Точная дата возникновения английского парламента. Роль парламента в англии


Точная дата возникновения английского парламента

В современном мире почти в каждом государстве есть свой парламент, который необходим для выражения интересов разных слоев общества. Эта система одной из первых появилась в средневековой Англии.

Борьба королей и феодалов

В XIII веке островное королевство часто страдало от гражданских войн и конфликтов. Одной из причин такого неустройства стала борьба между королевской властью и феодальным сословием. Бароны и лорды желали усилить свое влияние на государство, чтобы принимать участие в управлении страной.

Еще при короле Иоанне Безземельном (правил в 1199–1216 гг.), в 1215 году, появилась Великая хартия вольностей. Этот документ был составлен при участии баронов, желавших получить новые юридические права и защитить собственные привилегии. Дата возникновения английского парламента тесно связана с хартией, которая была лишь «первой ласточкой» в долгом процессе укрепления в государстве феодального строя.

дата возникновения английского парламента

Генрих III

Сын Иоанна, Генрих III, занял трон в 1216 году еще в детском возрасте. За него правил регентский совет. Повзрослев, Генрих начал вести жесткую политику, направленную на укрепление королевской власти. Бароны и другие феодалы, привыкшие к порядку вещей, закрепленному хартией вольностей, были крайне недовольны поведением монарха.

Кроме того, Генрих III окружил себя иностранцами, в том числе французами, которых не терпели в Лондоне. Такое поведение привело к ухудшению отношений между ним и его собственной знатью. Единственным арбитром в этом конфликте мог стать Папа Римский – духовный отец всех христиан. При его сотрудничестве Генрих пообещал баронам, что он будет соблюдать условия Великой хартии его отца, а также согласился учредить парламент, где бы заседали представители аристократии. Так, в 1258 году были заключены Оксфордские соглашения.

Согласно этому документу, должно было произойти образование английского парламента. Дата этого события письменно не оговаривалась, однако король обещал, что представительный орган появится в самое ближайшее время. Но уже очень скоро Папа Римский освободил монарха от обещаний. Генриху нужны были деньги, для того чтобы вести войны против Франции и Уэльса. Поэтому он начал повышать налоги, нарушив свои обещания, данные согласно Великой хартии.

возникновение английского парламента дата

Баронское восстание

В 1263 году бароны, недовольные решениями короля, объявили ему войну. Эту группу возглавил Симон де Монфор. После битвы при Льюисе Генрих III вместе с сыном Эдуардом оказался в плену. Победившие аристократы в 1265 году созвали представительный орган. Это и была дата возникновения английского парламента. Заседания проходили в Вестминстерском дворце.

Дата возникновения английского парламента ознаменовалась тем, что в новом представительном органе собрались депутаты от самых разных сословий: не только высшего духовенства и рыцарей, но и городского населения. Депутаты подразделились и по территориальному принципу. Когда наступила дата возникновения английского парламента, в Вестминстерский дворец поехали представители всех городов страны. При этом Лондон и еще пять важных портов имели по четыре представителя. Другие города прислали по два человека. Эта система, принятая в XIII веке, оказалась зародышем современной Палаты Общин.

возникновения английского парламента

Появление парламента

К власти в стране пришел Симон де Монфор. Именно он стал тем человеком, благодаря которому стало возможным возникновение английского парламента. Дата этого события совпала со временем усиления его влияния в государстве. Однако уже весной 1265 года законный наследник Эдуард бежал из плена. Он собрал вокруг себя преданную армию, с которой попытался вернуть престол своему отцу Генриху III. Из-за этого начало процесса возникновения английского парламента оказалось в тени новой междоусобной войны.

4 августа в битве при Ившеме восставшие бароны потерпели поражение, а Симон де Монфор погиб. К власти снова пришел Генрих III. Однако процесс возникновения английского парламента уже закончился, и монарх решил не отказываться от этого органа власти. При этом короле и его сыне он не представлял угрозы для правления династии.

возникновение английского парламента дата 1265

Значение парламента

Возникновение английского парламента (дата – 1265 год) сыграло важную роль в истории Англии. Теперь жители самых разных городов посылали в столицу своих представителей, которые могли напрямую сообщить верховной власти о проблемах простых людей. Поэтому в Великобритании каждый гражданин знает, когда возник английский парламент. Дата этого события ежегодно отмечается в стране.

В 1295 году парламент начал собираться по новым правилам, которые практически не изменились до наших дней. Теперь в палате появились представители от каждого графства. Дата возникновения английского парламента (год 1265-й) стала одной их тех дат, благодаря которым гражданское общество смогло добиться признания своих прав верховной королевской властью.

дата возникновения английского парламента история

Функции парламента

Самой важной функцией этого собрания стало определение размеров налогов. Кроме того, его депутаты могли посылать петиции на имя короля. Все это стало возможным только после того, как произошли эти нововведения (в тексте ранее уже была указана дата возникновения английского парламента). История этого института очень насыщенна. Депутаты в разные эпохи становились выразителями народного недовольства властью.

С XV века парламент приобрел право принимать законы, которые также должен был одобрить король. Взаимодействие этих двух ветвей власти позволило получить тот баланс интересов, благодаря которому сегодня в Великобритании существует одна из самых устойчивых политических систем в мире. Именно в парламенте появилась новая форма законотворчества – билли. Они составлялись депутатами, которые согласовывали интересы разных слоев английского общества.

fb.ru

Возникновение парламента в Англии | Тайны веков

Сейчас парламенты есть практически во всех странах мира и считаются неотъемлемым атрибутом демократического устройства государства. Но в Англии этот институт имеет особое значение. Это символ Англии такой же, как пятичасовое чаепитие или футбол.

Возникновение парламента связано с борьбой короля и баронов, не закончившейся, как оказалось, со смертью упрямого Иоанна I. Его сын Генрих III был коронован, когда ему было лишь 9 лет, а самостоятельно начал править с 1224 г. Он был человеком негосударственного склада ума – любил пышность, покровительствовал искусству, был доверчив и неэнергичен. Государственные дела Генрих поручал фаворитам, в большинстве своем иностранцам. Большое влияние при дворе получили выходцы из Пуату. Им раздавались должности и земли. Недовольные английские феодалы восстали против Генриха в 1233 г., и король вынужден был удалить от себя фаворита Пьера Роше и его земляков. Но вскоре Генрих III женился на Элеоноре Прованской, а за ней в Англию опять последовали рыцари с юга Франции. Своих многочисленных гасконских протеже имела и мать Генриха Изабелла.

Главной чертой королевской финансовой политики при Генрихе III стала расточительность. Он осыпал милостями любимцев, устраивал празднества, вел войну во Франции и Уэльсе. Все это требовало постоянных денежных вливаний, и король беспрестанно созывал съезды крупных вельмож, чтобы испросить очередные пособия. Такие съезды уже тогда назывались парламентами (от франц. «парле» – «говорить»). По другой версии, слово «parliament» возникло в результате слияния латинских «parium» («равные») и «lamentum» («жалобы, печали»). Таким образом парламент представлял собой место, в котором равные по статусу люди могут высказывать свои жалобы. Расхождения в этимологии вызывают и расхождения в отношении истории учреждения первого сословно‑представительного органа в Англии. Некоторые историки утверждают, что прототип современного парламента возник уже в IX в. Тогда Альфред Великий, объединив Англию, созывал парламенты. Согласно другой точке зрения, наиболее распространенной, английский парламент появляется вследствие острых социальных противоречий лишь во второй половине XIII века.

Монарх обращался с денежными требованиями не только к феодалам, но и к городам и торговым корпорациям, закладывая основу для создания будущего органа власти, в который входили представители не только аристократии и духовенства, но и третьего сословия.

