Классификация секретной информации в США. Секретно совершенно секретно особой важности


Государственная тайна

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

 

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

 

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

 

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

 

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

 

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

 

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

 

 

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

 

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

 

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

 

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

 

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

 

Понятие о степени секретности и грифах документов

 

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

 

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

 

 

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

 

 

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

 

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

 

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

 

 

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

 

  • «UK eyes only» - только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» - только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» - для граждан государств участников договора о РЭБ.

 

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

 

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

 

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

 

Зашита информации, составляющей гостайну

 

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

 

 

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

 

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

 

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

 

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

 

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

 

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

 

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика - важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

utmagazine.ru

Сведения особой важности - это... Что такое Сведения особой важности?

 Сведения особой важности

"...К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей..."

Источник:

Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 22.05.2008) "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности"

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Сведения о судимостях кандидата на выборах
  • Сведения, составляющие гостайну

Смотреть что такое "Сведения особой важности" в других словарях:

  • ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ — гриф секретности, указывающий на то, что в работе, документе или изделии содержатся сведения политического, военного, экономического, научно технического или иного характера, составляющие государственную тайну. Работа с документами и изделиями… …   Большой экономический словарь

  • Выезд из рф и въезд в рф — (англ. departuare from RF and entry/entrance to RF) установленные законодательством процедуры реализации права каждого человека свободно выезжать за пределы РФ и права каждого гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. В. из РФ и в. в РФ… …   Большой юридический словарь

  • Выезд из рф и въезд в рф — (англ. departuare from RF and entry/entrance to RF) установленные законодательством процедуры реализации права каждого человека свободно выезжать за пределы РФ и права каждого гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. В. из РФ и в. в РФ… …   Энциклопедия права

  • Гриф секретности — Уровни секретности Уровни секретности документов в СССР Максимальный CC/ОП (Совершенно Секретно. Особая Папка) ОП (Особая Папка) ОВ (Особой Важности) СС (Совершенно Секретно) С (Секретно) ДСП (Для служебного пользования) Минимальный …   Википедия

  • государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства. Виды… …   Большой юридический словарь

  • Государственная тайна — (англ. state secret; фр. secret d etat) сведения военного, экономического и политического характера, имеющие важное гос ное значение и специально охраняемые государством. Отношения, связанные с Г.т., в РФ регулируются Законом РФ «О… …   Энциклопедия права

  • государственная тайна — определённые законом сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством. В Российской Федерации Закон о государственной тайне принят в 1993 с изменениями 1997. * * * ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА,… …   Энциклопедический словарь

  • Секретность —   свойство объекта (предмета, документа, события), сущность которого представляет собой государственную или служебную тайну и скрывается от посторонних лиц с помощью специальных мер технического, административно правового и оперативного характера …   Контрразведывательный словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА — определенные законом сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГОСУДАРСТВО — ГОСУДАРСТВО, а, ср. 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства. 2 …   Толковый словарь Ожегова

official.academic.ru

Презентация на тему: Ограничения

Лица, допущенные к сведениям степени «совершенно секретно» или «особой важности», могут быть ограничены в своих конституционных правах

Такие ограничения могут быть установлены исключительно в индивидуальном порядке органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну

www.themegallery.com

Company Logo

Ограничения могут касаться:

(ст. 24 ФЗ «О государственной тайне»)

права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне

www.themegallery.com

Company Logo

Выводы

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации

Согласно ст. 2 ФЗ «О государственной тайне» под грифом секретности понимаются реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»

Лица, допущенные к сведениям степени «совершенно секретно» или «особой важности», могут быть ограничены в своих конституционных правах

www.themegallery.com

Company Logo

Список использованных источников

1.Интернет ресурс. ФЗ «О государственной тайне». http://www.fsb.ru/fsb/npd/[email protected] sbNpa.html

2.Интернет ресурс. Википедия . Государственная тайна.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F1%F 3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%F2% 0%E9%ED%E0

3.Интернет ресурс. Википедия. Гриф секретности. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гриф_секретности

www.themegallery.com

Company Logo

Совершенно секретные:

К совершенно секретным сведениям следует К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научновнешнеполитической, экономической, научнотехнической, разведывательной, технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативноконтрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей нескольких из перечисленных областей

www.themegallery.com

Company Logo

Секретные:

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну.

Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесённый интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической,разведывательной, контрразведывательной илиоперативно-розыскнойобласти деятельности

www.themegallery.com

Company Logo

studfiles.net

Совершенно секретно (гриф) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Документ с реквизитами грифа секретности

Система классификации секретной информации, действующая в Российской Федерации в настоящее время, установлена Законом Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21 июля 1993 года[1]. Этот закон, претерпевший несколько редакций, устанавливает систему классификации, очерчивает круг сведений, подлежащих и не подлежащих засекречиванию, порядок засекречивания и рассекречивания, допуск лиц к секретной информации, а также меры, применяемые для защиты государственной тайны.

Система классификации[ | ]

Согласно статье 8 закона «О государственной тайне»[1], уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. В настоящее время существует три уровня секретности и соответствующие им грифы секретности: особой важности, совершенно секретные, секретные.

Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:

  • особой важности: к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
  • совершенно секретные: к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
  • секретные: к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесённый интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Маркировка носителей информации[ | ]

После отнесения сведений к определенному уровню секретности на носители информации, содержащие государственную тайну, наносятся следующие реквизиты:

  • степень секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
  • сведения об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
  • регистрационный номер;
  • дата или условия рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Помимо данных реквизитов на носителе или в сопроводительной документации могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При невозможности нанесения таких реквизитов на сам носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Если носитель содержит части, относящиеся к различным степеням секретности, то каждой из этих частей присваивается соответствующий гриф секретности, а всему носителю присваивается гриф секретности, соответствующий наивысшему грифу частей носителя.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Классификация секретной информации в США — Википедия

Пример секретного документа правительства США — стр. 13 доклада АНБ США об инциденте с USS Liberty, произошедшем 8 июня 1967 года, частично рассекреченного и обнародованного в июле 2003 года. Уровень секретности — «особой важности», обозначенный кодовым словом UMBRA, показан в верхней и нижней части страницы. Кроме секретной, документ содержит и фрагменты несекретной информации

Система классификации секретной информации, действующая в США в настоящее время, установлена Указом 13526 президента Барака Обамы, изданным в 2009 году и заменившим ранее существовавшие нормативные акты в сфере засекречивания информации[1]. Указ 13526 устанавливает систему классификации, порядок засекречиваниия, рассекречивания и обработки информации, созданной правительством США, его сотрудниками и подрядчиками, а также информации, полученной от других органов власти[1].

При оценке степени секретности информации в США используется термин information sensitivity, не имеющий точного аналога в русском языке и обозначающий уровень ущерба, который может нанести национальной безопасности США раскрытие данной информации. В США есть три уровня секретности информации, по мере возрастания: «Confidential» («секретно»), «Secret» («совершенно секретно») и «Top Secret» («совершенно секретно, особой важности»)[2].

В законодательстве США не существует единого Закона о государственной тайне, подобного тому, которые имеются в законодательстве Великобритании (Закон о государственной тайне (1989)[en]), Канады (Security of Information Act), Новой Зеландии (The Official Secrets Act 1951), Индии (Official Secrets Act) и других стран, хотя федеральный Закон США о шпионаже (1917)[en] содержит схожие нормы. В силу этого разглашение секретной информации в США, строго говоря, не является незаконным. Представители законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе президенты США, нередко организовывали «утечки» секретной информации журналистам[3][4][5][6]. Конгресс США неоднократно сопротивлялся принятию закона, который запрещал бы в целом раскрытие секретной информации. Вместо этого в США существует «лоскутная» система законов об уголовной ответственности только за разглашение определенных типов секретной информации, да и то лишь при определенных обстоятельствах. В судебных процессах, в том числе по делам о шпионаже, были нередки ситуации, когда судьи принимали решение по каждому документу — насколько правомерно его отнести к категории «секретных». Кроме того, по закону, информация не может быть засекречена для того, чтобы покрыть незаконную деятельность; информация может быть засекречена только в интересах защиты национальной безопасности.

Терминология о секретности информации[править]

Используемые в США классификационные отметки наносимые на носители информации в зависимости от степени секретности содержимого

Согласно Указу 13526, информация является секретной, если она имеет одну из трёх отметок: «секретно», «совершенно секретно» и «совершенно секретно, особой важности»[1]. Информация, которая не имеет таких пометок, называется «открытой информацией» (англ. Unclassified information). Термин «рассекреченая информация» (англ. declassified), используется в отношении информации, с которой снят гриф секретности. Термин «уровень секретности снижен» (англ. downgraded ) относится к информации, которая отнесена к более низкому уровню секретности, но продолжает быть засекреченной. Многим правительственным документам уровень секретности понижается автоматически, а через некоторое время происходит рассекречивание.

В отношении информации, которая не имеет грифа секретности, но распространение которой подлежит ограничению, правительство США использует также термины:

  • англ. Sensitive Security Information (SSI) — «информация, затрагивающая вопросы безопасности»;
  • англ. Critical Program Information (CPI) — «критическая программная информация»;
  • англ. For Official Use Only (FOUO) — «только для служебного пользования» ;
  • англ. Resticted — «для служебного пользования»;
  • англ. Limited Distribution (LIMDIS) — «распространение ограничено»;
  • англ. Law Enforcement Sensitive (LES) — «для правоохранительных органов», и другие.

Кроме того, в вооружённых силах США для документов ограниченного доступа используются пометки:

  • англ. For training, otherwise — «для учебных целей, в остальных случаях…»;
  • англ. Confidential - modified handling authorized (CONF-MHA) — «рассекречен, можно передавать открыто»;
  • англ. Modified clear (MOD CLEAR) — «видоизменённый открытый» (для случаев, когда открытый текст содержит кодовые слова)[2].

В случаях, когда документация несекретного характера передаётся закрытым текстом, после грифа «Confidential» на ней ставится пометка RUUP (Regrade Unclassified Upon Receipt — «По получении считать несекретным») или EFTO (Encrypt For Transmission Only — «Зашифровано только для передачи»)[2].

Причины ограничений на распространение информации могут включать в себя контроль за экспортом военных технологий и технологий двойного назначения, политику приватности, постановления суда, идущие уголовные расследования, равно как и вопросы национальной безопасности. Информацию, которая никогда не была засекречена, специалисты в сфере секретной информации иногда называют «открытым источником». Термин «значимая для общественной безопасности» (англ. Public Safety Sensitive (PSS)), по аналогии с информацией «для правоохранительных органов» относится к информации, которая связана с службами общественной безопасности (органы правопорядка, пожарные и неотложная медицинская помощь). По мнению профессора Гарвардского университета П.Гелисона, правительство США выпускает больше секретной, чем несекретной информации[7].

