Религия. Религия в


Религия - это... Что такое Религия?

—   одна из форм мировоззрения, связанного с верой в сверхестественные силы,  в их влияние на жизнь людей,  на  существование человека после смерти; специфическое отражение людьми проявлений природных и общественных сил. Религия возникла в первобытном обществе как попытка осознания людьми их бытия. На протяжении многих веков религия способствовала консолидации жителей стран в народы, способствовала укреплению государств. В то же время религиозный фанатизм приводил к войнам между странами и к кровавым конфликтам между общинами, принадлежащими к различным конфессиям, внутри стран. Все религии делятся на политеистические и монотеистические. Политеизм — многобожие, вера во многих богов. Свойствен ранним религиям. Политеистическими религиями были верования и культы древних народов долины Тигра и Евфрата (Двуречья, Месопотамии), шумерийцев, вавилонян, ассириян, халдеев, Древнего Египта, античной Греции. Монотеизм — главным объектом культа считается единый бог. Монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам.

Следы первых верований первобытного человека относятся к эпохе мустье (около 100 тыс. лет назад). В позднем палеолите человек изображал в пещерах и на открытых местах различных священных животных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Около 10— 12 тыс. лет назад украшение пещер прекращается. Остаются только рисунки на предметах обихода и орудиях.

Около 8— 9  тыс. лет назад появляются настоящие храмы, устроенные в поселках, где жили люди. Вместо тайных храмов в пещерах святилища делают открытыми. Если ранние тайные святилища могли посещать лишь посвященные мужчины, то теперь — все жители поселка. Если до сих пор каждое племя верило в разных животных (судя по рисункам в пещерах, верили почти во всех животных, на которых охотились), то теперь их количество резко сократилось. Например, в Вавилоне и Ассирии было всего 4 главных (астральных) бога: Мардук — крылатый бык, главный бог, Набу — крылатый человек, Негал — крылатый лев и Нинуркт — крылатый орел.

Б.А.Рыбаков проследил в быту и обрядах славян обычаи, которые существовали около 6 тыс. лет назад, в энеолите. И сейчас, и тысячу лет назад на русских избах устанавливались одинаковые наличники с замысловатыми кружевами. Они означали изображение мира, вселенной. И оказалось, что жители Руси представляли мир так же, как и 5 —  6 тыс. лет назад изображали его люди неолита и энеолита Юго-Восточной Европы. На древних сосудах сохранились рисунки разделенные на три части: в верхней изображалось скопление воды, в середине помещалось изображение солнца, луны, полос дождя, внизу растут деревья, стоят люди или животные. Сложное трехчленное деление орнаментируемой поверхности, видимо, отражает представление о трехчленном делении мира.

Религия основана на способности человеческого сознания формировать абстрактные представления, оторванные от действительности. Религия играла и продолжает играть важную роль в личной и социальной жизни людей многих стран мира, предписывает верующим нормы поведения. Принято выделять примитивные, местные и «мировые» религии. К примитивным религиозным представлениям, возникшим еще в первобытном обществе, относятся тотемизм, магия, фетишизм и анимизм, культ предков, а также шаманизм.

Шаманизм  возник в первобытности, но сохранился в том или ином виде у многих этносов до сих пор. В основе шаманизма лежит вера в сверхестественные способности отдельных людей (шаманов)  выступать в качестве посредников с миром добрых или злых духов (божеств) и таким образом обеспечивать удачливость промысла, отвращать несчастья, помогать больным, переводить умерших в загробный мир и т. д. Общение с духами (камлание) шаман обычно совершает публично, облачаясь в специальный наряд и совершая танцы под бубен, обычно впадая при этом в состояние экстаза. В России шаманизм продолжает бытовать до сих пор в остаточных формах у большинства народов Сибири и Дальнего Востока.

С возникновением классового общества начали складываться сложные местные формы религии. Вначале они возникали среди какого-либо одного народа или группы народов, объединенных в государство (к ним относятся иудаизм, индуизм, синтоизм и др.), затем появились религиозные системы, распространившиеся среди народов разных стран и континентов. К таким «мировым» религиям относятся буддизм, ислам и христианство, которые подразделяются на отдельные направления и церкви.

Буддизм появился в Индии около 500 г до н.э. Он развился из учения Будды, считавшегося одним из просветленных существ, в этой религии нет богов. Основная доктрина состоит в карме, добрые и плохие дела соответствующим образом воздаются в этой или следующей жизни после реинкарнации. Существует два основных направления буддизма: хинаяна (в Юго-Восточной Азии) и махаяна (на севере Восточной Азии). Ламаизм в Тибете и Дзен в Японии —это секты махаяны. Символ религии  — лотос. Эту религию исповедуют более 247.5 млн человек. В России буддизм распространен в Калмыкии и Бурятии.

Христианство произошло из учения Иисуса Христа в первой трети I века. В настоящее время насчитывает 1 млрд. верующих. Разделено на группы или деноминации, различающиеся в некоторых частях веры и церковной практики. Основные части: Римская католическая церковь, православие и протестантская церковь. Символами веры у христиан являются: Бог-отец, Бог-сын (Иисус) и Святой дух, сила Бога, действующая в мире. Бог создал все существующее и показал свою любовь к миру, явив Иисуса и послав его на страдания и смерть во имя  спасения человечества.

Католицизм окончательно сформировался в результате разделения его на римско-католическую и православную (византийскую) ветви. Для католицизма характерно наличие единого центра (Ватикана) и единого главы в лице Папы римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле и непогрешимым в делах веры и нравственности. К  основным источникам вероучения в католицизме относится не только Библия (преимущественно Евангелие), но также и обращения (энциклики) Папы римского и постановления Вселенских соборов. В католицизме особенно распространен культ Богоматери (Мадонны), почитание апостолов Петра и Павла, в честь которых устраивают красочные шествия. Все католические священнослужители дают обет безбрачия (целибат). Официальным языком богослужения является латинский, но в 1965 г. разрешено использование и национальных языков. Применяется четырехугольный крест. Католицизм распространен главным образом в юго-западной Европе (Италии, Испании, Франции и других странах) и в Латинской Америке. В России имеются небольшие группы  католиков.

Православие сложилось в Византии и отделилось в 1056 г. от ранее оформившегося католицизм. Характеризуется подчинением верховной государственной власти, поэтому в ходе распространения  православия в соседних с Византией странах стали возникать самостоятельные (автокефальные) церкви со своими главами (патриархами): болгарская, грузинская (глава — «каталикос»), сербская и др. Обет безбрачия в православии распространен лишь на «черное духовенство» (монашество), обычным священнослужителям предписано вступать в брак. Православные церкви отличаются обилием икон, но отсутствием скульптур, обычная для католических костелов органная музыка заменена хоровым пением, вместо четырехконечного креста используется шести или восьмиконечный крест и т. д. Распространение православия на Руси началось с 988 г., когда его принял князь Владимир и его приближенные. Однако русская православная церковь долгое время подчинялась Константинопольскому патриарху, ставившему во главе ее своих митрополитов; окончательно самостоятельной она стала лишь в 1580 г., когда ее глава получил статус «Патриарха Московского и всея Руси». В 1721 г. по указу Петра Первого руководство Русской православной церковью, не поддерживающей его реформы, перешло к синоду во главе с назначаемым царем «генерал-прокурором». После революции 1917 г. было восстановлено главенство патриарха, церковь была официально отделена от государства с сохранением контроля за ее деятельностью. От русских православие распространилось среди народов уральской языковой семьи (мордва, марийцы, удмурты и др.), среди некоторых тюркских народов (чуваши, часть татар, якуты) и западных групп монголоязычных бурят. Формально его приняли и коренные народы Сибири, сохранив, однако, многие элементы шаманизма. В середине XVII в Русской православной церкви вследствие реформ патриарха Никона произошел раскол, и от нее обособились группы староверов (старообрядцев) разных направлений (поповцы,  беспоповцы и др.), притеснения которых прекратились лишь в начале ХХ в. В 1994 г. возникла автокефальная церковь на Украине.

Протестантизм совокупность религиозных течений и церквей, возникших с периода Реформации (XVI в.) как оппозиция католицизму. К ним относятся лютеранство, кальвинизм (реформатство и пресвитерианство), англиканство, методизм, баптизм и др. Главная идея протестантизма — возможность людей общаться с Богом непосредственно, минуя церковную иерархию во главе с Папой римским, неприятие идеи «чистилища»между раем и адом, культа Богоматери и «святых», монашества и безбрачия. Духовенство в протестантизме обычно избирается мирянами, в церкви или молитвенных домах нет икон, обрядность сокращена и упрощена, богослужение ведется на национальных языках. Протестантизм распространен главным образом среди народов германской языковой церкви (немцев, англичан, американцев, шведов и др.). В России его придерживаются, в основном, верующие немцы.

К числу мировых религий относится и ислам , возникший на Аравийском полуострове в начале VII века н.э. Выделяет единство Бога, его всевластие, благодеяния, непостижимость. Существует два основных направления ислама: суннизм и шиизм. Отдельной школой является суфизм, мистическое движение, возникшее в VIII веке. Мусульмане живут согласно шариату — своду мусульманского права и правил поведения, разработанный в XI-XII вв. на основе Корана и Сунны. Шариат содержит нормы государственного, уголовного и брачно-семейного (в т. ч. правил наследования), а также предписания о судопроизводстве. В шариате содержатся правила молитвы и омовения, поста, паломничества (хаджа), священной войны (джихад) и др. Детальность бытовых предписаний шариата во многом определила его устойчивость среди верующих.

Среди других религий необходимо выделить иудаизм  — религию древних иудеев, их потомков евреев, которая была основана, согласно Ветхому Завету, на заветах Бога Аврааму, около 2000 г. до н.э. и обновленная заветами Моисею около 1200 г. до н.э. Базируется на концепте вездесущего вечного Бога, чья воля отражена в Торе, и у которого особое отношение к еврейскому народу. Образ жизни верующих регламентируется Талмудом — сводом иудаистских трактатов, в которых дается толкование книг Ветхого Завета, главным образом первых пяти (Торы). Талмуд определяет деятельность и поведение в быту и по праздникам, уголовное и семейное право и т. д. Евреи-иудаисты, строго следующие Талмуду, называются талмудистами. Кроме тех, кто живет в Израиле, большая часть евреев проживает в США, в России, Украине, Белоруссии, Англии, странах Содружества. Всего евреев примерно 18 млн (9 живет в США, 5 млн в Европе, 4 млн в Азии, Африке и островах Тихого океана).

К числу наиболее многочисленных из числа местных религий, относится индуизм , представляющий собой сложный комплекс верований, возникших в северной части Индостана. Главными божествами индуизма являются Брахма, Вишну и Шива. Индуизм закрепил деление общества на религиозно-профессиональные группы — касты. Кроме Индии, индуизм получил распространение в Шри Ланке  (у тамилов)  и в Индонезии  (среди балийцев).

Каждая религия (кроме первобытных верований) имеет свои священные книги. Крайне обширна буддийская религиозная литература, которая насчитывает тысячи сочинений. Наиболее ранний и полный сборник буддийской канонической литературы — Трипитака (Типитака), представляет собой откровения Будды, в изложении его учеников. Трипитака состоит из трех частей. Первая посвящена принципам организации буддийских монашеских общин, подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами; вторая — излагает учение Будды в форме его притч и бесед с учениками; третья часть содержит теологическую трактовку основ буддизма.

Священной книгой иудаизма и христианства является Библия - собрание священных текстов. Библия состоит из двух частей : Ветхого Завета и Евангелия (Нового Завета). Ветхий Завет подразделен на отдельные книги. Первые пять книг Библии — Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) составляют Тору, которая содержит историю евреев от сотворения мира до экспансии Рима, законы и правила жизни для достойного поведения, т.е. основные установки иудаизма. В Евангелии, представленном вариантами апостолов Матфея и Иоанна, а также Марка и Луки (учеников апостолов Петра и Павла) изложены события жизни и смерти Иисуса Христа — Сына Божьего, даны основы его учения. Евреи-иудаисты не признают Евангелие, а христиане считают Ветхий Завет историческим введением в христианство.

Основная священная книга в исламе — Коран, написанный основателем ислама, пророком Мухаммедом, посланником Аллаха. Коран состоит из 114 глав (сур), в которых содержатся молитвы и заклинания, пророчества о конце света, об аде и рае, мифологические (заимствованные главным образом из Ветхого Завета и Евангелия) исторические сказания, а также предписания, регулирующие семейные и общественные отношения, определяющие подчиненный статус женщин и т. д. Суры расположены по числу входящих в них «стихов» и в ряде мест допускают различное толкование.