В какой‑то момент Генрих загорелся идеей заполучить для сына сицилийскую корону, за что заплатил огромные деньги Папе Римскому. Он залез в долги, невыполнение обязательств грозило Генриху отлучением от церкви. В 1258 г. король попросил о помощи баронов, но встретил в их лице непримиримую оппозицию. Лидером ее был Симон де Монфор, граф Лестерский, сын прославившегося в Альбигойских войнах полководца. Съезд, собравшийся в июне в Оксфорде, получил наименование «Бешеный парламент». Бароны потребовали от короля удаления иностранных советников, прекращения чрезвычайных денежных поборов и новых политических уступок. Их предложения вошли в историю как «Оксфордские провизии».

Генрих вынужден был согласиться на образование комиссии из 24 членов, половину которых назначил он сам, а половину – парламент. Этой комиссии было предоставлено право утверждать и смещать должностных лиц. Был избран государственный совет из 15 членов, которому поручили провести судебную реформу, контролировать все действия короля. В каждом графстве были учреждены комиссии из четырех рыцарей для разбора поступивших жалоб.

Вследствие принятия «Оксфордских провизий» иноземцы были изгнаны из Британии. Генрих и сам уехал во Францию, где заручился поддержкой Людовика IX. Папа освободил английского короля от клятвы, данной им в Оксфорде, и благословил на войну с мятежниками. (Дело в том, что при власти баронов папа перестал получать деньги из Англии.) Война началась в 1263 г. В решающей битве при Льюисе Монфор нанес поражение роялистам. Король был взят в плен и должен был признать оксфордские постановления.

Еще в 1259 г. в Вестминстере мелкие и средние рыцари выработали свои провизии, направленные на ограничение как произвола со стороны короля, так и олигархической власти баронов. Среди последних не было единства мнений насчет формы государственного устройства. Так, Симон де Монфор, провозглашенный протектором государства и ставший фактически королем, полагал, что стоит расширить социальную базу антироялистского движения за счет мелких феодалов, свободных земледельцев и городов. Граф Ричард Глостерский, наоборот, был категорически против такой «профанации». В январе 1265 г. Монфор во исполнение своего плана собрал очередной парламент, к участию в котором помимо прелатов и баронов пригласил представителей упомянутых выше сословий. Этот год и считается годом рождения английского парламента. В марте этот парламент заключил новый договор с принцем Эдуардом и королем, которые признали все перемены в государственном управлении.

Вскоре, однако, Эдуарду удалось обмануть приставленных к нему протектором соглядатаев и начать новый этап вооруженной борьбы. Ричард Глостерский оказал ему поддержку. В августе близ города Эвесгем роялисты одержали победу, Монфор был убит на поле боя. Короля освободили. Война продолжалась два года, и победу в ней одержали король и принц. Впрочем, им пришлось пойти на определенный компромисс, которого добился все тот же граф Глостерский. В 1267 г. была восстановлена Великая хартия вольностей, противники короля получили полную амнистию. В дальнейшем Генрих свято соблюдал все пункты хартии, постоянно советовался с парламентом и замещал государственные должности исключительно англичанами.

В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по 2 представителя от 37 графств (рыцари) и по 2 представителя от городов. До середины XIV в. они заседали вместе. Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешении налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовных и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали требования о запрещении нарушения старых законов или об издании новых. Король мог согласиться с просьбами парламента или их отвергнуть. Однако в XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства, парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей».

agesmystery.ru

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ В XIII-XIV вв.

Парламент, осуществляющий представительство от имени нации и облаченный законодательной функцией, является краеугольным камнем политического устройства большинства демократических государств, и британцы не без оснований гордятся тем, что именно древнейший в Европе английский парламент стал «праматерью» подобных учреждений не только наэтом континенте, но и за пределами его: в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии, непосредственно заимствовавших опыт прежней метрополии — Британской монархии. [8]

История английского парламентаризма – это универсальный опыт сохранения традиций и новшеств, противостояний и компромиссов, поиска оптимальных форм организации государственной власти для любой страны мира.

Интерес в изучении самого раннего периода существования английского парламента объясняется рядом причин.

Во-первых, тем, что это был период становления парламента, когда, с одной стороны, еще очень рельефно выступала его живая связь с социальными конфликтами, вызвавшими его к жизни, с другой – уже складывались основные характерные черты средневекового парламента как специфического и вполне самостоятельного учреждения.

Во-вторых, этот период в истории английского парламента является менее изученным.

Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда — суда пэров (равных). Во второй половине XII в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы (» старшие и меньшие бароны «).

Во второй четверти XIII в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние советов магнатов усилилось.

Новое политическое учреждение — парламент, который формировался в процессе ряда последовательных политических соглашений, заключавшихся между различными группами господствующего класса, и отразил в своей структуре и организации процесс оформления в английском феодальном обществе сословных групп — баронства, рыцарства, горожан, зародилось в социальных и политических конфликтах XIII в.

22 июня 1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт — «Форму управления», составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. В новый созванный де Монфором парламент — в январе 1256г. — были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.

Складывание парламента происходило постепенно, в течение 30-40 лет, последовавших за концом гражданской войны. Только в конце 90-х гг. XIII в., он оформился как самостоятельное постоянно действующее учреждение. Тогда же за ним и закрепилось название «парламент» (parliamentum). До этого же времени в документах и хрониках XIII в. «парламентами» назывались собрания различного типа: заседания узкого королевского совета, совета магнатов и лишь наряду с ними сословно-представительные собрания.

В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем  крупных светских и духовных феодалов в него вошли по 2 представителя от 37 графств (рыцари) и по 2 представителя от городов. До середины XIV века они заседали вместе.

Та часть парламента, которая состояла из прелатов, эрлов и баронов, получивших личные приглашения от короля, и впоследствии превратилась в палату лордов, вела свое происхождение от совета магнатов, регулярно собиравшихся  уже в первой половине XII в. На всем протяжении правления Эдуарда I совет магнатов все еще сохранял самостоятельное существование, не сливаясь полностью с парламентом и деля с ним общее название «parlamentum».

В отличие от представителей общин, которые вызывались через шерифов, светские и духовные магнаты всегда получали личные специальные приглашения.

Прелаты, эрлы и бароны составляли только одну часть парламента. Кроме них, в нем также участвовали также выборные представители графств и городов, которые с начала XIV в. получили собирательное название «представители общин».

Хотя участие выборных от «общин» в парламенте стало регулярным только в последние годы XIII в., собрания такого типа были довольно обычным явлением уже с начала правления Эдуарда I.

Представители графств и городов в первые десятилетия существования парламента далеко не составляли в нем единого целого и даже организованно не были еще объединены, как это было позднее, в палате общин. Они не только занимали в парламенте различное положение и по отдельности давали разрешения на субсидии, но и не всегда одновременно присутствовали на парламенте.

Члены нижней палаты — в отличие от лордов — получали денежное довольствие: рыцари графств — по четыре шиллинга, горожане — по два шиллинга за каждый день сессии. К началу XV в. эти выплаты стали традиционными.

Разделение парламента на две палаты — верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин сложилось только к середине XIV в. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в XVI в.

С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще — до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство.

Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363 г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке.

Для того чтобы решить вопрос о социальном назначении парламента в жизни феодальной Англии, необходимо выяснить круг дел, подлежавших ведению парламента, его взаимоотношение с другими органами феодального государства и с королем. Вопрос этот был и остается предметом споров.

Стеббс особенно подчеркивал большую роль представителей общин в деле налогообложения и выдвинул эту функцию парламента на первый план его деятельности.[5, с. 236, 239]

Уже в это время, по мнению Стеббса, парламент осуществлял своеобразную гармонию между «народом» и королем Эдуардом I, который  строил свою политику в отношении парламента с учетом «обычаев, пожеланий и силы нации, обычаи, желания и силу которой он научился понимать».[5, с. 293] Схожей позиции по данному вопросу придерживался и ряд других авторов: Р. Гнейст [9, с.441] , Уилкинсон[6, с.23; 7, 503], Кларк[1, с. 316],Д. М. Петрушевский[10, с. 217].