Уровни секретности информации, используемые правительством США[править]

Годовой отчёт за 2011 год Information Security Oversight Office президенту США о защите секретной информации

Правительство США засекречивает информацию в зависимости от степени ущерба, который может нанести национальной безопасности несанкционированное разглашение данной информации. При этом допуск к секретной информации определённого уровня не означает, что сотрудник, имеющий допуск, может быть ознакомлен со всеми документами данного уровня секретности. Например, все американские военные лётчики должны иметь допуск к документам уровня «секретно», но при этом они могут получить доступ только к документам, непосредственно связанным с конкретным заданием. Существует также система дополнительных уровней допуска к секретной информации. Например, доступ к документу с пометкой «Секретно//COMINT» (S-SI) может получить только сотрудник с допуском к документам уровня «Секретно» и выше, и имеющий, кроме того, дополнительный допуск к материалам радиоэлектроной разведки.

Совершенно секретно, особой важности[править]

Совершенно секретно, особой важности (англ. Top Secret) — высший уровень секретности, в случае раскрытия данная информация может представлять угрозу национальной безопасности[1]. По экспертным оценкам, в США около 1,4 миллиона людей имеют допуск к информации уровня Top Secret[8].

Совершенно секретно[править]

Совершенно секретно (англ. Secret) — второй уровень секретности. В случае разглашения может причинить «серьезный ущерб» национальной безопасности[1]. Большая часть документов правительства США относится к этому уровню.

Секретно[править]

Секретно (англ. Confidential) — самый низкий уровень секретности правительственной информации. Нанесёт «ущерб» национальной безопасности, если станет достоянием гласности[1].

Открытая информация[править]

«Открытая информация» (англ. Unclassified) не является официальной категорией секретности, а является таковой по умолчанию. Незасекреченная информация при этом может иногда быть ограниченной для распространения, как например, информация категории «важно, но несекретно» (англ. (SBU)), или «только для служебного пользования» (англ. FOUO). Например, бюллетени правоохранительных служб США в период, когда Министерство национальной безопасности США подняло уровень террористической угрозы, как правило, классифицируются как «U//LES» (англ. "Unclassified - Law Enforcement Sensitive" — «Открытая информация — значимая для правоохранительных органов»). Эта информация должна распространяться только в правоохранительных органах (шерифы, полиция и т. д.), но, поскольку она не является секретной, иногда публикуется в СМИ. Информация, которая не является секретной, но в отношении которой правительство считает, что она не подпадает под действие Закона о свободе информации США, нередко классифицируется как U//FOUO (англ. Unclassified—For Official Use Only — «Открытая, только для служебного пользования»). В дополнение к категории FOUO, информация может быть классифицирована также в зависимости от её доступности для распространения (например, информация «Distribution D» может быть выдана только представителям подрядных организаций, список которых утверждён Министерством обороны США)[9]). Кроме того, маркировка NOFORN (что означает «не для иностранных граждан») применяется к любой информации, которая не может распространяться среди лиц, не являющихся гражданами США. Документы, подпадающие под действие законодательства США о контроле за экспортом, также имеют определенную маркировку.

Наконец, уровень секретности информации может быть повышен при её агрегировании. Например, конкретные технические характеристики системы оружия могут быть классифицированы как «секретные», но документ, отражающий совокупность всех технических характеристик данной системы, может иметь статус «совершенно секретно». Использование открытой информации с дополнительными ограничениями на распространение растёт с течением времени в правительстве США[10].

В сентябре 2005 года Дж. Уильям Леонард, директор Бюро информационной безопасности Национального управления архивов и документации заявил в своём интервью:

Ни один человек в правительстве не может идентифицировать все контролируемые и открытые [категории информации], не говоря уж о том, чтобы описать все правила [работы с ними].

— Michael J. Sniffen. Report: Gov't Secrecy Grows, Costs More. Associated Press, September 5, 2005.

Контролируемая открытая информация[править]

Один из выводов комиссии 9/11 гласил, что «правительство хранит слишком много тайн. Для решения этой проблемы Комиссия рекомендует „заменить культуру агентств, чувствующих, что они владеют информацией, собранной за счет налогоплательщиков, на культуру, в которой эти учреждения чувствуют, что они обязаны… вернуть налогоплательщикам их инвестиции, сделав эту информацию доступной“»[11].

В связи с тем, что правительством США использовалось более чем 100 обозначений для различных видов открытой информации, президент Джордж Буш издал 9 мая 2008 года специальный меморандум, в котором взамен существовавших ранее терминов была введена новая единая категория — «контролируемая открытая информация» (англ. Controlled Unclassified Information, CUI). Категория CUI и её подкатегории должны использоваться для идентификации несекретной информации в органах исполнительной власти, на которую не распространяются положения Указа 12958 или Закона об атомной энергии (1954), но всё же требуется контроль за её распространением. Категория CUI должна была заменить такие категории, как «только для служебного пользования» (FOUO), «важно, но несекретно» (SBU), «для правоохранительных органов» (LES)[12][13].

Президентский меморандум также назначил Национальное архивное управление в качестве ответственного за внедрение концепции CUI в делопроизводство[14].

