Деятельность международного суда. Международный суд ООН и его решения. Решения международного суда оон


Деятельность международного суда. Международный суд ООН и его решения :: BusinessMan.ru

Международный суд ООН, в соответствии с п. 1 ст. 7 Устава организации, выступает в качестве одного из основных органов, уполномоченных на рассмотрение мировых споров. Данная инстанция функционирует на постоянной основе.

Международное право: Международный суд ООН

В п. 1 ст. 33 указанного документа приводится перечень средств урегулирования конфликтов между государствами. Одним из них выступает разбирательство в суде. Рассматриваемый институт был учрежден в 1945 году. Статут суда, совместно с гл. 14 Устава ООН, были разработаны на конференциях в Сан-Франциско и Думбартон-Оксе. Они проводились в 1945 и 1944 годах, соответственно. Все члены ООН выступают и как участники Статута Суда. Государства, не входящие в организацию, могут стать ими на условиях, установленных Ген. Ассамблеей по рекомендации СБ. Совет Безопасности устанавливает порядок, в соответствии с которым рассматривается каждое отдельное дело в Международном суде.

Состав

В Международный суд ООН входит 15 человек. Они формируют независимую коллегию. Члены инстанции выбираются независимо от гражданства. Они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, которые предъявляются в их государствах к кандидатам на высшие судебные должности. Члены органа могут быть также юристами, с признанным мировым авторитетом. Кандидаты в Международный суд в каждой стране выдвигаются "национальными группами". В них входят члены Постоянной палаты третейской инстанции.

В случае если какое-либо государство не участвует в ней, то формируется специальная национальная группа. Окончательный состав утверждается СБ и Генеральной ассамблеей из числа кандидатов, внесенных в перечень по представлению указанных групп. Международный суд выбирает председателя и вице-председателя. Продолжительность их полномочий - три года. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Голосование осуществляется тайно по принципу абсолютного большинства. В случае если Председатель выступает в качестве одной из стороны в споре, который рассматривает Международный суд, он должен уступить свое место. Аналогичное правило действует и в отношении вице-председателя.

Секретарь

Он также избирается абсолютным большинством. Срок полномочий - 7 лет. Секретарь также может переизбираться. Аналогичный порядок действует и для его заместителя. Работа секретаря осуществляется в следующих направлениях:

  1. Судебном. Она заключается в подборе различных прецедентов, договорных, нормативных текстов, мнений компетентных юристов.
  2. Дипломатическом. В полномочия секретариата входит направление различных сообщений от имени Международного суда.
  3. Финансовом и административном. Секретариат выполняет работу, связанную с решениями кадровых вопросов, подготовкой бюджета, помещений и пр.
  4. Лингвистическом. В компетенцию секретариата входит выполнение редактирования и перевода документов.

Ad hoc

Деятельность Международного суда в отношении некоторых споров может осуществляться не только выбранными 15 членами. При разбирательстве определенных конфликтов могут участвовать и так называемые лица ad hoc. Они являются судьями, которые избираются по ст. 31 Статута по выбору страны-стороны в споре, если она не представлена на слушаниях. Если в составе коллегии присутствует лицо, являющееся гражданином одного из участников конфликта, другой может выбрать для присутствия на заседании лицо по собственному выбору. Такие судьи не выступают как постоянные члены. Они привлекаются только к разбирательству конкретных споров. Вместе с этим, в процессе рассмотрения материалов они обладают равными правами с другими избранными членами коллегии. Международный суд также может пригласить для участия в заседании асессоров. В отличие от лиц ad hoc, они не обладают правом голоса и выбираются самой коллегией, а не сторонами.

Процедура

Инстанция располагается в Гааге. Однако ее местонахождение не создает препятствий для выполнения своих задач в любом ином месте. По п. 1 ст. 23 Статута, орган действует постоянно, кроме вакаций (каникул), продолжительность и сроки которых устанавливает сам Суд. Члены коллегии должны находиться в распоряжении инстанции в любое время, кроме периодов пребывания в отпуске, на больничном или отсутствия по другим серьезным причинам. Заседания проводятся в полном составе коллегии, за исключением случаев, прямо установленных Статутом. Для формирования присутствия достаточно кворума в 9 судей. По п. 1 ст. 30 Статута, коллегия составляет регламент. В нем определяется порядок реализации инстанцией своих функций, устанавливаются правила судопроизводства. Заседания ведутся на английском или французском языках. При этом каждой стороне спора разрешается использовать и иной язык, переводя документы и речи на один из официальных.

Стадии

Разбирательство проходит, как правило, два этапа: письменный и устный. Первая стадия может продолжаться до нескольких месяцев. Это обуславливается тем, что от каждой стороны необходимо предоставление письменных разъяснений-меморандумов. Обычно для начала дела в Суд передается соглашение двух стран - так называемого компромисса о рассмотрении. Государство может принять на себя обязательство подчиниться компетенции коллегии. В этом случае подается односторонний иск в Международный суд от другой стороны. Устное рассмотрение спора начинается, когда все материалы изучены, и проведена подготовка к слушанию. Этот этап продолжается обычно несколько дней. В некоторых случаях он может длиться 2-3 недели. Выступление сторон осуществляется через их представителей. Участники разбирательства могут использовать помощь адвокатов и поверенных. После проведения устного разбирательства, начинается закрытое совещание.