Противоположной точки зрения на политическую роль парламента придерживались историки «критического направления». Регулярной и наиболее важной функцие парламента они считали принятие им петиций, их разбор и консультации по этим петициям. Для этой цели, по мнению этих историков, король и созывал парламент, который тем самым как бы «помогал» королю наилучшим образом осуществлять его административные и судебные функции в интересах его подданных.[4, с. 4-8;  2, с. 71]

Макильвейн же главной функцией парламента в ранний период его существования считает судебную функцию, отождествляя парламент с » судом пэров», и тем самым совершенно отрицая за ним какую-либо особую общеполитическую роль. По его мнению, делом парламента в этот период было не творить, но только интерпретировать и разъяснять законы. [3, с. 24,25,109,110,119, 257-327]

Круг вопросов, ставившихся на сессиях парламента  в период с 1272 по 1307 г., был чрезвычайно разнообразен и обширен: сбор очередных налогов на недвижимость, о повышении таможенных пошлин на шерсть и кожу, дважды парламент решал вопрос об объявлении войны. В 1283 г., он санкционировал карательную экспедицию против восставшего Уэльса, а на парламенте 1298 г. был решен поход в Шотландию. Один раз- в сентябре 1283 г.- парламент в полном составе собрался в качестве верховного судебного трибунала для суда над Давидом Уэльским. Четыре раза парламент с представительством от общин принимал непосредственное участие в издании новых законов (1275, 1297, 1300 и 1307 гг.)

Особенно важен вопрос участия парламента в деле разрешения налогов для общей оценки политической роли парламента. Степень и характер участия парламента в решении этого важнейшего вопроса политической жизни XIII в. определяла и в значительной мере и степень его влияния на всю политику феодального государства.

Финансовые функции парламента практически мало ограничивали фискальную политику короны даже в отношении налогов на движимость, которые обычно собирались с разрешения парламента. Ограничительная роль парламента в этом вопросе, в конечном итоге, сводилась к некоторому упорядочению и систематизации этих налогов, а также к возможности политического нажима на корону с целью издания тех или иных постановлений. При этом следует иметь в виду, что парламент мог контролировать далеко не все доходы короны. В период с 1272 по 1307 г. он мог контролировать путем разрешений налогов на движимость всего 26% общей суммы государственных налогов.

В отличие от большинства других функций парламента, функция разрешения налогов  была присуща только ему и не дублировалась другими органами центрального государственного аппарата.

Вопрос об участии парламента в подаче петиции имеет две стороны, каждая из которых требует самостоятельного рассмотрения. С сессиями парламента связаны были два различных вида петиций. С одной стороны, во время парламентских сессий на имя короля и его совета обычно подавалось большое количество частных петиций, индивидуальных и коллективных, которые имели целью разрешение частных, обычно местных, вопросов, помощь в судебном деле, устранение отдельных злоупотреблений, дарование какой-либо новой привилегии общине или частному лицу.

Наряду с такими петициями с конца XIII в. в практику входит новый вид петиций, непосредственно связанных с парламентом,- петиций, подававшихся королю от имени всего парламента или отдельных групп его членов. Эти петиции, являвшиеся выражением какой-либо коллективной акции членов парламента, обычно касались важных вопросов общей государственной политики, и ответом на них должны были быть какие-то общегосударственные мероприятия («парламентские» петиции).[4, с. 71]

Частные петиции имели к парламенту только то отношение, что они обычно подавались во время сессий или перед ними. Это обстоятельство в некоторой степени способствовало воспитанию общественного мнения в духе уважения к парламенту, что в свою очередь повышало его политическое влияние. Однако оно не мешало королю по-прежнему самолично выносить решения по частным петициям, без какого-либо участия парламента как учреждения.

Иначе обстояло дело с «парламентскими» петициями, практика подачи которых родилась вместе с появлением парламента и развивалась и укреплялась по мере того, как он становился регулярно действующим учреждением.

Утверждение практики подачи коллективных «парламентских» петиций, которая оформилась в процессе упорных столкновений с короной, было вторым успехом парламента, если первым считать утверждение его права разрешать основные виды налогов, которого он добился с 1297 г.

Со временем подача таких «парламентских» петиций превратилась в одну из важнейших функций парламента.

Помимо разрешения налогов и обсуждения и подачи коллективных петиций, парламент уже в конце  XIII в. нередко привлекался к выполнению и других политических функции: время от времени  он давал санкцию на издание нового закона, или выступал в качестве высшего, наделенного особыми полномочиями суда; иногда ему предлагалось решить тот или иной вопрос внешней политики или во всяком случае высказать свое мнение по этому вопросу. Однако все эти функции в XIII-XIV вв.  еще не превратились в специфические функции парламента как сословного представительства. Наряду с парламентом они выполнялись другими органами феодального государства. Кроме разрешения налогов и подачи коллективных петиций, парламент в конце XIII и начале XIV в. дублировал деятельность совета магнатов, узкого королевского совета, различных королевских судов, казначейства, что в равной степени подчеркивает, с одной стороны, неустановленность и неопределенность границ компетенции парламента в данный период, с другой стороны, его тесную и органическую связь со всем аппаратом феодального государства.

С возникновение парламента изменилась политическая форма английского феодального государства. Рядом с королевской властью и созданными ею в предшествующий период центральными правительственными учреждениями появился новый политический орган-парламент, с самого начала обладавший специфическими политическими функциями, несвойственными другим государственным учреждениям Англии того времени. Эти изменения в политической структуре феодального государства отражали экономические и социальные сдвиги, происходившие в XII-XIII вв. в английском обществе, и то новое соотношение сил, которое сложилось в нем к концу этого периода.

Парламент возник в ходе длительной политической борьбы между отдельными группировками господствующего класса феодалов, в которой в качестве союзников борющихся партий выступали также горожане и верхушка свободного крестьянства.

Изменения, внесенные парламентом в политическую жизнь Англии, привели к окончательному оформлению феодального государства нового типа- относительно централизованной феодальной монархии с сословным представительством

Список литературы:

  1. Clarke M. V. Medieval Representation and consent. London, 1936.
  2. Maitland F. W. Memoranda de parliamento. London, 1893
  3. McIlwain M. H. The high court of parliament. New Haven, 1910
  4. Riess L.Geschichte des Wahlrechts. Leipzig, 1886
  5. Stebbs W. The constitutional history of England, vol. II. London, 1875
  6. Wilkinson B. Studies in the Constitutional history of the 13 and 14 centuries. Manchester, Univ, Press;
  7. Wilkinson B. The political revolution of the thirteenth and fourteenth centuries in England. «Speculum», oct., 1949.
  8. ДмитриеваО.В. У истоков английского парламентаризма // Британия и Россия. — М.,1997
  9. Гнейст Р. История государственных учреждений Англии / Гнейст Р.; Пер. с немецкого под ред.: Венгеров С.А. – М.: К.Т. Солдатенков, 1885. – 876 с.
  10. Петрушевский Д. М.. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ В XIII-XIV вв.

    Статья посвящена исследованию вопросов формирования и развития английского парламента. Автор приводит различные точки зрения на значение, функционирование, и роль парламента в политической и экономической жизни Англии.

    Written by: Власова Ольга Олеговна

    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА

    Date Published: 02/01/2017

    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)

    Available in: Ebook

euroasia-science.ru

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ. 500 знаменитых исторических событий

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ

Заседание английского парламента

Сейчас парламенты есть практически во всех странах мира и считаются неотъемлемым атрибутом демократического устройства государства. Но в Англии этот институт имеет особое значение. Это символ Англии такой же, как пятичасовое чаепитие или футбол.

