Освоение Севера - необходимость геополитики РФ (стр. 1 из 2). Развитие северных территорий россии


Освоение Севера - необходимость геополитики РФ

Реферат на тему:

Освоение Севера России – стратегическая задача №1

Зона Севера охватывает 70% территории России и представляет собой великую кладовую минеральных ресурсов, крупнейшую и богатейшую в мире. Стратегическое значение Севера России особенно велико в условиях мирового сырьевого кризиса, когда фонды основных полезных ископаемых (прежде всего нефти и газа) интенсивно эксплуатируются и в скором времени будут исчерпаны.

В северных территориях сейчас проживает около 25 миллионов человек, что составляет 17,8% от всего населения страны. Средняя заселенность северных территорий составляет приблизительно 2 человека на 1 кв. км. Но внутри региона значения плотности населения сильно разнятся. Так, в эвенкийском автономном округе этот показатель равен 0,03, в чукотском – 0,09, в магаданской области – 0,5.

Коэффициент естественного прироста сейчас имеет высокий отрицательный показатель, чему есть две причины: миграция на юг и высокая смертность. Коренные жители вымирают особенно быстрыми темпами, а угасание культурных основ приводит к ликвидации самобытных народов. При этом, с противоположной стороны границы, в Китае, плотность населения превышает 130 человек на 1 кв. км. Такой огромный перепад демографического потенциала создает колоссальную напряженность на границе, которая, в случае сохранения текущих тенденций, разрешится экспансией нового жизненного пространства со стороны Китая.

Особую опасность для России представляет тот факт, что за последние годы начал терять жителей Дальний Восток, являющийся важнейшим объёктом геополитических интересов нашей страны в азиатско-тихоокеанском регионе.

Обобщая сказанное, приходиться признать, что сегодня территория России за Уралом превратилась в зону сплошного оттока населения. И это – не кратковременный эпизод переходного периода, а глубокий и устойчивый процесс.

Инфраструктура северных территорий, и особенно инфраструктура Крайнего Севера, в целом катастрофически неразвита – большое число населённых пунктов вблизи промышленных зон приспособлены исключительно для обслуживания людей, работающих вахтовым методом. Поэтому существование многих из уже имеющихся структур производственного и социального назначения не поддерживается – затратно дотировать объекты вымирающих городов и посёлков.

Одним из важнейших тормозов экономического развития Севера является транспортная проблема. Огромные территории значительно удалены от каких бы то ни было наземных путей сообщения. Водный транспорт – речной и морской – остаётся основным средством связи с «Большой Землёй» ввиду дороговизны воздушного транспорта. Через северный морской путь осуществляется подвоз продуктов, бытовых товаров, топлива и многого другого. Навигационный период поставки северного завоза ограничен: завоз возможен с июня по сентябрь. Поэтому перебои с поставками имеют катастрофические последствия для местных жителей. Отсутствие наземного транспорта затрудняет сообщение между населёнными пунктами регионов, усложняет доставку работающих вахтовым методом, замедляет обмен трудовыми и иными ресурсами с «Большой Землёй».

После советского периода освоения природных богатств Севера без учёта состояния конкретных природных комплексов на местах становления производственных баз возник ряд экологически проблемных районов. Природные комплексы севера очень чувствительны, и экологически безграмотное хозяйственное вмешательство приводит к дестабилизации экологической обстановки, что, в свою очередь, влечёт за собой разрушения биоценозов, нарушение традиционных хозяйственных систем коренных народов. И сейчас нефти- и газодобывающие компании Западной Сибири не беспокоятся об экологическом благополучии попадающих под новое освоение территорий . Возросшие в последние десятилетия темпы развития нефтегазовой отрасли в Западной Сибири и планы освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева и других арктических морей с сопутствующей инфраструктурой усугубляют угрозу перерастания локального масштаба деградации окружающей среды в региональный и глобальный.

Таким образом, очевидно существование трёх острейших проблем Севера России: демографической, инфраструктурной и экологической. В своей совокупности они образуют геополитическую проблему, от решения которой зависит само существование России, так как потеря всей северной территории или какого-нибудь её фрагмента может запустить вялотекущий процесс краха государственности РФ.

Наиболее активно и эффективно Север осваивался в советский период. С 1925 по 1990 годы население Севера и Дальнего Востока выросло с 4,7 миллиона до 27,9 миллиона человек. Причём темпы роста северного населения были значительно выше среднероссийских.

В начале 30-ых годов XX века по всему советскому северу начались активные научно-исследовательские экспедиции. Результатом открытий богатейших источников полезных ископаемых стало массовое переселение в зону Крайнего Севера. После II-ой Мировой войны разрушенной экономике СССР нужны были мощные денежные вливания. Помощи извне ждать было неоткуда. Необходимо было срочно изыскивать внутренние резервы.

Советская молодежь откликнулась на зов партии и на подъеме энтузиазма поехала на «стройки века» - Норильский никелевый завод, Воркутинские антрацитовые шахты, кимберлитовые трубки с алмазами в Якутии, нефтяные и газовые месторождения Обского бассейна и многие другие.

В отношении северных территорий проводилась особая социально-экономическая политика, учитывающая специфику этого региона: она предусматривала высокую оплату труда, хорошее снабжение, гарантированные льготы, компенсацию расходов при выезде на лечение, северный коэффициент с первого дня работы. У людей было желание осваивать новые территории и при этом получать хорошие деньги, чтобы впоследствии решать свои личные проблемы. Но люди не торопились возвращаться обратно, так как на базе открытых на Севере запасов природных ресурсов были созданы крупнейшие территориально-производственные комплексы по их добыче и переработке: нефти и газа — в Западной Сибири, цветных металлов — на Севере Красноярского края, угля — в Республике Коми, алмазов и золота — в Республике Саха (Якутия) и в Магаданской области, апатитов — на Кольском полуострове, леса — в Архангельской области, водных биоресурсов — в северо-западных и дальневосточных районах и ряда других. Создавались новые рабочие места, и налаживалась инфраструктура.

После распада СССР ситуация переломилась в худшую сторону. Для, как тогда казалось, быстрого решения проблемы произошла переориентация экономики региона на вахтовый метод. В результате переориентирования на вахтовый метод государство стало мало обращать внимания на вопросы социально-экономического развития Севера , снизилась государственная поддержка северных регионов, сократились собственные доходные источники региональных бюджетов; стали урезаться северные льготы и гарантии проживающих и работающих на Севере граждан; сократилось финансирование ряда других направлений государственной поддержки северных территорий: ответственность за их жизнеобеспечение была фактически полностью переложена на бюджеты субъектов Российской Федерации.

Недальновидная, поспешная политика федеральных властей в начале 90-х годов явилась причиной системного кризиса российского Севера. В то время государство старалось всеми возможными путями сократить расходы бюджета. Фактически под сокращение попал Север. Регионы были пущены на произвол местных властей. В среде субъектов зрели сепаратистские настроения, и центробежные тенденции вполне могли привести к распаду России уже в 2000 г. Но политика администрации В.В. Путина остановила этот процесс и затормозила экономическое угасание Севера.

Таким образом, действия и бездействие реформаторов 90-х годов - причина кризиса. А первопричина заключается в распаде СССР. Возможно, неразумная политика наших политических «элит» того времени - часть вполне разумной политики «элит» более высокого иерархического статуса – неформальных властей Запада в лице директората транснациональных надгосударственных корпораций.

Страна развивается эффективно, когда функционирует как единый механизм: внутренние связи: межотраслевые, политические, культурные и др. интегрируют части и обеспечивают устойчивый (в смысле предсказуемости) рост. Для сравнительно небольших государств национальная однородность, утилитарное устройство органов власти и определённый профиль в международном разделении труда естественным образом объёдиняют страну.

По-другому обстоят дела у федеративных государств, таких как Россия. Территория нашей страны неоднородна: рельеф, климат, минеральные ресурсы, гидроресурсы – всё это различно как в широтном, так и в меридиональном направлении. На территориальные различия накладываются различия демографического характера: национальный состав, плотность населения, уровень доходов. Отсюда проистекает многоукладность экономики, элементы которой часто неэффективно связаны между собой. Без грамотного управления общегосударственными экономическими процессами могут возникать объёкты, выпадающие из единого экономического пространства. Таким объёктом, составные части которого в большей или меньшей степени изолированы от основной экономики страны и между собой, является Север России. Причём Дальний Восток и Северная часть Восточной Сибири изолированы больше всего.Поэтому требуется включить Север в единое экономическое пространство России. Опираясь на этот тезис, можно формулировать цели России в отношении северных территорий:

1. Увеличить численность населения Севера до уровня, необходимого для поддержания государственного присутствия. Способствовать закреплению населения на новых территориях. На севере должны жить люди всех возрастов, чтобы обеспечить преемственность поколений.

mirznanii.com

Предложите свои варианты развития северных территорий России.

