Раздел VII Характеристика религий мира. Религия виды


факторы формирования, виды и интересные факты

В сегодняшнем мире достижения научно-технического прогресса удивительным образом сочетаются с различными вероучениями, составляющими несколько самостоятельных направлений. Кроме четырех основных мировых религий - христианства, ислама, буддизма и иудаизма, - среди населения планеты имеется бесчисленное количество последователей иных вероучений. В этой статье мы постараемся выяснить, какие ранние формы религии послужили основой для формирования современной духовной культуры.

Древний колдун

Религия как особая форма осознания мира

Прежде чем начать разговор о том, как называется ранняя форма религии, остановимся на значении этого термина, так или иначе относящегося к жизни всех народов мира. Слово «религия» происходит от латинского глагола religare, что в переводе означает «соединять», «связывать». В данном случае подразумевается установление связи человека с некими высшими силами, руководящими его жизнью.

Современные историки с полной уверенностью утверждают, что на протяжении всей истории человечества не было ни одного народа, не знавшего религии. Она всегда являлась особой формой осознания мира, в основе которой лежала вера в сверхъестественные силы. При этом последователи каждой религии устанавливали для себя определенный тип поведения, культовых действий и моральных норм. Их организованное поклонение высшим силам приводило к созданию религиозных общин и церквей.

Происхождение религиозных воззрений

О происхождении ранних форм религии и путях их дальнейшего развития в научном мире высказывалось много суждений, причем авторы выдвигаемых гипотез порой занимали диаметрально противоположные позиции. Например, целый ряд исследователей, среди которых можно назвать выдающегося американского философа XIX века У. Джемса, придерживались мнения, что религиозные воззрения являются врожденным явлением и основаны на действии сверхъестественных сил.

Древнее поклонение солнцу

В то же время его коллега из Германии Л. Фейербах еще за полвека до этого утверждал, что мир богов создан самими людьми и является отражением их реального бытия. Австрийский психоаналитик З. Фрейд видел в религии массовый невроз, порожденный некими бессознательными влечениями. И наконец, сторонники марксистской философии заявляли, что в основе любой веры лежит неспособность найти рациональное объяснение природным явлениям и попытка усмотреть в них действие сверхъестественных сил.

Тотемизм – ранняя форма религии

О том, как зарождались среди людей мистические представления, у исследователей нет единого мнения. Однако согласно данным, полученным в ходе археологических раскопок, ранние формы религии и возникновение понятий, связанных со сверхъестественными силами, принято относить к 10 тысячелетию до н. э. Верования людей той давней эпохи с определенной долей условности можно разделить на несколько форм, одной из которых (по видимому, начальной) является тотемизм.

Термин, обозначающий это религиозное направление, на языке алгонкинов – представителей одного из индейских племен – означает «его род», то есть указывает на определенное родство, в данном случае с различными формами животных и растений, а также некоторыми мифическими существами, являющимися объектами поклонения и называемыми «тотемом».

Многообразие форм тотемизма

Тотемизм, зародившийся много тысячелетий назад, отчасти сохранился и до наших дней среди представителей отдельных племен Центральной Африки, Австралии и Южной Америки. Его последователи наделяют сверхъестественными силами не только конкретные материальные объекты, но даже природные явления, такие как ветер, дождь, солнце, воду, гром и т. д.

Предмет религиозного поклонения минувших веков

Однако чаще всего объектами поклонения становятся представители животного или растительного мира, а также отдельные их части, например желудок поросенка, голова черепахи или корни маиса. В многочисленных общинах нередко можно наблюдать поклонение самым различным объектам. Например, в состав североамериканского племени оджибва входят 23 самостоятельных рода, и у каждого из них свой тотем. Если одни совершают жертвоприношения медведю, то другие склоняются перед норой тушканчика или пляшут с бубном при первых лучах утренней зари.

Одушевление окружающего мира

С тотемизмом весьма сходна еще одна ранняя форма религии – анимизм, являющаяся, по сути, одной из его разновидностей. Название этого направления происходит от латинского слова animus, что означает «дух» или «душа». Последователи анимизма, история которого также восходит к 10 тысячелетию до н. э., наделяли живой душой все окружавшие их объекты и даже явления природы. Термин «анимизм» был введен в употребление английским культурологом Эдвардом Тафларом, который в начале XX века провозгласил веру в духов, отделимых от тела, началом возникновения религии в современном значении этого слова.

Известно, что для большинства древних религий (и анимизма в том числе) свойственен так называемый антропоморфизм – тенденция приписывать объектам и явлениям окружающего мира человеческие черты и свойства. В соответствии с этим все они персонифицировались (представлялись в образе действующих лиц) и наделялись собственной волей, а также способностью к ее реализации. Важная особенность анимизма заключалась в том, что духи не противопоставлялись тем предметам и явлениям, в которых они заключались, а являлись с ними единым целым. Считалось, что душа предмета погибает вместе с уничтожением ее вместилища.

