Перекатка пожарных рукавов: инструкция по проведению технического обслуживания. Проверка пожарных рукавов


Испытание пожарных рукавов

jm1XMFpjSd big reduce350Молниеносность тушения пожаров  зависит от функциональной готовности и состояния отдельных элементов пожарного оборудования. Пожарный рукав представляет собой трубопровод, который используют для транспортировки специальных огнетушащих веществ. От функциональной готовности и надежности рукавов зависит эффективность тушения пожаров, поэтому периодически необходимо проводить испытания этих элементов.

Испытания пожарных рукавов: проведение, разновидности

Периодичность и условия проведения испытаний пожарных рукавов в помещениях оговаривается в специальном ГОСТе 51049-2008. Кроме того, условия испытаний рукавов отображаются в руководстве по эксплуатации, которое хранится на предприятии.

Разновидности проверок рукавов:

  • внешний визуальный осмотр;
  • испытания на степень герметичности;
  • проверки на отслоение;
  • оценивание толщины гидроизоляции, размера внутреннего диаметра и пр.

Минимум один раз в месяц пожарный рукав следует осматривать на предмет обнаружения внешних повреждений – наличия царапин, дефектов, трещин, присутствия на поверхности химических веществ. Ответственное лицо осматривает рукав на предмет наличия отслоения резинового слоя. Кроме того, после использования этого рукава после тушения пожара рекомендовано произвести тщательный осмотр. Внешний осмотр резервных пожарных рукавов производится раз в 12 месяцев.

Фактически испытания пожарных рукавов должны осуществляться в случае монтажа нового рукава, либо при использовании для тушения пожара повышенного уровня сложности. Кроме того, испытания пожарных рукавов на герметичность, т.е. на пропускную способность осуществляется с теми трубопроводами, на которых предварительно, при визуальном осмотре, были обнаружены повреждения. После окончания гидравлических испытаний на стенках пожарных рукавов не должны образовываться разрывы или появиться вздутия.

Как проводятся гидравлические испытания

Действия по гидравлическому испытанию пожарных рукавов производятся с соблюдением следующих условий:

  1. Работы производятся под большим давлением.
  2. Подсоединение одного шланга осуществляется к напорному водопроводу, а второй закрывают с использованием заглушки. Не закрывают кран до того времени, пока вся жидкость не заполнит кран.
  3. Спустя 10 минут повышается давление, которое держат на определенном уровне некоторое время, рассчитанное для этого типа рукава.
  4. Если пожарные рукава не повреждены в процессе испытаний, то они сушатся.

На каждый испытуемый пожарный рукав заводится специальная карточка, куда вносятся результаты по проверке, утверждаемые комиссией. Если результаты – негативны, то рукава направляются в специализированные компании для ремонта или техобслуживания. Если будет определено, что пожарные рукава не подлежат восстановительным работам, утилизируйте их.

Периодичность проведения испытаний

Периодичность проведения испытаний пожарных рукавов находится в прямой зависимости от места и условий хранения. Порядок проверки рукавов (льняных, прорезиненных или латексированных) одинаков. Льняные рукава перед проверкой нуждаются в заполнении водой и выдерживании их в течение нескольких минут под давлением 2-4кгс/см2. Испытания пожарных рукавов должны проводить специализированные компании, имеющие соответствующие лицензии на выполнение работ.

abars.ru

Технические параметры пожарных рукавов

Общие требования к техническому устройству пожарных рукавов приведены в ГОСТе (Национальный стандарт РФ) под номером 51049-2008. В нем также описано, как надо проверять рукава, чтобы убедиться в их соответствии стандартам.

Длина

Напомним, что пожарные рукава предназначены для транспортировки огнетушащего вещества (ОТВ). Они работают под избыточным давлением, и значит должны быть прочными. Они также должны обладать термостойкостью, выдерживать низкие температуры и химическое воздействие. Чтобы приобрести рукав пожарный, необходимо понимать, для чего он нужен:

  • пожарной машины;
  • наружного или внутреннего пожарного крана.

Длина рукава для пожарной машины составляет 20 м, возможны отклонения в ту или иную сторону на 1 м. Для пожарного крана рукава делают длиной 10-21 м. Самая малая длина может быть у всасывающих и совмещающих напорную работу и всасывание (напорно-всасывающих) – 4 м.

Ранее, до 2010 года, для напорных пожарных рукавов был предусмотрен свой ГОСТ 51049 97, в котором описываются требования к техническим характеристикам. Существенно характеристики не поменялись, и все же лучше обращаться к новому изданию.

Внутренний диаметр

Рукава отличаются по внутреннему диаметру. Напорный тип, предназначенный для подачи ОТВ под давлением, может иметь диаметр от 25 до 150 мм. Рукава, работающие на всасывание, отличаются другим набором диаметров – 75, 100, 125 мм. Выбирать диаметр надо в зависимости от того, к чему подключают рукав.

На пожарном транспорте используют рукав напорного типа с проходным диаметром 51 мм, и далее 66, 77, 89, 150 мм.

Периодически проводят замеры диаметра пожарного рукава, длины, массы. Если есть отклонения, то изделия испытывают на прочность и организуют доскональную проверку. Частота испытаний указана в документации и может отличаться в зависимости от особенностей конструкции модели.

С диаметром тесно связана пропускная способность изделия – сколько литров за секунду вытекает. Чем она больше, тем эффективнее работает рукав. Способность быстро пропускать нужные объемы огнетушащего вещества зависит также от материала изготовления, длины, и потерь напора подачи воды или другого вещества для тушения.

Важность рабочего давления

При производстве пожарных рукавов проверяют их геометрические параметры, герметичность и давление, которое они выдерживают. Такая проверка необходима каждый раз при изменении конструкции, материалов или технологий производства. Выделяют рабочее и разрывное давление, разрывное в 2 раза или чуть больше превышает рабочее.

  • У всасывающих и напорно-всасывающих типов рукава рабочее давление достигает 3 МПа.
  • Для напорных типов давление достигает 1,6 МПа.
  • Для переносных помп и пожарных кранов в жилых домах и учреждениях рабочее давление может составлять 1 МПа

Поскольку материалы постоянно усовершенствуются, возрастает их прочность, то давление может увеличиваться, хотя, чаще оно остается неизменным, соответствуя ГОСТу. А вот давление разрыва иногда занижаю, и в этом плане наблюдается невыполнение требований к пожарным рукавам с точки зрения ГОСТ.

Для проверки давления в рукаве применяют манометры. Недостаток давления так же неприемлем, как его избыток. При малом напоре струя может не достигнуть до объекта тушения, а при избытке – материал быстро изнашивается, возможны разрывы. Манометром проверяют давление раз в три месяца.

Стойкость к температурам

Как и одежда пожарного, рукава делают из материалов, которые в умеренном климате должны работать при температуре -40…+45 °C. Это известное требование, которым обладает любой другой противопожарный инвентарь.

Существуют еще одно требование к термостойкости. При соприкосновении с нагретым до 300° стержнем материал рукава должен сохранять целостность на протяжении нескольких секунд.Самые жесткие требования к термостойким рукавам для пожарного транспорта. Они должны на протяжении 60 с выдерживать 450°.

Перед приобретением любой модели и любого вида кранов, обращайте внимание на устойчивость к низким и высоким температурам. Значения характеристики могут сильно отличаться, что влияет на срок службы и ограничивает условия применения.