Решения Международного суда ООН

После завершения устной стадии разбирательства коллегия удаляется на закрытое совещание. Решения Международного суда принимаются простым большинством. Если в ходе вынесения акта образовалось равное количество голосов, то определяющим будет мнение Председателя. По ст. 57 Статута, каждый член коллегии может представить свое особое мнение, если он не согласен с частью постановления Международного суда или с ним в целом. В п. 2 ст. 74 установлены ограничения для уполномоченных лиц. В частности, судьи вправе или только заявить о своем несогласии, или представить свое мнение, возражая против мотивов или решения в целом. В последнем случае мнение именуется особым, в первом - индивидуальным. Согласно практике Постоянной палаты, они должны быть представлены до второго чтения проекта постановления. Это необходимо для того, чтобы мнения и сам проект были направлены одновременно для публикации. Признание юрисдикции Международного суда не является обязанностью государств. Однако, если она была воспринята на официальном уровне, то акты, вынесенные коллегией, являются обязательными для исполнения на территории таких стран.

Обжалование и реализация

Решение Суда является окончательным - оспорить его нельзя. Стороны вправе только обратиться в инстанцию для толкования акта или пересмотра по открывшимся обстоятельствам, если последние не были известны при рассмотрении спора. П. 2 ст. 94 предусматривается способ обеспечения исполнения решения. Если кто-либо из участников не выполняет возложенные в соответствии с вынесенным актом обязательства, другая сторона может обратиться в СБ. Совет Безопасности, при необходимости, вправе направить рекомендации или предпринять принудительные меры.

Компетенция коллегии

Юрисдикция Международных судов определяется в гл. 2 и гл. 4 Статута. Компетенция распространяется только на межгосударственные споры. Суд не вправе рассматривать конфликты, возникшие между частным лицом и страной или двумя гражданами. Вместе с этим разбирательство может осуществляться только при согласии всех сторон. Из этого следует, что юрисдикция Суда для государств является факультативной, а не обязательной. Соответствующее положение о компетенции было закреплено на конференции в Сан-Франциско. Факультативность юрисдикции выражается в том, что по п. 1 ст. 36 Статута, к ведению коллегии могут относиться споры, которые переданы ей сторонами.

Обязательная компетенция

Страны, участвующие в Статуте, могут признать ее по конкретным делам. В документе предусмотрено несколько вариантов принятия обязательности компетенции. Например, государство вправе выступить с заявлением или стать участником двустороннего соглашения, в условиях которого присутствуют соответствующие положения о юрисдикции Международного суда. К последним, в частности, относятся договоры о мире, сотрудничестве, совместном использовании естественных ресурсов, разграничении морского пространства и пр.

Практика оговорок

Она применяется достаточно широко и в ряде случаев значительно сужает пределы распространения обязательной юрисдикции Суда. В юридических изданиях выделяют, как правило, 4 типа оговорок. По своей сути, они выступают в качестве норм международного права. К ним относят оговорки:

  1. По ситуациям, имевшим место до принятия заявления.
  2. О неподсудности вопросов, входящих во внутригосударственную компетенцию.
  3. Об условиях взаимности.
  4. О частичном исключении из обязательной юрисдикции споров, касающихся исполнения и толкования многосторонних конвенций.

Дополнительная классификация

Прочие оговорки можно подразделить на 5 видов. Наиболее популярными считаются такие, которые относят признание обязательности компетенции Суда к спорам, при разрешении которых участники согласятся либо согласились использовать иные способы мирного урегулирования. Такие оговорки включаются в текст большинства стран. Следует сказать, что положение об использовании иных методов урегулирования споров имеет большое значение. Оно ограничивает область распространения обязательной компетенции только такими вопросами, в отношении которых нет договоренности о применении прочих мирных средств. Это положение вводит пределы субсидиарности, дополнительности юрисдикции Суда.

Достаточно важная группа конфликтных отношений из компетенции коллегии исключается оговорками, относящимися к событиям, связанным с военной оккупацией, войной, боевыми действиями, прочими вооруженными актами. В определенной степени опосредованной международным соглашением считается положение, включенное в заявление стран-членов Британского содружества о неподчинении споров, которые между ними возникают, юрисдикции Суда. Некоторые оговорки ограничивают компетенцию коллегии по конкретным спорам или конфликтам с определенными государствами. Так, к примеру, Гватемала в своем заявлении указала, что ее разбирательство с Великобританией о Белизе неподсудно инстанции и может рассматриваться в Международном суде исключительно на основах справедливости.

Заключение

Кроме заявлений государств, юрисдикция Суда предусмотрена в различных конвенциях. Этими документами регламентируются некоторые особые сферы межгосударственных отношений. В таких конвенциях обычно достаточно жестко фиксируются правила и условия, по которым страны могут передать дела на разбирательство в Международный суд. Все это говорит о том, что несмотря на сравнительно низкую степень признания обязательной компетенции коллегии, она все же наделяется в некоторых случаях достаточно широкими полномочиями.

В качестве одного из общепринятых положений выступает требование к истцу об обосновании юрисдикции Суда в рассмотрении данного конфликта по существу. Кроме того, именно на заявителя возлагается обязанность по доказыванию самого факта существования спора и его юридической природы. В случае нарушения этого требования предъявляемая претензия становится беспредметной. Соответственно, юрисдикция Суда применяться не может. Кроме прямых функций, коллегия исполняет и консультативные. Суд дает разъяснения по любым правовым вопросам по запросам любой организации или учреждения, которые уполномочены направлять их.

businessman.ru

Решения международного суда ООН: содержание

Международный суд был учрежден Уставом ООН. Он является одним из шести главных органов Организации Объединенных Наций. Суд был создан для достижения основной цели Организации – обеспечение мирового порядка мирными средствами, улаживание международных споров и проблем, ситуаций, способных привести к войне. Орган выполняет консультативную и судебную функции. Решения международного суда ООН выносятся Генеральной Ассамблеей.