Где таится человеческая душа?

Эта ранняя форма религии положила начало представлению о человеческой душе, прошедшему затем длительный путь развития и ставшему основой большинства современных вероучений. Однако для наших дальних предков она еще не была бессмертной и воплощалась в естественных процессах жизнедеятельности организма, таких, например, как дыхание.

Душа, соединенная с плотью

Местом пребывания человеческой души считались различные органы тела, но чаще всего это были голова и сердце. Лишь значительно позднее на смену телесной душе, погибающей вместе с ее хозяином, пришло понятие о некой бессмертной субстанции, способной после смерти человека либо переселяться к новому владельцу (совершать реинкарнацию), либо отправляться в загробный мир.

Поклонение неодушевленным предметам

Продолжая разговор о зарождении среди людей мистических представлений, нельзя не вспомнить и еще одну раннюю форму религии – фетишизм. Под этим термином, пришедшим к нам из французского языка, принято понимать поклонение неодушевленным предметам – «фетишам», наделяемым сверхъестественными свойствами. Оно отчасти сохранилось до наших дней, реализовавшись в виде почитания мощей святых, икон и разного рода реликвий.

Эта ранняя форма религии, связанная с поклонением предметам, имеет много общего с рассмотренными выше тотемизмом и анимизмом, поскольку во всех трех случаях судьба людей ставится в зависимость от воли неких сил, заключенных в самых разнообразных объектах. В европейскую науку понятие фетишизма было введено в середине XVIII века голландским исследователем В. Босманом, хотя первые упоминания о представителях этого религиозного направления появились тремя столетиями ранее и принадлежат португальским морякам, посетившим берега Западной Африки.

Амулеты древних людей

Появление амулетов

Известно, что вначале фетишем мог стать любой предмет, каким-то образом поразивший воображение человека: кусок дерева, камень причудливой формы или морская раковина. Эта же роль отводилась подчас и отдельным частям тел животных, например клыкам, когтям, ребрам и т. д. Лишь несколько позже к этим естественным природным «святыням» присоединились рукотворные предметы поклонения, выполненные из камня, кости, дерева и прочих поддающихся обработке материалов. Так появились всевозможные амулеты и обереги.

Уровень чудодейственной силы, заключенной в том или ином фетише, определялся практическим путем. Например, если в какой-то день охотнику сопутствовала удача, то волчьим зубам, висевшим у него на шее, приписывались магические свойства. Если же по истечении некоторого времени он возвращался домой с пустыми руками, то это означало, что его амулет потерял силу и следовало обзаводиться новым.

Души предков, заключенные в идолах

Важным толчком к дальнейшему развитию ранней формы религии – фетишизма – стало распространение в первобытном обществе культа предков. На этом этапе истории человечества в религиозную жизнь многих народов мира вошли ритуалы, включавшие в себя поклонение умершим родственникам. Широкое распространение получили различные идолы – примитивные человеческие фигурки из глины, камня или дерева, в каждой из которых, по представлению первобытных людей, заключалась душа кого-то из членов их рода.

Древние идолы, вобравшие в себя души умерших

Принято считать, что ранние формы религии – тотемизм, анимизм и фетишизм – являются тем фундаментом, на котором впоследствии строились все современные вероучения и мировая духовная культура в целом. По мнению большинства исследователей, именно фетишизация природы дала на определенном этапе толчок философской мысли и привела к развитию искусства.

Посредник между богами и людьми

Кроме ранних форм религии, кратко описанных выше, следует упомянуть еще одно направление, ставшее результатом их дальнейшего развития и сохранившееся до наших дней, претерпев лишь незначительные изменения. Это шаманизм, возникший, по мнению ученых, на рубеже 6 и 5 тысячелетий до н. э., в период развития первобытно-общинного строя.

Основная концепция шаманизма состоит в том, что между людьми и потусторонними силами, руководящими судьбой мира, должны быть посредники, способные направить сверхъестественную энергию в желаемое русло. Любопытно, что кандидатуры на роль этих посредников-шаманов избирались не людьми, а самими духами, которым, естественно, было видней, кто из членов племени достоин столь высокой чести.

Пляски шамана

Считалось, что избранник – очередной шаман, занявший место своего умершего или чрезмерно одряхлевшего предшественника – становился как бы «заново сотворенным» и наделялся при этом чудодейственной силой, помогавшей ему в дальнейшем общаться непосредственно с обитателями иного мира и склонять их к помощи своим соплеменникам. С этой целью он регулярно совершал определенные ритуальные действия. С самими духами у него были, между тем, весьма сложные отношения, поскольку принудить их выполнению желаемых действий он не мог, и лишь искал их милости.