Масса и покрытие

Неслучайно ГОСТ регламентирует предельную массу одного метра изделия. Рукава раскатывают вручную, с ними работают пожарные, и чем меньше будет вес, тем удобнее, легче и быстрее будут проходить мероприятия по тушению. На массу влияет материал, из которого сделан инвентарь.

Срок службы изделий составляет 5 и более лет. Технические характеристики пожарных рукавов могут включать такой показатель, как маслостойкость. Не все модели им обладают, но если устойчивость к воздействию маслянистых субстанций присутствует, то это обязательно должно быть указано.

Чтобы обеспечить герметичность и гибкость, рукава делают прорезиненными, применяют латексные материалы или полимерные слои внутри и снаружи. Оптимальным вариантом можно считать латекс. Он отличается эластичностью и прочностью, не гниет, не покрывается плесенью изнутри.

Есть еще один стандарт – ГОСТ 7877 75, предназначенный специально для прорезиненных рукавов. Он был разработан еще в 1975 году, однако обновлялся и сохранил актуальность. В нем подробно описывается конструкция изделия.

Существует перколированные рукава, поверхность которых сделана из материала с микропорами (перколяция). После проникновения воды в микропоры (намокания) материал приобретает дополнительные теплоизоляционные свойства, может контактировать с открытым пламенем и раскаленными предметами.

Качество внешнего покрытия, материала каркаса и внутреннего водозащитного слоя влияет на прочность изделий. Поэтому в процессе периодических испытаний проверяют стойкость к истиранию (абразивный износ) и прочность связи внутреннего покрытия с каркасной частью. Отдельно проверяют толщину покрытия.

Маркировка и упаковка

При поставке пожарного рукава в комплекте должна находиться техническая документация со всеми характеристиками. На самом изделии делают маркировку, в которой указывают тип (РПК, РПМ и так далее), длину в метрах, дату изготовление и название предприятия. Такие обозначения должны стоять с обоих концов на расстоянии от них не более полуметра, чтобы удобно было считывать. Для длинных машинных типов требуется дополнительная маркировка на расстоянии 4 или больше метров от одного из концов.

Продают рукава в ровных скатах с закрытыми от повреждения концами. Упаковку применяют полиэтиленовую или тканевую. Она должна защищать изделие от грязи, пыли при перевозке и хранении.

Загрузка...

protivpozhara.com

Виды пожарных рукавов и требования к их эксплуатации

Условия жизнедеятельности людей сегодня требуют соблюдения определенных правил и норм пожарной безопасности. Каждое требование обусловлено размерами вероятного ущерба от возможных возгораний. Ускоренная ликвидация очага пожара имеет огромное значение. Ликвидировать возгорание быстро и эффективно не удастся без своевременной подачи через пожарный рукав достаточного объема огнетушащих средств к нужному месту.

Пожарные рукава являются инструментами, необходимыми любой пожарной бригаде для выполнения служебных обязанностей. Это обусловлено тем, что для тушения пожаров большей частью применяется вода, а также другие растворы на ее основе. Для работы на многочисленных объектах используется огромное количество разнообразных пожарных рукавов, отличающихся по длине, диаметру, а также материалам, из которых они сделаны.

Функциональные характеристики

Все пожарные рукава являют собой трубопроводы, созданные из эластичных материалов, оснащенные специальными соединительными головками. Благодаря таким приспособлениям к источникам возникновения возгорания осуществляется подача огнетушащих веществ.

Классификация пожарных рукавов представляет собой самые разнообразные виды, которые используются в зависимости от типа пожара. Такие приспособления должны находиться среди инструментов, предназначенных для обслуживания и использования жилых объектов.

Различают следующие виды пожарных рукавов: специальные рукава, работающие при условиях очень низких температур, а также приспособления с повышенным уровнем устойчивости к воздействию различных реагентов и химических составов.

Всасывающие рукава

Всасывающие пожарные рукава специально спроектированы для подвода огнетушащих средств к патрубкам насосных приспособлений от непосредственных источников. Обыкновенные приспособления функционируют от естественных, а также открытых источников воды.

Напорно-всасывающие рукава являются универсальными инструментами поскольку могут использоваться при разряжении как от трубопроводов с подачей жидкости под высоким давлением, а также от естественных источников. Различают рукава диаметром от 75 до 200 мм при длине от 2 до 4 м.

Напорные рукава

Рукава пожарные напорные используются для работы в экстремальных условиях при подаче растворов для тушения пожара и воды на относительно большие расстояния. Напорные пожарные рукава выдерживают температуру от −40 до +40 °С.

Некоторые приспособления могут осуществлять подачу воды в самых суровых климатических условиях. Такой вид рукавов отличается от остальных высокой износостойкостью, а наличие внутренних и дополнительных внешних слоев гидроизоляции дает возможность использовать их в самых разнообразных ситуациях.

Для увеличения сроков службы периодически должна выполняться перекатка пожарных рукавов. Для этого обычно нужны специальные приспособления. Перемотка осуществляется на ребро или на новую складку. Перед каждой перемоткой обязательно проверяется герметичность рукавов.

Просушивать их необходимо в помещении, или любом другом месте, куда не попадают прямые солнечные лучи. Правильное использование и хранение всех приспособлений позволяет продолжительно сохранять их технические свойства и гарантировать тем самым пожарную безопасность на различных объектах.

Требования безопасности при перемотке

К перемотке могут быть допущены только сотрудники, проходившие соответствующий инструктаж. Каждый сотрудник, участвующий в навязке, должен быть соответственно экипирован. Перед намоткой следует убедиться, что все рабочие элементы находятся в хорошем состоянии.

На катушке каждого станка для перемотки пожарных рукавов должна быть достаточно плотно намотана проволока, чтобы не произошло ее резкого срыва при разматывании. Тормозной вал, установленный на катушке должен максимально плотно облегать ремешок, соединяющий систему с педалями.

Нужно соблюдать осторожность и следить за тем, чтобы ни один палец не попал под проволоку в процессе обвязки. Полугайка, установка которой должна проводиться в соответствии с требованиями безопасности, плотно закрепляется на станке.

Проволоку при намотке нужно удерживать в постоянном натяжении без послаблений или резких рывков. Для намотки необходимо использовать только материалы, специально предназначенные для этого. Деформированные полугайки применять запрещено. Помещение, в котором проводится намотка, должно быть хорошо освещенным.

Проверка целостности

  • визуальный осмотр

Каждый рукав подлежит визуальной проверке не реже одного раза в месяц. Подобные инструкции относятся к применяемым устройствам. После каждого применения обязательно должна проводиться визуальная проверка любого рукава. Не используемые приспособления осматриваются раз в год.

Проверки проводятся для выявления изменения цвета, дефектов, деформаций, пятен, пробоев, отслаиваний, мелких трещин. На внутренних поверхностях проводится визуальная проверка на наличие просвета.

  • проверка на герметичность

Во время плановых проверок, а также после проведения ремонтных работ пожарные рукава должны обязательно проходить гидравлические испытания. Герметичность также проверяется в случае, если возникают малейшие подозрения при визуальном осмотре.

Каждый пожарный рукав должен проходить такие испытания минимум два раза в год. По завершению гарантийного периода хранения оборудование на различных базах и складах обязательно проходит гидравлические испытания рабочим напором.