Нужен ли Международный Суд?

В период с 1985 количество дел, направленных на рассмотрение в Суд, увеличилось до нескольких десятков ежегодно. В 1999 году был замечен резкий скачок спроса на участие в международных разбирательствах – до 25 вопросов в год. С первого взгляда цифра может показаться незначительной, но стоит отметить, что в подобных разбирательствах участвуют представители от 210 стран и мировых организаций. Трудоемкостью процесса и участием огромного количества зарубежных участников объясняет небольшое число принимаемых на рассмотрение дел. Решения международного суда ООН источниками международного права считаются мировым сообществом.

В исторической справке указано, что за помощью в суд государства обращаются в основном в период разрядки, чем во время мировой напряженности. Исходя из этих данных, можно предположить, что с течением времени будет наблюдаться спрос на услуги этого органа. Актуальным такой порядок станет, если учесть, что страны могут приобрести привычку подавать в суд. Чем больше они это делают, тем более склонны к мирному урегулированию в будущем. Решения международного суда ООН являются универсальными, поскольку обращения поступают со всех уголков мира.

Каким было первое дело Суда?

Признание и исполнение решений международных судовПризнание и исполнение решений международных судов

Первое разбирательство в Суде касалось смертей и ущерба, понесенных в результате подрыва на минах судов британского флота. Они проплывали через албанские воды, пересекая пролив Корфу. В деле решались вопросы, затрагивающие права морского флот и ответственность стран – сторон международных договоров.

Решение международного суда ООН (текст) гласил, что в 1949 мины не могли быть оставлены в море без участия Албании. Это значит, что государство должно понести ответственность и выплатить возмещение пострадавшей стороне. Суд решил, что во время мира военные корабли имеют право проплывать через проливы международных вод. Британия не нарушила суверенных прав Албании, проводя свой флот через Корфу. Однако Королевства нарушили суверенитет, выполняя позже траление мин в этих водах без разрешения Албании.

Спор получил окончательный исход только в 1992 году, когда Албания добровольно согласилась предоставить Британии возмещение. Последняя обязалась вернуть золото, которое хранилось у нее в сейфах со времн Второй Мировой Войны и принадлежало Албании.

Примечательно, что разбирательство по делу о Корфу считается единственным до сегодня процессом с тремя полными этапами, по исходам которых были объявлены решения в категориях: юрисдикция, возмещение и существо.

Смогли ли решения Суда предотвратить войну?

Исполнение решений международного арбитражного судаМеждународный арбитражный суд

Стоит отметить, что международный организация не вправе остановить применение силы со стороны стран. Главный орган ООН, Суд, является значимой частью мирового механизма по защите и поддержанию мирного положения. Он играет важную роль в дипломатических отношениях между государствами.

Решения международного суда ООН, примеры из истории, позволяли в некоторых случаях снять напряжение в сложной ситуации, стабилизировать отношения между странами и восстановить переговоры, которые ранее ни к чему не привели.

На сегодняшний момент Суд уже не воспринимается как финальный этап в процессе урегулирования конфликта. Страны могут обращаться за помощью, используя в это время другие способы разрешения спора. Подобные меры могут дополнить функции Совета Безопасности и Суда, а также установить двухсторонние переговоры.

В этом сложном и совмещенном процессе урегулирования конфликтов обращение в Суд позволяло государствам обозначить свои позиции. Участникам спора иногда приходится умерить сильные политические амбиции и переделать их для рассмотрения в порядке искового производства в отношении другой стороны. Именно это позволяет в некоторых ситуациях возобновить переговоры и добиться успеха еще до получения судебного решения. Также иногда стороны из вердиктов Суда выбирали для себя доводы, которые в дальнейшем способствовали для успешных переговоров и решения спора.

Последнее дело Суда

Власти Косово в 2008 при поддержке ряда стран ЕС и США объявили независимость региона от Сербии, которая сегодня признана 69 странами из 192. Россия, Сербия, Индия и некоторые другие государства отказались принять этот факт, считая, что отделение грубо нарушает международные права.

Решение международного суда ООН по Косово гласило, что самопровозглашение независимости не противоречит международным правам и признается законным.

Получается, что решения международного суда ООН основываются на рассмотрении всех аспектов дела. Они помогают разрешить спор и прийти к мирному согласию, не позволяя ситуации накалиться.

mejdunarodniy.ru

Международный суд ООН

П Л А Н

Введение

1. Международный Суд ООН

2. Компетенция Международного Суда ООН

3. Юрисдикция Международного Суда ООН

4. Решения Международного Суда ООН

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Международный Суд, согласно пункту 1 статьи 7 Устава ООН, является одним из главных судебных органов ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.

Хронологически первым международным судебным органом стал Центральноамериканский суд. Он был учрежден в 1907 году Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором и просуществовал только десять лет, проявив полную неспособность справиться с поставленными перед ним задачами.