Как же я люблю север, кто бы только знал. До чего он величественный, до чего красивый! Если бы мне позволяло здоровье, то точно осталась бы там навсегда. Но дело не только в здоровье. В России районы севера такие отсталые, что жить там можно только на вахтах с надеждой поскорее оттуда уехать. А ведь потенциал у них огромный, если развивать его помощью нужных инструментов.

Развитие северных территорий России с помощью технологий

Наука не стоит на месте. Я думаю, что будущее наступило, ведь каждый день вижу очередную новость об очередном выращенном органе, киребконечности или искусственном интеллекте. И я считаю, что сейчас у человечества есть все необходимые данные, чтобы создать универсальный скафандр для проживания на севере - лёгкий и прочный, но не такой громоздкий и объемный, как скафандры космонавтов (скорее, что-то похожее на костюмы аквалангистов). Главная проблема - экстремально низкие температуры, опасные для человека - решится сама собой.

Но что делать со зданиями и прочими объектами? Ведь они тоже не очень хорошо переносят морозы. Решение пришло ко мне при просмотре полнометражного фильма про Симпсонов - поселения можно укрывать специальными куполами, а переходы между ними можно сделать также укрытыми, вроде прозрачных тоннелей. Разумеется, купол должен быть высокотехнологичным - регулировать температуру внутри себя и не допустить скопления снега на себе. Я мечтатель, да? Но сегодняшняя утопия - завтрашняя реальность.

Развитие государственными инструментами

Помимо суровых природных условий, проблема севера заключается в самой организации его жизни государством:

  • цены на продукты и товары обихода запредельно высокие;
  • транспортной доступности практически нет;
  • современного жилья не строится;
  • занятости для тех, кто не добывает ресурсы, практически нет.

Поэтому и бегут люди с севера, а если не бегут, то живут с надеждой, что скоро им всё же удастся это сделать. Север - лакомый кусочек для всякого рода монополистов. Как же я их ненавижу. Открыл единственный в посёлке магазин - и устанавливай какие хочешь цены, населению деваться всё равно некуда.

Поэтому именно государство должно в первую очередь позаботиться о севере: регулировать деятельность продавцов, строить новое жильё, а не "донашивать" советское, предложить рабочие места тем, кто не готов быть металлургом или газовиком. И тогда север станет не только прекрасным, но и весьма привлекательным для жизни.

travelask.ru

Проблемы развития северных территорий России

       Участники парламентских слушаний обратили внимание на необходимость восстановления действующих  ранее льгот по расчету размера пенсии исчисления стажа, а также принятия решения о сохранении в полном объеме размера пенсий при выезде из северных районов.

       Участники слушаний предлагают также внедрить систему набора и подготовки высококвалифицированных  рабочих кадров и специалистов с обязательной отработкой в северных районах. Кроме того, комплекс мер должен включать в себя систему государственного страхования здоровья северян, она должна предусматривать обязательную регулярную диспансеризацию населения, дополнительное медобслуживание и консультации людей, приезжающих на Север.

       Правительству РФ на парламентских слушаниях рекомендовали  разработать механизм соглашений правительства  и органов госвласти России с  крупными компаниями по совместной реализации программ привлечения трудовых ресурсов в районы Севера. Правительству рекомендовано также внести изменения в правила финансирования материальных затрат безработных в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность (по предложению органов службы занятости населения в части расходов по переезду безработных в районы Севера для работы там). Предлагается предусмотреть также доплату проезда членам семьи безработного гражданина и стоимость провоза багажа.

       Также, в Москве состоялась международная  конференция «Север России - наше будущее», организованная Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания России по проблемам Севера и Дальнего Востока, Европейским деловым клубом, Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Институтом проблем регионального развития.

       Конференция была посвящена обсуждению экономической  ситуации и перспектив улучшения  инвестиционного климата на Севере России. В её работе участвовали  депутаты - члены Комитета-организатора международного форума, руководители регионов, ведущие российские предприниматели и представители зарубежных государств.

       «Одна из основных проблем, - считает заместитель Председателя Государственной Думы - Артур Чилингаров, - требующая инвестиций и развития - транспортная система, стержнем которой была и остается основная магистраль Крайнего Севера - Северный морской путь (СМП), объединяющий в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири». Перевозки по СМП снизились более чем в 4 раза. Его основные элементы - ледокольный и специализированный арктический флот, морские и речные порты, речной флот сибирских рек, аэропорты и полярные станции, арктические подразделения Министерства обороны - находятся сегодня в тяжелейшем состоянии. Восстановление уровня перевозок требует согласованных действий законодателей, правительства и грузоперевозчиков.

       Также он считает необходимым создать  при Президенте России специальный  государственный орган - комиссию по проблемам Севера и Арктики, которая  бы занималась планированием политики государства на северных территориях. [13]

       Структура чистого дохода в России формируется  сейчас на 75% за счёт ренты природных  ресурсов, на 20% - за счёт капитала и  на 5% - за счёт труда, - сказала председатель Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. В то же время в налоговой системе на долю ренты приходится около 13%, капитала - 17%, труда - 70%. Это свидетельствует о том, что возможность самофинансирования и расширенного воспроизводства в нефте- и газодобывающих отраслях есть. Для горно-химической, золотодобывающей, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, рыбной и оборонной промышленности требуется более активная поддержка, прежде всего инвестиционная.

       Валентина Пивненко уверена, что для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока  настало время расширения торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

       А именно:

    • экспорт газа и нефти;
    • экспорт энергоресурсов, металла и металлопродукции;
    • экспорт продукции деревообрабатывающей промышленности и ряда других отраслей.

       Перспективно  также и создание совместных предприятий.

       Обеспечивая развитие отраслей хозяйства, конкурентоспособных  на внешнем рынке, Север сохранил значение главного источника валютных поступлений в страну - более 60% - и важного фактора стабилизации экономики. [13]

       В Архангельске собирались более 200 ведущих российских ученых и специалистов в области экологии, геологии, биологии, химии, океанологии, метеорологии, здравоохранения, истории, представившие 16 пленарных, 122 устных и 42 стендовых доклада. В целом на конференцию поступило 439 статей из научно-исследовательских учреждений, университетов, вузов, государственных и общественных организаций Финляндии, Норвегии, Дании, Франции, Белоруссии, Украины, Архангельска, Мурманска, Апатитов, Ухты, Уфы, Сыктывкара, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Вологды, Екатеринбурга, Магадана, Иркутска, Норильска, Тюмени, Томска, Читы, Ханты-Мансийска, Якутска, Москвы, Санкт-Петербурга. Наибольшую активность проявили ученые республик Карелия и Коми, а также Мурманской и Ленинградской областей, так как эти регионы решают схожие проблемы и тесно связаны друг с другом.  Научная программа конференции включала работу десяти основных секций:

  1. мониторинг окружающей среды северных территорий РФ;
  2. сейсмический мониторинг естественных и техногенных явлений;
  3. проблемы рационального природопользования на Европейском Севере;
  4. изучение и освоение минерально-сырьевых ресурсов;
  5. пространственно-временные закономерности протекания геологических процессов, их влияние на окружающую среду;
  6. радиоактивные изотопы в компонентах природной среды Севера; химия и технология природных соединений, анализ и состояние объектов окружающей среды;
  7. проблемы биоразнообразия и состояния экосистем северных регионов;
  8. особо охраняемые природные территории и экология культуры;
  9. социально-экономическое развитие северных территорий: состояние и перспективы;
  10. медико-экологические проблемы Европейского Севера.

     Также, на данной конференции были выделены основные экологические проблемы Севера: ухудшение качества поверхностных и подземных вод, негативные последствия и угрозы глобальных изменений климата, деградация земель, изменение биоразнообразия и снижение запасов биоресурсов, ухудшение среды обитания и нарушение условий традиционного.

     Итак, несмотря на достаточно сложную ситуацию в данном регионе,  государство активно пытается решать проблемы, с которыми столкнулся Север России.                                 