План проведения испытаний:

  1. проверка избыточным давлением осуществляется посредством присоединения одного конца пожарного рукава к специальным устройствам, нагнетающим высокий напор. С другой стороны перекрывающая заглушка создает препятствие потоку воды;
  2. жидкость заполняет рукав, и только после этого перекрывается заглушка;
  3. в зависимости от разновидности неисправностей рукава, давление медленно повышается до уровня, соответствующего требованиям.

В процессе испытаний пожарных рукавов и при их завершении не должно наблюдаться ни одной протечки, разрыва или вздутия, а металлическая спираль должна сохранять свою прежнюю форму без деформаций.

Рукав отправляется на ремонт, если не проходит проверку и списывается, когда совсем не подлежит восстановлению.

  • проверка на отслоение

Визуальный осмотр редко дает возможность выявить отслоение внутренней резиновой части. Когда снимается разряжение, эта составляющая рукава разряжается. В случае возникновения подозрений на такое отслоение проводится проверка водой с применением насоса. При наличии дефекта вакуумер будет показывать высокий уровень разряжения, а вода не поступит в насос.

Требования законодательства

Пожарные рукава обязательно должны обеспечивать сотрудникам возможность беспрепятственной доставки огнетушащих средств к месту возгорания. Скорость, прочность каждого соединения и герметичность всего пожарного рукава обеспечивается специальными соединительными головками.

Эксплуатационные и качественные свойства пожарных рукавов, а также соединяющих головок обязательно должны соответствовать всем техническим параметрам специального гидравлических устройств, применяемых пожарными подразделениями.

По государственным стандартам на всех рукавах на строго зафиксированном расстоянии 150 мм от одного из краев скатки обязательно наносится конкретная маркировка, которая должна сохраняться на протяжении гарантированного периода использования и хранения, на которой указывается:

  • условное название организации-производителя;
  • дата изготовления;
  • длина;
  • внутренний диаметр;
  • печать технического контроля;
  • рабочее давление.

На другом конце рукав обязательно маркируется соответствующим товарным знаком фирмы-производителя.

Рукава, изготовленные для эксплуатации в районах с морозным климатом, обязательно маркируются соответственно инструкциям, указанным в ГОСТ 14892.

Каждый рукав поставляется в скатанном виде, намотка при этом должна быть всегда ровной без выделяющихся витков и выступающих кромок. Для фиксации наружного конца используется специальный перевязочный материал, который не повредит рукав. Для обеспечения сохранности скатки упаковываются в стопки и обязательно заворачиваются в специальный материал и зашиваются.

Выбор рукавов

В процессе эксплуатации огромным преимуществом обладают синтетические волокна. Рукава из такого материала очень легкие, отличаются достаточно высокой эластичностью, после использования не требуют просушки, могут применяться в зонах с различным типом климата потому, что технические свойства допускают работу в весьма широком температурном диапазоне. При использовании некоторых образцов наблюдается повышенная устойчивость к воздействиям разнообразных агрессивных химических составов.

Использование натуральных волокон при изготовлении пожарных рукавов тоже имеет свои преимущества.

Например, такие приспособления могут представлять собой двадцатиметровый трубопровод с присоединенными полугайками с обеих концов для соединения с пожарным стволом и краном, расположенным на объекте. Латексные рукава могут выдержать напор до 1,6 мПа. Допустимый температурный диапазон варьируется от –40 до +45 °С. Продолжительность эксплуатации таких рукавов не должна превышать 5 лет.

Приспособления для доставки материалов для тушения пожара, созданные из натуральных волокон, ограничиваются в использовании по причине потери влаги. Они менее устойчивы к условиям сильного мороза, а также поддаются процессам разложения. При этом термостойкость таких рукавов повышается, благодаря увлажнению наружных стенок. Более всего это свойственно льняным рукавам.

Для установки на пожарный щит требуются рукава диаметром 51 мм, 66 мм — в мотопомпах, 77 мм — в пожарных автомобилях, 150 мм — в легкой технике.

Загрузка...

Другие полезные статьи:

protivpozhara.com

Рекомендации по проверке организации содержания и эксплуатации пожарных рукавов

Методические рекомендации

по проверке организации содержания и эксплуатации пожарных рукавов и рукавного оборудования в дежурном карауле (смене)пожарной части

Раздел № 1: «Проверка организации содержания и эксплуатации пожарных рукавов на пожарных автомобилях».

Раздел № 2: «Проверка организации ремонта и испытания пожарных рукавов. Требования руководящих документов по организации ремонта и эксплуатации пожарных рукавов».

Раздел № 3: «Проверка организации содержания и эксплуатации рукавного оборудования».

Раздел № 4: «Выполнение нормативов пожарно-строевой подготовки личным составом дежурного караула».

Раздел № 1: «Проверка организации содержания и эксплуатации пожарных рукавов на пожарных автомобилях.

Рукав всасывающий, длиной 4 м, D = 125 мм:

Проверить чистоту и целостность конструкции внешней части пеналов и крыши пожарного автомобиля снаружи.

Визуально проверить наличие стопоров с тросами для вытягивания всасывающих рукавов.

Проверить надежность заплетки (опрессования) вытяжного троса у рукоятки вытягивания.

Вытянуть рукава из пенала для определения правильности укладки вытяжной ленты и работы механизма открывания крышки.

Проверить надежность металлической обоймы соединяющей трос с вытяжной лентой.

Проверить чистоту всасывающего рукава.

Проверить маркировку всасывающего рукава.

Проверить наличие устройства, предотвращающего царапание соединительной гайки по пеналу.

Проверить плотность установки колец обвязки соединительной гайки со всасывающим рукавов.

Проверить правильность установки резиновой прокладки в посадочном гнезде.

Проверить чистоту внешней поверхности рукава.

Визуально проверить на всасывающем рукаве наличие утолщений, деформаций, порывов и разрывов.

Проверить чистоту в пенале.

Проверить соответствие порядкового номера номеру в описи пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля.

Рукав всасывающий, длиной 4 м, D = 77 мм:

Проверить чистоту и целостность конструкции внешней части пеналов и крыши пожарного автомобиля снаружи.

Визуально проверить наличие стопоров с тросами для вытягивания всасывающих рукавов.

Проверить надежность заплетки (опрессования) вытяжного троса у рукоятки вытягивания.

Вытянуть рукава из пенала для определения правильности укладки вытяжной ленты и работы механизма открывания крышки.

Проверить надежность металлической обоймы соединяющей трос с вытяжной лентой.

Проверить чистоту всасывающего рукава.

Проверить маркировку всасывающего рукава.

Проверить наличие устройства, предотвращающего царапание соединительной гайки по пеналу.

Проверить плотность навязки соединительной гайки со всасывающим рукавов (не менее 3-х уровней навязки).

Проверить правильность установки резиновой прокладки в посадочном гнезде.

Проверить чистоту внешней поверхности рукава.

Визуально проверить на всасывающем рукаве наличие утолщений, деформаций, порывов и разрывов.

Проверить чистоту в пенале.

Проверить соответствие порядкового номера номеру в описи пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля.

Рукав напорный для работы от пожарного гидранта, длиной 4 м, D = 77 мм:

Проверить количество рукавов по табели положенности пожарного автомобиля.