Фактически история международных судебных органов ведет отсчет от Постоянной палаты международного правосудия при Лиге наций - первого универсального международного судебного органа общей компетенции. Создание в 1920 году Постоянной Палаты Международного Правосудия ознаменовало большой шаг вперед в области судебного разрешения международных споров. Постоянная Палата Международного Правосудия представляла собой судебный орган в полном смысле этого слова и в любой момент была готова к выполнению своих функций. Однако ее компетенция полностью зависела от согласия сторон в споре. То, что новый судебный орган был открыт для государств в любое время, позволил им признавать юрисдикцию суда не только при рассмотрении конкретного спора, но и всех споров, которые могут возникнуть в будущем. Таким образом, Палата обладала факультативной юрисдикцией. Вместе с тем предусматривалась возможность наделения Палаты обязательной компетенцией. К 1939 году обязательную юрисдикцию Палаты в той или иной мере признавали 65 государств. Таким образом, впервые появился международный суд общего характера, и государство могло в одностороннем порядке возбудить в нем дело против другого государства, причем стороны в споре не должны были приходить в предварительном порядке к соглашению о составе суда и о тех вопросах, которые должны были быть представлены не его рассмотрение.

Первое заседание Постоянной Палаты Международного Правосудия состоялось в 1922 году. Деятельность этого судебного органа была прервана во время второй мировой войны, а в 1946 году Постоянная Палата Международного Правосудия была распущена в связи с прекращением деятельности Лиги наций. Вклад Палаты в мирное разрешение межгосударственных споров оказался довольно скромным. Выносимые ею решения и консультативные заключения были далеки от беспристрастности.

Международный Суд ОО

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства.

Значение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей инаугурационной речи 18 апреля 1946 года, тогдашний председатель Генеральной Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: «Уважаемые члены Суда! Я не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН, но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа. Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет Безопасности - более эффективным, возможно деятельность ЭКОСОС более постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее менее заметной, но я убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с каждым днем ваши обязанности будут становиться все более важными». Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств - не участников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Состав Суда

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2 и 3 Статута).

Кандидаты в члены Суда выдвигаются в каждом государстве так называемыми «национальными группами», состоящими из членов Постоянной палаты третейского суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства. Если Председатель является гражданином государства-стороны в деле, рассматриваемом судом, он уступает председательство. То же правило применяется как к вице-председателю, так и к тому из членов суда, который будет призван осуществлять функции председателя.

Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря. Функции секретаря суда весьма обширны и определены подробно в Статуте и Регламенте Суда. Деятельность секретариата Суда осуществляется в четырех сферах:

- судебная , заключающаяся, например, в подборке различных судебных и исторических прецедентов, законодательных и договорных текстов, а также мнений юристов;

- дипломатическая , заключающаяся, в частности, в разного рода сообщениях от имени суда;

- административная и финансовая , касающаяся, например, вопросов персонала, помещений, подготовки бюджета и т.п.;

- лингвинистическая - выполнение работы по редактированию и переводу различных документов. Подробный статут персонала секретариата суда был утвержден судом 14 марта 1947 года.

Кроме пятнадцати членов Суда, при разборе отдельных дел могут принимать участие так называемые судьи ad hoc (такие арбитражи, которые создаются каждый раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному делу), то есть судьи, избираемые в соответствии со статьей 31 Статута по выбору государства-стороны в споре, если оно не представлено в судебном присутствии. В случае если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в заседании в качестве судьи «ad hoc» по данному делу лицо по своему выбору. Судьи «ad hoc» не являются постоянными членами Суда и участвуют в заседании только по конкретным делам для рассмотрения, которых они назначены. Судьи «ad hoc» принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с другими членами Суда.

Процедура Суда

Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте.

Члены Суда обязаны находиться в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни.

Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей.

Производство в Суде ведется на французском либо на английском языках, сторона может пользоваться и другим языком, переводя речи и документы на официальный язык.

Каждое дело проходит, как правило, две стадии - письменную и устную . Письменная стадия длится обычно несколько месяцев, поскольку требуется предоставление каждой из сторон в деле письменных объяснений-меморандумов. Как правило, дело начинается передачей в Суд соглашения двух государств так называемого компромисса о разбирательстве дела в Суде. Устное разбирательство наступает, когда дело считается готовым к слушанию. Эта стадия длится обычно несколько дней, реже - недель. Стороны выступают через представителей и могут пользоваться помощью поверенных и адвокатов.

После такого разбирательства проходит закрытое совещание. В публичном заседании объявляется лишь решение Суда. Оно принимается простым большинством голосов судей, при разделении голосов поровну решающий голос принадлежит председателю.

Статья 57 Статута Суда предоставляет каждому судье право представлять свое особое мнение, если решение в целом или в части не выражает его мнения. По пункту 2 статьи 74 Регламента Суда судьи могут либо только заявить о своем несогласии с решением либо представлять особое мнение, выражая несогласие с мотивами решения или с самим решением.

Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но, согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение Суда по такому делу.

После вынесения Судом решения, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, стороны имеют лишь право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые при вынесении Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре.

mirznanii.com

юрисдикция, процедура, правовая природа решений

Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 году. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются:

- рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами,

- принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание.

Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Юрисдикция. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

2. Государства — участники Статута Международного суда ООН могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

a) толкования договора;

b) любого вопроса международного права;

c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

Процедура.

Дела возбуждаются в Суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.

Суд имеет право указать, если, по его мнению, это требуется обстоятельствами, любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до окончания решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности.

Стороны выступают через представителей. Они могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов.

Представители, поверенные и адвокаты, представляющие стороны в Суде, пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.

Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.

Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Эти сообщения производятся через Секретаря, в порядке и в сроки, установленные Судом. Всякий документ, предъявляемый одной из сторон, должен быть сообщен другой в засвидетельствованной копии.

Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.

Для передачи всех извещений иным лицам, кроме представителей, поверенных и адвокатов, Суд обращается непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение должно быть вручено. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.

