Россия - развитая или развивающаяся страна? Россия развитая развивающаяся или


газета Завтра: Блог: Россия - развитая или развивающаяся страна?

 В современной политической и экономической науке всё большее распространение получает взгляд на Россию как на развивающуюся страну. Не буду останавливаться на том, что он невыгоден нам в информационно-политическом смысле, так как переводит Россию на более низкий уровень международной иерархии. Остановиться хотелось бы на том, что он является поверхностным и неверным в собственно научном смысле.

 

 Ещё в начале 1980-х годов Россия была одним из самых развитых государств мира, и этот факт ни у кого не вызывал сомнений. Мы и сегодня обладаем многочисленными признаками развитой страны: космической промышленностью, электронной промышленностью, атомной промышленностью, авиационной промышленностью, автомобильной промышленностью, самодостаточным военно-промышленным комплексом, информационно-технологическим комплексом, огромным арсеналом ядерного оружия, большими золотыми резервами и высоким образовательным уровнем народа. Большинство стран мира не имеет ничего подобного системе глобального позиционирования "Глонасс", поисковой системе "Яндекс", ракетному крейсеру "Пётр Великий" или танку "Т-90". 

 При этом сложные системы, обладание которыми делает нас развитой страной, быстро приходят в упадок, разрушаются или уже почти исчезли. И напротив, такие характеристики как относительно невысокий уровень жизни, зависимость от импорта, сырьевой характер экономики, небольшая доля промышленной и высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте, слабость национальной валюты становятся для нас всё более определяющими. 

 В развивающихся странах всё обстоит прямо противоположным образом: промышленность, наука и система образования (не говоря уже о космической или атомной промышленности) в них или отсутствуют, или только создаются. При этом сами эти страны находятся на восходящей траектории развития или стоят на месте. То есть мы видим принципиальное различие как в состоянии, так и в направлении движения России и большинства развивающихся стран.

 Таким образом, мы приходим к выводу, что Россия сегодня может быть наиболее точно определена как деградирующая развитая страна. Такая формулировка позволяет нам не только понять наше современное положение, но и объективно обозначить вектор изменений, происходящих с Россией в постсоветскую эпоху.

zavtra.ru

Россия — развитая или развивающаяся?

В Новосибирске на втором Международном молодежном инновационном форуме «Интерра-2010» один из приглашенных экспертов, академик РАН, доктор экономических наук, профессор Российской экономической школы Виктор Полтерович выступил с докладом на тему, какое место в современном мире занимает Россия и как улучшить положение дел:

— Сейчас идут споры о том, на что мы будем делать ставку — на инновации или на модернизацию. На самом деле содержание, которое мы вкладываем в эти понятия, не тождественно. Если дать краткое определение, то инновации — это когда мы создаем то, чего еще нет и не было, а модернизация — это постепенное увеличение производительности труда, но за счет уже имеющихся технологий.

Нужно ли вообще этим заниматься в нашей обстановке и с нашим уровнем коррупции? Можно и нужно, только сначала следовало бы избавиться от той же коррупции. Можно бесконечно об этом спорить, но можно попробовать поставить проблему на другой уровень, на научную основу, чтобы уменьшить ее публицистический элемент.

Мы должны посмотреть на те стратегии, которые успешно применяли другие страны. К примеру, в мире существует 50 развитых стран и 150 развивающихся, из которых за последние десятилетия некоторые перешли в разряд развитых стран. Это восточно-азиатские страны: Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Таиланд и европейские, такие как Португалия, Испания и Греция. К этому ряду можно добавить и страны, совершившие рывок и с более высокого уровня развития — послевоенные Франция, Германия, Австрия, Финляндия. А совсем недавно это сделали Чехия, Словения, Словакия — из бывших социалистических стран перешли в разряд европейских. Какие именно стратегии применяли вышеперечисленные страны? И в чем состоят ошибки тех стран, которые не смогли добиться такого же положительного результата?

Можно сделать следующие выводы: те страны, которые добились успеха, сначала шли по пути модернизации — заимствовали у других самые передовые технологии и лишь постепенно переходили на инновационный путь развития. Необходимо и своевременное развитие различных институтов, и тесное взаимодействие государства и бизнеса, при котором бы государство не командовало, а координировало, а бизнес в результате этого взаимодействия стал выделять средства государству.