Заключение 

     Хозяйственная система нашей страны состоит  из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

     Россия - северная страна. Её экономика, валютные ресурсы, стратегические цели в значительной мере обусловлены природными богатствами северных регионов. К ним относится Северный экономический регион, который имеет свои определенные ресурсы и обладает специфическими экономическими условиями. Он составляет 6% от всей площади России (1466,3 тыс. км2 ) и не отличается высоким уровнем экономического развития, однако стал занимать видное место в производстве разнообразной продукции.

     Главные отрасли экономики Северного  экономического района связаны с  эксплуатацией природных ресурсов. Это лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (занимает 22% от всего промышленного производства), черная металлургия (20%), топливная промышленность (10%) и электроэнергетика (13%). Менее развита легкая и пищевая отрасль, машиностроение и металлообработка. Промышленность играет ведущую роль в развитии всего хозяйственного комплекса района, производя более 80% совокупной продукции, концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства. Ресурсно-сырьевая ориентация хозяйства региона предопределила его индустриальный характер и высокую долю добывающей промышленности.

     Северный  экономический регион в своем развитии сталкивается со многими проблемами. Так, с начала 2000 года ТЭК подвержен кризисным явлениям, а именно сокращению добычи нефти и угля, уменьшению темпов роста добычи природного газа и дефицит электроэнергии. Также, можно выделить такую проблему как деградация и разрушение природной среды, которая в свою очередь ведет к тому, что постепенно возникают многочисленные кладбища природы, превращая значительные территории в мертвый Север.

     В связи с многими проблемами, с которыми сталкивается Север России, государство проводит многочисленные конференции и совещания по вопросам развития данного района. Так, например состоялись парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О государственной политике стимулирования граждан, привлекаемых на работу в северные районы РФ и ее правовом обеспечении». На слушаниях активно обсуждалась проблема «утечки кадров» из данного района в другие регионы страны и мира. В итоге, участники слушаний пришли к выводу о том, что необходимо создать систему экономических и социальных стимулов, которые бы сделали работу на севере привлекательной и обеспечивали компенсацию потерь, вызванных экстремальными природно-климатическими условиями Севера, низким качеством жизни и повышенными затратами на проживание там.

     Итак, для Северного экономического региона из-за специфических природных, экономических условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры.  

Библиографический список 

  1. О государственных  гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4520-1.
  2. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ.
  3. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2000 года №104-ФЗ.
  4. Атлас: География России/население и хозяйство, 9 кл. [Карта] - М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2008
  5. Бебрис Р.Р. Минеральные ресурсы Севера в народнохозяйственном комплексе страны : учебное пособие для вузов [Текст]/ Р.Р.Бебрис.- М.,2007 – 18-64 с.
  6. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие для вузов [Текст]/ Е.В.Вавилова - М.: Гардарики,2005. – 39-68с.
  7. Даньшин А. И., Марченко Н. А., Низовцев В. А. Физическая и экономическая география России: учебник [Текст]/ А.И.Даньшин.- М.: Айрис - пресс, 2003. – 288-318 с.
  8. Кряжков В. А. Права коренных малочисленных народов России: учебник [Текст]/В.А.Кряжков. -Государство и право, 1997. - С. 18 -23
  9. Лаженцев В.Н. Республика Коми : развитие производительных сил в условиях реформы хозяйства. [Текст]/ В.Н.Лаженцев. - Сыктывкар,2004. – 11-25 с.
  10. Морозова Т.Г., Победина М.П. Экономическая география России: учебное пособие для вузов [Текст]/ Т.Г.Морозова - М.: ЮНИТИ, 2000. – 114-129 с.
  11. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. [Текст]/ И.А.Родионова – М.:ЮНИТИ., 2001. – 218-245 с.
  12. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учебник. [Текст]/ А.Ю.Скопин - М.: ТК Велби, изд. ПРОСПЕКТ, 2003. – 256-284 с.
  13. Строев К.Ф. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ:учебник [Текст]/ К.Ф.Строев. - М.: Аванта+, 2006. – 36-94 с.
  14. Электронные ресурсы:

stud24.ru

Проблемы развития северных территорий России

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский  государственный  гуманитарный университет» 

Факультет управления 

Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента     

Курсовая  работа

по дисциплине «Территориальная организация населения»

на тему "Проблемы развития северных территорий России ".

                                                                                

                                                                                                      

Киров

2011

                                             Содержание

     Введение........................................................................................................ 3

     I. Краткая характеристика Северного экономического района…............5

     II. Особенности и факторы развития отраслей Северного экономического региона.......................................................................................12

      III. Актуальные проблемы и прогнозы развития экономики района ....28

      IV. Государственная политика на Севере ................................................34

      Заключение .................................................................................................41

      Библиографический список .......................................................................43

      Приложения ................................................................................................45        

Введение 

     Север России является уникальным и специфическим  регионом Российской Федерации. Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России. Одновременно с этим Север находится в особой географической зоне, характеризующейся суровыми природно-климатическими условиями, накладывающими свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека.

     Северный  экономический район  принадлежит  к  районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях.  Однако по своему географическому положению,  созданному экономическому потенциалу,  запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны.

     Проблема  развития Севера России является очень  актуальной и одной из важнейших  социально-экономических проблем  нашего времени, ведь местности, приравненные к районам Севера занимают 64% площади России.

     Целью данной курсовой работы является изучение Северного экономического региона и выяснение его основных проблем, а также определение государственной политики по данной проблеме.

     Задачами  работы является изучение характеристики Северного экономического региона, отраслей специализации, актуальных проблем в данном регионе, а в связи с этим и ознакомление с государственной политикой, проводимой по данным проблемам.

     Предметом является регулирование развития северных территорий России.

     Объектом в данной курсовой работе является Северный экономический регион.

     При написании данной курсовой работы были использованы следующие методические пособия: нормативно-правовые акты, законы, учебная литература, монография, карты.

     Автор использовал методы сбора, систематизации и анализа литературных, картографических и статистических данных.                         

I. Краткая характеристика района исследования

1.1 Физико-географическое  описание

     В административном отношении к крайнему Северу относятся территории, расположенные  в основном к северу от Полярного  круга: большая часть районов  Мурманской области, север Архангельской  области, Ненецкий АО, северная часть  республики Коми, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский АО, север Красноярского края, и Республика Саха (Якутия), Магаданская область. [13] Местности, приравненные к районам Крайнего Севера занимают 64% площади РФ. Северный экономический   район   охватывает  обширное пространство европейской части страны площадью  1500  тыс. км2,  выходящее к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана.

       Площадь района 1466 тыс. кв. км. Численность населения 5889 тыс. чел. (Приложение 1).

       Природная северная граница района исследования определена материковой сушей; южный рубеж Субарктики - южная граница редкостойной тайги, или тундролесья.

       Ландшафты района исследования формируются в  условиях:

    • дефицита тепла;
    • крайне непродолжительного вегетационного периода;
    • почти повсеместного развития многолетней мерзлоты;
    • высокой степени переувлажнённости.

         Район исследования расположен  в двух географических поясах - Субарктическом и Арктическом.

       Северный   экономический   район   охватывает   обширное   пространство европейской  части страны. Имеет выход к  Баренцеву и Белому  морям  Северного Ледовитого океана.  Район  находится  в  процессе  активного  хозяйственного освоения. Здесь сосредоточены крупные лесные и минерально-сырьевые  ресурсы, удобно  расположенные  по  отношению  к  основным   индустриальным  центрам европейской части страны. [4]

           Густая речная сеть (Северная  Двина с Вычегдой и Сухоной,  Печора, Мезень и  Онега),  а   в  Карелии,  кроме  того,  система  больших  и  малых   озер, соединенных  между  собой   реками,  протоками,  каналами,   благоприятствуют развитию лесоразработок, удобной водной транспортировке древесины к  пунктам переработки и отгрузки лесопродукции  в  лесодефицитные  районы  европейской части России, а также на экспорт.

           На территории района и, прежде  всего на Кольском полуострове,  Полярном Урале  и  в  пределах  Тимано-Печорской  нефтегазовой   провинции,   открыты разнообразные  полезные  ископаемые.  К  числу  наиболее  важных  из  них  в промышленном  отношении  относятся:  апатитонефелиновые,  железные,   медно - никеливые  и  редкоземельные  руды  Кольского  полуострова,  каменный  уголь Печорского бассейна, природный газ и нефть республики Коми,  северо-онежские и вежаю-ворыквинские бокситы,  железные  руды  и  слюда  Карелии,  кварцевые пески, кирпичные  и  огнеупорные  глины,  торф,  выявленные  в  южной  части района.

