Психология служебной деятельности: что представляет собой специальность, где можно работать. Психология служебной деятельности это


что представляет собой специальность, где можно работать :: BusinessMan.ru

Психология служебной деятельности – это название одной из специальностей психологического профиля. Если это понятие кажется незнакомым и непривычным, не стоит пугаться своей невежественности, так как оно появилось буквально несколько десятилетий назад.

Психология служебной деятельности: что это за профессия

Человек, освоивший данную специальность, может быть принят на должность психолога в самые разные организации и учреждения. В ходе преподавания учебных предметов и дисциплин основной акцент приходится на изучение особенностей поведения людей в критических и стрессовых ситуациях.

Такие специалисты способны проводить реабилитационные мероприятия и консультации для служащих силовых структур, оценивать кандидатов и подбирать персонал для организаций, а также корректировать общую атмосферу в трудовом коллективе предприятий и компаний.

Где могут потребоваться услуги специалиста служебной деятельности

В первую очередь следует указать, что студенты, освоившие специальность «Психология служебной деятельности», могут рассчитывать на должность штатного психолога в какой-либо силовой структуре или в организации из числа правоохранительных органов.

В таком случае их обязанностью станет психологическая помощь, сопровождающая служебную деятельность работников этих учреждений (личный состав армии, полиции, спасательной службы, работники судебной и других систем).

Специальность «Психология служебной деятельности» предоставляет выпускникам знания, достаточные для того, чтобы они смогли выполнять функции менеджера по персоналу на предприятиях различной формы собственности. Сегодня компетентный и грамотный психолог входит в состав коллектива бизнес-компаний, частных предприятий и государственных организаций.

Работая менеджером по персоналу, такие сотрудники участвуют в профессиональном отборе кадров, оценивают их по разным направлениям и показателям, а также помогают новичкам адаптироваться.

Психология и преподавательская деятельность

Составляя программу для обучения специалистов по направлению «Психология служебной деятельности», разработчики предусмотрели возможность трудоустройства выпускников в различных образовательных заведениях.

Находясь в штате муниципальных организаций, социальных и психологических центров, школ, детских садов, вузов, специалисты выполняют задачи психолога или психолога-консультанта.

Кроме того, при наличии лидерских способностей, амбиций, целеустремленности и способности к самосовершенствованию выпускник может достичь статуса тренер-менеджера, наставника, коучера в какой-либо компании. Деятельность тех специалистов, которые входят в HR-отдел крупных предприятий, заключается в обучении сотрудников организации, а также в разработке набора различных программ для оптимизации учебного процесса.

Способные и трудолюбивые психологи открывают частную практику и предоставляют консультационные услуги, налаживая межличностные отношения, занимаются профориентированием, планированием карьеры, профессионального или личностного развития своих клиентов.

Где можно получить специальность «Психология служебной деятельности»

Обучиться премудростям искусства психологии можно во многих вузах социального или психологического направления, а также в тех, которые выполняют подготовку управленческих кадров.

Для поступления требуется сдать несколько вступительных экзаменов: два обязательных (русский язык и биология) и дополнительные (информатика, иностранный язык, математика).

Студентам курса «Психология служебной деятельности» вузы помогают получить такие навыки, как:

  • Составление психологического портрета сотрудника, прогнозирование, анализ и оценка условий его работы.
  • Разработка программ, направленных на предупреждение возможных нарушений социального и личностного статуса, психического развития членов коллектива.
  • Проведение реабилитации и помощь лицам, которые получили травмы психологического характера в результате возникновения экстремальных ситуаций. Восстановление их трудоспособности.
  • Составление досье сотрудников компании.

Также в ходе образовательного процесса студенты изучают базовые медицинские знания и учатся оказанию первой помощи пострадавшим.

businessman.ru

Психология служебной деятельности | Факультет социальных наук

Программа обучения по специальности «Психология служебной деятельности» ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров для:

  • правоохранительных органов

  • вооруженных сил

  • специальных служб

  • подразделений МЧС

  • органов уголовно-исполнительной системы

  • федеральной службы судебных приставов

  • специальных образовательных учреждений

  • социальных и психологических служб

Профессиональное предназначение психологов силовых структур:

  • психологическое обеспечение служебной деятельности

  • создание условий для эффективного выполнения поставленных командованием оперативно-служебных задач.

Задачи специалистов-психологов:

  • определение психологической пригодности лиц, принимаемых на службу в силовые структуры или на учебу в военные учебные заведения, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач

  • психологическая подготовка личного состава к профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях

  • психологическая реабилитация сотрудников силовых структур, получивших психические травмы в экстремальных ситуациях, восстановление их работоспособности.

Студенты учатся:

  • грамотно осуществлять профессиональный отбор кадров

  • проводить экспертизу организационных процессов и социальных явлений

  • оценивать и корректировать психоэмоциональное состояние человека

  • разрабатывать и реализовывать программы, направленные на развитие личности, специальных способностей и профессионально важных качеств

  • влиять на процессы межличностного взаимодействия

  • проводить психологические консультации.

Среди изучаемых учебных дисциплин:

  • Психологическое сопровождение  сотрудников силовых ведомств

  • Военная психология и педагогика

  • Психология опасных профессий

  • Психологическая подготовка к деятельности в экстремальных условиях

  • Управление персоналом в экстремальных условиях

  • Криминальная психология

  • Пенитенциарная психология и педагогика

  • Ведение переговоров в экстремальных ситуациях

  • Психология риска и принятия решений

  • Психологическое консультирование

  • Теория и практика психологического тренинга

  • Психологическое обеспечение служебной деятельности

  • Психологическая коррекция и реабилитация

  • Психология отклоняющегося  поведения

  • Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях

  • Психология суицидального риска

Факультет социальных наук активно развивает связи с различными службами, где студенты проходят практику и приобретают профессиональные и исследовательские навыки:

  • Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области

  • Центр экстренной психологической помощи МЧС России, Приволжский филиал

  • Главное управление МВД России по Нижегородской области

  • Управление Приволжского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел России

  • Учебно-методический центр по ГОЧС Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И.Чуйкова

  • Центры психологической помощи и другие организации и службы города и области.

Организации-партнеры программы обучения по специальности «Психология служебной деятельности»

Трудоустройство выпускников:

  • правоохранительные органы

  • структуры МЧС

  • пенитенциарные учреждения

  • военная служба

О поступлении на специальность «Психология служебной деятельности»:

  • Форма обучения и нормативный срок обучения: очная — 5 лет, очно-заочная — 5 лет и 3 месяца;

  • Вступительные экзамены — русский язык, математика, биология;

  • Профили (специализации) — психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях; психологическое обеспечение военной, правоохранительной и правоприменительной деятельности.

О поступлении в магистратуру Факультета социальных наук

  • Срок обучения — 2 года

  • Форма обучения – очная

  • Предмет вступительных испытаний — психология

Магистерская программа «Современные психотехнологии в силовых структурах»

www.fsn.unn.ru

Психология служебной деятельности 030301.65

Срок обученияНа базе 11 класса:
Вступительные экзамены
Прием абитуриентов в высшие учебные заведения России осуществляется по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Согласно правилам приема в вузы, учебные заведения имеют право устанавливать не менее трех вступительных экзаменов (включая обязательный русский язык и профильный предмет) согласно Перечню вступительных испытаний. Данный перечень формируется Министерством образования и науки.

 

Прием абитуриентов в средние специальные учебные заведения проводится по результатам ГИА или ЕГЭ. Колледжи и техникумы имеют право устанавливать не менее двух вступительных экзаменов, одним из которых должен быть русский язык. Перечень вступительных испытаний в колледжи также устанавливает Министерство образования и науки.

1. Русский язык

2. Биология (профильный)

3. Математика

 или 

Иностранный язык

Будущая квалификация

Это уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация (степень) бакалавра, специалиста либо магистра по соответствующему направлению подготовки. Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра – в аспирантуру.

 

Выпускники техникумов и колледжей получают квалификацию базового или повышенного уровня подготовки. Название квалификации зависит от профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское – акушера, фельдшера, образование в области искусства – актера, художника, модельера. Во всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога (базовый уровень) или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста (повышенный уровень).

Специалист по направлению подготовки «Психология служебной деятельности»

Будущие профессии HR-менеджер | Инспектор отдела по делам несовершеннолетних  | Коуч-тренер | Психолог-диагност | Психолог-консультант | Психолог-тренер | Социальный психолог | Специальный психолог | Тренинг-менеджер | Хед-хантер
Специализации

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

  • Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях
  • Пенитенциарная психология
  • Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях
  • Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Чему научат?
  • Определять психологическую пригодность лиц, принимаемых на службу (в правоохранительные органы, на военную службу), учёбу в военные учебные заведения, прогнозировать их психологическую готовность к выполнению профессиональных задач
  • Осуществлять психологическую подготовку личного состава к профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях
  • Оказывать психологическую поддержку сотрудникам и военнослужащим в ходе выполнения служебной деятельности
  • Составлять психологический портрет профессионала, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия его работы
  • Разрабатывать и реализовывать программы по предупреждению нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих
  • Составлять программы диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционном вмешательстве
  • Проводить психологическую реабилитацию лиц, получивших психические травмы в экстремальных ситуациях, восстанавливать их работоспособность
  • Оказывать психологическую помощь при террористических актах, массовых беспорядках, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах и боевых действиях
  • Оказывать первую медицинскую помощь
  • Изучать психологический климат в коллективе, проводить работу по поддержанию психологически благоприятной атмосферы
  • Консультировать должностные лица по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием в коллективе социально-психологического климата
  • Проводить консультации по профориентации, планированию карьеры, профессиональному и личностному росту
  • Соблюдать закон в области защиты государственной тайны, обеспечивать режим секретности
  • Осуществлять поиск кандидатов
  • Осуществлять психологический отбор кадров для выполнения конкретных задач
  • Составлять досье сотрудников
  • Организовывать встречи представителей компании-заказчика с потенциальным сотрудником
  • Проводить обучение, аттестацию новых сотрудников
  • Преподавать психологические дисциплины в профессиональных лицеях, колледжах и вузах
Важные учебные предметыПсихологическая коррекция и реабилитация  | Психологическое обеспечение служебной деятельности | Психология безопасности | Психология кадрового менеджмента | Психология конфликта | Психология общения и переговоров | Психология стресса и стрессоустойчивости | Психология толпы и массовых беспорядков | Этнопсихология | Юридическая психология
Практика студентов

Учебная и производственная практики студентов в зависимости от профиля обучения могут проходить в правоохранительных органах (прокуратуре, следственном комитете, МВД, миграционной службе, службе по контролю за оборотом наркотиков, таможенной службе, службе исполнения наказаний), в структурах Минобороны России, ведомственных образовательных учреждениях, специализированных медицинских учреждениях, центрах психологической помощи. Также базами практик выступают HR-отделы промышленных предприятий различных отраслей, крупных компаний и организаций, рекрутинговые агентства, компании, предоставляющие услуги коучинг-сервиса, агентства, специализирующиеся на хед-хантинге, кадровые агентства и службы по подбору персонала.

Итоговая аттестация студентов:
  • Защита дипломного проекта
  • Государственный экзамен (часть вузов не проводит государственный экзамен)
Вы можете освоить эту специальность в следующих регионах:Вся Россия - 136 вузов
Похожие специальности
Поищем по тегам?гуманитарное образование, гуманитарные специальности, психологическое образование, профессия психолог, профессия социальный психолог, профессия специальный психолог, профессия коуч-тренер, профессия HR-менеджер
Материал подготовлен сайтом www.moeobrazovanie.ruЛюбое использование материала страницы допускается только с письменного согласия редакции.

moeobrazovanie.ru

Психология служебной деятельности

Квалификация: Специалист

    Программы подготовки:
  • Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности
Описание

Программа готовит квалифицированных специалистов в сфере служебной деятельности, которые могут определять психологическую пригодность лиц, принимаемых на службу в правоохранительные органы, на военную службу, на учёбу в военные учебные заведения, прогнозировать их психологическую готовность к выполнению профессиональных задач; осуществлять психологическую подготовку личного состава к профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оказывать психологическую поддержку сотрудникам и военнослужащим в ходе выполнения служебной деятельности; разрабатывать и реализовывать программы по предупреждению нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих; оказывать психологическую помощь при террористических актах, массовых беспорядках, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах и боевых действиях; оказывать первую медицинскую помощь и др.

Кем работать?

Психолог, психолог в сфере служебной деятельности, психолог-консультант, менеджер по персоналу.

Трудоустройство

Выпускники могут работать психологами в силовых структурах и правоохранительных органах – в армии, МВД, ГУФСИН, МЧС и пр., в социальных и психологических центрах, образовательных учреждениях, в качестве менеджера по персоналу в государственных организациях, частных предприятиях и коммерческих структурах.

Стратегические партнеры: МЧС по КО, г. Кемерово; УВД по АКО психологическая служба ГУИНа; Областной военный комиссариат; Государственное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа-интернат «Кадетский корпус МЧС»; «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции», г. Кемерово; Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области; Управление развития карьеры и мониторинга, г. Кемерово; Центр психодиагностики ВВК ГУФСИН России по КО, г. Кемерово; Кемеровская таможня, Кемерово; Учреждения в сфере правоохранительной деятельности: областные учреждения противопожарной службы; горно-спасательные подразделения МЧС; подразделения в районных отделениях полиции; учреждения пенитенциарной системы; учреждения вневедомственной охраны.

kemsu.ru

Психология служебной деятельности

Специальность 37.05.02 "Психология служебной деятельности"

Психология служебной деятельности – новое перспективное направление психологической практики. Сегодня, в условиях социальных конфликтов, напряженности, экстремальных ситуаций, психология служебной деятельности востребована как никогда и спрос на таких специалистов на рынке труда постоянно возрастает.

Обучение по данной специальности направлено на подготовку высококвалифицированных психологических кадров для правоохранительных органов, вооруженных сил, специальных служб, образовательных учреждений, социальных и психологических служб, органов уголовно-исполнительной системы, федеральной службы судебных приставов, подразделений МЧС и т. д.

Область профессиональной деятельности специалистов-психологов включает: решение комплексных задач психологического обеспечения управления, служебной деятельности личного состава и подразделений в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, образования, социальной помощи, организации работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям, и психологического образования.

Вы научитесь грамотно осуществлять профессиональный отбор кадров, экспертизу организационных процессов и социальных явлений; оценивать и корректировать психоэмоциональное состояние человека; разрабатывать и реализовывать программы, направленные на развитие личности, специальных способностей и профессионально важных качеств; влиять на процессы межличностного взаимодействия; проводить психологические консультации и многое другое.

Программа реализуется профессорско-преподавательским составом высокого уровня научной и научно-методической квалификации совместно с ведущими специалистами психологических служб Министерства внутренних дел, Министерства чрезвычайных ситуаций, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности РФ.

Чему научат

- определять психологическую пригодность лиц, принимаемых на службу (в правоохранительные органы, на военную службу), учёбу в военные учебные заведения, прогнозировать их психологическую готовность к выполнению профессиональных задач;

- осуществлять психологическую подготовку личного состава к профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях

- оказывать психологическую поддержку сотрудникам и военнослужащим в ходе выполнения служебной деятельности;

- составлять психологический портрет профессионала, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия его работы;

- разрабатывать и реализовывать программы по предупреждению нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих;

- составлять программы диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционном вмешательстве;

- проводить психологическую реабилитацию лиц, получивших психические травмы в экстремальных ситуациях, восстанавливать их работоспособность;