Интересные факты о шаманизме

Шаманизм является наиболее сохранившейся до наших дней ранней формой религии. Его последователей можно встретить во всех частях света, хотя в каждом отдельном регионе он имеет свои особенности. Например, шаманы Южной Америки (мачи) специализируются главным образом на лечении различных тяжелых заболеваний и ежегодно исцеляют страждущих во время проведения публичных ритуалов.

Боливийские шаманы, называемые «бара», весьма преуспели в предсказании будущего и с поразительной точностью делают прогнозы, даже касающиеся результатов футбольных матчей и президентских выборов.

В Южной Корее шаманство является исключительно прерогативой женщин. Считается, лишь именно они способны найти подход к духам и добиться от них желаемого. Впрочем, право на эту деятельность передается по наследству и является уделом лишь ограниченного числа кореянок.

fb.ru

Характеристика религий мира, Типы религий, Родоплеменные религии

Изучение данной темы имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Религия в современном мире оказывает существенное влияние на сознание и поведение широких масс людей. Поэтому необходимо изучить формы религ гий, наиболее распространенных в современном мире вообще и на территории нашей страны зокрема.

При ознакомлении с каждой из религиозных течений обратим внимание на то, что в религии в искаженной, иллюзорной форме отображаются реальные социальные процессы, земные интересы, чаяния и стремления широких х народных масс, борьба в форме религии, которая ведется якобы из-за различия в понимании тех или иных догматов, на самом деле имеет целью достижение земных целей. Поэтому при анализе любой формы ре. Лиги важно свободно ориентироваться в материале и уметь ответить на следующие вопросы: в каких исторических условиях возникла данная форма религии; в каких социальных слоях она распространялась; как в вероучении отражались интересы этих социальных групп, какие изменения происходили в данной форме религии в период исторической эволюции; какой вид (вероучение, культ, организационная структура) имеет теперь; какова ее роль в ж итти современного общества?

Необходимо обратить внимание на такие категории и понятия:"родоплеменные","национальные","мировые религии","тотемизм","анимизм","фетишизм","магия","шаманизм","культ умерших"," лия (Ветхий и. Новый заветы)","Коран","Суна","сансара","религиозный культ","обряды","проповедь","молитва","богослужение","праздники"тощ.

Типы религий.

Изучая тему, важно осознать, что существуют такие типы религии: родоплеменные, национальные, мировые. Каждый из этих трех типов отражает соответствующую степень развития общества: религии первого типа - - родоплеменные, характерные для общества, находящегося на ступени родового строя; второго типа - национальные; миру - возникли в феодальном и буржуазном обществах. Ученые, основываясь на хозяйствово о-классовых критериях, дают такую ??типологию религий: племенные, национальные, мировые. Племенные религии распространены в некоторых районах. Азии,. Африки,. Австралии,. Америки,. Индии,. Океании. Это сложный конгломерат м исцево традиций, обрядов, ритуалов, которыми обозначаются различные этапы человеческой жизни (присвоения имени, похороны и др.), олицетворение небесных и атмосферных явлений, религиозно-мифологические представления. Племенным ре. Лиги свойственны: 1) поклонение духам (природы, предков), которым вначале придавали зооморфных, а позже - антропоморфных черт, 2) отсутствие профессиональных служителей культа, 3) отправления культа в форме особого для каждого племени празднества, сопровождается магическими обрядами (танцами, играми) в честь духи духів.

Родоплеменные религии.

родоплеменных (или родовой) строй сложился примерно 40 тыс. лет назад и прошел три основных ступени: ранний матриархат, поздний (развитой) матриархат и патриархат. Каждому степени соответствовала форма рел. Лиги, которая отражала особенности бессилие людей в данных, конкретных условиях: раннем матриархата - тотемизм, позднем - земледельческий культ, патриархата - шаманизм. Все эти формы не распространялись за р одом или племенем, поэтому их называли родоплеменными религиямями.

В ранних форм религии относятся магия, фетишизм и анимизм, возникших в период формирования родового строя (от. И00 до 40 000 лет назад). Магия - вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу. Например, некоторые северо-американских индейцев е XIX в перед началом охоты на бизонов выполнял ритуальный охотничий танец: танцевальным движениям они предоставляли сверхъестественных свойств заманивать бизонов в стойбищ и обеспечивать удачную охоту. Магия удваивала (в воображении людей) пути воздействия на природу, и считалось, что человек мог повлиять на природу не только своим трудом (природные р ухи), но и особыми символическими действиями - обрядами (сверхъестественный путьлях).

Магия делится (по цели, которая ставится перед колдовством) на следующие основные виды: производственная, лечебная, предупреждающая, военная, метеорологическая (магия погоды) и др.. Наиболее распространенным видом была магия вы иробнича, которая, в свою очередь, имела ряд ответвлений: охотничье, рыболовная, строительная и т.п.. С развитием общества появляются новые разновидности производственной магии: земледельческая, скотоводческое, гончарская кузнечное, учебная, спортивнна.

Особой разновидностью меры магии были религиозные табу. Слово"табу"заимствовано из языков жителей. Гавайских островов и означает запрет что-либо делать, чтобы не навлечь на себя неприятностей. Магия действий шла до наших дней как элемент современной религии (вера в сверхъестественную силу обрядов) в самостоятельной форме (в виде таких бытовых пересудов, как гадание на картахо).

. Фетишизм - (от франц киисииивте) - вера в существование у материальных объектов сверхъестественных свойств. Фетишами называют материальные предметы, которым верующие приписывают сверхъестественные свойства сравнению с магистраль ией фетишизм является более сложной формой религии. Если магия удваивала пути воздействия на природу, то фетишизм удвоил еще и свойства материальных объектов. К реальной пользы материальных предметов добавил лись их сверхъестественные способности быть помощником и заместителем человек. В фетишизме в зачаточной форме появляется идея. Богя. Бога.

В современных религиях фетишизм сохраняется в виде поклонения священным предметам (кресты, иконы, мощи), а как самостоятельный остаток - в виде веры в талисманы и амулеты. Талисман, с точки зрения предрассудок нных людей, приносит счастье, амулет оберегает от несчастья. Современными фетишами (талисманами или амулетами) в суеверных людей является, например, иконки, ладанки, кулоны, слоники, игрушки, «счастливые» билетикики.

. Анимизм (от лат anima - душа) - это вера в существование материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников. Анимизм начинается с приписывание качеств двойников материальным объектам: человеческому телу, животных нам, орудием труда и т.п.. В дальнейшем своем развитии анимизм включил в себя представление о двойниках материальных процессов: болезни, войны, кузнечного дела и и ін.

У славян для определения иллюзорных двойников применялись два термина: менее мощных называли душами, более мощных - духами; поэтому можно сказать, что они являются вера в существование душ и духов. Примером а анимизма могут быть некоторые религиозные представления эскимосов. Гренландии (XIX в). По их мнению, сверхъестественные двойники были у каждого человека, дерева, ручья, зверя. Ночью, считали они, человеческие души оставляют свои тела и идут охотиться, танцевать, посещать друзей. Когда умирала человек, ей в могилу клали орудия и предметы труда. Считалось, что двойники этих вещей служить двойникам человеческих тел в"стран и мертвыхртвих".

В анимизме осуществляется дальнейшее удвоение мира: мир реальных объектов якобы дополняется миром духовной суеты. У многих народов главными двойниками, которых больше уважали первоначальные анимисты, б были души умерших родственников. Поэтому в литературе первоначальный анимизм еще называют культом предков. В начальном анимизме двойники представляются как другое тело, невидимое и неосязаемое в большинстве жизненных ситуаций. В то же время у многих народов бытовало мнение, что в отдельных ситуациях двойника можно увидеть, услышать и как-то почувствовать: во сне, как отображения в воде, как тень. На этой стадии развития религии сущ увалов представление о бестелесную душу, двойники мыслились как другая плоть имеет все вещественные характеристики: форму, объем, вес, цвет, запах. Например, гренландцы считали, что души у людей неодинаковы, - ог рядные люди имеют гладкие души, у худых людей и души худые. Поскольку во сне везло"видеть"также души умерших, возникло представление о бессмертных двойникійників.

Из представления о бессмертии двойников выросло представления о загробной жизни. В первобытных анимистов страна мертвых расположилась не на небе, а где-то на земле или под землей. Жизнь душ здесь представлялось обычным продолжением реальной жизни. Так, по представлению индейцев-алконгинив душа охотника в стране мертвых гоняется за душами лося и бобра. В отдельных народов вместо представление о стране мертвых появились представления о переселении душ в новые телтіла.

В современных религиях анимистический элемент занимает значительное место. Представление о. Боге, сатану, ангелов, бессмертные души - все это по своей сути усложненный анимизм. Самостоятельно анимизм живет в вере в привидения и и спиритизм (вера в возможность общения с душой умершего при помощи блюдца, крутящийсяя).

Магия, фетишизм и анимизм отразили и отбили состояние бессилие первобытного примитивной, малообразованной человека. Во всех случаях, когда люди, не имея достаточных знаний, чувствовали себя бессильными, они искали в опомогы в магии фетишей или сверхъестественных двойников. Ранние формы религии, возникшие в период формирования родового строя, сохранились и в дальнейшем в родоплеменные и классовом обществе. Однако они были. Процент нути на второстепенные позиции теми религиями, которые полнее отражали конкретные особенности общественного развитиятку.