Слушание дела ведется под руководством Председателя или, если он не может председательствовать, Вице-Председателя; если ни тот, ни другой не могут председательствовать, председательствует старший из присутствующих судей.

Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

Каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем.

Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и сроки, в которые каждая сторона должна окончательно изложить свои доводы, и принимает все меры, относящиеся к собиранию доказательств.

Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от представителей предъявления любого документа или объяснений. В случае отказа составляется акт.

Суд может во всякое время поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору.

При слушании дела все относящиеся к делу вопросы предлагаются свидетелям и экспертам.

После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.

Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу.

Суд обязан, до удовлетворения этого ходатайства, удостовериться не только в подсудности ему дела, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное фактическое и правовое обоснование.

Когда представители, адвокаты и поверенные закончили под руководством Суда свои объяснения по делу, Председатель объявляет слушание законченным. Суд удаляется для обсуждения решений.

Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес.

В решении должны быть приведены соображения, на которых оно основано. Решение содержит имена судей, участвовавших в его принятии.

Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья имеет право представить свое особое мнение.

Решение подписывается Председателем и Секретарем Суда. Оно оглашается в открытом заседании Суда после надлежащего уведомления представителей сторон.

Правовая природа решений. Решение является окончательным и не подлежит обжалованию. В случае спора о смысле или объеме решения толкование его принадлежит Суду по требованию любой стороны.

Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности.

Решения Суда являются обязательными для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (пункт 2 статьи 94 Устава ООН).

Суд не является последней инстанцией в процессе разрешения споров. Государства могут обращаться к нему, используя одновременно другие методы разрешения споров, понимая, что такие действия могут дополнять работу Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, а также двусторонние переговоры.

Суд не может заниматься рассмотрением дел по своей собственной инициативе. Статут Суда не наделяет его правом проводить расследования и выносить по своей инициативе решения, касающиеся действий суверенных государств, или рассматривать их внутренние дела. Он также не может предъявлять обвинения.

Однако это не означает, что действия Международного суда малоэффективны. Результаты работы Суда фиксируют исторически сложившуюся реальность и расстановку сил на геополитической арене. В современном динамичном мире наиболее ценным является сдерживающее воздействие Суда на международные отношения. Так, в 1973 году Австралия и Новая Зеландия по отдельности возбудили дела против Франции в связи с ее предложением проводить ядерные испытания в атмосфере южной части Тихого океана. Франция не признала юрисдикцию Суда и не участвовала в разбирательстве. Однако после того как Суд принял соответствующее решение, Франция объявила о своем намерении прекратить ядерные испытания. В своих решениях (1974) Суд постановил, что заявления Австралии и Новой Зеландии утратили силу в связи с изменившимися обстоятельствами.

Выполняя свои задачи, Суд способствует развитию международного права. Суд не вправе формулировать новые договоры, однако может разъяснять, совершенствовать и толковать нормы международного права с учетом современных условий и констатировать формирование новых правовых направлений. Поскольку решения Суда представляют собой наиболее авторитетное толкование международного права, государства и международные организации обязаны руководствоваться ими и учитывать решения Суда при разработке проектов новых норм международного права и внутригосударственного законодательства.



infopedia.su

Ответы на вопрос "28. Международный суд ООН: юрисдикция, процедура, правовая ..."

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН — Международный Суд, англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Юрисдикция Суда по спорным делам

Имеется большое колличество договоров и конвенций, в соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем юрисдикцию Суда. К ним относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех или некоторых категорий споров, могущих возникнуть между двумя государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более категорий споров и т. д. (пункт 1 статьи 36 и статья 37 Статута).

Государства-участники Статута могут также принимать весьма широкие обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в любое время заявить, что признают в отношении каждого государства, принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

  1. толкования договоров;
  2. любого вопроса международного права;
  3. наличие факта, которые, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;
  4. характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение международного обязательства.

Такие заявления, как правило, оговариваются условиями, ограничивающими, например, сроки судопроизводства, определяющими характер спора и т.д.

На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом указанных полномочий достаточно много. В качестве примера можно указать на решение от 12 ноября 1991 года по делу об арбитражном решении от 31 июля 1989 года (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым он отклонил утверждение истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для тяжущихся сторон.

Процедура Суда

Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно пункту 1 статьи 23 Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом.

Члены Суда обязаны находиться в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям.

Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Суд составляет Регламент, который определяет порядок выполнения им своих функций, и, в частности, устанавливает правила судопроизводства.

На первом заседании Международный Суд принял без существенных изменений в качестве своего Регламента Регламент суда-предшественника. Некоторые поправки к Регламенту были приняты 10 мая 1972 года, они вступили в силу в сентябре 1972 года, а 14 апреля 1978 года Международный Суд утвердил полностью пересмотренный Регламент, который стал действовать с 1 июня того же года. Изменения были внесены, в частности, с целью упростить и ускорить судопроизводство в той степени, в какой это зависит от Суда, обеспечить большую гибкость в работе Суда и уменьшение судебных издержек.

Производство в Суде ведется на французском либо на английском языках, хотя каждая сторона в деле может пользоваться и другим языком, переводя речи и документы на один из двух официальных языков.

Каждое дело проходит, как правило, две стадии - письменную и устную.

Письменная стадия длится обычно несколько месяцев, поскольку требуется предоставление каждой из сторон в деле письменных объяснений-меморандумов. Как правило, дело начинается передачей в Суд соглашения двух государств так называемого компромисса о разбирательстве дела в Суде.

