Основные направления развития сельских поселений. Развитие сельского


Основные направления развития сельских поселений

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.

Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.

"Сельское поселение" - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].

Cогласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: cе́льское поселе́ние — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[1].

Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений.

Развитие любой территории, включает в себя преобразование, улучшение, изменение ее элементов. Такие перемены могут иметь как прогресс, так и деградацию.

Обозначение сельских поселений как формы пространственных отношений ландшафтов, хозяйства и населения позволяет по-новому решать актуальные вопросы регионального развития. С этих позиций сельские поселения являются одним из важнейших элементов территориального устройства, которое отражает особенности хозяйственной деятельности, природных условий, социально-демографического и историко-культурного развития региона и государства в целом [3].

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • улучшение жилищных условий сельского населения;
  • повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
  • развитие социальной инфраструктуры села.

Сельское развитие может быть обеспечено за счет разработки и реализации программ социально-экономического развития, которые в настоящее время имеются в ряде муниципальных районов России. В большинстве случаев это муниципальные образования с конкурентоспособной экономикой, в которых функционируют эффективные предприятия и имеется потенциал для саморазвития [3].

Для успешного развития сельских территорий необходимо проведения различных программ, таких как:

  • улучшение состояния здоровья жителей сельского поселения;
  • повышение обеспеченности жителей питьевой водой;
  • повышение уровня занятости населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
  • развитие культурно- досуговой деятельности;
  • создание условий для развития сельскохозяйственного производства;
  • развитие предпринимательства;
  • развитие экономического потенциала;
  • развитие жилищной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • обеспечения населения товарами, необходимыми для проживания.

Доходы бюджетов сельских поселений преимущественно формируются за счет трансфертов, которые адресно направляются на выполнение государственных функций: на жилищно-коммунальное хозяйство, зарплату учителям, медработникам и другие цели. В итоге, сельские администрации в основном заняты реализацией делегированных, то есть доведенных сверху, полномочий.

Все это сводит к минимуму простор для собственной инициативы самих поселений, без чего нет движения вперед, то есть улучшения социальной сферы на селе.

Сельские поселения занимают особое место в общей системе местного самоуправления. Являясь одним из типов муниципальных образований, они играют важную роль в формировании единого каркаса сельской территории, как региона, так и страны в целом. Сельские поселения по своему составу многообразны и отличаются размерами территории, численностью населения, административным статусом сельского поселения, наличием сельских населенных пунктов, отраслевым характером территории, хозяйственной спецификой территории. Принадлежность сельского поселения к той или иной типологической группе в зависимости от применяемых критериев позволяет определить особенности управления в данном муниципальном образовании с точки зрения, как внутренней организации, так и форм организации деятельности органов местной власти.

novainfo.ru

Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"

В экономике Российской Федерации сельское хозяйство имеет исключительное значение. С начала двадцать первого века просматривается устойчивое развитие сельских территорий страны. И хоть считается, что данный сектор не приносит особой выгоды, но при этом высокий уровень развития сельского хозяйства позволяет обеспечивать продовольственную безопасность.

Хорошая развитость сельского хозяйства на территории России позволяет даже экспортировать часть продукции. Кроме того, именно благоустроенность рассматриваемой сферы является одним из факторов, влияющих на качество жизни населения. По этой причине Министерство сельского хозяйства РФ разработало соответствующий проект.

Объекты государственной программы

Главными объектами, на которые направлена программа «Устойчивое развитие сельских территорий», являются населенные пункты, специализирующиеся на производстве товаров аграрного сектора. Это в первую очередь села, деревни и рабочие поселки. Проект не обходит вниманием и территории, находящиеся под влиянием одного местного совета, но расположенные между поселениями. Также объектами программы станут населенные пункты, входящие в состав городов, но специализирующие на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.

устойчивое развитие сельских территорий

Как и из каждого правила, тут также есть исключения. В данном случае это округа, находящиеся под властью административного центра. Под программу не попадают муниципальные районы таких городов, как Москва и Санкт-Петербург.

Список конкретных объектов будет определен и сформирован высшим исполнительным органом государственной власти или уполномоченным им органом.

Проблемы в аграрном секторе

Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий» направлена не только на развитие перспективных направлений отрасли, но и на устранение встречающихся трудностей. К проблемам этого сектора можно отнести:

  • низкий приоритет и роль сельских территорий;
  • социально-экономическое положение в стране;
  • неблагоприятные условия для осуществления данного вида деятельности;
  • недостаток комфортного жилья и инфраструктуры;
  • непрестижность труда в данном секторе;
  • отсутствие заинтересованности к сельскому образу жизни;
  • плачевная демографическая ситуация;
  • неорганизованность местного самоуправления;
  • слабый производственный потенциал данной сферы;
  • низкая конкурентоспособность товаров аграрного сектора;
  • малое количество специалистов инженерно-аграрного профиля.

