеживается  корреляция  между  уровнем  социально-экономического  развития  страны  и  теми  отраслями,  которые  выбираются  для  привлечения  в  них  частных  инвестиций  с  помощью  ГЧП.  Так,  в  странах  с  высоким  уровнем  развития  (страны  «Большой  семерки»)  на  лидирующих  позициях  находятся  проекты  социальной  инфраструктуры,  а  именно  здравоохранение  и  образование.  В  общей  сложности  на  них  приходится  около  52  %  реализованных  проектов  ГЧП.  За  ними  следуют  проекты  транспортной  инфраструктуры  (около  15  %).  Но  при  этом  в  каждой  из  стран  «Большой  семерки»  выделяются  свои  лидирующие  отрасли.  Так,  в  США  это  автодороги  (89  %),  в  Великобритании  —  здравоохранение  и  образование  (35  %  и  32  %  соответственно),  в  Германии  —  образование  (43  %  проектов),  В  Италии,  Канаде  и  Франции  —  здравоохранение.

Если  в  развитых  странах  частный  капитал  посредством  ГЧП  привлекается  преимущественно  в  объекты  социальной  инфраструктуры,  то  в  развивающихся  странах  (Индия,  Бразилия,  Гонконг,  Саудовская  Аравия  и  др.),  так  же  как  и  в  странах  с  переходной  экономикой  (страны  Центральной  и  Восточной  Европы)  на  первом  месте  находятся  проекты  транспортной  инфраструктуры.  К  их  числу  относятся  проекты  по  строительству  автодорог,  мостов  и  тоннелей,  аэропортов.  Так  же  большое  внимание  уделяется  объектам  ЖКХ  (водоочистные  сооружения)  и  пенитенциарной  системы.  [1]

Осуществленные  в  Великобритании,  США,  Ирландии,  Франции,  Германии,  Японии  проекты  ГЧП  являются  наиболее  успешными,  именно  в  этих  странах  ГЧП  приобрело  наибольшую  популярность.  Сферы  применения  ГЧП  в  этих  странах  очень  разнообразны.  После  первого  успешного  применения  механизмов  ГЧП  опыт  организации  государственно-частного  партнерства  распространяется  во  многие  стратегически  значимые  сферы  экономики.

В  мировой  практике  к  числу  наиболее  распространенных  форм  партнерства  государства  и  бизнеса  относятся  концессии,  контракты,  аренда,  соглашения  о  разделе  продукции,  а  так  же  совместные  предприятия.

Опыт  стран  Европы  в  реализации  проектов  ГЧП  насчитывает  уже  более  20  лет.  И  в  последние  годы  наблюдается  устойчивая  тенденция  роста  числа  проектов  ГЧП  как  в  количественном,  так  и  в  стоимостном  выражении.  Причем  объем  новых  проектов  значительно  опережает  рост  вводимых.  Наибольшее  число  проектов  реализуется  во  Франции,  Германии,  Испании,  Нидерландах,  и  с  каждым  годом  увеличивается  количество  стран,  которые  активно  внедряют  механизмы  ГЧП  в  инвестиционные  процессы.

По  данным  журнала  «Вестник  ГЧП»,  в  первой  половине  2012  года  совокупный  объем  реализованных  сделок  ГЧП  европейского  рынка  составил  6  млрд.  евро,  при  этом  средний  размер  сделки  составил  146  млн.  евро.

Анализ  отраслевой  структуры  заключенных  сделок  в  странах  Западной  Европы  в  2012  году  по  стоимости  и  общему  количеству  показывает,  что  в  течение  первой  половины  2012  года  транспортный  сектор  был  самым  крупным  по  величине  объема  сделок  (2,9  млрд.  евро),  что  составляет  49  %  от  общего  объема.  Вторым  по  общей  стоимости  контрактов  сектором  стала  сфера  образования.  Но  при  этом  сектор  образования  оказался  самым  активным  за  этот  период  (было  заключено  10  сделок).