Если государство приняло на себя обязательство подчиняться компетенции Суда, дело против него может быть начато односторонним письменным обращением государства-истца.

Устное разбирательство наступает, когда дело считается готовым к слушанию. Эта стадия длится обычно несколько дней, реже - недель. Стороны выступают через представителей и могут пользоваться помощью поверенных и адвокатов. После такого разбирательства проходит закрытое совещание Суда. В публичном заседании объявляется лишь решение Суда. Оно принимается простым большинством голосов судей, при разделении голосов поровну решающий голос принадлежит председателю.

Статья 57 Статута Суда предоставляет каждому судье право представлять свое особое мнение, если решение в целом или в части не выражает его мнения. По пункту 2 статьи 74 Регламента Суда судьи могут либо только заявить о своем несогласии с решением либо представлять особое мнение, выражая несогласие с мотивами решения или с самим решением. В первом случае мнение судьи называют индивидуальным, во втором - особым.

В соответствии с практикой Постоянной Палаты международного правосудия, воспринятой Международным Судом, особое и индивидуальное мнения должны представляться до второго чтения проекта решения, чтобы они могли быть одновременно с этим проектом направлены для напечатания.

Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но, согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение Суда по такому делу.

После вынесения Судом решения, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, стороны имеют лишь право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение (в случае спора о самом смысле решения или сферы его действия) или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые при вынесении Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре.

В пункте 2 статье 94 предусмотрен способ обеспечения выполнения решения Международного Суда. Так, если какая-либо сторона в деле не выполняет объязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливат границы компетенции Международного Суда.

Компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами, т.е. международный  Суд ООН не может рассматривать споры между частными лицами и государством а так же споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной. Решение о предоставлении Суду лишь факультативной компетенции было принято после весьма напряженной борьбы с достаточно многочисленными сторонниками обязательной компетенции Суда на конференции в Сан-Франциско в первом комитете 4-ой комиссии большинством голосов (31 против 14).

Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но, согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение Суда по такому делу.

Факультативный характер передачи государствами споров на разрешении суда проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута Международного Суда, "к ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами...". Государства - участники Статута могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям дел.

 

 

www.konspektov.net

Маркушина В.Н. Решения Международного суда ООН как источник права

Маркушина Валентина НиколаевнаФГАУО ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»студентка

Библиографическая ссылка на статью:Маркушина В.Н. Решения Международного суда ООН как источник права // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/07/84152 (дата обращения: 07.06.2018).

Международный Суд ООН является ключевым судебным органом Организации Объединенных Наций, учрежденным для достижения одной из главных целей ООН: содействие поддержанию международного мира (пункт 1 статьи 1 Устава ООН). Компетенцию и порядок деятельности Международного суда ООН закрепляет Статут.

Традиционно статья 38 Статута воспринимается юристами-международниками как перечень источников международного права. Опираясь на нее, большинство отечественных и зарубежных правоведов делают вывод о невозможности признания за судебными решениями международных судов, в том числе самого Суда ООН, качества полноценного источника международного права, отводя им роль вспомогательного средства для определения правовых норм. Позиция подкрепляется положением статьи 59 Статута, где решение Суда обязательно лишь для сторон, принимающих участие в деле, и лишь по настоящему спору. Консультативные заключения Международного Суда также не относят к числу источников международного права. В своих решениях Суд ООН прямо заявлял, что не может заниматься правотворчеством, у Суда отсутствует обязательство следовать ранее вынесенным решениям. К тому же юрисдикция и востребованность  Суда полностью зависит от согласия на то государств.

Можно ли на основании вышеизложенного считать решения Международного Суда ООН простым актом применения права и не более?

С формальной точки зрения – да. На практике дело обстоит совсем иначе.

При выполнении и судебной и консультативной функций Международный Суд ООН вносит значительный вклад в развитие институтов международного права

Так, несмотря на отсутствие у Суда правотворческих полномочий, он, тем не менее, может совершенствовать, толковать и разъяснять нормы международного права в свете изменившихся условий. Суд обращает внимание на пробелы и неточности в праве, может констатировать формирование новых тенденций при разрешении юридического спора между государствами.

Ярким примером является деятельность Международного Суда ООН по развитию ряда ключевых положений, регламентирующих порядок приобретения и делимитацию территории. Именно Суд ООН развил концепцию континентального шельфа и установил метод определения его границ. Решения суда в области международного морского права заметно повлияли на конференции, созванные ООН в целях унификации и кодификации этого права. Так, судебная практика Суда сподвигла составителей Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года. В текст договоров были включены установленные судом нормы о мирном проходе и об обязательствах прибрежных государств.

Оценивая значение дела Ливия против Чада, 1994 год, для международного права, особо следует подчеркнуть мнение Суда по вопросу о последствиях ограничения срока действия договоров о границах. Ведь некоторые авторы полагают, что в силу принципа стабильности границы все договоры о границах должны быть бессрочными. Суд же выразил правильное мнение о том, что именно исходя из принципа стабильности границ не может иметь значения срок действия договора, который устанавливает границу. Прекращение действия такого договора не отменяет установленную им границу.

Э. Хименес де Аречага, в прошлом Председатель и судья Международного Суда ООН, отмечает большую роль Суда в формулировании положений о международном обычае. Так, в решении по делу Никарагуа против США, 1987 год, Суд обозначил признаки, которым должен соответствовать международный обычай, для признания его источником права: «…для формирования нового международного обычая необходимо доказательство «наличия установившейся практики», но оно обязательно должно сопровождаться opinio juris sive necessitates».