Тотемизм (на языке индейцев-оджибве"тотем"означает - его род) является вера в сверхъестественную родство групп людей с определенными видами животных тотемов называют животных, которых первобытные люди считали своими надприро одними родственниками. В тотем люди видели покровителей рода и племени, защитников и заместителей, помощников в решении всех конфликтов. Все считались братьями и сестрами, и поэтому свои родовые коллективы пе рвисни охотники называли их именами. Например, северо-американские индейцы из племени журавля (оджибве) XVII в имели ряд родовых коллективов, которые носили название: журавля, сома, гагары, медведя. А в. АВС тралии в конце XVIII - начале XIX в европейцев очень удивляло, когда на вопрос:"Кто ты такой?" эти поддерживали свой кровную связь с тотемамтотемами.

Сначала тотему поклонялись только как животному, причем той, которая была объектом охоты. Позднее (с увеличением количества человеческих коллективов) родственные отношения были распространены на остальные животных, а в отдельны ных народов - также на растения и природные факторы. Например, у австралийцев тотемами были собака. Динго, водяной лилия, оливкового дерево, большой камень, горячий ветер, дождь, солнцеце.

При каких исторических условий возник тотемизм? лась и зависимость каждого члена общества от коллектива родственников, поскольку только от них первобытный человек мог получать помощь и покровительство. А в условиях, когда охота была основным видом трудовой вой деятельности, первобытный человек довольно сильно чувствовала и свою зависимость от животных. Зависимость от родового коллектива и животных - вот те особенности раннего матриархата, которые будто отразились в тотемизм и. Отметим две основные черты тотемизма. Первая - выделение в качестве главных объектов поклонения тотемических духов, то есть двойников тотемов. Не сами тотемы, а их двойники были главным объектом поклонения я в этой религиозной системе тотемов поклонялись настолько, насколько они были вместилищем тотемных духов. Это поклонение проявлялось через молитвы (просьбы), танцы, табу, жертвоприношения, изготовления изображения тотемов, специальные тотемные праздника. Особым способом поклонения были обряды уподобление тотему. Во уподобление подразумевается стремление извне походить на тотема хотя бы в какой-то одной чертой. Так, отдельные жители. Африки, стараясь быть похожими на антилопу-зебру, выбивали себе нижние зуб нижні зуби.

Вторая черта - разрешение убивать и съедать тотема только при условии соблюдения особых религиозных процедур тотем поклонялись, но их же убивали и съедали. И, по убеждению первобытных охотников, одно не с мешало другому. Важно было одно: убить и съесть по правилам, то есть так, чтобы не навредить тотемному духовые. Так, индейцы-шевенезы (Канада) еще в начале XX в выполняли такие процедуры над телом забей того родственника-оленя: ставили перед его мордой посуду с едой, танцевали охотничий танец, просили прощения и желали счастья духа оленя в страну мертвыхртвих.

Тотемизм вошел как элемент во все современные религии. Особенно ощутим его влияние в индуизме, где много животных почитаются как священные почетное место среди всех уважаемых животных у индусов занимает ко. Оровий. Следы тотемизма прослеживаются и в христианстве. Святой дух изображается в виде голубя, а. Христос часто называется агнцем, то есть ангелом. От обряда ритуального поедания тотема берет свое начато к христианское тайное причащения, во время которого верующие под видом хлеба и вина съедают тело и пьют кровь бог бога.

Земледельческий культ - это преимущественно поклонения двойникам тех факторов природы, влияющих на урожай. Типичный пример - религиозные взгляды индейцев-ирокезов. Они жили раньше на территории, где теперь рас расположенных канадские города. Квебек и. Монреаль. Еще в XIX в ирокезы чествовали четырех главных духов: земли, бобов, кукурузы и тыквы. Эти четыре духи, по их представлениям, были женщинами. Духов кукурузы, бобов и тыквы мифология ирокезов изображала в виде трех сестер, одетых в листья соответствующих растений. Наряду с духами-женщинами чествовали также, но на второстепенных ролях, духов-мужчин - солнца дождя и ветра. При каких же исторических условий возник земледельческий культ? по сбору того, что росло. А сбором ранее занимались женщины. Итак, пока человек охотился, женщина изобрела земледелие. Поэтому на стадии позднего матриархата женщины, выполняя главную роль в хозяйственном жизни, вместе с этим и благодаря этому имели некоторое влияние на мужчин и в других областях жизни. Зависимость земледелия от природы и руководящая роль женщины - вот две главные особенности того времени, которые отразят ились в религиозных взглядах людей. Можно выделить следующие основные черты данной религиозной системы. Этих духов мы уже называли, когда речь шла о ирокезов. Напомним, что у многих народов почитались и двойник и таких природных факторов, которые лишь в воображении людей влияли на урожай. Например, многие народы (вавилоняне, египтяне и др.) полагали, что на урожай влияют месяц и планеты, и поэтому поклонялись также ду хам этих объектедухам цих об'єктів.

