История развития менеджмента. Основные этапы развития менеджмента. Развитие менеджмента


Эволюция менеджмента. Этапы развития менеджмента как науки.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие

экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение

менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности.

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

- возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

- создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

- усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

В настоящее время новых теорий менеджмента нет, но продолжается совершенствование уже существующих.

studfiles.net

8.Этапы развития менеджмента

Основные этапы развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Основные этапы развития менеджмента зараждались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возмём к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Первый этап развития менеджмента:

I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяетв какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зараждени менеджмета как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития мененеджмента в период его зараждения.

Второй этап развития менеджмента

II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

Третий этап развития менеджмента

III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

Четвертый этап развития менеджмента

IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;

систему власти;

систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.

studfiles.net

коротко о главном :: BusinessMan.ru

История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:

  • I. Древний период.
  • II. Индустриальный период.
  • III. Период систематизации.

Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:

  • научная;
  • классическая;
  • человеческих отношений;
  • поведенческих наук;
  • управленческих наук.

Древний период

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

  • Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
  • Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
  • Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Индустриальный период

На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.

Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.

Период систематизации

Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.

На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.

На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.

Школа научного управления

Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.

Главные причины системы научного менеджмента:

  • попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
  • желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.

Основные принципы данной системы управления:

  • отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
  • изучение временных затрат рабочего;
  • разделение работы на специализации;
  • экономическое стимулирование труда;
  • разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.

Классическая школа

История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.

В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:

  • разделение труда;
  • передача целей от руководства к рабочим;
  • единство распределения;
  • ограниченное число сотрудников.

Школа человеческих отношений

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

  • взаимное общение между руководителем и рабочими;
  • беседы сотрудников с психологами;
  • организация мероприятий;
  • приветствие неформальных групп.

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

  • исследование поведения человека;
  • улучшение межличностных отношений;
  • разработка проблем социальных коммуникаций;
  • поддержание авторитета в коллективе;
  • стереотипы в поведении;
  • изменение рабочих задач и уровня труда.

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

Школа науки управления

В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.

У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.

Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разработка модели ситуации.
  3. Замена словесного анализа количественными значениями.

Ситуационный подход

Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.

Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.

Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.

Системный подход

Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.

Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.

Системный анализ

Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.

Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.

Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.

История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.

Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.

Развитие менеджмента в США

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Развитие менеджмента в России

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Постреволюционный период

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

  • демократический централизм;
  • единство политических и хозяйственных руководителей;
  • ведение хозяйства по плану;
  • стимулирование труда материальным поощрением;
  • научность управления;
  • ответственность;
  • правильный подбор и расстановка кадров;
  • экономичность и эффективность;
  • наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
  • преемственность хозяйственных решений.

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.

Период с 30-х годов до распада СССР

В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.

Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.

В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.

В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.

В конце 70-х - начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:

  • сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
  • формирование и реализация научно-исследовательских планов;
  • внедрение консультирования по вопросам менеджмента.

90-е годы XX века

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.

Современный период

Главными принципами нынешней системы управления являются:

  • системный и ситуационный подход в управлении;
  • инновации;
  • ответственность менеджмента перед обществом;
  • ориентация на человеческие возможности.

В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.

В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.

businessman.ru

История развития менеджмента

История развития менеджмента

Для начала, скажем, что история развития менеджмента уходит своими корнями в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции и шумеров. Сама история становления и развития менеджмента довольно путана на первых этапах, но неоспоримо важна для современности.

Как возник менеджмент?

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который написал труды о том, что должно существовать разделение труда для достижения высоких результатов. Затем Сократ внес свою лепту, отметив, что независимо от рода деятельности у работника обязанности одинаковы, главное – правильно распределить рабочую силу и полномочия, тогда процесс производства будет гораздо эффективнее. Позднее Катон Старший описал, как управляющие отчитывались перед владельцем о проделанной работе и делали ему отчеты о прибылях по сравнению с предыдущими результатами.

Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:

  • развивалось общественное, а потом и промышленное производство;
  • появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;
  • начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.
Историческое развитие менеджмента

Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками. Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основные этапы истории развития менеджмента:

  1. Древний период. Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век. Период накопления знаний и опыта.
  2. Индустриальный период с 1776 г. по 1890 г. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны А. Смиту. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.
  3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры – представители владельца на рабочих местах.
  4. Информационный период, с 1960 до сегодняшнего для. Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.
История развития менеджмента этапыМенеджмент как наука

Менеджмент с точки зрения науки решает такие задачи:

  • объясняет природу управленческого труда;
  • устанавливает причинно-следственные связи в работе;
  • выявляет факторы и условия, необходимые для совместного труда;
  • разрабатывает эффективные методы управления и стратегии;
  • прогнозирует возможные дальнейшие события.

