Десять самых значительных религиозных конфликтов XX века. Религиозные примеры


примеры из жизни :: SYL.ru

Многие люди верят в нечто великое и разумное, что управляет Вселенной. В разное время и в разных религиях эта высшая сила называется по-разному, однако это не меняет смысла. В христианской религии человек должен соблюдать заповеди, и тогда он может надеяться на то, что попадет в рай. В традиции мусульманства верующий должен жить правомерно, и тогда после смерти он также должен попасть к Аллаху. Что касается буддизма, то в этой религии людям необходимо постигать законы кармы, делать добро. В таком случае через множество перерождений, когда будут отданы все «долги», человек попадает в Нирвану.

Цель религий – улучшение человека

Можно привести немало примеров религиозных норм. В каждой из религий имеются свои пути, которые позволяют достичь просветления, блага в загробной жизни. С помощью этих путей человек имеет возможность прожить благочестивую жизнь, получить заступничество высших сил. Во всех священных книгах, по сути, людям предлагается одно и то же послание – «человек должен становиться лучше». Если же он будет вести себя «плохо», то будет наказан высшими силами, подобно тому, как наказываются малые дети.

Молитва в православии

Одна из основных религиозных норм, присущая, по крайней мере, двум из мировых религий, – это молитва. В мусульманстве верующий совершает намаз. В христианской традиции также обязательно обращение к богу. Молитва, по мнению многих верующих, является бесценным даром небес для человека, позволяющим обуздать беспокойный ум. Она позволяет установить тесную связь между грешными людьми и высшими силами.

При этом в православии верующий человек, которых хотел бы правильно соблюдать эту религиозную норму, должен молиться правильно. Верующий должен молиться дома, а также в храме. Святые отцы учат, что если человек не будет совершать молитвы в повседневной жизни, он не станет ходить и в храм; с другой стороны, тот, кто в стенах церкви читает священные тексты рассеянно, не сможет правильно возносить прошения высшим силам и дома. Именно поэтому выполнение данного примера религиозной нормы по канонам православия должно проводиться и дома, и в стенах храма.

Намаз

Обязательны моления и в мусульманстве. В данной традиции молитва называется намазом, и включает в себя строго определенные телодвижения, сопровождаемые чтением небольших молитвенных формул, а также сур из Корана. Намаз является одним из ярких примеров религиозной нормы. Мусульманин должен исполнять ее пятикратно в течение дня. При этом перед намазом необходимо выполнить ряд обязательных действий – омыть руки и ноги, очистить молитвенное место, привести мысли в порядок. Все молитвы должны исполняться только на арабском языке. Пятикратная молитва чтится всеми правоверными мусульманами как завет, данный человеку самим Аллахом.

Медитация в буддизме

Медитацию также можно назвать примером религиозной нормы в данной традиции. Ведь для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума, в котором и кроется первопричина страданий человека. Победив ум, буддист может прийти к просветлению, а если ему этого сделать не удастся, то он упадет в пропасть бесконечных желаний и тяжкого страдания. Работа над собой в буддийской традиции осуществляется при помощи регулярных, длительных медитаций.

Другие религиозные нормы буддизма

В буддизме есть немало правил. Считается, что, соблюдая их, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Основными нормами буддизма для мирян являются следующие: вести простую и скромную жизнь, сохранять супружескую верность, не врать, не убивать, а также воздерживаться от употребления наркотиков. Большинство из перечисленных норм можно встретить и в других религиозных традициях.

Необходимость трудиться

Буддизм призывает человека к активным практическим действиям. Считается, что если человек не желает трудиться, несмотря на силы и молодость, у него нет никаких шансов стать просветленным. Деятельность человека должна быть гармоничной, не вступать в противоречие с внешним миром. Кроме того, в буддизме существует понятие «счастье богатства». Это ощущение приходит к человеку в том случае, когда он смог ценой тяжелого и длительного труда добыть свое сокровище. Тогда его богатство приносит ему радость.

Труд является также и примером религиозной социальной нормы в православии. Трудолюбие является добродетелью в данной традиции. Считается, что в сочетании с молитвой и постом работа способна освободить верующего от скверны. Благословение на труд было дано богом еще во времена Ветхого Завета, когда Адаму было заповедано «хранить и возделывать сад».

Примером религиозной нормы является труд и в мусульманстве. Труд для любого верующего является ежедневной обязанностью, задачей, поставленной на каждый день. Работа представляет собой не только обязанность всех пророков и божьих посланников; это еще и обязательное условие поклонения высшим силам. Человек обязательно должен трудиться, ведь если он не потратит свои силы на благое дело, то обязательно израсходует свою энергию на нечто скверное.

Воздержание в пище у мусульман

Пост является одним из важнейших примеров религиозной нормы из жизни мусульман. Тот, кто хочет исполнить данное действие, должен придерживаться ряда правил. Во-первых, не принимается пост у того, кто не принадлежит к мусульманской религиозной традиции. Во-вторых, желающий поститься должен быть в здравом уме. Также он должен достичь половой зрелости. Поститься может только тот, кто физически может это сделать. К примеру, освобождается от обязанности поститься пожилой или больной человек, беременная женщина. При условии соблюдения этих условий пост для человека является необходимым. Одним из важнейших постов для мусульман является священный месяц Рамадан. Каждый мусульманин должен держать пост в это время. Необходимо воздерживаться от питья, еды, курения от рассвета и до заката.

Православный пост

В ответ на вопрос «Приведите примеры религиозных норм» можно рассказать и о важности поста в жизни православного верующего. Воздержание в православной церкви бывает однодневным и многодневным. К первой категории относится пост по средам и пятницам. К многодневным постам в первую очередь относят Великий пост. При этом физический пост должен соединяться с духовным. Верующий человек обязан воздерживаться от пустых разговоров, ненужных зрелищ, от всего, что может возбудить его чувственность и рассеять разум.