- оказывать психологическую помощь при террористических актах, массовых беспорядках, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах и боевых действиях;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- изучать психологический климат в коллективе, проводить работу по поддержанию психологически благоприятной атмосферы;

- консультировать должностные лица по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием в коллективе социально-психологического климата;

- проводить консультации по профориентации, планированию карьеры, профессиональному и личностному росту;

- соблюдать закон в области защиты государственной тайны, обеспечивать режим секретности;

- осуществлять поиск кандидатов;

- осуществлять психологический отбор кадров для выполнения конкретных задач;

- составлять досье сотрудников;

- организовывать встречи представителей компании-заказчика с потенциальным сотрудником;

- проводить обучение, аттестацию новых сотрудников;

- преподавать психологические дисциплины в профессиональных лицеях, колледжах и вузах.

Важные учебные предметы

- Психология безопасности;

- Психология толпы и массового беспорядка;

- Кризисная психология;

- Юридическая психология;

- Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций;

- Психологическое обеспечение служебной деятельности;

- Развитие психологического потенциала личности в служебной деятельности;

- Социальная адаптация в сфере служебной деятельности.

Трудоустройство

- Подразделения и органы МВД России;

- Подразделения и органы ФСБ России;

- МЧС России;

- Подразделения и органы Государственной таможенной службы;

- Структуры службы медицины катастроф России;

- Органы государственной власти субъектов федерации, муниципалитеты.

sociology.bgu.ru

Вузы России со специальностью психология служебной деятельности – 37.05.02 на 2018 год

Наилучший результат у МГУ имени М.В. Ломоносова – 1-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 47 вузов со специальностью 37.05.02. «Психология служебной деятельности» занимает 135-ое место в рейтинге специальностей.

бакалавриат и специалитет

возраст

263 года

место в РФ | очки

1-ое 646.6

  • подразделение:Факультет психологии

  • предметы:биология, математика, русский язык, биология(*)

    • форма

      очная

    • места

      47

    • стоимость

      325 000

    • баллы егэ

      302

возраст

294 года

место в РФ | очки

2-ое 616.4

место в РФ | очки

11-ое 557.5

возраст

142 года

место в РФ | очки

21-ое 530.7

  • подразделение:факультет психологии

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      9

    • стоимость

      70 800

    • баллы егэ

      167

место в РФ | очки

27-ое 526.2

  • подразделение:институт общественных наук (ИОН)

  • предметы:биология, обществознание, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      -

    • стоимость

      230 000

    • баллы егэ

      -

место в РФ | очки

30-ое 517.4

  • подразделение:институт социально-гуманитарных наук

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      8

    • стоимость

      115 070

    • баллы егэ

      211

место в РФ | очки

32-ое 517.3

  • подразделение:факультет философии и психологии

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      10

    • стоимость

      -

    • баллы егэ

      185

возраст

102 года

место в РФ | очки

54-ое 495.1

  • подразделение:Факультет социальных наук

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      18

    • стоимость

      109 000

    • баллы егэ

      212

место в РФ | очки

62-ое 490.1

место в РФ | очки

65-ое 486.3

возраст

24 года

место в РФ | очки

68-ое 485.1

место в РФ | очки

70-ое 482.8

Вузы со специальностью 37.05.02 в городах РФ:

Москва(9) Санкт-Петербург(6) Нижний Новгород(3) остальные (38)

vuzoteka.ru

Общая характеристика профессиональной деятельности психолога служебной деятельности.

Кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце XX столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД.

Усложнение содержания форм и методов деятельности правоохранительных органов требует поиска новых подходов к повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников МВД, осуществляющих деятельность в качестве практических психологов. Признание высокой сложности профессии психолога выдвигает на первый план в научно-образовательной сфере, в том числе исследования труда практических психологов ОВД.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии обоснования и разработки системы научного обеспечения качественного отбора и подготовки работников милиции по указанному профилю.

В настоящее время осуществляется работа по формулированию четких профессиональных требований к специалистам, осуществляющим деятельность в социально-психологической сфере. Еще один комплекс проблем связан с социально-психологическими особенностями контингента сотрудников кадровых психологических служб правоохранительных органов.

Поэтому, среди мер, призванных способствовать повышению эффективности функционирования аппарата МВД, важное значение приобретает научная организация работы с практическими психологами ОВД, начиная с профессионального отбора и, в последующем, целенаправленным культивированием их профессиональных и личностных качеств.

Сложившаяся ситуация предопределила необходимость научно-практических исследований социально-психологических аспектов содержания профессионального отбора и определения психологических качеств личности, необходимых практическим психологам. Между тем специфика обучения и подготовки психологов ОВД МВД России сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего она предъявляет к их личности комплекс разнообразных требований.

Исследования в этом направлении практически отсутствуют, что сказывается на качестве социально-психологической, кадровой и воспитательной работы с личным составом ОВД.

От того, в какой степени личностные психологические процессы и профессиональные качества практических психологов будут соответствовать требованиям к их подготовленности, во многом, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации.

1. Общая характеристика деятельности профессионального психолога

В настоящее время в составе кадровых аппаратов работает более 2000 психологов. За последние годы, несмотря на объективные трудности в экономическом развитии страны и системы МВД России, были приняты меры по укреплению организационно-штатной и материально-технической базы психологической службы органов и подразделений внутренних дел.

В настоящее время в системе министерства введено более 1900 должностей психологов, в том числе более 1700 в органах и подразделениях внутренних дел. Действуют 718 кабинетов психологической разгрузки.

Весь этот арсенал направлен на то, чтобы более миллиона сотрудников органов внутренних дел России обеспечили выполнение поставленных задач в нелегких условиях нынешнего социально-экономического и криминогенного положения в стране.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации, приказами МВД России в составе Главного управления объединенной группировки войск МВД России в Северо-Кавказском регионе при проведении антитеррористических операций против бандформирований постоянно работает отделение психологического обеспечения. В настоящее время в экстремальных условиях ведения боевых действий трудятся психологи из различных регионов страны.

Образованы подразделения психологического обеспечения на уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, подразделений ГИБДД, государственной противопожарной службы, вневедомственной охраны и др., что позволяет проводить индивидуальную психологическую работу, оказывать положительное влияние на результаты оперативно-служебной деятельности.

На сегодняшний день значительное число психологов, работающих в системе МВД, не имеют специального психологического образования. До настоящего времени основная переподготовка специалистов психологического профиля осуществлялась на 6-ти месячных курсах во Всероссийском институте повышения квалификации работников МВД России (около 50 психологов в год). Этого явно недостаточно для удовлетворения реальных потребностей органов внутренних дел.

В связи с этим управление по работе с личным составом совместно с управлением профессионального образования готовит предложения о расширении существующей базы подготовки психологов на базе ведомственных образовательных учреждений.

Нормативно-правовой базой деятельности практических психологов ОВД служит ряд документов как федерального, так и ведомственного значения. За последние время подготовлен ряд нормативных, организационных и методических документов МВД в России по вопросам работы с личным составом ОВД. Основные из них директива министра МВД России (№ 1; от 19.06.97 г.) «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России»;

Психологами органов внутренних дел субъектов Российской Федерации только к началу 2000 года было подготовлено более 5.тысяч методических материалов и рекомендаций для сотрудников различных категорий и служб. Обследовано более 150 тысяч кандидатов на службу, проведено более 15 тысяч индивидуальных мероприятий с сотрудниками и членами их семей, более 10 тысяч социально-психологических исследований коллективов, около 30 тысяч занятий по профессионально-психологической подготовке, 28300 консультаций по вопросам оперативно-служебной деятельности.

В результате проведенной психологами работы к 2000 году была восстановлена работоспособность почти 40 тысячам сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, можно только косвенно оценить, сколько было предотвращено чрезвычайных происшествий, конфликтов и нервно-психических расстройств среди личного состава благодаря вовремя оказанной профессиональной психологической помощи.

С 2000 года развернуто новое направление работы с сотрудниками, получившими ранения, травмы и увечья в период проведения контртеррористических операций и находящимися на лечении в медицинских учреждениях, а также с членами их семей. В условиях медицинских учреждений кадровые психологи проводят специальные психореабилитационные мероприятия, которые способствуют улучшению общего самочувствия, нормализации психического состояния, повышению фона настроения, снижению депрессивных проявлений и агрессивности, ускорению выздоровления в целом, социально-психологической адаптации к условиям мирной жизни.

Руководством министерства внутренних дел принято решение в состав всех командируемых ОМОН, СОБР, СОМ, ВОВД УВД МВД России по Чеченской Республике направлять специалистов-психологов. Общая численность психологов составляет более 100 человек. Эти психологи проводят психодиагностическую, психокоррекционную, социально-психологическую, консультативную работу с личным составом СОБР, ОМОН, СОМ, ВОВД, командирами указанных подразделений в местах временной дислокации.

Специфика выполняемой психологами работы по направлениям:

 - обследование кандидатов на службу в органы внутренних дел.

 - проведение индивидуальных мероприятий с сотрудниками и членами их семей.

- выполнение социально-психологических исследований коллективов.

- проведение занятий по профессионально-психологической подготовке.

- осуществление консультаций по вопросам оперативно-служебной деятельности.

- восстановление работоспособности сотрудников.

- осуществление выездов для работы в экстремальных ситуациях, включая Северо-Кавказский регион.

- подготовка методических материалов и рекомендаций.

Основные направления деятельности психологов:

1. Осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников (психокоррекция стресса, снижение боевых психических травм, стрессовых расстройств, суицидов, социально-психологическая реабилитация, консультирование, психологическая поддержка членов семей и др.).

Организация и проведение профессионального психологического отбора (психодиагностика, изучение скрытых мотивов и др.).

Организация и проведение социально-психологической работы в служебных коллективах (социально-психологический климат, раз решение конфликтов, комплектование групп, отслеживание социально-психологических процессов, консультативная помощь руководителям по психологическим аспектам и др.).

Осуществление профессионально-психологической подготовки (служебная и индивидуальная подготовка к особенностям профессиональной деятельности).

Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (консультирование по вопросам оперативно-служебной деятельности, участие в выработке стратегии ведения переговоров, экспертиза уголовных дел, полиграфные исследования и др.).

Важным условием эффективной работы является наличие четкой координации работы по психологическому обеспечению деятельности личного состава органов и подразделений внутренних дел, существование организационного и методического центра, функциональной вертикальной структуры психологической службы.

Есть проблемы и в организации профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел. Не во всех регионах введено обязательное углубленное психологическое изучение кандидатов на руководящие должности.

В результате могут возникнуть случаи, когда руководителями подразделений назначаются сотрудники, не способные к работе с людьми, что приводит к серьезным проблемам в служебных коллективах, увольнению квалифицированных работников, снижению интереса к службе и другим негативным последствиям.

Важность психологического отбора и расстановки кадров обусловлена характером службы в органах внутренних дел: четкой правовой peгламентацией, необходимостью соблюдать дисциплину и подчиняться, вступать в отношения с представителями самых различных слоев населения, реализовывать, в рамках закона, властные полномочия, рисковать личной жизнью, сталкиваться с отрицательными явлениями в обществе. Это предъявляет особые требования к личным и индивидуально-психологическим свойствам сотрудников.

Участие психолога в профессиональном отборе должно начинаться на стадии первичного изучения кандидатов на службу.

С каждым годом растет количество проведенных психологами занятий, однако коренного изменения в подготовке сотрудников не наблюдается. Распространение психологических знаний, развитие профессионально-важных качеств сотрудников милиции нуждается в разработке новых методик, технологий, обобщении и распространении положительного опыта.

Во многих МВД-УВД субъектов Российской Федерации психологи проводят семинары по психологии управления и тренинговые занятия для руководителей. Однако в большинстве случаев эта работа проводится в качестве разовых мероприятий, зачастую формально и несерьезно, с охватом только части руководящего состава.

Организаторские способности позволяют психологу оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.

Поэтому практический психолог милиции, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, должен иметь следующие качества:

- активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

- смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность;

- чувство ответственности за свои действия и поступки;

- организованность, собранность, аккуратность в работе.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие, отмеченные выше свойства:

- коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими организаторские возможности психолога ОВД и эффективность его социально-психологического взаимодействия с другими лицами, являются:

- психопатические свойства характера,

- повышенная агрессивность,

- несбалансированность процессов торможения и возбуждения,

- эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная - мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отношение к различным подструктурам деятельности практического психолога ОВД, эффективность его труда во многом зависит также и от мотивационной сферы личности:

- в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа,

- авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, с которыми ему необходимо контактировать. Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, различные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих им психологических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место.

Заключение

Оценка профессиональной пригодности в психологическом отборе кандидатов на учебу и работу в ОВД охватывает такие черты личности, как честность, справедливость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность. Здесь представляется перспективным обозначить одно из направлений будущих исследований данной проблемы. Это — проведение полиграфных проверок абитуриентов и кандидатов на службу в качестве педологов. Ценность такого подхода повышается еще и потому, что большинство практикующих психологов хорошо знают предлагаемые тесты и опросники и легко могут обходить «неудобные» вопросы. В условиях полиграфных проверок эти явления сведены к минимуму.

Даже небольшой опыт использования полиграфа при отборе кандидатов на службу в ОВД свидетельствует об эффективности его применения.

Таким образом можно прогнозировать успешность применения полиграфа («детектора лжи») при организации процедуры профотбора и выявления скрытых фактов, препятствующих учебе в милицейском вузе и работе в качестве практического психолога ОВД.

Развернутая характеристика профессии практического психолога, представленная в профессиограмме, необходима для качественной организации целенаправленной подготовки будущих практических психологов милиции, а также выявления степени соответствия выпускников юридического института требованиям данной профессии.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на этом уровне деятельности.

Психологическое изучение профессии является необходимым условием научной организации труда в различных сферах деятельности, в том числе психологической.

Изучение закономерностей деятельности психолога, призвано раскрыть ее своеобразие, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для психолога-практика. Одним из главных результатов анализа служебной деятельности психолога ОВД должно явиться создание профессиограммы, представляющей комплексное отражение основных сторон его профессии, а также качеств, которые в ней реализуются. Исходным пунктом для исследования профессиональной пригодности является профессиограмма.

Профессиограмма сотрудника ОВД должна определять «центр тяжести» профессии работника милиции в отношении нагрузки на психофизиологические функции и требования к личностным качествам.

Профессиограмма психолога ОВД представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и взаимозависимости.

По нашему мнению, способности поступающего в вуз на психологический факультет и будущую профессиональную деятельность в качестве психолога ОВД целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности, необходимых для данной профессии.

В области общих требований социальной деятельности от кандидата на учебу, а в будущем милиционера-психолога требуется стремление к истине, гуманизм, честность, принципиальность.

В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность, концентрацию внимания, на устойчивость наблюдения за поведенческими реакциями людей, любознательность, выявление скрытых психологических особенностей людей.

В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать мысли, умение расположить к себе собеседника, вызвать у него доверие к процедуре тестирования, собеседования и т.д.

В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью, необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание психологического состояния людей. В организаторской деятельности требуется обращать внимание на разумную настойчивость в получении значимой психологической информации, целеустремленность кандидата, его самоорганизованность и способность организовать психологические мероприятия (психотренинги, психокоррекции) с группами людей и т.д.

В области интеллектуально-творческой деятельности необходимо обращать внимание на развитие памяти, воображения и интуиции, способность анализировать получаемую информацию психологического характера, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность в выявлении психологических особенностей личности.

В основе принятия экспертного решения по итогам профотбора о принятии на учебу в ведомственный вуз или службу в ОВД лежит оценка его профессиональной пригодности в качестве практического психолога.

studfiles.net