Меморандум от 9 мая 2008 года был отменён Указом 13556 президента Барака Обамы от 4 ноября 2010 года. Руководящие принципы этого указа направлены на создание программы классификации как секретной, так и открытой информации для всех правительственных учреждений США[15].

Конгресс США также предпринял шаги для решения этой проблемы, но безуспешно. Палата представителей Конгресса приняла Reducing Information Control Designations Act (HR 1323) от 17 марта 2009 года, который был передан на рассмотрение Комитета по национальной безопасности и делам правительства Сената. Поскольку сенатский Комитет не предпринял никаких действий в отношении этого законопроекта, а рассмотрение его переносилось в следующие созывы Конгресса, до настоящего времени в США не принят федеральный закон, регламентирующий статус секретной и несекретной информации[16].

Категория «ограниченный доступ»[править]

В период перед Второй мировой войной и в течение войны в США действовала категория секретности «ограниченный доступ» (англ. restricted), что по уровню ниже, чем «секретно». Эта категория больше не используется в США, но сохранена в ряде других стран и в НАТО. В настоящее время правительство США определяет уровень секретности информации, получаемой от правительств других стран, в соответствии с регламентом использования протокола Traffic Light[17].

Дополнительные меры секретности[править]

Указ 13526, который является правовой основой для засекречивания информации в США, констатирует, что «информация может быть засекречена на одном из трех уровней», с высшим уровнем «совершенно секретно» (см. раздел 1.2). В то же время этот указ предусматривает программы особого доступа к информации, требующей дополнительных мер безопасности (п. 4.3)[1]. Законодательство США также имеет специальные положения в отношении доступа к информации, связанной с криптографией (18 USC 798) и атомной энергетикой[18].

Усиление мер секретности[править]

После утечки секретной информации, организованной бывшим сотрудником АНБ Э.Сноуденом, в США предпринимается ряд мер по усилению режима доступа к секретной информации. Как заявил летом 2013 года первый заместитель министра обороны США Эштон Картер, в Пентагоне предполагается ввести так называемое «правило двух лиц» — когда секретный документ будет доступен сотруднику только после получения соответствующего разрешения со стороны другого сотрудника спецслужб. Аналогичный режим обеспечения безопасности действует, в частности, на американских военных ядерных объектах[19].

Процедура засекречивания документов американского правительства[править]

При засекречивании документов орган и лицо, наделённое правительством США полномочиями определять уровень секретности и причину засекречивания документов, изначально определяет соответствующий уровень секретности, а также причину, по которой данная информация должна быть засекречена. Также определяется, как и когда этот документ будет рассекречен, и на документ наносится соответствующая маркировка. Причины засекречивания и требования к информации, которая будет засекречена, описаны в президентском Указе 13526 (Часть 1)[1].

Подавляющее большинство секретных документов правительства создаются как «производные засекреченные». Например, если одна страница информации, взятой из секретного документа, помещается в документ вместе с 100 страницами несекретной информации, такой документ в целом будет секретным. Правила засекречивания (часто игнорируемые) предусматривают, что каждый параграф документа должен иметь маркировку: U (Unclassified) — открытая информация, C (Confidential) — «секретно», S (Secret) — «совершенно секретно», и TS (Top Secret) — «совершенно секретно, особой важности». Таким образом, в приведённом примере, только один параграф должен иметь маркировку S. Если этот параграф находится с двух сторон листа, то страница должна быть отмечена SECRET сверху и снизу[20].

Обзор, подготовленный в 2008 году Управлением директора национальной разведки, отмечает значительные различия в подходах к политике засекречивания у разных представителей разведывательного сообщества США. В частности, в обзоре отмечено: «определение „национальной безопасности“ и что представляет собой разведка — и, таким образом, что должно быть засекречено — неясно… Как представляется, нет ни общего понимания уровня секретности в различных руководствах по засекречиванию, ни последовательных указаний относительно того, что представляет собой „ущерб“, „серьезный ущерб“, или „исключительно серьезный ущерб“ национальной безопасности… Существует широкий разброс взглядов по применению уровней секретности»[21]. В обзоре рекомендуется соответствующим органам четко обозначить основу для засекречивания информации, например определить, являются ли критичными фактическое содержание информации, её источник, метод, с помощью которого она была проанализирована, дата и место её получения. Текущая политика требует, чтобы специалист, засекречивающий информацию, быть способен описать основания для засекречивания, но не то, что он сделал фактически[22].

Процедурные требования к работе с различными носителями секретной и иной конфиденциальной информации

Стандартные поля для маркировки  

Выдвижные ящики с секретной информацией  

Документы в обложке  

Документы без обложки  

Письмо для служебного ознакомления  

Документ непрерывной формы  

Фрагмент документа непрерывной формы  

Фотографии и слайды  

Цифровые носители информации (дискета)  

Бобины с аудиовизуальной информацией  

Кассеты с аудиовизуальной информацией  

Аудиокассеты  

Аудиобобины  

Отметки на зарубежной информации  

Классификационные категории[править]

Засекречиваемый документ помечается числом «1.4», а затем одной или несколькими буквами (от «a» до «h», в зависимости от тематического содержания)[1]:

  • 1.4 (а) военные планы, системы вооружения или военные операции;
  • 1.4 (b) иностранная правительственная информация;
  • 1.4 (с) разведывательная деятельность, её источники или методы, или криптография;
  • 1.4 (d) международные отношения и внешнеэкономическая деятельность Соединенных Штатов, в том числе конфиденциальные источники;
  • 1.4 (e) научно-технические или экономические вопросы, касающиеся национальной безопасности, включает защиту от международного терроризма;
  • 1.4 (f) программы по охране ядерных материалов и объектов;
  • 1.4 (g) уязвимости систем, сооружений, инфраструктуры, проектов, планов и услуг, относящихся к национальной безопасности, включая защиту от международного терроризма;
  • 1.4 (h) оружие массового уничтожения.