Сейчас Россию можно отнести к числу развивающихся стран. Какие для этого есть основания? Во-первых, наш ВВП вчетверо меньше американского и основных европейских стран. Например, в 1913 году паритет покупательной способности составлял 28% на душу населения по сравнению с американским показателем, а в 2006 году он оказался таким же! То есть были войны, революция, мы развивались, но остались на том же уровне, утешает в этой ситуации только то, что мы не являемся единственным исключением.

Не надо говорить о том, что у России какая-то особая культура или что мы чего-то не умеем из того, что умеют другие. Подавляющее большинство стран находится точно в такой же ситуации — прилагает отчаянные усилия, которые в итоге не приводят к результату. Более того, за этот период некоторые страны отстали еще больше.

Нам нужно более внимательно посмотреть на стратегии успешных развитых стран. Что мы можем там взять, кроме заимствования технологий? Практически все эти страны стараются координировать разные типы экономической политики для того, чтобы облегчить модернизацию. Здесь есть три важных элемента — это и инновационная система, которая способствует развитию новых технологий, и интерактивное планирование, и координация экономической политики. Все это составляет систему интерактивного управления ростом. Это достаточно сложная вещь, которая не удается большинству стран. Стратегия заключается в том, что на первых порах мы должны заимствовать инновационные достижения Запада и рассчитывать на то, что эти заимствования позволят нам реализовать свою инновационную стратегию. Прямолинейные же заимствования, как правило, обречены на неудачу.

В плане формируются проекты модернизации секторов и регионов в процессе диалога федерального и регионального правительств. Процесс планирования является невероятно скользящим, поэтому в начале каждого года обязательно должен происходить пересмотр долгосрочных и краткосрочных планов. Выполнение же планов должно осуществляться в рыночных рамках. Государство должно играть роль координатора на всех этапах реализации проекта.

Нельзя ждать того времени, когда бизнес сам сформулирует крупномасштабный проект — государство само должно дать сигнал, что подобные проекты будут рассмотрены. Формат взаимодействия государства и бизнеса в рамках интерактивного планирования выходит далеко за рамки обычного сотрудничества. Для того, чтобы реализовать такую систему, нужна некоторая иерархическая структура, которой могло бы заниматься федеральное агентство по интерактивному планированию управления ростом, и оно подчинялось бы непосредственно правительству.

 Все проекты модернизации по регионам должны включать в себя грамотный расчет. Такая система должна быть создана в ближайшем будущем, причем она должна быть выращена снизу. У нас уже существуют определенные зачатки этой системы, созданы многочисленные институты развития, нацеленные на решение различных задач, которые тоже можно использовать, для многих отраслей в регионах разработаны стратегические планы... Нужно, чтобы в первую очередь само общество осознало необходимость формирования из хаотической массы стройной системы, направленной на реализацию стратегии экономического роста.

 Виктор Полтерович порекомендовал свою книгу «Стратегия модернизации российской экономики», которая доступна в Интернете. Что касается впечатлений от Новосибирска и форума, то академик порадовался «задору молодых сибиряков, жаждущих «славу добыть» — себе и России — в сражении за инновации. Порадовался и одновременно огорчился. Потому что подавляющему большинству придется испытать горечь поражения. Причина проста: для российского бизнеса внедрять принципиально новые технологии — слишком дорогое удовольствие, гораздо дешевле и эффективнее осваивать проверенные западные достижения. Результатом кампании, направленной на достижение недостижимых целей, скорее всего, будут потемкинские деревни: «Мне кажется, старшее поколение должно помочь молодым профессионалам избежать разочарований. Перед молодежью следует ставить разрешимые задачи, одна из наиболее насущных — повысить производительность труда во всех отраслях экономики. Сейчас она составляет менее трети от показателей передовых стран, и это обстоятельство закрывает нам дорогу в «экономику знаний». Не столь важно, будет ли рост производительности достигнут за счет внедрения чего-то «принципиально нового» или путем заимствования уже освоенного за рубежом».

  

vn.ru

Российская экономика – не развитая, но и не развивающаяся

РФ вышла на "немецкие" темпы роста, которые сделают страну отстающей

экономика, статистика, ввп, развитые государства, сопоставление По темпам экономического роста Россия сейчас находится в одной группе с развитыми государствами. Источник: Росстат

Экономика РФ сейчас растет почти теми же темпами, что и, например, США или Германия. Это следует из международных сопоставлений Росстата. Но с такими показателями стране не выполнить поставленную президентом Владимиром Путиным задачу – догнать и перегнать мир. Россия могла бы себе позволить «американские» или «немецкие» темпы роста только в том случае, если бы уже сейчас была развитой экономикой. В противном случае рост на 1,5–2% в год рискует окончательно перевести Россию из разряда развивающихся в отстающие.

Взяв за основу данные международной статистики, Росстат провел сопоставление экономических показателей РФ и других стран. И по этому сопоставлению видно, что по темпам экономического роста Россия сейчас находится в одной группе с развитыми государствами, причем РФ по итогам второго квартала даже немного их обогнала.

Во втором квартале 2017-го ВВП РФ вырос на 2,5% в годовом выражении, а ВВП США – на 2,1%, Германии – на 2,1%, Японии – на 2%, Франции – на 1,8%, Великобритании – на 1,7%. За пределами этой группы остались развивающиеся страны. Причем одни из них – безусловные лидеры, демонстрирующие недостижимые ни для России, ни для развитых государств темпы роста: Индия, Китай. Другие – аутсайдеры, ВВП которых либо вяло растет (ЮАР), либо сокращается – Бразилия.

По прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), российская экономика в 2017–2018 годах будет расти на 1,4% в год, затем вплоть до 2022-го экономический рост в РФ не превысит 1,5% в год. Правительственные прогнозы сейчас почти совпадают с оценками МВФ, разве что только по итогам 2017 года Минэкономразвития (МЭР) ожидает более ощутимый рост. Как сообщил в понедельник глава МЭР Максим Орешкин, его ведомство сохраняет прогноз по росту ВВП в 2017 году на 2%. Базовый прогноз МЭР предполагает, что с 2018-го экономика РФ будет расти на 1,5% в год.

Одновременно с этим, по оценкам МВФ, рост немецкой экономики замедлится с 1,8%, ожидаемых в 2017-м, до 1,2% в 2022-м. Рост ВВП США замедлится с 2,1% в 2017-м до 1,7% в 2022-м. Китай после роста на 6,7% в 2017-м постепенно замедлится до 5,7% в 2022-м. При этом экономический рост в Индии за указанный период ускорится с 7,2% до 8% в год, Бразилии – с 0,3% до почти 2%, ЮАР – с 1% тоже до 2%.

Страна, перед которой стоит задача обогнать мировую экономику, не может себе позволить «немецкие» или «американские» темпы роста. Ведь Россия так и не вышла из разряда развивающихся. И если ВВП РФ будет расти на 1,5–2% в год, как Германии или США, то по факту российская экономика безнадежно отстанет и от развитых государств, и от развивающихся.

Все это ставит под сомнение поставленную президентом задачу выйти «на рубеже 2019–2020 годов на темпы экономического роста выше мировых». МВФ прогнозирует, что в 2017-м мировая экономика вырастет на 3,5%, затем ее рост начнет ускоряться. Разрыв между Россией и миром будет нарастать.

Как сообщил «НГ» доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Ермолаев, в качестве критериев, кого относить к развитым экономикам, могут использоваться такие показатели, как ВВП на душу населения, индекс развития человеческого капитала, наличие и размер высокоразвитой инфраструктуры, жизненные стандарты и т.д. «К сожалению, почти по всем из указанных показателей Россия не относится к развитым странам, за некоторым исключением индекса развития человеческого капитала (благодаря образованному населению), – говорит эксперт. – Чтобы попасть в число развитых стран по ВВП на душу населения, России нужно иметь достаточно высокие темпы экономического роста, не ниже 4–5% в год, в течение продолжительного периода времени, как минимум 20 лет». «Говоря образно, России нужно создать собственный рецепт экономического чуда», – замечает Ермолаев.

Ермолаев также уточнил, что, например, «Китай пока не догнал Россию по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, учитывающему различия в уровнях цен между странами». «Но его экономика в ближайшие пять лет будет, по прогнозу МВФ, расти на 5,7–6,2% в год. И при нынешнем тренде лет через 15–20 он вполне нас догонит, – замечает эксперт. – То же самое становится правдой и для Индии, но в более отдаленной перспективе».

Ермолаев предупреждает, что «Россия не может позволить себе рост на 1,5–2% в год, как в развитых странах»: «В этом случае отставание от них не уменьшится ни на йоту, а быстрорастущие развивающиеся страны будут догонять и обгонять все сильнее, ведь они растут в 3–5 раз быстрее».

Об этом же говорят и другие опрошенные эксперты. «Для того, чтобы догнать развитые страны по размеру ВВП, тем более по размеру ВВП на душу населения, необходимо расти значительно более быстрыми темпами, чем растут развитые страны. Темпы роста должны быть как минимум 4–5% в год. А если они будут 1,5–2%, мы, конечно, будем отставать», – соглашается завкафедрой фондовых рынков Академии народного хозяйства и госслужбы Константин Корищенко.

«Расчеты показывают, что за период экономического спада 2015–2016 годов отставание России от ведущих экономик только усилилось. По итогам 2015-го ВВП России сократился на 2,8%, а в 2016-м – еще на 0,2% (то есть в 2016-м сокращение к уровню 2014-го составило около 3%), в то время как в других странах продолжался экономический рост. По данным МВФ, за эти же два года ВВП Китая вырос на 14,1%, Индии – на 15,3%, США – на 4,3%, Германии – на 3,3%, Франции – на 2,5%, ЮАР – на 1,6%», – поясняет замначальника аналитического отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова.

В то же время Корищенко не поддержал тезис, что российская экономика находится в необычном положении, что она не стала развитой, но и не может догнать развивающиеся Китай и Индию. Он обращает внимание, что «структуры индийской, китайской и российской экономик абсолютно разные». «Мы большая экономика, входящая в десятку крупнейших экономик мира, и относить Россию к каким-то малоразвитым странам было бы абсолютно неправильно», – говорит эксперт. Но он замечает, что основой ускоренного развития РФ может быть только высокотехнологический сектор, однако по факту локомотивом нашей экономики остаются отрасли, связанные с экспортом энергоносителей и другого сырья.

По словам экономиста, «существует дискуссия, на какой основе это развитие должно происходить»: «То ли с помощью крупнейших госкорпораций и концентрации государственных ресурсов, то ли за счет конкурентного развития рынка и привлечения всевозможного капитала, включая иностранный». «В зависимости от того, какая основа будет выбрана, мы и получим ответ, как будет расти российская экономика в ближайшие 5–10 лет», – резюмирует Корищенко.

Между ведомствами сейчас действительно развернулась дискуссия, о ней можно судить по публикациям в СМИ. Правда, она больше похожа на попытку переложить ответственность с себя на другого. В спорах о влиянии на экономический рост процентных ставок и растущих зарплат уже поучаствовали Центробанк и Минтруд.

В пресс-службе Минэкономразвития вчера пояснили «НГ», что «российская экономика имеет черты как развивающейся, так и развитой»: «Принадлежность к развивающимся экономикам связана не с исходной низкой базой развития, как в Китае или Индии, а с прохождением Россией периода трансформации. Одновременно накопленный потенциал в области человеческого капитала и технологий в оборонных и ряде других отраслей промышленности сближает ее с группой развитых экономик».  

www.ng.ru

Развивающаяся страна Википедия

     Развитые экономики      Развивающиеся экономики (среднее развитие)      Развивающиеся экономики (слабое развитие)Классификация МВФ и ООН

К развивающимся странам (англ. Developing countries), — более точное, но нецелесообразное определение — менее развитые страны (англ. Less developed countries[1]) — теоретически относят те государства и страны, у которых более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими государствами и странами.

Характеризуются слабо развитой индустрией и высокой степенью экономической зависимости от развитых стран. Некоторые такие менее развитые государства, общепризнанные развивающимися, например, Аргентина, в то же время унаследовали образованное население и многие другие черты развитых стран.[2]Кроме того, развивающиеся страны имеют преференции при экспорте в развитые страны.

