20.Организация погрузочно-разгрузочных ра­бот.Простейшие погруз-разгр устройства. Разгрузочно погрузочные


Что такое погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы - комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. Такие работы производятся вручную или при помощи специализированной техники, например погрузчиков.

В случае, если в договоре перевозки (оказания экспедиторских услуг) не предусмотрено иное, погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов должны производиться грузоотправителем, а разгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий - грузополучателем. Однако, поскольку эта норма является диспозитивной, она применяется лишь в случае отсутствия в договоре разграничения обязанностей между сторонами договора по погрузке или разгрузке грузов (например, грузоотправитель и грузополучатель производят соответственно закрывание и открывание бортов автомобилей и люков автоцистерн, опускание и выемку шлангов из люков автоцистерн, привинчивание и отвинчивание шлангов).

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.002-75 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.009-76 «Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.020-80 «Система стандартов безопасности труда. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», требованиями Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 173.

Выбор способов производства погрузочно-разгрузочных работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:

  • механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
  • применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;
  • эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и экспедиционными документами;
  • применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;
  • правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;
  • соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

 

Появился вопрос или понравилась статья - оставь комментарий;-)

belagrotorg.ru

Организация погрузочно-разгрузочных работ на транспорте

 

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов должны производиться грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий грузополучателем. Но поскольку эта норма является диспозитивной, она применя­ется лишь в том случае, когда в договоре перевозки оказания экс­педиторских услуг не предусмотрено иное. В случае отсутствия в договоре разграничения обязанностей между сторонами договора по погрузке или разгрузке грузов грузоотправитель и грузополу­чатель производят соответственно закрытие и открытие бортов автомобилей и люков автоцистерн, опускание и выемку шлангов из люков автоцистерн, привинчивание и отвинчивание шлангов. Автотранспортное предприятие или организация могут по согла­шению с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя погрузку и разгрузку.

Общая концепция доставки грузов предполагает нахождение таких вариантов, которые обеспечат высокую эффективность при возможно малых затратах. Не последнюю роль в системе достав­ки играет выбор автотранспортных и погрузочно-разгрузочных средств, т. е. определение типа (модели) подвижного состава и по­грузочно-разгрузочных механизмов, их размерности, грузоподъ­емности, производительности, а также их количества.

Цель выбора — отыскание таких транспортных средств и по­грузочно-разгрузочных механизмов, которые удовлетворяют ком­плексу заданных технических требований, а их применение эко­номически целесообразно.

Выбор транспортных средств и погрузочно-разгрузочных ме­ханизмов (ГТРМ), наиболее полно удовлетворяющих предъявля­емым требованиям, — важный и ответственный этап работы ор­ганизаторов доставки.

Обычно выбор проводят по двум группам критериев (техниче­ским и экономическим) в два этапа.

На первом этапе выбирают ряд автомобилей, погрузочно-раз­грузочных средств, которые по своим техническим характеристи­кам соответствуют целям и задачам выбора. Такими характери­стиками могут являться габаритные размеры, масса, скорость, мощность, управляемость, проходимость, грузовместимость, высота подъема груза, энергоемкость, материалоемкость, расход топлива, производительность.

На втором этапе выполняют технико-экономические расче­ты и определяют экономическую целесообразность применения альтернативных вариантов, выбранных на первом этапе. Для это­го рассчитывают и сравнивают приемлемые варианты по следую­щим экономическим показателям: капитальные вложения; чис­ленность и производительность рабочих, занятых в системе до­ставки; сроки окупаемости капитальных затрат.

Важными требованиями при выборе техники являются на­дежность работы в заданных условиях, а также безопасность в узком и широком смыслах этого слова. Необходимые типы и мо­дели автомобилей и погрузочно-разгрузочных механизмов мож­но выбирать как из новой техники, так и из той, которая нахо­дится в эксплуатации. Практика показывает, что при доставке грузов обычно используют те средства, которые имеются в на­личии у автотранспортных предприятий и в погрузочно-разгру­зочных пунктах.

Варианты выбора автотранспортных и погрузочно-разгрузоч­ных средств:

• проектирование вновь создаваемых автотранспортных и дру­гих предприятий;

• пополнение парка машин в связи с заменой морально или физически устаревшей техники или изменением условий ее экс­плуатации;

• более рациональное распределение существующей техники по участкам работы.

Методика выбора автотранспортных средств была сформули­рована Д. П. Великановым и предполагала определение наиболее эффективных средств для перевозок конкретных видов грузов, удовлетворяющих условиям, в которых эти перевозки выполня­ются.

В случае заключения долгосрочного договора на перевозку гру­зов автомобильным транспортом обязанности по погрузке-раз­грузке конкретных грузов автотранспортным предприятием могут оформляться приложением к договору, а в основном договоре перевозки предусматриваются лишь условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно-разгрузочных механиз­мов, обязанность грузоотправителя — производить предваритель­ную подготовку грузов (укладку на поддоны, в контейнеры и т. п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузоч­но-разгрузочных механизмов, а также служебные помещения для устройства раздевалок и для отдыха рабочих.

В договоре автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие водителя в погрузке и разгрузке грузов в порядке, предусмотренном в Правилах по охране труда на автомобильном транспорте. В случае участия водителя в погрузке или разгрузке водитель при погрузке принимает груз с борта автомобиля, а при разгрузке груз подается водителем на борт автомобиля. При принятии автотранспортным предприятием на себя обязательств по производству погрузочно-разгрузочных работ оно несет ответственность за порчу или повреждение груза при погрузке и разгрузке, произошедших по их вине.

Грузоотправитель и грузополучатель обязаны содержать погрузочно-разгрузочные пункты, погрузочно-разгрузочные площадки,а также подъездные пути к ним в исправном состоянии в любое время года для обеспечения беспрепятственного проезда и маневрирования подвижного состава, а также обеспечивать наличие средств механизации и то количество рабочих, которое необходимо для соблюдения установленных сроков погрузки в автомобили и выгрузки из них грузов, устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, инвентарь, такелаж и в необходимых случаях весовые устройства для взвешивания грузов и подвижного состава a также в зависимости от объема и характера выполняемых работ необходимое количество оборудованных мест погрузки и выгрузки грузов и указатели размещения складов, въездов и выездов.

Грузоотправитель и автотранспортное предприятие при перевозке грузов обязаны в пределах объемов грузов, указанныхв заказе (заявке) грузоотправителя (грузополучателя), производить загрузку подвижного состава до полного использования его вместимости, но не выше его грузоподъемности. При массовых перевозках легковесных грузов (в том числе сельскохозяйственных грузов) автотранспортное предприятие (организация) обязано наращивать борта или принимать другие меры, обеспечивающие увеличение грузоподъемности подвижного состава.

При погрузке сыпучих грузов, перевозимых навалом, поверхность груза не должна выступать за верхние края бортов подвижного состава в целях предотвращения высыпания груза при движении. Штучные грузы, перевозимые без тары (металлически» прутки, трубы и т.п.), прием и погрузка которых невозможны без значительной потери времени, должны быть объединены грузоотправителем в более крупные погрузочные единицы (транспортные пакеты). Тяжеловесные грузы без тары должны иметь специальные приспособления для застропки: выступы, рамы, петли, проушины и др.

При перевозках на поддонах отдельные грузовые места укладываются на них таким образом, чтобы можно было проверить их количество без нарушения положения на поддоне и кремле пни(за исключением ящичных закрытых поддонов, перевозимых за пломбами грузоотправителя). Грузы должны быть уложены в под­вижном составе и надежно закреплены так, чтобы не было сдви­га, падения, давления на двери, потертости или повреждения гру­за при перевозке, а также обеспечивалась сохранность подвиж­ного состава при погрузке, разгрузке и в пути следования.

Дополнительное оборудование и оснащение автомобилей для перевозки определенного груза могут производиться грузоотпра­вителем только по согласованию с автотранспортным предприя­тием или организацией. Автотранспортные предприятия или экс­педиторские организации могут по договору с грузоотправителем и за его счет произвести переоборудование кузовов автомобилей. Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выда­ются автотранспортным предприятием или экспедиторской орга­низацией грузополучателю вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в соответствии с его указанием в товарно-транс­портной накладной за его счет.

Водитель обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сооб­щить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправи­тель по требованию водителя обязан устранить обнаруженные нарушения укладки и крепления груза. Исходя из требований безопасности движения, водитель обязан проверить соответствие габаритных размеров груза Правилам дорожного движения, а так­же состояние крепления и увязки груза, которые должны предот­вращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова.

Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ, а также ответ­ственность за несчастные случаи, происшедшие в результате не­выполнения этих правил, несет сторона, взявшая на себя указан­ные обязательства. Перед погрузкой автомобилей и контейнеров грузоотправитель обязан проверить их пригодность в коммерче­ском отношении для перевозки данного груза. При обнаружении неисправностей, неудовлетворительного санитарного состояния или других обстоятельств, которые могут повлиять на сохранность груза при перевозке, грузоотправитель должен отказаться от погрузки грузов в этот автомобиль или контейнер и сделать об этом отметку в товарно-транспортной накладной или путевом листе, удостоверив ее своей подписью и печатью (штампом). В случае возникновения разногласий составляется акт, подписываемый представителями грузоотправителя и автотранспортного пред­приятия.

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с утвержденными нормативами, требованиями Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах. Выбор способов производства погрузочно-разгрузочных работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:

а) механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных средств;

б) применения устройств и приспособлений, отвечающих тре­бованиям безопасности;

в) эксплуатации производственного оборудования в соответ­ствии с действующей нормативно-технической документацией и экспедиционными документами;

г) применения знаковой и других видов сигнализации при пе­ремещении грузов подъемно-транспортным оборудованием,

д) правильного размещения и укладки грузов в местах произ­водства работ и в транспортные средства;

е) соблюдения требований к охранным зонам электропередачи узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Большинство погрузочно-разгрузочных операций должны вы­полнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю надлежаще оформленных товарно-транспортных доку­ментов на погруженный или выгруженный груз. Время пробега автомобиля от ворот или контрольно-пропускного пункта к ме­сту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчисле­нии времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгруз­кой. В случае прибытия автомобиля под погрузку ранее согласо­ванного времени автомобиль считается прибывшим под погрузку в согласованное время, если грузоотправитель не примет его под погрузку, с момента фактического прибытия.

Грузоотправители, грузополучатели обязаны отмечать в товар­но-транспортных накладных время прибытия и убытия автомо­билей с пунктов погрузки и разгрузки. Время пробега автомоби­ля от ворот или контрольно-пропускного пункта до места погруз­ки или разгрузки и обратно, которое исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой, определяется в договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом. Погрузка и разгрузка грузов в части, не предусмо­тренной Уставом автомобильного транспорта и Общими прави­лами перевозки грузов автомобильным транспортом, произво­дятся в соответствии с правилами перевозок отдельных видов грузов и договором перевозки.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

20.Организация погрузочно-разгрузочных ра­бот.Простейшие погруз-разгр устройства

По виду выполняемой работы пункты разделяются на погру­зочные, разгрузочные и погрузочно-разгрузочные. В зависимос­ти от характера работы пункты бывают постоянные, регулярно работающие длительное время, и временные, работа которых но­сит регулярный, но сезонный характер или выполняется непре­рывно, но сравнительно недолго. По назначению пункты делятся на универсальные, предназначенные для широкого ассортимента грузов, и специализированные для отдельных грузов.

Для выполнения операций по приемке, переработке, от­прав­лению и оформлению грузов пункты имеют посты с подъез­д­ны­ми путями и площадками для маневрирования автомобилей, склад­ские помещения с оборудованием для переработки, взвеши­вания и хранения грузов, служебные и бытовые помещения. Пос­ты группируются на одной или нескольких площадках. В преде­лах каждой площадки посты образуют фронт работы.

Преимущество боковой расстановки автомобилей - сокраще­ние маневрирования. Такая расстановка благоприятна для ав­то­мобилей с полуприцепами. Однако при боковой расстановке уве­личивается фронт погрузочно-разгрузочных работ. Глубина фронта погрузки (раз­груз­ки) при этом небольшая.

Торцовая расстановка автомобилей применяется широко, так как она сокращает фронт работ. Однако погрузка и раз­грузка при такой расстановке неудобны и малопроизводительны, так как могут осуществляться только через заднюю часть ку­зова.

При ступенчатой расстановке автомобилей погрузка (раз­грузка) производится через борт и заднюю часть кузова, что облегчает и ускоряет работу.

Размеры необходимой площадки перед постами погрузки (раз­грузки) определяется фронтом работы и глубиной площадки. Последняя зависит от способа расстановки автомобилей и их маневрирования.

На тех пунктах, где нет достаточного места или подъезды не позволяют сделать площадку для маневрирования, устраивают постоянные или переносные поворотные круги.

Площадки должны иметь твердое покрытие и хорошее осве­ще­ние для работы в ночное время. Производительность погру­зочно-разгрузочного пункта выражается обычно часовой пропус­кной способностью, измеряемой в единицах обслуживаемого ПС или в тоннах груза в единицу времени.

Пропускная способность пункта зависит от пропускной спо­собности каждого поста, или числа постов, времени въезда и съезда автомобиля с поста, грузоподъемности автомобиля и ее использования, равномерности подхода автомобилей к пун­к­ту.

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА.

Простейшие погрузочно-разгрузочные устройства облегчают и ускоряют перегрузочные работы, выполняемые вручную. Их при­менение снижает трудоемкость погрузочно-разгрузочных ра­бот. К этим устройствам относятся: роликовый лом - изогнутый на конце рычаг, опирающийся на два ролика; роликовые цепи, состоящие из гибко соединенных роликов, которые подкладываются под грузы при горизонтальном перемещении; ручные тележки, которые применяются для погрузки, раз­грузки и горизонтального перемещения груза. Более усовершен­ствованные тележки имеют подъемную платформу или вилообраз­ный подхват с ручным гидравлическим приводом; рольганги - рамы с укрепленными на осях роликами, по ко­торым перекатывается груз. Наклон рам в сторону перемеще­ния груза устанавливается 1.5..6°; лотки - устанавливаются с наклоном 35..45° и служат для спуска груза под действием собственного веса; самотечные телескопические трубы, состоящие из отдель­ных соединенных между собой звеньев и служащие для перегруз­ки зерновых и пылевидных грузов самотеком; винтовые спуски, смонтированные вокруг вертикальной опо­ры дающие возможность спускать груз со значительной вы­соты при небольшой площади, занимаемой этим устройством; домкраты с реечным, винтовым, гидравлическим приводом, которые применяются для подъема грузов на тележки, катки, роликовые цепи; ручные лебедки и тали, применяемые для подъема груза и часто используемые совместно с накатом для перемещения грузов в кузов; ручные вилочные погрузчики, которые представляют собой тележки с гидравлическим или механическим приводом грузо­подъемностью 0.2..1 т. Высота подъема груза до 2 м; разгрузочные сетки и щиты, применяемые для выгрузки из кузова автомобиля навалочных сельскохозяйственных грузов, закладываемые предварительно в кузов. При выгрузке щит или сетка с помощью тросов закрепляются к неподвижным опорам и автомобиль, продвигаясь своим ходом вперед, сгружает груз.

21. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

Погрузочно-разгру­зочные механизмы делятся на механизмы периодического и непрерывного действия. У первых рабочий ор­ган действует циклически (автокраны, автопогрузчики). В ме­ханизмах непрерывного действия рабочий орган в процессе ра­боты безостановочно перемещает грузы (транспортеры, много­ковшовые погрузчики).

Краны относятся к механизмам прерывного действия. Цикл работы крана состоит из рабочего (захват груза, закрепление, подъем, перемещение, опускание и освобождение грузозахватных приспособлений) и подготовительного перио­дов (подъем грузо­зах­ватного приспособления, перемещение и опускание в исход­ное положение для захвата груза). Краны бывают мостовые, пор­тальные автомобильные, самоходные (колесные, гусеничные, железнодорожные) и стационарные (мостовые, портальные, ба­шенные).

Автомобильные краны работают от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, от дизель-генератора автомо­биля или от электросети.

Самоходные краны отличаются от автомоб-х повышенной грузоподъемностью и меньшей скоростью передвижения.

Мостовые краны различаются по конструкции и грузоподъ­емно­сти (до 30 т). Перемещение грузов производится в направ­лении движения крана по рельсам и в перпендикулярном направ­лении с помощью тележек, передвигающихся вдоль моста. Разновидностью мостового крана является козловой кран.

Портальные краны наибольшее распространение получили в морских и речных портах.

Погрузчики и автопогрузчики с двигателями внутреннего сгорания применяются для погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках, электрические погрузчики - внутри скла­дов.

