Тема 11. Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг. Регулирование качества


Качество процессов регулирования и его показатели

Качество процессов регулирования и его показатели

Любая система автоматического регулирования, для того чтобы удовлетворять своему назначению, прежде всего, должна быть устойчивой. Однако устойчивость является необходимым, но не достаточным условием технической пригодности системы регулирования.

Помимо устойчивости, к переходному процессу предъ­являются требования, обусловливающие его так называ­емые качественные показатели [1,2,3,4,5,6,7].

Качество – свойство системы удовлетворять поставленным тех­ническим требованиям с заданной эффективностью. Количественные оценки эффективности системы называются показателями качества.

Под показателями качества переходного процесса обычно понимают, во-первых, время, в течение которого продол­жается переходный процесс, т. е. время, при котором ре­гулируемый параметр, будучи выведен из установивше­гося состояния, достигает нового установившегося состояния с заданной точностью (быстродействие системы). Во-вторых, значение наибольшей величины отклонения регулируемого параметра в переходном ре­жиме от нового установившегося состояния. Кроме того, часто требуется знать и такие показатели, характеризу­ющие качество регулирования, как точность воспроиз­ведения входных сигналов, величину ошибок, возникаю­щих от воздействия возмущения и помех; величину установившегося отклонения регулируемой величины от заданного значения и т. п. Все эти величины не должны выходить за допустимые пределы.

Необходимо заметить, что вообще требования к качеству регулирования зависят от конкретных условий работы той или иной системы. Поэтому, кроме основных требо­ваний, предъявляемых к переходному процессу, могут возникнуть и другие. Например, условие монотонности или определенного числа колебаний выходной величины за время протекания переходного процесса и т. д.

Переходный процесс зависит и от вида возмущающих воздействий, поэтому для определения ка­чественных характеристик требуется задаваться опреде­ленным видом и параметрами возмущающих воздейст­вий. В этом случае, так же, как и при исследовании устойчивости, обычно полагают, что возмущающая функ­ция является ступенчатой (толчкообразной) функцией. Определенным основанием для этого является тот факт, что этот вид воздействия представляет собой один из наиболее неблагоприятных видов возмущения. Однако в ряде случаев возмущение может иметь и какой-либо другой вид: например, в следящих системах нередко за­дается возмущение, изменяющееся во времени с постоян­ной скоростью или постоянным ускорением.

Все переходные процессы можно отнести к одной из групп: 1 - монотонные; 2 - апериодические, имеющие один или два экстремума; 3 - колебательные (рисунок 9.1).

Рисунок 9.1 – Основные виды переходных процессов

В целом же величина и длительность отклонений определяются видом входного воздействия, местом его приложения и собственными свой­ствами системы. Оптимальным является апериодиче­ский процесс, обеспечивающий быстрый вы­ход на заданный уровень при незначительных колебаниях.

Требования, предъявляемые к качественным показа­телям переходного процесса системы регулирования, можно представить графически в виде некоторой обла­сти, за пределы которой не должна выходить регули­руемая величина, удовлетворяющая этим требованиям. Такая область, определяющая качественные показатели процесса (от х11 или х12 к х2), приведена на рисунке 9.2.

Рисунок 9.2- Диаграмма качественных пока­зателей переходного процесса

Наибольшее отклонение регулируемого параметра здесь отсчитывается от того его значения, которое долж­но установиться после окончания переходного процесса. В статических системах наибольшее отклонение регули­руемого параметра, совпадающее по знаку со статическим отклонением (статической погрешностью), иногда называют перерегулированием. Однако, как правило, су­щественно не только перерегулирование, а вообще наибольшее отклонение регулируемого параметра от установившегося значения независимо от его знака (точность регулирования).

Точность системы в динамиче­ском режиме определяется величиной и длительностью отклонения управляемой переменной y(t) или х(t) от заданного значения r(t), в установив­шемся режиме – только величиной отклонения δ(t) (или ошибки регу­лирования ε(t)).