       Климат  района  весьма   разнообразен.   Обширные   пространства   Кольского  полуострова,  Архангельской  области  и  республики  Коми   расположены   за полярным кругом, в пределах вечной мерзлоты. Для  большей  части  территории района характерен короткий вегетационный период, не превышающий 70-80  дней, что позволяет выращивать лишь отдельные виды овощей  в  закрытом  грунте.  В Вологодской   области    продолжительность    вегетационного    периода    с температурами выше +5 достигает  120-160  дней  и  обеспечивает  возможность успешно выращивать овощи, лен, пшеницу. [7, с.288]

              Для всей территории района  характерна  высокая  влажность   воздуха  и слабая испаряемость  влаги.  Этим  определяется  огромное  количество  болот, озер, рек. Наиболее крупные озера –  Ладожское,  Онежское,  реки  –  Печора, Северная  Двина,  Вычегда.  Реки  различных  морских   бассейнов   соединены системами искусственных каналов:  Северо-Двинская  система  соединяет  Белое море с Каспийским, самая северная в мире  Беломорско-Балтийская  -  Белое с Балтийским. Реки, озера и искусственные водохранилища представляют  собой дешевые и удобные транспортные пути. По морям бассейна Северного Ледовитого океана, омывающим территорию  района,  проходят  морские транспортные  пути внутреннего и международного значения.

           С  севера  на  юг  на  территории  района  сменяются  четыре  почвенно-растительные зоны и  подзоны: тундра, лесотундра, хвойная  тайга  и  смешанные леса.  Леса  занимают  почти 43,2%  территории  района,  запасы   древесины оцениваются в 5,0 млрд. м3. При широком распространении хвойных пород (ель и сосна) значительные площади занимают мелколиственные леса.

     В тундре и лесотундре почвенный горизонт развит  слабо.  В  пределах  других почвенно-растительных  зон  распространены  подзолистые,  дерноволуговые   и болотные  почвы.  Поймы  рек  богаты  травами,  составляющими   естественную кормовую базу животноводства.

     Основой хозяйства Северного экономического района является использование выгодного экономико-географического положения, постоянного населения и сложившейся системы расселения. Хозяйственное развитие района связано с учетом следующих особенностей:

     1. Обширность территории и ее  значительная протяженность вдоль Полярного круга;

     2. Экстремальные природные условия,  где лишь Вологодская область  не включена в зону Севера;

     3. Значительный и разнообразный  природно-ресурсный потенциал;

     4. Слабая и неоднородная освоенность  территории;

     5. Неравномерная заселенность и нехватка рабочей силы;

     6. Неразвитость и растянутость  коммуникационной системы;

       Для территории характерно заболачивание, пестрота почвенно-растительного покрова  тундры, большое видовое разнообразие растительного покрова. Почвенный  профиль слабо дифференцирован на генетические горизонты, выщелочен, ненасыщен, имеет кислую реакцию. Наибольшее распространение в северной части получили тундровые и лесотундровые глеевые почвы с мощной торфяной подстилкой. В условиях хорошего дренажа в типичной и южной тундре формируются под буры. Часто встречаются сочетания с болотными и болотно-мерзлотными почвами. В лесотундре широкое распространение получают тундровые и торфяно-глеевые почвы. Под рединами и редколесьями развиты железисто-иллювиальные и гумусно-иллювиальные подзолистые почвы. [7, с.295]

       В широтном отношении ландшафты Субарктики дифференцируются на арктические тундры, типичные тундры, южные тундры, лесотундры и редкостойные северные таежные  леса. Выделяются три типа субарктических ландшафтов: восточно-европейско-западносибирский, восточносибирский и дальневосточный.

       Специфика природных ландшафтов обуславливает  появление на территории ряда природно-очаговых заболеваний, среди которых наибольшее распространение получили туляремия, опистархоз и др. Несмотря на суровые климатические условия ландшафты Арктики и Субарктики располагают разнообразными природными рекреационными ресурсами, которые определяют рекреационный потенциал территории.

       Кроме того, изменение геополитического положения  страны привело к тому, что северные регионы стали практически единственным выходом страны в атлантическую часть Мирового океана.  

stud24.ru

Экономические проблемы развития Севера России

 

О.И. Изряднова, А.Д Радыгин (ИЭПП) Экономические проблемы развития Севера России

Введение.  С кардинальными преобразованиями российского национального хозяйства обострились проблемы развития и функционирования социально-экономических комплексов северных территорий. Это актуализировало исследование общих и специфических особенностей структурных изменений в региональной экономике и механизма взаимодействия федерального и территориального уровней государственного управления.  При исследовании экономики Севера России следует учитывать, что это понятие имеет географический смысл, и не привязано к экономическому району. Собственно, одной их методологических проблем внутренней типологии и классификации территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностям является несоответствие административно-территориальных границ субъектов Федерации и социально-экономического зонирования регионов Севера России. Это обстоятельство затрудняет информационное обеспечение исследовательских работ, поскольку в практике статистические данные, нормативные документы и аналитические материалы Росстатагентства, Министерства по налогам и сборам, Министерства экономики, Министерства финансов представляются в пределах границ субъектов Федерации.  Отправным моментом исследования экономики Севера России является теоретическое обобщение и детальная научная проработка методологических подходов и методических принципов к определению понятия "Север" и проблемам типологии, районирования и зонирования.  В общем случае "Север" определяется, как территория ограниченные физико-географическими параметрами. Правовая интерпретация районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в экономике России традиционно регулировалось Постановлениями Правительства Российской Федерации путем установления перечня конкретных территорий. Отнесенные к районам Крайнего Севера территории России географически расположены в широтном диапазоне от 82-го (о. Рудольфа) до 44-го градуса (Южно-Курильские острова) и понятие " экономика Севера России" не имеет жестко очерченных границ Такая интерпретация отличается от определений "Севера№ принятых в мировой практике.  При определении "Севера" как области хозяйственной деятельности человека принципиальными моментами являются качественная и количественная оценка совокупности социально-экономические, национально-этнических и природно-климатических факторов и условий. Но, к сожалению, и в этом случае типология территорий Севера России по отдельным критериям дает представление о региональной специфике, но не позволяет выделить характерные общие признаки. В соответствии с федеральным законом "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 19 июня 1996 года № 78-ФЗ установлено понятие "Север" как высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. С принятием Федерального закона установление границ территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также районирование Севера, регулируется федеральным законодательством. Однако, соответствующий проект Федерального закона "О районировании Севера Российской Федерации" до сих пор находится в стадии обсуждения.  В последние годы в отечественной экономической науке достаточно оживленно дискутируются вопросы типологии и районирования экономики Севера России. Отечественная практика экономического районирования по критериям выделения крупных экономических районов не соответствует новым тенденциям и процессам управления территориями Севера России. Сравнительный анализ методологических подходов к выделению и методам оценки хозяйственной деятельности северных регионов, особенностей формирования социально- трудовых и национально-этнических отношений и механизмов регулирования, безусловно, будет способствовать пониманию общих и специфических особенностей развития. Обобщение мирового опыта Скандинавских стран, Канады и других государств в области районирования и зонирования северных территории имеет научное и практическое значение при формировании концепции и стратегии развития Севера России. С другой стороны, анализ ретроспективных особенностей хозяйственного освоения Севера России и практических результатов реструктуризации экономики Севера России также имеет интернациональное значение, поскольку на территории этого региона проживает почти ѕ мирового населения Арктической зоны. С методологических позиций интерес представляет метод целевого районирования, прошедший практическую апробацию при разработке региональных программ развития Севера Канады. В рамках этогог подхода необходимо решить методологические проблемы выделения Севера России как геосоциоэкономического региона, который охватывает несколько политико-административных и физико-географических районов, характеризующихся общностью уникальных природно-климатических, социальных и экономических факторов: отдаленностью от основной зоны расселения, очаговым характером освоения, ресурсной ориентацией хозяйства, высокой капиталоемкостью производства, недостаточно развитой системой обслуживания. Кроме того, в числе факторов особое место занимает специфика освоения российского Севера, связанная с условиями сезонного завоза материально-технических ресурсов и потребительских товаров в период навигации морского и речного транспорта.  Исследование геосоциоэкономической системы Севера России позволит определить роль и значение этого региона с точки зрения национальных отраслевых и территориально-административных проблем развития. Практическая значимость результатов проявится в определении направлений совершенствования механизма согласования федерального и территориального уровней управления в перспективном развитии региона. В числе методов количественного анализа структурных изменений в региональной экономике внимания заслуживают методы анализа и планировании стратегии региональной и местной экономики, получившие достаточно широкое распространение за рубежом и описанные в работах Blankery Ed., McLean M., Voytek K.  Одной из основных проблем для российского Севера является формирование концепции государственной инвестиционной политики и разработка региональных целевых инвестиционных программ. Это определяет актуальность анализа и оценки инвестиционного потенциала Севера России и перспектив развития региона и территорий. В соответствии с методикой экспертных оценок инвестиционную привлекательность предполагается определять на основе анализа совокупности характеристик производственного, интеллектуального и институционального потенциал, потребительского спрос, показателей уровня жизни, степени развития отраслей инфраструктуры и других факторы. Это позволит ранжировать регионы и выявить общие и специфические критерии типологии территорий Севера по уровню инвестиционной привлекательности и инвестиционным рискам.  Отправной точкой типологии регионов по критериям социально-экономического состояния и разработки региональных программ является структурный анализ региональной экономики. В представленном обзоре ограничимся общим анализом места экономики Севера России в национальном хозяйстве и характеристикой наиболее общих проблем социальных гарантий населению, проживающему на территории этих регионов. 

