5.Рецепция римского права: понятие, причины и основные этапы. Рецепции римского права этапы


этапы, причины, значение :: BusinessMan.ru

Под рецепцией римского права понимается один из важных процессов, протекавших в феодальную эпоху в западной части Европы, начиная с XII века. Слово «рецепция» с латыни переводится как «принятие», что в случае с римским правом представляет собой переработку и усвоение его нормативного и теоретического стержня.

В конечном итоге система и рецепция римского права стали приемлемыми для регулирования отношений, характерных для более высокого уровня общественного развития. Нужно отметить, что воспринято было частное римское право, публичное же прекратило свое существование одновременно с падением Римской империи.

Европейское право после падения Рима

После того как Рим пал под натиском варваров, на его территории образовался ряд государств, которые продолжали применять его правовые нормы. Например, это происходило в Испании, Галлии, здесь стали выпускаться основанные на римском праве сборники законодательства.

Так, в 506 году, во времена Алариха II, управлявшего вестготами, был издан один из подобных документов. В Византийской империи в 529-534 годах был разработан Кодекс Юстиниана, ставший основой для последующего развития римской системы права. Вместе с этим на части территорий продолжали действовать нормы обычного права, которые отличались необычайной пестротой и вступали в противоречие между собой и с положениями римского права. В связи с этим, а также по ряду других причин интерес к римскому правовому наследию не только не угасал, но, напротив, получил свое дальнейшее развитие по прошествии веков. Рассмотрим подробнее эти причины.

Причины рецепции римского права

Среди факторов, способствующих восприятию норм римской правовой системы, в первую очередь можно выделить следующие:

  • Высокий уровень права, разработанного римскими юристами, который характеризовался тем, что в нем присутствовали ряд готовых институтов, регулирующих отношения развитого товарного оборота, четкость и прозрачность норм, свобода от национальных ограничений, черты универсальности, обширная территория применения, высокий научный авторитет.
  • Недостатки местных правовых обычаев, которые отличались архаичностью, наличием большого числа пробелов, противоречий и неясностей в толковании.
  • Стремление королей в связи с усилением их власти к ослаблению значения народных обычаев, а вместе с ними и значения руководствовавшихся ими судов. В связи с этим назначались судьи, владеющие познаниями в римском праве.
  • Присутствие правовых положений, помогающих обосновывать претензии на неограниченную монаршую власть, что было необходимо государям в борьбе с феодалами и представителями высшей церковной власти.
  • Расширение возможности для королевских особ объединять под своим управлением все больше территорий, охватывая их единой системой права.
  • Использование римского права в Священной Римской империи, которая считалась восприемницей прежнего государства и учредила в конце XV века Общеимперский суд. При разрешении дел он в первую очередь был обязан руководствоваться положениями римского права и лишь вслед за этим «оглядываться» на нормы немецкого, «доброго» права, на которое ссылались стороны спора. В дальнейшем это привело к прямому и непосредственному восприятию права римлян в Германии в XVI-XVII веках.
  • Повышение интереса к ценностям античного наследия и к римскому праву в их числе.

Обобщенным описанием предпосылок рецепции римского права в Западной Европе можно считать следующее. В XII веке наблюдался подъем в развитии промышленности и торговли, что требовало перехода от применения отсталой обычной системы права к более прогрессивной. К такой, которая, выходя за границы раздробленных феодальных вотчин, могла охватить и дать импульс развитию новых буржуазных отношений.

Этапы рецепции: изучение и толкование в XII веке

Рецепция римского права представляла собой сложнейший процесс, который имел разные формы в различные отрезки времени. Они выражаются в заимствовании отдельных частей, их переработке применительно к местным нуждам и усвоении в виде применения уже в качестве органичной части собственной правовой системы. Кратко описать процесс рецепции римского частного права можно следующим образом.

Первый этап. В XII веке римские законы и теоретические юридические выкладки стали предметом пристального изучения в университетской среде в Италии. Начало этому положил известный болонский юрист Пепо, или Пепино, бывший частным преподавателем права. Он был предшественником движения глоссаторов в Болонской школе искусств, позже ставшей Болонским университетом.

Пепо, а за ним и Ирнерий (профессор права) заинтересовались Сводом законов Юстиниана. Первоначально их изучение происходило в форме коротких комментариев, которые делались на полях рукописей и между их строчками. Такие замечания именовались «глоссами» и дали название двум школам: глоссаторов и постглоссаторов (о последних будет подробнее сказано ниже).

Распространение в XIII-XVII веках

Второй этап. В XIII веке одним из самых знаменитых итальянских законоведов Франциском Аккурзием был создан сборник комментариев (глосс) его предшественников и современников. Этот труд произвел очень большое впечатление и стал настольной книгой судей, принеся автору славу первого законоведа Средневековья.

Постглоссаторы – это итальянская школа права, которая в середине XIV века пришла на смену глоссаторам. Для последних характерна адаптация норм римского права к применению в судебной системе. Ее яркими представителями были Бартоло Сассоферрато, Бальдо Ульбадис, Майнус и другие.

Они толковали работы глоссаторов, касающиеся правовых понятий и выдержек из кодификации Юстиниана, чтобы выработать общее ученое мнение. Ими была проведена большая работа по согласованию римских юридических конструкций с нормами обычного, городского и церковного права. Именно в таком, приспособленном к феодальным условиям виде римское право и было внедрено в судебные системы стран европейского запада.