Священные книги индуистов Веды, начали складываться в середине 2‑го тысячелетия до н.э. Веды представляют собой сборники текстов, отражающих древние религиозные верования населения долины Ганга, они содержат основные принципы жизни верующих, связанные с драхмой (долгом), кармой (воздаянием) и сансарой (перерождением после смерти). Важнейшую часть Вед составляют четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Ахтарведа.

В религиозных книгах содержатся описания многих гигиенических навыков и медицинские советы, которые имели важное значение для поддержания здоровья населения.

По своему социальному значению религиозная принадлежность долгое время (в странах Европы особенно в средние века с их религиозными войнами, а в ряде стран Азии — до сих пор) оттесняла на задний план этническую принадлежность, оказывала сильное влияние на процесс формирования государств и наций. Так православные сербы обособились от одноязычных с ними хорватов-католиков и боснийцев-мусульман. До сих пор исповедание разными частями нации различных религий обычно ослабляет ее этническую целостность.

Религии принадлежит заметная роль в просвещении населения. В России деревенские дьячки и батюшки учили детей грамоте, церковно-приходские школы давали начальное образование. Миссионеры христианских конфессий  в отдаленных районах Африки, Азии, Южной Америки  занимались обучением аборигенов. Шаманы, ламы, жрецы лечили население.  Особенно больших успехов в лечении больных достигли ламаисткие монахи, накопившие огромный опыт в использовании лекарственных растений и составлении из них сложных лекарственных средств. В монастырях собирались, переписывались, накапливались и сохранялись исторические хроники, летописи, травники, медицинские наставления

 Большую роль в жизни религиозных общин играют культовые сооружения — постройки, специально возводимые для богослужений и различных религиозных обрядов. Сооружение таких особых культовых зданий началось в первобытном обществе только в конце средней ступени варварства или даже на высшей его ступени. До их появления культовые церемонии совершались на открытых местах у алтарей, отмечаемых обычно одиночными, большими, вертикально поставленными каменными глыбами — менгирами. Затем создаются уже более сложные магалитические постройки — дольмены и кромлехи, состоящие также из больших каменных глыб или плит. Наиболее древние мегалитические памятники относятся к эпохе неолита. Культовые сооружения не только позволяют судить об идеологии общества данного периода, но и представляют собой ценный источник по истории материальной культуры. Для их возведения использовались лучшие достижения строительного искусства, которыми располагало общество на данном уровне развития производительных сил: строительные материалы, строительная техника, разработка архитектурного замысла — все должно было соответствовать уровню задач, поставленных при возведении такого рода сооружений, являвшихся наиболее важными в функциональном отношении. Как их планировка, так и внешний облик диктовались выполняемыми ими культовыми функциями и заложенными в них религиозными идеями, однако в трактовку деталей непременно проникали народные художественные взгляды в силу того, что непосредственными строителями были мастера из народа.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

human_ecology.academic.ru

Религия

title="культ">культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак Религия - вера в сверхъестественное, но это не значит, что Религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328). В Религия человека порабощают продукты его собственного воображения. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

  Согласно современным научным данным, Религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании - о «мире мёртвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

  Возникновение Религия связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни Религия): общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни Религия). Религия есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром на первоначальных стадиях человеческой истории. В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями Религия были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм; более поздние формы доклассовой Религия - тайные союзы, культ вождей и др.

  Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, - фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа - «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу» (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Религия пришли Религия классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире «духов». С развитием земледелия всё более важную роль стали играть «духи» растительного мира, культ умирающих и воскресающих богов, ритуалы, связанные с сезонными явлениями в природе (проводы зимы и т.п.). С развитием патриархальной семьи родовой культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Получили развитие эсотерические (тайные) верования и культы, были закреплены мифы (см. Мифология) - сначала в устной традиции, затем появились письменные памятники Религия - священные книги. С разделением общества на классы и зарождением государственности возникли политеистические (см. Политеизм) Религия раннего классового общества: ведическая религия Древней Индии, японский синтоизм, Религия Древнего Египта, Ирана (маздеизм), Религия греков, римлян и др. Выделилась особая социальная прослойка профессиональных жрецов (см. Жречество) и служителей культа, историческими предшественниками которых в первобытной Религия были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы. Развилась система жертвоприношений, усложнился и приобрёл большую социальную значимость культ, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования. Религия стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть эксплуататорской верхушки. С появлением профессионального жречества Религия всё чаще стала использоваться в целях сознательного обмана масс.

  В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего как олицетворение сил природы, а также моральных предписаний. В Религия рабовладельческого общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. «Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога... Так возник монотеизм...» (там же, с. 329).

  В Религия раннего классового общества сохранялись и многие традиционные культы, возникшие в родовом обществе: тотемистически окрашенные культы животных и растений, культ предков и разного рода духов, демонов, фетишей, разрабатывалась богатая мифология. По своему характеру это - племенные, а в дальнейшем национально-государственные Религия, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, Религия - буддизм (6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых Религия, как христианство и ислам, является монотеизм. Характерный для христианского монотеизма своего рода культ «абстрактного человека» (см. там же) обусловлен отношениями товарного производства и связан с таким пониманием человека, в котором реальные социальные характеристики человека, социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. различия отбрасываются и «преодолеваются» как несущественные с точки зрения главного отношения, определяющего сущность человека, - отношения к богу. Вера в бога здесь связана с принижением «мирского», она ориентирует человека не на социальные преобразования, а на «спасение» от мирских уз, на уход от мирской суеты как идеал достойной человека жизни. Складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений - церковь, духовенство (клир) и миряне; получает развитие теология. Одной из форм распространения мировых Религия является миссионерство. Специфические особенности различных мировых Религия обусловлены различиями материальной жизни, политических и культурных форм той общественной среды, в которой они возникли и получили распространение.