Так  же  в  результате  анализа  было  выявлено,  что  в  2012  году  крупнейшим  игроком  в  ГЧП  в  стоимостном  выражении  является  Франция  (2,9  млрд.  евро),  затем  идет  Великобритания  (1,7  млрд.  евро).  Но  при  этом  Великобритания  является  лидером  по  количеству  заключенных  контрактов  (в  первой  половине  2012  года  их  количество  составило  16  шт.)  На  Францию  и  Великобританию  суммарно  приходится  76  %  от  общего  объема  европейского  рынка  ГЧП  [2].

Среди  всех  стран,  активно  применяющих  ГЧП,  особенно  выделяется  Великобритания.  Государственно-частное  партнерство  в  Великобритании  развито  наиболее  широко,  чем  где  бы  то  ни  было  в  мире.  В  этой  стране  механизмы  государственно-частного  партнерства  получили  самое  широкое  распространение  во  многих  сферах.  Великобритания  активно  привлекает  частные  инвестиции  посредством  ГЧП  в  такие  сферы,  как  здравоохранение,  образование,  транспорт,  водоснабжение,  переработка  отходов,  в  инновационную  деятельность  и  др.

Великобритания  является  мировым  лидером  не  только  по  числу  сфер  экономики,  в  которых  применяется  ГЧП,  но  и  по  общему  числу  реализованных  проектов.  По  некоторым  данным,  в  период  с  1990  по  2010  годы  во  всем  мире  было  реализовано  порядка  1400  проектов  ГЧП,  причем  около  700  из  них  —  в  Великобритании.  Если  говорить  об  успешности  этих  проектов,  то  95  %  из  них  оцениваются  как  успешные.  Можно  сказать,  что  Великобритания  является  показательным  примером  применения  государственно-частного  партнерства. 

Государственно-частное  партнерство  в  Великобритании  начало  свое  развитие  в  90-х  годах  XX  в..  В  результате  многолетнего  поиска  британским  правительством  путей  улучшения  качества  предоставления  государственных  услуг  при  снижении  бюджетных  расходов  возникла  британская  форма  ГЧП,  называемая  частной  финансовой  инициативой  (private  financing  initiative,  PFI). 

ЧФИ  призвана  привлекать  частные  инвестиции  в  строительство  крупных  государственных  объектов.  Суть  ее  сводится  к  тому,  что  частный  бизнес  фактически  сам  осуществляет  строительство  государственного  объекта  и  финансирует  все  расходы  по  строительству  из  своих  средств.  Компенсация  расходов  инвестора  осуществляется  либо  за  счет  доходов  от  эксплуатации,  либо  за  счет  платежей  из  бюджета.  Государство  производит  расчеты  с  подрядчиком  только  после  завершения  строительства  объекта  инфраструктуры  и  полного  его  оснащения,  при  этом  доход  подрядчика  составляет  10—14  %  от  затраченной  суммы.  В  большинстве  случаев  инвестор  привлекается  к  дальнейшей  эксплуатации  объекта  и  организации  его  деятельности.  В  этом  случае  в  его  обязанности  так  же  будет  входить  поддержание  построенного  сооружения  в  течение  всего  времени  его  эксплуатации  (25  лет).  В  результате  использования  частной  финансовой  инициативы  Великобритания  получила  возможность  обеспечить  строительство  большого  количества  государственных  объектов,  не  увеличивая  налоги.  ЧФИ  способствовала  увеличению  объемов  и  ускорению  темпов  капитального  строительства  в  Великобритании  при  определенном  уровне  государственных  расходов  [6].

Ежегодно  в  Великобритании  заключается  несколько  десятков  контрактов  ГЧП.  По  данным  правительства,  такие  проекты  обеспечивают  17  %  экономии  от  бюджета  страны. 

Образование  (в  основном,  строительство  школ)  является  главным  сектором  программы  ЧФИ.  По  данным  журнала  «ГЧП  Журнал»,  за  все  время  использования  ЧФИ  в  Великобритании  реализовывалось  694  проекта  ГЧП,  причем  225  из  них  —  в  сфере  образования,  214  —  в  сфере  здравоохранения.  За  20  лет  использования  частных  средств  в  строительстве  и  эксплуатации  инфраструктурных  проектов  в  Великобритании  было  построено  около  130  больниц.  Большинство  из  этих  проектов  являются  успешными  (например,  госпиталь  Queen  Elizabeth),  но  так  же  встречаются  не  особо  удачные  (в  некоторых  случаях  происходит  удорожание  проектов  и  перенесение  сроков  их  сдачи)  [5].