Обмен секретной информацией с другими странами[править]

Если Соединенные Штаты хотят поделиться секретной информацией на двусторонней (или многосторонней) основе со страной, с которой заключено соглашение об обмене секретной информацией, данная информация маркируется «REL TO USA» и трёхбуквенным кодом страны-получателя. Например, если США хотят передать секретную информации правительству Канады, это будет документ, маркированный «REL TO USA, CAN». Есть также секретная информация, передаваемая организациям или группам стран, как, например, НАТО или UKUSA. Эти страны/организации должны поддерживать первоначальный уровень секретности полученных документов[23].

Для обмена конфиденциальной информацией между государственными учреждениями и корпорациями стран «большой восьмёрки» был разработан специальный протокол Traffic Light[17][24]. Этот протокол в настоящее время принят в качестве основы для защищённого обмена информацией более чем в 30 странах. Протокол предусматривает четыре уровня секретности информации — «красный», «жёлтый», «зелёный» и «белый».

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,51,61,71,8 Executive Order 13526 of December 29, 2009, Classified National Security Information. The National Archives. Проверено 5 января 2010. Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012.
  2. ↑ 2,02,12,2 Нелюбин, с.85
  3. ↑ Stansfield Turner, 2006
  4. ↑ Walter LaFaber, 2005
  5. ↑ Gretchen Peters, 2009
  6. ↑ Classified Information in «Obama’s Wars», September 29, 2010, Jack Goldsmith, Lawfare, via stephenkim.org
  7. ↑ Department of the History of Science, Harvard University
  8. ↑ Surveillance: Secrets, lies and America’s spies. Economist.com (15 июня 2013). Проверено 4 июля 2013.
  9. ↑ U.S. Department of Defense Directive DoDD 5230.24, March 18, 1987
  10. ↑ Michael J. Sniffen. Report: Gov’t Secrecy Grows, Costs More. Associated Press, September 5, 2005. Retrieved December 15, 2006.
  11. ↑ (July 30, 2008) "House Report 110-810 - REDUCING INFORMATION CONTROL DESIGNATIONS ACT". BACKGROUND AND NEED FOR LEGISLATION, Washington, D.C.: Congress of the United States. Проверено October 21, 2008. 
  12. ↑ Casteli, Elise. New policy expected soon for sensitive information (January 22, 2008). Архивировано из первоисточника 2 января 2013.
  13. ↑ The Office of the White House (May 9, 2008). Memorandum For The Heads Of Executive Departments And Agencies - Designation and Sharing of Controlled Unclassified Information (CUI). Пресс-релиз. Проверено October 21, 2008.
  14. ↑ The National Archives (May 22, 2008). Archivist of the United States Establishes "Controlled Unclassified Information Office". Пресс-релиз. Проверено October 21, 2008.
  15. ↑ Executive Order 13556 of November 4, 2010, Controlled Unclassified Information, Federal Register — U.S. National Archives and Records Administration, Vol. 75, No. 216, 9 November 2010, p.68675.
  16. ↑ Actions — H.R.1323 — 111th Congress (2009—2010): Reducing Information Control Designations Act | Congress.gov | Library of Congress
  17. ↑ 17,017,1 Development of Policies for Protection of Critical Information Infrastructures
  18. ↑ Los Alamos National Laboratory, Guide to Portion Marking Documents and Material, Appendix B, Definitions. Retrieved December 15, 2006.
  19. ↑ Сноуден заставил Пентагон усилить режим секретности
  20. ↑ U.S. Department of State Foreign Affairs Handbook Volume 5 Handbook 3 - TAGS/Terms Handbook: 5 FAH-3 H-700 E.O. 12958, AS AMENDED, TELEGRAM CLASSIFICATION MARKING. U.S. Department of State (14 July 2009). Проверено 15 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012.
  21. ↑ U.S. Intelligence Agencies Rethink Classification Policy | Secrecy News
  22. ↑ Intelligence Community Classification Guidance: Findings and Recommendations Report (PDF). Office of the Director of National Intelligence (January 2008). Проверено 10 апреля 2008. Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012.
  23. ↑ Security Classification Markings
  24. ↑ 'Re: OpenSSH security advisory: cbc.adv' - MARC. Marc.info. Проверено 12 декабря 2011.

На русском языке[править]

  • Нелюбин Л.Л. Перевод боевых документов армии США. Издание 2-е, перераб. и доп.. — М.: Воениздат, 1989. — 270 с.

На английском языке[править]

  • Stansfield Turner. Burn Before Reading: Presidents, CIA Directors, and Secret Intelligence. — Hyperion book, 2006.
  • Walter LaFaber. The Deadly Bet:LBJ, Vietnam, and the 1968 Election (Vietnam: America in the War Years). — Oxford: Rowman & Littlefield Publihers,inc., 2005.
  • Gretchen Peters. Seeds of Terror:How Drugs, Thugs, and Crime Are Reshaping the Afghan War. — N.Y: St.Martin’s Press, 2009.

wp.wiki-wiki.ru

Составление номенклатуры особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел приказ МВД РФ от 04-12-2006 987 о документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел РФ (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

ПРИКАЗ МВД РФ от 04-12-2006 987 О ДОКУМЕНТАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ... Актуально в 2018 году

Составление номенклатуры особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел

142. В целях правильного формирования дел, систематизированного хранения особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных документов и оперативного их поиска составляется номенклатура особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел <1>.

<1> Форма 38, установленная Инструкцией по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 марта 2005 г. N 015. Далее - "номенклатура дел".

Номенклатура дел - систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в органе внутренних дел с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. Номенклатура дел является классификационным справочником и используется при построении информационно-поисковой системы и является основным учетным документом дел текущего года.

143. Номенклатура дел является основным регистрационным документом дел текущего года и основанием их регистрации после окончания ведения в журнале учета законченных производством дел. Порядковые номера дел по номенклатуре дел являются номерами дел текущего года.

144. Номенклатура дел составляется на основе изучения состава, содержания и количества документов, образующихся в процессе деятельности органа внутренних дел.

145. При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться положением об органе внутренних дел, положениями о его структурных подразделениях, штатным расписанием, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков их хранения, номенклатурами дел за предшествующие годы.

146. В каждом органе внутренних дел составляется сводная номенклатура дел. В структурных и подчиненных (подведомственных) подразделениях, имеющих самостоятельное делопроизводство, в зависимости от объема документооборота и места дислокации допускается составление отдельных номенклатур дел.

147. Номенклатура дел на предстоящий календарный год составляется в IV квартале текущего года подразделением делопроизводства и режима совместно с руководителями других структурных подразделений, а также руководителем подразделения специальных фондов, подписывается руководителем подразделения делопроизводства и режима, согласовывается с подразделением специальных фондов, после чего утверждается руководителем органа внутренних дел и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

148. Номенклатура дел учитывается по журналу (карточке) учета подготовленных несекретных документов (Приложения N 17, 18) и хранится в течение года у руководителя подразделения делопроизводства и режима или у лица, ответственного за ее ведение.

149. Заверенная копия утвержденной номенклатуры дел передается в подразделение специальных фондов для контроля за полнотой сдачи дел на хранение.

В структурные подразделения органа внутренних дел выдаются выписки из соответствующих разделов номенклатуры дел для использования в работе.

150. Номенклатура дел подразделяется на разделы, которые располагаются в соответствии с утвержденной структурой (штатным расписанием) органа внутренних дел. Названиями разделов номенклатуры дел органа внутренних дел являются наименования его структурных подразделений или направления деятельности. В пределах каждого раздела дела располагаются последовательно по степени важности, срокам хранения и степени секретности документов.

При большом количестве дел им могут присваиваться индексы, которые состоят из обозначения структурного подразделения (направления деятельности) и порядкового номера дела.

151. В номенклатуру дел включаются также дела временно действующих органов (комиссий, советов и других), не законченные производством дела прошлых лет (переходящие дела) и дела с документами, поступившие из других органов внутренних дел (организаций) для продолжения их ведения. Помимо дел в номенклатуру дел вносится журнал учета журналов и картотек.

Переходящие дела вносятся в номенклатуру дел следующего года за порядковым номером в номенклатуре дел текущего года.

После введения в действие новой номенклатуры дел делается отметка в номенклатуре дел истекшего года о перерегистрации переходящего дела: "Переходящее, ведется с ____ года".

152. Дополнительные тома дел и новый журнал учета журналов и картотек вносятся в номенклатуру дел по мере их заведения с указанием фамилии сотрудника, ответственного за их ведение. По законченным делам (томам дел) в номенклатуре дел производятся записи о дате окончания ведения дела (тома дела), количестве листов в нем и других необходимых данных. Если в течение календарного года в органе внутренних дел возникает необходимость в заведении новых дел, они вносятся в номенклатуру дел дополнительно, для чего в каждом разделе номенклатуры дел при ее формировании предусматриваются резервные номера.

153. Изменения в номенклатуру дел вносятся в установленном порядке с разрешения руководителя органа внутренних дел по представлению руководителей структурных подразделений органа внутренних дел.

154. Не подлежат включению в номенклатуру дел какие-либо отдельные документы длительного срока исполнения, дела оперативного учета и дела наблюдательного характера.

155. Дела, предусматриваемые номенклатурой дел, заводятся по следующим основным признакам:

155.1. Предметно-вопросный или тематический (документы группируются в дела в зависимости от содержащейся в них информации).

155.2. Виды документов (приказы, отчеты, протоколы и другое).

155.3. Адресаты (в дело объединяются документы по переписке с одной или несколькими организациями).

156. Заголовок дела должен четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела. Не допускается употребления в заголовке дела неконкретных формулировок ("разные материалы", "общая переписка" и других), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов.

157. Заголовок дела состоит из элементов, располагаемых в следующей последовательности:

157.1. Название вида дела или разновидности документов.

157.2. Наименование органа внутренних дел или его структурного подразделения (автора документа).

157.3. Наименование подразделения (организации), которому будут адресованы или от которого будут получены документы (адресат или корреспондент документа).

157.4. Краткое содержание документов дела.

157.5. Название местности (территории), с которой связано содержание документов дела.

157.6. Даты (период), к которым относятся документы дела.

157.7. Указание на копийность документов дела.