Сверить соответствие порядковых номеров пожарных рукавов на автомобиле с порядковыми номерами в описи ПТВ на пожарном автомобиле.

Проверить укладку рукавов в ячейках.

Рукава укладываются соединительными полу гайками вверх, порядковые № рукавов должны легко читаться без снятия скатки с автомобиля.

Рукой проверить наличие резиновых прокладок в каждом рукаве и плотность установки прокладки в посадочные гнезда.

Проверить чистоту в ячейке, подсунув руку под скатку рукава, и общую чистоту в отсеке.

Рукав напорный для установки в одну магистральную линию двух разветвлений, длиной 2 м, D = 77 мм:

Проверить количество рукавов по табели положенности пожарного автомобиля.

Сверить соответствие порядковых номеров пожарных рукавов на автомобиле с порядковыми номерами в описи ПТВ на пожарном автомобиле.

Проверить укладку рукавов в ячейках.

Рукава укладываются соединительными полу гайками вверх, порядковые № рукавов должны легко читаться без снятия скатки с автомобиля.

Рукой проверить наличие резиновых прокладок в каждом рукаве и плотность установки прокладки в посадочные гнезда.

Проверить чистоту в ячейке, подсунув руку под скатку рукава, и общую чистоту в отсеке.

Рукав напорный (магистральной линии), длиной 20 м, D = 77 мм:

Проверить количество рукавов по табели положенности пожарного автомобиля.

Сверить соответствие порядковых номеров пожарных рукавов на автомобиле с порядковыми номерами на доске движения пожарных рукавов.

Проверить правильность нанесения маркировки на напорные рукава.

Проверить укладку рукавов в ячейках.

Рукава укладываются соединительными полу гайками вверх, порядковые № рукавов должны легко читаться без снятия скатки с автомобиля.

Рукой проверить наличие резиновых прокладок в каждом рукаве и плотность установки прокладки в посадочные гнезда.

Одновременно рукой проверить наличие сдвижек на каждой скатке рукавов, которые располагаются ближе к соединительным полу гайкам.

Проверить чистоту в каждой ячейке, подсунув руку под скатку рукава, и общую чистоту в отсеке.

Рукав напорный (рабочей линии), длиной 20 м, D = 51 мм:

Проверить количество рукавов по табели положенности пожарного автомобиля.

Сверить соответствие порядковых номеров пожарных рукавов на автомобиле с порядковыми номерами на доске движения пожарных рукавов.

Проверить укладку рукавов в ячейках.

Рукава укладываются соединительными полу гайками вверх, порядковые № рукавов должны легко читаться без снятия скатки с автомобиля.

Рукой проверить наличие резиновых прокладок в каждом рукаве и плотность установки прокладки в посадочные гнезда.

Одновременно рукой проверить наличие сдвижек на каждой скатке рукавов, которые располагаются ближе к соединительным полу гайкам.

Проверить чистоту в каждой ячейке, подсунув руку под скатку рукава, и общую чистоту в отсеке.

Рукав всасывающий (дюритовый) для забора пенообразователя из посторонней емкости), длиной 4 м, D = 30 мм:Проверить соответствие инвентарного номера в описи пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля.

Проверить крепление рукава, и легкость съема рукава с креплений.

Внешним осмотром проверить нормативную длину рукава и чистоту внешней поверхности.

Проверить плотность навязки (прессовки, вальцовки) резьбовой соединительной гайки на рукав.

Внешним осмотром проверить состояние резьбы на соединительной гайке.

Рукавные мостики:

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Проверить состояние окраски и наличия упорных лап на основании мостиков.

Рукавные седла для прокладки рукавных линий через препятствия.

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Проверить состояние окраски и наличия ограждений рукавного седла.

Сумка пожарного – колонщика:

Наличие сумки, сшитой из брезента. Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

На внешней стороне сумки (с торца) нашита бирка с указанием снаряжения хранящегося в сумке.

Работоспособность клапана, застегивающего сумку.

В сумке колонщика уложены: молоток слесарный, зубило, кольца уплотнительные (D = 51 мм, 66 мм, 77 мм), зажимы рукавные, флажок красного цвета.

Молоток слесарный:

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Ударная часть должна быть плотно насажена на деревянную рукоять с применением металлического клина.

Деревянную рукоять не окрашивается, и не должна иметь трещин, сколов и зазубрин.

Ударная часть не должна иметь сбитых участков, трещин и сколов.

Зубило:

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Ударная часть не должна иметь сбитых участков, трещин и сколов.

Поверхность зубила должна быть отглажена наждачной бумагой, и не должна иметь трещин, сколов и зазубрин.

Кольца уплотнительные D = 51 мм, 66 мм, 77 мм:

Не должны иметь порывов, трещин и разрывов.

Грани прокладки не должны быть скругленными.

Прокладки соединены связкой по диаметрам.

Зажимы рукавные:

Проверить надежность крепления зажима, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Проверить состояние ленты зажима на предмет обнаружения порывов, разрезов и влажности ленты.

Проверить работоспособность фиксатора зажима.

Флажок сигнальный красный:

Проверить наличие флажка, и чистоту полотнища.

Древко флажка отделывается наждачной бумагой, и окрашивается черной краской.

Оценка содержания пожарных рукавов на пожарных автомобилях:

Нормативы соответствия пожарных рукавов предъявленным требованиям:

При показателе 0….75 – «пожарные рукава не соответствует предъявленным требованиям»,

При показателе 75….85 – «пожарные рукава ограниченно соответствует предъявленным требованиям»,

При показателе 85….100 – «пожарные рукава соответствует предъявленным требованиям»,

Пример расчета соответствия рукавного оборудования предъявленным требованиям:

Всего требований – 86, не выполнено требований в период проведения проверки – 10. К проверки = (10 х 100) / 86 = 11,6. К готовности = 100 – 11,6 = 88,4. Вывод: пожарные рукава – «пожарные рукава ограниченно соответствует предъявленным требованиям».

При проверке содержания пожарных рукавов на всех пожарных автомобилях (боевого расчета и резерва) полученные К готовности складываются и делятся на количество пожарных автомобилей, которые подвергались проверке. При проведении проверки содержания пожарных рукавов на двух пожарных автомобилях: К готовности АЦ-1 = 88, 2, а К готовности АЦ-2 = 71, 4. Тогда К готовности общий составляет: (88,2 + 71, 4) / 2 = 79, 8. Вывод: пожарные рукава - «ограниченно соответствует предъявленным требованиям»

Раздел № 2: «Проверка организации ремонта и испытания пожарных рукавов. Требования руководящих документов по организации ремонта и эксплуатации пожарных рукавов».

На каждый пожарный рукав (напорный, всасывающий) заведен и заполнен паспорт.

Учетные номера, тип, длина пожарного рукава (фактическая) точно соответствуют данным, занесенным в паспорте.

Дата периодического испытания всасывающих рукавов (на герметичность и испытательное давление) в паспорте точно соответствуют дате проведения ТО-1 пожарного автомобиля, на котором расположен всасывающий рукав. Дата периодического испытания напорных рукавов (на давление) соответствуют датам их применения на пожаре.

Даты контрольных испытаний всасывающих и напорных рукавов должны совпадать с датами проведения сезонного обслуживания (два раза в год) пожарных автомобилей, указанным в графиках технического обслуживания пожарных автомобилей части.