Причины неблагоприятного положения отрасли

Основные цели программы должны помочь решить проблемы сельского хозяйства. Но что изначально привело к возникновению трудностей? Неблагоприятная и нестабильная ситуация обусловлена рядом факторов. Одной из главных причин является слабое финансирование данной отрасли. Мощный толчок невозможен из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. Нехватка квалифицированных инженерных кадров также сказалась на развитии. Проблемы в аграрной отрасли обусловлены измельченностью и рассредоточенностью объектов.

министерство сельского хозяйства рф

Ухудшение жизни в сельской местности особо заметно по сокращению числа деревень и поселков. Буквально за двадцать лет их количество уменьшилось на девять тысяч населенных пунктов. Люди попросту не видят перспективы жизни в данной местности и тянутся в крупные города. Данный процесс ведет к постепенному вымиранию сел и деревень.

Вследствие того, что люди покидают определенные территории, происходит выбывание земель сельскохозяйственного назначения из всеобщего оборота. То есть за продуктивными землями никто не ухаживает, и они остаются пустовать. В конечном итоге в стране может возникнуть продовольственная катастрофа.

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» предусматривает улучшение условий для проживания в данной местности. Ведь это одна из главных причин того, что люди покидают села и деревни. Комфорт жизни в селе отстает от городов в несколько раз.

При этом даже в сельской местности обеспеченность жильем очень низкая. Молодые специалисты не стремятся отказываться от прелестей городских удобств. Родители не хотят, чтобы их дети ходили в ветхие школы. Многие жители уезжают в поисках лучшей жизни по причине отсутствия должного медицинского обслуживания. Даже если оно есть, то, скорее всего, труднодоступно. Объектов культуры и досуга настолько мало, что они удовлетворяют потребности лишь трети жителей сел и деревень России.

Все это способствует миграционным процессам, участниками которых становится преимущественно население трудоспособного возраста. Благодаря этому число трудовых ресурсов в аграрной отрасли стремительно сокращается.

Первый этап реализации проекта

Весь проект, который должен обеспечить устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года, делится на два этапа. Реализация первого находится во временном диапазоне с 2014 по 2017 год. Второй, соответственно, охватит следующие три года – с 2018 по 2020 включительно.

программа устойчивое развитие сельских территорий

Реализация первой части плана заключается в том, чтобы уравнять качество жизни и обеспеченность сельских территорий в разных регионах. Для этого из федерального бюджета выделены определенные финансовые средства, которые распределяются обратно пропорционально обеспеченности местности. Каждая территория должна быть оценена со стороны перспективы долгосрочного развития и общего потенциала.

Также планируется, что агропромышленный комплекс должен достичь в своем развитии требуемых показателей Всемирной торговой организации. Для этого должны быть проведены мероприятия, которые помогут в этом. И прежде всего будет проведена работа по улучшению условий жизнедеятельности в сельской местности.

Второй этап реализации плана

Если первая часть проекта закладывает основную базу, то вторая обеспечивает темпы. Стабильное и устойчивое развитие сельских территорий возможно лишь при условии постоянного поддержания положительной динамики роста. То есть, начиная с 2018 и до окончания программы государство обязуется удовлетворять все потребности сельского населения в целях улучшения качества жизни.

Комплексное обустройство

Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 предполагает создание базовых условий для осуществления процесса развития. Это говорит о том, что в первую очередь должны быть удовлетворены потребности жителей. Особая ставка делается на молодую прослойку населения. Реализация проекта начинается с благоустройства населенных пунктов, которое включает в себя возведение объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года

Предполагаются облегченные условия приобретения жилья молодыми семьями. При этом жилплощадь должна быть в таком состоянии, чтобы наличествовала возможность нормального уровня проживания. Вследствие этого предполагается, что количество молодых людей, нуждающихся в крыше над головой, станет меньше.

Вторым пунктом планируется строительство необходимых объектов инфраструктуры, имеющих общеобразовательное значение. Также государством предусматривается приведение в должный вид уже существующих объектов.

Программа должна повлиять на обеспечение сельских жителей качественным и доступным медицинским обслуживанием за счет организации фельдшерских пунктов. Также государство должно предоставить объекты, позволяющие проводить оздоровление нации, а также всестороннее развитие граждан. Сюда входит создание спортивных площадок, сооружений, а также учреждений культурного и развлекательного назначения.

Разработчики программы внесли одним из пунктов увеличение уровня газификации населения. Также жители сел и деревень должны иметь доступ к воде технического назначения и питьевой.

Концентрация ресурсов

Стратегия устойчивого развития сельских территорий предполагает собой сосредоточение ресурсов. Это обеспечивается за счет возведения объектов социального значения. Должна быть сформирована инженерная инфраструктура. В конечном итоге результатом должно стать как можно большее количество населенных пунктов, в которых сформировался стабильный агропромышленный комплекс. Это приведет к появлению рабочих мест и свободных вакансий, которые должны привлечь жителей России.