Все  это  говорит  о  том,  что  приоритетным  направлением  развития  для  Великобритании  является  социальная  инфраструктура,  а  большое  количество  контрактов  говорит  об  эффективности  использования  механизма  ГЧП  в  модернизации  инфраструктуры  страны.

Мировой  опыт  реализации  ГЧП  показывает,  что  партнерство  государства  и  бизнеса  в  такой  форме  является  эффективным  способом  привлечения  финансов  частных  инвесторов  в  процессы  обновления  и  модернизации  инфраструктуры  страны.  Причем  сферы  применения  не  ограничиваются  проектами  в  области  здравоохранения,  образования  или  строительства  автодорог.  Каждая  страна,  в  зависимости  от  уровня  социально-экономического  развития,  самостоятельно  выбирает  отрасль,  в  развитии  которой  она  заинтересована,  и  в  которую  будут  привлекаться  средства  при  помощи  ГЧП. 

Комплексный  анализ  опыта  стран,  в  которых  ГЧП  зарекомендовало  себя  как  эффективный  механизм  финансирования  общественно  значимых  проектов,  а  так  же  адаптация  этого  опыта  применительно  к  нашей  стране,  помогут  в  дальнейшем  обеспечить  финансирование  всех  отраслей  инфраструктуры  России,  нуждающихся  в  реконструкции  и  усовершенствовании.  Однако,  как  показывает  мировая  практика,  прежде  чем  реализовывать  проекты  с  использованием  механизма  государственно-частного  партнерства  в  социальной  сфере,  необходимо  иметь  достаточно  развитую  транспортную  инфраструктуру,  и,  как  следствие,  интенсифицировать  развитие  ГЧП-проектов  в  этой  области.  В  то  же  время,  возможен  вариант  параллельного  развития  данного  инструмента  привлечения  инвестиций  как  в  социальной,  так  и  в  транспортной  сфере.  Принятие  федерального  закона  о  ГЧП,  создание  на  федеральном  и  региональных  уровнях  специализированных  структур,  координирующих  вопросы  ГЧП,  выработка  единой  политики  и  оптимальной  схемы  взаимодействия  федеральных  и  региональных  органов  власти  при  реализации  проектов  ГЧП,  а  также  увеличение  объема  поддержки  и  гарантий  частным  инвесторам  со  стороны  государства  позволят  ускорить  процесс  эффективного  функционирования  механизма  ГЧП  в  Российской  Федерации.

 

Список  литературы:

1.Айрапетян  М.С.  Зарубежный  опыт  использования  государственно-частного  партнерства  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html  (дата  обращения:  02.12.2013).

2.Аналитика:  международный  опыт  ГЧП  [Электронный  ресурс]  //  Вестник  ГЧП  —  Электрон.  журн.  —  2012.  —  №  2.  —  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kzppp.kz/public/upload/files/vestnik_2009_3.pdf  (дата  обращения:  02.12.2013).

3.Виньков  А.,  Сивоков  Д.  Пошли  купаться  в  голубом  океане  //  Эксперт.  —  2013.  —  №  17—18  (849).  —  с.  36—43.

4.Делмон  Д.  Государственно-частное  партнерство  в  инфраструктуре.  Практическое  руководство  для  органов  государственной  власти  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/Jeff%20Delmon_PPP_russian.pdf  (дата  обращения:  14.12.2013).

5.Крюков  Д.  Помощь  для  доктора  [Электронный  ресурс]  //  ГЧП  Журнал.  —  Электрон.  журн.  —  2013.  —  №  1.  —  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/6/pppjournalN1.pdf  (дата  обращения:  15.12.13).

6.О  системе  государственно-частного  партнерства  в  Великобритании  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/GB_PPP.pdf  (дата  обращения:  05.12.13).

sibac.info

51. Государственно-частное партнерство. Содержание, основные сферы применения и перспективы развития

Под ГЧП обычно понимаются юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.

Принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ) можно считать определяющим в сфере ГЧП, а социально-политическую значимость инвестиционных проектов и присутствие публично-правового образования в качестве партнера – основными специфическими чертами ГЧП, отличающими эти отношения от обычных гражданско-правовых отношений.

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Проекты по развитию отраслей инфраструктуры — связи, генерации, передачи и распределения энергии, транспорта и водоснабжения (ЖКХ) — занимают в развивающихся странах около половины всех сделок ГЧП. За ними по размеру выручки следуют сектора с более высоким уровнем конкуренции — производство, услуги, нефтепереработка, финансы и добывающие отрасли. Зачастую предприятия в этих сферах имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство.

В Российской Федерации имеется значительный потенциал для развития многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда следующих проблем:

  • ГЧП нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны;

  • необходим существенный прогресс в развитии российского законодательства о государственно-частном партнерстве, в особенности, в отношении принятия, распределения правомочий и защиты интересов сторон партнерства;

  • разработка проблемы концессий ведется в стране не системно: власть сосредоточивается в основном на законодательных вопросах, не уделяя должного внимания экономическим и социальным проблемам, механизму функционирования и регулирования концессий;

  • необходимо подготавливать высококвалифицированные кадры, способные профессионально составлять долгосрочные концессионные договоры.

Государственно-частное партнерство в России находится пока в зачаточном состоянии. Но уже установлено основополагающее правило: бюджетные средства должны быть в таких проектах не главным источником, а прежде всего катализатором для частных инвестиций. 

studfiles.net

Вопросы расширения форм и сфер применения государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой взаимовыгодное сотрудничество государства и частного сектора в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности госу­дарства на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей, определяемых в соответствующих договорах.

В целях реализации принятого курса на развитие концессионной модели государственно­частного партнерства в Казахстане сформирована законодательная база, создающая правовую основу реализации отдельных крупных концессионных проектов. Основным законом, регулирующим концессионные отношения, выступает Закон «О концессиях», принятый в 2006 г. и предоставляющий возможность для частного инвестора инвестировать финансовые и технологические ресурсы, свой опыт и новые технологии в государственные активы. Наряду с этим были внесены поправки, касающиеся концессий, в Бюджетный и Налоговый кодексы, в Закон «Об автомобильных дорогах». В целях экспертизы концессионных проектов на всех этапах их подготовки и участия в оценке эффективности их реализации Правительством в июле 2008 г. создан Казахстанский центр государственно-частного партнерства.

В соответствии с Законом о концессиях объектом концессии выступает существующий объект, находящийся в государственной собственности, или объект, который будет создан в будущем в ре­зультате исполнения условий договора концессии. Применяемая в настоящее время в Казахстане мо­дель ГЧП — ВТО (строительство (реконструкция) — передача — эксплуатация) основывается на том, что частный сектор строит объект, передает его государству, а затем получает право на эксплуатацию и взимание платы за использование.

Согласно Закону о концессиях концессионеру предоставляется право временного владения и пользования объектом государственной собственности на условиях, установленных в соответствую­щих договорах концессии, при этом у него нет права распоряжения объектом. Кроме того, в соответ­ствии с Законом о концессиях в целях поддержки деятельности концессионера могут предоставляться один либо несколько мер государственной поддержки.

В рамках законодательства по вопросам концессии используется ряд утвержденых нормативных правовых актов, которые влияют на правовое регулирование планирования и реализации концесси­онных проектов:

-   правила, определяющие порядок организации представления, рассмотрения и отбора концес­сионных проектов;

-   правила, определяющие порядок проведения конкурса по выбору концессионера;

-   требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз тех­нико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий;

-   требования к экспертизе концессионных предложений, конкурсной документации, концесси­онных заявок, представленных участниками конкурса при проведении конкурса по выбору концессионера, и проектов договоров концессии;

-   методика определения стоимости объекта концессии, концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионера;

-   правила, определяющие порядок мониторинга и оценки концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета.