Возникновение парламента связано с борьбой короля и баронов, не закончившейся, как оказалось, со смертью упрямого Иоанна I. Его сын Генрих III был коронован, когда ему было лишь 9 лет, а самостоятельно начал править с 1224 г. Он был человеком негосударственного склада ума — любил пышность, покровительствовал искусству, был доверчив и неэнергичен. Государственные дела Генрих поручал фаворитам, в большинстве своем иностранцам. Большое влияние при дворе получили выходцы из Пуату. Им раздавались должности и земли. Недовольные английские феодалы восстали против Генриха в 1233 г., и король вынужден был удалить от себя фаворита Пьера Роше и его земляков. Но вскоре Генрих III женился на Элеоноре Прованской, а за ней в Англию опять последовали рыцари с юга Франции. Своих многочисленных гасконских протеже имела и мать Генриха Изабелла.

Главной чертой королевской финансовой политики при Генрихе III стала расточительность. Он осыпал милостями любимцев, устраивал празднества, вел войну во Франции и Уэльсе. Все это требовало постоянных денежных вливаний, и король беспрестанно созывал съезды крупных вельмож, чтобы испросить очередные пособия. Такие съезды уже тогда назывались парламентами (от франц. «парле» — «говорить»). По другой версии, слово «parliament» возникло в результате слияния латинских «parium» («равные») и «lamentum» («жалобы, печали»). Таким образом парламент представлял собой место, в котором равные по статусу люди могут высказывать свои жалобы. Расхождения в этимологии вызывают и расхождения в отношении истории учреждения первого сословно-представительного органа в Англии. Некоторые историки утверждают, что прототип современного парламента возник уже в IX в. Тогда Альфред Великий, объединив Англию, созывал парламенты. Согласно другой точке зрения, наиболее распространенной, английский парламент появляется вследствие острых социальных противоречий лишь во второй половине XIII века.

Монарх обращался с денежными требованиями не только к феодалам, но и к городам и торговым корпорациям, закладывая основу для создания будущего органа власти, в который входили представители не только аристократии и духовенства, но и третьего сословия.

В какой-то момент Генрих загорелся идеей заполучить для сына сицилийскую корону, за что заплатил огромные деньги Папе Римскому. Он залез в долги, невыполнение обязательств грозило Генриху отлучением от церкви. В 1258 г. король попросил о помощи баронов, но встретил в их лице непримиримую оппозицию. Лидером ее был Симон де Монфор, граф Лестерский, сын прославившегося в Альбигойских войнах полководца. Съезд, собравшийся в июне в Оксфорде, получил наименование «Бешеный парламент». Бароны потребовали от короля удаления иностранных советников, прекращения чрезвычайных денежных поборов и новых политических уступок. Их предложения вошли в историю как «Оксфордские провизии».

Генрих вынужден был согласиться на образование комиссии из 24 членов, половину которых назначил он сам, а половину — парламент. Этой комиссии было предоставлено право утверждать и смещать должностных лиц. Был избран государственный совет из 15 членов, которому поручили провести судебную реформу, контролировать все действия короля. В каждом графстве были учреждены комиссии из четырех рыцарей для разбора поступивших жалоб.

Вследствие принятия «Оксфордских провизий» иноземцы были изгнаны из Британии. Генрих и сам уехал во Францию, где заручился поддержкой Людовика IX. Папа освободил английского короля от клятвы, данной им в Оксфорде, и благословил на войну с мятежниками. (Дело в том, что при власти баронов папа перестал получать деньги из Англии.) Война началась в 1263 г. В решающей битве при Льюисе Монфор нанес поражение роялистам. Король был взят в плен и должен был признать оксфордские постановления.

Еще в 1259 г. в Вестминстере мелкие и средние рыцари выработали свои провизии, направленные на ограничение как произвола со стороны короля, так и олигархической власти баронов. Среди последних не было единства мнений насчет формы государственного устройства. Так, Симон де Монфор, провозглашенный протектором государства и ставший фактически королем, полагал, что стоит расширить социальную базу антироялистского движения за счет мелких феодалов, свободных земледельцев и городов. Граф Ричард Глостерский, наоборот, был категорически против такой «профанации». В январе 1265 г. Монфор во исполнение своего плана собрал очередной парламент, к участию в котором помимо прелатов и баронов пригласил представителей упомянутых выше сословий. Этот год и считается годом рождения английского парламента. В марте этот парламент заключил новый договор с принцем Эдуардом и королем, которые признали все перемены в государственном управлении.

Вскоре, однако, Эдуарду удалось обмануть приставленных к нему протектором соглядатаев и начать новый этап вооруженной борьбы. Ричард Глостерский оказал ему поддержку. В августе близ города Эвесгем роялисты одержали победу, Монфор был убит на поле боя. Короля освободили. Война продолжалась два года, и победу в ней одержали король и принц. Впрочем, им пришлось пойти на определенный компромисс, которого добился все тот же граф Глостерский. В 1267 г. была восстановлена Великая хартия вольностей, противники короля получили полную амнистию. В дальнейшем Генрих свято соблюдал все пункты хартии, постоянно советовался с парламентом и замещал государственные должности исключительно англичанами.

В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по 2 представителя от 37 графств (рыцари) и по 2 представителя от городов. До середины XIV в. они заседали вместе. Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешении налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовных и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали требования о запрещении нарушения старых законов или об издании новых. Король мог согласиться с просьбами парламента или их отвергнуть. Однако в XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства, парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Возникновение английского парламента

Оглавление

Введение

1 Предпосылки возникновения парламента в Англии

1.1 Англо-саксонский витенагемот

1.2 Завоевание Англии Вильгельмом Завоевателем

2 Централизация государственной власти в Англии XI-XIII веках

2.1 Экономические и политические предпосылки централизации власти в Англии XI-XIII веках

2.2 Развитие права и выделение аппарата управления

2.3 Установление военного превосходства короля над феодалами

2.4 Источники финансирования аппарата власти

3 Возникновение английского парламента

3.1 Усложнение и расширение государственного аппарата

3.2 Социальная и политическая борьба в Англии XIII века

3.3 Социальный состав и политические функции парламента в конце XIII - начале IV века

Заключение

Список литературы

Введение

Британский парламент - один из старейших парламентов мира (часто его называют "праотцом" парламентов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Само понятие "парламент" употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как верховном законодательном органе, имеют в виду не только обе палаты парламента - палату общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин "парламент" употребляют для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть - палату общин. Члены палаты общин именуются "членами парламента".

Своеобразие британского парламента - весьма современного по самой своей сути учреждения -проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо палаты лордов - герольдмейстер приглашает членов палаты общин в палату лордов, чтобы заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания, облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы - черный жезл и булаву.

Но, несмотря на обилие традиций и обычаев, английский парламент - образцовый пример заимствования лучших особенностей других парламентских систем мира, в частности американской.

История английского парламентаризма - это универсальный опыт сохранения традиций и новшеств, противостояний и компромиссов, поиска оптимальных форм организации государственной власти для любой страны мира. Именно поэтому я выбрал эту тему для своей контрольной работы. При изучении вопроса я опирался на следующих авторов: Гутнова Е.В.[1] с объемной работой посвященной этой теме, свободная энциклопедия Википедия[2] и Барлоу Ф.[3] где достаточно подробно описаны исторические события времен становления английского парламента.

1 Предпосылки возникновения парламента в Англии

1.1 Англосаксонский витенагемот

Парламент Англии прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. Название «витенагемот» на англосаксонском языке означало «собрание мудрых людей» (др.-англ. witan — мудрец, советник; др.-англ. gemot — собрание). Этот орган, вероятно, возник из древнегерманского института племенных народных собраний, позднее трансформировавшихся в собрания наиболее влиятельных лиц страны (военная знать, духовенство и аристократия). Народное вече является подобным органом в Киевской Руси. Такие собрания существовали во всех англосаксонских королевствах Британии, а после объединения страны под властью Уэссекса в IX веке, витенагемот этого королевства приобрёл общеанглийский характер. Тем не менее, региональные советы в Нортумбрии и Мерсии, по-видимому, собирались до 1065 г.