устойчивое развитие сельских территорий на 2014 2017 годы

Инициатива граждан

Министерство сельского хозяйства РФ с радостью встречает инициативных граждан, которые предлагают свои идеи по развитию данной сферы. Ведь без учета мнения жителей нельзя добиться действительно хорошего и устойчивого результата. Проект также предусматривает и этот момент. Одним из пунктов программы прописана возможность получения грантов на осуществление задумок людей.

Работа по этому направлению начинается с мониторинга и исследования мнения граждан. За счет этого специалисты стремятся создать правдивую статистику, проанализировав которую, можно будет увидеть реальные идеи. Целью также является, опросив сельское население, понять насколько эффективным является реализация государственной программы.

Данная работа проводится для повышения общественной активности, формирования гражданской позиции. Власть хочет популяризовать аграрный сектор, сделать его более престижным среди населения. Основным показателем того, что задумка удалась, станет улучшение демографического положения конкретно в сельской местности. Кроме того, внимание обратят и на рост производства.

Так, в целях реализации программы планируется обеспечить населенные пункты всем необходимым для нормальной жизнедеятельности, возвести не только объекты инфраструктуры, но и жилые строения.

Все запланированные шаги должны помочь преодолеть непривлекательность аграрной сферы среди молодого населения страны. Власти хотят показать перспективность и значимость данной отрасли.

Улучшение жилищных условий

Удовлетворение потребностей сельского населения начинается с предоставления жилья. Надежная крыша над головой – это то, за что борются многие жители страны. Именно она должна стать основополагающим фактором в привлечении молодежи в сельскую местность.

Для этого в бюджете страны предусматриваются резервные средства, которые должны пойти на возведение и ремонт жилых объектов, а также приобретение зданий.

Проектом предусматривается вариант помощи жителям в покупке или строительстве дома в виде частичного погашения трат на данные действия. Также рассчитывается наиболее удобный механизм ипотечного кредитования согласно данной программе. Государство планирует привлекать к процессу возведения частный капитал в виде помощи инвесторов. Улучшение жилищных условий в сельской местности – это залог дальнейшей успешной реализации проекта.

В программе заложено возведение жилых объектов на общий метраж пять с половиной миллионов квадратных метров. Больше половины из них должны обеспечить нужды молодых специалистов.

Активность населения

Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без поддержки программы гражданами. Для этого планируется активизировать человеческие ресурсы, привлечь людей в реализацию некоторых пунктов. Жители сельской местности должны понимать, что государство проявляет заботу и учитывает мнение местного населения.

Для успешного воплощения в жизнь всех идей и задумок должны быть мобилизованы ресурсы не только страны, но и всего населения в целом. Это и рабочие руки, и материалы, и финансы. Соединительным звеном между разработчиками программы, то есть вышестоящими властями, и населением должны стать общественные организации, предпринимательские сообщества и муниципальные образования.

федеральная целевая программа устойчивое развитие сельских территорий

К одному из наиболее приоритетных направлений, которые планируются реализовать совместно, относится возрождение и пропаганда культурных традиций, народных промыслов и ремесел. Ведь такое огромное количество мастеров и умельцев не должно остаться незамеченными. Да и только благодаря желанию людей возможно сохранение национальных достопримечательностей, памятников искусства, культуры и природы. А вот здоровое развитие нации должно обеспечиться за счет возведения спортивных и детских площадок, мест отдыха.

Планируемые мероприятия

Российская программа «Устойчивое развитие сельских территорий» призвана вызвать интерес у населения. Результатом должны стать миграционные процессы, уважительное отношение к сельскому труду, признание перспективности и неотъемлемости данной отрасли в жизни государства.

Это все зависит от того, насколько успешно будут реализованы некоторые агитационные мероприятия. Одним из них является рассмотрение информационно-просветительских проектов на конкурсной основе. Тематика данного соревнования – это методы и способы сохранения культурного и исторического наследия, а также популяризация аграрной сферы среди населения. Участник конкурса должен показать, как с помощью средств массовой информации, таких как телевидение, радио, публицистика и интернет, рассказать о привлекательности сельского хозяйства. К этому можно отнести выгодные вакансии, многолетние традиции, которые покажут дальнейшую перспективность отрасли.

удовлетворение потребностей сельского населения

Каждый человек может способствовать такому процессу, как устойчивое развитие сельских территорий, с помощью выражения своих идей различными методами. Государство предоставляет возможности для реализации собственного потенциала. Это и творческие конкурсные работы, и разработка электронного ресурса по данной тематике, проекты по информационному обеспечению жителей сельской местности, а также участие во всероссийских фестивалях.

В планах разработчиков программы также числится приобщение граждан к традиционным видам спорта.

fb.ru

Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства

Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства

Содержание

сельский хозяйство аграрный экономика

Введение

. Сельскохозяйственный сектор экономики: сущность, структура, факторы, модель управления

. Тенденции развития сельского хозяйства

. Перспективы развития сельского хозяйства

Заключение

Список использованных источников

Введение

Известно, что развитое сельское хозяйство способствует оздоровлению макроэкономической ситуации в национальной экономике. В большинстве развитых стран предприятия АПК обеспечивают до 90% потребностей населения в продуктах питания и до 60-75% всего товарооборота страны. Это подтверждает определяющее значение данной сферы экономики в решении проблем инфляции, финансового оздоровления, товарной насыщенности, состояния торговли, транспорта и т.п. Очень важна роль АПК в удовлетворении спроса на рабочие места, который имеет сезонный характер. Создать дополнительные рабочие места (причем не требующие специальной подготовки и высокой квалификации) практически могут лишь предприятия АПК. К тому же, особый образ жизни сельского населения является фактором стабилизации общественных отношений, проводником политики нравственности.

Вопрос развития сельского хозяйства - один из наиболее болезненных, который многие годы беспокоит как региональные, так и федеральные власти.

Экономика сельского хозяйства во многом зависит от благоприятных погодных условий. Каждый год имеются определенные колебания. Кроме того аграрный комплекс нуждается в постоянном государственном регулировании и поддержке. С одной стороны, сельское хозяйство в силу своей специфики имеет достаточно длительный цикл оборота рубля (иногда до года). С другой - низкая доходность, которая присутствует в сельском хозяйстве, больно отзывается на экономической базе сельхозпроизводителей, жизненном уровне простых людей.

Безусловно, от государства никто не ждет дотаций для убыточных производств. Современное сельское хозяйство давно работает в условиях развитой конкуренции. Это не монополизированный рынок, на нем много участников, конкурентная среда очень велика. Агробизнес целиком относится к категории рынка. Государственное регулирование рассматривается как фактор, направленный на стабилизацию и выравнивание экономических деформаций, которые возможны при формировании рыночных отношений. В первую очередь, сюда относится комплекс нормативно-правовых мер, таможенно-тарифное регулирование, субсидирование затрат на производство сельхозпродукции, щадящие налоговые режимы, кредитование.

Предметом работы является сельское хозяйство. Объект работы - показатели развития сельского хозяйства в регионе.

Целью работы является рассмотрение проблем и перспектив развития сельского хозяйства.

Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

. Изучить сущность, структуру, факторы и модель управления сельским хозяйством.

. Рассмотреть тенденции развития сельского хозяйства.

. Проанализировать перспективы развития сельского хозяйства.

1. Сельскохозяйственный сектор экономики: сущность, структура, факторы, модель управления

Сельское хозяйство - отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах.

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6% ЭАН. В этих странах "зелёная революция" произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Как отрасль хозяйства сельское хозяйство имеет следующие основные особенности:

. Экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным процессом роста и развития живых организмов, развивающихся на основе биологических законов.

2.Циклический процесс естественного роста и развития растений и животных обусловил сезонность сельскохозяйственного труда.

3.В отличие от промышленности технологический процесс в сельском хозяйстве тесно связан с природой, где земля выступает в роли главного средства производства.

Специалисты ФАО отмечают, что 78% земной поверхности испытывают серьёзные природные ограничения для развития земледелия, 13% площадей отличаются низкой продуктивностью, 6% средней и 3% высокой. В настоящее время распахано около 11% всей суши, ещё 24% используется под пастбища. Особенности агроресурсной ситуации и специализации сельского хозяйства значительно различаются по регионам.

Главной целью и задачей аграрного комплекса является обеспечение продовольственной безопасности страны, производство достаточного количества основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, обеспечение быстрого продвижения продукции от товаропроизводителей к первичным покупателям. Вопрос продовольственной безопасности страны являлся ключевым для российского государства на протяжении многих десятилетий.

2. Тенденции развития сельского хозяйства

В 2008 году отмечалось, что принятые в последние годы меры, направленные на улучшение социально-экономического положения в аграрной сфере России, позволили сформировать тенденцию роста производств продукции и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Рисунок 1 - Индексы производства продукции сельского хозяйства России

Среднегодовой темп роста за пять лет с 2003 года по 2007 год составил 102,7%. Существенные изменения произошли в макроэкономической политике. Более доступными для сельскохозяйственных товаропроизводителей стали кредитные ресурсы, повысилась инвестиционная активность в сельском хозяйстве. Среднегодовой темп роста инвестиций за пятилетний период составил 122,5%. Развитие сельскохозяйственного производства происходило на фоне благоприятной мировой конъюнктуры и улучшения экономических условий в аграрной сфере за счёт реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Факторами, ограничивающими развитие, являлись низкий уровень энерго- и фондовооружённости, химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, дефицит квалифицированных специалистов, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка.