Механизмы автопогрузчика обеспечивают погрузочно-раз­грузочные работы и перемещение груза. Наиболее часто приме­няется вилочный захват, который используется для подъема груза, установленного на подставки, образующие просвет для ввода вилок.

Автопогрузчики выпускаются грузоподъем. от 1 до 40 т с высотой подъема груза от 4 до 7 м. Скорость передви­жения от 18 до 40 км/ч.

Электропогрузчики отличаются от автопогрузчиков меньшей грузоподъемностью 0.25..1.5 т, высотой подъема груза 0.75.­.2.8 м, скоростью передвижения до 10 км/ч. Вместе с тем они имеют значительно меньшие габаритные размеры, лучшую манев­ренность, что дает возможность использовать электропогрузчи­ки в помещениях, вагонах, кузове авто.

Транспортеры - механизмы с рабочим органом непрерывного действия. По типу рабочего органа транспортеры делятся на ленточные, пластинчатые, скребковые, винтовые (шнековые).

Экскаваторы имеют рабочее, силовое и ходовое оборудова­ние. По рабочему процессу они делятся на экскаваторы прерыв­ного действия и непрерывного действия (многоковшовые), по способу передвижения - на колесные, гусеничные, шагающие.

По типу рабочего органа экскаваторы бывают: с прямой ло­патой, с обратной лопатой, с драглайном (скребковым ков­шом), с грейфером (для погрузки сыпучих и навалочных грузов из куч и штабелей).

По одной из основных характеристик - вместимости ковша экскаваторы делятся на малые 01...0.5 м3, средние 0.5..4 м3, и крупные свыше 4 м3. Малые экскаваторы обычно бывают колес­ные, средние - на .

Автомобили-самопогрузчики оснащены постоянным оборудо­ва­нием в виде консольных или портальных кранов, грузоподъем­ностью 0.5..8 т. Для перевозки штучных грузов используются автомобили-самопогрузчики с грузоподъемным бортом.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ ПОГРУЗОЧНО-РАЗ­ГРУЗОЧ­НЫХ РАБОТ.

Стационарные механизмы применяют при массовых перевоз­ках и стабильном грузопотоке. Передвижные погрузочно-разгру­зочные механизмы применяют при массовых, но нерегулярных пе­ревозках на пунктах с временным грузообменом. Для погрузки-выгрузки штучных грузов используют краны и погрузчики, с гру­зозахватными устройствами, соответствующими характеру гру­зов, их размерам и упаковке. Погрузку навалочных грузов производят экскаваторами-погрузчиками различных систем, бункерами, транспортерами или гидравлическими захватами.

Механизация

studfiles.net

Погрузочно-разгрузочные машины

Было:

Основные технико-экономические показатели и оценка экономической эффективности строительных машин. Транспортные, транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины. Общая характеристика транспортирования строительных грузов автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным (грузовые самолеты, вертолеты и дирижабли) транспортом. Конвейеры и пневмотранспортные установки. Грузовые автомобили, тракторы, пневмоколесные тягачи. Грузовые автомобили. Автомобили-самосвалы и автопоезда. Полуприцепы-панелевозы. ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Ленточные и пластинчатые конвейеры, эскалаторы. Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия. Винтовые и вибрационные конвейеры. Установки всасывающего и нагнетательного действия для пневматического транспортирования материалов. Автоцементовозы.

Погрузочно-разгрузочные машины в строительстве применяют для погрузки штучных и сыпучих грузов, разгрузки их с транспортных средств, а также для перемещения и складирования в пределах строительной площадки. Они представляют собой преимущественно самоходные колесные или гусеничные подъемно-транспортные машины.

По принципу выполнения рабочих операций Погрузочно-разгрузочные машины делят на машины цикличного и непрерывного действия. Первые являются универсальными и могут применяться в различных условиях благодаря наличию многих видов рабочего оборудования; вторые применяют на объектах с большим объемом работ по погрузке, перемещению и разгрузке сыпучих строительных материалов, а также там, где рабочий процесс должен быть непрерывным.

В зависимости от назначения погрузочно-разгрузочные машины разделяют на погрузчики для штучных грузов — автопогрузчики и для сыпучих грузов — одно- и многоковшовые погрузчики.

Для разгрузки материалов с железнодорожного подвижного состава используют разгрузчики узкоспециального назначения различных конструкций, например, со скребковым, бурофрезерным, всасывающим рабочими органами.

Автопогрузчики. Основным видом рабочего оборудования автопогрузчиков является вилочный захват, который подводят под груз или штабель из отдельных мелких грузов, установленный на подставках. С помощью вилочных погрузчиков перегружают и транспортируют штучные железобетонные изделия, поддоны с кирпичом, оборудование, длинномерные пиломатериалы, профильный металл.

Вилочные автопогрузчики изготовляют на базе автомобильных узлов (мостов, коробок передач, рулевого управления, тормозных устройств и др.) с двигателями внутреннего сгорания или с электродвигателями, работающими от аккумулятора. Все агрегаты (рис.67,а) монтируются на ходовой раме, которая опирается на передний 12 и задний 11 мосты погрузчика.

Рис.67. Вилочный автопогрузчик

В отличие от обычного автомобиля у вилочных погрузчиков двигатель и управляемые колеса располагаются сзади, а ведущий мост со сдвоенными пневмоколесами — спереди. Это обусловлено тем, что передняя часть погрузчика воспринимает нагрузку от рабочего оборудования и груза. Ходовое оборудование погрузчиков приспособлено для работы на площадках с твердым покрытием. Заднее расположение управляемых колес создает погрузчику хорошую маневренность.

Подъемная, часть погрузчика — грузоподъемник (рис.67,б) состоит из шарнирно укрепленной на раме погрузчика основной вертикальной рамы 2, выдвижной внутренней рамы 4 и грузовой каретки 8 с вилочным захватом 5. Для надежного захвата груза основная рама подъемника может отклоняться вперед от вертикальной плоскости на угол 3...4°, а для обеспечения устойчивости в транспортном положении—на 12...15° назад, что осуществляется с помощью двух гидравлических цилиндров. Выдвижная рама перемещается по направляющим основной рамы гидравлическим цилиндром 1 Корпус гидроцилиндра опирается на нижнюю поперечину основной рамы, а поршень 3 и шток 10 шарнирно связаны с верхней балкой выдвижной рамы 6. Одновременно по направляющим рамы перемещается грузовая каретка с помощью обратного цепного полиспаста. Последний образован двумя пластинчатыми цепями 9, перекинутыми через звездочки 7, установленными на верхней балке подвижной рамы 6. Концы цепей закреплены на основной раме и на грузовой каретке. Благодаря этому грузовая каретка движется с удвоенной скоростью и проходит путь в два раза больший, чем ход выдвижения штока гидроцилиндра.

Поступательное движение штоков гидроцилиндров рабочего оборудования вилочного автопогрузчика создается давлением жидкости насосов, приводимых во вращение двигателем автопогрузчика. Для уменьшения усилий управления в систему управляемых колес подключен специальный гидроусилитель рулевого управления. Для привода гидроусилителя рулевого управления установлен насос. Управление гидроусилителем сблокировано с рулевой колонкой и осуществляется автоматически.

Вилочные погрузчики выпускаются грузоподъемностью 3...5т с высотой подъема груза до 6м и скоростью перемещения с грузом до 20 и без груза до 40км/ч. Автопогрузчики оборудуются различными съемными видами рабочего оборудования — грейфером (схватом) для бревен, ковшом для сыпучих грузов, крановой стрелой и другими приспособлениями, расширяющими область их применения. Так, для работы с длинномерными грузами, с которыми обычный погрузчик не приспособлен работать, применяют автопогрузчики с боковым расположением грузоподъемника. Грузоподъемник поворачивается относительно продольной оси, а длинномерный груз вилочным захватом укладывается на боковые кронштейны вдоль машин и в таком положении транспортируется в узких проходах складов.

Одноковшовые погрузчики. Основным рабочим органом одноковшового погрузчика является ковш, используемый для разработки, погрузки и перемещения сыпучих мелкокусковых материалов и грунтов I к II категорий. Главным параметром одноковшовых погрузчиков является грузоподъемность. По грузоподъемности одноковшовые погрузчики разделяют на малогабаритные (до 0,5 т), легкие (0,6... 2,0 т), средние (2,0...4,0 т), тяжелые (4,0... ...10 т) и большегрузные (более 10 т).