При проведении ремонтных работ пожарных рукавов в соответствующей графе паспорта проставляется запись, характеризующая отмеченные повреждения и каким способом произведен ремонт пожарного рукава.

Оценка ремонта и испытания пожарных рукавов.

Нормативы соответствия рукавного оборудования предъявленным требованиям:

При показателе 0….75 – «ремонт и испытания не соответствует предъявленным требованиям»,

При показателе 75….85 – «ремонт и испытание ограниченно соответствует предъявленным требованиям»,

При показателе 85….100 – «ремонт и испытание соответствует предъявленным требованиям»,

Пример расчета соответствия рукавного оборудования предъявленным требованиям:

Всего требований – 5, не выполнено требований в период проведения проверки – 1. К проверки = (1 х 100) / 5 = 20,0. К готовности = 100 – 20,0 = 80,0. Вывод: ремонт и испытания пожарных рукавов – «ограниченно соответствует предъявленным требованиям».

Раздел № 3: «Проверка организации содержания и эксплуатации рукавного оборудования».

Сетка для всасывающих рукавов D = 125 мм, с веревкой длиной 13 метров.

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Рукой проверить плотность установки соединительной гайки на патрубке всасывающей сетки.

Рукой проверить наличие резиновой прокладки

Плотность установки прокладки в посадочное гнездо.

Проверить внешним осмотром веревки управления клапаном на предмет наличия порывов.

Проверить надежность крепления веревки к кольцу клапана.

Рукой проверить работу клапана всасывающей сетки.

Разветвление трех ходовое 77 х 51 х 51:

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Рукой проверить легкость хода вентилей, затяжку гаек у вентилей.

Рукой проверить плотность установки (по резьбе) соединительных гаек на патрубки разветвления.

Наличие рукоятки для переноски.

Плотность и правильность установки резиновых прокладок в посадочные гнезда.

Водосборник с заглушкой для работы от пожарной колонки 125 х 77 х 77:

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Проверить наличие заглушки, соединенной с водосборником металлической цепочкой.

Рукой на ощупь проверить работу подвижного клапана.

Рукой проверить плотность установки (по резьбе) соединительных гаек на патрубки водосборника.

Плотность и правильность установки резиновых прокладок в посадочные гнезда.

Гайки переходные соединительные, 66 х 51, 77 х 51, 77 х 66.

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Рукой проверить плотность установки (по резьбе) соединительных гаек на патрубки.

Плотность и правильность установки резиновых прокладок в посадочные гнезда.

Соединительная гайка D = 51 мм с внутренней резьбой для подачи пенообразователя в полость пожарного насоса.

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Рукой проверить плотность установки (по резьбе) соединительной гайки на патрубок.

Плотность и правильность установки резиновой прокладки в посадочные гнезда.

Состояние резьбы на патрубке соединения с полостью насоса.

Колонка пожарная:

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Проверить легкость вращения вентилей.

Рукой проверить плотность установки (по резьбе) соединительных гаек на патрубки.

Плотность и правильность установки резиновой прокладки в посадочные гнезда.

Состояние резьбы на фланце соединения со стояком пожарного гидранта.

Проверить состояние внутреннего ключа (квадрата) пожарной колонки.

Ключи для соединения всасывающих рукавов D = 125 мм и 77 мм.

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Проверить состояние зацепов – выступов на рабочей плоскости ключа.

Ключ для открывания крышки пожарного гидранта:

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Рукой проверить чистоту рабочих поверхностей (рукоятки и древка).

Состояние покраски, выявление случаев коррозии, искривления рабочей поверхности.

Торцевой ключ для открывания пожарного гидранта:

Проверить надежность крепления в отсеке пожарного автомобиля, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Рукой проверить чистоту рабочих поверхностей (рукоятки и древка).

Состояние покраски, выявление случаев коррозии, искривления рабочей поверхности.

Проверить состояние рабочей плоскости ключа (квадрата).

Гидроэлеватор Г-600:

Проверить надежность крепления гидроэлеватора, легкость снятия с креплений.

Соответствие инвентарного номера, инвентарному номеру в табеле положенности на автомобиль.

Проверить заборное сопло Г-600 на предмет целостности предохранительной решетки.

Рукой проверить плотность установки (по резьбе) соединительных гаек на патрубки.

Плотность затяжки гаек соединение патрубков к корпусу.

Плотность и правильность установки резиновой прокладки в посадочные гнезда.

Оценка содержания и эксплуатации рукавного оборудования:

Нормативы соответствия рукавного оборудования предъявленным требованиям:

При показателе 0….75 – «рукавное оборудование не соответствует предъявленным требованиям»,

При показателе 75….85 – «рукавное оборудование ограниченно соответствует предъявленным требованиям»,

При показателе 85….100 – «рукавное оборудование соответствует предъявленным требованиям»,

Пример расчета соответствия рукавного оборудования предъявленным требованиям:

Всего требований – 54, не выполнено требований в период проведения проверки – 12. К проверки = (12 х 100) / 54 = 22,2. К готовности = 100 – 22,2 = 77,8. Вывод: рукавное оборудование – «ограниченно соответствует предъявленным требованиям».

При проверке содержания рукавного оборудования на всех пожарных автомобилях (боевого расчета и резерва) полученные К готовности складываются и делятся на количество пожарных автомобилей, которые подвергались проверке. При проведении проверки содержания рукавного оборудования на двух пожарных автомобилях: К готовности АЦ-1 = 88, 2, а К готовности АЦ-2 = 71, 4. Тогда К готовности общий составляет: (88,2 + 71, 4) / 2 = 79, 8. Вывод: рукавное оборудование - «ограниченно соответствует предъявленным требованиям»

Общая оценка содержания рукавного оборудования и пожарных рукавов.

если по одному из направлений получена оценка «ограниченно соответствует предъявленным требованиям», а остальные «соответствует предъявленным требованиям», то общая оценка - «содержание рукавного оборудования и пожарных рукавов соответствует предъявленным требованиям»,

если направления оценены не ниже, чем «ограниченно соответствует предъявленным требованиям», то общая оценка - «содержание рукавного оборудования и пожарных рукавов ограниченно соответствует предъявленным требованиям»,

если по одному из направлений получена оценка «не соответствует предъявленным требованиям», то общая оценка - «содержание рукавного оборудования и пожарных рукавов не соответствует предъявленным требованиям»,

Раздел № 4: «Выполнение нормативов пожарно-строевой подготовки личным составом дежурного караула».

Боеготовность личного состава дежурных караулов определяется путем выполнения обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке в течение каждых дежурных суток. Контрольная проверка профессиональной готовности личного состава планируется оперативным дежурным ОГПС так, чтобы в течение месяца весь личный состав смены участвовал в сдаче обязательных нормативов пожарно-строевой подготовки. Условия выполнения нормативов пожарно-строевой подготовки:

Норматив № 6: «Прокладка магистральной линии D = 77 мм на 5-ть рукавов одним пожарным»:

Пожарный находится у задней оси колеса пожарного автомобиля, со стороны, где расположен отсек с пожарными рукавами магистральной линии. Рукава уложены в штатных отсеках пожарного автомобиля, в скатках.

Начало: команда – «Магистральную линию, 5-ть рукавов – Проложить!».