В 2011 году российское сельское хозяйство выдало целый ряд рекордов. В том году были выполнены показатели Доктрины продовольственной безопасности с точки зрения самообеспечения по зерну, сахару, картофелю, мясу птицы. По итогам 2011 года сельхозпредприятия России показали более чем 20-процентный рост объёмов производства.

В июле 2012 года правительство России сократило финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы и привело её в соответствие с требованиями ВТО. Увеличен объём средств поддержки, относящихся к так называемой "зелёной корзине", отменена поддержка из разряда "красной корзины", сокращены деньги из "жёлтой корзины". К "зелёной корзине" относятся меры, направленные не на поддержание цен производителей, а на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. "Зеленая корзина" не связывается обязательствами по сокращению. В то же время "красная и желтая корзины" подразумевают разную степень поддержки цен производителей и выводят товар из конкурентного поля. Так, например, согласно одобренному правительством документу, будет упразднен механизм скидок на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей, поскольку такие льготы позволяют членам ВТО обвинить российских сельхозпроизводителей в наличии признаков демпинга на рынке.

По состоянию на середину 2012 года такие скидки составляли до 30% от рыночной цены.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в России в 2010 году составляла 75,2 млн. гектаров, из них на зерновые и зернобобовые культуры приходилось 43,2 млн. гектаров, на технические культуры - 10,9 млн. гектаров, на картофель - 2,2 млн. гектаров, на кормовые культуры - 18,1 млн. гектаров.

Рисунок 2 - Экспорт пшеницы из России

По сравнению с 1999 годом в 2010 году общая посевная площадь сельскохозяйственных культур была меньше на 14,3%, зерновых и зернобобовых культур - меньше на 7,1%, технических культур - больше на 45,0%, картофеля - меньше на 24,3%, кормовых культур - меньше на 39,5%.

В 2009 году было собрано 97,1 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур, 31,1 млн. тонн картофеля, 24,9 млн. тонн сахарной свеклы, 13,4 млн. тонн овощей открытого и защищённого грунта. По сравнению с 1999 годом в 2009 году сбор зерновых и зернобобовых культур увеличился на 77,7%, сахарной свеклы - на 63,5%, картофеля - на 11,2%, овощей открытого и защищённого грунта - на 21,7%. В 2010 году сборы по всем перечисленным видам сельхозкультур уменьшились.

В 2011 году ударные урожаи были получены по многим культурам: рапсу, кукурузе, подсолнечнику, сое, рису. Однако самым впечатляющим будет урожай сахарной свеклы. Самым впечатляющим был урожай сахарной свеклы, сбор которой (около 40 млн. тонн) стал историческим рекордом. Этого сырья достаточно для выработки 5 млн. тонн сахара, что составляет годовую потребность российского рынка. Животноводство является одной из ведущих отраслей российского сельского хозяйства.

Рисунок 3 - Производство мяса и мясопродуктов в России в 1990-2010 годах, в %

В России, как и в большинстве постсоветских стран, с началом рыночных реформ наиболее сильно пострадало животноводство, так как падение покупательной способности населения отразилось прежде всего на мясной и молочной продукции - наиболее эластичной по доходу. Кроме того, эффективность советского животноводства и выход продукции с единицы корма были крайне низкими. С открытием рынка стало выгоднее ввозить не кормовое зерно, как в советское время, а готовую животноводческую продукцию. Усиленный импорт создал конкуренцию для отечественных производителей, не оставляя им времени для кардинальной модернизации сектора.

В 2006 году в России приняты четыре приоритетных национальных проекта, среди которых Национальный проект "Развитие АПК". Одним из направлений этого нацпроекта является ускоренное развитие животноводства. Проект предполагал расширение доступности долгосрочных (до восьми лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов путем субсидирования процентной ставки; увеличение поставок по федеральному лизингу племенного скота, техники и оборудования для животноводства и гарантированный уровень внешнеторгового протекционизма в животноводстве.

Одним из результатов реализации нацпроекта "Развитие АПК" стали массированные инвестиции в российское животноводство.

В феврале 2012 года глава Минсельхоза Елена Скрынник заявила: "В настоящее время производство мяса скота в живом весе составляет 2,9 миллиона тонн, молока - за 6 лет увеличилось на 1,8% и доведено до 31,742 миллиона тонн. В то же время в мясном и молочном скотоводстве происходят качественные изменения, которые как раз и характеризуют позитивный тренд в развитии этого направления". Во-первых, продолжила она, в 2011 году впервые за 20 лет прекращена тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота. Во-вторых, растет доля племенного скота: в мясном стаде - с 41% в 2006 году до 60% в 2011 году, в молочном - с 6% до 11,3%. И, в-третьих, благодаря качественному изменению состава поголовья, замещению менее продуктивных пород более продуктивными, на 20% увеличились средние надои молока, товарность выросла до 61%.

В I квартале 2012 года в России сохраняется положительный тренд в животноводстве, достигнутый по итогам 2011 года. Так, с января по март 2012 производство молока увеличилось на 279 тыс. тонн в сравнении с аналогичным периодом 2011 года (на 4,5%) и составило 6 млн. 482 тыс. тонн. Поголовье КРС выросло на 223 тыс. голов, в том числе поголовье коров - более чем на 195 тыс. голов. Подобный рост по итогам I квартала по производству молока и поголовью КРС наблюдается впервые за последние 22 года. Положительная динамика также сохранена в свиноводстве и птицеводстве. По итогам первого квартала производство свинины выросло на 4,2%, птицы - на 16,3%.

. Перспективы развития сельского хозяйства

Данная отрасль сохраняет положительную динамику развития, несмотря на мировой финансовый кризис и серьёзные проблемы, связанные с засухой и лесными пожарами. Однако темпы ежегодного роста очень малы и составляют всего половину процента. Таким образом, можно говорить о некотором застое в данной отрасли.

Такая ситуация развилась из-за неправильного подхода к сельскому хозяйству во времена позднего Советского Союза. Развитие осуществлялось только экстенсивными методами. То есть не применением высоких технологий и специальной техники, а расширением площадей. Кроме того работы велись очень тяжёлой сельскохозяйственной техникой, которая делала землю менее плодородной.

Однако теперь ситуация медленно меняется в лучшую сторону. Использование недорогой иностранной техники, которая покупается из-за границы и уже была в употреблении, позволяет возделывать землю в щадящем режиме. Новейшие виды удобрений стоят гораздо меньшие средства, чем раньше. Кроме того, они наносят меньший вред окружающей среде, а сама продукция не содержит в своём составе опасные для здоровья человека вещества.

Не последнюю роль играют различные системы автоматизации, применяемые в агропромышленном комплексе. В случае животноводческих ферм они позволяют снизить затраты на содержание и повысить эффективность всей организации.

Государство активно взялось за помощь в восстановлении продуктовой безопасности России. То есть понижение уровня ввоза продуктов питания и сельскохозяйственных товаров.

Некоторую проблему на пути развития сельского хозяйства может поставить вступление России в ВТО. Для этого необходимо оставить нормы финансирования на прежнем, невысоком уровне. Несмотря на это, России удалось добиться в этой сфере некоторых поблажек.

Заключение

Агропромышленный комплекс, являясь составной частью экономики страны, подчиняется общим законам экономического развития и в то же время отличается специфическими чертами, обусловленными высокой социальной значимостью производимой продукции.

Трансформация аграрного сектора экономики, проведенная без глубокого научного обоснования и в достаточно сжатый период, обусловила возникновение ряда проблем перманентного характера как на макро-, так и на микроуровне функционирования АПК.

Помимо общеэкономических проблем, агропромышленному комплексу области присущи особые, специфические проблемы, обусловленные несовершенством производственно-экономических отношений в агропродовольственной сфере.

В настоящее время, несмотря на отдельные признаки стабилизации, в целом агропромышленный комплекс находится в состоянии глубокого системного кризиса, обусловленного накопленными проблемами его функционирования в дореформенный период: наличием структурных диспропорций между различными сферами и отраслями агропромышленного производства, нарушением координационных связей между хозяйствующими субъектами, дисбалансом между всеми продуктовыми сегментами, высокой степенью физического и морального износа основных фондов, нерациональной специализацией сельскохозяйственного производства, недостаточным использованием в производстве достижений аграрной науки, наличием системы активной статистической дезинформации и др. Указанные проблемы обусловили объективную необходимость реформирования аграрного сектора в целях повышения эффективности его функционирования. В качестве наиболее значимых выделялись проблемы модификации производственно-экономических отношений между экономическими субъектами, создания новых, более совершенных производственных единиц, изменения земельных отношений, формирования специализированной системы кредитования для АПК, правовой регламентации.

Сельскохозяйственное производство предприятий всех форм собственности и хозяйствования будет развиваться успешно, если исполнительная и законодательная власть на федеральном и региональном уровнях приложит свои усилия на решение следующих неотложных задач:

улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий, в частности, за счет решения проблемы диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, создания механизма по его устранению;

укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий;

создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, устойчивого роста производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности;

изменение демографической ситуации. Принятие федеральной целевой программы заботы о молодежи села;

повышение уровня квалификации кадров на селе.

Решение этих задач обеспечит устойчивое развитие производства в агропромышленном комплексе.

Список использованных источников

1.Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - М. - 2009.

2.Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Никонов А.А. и др. - М.: Наука, 2011.

3.Агропроизводство в развивающихся странах // Экономика сельского хозяйства. - 2008. - №11. - С. 8-14.

.Белокопытова Л.А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. - 2009. - №1. - С. 45-50.

5.Гордеев А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика с/х. -2011. - №9. - С. 15-20.

.Добрынин В.П. О концепции развития сельского хозяйства России. - М.: МСХ, 2012.

.Певзнер Е. Государственное регулирование с/х // АПК: экономика, управление. - 2008. - №6. - С. 32-41.

.Пищевая промышленность РФ в условиях рынка под редакцией Сизенко Е.И. - М. - 2012.

.Плетнев П.А. Новые проблемы мирового сельского хозяйства. // "Крестьянские ведомости", 2011, №10

.Счастливцева Л.В., Губанова Н.В. Ценовая ситуация на аграрном рынке России и ее государственное регулирование // Экономика перерабатывающей промышленности. - 2010. - №5. - С. 8-23.

.Четвертакова В. Ценовая политика в АПК и ее влияние на с/х производство // АПК: экономика, управление. - 2009. - №5. - С. 43-50.

diplomba.ru

как получить пособие начинающим фермерам по безвозмездной программе, правила предоставления выплат сельхозтоваропроизводителям

Деньги на поле

Введение санкций со стороны западных стран вынудили правительство начать активную поддержку сельскохозяйственной отрасли. Руководство государства всерьез настроено на заполнение продуктовых полок продукцией отечественного производства. Для этого было принято решение о выделении субсидии на развитие сельского хозяйства. В этих условиях необходимо выяснить, в чем суть подобных льгот и как получить субсидию для сельскохозяйственного бизнеса.

Основная цель подобных программных инициатив

Современные реалии экономики диктуют то, что без государственной дотации сельхозтоваропроизводителям фермерское хозяйство быстро придет в упадок в условиях агрессивной внешней среды. Именно по этой причине российское правительство приняло решение о выделении специальной субсидии фермерам и запуске программы поддержки сельскохозяйственного сектора.

Для того чтоб узнать, как получить субсидии для развития собственного фермерского хозяйства, важно изучить условия ее выдачи фермеру. В число льгот и мер помощи сельскому хозяйству входят:

  1. Льготные программы кредитования аграрного сектора отечественной экономики за счет государственного субсидирования и сокращения процентной ставки по кредитам. Также были разработаны некоторые специфические направления в этой денежно-кредитной сфере: льготного страхования выращенных сельскохозяйственных культурных растений на рискованных почвах, а также льготное страхование скота элитных фермерских пород.
  2. Дотации из государственного бюджета, что представляют собой целевое ассигнование убыточной продажи готовой сельскохозяйственной продукции во время неудачного урожая. Иным вариантом государственной дотации подобного типа является возмещение из бюджета неполученной прибыли в результате сдерживания темпов роста цен на социальные продукты питания.
  3. Государственная бюджетная политика, направленная на дополнительное финансирование различных отраслей сельского хозяйства. Подобный тип дотаций отличается приоритетностью дополнительного финансирования различных отраслей сельского хозяйства. Субсидирование процентной ставки по кредитным программам для развития фермерства, а также возмещает лизинговые оплаты по производственному оборудованию.
  4. Для более грамотного перераспределения финансовых средств, направленных на государственную поддержку аграрного сектора, происходит разработка программ поддержки, а также анализ дальнейших перспектив развития этого сектора российской экономики.

Уборка зерна

Законодательная основа государственной поддержки АПК

Основным юридическим актом, что регулирует деятельность различных структур в агропромышленном секторе РФ, является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Что же касается общей государственной стратегии развития АПК, то она полностью описана в рамках действующей программы по развитию этого сектора. В данной программе можно найти все существующие государственные инициативы, ориентированные на ускорение развития АПК. Кроме того, в этом документе описана субсидия сельхозпроизводителям, которая должна облегчить процесс выплаты ими кредитов, взятых на расширение бизнеса.

В рамках такой программы существуют различные подпрограммы, что вместе ускоряют процесс экономического роста субъектов АПК. Все корректировки и нововведения в существующую законодательную регулирующую базу вносятся с помощью отдельных постановлений правительства и разъяснительных листов.

Основные направления действия субсидирования АПК

Порядок и правила предоставления субсидий в рамках политики стимулирования сельского хозяйства, действуют по основным приоритетным направлениям:

  1. Субсидия на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, а также рационального применения имеющихся фермерских площадей.
  2. Материальная поддержка скотоводческих хозяйств и фермеров, занимающихся животноводством.
  3. Создание перерабатывающих предприятий, а также каналов сбыта готовой сельскохозяйственной продукции.
  4. Государственная поддержка предприятий и физлиц, что работают в сфере растениеводства.
  5. Поддержка развития и создания небольших фермерских хозяйственных объединений.
  6. Финансовые льготы для создания инновационных технологий и их дальнейшего внедрения в производственный процесс.