В зависимости от ходового оборудования погрузчики могут быть гусеничными и пневмоколесными. Гусеничные погрузчики имеют высокую проходимость и развивают большее напорное усилие, пневмоколесные — большую маневренность и высокие транспортные скорости. В качестве базовых машин для погрузчиков применяют специальные пневмоколесные шасси, гусеничные и колесные промышленные тракторы погрузочных модификаций или тракторы общего назначения. Специальные пневмоколесные шасси состоят из двух шарнирно соединенных между собой полурам. Шарнирное сочленение полурам позволяет осуществить погрузку-разгрузку с минимальным маневрированием за счет взаимного поворота полурам на угол до 40° в плане в обе стороны от продольной оси машины.

Погрузочные модификации тракторов промышленного типа изготовляют с учетом установки на них погрузочного оборудования и работы с ним. Его располагают на базовой машине спереди или сзади относительно двигателя. Силовые передачи гусеничных и колесных тягачей, а также специальных шасси выполняют гидромеханическими с трехскоростной коробкой перемены передач (три скорости вперед и три одинаковые скорости назад). Такая передача приспособлена для частого реверсирования движений при автоматическом переключении передач и наиболее полно отвечает рабочему режиму одноковшовых погрузчиков.

По способу разгрузки рабочего органа различают погрузчики: с передней разгрузкой (фронтальные погрузчики), с боковой разгрузкой (полуповоротные погрузчики), с задней разгрузкой (перекидной тип погрузчика). Наиболее распространены в строительстве фронтальные и полуповоротные погрузчики на пневмо-колесном и гусеничном ходу с объемным гидроприводом погрузочного оборудования.

Фронтальные погрузчики. Они обеспечивают разгрузку ковша со стороны разработки материала. Погрузочное оборудование погрузчика шарнирно 'крепится к портальной раме 6, жестко установленной на основной раме базовой машины (рис.68.). Оно состоит из рабочего органа, стрелы, рычажного механизма и гидроцилиндров двустороннего действия. Рабочий орган погрузчика — ковш /,установлен на стреле 4 и управляется рычажным механизмом, состоящим из двух пар коромысел 3 и поворотных тяг 2, приводимых в движение двумя гидроцилиндрами 5 поворота ковша. Подъем и опускание стрелы осуществляются двумя гидроцилиндрами 7. Гидравлический привод рабочего оборудования позволяет плавно изменять скорости в широких пределах и надежно предохранять его от перегрузок. Рабочий процесс фронтального погрузчика, оборудованного ковшом, состоит из следующих операций: перемещение погрузчика к месту набора материала с одновременным опусканием ковша, внедрение ковша в материал напорным усилием машины, подъем ковша со стрелой, транспортировка материала к месту разгрузки и разгрузки ковша опрокидыванием.

Рис. 68. Одноковшовый фронтальный погрузчик: а—схема конструкции; б—кинематическая схема погрузочного оборудования

Полуповоротные погрузчики (рис.69.). В отличие от фронтальных эти машины обеспечивают разгрузку ковша и сменных рабочих органов впереди и на обе стороны на угол до 90° от продольной оси. Это сокращает время на развороты и позволяет использовать их для работы в стесненных условиях. Конструктивно полуповоротные погрузчики отличаются от фронтальных тем, что погрузочное оборудование монтируется на поворотной платформе 1, которая, в свою очередь, через опорно-поворотное устройство 2 опирается на ходовую раму 3 базовой машины. Вращательное движение поворотная платформа получает с помощью двух горизонтально расположенных гидроцилиндров 4, штоки которых соединены между собой пластинчатой цепью 5, огибающей звездочку 6 поворотной платформы. Кроме основного ковша одноковшовые погрузчики оснащаются многими видами сменного и навесного оборудования — ковшами увеличенной и уменьшенной вместимости, грейферными двухчелюстными ковшами, ковшами с боковой разгрузкой, поворотными захватами, используемыми для погрузки в транспортные средства и складирования штучных и длинномерных грузов, лесоматериалов, установки столбов и другим оборудованием. Некоторые виды такого сменного и навесного оборудования представлены на рис.70, 71. Техническая производительность одноковшовых погрузчиков (м3/ч) определяется с учетом физических свойств разрабатываемого материала и условий работы.

Рис.69. Полуповоротный одноковшовый погрузчик: а — схема конструкции; б — кинематическая схема механизма вращения платформы

Для достижения максимальной технической производительности необходимо анализировать условия работы и в том числе использовать оптимальную схему организации работ, соответствующие виды сменного рабочего оборудования (например, ковши повышенной или уменьшенной вместимости), способствующие максимальному использованию тягового усилия базового трактора или тягача. Благодаря хорошей транспортирующей способности одноковшовые погрузчики успешно конкурируют с одноковшовыми экскаваторами, работающими в транспорт, и по некоторым технико-экономическим показателям (производительности труда на одного человека в смену, стоимости единицы продукции, материалоемкости и энергоемкости работ) превосходят их. Мощность силовой установки современных одноковшовых погрузчиков достигает 900 кВт при вместимости основного ковша 10 м3.

Многоковшовые погрузчики. Они относятся к машинам непрерывного действия. Их применяют для погрузки в транспортные средства сыпучих и мелкокусковых материалов (песка, гравия, щебня, шлака, сколотого льда и снега), а также для засыпки траншей грунтом. Многоковшовые погрузчики монтируют на самоходном гусеничном или пневмоколесном шасси, в конструкции которого используются детали и узлы тракторов и автомобилей. По конструкции рабочего органа различают погрузчики шнекоковшовые, роторные, дисковые и с подгребающими лапами. Шнекоковшовый рабочий орган имеет шнековый питатель и ковшовый элеватор для подачи материала на ленточный конвейер. Роторные погрузчики разрабатывают материал шаровыми или ковшовыми фрезами. В дисковых погрузчиках материал подается двумя дисками, вращающимися во встречном направлении.

Рис.70. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшовых погрузчиков: ковши:

1 ‑ нормальный;

2 ‑ увеличенный;

3 ‑ уменьшенный;

4 ‑ двухчелюстной;

5 ‑ скелетный;

6 ‑ с боковой разгрузкой;

7 ‑ с увеличенной высотой разгрузки;

8 ‑ с принудительной разгрузкой;

9 ‑ бульдозерный отвал;

10 ‑ экскаватор:

11 ‑ грейфер;

12 ‑ грузовые вилы;

13 ‑ кран;

14 ‑ челюстной захват;

15 ‑ захват для столбов и свай;

16 ‑ плужный снегоочиститель;

17 ‑ роторный снегоочиститель;

18 ‑ кусторез;

19 ‑ корчеватель-собиратель;

20 ‑ асфальтовзламыватель

Рис.71. Некоторые сменные рабочие органы и дополнительное оборудование:

а — рабочие органы без силового привода; б ‑ рабочие органы с силовым приводом; в ‑ дополнительное оборудование;

1 ‑ ковш для скальных пород с зубьями; 2‑ковш без зубьев с прямолинейной режущей кромкой; 3‑ковш без зубьев с V‑образной режущей кромкой; 4‑скелетный ковш; 5‑грузовые вилы; 6 ‑ бульдозерный отвал; 7‑плужный снегоочиститель; 8‑грузовая безблочная стрела; 9‑ковш с принудительной разгрузкой; 10‑двухчелюстный ковш; 11‑захват для длинномеров; 12‑бур-столбостав; 13‑ковш для распределения бетона; 14‑захват для пакетов; 15‑дорожная щетка; 16‑гидравлический молот; 17‑рыхлитель; 18‑обратная лопата экскаватора

Подгребающие лапы подают материал на конвейер благодаря специальной кинематике движения. Главным параметром многоковшовых погрузчиков является производительность. Их выпускают производительностью 40, 80, 160, 250 м3/ч с высотой погрузки 2,4...4,2 м.