1. Общая характеристика экономики Севера России 

К российскому Северу полностью или частично относятся 27 субъектов Российской Федерации. Территория Крайнего Севера и приравненных к ним местностей превышает 60% площади России. На территориях Севера России проживают 11,9 млн. человек, что составляет приблизительно 8% всего населения страны, из них 181 тыс. человек относятся к малочисленным народам Севера.  Север России относится к промышленноразвитым регионом страны. На долю регионов Севера России приходится почти 2/5 совокупного производства ВВП, 17% валового выпуска продукции промышленности, почти 1/3 инвестиций в основной капитал, и почти 60% экспорта природно-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Экстремальные природно-климатические условия ограничивают развитие сельского хозяйства и доля его в общероссийском производстве не превышает 5%. При характеристике экономики Севера России следует учитывать, что индустриально развитые области соседствует территориями компактного проживания малочисленных народов Севера, традиционными видами хозяйственной деятельности, которых остается охота, оленеводство, рыболовство, народные промыслы. В этой связи при индустриальном развитии территорий принципиально значение в Государственных программах поддержки коренного населения Севера одной из основных проблем является охрана окружающей среды в ареалах хозяйственной деятельности этнических общностей. 

• Минерально- сырьевая база 

По оценкам Госкомсевера РФ на Севере России сосредоточено до 80% разведанных и прогнозных запасов минерально-сырьевых ресурсов, свыше 60% лесных ресурсов и 90% запасов пресной воды. В северных регионах добывается 97% газа, три четверти нефти, 90% олова, основная часть золота, алмазов, меди, никеля, 15% угля, вырабатывается до 20% электроэнергии, производится весь апатитовый концентрат.  Регионы Севера являются основными территориями заготовки и переработки древесного сырья. Их доля достигает почти половины общероссийского выпуска лесной продукции.  Более половины улова рыбы и добычи морепродуктов России и 40% производства рыбных консервов приходится на долю северных районов. Это достаточно наглядно иллюстрируют данные представленные в таблице 1. В общероссийских запасах минерально-сырьевых ресурсов Республика Саха (Якутия) занимает 3 место среди регионов России. Мурманская область является монополистом по производству апатитового концентрата в России.  Запасы золота, олова, вольфрама, ртути и других полезных ископаемых в Магаданской области определяют ее рейтинг (10 место) среди 20 первых регионов России по суммарным запасам минерально-сырьевых ресурсов, а также и характер специализации экономики. Высокий рейтинг Ямало-Ненецкого (1 место) и Ханты-Мансийского (2 место) автономных округов, определяется колоссальными запасами горючего ископаемого топлива. На территорию Республики Коми приходится до 1/2 запасов нефти и 1/3 запасов газа Севера Европейской части России. Промышленное значение имеют запасы золота, олова, вольфрама, ртути Чукотского автономного округа. Вовлекаются в хозяйственный оборот месторождения горючих полезных ископаемых Ненецкого и Эвенкийского автономных округов.  При анализе природно-сырьевых ресурсов необходимо принимать во внимание огромные запасы древесного сырья и биологических ресурсов регионов Севера России. В Республике Коми площадь и запасы лесов составляют почти половину от запасов спелых лесов Европейской части Севера России. В Республике Саха, в Эвенкийском автономном округе более 80% территории занимает лиственничная тайга. Уникальность природы Камчатки и сосредоточение у берегов полуострова крупных биологических ресурсов, нерестилищ тихоокеанских лососей оказывает определяющее влияние на характер формирования структуры хозяйства области. В частности, в Корякском автономном округе решающее значение имеют промысловые запасы камчатского краба.  Пушной промысел, особенно характерен для таежных зон в Эвенкийском, Чукотском и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах, Республике Саха и является традиционным видом деятельности коренных этнических народностей Севера..

• Структура промышленного производства 

Характер специализации регионов Севера России по существу определяется природно-производственным потенциалом территории. Сравнительный анализ показателей таблиц 2 и таблицы 1 выявляет особенности специализации отдельных регионов. Расширение анализа с привлечением метода региональных коэффициентов позволяет оценить экспортный потенциал и степень самодостаточности регионально экономики. Это направление исследований особенно перспективно, поскольку в последние годы научно- методической разработке принципов регионально-территориального аспект управления реальной экономикой не уделялось должного внимания.

 

При традиционной системе размещения производительных сил по территории России районы Крайнего Севера были ориентированы на вывоз продукции материально-технического назначения в промышленно развитые регионы европейской и азиатской частей страны, что и определило доминирующее положение отраслей добывающей промышленности. Потребительский рынок этих территорий практически полностью формировался за счет ввоза из других регионов России, поскольку производство предметов потребления было нерентабельно и не получило развития.  Северные производители поставлены в более сложные условия. Уровень издержек в промышленности Севера на 20-30% выше среднеотраслевого показателя, что обусловливается более высокой долей инвестиционных, материальных и трудовых затрат.  В условиях реформы с целью преодоления сложившейся ситуации предприятия должны ориентироваться на повышение эффективности использования основных факторов производства, а так же проведение активной политики реструктуризации и диверсификации своей деятельности. Однако, крайне медленная адаптация хозяйствующих субъектов к изменениям экономической конъюнктуры на рынках товаров, капитала и труда, отсутствие перспективной инвестиционной стратегии явились факторами, сдерживающими процессы восстановления экономического роста. Кроме того, в условиях реструктуризации российской экономики усилилась зависимость сырьевых отраслей Севера России от уровня и динамики тарифов на электроэнергию и транспорт. Уровень транспортной составляющей в издержках производства и обращения являются одной из основных проблем завоза продукции в районы Крайнего Севера, развития межрегиональных отношений, внешнеторговой деятельности.  В последние годы доля отраслей добывающей промышленности повысилась практически во всех регионах Севера при резком свертывании производства в отраслях инвестиционного комплекса и в социально-ориентированных отраслях. Это обусловливается, с одной стороны, с сохранением высокой ресурсоемкости отечественного производства, а с другой стороны, с тенденцией интенсивного роста экспорта природного сырья, топливных ресурсов и продуктов их первичной переработки. В этой ситуации существенное повышение темпов внешнеторгового оборота явилось фактором, сдерживающим темпы спада в экономике Севера России.

• Экспортный потенциал Севера России. 