В витенагемоте осуществлялось одной из важнейших обязанностей военно-служилой знати англосаксонской монархии - предоставление совета королю. В исполнении этой обязанности должны были участвовать все служилые люди страны. В его состав входили епископы, аббаты, наиболее влиятельные священнослужители (капелланы королевского двора), эрлы и тэны королевства. Главным конституирующим элементом витенагемота была светская знать (тэны), непосредственно зависимая от короля, хотя в X веке в советах, обычно, доминировало духовенство. Заседания витенагемотов были достаточно представительными и могли включать более ста человек. Особенно многочисленными были советы первой половины X века, когда король Этельстан председательствовал на витенагемотах, в состав которых входили валлийские князья, датские ярлы, тэны и элдормены со всех концов Англии. С течением времени представители отдалённых североанглийских областей практически перестали принимать участие в витенагемотах, что ослабило общенациональный характер этого института и привело к обособлению интересов Северной Англии. Это ярко проявилось в политических событиях середины XI века.[4]

Витенагемот должен был предоставлять королю совет по любому вопросу, вынесенному на его обсуждение королём. Исходя из анализа решений витенагемота, очевидно, что не существовало проблемы, которая не могла быть вынесена на обсуждение. Англосаксонские витенагемоты утверждали королевские законы, санкционировали установление налогов («датских денег»), выносили решения по вопросам международной политики и вырабатывали меры по организации обороны страны. В советах производился суд над государственными изменниками, утверждались земельные пожалования короля и кандидатуры на замещение епископских кафедр.

Особое значение витенагемот приобрёл в вопросе избрания короля, поскольку строгий династический принцип наследования в англосаксонский период ещё не сложился окончательно, хотя представление о том, что королём может быть только прямой потомок английских королей, уже было господствующим. Принцип, что каждый вступающий на престол король должен получить одобрение витенагемота, к XI веку приобрёл характер установившегося обычая. Наиболее известно заседание совета, состоявшееся 5 января 1066 г., после смерти Эдуарда Исповедника, на котором новым королём был избран Гарольд Годвинсон. Это решение послужило толчком к нормандскому завоеванию Англии.

В большинстве случаев витенагемот подтверждал решения короля, однако наличие в его составе большого числа представителей региональной военно-служилой знати, мало зависимой от королевской воли, позволяло сохранять определённую свободу волеизъявления.

Витенагемот созывался королём, обычно, один раз в год, а иногда и чаще. Какого-либо правила, закрепляющего определённую регулярность созывов, однако, не существовало. Не установилось ещё и конкретное место созыва витенагемота: совет следовал за королём, перемещающимся по стране. Из источников известно 116 пунктов, в которых собирался витенагемот. В основном это были городские поселения или королевские замки, но совет также мог заседать под открытым небом: на скалах, холмах, лугах или, например, под известным деревом. В англосаксонский период понятия столицы не существовало. Хотя значительную часть времени короли проводили в Винчестере, большую часть года король перемещался вместе со своим двором по стране, пользуясь обязанностью населения обеспечивать продуктами короля и его дружину.

После нормандского завоевания витенагемот трансформировался в Большой королевский совет. Однако общие принципы созыва, состава и компетенции сохранились. Хотя вместо англосаксонских тэнов в Большой королевский совет Вильгельма I и его преемников вошли англо-нормандские бароны и рыцари, а созыв стал более регулярным, особая роль витенагемота как общенационального аристократического представительства, ограничивающего королевскую власть, сохранилась в новом институте, а в дальнейшем дала начало английскому парламенту.

Главное значение витенагемота заключалось в том, что он поддерживал принцип управления королём в согласии с представителями населения. Несмотря на зависимость решений совета от воли короля и тот факт, что витенагемот не представлял интересы всех регионов страны, именно он обеспечивал «конституционный» характер англосаксонской монархии.[5]

1.2 Завоевание Англии Вильгельмом Завоевателем

5 января 1066 года скончался король Англии Эдуард Исповедник не оставив после себя прямых наследников. По одной из версий перед смертью он послал своего самого могущественного вассала Гарольда Годвинсона к Вильгельму, чтобы он поклялся верности Вильгельму как наследнику английского престола. Однако по дороге Гарольд попал в плен к графу Ги I де Понтье, откуда его освободил Вильгельм.

После этого Гарольд добровольно поклялся на святых мощах в присутствии свидетелей, признав Вильгельма наследником английской короны и обязался предпринять все меры для его поддержки. Однако позднейшие британские историки сильно сомневались в достоверности этих известий, считая тот факт, что Гарольд попал к Вильгельму, несчастливой случайностью, а также указывая на крайнюю сомнительность как условий договора, так и якобы принесённого Гарольдом оммажа. К сожалению никаких других описаний этого события неизвестно. Но этой клятвой в дальнейшем оправдывали действия Вильгельма.[6]

В тоже время витенагемот признал Гарольда наследником английского престола. По мнению английских хронистов основанием для этого стало то, что Эдуард перед смертью завещал свой трон Гарольду, брату своей жены. Гарольд был коронован и помазан на царство, получив благословение церкви. Коронацию проводил архиепископ Кентерберийский Стиганд, который, однако, ещё не получил паллий от папы, то есть ещё не был официально признан папской курией. Это обстоятельство дало дополнительный козырь противникам Гарольда.[7]

mirznanii.com

Парламент Великобритании

Парламент Великобритании

Содержание:

Введение.

1. Палата общин.

1.1.   Срок полномочий.

1.2.   Численный состав.

1.3.   Региональное представительство, партийный и профессиональный состав.

1.4.   Должностные лица.

1.5.   Комитеты палаты.

2. Палата лордов.

2.1.   Институт пэрства.

2.2.   Партийный состав.

2.3.   Кворум, привилегии, комитеты.

2.4.   Должностные лица палаты.

3. Общая процедура британского Парламента.

3.1.   Созыв и роспуск парламента.

3.2.   Процедура голосования.

3.3.   Процедура рассмотрения дел палатами.

4. Законодательный процесс.

5. Контрольные процедуры.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В данной работе речь пойдет о Парламенте Англии. Отметим, что эта страна имеет глубокие и крепкие корни парламентаризма, что делает изучение данной темы чрезвычайно интересной для исследования. Начнем с определения базового понятия. Итак, Парламент Великобритании – это орган законодательной власти, включающий монарха и две палаты – Палату общин и Палату лордов. Палата общин, хотя и считается нижней, в действительности играет главную или исключительную роль в осуществлении функций Парламента. Поэтому термином “парламент” в Великобритании часть обозначают только Палату общин.

Основными функциями парламента, как и в других странах, являются представительство нации, законодательство, принятие бюджета (старейшая функция британского парламента) и контроль за деятельностью Правительства.

Обратившись к истории этой страны, мы узнаем о том, что английский Парламент существует с 1265 года, когда впервые было созвано собрание, ограничившее власть короля и достаточно широко представлявшее интересы страны (наряду с баронами в нем заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города). Поэтому английский Парламент называют праматерью парламентов.

В современных условиях Парламент Великобритании действует на основе двух уравновешивающих друг друга начал. С одной стороны, это доктринальный принцип парламентского верховенства и ответственного правления, с другой – сложившаяся практика двухпартийной системы и обусловленный ею государственный режим министериализма.  “Функционирование Парламента в условиях действия указанных факторов обеспечивает разумное сочетание элементов демократизма и рационализма британской парламентской системы и государственного механизма в целом”[1].

В основной части работы мы постараемся как можно более подробно раскрыть роль,  функции и состав Палаты общин и Палаты лордов, общей процедуры Парламента, а также законодательного процесса.

1. Палата общин.

1.1. Срок полномочий.