Говорить о значимости консультативных решений Суда для международного права можно уже после ознакомления со справочной информацией, представленной на официальном англоязычном сайте Международного суда ООН, в разделе «Jurisdiction». Помимо общего описания затронутой функции суда, отмечается: «Although without binding effect, the advisory opinions of the Court nevertheless carry great legal weight and moral authority. They are often an instrument of preventive diplomacy and have peace-keeping virtues. Advisory opinions also, in their way, contribute to the elucidation and development of international law and thereby to the strengthening of peaceful relations between States». [Хотя консультативные заключения Международного суда ООН не имеют обязательной силы, они, тем не менее, обладают высоким юридическим статусом и значительным моральным авторитетом. Они часто являются инструментом превентивной дипломатии и поддержания мира. Консультативные заключения способствуют разъяснению и развитию международного права и, следовательно, укреплению дружественных отношений между государствами].

Благодаря своим консультативным заключениям Суд стал главным толкователем Устава ООН, а также юридических обязательств государств по нему. Примером может послужить консультативное заключение, вынесенное в 1949 году по делу о возмещении за ущерб, понесенный на службе ООН. Суд подтвердил, что Организация Объединенных Наций, являясь субъектом международного права, обладает правоспособностью и правомочна предъявлять претензии международно-правового характера. Именно в рамках консультативной юрисдикции Судом ООН было указано, что рекомендательные по своей природе  резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в некоторых случаях могут иметь нормативное значение.

Также отметим, в целом «политика» Международного Суда ООН направлена на поддержание в своих решениях определенной правовой связности и последовательности. Суд всегда исходит из своей обязанности следить за единством судебной практики, используя для этого ссылки на собственные ранние решения как на устоявшуюся практику. Это однако не мешает Суду отойти от ранее принятого решения, если на то имеются убедительные причины.

Таким образом, не вызывает сомнений, решения и консультативные заключения Международного Суда Организации Объединенных играют важную роль в эволюции международного права. Обоснованно, что поскольку решения Суда имеют законную силу (хоть и только для сторон в конкретном споре) и являются авторитетным толкованием международного права, то государства и международные организации должны принимать их во внимание. Кроме того, органы, которым поручены кодификация и прогрессивное развитие международного права, такие, как Комиссия международного права ООН, часто ссылаются на акты Суда при разработке проектов новых договоров. Опосредованно, но положения, впервые сформулированные или развитые в актах Суда, становились и становятся нормами международного права.

Библиографический список
  1. Shaw M.N. International Law. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2003. P. 1208.
  2. Fisheries Jurisdiction. Federal Republic of Germany v. Iceland, 1974. — Official website of International Court of Justice. Judgments, Advisory opinions and Orders by chronological order. URL: http://www.icj-cij.org/docket/index.php?p1=3&p2=5&p3=-1&y=1974 (accessed 08.05.2017).
  3. Legality of the Threat or Use of Nuclear Weapons, 1996. — Official website of International Court of Justice. Judgments, Advisory opinions and Orders by chronological order. URL: http://www.icj-cij.org/docket/index.php?p1=3&p2=5&p3=-1&y=1996 (accessed 08.05.2017).
  4. I.C.J. Reports 1969, International Court of Justice Reports of judgments, Advisory Opinions and Orders, North Sea Continental Shelf Cases (Federal Republic of Germany – Denmark; Federal Republic of Germany – Netherlands). Judgment of 20 February 1969. P. 49.
  5.  I.C.J. Reports 1984, International Court of Justice Reports of judgments, Delimitation of the Maritim Boundary in the Gulf of Maine Area (Canada / United States of America), Judgment. P. 339.
  6. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М. 1994. – 608 с.
  7. Сюняева М.Д. Анализ решений и консультативных заключений международного Суда ООН в контексте вопроса о формировании норм международного обычного права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-resheniy-i-konsultativnyh-zaklyucheniy-mezhdunarodnogo-suda-oon-v-kontekste-voprosa-o-formirovanii-norm-mezhdunarodnogo (дата обращения: 08.05.2017).
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Маркушина Валентина Николаевна»

web.snauka.ru

Международный Суд ООН

Оглавление................................................................................... 2

Введение ........................................................................................ 3

Международный суд Организации Объединенных Наций ... 4

§1 Международный суд в истории.................................................... 6

§2 Устройство Международного суда............................................. 7

§3 Компетенция Международного Суда....................................... 11

§4 Право, применяемое судом ....................................................... 15

§ 5. Решения Международного суда ООН .................................... 19

Глава II........................................................................................... 24

Роль и влияние Международного суда .................................... 24

Заключение................................................................................ 29

Список использованной литературы...................... 30

Международный суд ООН, главный судебный орган Организации Объединённых Наций. Образован в 1945.

Главная задача М. с. ООН состоит в разрешении на основе международного права дел (международных споров), переданных ему сторонами (только государствами), и только с согласия всех спорящих сторон. Государства - члены ООН вправе сделать заявление о признании ими юрисдикции М. с. ООН, обязательной по тем или иным правовым вопросам, или оговорить изъятие из компетенции суда некоторых категорий споров. Решения суда принимаются большинством голосов присутствующих на заседании судей при кворуме не менее 9 членов. Решения обязательны лишь для участвующих в споре государств и лишь по данному делу. Решения Международного суда ООН окончательны и обжалованию не подлежат. Главный судебный орган ООН может также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения ООН, имеющего на то право. Такие заключения в принципе имеют лишь характер рекомендаций.