Окончание: линия собрана и подсоединена к напорному патрубку насоса пожарного автомобиля. На конце магистральной линии установлено разветвление. Результат фиксируется по последнему соединению и выхода пожарного на позицию. Выход пожарного на позицию сопровождается докладом «Есть!».

Норматив № 7: «Прокладка магистральной линии D = 77 мм на 10-ть рукавов двумя пожарными»:

Пожарные находятся у задней оси колеса пожарного автомобиля, со стороны, где расположен отсек с пожарными рукавами магистральной линии. Рукава уложены в штатных отсеках пожарного автомобиля, в скатках.

Начало: команда – «Магистральную линию, 10-ть рукавов – Проложить!».

Окончание: линия собрана и подсоединена к напорному патрубку насоса пожарного автомобиля. На конце магистральной линии установлено разветвление. Результат фиксируется по последнему соединению и выхода пожарных на позицию. Выход пожарных на позицию сопровождается докладом «Есть!».

Номер норматива пожарно-строевой подготовки, возраст (средний возраст) личного состава караулов: Временные нормативы при применении коэффициентов сложности, коэффициенты сложности, оценки выполнения нормативов:

Базовый

норматив Коэффициент

1-го года службы Коэффициент утрамбованного снега Ночной

коэффициент Коэффициент работы в СИЗОД Зимний

коэффициент Коэффициент глубины снега

К = 0 К = 1,1 К = 1,2 К = 1,3 К = 1,5 К = 2,6 К = 1,4

5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3

Норматив № 6: «Прокладка магистральной линии D = 77 мм на 5-ть рукавов одним пожарным»:

- до 30 лет (К =1,0) 105 120 135 115,5 132 148,5 126 144 162 136,5 156 175,5 157,5 180 202,5 273 312 351 147 168 189

- от 30 до 35 лет (К =1,1) 116 132 149 127,1 145,2 163,4 138,6 158,4 178,2 150,2 171,6 193,1 173,3 198 222,8 300,3 343,2 386,1 161,7 184,8 207,9

- от 35 до 40 лет (К=1,3) 137 156 176 150,2 171,6 193,1 163,8 187,2 210,6 177,5 202,8 228,2 204,8 234 263,3 354,9 405,6 456,3 191,1 218,4 245,7

- от 40 до 45 лет (К=1,4) 147 168 189 161,7 184,8 207,9 176,4 201,6 226,8 191,1 218,4 245,7 220,5 252 283,5 382,2 436,8 491,4 205,8 235,2 264,6

- от 45 до 50 лет (К=1,5) 158 180 203 173,3 198 222,8 189 216 243 204,8 234 263,3 236,3 270 303,8 409,5 468 526,5 220,5 252 283,5

Норматив № 7: «Прокладка магистральной линии D = 77 мм на 10-ть рукавов двумя пожарными»:

- до 30 лет (К =1,0) 200 220 240 220 242 264 240 264 288 260 286 312 300 330 360 520 572 624 280 308 336

- от 30 до 35 лет (К =1,1) 220 242 264 242 266,2 290,4 264 290,4 316,8 286 314,6 343,2 330 363 396 572 629,2 686,4 308 338,8 369,6

- от 35 до 40 лет (К=1,3) 260 286 312 286 314,6 343,2 312 343,2 374,4 338 371,8 405,6 390 429 468 676 743,6 811,2 364 400,4 436,8

- от 40 до 45 лет (К=1,4) 280 308 336 308 338,8 369,6 336 369,6 403,2 364 400,4 436,8 420 462 504 728 800,8 873,6 392 431,2 470,4

- от 45 до 50 лет (К=1,5) 300 330 360 330 363 396 360 396 432 390 429 468 450 495 540 780 858 936 420 462 504

fireman.club

Перекатка пожарных рукавов: инструкция для организации

Владимир 18 ноября 2015 Рубрика Это нужно знать Это нужно знать

data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"data-ad-slot="4667332581"data-ad-format="auto">

Рад приветствовать всех небезразличных к правилам противопожарной безопасности. Неважно, какова причина этого стремления соблюдать все нормы: нежелание лишний раз сталкиваться с пожарной инспекцией или настоящее беспокойство о собственной безопасности.

Так или иначе – это разумное решение. Ведь каждое из этих правил, по сути, написано огнем и ожогами, а не слепыми прихотями. И инструкция по перемотке пожарных рукавов в этом ряду занимает отнюдь не последнее место.

Только перекаткой, или перемоткой, пожарных рукавов Вы сможете убедиться в соответствии этого огнетушащего инструмента всем необходимым требованиям. Игнорирование этого, поверьте, немаловажного процесса, влечет за собой не только неприятный диалог с пожарным инспектором.

В случае реальной опасности, если обнаруживаются различные повреждения рукавов, например, трещины, слипания, разрывы и т.д., одним словом – нарушение его целостности, можете считать битву со стихией проигранной.

Поэтому какими бы нудными и, порой даже абсурдными не казались Вам требования представителя контролирующей пожарной службы, если нормативные документы их подтверждают, настоятельно рекомендую выполнить их с доскональной точностью.

Со своей стороны, я Вам помогу полностью разобраться во всех формальных основаниях проведения профилактических действий с пожарными рукавами, дабы не только избежать возможных манипуляций со стороны не чистых на руку инспекторов, жаждущих поживиться на малокомпетентных гражданах вместо того, чтобы лишний раз объяснить, помочь, но иметь возможность максимально контролировать процесс соблюдения всех норм противопожарной безопасности.

Необходимость регулярной перекатки: за и против

Сегодня можно услышать немалое количество голосов, задающих вопрос: зачем нужна регулярная перемотка пожарных рукавов, даже если они не использовались никоим образом? Основанием для этих сомнений служит тот факт, что, когда изначально это требование вводилось «в оборот», рукава были пеньковыми или льняными, а современные материалы не подвержены такому износу.

Знаете, я здесь вообще не согласен. В таком, без преувеличения, жизненно важном деле, как противопожарная безопасность, нельзя допускать даже самой малой возможности какого-либо повреждения оборудования.

Именно поэтому в 57-м пункте Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 (ППР №390) четко сказано, что необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

Если кто-то совсем далек от этих вопросов или, в связи со служебной необходимостью, впервые столкнулся с необходимостью познавать все тонкости противопожарной безопасности, и пока даже не представляет, где же вообще должен находиться пожарный рукав – не беда.

Во-первых, обязательно приобретите соответствующие нормативные документы: начните с [urlspan]ППР №390[/urlspan] и продолжайте теми, упоминания на которые Вы встретите в процессе нашего общения.

Наверняка Ваш круг вопросов не ограничится только этим, поэтому рекомендую заранее: оформляйте подписку на наш блог, и ситуация станет для Вас более чем прозрачной. Так вот, в соответствии все с тем же 57-м пунктом, рукава должны находиться в пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода.

02

В соответствии все с тем же Постановлением Правительства РФ №390 именно «руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами» (см. п.57).

Непосредственно сама перекатка регламентирована пунктом 3.5.4 «Инструкции по эксплуатации пожарных рукавов

Кто должен проводить техобслуживание?

По поводу организации также имеет место некая дискуссия – кто должен непосредственно проводить перекатку. Неоднозначность здесь возникла вследствие того, считать ли перекатку элементом технического обслуживания.

А техническое обслуживание, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225, должно проводиться соответствующими организациями, имеющими на то лицензию от МЧС.