Срок ее полномочий – 5 лет, однако на практике Правительство нередко прибегает к досрочному роспуску этой палаты. В парламентском праве Великобритании нет ограничений, касающихся  досрочного роспуска Парламента. Обычай и многочисленные прецеденты позволяют Премьер – министру в любое время предложить монарху распустить Парламент, и нет таких обстоятельств, на основании которых Король должен отказать.

Палата может принять решение и о самороспуске (последний такой случай имел место в 1911 г.), а может, наоборот, издать закон о продлении срока своих полномочий. Это случалось во время обеих мировых войн.

Лишь Парламент, избранный в 1992 г., оказался первым после Второй мировой войны, который не был распущен досрочно.

1.2. Численный состав.

В настоящее время Палата общин насчитывает 659 депутатов. Отметим, что численный состав палаты не является неизменным. Он возрастает каждый раз после пересмотра границ избирательных округов в связи с ростом численности населения. Так, по сравнению с послевоенным временем число депутатов Палаты общин увеличилось более чем на 10%. Последние выборы Парламента проведены по 659 одномандатным избирательным округам.

Персональный состав палаты можно охарактеризовать с точки зрения соотношения представительства различных регионов страны, политических партий, половозрастных, профессиональных, этнических групп населения и т.д.

1.3. Региональное представительство, партийный  и профессиональный состав.

Региональное представительство характеризуется тем, что 539 депутатов представляют Англию, 41 – Уэльс, 61 – Шотландию, 18 – Северную Ирландию.

Партийный состав палаты определяется итогами выборов. В результате всеобщих выборов 1997 г. политические партии оказались представленными в Палате общин следующим образом (отобразим данные в виде таблицы):

Партии

Количество депутатов

Количество мандатов

Консервативная партия

165

25,04 %

Лейбористская партия

419

63,58%

Партия либеральных демократов

46

6,98%

Региональные партии

29 (4,4%)

Профессиональный состав различных фракций не является одинаковым. Так, в прошлом составе Палаты общин среди консерваторов 45% депутатов составляли профессиональные политики, 36% - бизнесмены, 19% - представители иных профессий, прежде всего юристы, и лишь один депутат был избран из числа рабочих. Лейбористская фракция на 42% состояла из профессиональных политиков, на 9% - из бизнесменов, на 33 % - из рабочих и на 16 % - из представителей иных профессий и занятий[2].

Женщин насчитывалось в Палате общин 60 человек, или 9,2% депутатов. Среди членов Палаты общин были 3 депутата азиатского происхождения и  3 чернокожих депутата.

1.4. Должностные лица.

Должностными лицами палаты являются спикер, 3 его заместителя, лидер, пристав.

Спикер избирается палатой с одобрения Короны из числа депутатов. Обычно это один из наиболее влиятельных членов правящей партии. Однако бывают исключения. Например, в настоящее время спикером избрана бывшая лейбористка Бетти Бутройд. Это первая за всю историю британского Парламента женщина-спикер. Интересно, что спикер Палаты общин избирается на один срок легислатуры Парламента, но  продолжает оставаться в должности до тех пор, пока не уйдет в отставку по собственной инициативе или не проиграет выборы. Спикер по своему усмотрению решает, в каком порядке должны выступать депутаты, следит за тем, чтобы они говорили по существу вопроса,  единолично прекращает предложения о прекращении прений и др. Таким образом, спикер играет чрезвычайно важную роль в работе Парламента. Во время заседаний спикер облачается в мантию и парик из белого конского волоса (для Бетти Бутройд было сделано исключение – она парика не надевала). По окончании полномочий спикер получает титул барона, становясь членом Палаты лордов.

Первый заместитель спикера именуется председателем комитета путей и средств. Он избирается (как и 2 других заместителя) палатой из числа депутатов по предложению лидера палаты – также практически пожизненно. Председатель комитета путей и средств замещает спикера в его отсутствие и председательствует на заседаниях комитета всей палаты. В отсутствие председателя его функции выполняют 2 других заместителя.

Еще одним важным должностным лицом является лидер. Его назначает Премьер-министр[3] из числа наиболее влиятельных членов правящей партии.

Основная функция лидера – представительство Правительства в палате. Ему принадлежат такие важные полномочия, как определение повестки дня сессии, программы законодательных мероприятий.

Секретарские функции в Палате общин выполняет клерк. Ему помогают 2 помощника. За вопросы безопасности в Палате отвечает пристав.

1.5. Комитеты палаты.

Изобразим структуру и состав комитетов в виде следующей схемы:

2.  Палата лордов.

2.1. Институт пэрства.

Это уникальный по своей архаичности институт. Численный состав палаты законодательно не установлен. Общее число ее членов в 1994 г. составляло 1259 пэров. Подавляющее большинство членов палаты – 773[4] пэра – занимают свои места по наследству; это лица, обладающие дворянским титулом не ниже барона (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны). Наследственные пэры получают право участвовать в заседаниях палаты по достижению 21 года. Часть лордов – 448 – пожизненные, получившие на основании Акта о пожизненных пэрах 1958 г. титул барона или баронессы от Королевы по рекомендации Премьер-министра за выдающиеся заслуги перед государством без права передачи титула по наследству. Такой титул получают, как правило, премьер-министры, спикеры Палаты общин после отставки. Пэрство жалуется два раза в год: под Новый год и в день рождения Королевы (21 апреля).

Кроме того, есть 2 категории лордов по должности: 26 духовных лордов, 12 судебных лордов, или “ординарных лордов по апелляциям”, назначаемых Королевой и осуществляющих судебные полномочия палаты. Духовные лорды и “ординарные лорды по апелляциям” не являются пэрами, т.е. не имеют дворянского титула. Не могут быть членами Палаты лордов пэры – иностранцы, пэры – банкроты, пэры, осужденные за государственную измену, в период отбывания наказания. 

Изначально палата состояла из представителей земельной аристократии. Это положение в большой степени сохранилось и сейчас. Самую значительную социально-профессиональную группу лордов составляют крупные землевладельцы. В 1987 г. их было 423 среди наследственных и 60 среди пожизненных пэров. Второй по численности категорией пэров являются государственные служащие: 109 наследственных и 238 пожизненных пэров. Третья большая группа пэров – это главы компаний: 155 наследных и 109 пожизненных пэров. 86% наследственных и 45 % пожизненных пэров закончили престижные университеты[5].

Акт о пожизненных пэрах 1958 г., учредивший институт пожизненного пэрства, предоставил право на титул также женщинам. Поэтому с 60-х годов в Палате лордов появились пэрессы. Ныне в составе палаты 62 пэрессы. В их числе известная баронесса М. Тэтчер, долгое время возглавлявшая консервативное Правительство.

2.2. Партийный состав.

Чрезвычайно интересна эволюция партийного состава Палаты лордов. До середины 20 века подавляющее большинство в ней составляли консерваторы, но, начиная с 1958 года, картина изменилась. Значительную часть пожизненных пэров составляют лейбористы, хотя данная партия традиционно выступает за реформу Палаты лордов, т.е. введение выборного начала ее формирования. В июле 1994 г. партийный состав палаты выглядел следующим образом: консерваторы – 45%, лейбористы – 11%, либеральные демократы – 5%, независимые члены палаты – 27%, члены других партий – 11 %.

Следует отметить, что невыборный порядок формирования Палаты лордов вообще давно является мишенью критики. Еще в Акте о парламенте 1911 г. было заявлено намерение “заменить Палату лордов…иной палатой, основанной на начале народного представительства”[6]. Однако и в настоящее время отношение общества к палате в ее существующем виде неоднозначно.

2.3. Кворум, привилегии, комитеты.

Большой численный состав Палаты лордов отнюдь не означает, что все ее члены регулярно принимают участие в работе палаты. Обычно на заседаниях присутствует лишь около сотни лордов. Кворум же правомочности заседаний составляют всего 3 человека.