  Сущность Религия наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, который продолжил и развил традиции критики Религия прогрессивной общественной мыслью, подняв эту критику на качественно новый уровень, органически связав её с борьбой за революционное преобразование тех социальных отношений, которые создают потребность в религиозных иллюзиях. Не боги создают человека, но человек создаёт богов по своему образу и подобию - основной тезис атеистической критики Религия со времён античности и вплоть до Л. Фейербах; согласно последнему, человек, поклоняясь богу, поклоняется своей собственной сущности, которую он отчуждает от себя самого. Фейербах сводит религиозный мир к его земной основе, но при этом остаётся открытым вопрос о том, почему происходит это удвоение, самоотчуждение человека, почему «...земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство...» (Маркс К., там же, т. 3, с. 2). Марксизм, опираясь на материалистическое понимание истории, показывает, что это «...может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы» (там же). Марксизм объясняет существование Религия реальными общественно-историческими отношениями; с появлением классового общества это - отношения, построенные на эксплуатации человека человеком. Превратный мир торжествующего зла и несправедливости рождает превратное сознание, в котором растоптанная в этом мире человечность обретает фантастическое существование в потустороннем мире. Перенося осуществление своих идеалов за пределы «этого» мира, Религия примиряла человека с реально существующей общественной несправедливостью. Именно эту социальную функцию Религия имел в виду К. Маркс, характеризуя её как «опиум народа» (см. там же, т. 1, с. 415). Развивая и критически преодолевая фейербаховскую антропологизацию Религия, марксизм подчёркивает, что в основе религиозного отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в котором «...человеческая сущность не обладает истинной действительностью» и потому получает иллюзорное осуществление в боге. «Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они - превратный мир». Религия есть «...самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял» (там же, с. 414).

  Преодоление религии Маркс связывал с революционным переустройством общества на коммунистических началах. «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса... сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем» (там же, т. 23, с, 90).

  Земные истоки Религия всё более раскрывались по мере того, как она становилась предметом научного исследования. Многочисленные этнологические исследования (Э. Тай-ор, Дж. Фрейзер, Религия Маретт, К. Прёйс и др.) показали, что первоначально существование Религия было связано с низким уровнем развития производства и духовной культуры. Характеризуя Религия в её элементарных проявлениях, этнология помогла тем самым реконструировать историю возникновения религиозных верований. Изучение древнейших закрепленных в памятниках письменности религиозных текстов дало обширный сравнительный материал для объяснения сходства мифов, верований и культов у народов в разных частях света, которое вытекает из сходства форм производственной деятельности, экономического быта на ранних ступенях общественного развития. Была показана связь религиозного сознания с развитием языка и общим культурным развитием древнего мира (например, связь иудаизма с культурным миром Древнего Востока, зарождающегося христианства - с восточно-эллинистическим синкретизмом).

  В классовом обществе Религия как элемент социальной структуры выполняет обусловленные этим социальные функции, является одним из инструментов, при помощи которых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Религия выступает, т. о., как духовная опора «превратного мира», построенного на социальном неравенстве и гнёте. В то же время, будучи включенной в борьбу классов, Религия в определённых обстоятельствах может выражать и выражала интересы и стремления эксплуатируемых масс; их борьба против эксплуататоров облекалась нередко в форму борьбы одной религиозной идеи против другой. Революционные крестьянские движения во многих странах формулировали свои (антифеодальные) программы на основе раннехристианских требований равенства и братства. Однако тот факт, что на определённых этапах истории идеи прогрессивных социальных движений выступают в религиозной оболочке, свидетельствует лишь о незрелости этих движений.

  Понятие бога, сверхъестественного может иметь различный социальный смысл именно потому, что суждение о боге есть всегда суждение о мире. Вера в существование бога может формировать различное отношение к действительности, обнаруживать себя в различном социальном поведении, которое колеблется в достаточно широких пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира, экзальтацией и квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так, ориентация современной религиозной идеологии на земные проблемы отражает изменения в сознании широких масс верующих трудящихся, которые всё больше стремятся к эффективному осуществлению социальной справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого мира.

  С каждым великим историческим переворотом в общественных порядках происходил переворот и в религиозных представлениях людей. Так, средневековый католицизм олицетворял собой феодальную разновидность христианства, в противовес которой с развитием капитализма возник протестантизм как буржуазная разновидность христианства. В свою очередь и католицизм со 2-й половине 19 в. становится на путь приспособления к условиям буржуазного общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает всё большее развитие процесс секуляризации - постепенного падения влияния Религия, высвобождения из-под её контроля различных сторон общественной и личной жизни. Особенно большой размах этот процесс приобретает в современную историческую эпоху, в условиях глубоких социальных преобразований и научно-технического прогресса человечества, когда Религия переживает глубокий и необратимый кризис. Всё меньше остаётся стран, где Религия признаётся государственной идеологией; в результате отделения церкви от государства, школы от церкви сужается сфера контроля Религия над духовной жизнью общества. Религия перестаёт быть господствующей формой идеологии, её престиж и число приверженцев заметно уменьшаются, сохраняющаяся религиозность приобретает всё более поверхностный характер. Научно-техническая революция нанесла новый удар по религиозной картине мира и упрочила уверенность человека в способности своими силами решить стоящие перед ним проблемы. В эпоху перехода от капитализма к социализму всё более очевидным становится то, что Религия как форма общественного сознания исторически изжила себя. Состояние современного религиозного сознания характеризуется конфликтом между традиционными формами веры и её обновленными вариантами. Попытки снять конфликт между наукой и Религия, примирить их, освободив Религия от архаических элементов, мифологии, наивного антропоморфизма и т. п., лишь подчёркивают противоположность Религия научному мировоззрению.

  Наряду с факторами, подрывающими Религия, продолжают действовать и факторы, которые питают, поддерживают её. Государственно-монополистический капитализм несёт с собой обострение социальных противоречий, усиление эксплуатации, подавление и опустошение личности. Он олицетворяет собой тот «превратный мир», духовным порождением которого является Религия Научно-технические достижения сами по себе не ведут автоматически к отмиранию Религия, поскольку причины её существования коренятся в общественных отношениях. Научно-техническая революция в условиях капиталистического общества сопряжена с рядом отрицательных социальных последствий, ответственность за которые религиозные идеологи возлагают на науку, на познающий разум. Кризис запутавшегося в противоречиях капитализма интерпретируется как кризис человека, забывшего о боге; Религия предлагается вместо политики. Хотя в целях приспособления Религия к изменившемуся миру (модернизация Религия) делаются попытки интерпретировать Религия в духе «теологии революции» как духовную силу, стимулирующую социальную активность, это не изменяет коренным образом её социальной природы; поскольку вера в бога остаётся оборотной стороной неверия человека в собственные силы, она в конечном счёте гасит социальный протест иллюзорным утешением. В той мере, в какой капитализм исторически себя изживает, у господствующих классов растет потребность в религиозном оправдании его существования. В эпоху империализма Религия активно насаждается всеми средствами буржуазной пропаганды как одно из главных средств противодействия распространению научно-материалистического мировоззрения, коммунистической идеологии.

  Будучи глубоко научным, материалистическим в основе своей, марксистско-ленинское мировоззрение противостоит Религия как иллюзорному, превратному сознанию. Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную реальность, противостоит Религия как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешительной лжи или самообмана: «упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» (Маркс К., там же, т. 1, с. 415). С возникновением социализма на земле сложился общественный строй, принципиально противоположный тому «бессердечному миру», тем «бездушным порядкам», иллюзорным восполнением которых является Религия Чувство религиозной общности, связи с богом выступает как иллюзорная компенсация слабости социальных связей между людьми, которая присуща антагонистическим общественно-экономическим формациям и ликвидируется в ходе социалистических преобразований. До тех пор, пока Религия сохраняется ещё в социалистическом обществе, верующим предоставляется возможность свободного отправления культа, гарантированная конституцией. Церковь отделена от государства, и оно не вмешивается в отношения граждан к Религия и религиозным верованиям - в этом воплощён лозунг свободы совести, отстаивавшийся марксизмом-ленинизмом на всех этапах его истории. Вместе с тем в социалистическом обществе осуществляется деятельность, направленная на создание условий для освобождения сознания граждан от религиозных воззрений, ведётся научно-атеистическая пропаганда. Если свободомыслие и атеизм в его исторически ограниченных формах проявления в антагонистических формациях не были ещё достоянием широких масс, то в социалистическом обществе Религия противостоит массовый атеизм (см. также Атеистическое воспитание).

  Марксистский атеизм порывает с ограниченностью просветительской критики Религия, которая не преодолевает идеалистической иллюзии, будто достаточно изменить сознание людей, чтобы изменился мир. В. И. Ленин, предостерегая против заигрывания с Религия, в то же время выступал против всякого рода авантюр «...политической войны с религией», считая необходимым «...подчинение борьбы с религией борьбе за социализм» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 417, 425). Создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений, рост культуры трудящихся масс обусловливают закономерное движение к обществу, свободному от Религия Историческая практика подтверждает мысль Маркса о том, что «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви, 1971, с. 470).

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971; Ленин В. И., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1969; Мюллер М., Религия как предмет сравнительного изучения, Хар., 1902; Кант И., Религия в пределах только разума, пер. с нем., СПБ, 1908; Джемс У., Многообразие религиозного опыта, пер. с англ., М., 1910; Фрейзер Д. Д., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1-4, М., 1928; Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Тейлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Лафарг П., Религия и капитал, пер. с франц., М., 1937; Крывелев И. А., Ленин о религии, М., 1960; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Общество и религия, М., 1967; Яковлев Е. Г., Эстетическое сознание, искусство и религия, М., 1969; Великович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970; Попова М. А., Критика психологической апологии религии, М., 1972; Сухов А. Д., Религия как общественный феномен, М., 1972; Атеизм, религия, нравственность, М., 1972; Угринович Д. М., Введение в теоретическое религиоведение, М., 1973; Наука о неорганической природе и религия, М., 1973; Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974; Гараджа В. И., Актуальность ленинских принципов критики религии в современной идеологической борьбе, в кн.: Теоретическое наследие В. И. Ленина и современная философская наука, М., 1974; Вопросы истории религии и атеизма. Сб. ст., т. 1-12, М., 1950-64; Вопросы научного атеизма, в. 1- 17-, М., 1966-74-; Hegel G. W. F., Vorlesungen über die Philosophic der Religion, Bd 1-2, Stuttg., 1928; Marett R. R., The threshold of religion, L., 1909; Durckheim Е., Lesformes élémentaires de la vie religieuse, Религия, 1912; Weber M., Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, 2 Aufl., Bd 1-3, Tübingen, 1921-22; Jung К. G., Psychologie und Religion, Z., 1940; Hellpach W., Grundriß der Religionspsychologie, Stuttg., 1951; Handbuch der Religionswissenschaft, Hrsg. von G. Mensching, B., 1948; Mensching G., Die Religion. Erscheinungs formen, Strukturtypen und Lebensgesetze, Stuttg., 1959; Vach J., Religionssoziologie, Tübingen, 1951; Eliade M., Traite d"histoire des religions, P., 1959; International bibliography of the history of religions, Leiden, 1954; G I asenapp Н. von, Die fünf großen Religionen, 3 Aufl., Bd 1-2, Dusseldorf, 1952-57; Otto R., Das Heilige, 30 Aufl., Münch,, 1958; Heiler F., Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart, Stuttg., 1959; его же, Erscheinungsformen und Wesen der Religionen, Stuttg., 1961; Leeuw G. van der, Einführung in die Phänomenologie der Religion, Münch., 1925; Wells D. H., God, man and the thinker: philosophies of religion, N. Y., 1962; Religion und Atheismus heute, B., 1966; Trillhaas W., Religionsphilosophie, B. - N. Y., 1972; Steigerwaid R., Marxismus - Religion - Gegenwart, B., 1973. см. также лит. при ст. Атеизм.

  В. И. Гараджа.

Статья про слово "Религия" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 10226 раз

Интересное

bse.sci-lib.com

РЕЛИГИЯ - это... Что такое РЕЛИГИЯ?

  • Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о …   Википедия

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… …   Философская энциклопедия

  • РЕЛИГИЯ — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот. Марк Аврелий Среди приверженцев каждой… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РЕЛИГИЯ — (лат. religio, от предл. re, и ligare связывать). Отношение, которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание, вера, вообще признание и почитание Бога. Религия естественная. Религия, основывающаяся на побуждениях сердца и …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Религия —  Религия  ♦ Religion    Совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов. Это и придает религии связность (по одной из возможных, хотя и сомнительных гипотез, этимология слова восходит к латинскому глаголу religare –… …   Философский словарь Спонвиля

  • религия — См …   Словарь синонимов

  • РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ, религии, жен. (лат. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. «Религия есть опиум народа, это изречение Маркса есть краеугольный… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его… …   Демографический энциклопедический словарь

  • РЕЛИГИЯ — см. Государственная религия …   Юридический словарь

  • Религия — ■ Одна из основ общества. ■ Нужна народу, однако не в очень большом количестве. ■ «Религия наших отцов» произносить с благоговением …   Лексикон прописных истин

  • dic.academic.ru

    Религия - это... Что такое Религия?

            мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (Культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак Р. — вера в сверхъестественное, но это не значит, что Р. и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328). В Р. человека порабощают продукты его собственного воображения. Р. представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

             Согласно современным научным данным, Р. возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40—50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании — о «мире мёртвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

             Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни Р.): общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни Р.). Р. есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром на первоначальных стадиях человеческой истории. В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями Р. были Магия, Тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм; более поздние формы доклассовой Р. — тайные союзы, культ вождей и др.          Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, — фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа — «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу» (Анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р. пришли Р. классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире «духов». С развитием земледелия всё более важную роль стали играть «духи» растительного мира, культ умирающих и воскресающих богов, ритуалы, связанные с сезонными явлениями в природе (проводы зимы и т.п.). С развитием патриархальной семьи родовой Культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Получили развитие эсотерические (тайные) верования и культы, были закреплены мифы (см. Мифология) — сначала в устной традиции, затем появились письменные памятники Р. — священные книги. С разделением общества на классы и зарождением государственности возникли политеистические (см. Политеизм) Р. раннего классового общества: Ведическая религия Древней Индии, японский Синтоизм, Р. Древнего Египта, Ирана (Маздеизм), Р. греков, римлян и др. Выделилась особая социальная прослойка профессиональных жрецов (см. Жречество) и служителей культа, историческими предшественниками которых в первобытной Р. были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы. Развилась система жертвоприношений, усложнился и приобрёл большую социальную значимость культ, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования (См. Религиозное обучение и образование). Р. стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть эксплуататорской верхушки. С появлением профессионального жречества Р. всё чаще стала использоваться в целях сознательного обмана масс.

             В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего как олицетворение сил природы, а также моральных предписаний. В Р. рабовладельческого общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. «Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога... Так возник монотеизм...» (там же, с. 329).

             В Р. раннего классового общества сохранялись и многие традиционные культы, возникшие в родовом обществе: тотемистически окрашенные культы животных и растений, культ предков и разного рода духов, демонов, фетишей, разрабатывалась богатая мифология. По своему характеру это — племенные, а в дальнейшем национально-государственные Р., в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне Конфуцианство, синтоизм, Индуизм, Иудаизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, Р. — Буддизм (6—5 вв. до н. э.), Христианство (1 в.) и Ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является Монотеизм. Характерный для христианского монотеизма своего рода культ «абстрактного человека» (см. там же) обусловлен отношениями товарного производства и связан с таким пониманием человека, в котором реальные социальные характеристики человека, социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. различия отбрасываются и «преодолеваются» как несущественные с точки зрения главного отношения, определяющего сущность человека, — отношения к богу. Вера в бога здесь связана с принижением «мирского», она ориентирует человека не на социальные преобразования, а на «спасение» от мирских уз, на уход от мирской суеты как идеал достойной человека жизни. Складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений — Церковь, Духовенство (клир) и миряне; получает развитие Теология. Одной из форм распространения мировых Р. является Миссионерство. Специфические особенности различных мировых Р. обусловлены различиями материальной жизни, политических и культурных форм той общественной среды, в которой они возникли и получили распространение.          Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, который продолжил и развил традиции критики Р. прогрессивной общественной мыслью, подняв эту критику на качественно новый уровень, органически связав её с борьбой за революционное преобразование тех социальных отношений, которые создают потребность в религиозных иллюзиях. Не боги создают человека, но человек создаёт богов по своему образу и подобию — основной тезис атеистической критики Р. со времён античности и вплоть до Л. Фейербах; согласно последнему, человек, поклоняясь богу, поклоняется своей собственной сущности, которую он отчуждает от себя самого. Фейербах сводит религиозный мир к его земной основе, но при этом остаётся открытым вопрос о том, почему происходит это удвоение, самоотчуждение человека, почему «...земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство...» (Маркс К., там же, т. 3, с. 2). Марксизм, опираясь на материалистическое понимание истории, показывает, что это «...может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы» (там же). Марксизм объясняет существование Р. реальными общественно-историческими отношениями; с появлением классового общества это — отношения, построенные на эксплуатации человека человеком. Превратный мир торжествующего зла и несправедливости рождает превратное сознание, в котором растоптанная в этом мире человечность обретает фантастическое существование в потустороннем мире. Перенося осуществление своих идеалов за пределы «этого» мира, Р. примиряла человека с реально существующей общественной несправедливостью. Именно эту социальную функцию Р. имел в виду К. Маркс, характеризуя её как «опиум народа» (см. там же, т. 1, с. 415). Развивая и критически преодолевая фейербаховскую антропологизацию Р., марксизм подчёркивает, что в основе религиозного отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в котором «...человеческая сущность не обладает истинной действительностью» и потому получает иллюзорное осуществление в боге. «Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир». Р. есть «...самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял» (там же, с. 414).

             Преодоление религии Маркс связывал с революционным переустройством общества на коммунистических началах. «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса... сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем» (там же, т. 23, с, 90).

             Земные истоки Р. всё более раскрывались по мере того, как она становилась предметом научного исследования. Многочисленные этнологические исследования (Э. Тай-ор, Дж. Фрейзер, Р. Маретт, К. Прёйс и др.) показали, что первоначально существование Р. было связано с низким уровнем развития производства и духовной культуры. Характеризуя Р. в её элементарных проявлениях, этнология помогла тем самым реконструировать историю возникновения религиозных верований. Изучение древнейших закрепленных в памятниках письменности религиозных текстов дало обширный сравнительный материал для объяснения сходства мифов, верований и культов у народов в разных частях света, которое вытекает из сходства форм производственной деятельности, экономического быта на ранних ступенях общественного развития. Была показана связь религиозного сознания с развитием языка и общим культурным развитием древнего мира (например, связь иудаизма с культурным миром Древнего Востока, зарождающегося христианства — с восточно-эллинистическим синкретизмом).

             В классовом обществе Р. как элемент социальной структуры выполняет обусловленные этим социальные функции, является одним из инструментов, при помощи которых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Р. выступает, т. о., как духовная опора «превратного мира», построенного на социальном неравенстве и гнёте. В то же время, будучи включенной в борьбу классов, Р. в определённых обстоятельствах может выражать и выражала интересы и стремления эксплуатируемых масс; их борьба против эксплуататоров облекалась нередко в форму борьбы одной религиозной идеи против другой. Революционные крестьянские движения во многих странах формулировали свои (антифеодальные) программы на основе раннехристианских требований равенства и братства. Однако тот факт, что на определённых этапах истории идеи прогрессивных социальных движений выступают в религиозной оболочке, свидетельствует лишь о незрелости этих движений.

             Понятие бога, сверхъестественного может иметь различный социальный смысл именно потому, что суждение о боге есть всегда суждение о мире. Вера в существование бога может формировать различное отношение к действительности, обнаруживать себя в различном социальном поведении, которое колеблется в достаточно широких пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира, экзальтацией и Квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так, ориентация современной религиозной идеологии на земные проблемы отражает изменения в сознании широких масс верующих трудящихся, которые всё больше стремятся к эффективному осуществлению социальной справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого мира.          С каждым великим историческим переворотом в общественных порядках происходил переворот и в религиозных представлениях людей. Так, средневековый католицизм олицетворял собой феодальную разновидность христианства, в противовес которой с развитием капитализма возник Протестантизм как буржуазная разновидность христианства. В свою очередь и католицизм со 2-й половине 19 в. становится на путь приспособления к условиям буржуазного общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает всё большее развитие процесс секуляризации — постепенного падения влияния Р., высвобождения из-под её контроля различных сторон общественной и личной жизни. Особенно большой размах этот процесс приобретает в современную историческую эпоху, в условиях глубоких социальных преобразований и научно-технического прогресса человечества, когда Р. переживает глубокий и необратимый кризис. Всё меньше остаётся стран, где Р. признаётся государственной идеологией; в результате отделения церкви от государства, школы от церкви сужается сфера контроля Р. над духовной жизнью общества. Р. перестаёт быть господствующей формой идеологии, её престиж и число приверженцев заметно уменьшаются, сохраняющаяся религиозность приобретает всё более поверхностный характер. Научно-техническая революция нанесла новый удар по религиозной картине мира и упрочила уверенность человека в способности своими силами решить стоящие перед ним проблемы. В эпоху перехода от капитализма к социализму всё более очевидным становится то, что Р. как форма общественного сознания исторически изжила себя. Состояние современного религиозного сознания характеризуется конфликтом между традиционными формами веры и её обновленными вариантами. Попытки снять конфликт между наукой и Р., примирить их, освободив Р. от архаических элементов, мифологии, наивного антропоморфизма и т. п., лишь подчёркивают противоположность Р. научному мировоззрению.

             Наряду с факторами, подрывающими Р., продолжают действовать и факторы, которые питают, поддерживают её. Государственно-монополистический капитализм несёт с собой обострение социальных противоречий, усиление эксплуатации, подавление и опустошение личности. Он олицетворяет собой тот «превратный мир», духовным порождением которого является Р. Научно-технические достижения сами по себе не ведут автоматически к отмиранию Р., поскольку причины её существования коренятся в общественных отношениях. Научно-техническая революция в условиях капиталистического общества сопряжена с рядом отрицательных социальных последствий, ответственность за которые религиозные идеологи возлагают на науку, на познающий разум. Кризис запутавшегося в противоречиях капитализма интерпретируется как кризис человека, забывшего о боге; Р. предлагается вместо политики. Хотя в целях приспособления Р. к изменившемуся миру (модернизация Р.) делаются попытки интерпретировать Р. в духе «теологии революции» как духовную силу, стимулирующую социальную активность, это не изменяет коренным образом её социальной природы; поскольку вера в бога остаётся оборотной стороной неверия человека в собственные силы, она в конечном счёте гасит социальный протест иллюзорным утешением. В той мере, в какой капитализм исторически себя изживает, у господствующих классов растет потребность в религиозном оправдании его существования. В эпоху империализма Р. активно насаждается всеми средствами буржуазной пропаганды как одно из главных средств противодействия распространению научно-материалистического мировоззрения, коммунистической идеологии.

             Будучи глубоко научным, материалистическим в основе своей, марксистско-ленинское мировоззрение противостоит Р. как иллюзорному, превратному сознанию. Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную реальность, противостоит Р. как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешительной лжи или самообмана: «упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» (Маркс К., там же, т. 1, с. 415). С возникновением социализма на земле сложился общественный строй, принципиально противоположный тому «бессердечному миру», тем «бездушным порядкам», иллюзорным восполнением которых является Р. Чувство религиозной общности, связи с богом выступает как иллюзорная компенсация слабости социальных связей между людьми, которая присуща антагонистическим общественно-экономическим формациям и ликвидируется в ходе социалистических преобразований. До тех пор, пока Р. сохраняется ещё в социалистическом обществе, верующим предоставляется возможность свободного отправления культа, гарантированная конституцией. Церковь отделена от государства, и оно не вмешивается в отношения граждан к Р. и религиозным верованиям — в этом воплощён лозунг свободы совести, отстаивавшийся марксизмом-ленинизмом на всех этапах его истории. Вместе с тем в социалистическом обществе осуществляется деятельность, направленная на создание условий для освобождения сознания граждан от религиозных воззрений, ведётся научно-атеистическая пропаганда. Если свободомыслие и атеизм в его исторически ограниченных формах проявления в антагонистических формациях не были ещё достоянием широких масс, то в социалистическом обществе Р. противостоит массовый Атеизм (см. также Атеистическое воспитание).

             Марксистский атеизм порывает с ограниченностью просветительской критики Р., которая не преодолевает идеалистической иллюзии, будто достаточно изменить сознание людей, чтобы изменился мир. В. И. Ленин, предостерегая против заигрывания с Р., в то же время выступал против всякого рода авантюр «...политической войны с религией», считая необходимым «...подчинение борьбы с религией борьбе за социализм» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 417, 425). Создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений, рост культуры трудящихся масс обусловливают закономерное движение к обществу, свободному от Р. Историческая практика подтверждает мысль Маркса о том, что «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви, 1971, с. 470).

             Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971; Ленин В. И., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1969; Мюллер М., Религия как предмет сравнительного изучения, Хар., 1902; Кант И., Религия в пределах только разума, пер. с нем., СПБ, 1908; Джемс У., Многообразие религиозного опыта, пер. с англ., М., 1910; Фрейзер Д. Д., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1—4, М., 1928; Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Тейлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Лафарг П., Религия и капитал, пер. с франц., М., 1937; Крывелев И. А., Ленин о религии, М., 1960; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Общество и религия, М., 1967; Яковлев Е. Г., Эстетическое сознание, искусство и религия, М., 1969; Великович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970; Попова М. А., Критика психологической апологии религии, М., 1972; Сухов А. Д., Религия как общественный феномен, М., 1972; Атеизм, религия, нравственность, М., 1972; Угринович Д. М., Введение в теоретическое религиоведение, М., 1973; Наука о неорганической природе и религия, М., 1973; Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974; Гараджа В. И., Актуальность ленинских принципов критики религии в современной идеологической борьбе, в кн.: Теоретическое наследие В. И. Ленина и современная философская наука, М., 1974; Вопросы истории религии и атеизма. Сб. ст., т. 1—12, М., 1950—64; Вопросы научного атеизма, в. 1— 17—, М., 1966—74—; Hegel G. W. F., Vorlesungen über die Philosophic der Religion, Bd 1—2, Stuttg., 1928; Marett R. R., The threshold of religion, L., 1909; Durckheim Е., Lesformes élémentaires de la vie religieuse, Р., 1912; Weber M., Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, 2 Aufl., Bd 1—3, Tübingen, 1921—22; Jung К. G., Psychologie und Religion, Z., 1940; Hellpach W., Grundriß der Religionspsychologie, Stuttg., 1951; Handbuch der Religionswissenschaft, Hrsg. von G. Mensching, B., 1948; Mensching G., Die Religion. Erscheinungs formen, Strukturtypen und Lebensgesetze, Stuttg., 1959; Vach J., Religionssoziologie, Tübingen, 1951; Eliade M., Traite d'histoire des religions, P., 1959; International bibliography of the history of religions, Leiden, 1954; G I asenapp Н. von, Die fünf großen Religionen, 3 Aufl., Bd 1—2, Dusseldorf, 1952—57; Otto R., Das Heilige, 30 Aufl., Münch,, 1958; Heiler F., Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart, Stuttg., 1959; его же, Erscheinungsformen und Wesen der Religionen, Stuttg., 1961; Leeuw G. van der, Einführung in die Phänomenologie der Religion, Münch., 1925; Wells D. H., God, man and the thinker: philosophies of religion, N. Y., 1962; Religion und Atheismus heute, B., 1966; Trillhaas W., Religionsphilosophie, B. — N. Y., 1972; Steigerwaid R., Marxismus — Religion — Gegenwart, B., 1973. см. также лит. при ст. Атеизм.

             В. И. Гараджа.

    dic.academic.ru

    Религия - это... Что такое Религия?

  • Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о …   Википедия

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… …   Философская энциклопедия

  • РЕЛИГИЯ — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот. Марк Аврелий Среди приверженцев каждой… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РЕЛИГИЯ — (лат. religio, от предл. re, и ligare связывать). Отношение, которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание, вера, вообще признание и почитание Бога. Религия естественная. Религия, основывающаяся на побуждениях сердца и …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Религия —  Религия  ♦ Religion    Совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов. Это и придает религии связность (по одной из возможных, хотя и сомнительных гипотез, этимология слова восходит к латинскому глаголу religare –… …   Философский словарь Спонвиля

  • религия — См …   Словарь синонимов

  • РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ, религии, жен. (лат. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. «Религия есть опиум народа, это изречение Маркса есть краеугольный… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его… …   Демографический энциклопедический словарь

  • РЕЛИГИЯ — см. Государственная религия …   Юридический словарь

  • РЕЛИГИЯ — (лат. religio благочестие, набожность, святыня) мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога …   Новейший философский словарь

  • Религия — ■ Одна из основ общества. ■ Нужна народу, однако не в очень большом количестве. ■ «Религия наших отцов» произносить с благоговением …   Лексикон прописных истин

  • man_society.academic.ru

    РЕЛИГИЯ - это... Что такое РЕЛИГИЯ?

  • Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о …   Википедия

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… …   Философская энциклопедия

  • РЕЛИГИЯ — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот. Марк Аврелий Среди приверженцев каждой… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РЕЛИГИЯ — (лат. religio, от предл. re, и ligare связывать). Отношение, которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание, вера, вообще признание и почитание Бога. Религия естественная. Религия, основывающаяся на побуждениях сердца и …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Религия —  Религия  ♦ Religion    Совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов. Это и придает религии связность (по одной из возможных, хотя и сомнительных гипотез, этимология слова восходит к латинскому глаголу religare –… …   Философский словарь Спонвиля

  • религия — См …   Словарь синонимов

  • РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ, религии, жен. (лат. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. «Религия есть опиум народа, это изречение Маркса есть краеугольный… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его… …   Демографический энциклопедический словарь

  • РЕЛИГИЯ — см. Государственная религия …   Юридический словарь

  • РЕЛИГИЯ — (лат. religio благочестие, набожность, святыня) мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога …   Новейший философский словарь

  • Религия — ■ Одна из основ общества. ■ Нужна народу, однако не в очень большом количестве. ■ «Религия наших отцов» произносить с благоговением …   Лексикон прописных истин

  • sociologicheskaya.academic.ru

    Религия - это... Что такое Религия?

  • Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о …   Википедия

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… …   Философская энциклопедия

  • РЕЛИГИЯ — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот. Марк Аврелий Среди приверженцев каждой… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РЕЛИГИЯ — (лат. religio, от предл. re, и ligare связывать). Отношение, которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание, вера, вообще признание и почитание Бога. Религия естественная. Религия, основывающаяся на побуждениях сердца и …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Религия —  Религия  ♦ Religion    Совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов. Это и придает религии связность (по одной из возможных, хотя и сомнительных гипотез, этимология слова восходит к латинскому глаголу religare –… …   Философский словарь Спонвиля

  • религия — См …   Словарь синонимов

  • РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ, религии, жен. (лат. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. «Религия есть опиум народа, это изречение Маркса есть краеугольный… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его… …   Демографический энциклопедический словарь

  • РЕЛИГИЯ — см. Государственная религия …   Юридический словарь

  • РЕЛИГИЯ — (лат. religio благочестие, набожность, святыня) мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога …   Новейший философский словарь

  • Религия — ■ Одна из основ общества. ■ Нужна народу, однако не в очень большом количестве. ■ «Религия наших отцов» произносить с благоговением …   Лексикон прописных истин

  • spiritual_culture.academic.ru