Лично мое мнение, что подобные разногласия возникают исключительно вследствие жадности руководителей, не пожелавших выделить на проведение перекатки профессионалами 200 р (именно столько это и стоит), и взваливших это на плечи кого-либо из подчиненных.

Тем более, что черным по белому в «Инструкции по эксплуатации пожарных рукавов», выпущенной еще в 1994 году, пункт 3.5.4 не оставляет никаких сомнений, что скатка и перекатка являются неотъемлемой частью технического обслуживания.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"data-ad-slot="6305693799">

Когда же приходит пожарный инспектор и отмечает нарушения в новой скатке, опять же все «стрелы» переводятся на несчастного работника, вручную перематывавшего рукав на новое ребро.

Конечно же это часть техобслуживания пожарного оборудования! А к чему еще можно отнести профилактические осмотр и испытание рукава на предмет обнаружения различного рода повреждений. Каких? Да взять хотя бы трещины. Что с ними делать самостоятельно? Заклеивать суперклеем?

Естественно, что этим должны заниматься специально обученные люди, имеющие для этого все необходимое оборудование, лицензии и т.д. И, для Вашего сведения, в случае обнаружения трещин, проводится только вулканизация.

03

Когда проводить перекатку – оговорено в упомянутых государственных требованиях. Но скажу, что, помимо профилактики, ее необходимо также осуществлять каждый раз после использования пожарного оборудования. Хотя это, мне кажется, само собой разумеется.

Процесс перекатки

Итак, надеюсь, мы разобрались с тем, кто должен производить перекатку, кто за это отвечает, на каких основаниях, и так далее и тому подобное. Теперь давайте рассмотрим непосредственно сам процесс. Начнем по порядку.

  1. Раскатка. Этот этап мне кажется очевидным, а Вам? Я так и думал, но все равно посчитал нужным упомянуть. Идем дальше.
  2. Промывка. Помимо того, что таким образом рукав отмывается от осевшей за время простоя пыли, после использования также необходимо хорошо промыть оборудование.
  3. Просушка. Скатывать рукав в новую скатку необходимо полностью просушенным. Только так можно избежать слипания внутренних стенок и других крайне нежелательных последствий.
  4. Проверка на отсутствие повреждений, то есть на целостность. Если обнаружены какие-либо отклонения, например, трещины, то, дабы восстановить герметичность, проводится…
  5. Вулканизация. Данную работу под силу провести качественно только квалифицированным специалистам, обладающими не только соответствующими навыками, но и всеми нужными сертификатами, лицензиями МЧС на данный род деятельности.
  6. Перемотка на новую скатку, на новое ребро, располагающееся по отношению к старому под углом 90о.

04

Есть несколько вариантов скатки, правильный выбор которого также имеет немалое значение. Если Вы проводили ежеквартальное техническое обслуживание пожарных рукавов, находящихся на запасном хранении, то скатка должна быть одинарной.

Если это оборудование, используемое в пожарных автомобилях или шкафах, то правильно здесь – двойная либо гармошка. Если же это промежуточная скатка перед дальнейшим ремонтом, то разумно остановиться на восьмерке.

05

После окончания процедуры, в обязательном порядке должна ставиться отметка о проведенной перекатке в соответствующий журнал перемотки пожарных рукавов. Здесь должны быть указаны дата, место, где располагается именно тот пожарный шкаф, в котором находится проверенный рукав, а так же лицо или организация, проводившая техническое обслуживание.

Только при соблюдении всего вышеперечисленного, Вы можете быть по-настоящему спокойны за свою безопасность и за то, что не придется отдуваться перед инспекцией.

Специализированное оборудование

Еще один аргумент в пользу того, что техническое обслуживание пожарного оборудования должны проводить сертифицированные специалисты – наличие соответствующего оборудования. Для перекатки пожарных рукавов используется определенный станок.

На самом деле, это довольно примитивное устройство, по сути, просто наматывающее рукав на ролик. Однако именно с его помощью перемотка осуществляется так, как надо. Примером такого станка может служить «Приспособление для скатки и перекатки пожарных рукавов ПСР-1».

Аналогов российских производителей предостаточно: от механических, до автоматизированных, оборудованных электрическим приводом. Данное приспособление осуществляет перекат рукавов на новое ребро как в одинарную, так и в двойную скатку.

На этом, в принципе, тему сегодняшнего разговора можно считать исчерпанной. Все нюансы Вы знаете, всеми необходимыми нормативными актами вооружены. Формальную часть технического обслуживания пожарных рукавов мы обсудим при следующей встрече – это тема отдельного разговора.

Поэтому не пропустите – оформляйте подписку на наш блог и обязательно поделитесь со своими друзьями, указав им ссылку в социальных сетях.

На этом я буду с Вами прощаться. Совет от чистого сердца: побеспокойтесь заранее о своей безопасности – в борьбе со стихией никакой, даже самый вредный, пожарный инспектор роли не играет. При встрече с огнем один на один только Ваша подготовка и исправность всего оборудования и всех систем смогут помочь Вам. Берегите себя и тех, кто Вам дорог.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"data-ad-slot="6305693799">

raichev.ru

Перемотка пожарных рукавов: сроки, требования, допуск

 

Пожарный рукав – это гибкий герметичный трубопровод, подключенный с одной стороны к пожарному крану, а с другой  — к пожарному стволу.

Хранятся рукава в специальных пожарных шкафах, сделанных из негорючих материалов. Для удобства хранения рукав сворачивается в самостоятельную скатку одним из нижеприведенных способов:

  • для хранения на складе – одинарная;
  • для укладки в пожарный шкаф с краном или без – двойная, реже – гармошка;
  • для временной скатки перед вулканизацией или просушкой – восьмеркой.

Требования по перемотке пожарных рукавов (сроки)

Перемотка пожарных рукавов срокиРегламентирующие документы:

  • Постановление Правительства РФ №390 от 25.12.2012 года «О противопожарном режиме»;
  • Общероссийские ППБ (правила пожарной безопасности).

Согласно требованиям, заложенным в указанных законодательных актах, периодичность перемотки пожарных рукавов – 1 раз в год. Однако, если рукав хранится на складе, то его перекатывать необходимо не реже 1 раза в квартал.

В случае, если он использовался, то, естественно, перемотка должна производится после каждого применения пожарного рукава, но только после его промывки и просушки.

Для чего делать перекатку

Перемотка пожарных рукавов требованияСпецифика материала, из которого изготовлен пожарный рукав, позволяет свернуть его в довольно плотное кольцо, чтобы не занимать много места в шкафу. Отсюда вытекает побочный эффект – после длительного хранения материал на сгибах может испортиться. Могут появиться трещины, необратимые деформации, прочие дефекты, которые приведут к потере основного требования к пожарному рукаву – герметичности.

Поэтому и требуется периодическая перемотка пожарного рукава, в ходе которой решаются две задачи:

  • проверяется его целостность и герметичность;
  • меняются места сгиба материала.

Этапы перекатки:

  1. Раскатка.
  2. Промывка.
  3. Просушка.
  4. Проверка на целостность.
  5. Если целостность нарушена, то проводится вулканизация.
  6. Перемотка на новую скатку под углом 90 градусов по отношению к предыдущей.