Вторая, руководящая роль женщины в религии, - земледельческий культ - своеобразная женская религия. Это проявилось в двух главных процессах: главные духи изображались в виде духов женского рода, и важнейшие вые религиозные обряды в это время выполняли женщины. У некоторых народов разрешалось важные обряды выполнять и мужчинам, но при одном условии: они должны были выдавать себя за женщину (говорить громко, что в они женщины, переодеваться в женскую одеждуг).

Третья черта - человеческое жертвоприношение как система. Не понимая сущности земледельческих процессов, люди думали, что урожай есть обратная благодарность духов за пожертвования, поэтому первобытные земледельцы старались свои дар ры духам сделать более дорогими, ценными. Так возникла идея необходимости человеческие жертвоприношенияня.

Четвертая - идея смерти и воскресения некоторых духов. Наблюдая за зерном, люди заметили, что после похорон он воскресает вновь. Отсюда зародилось представление, якобы некоторые духи могут временно умереть, щ чтобы потом воскреснутьти.

И наконец, пятая черта - переселение страны мертвых с земли на небо. Многие благ и неприятностей земледельцам посылало небо: свет и тепло, дождь и ветер, снег и град. Отсюда родилось представление о том, ни ибито духи живут на небе. По аналогии и страну мертвых переселили с земли на небо. Именно тогда впервые возникла идея о жизни душ умерших в царстве небесном. Земледельческий культ широко представлен в с. Учан религиях. Среди христианских святых есть и покровители земледелия (Георгий), и повелитель дождя и грома (Илья-пророк). Все это отголосок земледельческого культа. От идеи женского духа земли берет нача ок представление о богородищо: недаром верующие в селе называли ее покровительницей хлебов. С земледельческого культа пришли в христианство праздника. Рождества. Христова (в прошлом - праздник рождения духа солнца) и пасхи (в прошлом праздник воскресения духа зернаха зерна).

. Шаманизм (Эвенкийский язык"шаман"означает неистовый) - это вера в особо мощные сверхъестественные возможности древних профессиональных служителей культа (шаманов). Например, у якутов до революции считалось, что когда человек заболел, его никто не может вылечить, кроме шамана. Шаман лечил за плату. В процедуру лечения входило выполнение совокупности религиозных действ: заклинание, песни, танцы, обращение к дух ей. Если после религиозного лечения организм побеждал болезнь, слава приписывалась шаману, а если умирал - виновным объявлялся злой дух, который украл душу хворогрого.

При каких исторических условий возник шаманизм? е, чем требовалось. В коллективе возникла возможность содержать тех, кто не занимался производительным трудом. Основными видами производственной деятельности были скотоводство и земледелие, которое возникло на основе ско тарства. Занимались этой работой мужчины, поскольку они имели охотничье орудия-Решающая роль мужчины в хозяйственной жизни обусловила вывод его на первый план и в хозяйственном управлении. Мож ность удерживать людей, которые ничего не производят, и руководящая роль мужчины в обществе - вот две основные особенности, которые отразились в шаманизманізмі.

Первая черта шаманизма - появление профессиональных служителей культа. Впервые в истории религии возникла группа людей, которые средства к существованию значительной мере или полностью получали за счет выполнения религиозных о обрядов; хотя в лице шаманов уже появилось духовенство, церкви еще не было. Шаманы не имели собственной организации. Они действовали в рамках родоплеменной организации, подчиняясь главарям рода и племени, выполняется валы их указаниявки.

Вторая - выделение главного религиозного поклонения так называемых шаманских духов. С точки зрения людей того времени, эти духи служили шаману, выполняли его поручения, помогали познавать тайны, сражались с зл малыми духами.

Третья - руководящая роль мужчины в религии. Количество духов-женщин резко уменьшилось, и они оттеснены на второй план духами-че-ловикамы. Среди профессиональных служителей культа были женщины, но насколько глубоко им был процесс разложения родового строя, настолько шаманы вытесняли шаманок.

Четвертая - использование истерических приступов как средств выполнения религиозных обрядов. У многих народов шаманы входили в экстаз и доводили себя до приступов. Во многих случаях шаманы были нервнобольных рифмы. Причем к сочетанию нервной болезни с профессией шамана люди шли двумя путями: в одних случаях нервнобольных становились шаманами из-за своей необычности и ограниченную способность к общественно полезно й труда, в других - шаманы становились нервнобольных через сильные и частые возбуждения при выполнении религиозных обрядедів.

И, наконец, пятая черта - использование задурливих действий как средств выполнения религиозных обрядов. Религия возникла без всякой лжи. И лишь на стадии шаманизма к бессознательному одурма-ния добавился сознательных й обман, который стал одновременно и средством отправления религиозных обрядов и одной из дополнительных причин сохранения религиозности. У народов. Азии,. Австралии и. Америки, которые и сейчас живут в условиях, где храню ться остатки первобытного общества, шаманизм существует до сих пор в нашей стране доживает свой век некоторые из бывших шаманов. Но шаманизм как религия в нашей стране не существует. Во всех современных религиях есть остатки и шаманизма. Это и профессиональная каста служителей культа, и представление о том, что священники находятся в особых отношениях с миром духов, и то, что главные представители сверхъестественного мира - мужской с тати. К остаткам шаманизма относятся также элементы экзальтации, которые встречаются среди современных религий. Распад общества на классы привел к изменению религиозной деятельности людей. На смену старых религий ям пришли новые. По своему содержанию они были сложные по сравнению с религиями первобытного общества, поэтому их еще называют развитыми религиями. Все развитые религии можно разделить на три основные подгруппы и: ранние национальные религии, поздние национальные религии и мировые религии. Развитие их по сравнению с первоначальными обогащается новыми чертами. Важнейшими из них являются. Во-первых, в этих религиях главными в. Объект религиозного поклонения стали уже не духи, а боги. Боги, в воображении верующих, - это своеобразные, усовершенствованные духи, сосредоточили в своих руках всю власть как по сверхъестественных объектов, так и относительно человеческого общества. По убеждению людей классового общества, именно боги устанавливают, проповедуют и защищают угнетение человека человеком. Во-вторых, классовая дифференциация общества обусловила поя ву церкви как специального идеологического аппарата господствующего класса. Церковь пользовалась всеми средствами для удовлетворения своих потребностей, контролировала соблюдение верующими религиозных обрядов, защищала существующие порядки, пропагандировала и силой насаждала религиозные идетвала релігійні ідеї.

Ранние национальные религии - это такие религиозные верования, которые охватывали своим влиянием верхние и средние слои населения в пределах одной национального государства. К ранним национальных религий относят ре елигии, которые в литературе обозначаются префиксов старо-, древне-: древнеегипетскую, древнеиндийскую, древнееврейский, древнегреческий, старопарську, староримской и др.. Историческим основанием вине кнення и существования ранних национальных религий был рабовладельческий строй. Эти религии существовали в условиях, когда была возможность держать наиболее подавлены слои населения в повиновении только благодаря грубому насилию. Применительно к наиболее угнетенного населения, то религия еще не использовалась как средство идеологического влияниеливу.

Можно отметить такие основные черты ранних национальных религий. Первая черта - отход от официального культа низов общества. В этих религиях в культовых отправлений не допускались рабы, а в отдельных выпад дках и часть сельской бедноты. Такое смещение низов от официального культа в древнеиндийской религии иллюстрировалось терминами"ризнонароджени"и"дваждырожденных"Рабы и сельская беднота, принадлежавших к низших слоев (каст), считались ризнонародженимы их породила иметь дваждырожденных считались те, которых родила мать и прошедших через обряд освящения богом, то есть получили второе рождениедження.

Вторая черта - сравнительно небольшая живучесть. Подразумевается то обстоятельство, что древние национальные религии существовали только в рамках рабовладельческого общества. Но только общество исчерпывало себя и рел. Лиги, на смену приходили поздние национальные или мировые религийії.

Третья черта - строгий политеизм. Все ранние национальные религии были политеистическими (от греческого poly - много, teoc -. Бог), то есть многобожную. Среди многих богов выделялась небольшая группа основных а среди последних - верховный. Бог. Верховного. Бога почитали как царя богов и людей, установщика и охранника законов. Другие боги считались его помощниками, которые отвечали за отдельные участки земной и по ту бокового жизни. По верованиям древних греков (УШ-Ш в до не) верховным богом был. Зевс. Кроме. Зевса, чествовали богиню брака и супружеской жизни. Геру, главного судью в стране мертвых. Аида, богиню м дров, наук и ремесел. Афина, бога искусства и охранника дорог. Аполлона и др.. В древнеиндийской религии (Х-1 в до не), которая называлась"брахманизм", в роли верховного бога почитали. Брахму. Ему помогает али IIIива - бог создания и разрушения, рождения и смерти,. Вишну - бог-хранитель,. Индра - бог войны и др.. В ранней национальной религии древних евреев верховный бог. Яхве, богиня брачной жизни -. Анн ат, бог. Солнца -. Самсон, бог войны -. Саваоф, бог земледелия -. Илия, бог пустыни -. Азаел и другие образовали пантеон. Боги пантеон богів.

Четвертая черта - зарождение учения о загробном (посмертную) благодарность, то есть наличие причинной связи между поведением человека в земной жизни и ее долей в загробной жизни. Это учение признает посмертную вы инагороду для одних людей (праведников) и наказание для других (грешников).

В ранних национальных религиях учение о потусторонней (загробном) благодарность существует пока в неразвитом виде: благодарность пропагандируется не всеми религиями и течениями и не на всех этапах их развития. К в тому же ранние национальные религии даже в тех случаях, когда они вызвали и пропагандировали загробных благодарения, не обещали небесной вознаграждения наиболее угнетенным слоям населения - рабам.

И, наконец, последняя, ??пятая черта - обязательность и сложность жертвоприношения. В жертву богам приносили пшеницу, виноград, блины, мед, молоко, вино, ароматное траву, дикую птицу, петухов, коз, овец, св ней, быков, собак, коней.

Многие национальных религий знали и человеческие жертвоприношения. По сообщению. Плутарха (И в до не) жители. Карфагена, сторонники давньофиникийськои религии, в жертву богу войны. Молоху приносили не только военнопленных, но и детей-первенцев. Есть также сведения о человеческие жертвоприношения в древнееврейском, давньовавилонський, древнеегипетской, древнегреческой, давньомексиканський и других ранних национальных религияігіях.

Ранние национальные религии сохранились до нашего времени, но многие идеи и обрядов из них вошли в современных религий. Позже национальные религии выступают с такими религиозными установками, которые охватываю ют своим влиянием все социальные слои в пределах одной национальности. К этой религиозной формы относятся многие религии нашего времени - индуизм, сикхизм (Индия), конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (религия евреев во многих странах мира) и иін.

Историческим фунтом для возникновения поздних национальных религий был кризис, по которой возникла потребность использовать религию усмирения наиболее угнетенной части общества. Суть этого кризиса оказалась в р разложении рабовладения и переходе к феодальных общественных отношений. Но имели место и специфические формы проявлений данного кризиса. Да, в жизни еврейской народности кризис отразился в том, что они рано вт ратилы свою национальную государственность и на длительное время попали в ярмо к чуждо-земцев-завоевателей. В этих условиях национальная религия евреев перестала быть религией только верхов общества, потеряла ха характерен для ранних национальных религий функцию идеологического противостояния верхов низаизам.

Каковы же основные черты поздних национальных религий?

Первая черта - большие масштабы влияния. В данном случае религия играет роль идеологического средства ущемления всех угнетенных социальных слоев национального государства или национальности. Теперь возможность взять и участие в отправлении культа имела и наиболее эксплуатируемая часть общества. Так, индуизм, который пришел в. Индию в I в не на изменение брахманизма, сохранил по сути поклонения тем самым богам, но было ликвидировано разделение индусов на однонароджених и дваждырожденныхджених.

Вторая черта - большая живучесть. Как отмечалось, много поздних национальных религий существуют и до сих пор

Третья черта - единство политеизма и монотеизма, т.е. многобожия и единобожия. Большинство религий этого типа является политеистическими. Но среди них есть и монотеистические (moho rp theos - бог) - единобожни. К оста анних принадлежат иудаизм и сикхизмасикхізм.

Четвертая черта - упрощение жертвоприношений. Жертвоприношение, в виде скота, птицы существуют в уменьшенной форме или вовсе отменены полностью отказались поздние национальные религии от человеческих жертвоп приношенийнь.

Пятая черта - развитость учение о загробных возмездия. На этом этапе развития религии выдумки о загробной жизни приобрели первостепенное значение. Обещания небесной вознаграждения за хорошее поведение были п распространены и среди наиболее угнетенных слоев населения. Примером сохранения до наших дней поздней национальной религии является иудаизм, который в VII в ни пришел на смену древнееврейской религиилігії.

uchebnikirus.com

Религиозный взгляд - это... Что такое Религиозный взгляд?

Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига - союз, соединение, ре - приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе - "воссоединение") — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).[1] Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Другие определения религии:

  • образ жизни.
  • поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа[2]
  • система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия[3]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма,[4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм[5].

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).[6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов.[7] Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях[8], и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями.[9]

Основные функции религии

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается [10], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум для народа».

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных[11]. В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы.[12][13]

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.[14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130). Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Направления в основных религиях

Направления в христианстве
Направления в исламе
Направления в буддизме
Направления в индуизме и близкие им вероучения
Религии Восточной Азии

Другие национальные религии и традиции

Исторические (язычество)

Синкретические учения

Религии, появившиеся в XIX веке

Религии, появившиеся в XX веке

Движение Нью-Эйдж

Эти религии некоторые считают сестринскими религиями эпохи Нью-Эйдж. Эти религии (кроме двух последних) поддерживают между собой тесное экуменическое общение.[15].

Атеизм как религия

Среди определённой части людей распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера».[16][17] Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога».[18] Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака».[19] Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что бога нет»), а не приходит к отрицанию религии опираясь на логику и факты.

Примечания

См. также

Литература

Критика

Апологетика

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru