Детский сад №31 компенсирующего вида городского округа Орехово-Зуево Московской области. Расшифровка фгос до


Чем отличается ФГОС ДО от ФГТ

Рассмотрим, в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.

 Во-первых, ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации.

ФГОС отличается от ФГТ тем, что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых, отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО.  

Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое, физическое (10 образовательных областей).

В ФГОС содержание программы дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует,  что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию), а ФГТ на саму общественность (социализацию).

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема, а часть,формируемая участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время,  как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40%.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ, на специфику национальных, социокультурных, экономических,климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы).

В – третьих, изменилась структура  основной образовательной программы по ФГОС. Она включает три основных раздела:

  1. Целевой;
  2. Содержательный;
  3. Организационный.

В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация программы».

По ФГТ 2 раздела. Обязательная часть:

Пояснительная записка,

Режим  пребывания детей,

Содержание по областям,

Результаты освоения ОП,

Система  мониторинга.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-четвёртых, в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества), желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования):

Инициативность

Самостоятельность

Уверенность в себе

Воображение

Физическое развитие

Волевые усилия

Любознательность

Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке,  в том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников.

Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

-коммуникации со сверстниками и взрослыми

-игровой деятельности

-познавательной деятельности

-проектной деятельности

-художественной деятельности

-физического развития

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

22 июня 2017

ozds2.edumsko.ru

Что такое ФГОС дошкольного образования?

Главная → Наши новости

Мы работаем в такое время, когда каждый день происходят изменения в системе образования, выходят в свет множество документов к статьям Закон «Об образовании» в Российской Федерации.  Многие из этих документов имеют прямое отношение к дошкольному образованию.

Наша роль воспитателя - знакомить родителей с новыми документами, разъяснять Вам. Самые сильные изменения в том, что ДО стало ступенью образования, а значит, должен быть и ФГОС.  На сегодняшний день  ФГОС ДО утвержден  МОиН, вступил  в силу с января 20 14 года

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию».

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?  

Стандарт выдвигает три группы требований:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Стандарт поддержки разнообразия детства

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус ДО предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования - впервые в истории российского образования. Разработчики называют его "стандарт поддержки разнообразия детства". Что стоит за этими словами? И как изменится жизнь детей, родителей и воспитателей.

- Зачем нужен ФГОС дошкольного образования? - Стандарт для  ДО" - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Сегодня действуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. И это положительный момент - чем больше заинтересованных людей будет участвовать в обсуждении проекта стандарта дошкольного образования, тем лучше.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем? В настоящее время начато общественное обсуждение проекта нового закона Российской Федерации "Об образовании", в котором глава 11 полностью посвящена дошкольному образованию. Чем предлагаемый законопроект принципиально отличается от действующего Закона? Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.

  Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. А чем с ними заниматься?

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, счета войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 Закон «Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

17Февраль2016, 2789 просмотров.

 

ds164.pupils.ru

Словарь терминов ФГОС

  • ФГОС - Федеральный Государственный образовательный стандарт (в соответствии с

Федеральным законом№ 309-ФЗ от 5 декабря 2007 года, ФГОС по НОО утвержден приказом МО иН РФ от 6 октября 2009 г. № 373), нормативно-правовые акты федерального уровня,представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основныхобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

  • Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения;

требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиямреализации основной образовательной программы.

  • Основная образовательная программа (ООП) – программа, определяющая цели, задачи,

планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса наопределенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры,духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитиетворческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением черезурочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.

  • УУД - универсальные учебные действия. В широком значении – это саморазвитие и

самосовершенствование путем сознательного присвоения нового социального опыта. В узком(психологическом) значении - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих егокультурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность ксамостоятельному усвоению новых знаний и умений. Блоки УУД – личностные, метапредметные,познавательные, коммуникативные, регулятивны(подходы Л.С.Выготского. А.Н.Леонтьева.Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В Давыдова)

  • Действие – единица деятельности, составляющая ее конкретное выражение, реализуемая

обучающим и обучаемым и направленная на достижение целей и задач обучения.