Основу экспортного производства районов Севера России составляют отрасли топливно-энергетического, металлургического и лесного комплексов, а также рыбная промышленность. Доля экспорта регионов Севера России в общем объеме российского экспорта достаточно устойчиво повышается и в 1997 году составила 13,3%, в экспорте со странами вне СНГ почти 18%. Объемы экспорта по отдельным регионам Севера России представлены в таблице 3. Следует отметить, что по мере вхождение России в мировое хозяйство усиливается влияние флуктуаций конъюнктуры внешних рынков на динамику и структуру региональных экономик. Неблагоприятная конъюнктура цен на природно-сырьевые ресурсы в 1998 году крайне негативно повлияла на финансовое состояние предприятий и местных бюджетов Севера России. Динамика и структура экспорта довольно существенно дифференцируется по отдельным регионам и зависит от изменения конъюнктуры на мирового рынка.  Экспорт продукции в Мурманской области достигает почти 57% промышленного производства области м представлен главным образом продуктами химической промышленности и цветной металлургии. Основной статьей экспорта Магаданской области являются рыба и морепродукты и продукция рыбной промышленности, составляющие - 69,8% в общем объеме экспорта области, а также черные и цветные металлы - 16,5%. В географической структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на Японию (43%), Республику Корея (21%), США (10%).  Внешнеторговый оборот Магаданской области довольно устойчиво повышается за счет повышения доли импорта. В связи с ростом транспортных тарифов и нарушением регулярности завоза продукции, активизировалась деятельность отечественных и зарубежных импортеров. Основной номенклатурой импорта Магаданской области являются: машиностроительная продукция - 50%, продовольственные товары - 26%, продукция топливно-энергетического комплекса - 12%. Доминирующая роль в экспортном потенциале Севера России устойчиво сохраняется за нефте-, газодобывающими регионами. Активизация внешнеэкономической деятельности и устойчивый рост положительного сальдо торгового баланса, позволяет этим территориям комплексно решать и производственные и социальные проблемы. На долю Ханты-Мансийского автономного округа приходится более половины совокупного экспорта Севера России. В 1997 году экспорт продукции Ханты-Мансийского автономного округа составил 5,4 млрд. долл. Заметим, что с разработкой новых месторождений нефти в Сахалинской области, Ненецком автономном округе и в Республике Коми увеличился внешнеторговый оборот этих регионов и повысилось их значение в структуре экспорта Севера России. Используя благоприятную конъюнктуру мировых рынков 1995-1996 годов и 1999 года, предприятия лесного комплекса Республик Карелия и Коми, а также Архангельская область сохраняют довольно устойчивые позиции на внешнем рынке. Территория этих регионов является основным поставщиком леса и лесной продукции на западноевропейский рынок. Активная политика по совершенствованию технологии производства, расширению номенклатуры и ассортимента конечной продукции, привлечение иностранных инвесторов позволяют отраслевому комплексу предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Севера России сохранять и расширять рынки сбыта.  Особое место в структуре экономики Севера России занимает Норильский промышленный район. РАО "Норильский никель" является одной из крупнейших в мире интегрированных добывающих и металлургических компаний. Компании принадлежит одно из крупнейших рудных месторождений, 35% мировых запасов никеля. АО производит 20% мирового выпуска никеля и 42% выпуска металлов платиновой группы. В структуре российской цветной металлургии РАО "Норильский никель" занимает в запасах природных ископаемых по никелю- 90%, кобальту- 77%, меди- 66%, палладию- При сохранении тенденции к сужению внутреннего платежеспособного спроса динамика производства определяется, прежде всего, ускоренным наращиванием объемов экспорта цветных металлов. РАО "Норильский никель" на внутреннем рынке реализует до 30% произведенной продукции, а на внешнем -70%. С активизацией деятельности на внешнем рынке динамика производства все в большей степени зависит от конъюнктуры цен на мировом рынке. В данном случае мы ограничились описанием тенденций развития экономики и внешнеторговой деятельности Севера России. Дальнейшим направлением исследования может быть переход к количественным оценкам региональной специализации и перспектив развития с точки зрения мирохозяйственных факторов и о роли регионов Севера России в мировом хозяйстве Арктической зоны. 

• Инвестиционная активность 

Кризис в российской экономике сопровождается резким свертыванием масштабов инвестиционных расходов и изменением их структуры в отраслевом, территориальном и воспроизводственном аспектах. Заметим, что несмотря на сложное финансовое положение в стране, доля инвестиционных расходов на развитие Севера России в последние годы поддерживалась на уровне 18-20% от общего объема инвестиций в российскую экономику. Меньшая глубина спада инвестиций в развитие Севера России определяется специфическими особенностями формирования отраслевой структуры производства и ролью отдельных регионов в национальной экономике. На долю интенсивно развивающихся районов добычи углеводородного сырья в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах приходится более 1/10 инвестиций в основной капитал российской экономики. Высокой инвестиционной привлекательностью отличаются и нефте-газоносные районы Севера Европейской части России.  В попытке решить сложнейшую и общую проблему дефицита инвестиций каждый северный регион ищет наиболее адекватные его специфике инструменты. Например, Ханты-Мансийский автономный округ имеет специальный инвестиционный фонд, который реализует локальные и региональные программы развития..  Характерной особенностью Севера России является то обстоятельство, что в большинстве случаев крупные промышленные предприятия являются градообразующими и по традиции осуществляют социальные программы по жизнеобеспечению населения. Например, АО "Норильский комбинат" выполняет функции по жизнеобеспечению не только в Норильском промышленном районе, но и на всем Енисейском Севере - Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе.  С изменением условий хозяйствования градообразующим предприятиям становится все труднее нести возрастающие непроизводственные расходы. Учитывая рост социальной напряженности в регионах Севера России и значимость большинства социальных программ для населения, и невозможность передачи функций по финансированию их органам исполнительной власти, градообразующие предприятия крайне осторожно подходят к принятию инвестиционных решений и разработке стратегии реструктуризации производства и занятости населения. Администрацией Мурманской области в целях сохранения градообразующих предприятий и обеспечения жизнедеятельности городов и поселков были подписаны соглашения с рядом ведущих предприятий о сотрудничестве и совместных действиях по обеспечению стабилизации их социально-экономического положения Удельный вес бюджетных инвестиций в экономику все последние годы систематически снижается. Однако, в таких традиционно депрессивных регионах как, Республика Тыва, Чукотский и Корякский автономных округи большая часть инвестиций в основной капитал по-прежнему финансируется из федерального бюджета. В регионах -лидерах, деловая активность сохраняется за счет повышения роли и значения негосударственных источников финансирования инвестиций, в том числе частного российского и иностранного капитала. Север России, с точки зрения обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами, является инвестиционно -привлекательным регионом. В последние годы в наиболее благоприятной ситуации оказываются регионы с высоким уровнем развития экспортноориентированных отраслей добывающего сектора. Рост спроса на внешнем и внутреннем рынке на продукцию лесопромышленного комплекса выступал фактором, сдерживающим сокращение объемов инвестиций в основной капитал в Республиках Коми и Карелия, а также в Архангельской области, в которых производится почти 40% целлюлозно-бумажной продукции России.  С изменением ситуации на рынке цветных металлов и интенсивным ростом экспорта отмечалось замедление спада инвестиции в Мурманской, Магаданской, Чукотской областей и Республики Саха (Якутия) и повышение инвестиционной привлекательности этих регионов. Специалисты Департамента структурно-инновационной политики Министерства экономики РФ отмечают, что иностранные инвестиции в большей мере согласуются с уровнем инвестиционного риска, в то время как российские следуют за инвестиционным потенциалом. Однако, несмотря на сохранение высоких рисков и неблагоприятный инвестиционный климат, объем иностранных инвестиций в экономику Севера, в последние три года имеет тенденцию росту. Данные представлены в таблице 4.  Региональный инвестиционный климат является наиболее общим критерием для оценки перспектив развития, поскольку он учитывает совокупность экономических, социальных, политических, правовых и культурных условий, обеспечивающих коммерческую привлекательность региона. Для исследуемых территорий Севера России характерным является крайне низкий уровень развития инфраструктуры. Как правило, эти районы находятся в труднодоступных местах, в силу природно-климатических условий транспортная сеть практически неразвита, и основная нагрузка лежит на перевозках по воздуху и водным транспортом. Сеть информационных коммуникаций в настоящее время интенсивно развивается, но отставание ее развития по сравнению с общероссийским уровнем, по-прежнему, остается фактором, снижающим инвестиционную привлекательность регионов Севера России. В целом, учитывая уникальные запасы минерально-сырьевых, природных и биологических ресурсов, уровень производственно-экономического и инвестиционного потенциала дальнейшее освоение Севера России с точки зрения интересов и перспектив развития национальной экономики не имеет альтернативных решений. Собственно это обстоятельство определяет потенциальную инвестиционную привлекательность Севера России, однако практическое решение проблем формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации деятельности лежит в области совершенствование нормативно-правовой базы.

 

2. Демография и занятость.

Второй комплекс проблем, имеющих принципиальное значение для регионов Севера России, связан с механизмами регулирования трудовых ресурсов и социальных гарантий населению. Территория Севера России характеризуется низкой плотностью заселения и концентрацией основной части населения в ареале градообразующих предприятий, вблизи транспортных магистралей. Ориентация хозяйственного освоения территории Севера России на интенсивное развитие промышленности и строительство сопровождалась повышением доли городского населения. В целом по удельному весу городских жителей в общей численности населения северные регионы занимают одно из первых мест в стране. Необходимо отметить, что на территориях автономных округов и компактного проживания с малочисленных северных народов в силу сохранения национально-культурных и хозяйственных традиций превалирующая часть населения относится к сельским жителям.  Вследствие экономического спада практически для всех регионов Севера типично увеличение доли относительно избыточного населения. Если в 1980-е годы ежегодный миграционный оборот северных территорий превышал два миллиона человек и был устойчиво положительным, то за последние семь лет тенденции кардинально изменились. Отток населения более 10% за период 1990-1998 гг. отмечен в Камчатской области, Ненецким АО, Мурманской области, Таймырском АО. При этом в регионах Дальнего Востока убыль населения в отдельных регионах достигала 40% (Чукотская АО, Корякская АО). Государственная программа помощи переселенцам в получении жилья в основной зоне расселения и более южных районах, по данным ГКС РФ, охватывает не более 10% переселенцев. График 1 Стихийная миграция затронула, в первую очередь, наиболее трудоспособную и активную часть населения, имеющие наибольшие шансы на трудоустройство в других регионах. Нерегулируемость процесса миграционного оборота выступает фактором, негативно влияющим на процессы реструктуризации и диверсификации производства на отдельных территориях. На миграционный оборот существенное влияние оказывает изменение характеристик демографической структуры и, в частности, быстрый рост удельного веса лиц пенсионного возраста, особенно на Севере Европейской части России. Повышение доли населения в нетрудоспособном возрасте приводит к ускоренному росту социальной нагрузки на федеральный и местные бюджеты на фоне общей тенденции к сокращению доходной базы бюджетов всех уровней  Специфика северного рынка труда связана с особенностями размещения и развития производительных сил в регионе. Значительное число рабочих мест прямо или косвенно связаны с добывающим сектором экономики и отраслями по первичной переработке ископаемого и природного сырья. Поскольку большинство предприятий являются градообразующими, то в условиях экономического спада обострились проблемы локальной безработицы.  Одной из наиболее острых проблем, определяющих повышенную социальную напряженность в регионах Севера России, является процесс реструктуризации угледобывающей отрасли, предприятий машиностроения и ряда других отраслей промышленности, закрытие нерентабельных градообразующих предприятий. Отсутствие собственных средств у предприятий и ограниченность бюджетов территорий не позволяет нести растущую нагрузку по выполнению социальных гарантий населению и поддержке коммунально-бытовой инфраструктуры северных городов и поселков. Напряженность на рынке труда усиливается и тем, что территориальная удаленность регионов Севера от зоны Основного расселения, резкое удорожание транспортных тарифов и снижение уровня номинальных и реальных доходов отсекли многих жителей от межрегиональных рынков. Уровень общей и зарегистрированной безработицы в регионах Севера России значительно выше среднего по стране показателя.  Экономика Севера России традиционно отличалась существенно более высоким уровнем федеральной поддержки и расширенной системой предоставление льгот и социальных гарантий занятым в экономике северных территорий. В условиях реформы существенно сократились масштабы и структура государственных расходов на социальные цели, на инвестиции, а также на финансирование завоза продукции в районы Крайнего Севера. Проведение структурной реформы в регионах Севера России в значительной степени затрудняется тем, что региональные органы управления пользуются особым статусом в получении государственных субсидий, льготных кредитов, субсидий на импорт, поддержание низкого уровня цен на отдельные товары производственного назначения и потребительские товары первой необходимости, а также в получении других нерыночных финансовых трансфертов.  Традиционная государственная политика в области социально-трудовых отношений для регионов Севера России, основанная на законах принятых в условиях административно-командных методов управления, полностью утратила регулирующие функции, а новые концепции и механизмы находятся в стадии разработки и становления. Концепция формирования трудовых ресурсов Севера России на современном этапе основывается на сочетании методов государственного регулирования процессов занятости и социальных гарантий работникам государственных предприятий и организаций, с одной стороны ,и, разработкой механизма повышения ответственности работодателей негосударственного сектора экономики в вопросах привлечения работников в северные регионы и их социальной поддержки, другой.  Разработка государственной региональной политики развития Севера России предполагает четкое разграничение функций федеральных и территориальных органов власти и создания механизма регулирования межбюджетных отношений. Это позволит обеспечить необходимую гибкость и динамичность выполнения социальных обязательств перед населением и в полной мере учитывать территориальные особенности. Решение этих проблем лежит в области совершенствования как бюджетного, так и трудового законодательства. * * * Предварительный обзор ситуации на Севера России показывает, что своеобразие процессов хозяйственного освоения территории и специфика функционирования регионов в структуре национальной экономике предполагает во- первых, совершенствование законодательства и нормативно правовой базы, во-вторых разработку методологии анализа и оценки перспектив регионального развития и в-третьих, формирование механизма и инструментария государственного регулирования. Несомненно, что использование опыта зарубежных стран в области региональных исследований и разработке целевых государственных программ будет способствовать не только пониманию общих проблем социально-экономического развития Арктической зоны, но окажется полезным при разработке стратегии развития Севера России. Вверх Таблица 1 Структура суммарных запасов минерально-сырьевых ресурсов по районам, в % к итогу в натуральном измерении.. Минерально сырьевые ресурсы Углеводородное сырье в % к общероссийским запасам рейтинг в % к общероссийским запасам рейтинг Российская Федерация ( всего) 100,0 100,0 по регионам:  Республика Саха (Якутия) 8,64 3 1,57 6 Мурманская область 2,71 9 2,45 5 Магаданская область 2,64 10 Ямало-Ненецкий автономный округ 2,17 12 44,85 1 Архангельская область 1,89 15 0,71 14 Ненецкий автономный округ 1,25 8 Ханты-Мансийский автономный округ 1,45 19 30,52 2 Республика Коми 1,36 20 1,19 10 Таймырский автономный округ 0,35 19 Источник: Гос

znakka4estva.ru

Сбалансированное развитие России в большой степени зависит от развития ее регионов, в том числе северных территорий

Сбалансированное развитие России в большой степени зависит от развития ее регионов, в том числе северных территорий Государственная политика

Николай Михайлович Харитонов, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, кандидат экономических наук

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации подразумевает наличие условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики, а также достаточные ресурсы для создания достойных условий жизни населения.

Арктика и Север России – обширные и важнейшие территории нашей страны. Стратегической целью развития северных территорий является формирование развитой экономики и комфортной среды проживания населения. Для ее достижения необходимо обеспечить опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, отнесенных к районам Крайнего Севера России и приравненным к ним местностям.

Неравномерность развития регионов в составе страны и территорий в составе региона – явление объективное и широко распространенное не только в нашей стране, но и во всем мире. Эта неравномерность связана со многими факторами и легко объяснима. Субъекты Российской Федерации значительно различаются между собой по территории, численности населения и социально-экономическим показателям. Их отличает наличие или отсутствие ресурсной и промышленной базы, отдаленность или приближенность к транспортным коридорам, развитость или отсутствие производственной и социальной инфраструктуры и многие другие факторы.

Как следствие экономического неравенства, существует и социальное неравенство регионов. Несмотря на выделяемые федеральным центром дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, являющиеся основным видом финансовой помощи регионам, наблюдаются значительные межрегиональные диспропорции в среднемесячной заработной плате, в величине прожиточного минимума, в других показателях социальной обеспеченности.

В проводимой работе по государственному регулированию регионального развития должны также учитываться проблемы депопуляции, формирования зон естественной убыли населения, растущей концентрации населения в освоенных регионах европейской части и в крупных городах страны. Следует отметить: территориальные диспропорции в заселенности носят устойчивый и долгосрочный характер, что, естественно, должно приниматься во внимание при планировании развития инфраструктуры, в том числе социальной. Это имеет особое значение для развития районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и других геополитически значимых регионов.

Различия в уровне социально-экономического развития регионов, безусловно, должны учитываться в проводимой государством региональной политике. Необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для развития экономики.