Рис. 72. Многоковшовый погрузчик со шнекоковшовым рабочим органом

Многоковшовый погрузчик с шнекоковшовым органом (рис.72.) состоит из следующих основных узлов: пневмоколесного шасси 1 с обеими ведущими осями, наклонного ковшового конвейера 3 с винтовым (шнековым) питателем 4, ленточного поворотного в плане и в вертикальной плоскости конвейера 2. Для лучшей подачи материала к питателю на раме ковшового конвейера установлен отвал 5. Ковшовый конвейер устанавливается в рабочее и транспортное положения с помощью двух гидроцилиндров 6. При поступательном движении погрузчика материал винтовым питателем подается в непрерывно вращающийся ковшовый конвейер и далее через приемное устройство и ленточный конвейер в транспорт. Поворотные движения ленточного конвейера позволяют изменять высоту загрузки, а также загружать подвижной состав по обе стороны от продольной оси погрузчика. Поступательная скорость погрузчика выбирается в зависимости от высоты штабеля материала и производительности. Все основные механизмы, кроме привода ковшового конвейера, приводятся в действие с помощью гидроцилиндров двустороннего действия, работающих от гидросистемы погрузчика.

Машины с загребающими лапами (рис.73.), обычно используемые как снегоуборочные, применяют также для погрузки мелко- и среднекусковых, преимущественно малоабразивных, материалов, например угля.

Загребающая лапа 6 является составной частью шарнирного четырехзвенника, включающего также кривошип 7 и тягу 8, смонтированные на лотке 9. При вращении кривошипов, приводимых в движение через расположенный под лотком карданный вал, и непрерывной подаче машины на штабель лапы поочередно загребают материал, и подают его на скребковый конвейер 10. Для работы с абразивными строительными материалами эти машины непригодны из-за быстрого изнашивания шарнирных узлов четырехзвенников.

Рис.73. Погрузочная машина непрерывного действия с загребающими лапами

studfiles.net

Погрузочно-разгрузочные операции на автопогрузчиках

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Транспорт и доставка грузов

Погрузочно-разгрузочные операции на автопогрузчиках

Погрузочно-разгрузочные работы при большом числе небольших предметов очень утомительны и требуют много времени. Везде, где это возможно, такие грузы следует группировать. В результате вместо многочисленных операций с небольшими грузами обрабатывают один крупный. Тогда возникает проблема: сможет ли складской рабочий или грузчик поднять его? Решением этой проблемы является использование автопогрузчика. Большинство автопогрузчиков имеют вилы для подъема груза. У других есть площадки или зажимы. В связи с этим необходимо краткое описание характеристик вилочного погрузчика.

Характеристики вилочного погрузчика

По размерам вилочные погрузчики могут различаться, от приводимых в действие вручную и аккумуляторных грузоподъемностью несколько тонн до очень крупных, тяжелых машин, приводимых в действие двигателями внутреннего сгорания и способных поднимать груженые контейнеры весом до 30 т. Вилочные захваты могут быть использованы для отрыва груза от земли и для установки его на стеллажи или на транспортные средства.

Короткая колесная база делает автопогрузчики очень маневренными. При работе в складах и помещениях и вне их возникают проблемы: выхлопных газов, дверей, осадки, дверных коробок. Эти трудности рассматриваются ниже.

Автопогрузчики могут приводиться в движение вручную (например, толканием от себя), от электрических двигателей, питаемых от аккумуляторов, или двигателей внутреннего сгорания на бензине, нефти или сжиженном нефтяном газе. Преимуществом аккумуляторных автопогрузчиков является большой вес аккумуляторов, частично выполняющих роль противовеса для груза. Зарядка таких аккумуляторов требует 8—12 ч, вследствие чего они менее экономичны при сменной работе, когда требуется замена аккумуляторных батарей. Из-за большого веса замена батарей неудобна и обычно предпочтительнее при подзарядке оставлять их на автопогрузчике, находящемся на специальной зарядной станции. При необходимости в большом числе погрузчиков следует иметь подменные экземпляры на время подзарядки других машин. Бензиновые двигатели создают ядовитые газы (окись углерода) и поэтому пригодны для использования только вне помещений, в странах, где стоимость нефти невысокая, чтобы была обеспечена их экономичность. Дизельные двигатели создают менее токсичные выхлопные газы, чем любой другой двигатель внутреннего сгорания, но при неудовлетворительном содержании эти газы все-таки неприятны из-за неполностью сгоревших углеводородов. Поэтому склады, где работают такие дизельные вилочные автопогрузчики, должны иметь хорошую вентиляцию, а дизельные автопогрузчики — хорошее техническое обслуживание. Сжиженный нефтяной газ удобно разливается в емкости, а выхлопные газы менее токсичны по сравнению с бензиновыми двигателями. Более важно, что износ двигателеи не и в результате текущие эксплуатационные затраты ниже, меНЬу дизельных двигателей.

Рис. 1. Определение грузоподъемности вилочного погрузчика с противовесом

Типы вилочных автопогрузчиков

Существует много типов вилочных автопогрузчиков. Основные из них вкратце описываются ниже, но всегда следует консультироваться с ведущими изготовителями, которые могут посоветовать наиболее подходящий тип для данных конкретных условий.

1. Погрузчик с плоской платформой. Она обычно расположена на уровне пола, подводится под поддон или стеллаж и поднимает его. Затем с грузом навесу погрузчик перемещается к месту нового складирования. Но груз не может быть поднят на некоторую высоту для укладки в штабель. Это, по существу, подъемно-транспортное средство. Другой такой тип погрузчика допускает подъем груза на высоту до 10 м.

2. Уравновешенный погрузчик. Его характеристики уже рассматривались. Это наиболее часто встречающийся тип погрузчика, большей частью-используемый вне помещений. Его применяют для подъема, перемещения и укладки в штабель грузов на поддонах. Имеется несколько разновидностей таких погрузчиков Для выполнения специальных погрузочно-разгрузочных операций.

3. Погрузчики для работы в узких проездах (удлиненные и вытянутые вверх). Это или удлиненные погрузчики, которые транспортируют груз перед собой для укладки на стеллаж с каждой стороны от прохода, или вытянутые вверх, которые перемещаются по направляющей в пределах очень узкого прохода, но могут поворачивать грузоподъемную раму влево и вправо Для укладки поддона на стеллаж. Специальные модели таких погрузчиков обеспечивают подъем на высоту до 20 м, обслуживая на складе большое число стеллажей и создавая большую экономию пространства складов. Автопогрузчики рассматривае-м°го типа перемещают груз с помощью пантографа или телескопической мачты.

4. Боковой погрузчик большой грузоподъемности. Такие грузчики используются для подъема длинномерных грузов, например лесоматериалов или контейнеров. Вилы расположенную сбоку, между двумя опорными платформами. Вилы имеют большой вылет и могут перемещаться перед платформами, поднимает длинномерные тяжелые грузы. Вилами поднимают груз над пла Я формами, вводят их внутрь и опускают груз на платформа. Теперь погрузчики могут передвигаться с длинномерными грузами, опирающимися не только на вилы погрузчика, но и на опорные платформы с каждой стороны. По прибытии к месту назначения, например к ожидающему погрузки автомобилю вилами вновь поднимают груз, выводят его и опускают на грузовую поверхность автомобиля. Перемещение груза вдоль всей длины автомобиля, а не под прямым углом к его продольной оси делает возможной погрузку в более узких проходах. Например, пакет лесоматериала длиной 6 м требует прохода шириной не менее 8 м, тогда как при использовании бокового вилочного автопогрузчика достаточна ширина 4—5 м. Каждый, кто видел автомобили, загруженные лесоматериалами в три яруса по два пакета в ряд и по три в длину, может оценить экономию, получаемую в результате использования боковых вилочных автопогрузчиков. До внедрения этого способа доставки пакетированных лесоматериалов доски грузили поодиночке, затрачивая на это много труда.

5. Погрузчики высокой проходимости. Их используют на строительных площадках и других неровных территориях. Вилочный погрузчик устанавливают на тракторе с широкой колеей.

6. Подъемник. Он поднимает не грузы, а персонал на уровень складского стеллажа, на котором они уложены. Площадка подъемника с оператором может быть поднята или опущена до уровня стеллажа, на котором размещены грузы, необходимые для выполнения той или иной заявки. Управление перемещением подъемника вдоль стеллажей и движением площадки по высоте осуществляется оператором, подбирающим заказ.

7. Морозостойкие погрузчики. Они приспособлены для работы при температурах ниже — 30 °С.

8. Погрузчики для работы в опасных зонах. Они имеют конструкцию, исключающую образование искр или перегрев, приводящие к взрывам. Их изготовление может осуществляться только под наблюдением производственного контроля.

9. Автопогрузчики высокой грузоподъемности. Они предназначены для подъема особо тяжелых грузов. Наиболее известны автопогрузчики фирмы «Lancer Boss», изготовляющей широким диапазон погрузчиков, но особенно прославившейся своими погрузчиками высокой грузоподъемности.