Но строгого определения не существует, и на практике обычно развивающимися странами называют страны, не являющиеся членами ОЭСР.[3] Следовательно, в соответствии с требованиями к членам ОЭСР, можно заключить, что развивающиеся страны, как правило, имеют низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан. В то же время и в ОЭСР были приняты такие страны с невысоким средним ВВП на душу населения, как Мексика и Турция, гражданские войны и боестолкновения в которых ставят под вопрос степень обеспечения прав и свобод человека и гражданина (право на жизнь, которое игнорируется), демократии и отсутствия коррупции. Поэтому нет единственного общепринятого определения этого термина и уровень развития так называемых развивающихся стран может широко варьироваться. Некоторые развивающиеся страны не являются слаборазвитыми и имеют средние стандарты уровня жизни, а развивающийся Катар занимает первое место в мире по ВВП на душу населения. Таких стран с высоким ВВП на душу населения и высоким жизненным уровнем граждан довольно много среди развивающихся стран. Поэтому наиболее характерный признак развивающейся страны — структура заболеваемости и смертности, не характерная для развитых стран, причём если в развивающихся странах с высоким ВВП на душу населения от болезней, практически отсутствующих в развитых странах, страдают мигранты, то в странах СНГ и многих государствах Восточной Азии и Африки эпидемии этих болезней поражают коренное население. Но среди стран с наиболее неблагоприятной эпидемиологической обстановкой не только Россия и другие страны СНГ, Гаити, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Китай, Бразилия, Эфиопия, Заир, ЮАР, но и член ОЭСР — Мексика.

Страны с более развитой экономикой, по сравнению с другими, но которые ещё не в полной мере продемонстрировали признаки развитой страны, объединяются под общим термином «новые индустриальные страны». В то же время есть мнение, что политкорректный термин «Развивающаяся страна» применим не для любой страны, которая слаборазвита, так как в ряде стран практически никакого развития не происходит. Такие страны, признаваясь развивающимися, в то же время классифицируются как наименее развитые страны или несостоявшиеся государства.

Развитие предполагает современную инфраструктуру. Развитые страны, в сравнении, как правило, имеют экономические системы, основанные на постоянном, самоподдерживающемся экономическом росте.

Крупнейшей развивающейся страной называет себя Китай[4].

По оценке Morgan Stanley (2014), ныне на развивающиеся страны приходится примерно половина мирового ВВП, для сравнения, ранее, в 1997—1998 годах их доля составляла 37 %[5].

Определение

Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь Организации объединённых наций определял развитую страну следующим образом:

Развитая страна — такая страна, которая даёт возможность всем своим жителям наслаждаться свободной и здоровой жизнью в безопасной окружающей среде.

Но согласно Статистическому отделу ООН:

Нет установленных правил для определения «развитых» или «развивающихся» стран или регионов в системе ООН

Отмечается, что:

Обозначения «развитая» и «развивающаяся» страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной стране или области, в процессе развития.

Также ООН отмечает, что:

В обычной практике, Япония в Азии, Канада и США в Северной Америке, Австралия и Новая Зеландия в Океании и Европа считаются «развитыми» регионами и областями. По международной торговой статистике Южноафриканский таможенный союз также относится к развитым регионам, а Израиль к развитым странам; страны бывшей Югославии рассматриваются в качестве развивающихся стран; а государства Восточной Европы и Содружества Независимых Государств в Европе не включены в списки ни развитых, ни развивающихся регионов".

В XXI веке самобытный регион Четырёх азиатских тигров (Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань) наряду с Кипром, Мальтой и Словенией рассматривают, как «развитые страны».

С другой стороны, согласно классификации Международного валютного фонда до апреля 2004 года, все страны Восточной Европы (включая страны Центральной Европы, которые всё ещё относятся к «Восточно-Европейской группе» в организациях ООН) также, как и страны бывшего Советского Союза в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), а также Монголия не были отнесены ни к развитым, ни к развивающимся странам, и их рассматривают скорее «как переходные страны»; тем не менее, в настоящее время их в основном относят (в международных отчётах) к развивающимся странам.

МВФ использует гибкую систему классификации, которая учитывает:[источник не указан 2013 дней]

  1. доход на душу населения,
  2. диверсификацию экспорта; так экспортёры нефти, имеющий высокий ВВП на душу населения, не получат высокий рейтинг в классификации, так как свыше 70 % их экспорта составляет нефть,
  3. уровень интеграции в глобальную финансовую систему.

Всемирный банк делит страны на четыре группы по уровню дохода. Оценка выносится каждый год первого июля. Экономики были разделены по ВНД на душу населения на следующие интервалы доходов:

  • Страны с низким уровнем доходов с ВНД на душу населения 975 долларов США или меньше.
  • Страны с уровнем доходов ниже среднего с ВНД на душу населения 976-3’855 долларов США.
  • Страны с уровнем доходов выше среднего с ВНД на душу населения 3’856-11’905 долларов США.
  • Страны с высоким уровнем доходов с ВНД на душу населения свыше 11’906 долларов США.