На самом деле планы государства в отношении финансовой поддержки АПК более дальновидны нежели просто увеличение доли отечественной продукции на товарных магазинных полках.

Руководство страны ожидает, что программа развития сельского хозяйства принесет следующие результаты:

  • расширение существующего рынка сырья;
  • рост уровня зарплат в этом сегменте экономики;
  • создание новых рабочих мест;
  • освоение ранее заброшенных сельскохозяйственных земель.

Планируется, что оказание помощи, предпринимаемой государством, позволит к 2020 году сформировать новую структуру АПК, что даст ему возможность активно самостоятельно развиваться. Но все это только перспективы. Но пока данная отрасль переживает далеко не самые лучшие для себя времена.

Согласно последним аналитическим отчетам, на замещение импортной продукции отечественным производителям понадобится от 5 до 7 лет. При этом отрасль будет вынуждена осуществить колоссальные материальные инвестиции, без поддержки со стороны государства она не сможет самостоятельно справиться.

Общий порядок и условия для принятия участия в программе субсидирования АПК

Субсидии на сельское хозяйство, что были применены государством в прошлом году, действуют и в текущем. При этом стоит учесть тот факт, что отдельные члены правительства РФ начали поднимать вопрос о возможности внесения определенных право в схему финансового стимулирования сельскохозяйственного комплекса.

Коровы на ферме

Что же касается текущего положения дел, то на данный момент действует следующее субсидирование:

  1. Государственные гранты для развития КФХ. Подобные субвенции могут быть предоставлены в рамках конкурса по целевому назначению для покупки фермерских земель, а также для строительства систем коммуникаций и возведение различных хозяйственных построек. Получение гранта предполагает ведение строгой отчетности относительно целевого использования полученных средств.
  2. Кредит для возмещения затрат по процентам. Такие льготы могут быть предоставлены лишь для улучшения производства.
  3. Субсидирование лизинговых программ для покупки сельхоз техники и оборудования.
  4. Материальная компенсация затрат на строительство различных объектов крестьянского семейного хозяйства.
  5. Субсидия единовременного характера, которую можно взять для обустройства фермерского хозяйства, приобретения личного транспорта, а также проведения необходимых коммуникаций.

Фермер потенциально может получить все виды государственной помощи, но лишь при условии его соответствия критериям конкурсного отбора. Все заявления от фермеров рассматриваются конкурсной коллегией.

Росточки, монеты

Получить субсидию на развитие хозяйства можно при выполнении следующих условий:

  1. Соответствие профессиональных качеств фермера требованиям комиссии. Фермер должен работать в сфере АПК минимум 10 лет. Кроме того, определенное преимущество предоставляется кандидатам, имеющим профильное высшее образование.
  2. Претендент на протяжении 10 лет должен самостоятельно заниматься ведением личного хозяйства.
  3. Нужно предоставить рекомендательные письма представителей руководства муниципалитета.
  4. Субсидирование будет выдано лишь при условии разработки бизнес-плана.
  5. При подаче заявки на получение гранта кандидат должен обеспечить до трети его суммы собственными финансовыми средствами либо же имеющимся имуществом в виде оборудования или скота.
  6. Разработка схемы по сбыту готовой продукции. Преимущество распространяется на тех граждан, что уже имеют налаженный путь сбыта произведенной продукции. Это необходимо будет подтвердить документально, путем предоставления соответствующих контрактов и договоров с закупщиками.

Взяв помощь государства, фермер будет доказывать целевое использование средств. Это следует подтвердить с помощью документов, подписанных с поставщиками и клиентами.Также стоит учесть тот факт, что комиссия после выдачи субсидии будет проводить проверку деятельности фермера для исключения нецелевого использования финансовых ресурсов.

Процесс сбора документов

Субсидия начинающему фермеру предоставляет при условии сбора следующих документов:

  • заявление соответствующего образца;
  • копии паспорта;
  • копии свидетельства о регистрации в ФСН как плательщика налогов;
  • документов, касающихся учреждения КФХ;
  • договоров с партнерами и закупщиками готовой продукции;
  • рекомендационные письма представителей руководства муниципального образования.

Кроме того, к получению безвозмездной госпомощи комиссия допустит только тех фермеров, что докажут социальную значимость своего проекта, благодаря которому регион получит новые рабочие места.

Недостатки субсидирования

Основной проблемой государственной программы является передача полномочий распределения средств региональным властям. Такой ход наверняка ничего хорошего АПК не принесет.

Кроме того, следует отметить и недостаточное финансирование программы в целом, что накладывает определенный отпечаток на темпы развития всей сельскохозяйственной промышленности. Без стабильного финансирования все попытки правительства простимулировать развитие в сельском хозяйстве будут бессмысленными.

olgotah.ru