Тарифы на регулируемые виды услуг устанавливаются в рамках Закона Республика Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

Для дальнейшего расширения практики реализации общественно значимых проектов по меха­низму ГЧП представляются недостаточными существующее законодательство и опыт по примене­нию одной из контрактных форм ГЧП на основе договора концессии при реализации проектов в транспортном и энергетическом секторе.

В целях совершенствования правовой и институциональной основы в данной области требуются решения для развития механизмов ГЧП в отраслях традиционной ответственности государства, а также меры, направленные на создание необходимых условий для повышения инвестиционной при­влекательности проектов, реализуемых с использованием механизма ГЧП.

В связи с тем что при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов с использовани­ем механизма концессии, как правило, возникает необходимость в привлечении дополнительных ин­вестиций, представляется целесообразным использование положительно зарекомендовавшего себя в международной практике инструмента проектного финансирования. Суть проектного финансирования заключается в том, что в лице концессионера может выступать специальная финан­совая компания (далее — СФК), создаваемая спонсором (спонсорами) проекта для реализации одного конкретного проекта с использованием механизма ГЧП.

В силу своей гибкости эта форма является эффективным инструментом привлечения средств в условиях нестабильной экономики.

Особенность инструмента проектного финансирования заключается в оценке способности про­екта стабильно генерировать текущие и будущие денежные потоки. Именно эти потоки становятся источником средств для обслуживания и возврата долга и выплаты дохода на капитал, инвестирован­ных в проект.

Законом Республики Казахстан от 20 февраля 2006 г. «О секьюритизации» урегулированы во­просы покупки будущих или существующих прав требований на стадии эксплуатации объекта, т.е. при реализации проектов ГЧП в эксплуатационном периоде, у концессионера существует возмож­ность привлечь средства посредством переуступки прав требований путем выпуска облигаций, обес­печенных выделенными активами, или, иначе говоря, секьюритизироваться.

В соответствии с законодательством о секьюритизации определено, что права требования — это денежные требования, возникающие в процессе осуществления организатором основного вида дея­тельности, подтверждая возможность использования данного механизма только в эксплуатационный период.

Для создания условий развития инструмента проектного финансирования для реализации проек­тов с использованием механизма ГЧП необходимо предусмотреть возможность создания СФК с осо­бым юридическим статусом.

В проектах, реализуемых с использованием механизма ГЧП, государство должно устанавливать необходимые параметры и стандарты передачи объектов государственной собственности по контрак­там, определять возможность, механизмы и объемы предоставления мер государственной поддержки и сохранять за собой контрольные функции за состоянием объекта концессии и качеством оказывае­мых услуг.

На частный сектор должны быть возложены обязательства по соблюдению условий контрактов, обеспечивающих качество предоставляемых товаров/работ/услуг в рамках реализации проекта.

Законодательное урегулирование использования проектного финансирования будет способство­вать организации финансирования проектов, при котором:

1)   будет осуществляться уступка прав требований по будущим денежным потокам, поступаю­щим от реализации проекта (выделенные активы), которые будут являться основным обеспечением для обслуживания и возврата привлеченных средств;

2)   будет создаваться новая юридически обособленная специальная финансовая компания для привлечения и обслуживания проектного долга.

Кроме того, использование инструмента проектного финансирования будет направлено на ми­нимизацию рисков, защиту и усиление прав кредиторов, снижение юридической неопределенности при реализации проекта и, как следствие, повышение привлекательности проекта.

По мнению специалистов, ожидаемый экономический эффект после законодательного урегули­рования вопроса проектного финансирования будет выражаться в следующем:

-   привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций за счет минимизации рисков ка­захстанской стороны, что улучшит инвестиционный климат и перспективы внешнего заимст­вования для казахстанских заемщиков в целом;

-   реализация проектов не предполагает предоставления государственных гарантий и не приведет к росту госдолга, так как финансирование проектов будет осуществляться под будущие де­нежные потоки от самого проекта;

-   влияние на развитие финансового сектора и предоставление новых возможностей для финан­совых институтов по инвестированию в инфраструктурные и иные капиталоемкие проекты за счет снижения риска.

По нашему мнению, дальнейшее развитие государственно-частного партнерства связано с совершенствованием его отраслевой направленности, с расширением его сферы в отраслях традици­онной ответственности государства.