В этой работе я постораюсь разобрать основные аспекты деятельности Суда, его историю, а так же рассмотреть его роль и влияние на урегулирование международных споров и урегулирование международного правопорядка

. Глава I

Международный суд Организации Объединенных Наций

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства. Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года. За исключением незначительных изменений, большая часть которых носит чисто формальный характер, Статут Международного Суда тождественен Статуту Постоянной Палаты Международного Правосудия.

Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Значение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей инаугурационной речи 18 апреля 1946 года тогдашний председатель Генеральной Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: "Уважаемые члены Суда! Я не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН, но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа. Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет Безопасности - более эффективным, возможно, деятельность ЭКОСОС - более постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее, менее заметной, но я убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с каждым днем ваши обязанности будут становиться все более важными[1] "

Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

В международной практике можно считать широко принятыми два правила. Первое заключается в признанании национальными судами обязательной для себя юридической силы за решениями международных судов по таким впросам, как статус государства или территории, правопреемство, юрисдикция, установление фактов и т.д.

Второе правило включало в себя признание национальным судом толкования международных договорных и обычных норм, содержащихся в решениях международных судов. Таким образом, у нас есть все основания для вывода о том, что решения Международного Суда не могут игнорироваться судами государств при решении дел, связанных с международным правом. Следовательно, решения Международного Суда должны иметь прямое значение для национальных судов в следующих случаях:

1) решения и консультативные решения Международного Суда используются при установлении и использовании норм международного права в качестве вспомогательных средств. Если Международный Суд использует решения национальных судов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм, то тем более это уместно в отношении актов такого авторитетного органа, как Международный Суд;

2) решение обязывает государство суда и, следовательно, все государственные органы, включая судебные, должны руководствоваться им;

3) решения определяют объективный режим, например, линию прохождения государственной границы. В таком случае не только суды участвовавших в деле государств, но и третьих стран обязаны исходить из такого решения.

§1 Международный суд в истории.

Первое дело Международного Суда ООН касалось гибели людей и ущерба в результате подрыва на минах британских военных кораблей, проходивших через албанские воды в проливе Корфу в 1946 году, и вопросов, связанных с морским правом и ответственностью государств. В своем решении в 1949 году Суд постановил, что мины не могли быть установлены без ведома Албании, что Албания несет ответственность и поэтому должна выплатить компенсацию. Суд постановил, что в мирное время военные корабли имеют право мирного прохода через международные проливы и что, следовательно, Соединенное Королевство не нарушило суверенитета Албании в результате прохода его военных кораблей. Однако оно нарушило суверенитет, проведя впоследствии траление мин в этом проливе без согласия Албании. Окончательно спор был урегулирован только в 1992 году, когда Албания согласилась выплатить Соединенному Королевству компенсацию, в то время как последнее обязалось вернуть албанское золото, хранившееся в сейфах «Бэнк оф Ингленд» со второй мировой войны.

Но вопрос решения международных споров возникал и раньше. Самая древняя форма международной юрисдикции - третейские суды. Их практика была известна уже народам древнего Востока. В примитивном виде эта форма разрешения споров встречалась довольно часто и в средневековье.

Современная история международного судебного разбирательства начинается с договора Джея, заключенного в 1794 году Великобританией и США. Договор предусматривал создание смешанных комиссий для разрешения ряда споров между этими двумя странами. Комиссия состояла из равного числа членов, назначаемых каждой из сторон и возглавляемых третейским судьей. В XIX веке тенденция к судебному разбирательству международных дел получила дальнейшее развитие.

Решающим этапом в ходе эволюции третейского суда стало в 1872 году третейское разбирательство спора между США и Великобританией, касавшегося претензии по делу о крейсере “Алабама”, предъявленной США Великобритании в связи с нарушением последней нейтралитета во время гражданской войны в США.

Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале ХХ века, после первой конференции мира 1899 года в Гааге, созванной по инициативе России. Державы, участвовавшие в конференции, подписали Гаагскую конвенцию о мирном разрешении международных споров, в соответствии с которой обязались прилагать максимальные усилия, чтобы обеспечить урегулирование международных разногласий мирными средствами с целью избежать, насколько это возможно, применение силы в отношениях между государствами.

Участники Конвенции учредили Постоянную Палату Третейского Суда. Хотя Палата была создана как постоянный орган, она не стала постоянно действующим судом в полном смысле этого слова. Конвенция предусматривала составление списка из 150 - 200 лиц (по 4 судьи от каждого договаривающегося государства), из которого государства могли выбирать одного или более арбитров, образовывавших состав суда для рассмотрения того или иного конкретного спора. К 1939 году обязательную юрисдикцию Палаты в той или иной мере признавали 65 государств. За все время ее фактического существования (то есть с января 1922 года по февраль 1940 года) на рассмотрение Палаты было передано 79 дел, за исключением 12 прекращенных и 2 просьб об интерпретации [2]

Постоянная Палата Третейского Суда, статус которой был оставлен без изменения второй Гаагской мирной конференцией 1907 года, функционирует поныне. Однако деятельность этого органа была и остается малоэффективной.

Вторая Гаагская мирная конференция 1907 года учредила два органа: Международную призовую палату и Третейский суд, деятельность которых должна была носить значительно более постоянный характер, чем судопроизводство Постоянной Палаты Третейского Суда. По различным причинам попытки создания этих судов не увенчались успехом, но само решение об их учреждении очень показательно как доказательство стремления государств сделать первый шаг по пути организации процесса судебного разбирательства на международном уровне.

mirznanii.com