Специальные приспособления для вилочных автопогрузчиков

Имеется много приспособлений, которые позволяют вилочным погрузчикам удобно обрабатывать грузы. Наиболее широко известны следующие приспособления:а) захваты для цилиндрических грузов. Эти приспособления надевают на вилы и заменяют их тремя штырями. Цилиндрические грузы, которые должны быть уложены в горизонтальном положении, помещаются между захватами;б) захваты для металлических бочек с упорами. Их применяют при перегрузке бочек в вертикальном положении;в) зажимы для бочек также используются при перегрузке бочек в вертикальном положении;г) боковые зажимы используют для погрузки кип хлопка, бумаги, бочек и т. п. Для каждого типа груза создан свой тип зажимов. Боковые зажимы не требуют поддонов, поскольку с их помощью поднимают сам груз. Поэтому их используют для бесподдонной перегрузки;д) грейферы для лесоматериалов могут захватывать бревна и поднимать их;е) зажимы верхнего действия, охватывающие грузы сверху;ж) зажимы для погрузки рулонов бумаги аналогичным образом захватывают рулоны бумаги за боковые поверхности. Они имеют форму, соответствующую цилиндрической поверхности рулона;з) приспособления кранового типа. Они имеют конструкцию, аналогичную конструкции захватов для козлового крана, которая позволяет навешивать их на крюк грузоподъемного механизма вилочного погрузчика. Их обычно применяют для подъема тяжелых элементов строительных конструкций и других крупногабаритных грузов.

Приспособления имеют и достоинства, и недостатки. Они строго специализированы и, следовательно, снижают универсальность автопогрузчиков. С другой стороны, фирма, которая постоянно использует какое-либо одно приспособление, получает очень большой эффект от автопогрузчиков, оборудованных приспособлением.

Рис. 2. Оборудование подъемников:а, б, д, е — захваты для бочек; в — захват для рулонов бумаги; г — захват для пакетов; ж — зажим для бумаги; з — зажим для бревен

Читать далее: Автомобильные краны и погрузчики на автоходу

Категория: - Транспорт и доставка грузов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Погрузочно-разгрузочные работы

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Организация работы автомобильных кранов

Погрузочно-разгрузочные работы

Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

Места, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктами грузопереработки. Каждый такой пункт отличается грузопотоком. Грузопоток характеризуется видом груза, направлением его перемещения и количеством груза, проходящего через данный пункт в единицу времени.

Грузы, перерабатываемые автомобильными кранами, по способу образования грузового места разделяются на штучные, пакетированные и перемещаемые в емкостях или таре.

Классификация материалов, изделий и конструкций по способу образования грузового места

Схемы движения грузов зависят от организации их доставки к месту потребления. В строительстве грузы доставляют на объект по схеме, предусматривающей четыре пункта грузопереработкй: завод по производству материалов и изделий — базисный склад-сборочная площадка конструкций — приобъектный склад. На ряд объектов, например в жилищном и культурно-бытовом строительстве, грузы с высокой степенью заводской готовности доставляют, минуя базисный склад, сборочную площадку и приобъектный склад.

Грузы из первого пункта грузопереработкй ко второму доставляют железнодорожным и автомобильным транспортом, а к сборочной площадке и от нее на приобъектный склад — автомобильным транспортом.

При такой схеме образуется четыре грузопотока по направлению движения грузов: – погрузка материалов на железнодорожный или автомобильный транспорт и выгрузка с него на базисный склад или перегрузка материалов с железнодорожного транспорта на автомобильный; – выгрузка материалов с автомобильного транспорта на приобъектный склад; – перегрузка материалов с одного места складирования на другое в процессе строительства объекта.

Операций, составляющие погрузочно-разгрузочные работы, разделяются на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся захват груза и подача его на транспортное средство или к месту складирования. К вспомогательным операциям относятся операции, которые не входят в процесс перемещения груза: закрепление и освобождение стропующих устройств, наводка грузов или укладка их в требуемое положение, передача сигналов машинисту, подготовка транспортных средств, мест складирования, подкладок, прокладок и т. п.

На погрузочно-разгрузочных работах должны быть обеспечены рациональные условия и методы выполнения вспомогательных операций: наивыгоднейшие трудовые приемы ручных работ, слаженность совместных действий звена рабочих, рациональные конструкции приспособлений (например, грузозахватных устройств, прокладок, подкладок лестниц).

Основной формой организации труда на погрузочно-разгрузочных работах является специализированное звено, состоящее из машиниста крана, стропальщика, такелажника.

Погрузка и выгрузка грузов состоит из ряда последовательных трудовых приемов. По сигналу стропальщика машинист поворачивает кран к месту, где находится груз, опускает крюк с траверсой для строповки груза. Убедившись в надежности петель и заценив за них крюки стропа, такелажник подает сигнал машинист на подъем груза. При необходимости рабочий, прикрепив оттяжю к грузу, сопровождает его до места укладки, где по сигналу такелажника наводит и опускает груз на место.

Состав звена, содержание операций и продолжительность вьиН полнения каждой из них зависят в основном от рода груза нн условий работ. Например, погрузку и разгрузку плит перекрытия выполняет звено, состоящее из машиниста автомобильного крана (5-го разряда), стропальщика (4-го разряда) и такелажника (3-го разряда).

Количество груза, проходящего через данный пункт грузопере-работки в единицу времени (час, смена, сутки и т. д.), зависит от объемов работ на объекте, расположения места, куда следует груз, темпов возведения объекта, уровня организации работ, применяемых на нем типов машин.

Автомобильные краны, используемые на погрузочно-разгрузоч-ных работах, должны иметь грузоподъемность, соответствующую массе грузового места. Как правило, автомобильными кранами перерабатывают грузы, масса которых указана или на грузовом месте, или в сопроводительной технической документации. При погрузке и разгрузке грузов неизвестной массы заранее определяют массу одного грузового места. Примерная масса одного места наиболее распространенных грузов приведена в табл. 14.

Вылет А и высоту подъема Я крюка автомобильных кранов определяют в зависимости от размеров транспортных средств и складов с учетом рациональной схемы установки крана на пункте грузопереработки (рис. 156) по формулам.

Рис. 156. Схемы для определения вылета и высоты подъема крюка при погрузке и разгрузке материалов с железнодорожного (а) и автомобильного (б) транспорта в штабель, с железнодорожного транспорта в автомобильный транспорт (в), из одного штабеля в другой {г),

Формулы для подсчета высоты погрузки автомобилей (у — объемная масса груза, т/м3)

Показатели, входящие в состав приведенных формул, определяют из различных источников: действующих ГОСТов, нормативной и технической документации на габариты транспортных средств, грузов и стропующих устройств, а также в соответствии с нормами складирования грузов и правилами безопасного ведения при этом подъемно-транспортных работ.

Высоту погрузки транспортных средств hn и высоту строповки грузов Ас+г определяют расчетом. Высота погрузки автомобилей К зависит от их грузоподъемности и объемной массы груза. При Данной грузоподъемности автомобиля высота его погрузки тем больше, чем меньше объемная масса груза. Установка крана относительно транспортных средств и мест Укладки грузов должна обеспечивать полное или максимальное использование его грузоподъемности на всех участках рабочей

зоны при минимальном радиусе вращения поворотной платформы. При этом необходимо учитывать минимально допустимые приближения грузоподъемных машин к транспортным средствам, складам, зданиям и принятую последовательность заполнения склада материалами.

Схема размещения грузов на пункте грузопереработки определяется размерами склада, типом и способом хранения на нем материалов, изделий и конструкций. На приобъектном складе схема) размещения грузов зависит, кроме того, от технологии возведения зданий и сооружений.

Рис. 157. Схемы размещения железобетонных изделий на складе:1 — колонны, 2 — плиты, 3 — балки, 4 — кран, 5 — фермы, 6 — фундаментные подушки

Размеры склада и число штабелей на его территории устанавливают с таким расчетом, чтобы создать запас материалов для производства строительно-монтажных работ на объекте в течение 5—7 суток. Размеры штабеля зависят от габаритов груза, а число рядов в штабеле по горизонтали и вертикали определяется его устойчивостью и несущей способностью основания. На приобъектном складе штабеля располагают в зоне действия монтажного крана с учетом удобства разгрузки транспортных средств. Длинную сторону штабеля располагают параллельно подъездным путям, по которым доставляют материалы и конструкции на склад, что позволяет сократить вылет крюка.

Каждый штабель должен находиться в зоне действия основного монтажного крана и содержать число элементов, достаточное для обслуживания всей рабочей зоны монтажного крана. Между табелями на складе необходимо устраивать проезды и проходы шИриной соответственно 3,5 и 1,5 м. Одна из возможных схем размещения железобетонных элементов при их хранении на складе приведена на рис. 157.

Способы укладки грузов в штабель зависят от их назначения, методов строповки и монтажа. Положение и способ опирания грузов не должны вызывать перенапряжение материала (табл. 18, рис. 158 и 159). При укладке плашмя железобетонных элементов рабочая арматура должна быть обращена вниз. Грузы на складе размещают так, чтобы их маркировка легко читалась со стороны прохода или проезда, а монтажные петли были обращены кверху. Каждый элемент груза должен опираться на две инвентарные подкладки, которые располагаются поперек элемента. По вертикали эти подкладки должны быть строго одна над другой.

Способ организации монтажных работ определяется типом! объекта, местом, способом укладки в проектное положение и типом! монтируемых конструкций, содержанием, последовательностью и продолжительностью выполнения монтажных операций, применяемыми машинами и схемами их расположения относительно здания и склада, составом звена рабочих. Монтаж конструкций на объекте производится в определенной последовательности, обеспечивающей подготовку соответствующих участков под послемонтажные работы.

Конструкции, монтируемые на объектах, разделяются по роду материала, функциональному назначению, принципу образования монтажной единицы и способу монтажа. Наиболее распространенными в практике монтажных работ являются конструкции, изготовленные из железобетона, бетона, проката металлов, листового металла, дерева и синтетических материалов. Монтажной единицей могут быть штучные элементы (прогоны, ригели, колонны, плиты), крупноразмерные детали заводского изготовления (панели на одну или две комнаты, санитарно-технические кабины и блоки), а также элементы, прошедшие предварительную укруп-иительную сборку.

Способы монтажа конструкций зависят от типа монтажных единиц и последовательности их установки в проектное положение.

По степени укрупнения конструкций различают три способа монтажа: отдельными элементами, блоками конструкций и сооружениями в целом. Наибольшее распространение получил первый способ. Он используется при монтаже фундаментных блоков, колонн, балок, плит, ферм и т. д.

В зависимости от последовательности установки монтажных единиц в проектное положение различают дифференцированный (раздельный) и комплексный методы монтажа.

При дифференцированном методе монтаж начинают с укладки фундаментных блоков и подушек, установки колонн, затем последовательно осуществляют монтаж элементов стен, балок, плит перекрытия, ферм, элементов кровли. При таком способе монтажа кран может передвигаться вдоль пролета (посередине или краю), поперек пролета, вне возводимого здания по его периметру. Путь перемещения крана выбирают в зависимости от его грузоподъемности, вылета и высоты подъема крюка, конструктивно-планировочных решений зданий, массы монтажных единиц. Перемещаясь по середине пролета, кран может устанавливать с одного места до четырех и более колонн, что сокращает число его перемещений. При больших пролетах технические возможности крана часто оказываютея недостаточными для установки смежных колонн и в этом случае он перемещается по краям пролета, работая на минимальном вылете. ТакиМ образом, число его перестановок увеличивается. При движении поперек пролета рабочий путь крана оказывается значительно короче, чем в случае его перемещения вдоль пролета, но увеличивается общее время на перестановку крана из одного пролета в другой. Наиболее эффективным является перемещение крана вне здания или сооружения вдоль его одной, двух или всех сторон, но эту схему можно применять только при монтаже одноэтажных жилых зданий и зданий культурно-бытового назначения, а также небольших отдельно стоящих сооружений шИриной, соответствующей полезному вылету крюка.

При комплексном методе одновременно монтируют разноименные конструкции в пределах рабочей зоны крана. Наиболее часто этот метод применяют при монтаже сборных зданий, когда кран одновременно укладывает фундаментные блоки, устанавливает наружные стеновые панели и внутренние панели перегородок, а затем укладывает на них плиты перекрытия.

Рис. 160. Возможная схема перемещения крана при монтаже конструкций здания сельскохозяйственного назначения

Данные о принятом методе монтажа конструкций содержатся в проекте производства монтажных работ, который составляют по рабочим чертежам на строительство зданий и сооружений в соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47—67). Типовые проекты производства монтажных работ в каждом конкретном случае должны быть привязаны к местным условиям, исходя из данных о наличии кранов, расположении мест складирования монтируемых конструкций.

Например, требуется выбрать схему перемещения и тип крана для дифференцированного метода монтажа фундаментных блоков и колонн при следующих исходных данных: тип здания — одноэтажное сельскохозяйственного назначения; число пролетов — 3; ширина пролета — 8 м; шаг колонн — 6, высота колонны — 6 м; длина здания по осям крайних колонн —42 м; масса фундаментного блока — 2, колонны — 1,2 т; расположение места складирования блоков и колонн — в зоне действия крана.

Рис. 161. Схема организации рабочего места при монтаже под» земной части жилого дома: М, М2, М3 — монтажники, 1 — ящик для песка, 2 — склад блоков, 3 — кран, 4 — монтируемый блок, 5 — подштопка, 6 — монтажный ломик, 7 — нивелир, 8 — ящик для инструмента, 9 — лопата, 10 — смонтированвые блоки, 11 — откос

При выборе крана для монтажа колонн на уложенные фундаментные блоки необходимо одновременно с вылетом крюка определить высоту его подъема. С учетом длины стропов 1 м высота подъема крюка при установке колонны в проектное положение составляет 4,5 м, что соответствует техническим возможностям кранов грузоподъемностью более 4 т.

Монтажные работы выполняет комплексная бригада рабочих, состоящая из монтажников, стропальщиков, такелажников и машинистов крана. С целью наиболее полного использования кранов по времени в течение суток монтажные работы организуют в две-три смены. Бригада разбита на звенья, которые работают посменно. Звеньями, в которых бригадир не работает, руководит звеньевой.

В течение первой й второй смен выполняют непосредственно монтаж конструкций, в.третью смену —разгружают прибывающие на приобъектный склад детали и подают материалы на этажи для работы внутри здания. При монтаже «с колес», когда необходимость в выполнении погрузочно-разгрузочных операций отпадает, монтажные работы ведут в течение всех трех смен.

На отдельных этапах возведения зданий и сооружений организация работ может быть изменена: например, в первую смену выполняют санитарно-технические работы или устанавливают технологическое оборудование, а в течение двух последующих монтируют конструкции.

Возможный вариант передовой организации труда показан (рис. 161) на примере монтажа автомобильным краном подземной части жилого дома из сборных элементов.

Рабочим местом монтажников является монтажная захватка, размеры которой установлены проектом производства работ, исходя из необходимости обеспечения параллельного ведения санитарно-технических и электротехнических работ с соблюдением правил техники безопасности.

Звено (трое рабочих 4, 3, 2-го разрядов и машинист 6-го разряда) монтирует элементы фундамента на заранее подготовленное основание. Вначале укладывают подушки, по ним — угловые и маячные блоки. Промежуточные блоки начинают укладывать с наиболее отдаленной от крана захватки, находящейся в зоне его работы. Далее монтаж продолжают на участках установки стеновых панелей подвального этажа, где работы ведет звено из четырех монтажников 5, 4, 3, 2-го разрядов, машиниста 6-го разряда и электросварщика 5-го разряда. Монтаж панелей стен и перегородок начинают с подготовки их к строповке. За это время два монтажника на месте установки панели устраивают постель из раствора, после чего машинист подает туда панель, а трое монтажников при помощи монтажных ломиков устанавливают ее на место по отмеченным рискам.

Плиты перекрытия укладывают четыре монтажника, которые ранее были заняты на монтаже элементов фундамента и панелей. При укладке детали в проектное положение машинист должен опускать ее плавно, используя посадочные скорости механизма подъема груза.