Состав элементов заголовка определяется характером документов дела. Сведения, составляющие государственную тайну, в заголовки дел не включаются.

158. В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, в качестве вида дела употребляется термин "документы", а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть сгруппированы в деле. Термин "документы" применяется также в заголовках дел, содержащих приложения к какому-либо документу.

159. В заголовках дел, предназначенных для группировки документов одной разновидности, указывается эта разновидность документов во множественном числе.

160. В заголовках номенклатурных дел, содержащих переписку, указывается, с кем и по какому вопросу (вопросам) она ведется.

Наименование органа внутренних дел (организации) в качестве автора документов указывается кратко.

В заголовках дел, содержащих переписку с однородными корреспондентами, последние не перечисляются, а указывается их общее видовое название. Корреспонденты не указываются, если дело содержит переписку с разнородными организациями. В заголовке дела указывается конкретный корреспондент, если переписка ведется только с ним.

161. В заголовках номенклатурных дел, содержащих плановую или отчетную документацию, указывается период на (за) который составлены планы (отчеты).

162. Сроки хранения дел определяются в соответствии с перечнями документов, в которых установлены сроки их хранения.

163. По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел производится запись о количестве заведенных дел и томов дел, отдельно постоянного и временного сроков хранения и дел, переходящих на следующий год, которая заверяется подписью руководителя подразделения делопроизводства и режима или лицом, ответственным за ведение номенклатуры дел. Итоговые данные сообщаются в соответствующее подразделение специальных фондов.

164. По делам, которые по каким-либо причинам в течение года не заводились, в графе "Примечание" номенклатуры дел делается запись за подписью сотрудника режимно-секретного подразделения: "Дело не заводилось".

165. После годовой проверки наличия документов номенклатура дел приобщается в дело с номенклатурами дел.

www.zakonprost.ru

Государственная тайна - это... Что такое Государственная тайна?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве[1], защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Защита государственной тайны в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «О безопасности» и «О государственной тайне».

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.

На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Степени секретности

Основная статья: Классификация секретной информации в России

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Рассекречивание сведений

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Ограничения

Лица, допущенные к сведениям степени «совершенно секретно» или «особой важности», могут быть ограничены в своих конституционных правах. Такие ограничения могут быть установлены исключительно в индивидуальном порядке органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну. Источник?

Должностные лица, допущенные к гостайне в Российской Федерации

Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп

  1. Председатель Правительства Российской Федерации
  2. Генеральный прокурор Российской Федерации
  3. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  4. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  5. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  6. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  7. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации
  8. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  9. Председатель Следственного Комитета Российской Федерации
  10. Федеральный министр
  11. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  12. Председатель Счетной палаты Российской Федерации
  13. Председатель Центрального банка Российской Федерации
  14. Президент Российской академии наук
  15. Руководитель (директор) федеральной службы
  16. Руководитель (директор) федерального агентства
  17. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации
  18. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  19. Руководитель организации, наделенной в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности

Должностные лица, имеющие право относить сведения к гостайне в Российской Федерации

1994—1997 гг.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 73-рп утвержден перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне

  1. Министр Российской Федерации по атомной энергии
  2. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  3. Министр внешних экономических связей Российской Федерации
  4. Министр внутренних дел Российской Федерации
  5. Министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
  6. Министр иностранных дел Российской Федерации
  7. Министр науки и технической политики Российской Федерации
  8. Министр обороны Российской Федерации
  9. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
  10. Министр путей сообщения Российской Федерации
  11. Министр связи Российской Федерации
  12. Министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
  13. Министр топлива и энергетики Российской Федерации
  14. Министр транспорта Российской Федерации
  15. Министр финансов Российской Федерации
  16. Министр экономики Российской Федерации
  17. Председатель Госкомвуза России
  18. Председатель Госкомпрома России
  19. Председатель Госкомоборонпрома России
  20. Председатель ГТК России
  21. Председатель Роскомнедр
  22. Председатель Роскомрезерва
  23. Председатель Роскомдрагмета
  24. Председатель Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации
  25. Председатель Роскоммаша
  26. Председатель Роскомметаллургии
  27. Председатель Госстандарта России
  28. Председатель Роскомхимнефтепрома
  29. Руководитель Роскартографии
  30. Директор ФСК России
  31. Директор СВР России
  32. Генеральный директор ФАПСИ
  33. Директор Департамента налоговой полиции Российской Федерации
  34. Генеральный директор РКА
  35. Председатель Гостехкомиссии России
  36. Начальник ГУО России
  37. Начальник Службы безопасности Президента Российской Федерации
  38. Председатель Банка России
  39. Главнокомандующий Пограничными войсками Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 27 июня 1994 г. № 331-рп)
  40. Руководитель Росгидромета (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 27 июня 1994 г. № 331-рп)
  41. Начальник Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 537-рп)
  42. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 г. № 290-рп)
  43. Министр строительства Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 21 июня 1996 г. № 333-рп)
  44. Председатель ГКВТП России (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 21 июня 1996 г. № 333-рп)
  45. Председатель Роскомзема (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 21 июня 1996 г. № 333-рп)

1997—2000 гг.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. № 226-рп утвержден перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне

  1. Министр Российской Федерации по атомной энергии
  2. Министр внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 280-рп)
  3. Министр внутренних дел Российской Федерации
  4. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  5. Министр здравоохранения Российской Федерации
  6. Министр Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 280-рп, исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  7. Министр иностранных дел Российской Федерации
  8. Министр науки и технологий Российской Федерации
  9. Министр общего и профессионального образования Российской Федерации
  10. Министр обороны Российской Федерации
  11. Министр природных ресурсов Российской Федерации
  12. Министр промышленности и торговли Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 280-рп, исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  13. Министр путей сообщения Российской Федерации
  14. Министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
  15. Министр топлива и энергетики Российской Федерации
  16. Министр торговли Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  17. Министр транспорта Российской Федерации
  18. Министр финансов Российской Федерации
  19. Министр экономики Российской Федерации
  20. Министр юстиции Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  21. Председатель Госкомзема России (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 280-рп, вновь включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  22. Председатель Госкомрезерва России
  23. Председатель Госстроя России (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 280-рп, вновь включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  24. Председатель Госкомэкологии России
  25. Председатель Госкомсвязи России
  26. Председатель Госстандарта России (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 280-рп, вновь включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  27. Председатель ГТК России
  28. Директор ФПС России
  29. Директор ФСБ России
  30. Директор СВР России
  31. Руководитель Роскартографии (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 280-рп, вновь включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  32. Директор ФСНП России
  33. Руководитель Росгидромета (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 280-рп, вновь включен распоряжением Президента Российской Федерации от 23 января 1999 г. № 12-рп)
  34. Руководитель ФСО России
  35. Генеральный директор РКА
  36. Генеральный директор ФАПСИ
  37. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  38. Начальник Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации
  39. Председатель Гостехкомиссии России
  40. Председатель Банка России

2000—2005 гг.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 17 января 2000 г. № 6-рп утвержден перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне

  1. Министр Российской Федерации по атомной энергии
  2. Министр внутренних дел Российской Федерации
  3. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  4. Министр здравоохранения Российской Федерации
  5. Министр иностранных дел Российской Федерации
  6. Министра науки и технологий Российской Федерации (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  7. Министр обороны Российской Федерации
  8. Министр образования Российской Федерации
  9. Министр природных ресурсов Российской Федерации
  10. Министр промышленности, науки и технологий Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  11. Министр путей сообщения Российской Федерации
  12. Министр Российской Федерации по связи и информатизации
  13. Министр сельского хозяйства Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  14. Министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  15. Министр топлива и энергетики Российской Федерации (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  16. Министр торговли Российской Федерации (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  17. Министр транспорта Российской Федерации
  18. Министр финансов Российской Федерации
  19. Министр экономики Российской Федерации (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  20. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  21. Министр энергетики Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  22. Министр юстиции Российской Федерации
  23. Председатель Госкомзема России (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  24. Председатель Госкомэкологии России (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  25. Председатель Госстандарта России
  26. Председатель Госстроя России
  27. Председатель ГТК России
  28. Директор СВР России
  29. Руководитель Росземкадастра (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  30. Руководитель Роскартографии
  31. Руководитель Росгидромета
  32. Директор ФСБ России
  33. Директор ФСНП России (исключен Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 1389)
  34. Руководитель ФСО России
  35. Директор ФПС России
  36. Генеральный директор РАВ (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 419-рп)
  37. Генеральный директор РАСУ
  38. Генеральный директор Росавиакосмоса
  39. Генеральный директор Росбоеприпасов
  40. Генеральный директор Россудостроения
  41. Генеральный директор Росрезерва
  42. Генеральный директор ФАПСИ
  43. Начальник ГУСПа
  44. Председатель Гостехкомиссии России
  45. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  46. Председатель Банка России
  47. Директор ГФС России (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 19 июня 2001 г. № 325-рп)
  48. Председатель КВТС России (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 64-рп)
  49. Председатель Госнаркоконтроля России (включен Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 1389)

с 2005 г.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 16 апреля 2005 г. № 151-рп утвержден перечень должностных лиц органов государственной власти (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. № 460 — органов государственной власти и организаций), наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне

  1. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  2. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)
  3. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)
  4. Министр внутренних дел Российской Федерации
  5. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  6. Министр иностранных дел Российской Федерации
  7. Министр обороны Российской Федерации
  8. Министр юстиции Российской Федерации
  9. Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)
  10. Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  11. Министр образования и науки Российской Федерации
  12. Министр природных ресурсов Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп — Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  13. Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп — Министр промышленности и торговли Российской Федерации
  14. Министр сельского хозяйства Российской Федерации
  15. Министр транспорта Российской Федерации
  16. Министр информационных технологий и связи Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  17. Министр финансов Российской Федерации (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)
  18. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп — Министр экономического развития Российской Федерации
  19. Министр энергетики Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)
  20. Министр регионального развития Российской Федерации (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 июля 2008 г. № 436-рп)
  21. Председатель Банка России
  22. Директор ГФС России
  23. Директор СВР России
  24. Директор ФСБ России
  25. Директор ФСКН России
  26. Директор ФСО России
  27. Начальник ГУСПа
  28. Руководитель Росгидромета (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)
  29. Руководитель Росатома (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)
  30. Руководитель Роскосмоса
  31. Директор ФСТЭК России
  32. Руководитель ФТС России (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 12 октября 2007 г. № 570-рп)
  33. Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. № 460)
  34. Директор ФСВТС России (включен распоряжением Президента Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. № 124-рп)

См. также

Примечания

Ссылки

  Классификация секретной информации Классификация секретной информациипо странам Классификация секретной информациив международных организациях

НАТО • Европейская комиссия • OCCAR

dic.academic.ru