Сегодня история развития современного менеджмента как науки постоянно пополняется новыми трудами и направлениями, это связанно с быстрым развитием человечества во всех отраслях.

kak-bog.ru

57. Основные этапы развития менеджмента. Развитие менеджмента в России.

Периодизация развития менеджмента применительно к этапам развития туризма. Основные школы и концепции менеджмента. Ф.У. Тейлор и его вклад в формирование и развитие классической школы научного управления. А.Файоль и его принципы, которые заложили т.н. административную школу. Школа научного менеджмента и ее основные представители, их вклад в развитие менеджмента. Поведенческая школа управления, основанная на применении партисипативного подхода, прикладной мотивации и т.д. Количественная школа, основанная на применении в управлении математических методов и компьютеров. Ситуационный подход и развитие теории менеджмента.

Развитие менеджмента в России. Зарождение менеджмента, как способа управления единым общенациональным рынком, возникшим в результате объединения отдельных областей, княжеств, земель. Значение петровских реформ для развития менеджмента в России. Важнейшие представители управленческой мысли в России.

Периодизация развития менеджмента применительно к этапам развития туризма. В классическом менеджменте туризма выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза - до XIX в.; начальная фаза - 1800-1917 гг.; фаза развития и подъема - 1917-1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности - 1990-й год и по настоящее время. Эти периоды отличаются выбором транспортных средств; мотивацией путешествий; количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. 1. Древний период. Самый длительный период - с IX - VII тысячелетия до н.э. до примерно XVIII в. Примерно около IX - VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Применительно к туризму самым древним путешествием следует считать морскую экспедицию (1501-1484 гг. до н.э.) в знаменитую страну благовоний Пунт, предпринятую царицей Египта Хатшепсут. Древние греки путешествовали еще в VIII в. до н.э. Римляне построили широкую сеть дорог, которые служили первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественников - пилигримы. 2. Индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Одно из первых организованных туристских путешествий относят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1847 г. им было организовано туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределами. 3 Период систематизации (1856-1960). Началось структурное расширение сети туризма и экскурсий. В первые послевоенные годы в Европе отмечалась высокая миграция населения, что стимулировало спрос на международные путешествия. В международном масштабе туристскую деятельность координирует ВТО, созданная в 1968 г. 4. С 1990 г. начался период распада централизованной системы управления туризмом. Этапы и школы в развитии менеджмента. 1. Школа "научногоуправления". Связана с именами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт. Г. Гантта. Они занимались: анализом содержания работы и ее основных элементов, замерами затрат времени на выполнение приемов труда, рабочих движений, выявлением непродуктивных движений, разработкой рациональных приемов труда - все это рассматривалось как средство совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты и оборудование. Основоположниками (Ф. У. Тейлор) школы предлагалось стимулирование с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности и объема производства. Кроме того, предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным. Также устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить дополнительно. Признавались важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, и необходимость обучения. Управленческие функции выделялись школой научного управления в отдельную сферу профессиональной деятельности. 2. Классическая (административная) школа управления. Представители: А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Г. Эмерсон. Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом. Были выработаны две группы принципов: Рациональная система управления организацией. Школа рекомендовала разделять организации на подразделения по функциональному принципу и рассматривать управление, как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, например, как планирование и организация. Структура организации и управление работниками. Примером может служить принцип единоначалия, по которому человек должен получать приказы только от одного начальника.

3 Школа человеческих отношений. Представители: М. П. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер. Разработанные этой школой модели управления возникли в результате осмысления итогов Филадельфийского и Хоторнского экспериментов. Смысл взглядов школы может быть сведен к следующим положениям: человек - "социальное животное", которое может быть свободно и счастливо только в группе; роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и универсальными; поведение человека на работе и результаты его труда зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у работников между собой, а также какие отношения существуют между работниками и менеджерами; работника можно побудить к эффективному труду, удовлетворив его социальные потребности.