К привилегиям членов палаты относятся не только свобода слова и свобода от ареста, но и право свободного доступа каждого лорда к Королеве.

В Палате лордов действуют лишь неспециализированные комитеты (по состоянию на 1995 год их было 14).

2.4. Должностные лица палаты.

Руководит Палатой лордов лорд-канцлер, являющийся членом Кабинета, а потому назначаемый Королевой по предложению Премьер-министра на 5 лет. Он же возглавляет и судебную власть. Роль лорд-канцлера как председателя верхней палаты гораздо более скромнее, чем у спикера Палаты общин. Он не предоставляет слова для выступления (порядок выступлений предопределен традициями палаты и не  является столь формализованным, как в Палате общин), не обладает дисциплинарной властью. Отсюда следует, что лорд-канцлер может участвовать в дебатах и голосовать. Выступая, лорд-канцлер освобождает мешок с шерстью, на котором он обычно восседает, ведя заседания палаты. Во время его выступлений на мешок усаживается его первый заместитель, именуемый лордом – председателем комитетов. Имеется и еще один заместитель. Они назначаются ежегодно палатой в начале сессии. В их функции сходит замещение лорда-канцлера в палате в его отсутствие, председательство в комитете всей палаты.

Клерк палаты лордов назначается Короной из числа лиц,  не являющихся членами палаты. Он обязан уйти в отставку по достижении 65 лет. Его статус аналогичен статусу клерка Палаты общин.

В верхней палате, как и в нижней, имеются партийные фракции, хотя их влияние далеко не столь значительно. Каждая партия, представленная в палате, имеет своего лидера. Лидер правящей партии считается лидером палаты.

Лорды не получают жалованья за исполнение обязанностей членов палаты. Исключение составляют лорд-канцлер и “ординарные лорды по апелляциям”. Однако им могут быть возмещены расходы, связанные с работой в палате, аналогично тому, как это делается в Палате общин. 

3. Общая процедура британского Парламента.

3.1. Созыв и роспуск Парламента.

Созыв и роспуск Парламента -  это прерогатива Королевы, осуществляемая путем издания королевской прокламации по предложению премьер-министра. Парламентские сессии созываются ежегодно обычно в конце   октября – начале ноября и продолжаются большую часть года ( с перерывами на каникулы: рождественские, пасхальные, летние и связанные с Троицей). Дата первого после выборов заседания должна быть назначена не ранее чем через 20 дней со дня издания прокламации. Каждая сессия начинается тронной речью Королевы, которая  по обычаю составляется Премьер-министром и содержит программу деятельности Правительства на предстоящий год.

Заседания Палаты общин проводятся ежедневно с понедельника до пятницы, Палаты лордов – с понедельника до четверга включительно, а в конце сессии при необходимости также по пятницам.

3.2. Процедура голосования.

Эта процедура является весьма специфической. Во-первых, оно всегда открытое, во-вторых, своеобразны его способы. В Палате общин наряду с голосованием вставанием используют следующую процедуру: депутаты, голосующие за предложенный билль, собираются по правую руку от спикера, а голосующие против – по левую.

3.3.  Процедура рассмотрения дел палатами.

Все дела, рассматриваемые палатами, подразделяются на несколько категорий. Их процедура строго регламентирована. Начинаются заседания с так называемого “часа вопросов” депутатов к членам Правительства. По вторникам и четвергам на вопросы депутатов Палаты общин отвечает Премьер-министр. На этот “час” в Палате общин отводится 55 минут, а в Палате лордов – 20. Затем парламентарии переходят к основной повестке дня, которую образует обсуждение биллей  и предложений. Укажем, что билли – это законопроекты, предложения – проекты резолюций. Резолюции – это акты палат, в которых формулируется позиция палаты по определенному вопросу. Таким образом, посредством предложений депутаты ставят на обсуждение Парламента  какой-либо вопрос, предлагая вынести по нему решение. Это могут быть предложения об объявлении недоверия Правительству, о выражении сожаления в связи с проводимой им политикой, об обсуждении вопроса, имеющего важное общественное значение. Правом на внесение предложений наиболее активно пользуется оппозиция, так как они открывают возможность широкого обсуждения политики Правительства. Предложения от оппозиции вносятся ее лидером, от правящей партии – Премьер-министром. Депутаты могут вносить поправки в предложение: если предложение внесено оппозицией, поправки предлагает Правительство, и наоборот. Естественно , обычно принимается тот вариант предложения (или поправки), который был представлен правящей партией.

Порядок рассмотрения вопросов в палатах, особенно в Палате общин, строится в соответствии с делением парламентариев на правящее большинство и оппозицию. Так, в нижней палате все время сессии подразделяется на правительственное, оппозиции и частных членов соответственно тому, от кого в данные дни могут исходить билли и предложения, которые тоже подразделяются на правительственные, оппозиционные и частных членов. 20 дней в сессии отводится частным членам, т.е. депутатам, не входящим ни в правительство, ни в “теневое правительство” - “заднескамеечникам” (12 – для рассмотрения их биллей, 8 – предложений). 20 дней выделяется оппозиции. Остальное время  - более 100 дней , или  ¾  сессионного периода, - принадлежит Правительству.

В Палате лордов не существует подробного распределения времени, однако на деле большую часть  времени лорды тоже заняты рассмотрением правительственных проектов.

Участвуя в дебатах, парламентарии должны следовать определенным правилам. Непозволительно читать речь, необходимо следовать формуле обращения парламентариев друг к другу: “почтенный лорд” либо “почтенный член Парламента от такого-то округа”. В Палате общин в качестве способов сокращения парламентских дебатов используются закрытые прения. В Палате лордов правил сворачивания дебатов не существует.

Заседания парламентских комитетов проводятся при кворуме от 5 до 15 членов в зависимости от их численности. На них применяются менее жесткие процедурные правила. По окончании работы над каким-либо вопросом комитет составляет отчет, который представляется палате.

Заседания палат в большинстве случаев являются открытыми (хотя спикер вправе распорядиться и о проведении заседания при закрытых дверях) и широко освещается прессой. Поэтому в залах заседаний палат предусмотрены галереи для прессы и публики. Посетить заседание палат может любое лицо. Список посетителей утверждается спикером.

Трансляция работы Парламента осуществляется следующим образом. С 1978 г. по радиоканалу Би – Би - Си  в прямой эфир передается “час вопросов” министрам. Прямая трансляция парламентских выступлений Премьер-министра осуществляется, кроме того, по второму телеканалу Би –Би –Си. Парламентские дебаты транслируются по каналу кабельного телевидения – парламентское решение о введении прямого телевизионного освещения хода парламентских дебатов было принято в 1989 г.

4. Законодательный процесс.

Билли, кроме финансовых (денежных), могут вноситься в любую палату, но на практике наиболее важные из них сначала рассматриваются Палатой общин, а наиболее сложные с юридической точки зрения – Палатой лордов.

В парламентском праве Великобритании различают два вида законов: публичные и частные. В соответствии с Интерпретационным актом 1889 г., публичными признаются все акты Парламента, принятые им с 1850 г., если в самом акте не указано иное. при этом обычно публичные акты подразделяются на общие, адресованные обществу в целом или его значительной части, местные, действующие на относительно небольшой части территории страны, и персональные, регулирующие статус каких-либо объединений. Частные акты обычно касаются отдельных физических лиц. Юридическое значение отнесения того или иного акта к числу публичных или частных состоит в том, что в любом судебном или административном деле можно ссылаться на любую публикацию публичного акта, а в отношении частных актов – только на копию, выдаваемую Канцелярией Ее Величества или клерком Палаты общин. Право внесения публичных биллей принадлежит исключительно депутатам, частных – заинтересованным субъектам. При  этом публичные билли вносятся в виде готовых законопроектов, а частные – в виде петиций, которые могут содержать лишь основную концепцию закона.

Согласно обычаю, основная масса законопроектов исходит от  Правительства через его членов (билль представляется тем министром, в чью компетенцию входит соответствующая сфера общественных отношений). Поэтому на практике, если депутат добивается принятия какого-либо закона или резолюции, он, как правило, связывается с соответствующим министром и действует через него.

После окончания работы над биллем в комитете составляется доклад, который представляется палате. Принятый билль направляется в верхнюю палату с надписью “да будет передано господам”. Об этом спикер издает специальный приказ клерку, чтобы тот “отнес билль к лордам и просил их содействия”. В Палате лордов билль предварительно рассматривается комитетом, затем доклад обсуждается палатой, после чего проект ставится на голосование. Укажем, что в законодательном процессе верхняя палата обладает правом отлагательного вето и может задержать принятие билля на год, если Палата общин на нем настаивает.

Особенности принятия финансовых биллей состоит в том, что правом их внесения (исключительно в Палату общин) обладают только члены Правительства, депутаты могут вносить поправки в них только по согласованию с соответствующим министром. Палата лордов может задержать финансовый билль не более, чем на месяц, причем в случае ее возражений повторного рассмотрения билля нижней палатой не требуется (если, конечно, депутаты не согласятся с возражениями лордов).

На практике разногласия между палатами по любым биллям чаще всего разрешаются путем компромисса -  с применением “законодательного челнока”. Движение проекта из одной палаты в другую продолжается до тех пор, пока не будет выработан согласованный текст.

5. Контрольные процедуры.

Наряду с принятием законов и бюджета государства Парламент призван выполнять и функцию контроля за Правительством (принцип ответственного правления).

Начало институту парламентского контроля было положено в 18 веке в 1727 г. Король Георг II уволил возглавлявшего правительство лорда Уолпола, пользовавшегося поддержкой Палаты общин. Однако вкоре он был вынужден вернуть его к власти, так как Парламент не утвердил желательного для Короля цивильного листа. Через 15 лет, наоборот, Уолпол заслужил поддержку Короля, но не имел большинства в Палате общин. В 1741 г. палата выразила недоверие Правительству Уолпола и была распущена. Новый состав палаты оказался также настроенным против вигов. В этих условиях Правительство было вынуждено уйти в отставку. Окончательно практика ответственного правления сложилась после отставок Премьер-министров Норта в 1782 г. и Питта-младшего в 1784 г., вызванных отсутствием поддержки со стороны Палаты общин. Однако реально парламентская ответственность правительства существовала в Великобритании лишь в течение примерно 30 лет в середине 19 века. После того, как в стране окончательно утвердилась двухпартийная система, парламентский контроль утратил эффективность, за исключением ситуации “подвешенного Правительства” (т.е. не имеющего поддержки прочного большинства в Палате общин). Постановка вопроса о доверии Правительству, решение о роспуске Палаты общин стали внутренним делом правящей партии. Правительство, опираясь на свое партийное большинство в палате, фактически руководит всей деятельностью палаты.

Тем не менее было бы не совсем правильно оценивать институт парламентского контроля в Великобритании как фиктивный. Правящая партия должна заботиться о своей популярности, пропагандировать свою демократичность и поэтому стремится демонстрировать свою подконтрольность народному представительству. Да и оппозиция в пропагандистских целях нередко выступает с инициативами резолюций порицания, хотя и знает, что правительственное большинство палаты их отклонит.

Правительство несет индивидуальную и коллективную ответственность перед Парламентом, хотя самое неблагоприятное последствие применения контрольных процедур – отставка – формально может наступить только в коллективной форме.

Своеобразной формой парламентского контроля являются уже упоминавшиеся предложения. Кроме того, институтами парламентского контроля за Правительством являются специализированные комитеты, а также Парламентский комиссар по делам администрации.

Заключение.

Подведем итоги работы. Парламент Великобритании, который справедливо называют “праматерью парламентов” - институт, созданный не сегодня. Он имеет глубокие исторические корни. В наши дни мы можем наблюдать вполне сложившийся  орган законодательной власти, отличающийся от парламентов других стран рядом особенностей, таких, как высокопарное обращение парламентариев друг к другу, мантия и парик спикера Палаты общин и др. На наш взгляд, эта тема – одна из наиболее интересных в курсе “Конституционной право зарубежных стран”.

Список литературы:

1.   Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы. Под ред. Б.А. Страшун. М., 1998.

2.   Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Германия, Испания, Греция, Япония, Канада. М., 1997.

3.   Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 2. М., 1998.

[1] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы. Под ред. Б.А. Страшун. М., 1998.

[2] Данные приводятся по состоянию на начало 1995 года.

[3] В соответствии с актом о Палате общин (управление делами) 1978 г.

[4] Цифровые данные приводятся по состоянию на 1995 г. См.: Barnett H. Op. Cit.

[5] Данные приводятся на 1987 г. См.: Barnett H. Op.cit.

[6] Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Германия, Испания, Греция, Япония, Канада. М., 1997.

diplomba.ru

Британский парламент

Британский парламент - один из старейших парламентов мира (часто его называют "праматерью" - точнее было бы говорить "праотцом" - парламентов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Здание британского парламента в Англии

Здание британского парламента в Англии

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Британский парламент - удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его организации и деятельности.

Само понятие "парламент" употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как верховном законодательном органе, имеют в виду не только обе палаты парламента - палату общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин "парламент" употребляют для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть - палату общин. Члены палаты общин именуются "членами парламента". Правительство несет ответственность только перед палатой общин, и эта ответственность именуется "парламентской". Именно палата общин осуществляет то, что называют "парламентским контролем над финансами".

Своеобразие британского парламента - весьма современного по самой своей сути учреждения -проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо палаты лордов - герольдмейстер приглашает членов палаты общин в палату лордов, чтобы заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания, облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы - черный жезл и булаву. С глубокими историческими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания. Вестминстерский дворец, возведенный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. В 1941 г. помещение, где заседала палата общин, было разрушено немецкой бомбой. Позднее его восстановили в прежних размерах, хотя мест на депутатских скамьях не хватало для всех членов палаты.

Особенностью британского парламента является  то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие - в неписаных нормах конституции, конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами - парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса - начиная от выдвижения кандидатов, деления страны на избирательные округа и кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой большинства в палате общин, и это дает ему весьма сильные позиции в парламенте. Фактором усиления роли правительства стало также необычайное возрастание значения в государственном управлении постоянного, профессионального чиновничества. Оба названных фактора содействовали вытеснению классической модели парламентарного правления, названной "вестминстерской" (по месту расположения парламента), новой - "моделью Уайтхолла", названной так по месту расположения правительства.

Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству весьма остро поставил вопрос о самом предназначении представительного органа, его реальном положении в конституционной системе. В последние два десятилетия в Англии были проведены серьезные реформы, общий смысл которых сводился к тому, чтобы повысить эффективность деятельности парламента, обеспечить парламентариям более широкие возможности для участия в осуществлении основных функций представительного органа. Была реорганизована система парламентских комитетов, создана должность омбудсмена, приняты меры по повышению профессионализма депутатов и пр. При этом "праотец" парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и часто заимствовал ту практику, которую считал для себя выгодной и полезной (американская система комитетов по расследованию деятельности министерств, институт уполномоченного по контролю за недолжными действиями государственных органов и должностных лиц и пр.).

Британский парламент - чрезвычайно активное представительное учреждение. Он имеет длительные политические традиции и накопил богатый опыт ведения публичных дебатов и дискуссий. Его действительная роль определяется не столько формально принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве форума, на котором публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и внешней политики, важные общественные и политические дела, волнующие население страны. Эта роль парламента со всей очевидностью обнаруживается в моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится центром политических дискуссий, фокусом всей политической жизни. Парламент способен влиять на ход событий, общественное мнение, политику правительства.



biofile.ru