  • Деятельность – выраженная в абстрактной или конкретной форме возможность человека

отражать и преобразовывать мир идей и реальную действительность, активное отношение кокружающему миру.

  • Деятельностная парадигма образования – концепция, схема развития личности

учащегося на основе изучения универсальных способов познания и ос воения мира. Процессучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющихинструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности,обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

  • Знание – проверенный практикой результат процесса познания, оно возникает как продукт

общественной, духовной и материальной деятельности. Не всякое отражение действительностиесть знание. Именно знание позволяет видеть цель деятельности.

  • Интериоризация – последовательное преобразование действий от внешней

материализованной формы к внутренней через речевые формы. Она является важнейшимкритерием усвоения УУД, и особое значение здесь приобретает регулирующая речь какосмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения.

  • Компетентность – уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим,

сведущим.

  • Компетенция – круг полномочий, круг вопросов, в которых хорошо осведомлен;

способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности.

  • Коммуникативные УУД – умение эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками

(умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,уметь договариваться), умение учитывать позицию собеседника, понимание и уважение инойточки зрения, умение обосновывать и доказывать свое мнение, четко ставить вопросы иправильно выражать свои мысли, используя также невербальные средства общения (мимика,поза, жесты, интонация и др.)

  • Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая

сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении исовместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачамиобщения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строитьпродуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными иневербальными средствами коммуникации, позволяющими общение.

  • Концепция – система связанных между собой взглядов на факты, явления, способ

понимания, трактовки фактов, явлений, процессов, основная точка зрения на предмет илиявление.

  • Концепция образования – система связанных между собой и взаимообусловленных

взглядов на конкретные направления развития образования в современных условиях егореформирования.

  • Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и

реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности наоснове компетенции уметь учиться.

  • Личностные УУД – действие смыслообразования, например, интереса и мотивации,

нравственно-этическое оценивание, умение и желание задавать вопросы, формированиежелания выполнять учебные задания, осознание себя в окружающем мире.

  • Метапредметные требования – освоение обучающимися универсальных учебных

действий (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), способыдеятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблемв реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всехучебных предметов.

  • Навык – действие или система действий, осуществляемых почти автоматически и

выработанных на основе практики упражнений – многократного повторения. Навык может бытьприменим как к умственным, так и двигательным действиям.

  • Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
  • Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие

способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитиелогического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти ивнимания.

  • Познавательные УУД – общеучебные универсальные действия, универсальные логические

действия, включающие в себя самостоятельность в выделении и формулированиипознавательной цели, поиск обучающимися необходимой информации ( в том числе с помощьюкомпьютера), выбор наиболее эффективных способов действий на основе анализа, синтеза,сравнения, обобщения с использованием знаково-символических средств, а также широкогоспектра логических действий и операций. 

  • Понятия – осознанные и систематизированные знания о связях, отношениях и сущностных

признаках предметов и явлений; это не только сохраненный в памяти обучающихся результат ихмыслительной деятельности, но и узловые пункты познания, которые выполняют роль средствпознания

  • Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы

социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческойдеятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

  • Результат освоения основной образовательной программы – личностный результат,

метапредметный результат, предметный результат.

  • Регулятивные УУД – действия, дающие возможность ставить цели, планировать,

прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оцениватьуспешность усвоения материала.

  • Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом,

выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Для учащихся следуетвыделить два типа действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связимежду целью учебной деятельности и ее мотивов и действие нравственно-этической ориентации,исходя из социальных и личностных ценностей.

  • Система – взаимосвязь и взаимозависимость, взаимодействие и взаимодополнение,

упорядоченная расположенность родственных частей единого целого.

  • Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе

принятия учащимися демократических ценностей; развитие толерантного отношения к жизни вполикультурном обществе; воспитание патриотических убеждений; освоение основныхсоциальных ролей, норм и правил.

  • Стандарт – образец, эталон, модель; нормативно-технический документ,

устанавливающий единицы величин, термины и их определения, а также требования кдеятельности и ее результатам.