Необходимость определения наиболее приоритетных отраслей для применения ГЧП для каждой страны и для региона возникает в связи с невозможностью одновременного привлечения инвестиций во все отрасли экономики страны в полном объеме, а также с выделением отдельных отраслей, особо важных для поступательного развития национальной экономики, в качестве приоритетных.

В условиях принятия в Казахстане курса на активное развитие государственно-частного партнерства в его полноценном виде представляется целесообразным рассмотрение зарубежного опыта ГЧП, его отраслевой направленности в странах с разными уровнями социально­экономического развития.

Как показывает анализ мирового опыта, среди случайно выбранных, реализованных с помощью концессионной формы ГЧП проектов лидирующее положение (41,8 %) занимает социальная инфра- стуктура — здравоохранение, образование, развлечения, за ней, с небольшим отрывом (34,0 %), следует транспортная инфраструктура — автодороги, железные дороги, метро, аэропорты [1]. При этом следует отметить, что в мировой практике наблюдается зависимость выбора отраслевой ориентации исполь

articlekz.com

Государственно-частное партнёрство – новые возможности при реализации инновационных проектов

  1. Государственно частное партнерство: понятие, формы

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - для России относительно новая форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В настоящее время в РФ разработан проект единого закона о ГЧП и принят 26.04.2013 г. Государственной Думой ФС РФ в I чтении (проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»). Также законодательство о ГЧП принято в 69 субъектах России, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов в РФ действуют также Федеральные законы от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которые также оговаривают варианты реализации проектов ГЧП. В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (поскольку предоставление бизнесу льгот на определенной территории - тоже вариант ГЧП в широком смысле).

Преимущество ГЧП по сравнению с другими формами взаимодействия государства и частного субъекта заключается в следующем:

- Проекты ГЧП зачастую облегчают выход на мировые рынки капиталов, активизируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе происходит развитие местных рынков капитала, товаров и услуг;

- Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в т.ч. с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии;

На стороне государства в проектах ГЧП – правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах;

- В ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций – контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг;

- В рамках государственной собственности происходят существенные институциональные преобразования, позволяющие расширять участие частного бизнеса в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций. Оставаясь собственником, государство при этом сохраняет за собой и определенную степень хозяйственной активности.

 

  1. Концессия как форма ГЧП

В Российской Федерации наибольшую поддержу со стороны РФ так и со стороны субъектов РФ получила концессионная модель, выразившаяся в предоставлении средств Инвестиционного фонда РФ и активной законодательной работе.

Несомненным достоинством этой модели с юридической точки зрения является ее закрепление на уровне Федерации в ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессиях) в 2005 г., который был существенно доработан в 2008 и 2010 гг., в результате чего многие его недостатки, выявленные практикой применения, были устранены.

Закон о концессиях прямо предусматривает строительство и реконструкцию частным инвестором (в терминологии Закона о концессиях - концессионером) автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, тоннелей; объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта; морских и речных портов, аэродромов и аэропортов; коммунальной инфраструктуры и др. Право собственности на объект сохраняется за государством или муниципалитетом (в терминологии Закона о концессиях - концедентом), который предоставляет концессионеру на срок окупаемости проекта право владения и пользования объектом в целях его эксплуатации для возмещения инвестиционных затрат и извлечения прибыли. Таким образом, концессионная модель, не предусматривающая частной собственности на объект, предоставляет концеденту возможность полностью контролировать проект.

В России до сих пор практически нет реально работающего механизма ГЧП по созданию крупных капиталоемких объектов производственной и социальной инфраструктуры на концессионной основе или с использованием инвестиционных договоров под долгосрочные государственные гарантии.

Главная проблема с государственно-частными партнерствами в России и концессиями как их основной формой заключается в том, что государство, приняв Закон N 115-ФЗ, устранилось от разработки подзаконной нормативной базы и системы управления (вертикальной системы органов).

Но вялое течение концессионного процесса в современной России объясняется не только недостаточной подготовленностью государственного аппарата. Бизнес, в свою очередь, не может и не хочет участвовать в реализации проектов с высокими рисками и неопределенностью относительно того, как будут регулироваться концессионные предприятия и на каких условиях они могут быть национализированы.

С момента принятия Федеральногозакона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и до настоящего времени на федеральном уровне были заключены только два концессионных соглашения о строительстве и эксплуатации на платной основе участков скоростных автодорог Москва - Санкт-Петербург (15 - 58 км) и М-1 "Беларусь" Москва - Минск (в обход города Одинцово). Процесс подготовки этих договоров проходил очень тяжело, тексты концессионных соглашений до сих пор недоступны широкой общественности, многочисленные трудности возникали уже на начальных этапах осуществления проектов.

 

  1. Сфера применения ГЧП в России

Сфера применения ГЧП-проектов в РФ огромна. На сегодняшний момент в России реализуются ГЧП-проекты и в дорожном строительстве, в области ЖКХ, социальной инфраструктуре.

Проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» не содержит четкого перечня тех сфер общественной жизни, в которых ГЧП-проекты могли бы быть применимы (первая редакция законопроекта содержала запрет передавать в частные руки объекты жилищно-коммунального хозяйства, сейчас ГЧП в данной сфере регулируется Законом о концессиях, то есть право собственности на объекты ЖКХ закрепляется за публичным партнером).

Некоторые законы субъектов РФ, например, содержат четкий перечень сфер применения ГЧП. Это транспортная и инженерная инфраструктура, инфраструктура связи и телекоммуникаций, системы ЖКХ, энергоснабжение и распределение энергии, государственное и муниципальное управление, правопорядок и безопасность, связь, использование природных ресурсов, здравоохранение, воспитание, культура, спорт, образование, туризм.

Проект ФЗ "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" предполагает принятие отдельных законов по разным направлениям ГЧП. Так, уже сейчас идет подготовительная работа по закону о государственно-частном партнерстве в оборонно-промышленном комплексе (изначально эта сфера наряду с ЖКХ была исключена из области применения закона о ГЧП). В будущем возможна конкретизация условий сотрудничества власти и бизнеса в здравоохранении и социальной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д. Все указанные нормативно-правовые акты позволят разработать каналы проникновения частных инвестиций в сферы государственного регулирования.

 

  1. Процесс разработки закона сегодня

В настоящее время ведется активная работа над редактированием и согласованием проекта ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Правительством подготовлена (ко второму чтению документа в Госдуме) обновленная версия законопроекта об основах государственно-частного партнерства (ГЧП). Заместитель руководителя аппарата думского комитета по собственности Игорь Фролов сообщает, что сейчас этап согласований и консультаций, который идет тяжело.

В обновленной версии проекта ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» чиновники намерены предельно жестко регламентировать ГЧП: в проекте появился перечень разрешенных форм. В проекте описано 11 моделей: какое имущество и на каких правах государство передает частнику, на каких условиях частник возвращает его и работает в проекте. Кроме того, документ разрешает использовать концессии и другие формы, предусмотренные федеральными законами или постановлениями правительства.

Так же на международном инвестиционном форуме "Сочи-2013", проходившем в сентябре 2013 года, обсуждался вопрос о государственно-частном партнерстве в РФ и проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков заявил, что закон о государственно-частном партнерстве, разработанный в ведомстве, будет принят в первом и втором чтениях депутатами Госдумы уже в эту осеннею сессию.

Центр развития ГЧП и Минэкономразвития разработали для регионов рекомендации по использованию механизма ГЧП. Это подробная инструкция: какие нужны программные документы, как определить отрасли для проектов, что предусмотреть в местном законодательстве и как управлять уже запущенными проектами.

Однако, учитывая вышеизложенное, законопроект требует уточнения и доработки в отношении таких моментов как:

- вопросы конкуренции при заключении соглашений о ГЧП;

- вопросы отграничения соглашений о ГЧП от контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном законодательством о госзакупках;

- вопрос увеличения на более продолжительный сроков бюджетного планирования;

- необходимо дать возможность совместного осуществления проекта субъектами РФ и муниципальными образованиями;

- возможность объединения объектов в один проект при проведении конкурсов на право заключения соглашения о ГЧП (эти меры помогут удешевить стоимость любого проекта ГЧП).