Соотношение религии и права

Религиозно-правовые нормы – это исторически сложившаяся форма правовых норм, источником которых является воля высшего создания (божества), которая выражается в священных текстах. Вся совокупность религиозно-правовых норм, базирующаяся на религиозном праве, носит название религиозно-правовой семьи. Есть немало примеров, как соотносятся религиозные и правовые нормы. Как правило, соблюдение первой категории предписаний не является принудительным. Человек исполняет законы своей религии по желанию. Однако в некоторых случаях правила, относящиеся к обеим категориям, совпадают, и являются обязательными для исполнения. Примером религиозной нормы права может быть запрещение воровства или убийства. Как светское право, так и религиозное, предусматривает наказание за эти деяния. Есть также и государства, где законы религии совпадают с законами государства. К примеру, это Саудовская Аравия, некоторые мусульманские страны.

Ношение головного убора в православии

Тем школьникам или студентам, которым нужно назвать 3 примера религиозных норм, необходимо выбрать для себя любые предписания из той или иной конфессии. Например, практически в каждой религии одной из важнейших норм является запрет на убийство, воровство. Также ярким примером подобной нормы является обязательность ношения головного убора в храме для православных женщин и ношение хиджаба для мусульманок.

Согласно православной традиции, женщины должны носить платок в знак для ангелов. Также головной убор символизирует покровительство мужчины над женщиной. Когда-то ношение платка было принято только для замужних женщин. В православной семье женщина – это образ церкви, а мужчина – это образ Христа. Смысл ношения платка заключается в том, чтобы показать духовную красоту женщины. Покрытая платком голова является символом скромности, готовности соблюдать религиозную норму.

Хиджаб

В мусульманской традиции хиджаб символизирует чистоту и достоинство женщины. В действительности, данный вид одежды зародился еще до возникновения исламской религии. Девушки и женщины в Месопотамии носили платок, чтобы подчеркнуть свои социальный статус. Так богатые и уважаемые дамы отличались от тех, кто принадлежал к среднему классу. Сейчас большая часть мусульманок начинает одеваться в хиджаб по достижении половой зрелости. Данный тип одежды символизирует приверженность мусульманской традиции, определяет статус женщины в общении, свидетельствует о почтении своей веры. Считается, что хиджаб позволяет сберечь скромность не только девушкам, но и мусульманским мужчинам, охраняя их от ненужных взглядов на женщин. Таким образом, хиджаб позволяет видеть внутреннюю красоту мусульманки, а не внешность.

Головной убор в иудаизме

Иудаизм не относится к самым крупным мировым религиям, однако в нем можно также найти немало примеров религиозных норм. Например, ношение головного убора под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Головной убор символизирует послушание высшим силам и смирение. Постепенно ношение кипы стало признаком еврея –точно также, как и празднование шаббата или ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды).

Кипу носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, который еще пока не должен исполнять заповеди торы. Ответственность за это целиком и полностью лежит на его родителях. Женщина в иудаизме также должна носить головной убор, однако по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Если же они не закрывают их, то это расценивается как нарушение скромности.

Другое название кипы – ермолка. Ношение данного головного убора в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Если в христианской традиции мужчина не должен покрывать голову, то в иудейской – наоборот. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.

www.syl.ru

примеры Право и религиозные нормы

Вопрос о соотношении правовых категорий с морально-этическими является одним из наиболее сложных в правоведении. В течение многих столетий предпринимаются попытки или развести эти категории, или, во всяком случае, установить допустимый баланс. Однако и сегодня проблема далека от решения.

Религиозная мораль и право

То, что право и религиозные нормы находятся в тесной связи друг с другом, признается большинством специалистов. В России, пожалуй, лишь наиболее радикальные представители либертарной теории (В. Четвернин, Н. Варламова и другие) склонны полярно разводить мораль и право, выводя за пределы правового поля религиозные нормы. Примеры свидетельствуют о том, что получается это плохо, поскольку даже опорное правовое понятие либертарианцев — понятие свободы — имеет явные этические корни и за границами этики, по сути, теряет смысл.С другой стороны очевидно, что сама этика чувствительна к религиозным традициям. Представление о хорошем и плохом не возникает ниоткуда. Оно обусловлено человеческой практикой, закрепленной той или иной религией, но со временем оно и обуславливается религиозными нормами. Если эти нормы являются доминирующими в правовой системе, если они ее определяют, то есть основания говорить о «религиозном праве», на чем настаивал знаменитый правовед Рене Давид. Исторически роль религиозного права огромна, в сегодняшнем мире ситуация менее однозначная, существует лишь несколько анклавов.

Основные черты религиозного права

Важнейшей особенностью религиозного права является то, что базовым основанием всех норм признается сверхчеловеческое установление, зафиксированное в священных книгах, которые рассматриваются как источники религиозных норм. Авторитет установления не подлежит сомнению, и любое человеческое деяние оценивается в соответствии с ним. При этом вся правовая система в решающей степени ориентируется на религиозные догмы.

Собственно, последняя является специфической вариацией на тему естественного права (Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо, И. Кант), в котором, согласно устоявшейся научной традиции, разводятся право и закон. Право опирается на объективные ценности человеческого общества, закон в идеале эти ценности делает легитимными. Противоречия правовой системы объясняются именно несоответствием закона (как продукта деятельности государства) объективному праву.

Исторические и современные примеры религиозного права

Особенностью религиозного права является то, что в качестве «объективного права» берутся нормы, признаваемые «сверхчеловеческими» и зафиксированные в священных книгах. Классическими примерами религиозного права являются законы позднего Средневековья, ставшие основанием для судов инквизиции (особенно в Германии, где «правовые» основания судов инквизиции были прописаны наиболее детально), многие древние правовые системы, например, знаменитая «Авеста», предписывающая судопроизводство на основании легендарных постулатов Ахура Мазды, раскрывающих религиозные нормы. Примеры часто очень выразительны: даже собака фигурирует как субъект права.

В современности наиболее отчетливо религиозное право реализуется в судах шариата и тех стран, где религиозные традиции являются основанием для правовых норм, например в Иране.

Религиозное право и иноверцы

В большинстве случаев особенностью религиозного права является то, что оно действует только внутри сообщества единоверцев. Иноверцы не являются субъектами религиозного права. Они либо подлежат изгнанию и даже физическому уничтожению, если их деятельность и культы не принимаются официальной властью (примеры тому — изгнание евреев из христианской Испании в 1492 году, изгнание армян турками в 1915 году и так далее), либо иноверцы просто выводятся за пределы религиозной правовой системы. Например, в современном Иране действуют следующие религиозные правовые нормы: для правоверных существует запрет на алкоголь, а для жителей Европы или евреев делается исключение. Объясняется это чаще всего тем, что люди истинной веры могут попасть в рай при соблюдении всех обрядов и правил, а иноверцы свой выбор уже сделали, соответственно, об их душах можно не заботиться. Конечно, не стоит недооценивать исторические и религиозные традиции, часто диктующие нюансы правовых норм.

Религия и современная мораль

Если «классическое» религиозное право представляет собой в современной истории скорее исключение, то вопрос о соотношении права и морали, которая тоже в значительной степени строится на религиозной традиции, является одним из важнейших в правоведении. Может быть, это даже наиболее важный вопрос. Действительно, является ли правом некая установленная норма отношений (безразличная к этике)? Или же правом можно считать лишь то, что имеет под собой этические основания? Если сказать проще, любой ли указ короля, независимо от его этической составляющей, является правовым актом? В системе религиозного права такой вопрос вообще не возникает, ибо никакой король не посмеет издать указ, противоречащий священным писаниям. Другое дело — светское право, имеющее другие основания. Примитивный вопрос: «Если король или правительство издадут указ, обязывающий казнить все население страны, будет ли этот указ правовым?» Если да — правовая система абсурдна. Если нет — где границы правовой компетенции и чем они определяются? По этому поводу в современной науке есть несколько альтернативных ответов.

Легистская теория

Представители этой теории исходят из особенных представлений о том, как соотносятся право и религиозные нормы, так как исходят из святости закона. Истоки ее восходят к древнекитайским правовым практикам. Нормы закона не требуют обсуждения и комментариев, они принимаются за аксиому. Легизм мог стать частью религиозного права, однако отношения тут сложные: как правило, религиозное право допускает корректировку законов для их наибольшего соответствия духу Божественных установок. В этом смысле легизм, скорее, абсолютизирует социальное, а не религиозное право.

Формальная теория

Эта теория также по-своему раскрывает, что такое религиозные нормы. Примеры могут быть разные, но в первую очередь она ассоциируется с именем Г. Кельзена.

Он считал, что право — это некая совокупность установленных норм, принимаемая властью и обществом. Если общество склонно принять в качестве права религиозную мораль, — это правовое общество. Если оно принимает мораль антирелигиозную (например, сообщество пиратов, советскую мораль или нацистские установки Гитлера) — это тоже правовое общество, как ни горько об этом говорить. В теории Кельзена этические составляющие вынесены за скобки правовых отношений. За это его теория была неоднократно критикуема с позиций других правовых представлений.

Юснатурализм (естественное право)

Отношение юснатурализма к религиозному праву совершенно иное. Очень часто — вплоть до сегодняшнего дня — сторонники юснатурализма включают религиозные социальные нормы, зафиксированные почти в любой религии («не убий», «не укради» и т. д.) в перечень естественных норм человечества, которые должны определять контуры правовой картины любой эпохи.

Позитивистская теория

Эта теория — одна из самых востребованных в современной жизни, во всяком случае, в жизни нынешней России, — исходит из того, что право закрепляет некую естественно сложившуюся в данную эпоху систему норм. Отношение юридического позитивизма к религиозной морали и религиозному праву двоякое: с одной стороны, позитивизм учитывает религиозный опыт, с другой — игнорирует его, если условия изменились, если престала работать этика, регулирующая религиозные нормы. Примеры можно привести самые разные. Так, юридический позитивизм легко уживается и с советской (антирелигиозной), и с постсоветской ситуацией.

Либеральная теория

Самым ярким представителем является знаменитый американский теоретик права Лон Фуллер.

Согласно Фуллеру, право не может быть аморальным. Однако моральность права определяется не абстрактными нормами, характерными для религиозного права, а реальной выгодой для каждого члена общества. Правовые нормы тем лучше, чем большее количество людей от них выигрывают. Теория Фуллера отчасти пересекается с религиозной моралью, но лишь в том смысле, что абстрактно-этические формулы обретают четкие финансовые контуры.

Либертарная теория

Эта теория ассоциируется с именем В. С. Нерсесянца, однако окончательное завершение получила в трудах его учеников. Суть теории в том, что право — это свобода человека, ограниченная лишь свободой другого. Сторонники этой теории стремятся вынести все религиозные нормы и ценности за пределы правового поля (на этом настаивал и сам Нерсесянц). Религиозная этика, по мнению либертаристов, является серьезной помехой на пути права, так как претендует на некие «универсальные» ценности, ограничивающие свободу. При этом сторонники этой теории старательно не замечают того парадокса, что сама свобода, понимаемая ими как онтологическая категория, имеет прямое отношение не только к этике, но и (например, в христианстве) к религиозной философии.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Религиозные нормы: примеры. Право и религиозные нормы

Вопрос о соотношении правовых категорий с морально-этическими является одним из наиболее сложных в правоведении. В течение многих столетий предпринимаются попытки или развести эти категории, или, во всяком случае, установить допустимый баланс. Однако и сегодня проблема далека от решения.

Религиозная мораль и право

То, что право и религиозные нормы находятся в тесной связи друг с другом, признается большинством специалистов. В России, пожалуй, лишь наиболее радикальные представители либертарной теории (В. Четвернин, Н. Варламова и другие) склонны полярно разводить мораль и право, выводя за пределы правового поля религиозные нормы. Примеры свидетельствуют о том, что получается это плохо, поскольку даже опорное правовое понятие либертарианцев – понятие свободы – имеет явные этические корни и за границами этики, по сути, теряет смысл.Религиозные нормы: примеры. Право и религиозные нормыС другой стороны очевидно, что сама этика чувствительна к религиозным традициям. Представление о хорошем и плохом не возникает ниоткуда. Оно обусловлено человеческой практикой, закрепленной той или иной религией, но со временем оно и обуславливается религиозными нормами. Если эти нормы являются доминирующими в правовой системе, если они ее определяют, то есть основания говорить о «религиозном праве», на чем настаивал знаменитый правовед Рене Давид. Исторически роль религиозного права огромна, в сегодняшнем мире ситуация менее однозначная, существует лишь несколько анклавов.

Основные черты религиозного права

Важнейшей особенностью религиозного права является то, что базовым основанием всех норм признается сверхчеловеческое установление, зафиксированное в священных книгах, которые рассматриваются как источники религиозных норм. Авторитет установления не подлежит сомнению, и любое человеческое деяние оценивается в соответствии с ним. При этом вся правовая система в решающей степени ориентируется на религиозные догмы.Религиозные нормы: примеры. Право и религиозные нормыСобственно, последняя является специфической вариацией на тему естественного права (Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо, И. Кант), в котором, согласно устоявшейся научной традиции, разводятся право и закон. Право опирается на объективные ценности человеческого общества, закон в идеале эти ценности делает легитимными. Противоречия правовой системы объясняются именно несоответствием закона (как продукта деятельности государства) объективному праву.

Исторические и современные примеры религиозного права

Особенностью религиозного права является то, что в качестве «объективного права» берутся нормы, признаваемые «сверхчеловеческими» и зафиксированные в священных книгах. Классическими примерами религиозного права являются законы позднего Средневековья, ставшие основанием для судов инквизиции (особенно в Германии, где «правовые» основания судов инквизиции были прописаны наиболее детально), многие древние правовые системы, например, знаменитая «Авеста», предписывающая судопроизводство на основании легендарных постулатов Ахура Мазды, раскрывающих религиозные нормы. Примеры часто очень выразительны: даже собака фигурирует как субъект права.

Религиозные нормы: примеры. Право и религиозные нормыВ современности наиболее отчетливо религиозное право реализуется в судах шариата и тех стран, где религиозные традиции являются основанием для правовых норм, например в Иране.

Религиозное право и иноверцы

В большинстве случаев особенностью религиозного права является то, что оно действует только внутри сообщества единоверцев. Иноверцы не являются субъектами религиозного права. Они либо подлежат изгнанию и даже физическому уничтожению, если их деятельность и культы не принимаются официальной властью (примеры тому – изгнание евреев из христианской Испании в 1492 году, изгнание армян турками в 1915 году и так далее), либо иноверцы просто выводятся за пределы религиозной правовой системы. Например, в современном Иране действуют следующие религиозные правовые нормы: для правоверных существует запрет на алкоголь, а для жителей Европы или евреев делается исключение. Объясняется это чаще всего тем, что люди истинной веры могут попасть в рай при соблюдении всех обрядов и правил, а иноверцы свой выбор уже сделали, соответственно, об их душах можно не заботиться. Конечно, не стоит недооценивать исторические и религиозные традиции, часто диктующие нюансы правовых норм.

Религиозные нормы: примеры. Право и религиозные нормы

Религия и современная мораль

Если «классическое» религиозное право представляет собой в современной истории скорее исключение, то вопрос о соотношении права и морали, которая тоже в значительной степени строится на религиозной традиции, является одним из важнейших в правоведении. Может быть, это даже наиболее важный вопрос. Действительно, является ли правом некая установленная норма отношений (безразличная к этике)? Или же правом можно считать лишь то, что имеет под собой этические основания? Если сказать проще, любой ли указ короля, независимо от его этической составляющей, является правовым актом? В системе религиозного права такой вопрос вообще не возникает, ибо никакой король не посмеет издать указ, противоречащий священным писаниям. Другое дело – светское право, имеющее другие основания. Примитивный вопрос: «Если король или правительство издадут указ, обязывающий казнить все население страны, будет ли этот указ правовым?» Если да – правовая система абсурдна. Если нет – где границы правовой компетенции и чем они определяются? По этому поводу в современной науке есть несколько альтернативных ответов.

Легистская теория

Представители этой теории исходят из особенных представлений о том, как соотносятся право и религиозные нормы, так как исходят из святости закона. Истоки ее восходят к древнекитайским правовым практикам. Нормы закона не требуют обсуждения и комментариев, они принимаются за аксиому. Легизм мог стать частью религиозного права, однако отношения тут сложные: как правило, религиозное право допускает корректировку законов для их наибольшего соответствия духу Божественных установок. В этом смысле легизм, скорее, абсолютизирует социальное, а не религиозное право.

Формальная теория

Эта теория также по-своему раскрывает, что такое религиозные нормы. Примеры могут быть разные, но в первую очередь она ассоциируется с именем Г. Кельзена.

Религиозные нормы: примеры. Право и религиозные нормыОн считал, что право – это некая совокупность установленных норм, принимаемая властью и обществом. Если общество склонно принять в качестве права религиозную мораль, – это правовое общество. Если оно принимает мораль антирелигиозную (например, сообщество пиратов, советскую мораль или нацистские установки Гитлера) – это тоже правовое общество, как ни горько об этом говорить. В теории Кельзена этические составляющие вынесены за скобки правовых отношений. За это его теория была неоднократно критикуема с позиций других правовых представлений.

Юснатурализм (естественное право)

Отношение юснатурализма к религиозному праву совершенно иное. Очень часто – вплоть до сегодняшнего дня – сторонники юснатурализма включают религиозные социальные нормы, зафиксированные почти в любой религии («не убий», «не укради» и т. д.) в перечень естественных норм человечества, которые должны определять контуры правовой картины любой эпохи.

Позитивистская теория

Эта теория — одна из самых востребованных в современной жизни, во всяком случае, в жизни нынешней России, — исходит из того, что право закрепляет некую естественно сложившуюся в данную эпоху систему норм. Отношение юридического позитивизма к религиозной морали и религиозному праву двоякое: с одной стороны, позитивизм учитывает религиозный опыт, с другой – игнорирует его, если условия изменились, если престала работать этика, регулирующая религиозные нормы. Примеры можно привести самые разные. Так, юридический позитивизм легко уживается и с советской (антирелигиозной), и с постсоветской ситуацией.

Либеральная теория

Самым ярким представителем является знаменитый американский теоретик права Лон Фуллер.

Религиозные нормы: примеры. Право и религиозные нормыСогласно Фуллеру, право не может быть аморальным. Однако моральность права определяется не абстрактными нормами, характерными для религиозного права, а реальной выгодой для каждого члена общества. Правовые нормы тем лучше, чем большее количество людей от них выигрывают. Теория Фуллера отчасти пересекается с религиозной моралью, но лишь в том смысле, что абстрактно-этические формулы обретают четкие финансовые контуры.

Либертарная теория

Эта теория ассоциируется с именем В. С. Нерсесянца, однако окончательное завершение получила в трудах его учеников. Суть теории в том, что право – это свобода человека, ограниченная лишь свободой другого. Сторонники этой теории стремятся вынести все религиозные нормы и ценности за пределы правового поля (на этом настаивал и сам Нерсесянц). Религиозная этика, по мнению либертаристов, является серьезной помехой на пути права, так как претендует на некие «универсальные» ценности, ограничивающие свободу. При этом сторонники этой теории старательно не замечают того парадокса, что сама свобода, понимаемая ими как онтологическая категория, имеет прямое отношение не только к этике, но и (например, в христианстве) к религиозной философии.

Источник

Теперь вы значете что такое Религиозные нормы: примеры. Право и религиозные нормы, у нас можно прочитать об этом, а также, смотрите другие молитвы и статьи о религии онлайн!

4-women.ru

Ответы@Mail.Ru: примеры религиозных конфликтов?

ДЕСЯТЬ САМЫХ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ XX ВЕКА 1.ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру. 2. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ИРЛАНДИИ Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии. 3. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ Революция, происшедшая в Иране, является одной из самых неожиданных побед исламского фундаментализма, которая, безусловно, потрясла привычный ход человеческой истории. Для многих тогда, в 1979 году, стало неожиданностью, что такое явление, как исламская революция, вообще оказалось возможным. Однако все сомнения были решительно развеяны революционно настроенными иранцами. 4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев) , но и для представителей всех христианских конфессий. ***** 10. ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ В 70-е ГОДЫ прошлого века в Латинской Америке возникло мощное религиозное течение, известное как "теология освобождения". Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа, Серхио Менендес и др. ) бросили вызов мировой капиталистической системе, основываясь на собственной трактовке религиозных принципов христианства. <a rel="nofollow" href="http://religion.ng.ru/world/2001-12-26/7_conflicts.html" target="_blank">http://religion.ng.ru/world/2001-12-26/7_conflicts.html</a> А так же: Крестовые походы <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Крестовые_походы" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Крестовые_походы</a> Религиозные и этнические конфликты <a rel="nofollow" href="http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Aman_IstKonf.php" target="_blank">http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Aman_IstKonf.php</a> <a rel="nofollow" href="http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Nagor_Xenofob.php" target="_blank">http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Nagor_Xenofob.php</a> <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Этнические_чистки" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Этнические_чистки</a> <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Ксенофобия" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Ксенофобия</a>

touch.otvet.mail.ru

примеры. Право и религиозные нормы

Вопрос о соотношении правовых категорий с морально-этическими является одним из наиболее сложных в правоведении. В течение многих столетий предпринимаются попытки или развести эти категории, или, во всяком случае, установить допустимый баланс. Однако и сегодня проблема далека от решения.

Религиозная мораль и право

То, что право и религиозные нормы находятся в тесной связи друг с другом, признается большинством специалистов. В России, пожалуй, лишь наиболее радикальные представители либертарной теории (В. Четвернин, Н. Варламова и другие) склонны полярно разводить мораль и право, выводя за пределы правового поля религиозные нормы. Примеры свидетельствуют о том, что получается это плохо, поскольку даже опорное правовое понятие либертарианцев – понятие свободы – имеет явные этические корни и за границами этики, по сути, теряет смысл.религиозные нормы примерыС другой стороны очевидно, что сама этика чувствительна к религиозным традициям. Представление о хорошем и плохом не возникает ниоткуда. Оно обусловлено человеческой практикой, закрепленной той или иной религией, но со временем оно и обуславливается религиозными нормами. Если эти нормы являются доминирующими в правовой системе, если они ее определяют, то есть основания говорить о «религиозном праве», на чем настаивал знаменитый правовед Рене Давид. Исторически роль религиозного права огромна, в сегодняшнем мире ситуация менее однозначная, существует лишь несколько анклавов.

Основные черты религиозного права

Важнейшей особенностью религиозного права является то, что базовым основанием всех норм признается сверхчеловеческое установление, зафиксированное в священных книгах, которые рассматриваются как источники религиозных норм. Авторитет установления не подлежит сомнению, и любое человеческое деяние оценивается в соответствии с ним. При этом вся правовая система в решающей степени ориентируется на религиозные догмы.право и религиозные нормыСобственно, последняя является специфической вариацией на тему естественного права (Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо, И. Кант), в котором, согласно устоявшейся научной традиции, разводятся право и закон. Право опирается на объективные ценности человеческого общества, закон в идеале эти ценности делает легитимными. Противоречия правовой системы объясняются именно несоответствием закона (как продукта деятельности государства) объективному праву.

Исторические и современные примеры религиозного права

Особенностью религиозного права является то, что в качестве «объективного права» берутся нормы, признаваемые «сверхчеловеческими» и зафиксированные в священных книгах. Классическими примерами религиозного права являются законы позднего Средневековья, ставшие основанием для судов инквизиции (особенно в Германии, где «правовые» основания судов инквизиции были прописаны наиболее детально), многие древние правовые системы, например, знаменитая «Авеста», предписывающая судопроизводство на основании легендарных постулатов Ахура Мазды, раскрывающих религиозные нормы. Примеры часто очень выразительны: даже собака фигурирует как субъект права.

религиозные нормы и ценностиВ современности наиболее отчетливо религиозное право реализуется в судах шариата и тех стран, где религиозные традиции являются основанием для правовых норм, например в Иране.

Религиозное право и иноверцы

В большинстве случаев особенностью религиозного права является то, что оно действует только внутри сообщества единоверцев. Иноверцы не являются субъектами религиозного права. Они либо подлежат изгнанию и даже физическому уничтожению, если их деятельность и культы не принимаются официальной властью (примеры тому – изгнание евреев из христианской Испании в 1492 году, изгнание армян турками в 1915 году и так далее), либо иноверцы просто выводятся за пределы религиозной правовой системы. Например, в современном Иране действуют следующие религиозные правовые нормы: для правоверных существует запрет на алкоголь, а для жителей Европы или евреев делается исключение. Объясняется это чаще всего тем, что люди истинной веры могут попасть в рай при соблюдении всех обрядов и правил, а иноверцы свой выбор уже сделали, соответственно, об их душах можно не заботиться. Конечно, не стоит недооценивать исторические и религиозные традиции, часто диктующие нюансы правовых норм.

источники религиозных норм

Религия и современная мораль

Если «классическое» религиозное право представляет собой в современной истории скорее исключение, то вопрос о соотношении права и морали, которая тоже в значительной степени строится на религиозной традиции, является одним из важнейших в правоведении. Может быть, это даже наиболее важный вопрос. Действительно, является ли правом некая установленная норма отношений (безразличная к этике)? Или же правом можно считать лишь то, что имеет под собой этические основания? Если сказать проще, любой ли указ короля, независимо от его этической составляющей, является правовым актом? В системе религиозного права такой вопрос вообще не возникает, ибо никакой король не посмеет издать указ, противоречащий священным писаниям. Другое дело – светское право, имеющее другие основания. Примитивный вопрос: "Если король или правительство издадут указ, обязывающий казнить все население страны, будет ли этот указ правовым?" Если да – правовая система абсурдна. Если нет – где границы правовой компетенции и чем они определяются? По этому поводу в современной науке есть несколько альтернативных ответов.

Легистская теория

Представители этой теории исходят из особенных представлений о том, как соотносятся право и религиозные нормы, так как исходят из святости закона. Истоки ее восходят к древнекитайским правовым практикам. Нормы закона не требуют обсуждения и комментариев, они принимаются за аксиому. Легизм мог стать частью религиозного права, однако отношения тут сложные: как правило, религиозное право допускает корректировку законов для их наибольшего соответствия духу Божественных установок. В этом смысле легизм, скорее, абсолютизирует социальное, а не религиозное право.

Формальная теория

Эта теория также по-своему раскрывает, что такое религиозные нормы. Примеры могут быть разные, но в первую очередь она ассоциируется с именем Г. Кельзена.

религиозные социальные нормыОн считал, что право – это некая совокупность установленных норм, принимаемая властью и обществом. Если общество склонно принять в качестве права религиозную мораль, – это правовое общество. Если оно принимает мораль антирелигиозную (например, сообщество пиратов, советскую мораль или нацистские установки Гитлера) – это тоже правовое общество, как ни горько об этом говорить. В теории Кельзена этические составляющие вынесены за скобки правовых отношений. За это его теория была неоднократно критикуема с позиций других правовых представлений.

Юснатурализм (естественное право)

Отношение юснатурализма к религиозному праву совершенно иное. Очень часто – вплоть до сегодняшнего дня – сторонники юснатурализма включают религиозные социальные нормы, зафиксированные почти в любой религии («не убий», «не укради» и т. д.) в перечень естественных норм человечества, которые должны определять контуры правовой картины любой эпохи.

Позитивистская теория

Эта теория - одна из самых востребованных в современной жизни, во всяком случае, в жизни нынешней России, - исходит из того, что право закрепляет некую естественно сложившуюся в данную эпоху систему норм. Отношение юридического позитивизма к религиозной морали и религиозному праву двоякое: с одной стороны, позитивизм учитывает религиозный опыт, с другой – игнорирует его, если условия изменились, если престала работать этика, регулирующая религиозные нормы. Примеры можно привести самые разные. Так, юридический позитивизм легко уживается и с советской (антирелигиозной), и с постсоветской ситуацией.

Либеральная теория

Самым ярким представителем является знаменитый американский теоретик права Лон Фуллер.

религиозные правовые нормыСогласно Фуллеру, право не может быть аморальным. Однако моральность права определяется не абстрактными нормами, характерными для религиозного права, а реальной выгодой для каждого члена общества. Правовые нормы тем лучше, чем большее количество людей от них выигрывают. Теория Фуллера отчасти пересекается с религиозной моралью, но лишь в том смысле, что абстрактно-этические формулы обретают четкие финансовые контуры.

Либертарная теория

Эта теория ассоциируется с именем В. С. Нерсесянца, однако окончательное завершение получила в трудах его учеников. Суть теории в том, что право – это свобода человека, ограниченная лишь свободой другого. Сторонники этой теории стремятся вынести все религиозные нормы и ценности за пределы правового поля (на этом настаивал и сам Нерсесянц). Религиозная этика, по мнению либертаристов, является серьезной помехой на пути права, так как претендует на некие «универсальные» ценности, ограничивающие свободу. При этом сторонники этой теории старательно не замечают того парадокса, что сама свобода, понимаемая ими как онтологическая категория, имеет прямое отношение не только к этике, но и (например, в христианстве) к религиозной философии.

fb.ru

Десять самых значительных религиозных конфликтов XX века / / Независимая газета

1.ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Алжир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Америки фактически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных действиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ИРЛАНДИИ

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

3. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ

Революция, происшедшая в Иране, является одной из самых неожиданных побед исламского фундаментализма, которая, безусловно, потрясла привычный ход человеческой истории. Для многих тогда, в 1979 году, стало неожиданностью, что такое явление, как исламская революция, вообще оказалось возможным. Однако все сомнения были решительно развеяны революционно настроенными иранцами.

У самых истоков духовного сопротивления потрясавшей страну шахской тирании стоял духовный учитель, аятолла Хаири, ставший наставником и вдохновителем шиитских мыслителей и духовных деятелей - Хомейни, Табатабаи, Мотахарри, Мортэзалари и других. Его усилиями возник круг "революционных аятолл", который сделал возможным победу фракции "обновителей".

Зачистка исламского пространства от агентуры Мировой Системы прошла успешно и после выдержала испытание временем. После революции прошло уже больше двадцати лет. Когда произошла исламская революция, население Ирана насчитывало 37 миллионов, сейчас - 60 миллионов. Рост населения произошел, несмотря на то, что ущерб от прошедших после революции войны составил около 200 миллиардов долларов.

Для исламского религиозного сознания фигура имама Хомейни переросла чисто социальные мирские рамки. Само слово "имам", которое применяется к Хомейни, есть беспрецедентная уступка особому статусу личности лидера исламской революции, поскольку традиция шиизма признает только 12 имамов, последним из которых и будет Махди. Вождь последней великой войны, которая положит конец несправедливости и угнетению.

4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

5. ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ В СССР

В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. Вряд ли стоит сейчас подробно характеризовать масштабы репрессий, обрушившихся на православных и представителей иных конфессий. Об этом писалось и говорилось вполне достаточно.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, что православие не выступало в те времена только лишь в "страдательной", так сказать, роли. Имели место быть случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. В период Гражданской войны органы церковного управления, существовавшие на "белой" территории, заняли откровенно антисоветскую позицию. В армии адмирала Колчака успешно сражался целый полк, сформированный из православных священнослужителей. Снос церквей и атеистические глумления коммунистических активистов часто срывались верующими, причем порой сопротивление принимало характер вооруженных восстаний.

Уже в 30-е годы, по данным органов НКВД, от 20 до 30% населения не являлись на работу в дни крупных религиозных праздников, что было чревато уголовным преследованием. Наряду с "сергианской" РПЦ, вынужденно занявшей примиренческую позицию, действовали тайные и явные структуры так называемой катакомбной - независимой - церкви. В эмиграции богоборческую власть осуждала Русская Православная Церковь Заграницей.

Именно упорное нежелание людей отказаться от веры во многом и вынудило коммунистическое руководство сделать определенные шаги навстречу верующим в 40-е годы - отказ от массовых репрессий, возвращение священников из мест заключения и ссылки, возврат храмов, оживление системы церковного образования и т.д.

6. КИТАЙСКАЯ ОККУПАЦИЯ ТИБЕТА

Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В АФРИКЕ

Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.

Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами.

В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.

Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.

Жестокие столкновения часто парализуют Лагос - экономическую столицу и самый крупный город Нигерии. В этом десятимиллионном африканском мегаполисе кровопролитные столкновения на улицах между христианами и мусульманами считаются совершенно обыденным явлением. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из "Конгресса народа Одуа", представляющего собой военизированную группировку народности йоруба, захватывают представителей народности хауса и вершат над ними самосуд.

В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные часы город был охвачен погромами.

8. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ

Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

9. ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЕРБОВ И ХОРВАТОВ

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

10. ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

В 70-е ГОДЫ прошлого века в Латинской Америке возникло мощное религиозное течение, известное как "теология освобождения". Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа, Серхио Менендес и др.) бросили вызов мировой капиталистической системе, основываясь на собственной трактовке религиозных принципов христианства.

По мнению "теологов освобождения", жизнь и учение Христа представляли собой социальное восстание против Римской империи и эгоизма знати. По сути дела, они выдвинули концепцию некоего католического "джихада" - революционной религиозной войны против капитала.

В принципе, появление "теологии освобождения" есть лишнее свидетельство в пользу того, что в XX веке религии все больше и больше политизируются, активно включаясь в социально-политическое противоборство.

Надо отметить, что феномен "теологии освобождения" нельзя понять без рассмотрения его во взаимосвязи с персоной легендарного Эрнесто Че Гевары, который еще в 60-е годы предложил создать союз левых и католиков. Пламенный команданте, которого многие его последователи часто сравнивают с Христом, является культовой фигурой для "теологов освобождения", да и вообще для многих католиков. В Боливии, в тех местах, где сражался команданте, в каждой семье молятся святому Санто-Эрнесто-де-Ла-Игера - Че Геваре.

www.ng.ru

Что такое религиозный обряд? Религиозные обряды и ритуалы

Религиозные обряды и ритуалы – что это такое? Возможно, некоторые считают, что с подобными явлениями сталкиваются только те, кто тесно повязан с религией. Однако в реальности подобные ритуалы уже давно переплелись с повседневной жизнью обычных людей. Что уже говорить о верующем человеке, для которого религиозные обычаи и обряды – это неотъемлемая часть бытия.

И все же, несмотря на это, в тени остается множество интересных вопросов. Например, даже значение слова «религиозный обряд» вызывает ряд недоумений. Ведь как понять, какие ритуалы стоит относить к ним, а какие нет? Или в чем разница между православными таинствами и католическими? И в конечном счете, как давно был проведен первый религиозный обряд? Итак, рассмотрим все по порядку.

религиозный обряд

Значение слова "религиозный обряд"

Как всегда, начинать нужно с корня проблемы, а именно с точного значения данного выражения. Итак, религиозный обряд – это определенное действие, основанное на мистическом представлении человека об окружающей реальности.