Переработка и восприятие в XVIII-XX веках

В этот период, относящийся к третьему этапу рецепции римского права, последнее в переработанном виде становится действующим. В основном оно было воспринято в форме так называемого пандектного, то есть базирующегося на Пандектах, или Дигестах Юстиниана, как, например, в германских странах. Это было частное право, имеющее вид выдержек из законов и других правовых актов римских юридических авторитетов.

А также была воспринята и институционная система, в основе которой лежали Институции Гая, а вслед за ними и учебник для студентов, изданный при Юстиниане и возведенный им в статус закона. Их структура соответствовала делению на лица, вещи, обязательства и иски, она оказала свое влияние на построение в дальнейшем европейского гражданского законодательства.

Другие воспринятые черты

Помимо указанного выше, характерным для пандектного права является деление его на отрасли, внутри которых, в свою очередь, прослеживается дифференциация общей и особенной частей кодифицированных документов. Эти особенности хорошо видны на примере французского гражданского кодекса, принятого в 1804 году, германского гражданского уложения 1896 года, современного российского гражданского законодательства.

Сегодня правовые системы европейских стран, в основе которых лежит рецепция римского права, влились в единую семью, носящую название «континентальная», или «романо-германская». В нее входят Россия, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Испания, Португалия и другие государства.

Значение

Рецепция римского права приобрела значение, которое трудно переоценить. Оно заключается в могущественном влиянии на процесс дальнейшего развития законодательной базы европейских стран. А также на выработку правовых и политических учений общества, в основе которого лежит приоритет частного владения собственностью. Римское право – это одно из великих исторических правовых явлений, без знания которого не может обойтись ни один образованный юрист.

businessman.ru

понятие, причины и основные этапы.

Согласно общепринятому определению, Рецепция (см. Рецепция) римского права, усвоение римского права странами Западной Европы в средние века. Восприятие римского права отражало стремление нарождавшейся буржуазии к созданию единого национального правового порядка. Рассчитывая укрепить господство над крестьянами, Рецепцию. р. п. поддержали феодальные круги;королевская власть нашла в нём юридические формулы (особенно из римского государственного права императорского периода), обосновывавшие политику централизации и абсолютизма. Распространению римского права способствовала также католическая церковь;большую роль в этом сыграли глоссаторы и особенно постглоссаторы, не только преподававшие классическое римское право, но и обработавшие его применительно к условиям феодального общества.

Процесс этот начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием(который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Активность его учеников и последователей (Bulgarus, Martinis, Jacobus, Hugo) привлекала в школу множество слушателей со всех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигеста - центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву (ius positivum). Ведь на практике в этот период суды вольно обращались с правовыми нормами, решая споры скорее на основании субъективного представления, чем на строгом следовании духу и букве закона; господствовала свобода судейского усмотрения.Таким образом, утверждалось важное правовое начало законности, подчеркивалась значимость позитивного права, законодательства для правильного разрешения юридических конфликтов в обществе. Преподавание состояло в чтении и комментировании (толковании) древних источников. Толкования надписывались прямо в тексте источника, на полях и между строк; подобные толкования носили название глоссы. От него получили наименование и сами деятели первоначального периода рецепции римского права - глоссаторы.

Изложенное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были: •углубленное изучение источников римского права; •утверждение значимости позитивного права;• установление важности принципа законности.Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы(или постглоссаторы). Деятельность комментаторов отличалась применением при изучении права дедуктивного метода, то естьвыведением из общих принципов права некоторых частных положений (правил, правовых норм).

В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками древнего римского права, сколько комментариями своих предшественников - глоссаторов. Но, комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям, а затем из этих общих понятий логически (дедуктивно) вывести новые частные понятия, применимые к конкретному жизненному отношению. Таким образом, деятельность постглоссаторов оказалась первым опытом философского познания права. Следовательно, их усилиями было положено основание европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом - очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками. К тому же, убеждение комментаторов в существовании универсальных принципов права возрождало интерес к обнаружению всеобщего критерия справедливости позитивного права, к естественному праву (ius naturale). Несмотря на указанные характеристики, в деятельности комментаторов преобладали практические тенденции: они стремились привести римские юридические конструкции в связь с правовыми взглядами и потребностями современного им общества.

Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы приспособляли римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своему времени. Эта работа перерабатывала общемировое право античности в общее право (lex generalis) нового европейского мира.

Таким образом, главными достижениями деятельности направления постглоссаторов можно назвать: • выработку основ европейской теории права;• постановку задачи обнаружения критерия справедливости позитивного права;• разработку основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права. Последующее развитие европейской юриспруденции связывают с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и в целом к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает стремление оторваться от произвольных явлений - глосс и комментариев и обратиться к первоисточникам.Изучение первоисточников осуществлялось в сопоставлении с той живой действительностью, которая их создавала и была отражена в античной истории, литературе, искусстве.Таким образом, деятели гуманистического направления подошли к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам - с позиций истории и филологии. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Кроме того,изменилась и методика преподаванияправа: вместо чтения и комментирования Corpus (чем по преимуществу занимались глоссаторы и комментаторы)стало вводится систематическое изложение права по определенному плану, близкому плану юстиниановых Институций.

В XVII - XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права.

Эти разумные начала под именем естественное право получают приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противопоставляются неразумному и несправедливому правопорядку Европы XVIII в. с ее устарелыми, как полагали, политическими институтами, неравенством сословий, бесправием простых людей. Сложилось убеждение, что стоит только предоставить человеческому разуму свободу, он устроит общественные отношения наилучшим образом.

Рецепция римского права-это длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходили теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.

Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии.

Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей- практиков.

Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права.Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости. Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости. Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима.

6. Системы изложения римского права (институюционная и пандектная). Институционная: лица – вещи – обязательства. Таким образом изложены институции Гая. Позже отразилось в кодексе Наполеона

Пандектная: деление на общую и особенную части. Частное право регулировало отношения, основанные на равенстве сторон. В общей части (лица, объекты, основания возникновения обязательств) – общие положения. В особенной – описание отдельных видов правоотношений. 4 части – вещное, обязательственное, семейное, наследственное. Общая часть помогала избежать пробелы в праве.

Экзегетическая-толкование..

studfiles.net

1.2. Этапы развития римского права. Рецепция римского права.

Формирование и развитие римского права как целостной и еди­ной правовой системы распадается на две самостоятельные — как по сво­им закономерностям, так и по своему значению для сложения принципов и институтов римского права — эпохи. Первая эпоха — это становле­ние и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до н.э.— V в.н.э.). Вторая эпоха — это восприятие исторической традиции римского права други­ми народами в рамках собственной государственности в интересах ли не­посредственной юридической практики, в целях ли юридической науки и образования (с VI в. н.э. по настоящее время). Хотя именно на вторую эпоху приходится содержательный и формальный расцвет римского пра­ва, античное римское право, право Древнего Рима, принято квалифици­ровать как классическое римское право, представляющее образец дог­матической конструкции и понимания различных институтов.

Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.

Первый период (VIII в. — III в. до н.э.) характеризуется как пери­од начального формирования римского права. Все его принципы и ин­ституты подчинены традиции медленно ломающегося в социальном смыс­ле патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохране­ния ее ценностей и вместе с тем привилегий, оно неразрывно с юриди­ческой практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам. В этот период отмечается станов­ление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем посто­янной судебной практике. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право — т.н. квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от не римлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патриар­хальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что законо­мерно обуславливает обращение такой собственности; отношения граж­данства заканчивались на пороге римского дома и определяли только во­енно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии и власти вождей — царей.

Второй период (III в. — II в. до н. э.) — переходный, предклассический. Предпосылкой правового движения стала социальная унифи­кация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями. На мес­то строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения справедливости, что позволяет делать судебное правопримене­ние более современным, учитывающим усложнение гражданской жизни и новых коллизий. Формируется система и практика гарантирующих ис­ков, которые включают в себя конкретные требования с подразумением пока собственно материального права.

Третий период (I в. до н. э. — III в. н. э.) — классический для всей эпохи античного римского права. В условиях длительного социального кризиса Древнего Рима (I в. до н. э. — нач. I в. н. э.), распада республи­канских установлений и утверждения монархии происходит формирова­ние принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, а затем переосмысление с их точки зрения нового мо­нархического строя. Одновременно складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой ох­раны и принципами применения. В условиях расширения Римской импе­рии и конструирования под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к право­вой справедливости и равенству в рамках гражданско-правовых отноше­ний институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т.д.

Четвертый период (IV — V вв. н. э.) — время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственнос­ти, в систему, пригодную для других социальных и политических усло­вий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права и их сопоставительную значи­мость; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. Су­дебный процесс также становится неразделим с государственным адми­нистрированием. В этих условиях реальным историческим фактором ста­ла целостная правовая политика власти, преобразующая (ввиду соб­ственных интересов и разумения) начала и институты права.

Рецепция римского права.

Рецепция римского права, усвоение римского права странами Западной Европы в средние века. Широкая Рецепция римского права началась в 12 в. и достигла кульминации в 15—16 вв. В основе процесса возрождения римского права лежало развитие в недрах феодального общества буржуазных связей и отношений, поскольку оно отличалось «... непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 311) и содержало в себе готовые формы регулирования имущественного оборота, которых не имелось в феодальном праве. Восприятие римского права способствовало преодолению партикуляризма права, отражало стремление нарождавшейся буржуазии к созданию единого национального правового порядка. Рассчитывая укрепить господство над крестьянами, Рецепция римского права поддержали феодальные круги; королевская власть нашла в нём юридические формулы абсолютизма. Распространению римского права способствовала также католическая церковь; большую роль в этом сыграли глоссаторы и особенно постглоссаторы, не только преподававшие классическое римское право, но и обработавшие его применительно к условиям феодального общества. Особенно глубокие последствия имела Рецепция римского права в Германии.

studfiles.net

VI. Значение и этапы рецепции римского права

Количество просмотров публикации VI. Значение и этапы рецепции римского права - 738

Римское право явилось как результат саморазвивающейся государственности, обеспечивающей естественные интересы исторического народа, самостоятельно реализующего свою судьбу. Это право - единственное в своем роде - прошло самобытный путь развития от самых простых правил обычая, до самых тонких определœений сложнейших оттенков договорных отношений; от казуистического регулирования, присущего законам XII таблиц, до правовых норм, категорий и принципов Дигест Юстиниана. Такой путь развития права соответствовал столь же естественному, самостоятельному и вполне национальному развитию хозяйства, политической организации римского общества и развитию государственных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность первого, второго и третьего.

Длительность, естественность и национальная ориентированность обеспечили универсальную значимость римского права, которая, в свою очередь, поставила его на уровень одного из высших культурных достижений человечества. Этот вывод подтверждается историческим феноменом, который носит наименование рецепция римского права.

В беспокойный период переселœения германских и готских племен попытки формирования государств на территории бывшей Западной римской империи, эгоистическая борьба между папством и новыми князьями в период с VI по X век казалось прекратили культурное развитие Европы и похоронили всœе достижения античности, в т.ч. римское право.

При этом естественные хозяйственные потребности пробуждают крайне важно сть обмена товарами между производителями, установления торговых отношений между территориями, пробуждают мысль о желательности правильного регулирования этих отношений. Но примеры подобного регулирования известны: те или иные фрагменты римских правовых конструкций использовались в законодательстве германских завоевателœей, вероятно, не забылись и практикой.

Экономическое возрождение в городах, да и само каролингское возрождение, предполагают освобождение личности от тех сословных и семейных (родовых) ограничений, которые присущи новым посœелœенцам Европы: индивидуальная энергия требует гарантий свободы самодеятельности, свободы самоопределœения, ясности правового регулирования всœех отношений, связанных с личностью, будь то собственность, договор или наследование.

Да и государственная власть громадной империи стремится обнаружить нравственные и правовые основания для своего бытия.

"В Италии в конце XI в. вновь пробуждается интерес к античной культуре, тексты юстиниановской кодификаци привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, весьма располагал к восприятию римского права в качестве общей основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в тонком юридическом инструменте особенно ощущалась в южной части Франции (Прованс) и северной Италии - наиболее развитых в экономическом, торговом и культурном отношении Западного мира. В этом историческом контексте и состоялось новое открытие римского права. В Болонье сложилось объединœение лиц, усердно изучавших (studentes) правовое наследие Рима. Вскоре они оформили свой союз, дав ему латинское название автономной корпорации - universitas. Университетское образование распространилось по Европе, а вместе с ним - и юридическое знание". (23)

В Европе начинается мощный культурный процесс, который получил название рецепция римского права. Под этим разумеется восприятие, заимствование права одной эпохи и одного народа другими народами и в другую эпоху.

Процесс данный начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием (который был судьей, преподавателœем риторики и диалектики, преподавателœем права). Активность его учеников и последователœей (Bulgarus, Martinis, Jacobus, Hugo) привлекала в школу множество слушателœей со всœех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.

Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигест - центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву (ius positivum). Ведь на практике в данный период суды вольно обращались с правовыми нормами, решая споры скорее на основании субъективного представления, чем на строгом следовании духу и букве закона; господствовала свобода судейского усмотрения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, утверждалось важное правовое начало законности, подчеркивалась значимость позитивного права, законодательства для правильного разрешения юридических конфликтов в обществе.

Преподавание состояло в чтении и комментировании (толковании) древних источников. Толкования надписывались прямо в тексте источника, на полях и между строк; подобные толкования носили название глоссы. От него получили наименование и сами деятели первоначального периода рецепции римского права - глоссаторы.

Творческая работа глоссаторов занимала период до XIII в., когда последний видный представитель этого направления Accursius издает собрание глосс - Clossa Ordinaria (около 1250ᴦ.), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказало большое влияние как на правовую теорию, так и на практику: это сочинœение использовалось в судах наравне с законами.

Изложенное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были:

· углубленное изучение источников римского права;

· утверждение значимости позитивного права;

· установление важности принципа законности.

Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы (или постглоссаторы). Среди них называют француза Ravanis, испанца Lulus, которые были философами и богословами, что и отразилось в характере этого направления. Деятельность комментаторов отличалась применением при изучении права дедуктивного метода, то есть выведением из общих принципов права некоторых частных положений (правил, правовых норм).

В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками древнего римского права, сколько комментариями своих предшественников - глоссаторов. Но, комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям, а затем из этих общих понятий логически (дедуктивно) вывести новые частные понятия, применимые к конкретному жизненному отношению.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, деятельность постглоссаторов оказалась первым опытом философского познания права. Следовательно, их усилиями было положено основание европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом - очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками.

К тому же, убеждение комментаторов в существовании универсальных принципов права возрождало интерес к обнаружению всœеобщего критерия справедливости позитивного права, к естественному праву ( ius naturale).

Несмотря на указанные характеристики, в деятельности комментаторов преобладали практические тенденции: они стремились привести римские юридические конструкции в связь с правовыми взглядами и потребностями современного им общества. Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы приспособляли римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своему времени. Эта работа перерабатывала общемировое право античности в общее право (lex generalis) нового европейского мира.

В Италии римское право приобретает значение главного источника уже в конце XII в.; во Франции с XIII в. оно распространяется на юг страны (pays du droit ecrit), но и на севере, где доминирует droit cutumier римское право применяется в качестве субсидиарного источника; в разрозненных германских государствах с XV в., (после падения суда шеффенов) именно римское право становится общим правом.

При этом повсюду юристы ставят перед собой задачу уяснить и изложить те римские правовые конструкции, которые действуют в настоящее время и в том виде, в каком они действуют; разрабатывают то право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно применяться в судах. Особенно интенсивно такая работа осуществляется в германских государствах, где постепенно, к XII в. вырабатывается так называемое современное римское право, получившее название usus modernus pandectarum.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главными достижениями деятельности направления постглоссаторов можно назвать:

· выработку основ европейской теории права;

· постановку задачи обнаружения критерия справедливости позитивного права;

· разработку основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.

К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права.

Последующее развитие европейской юриспруденции связывают с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и в целом к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает стремление оторваться от произвольных явлений - глосс и комментариев и обратиться к первоисточникам. Изучение первоисточников осуществлялось в сопоставлении с той живой действительностью, которая их создавала и была отражена в античной истории, литературе, искусстве. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, деятели гуманистического направления подошли к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам - с позиций истории и филологии. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Вместе с тем, изменилась и методика преподавания права: вместо чтения и комментирования Corpus (чем по преимуществу занимались глоссаторы и комментаторы) стало вводится систематическое изложение права по определœенному плану, близкому плану юстиниановых Институций.

Гуманистическое направление породило воззрение, что право есть живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, которою и для регулирования которой он вызван к действительности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, гуманизм пробудил те идеи, которые в XIX в. были разработаны исторической школой права.

В XVII - XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права.

Эти разумные начала под именем естественное право получают приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противопоставляются неразумному и несправедливому правопорядку Европы XVIII в. с ее устарелыми, как полагали, политическими институтами, неравенством сословий, бесправием простых людей. Сложилось убеждение, что стоит только предоставить человеческому разуму свободу, он устроит общественные отношения наилучшим образом.

Великая Французская революция явилось опытом такого переустройства общественных отношений на началах разума, как они высказывались в доктринœе естественного права. Крушение Французской революции оказалось одновременно и крушением идей естественного права. Оказалось, что позитивное право не так легко уходит из жизни, что замена исторически сложившегося правопорядка чрезвычайно болезненна; с другой стороны, недостаточно провозгласить абсолютные разумные начала, чтобы они утвердились в жизни в качестве норм поведения людей.

Реальность подорвала саму веру в абсолютные начала. Вновь возобладали идеи позитивного права. Зародилась историческая школа права, главная идея которой такова: право не есть продукт того или иного произвольного творчества, хотя бы и одухотворенного абсолютными началами разума; оно есть результат развития народного духа, раскрывающегося в истории народа в тесной связи с его религией и культурой. Право глубоко национально и, чтобы постигнуть его, крайне важно изучать его исторически.

Даже приведенное краткое изложение обнаруживает, что рецепция римского права - это длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходили теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.

К тому же, в XIX в. реализуются великие кодификации гражданского права: принятие гражданского кодекса Франции в 1804 ᴦ., Германского гражданского уложения в 1896 ᴦ., последующие кодификации гражданского права в романских и германских странах на основании этих образцов, дальнейшее распространение заложенных в них идей и категорий посредством кодификаций в странах Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего и Дальнего Востока.

Используемая литература

1. И.А. Покровский. История римского права. Спб., 1913 ᴦ., с. 1

2. Т. Моммзен. История Рима. Т.I., М., 1994 ᴦ., с. 23-24

3. Цит. соч., с. 36

4. Цит. соч., с. 38

5. Цит. слч., с. 36-37

6. Цит. соч., с. 41

7. Цит. соч., с. 55

8. Цит. соч., с. 61

9. Цит. соч., с. 68

10. Цит. соч., с. 69

11. Цит. соч., с. 80-81

12. Цит. соч., с. 87

13. Д.В. Дождев. Римское частное право. М., 1997 ᴦ., с. 16

14. Т. Моммзен. Цит. соч., с. 203

15. Цит. соч., с. 206

16. Цит. соч., с. 210

17. Цит. соч., с. 213-214

18. Цит. соч., с. 219

19. Цит. соч., с. 225

20. Цит. соч., с. 243

21. Цит. соч., с. 258-260

22. Д.В. Дождев. Цит. соч., с. 23-24

23. Цит. соч., с. 4

referatwork.ru

2. Рецепция римского права в государствах континентальной Европы. Понятие и значение рецепции. Причины, этапы и пределы рецепции.

Рецепция – процесс восприятия РЧП государствами континентальной Европы и создания на его основе национальных гражданских кодексов и уложений. Следует отметить, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право.

Западная Римская Империя прекратила свое существование в 476 году. На ее территории возникают раннегосударственные образования: Королевство Остготов (Италия), Королевство Вестготов (Испания), Королевство Вандалов (Северная Африка), Королевство Лангобардов (Северная Италия), Королевство Франков (бывшая провинция Римской Империи - Галлия). На территории этих королевств регулирование частных отношений осуществлялось посредством «территориального дуализма». То есть, отношения, которые складывались внутри варварских общин, регулировались «обычным правом» (варварскими правдами). Римское же население продолжало пользоваться именно Римским правом. Более того, Римское право применялось при разрешении споров между римлянами и варварами. С первой половины VIвека в этих королевствах составляются сборники так называемых компиляций римских правовых источников. Самый известный – сборник 506 года – Бревиарий Аларика. Эта ситуация просуществовала вплоть до окончательного установления феодального строя. В условиях же раннего феодализма РЧП утрачивает свое практическое значение. Объясняется это тем, что исчезает социально-экономическая основа существования Римского права. Оно вытесняется феодальными и местными обычаями.

Этап познания

На рубеже X-XIвеков под покровительством католической церкви создаются первые юридические школы (прежде всего в Северной Италии и Южной Франции), которые готовили специалистов Римского и канонического права (от слова «канон» - церковный закон – церковное право). В 1080 году создается так называемая Болонская школа (в городе Болонья, Северная Италия), возглавляемая юристом Иернерием. Это школа так называемых глоссаторов – профессоров Римского права первоначально Болонской школы, а затем университета, основной деятельностью которых являлось не обучение студентов, а изучение римских правовых источников. Такое изучение осуществлялось посредством так называемых интерпретаций (пространных толкований). Соответственно результатом таких толкований являлись глоссы (акты толкования к римским правовым текстам). В 1225 году болонский глоссатор Аккурсий систематизировал все ранее написанные глоссы и объединил их в одном источнике, который назвал «Большая Глосса». Поскольку в тот момент глоссированное Римское право уже начинает применяться светскими судами, Большая Глосса становится на тот момент единственным источником правоприменения. В судах господствует принцип «Что не признает глосса, то не признает суд». Это означало, что если при разрешении спора представители сторон предлагали использовать другой источник Римского права, не признанный глоссой, то суд его отклонял. Более того, положения Большой Глоссы в ряде случаев преобладают над самими источниками Римского Права, на основе которых они были составлены.

Этап правоприменения (прямая рецепция)

Рубеж XIII-XIVвеков. Интерес к практическому применению Римского права был связан с тем, что с усилением Королевской власти возникает необходимость ослабить значение как феодальных, так и местных обычаев в судопроизводстве и тем самым создать единую систему правоприменения. Развитие экономически в целом товарно-денежных отношений требует наличие так же более совершенной правовой системы, чем феодальное право. Какое же право, как ни Римское больше всего для этого подходило?

Причины прямой рецепции:

  • Во-первых, в этот период заканчивается эпоха феодальной раздробленности, формируются единые централизованные государства.

  • Во-вторых, отношения так называемого ленного владения трансформируются в отношения частной собственности.

  • В-третьих, с окончанием эпохи крестовых походов в Европе возрождается торговля, банковское дело и как следствие формируется новый класс предпринимателей. Возникают купеческие союзы, корпорации, банковские дома. В этих же условиях прежнее феодальное право, основанное на натуральном хозяйстве и на отношениях вассалитета-сюзеренитета, уже не отвечает новым социально-экономическим условиям. Требуется принципиально иная система права, способная объединить государство и общество.

В прямой рецепции первоначально участвовали два европейских государства – Французское Королевство и Священная Римская Империя Германской нации (Германская Империя).

Рецепция во Франции

Вплоть до конца XIIIвека территория Франции условно делилась на две «правовые области». Южные провинции именовались «Страной Римского права», северные – «Страной обычного права». Чем же объяснялся такой дуализм? Во-первых, конечно же, децентрализация королевства в тот период. В концеXIIIвека король ФилиппIVКрасивый своим указом распространил действие Римского права на всю территорию королевства. При парижском Парламенте (генеральные штаты) создается апелляционный суд, пересматривающий решения нижестоящих судов, а королевским судьям предписывается применять Римское право в приоритетном порядке перед обычаями. После столетней войны рецепция идет на спад. В провинциях возрождаются местные обычаи, а само Римское право начинает применяться субсидиарно, то есть, дополнительно, восполняя пробелы в местных обычаях. А после Великой Французской революции предпринимаются попытки систематизации Римского права и создания общенационального кодекса. В началеXIXвека кодификационная комиссия, возглавляемая Наполеоном Бонапартом, разработала проект французского гражданского кодекса, составленного на основе глоссированного Римского права, «Народных обычаев» и институций Юстиниана. В 1804 году этот проект был утвержден Наполеоном и вступил в силу. Этот кодекс действует по настоящее время.

Рецепция в Германии

В 1275 году Рейхстаг утверждает Швабское Зерцало. Этим документом в судопроизводство вводится свод гражданского права «Corpusjuriscivilis», принятый в серединеVIвека на территории Восточной Римской Империи как субсидиарный (дополнительный) источник права. Субсидиарный – должен был восполнять пробелы в местных обычаях. В 1495 году учреждается Верховный Имперский суд в качестве высшей судебной инстанции Германской Империи. По решению Рейхстага в его состав «следует включать рыцарей, сведущих в Римском праве». Также постановлялось, что должности Имперского суда должны замещаться выпускниками Болонского университета.

Имперский суд выполнял следующие функции:

  • Выступал апелляционной инстанцией. Пересмотр всех дел в этом суде осуществлялся в соответствии с Corpusjuriscivilis. Суды низших инстанций, если они не желали отмены своих решений, обязаны были руководствоваться Римским правом.

  • В имперском уде формировались кадры для нижестоящих судов. Молодые юристы, проходившие практику в Имперском суде, в порядке ротации замещали должности нижестоящих судей.

  • Имперский суд получил право давать обязательные разъяснения и рекомендации нижестоящим судам.

Таким образом, уже к началу XVI века в Германской Империи складывается единообразная судебная практика применения Corpus juris civilis, а уже к началу XVII века Римско право окончательно вытеснило все местные обычаи на территории Германской Империи.

С началом XIX века в Германии сформировалось так называемое Римское пандектное право. Pandecta – часть Corpus juris civilis. Германские юристы, обобщив практику применения Corpus juris civilis, а также использовав достижения немецкой классической философии, разработали уникальную систему расположения нормативного материала, основанную на пандектах. Она включала в себя две части: общую и особенную. Общая – общие принципы и правила, понятийный аппарат и система правовых классификаций. Особенная – специальные нормы, регламентирующие отдельные виды общественных отношений. В 1896 году был разработан проект германского гражданского уложения, вступивший в силу в 1900 году – дата завершения германской рецепции.

Государства Западной и Южной Европы систематизировали свое гражданское право на основе французской рецепции, а государства Северной, Центральной и Восточной Европы – на основе Германской рецепции. Общим итогом общеевропейской рецепции является возникновение романо-германской правовой семьи.

studfiles.net

Глава 8 Рецепция римского права. Римское частное право

Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долгое время будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей. Рецепция была результатом конкретной жизненной потребности, на удовлетворение которой она и направлена. Она не антитеза автономному развитию правовых систем, а фактор, стимулирующий, ускоряющий их развитие.

Рецепция (от лат. receptio – принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права – не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги – изучение римского права, основное содержание – использование опыта прошлого в создании нового права.

Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с Возрождением, Ренессансом. Передовые люди видели выход из средневекового варварства в восстановлении сохранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима. Поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение не следует понимать как новое только в области искусства и архитектуры. Оно означало коренные преобразования в мировоззрении, в духовной жизни; это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русскими дореволюционными авторами устанавливалась живая неразрывная связь между рецепцией и «возрождением Запада к новой умственной жизни»[47]. Сложность, однако, обнаруживается в их хронологическом несовпадении. Возрождение обычно относят к XIII–XIV вв., тогда как изучение римского права началось в XI–XII вв. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным производством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принадлежностью духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI–XII вв. имело место лишь начало рецепции – изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям – дело более позднего времени. Имеются различия и в верхних рубежах Возрождения (XVI в.) и рецепции, проявления которой мы наблюдаем и в Кодексе Наполеона 1804 г., и в Германском гражданском уложении 1900 г. Однако восприятие достижений римского права в первых конституциях буржуазных государств или в Кодексе Наполеона, Германском гражданском уложении, а через их посредство и во многих государствах мира, неотъемлемы от «Второго возрождения античности».

В историко-юридической литературе рецепция римского права не была обойдена вниманием. После длительного периода исследования отдельных ее сторон в XIX в. появляются работы, преследующие цель обобщенной характеристики данного явления. Это труды Р. Иеринга, Ф. Савиньи, В. Моддермана, О. Штоббе, а также русских авторов – П. Г. Виноградова, Г. Ф. Шершеневича, С. А. Муромцева – историка римского права и Председателя Первой Государственной думы[48]. Вопросы рецепции излагаются в учебной литературе по истории государства и права зарубежных стран, а также в работах о преемственности в праве[49].

В этом разделе мы рассмотрим причины и истоки рецепции, значение рецепции в истории права. Как и прежде, акцент будет делаться не на хронологии событий, а на раскрытии движения, выделении существенных черт процесса. Так, первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап – это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение – и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости[50].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Рецепция римского права в Европе и в России :: SYL.ru

Рецепция римского права - это понятие, которое является одним из основных в истории западноевропейского общества в период Средневековья. В переводе с латинского слово "рецепция" - это "принятие", "прием". Таким образом, рецепция римского права означает процесс восприятия элементов его системы в некотором другом государстве. Именно об этом мы и поговорим сегодня.

Этапы рецепции римского частного права

Первый этап относится к 12 веку. Второй - 13-17 столетия - ренессанс (возрождение) римского права. В это время оно распространялось по Европе. Рецепция римского права означает в это время и приспособление его к новым условиям, и получение независимости от королевской власти. Третий этап -18-20 вв. - его кодификация, принятие конституций (во Франции, в Польше, в США и т. д.), возникновение отраслевых кодексов, создание национальных систем права.

Описывая подробнее этапы рецепции римского частного права, отметим, что начало ее было положено в Западной Европе в 11 - первой половине 12 столетия и связывается главным образом с Болонской юридической школой, которая осуществляла свою деятельность в это время. Изучение римского права в 12-13 веках распространилось на целые страны Западной Европы. Период с 11 по 13 столетие даже получил название периода глоссаторов, которые активно толковали и изучали нормы римского права. А время с 14 по 15 век стало называться периодом комментаторов.

Почему римское право стало таким популярным?

После падения Римской империи, произошедшего в 476 году, территорию этого государства начали заселять различные племена варваров. Возникли первые германские королевства, в которых применялось обычное право. Появились трудности с совмещением различных норм германского и римского права. Через некоторое время последнее стало восприниматься молодыми странами, со временем закрепляясь в системах права этих государств все крепче.

Что же стало причиной массовой рецепции, произошедшей в 12 веке в Европе? Дело в том, что в это время активно развивались торговля и промышленность, которые потребовали развитой правовой системы, способной стимулировать производственные отношения и силы. Необходимо было, чтобы эта система выходила за границы феодальных государств. Использование дробных и косных феодальных кутюмов (так назывались обычно-правовые нормы) сильно тормозило развитие производства. И выход был найден - за римским частным правом была закреплена сила закона.

"Абстрактность" римского права

Оно удовлетворяло по своему содержанию потребностям средневековья касательно договорных отношений и частной собственности. При этом большую роль сыграла "абстрактность" этого права. В первые века нашей эры оно утратило местные, национальные особенности, поэтому было приспособлено к регулированию отношений различных народов в сфере хозяйственного оборота. Таким образом, для ряда государств стало общим римское частное право. Оно легло в основу дальнейшего развития как буржуазной, так и феодальной системы законодательства. Через несколько веков после падения Рима это право стало действующим в ряде стран Южной и Центральной Европы.

Рецепция в Германии

В Германии в 16-19 веках существовало пандектное право, то есть частное, которое было образовано в результате переработки римского права глоссаторами. Под пандектами (от латинского "всеобъемлющий"), вообще, понимаются сочинения юристов Древнего Рима по различным вопросам частного права. К ним относились выдержки из законов, а также других нормативных актов. Для пандектного права характерна институционная система, на основе которой построено и римское право. Она проявляется, к примеру, в Институциях Гая, разделенных на четыре книги: о вещах, о лицах, об исках, об обязательствах. Институционная система впоследствии оказала влияние на дальнейшее развитие законодательства. Для пандектного права, кроме того, характерно его деление на отрасли, выделение в структуре кодифицированных правовых источников общей и особенной части. Система его прослеживается, в частности, во французском Кодексе Наполеона 1804 года, Гражданском уложении Германии, созданном в 1896 году, а также в других документах.