Основные показатели качества (время регулирования, перерегу­лирование) характеризуют величину и длительность отклонения в ди­намическом режиме. Их определяют как прямым, так и косвенными методами, в частности, корневым и частотным.

Прямые оценки качества определяются по переходной характе­ристике выхода y(t) или ошибки ε(t) относительно входа задания r(t) или возмущения f(t). Напомним, что переходная характеристика – это реакция системы на единичный скачок при нулевых начальных усло­виях.

Время регулирования tрег или время переходного процесса tпп – время перехода системы в новое устойчивое состояние после прило­жения воздействия (рисунок 9.3, а). Оно равно времени от начала пере­ходного процесса до момента, после которого характеристика не от­клоняется от установившегося значения более, чем на величину до­пустимой ошибки ∆ (рисунок 9.3, б).

Рисунок 9.3 – Переходные характеристики системы регулирования

Зону допустимой ошибки ∆=0,05·h(∞) или ∆=0,05·ε(0) отклады­вают с обеих сторон от линии установившегося значения. При нену­левых начальном или установившемся значениях в качестве допусти­мой зоны принимают 5% от разницы |h(∞)–h(0)| или |ε(∞)–ε(0)|. Для систем повышенной точности принимают ∆ = 2 %. Поэтому, указывая время регулирования, обязательно следует добавлять, при какой зоне ошибки ∆ оно получено. Время регулирования задается индивидуаль­но для конкретных систем, типовые нормы отсутствуют, однако в об­щем случае, чем оно меньше, тем качество регулирования выше.

Перерегулирование σ – величина максимального относитель­ного заброса переходной характеристики от начальной величины за линию установившегося значения (в относительных единицах или %):

или .

Перерегулирование характеризует склонность системы к колеба­ниям, рекомендуются значения не более 15…30 %.

При нулевых начальном и конечном значениях переходной характеристики (рисунок 9.4) пере­регулирование равно σ = |εmax2 / εmax1|, а для оценки времени регулирования принимают зону ∆=0,05·εmax1 или ∆=0,02·εmax1.

Рисунок 9.4 - Переходная характеристика при нулевых начальном и конечном значениях

К дополнительным показателям качества регулирования относятся:

1) Время нарастания tн, характеризует скорость реакции, опре­деляется как:

а) время от начала процесса до момента пересечения кривой с линией установившегося значения – этот метод не подходит для оцен­ки монотонных процессов, когда характеристика приближается к ус­тановившемуся значению асимптотически в течение бесконечного ин­тервала времени;

б) промежуток времени между моментами достижения заданных уровней (например, 10 и 90 %) установившегося значения – более универсальный метод.

2) Время достижения первого максимума tmax (подразумевается, что система по характеристикам близка к системе второго порядка, а первый максимум кривой является и наибольшим из всех).

3) Колебательность N – число забросов переходной характери­стики за линию установившегося значения за время регулирования.

4) Частота колебаний ω, определяется как ω=2π/Тк, где Тк – пе­риод колебаний кривой переходного процесса.

В некоторых случаях дополнительно к перерегулированию за­дается максимальное динамическое отклонение переходной характе­ристики от линии установившегося значения, обычно выражаемое в единицах измерения выходной величины. При колебательном процес­се оно может наблюдаться как выше, так и ниже линии установивше­гося значения.

Если входное воздействие изменяется во времени, то и установившееся значение непрерывно меняется, а время регулирова­ния фактически является временем затуха­ния свободной составляющей.

После окончания переходного процесса характеристика может точно совпадать с k·x(t), либо отличаться от этого значения. В первом случае установившаяся ошибка ε(∞) = 0, и система называется аста­тической, во втором случае ε(∞) ≠ 0, такая система называется ста­тической. Установившаяся ошибка характеризует точность системы в статическом режиме.

Как было отмечено выше, все современные методы анализа качества переходно­го процесса регулирования можно разделить на две основные группы.

К первой группе можно отнести методы непосредст­венного решения (интегрирования) тем или иным спосо­бом дифференциальных уравнений системы и выполне­ния согласно этому решению графического построения переходного процесса. Это так называемые прямые методы анализа.

Очевидно, что такие методы являются наиболее точ­ными при исследовании качественных показателей систе­мы. Однако эти методы становятся весьма трудоемкими, когда приходится иметь дело с дифференциальными уравнениями высоких порядков, особенно, если при этом требуется выяснить влияние тех или иных параметров си­стемы на переходный процесс. Такие задачи более эффективно решаются с применением вычислительных машин или путем моделирования систем регулирования.

Ко второй группе методов исследования качества ре­гулирования можно отнести методы, позволяющие (в той или иной мере) обойти громоздкие вычислительные опе­рации: это так называемые косвенные методы анализа. В настоящее время применяются следующие косвенные методы исследования качества регулирования: метод нахождения распределения корней характеристического уравнения системы, интегральный метод и час­тотный метод. Наибольшее распространение имеет час­тотный метод.

studfiles.net

7.Государственное регулирование качества продукции, работ.

Государственное регулирование качества продукции осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «О техническом регулировании» (2002 г.). В соответствии с законом государство использует следующие методы регулирования: техническое регулирование, стандартизация и сертификация

Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установления и применения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, оценки соответствия (1 ФЗ «О техническом регулировании)

Для осуществления технического регулирования применяется технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования в объектам технического регулирования: продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технические регламенты применяются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент должен содержать требования к характеристике продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению. Технический регламент устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест., обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, зданий, строений и сооружений и безопасности использования прилегающих к ним территорий, пожарной, биологической, экологической безопасности и в других случаях, установленных законом. Требования таких регламентов обязательны для применения и исполнения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенного общим техническим регламентом.

Технический регламент принимается федеральным законом, а в отдельных случаях (при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровье граждан, окружающей среде и др.) – указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. В качестве основы для разработки проекта технического регламента могут использоваться международные и (или) национальные стандарты.

Стандартизация– это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании»). Она осуществляется в целях повышения безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, соблюдения требований технических регламентов и в других целях, установленных законом.

Стандарт – это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке.

Основные стандарты, действующие на территории РФ: национальные стандарты, общероссийский классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организации. Национальны стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации (Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии в составе Министерства по промышленности и энергетике РФ). Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и в других целях.

Сертификация– это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положением стандартов или условиям договоров (ст. 1 ФЗ РФ «О техническом регулировании», 2002 г.). Сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемом заявителю органом по сертификации. Срок действия сертификата соответствия устанавливается соответствующим техническим регламентом. Работы по обязательному подтверждению соответствия оплачивает заявитель.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектом добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами установленные требования.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ (Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии) подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение такого контроля (надзора) действующим законодательством. Эти органы вправе:

требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;

осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;

выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленные сроки;

принимать решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

привлекать изготовителя (продавца) к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.

Большую роль в определении требований к качеству продукции, работ, услуг играют хозяйственные договоры. В договоре могут быть предусмотрены санкции за нарушение условий о качестве. Если этого не сделано, в спорах хозяйствующих субъектов применяются санкции, установленные действующим законодательством, в том числе ФЗ РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» (1998 г.), ФЗ РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (1994 г.), ФЗ РФ «О защите прав потребителей» (1996 г.).

В целях повышения ответственности за качество технически сложной продукции, предназначенной для длительного использования, изготовитель устанавливает гарантийные сроки. Гарантийный срок на продукцию производственного назначения исчисляется со дня ввода в эксплуатацию, на товары народного потребления – со дня продажи их через розничную торговую сеть, на строительные объекты – со дня подписания акта об их приемке государственной комиссией. Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого в изделии устранялись обнаруженные недостатки. Гарантийный срок распространяется на все изделие в целом. При этом на комплектующие и составные части он считается равным гарантийному сроку на основное изделие, если иное не предусмотрено нормативными документами изготовителя или договором.

Срок службы, как и гарантийный срок, устанавливается на технически сложные изделия, предназначенные для длительного использования. Он определяет период времени, по истечении которого товары (результаты работ) экономически нецелесообразно использовать либо их использование может представлять опасность для жизни и здоровья людей. В последнем случае требование об установлении срока службы является обязательным требованием стандартов. Во всех остальных случаях срок службы устанавливается изготовителем или соглашением сторон в договоре.

Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические средства, медикаменты и другие товары, потребительские свойства которых со временем могут быть ухудшены до такой степени, что они становятся непригодными к использованию или могут представлять опасность для жизни и здоровья. Для этих товаров требование об установлении срока годности является обязательным требованием стандартов. Во всех остальных случаях срок годности определяется изготовителем либо соглашением сторон в договоре.

studfiles.net

Регулирование - качество - продукт

Регулирование - качество - продукт

Cтраница 1

Регулирование качества целе-вдго продукта при условии сохранения теплового баланса колонны осуществляют изменением ее материального баланса. При этом расход одного из потоков должен изменяться регулятором состава продукта. Какой из расходов выбрать в качестве управляющего параметра - расход дистиллята или кубового продукта - зависит от их величины. Большая абсолютная точность будет получена при воздействии на меньший расход, поэтому для решения вопроса нужно составить материальный баланс колонны и сравнить между собой расходы этих потоков.  [1]

Подсистема регулирования качества продукта содержит регулятор 5 концентрации фугата и регулятор б крутящего момента, управляющее устройство 7 и коммутатор 8 каналов регулирования.  [3]

Предположим, что система регулирования качества продукта pt, показанная на рис. 21 ( см. стр.  [4]

Если система управления предназначена для регулирования качества продукта производства, то L1 определяет величину минимального риска приема недоброкачественного продукта или то минимальное число измерений, которые необходимо осуществить, чтобы обнаружить брак. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет найдено компромиссное решение между Lb L0 и Я.  [5]

Предметом настоящего исследования является проблема регулирования качества продукта в верхней и нижней частях ректификационной колонны. Особую ценность представляет газо-жидкостный хроматограф, который способен анализировать многокомпонентные составы в нефтяной и химической промышленности. Он работает с определенными интервалами, поскольку система регулирования производит периодически отбор проб. В работах [ 10 и И ] установлено, что благодаря взаимодействию двух продуктов регулирование невозможно или почти невозможно. Некоторыми авторами обсуждается возможность использования таких измерителей качества, которые позволили бы устранить влияние взаимодействия продуктов при измерении.  [6]

На рис. 20 показана принципиальная схема системы регулирования качества продукта.  [8]

Следует отметить, что систематизированные материалы по регулированию качества продуктов, получаемых на установке АВТ, в литературе отсутствуют.  [9]

Автоматические химические анализаторы также могут найти применение при регулировании качества продуктов ректификации.  [11]

В связи с этим особенно важны такие направления, как: регулирование качества продуктов; регулирование качества производства; введение зеленых налогов на продукцию. Винтер рассматривает дело о введении торговых ограничений на асбест.  [12]

Адаптивная САУ сепараторами и центрифугами непрерывно-циклического действия содержит три подсистемы ( ПС): информационную; регулирования качества непрерывно отводимых продуктов; управления циклограммой работы машины.  [13]

Поэтому при постоянном отборе дистиллята или кубового продукта и при значительных возмущениях по расходу сырья система регулирования качества выходных продуктов за счет изменений температуры флегмы и сырья может не обеспечивать заданного качества разделения.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Тема 11. Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.

1. Правовые формы и цели управления качеством. Техническое регулирование. Технические регламенты. Полномочия органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Правовые формы в системе управления качеством продукции на базе стандартизации

М. Н. Семякин, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права УрГЮА

Проблема повышения качества продукции является всегда актуальной для любой системы хозяйствования, особенно для рыночной экономики, когда в повышении эффективности производства все большее значение приобретает фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

И это не только, а возможно, и не столько «чисто» техническая, сколько большая социальная проблема. Качество продукции, работ, услуг и т. д. обусловливает качество жизни не только отдельных граждан, их коллективных образований, но и общества и государства в целом. Поэтому фактор качества в широком смысле – это то, что, в конечном счете, обусловливает жизнеспособность социально-экономической системы, перспективы ее развития.