4. Поведенческая школа. Представители: А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, К. Левин. Развитие таких наук, как психология и социология, в середине XX в. привело к возникновению т.н. бихевиористского направления в менеджменте, которое выдвинуло на главный план поведение в организации. Эти исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета и лидерства, коммуникациив организациях, коифлшчы в орханизации. Наиболее известные концепцийГТеТфия иерархии потребностей А. Маслоу и теории X и Y Д. МакГрегора. Проблемы мотивации непосредственно связаны с теорией рабочих команд, с поисками и решениями повышения эффективности деятельности команд. Поэтому, хотя в большей степени различные подходы мотивации ориентированы на менеджеров, в условиях применения рабочих команд, и в первую очередь, в период становления команды на конкретном предприятии, необходимо вновь возвращаться к анализу различных методов теории мотивации. Так, системы стимулирования и распределения прибыли Скэнлона, Раккера и "Импрошейра" [45]могут быть в некоторой степени использованы для повышения эффективности и оценки деятельности команд. Здесь имеет смысл отметить принципы, предложенные Д.С. Синком в качестве признака хорошо разработанных систем прямого финансового поощрения и распределения выгод: коммуникация, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих принципов системы; опора на обоснованную систему оценки работы; хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки; "разумные" нормативы;

четко увязанное с результативностью поощрение; измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей; простота; упор на качество; увязка вознаграждения и результативности во времени; Выявление Е. Локком незначительного, по сравнению с другими методами, влияния партисипативности на повышение эффективности труда вполне объяснимо влиянием других факторов и ограниченным спектром затрагиваемых проблем. Например, из рассмотрения были исключены вопросы делегирования прав. На эти просчеты в исследованиях Е. Локка указывает и Д.С. Синк [45]. Важность партисипативности подтверждают и последующие исследования в этом направлении. Несомненно, что без вовлечения работников теория рабочих команд не существовала бы в принципе.

5. Количественна школа. Представители: Н. Винер, Джон фон Нейман, Р. Акофф. Математика, статистика, кибернетика внесли свой склад в теорию управления. Исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации составляют суть подхода этой школы. Математические методы и модели позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные и отношения между ними. Распространение количественного подхода. Влияние этого подхода сначала было небольшим. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как школы, колледжи и университеты предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Развитие менеджмента в России. Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств, b разв! системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Особую эпоху в развитии менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Преобразования Петра I в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств, содействие развитию с/х, укрепление финансовой системы, активизация развития внешней и внутренней торговли. Управленческие идеи И.Т. Посошкова - разделение богатства на вещественное (богатство государства и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов). Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. особую роль в развитии менеджмента в XIX в. сыграл М.М. Сперанский. Систему власти он предложить разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Программа реформ Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер: введение рабочего контроля, создание Высшего совета народного хозяйства, образование местных органов экономического управления. Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

studfiles.net

История развития менеджмента. Основные этапы развития менеджмента :: SYL.ru

Если на вопрос «когда появился менеджмент» вы ответите «с появлением человека», ошибки не будет. Ведь система управления действительно появилась в ту самую пору, когда люди объединялись в племена и буквально выживали в дикой природе. История развития менеджмента будет интересна не только профессионалам этой отрасли, но и обывателю. От простого общения между людьми он развился в систему научных знаний. И даже стал отдельным видом деятельности.

Природная среда и управление

Современное понятие «менеджмент» несколько более широкое, чем «управление». Но для легкости восприятия в рамках статьи будем считать оба понятия полноценными синонимами.

Основные этапы развития менеджмента можно приурочить к определенным событиям в истории человечества. Ведь именно под воздействием деятельности людей возникла необходимость упорядочить и оптимизировать взаимоотношения. Поэтому появление и становление ремесленного, а затем и промышленного производства являются основополагающими факторами менеджмента.

Теоретики обобщали накопленный практический опыт и создавали свои методики управления, добавляя недостающие элементы. Таким образом появились школы менеджмента, каждая из которых ставила во главу угла какой-то один аспект: равноправие, максимизация производительности, психологические характеристики наемных рабочих и т.д.

Самостоятельная область знаний

Несмотря на то что управлению несколько тысяч лет, только конец XIX - начало XX века считаются периодом зарождения науки менеджмента. Ведь именно в это время активно развивалось социально-рыночное хозяйствование, а значит, понадобился и механизм его регулирования. И, безусловно, мы называем местом появления этой науки западный мир.

Следует помнить, что западный менеджмент – субкультура со своими нормами и ценностями, живущая по своим законам – не может быть без адаптации применен в других странах. Но, поскольку управление – это целый ряд технических процедур по планированию, организации, контролю и мотивации, объединенным функциональными связями, мы обязаны изучать мировой опыт и применять его на практике.

Разнообразие интересов управления

Становление и развитие менеджмента породило множество направлений и течений. Со временем выделились специализации – стратегический менеджмент, инновационный, региональный, финансовый, социальный, таймменеджмент, самоменеджмент и т. д.

Наиболее интересны в этом плане школы менеджмента, рассматривающие объектом управления отдельного человека, а не предприятие. Так, таймменеджмент учит грамотно распоряжаться своим временем, а самоменеджмент направлен не только на успешное построение карьеры, но и на гармоничное развитие личности.