Следует констатировать, что в последние годы повышению роли и ответственности субъектов Российской Федерации в решении задач социально-экономического развития страны уделяется больше внимания. Предполагается реформирование системы государственного управления социально-экономическими процессами. При этом на первый план выдвигается задача обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, включая пространственную организацию территории страны и ее регионов.

Вопрос о необходимости выработки единой системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации назрел давно, и в последнее время к нему привлечено пристальное внимание органов исполнительной власти, законодателей и экспертного сообщества. И на производстве, и в бизнесе, и в государственном управлении объединение ресурсов и формирование производственных цепей на конкретном предприятии или конкретной территории осуществляется преимущественно в рамках совместно принятых стратегических целей. Тем более что у России в этих вопросах накоплен уникальный опыт, ведь, как утверждают специалисты, первый в мире государственный стратегический план был разработан еще в 1920 году в Советской России, а в бывшем СССР существовало целое министерство под названием Госплан.

К настоящему времени единая система стратегического планирования находится в стадии формирования. Принят ряд документов в области долгосрочного стратегического планирования. На среднесрочную перспективу основные цели, задачи и ключевые направления развития страны, базовые ориентиры, а также конкретные проекты в сферах социально-экономического развития, механизмы их реализации определены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года. Вопросы регионального развития занимают во всех документах основное место, пронизывая практически все их ключевые разделы.

Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени фактически отсутствует законодательное регулирование единой системы стратегического планирования в Российской Федерации.

Целесообразно, на наш взгляд, создать правовую основу для единой системы стратегического планирования. Следует законодательно закрепить систему и участников правоотношений стратегического планирования, порядок разработки и прохождения необходимых документов, их взаимоувязку. Необходимо определить распределение полномочий между органами власти и органами местного самоуправления в рамках работы над разными типами документов стратегического и территориального планирования.

Программные мероприятия должны быть увязаны с задачами стратегического развития соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, а показатели эффективности – стать измеряемыми, отражающими реальный вклад от реализации этих мероприятий в социально-экономическое развитие регионов.

Правительством Российской Федерации в настоящее время разрабатывается проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Его принятие, по нашему мнению, позволит упорядочить систему стратегического планирования и определить единые типы и стандарты подготовки документов.

Особое значение в системе стратегического планирования социально-экономического развития приобретают также разрабатываемые в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации стратегии социально-экономического развития федеральных округов и макрорегионов. Они призваны обеспечить эффект от сложения и взаимодополнения природно-ресурсного и производственного потенциалов субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что документы, разрабатываемые на региональном уровне, являются определенным ориентиром и должны учитываться при подготовке документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований.

Вместе с тем в настоящее время работа по стратегическому планированию на региональном уровне, к сожалению, обладает рядом системных недостатков. Разрабатываемые субъектами Российской Федерации стратегические документы имеют разные периоды реализации, принципы целеполагания, постановки задач и глубину детализации.

Эти документы могут называться как стратегией, так и программой, концепцией и т.д. Их содержание по объему может отличаться от аналогичных документов других регионов в разы. И, что особенно важно, некоторые стратегические документы не в полной мере согласуются с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденными стратегиями развития федеральных округов, федеральными программными документами развития отраслей экономики и социальной сферы. В результате перспективные направления развития отдельных субъектов Российской Федерации оказываются не скоординированными.

Во избежание несбалансированности территориального развития, экономического и социального неравенства регионов и территорий необходима вертикально интегрированная система комплексного стратегического планирования, включающая глобальные федеральные проекты, программы развития регионов и муниципальных образований.

 В России есть яркие примеры успешных самодостаточных регионов, являющихся так называемыми регионами-донорами. Не считая Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых промышленно развитых регионов Центральной России, эти регионы расположены в основном в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Но на Севере и дисбалансы в региональном развитии проявляются особенно ярко.

Арктика и Север России – обширные и важнейшие территории нашей страны. Стратегической целью развития северных территорий является формирование развитой экономики и комфортной среды проживания населения. Для ее достижения необходимо обеспечить опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, отнесенных к районам Крайнего Севера России и приравненным к ним местностям.

В последние годы роль Севера в национальном экономическом пространстве существенно возросла, что обусловлено резким увеличением спроса на углеводородное сырье в экономике многих стран мира. Однако это не устранило как общие для всего Севера России, так и свойственные отдельным регионам проблемы, связанные с функционированием экономики в экстремальных природно-климатических условиях и последствиями экономических реформ. На Севере, наряду с «зажиточными» и относительно благополучными регионами, все еще существуют депрессивные, высокодотационные регионы.

Действующую систему государственной поддержки районов Севера можно скорее назвать системой мер точечной поддержки. Она включает в себя государственные программы, федеральные целевые, региональные и отраслевые программы, государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, программы завоза продукции в эти районы, меры государственной поддержки отдельных объектов, хозяйственных комплексов и населенных пунктов. И здесь, может быть в первую очередь, необходимо применить и меры государственной поддержки регионального и территориального развития, и методы стратегического планирования федерального и регионального уровней. Ведь экономика и отдельные производства на Севере в большей степени, чем в других регионах, зависят от государства и проводимой им политики. Такие предприятия находятся в неблагоприятных климатических условиях, удалены от основных путей подвоза сырья и рынков сбыта, что приводит к существенным транспортным расходам, вынуждены платить повышенную цену за привлечение на производство квалифицированных специалистов. Все это приводит к существенному удорожанию продукции, произведенной в этих регионах, и делает такие производства менее конкурентоспособными по сравнению с предприятиями из более благоприятных районов. Без государственного протекционизма многим северным регионам не обойтись.

Целью государственной политики в сфере регионального развития, в том числе развития северных регионов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, является создание правовых и экономических условий, позволяющих этим регионам самостоятельное последовательное комплексное развитие. А учитывая значимость северных территорий для экономики всей страны, в первую очередь важно обеспечить их сбалансированное социально-экономическое развитие.

Наряду с региональными существуют и межрегиональные и межтерриториальные мегапроекты, позволяющие, в случае их реализации, дать мощный дополнительный импульс развитию регионам, особенно районам Крайнего Севера и Заполярья.

Отдельная большая тема для приложения усилий законодательной и исполнительной власти страны – это Арктическая зона Российской Федерации. В российскую Арктическую зону входят полностью или частично территории семи субъектов Российской Федерации, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых наша страна обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.

Природные ресурсы Арктики, континентального шельфа, являются стратегическим запасом общенационального значения. Здесь расположены крупнейшие нефтегазовые провинции России. Новые возможности открывает разработка газоконденсатных месторождений на шельфе. Но сегодня и другие страны предпринимают активные шаги по расширению своего присутствия в зоне Арктики. При этом наличие нерешенных проблем правового и политического характера обостряют в последнее время борьбу за территории и ресурсы мировой Арктики, повышают значение данного макрорегиона как для нашей страны, так и для мирового сообщества.

С развитием Арктики связано решение долгосрочных задач развития Российского государства, его конкурентоспособности на глобальных рынках. В этой связи представляется целесообразным ускорить разработку и утверждение Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, принять государственную программу по ее экономическому и социальному развитию.

К достоинствам Арктической зоны следует отнести и наличие другого, важнейшего для нашей страны межрегионального проекта – Северного морского пути. Этот национальный трансконтинентальный транспортный коридор способен значительно быстрее связать европейские и дальневосточные порты и территории, значительно оживить деловые связи российских и зарубежных грузоотправителей и грузополучателей.

В последние годы возрастает понимание государством роли и места в национальной экономике Северного морского пути как главной национальной арктической транспортной магистрали, объединяющей региональные транспортные системы Европейского, Сибирского и Дальневосточного Севера. Необходима разработка мер государственной поддержки развития Северного морского пути, комплексная стратегия развития этого перспективного проекта. В Государственную Думу внесен и принят в первом чтении проект федерального закона, предусматривающий комплексное государственное регулирование торгового мореплавания в акватории Северного морского пути.

Резюмируя, следует еще раз подчеркнуть, что эффективная региональная политика как система целей и задач органов государственной власти различных уровней по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, являющаяся составной частью общегосударственной политической, экономической и социальной политики, является весьма важной составляющей в деятельности Государственной Думы и ее профильного комитета. Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока в составе рабочих групп Министерства регионального развития Российской Федерации участвует в разработке государственных программ, направленных на региональное развитие.

rosnord.ru