Для успешного решения этой проблемы необходимо научное исследование ее различных аспектов – технических, экономических, политических, организационных, психологических и др. Важное значение среди них принадлежит правовым формам и средствам в системе управления качеством продукции.

Каково же место правовых форм в системе управления качеством продукции? Для ответа на этот вопрос необходимо, прежде всего, определиться в понимании таких базовых, исходных категорий, как «управление», «управление качеством», «система управления качеством».

Понятие «управление» – достаточно распространенный, но нестандартизированный в целом термин. В различных источниках он интерпретируется по-разному, начиная от широкого его понимания до крайне узкоспециального.

Управление в широком смысле обычно понимается как общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы, достижение цели.

Управлением также называют некоторые организационные структуры и хозяйственные органы, подразделения или само управленческое воздействие, то есть процесс воздействия на управляемый объект1.

Некоторые авторы включают в управление не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей управления, выработку политики, а также принятие управленческих решений. Другие исследователи связывают управление с упорядочением какого-либо многообразия или с понятием контроля, руководства, менеджмента и т. д.

В теории оптимальных процессов управление понимается как перевод системы из одного состояния в другое на основе совокупности управляющих параметров.

Наиболее полное, как представляется, определение категории «управление» сформулировано академиком А. Бергом: «Процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные… причем существенно, что это воздействие осуществляет субъект управления – управляющая подсистема»2.

Данное определение, достаточно широкое по своему объему, охватывает практически все свойства и признаки, характерные для любой системы управления, в том числе и для системы управления качеством продукции. Высокое качество может быть достигнуто благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством, которая предполагает наличие упорядоченной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих различных элементов – технических, экономических, психологических, правовых и иных средств для достижения поставленной цели – создания условий, способных обеспечивать необходимый уровень качества продукции при оптимальных затратах.

По международным стандартам ISO серии 9000 система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. И хотя в данном случае прямо ничего не говорится о правовых формах, их роли в системе управления качеством, думается, их следует отнести к одним из тех указанных выше «ресурсов», которые необходимы «для общего руководства качеством».

В соответствии с ГОСТ 15437-79 управление качеством продукции – это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, цель которых – установить, обеспечить и поддерживать необходимый уровень ее качества.

Отвлекаясь от ряда недостатков данного определения, отметим в качестве одного из его достоинств то, что оно предполагает использование правовых средств в системе управления качеством, ибо указанные действия, направленные на установление, обеспечение и т. д. необходимого уровня качества продукции, не могут быть осуществлены, не используя при этом правовые «ресурсы».

Таким образом, правовые средства занимают одно из важных средств в совокупности различных ресурсов – технических, экономических, организационных и иных, посредством которых осуществляется «воздействие» на объект управления на различных его иерархических уровнях – общегосударственном, отраслевом и на уровне предприятия, а также на всех стадиях создания и использования продукции (исследовании, проектировании, изготовлении и т. д.).

К сожалению, в литературе (да и на практике) роль и значение правовых форм и средств в системе управления качеством продукции не всегда получают адекватную оценку. В научных исследованиях, посвященных проблемам управления качеством продукции, о роли и значении правовых средств в этом процессе порой вообще ничего не говорится, либо содержатся незначительные упоминания3. В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на следующее.

Во-первых, право в системе управления качеством продукции выполняет упорядочивающую, регламентирующую функцию, придает техническим и иным решениям формальную определенность. Указанные решения для того, чтобы субъекты могли их четко воспринимать, руководствоваться ими, должны быть правильно сформулированы и выражены (закреплены) в таких специфических нормативных установлениях, как стандарты и другие нормативно-технические регламенты.

Во-вторых, закрепление технических решений в праве имеет не только чисто техническое, формальное, но и «содержательное» значение. В процессе исследования, проектирования и т. д. продукции одна из главных задач состоит в том, чтобы четко определить необходимые полезные свойства продукции в виде соответствующих показателей, их значения, требований и правильно отразить их в нормативно-технических документах – стандартах, чертежах, технологических картах, технических условиях.