История управления: Древний мир

В Древнем Египте вопросами управления занимались жрецы. Эта каста выделялась на общем фоне своими знаниями и умениями. Поскольку элементарное жертвоприношение не ограничивалось человеческими жизнями, а чаще всего сводилось к сбору даров богам, то священники довольно быстро научились управлять тысячами людей: рабами, крестьянами, бедняками.

Со временем их навыки пригодились и фараонам. Ведь они могли организовать жизнь государства в вопросах сбора налогов или масштабного строительства, например. Кроме того, к священникам обращались во время решения имущественных споров. Можно смело утверждать, что египетские жрецы – это первые государственные чиновники.

Греки и римляне о менеджменте

В Древней Греции ценили не столько общественный менеджмент, сколько эффективное управление латифундиями (крупными фермами) и домохозяйствами. В своих работах Платон выделял не только титанический (силовой) надзор, но и политический.

История развития менеджмента продолжилась в Риме: децентрализация управления провинциями привела к более эффективному хозяйственному руководству и сбору налогов. У прокураторов было достаточно власти для того, чтобы вести гражданские дела. Эту реформу провел император Диоклетиан. В найденных документах очень подробно описывается не только система управления латифундией, но и приводится перечень необходимых работ, привязанный к календарному году.

Кодекс Хаммурапи

Перспективы развития менеджмента легко прослеживаются в Кодексе вавилонского правителя Хаммурапи. Пожалуй, это самый интересный документ среди тех, что найдены при разнообразных раскопках. Он состоит из 285 законов, которые призваны урегулировать практически любой вопрос, связанный с взаимоотношениями разных слоев населения. Кодекс признан первой формальной системой администрирования светской жизни.

Названные стили управления представляют собой древнейшие основные этапы развития менеджмента: религиозный, административный и строительно-производственный. Римская католическая церковь внесла свой вклад в становление административной системы, которая эволюционировала по функциональному принципу.

История управления: европейский капитализм

Развитие промышленности в XVIII - XIX веках выдвинуло Европу на первое место в мире. Собственники крупных промышленных предприятий буквально нуждались в теоретических разработках по управлению наемными рабочими и эффективному расходованию ресурсов. Появились специалисты по менеджменту, которые также становились наемными сотрудниками.

История развития менеджмента традиционно выделяет несколько основных направлений, объединенных термином «классический». Он состоит из научного, административного и бюрократического управления.

В конце XIX века слепые и бессистемные поиски методик управления европейских промышленников получили некую теоретическую базу. Правда, на другом континенте. В 1886 году на собрании Американского общества инженеров-механиков выступил Генри Таун. В докладе «Инженер в роли экономиста» он обрисовал перспективы развития менеджмента. Одним из постулатов этого выступления было утверждение о том, что инженера должны интересовать не только подробности процесса производства, но и техническая обоснованность выпуска продукции. Она должна базироваться на калькуляции материальных затрат и возможности получения максимальной прибыли. Эту идею подхватил Фредерик Уинсенд Тейлор – прародитель научного менеджмента.

Идеи Тейлора

В начале XX века технологии развивались семимильными шагами. Человечество получило электричество, двигатель внутреннего сгорания, трубопроводы и конвейер. Промышленность требовала стандартизировать и унифицировать все процессы, связанные с выпуском продукции.

Именно с темпами технологического процесса связана история развития менеджмента. Школы менеджмента стали организовываться во всех направлениях. Уже упомянутый Тейлор разработал множество теоретических постулатов управления. Он был приглашен в конгресс США, где выступил с речью по изучению цехового производственного процесса. За первое десятилетие XX века он издал несколько работ («Управление фабрикой», «Принципы научного управления», «Показания перед специальной комиссией Конгресса»), ставших началом учений школы научного менеджмента.

Принципы научного управления

Если до сих пор считалось, что для успешной работы фабрики необходимо найти достаточно разумного и честного управляющего, то с появлением Тейлора стали поговаривать о необходимости анализа производственного процесса и оптимизации всех его составляющих.

Основополагающими принципами научного менеджмента как раз и являются разбиение процесса на простые операции и определение научно-обоснованного задания каждому рабочему. По мнению Тейлора, это должно было повысить производительность труда. Однако для еще большей эффективности ученый предлагал активно использовать и материальное стимулирование наемных рабочих.

Среди специалистов, проповедовавших научный менеджмент, стоит отметить супругов Гилбертов и Генри Гранта. Последний акцентировал свое внимание на рационализации простого физического труда. Лилиан Гилберт, оставшись после смерти мужа с 12-ю детьми, сосредоточилась на психологии управления персоналом. Ну и, конечно, стоит отдать должное Генри Форду. Его конвейер просто перевернул представление о производстве и позволил говорить об узкой специализации рабочих, которая вела к росту производительности. В совокупности все это представляет собой основные факторы развития менеджмента.

И все же классическому научному управлению не хватает индивидуализации. Каждая составная производственного процесса (включая людей) рассматривалась как совершенно унифицированная единица без каких-либо индивидуальных особенностей.

Административное управление

Развитие стратегического менеджмента началось в «Школе административного управления». Это направление менеджмента сосредоточилось на организации в целом. Анри Файоль и Мари Паркер Фоллет (основоположники идей администрирования) уделяли внимание планированию, координации и контролю.

В известной работе «Общее и промышленное управление» Файоль называет 14 основополагающих принципов менеджмента. Актуальные по сей день, повлиявшие и на развитие российского менеджмента: единовластие, единый план работы для всей компании, цепочка управления и т. п. Тем не менее, стремление к унификации не вычеркнуло у Файоля понимания важности личности управляющего. Теоретик считал, что от опыта и навыков менеджера зависит основная часть успеха предприятия.

Эти же идеи развивала и изучала Мари Фоллет. Она утверждала, что только гармония капитала и труда может дать позитивный результат. Гармонию эту Фоллет предлагала достигать посредством индивидуальной мотивации каждого наемного работника.

Бюрократизм

История развития менеджмента показывает, что теоретики в основном концентрировались на рациональности производства. Так, немец Макс Вебер предлагал рассматривать организацию совершенно обезличено. Его идеи стали базисом для развития бюрократической школы менеджмента.

Вебер утверждал, что успех придет к той компании, которая наилучшим образом определит должностные обязанности и степень ответственности каждого сотрудника, разработает единую систему формальной отчетности и «разведет по разным углам» собственность и управление. Если вспомнить советские времена, то можно смело утверждать, что история развития менеджмента в России пошла по пути учений Вебера. Бюрократия позволяет считать всех сотрудников равноправными: как с точки зрения выполняемых функций, так и с позиций ответственности. Ведь все руководствуются одними и теми же правилами. Эти мысли Вебер изложил в «Теории социально-экономической организации».

Проблемы развития менеджмента заключались в основном принципе «организация – это машина». Со временем управленцев становилось все больше, а их работа принимала все более формальный характер. Громоздкие структуры и масса бумажной работы привели к тому, что была утеряна оперативность принятия решений. Ведь именно этим на конкурентном рынке должен заниматься менеджмент. История возникновения и развития классических теорий управления демонстрирует то, как была создана целая наука, занятая повышением эффективности деятельности предприятия.

Школа человеческих отношений

Среди прочих минусов классического управления часто упоминается «отсутствие человека». Поэтому современное развитие менеджмента базируется все же на учениях школы человеческих отношений. Среди прочих ее теоретиков выделяется психолог Элтон Мэйо, чьи исследования в области психологии поведения на рабочем месте до сих пор не имеют аналогов.

По результатам своих опытов Мэйо утверждал, что на отношение к труду и его качество можно повлиять путем создания неформальных отношений в коллективе. Именно искусство общения с людьми должно было привести руководство предприятия к вершинам успеха. Суть его концепции заключается в том, что необходимо индивидуально мотивировать сотрудников с тем, чтобы они могли максимально раскрыть свой потенциал.

Знаменитая пирамида потребностей

Наиболее известным представителем бихевиоризма считается Абрахам Маслоу. Его «пирамида потребностей» настолько проста, насколько и гениальна: всего пять уровней потребностей человека позволяют находить именно те элементы мотивации, которые раскроют внутренний потенциал каждого работника. А довольный сотрудник - эффективный работник.

Гуманистический подход к управлению уходит своими корнями не только в экономику, но и в социологию, и в психологию. Именно по пути бихевиоризма движется история развития менеджмента в России. Ведь взаимодействие людей и их внутренние движущие силы способны создать необходимую «расслабленную» рабочую атмосферу. В такой среде человеку хочется приносить своей организации еще больше пользы.

www.syl.ru

Основные этапы развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

  • политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
  • экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
  • оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Основные этапы развития менеджмента зараждались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возмём к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Первый этап развития менеджмента:

I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяетв какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зараждени менеджмета как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития мененеджмента в период его зараждения.

 

Второй этап развития менеджмента

II   период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

Третий этап развития менеджмента

III  период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

 

Четвертый этап развития менеджмента

IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

  • систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;
  • систему власти;
  • систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.

poznajvse.com