Презентация по ОРКСЭ "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". 4 класс. Религия это 4 класс


Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему " Что такое культура. Культура и религия"

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа N400 имени Александра Невского Колпинского района СанктПетербурга

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«Что такое культура.

Культура, религия и мораль».

Выполнила учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

ГБОУСОШ №400 имени

Александра Невского

Макарова Юлия Аркадьевна

Санкт-Петербург 2016

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОРКСЭ.

Задачи:

- личностные: – бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;-метапредметные: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  1. Орг. момент

  2. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы

- Наш урок, ребята, мы начнем несколько необычно для вас. У вас на столах карточки с понятиями, на которые вы должны дать определение. Как вы понимаете, как объясните своими словами:

Культура

Культура духовная

Культура материальная

Нормы

Поведение

[ребята письменно дают определение понятиям, ответы запаковываются в конверт и сохраняются до конца урока]

- А теперь наша задача определить тему и цели нашего урока, а для этого посмотрите инсценировку рассказа Л.Н.Толстого “Лгун”.

[Заранее подготовленные учащиеся исполняют чтение по ролям или это может быть монолог одного ученика]

-Какому качеству человека посвящен рассказ? Чем такое качество опасно для самого человека? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

III Работа в группах.

- Сейчас мы с вами поработаем в группах, но членов группы вы выберете себе сами. Групп будет две. Я называю руководителя первой группы [учитель называет имя ученика], этот ученик назначает руководителя второй группы. Затем руководитель первой группы берет в команду ученика и комментирует, почему он выбрал именно его. Так же поступает и руководитель второй группы и так далее пока не получится две группы.

- Группы определены и теперь получают задание. У вас на столах карточки с пословицами и поговорками. Подумайте, согласны ли вы с этими изречениями.

Кто всем угождает, тот никому не угодит.

Кто завидует, тот страдает.

Кто ищет, тот находит.

Кто много болтает, тот беду накликает.

Кто на чужое зарится, тот своего лишается.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Кто спрашивает, тот учится.

Кто сразу за все берется, тот мало чего добьется.

Кто терпелив, тот удачлив.

-Выберите одну из пословиц, с которой вы согласились не задумываясь и прокомментируйте ее.

IV Работа по теме урока.

Материал для учителя.

[сопровождается презинтацией]

Что такое культура? Слово культура происходит от латинского глагола “возделывать” и обозначает все, что создано человечеством на протяжении его многотысячелетней истории. Древнейшим предметом культуры стол обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнем позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приемам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы. Развитие материальной культуры, т.е. совокупности вещей и способов их создания, шло все быстрее, а сами вещи становились все более сложными. Этому способствовало то, что шло развитие духовной культуры человека. Возникновение новых технологий не было бы возможно без наблюдения и исследования природы, без накопления опыта и передачи его следующим поколениям. Так возникла наука. Из поколения в поколение передавались также правила поведения, формировались и закреплялись нормы отношений между людьми в зависимости от возраста, пола, а позже – экономического и общественного положения. Так формировались мораль и право. Появилось искусство. Человек выражал свои переживания сначала в форме жеста, ритма, танца, рисунка, скульптуры, а позже – в музыке и поэзии. Восхищение красотой, совершенством природы и страх перед ней, любовь и ненависть, страдание и радость – все это воплощалось в его творчестве. Из уст в уста передавались рассказы о событиях прошлого. Когда человек создал письменность, устные тексты, сохраняемые в памяти людей, стали записывать. Что такое религия? Религия – это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет мировоззрение, поведение и образ жизни человека. В ее основе лежит представление о существовании особой сверхъестественной [ то есть сверхприродной, от слова “естество” – природа] силы. Оно возникло в первобытную эпоху и постепенно превратилось в представления о духах, а позже о богах. Религия оказала и продолжает оказывать влияние практически на все другие виды человеческой деятельности. Известны сотни религий, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие – с культурами небольших племен. Приверженцы одних религий почитают множество богов, приверженцы других – Единого Бога. Одни религии исчезли вместе с ушедшими в небытие цивилизациями [например, Древнего Египта], другие возникли сравнительно недавно. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно само человечество. Религии подразделяют на племенные, или ранние; национальные, связанные с культурой одного народа; мировые, приверженцами которых являются представители разных народов мира. К национальным религиям относятся, например, индуизм – религию индийцев, синтоизм – религию японцев, иудаизм – религию евреев. Мировые религии три буддизм, христианство, ислам.

Для любознательных

Известны два объяснения происхождения слова “религия”, возникшее еще в глубокой древности. Первое объяснение принадлежит римскому философу и оратору Цицерону. Он считал, что это слово происходит от латинских глаголов “перечитывать”, “размышлять” что указывает на зависимость религии от человеческого сознания. Второе объяснение дал христианский богослов Лактанций. Он считал, что слово “религия” происходит от латинского глагола “связывать”, чем подчеркивается связь человека с Богом.

V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

- Какие из нижеперечисленных объектов вы отнесете к материальной культуре, а какие – к духовной? Почему?

Книга, здание, песня, ложка, стихотворение, ботинки

Материальная культура:

Духовная культура:

Д/З – Посмотрите в словаре, что такое “двуличие”. Напиши, чем опасно это качество души для человека. Приведите пример этого качества из произведений авторов.

- Оцените урок и свою работу на уроке.

Литература и источники:

  1. М.М. Шахнович Т.В. Чумакова «Основы мировых религиозных культур» 4 класс учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2013

  2. О.С. Клишина Е.Ф.Теплова «Основы светской этики» рабочая тетрадь 4 класс Москва ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера 2014

  3. http://shkolnie.ru/kultura/8992/index.html

http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?catid=221:---13-1&id=2830:2013-11-04-15-06-39&option=com_content&view=article

infourok.ru

Урок "Возникновение религий. Древнейшие верования" 4 класс

Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Выполнила учитель начальных классов Семенихина С.И.

2010-2011 уч. год

Урок 4

Тема урока: Возникновение религий. Древнейшие верования (слайд 1)

Цели:

  • Формирование представлений об эволюции религиозных систем от древнейших форм к монотеизму;

  • Формирование представлений об основах иудаизма – древнейшие монотеистической религии;

  • Создание условий для развития умения делать логические заключения, сравнения;

  • Формирование умения пользоваться различными источниками знаний, анализировать информацию этих источников

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Воспитание чувства национального уважения, веротерпимости, толерантности, уважения к предмету.

  • Цель урока: довести до сознания детей становление древних религиозных верований, раскрыть содержание понятий о религии и мифологии. Раскрыть причины возникновения религий.

  • Задачи:

  • Образовательная: сформировать представления о религии и мифологии. Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «мифы».

  • Развивающая: развивать умение творчески мыслить, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, анализировать исторические факты.

  • Коррекционная: работать над значением и проговариванием новых терминов, адекватно оценивать свою работу и работу учащихся.

  • Воспитательная: работать над развитием нравственных качеств учащихся, воспитыватьуважение к различным религиям народов.

  • Методы: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный, беседа, рассказ.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа в группах, работа в парах, игра

Основные термины и понятия: Пантеон. Многобожие. Завет. Иудаизм.

Средства наглядности: ПК, презентация, проектор, филлворд, карточки, учебники

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

1. Примерные вопросы к учащимся:

- Кому ты читал или пересказывал текст из пособия?

- Что их заинтересовало в твоем рассказе?

- Чем они дополнили твой рассказ?

2. Выполнение карточек в парах (приложение 1)

3.Игра «Испорченный телефон» (дети говорят друг другу на ушко фразу «Каллиграфия – искусство красивого и изящного письма»)

  1. Беседа с учащимися.

Примерные вопросы для беседы:

- Кто из вас знаком с понятием пантеона? Многобожия?

- Кто из вас читал мифы разных народов?

- Что запомнилось вам из прочитанного?

  1. Запись в тетрадь темы урока.

Обсуждение темы урока с учащимися:

- Как вы понимаете тему урока?

V. Выступление учителя.

Знакомство с историей возникновения религий.

Примерный план выступления:

  1. Как возникли первые религиозные верования (слайды 3-11)

Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили, что окружающий мир населён духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например медведей, оленей, коров.

Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.

  1. Что такое пантеон, или многобожие.

МНОГОБОЖИЕ, (книжн.). Вера во многих богов, политеизм; противоп. единобожие.

Пантео́н (др.- греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.- греч. πάντεζ — все и— бог) — «храм всех богов»

  1. Возникновение первой монотеистической религии – иудаизма.

(слайды 12-24)

Иудаизм в переводе с греческого – религия иудеев, религия евреев, определяющая, почти на протяжении четырёх тысячелетий жизненный уклад и верования евреев.

  1. Цивилизация и культура, созданная еврейским народом.

Первым народом, который поверил в Бога, был народ иудейский (еврейский). Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама.

По преданию, родоначальником евреев считается патриарх Авраам.

Бог открылся Аврааму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом:

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»

На 75-м году жизни Авраам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника Лота, переправился через Евфрат на территорию Ханаана.

От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«ха-иври» (еврей) — то есть «[прибывший] с той стороны [реки]».

Неподалёку от Сихема (Шхема) Бог снова явился Аврааму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана. С тех пор ее зовут Землей Обетованной (обещанной).

В это время в одной еврейской семье, в Египте родился мальчик, которого назвали Моисей. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ. Всевышний после десяти Египетских казней вывел иудеев из Египта под руководством Моисея.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Красное море.

"И протянул Моисей руку свою на море, и Господь гнал море сильным восточным ветром целую ночь, и сделал море сушей, и расступилась вода", - сказано в Священной книге.

В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы).

Моисей заключил с Богом договор (Завет). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там своё царство. Чтобы почитать своего Бога, они построили в городе Иерусалиме Храм.

Однако через некоторое время на царство иудеев напали могущественные соседи. Иерусалимский Храм был разрушен, а иудеи переселены в другое государство – Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи смогли вернуться в Землю Обетованную и заново построили в Иерусалиме Храм Единого Бога.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  1. Заповеди иудаизма (приложение 2). Чтение в парах и обсуждение

  1. Закрепление основных понятий урока (приложение3)

Решение филлфорда «Возникновение религий. Иудаизм» Работа в группах. Проверка (слайд25, 26)

Т

З

А

П

О

Л

М

У

Х

Р

А

П

А

Н

В

И

О

И

М

А

В

Р

М

Т

Е

Д

И

С

В

К

М

А

А

Е

О

Н

У

Е

Й

С

Н

О

Г

Ь

Э

Д

Д

А

И

З

С

К

О

И

Е

Р

У

С

З

А

И

Р

Б

О

Ж

Ы

М

А

М

В

Ж

А

Л

И

И

Е

И

Л

Т

Е

  1. Чтение и работа с притчей.

Голова и хвост змеи

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств». В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился с огненную яму, и змея погибла в огне.

- Что вы можете сказать, прослушав эту притчу?

- Чему учит она?

  1. Рефлексия. (слайд 27)

Я узнал…

Мне было интересно…

Я хочу узнать больше…

Мне понравилось…

Я расскажу родным и друзьям…

  1. Задание на дом (слайд 28-29)

- Прочитать статью, выполнить задания и ответить на вопросы, побеседовать со взрослыми

- Составить тест или кроссворд по изученной теме

- Найти и рассказать о 10 египетских казнях

- Составить вопросы интервью по данной теме

infourok.ru

Культура и религия урок ОРКСЭ, 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура и религия урок ОРКСЭ,4 класс УМК «Начальная школа XXI века» Автор: Авхатова Альфия Ахатовна, учитель начальных классов ГБОУ средней школы № 296 г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Что такое культура?Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории

Слайд 3

К памятникам культуры относятся : - предметы повседневной жизни; - орудия труда; - прекрасные дома и большие крепости; - идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые; - нравственные нормы поведения человека; - религия

Слайд 4

Что такое религия?Религия — особая форма осознания мира, вера в сверхъестественное, которая включает в себя моральные нормы и типы поведения, обряды, культовые действия и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Слайд 5

Какие религии вы знаете?Православие Ислам Иудаизм Буддизм

Слайд 6

Достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Слайд 7

Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.

Слайд 8

Скульптура –изображение в объеме.

Слайд 9

Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных

Слайд 10

Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

Слайд 11

МУЗЫКАМУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .

Слайд 12

Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его:«Олух царя небесного» «Запретный плод сладок» «Начнем, пожалуй, помолясь» «Ну, с Божьей помощью!» «Ну прямо божья благодать!» «Живу как в раю!» «Свято место пусто не бывает» «Креста на тебе нет!» «На Бога надейся, но и сам не оплошай»

Слайд 13

.Религия –– форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость,к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.Подведение итогов

Слайд 14

Домашнее задание:-Продолжите предложение, напишите мини сочинение. Культурный человек-это тот,кто... -Взять интервью у родных, что они знают о религии, и рассказать им то, что узнал на уроке.

Слайд 15

Рефлексия.1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило…

Слайд 16

  Спасибо за сотрудничество на уроке!

Слайд 17

Ресурсы: Латышина Д.И.,Муртазин М.Ф.Основы религиозных культур и светской этики.4-5 классы:учебное пособие для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2010. Словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, http://go.mail.ru/search?utf8in=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC&fr=ffspt1&ffsputnik=1 Автор и источник заимствования дополнительных материалов неизвестен.

lusana.ru

Религия вступит в четвертый класс

На сайте Минобрнауки вчера был опубликован приказ, регламентирующий преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Он станет обязательным для всех школ с 1 сентября этого года, а родители должны уже в ближайшие две недели выбрать, культуру какой религии будут изучать их дети. Впрочем, предмет все еще вызывает множество вопросов — премьер Владимир Путин, например, заявил, что преподавать его должны «священники и теологи».

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут изучать в 4-м классе, на него отведено 34 часа (ранее он был разбит на две части — последнюю четверть 4-го класса и первую четверть 5-го). Учащимся предлагается на выбор один из шести модулей: «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», а также основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры. При этом выбор нужно сделать уже до начала марта, чтобы школы успели заказать необходимое количество учебников.

Введению предмета предшествовала долгая полемика между РПЦ и Минобрнауки: церковь добивалась введения предмета «Основы православной культуры», а чиновники заявляли, что религии не место в светской школе. В итоге стороны пошли на компромисс, предоставив школьникам возможность выбора. Эксперимент стартовал в последней четверти 2010 года в 19 регионах. По статистике Минобрнауки, за это время 42% родителей выбрали для детей «Основы светской этики», еще 18% предпочли «Основы мировых религиозных культур». Около 30% решили изучать православие, 9% — ислам, а буддизм и иудаизм выбрали примерно по 1%.

И чиновники, и религиозные лидеры подчеркивали, что предмет должны вести только школьные учителя. «Священников в школе не будет»,— неоднократно заявлял глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Однако эта позиция может измениться. «Преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники»,— заявил Владимир Путин в среду на встрече с российскими религиозными лидерами. Он пообещал, что Минобрнауки окажет в этом вопросе «всю необходимую помощь и поддержку».

Предложение премьер-министра стало полной неожиданностью для самих клириков и вызвало неоднозначную реакцию. «Мы изначально были против того, чтобы священнослужители преподавали в светских заведениях, они должны вести уроки в воскресных школах»,— заявила «Ъ» пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур Газиева. «Это светский взгляд на религиозную культуру, поэтому предмет должен преподавать педагог»,— считает вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган. Постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи санжей-лама Андрей Бальжиров не стал комментировать этот вопрос.

«В том, чтобы этот предмет преподавали непременно священнослужители, нет необходимости»,— считает заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Герман Демидов. Вместо этого в РПЦ предлагают ввести процедуру согласования кандидатур преподавателей с духовенством. «Мнение религиозных организаций должно иметь решающее значение в вопросе о том, кто имеет право преподавать религиозную культуру в школе»,— заявил господин Демидов. Он не стал называть возможные критерии такой аттестации, заявив лишь, что педагог «должен обладать пиететом, уважением и пониманием по отношению к Церкви».

Вместе с тем в РПЦ считают недостаточным количество часов, отведенных для преподавания религии. «4-й класс — это лишь определенный этап в развитии ребенка. Я считаю, что и первоклассники, и старшеклассники должны узнавать о религии,— заявил в среду глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.— Мы будем работать над тем, чтобы сетка количества учебных часов расширялась».

Александр Черных, Павел Коробов

maxpark.com

Урок по "Основам мировых религиозных культур" на тему "Возникновение религий" (4 класс).

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №407

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

по Основам мировых религиозных культур и светской этике

модуль: «Основы мировых религиозных культур»

в 4 классе на тему

«Возникновение религий.

Религии мира и их основатели»

Автор:

учитель ГБОУ школы №407

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Комарова Ольга Николаевна

Санкт-Петербург

2016

Тема урока: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

.Авторы УМК: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А .Ярлыкапов.

Цель: осознание и обобщение учащимися первичных представлений о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание целостности мира, общих человеческих ценностей.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: принимать учебную задачу и стремиться её выполнять; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Коммуникативные: работать в группе, чтение и понимание прочитанного, построение связного высказывания.

Познавательные: находить дополнительную информацию из различных источников.

Основные используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, диалоговые технологии.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, интерактивная доска, презентация с заданиями,

Предметные: знать историю возникновения мировых религий, их основоположников и символику; видеть общность истоков всех религий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Образовательные ресурсы:

www.orkce.org

http://school-collection.edu/http://school-collection.edu/

http://www.gmir.ru/

Ход урока:

- Приветствует учащихся.

hello_html_e668646.png

- Приветствуют гостей и учителя.

II. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

hello_html_m37057921.png

- Задает проблемные вопросы:

Почему появились религии?

Что значит религия для современного человека?

- Выслушивает ответы детей и обобщает.

- Чтобы ответить на поставленные вопросы и прийти к правильным ответам, что нам нужно вспомнить?

-Да, нам надо вспомнить историю появления религий и обобщить, а поможет нам ЛЕНТА ВРЕМЕНИ.

- Отвечают на поставленные вопросы

III.Актуализация знаний.

hello_html_5c84572d.png

- Давайте вспомним, в каком порядке они появились?

- Какие религии появились до нашей эры? После?

- Теперь вам надо заполнить таблицу Приложение 1.

- В ней вы должны вспомнить основоположника и место появления этих религий.

- Продолжим нашу работу.

- Ребята, а что это за вопросительный знак появился на экране?

- В каком времени он находится?

- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны дать ответ?

(Что было до появления религий?)

- Мне кажется, вы можете ответить на первый вопрос нашего урока:

- Почему появились религии?

- Восстанавливают хронологию появления религий.

- Анализируют ленту времени и отвечают на вопросы.

- Заполняют таблицу.

- Проверяют правильность заполнения.

- Дают предположительные ответы.

- Отвечают на вопросы.

- Отвечают на вопрос после обсуждения в группе.

IV.. Обобщение и систематизация знаний

hello_html_m5b91da62.png

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

- Замечательно, давайте продолжим работу и вернёмся к нашим таблицам, всё ли в них заполнено?

- Что такое символ?

(отличительный знак)

- Приведите примеры каких-либо символов?

- А в язычестве были символы? (обереги, фетиши и тд.).

- Оказывается и у каждой религии есть свои символы.

- Перед вами на партах лежат 4 символа, нам надо выяснить, какой символ к какой религии относится и ПОЧЕМУ?

- Может кто-то знает принадлежность какого-то символа, но с объяснением ПОЧЕМУ?

- Хотите узнать?

- В этом вам помогут тексты-подсказки, в каждой группе текст об одном символе.

- прочитайте

- найдите нужный символ

Приложение2.

- Теперь по очереди один представитель группы представляет символ.

- Давайте, приклеим и раскрасим символы и готовую табличку повесим на доску.

- Оказывается, ребята, в каждой религии есть ещё символы, если вы заинтересуетесь, то можно узнать об этом… где?

- Приводят примеры (герб государства, эмблема и тд.).

- Отвечают на вопрос.

- Дают предположительные ответы.

- Работа в группах.

- Презентация своего символа.

- Заполняют таблицу.

- Отвечают на вопрос.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации,

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- О чем мы уже вспомнили?

- Но вы же узнали на прошлых урока ещё много интересного.

- Я вам предлагаю поработать журналистами и создать небольшой репортаж, а помогут вам в этом вопросы, ответы на которые и будут вашим материалом. Приложение 3.

- Ребята, вы проделали огромную работу, я думаю, что сейчас вы сможете ответить на вопрос:

Что общего несут все религии?

hello_html_16d6e651.png

- что обозначает это слово?

hello_html_m6c3754f2.png

- Какой символ для нас несёт тепло и свет?

- Посмотрите оно закрыто тучей, чтобы оно засветило нам надо разобраться какие хорошие качества человека, какие плохие.

- У вас на партах лежат конвертики, разделите на группы.

Приложение 4.

- Проверяем (плохие качества заклеиваем в конверт и выбрасываем).

hello_html_458069c3.png

- Работа в группах (читают текст, отвечают на вопросы, составляют репортаж).

- Отвечают на вопросы.

- Группируют слова.

- Проверяют правильность выполнения.

VI. Рефлексия (подведение итогов урока)

- Ребята, вы сегодня проделали огромнейшую работу, я думаю, вы готовы ответить на главный вопрос нашего урока

Что значит религия для нас современных людей?

hello_html_7880aadc.png

- Ответы ребят.

Приложение 1.

Название религии

Место возникновения

Основатель

Символ

Иудаизм

Буддизм

Христианство

Ислам

Приложение 2.

hello_html_m6029465c.png

Символика ИУДАИЗМА

Нет никаких сомнений в том, что звезда Давида относится к иудейской культуре, так как впервые она была обнаружена в 7-м в. до н. э. в Сидоне. Печать, на которой она находилась, принадлежала некому еврею Йеошуа бен Йешаяу. Тогда символ не имел никаких других определений, его название звучало так: шестиконечная звезда. Фото той печати сохранилось до сегодняшних дней. Позже символ получил другое название – «Магендавид», а также известное в современности – «звезда Давида». Случилось это в раннем Средневековье, когда появились первые источники с легендами о царе Давиде. Считалось, что щит с таким символом защищал полководца и его войско в сражениях, поэтому все они приносили только победы.

Символика БУДДИЗМА

Статуя или изображение медитирующего человека со скрещенными ногами ассоциируется с Буддой. Поистине, образ медитирующего Будды стал наиболее узнаваемым символом буддизма. В Буддизме древнейшие изображения Будды датируются 1-м веком н.э. Древнейшая из полностью сохранившихся статуй Будды находится на острове Шри-Ланка и датируется она где-то 2 в. н. э. 

Буддизм не придает статуям и изображениям Будды некоего мистического значения. Статуя, скорее, служит для напоминания об учении, и дает возможность воздать честь Будде, подобно тому как сегодня люди возлагают цветы к памятникам выдающихся людей и чтут их поклоном.

Символика ХРИСТИАНСТВА

Несмотря на то, что крест в христианстве тоже является символом возрождения и вечной жизни после смерти, его первое появление в религии было связано с казнью Иисуса Христа. Распятие на позорном столбе широко использовалось в качестве казни в Древнем Риме.

Символика ИСЛАМА

Символом Ислама считается полумесяц и звезда потому, что, если посмотреть на Мекку (место, где совершается сам хадж) , то само это место, вокруг священного камня (Кааба) , похоже на полумесяц, а сам камень - на звезду. Именно отсюда и появился этот символ Ислама.

Символика образа полумесяца со звездой имеет богатую историю. Этот мусульманский знак на самом деле старше Ислама на несколько тысячелетий. Большинство источников сходятся на том, что древний астрономический символ использовался народами при поклонении Луне, Солнцу и небесным божествам. Постепенно мусульманские символы (полумесяц и звезда) получили широкое распространение: они стали украшать флаги исламских государств, мечети, почтовые марки и т.д.

Приложение 3.

Христианство

Ислам Буддизм Иудаизм

Приложение 4.

infourok.ru

Презентация по ОРКСЭ "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". 4 класс

Тема урока № 5

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

Мотивированность

Возможность проверить

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ

РЕЛИГИИ МИРА И ИХ ОСНОВАТЕЛИ

1. Христианство – учение о жизни и воскресении Иисуса Христа.

2. Ислам. Мухаммад – посланник Бога.

3. Буддизм и четыре благородные истины Сиддхартха Гаутамы (Будды).

- Основы мировых религиозных культур помогают нам осознать свою связь с жизнью и глубиной собственной души.

- Основы мировых религиозных культур раскрывают и помогают взглянуть на мировую историю с точки зрения религии.

- Любовное вниманием ко всем религиям мира характеризует образованного человека, так как религия – это часть культуры

- ведем диалоги

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них

- записываем определения

- рисуем схемы и делаем зарисовки в тетради

- выполняем задания из учебника и задания, подготовленные учителем.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока № 5 – 4 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Вспоминают, что они слышали об Иисусе Христе, Мухаммаде и Будде

Задает эмоциональный тон урока

Три мальчика с удивительной судьбой родились в разное время и в разных странах. Один из них (Сын Божий) родился в семье плотника, другой был царевичем, а третий сиротой.

Мальчики подросли и задумались о жизни, каждый из них нашел свой путь к Истине. Сегодня мы будем говорить об основателях трех мировых религий: Христе, Мухаммаде и Будде.

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Задание 2

( стр. 12 учебника)

Смотрят на русскую икону XII в. Иисус Христос. Устно составляют описание иконы

Задание 3

( стр. 13 учебника)

Смотрят на фрагмент миниатюры. Мухаммад. Устно составляют описание изображения

Задание 4

( стр. 13 учебника)

Смотрят на статую Будды под деревом баньяна на острове Шри-Ланка. Устно составляют описание статуи

Задание 5.

Найти в тексте и записать в тетрадь, что объединяет основателей трех мировых религий

Расставляет акценты

- Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей

Иисус Христос родился в маленьком городке Вифлием. Он призывал каждого человека стать лучше и говорил о том, что в Его Лице Бог Сам стал человеком. Бог, ставший человеком, - это и есть Иисус Христос. Он говорил, что пришел в мир не для того, чтобы подчинять и наказывать, а для того, чтобы послужить людям.

Но многие иудеи ждали от Мессии (Мессия – помазанник, по-гречески - Христос) другого. Они считали, что Он должен быть военачальником, а не проповедником. Возник конфликт. Иисуса схватили и решили казнить страшной казнью: его распяли на кресте, как самого опасного преступника. Через три дня Его гроб оказался пуст. Сын Божий не был подвластен смерти и воскрес из мертвых. Учение о Его жизни и воскресении стало называться христианством. А последователи Иисуса – христианами.

- О жизни Мухаммеда и его учении

В городе Мекка в далекой Аравии жил ханиф (так там называли людей, которые верили в Единого Бога и жили благочестивой жизнью), к которому однажды явился ангел и объявил ему, что он – посланник Бога. Бог по-арабски – Аллах. Мухаммад призывал людей уверовать в Единого Бога и считал себя последним Пророком. До него Аллах отправлял людям своих посланников Моисея – Мусу и Ису – Иисуса. Мухаммад объединил разрозненные племена Аравии. Религия, которую он проповедовал, распространилась по разным странам и континентам и получила название ислам, а последователи Мухаммада – мусульманами.

Буддизм и четыре благородные истины Сиддхартха Гаутамы (Будды)

Буддизм – третья мировая религия, но возникла она раньше всех остальных в далекой Индии. Сиддхартха Гаутама был царевичем, жил в роскоши и без забот. Три встречи перевернули его жизнь: встреча с похоронной процессией, с тяжело больным человеком и нищим. Он покинул свой дом и как-то сел под дерево баньяна и дал клятву, что не сойдет с этого места, пока не познает истину. К нему прошло Просветление, и он постиг четыре благородные истины:

  1. В мире существует страдание;

  2. Существует причина страдания – желания;

  3. Существует освобождение от страдания – нирвана;

  4. Существует путь, ведущий к освобождению от страданий.

Так царевич Сиддхартха Гаутама стал Буддой (Просветленным). Он начал странствовать и проповедовать свое учение, которое позднее назвали буддизмом. У Будды появились много учеников – буддистов.

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:

Личностные –

развивать учебно-познавательный интерес к разным видам религиозной культуры.

Познавательные и информационные – самостоятельно осуществлять поиск необходимой учебной и практической информации, представляемой учебным предметом и жизнью

Закрепление нового материала

Задание 5

Отвечают на вопросы

Блиц-опрос:

1. В каком городе родился Иисус?

2. Почему многие люди стали христианами?

3. Какой конфликт возник между Иисусом и правителями иудейского народа?

4. Какой город для мусульман считается священным? Как вы думаете. Почему?

5. К чему призывал Мухаммад?

6. Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?

7. Что означает слово Будда?

.Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Контроль

Задание 6

Составляют и записывают в тетрадь три вопроса по теме урока «Религии мира и их основатели».

Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы

Вместе с учениками обсуждает выполнение заданий

Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в образовательном диалоге.

Рефлексия

Оценивают свою работу и работу одноклассника на уроке и урок в целом

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

infourok.ru

Конспект урока для 4 класса «Культура и религия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 53

Конспект урока для 4 класса

«Культура и религия»

подготовила

учитель начальных классов

Сахатова Галина Геннадьевна

Санкт - Петербург

2012г

Тема урока «Культура и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

Тебе он светлый дал удел,

Хранить для мира достояние,

Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока:

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd-проигрыватель

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

- Какое имя носит наша замечательная страна?

- Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

- О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

- Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

3.Усвоение новых знаний.

А) Знакомство с темой урока.

- Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)

- С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

- культура

- религия

- Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

( Что такое культура? Что такое религия?)

- А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Б) Актуализация знаний учащихся.

Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.

культура

- Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

- Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

В) Работа по учебнику.

- Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

- Как вы поняли, что такое культура?

- Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?

- Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?

(Православие. Урок 2. Словарь.)

- Что новое вы узнали о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

- Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

- Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

- Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.

Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

- Как вы поняли, что такое религия?

- Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

– поведение людей в повседневной жизни;

– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

- Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

- Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?

Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

- Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры?

- Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

- Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?

Запись в тетрадь:

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.

Тренажёр. Культура и религия 1.

- Прочитайте внимательно задание.

- Кто справился с заданием на 100 %?

- Что вы отнесли к понятию культура?

- А к религии? –

- У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.

4) Выяснение связи культуры и религии.

А) Работа с рассказом.

- Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.

- Прочитаем его ещё раз.

- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

- Говорят «спасибо», что же ещё?

- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

  1. Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

  2. Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

  3. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

- Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

- В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.

( слайд-шоу)

- Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

- Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

- А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется?

- А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?

- Давайте посмотрим на некоторые из них.

- Только в храме находятся иконы?

- Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.

ВЫВОД:

- Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

5.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

- Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

- Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?

6.Контроль.

Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.

- Кто справился со всеми заданиями?

- Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

7.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.Продолжите предложения:

Культура – это… Религия - …

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.

Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.

Посетить школьный музей «История Старой-Новой Деревни» и узнать сведения о храмах нашего района.

Использованная литература:

Богословские труды. Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Основы православной культуры. Методические рекомендации - М: «Новое время». 2010

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

религия

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

doc4web.ru