Всемирный банк относит все мало- и среднеразвитые страны к развивающимся, однако, отмечается:

Использование этого термина удобно, но он не подразумевает, что все экономики в группе имеют схожее развитие или что прочие экономики достигли предпочтительного или окончательного уровня процветания. Классификация по доходам не обязательно отражает состояние развития страны.

Впервые термин «развивающиеся рынки» был употреблен в 1980-х годах экономистом Всемирного банка Антуаном ван Агтмелем.

Мера и концепция развития

Развитие страны определяется по статистическим показателям, таким как ВВП на душу населения, Ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и другим. ООН разработала Индекс развития человеческого потенциала, комбинированный показатель указанных выше статистических данных, для оценки уровня человеческого развития для стран, данные о которых доступны.

Развивающиеся страны, в основном, не достигли значительного уровня индустриализации относительно их населения и имеют средний или низкий уровень жизни. Существует строгая зависимость между низким уровнем доходов и быстрым ростом численности населения.

Иногда используются другие термины, например менее развитые страны, экономически слабо развитые страны, слаборазвитые страны либо страны Третьего мира и не индустриальные страны. И наоборот, страны на другой стороне спектра называют развитыми, экономически развитыми, странами Первого мира и индустриальными странами.

Для смягчения эвфемистической стороны слова развивающийся, международные организации стали применять выражение экономически слабо развитые страны для беднейших государств, которые ни в каком отношении не могут быть отнесены к развивающимся. То есть, экономически слаборазвитые страны — это подмножество менее развитых стран. Это может мягко указывать на то, что стандарты жизни среди развивающихся стран не одинаковы.

Концепция развивающихся стран существует, под тем или другим названием, в множестве теоретических систем, имеющих различное направление — например, в теории колониализма, теологии освобождения, марксизме, антиимпериализме и в политической экономии.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Развивающаяся страна - это... Что такое Развивающаяся страна?

     Развитые экономики      Развивающиеся экономики (среднее развитие)      Развивающиеся экономики (слабое развитие)Классификация МВФ и ООН

К развивающимся странам (англ. Developing countries) обычно относят те государства, которые имеют низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан. Однако нет единственного общепринятого определения этого термина, и уровень развития так называемых развивающихся стран может широко варьироваться. Некоторые развивающиеся страны имеют средние стандарты уровня жизни.

Страны с более развитой экономикой, по сравнению с другими, но которые ещё не в полной мере продемонстрировали признаки развитой страны, объединяются под общим термином «новые индустриальные страны». Термин «Развивающаяся страна» применим не для любой страны, которая слаборазвита, так как в ряде стран практически никакого развития не происходит. Такие страны классифицируются как наименее развитые страны или несостоявшиеся государства.

Развитие предполагает современную инфраструктуру. Развитые страны, в сравнении, как правило, имеют экономические системы, основанные на постоянном, самоподдерживающемся экономическом росте.

Определение

Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь Организации объединённых наций определял развитую страну следующим образом:

Развитая страна — такая страна, которая даёт возможность всем своим жителям наслаждаться свободной и здоровой жизнью в безопасной окружающей среде.

Но согласно Статистическому отделу ООН:

Нет установленных правил для определения «развитых» или «развивающихся» стран или регионов в системе ООН

Отмечается, что:

Обозначения «развитая» и «развивающаяся» страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной стране или области, в процессе развития.

Также ООН отмечает, что:

В обычной практике, Япония в Азии, Канада и США в Северной Америке, Австралия и Новая Зеландия в Океании и Европа считаются «развитыми» регионами и областями. По международной торговой статистике Южноафриканский таможенный союз также относится к развитым регионам, а Израиль к развитым странам; страны бывшей Югославии рассматриваются в качестве развивающихся стран; а государства Восточной Европы и Содружества Независимых Государств в Европе не включены в списки ни развитых, ни развивающихся регионов".

В XXI веке самобытный регион Четырёх азиатских тигров (Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань) наряду с Кипром, Мальтой и Словенией рассматривают, как «развитые страны».

С другой стороны, согласно классификации Международного валютного фонда до апреля 2004 года, все страны Восточной Европы (включая страны Центральной Европы, которые всё ещё относятся к «Восточно-Европейской группе» в организациях ООН) также, как и страны бывшего Советского Союза в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), а также Монголия не были отнесены ни к развитым, ни к развивающимся странам, и их рассматривают скорее «как переходные страны»; тем не менее, в настоящее время их в основном относят (в международных отчётах) к развивающимся странам.

МВФ использует гибкую систему классификации, которая учитывает:

  1. доход на душу населения,
  2. диверсификацию экспорта; так экспортёры нефти, имеющий высокий ВВП на душу населения, не получат высокий рейтинг в классификации, так как свыше 70 % их экспорта составляет нефть,
  3. уровень интеграции в глобальную финансовую систему.

Всемирный банк делит страны на четыре группы по уровню дохода. Оценка выносится каждый год первого июля. Экономики были разделены по ВНД на душу населения на следующие интервалы доходов:

  • Страны с низким уровнем доходов с ВНД на душу населения 975 долларов США или меньше.
  • Страны с уровнем доходов ниже среднего с ВНД на душу населения 976-3’855 долларов США.
  • Страны с уровнем доходов выше среднего с ВНД на душу населения 3’856-11’905 долларов США.
  • Страны с высоким уровнем доходов с ВНД на душу населения свыше 11’906 долларов США.

Всемирный банк относит все мало- и среднеразвитые страны к развивающимся, однако, отмечается:

Использование этого термина удобно, но он не подразумевает, что все экономики в группе имеют схожее развитие или что прочие экономики достигли предпочтительного или окончательного уровня процветания. Классификация по доходам не обязательно отражает состояние развития страны.

Мера и концепция развития

Развитие страны определяется по статистическим показателям, таким как ВВП на душу населения, Ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и другим. ООН разработала Индекс развития человеческого потенциала, комбинированный показатель указанных выше статистических данных, для оценки уровня человеческого развития для стран, данные о которых доступны.

Развивающиеся страны, в основном, не достигли значительного уровня индустриализации относительно их населения и имеют средний или низкий уровень жизни. Существует строгая зависимость между низким уровнем доходов и быстрым ростом численности населения.

Иногда используются другие термины, например менее развитые страны, экономически слабо развитые страны, слаборазвитые страны либо страны Третьего мира и не индустриальные страны. И наоборот, страны на другой стороне спектра называют развитыми , экономически развитыми, странами Первого мира и индустриальными странами.

Для смягчения эвфемистической стороны слова развивающийся, международные организации стали применять выражение экономически слабо развитые страны для беднейших государств, которые ни в каком отношении не могут быть отнесены к развивающимся. То есть, экономически слаборазвитые страны — это подмножество менее развитых стран. Это может мягко указывать на то, что стандарты жизни среди развивающихся стран не одинаковы.

Концепция развивающихся стран существует, под тем или другим названием, в множестве теоретических систем, имеющих различное направление — например, в теории колониализма, теологии освобождения, марксизме, антиимпериализме и в политической экономии.

Список развивающихся стран

Ссылки

med.academic.ru

Россия развивается вопреки мифам | Земля Мастеров

Разрушая западные мифы о России...

Давайте посмотрим на интереснейшую статистику и попробуем разрушить мифы одемографической, экономической и других важных отраслях нашей страны. В принципе, все не так уж и плохо, хотя, конечно, хотелось бы лучше. 1. Население России «быстро сокращается» Это, возможно, самая распространённая ошибка в западных отчётах. На самом деле,  численность населения России сейчас, в начале 2013 года,  незначительно выше, чем в 2006 году. Население России быстро сокращалось  в конце девяностых и в начале двухтысячных годов,  но его падение прекратилось и численность населения стабилизировалась.  Население России вполне может снова начать сокращаться в будущем,  однако в настоящий момент оно таки растет (хотя и очень медленно). 2. Российская экономика испытывает «серьёзный спад» Идея, что российская экономика «схлопывается» или «сдувается»,  наиболее часто встречается среди правокрылых,  однако её также любят центристы типа Newsweek или The Economist.  Хотя Россию пока и нельзя назвать экономическим гегемоном,  её общие экономические показатели за последние десять лет были довольно приличными,  особенно если сравнить их с ужасными  посткризисными показателями многих бывших коммунистических стран Восточной Европы.  Может быть, российская экономика и начнёт схлопываться когда-нибудь в будущем,  но в настоящий момент она переживает умеренный рост. 3. Подобно Советскому Союзу Россия «тратит все свои деньги на армию» Напыщенное заявление российского правительства о намерении потратить до 2020 года $700 млрд  на закупку новых вооружений привело многих к мысли, что Россия возвращается в состояние гарнизонного государства,  каковым она была при коммунизме, когда военные расходы составляли 30% ВВП, и вся страна была доведена до нищеты из-за ненасытных  аппетитов «пожирателей металла» из Министерства обороны. Хоть я и соглашусь, что оборонные расходы России слегка выше,  чем они могли бы быть, фактический уровень расходов в процентах от ВВП является скромным не только по сравнению  с её собственным мучительным прошлым, но и даже по сравнению с США (данные из SIPRI и заканчиваются 2010 годом,  так как это последний доступный год). 4. Российская алкогольная эпидемия «не ослабевает» Русские много пьют, это бесспорно. Но, к счастью, они упиваются  до смерти гораздо реже, чем они делали это в прошлом.  Уровень смертности от алкогольных отравлений стремительно сокращался  в течение последних лет, и сейчас он даже ниже, чем был в разгар антиалкогольной кампании Горбачёва (во время которой советское  правительство делало вещи типа разравнивания бульдозерами виноградников). Уровень смертности от алкоголя в России по прежнему очень,  очень высок по сравнению с западными странами, однако он снижается. 5. У русских «больше абортов, чем детей» Это было верно в течение очень долгого времени, с начала 1960-х годов до примерно 2007 года.  Аборт в России и в самом деле был самым популярным методом контрацепции.  Но безо всякой помпы число абортов в России  (которое, впрочем, по прежнему высоко по сравнению со странами Запада) резко упало. В общем, эти графики показывают, что:1) Россия всё ещё имеет кучу проблем, и остается чрезвычайно проблемной по сравнению с развитыми западными странами.2) Дела в России на самом деле довольно быстро улучшаются.

zema.su

Ответы@Mail.Ru: Аргентина - развивающаяся или развитая страна

Развивающаяся пока Ребята и девчата, запомните: в Южной Америке нет развитых стран.... они развитые только на местном уровне. Есть несколько стран, которые находятся на более высокой ступени развития, но это не дает нам права называть их развитыми. ПОКА НЕ ДАЕТ. Аргентина - развивающаяся страна, по некоторым классификациям относящаяся к новым индустриальным странам. Если все будет как сейчас, то первой из латиноамериканских стран уровня развитых достигнет Чили (года через 2 или 3), затем Уругвай, затем Аргентина и Бразилия, возможно, еще и Мексика.

Аргентина - развивающаяся страна

Если посмотреть признаки развиваюшихся стран российскими учебниками ----- Основными признаками развивающейся страны являются: Колониальное или полуколониальное прошлое Аграрно-сырьевая направленность экономики Многоукладность экономики: доиндустриальный тип производства соседствует с индустриальным и постиндустриальным Неоднородность социальной структуры общества Низкое качество рабочей силы Социальное напряжение Зависимость от стран с развитой рыночной экономикой, в особенности от иностранных кредитов Если исключитьколониальное прошлое ( а оно то при чем ?), то Россия подходит под все определения. К развивающимся странам относят и Южную Кореею. Дай бог России достичь такого уровня развития, как в Южной Корее. И уровня жизни как в Аргентине, Чили, Уругвае... . Развитые или развивающиеся ---определяется не только количеством танков, ракет и литрами нефти.

Буэнос-Айрес более чем развитый, а остальное - нет))

Развивающиеся страны - это в классическом понимании так называемые "страны третьего мира" - наименее экономично и социально развитые страны Азии (например: Вьетнам, Непал) , Африки (например: Гамбия, Уганда, Танзания) , Латинской Америки (например: Венесуэла) . В более широком понимании к развивающимся странам относят (кроме названных) некоторые другие группы стран, а именно: - Китай, Индию, Бразилию, Мексику - страны очень мощные в плане экономического потенциала; - так называемых "азиатских тигров" - Корею, Сингапур, Тайвань, к которым в последнее время присоединились Малайзия, Тайланд, Индонезия) ; - группу латиноамериканских стран, таких как Аргентина, Уругвай, Чили и ряд других; - группу стран Западной Азии и Ближнего Востока (таких как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Бруней) ; - группу среднеазиатских стран, бывших республик СССР (Узбекистан, Туркменистан и др. ) . Таким образом, в расширенном толковании Аргентину следует отнести к развивающимся странам, а в классическом, более узком понимании этого понятия Аргентина в число таких стран не входит.

Развивающаяся

Изо всех сил развивается! Как может....

touch.otvet.mail.ru