  • Стандарт образовательный – нормативный документ, закрепляющий обязательные

требования к образованию, целям, содержанию и результатам обучения и воспитания.

  • Термин - слово или словосочетание, имеющее оттенок специального, научного значения.

Школьнику важно хорошо знать понятия и термины по изучаемым предметам, вдумываясь всмысл каждого слова, целенаправленно и точно оперировать понятиями, применяя их в учебнойдеятельности.

  • Убеждение – 1) устойчивая точка зрения человека на что-либо, сформировавшаяся как

следствие его теоретических знаний и практического опыта. Любое убеждение характеризуетсяобоснованностью и осознанностью; 2)процесс аргументированного воздействия на сознаниечеловека с целью формирования у него определенных взглядов и установок.

  • Умение – сознательное владение приемами учебной деятельности и способность их

эффективного применения в иных, новых условиях в процессе познания. Умение – основа,важнейшее условие и средство реализации деятельности обучающихся.

  • Ценностные ориентации – совокупность ценностей, на достижение которых направлена

активность личности. Ценностные ориентации дают определенный личностный смысл темобъектам и явлениям, с которыми встречается личность, и потому рассматриваются какрегуляторы поведения индивида.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

  • Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития

обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственныхустановок и моральных норм общества.

  • Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России -

Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовыхнациональных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ РФ,государство, семья, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.

  • Духовно-нравственное развитие – освоение базовых национальных ценностей

российского общества, освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностейнародов России, связанных общей исторической судьбой, приобщение обучающихся ккультурным ценностям своей этнической или социокультурной группы в контексте формированиягражданской идентичности.

  • Гражданская идентичность – чувство сопричастности и гордости за свою Родину,

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,уважение к истории и культуре каждого народа.

  • Коммуникативные навыки – навыки общения, в основе которых лежит процесс передачи

и получения какого-либо сигнала или сообщения. Для осуществления коммуникации необходимо,чтобы отправитель сигнала (коммуникатор) и его получатель (адресат) имели общий язык (код),т.е. имели общий смысл и необходимость общения, умение слушать и понимать друг друга.

  • Методы нравственного воспитания – способы воздействия воспитателей на

воспитанников и организация их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают какпути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработкинавыков и привычек поведения (такие, как убеждение, упражнение, поощрение наказание.

  • Направления воспитания – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к

правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этическогосознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитаниеценностного отношения к природе, окружающей среде, воспитание ценностного отношения кпрекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

  • Национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами

представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности.

  • Национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные

установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозныхтрадициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению иобеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях ( любовь к России, своемународу, своему краю, своей малой родине; правовое государство, гражданское общество, закон иправопорядок; нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, мораль,честность; целеустремленность, бережливость, трудолюбие и др.)

  • Нравственность – совокупность норм поведения человека, моральные качества, внутренне

принятая мораль, регулирующая индивидуальное поведение. О наличии нравственностисвидетельствует способность к эмоциональному переживанию, стыду, сочувствию.

  • Нравственная культура – нормы поведения, которые формируются в процессе

образования и самообразования, в ходе нравственного воспитания; нравственным следуетсчитать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычныеформы поведения.

  • Правовая культура – знание правовых основ общества, соблюдение закона на уровне

взаимоотношения со сверстниками и старшими, а также соблюдение правил поведения.

  • Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному

состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к определенной степени духовной,умственной зрелости, сознательности и пр.

  • Толерантность – (терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо

неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

  • Физическая культура – ценностное отношение к своему здоровью, здоровью своих

близких, педагогов, сверстников, следование принципам здорового образа жизни издоровьесбережения.

  • Ценность – явление или предмет, имеющие то или значение, важные, существенные в

каком-либо отношении.

  • Ценностные ориентации – совокупность ценностей, на достижение которых направлена

активность личности. Ценностные ориентации дают определенный личностный смысл темобъектам и явлениям, с которыми встречается личность, поэтому выступают как регуляторыповедения индивида.

  • Эстетическая культура – ценностное отношение к прекрасному, сформированные

представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, знаниетрадиций культуры родного края, умение видеть красоту природы, труда и творчества.

  • Экологическое воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования

экологического сознания и экологической культуры.

  • Экологическая культура – ценностное отношение к природе, умение видеть взаимосвязь

между живыми организмами и их естественной средой, навык природоохранительнойдеятельности, способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениямив практической деятельности. К экологической культуре относятся качества личности,компонентами которой являются:                                           -интерес к природе и проблемам ее охраны;                                           -знания о природе и способах ее защиты;                                           -нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;                                           -экологически грамотная деятельность в природной среде;                                           -мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природе.

  • Экологическое сознание – способность воспроизводства действительности в мышлении,

сформированная на основе экологических знаний, отражающая ведущие взаимосвязи природы.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

 

  • Здоровье – психическое, физическое, душевное и социальное благополучие, что включает

три основных признака здоровья:

  1. структурная и функциональная сохранность органов и систем человека;
  2. индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде;
  3. сохранность привычного самочувствия.  

Важным компонентом общего здоровья является его психическое здоровье, которое подразумевает соответствие «Я» социальным требованиям.

  • Здоровый образ жизни – поведение человека, направленное на укрепление своего

здоровья с объективной или субъективной точки зрения.

  • Здоровьесберегающая инфраструктура – соответствующие требования к зданию ОУ,

наличие в нем оснащенных помещений для организации питания, медобслуживания, занятияоздоравливающими комплексами, наличие квалифицированных специалистов.

  • Идентификация –
  1. Признание сходства между какими-либо событиями, объектами и людьми;
  2.  Как классификация - отнесение объектов или индивидов к тому или иному классу;
  3. Процесс, при котором индивид относит к себе характеристики другого человека;
  4. Процесс, при котором ученик моделирует свое поведение в соответствии с поведением своих родителей,

стараясь стать на них похожим, чтобы ослабить внутреннюю тревогу и конфликт.

  1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством;
  2. совокупность духовных ценностей и норм;
  3. высокий уровень чего-либо, высокое развитие, например, культура труда, культура речи.
  • Мотив – побудительная причина, повод к действию, побуждение к деятельности.
  • Мотивация – совокупность мотивов или процесс регуляции деятельности с помощью мотива, т.е. динамичное образование. Мотив может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым.
  • Релаксация – состояние расслабленности, покоя; навыки эмоционального и психофизиологического расслабления.
  • Социокультурная адекватность – принятие лучших культурно-исторических, этнических,

социально-экономических, демографических традиций граждан РФ, приобщение к базовымобщечеловеческим ценностям.

  • Социализация – процесс усвоения индивидом определенных знаний, норм, ценностей и

социальных умений, контакты индивида со сверстниками, что способствует вхождению вобщество.

01 сентября 2014

push-pravdasch1.edumsko.ru

ФГОС дошкольного образования

Утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий на разных уровнях – федеральном, региональном, учредителя образовательной организации. Главный принцип Стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми  и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по – прежнему отводится игре.

     Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния» педагог- ребенок» на более многогранное   объемное взаимодействие в системе « ребенок -взрослые-сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования .Этот подход нельзя назвать новым, но его признание как единственного верного на уровне ФГОС дошкольного образования потребует глубоких  конструктивных изменений  в деятельности дошкольной образовательной организации. Новая фаза развития повлечет  за собой изменения  требований  качеству  и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды.   

    Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. 

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Во-вторых, мы 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»).

В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!

      Некоторые специалисты считают Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  революционным.

 Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка. Это документ, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Впервые с введением ФГОС предъявляются требования к результату дошкольного образования, но это не оценивание того, чего достиг ребёнок, это социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования (у ребёнка развито воображение, он обладает установкой положительного отношения к миру, он инициативен, проявляет эмоции, любознательность, достаточно хорошо владеет речью и т.д.). В дошкольном образовании результат не отделим от процесса образования. Мы не можем вернуть плохо сделанный продукт. Поэтому в образовательном процессе и важно СОДЕЙСТВИЕ ребёнка и взрослого (педагогов и родителей). 

   По новому стандарту детские сады продолжат готовить малышей к школе.

Если мы говорим о дошкольном образовании как о периоде подготовки ребёнка к школе, то мы должны понимать, что главная задача дошкольного учреждения – научить ребёнка хотеть учиться. Готовность к школе – это не только и не столько умение считать, читать, писать. Это, прежде всего, понимание, что школа – это место где ребёнок научиться всему этому, где он приобретёт новых друзей, где он узнает много нового. А для этого ему нужно научиться быть внимательным, аккуратным, трудолюбивым, активным, уметь слушать и слышать взрослого, вычленять главное, понимать предложенную задачу, находить разные пути решения. Обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Это побочные продукты игровой деятельности, адекватной ребёнку дошкольного возраста. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.

 Большое значение в Стандарте отводится игре Если мы говорим о реализации Программы дошкольного образования, то имеем в виду, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

      Введение ФГОС дошкольного образования вопрос непростой. Всё новое всегда пугает. Да, будет трудно. Но меняется время, меняется ребёнок, а следовательно, необходимо не только изменить отношение к нему, но и самим измениться: педагогам, родителям, всем, кто окружает малыша 

08 августа 2016

ozgdou31.edumsko.ru

Что такое ФГОС ДО?

Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?

Что же означает аббревиатура ФГОС? Расшифровывается как федеральный государственный стандарт образования. Это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. Применяется ФГОС в ДОУ, школах, средних специальных образовательных заведениях и вузах. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

Федеральный институт развития образования

Для того чтобы составить государственный стандарт образования, потребовалась колоссальная исследовательская и научная работа. Провел такую деятельность уполномоченный орган РФ, который имеет аббревиатуру ФИРО. ФГОС дошкольного образования также составил этот исследовательский институт. Образован этот государственный орган был еще в 2004 году путем объединения нескольких научных институтов. Подчинен непосредственно Министерству образования РФ. В 2011 году получил статус автономного научного учреждения.

Актуальность ФГОС

Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней. Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ. После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества. ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

Для чего нужен стандарт образования?

Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ? ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки. Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки. Рабочая программа по ФГОС в ДОУ имеет определенные особенности.

Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании. Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений. Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования. 

Структура стандарта образования

Что такое ФГОС дошкольного образования? Это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ. Он состоит из таких трех уровней:

👉 Требования к составлению образовательной программы. Этот раздел включает в себя нормы и критерии, которые необходимо учитывать педагогическим работникам при планировании учебного процесса. А именно указан объем обязательного утвержденного материала, соотношение разных направлений. Стандарт предполагает также внесение в рабочую программу дополнительных направлений, разделов знаний, которые формируются непосредственно участниками образовательного процесса. С учетом всех требований документа составляется программа ФГОС дошкольного образования.

👉Требования, которые предусматривают реализацию составленной программы. Тут имеется в виду не только непосредственно усвоение знаний и умений воспитанниками, но и финансовая, материально-техническая реализация образовательного процесса, работа с педагогическим коллективом, родителями детей и другие условия, которые были запланированы на этапе формирования образовательной программы.

👉В последнем разделе, который включает в себя государственный стандарт образования, указаны требования к результатам учебного процесса. Тут также рассмотрены разные стороны образовательного процесса. В документе указан не только минимальный необходимый уровень подготовки воспитанников, но и сроки выполнения поставленных задач, а также профессиональное развитие педагогов. 

Рабочая программа по ФГОС в ДОУ в обязательном порядке должна учитывать все требования государственного стандарта образования. 

Реализация образовательного стандарта

В образовательном процессе стандарт реализуется в виде основных учебных программ, которые, в свою очередь, должны включать планы, графики, рабочие программы по каждому предмету. Например, ФГОС по математике в ДОУ предполагает не столько обучение цифрам и счету, сколько развитие понятий «количества», «группы», решения жизненных ситуаций. Помимо программ, на основе требований стандарта составляется методическая литература, контрольно-оценочные материалы.

Дошкольное образование ФГОС: основное

Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества.

В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:

  • требования ФГОС и региональных стандартов;
  • материально-технические возможности ДОУ;
  • доступные средства организации работы;
  • направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
  • условия организации образовательного процесса в ДОУ;
  • социальный заказ конкретной местности;
  • вид образовательного заведения;
  • возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.

Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:

  • Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
  • Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
  • Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
  • Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
  • Являться преемственной со школьной программой.

Основная цель программы по ФГОС

Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.

Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Основные области знаний по ФГОС

Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:

  • Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
  • Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
  • Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
  • Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
  • Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ. ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы. 

 

caturyan-lends9-solnyschko.edumsko.ru

Что такое ФГОС ДО?

Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?

Что же означает аббревиатура ФГОС? Расшифровывается как федеральный государственный стандарт образования. Это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. Применяется ФГОС в ДОУ, школах, средних специальных образовательных заведениях и вузах. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

Федеральный институт развития образования

Для того чтобы составить государственный стандарт образования, потребовалась колоссальная исследовательская и научная работа. Провел такую деятельность уполномоченный орган РФ, который имеет аббревиатуру ФИРО. ФГОС дошкольного образования также составил этот исследовательский институт. Образован этот государственный орган был еще в 2004 году путем объединения нескольких научных институтов. Подчинен непосредственно Министерству образования РФ. В 2011 году получил статус автономного научного учреждения.

Актуальность ФГОС

Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней. Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ. После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества. ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

Для чего нужен стандарт образования?

Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ? ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки. Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки. Рабочая программа по ФГОС в ДОУ имеет определенные особенности.

Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании. Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений. Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования. 

Структура стандарта образования

Что такое ФГОС дошкольного образования? Это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ. Он состоит из таких трех уровней:

👉 Требования к составлению образовательной программы. Этот раздел включает в себя нормы и критерии, которые необходимо учитывать педагогическим работникам при планировании учебного процесса. А именно указан объем обязательного утвержденного материала, соотношение разных направлений. Стандарт предполагает также внесение в рабочую программу дополнительных направлений, разделов знаний, которые формируются непосредственно участниками образовательного процесса. С учетом всех требований документа составляется программа ФГОС дошкольного образования.

👉Требования, которые предусматривают реализацию составленной программы. Тут имеется в виду не только непосредственно усвоение знаний и умений воспитанниками, но и финансовая, материально-техническая реализация образовательного процесса, работа с педагогическим коллективом, родителями детей и другие условия, которые были запланированы на этапе формирования образовательной программы.

👉В последнем разделе, который включает в себя государственный стандарт образования, указаны требования к результатам учебного процесса. Тут также рассмотрены разные стороны образовательного процесса. В документе указан не только минимальный необходимый уровень подготовки воспитанников, но и сроки выполнения поставленных задач, а также профессиональное развитие педагогов. 

Рабочая программа по ФГОС в ДОУ в обязательном порядке должна учитывать все требования государственного стандарта образования. 

Реализация образовательного стандарта

В образовательном процессе стандарт реализуется в виде основных учебных программ, которые, в свою очередь, должны включать планы, графики, рабочие программы по каждому предмету. Например, ФГОС по математике в ДОУ предполагает не столько обучение цифрам и счету, сколько развитие понятий «количества», «группы», решения жизненных ситуаций. Помимо программ, на основе требований стандарта составляется методическая литература, контрольно-оценочные материалы.

Дошкольное образование ФГОС: основное

Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества.

В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:

  • требования ФГОС и региональных стандартов;
  • материально-технические возможности ДОУ;
  • доступные средства организации работы;
  • направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
  • условия организации образовательного процесса в ДОУ;
  • социальный заказ конкретной местности;
  • вид образовательного заведения;
  • возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.

Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:

  • Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
  • Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
  • Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
  • Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
  • Являться преемственной со школьной программой.

Основная цель программы по ФГОС

Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.

Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Основные области знаний по ФГОС

Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:

  • Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
  • Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
  • Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
  • Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
  • Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ. ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы. 

elizarova-domoddou47.edumsko.ru