Читать далее: Вертикальный транспорт

Категория: - Организация работы автомобильных кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

погрузка грузов в подвижной состав — Мегаобучалка

К погрузочно-разгрузочным работам относятся: погрузка грузов в подвижной состав, выгрузка из него, перегрузка из одного подвижного состава на другой, сортировка, перемещение и отвалка грузов внутри крытых и открытых складов, других погрузочно-разгрузочных местах. Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте

подразделяются на следующие виды:

– погрузка грузов и контейнеров в вагоны из крытого или открытого склада;

– выгрузка грузов и контейнеров из вагонов в крытый или открытый склад;

– перегрузка грузов и контейнеров из вагонов в вагоны;

– сортировка грузов и контейнеров в вагонах;

– погрузка грузов и контейнеров в автомобиль, автополуприцеп из крытого или открытого склада;

– выгрузка грузов и контейнеров из автомобилей, автополуприцепов в крытый или открытый склад;

– внутрискладские работы (сортировка, отвалка, штабелирование, внутрискладские перемещения грузов и контейнеров). На всем пути следования с одним и тем же грузом выполняются многочисленные грузовые операции. Число их увеличивается, если перевозка происходит с учетом нескольких видов транспорта. Иногда с одним и тем же грузом выполняется 10 операций и более. Наибольший эффект достигается при перевозке грузов по схеме «подъездной путь — магистральный железнодорожный транспорт — подъездной путь», когда выполняются две грузовые операции (погрузка в вагон и выгрузка из него), а промежуточные погрузочные операции отсутствуют, так как автомобильный транспорт в завозе груза на станцию отправления и вывозе груза со станции назначения не участвует. Число операций уменьшается и в случае непосредственной перегрузки (перевалки) грузов из вагонов в суда или автомобили, из судов в вагоны или автомобили, из автомобилей в вагоны или суда, из вагона в вагоны. Такая технология переработки грузов называется прямым вариантом.

Местами общего пользования называются крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Места необщего пользования — железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Места общего пользования и места необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для бесперебойной, сохранной обработки вагонов, контейнеров, обеспечения сохранности грузов, а также отвечать природоохранным требованиям (т.е. соблюдению требований к очистным, в том числе воздухоочистительным, водопроводным, канализационным сооружениям, к хранению грузов на открытых складах с учетом последствий взаимодействия грузов с атмосферными осадками, высокими либо низкими температурами).

Соответствие мест общего и необщего пользования этим требованиям обеспечивается за счет средств их владельца, а специально выделенных участков — за счет средств грузоотправителя или грузополучателя, которым предоставлены такие участки. Выделение участков возможно как в местах необщего пользования, так и в местах общего пользования.

Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями.

Погрузочно-разгрузочные и складские работы на местах общего пользования, а также сортировка грузов и контейнеров выполняются механизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (МЧ) (далее в тексте — механизированные дистанции). Механизированные дистанции имеют в своем подчинении производственные участки погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (далее в тексте — производственные участки). В зависимости от объемов грузопереработки по родам грузов, выполняемых транспортно-экспедиторских услуг, коммерческих операций, количества обслуживаемых и ремонтируемых средств измерения массы, погрузочно-разгрузочных машин механизированные дистанции и производственные участки подразделяются на четыре группы.

Механизированные дистанции призваны удовлетворять потребности грузоотправителей, грузополучателей, физических и юридических лиц в погрузочно-разгрузочных работах, транспортно-экспедиционных и коммерческих операциях на обслуживаемом участке. Подчиняются они непосредственно отделению железной дороги.

Основными задачами механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций являются:

– выполнение для грузоотправителей, грузополучателей и населения погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных и коммерческих операций и совершенствование системы их организации;

– обеспечение устойчивой и безопасной работы устройств дистанции, выполнение программы технического обслуживания, ремонта и модернизации технических средств;

– развитие и укрепление производственно-ремонтной базы дистанции, совершенствование технологии и модернизации трудоемких процессов;

– проведение эффективной экономической политики, развитие подсобно-вспомогательной деятельности, выпуска товаров народного потребления, повышающих рентабельность работы, способствующих улучшению социального положения работников дистанции.

Для решения этих задач дистанция обеспечивает:

– погрузку и выгрузку вагонов и автомобилей на станциях с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

– заключение договоров с грузоотправителями, грузополучателями и автопредприятиями на погрузку, выгрузку вагонов, контейнеров, транспортно-экспедиционное обслуживание, завоз и вывоз грузов;

– своевременный ремонт, модернизацию и обновление основных фондов;

– совершенствование технологических процессов погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных и коммерческих операций;

– обеспечение сохранности перерабатываемых грузов, подвижного состава, контейнеров и автомобилей;

– сокращение времени нахождения вагонов и автомобилей под грузовыми операциями;

– выполнение требований экологической безопасности и охраны труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ, соблюдению производственной санитарии и противопожарной безопасности;

– повышение доходности за счет расширения основных и дополнительных услуг грузоотправителям и грузополучателям, применение договорных цен, тарифов в установленном порядке, оказание услуг населению;

– внедрение автоматизированной системы управления механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (АСУ МЧ) и автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Оперативное руководство и контроль за выполнением плана погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций осуществляют заместитель начальника механизированной дистанции, а также подчиненные ему сменные дежурные по дистанции.

Руководство погрузочно-разгрузочными работами, выполнение плана погрузки, выгрузки и сортировки грузов и технологического времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, обеспечение сохранности вагонов возложено на начальников производственных участков и сменных мастеров.

Непосредственно за технологию погрузки и выгрузки в местах общего пользования, осмотр в коммерческом отношении вагонов и контейнеров перед погрузкой и после выгрузки, определение пригодности их для перевозки данного груза в коммерческом отношении и предъявление к техническому осмотру вагонов и контейнеров отвечают приемосдатчики грузов.

Начальник производственного участка (сменный мастер) координирует работу бригад и механизмов, организует выгрузку вагонов и погрузку грузов в автомобили, обеспечивает выгрузку и погрузку вагонов по «прямому варианту» и полный вывоз грузов со складов станции.

Работой всех бригад в смене руководит сменный мастер производственного участка, который распределяет работу между бригадами, выписывает наряды на работу, ведет учет и контролирует ее выполнение, следит за качеством работы и соблюдением техники безопасности, осуществляет контроль за правильным размещением грузов в складах и в подвижном составе, за соблюдением технических норм загрузки вагонов. Через каждые 4 часа сменный мастер докладывает дежурному по дистанции о ходе выполнения сменного суточного плана. Выполнение работ сменный мастер отражает в настольном журнале, а дежурный дистанции в сменно-суточном плане-графике механизированной дистанции.

На производственных участках с большим объемом различных видов погрузочно-разгрузочных работ организуются комплексные механизированные бригады, работающие в одну смену, или сквозные (суточные). Комплексные бригады создаются по технологическому принципу по погрузке, выгрузке и сортировке тарно-штучных грузов в крытых складах, по погрузке, выгрузке и сортировке контейнеров, тяжеловесных грузов, лесоматериалов, металлов, лесных и других грузов. На станциях с большим объемом работы создаются самостоятельные комплексные бригады на отдельных погрузочно-разгрузочных пунктах.

При небольших объемах переработки создается единая комплексная бригада для переработки различных грузов в складе, на повышенном пути, площадках по переработке контейнеров, тяжеловесов, лесоматериалов и других грузов.

Для переработки грузов на промежуточных станциях, на которых экономически нецелесообразно постоянное содержание погрузочно-разгрузочных машин и бригад грузчиков, организуются передвижные механизированные бригады. Передвижная механизированная бригада базируется на одном из производственных участков, обслуживающем 2-3 промежуточные станции. Продолжительность поездки в одну сторону от базы не должна превышать 2 часа для обеспечения условия возвращения на базовую станцию в те же сутки. Максимальный радиус обслуживания механизированной бригадой, оснащенной автокраном, —30 км, краном на железнодорожном ходу — 25 км, для бригад грузчиков, перемещаемых в автобусах, — 70 км.

Организация выгрузки из вагонов грузов и погрузки грузов, а также сортировка осуществляются на основе типовых схем комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и технологических карт для основных видов массовых грузов на опорных грузовых станциях, утвержденных МТК РК.

Организация и технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, основные схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиторское обслуживание грузоотправителей и грузополучателей средствами механизированных дистанций, автоматизация управления, организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, контейнеров, средств измерения массы, вопросы охраны труда и другие изложены в Технологии работы механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. На основании этой технологии, а также типового технологического процесса работа грузовой станции в условиях функционирования автоматизированной системы управления и типового технологического процесса работы опорной станции в условиях концентрации грузовой и коммерческой работы, в зависимости от конкретных условий разрабатывается технология работы механизированной дистанции и утверждается начальником отделения дороги (при безотделенческой структуре — начальником железной дороги).

 

megaobuchalka.ru