Срок действия разрешительной документации на выбросы. Разрешение на выбросы в атмосферу


Разрешения на выбросы: новый порядок и новые проблемы

Постановлением Правительства РФ № 841 [1] было изменено Положение о нормативах выбросов [2], т.е. изменён порядок разработки и установления нормативов выбросов и выдачи на них разрешений.

Ранее в Положении [2] содержался лишь общий порядок разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ), указывались органы государственной власти, осуществляющие выдачу разрешения на выбросы, а также полномочия Минприроды России по разработке и утверждению порядка выдачи разрешений на выбросы и формы такого разрешения.

Непосредственно процедура установления ПДВ и ВСВ определялась Административным регламентом № 414 [3], процедура выдачи разрешений на выбросы от стационарных источников, в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее – объекты федерального надзора), – Административным регламентом № 650 [4].

После внесения изменений в Положение [2] основополагающие вопросы разработки и установления нормативов ПДВ и ВСВ и выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ, в том числе ряд процедурных вопросов (некоторые сроки рассмотрения документации, перечень представляемых материалов, основания для отказа в согласовании, выдаче разрешительной документации и т.п.) закреплены непосредственно в Положении [2]. Однако указанные вопросы оказались регламентированы неполно и непоследовательно, а Административные регламенты [3, 4] не были приведены в соответствие с новой редакцией Положения [2].

Всё это существенно затрудняет получение разрешительной документации на выбросы.

Остановимся подробнее на возникших трудностях.

1. Представляемые документы

Проблемы природопользователей начинаются уже с момента подачи заявления на получение разрешительной документации.

В новой редакции Положения [2] определены требования к содержанию заявления об установлении нормативов. При этом перечень представляемых сведений и материалов аналогичен представляемым ранее в соответствии с п. 12 Административного регламента № 414 [3].

Однако форма их представления изменилась. Ранее заявление фактически содержало только данные о заявителе, а все необходимые документы прилагались к заявлению. В настоящее время сведения о месте нахождения отдельных производственных территорий, информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производится расчёт концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ПДВ санитарным правилам также включаются непосредственно в заявление.

К заявлению прилагаются только данные инвентаризации выбросов или проектной документации, на основании которых разрабатывался проект ПДВ, непосредственно проект ПДВ, а также проект плана уменьшения выбросов (если требуется установление ВСВ).

Кроме того, с учётом объединения процедуры установления нормативов и выдачи разрешения на выбросы в отношении объектов федерального надзора в заявлении по таким объектам должно быть указано на обращение не только за установлением нормативов, но и за получением разрешения на выбросы.

В противном случае при предоставлении природопользователями документов, руководствуясь по старинке п. 12 Административного регламента № 414 [3], на практике возникают случаи отказа территориальных органов Росприроднадзора в принятии заявления от природопользователей в связи с несоответствием последнего действующей редакции Положения [2].

При этом новой формы заявления до сих пор не установлено.

2. Нормативы выбросов в отношении строящихся объектов

Постановлением Правительства РФ № 841 [1] урегулирована процедура разработки и установления нормативов выбросов в отношении строящихся объектов. Ранее нормы о разработке самостоятельного проекта ПДВ на основе проектной документации и необходимости предварительного установления ПДВ для последующего получения разрешения на выбросы содержались в Положении [2] и Административном регламенте № 414 [3] только в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности.

Ситуация с разработкой и установлением нормативов в отношении строящихся объектов долгое время была не урегулирована.

Зачастую предприятия пытались получить разрешение на выбросы в отношении строящихся объектов на основе утверждённой проектной документации без разработки самостоятельного проекта ПДВ. В обоснование данной позиции приводился п. 1.1 Административного регламента № 650 [4], из которого косвенно следует, что нормативы ПДВ могут быть установлены на период ведения строительных работ в составе утверждённой проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов.

В некоторых случаях территориальные органы Росприроднадзора выдавали такие разрешения на основе утверждённой проектной документации, в других – требовали разработки самостоятельного проекта ПДВ, и тогда приходилось обращаться в суды, при этом практика разрешения подобных вопросов не всегда складывалась в пользу природопользователей.

Сейчас вопрос решён однозначно: разработка проекта ПДВ в отношении строящихся объектов обязательна и должна осуществляться на основе проектной документации.

При этом п. 1.1 Административного регламента № 650 [4] посвящён в том числе специальным срокам выдачи разрешения на выбросы. Для строящихся объектов разрешение на выбросы выдаётся на срок ведения строительных работ в соответствии с утверждённой проектной документацией, для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов – на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет).

Указанные сроки выдачи разрешения на выбросы являются абсолютно оправданными с учётом того, что разработка проекта ПДВ для подобных объектов осуществляется на основе проектной документации. При этом инвентаризация стационарных источников на вводимых в эксплуатацию объектах проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), что требует переработки проекта ПДВ и получения новой разрешительной документации.

Соответственно определённый в настоящее время для всех 7-летний срок установления нормативов и соответственно выдачи разрешения на выбросы в пределах ПДВ таким объектам просто не нужен.

3. Отсутствие сроков реализации процедур

Ранее в Административном регламенте № 414 [3] выделялись отдельно процедуры установления ПДВ (в срок, не превышающий 35 рабочих дней) и установления ПДВ и ВСВ (в срок, не превышающий 120 рабочих дней). После установления нормативов заявитель повторно обращался в территориальный орган Росприроднадзора в соответствии с Административным регламентом № 650 [4] за получением разрешения на выбросы, на данную процедуру было предусмотрено ещё до 30 рабочих дней.

Определение единой процедуры установления нормативов выбросов и выдачи на них разрешения в отношении объектов федерального надзора должно было способствовать не только упрощению данной процедуры (нет необходимости дважды с различным списком документов последовательно обращаться в один и тот же орган государственной власти), но и сокращению сроков получения разрешительной документации.

Однако, во-первых, в новой редакции Положения [2] не установлено срока, в течение которого территориальные органы Росприроднадзора должны установить ПДВ и выдать разрешение на выбросы.

В таком случае, руководствуясь положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок рассмотрения документов заявителя для установления нормативов ПДВ и выдачи разрешения на выбросы не должен превышать 30 календарных дней.

При этом совершенно необоснованно Росприроднадзор, как правило, применяет к данной процедуре срок установления нормативов ПДВ 35 рабочих дней, предусмотренный п. 10 Административного регламента № 414 [3].

Так, на сайте Минприроды России были размещены разъяснения, согласно которым со ссылкой на п. 10 Административного регламента № 414 [3] было указано на возможность представления для утверждения проектов ПДВ, разработанных на основании ОНД-86 [5], до 13.11.2017 включительно, т.е. за 35 рабочих дней до 01.01.2018. На сайте содержалась информация, что в данном случае территориальные органы Росприроднадзора должны принять решение об установлении нормативов ПДВ до 01.01.2018 (именно с этой даты вступил в силу приказ Минприроды России № 273 [6] и соответственно утратила силу Методика ОНД-86 [5]).

При этом, как указывалось ранее, на основе действующего законодательства срок рассмотрения документов для установления нормативов ПДВ и выдачи разрешения на выбросы должен составлять 30 календарных дней, пока не определён специальный срок осуществления данной процедуры.

Во-вторых, в новой редакции Положения [2] определены сроки осуществления только некоторых процедур при установлении ВСВ.

Так, ВСВ на период поэтапного достижения ПДВ устанавливаются территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения утверждённых органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков достижения нормативов.

Утверждённые сроки достижения ПДВ (или мотивированный отказ в их утверждении) направляются органом государственной власти субъекта Федерации в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения от территориального органа Росприроднадзора предложений по срокам достижения ПДВ.

Однако в отсутствие в новой редакции Положения [2] регламентации срока направления территориальным органом Росприроднадзора в орган государственной власти субъекта Федерации представленных хозяйствующим субъектом плана уменьшения выбросов и предложений по возможным срокам поэтапного достижения ПДВ определить общий срок установления ВСВ не представляется возможным.

4. Получение разрешения на выбросы в пределах ВСВ на очередной год

В новой редакции Положения [2] регламентирована процедура установления ВСВ на сроки поэтапного достижения ПДВ, утверждённые органом государственной власти соответствующего субъекта Федерации (т.е. до 7 лет). Разрешение на выбросы при установленных ВСВ выдаётся, как и ранее, на срок 1 год при условии выполнения плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения ПДВ (далее – План) и достижения запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов.

Однако процедура выдачи разрешения на выброс при установленных ВСВ на последующие годы (через год после первой выдачи разрешения на выбросы на основании установленных ВСВ) в новой редакции Положения [2] не установлена.

Очевидно, что, имея утверждённые органом государственной власти субъекта Федерации сроки поэтапного достижения ПДВ (до 7 лет) и установленные ВСВ на тот же срок, хозяйствующему субъекту нет необходимости повторно проходить данную процедуру, предусмотренную Положением [2]. Достаточно обратиться за получением разрешения на выброс на очередной год.

Однако теперь в Положении [2] прямо указано, что разрешение на выбросы выдаётся одновременно с установлением нормативов ПДВ и ВСВ в отношении объектов федерального надзора.