Тем не менее, Российская Федерация встала на позитивный путь развития законодательства о государственно-частном партнёрстве, что позволит в дальнейшем находить новые возможности сотрудничества государства и частного сектора при реализации инновационных значимых для государства проектов.

Спасибо за комментарии!

zakon.ru

2.1 Зарубежный опыт и сферы применения ГЧП. Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в экономику страны

Похожие главы из других работ:

Анализ форм и систем оплаты труда на примере УП "УКС Мингорисполкома"

1.3 Зарубежный опыт оплаты труда

Современная структура заработной платы стран с развитой рыночной экономикой представляет собой результат длительного и противоречивого преобразования...

Аутсорсинг и его роль в экономике

1.3 Сферы применения аутсорсинга

Аутсорсинг сферы вспомогательного производства Аутсорсинг сферы производства затрагивает, во-первых, вспомогательное производство, что означает обеспечение основного производства технологическим оснащением, электроэнергией, транспортом...

Внедрение инновационных технологий в экономическое пространство России

1.3 Инновационные технологии: понятия, виды, сферы применения

Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспечивающих инновационную деятельность. Технологии, ориентированные на формирование системного, творческого...

Государственное регулирование оценочной деятельности в России и за рубежом

2.2 Зарубежный опыт и возможности применения его в России

реклама лексический многозначный полисемичный В разных странах существуют разные критерии регулирования оценочной деятельности. В одних она кодифицирована нормативно-правовыми актами...

Заработная плата в экономической теории

1.3 Зарубежный опыт применения современных форм и систем оплаты труда

Современная структура заработной платы стран с развитой рыночной экономикой представляет собой результат длительного и противоречивого преобразования...

Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике

2.1 Зарубежный опыт кластеризации

Теория кластеров используется для формирования экономической политики многих стран мира, а также их регионов. Кластерная политика является важной составляющей государственных экономик. Под кластерной политикой понимаются меры...

Конкурентоспособность российских предприятий

2.3 Зарубежный опыт

В то же время в странах Западной Европы в последние годы снова растет интерес к проблемам выращивания «национальных чемпионов», прежде всего в сфере наукоемкого бизнеса. Дебаты о «национальных чемпионах» возникли в ЕЭС после 2003 г...

Особые экономические зоны в Российской Федерации

1.3 Зарубежный опыт в создании ОЭЗ

Чтобы понимать отличие нашей системы создания ОЭЗ от иностранных, хотелось бы привести в пример несколько стран - успешных представителей создания собственных свободных экономических зон. Особые экономические зоны...

Планирование производственной программы предприятия

1.4 Зарубежный опыт в планировании ПП

В начале 60-х годов, в связи с ростом популярности вычислительных систем, возникла идея использовать их возможности для планирования деятельности предприятия, в том числе для планирования производственных процессов...

Поддержка малого бизнеса в России и зарубежом

3. Зарубежный опыт

...

Проблемы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

1.3 Зарубежный опыт развития МП

Малый бизнес является основой экономики для многих развитых стран. Отечественные аналитики активно занимаются изучением зарубежного опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам в нашей стране. http://www.kreditbusiness...

Разработка проекта развития франчайзинга в корпорации (на примере ООО "Астра")

1.1 Понятие, сущность и сферы применения франчайзинга

Франчайзинг является интенсивно развивающимся и надежным методом ведения бизнеса. В мировом масштабе опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет. Данные отношения предъявляют особые требования к ведению бизнеса...

Фискальная политика

2. Зарубежный опыт фискальной политики.

Во всем мире фискальные меры достаточно схожи: с помощью фискальной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги...

Частно-государственное партнерство: сущность, перспективы

3.1 Зарубежный опыт

За рубежом частно-государственным партнерством принято называть очень широкий спектр бизнес-моделей и отношений...

Экономика высшего образования в России: проблемы и перспективы

3.1 Зарубежный опыт реформ в образовании

В последние годы ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразований своих систем образования, порой выливающихся в глубокие и многоплановые реформы...

econ.bobrodobro.ru