Кто должен перематывать пожарные рукава

Кто должен перематывать пожарные рукаваОтветственность за своевременность проведения данной процедуры лежит на руководителе предприятия или организации, где хранится пожарный рукав. Либо на лице, ответственном за пожарную безопасность, назначенным специальным приказом и имеющим утвержденный круг обязанностей и полномочий.

Непосредственно перемотку и техническое обслуживание пожарного рукава могут осуществлять только специализированные организации, имеющие допуски и сертификаты на проведение таких работ. Но!

При проведении пожарных проверок на предприятиях очень часто возникают вопросы, связанные с тем, что перекатка было проведена хоть и в установленные сроки, но «своими силами». Этого делать не рекомендуется, ибо пожарный инспектор может просто вас оштрафовать. Но!

До сих пор не разграничены понятия перекатка и техобслуживание. То есть, входит ли перекатка пожарного рукава в техобслуживание. Отсюда и спорные моменты, которые в одном случае решаются в пользу руководителя предприятия, самостоятельно сделавшего перекатку, а в другом – в пользу пожарного инспектора. Мы бы не рекомендовали рисковать, а заказать эту недорогую процедуру у профессионалов. Кроме того, в случае обнаружения повреждений на рукаве придется делать вулканизацию. А это уже точно относится к понятию техобслуживания, а значит самостоятельно ее делать нельзя!

Во время проверки инспектор обязан потребовать не только журнал перемотки пожарных рукавов с указанием даты проведения процедуры, местонахождения пожарного шкафа и лиц, которые ее осуществляли. Обязательно нужно предоставить и акт перемотки пожарных рукавов на новую скатку. В случае самостоятельного проведения процедуры акт составляется в произвольной форме.

Примерный образец акта перемотки пожарных рукавов

Образец акта перекатки пожарного рукава

Видеоролик: перекатка пожарного рукава на новое ребро

 

pozhstroyservis.ru

Устройство и эксплуатация пожарных рукавов

Пожарный рукав является средством пожарной защиты, которым комплектуются транспортные средства всех пожарных служб (автомобили, суда, поезда). Так же наличие пожарных рукавов обязательно для большинства административных и производственных зданий и сооружений.

Основной задачей пожарного рукава является подача огнетушащей жидкости к месту возгорания. Для тушения может использоваться как обычная вода, так и специальные пенные растворы. Давление при подаче жидкости в некоторых случаях достигает 16 атмосфер.

Устройство пожарного рукава

Рукава пожарные изготавливаются из синтетических или натуральных нитей. Для гидроизоляции используется внутреннее полимерное покрытие. Для усиления конструкции используется внутренняя спираль из металлической проволоки. Концы изделий снабжаются манжетами из мягких материалов для подсоединения металлической арматуры.

Длина пожарного рукава зависит от предназначения конкретного изделия. Промышленностью изготавливаются рукава от 10 метров. Стандартным размером считается пожарный рукав длиной в 20 м.

Диаметр пожарного рукава варьируется в зависимости от характеристик водопровода, с которым его преимущественно предстоит использовать. Существующий ГОСТ на пожарные рукава допускает изготовление изделий для нужд пожарной охраны с диаметром от 50 до 150 мм.

Существует два вида данного оборудования: рукава напорные и всасывающие.

Напорные пожарные рукава предназначены для передачи огнетушащей жидкости под напором. Применяются в работе мотопомп, пожарных кранов, передвижной пожарной техники. Изготавливаются двух основных видов: из натуральных волокон (лён или смесь льна и джута) и из синтетических (с латексным, полимерным или резиновым покрытием).

Напорные пожарные рукава должны отвечать следующим характеристикам:

  • Прочность;
  • Лёгкость;
  • Низкая истираемость;
  • Устойчивость к солнечному ультрафиолету;
  • Стойкость к воздействию температурных перепадов и агрессивных химических сред.

Ещё одной важной характеристикой напорных рукавов является низкий уровень гидравлического сопротивления: при высоком показателе потеря напора в пожарных рукавах будет слишком высокой и усложнит действия спасательных служб.

Пожарные рукава всасывающие используются при отборе воды или другой огнетушащей жидкости из источника посредством пожарного насоса. Бывают двух типов: 1) всасывающие, предназначенные для забора жидкости из открытых источников и работы при разрежении; 2) напорно-всасывающие, для работы в условиях разрежения и под давлением.

Пожарные рукава: эксплуатация

Несмотря на то, что пожарные рукава являются изделиями повышенной прочности, их рабочие характеристики и срок службы напрямую зависят от условий эксплуатации. Под эксплуатацией понимается весь комплекс мероприятий, в которых задействованы изделия: пожаротушение, учёт, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Действующая на сегодняшний день инструкция по эксплуатации пожарных рукавов рекомендует уделять особое внимание правилам хранения изделий, и регулярно (раз в полгода) производить их перемотку и проверку на пригодность к использованию. Проведение каждой перемотки подтверждает акт перекатки пожарных рукавов, оформляемый согласно официально установленному образцу.

Также важно осуществлять своевременную обработку поверхности рукавов специальными средствами, улучшающими служебные характеристики изделий. Повышается их устойчивость к воздействию агрессивных химических веществ (бензин, нефтепродукты, кислоты), а также водонепроницаемость, износоустойчивость, огнестойкость и устойчивость к перепадам температур.

Согласно инструкции, пожарные рукава, впервые поступившие в употребление, должны подвергаться обязательному входному контролю. Изделия визуально осматриваются на предмет наличия каких-либо дефектов, после чего резиновых рукава навязываются на специальные катушки в бухты, а гофрированные складывают в виде гармошки. На каждое изделие оформляется паспорт.

Рукава всасывающие испытываются на герметичность при помощи специальных приборов, напорные рукава – гидравлическую проверку под давлением.

Готовые к использованию рукава хранятся в специальных стеллажах. При переноске на пожарную машину катушки с рукавами закрываются специальными водонепроницаемыми чехлами. После каждого пожаротушения использованные рукава промываются и высушиваются (например, при помощи гидравлической сушки) при температуре не выше 50 градусов. В зимний период использованный рукав перед помывкой сначала оттаивают в специальной ванне с водой.

Проверка состояния пожарного рукава должна происходить после каждого использования. В случае обнаружения каких-либо дефектов в виде проколов, разрывов, износа изделие направляется в ремонт.

Испытания пожарных рукавов

Регулярная проверка пожарных рукавов – обязательная часть их эксплуатации. Основанием для испытаний являются действующие в РФ Правила пожарной безопасности.

Главная задача испытаний – проверка давления с перекаткой для равномерного износа противопожарного изделия. Проведённое испытание пожарных рукавов фиксируется документально. На основании осуществлённых мероприятий оформляются:

  • Акт проведения;
  •  Технический отчёт с указанием результатов;
  •  Дефектная ведомость с рекомендациями по устранению обнаруженных неисправностей.

Соблюдение вышеизложенных требований, безусловно, нельзя считать ещё одной бюрократической инструкцией. Пожарные рукава в неисправном состоянии способны подвести пожарного в самый неподходящий момент, когда будет дорога каждая минута, и от скорости его работы будет зависеть не только сохранность материальных ценностей, но человеческая жизнь.

Соответствие же пожарных рукавов и остального пожарного оборудования принятым стандартам делает труд пожарного высокоэффективным и безопасным.

www.nfcom.ru