При этом процедура отдельного получения разрешения на выброс и представления сведений, подтверждающих выполнение Плана и достижение запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов, в данном случае не регламентирована.

Кроме того, формулировка оснований для отказа в утверждении органами государственной власти субъектов Федерации сроков достижения ПДВ окончательно запутывает ситуацию.

Так, основаниями для такого отказа являются, в том числе:

  • несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в Плане, утверждённом на предыдущий год;
  • повторное включение в План мероприятий, не выполненных в ходе реализации Плана, утверждённого на предыдущий год;
  • включение в План мероприятий, не обеспечивающих достижения ПДВ.

Поскольку при утверждённых сроках поэтапного достижения ПДВ и установленных на тот же срок ВСВ очевидно, что повторное обращение в органы государственной власти субъектов Федерации не требуется, неясно, каким образом органы власти могут получить информацию о несоблюдении сроков достижения нормативов, указанных в Плане.

Кроме того, и сам план не утверждается «на предыдущий год». Утверждаются сроки поэтапного достижения ПДВ, причём их продолжительность может составлять до 7 лет, и ВСВ устанавливаются на тот же срок.

К тому же неясно, почему именно органам государственной власти субъектов Федерации предоставлено право оценивать природоохранный характер и эффективность мероприятий, включаемых в План в целях достижения ПДВ.

Существование такого основания отказа, как «повторное включение в План мероприятий, не выполненных в ходе реализации плана, утверждённого на предыдущий год», вообще абсурдно, так как предполагает возможность не выполнять мероприятия Плана и менять мероприятия в Плане, что в Положении [2] не предусмотрено.

Наличие указанных недоработок и внутренних противоречий в изменённом Положении [2], отсутствие урегулированности порядка выдачи разрешения на ВСВ на очередной год могут повлечь за собой существенные проблемы у хозяйствующих субъектов.

Очевидно, что необходима существенная переработка Административных регламентов [3, 4] в целях приведения их в соответствие с новой редакцией Положения [2] или разработка нового Административного регламента.

При этом представляется целесообразным, чтобы некоторые нормы, закреплённые, в частности, в Административном регламенте № 650 [4] и не урегулированные в Положении [2] (например, касающиеся упрощённого порядка получения разрешения на выбросы при реорганизации юридического лица, специальных сроков выдачи разрешений для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов), остались в обновлённом Административном регламенте и могли быть реализованы.

Однако помимо этого необходимо внесение изменений и в само Положение [2], реализация норм которого на сегодняшний день создаёт существенные проблемы как для органов государственной власти, так и для хозяйствующих субъектов.

Документы

  1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 841 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 и от 02.03.2000 № 183».
  2. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённое постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183.
  3. Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утверждённый приказом Минприроды России от 29.09.2015 № 414.
  4. Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утверждённый приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014).
  5. Методика расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждённая Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192.
  6. Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».

 

Юридический центр промышленной экологии

15.06.2018

www.promecolog.ru

Срок действия разрешительной документации на выбросы

С.В. Кузьмичева

 Юридический центр промышленной экологии

Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников до­пускаются в пределах установленных нормативов 11ДВ на основе разреше­ния на выбросы.

В отношении действующих объ­ектов хозяйственной и иной деятель­ности разработка ПДВ осуществляет­ся на основе данных инвентаризации выбросов (п. 8 Положения о норма­тивах выбросов [1]). Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет (п. 1.7 Инструкции по инвентаризации [2]).

Согласно ГОСТ 17.2.3.02-78 [3] и разработанным в том числе в со­ответствии с ним Рекомендациям по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ [4, п. 2.7] ПДВ пересматриваются не реже одного раза в 5 лет.

Таким образом, проект ПДВ мо­жет быть разработан на срок 5 лет, ко­торый определяется разработчиками в самом проекте.

ПДВ устанавливаются терри­ториальными органами Росприроднадзора при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) о соответствии этих ПДВ сани­тарным правилам (п. 6 11оложения о нормативах выбросов [1]).

Из положений п. 1 и п. 2 ст. 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» [5] и п. 9 Порядка выдачи СЭЗ [6] следует, что сроком действия СЭЗ па проект ПДВ может являться лишь срок действия проектной докумен­тации, т.е. проекта ПДВ.

Указанное подтверждается так­же п. 1.2 Инструкции по заполнению бланка СЭЗ на проектную докумен­тацию [7], согласно которому СЭЗ на проектную документацию - это доку­мент, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным са­нитарным правилам в числе прочего нормативов ПДВ.

