Религиозные организации. Типы религиозных организаций. Религиозные организации это


Религиозная организация - это... Что такое Религиозная организация?

Религио́зное объедине́ние:

В Российской Федерации

По законодательству РФ, религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.[1]

В соответствии с Конституцией РФ[2], «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

«2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.»[3]

Законодательство СССР (до принятия 1 октября 1990 Закона СССР О свободе совести и религиозных организациях) понимало под религиозным объединением «местное объединение верующих граждан, достигших 18 лет, являющихся приверженцами одного и того же культа, вероучения, направления или толка»; религиозное объединение — «добровольная самоуправляющаяся организация, независимая в материальном отношении от религиозного центра (духовного управления) и служителей культа».[4] Таким образом, законодательство СССР, юридически признавая местные объединения верущих граждан (мирян) прихода, оставляло религиозно-церковные центры и их управленческие структуры в правовом вакууме[источник не указан 817 дней] (без прав юридического лица).

См. также

Примечания

Ссылки

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Российская Федерация и СССР).

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

dic.academic.ru

I семестр / Механизмы реализации / Механизмы / Отличия в правах и обязанностях между религиозными организациями и религиозными группами

Отличия в правах и обязанностях между религиозными организациями и религиозными группами.

Для начала давайте разберём, что такое религиозное объединение.

Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками1:

  1. вероисповедание;

  2. совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

  3. обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Российское законодательство допускает возможность образования религиозных объединений в двух формах2:

  1. Религиозные группы;

  2. Религиозные организации.

Начнём с религиозных групп, поскольку, исходя из ФЗ, можно отметить, что религиозные группы в процессе создания более упрощены и не имеют таких формальностей, как религиозные организации.

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Что касается создания религиозной группы, то ФЗ конкретно не регламентирует порядок процесса образования группы. Поэтому мне пришлось обратиться к практике. Если вкратце, то создание религиозной группы требует:

-заявление по шаблону;

-минимум 10 человек, которые поставят под заявлением свои ФИО и подписи;

-выбрать орган местного самоуправления.

Это то, что касается религиозных групп, теперь

Давайте рассмотрим, что такое религиозные

организации и их особенности.

Что же касается религиозной организации, то для начала следует отметить то, что слово «организация» в российском праве означает юридическое лицо. Определение «религиозная» может применяться только в том случае, если таковой организацию признало государство в ходе экспертизы. В этом случае объединение вправе получать льготы от государства, в том числе налоговые, участвовать в благотворительной деятельности.

И более подробно.

Религиозные организации – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Главное отличие религиозной организации от религиозной группы – наличие у первой статуса юридического лица. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает за него по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные:

Местные – это религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованные – это религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозная организация считается созданной с момента государственной регистрации. Порядок такой регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Напомню, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

Так же религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

  1. П.1 ст. 6 ФЗ от 26.06.1997 N125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях»

  2. П.2 ст. 6 ФЗ от 26.06.1997 N125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях»

studfiles.net

Религиозные организации. Типы религиозных организаций

Количество просмотров публикации Религиозные организации. Типы религиозных организаций - 1965

Третье направление в истолковании приоритетов между элемента­ми религиозного комплекса связано с развитием социологии рели­гии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система — это прежде всœего система коллективных действий. Коллектив­ные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Οʜᴎ нуждаются в упорядочении, организации, в связи с этим на базе культо­вых действий и отношений формируется религия как социальный институт.Социальные институты — это исторически сложившая­ся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становлениерелигии как социального института пред­ставляет собой процесс институционализации религиозных куль­товых систем.

Первичным звеном института религии являетсярелигиозная группа. Она возникает на базе совместного отправления религиоз­ных обрядов, то есть символических действий, в которых воплоща­ются те или иные религиозные представления.

Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального произ­водства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. По этой причине религиозная группа по своему объёму совпадала с другими социаль­ными группами — племенем, родом, сосœедской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.

Первоначально в культовых действиях участвовали на рав­ных основаниях всœе члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. Учитывая зависимость отуровня развития данных общностей ве­дущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. При этом по мере усложнения общественной жизни выде­ляются специальные люди, которые играют всœе более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группахвычленяются специа­листы по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Οʜᴎ образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общи­ной и не имели никаких привилегий. При этом, позднее, по мере моно­полизации культовой деятельности, данный профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации рели­гии приводит к формированию такой системы отношений, при ко­торой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно игра­ли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает не­мецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разло­жения родового строя военный руководитель являлся одновремен­но и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все на­иболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. При этом, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социаль­ной общности.

Становление раннеклассового общества приводит к сущест­венному усложнению общественной жизни, в т.ч. и религиоз­ных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию по­мыслами и поведением людей в интересах правящих классов, дока­зательству сверхъестественного происхождения власти правите­лей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятель­ные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителœей культа — жреческие корпорации. Жре­ческая корпорация — это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое со­словие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству.

других странах это сословие образует замкнутую касту, занимаю­щую господствующее положение в общественной жизни (к примеру, брахманы в Индии).

Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального инсти­тута. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулиро­вания и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определœенной степени является со­ставной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого бо­гатства создает основу для его автономии в рамках государства, пре­вращает жречество в своеобразное ʼʼгосударство в государствеʼʼ.

В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в ста­новлении государственной правовой системы общества. При этом эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассо­вого общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культо­вой системы. Идеологическое регулирование носило синкретичес­кую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.

По мере усложнения общественных отношений и представле­ний преобразуется и усложняется вся общественная система, в т.ч. и религиозная надстройка. Усложнение общественного созна­ния и социальных институтов, связанное также с усложнением ре­лигиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синте­тических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопреде­лением других надстроечных систем происходит самоопределœение религиозной системы. Этот процесс связан сконституированием ре­лигиозных отношений.

Важнейшей целью религиозных организаций является нор­мативное воздействие на их членов, формирование у них определœен­ных целœей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целœей достига­ется посредством выполнения ряда функций:

1). Выработка систематизированного вероучения;

2). Разработка систем его защиты и оправдания;

3). Руководство и осуществление культовой деятельностью;

4). Контроль и осуществление санкций за исполнением рели­гиозных норм;

5). Поддержка связей со светскими организациями, государст­венным аппаратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловле­но развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в данном процессе сыграло выделœениеус­тойчивого социального слоя, противостоящего основной массе ве­рующих —служителœей культа͵ которые становятся во главе рели­гиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют со­бойсложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимо­действие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяютсяуправляющая и управляемая подсистемы. Пер­вая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выра­боткой и переработкой религиозной информации, координацией соб­ственно религиозной деятельности и отношений, контролем за пове­дением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформ­ленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осу­ществлять управление религиозной деятельностью.

Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о кон­фессиональных организациях. Οʜᴎ определяют структуру этих ор­ганизаций, характер отношения между верующими, священнослу­жителями и руководящими органами религиозных объединœений, между священнослужителями различных рангов, между руководя­щими органами организаций и структурными подразделœениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Исследователи религии выделяют четыре базовых типа ре­лигиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.Церковь — это тип религиозной организации со слож­ной строго централизованной и иерархизированной системой взаи­модействия между священнослужителями и верующими, осуще­ствляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятель­ности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователœей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в какой-либо религиозной среде, на базе опре­делœенного обряда индивид автоматически включается в данную ре­лигиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго кон­тролируемое членство.

Секта же возникает в результате отделœения от церкви части верующих и священнослужителœей на базе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно не­большое количество последователœей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других религи­озных объединœений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в ʼʼизбран­ничестве Божьемʼʼ, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие делœения на священнослужителœей и мирян, провозглашение равенства всœех членов организации.

Харизматический культ — можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характери­стики. Особенность же харизматического культа связана с процес­сом его формирования. Данная религиозная организация создается на базе объединœения приверженцев какой-то конкретной личное' ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руко­водитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителœем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (к примеру, Сатаны). Харизматический культ, как правило, ма­лочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на ис­ключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организа­ции, исходя из характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимству­ет относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всœех верующих. С сектой же ее сближает принцип добро­вольности, постоянства и строгой контролируемости членства, пре­тензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных ор­ганизаций представлено в таблице 1.

Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Ре­ально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразова-

                   
    Церковь   Деноминация   Секта   Культ  
Пример   Римский католицизм. Англиканская цсрквь.   Методизм. Конгрсгациа-лизм.   Свидетели Иеговы; ʼʼХристианские наукиʼʼ (раннего периода)   Отца небесного; Храм людей; Церковь Единœения  
Источник членства   Все или боль-шинство членов общества преданы церк­ви.   Набор путем обращения в веру детей чле­нов общины; в некоторой мере обращение в веру новых лю­дей.   Братство пре­данных верую­щих; обраще­ние в веру на базе убежде­ния   Братство пре­данных верую­щих; обращение в результате эмоционального кризиса  
Отношение к государству и Другим рели­гиям   Тесно связана с государством и нерелигиозны­ми организаци­ями   В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру   Выступает против других религий, а так­же государст­венных и свет­ских органов власти   Отрицание дру­гих религий, а также государ­ственных и светских орга­нов власти  
Тип руковод­ства   Профессио­нальные свя­щенники, рабо­тающие пол­ный рабочий день.   Профессио-нальныесвя-щенники   Непрофессио­нальные лиде­ры, имеющие слабую подго­товку   Харизматические лидеры |  
Тип вероуче­ния   Формальная теология.   Терпимость к различным точкам зрения и спорам   Упор на чисто­ту вероучения и возврат к из­начальным принципам   Новые принци- ‣‣‣ пы; откровение и проникнове­ние в духовную сущность  
Вовлечен­ность членов   Сведено до ми­нимума или совсœем не тре­буется для многих членов.   Незначитель­ная вовлечен­ность,разре-шаетсяиметьи другие обяза­тельства   Необходимо глубокое чув­ство преданно­сти   Необходима полная преданность  
Тип религиоз­ного действия   Наличие ригу* алов.   Наличие риту­алов, слабая эмоциональная выразитель­ность   Глубокая эмо­циональность   Глубокая эмоциональность 1  
Табл 44   ица 1. Классификация религиозных орган   изаций |  

тельные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превра­титься в церкви. Так, к примеру, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединœений.

Подводя итог всœему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют из себядовольно сложное струк­турированное образование, включающее в себя три базовых эле­мента — религиозное сознание, культовую деятельность и религи­озные организации. Тесным образом связанные и взаимодействую­щие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществ­ляется в процессе их функционирования. По этой причине настало время пе­рейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует рели­гия на индивида и общество.

Литература________

Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971, Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­ботая М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования рели­гии. М., 1989.

Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М„ 1965. Угрииович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

referatwork.ru

Религиозная организация - это... Что такое Религиозная организация?

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (англ religious organization) — в РФ форма религиозного объединения, добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Законодательство РФ о Р.о. состоит из соответствующих норм Конституции РФ*, ГК РФ*, ФЗ «О некоммерческих организациях»** (в части норм, действие которых не исключено для P.O.), ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»**, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. При этом, согласно ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать указанному Федеральному закону. В случае, если нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений противоречат ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», то действует этот Федеральный закон.

В зависимости от территориальной сферы деятельности Р.о. подразделяются на местные и централизованные.

Местной Р.о. признается P.O., состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Учредителями местной Р.о. могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной Р.о. того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованной Р.о. признается Р.о., состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3-х местных Р.о. Централизованная Р.о., структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях не менее 50 лет на момент обращения указанной Р.о. в регистрирующий орган с заявлением о гос-ной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. Централизованные Р.о. образуются при наличии не менее 3-х местных Р.о. одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями P.O., если такие установления не противоречат закону.

Р.о. признается также учреждение или организация, созданные централизованной Р.о. в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения, предусмотренные п. 1 ст. 6 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в т.ч. руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Органы гос-ной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность Р.о. в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности такой организации и предоставляют соответствующим Р.о. возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

Наименование Р.о. должно содержать сведения о ее вероисповедании. Р.о. обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Р.о. обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый гос-ный реестр юридических лиц. Указанные сведения о местных Р.о. могут представляться в регистрирующий орган соответствующей централизованной Р.о. Непредставление сведений в течение 3-х лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании Р.о. прекратившей свою деятельность.

Р.о. действует на основании устава, который утверждается ее учредителями- или централизованной Р.о. и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. В уставе Р.о. указываются: наименование, место нахождения, вид P.O., вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной Р.о. ее наименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества Р.о.; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; др. сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной Р.о.

Гос-ная регистрация Р.о. осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов РФ в порядке, установленном в соответствии с гражданским законодательством РФ и ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации утверждены приказом Минюста РФ от 16.02.1998 г. № 19.

Права и условия деятельности Р.о. регулируются гл. III ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Правила о ликвидации Р.о. и запрете на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства определены в ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Р.о. могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом P.O.; по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Основаниями для ликвидации Р.о., запрета на деятельность Р.о. или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в т.ч. с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, др. противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию Р.о., а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации Р.о. либо о запрете деятельности Р.о. или религиозной группы.

Правоспособность ликвидируемой Р.о. как юридического лица прекращается, а ее имущество распределяется в соответствии с уставом и гражданским законодательством РФ.

Основания и порядок ликвидации Р.о. по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы. См. также Иностранная религиозная организация.

Энциклопедия права. 2015.

encyclopediya_prava.academic.ru

Религиозные организации. Типы религиозных организаций — Мегаобучалка

Третье направление в истолковании приоритетов между элемента­ми религиозного комплекса связано с развитием социологии рели­гии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система — это прежде всего система коллективных действий. Коллектив­ные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культо­вых действий и отношений формируется религия как социальный институт.Социальные институты — это исторически сложившая­ся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становлениерелигии как социального института пред­ставляет собой процесс институционализации религиозных куль­товых систем.

Первичным звеном института религии являетсярелигиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиоз­ных обрядов, то есть символических действий, в которых воплоща­ются те или иные религиозные представления.

Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального произ­водства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социаль­ными группами — племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.

Первоначально в культовых действиях участвовали на рав­ных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ве­дущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выде­ляются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группахвычленяются специа­листы по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общи­ной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере моно­полизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации рели­гии приводит к формированию такой системы отношений, при ко­торой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно игра­ли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает не­мецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разло­жения родового строя военный руководитель являлся одновремен­но и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все на­иболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социаль­ной общности.

Становление раннеклассового общества приводит к сущест­венному усложнению общественной жизни, в том числе и религиоз­ных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию по­мыслами и поведением людей в интересах правящих классов, дока­зательству сверхъестественного происхождения власти правите­лей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятель­ные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа — жреческие корпорации. Жре­ческая корпорация — это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое со­словие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству.

других странах это сословие образует замкнутую касту, занимаю­щую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).

Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального инсти­тута. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулиро­вания и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является со­ставной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого бо­гатства создает основу для его автономии в рамках государства, пре­вращает жречество в своеобразное «государство в государстве».

В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в ста­новлении государственной правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассо­вого общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культо­вой системы. Идеологическое регулирование носило синкретичес­кую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.

По мере усложнения общественных отношений и представле­ний преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного созна­ния и социальных институтов, связанное также с усложнением ре­лигиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синте­тических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопреде­лением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан сконституированием ре­лигиозных отношений.

Важнейшей целью религиозных организаций является нор­мативное воздействие на их членов, формирование у них определен­ных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достига­ется посредством выполнения ряда функций:

1). Выработка систематизированного вероучения;

2). Разработка систем его защиты и оправдания;

3). Руководство и осуществление культовой деятельностью;

4). Контроль и осуществление санкций за исполнением рели­гиозных норм;

5). Поддержка связей со светскими организациями, государст­венным аппаратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловле­но развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделениеус­тойчивого социального слоя, противостоящего основной массе ве­рующих —служителей культа, которые становятся во главе рели­гиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют со­бойсложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимо­действие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяютсяуправляющая и управляемая подсистемы. Пер­вая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выра­боткой и переработкой религиозной информации, координацией соб­ственно религиозной деятельности и отношений, контролем за пове­дением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформ­ленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осу­ществлять управление религиозной деятельностью.

Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о кон­фессиональных организациях. Они определяют структуру этих ор­ганизаций, характер отношения между верующими, священнослу­жителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководя­щими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа ре­лигиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.Церковь — это тип религиозной организации со слож­ной строго централизованной и иерархизированной системой взаи­модействия между священнослужителями и верующими, осуще­ствляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятель­ности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе опре­деленного обряда индивид автоматически включается в данную ре­лигиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго кон­тролируемое членство.

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно не­большое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других религи­озных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избран­ничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

Харизматический культ — можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характери­стики. Особенность же харизматического культа связана с процес­сом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное' ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руко­водитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, ма­лочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на ис­ключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организа­ции, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимству­ет относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добро­вольности, постоянства и строгой контролируемости членства, пре­тензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных ор­ганизаций представлено в таблице 1.

Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Ре­ально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразова-

 

                   
    Церковь   Деноминация   Секта   Культ  
Пример   Римский католицизм. Англиканская цсрквь.   Методизм. Конгрсгациа-лизм.   Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода)   Отца небесного; Храм людей; Церковь Единения  
Источник членства   Все или боль-шинство членов общества преданы церк­ви.   Набор путем обращения в веру детей чле­нов общины; в некоторой мере обращение в веру новых лю­дей.   Братство пре­данных верую­щих; обраще­ние в веру на основе убежде­ния   Братство пре­данных верую­щих; обращение в результате эмоционального кризиса  
Отношение к государству и Другим рели­гиям   Тесно связана с государством и нерелигиозны­ми организаци­ями   В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру   Выступает против других религий, а так­же государст­венных и свет­ских органов власти   Отрицание дру­гих религий, а также государ­ственных и светских орга­нов власти  
Тип руковод­ства   Профессио­нальные свя­щенники, рабо­тающие пол­ный рабочий день.   Профессио-нальныесвя-щенники   Непрофессио­нальные лиде­ры, имеющие слабую подго­товку   Харизматические лидеры |  
Тип вероуче­ния   Формальная теология.   Терпимость к различным точкам зрения и спорам   Упор на чисто­ту вероучения и возврат к из­начальным принципам   Новые принци- • пы; откровение и проникнове­ние в духовную сущность  
Вовлечен­ность членов   Сведено до ми­нимума или совсем не тре­буется для многих членов.   Незначитель­ная вовлечен­ность,разре-шаетсяиметьи другие обяза­тельства   Необходимо глубокое чув­ство преданно­сти   Необходима полная преданность  
Тип религиоз­ного действия   Наличие ригу* алов.   Наличие риту­алов, слабая эмоциональная выразитель­ность   Глубокая эмо­циональность   Глубокая эмоциональность 1  
Табл 44   ица 1. Классификация религиозных орган   изаций |  

тельные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превра­титься в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное струк­турированное образование, включающее в себя три основных эле­мента — религиозное сознание, культовую деятельность и религи­озные организации. Тесным образом связанные и взаимодействую­щие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществ­ляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время пе­рейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует рели­гия на индивида и общество.

 

Литература________

Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971, Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­ботая М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования рели­гии. М., 1989.

Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М„ 1965. Угрииович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

 

Тема 3.

megaobuchalka.ru

религиозная организация - это... Что такое религиозная организация?

в РФ одна из форм религиозного объединения; добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Подразделяются на местные и централизованные (последние должны состоять не менее чем из трех местных P.O.). Учредителями местной P.O. могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой есть доказательство ее существования на данной территории не менее 15 лет (подтверждение, выданное органами местного самоуправления централизованной Р.о, того же вероисповедания о том, что она входит в структуру этой организации). Р.о. признается также учреждение или организация, созданные централизованной Р.о. в соответствии со своим уставом, имеющее цель и признаки, необходимые для религиозного объединения, в т.ч. руководящий либо координирующий орган, а также учреждение профессионального религиозного образования.

* * *

(англ religious organization) — в РФ форма религиозного объединения, добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Законодательство РФ о Р.о. состоит из соответствующих норм Конституции РФ*, ГК РФ*, ФЗ «О некоммерческих организациях»** (в части норм, действие которых не исключено для P.O.), ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»**, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. При этом, согласно ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать указанному Федеральному закону. В случае, если нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений противоречат ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», то действует этот Федеральный закон.

В зависимости от территориальной сферы деятельности Р.о. подразделяются на местные и централизованные.

Местной Р.о. признается P.O., состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Учредителями местной Р.о. могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной Р.о. того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованной Р.о. признается Р.о., состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3-х местных Р.о. Централизованная Р.о., структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях не менее 50 лет на момент обращения указанной Р.о. в регистрирующий орган с заявлением о гос-ной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. Централизованные Р.о. образуются при наличии не менее 3-х местных Р.о. одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями P.O., если такие установления не противоречат закону.

Р.о. признается также учреждение или организация, созданные централизованной Р.о. в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения, предусмотренные п. 1 ст. 6 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в т.ч. руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Органы гос-ной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность Р.о. в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности такой организации и предоставляют соответствующим Р.о. возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

Наименование Р.о. должно содержать сведения о ее вероисповедании. Р.о. обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Р.о. обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый гос-ный реестр юридических лиц. Указанные сведения о местных Р.о. могут представляться в регистрирующий орган соответствующей централизованной Р.о. Непредставление сведений в течение 3-х лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании Р.о. прекратившей свою деятельность.

Р.о. действует на основании устава, который утверждается ее учредителями- или централизованной Р.о. и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. В уставе Р.о. указываются: наименование, место нахождения, вид P.O., вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной Р.о. ее наименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества Р.о.; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; др. сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной Р.о.

Гос-ная регистрация Р.о. осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов РФ в порядке, установленном в соответствии с гражданским законодательством РФ и ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации утверждены приказом Минюста РФ от 16.02.1998 г. № 19.

Права и условия деятельности Р.о. регулируются гл. III ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Правила о ликвидации Р.о. и запрете на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства определены в ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Р.о. могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом P.O.; по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Основаниями для ликвидации Р.о., запрета на деятельность Р.о. или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в т.ч. с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, др. противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию Р.о., а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации Р.о. либо о запрете деятельности Р.о. или религиозной группы.

Правоспособность ликвидируемой Р.о. как юридического лица прекращается, а ее имущество распределяется в соответствии с уставом и гражданским законодательством РФ.

Основания и порядок ликвидации Р.о. по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы. См. также Иностранная религиозная организация.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

jurisprudence.academic.ru

Религиозные организации

Религиозные объединения

Религиозной организацией (РО) признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц,  постоянно  и  на   законных  основаниях  проживающих на  территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и  распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание,

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний,

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В зависимости от  территориальной сферы своей деятельности  религиозные организации подразделяются на:

-Местные (учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией).

-Централизованные (религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них).

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям, установленным Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Правовое регулирование РО осуществляется Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пр.

Так, в Законе о регистрации закреплено, что государственная регистрация РО проводится в специальном порядке. Органом, осуществляющим государственную регистрацию РО, является Министерство Юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) или его территориальные органы.

Документы, предоставляемые для государственной регистрации религиозной организации:

-заявление о регистрации;

-список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

-устав религиозной организации;

-протокол учредительного собрания;

-документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

-сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

-сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

-документ об уплате государственной пошлины.

Стадии процесса государственной регистрации религиозных организаций закреплены в положениях ст.11 ФЗ №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Заявление о государственной регистрации религиозной организации, рассматривается в месячный срок со дня представления документов, указанных выше. В иных случаях Минюст России (его территориальные органы), вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Минюстом России.

На основании принятого Минюстом России или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Минюст России или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Религиозные объединения могут создаваться в 2 формах:

Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Здесь следует подчеркнуть, что помещения и  необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Образование религиозной группы не требует государственной регистрации.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и  на  законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Следует отметить, что Правительством РФ подготовлен и в марте 2014 года внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации", которым в целях совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций отменяется  требование о подтверждении 15-летнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации по причине несоответствия названного требования положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме этого, в проекте закона предусматривается  изменение порядка уведомления о создании религиозной группы. Такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций, а также предлагается отменить обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме (статья 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), дублирующую информацию о продолжении своей деятельности (статья 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

www.law-russia.ru