То есть главной задачей подобного ритуала является укрепление связи верующего с его высшим началом, или Богом. При этом совершенно неважно, проводится подобное действие индивидуально или же это коллективное мероприятие.

Что такое религиозный обряд?

И все же недостаточно просто знать значение этого слова. Для полного понимания его сути необходимо взглянуть на все под особым углом, опираясь на наглядные примеры и доводы. Именно поэтому давайте рассмотрим, что такое религиозный обряд в действительности.

Для начала возьмем за пример крещение пальцами, которое распространено среди всех христиан. Казалось бы, ничего мистического, обычная манипуляция рукой в заданном порядке, которая применяется во время молитвы. И все же это религиозный обряд... Знаете, почему?

значение слова религиозный обряд

Потому что здесь присутствует два важных момента. Во-первых, установленный ритуал, который неизменен для всех христиан на протяжении многих веков. Во-вторых, он основывается на вере в то, что подобное действие способно пролить на человека божью благодать.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: любой обычай, совмещающий эти два момента, является религиозным обрядом.

Первые мистические таинства

Никто не знает, когда именно человек начал верить в то, что миром управляет высший разум. Ведь впервые это произошло в те времена, когда наши далекие предки еще не умели писать. Единственным свидетельством их разумного образа жизни являются рисунку и насечки на скалах. Однако даже этой скудной информации достаточно для того, чтобы понять, что такое религиозный обряд у древних людей.

В те далекие времена жизнь человека напрямую зависела от того, насколько благосклонна к нему матушка-природа. Только представьте, какой величественной она была для людей, не имеющих ни малейшего представления о законах физики и химии. Следовательно, неудивительно и то, что с течением лет они начали приписывать ей наличие собственной воли и разума.

что такое религиозный обряд

Поэтому ответить на вопрос: «Что такое религиозный обряд у древних людей?» будет довольно просто. Практически все их ритуалы были направлены на то, чтобы задобрить духов природы, дабы те даровали им свое покровительство.

Эта вера в силу священных обрядов оказала заметное влияние на всю историю человечества. Ведь именно благодаря древним таинствам появились первые жрецы – люди, общающиеся с потусторонними силами.

Обряды славян

До прихода христианства на Русь наши предки были язычниками. Они верили в существование многих богов, образующих славянский пантеон. Так, воины поклонялись Перуну, крестьяне – Ладе, а творческие люди – Велесу.

Изначально ритуалы были придуманы простыми людьми, дабы как-то задобрить любимое божество. Чуть позже жрецы сами начали подбирать наиболее благоприятные обряды и настаивать на том, что это воля высшего разума.

 религиозные обряды и ритуалы

Дошло до того, что ни один праздник или значимое событие не обходились без религиозного таинства. И чем чаще и систематически они повторялись, тем сильнее впивались в сознание людей. По прошествии многих лет они стали неотъемлемой частью повседневной жизни славян и принимались народом как нечто само собой разумеющееся.

К примеру, крестьяне всегда приносили жертву Ладе, перед тем как начать посевные работы. Ведь если этого не сделать, то богиня не одарит посев своей благодатью, и тогда урожай будет плохим. То же касалось и прочих аспектов жизни славян: рождения детей, свадьбы, войны и смерти. На каждый случай был собственный религиозный обряд, нацеленный на укрепление отношений между божеством и человеком.

А как же другие страны и континенты?

Самым любопытным является то, что подобное мировоззрение было присуще практически всем нациям и народам. Так, греки верили в богов Олимпа, египтяне – в могущественного бога Осириса и других, не менее сильных созданий. А коренные жители Африки и вовсе имели столько различных божеств, что счесть их нет ни малейшей возможности.

И все они практиковали религиозные обряды. Например, греки делали богатые подношения своим богам в храмах, а в дни праздников устраивали гуляния с маскарадом. Египтяне строили пирамиды, дабы их фараоны жили там даже после смерти. А некоторые африканские племена поедали человеческие сердца, надеясь таким способом получить силу и храбрость поверженного врага.

что такое религиозный обряд у древних людей

Религиозные обряды в современном мире

Несмотря на то что сейчас настал век популяризации научных теорий и атеистических взглядов, религиозные обряды никуда не делись. Более того, некоторые из них так сильно укоренились в сознании людей, что стали привычной нормой. Давайте же рассмотрим наиболее популярные обряды двух гигантских религий - христианства и ислама.

Итак, начнем с православного крещения детей. Этот религиозный обряд считается одним из самых древних в нашей истории. По его законам, маленьких детей омывают святой водой, дабы очистить их от первородного греха. Помимо этого, христиане верят, что во время крещения Бог дарует человеку ангела-хранителя.

религиозные обычаи и обряды

Еще одним древним религиозным обрядом, дошедшим до наших дней, является ежегодное паломничество мусульман в Мекку. Они верят, что каждый истинный верующий должен хотя бы раз в жизни совершить такой поход, дабы показать Аллаху свою преданность.

Преданность на грани фанатизма

Однако не все ритуалы и обряды безобидны. К сожалению, иногда вера перерастает в фанатизм, и тогда появляются первые жертвы. В частности, некоторые религиозные обряды требуют крови, иногда даже человеческой. И верующий-фанатик готов преподнести такой дар. Ведь это воля божья, а человеческая жизнь по сравнению с ней – лишь пыль.

При этом кровавый след от религиозных обрядов тянется из самой глубины истории, то исчезая, то снова появляясь. Чего стоят Крестовые походы христиан или священные войны мусульман против неверных. Не говоря уже о том, что древние ацтеки приносили людей в жертву сотнями, а то и тысячами, лишь ради того, чтобы удовлетворить мистический аппетит бога Солнца.

В связи с этим следует понимать, что религиозные обряды могут проводиться как во благо, так и наоборот. При этом не Бог творит зло, а люди, ведь именно они в конечном счете определяют суть и порядок проведения ритуала.

fb.ru