Таким образом, действующим санитарным законодательством про­ект ПДВ отнесен к проектной доку­ментации, и соответственно СЭЗ на проект ПДВ должно быть выдано на срок действия данного проекта, т.е. на срок, определённый в проекте ПДВ.

В настоящее время выдаче разреше­ния на выброс предшествует процедура утверждения ПДВ Росприроднадзором (п. 8.1 Административного регламента [8]).

При наличии утверждённых норма­тивов ПДВ и при условии, что их достиже­ние обеспечивается, разрешение на выбросы выдаётся на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавли­вались (п. 4.1 Административного регла­мента [9]).

В действующем законодательстве не установлен срок, на который должны утверждаться нормативы ПДВ (Росприроднадзор обладает полномочиями толь ко по их утверждению), не установле­ны основания для отказа в утверждении ПДВ и полномочия Росприроднадзора по I утверждению данных нормативов на иной I (меньший) срок, чем предусмотрено про­ектом ПДВ.

В связи с этим, если проект ПДВ раз­работан на срок 5 лет в соответствии с тре­бованиями действующего законодатель­ства и методических документов, регламентирующих проведение инвентариза­ции и разработку ПДВ, то данный проект должен быть утверждён Росприроднадзором на 5 лет.

Следовательно, с учётом требования п. 4.1 Административного регламента [8] разрешение на выбросы в пределах ПДВ также должно быть выдано территориальным органом Росприроднадзора на срок действия нормативов ПДВ - 5 лет.

Указанная позиция подтверждается положениями Инструкции по осуществле­нию государственного контроля за охра­ной атмосферного воздуха [9]. Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происхо­дит существенных изменений производ­ственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. (п. 3.8.4 Инструк­ции, п. 5 приложения 3 к Инструкции). Срок действия разрешения на выбросы при условии наличия разработанных и утверждённых нормативов ПДВ составля­ет 5 лет (п. 3.8.7 Инструкции, п. 6 приложе­ния 3 к Инструкции).

В случае выдачи СЭЗ, утверждения проекта ПДВ и выдачи разрешения на выбросы на срок менее 5 лет, если проект ПДВ разработан в соответствии с требо­ваниями действующего законодательства на 5 лет, указанные действия государ­ственных органов подлежат обжалова­нию в административном и (или) судеб­ном порядке.

 

 

 

upeb-eco.ru

Заявление о получении разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу

 

                                      _____________________________________

                                      (наименование территориального органа

                                                Росприроднадзора)

                                      адрес: ______________________________

 

                                      от __________________________________

                                              (Ф.И.О. или наименование

                                              хозяйствующего субъекта)

                                      адрес: _____________________________,

                                      телефон: _________, факс: __________,

                                      адрес электронной почты: ____________

 

Заявление

о получении разрешения на выбросы вредных (загрязняющих)

веществ в атмосферу

 

    Наименование Заявителя ________________________________________________

___________________________________________________________________________

         (для юридических лиц - полное и (в случае, если имеется)

         сокращенное наименование, организационно-правовая форма;

               для индивидуальных предпринимателей - Ф.И.О.,

                данные документа, удостоверяющего личность)

 

    Государственный  регистрационный  номер  записи  регистрации Заявителя,

подтверждающий факт внесения сведений  о Заявителе в Единый государственный

реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), _________________

_________________________________.

    ИНН ________________________________________.

    Ф.И.О. руководителя организации ___________________________.

    Настоящим  и  в соответствии  с абз. 2 п. 10  Приказа Минприроды РФ  от

25.07.2011  N 650 "Об утверждении Административного регламента  Федеральной

службы   по   надзору   в   сфере   природопользования   по  предоставлению

государственной   услуги   по   выдаче   разрешений   на   выбросы  вредных

(загрязняющих)  веществ  в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных

веществ)" __________________________________ просит предоставить разрешение

на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

 

 

    Приложения:

    1. Нормативы ПДВ и ВСВ  для каждого конкретного стационарного источника

выбросов   вредных   (загрязняющих)   веществ   в   атмосферный   воздух  и

хозяйствующего  субъекта  в  целом  (включая его отдельные производственные

территории) или по отдельным производственным территориям.

    2. План снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный

воздух и утвержденные _____________________________________________________

                            (наименование органа исполнительной власти

                         соответствующего субъекта Российской Федерации)

сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при установлении

нормативов    ПДВ    установлено,   что   их   достижение   заявителем   не

обеспечивается).

    3. Информация  о выполнении завершенных этапов  плана снижения выбросов

вредных веществ.

 

 

    "___"____________ ____ г.

 

    _________________ _________________ ___________________

       (должность)         (Ф.И.О.)          (подпись)

 

prom-nadzor.ru

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу

А если у собственника есть уже разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и действует оно до 2018 года, а прокуратура обязывает разрешение переоформить на арендатора. Это правомерно?

исходя из п. 1 ст.14 Закона об охране атмосферного воздуха, получать разрешение должны лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников, т. е. получать соответствующее разрешение должно лицо, непосредственно осуществляющее данную деятельность с использованием источника выбросов.

Учитывая нормы закона, требование прокуратуры является правомерным, т.к. разрешение на выброс выдается конкретному лицу после представлениям им заявления и надлежащим образом оформленных документов, в том числе плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Выполнение плана может и должно обеспечиваться лицом, непосредственно осуществляющим выброс, что соответствует целям установления данной обязанности.

Позиция суда, изложенная в Постановлении 18 ААС от 19.12.2011 №А76−12257/2011, не может подменять установленную обязанность по получению указанного разрешения арендатором. Можно предположить, что ссылка на данную позицию возможна только в случае привлечения арендатора к ответственности за осуществление выбросов в отсутствие указанного разрешения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

«Статья 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух

1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения*, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.»

2.Приказ Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)»

«10. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект (далее — Заявитель) представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, содержащее сведения о Заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, с приложением следующих документов:

утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;

утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 3 к Регламенту.*"

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Экоблог - Заметки юного эколога

Теперь этот порядок действий получил весомое подтверждение: вступил в силу приказ Минприроды России от 25.07.2011 №650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

Казалось бы, ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» гласит, что «разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха», т.е. разрешение на выбросы – это и есть тот самый документ, которым нормативы устанавливаются. Для всех очевидно, что закон – документ, безусловно, приоритетный по отношению как к письму, которое и нормативным актом то не является, так и к приказу министерства. И чиновники-территориалы тоже это понимают и совсем не рады удвоению «бумажной» работы, но не спорить же с собственным начальством, а природопользователи, понимая, что нововведение неприятное, но не смертельное, уже приняли его как данность.

ПДВ согласованиеРазработчик приносит в Росприроднадзор проект ПДВ и заявление на установление нормативов ПДВ. Росприроднадзор рассматривает проект и, предположим, что он выполнен с соблюдением действующих требований и эксперт благополучно отправляет материалы на включение в приказ.

Казалось бы по логике вещей вместе с приказом об установлении нормативов ПДВ процедура по выдаче разрешения на выброс должна быть завершена? Но нет, нормативы теперь нужно скопировать и вместе с заявлением заказчика на выдачу разрешения и с копией платежки на госпошлину за выдачу разрешения принести обратно в то же самое «одно окно».

В Федеральном законе «Об организации государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210 (пп. 2,3 ст.7) говорится, что госструктуры не имеют права запрашивать у заявителей те документы, которыми уже располагают. Но это все теория, а на практике разработчик предоставляет заказчику нормативы без разрешения и оставляет заказчика в тяжелых раздумьях: как теперь платить за негативное воздействие на окружающую среду?

С одной стороны, плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется согласно постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 №344 либо в «пределах установленных допустимых нормативов выбросов» либо за их пределами. Нормативы ПДВ установлены, значит, 5-кратный коэффициент неприменим. С другой стороны, разрешения на выброс то нет, а без него осуществлять выбросы незаконно. И как еще посмотрит на это местный Росприроднадзор.

Суммарный срок согласования проекта ПДВ на сегодняшний день составляет уже не два месяца, как раньше, а все четыре. То есть начинать разработку нового проекта ПДВ даже для небольшого предприятия надо чуть ли не за год до окончания срока его действия.

Но ведь не всегда разрешения на выбросы выдает Росприроднадзор, многие проекты направляются потом в областное министерство экологии. И министерству не всегда нравятся нормативы, установленные Росприроднадзором, и рассмотрение проекта начинается фактически заново. В административном регламенте по выдаче разрешений на выбросы не сказано, как именно должны устанавливаться нормативы: нет разъяснений по установлению нормативов ПДВ для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В недалеком прошлом выдача разрешений на выбросы по проекту ПДВ, выполненному с соблюдением всех требований, занимала от силы неделю. И цены на разработку проекта ПДВ были на порядок ниже, потому что разработчик занимался собственно разработкой проектов, а не беготней, которая отнимает массу сил и времени, чем собственно инженерный труд.

Хотя, если до сих пор никто не оспаривает правомочность нарушения нормативными актами низшего порядка статей федеральных законов, значит – всех все устраивает.

www.ecoprofy.ru