Но следует особо отметить, что именно римское частное право явилось преимущественным предметом рецепции. По общему правилу, публичное право умерло после падения Рима, хотя в истории можно найти множество заимствований некоторых его титулов. Например, во многих странах были учреждены сенаты, а титул императора получил значительное распространение.

Римское право во Франции

И во Франции большое значение имела рецепция римского права. Ему всецело была подчинена южная часть этой страны. Наглядным памятником его действия является компиляция на провансальском языке римских источников, недавно обнаруженная (т. н. lo codi). Она относится к середине 12 века. Это практическое руководство для судей из Прованса, составленное под влиянием учений глоссаторов, однако в то же время вопросы права трактуются с известной самостоятельностью и свободой. Но и северную Францию затронула рецепция римского права. Здесь очень рано возникло его преподавание, причем центром стал университет в Орлеане, к которому впоследствии присоединился Парижский. Большое влияние оказало римское право на местные обычаи, и чем дальше, тем оно сильнее. Понемногу разница между северной и южной Францией стерлась, и в одну систему было переработано римское и национальное право. Эта система нашла выражение в созданном в 1804 году Кодексе Наполеона (на фото выше).

Влияние римского права в Англии

И Англии была не чужда рецепция римского права. В 12 веке здесь начали его преподавать. Обучение организовал глоссатор Виккарий. Сильную оппозицию в 13 веке вызвало его быстро растущее влияние, особенно это касалось местной знати. Однако преподавание римского права не прекращалось никогда. Оно оказало мощное воздействие на развитие различных юридических доктрин в 12 и 13 вв., когда закладывались основы общего права. Рецепция римского частного права нашла отражение в известных юридических трактатах, созданных Гленвиллем (около 1190 года) и Брактоном (около 1256 года). Они имели очень большое значение в судах. Однако в Англии феодальный строй был сильнее, нежели в других странах. Поэтому он медленнее сходил со сцены, что наложило отпечаток на историю этой страны. Поэтому рецепция римского частного права в этой стране была не так масштабна и значительна, как в государствах, расположенных на континенте.

Переработки и приспособления римского права

В рабовладельческом обществе римское частное право не могло стать законом в неприкосновенном виде. В это время в государствах уже начали возникать и развиваться буржуазные отношения. Из-за этого рецепция римского права в Европе осуществлялась в несколько видоизмененном виде. Оно было подвергнуто приспособлениям, переработке и далеко идущим толкованиям. Вместе с тем тексты римских источников обрабатывались и формально-логически: общие принципы извлекались из них и размещались в стройном порядке. Переработка эта была исторически неизбежным процессом, поскольку римское право следовало приспособить к новым производственным отношениям. Однако со временем новые законы все больше отходили от него.

Тексты римского права - основа, на которой в 18-19 вв. развивалась теория права буржуазного. На них базируются многие теории волеизъявления и сделки, вины, договора, защиты и понятия владения и прочее. Однако в римском праве самих этих теорий не было.

Рецепция римского права в России

Перейдем теперь к рассмотрению ситуации, сложившейся в русском государстве. Рецепция римского частного права в России началась в западноевропейском варианте только в 18 веке, во время преобразований Петра I. Но реальное значение для законотворчества и правоведения она приобрела несколько позже, в 19 веке.

И в нашей стране выделяются этапы рецепции римского права, которые, однако, не совпадают по времени с европейскими. Опишем их вкратце. Еще в 10 веке на Руси началась первичная рецепция римского права, которая осуществлялась через посредничество Византийского государства и, в частности, его православной церкви. Однако в древней Руси традиционно именно публичному праву уделялось большое внимание. Частное же, которое понимается как ограничение законом вмешательства государства в частную жизнь, прежде всего в экономическую, возникло во 2 половине 18 века. Начало ему положило правление Екатерины II, которая сильно увлекалась идеями французских просветителей.

Ее указами в это время устанавливается само понятие частной собственности, однако оно являлось привилегией только дворянского сословия.

Александр II провел ряд реформ в 60-е годы 19 века. Было отменено крепостное право, а частное право и частная собственность окончательно были признаны теперь уже для всего населения. Однако в 1922 году, при разработке Гражданского кодекса, первого в истории нашей страны, В. И. Ленин отметил, что принцип частной собственности отменяется.

Особенности существования римского права в России

Таким образом, всего около 50 лет продолжался период существования в русском государстве частного права, распространяющегося на всех, а не на отдельные сословия. Поэтому публичная власть в нашей стране почти никогда не имела ограничений для произвольного вмешательства в жизнь своих граждан или подданных. Возрождение идеи частного права в России, закрепленное законодательно в 1994 году, после принятия нового Гражданского кодекса, привело к необходимости обращения к его истокам, то есть вновь началась рецепция римского права. Это событие имело большое значение для России. Без опоры на достижения римлян нам трудно построить собственную систему. Для нашей страны особенно важна идея частного права, так как в России практически не было возможности для создания важнейшей правовой основы общества, которая была бы независима от государства.

В заключение

Подводя итоги, отметим, что римское частное право все еще остается частью культурного наследия мира. Его подходы являются и в наши дни образцом для создания законов. Прямо или косвенно во многих гражданско-правовых институтах можно найти следы влияния подходов и конструкций римского права. Это основа, на которой базируется законодательство многих стран мира. Значение и рецепция римского права - актуальные темы, поскольку его заимствование происходит и в наши дни.

www.syl.ru