В значительной мере от того, насколько то или иное техническое решение будет юридически грамотно сформулировано (выражено) в правовой форме, зависит его правильное (адекватное) понимание, а следовательно, и применение. Кроме того, правовая форма в соответствующих случаях оказывает определенное воздействие и на само содержание технического решения, расширяя его либо конкретизируя альтернативные значения тех или иных показателей (параметров) качества продукции и т. д. Так, например, в договоре стороны могут установить более высокие требования к качеству продукции по сравнению с теми, которые регламентируются стандартами; конкретизировать нормативно-технические установления, предусматривающие лишь «нижнее» и «верхнее» значения показателей качества и т. д.

В-третьих, с использованием правовой формы осуществляется материальное стимулирование, улучшение качества продукции, создание ее принципиально новых типов и видов.

В-четвертых, принципиально важное значение принадлежит правовой форме в процессе обеспечения прав и законных интересов потребителей продукции. С этой целью действующее законодательство предусматривает в отношении соответствующих видов продукции установление таких специфических правовых конструкций, как гарантийный срок, срок хранения товара, срок службы и т. д., а также закрепляет ряд прав, возникающих у потребителей в связи с продажей товаров ненадлежащего качества.

В-пятых, право выполняет и такую существенно важную функцию, как установление ответственности за нарушение требований к качеству продукции, вытеснение из экономической и социальной сфер иных негативных явлений (производство контрафактных товаров) и тому подобное.

В настоящее время активно осуществляются процессы, связанные с продолжением формирования, а также обновлением правового компонента (правовой подсистемы) в системе управления качеством продукции. В современных условиях можно уже говорить о сформировании законодательной основы (базы) в системе управления качеством продукции. Исходное значение здесь имеют Конституция РФ, закрепляющая право граждан на безопасные условия жизни, ее достойный уровень и т. д.; Гражданский кодекс РФ, формулирующий требования, в том числе «качественного» характера, к надлежащему исполнению обязательств, защите прав потребителей и т. д.

В последнее время принят ряд специальных законов, касающихся обеспечения качеством продукции: «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей» и др.

Однако самую «плоть» в правовой подсистеме управления качеством продукции, безусловно, составляют многочисленные специальные нормативно-технические регламенты качества – стандарты и другие. В этой связи можно назвать, например, ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» и ряд других.

В настоящее время мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ISO 9000-9004, принятых международной организацией по стандартизации (ISO) и существенно обновленных в 90-е годы4. Так, стандарт ISO серии 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества» содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятия. Роль методического указания для общего руководства качеством продукции на предприятии играет стандарт ISO 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» и т. д.

Главная же цель международных стандартов ISO серии 9000 – установление единого, признанного во всем мире подхода к договорным условиям по оценке обеспечения качеством и регламентация отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация на требования потребителя и заканчиваться удовлетворением этих требований.

В настоящее время в правовом «компоненте» системы управления качеством продукции, включающем в себя довольно значительный по объему нормативный материал различного характера и уровня, возникает ряд проблем, которые нуждаются в серьезном научном обсуждении и практическом решении.

Одна из них связана с необходимостью определения того, что представляет собой вся совокупность различных нормативно-технических и других установлений в сфере управления качеством продукции – подотрасль права либо правовой институт и т. д.

Думается, что в настоящее время весь этот обширный массив технико-юридических и иных норм можно квалифицировать как комплексный правовой институт, включающий в себя различные по характеру нормы: административно-правовые, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные и иные установления. Учитывая комплексный характер данного института, можно сделать вывод о том, что его место в системе предпринимательского (хозяйственного) права. Правовой основой этого института, его консолидирующим актом, очевидно, можно считать Закон «О техническом регулировании». Однако данный Закон, как представляется, в настоящее время вряд ли в полной мере может выполнять эту функцию. Этот акт характеризуется достаточно узкой технической направленностью; в нем отсутствует разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования, контроля, надзора и т. д. за качеством продукции. Указанный закон, как представляется, обладает и рядом других существенных недостатков, которые не позволят ему выполнять консолидирующую функцию в комплексном правовом институте управления качеством продукции.

Другой проблемой является необходимость обеспечения разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового обеспечения качества продукции, надзора за соблюдением требований к качеству.

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления, взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации, осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Однако в законодательстве отсутствуют четкие критерии определения тех функций в сфере обеспечения качества продукции, которые должны осуществлять органы власти субъектов Российской Федерации.

К третьей проблеме можно отнести необходимость обеспечения единства и непротиворечивости различных нормативных установлений, входящих в правовую подсистему управления качеством продукции. В этом отношении здесь также далеко не все благополучно. Так, например, согласно п. 1 ст. 5 Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов и т. п., обязаны предоставлять покупателям или потребителям полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при их изготовлении.

В соответствии же с законом «О защите прав потребителей» потребитель имеет право требовать предоставления ему информации не только о качестве и безопасности товара, соблюдении требований нормативных документов, но и иной информации, в частности, о самом изготовителе, режиме его работы, реализуемых им товарах; другой информации, обеспечивающей возможность правильного выбора товара и т. д. (ст. 8–10).

В данном случае необходимо руководствоваться соответствующими положениями, закрепленными в Законе «О защите прав потребителей», как наиболее полно обеспечивающем защиту прав и законных интересов потребителей.

Обеспечение внутренней согласованности и непротиворечивости правовой подсистемы управления качеством продукции, ее правильного соотношения и взаимодействия с другими элементами в системе управления качеством позволит наметить пути и создать комплексный механизм обеспечения необходимого уровня качества продукции, ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках.

studfiles.net

регулирование качества - это... Что такое регулирование качества?

 регулирование качества n

manag. Qualitätslenkung

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • регулирование карбюратора на обеднённый состав горючей смеси
  • регулирование качества смеси

Смотреть что такое "регулирование качества" в других словарях:

  • регулирование качества воды — Воздействие на факторы, влияющие на состояние водного объекта, с целью соблюдения норм качества воды. [ГОСТ 17.1.1.01 77] Тематики водоснабжение и канализация в целом EN water quality control DE Regulierung der Wasserqualität FR le reglage de la… …   Справочник технического переводчика

  • Регулирование качества воды — 10. Регулирование качества воды D. Regulierung der Wasserqualität E. Water quality control F. Le reglage de la qualite des eaux Воздействие на факторы, влияющие на состояние водного объекта, с целью соблюдения норм качества воды Источник: ГОСТ 17 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • регулирование — 3.34 регулирование: Деятельность, направленная на поддерживание заданного состояния чего либо (например, объекта, системы). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • регулирование арендной платы — (квартплаты) Постановления штатных и местных правительств, ограничивающие сумму арендной платы, которую домовладельцы могут взимать со своих квартиросъемщиков. Ограничение арендной платы направлено на регулирование качества сдаваемого жилья;… …   Финансово-инвестиционный толковый словарь

  • Регулирование частоты в энергосистемах — Регулирование частоты в энергосистеме  процесс поддержания частоты переменного тока в энергосистеме в допустимых пределах. Частота является одним из важнейших показателей качества электрической энергии и важнейшим параметром режима… …   Википедия

  • РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ — англ. regulation, extreme; нем. Extremalregulierung. Способ автоматического управления, заключающийся в установлении такого режима работы объекта, при к ром непосредственно измеряемый показатель качества имеет максимальное (минимальное) значение …   Энциклопедия социологии

  • Регулирование автоматическое — (от нем. regulieren регулировать, от лат. regula норма, правило)         поддержание постоянства (стабилизация) некоторой регулируемой величины, характеризующей технический процесс, либо её изменение по заданному закону (программное… …   Большая советская энциклопедия

  • Регулирование автоматическое — [automatic control] поддержка постоянной (стабилизация) некоторой регулируемой величины (например, температуры, давления, объема, концентрации и т. п.), характеризующей технологический процесс, либо ее изменение по заданному закону (программное… …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • Качества показатели —         системы автоматического регулирования, величины, характеризующие точность, с которой система автоматического регулирования выполняет оптимальный технологический процесс и необходимый режим работы машины или механизма (см. Регулирование… …   Большая советская энциклопедия

  • РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ — англ. regulation, extreme; нем. Extremalregulierung. Способ автоматического управления, заключающийся в установлении такого режима работы объекта, при к ром непосредственно измеряемый показатель качества имеет максимальное (минимальное) значение …   Толковый словарь по социологии

  • РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА) — научно обоснованное, целенаправленное, комплексное воздействие об ва на брачно семей ные отношения; включает меры законодательного, экономич., пропагандистского характера, а также службу семьи (см.) как механизм регулирования брачно семейных… …   Российская социологическая энциклопедия

Книги

  • Метрология, стандартизация, сертификация, техническое регулирование и документоведение. Учебник, В. Ю. Шишмарев. Учебник предназначен для студентов СПО, обучающихся по специальностям: `Компьютерные сети`, `Компьютерные сети и комплексы`, `Информационные системы` (по отраслям). Разработан на основании… Подробнее  Купить за 1869 грн (только Украина)
  • Техническое регулирование и управление качеством, Афанасьев В.А.. В учебном пособии с единых позиций излагаются основы технического регулирования и управления качеством продукции и производственных (технических и деловых) процессов. Рассмотрены основные… Подробнее  Купить за 796 руб
  • Техническое регулирование и управление качеством, В. А. Афанасьев, В. А. Лебедев, В. П. Монахова, Е. П. Мышелов, Ю. А. Ножницкий. В учебном пособии с единых позиций излагаются основы технического регулирования и управления качеством продукции и производственных (технических и деловых) процессов. Рассмотрены основные… Подробнее  Купить за 568 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «регулирование качества» >>

universal_ru_de.academic.ru

Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

Содержание

Введение

1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию

1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

Заключение

Список литературы

Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.

Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

Среди основных задач, можно выделить следующие:

Определить понятие качества продукции и его правовое значение.

Рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию.

Проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

В качестве теоретической базы были использованы работы Зинченко С.А., Колесника Г. И. и других авторов.

1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

С точки зрения философии, качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство же — это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Или, другими словами, свойство предмета состоит в том, чтобы производить в другом предмете то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. При этом способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качества или состояния последнего[1] . Данное определение имеет, однако, предельно общий характер, и для практических целей требует конкретизации.

По определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Строго говоря, определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества[2] .

Конечно, более всех в производстве и получении высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

Глубокое реформирование социально-экономической основы и политического строя современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения в методах государственного регулирования качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время и в обозримом будущем, но сфера их применения постепенно сужается. Все более заметную роль в определении качества продукции играет договор. Этот процесс имеет свое легальное основание в норме ГК РФ, согласно которой продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469). Договорное определение качества продукции вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Учитывая, что в реальных взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия договора о качестве, предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли — продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ) [5, с.627].

В то же время, свобода договора не может быть безграничной. Как установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно ограничивает свободу договора в интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей. Таковы, например, положения о публичном договоре. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Наиболее полно и последовательно идея защиты интересов «слабой стороны» реализована в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом Законе, хотя и не содержится положений о качестве, которые существенно отличались бы от формулировок ГК РФ, тем не менее, определены условия признания товара (работы, услуги) некачественным:

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

mirznanii.com

30. Правовое регулирование качества продукции. Предпринимательское право. Шпаргалки

30. Правовое регулирование качества продукции

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному.

В законодательстве закрепляются:

• компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества;

• показатели качества, обязательные в сфере товарооборота;

• виды нормативно-технической документации и требования к ней;

• права сторон по определению условий о качестве в договоре;

• формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

Составные части законодательства о качестве:

• о стандартизации;

• о метрологии;

• о сертификации;

• о приемке продукции по качеству;

• об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.

Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».

Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) – органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством.

Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru