Как провести аукцион на право заключения договоров аренды госимущества. Проведение торгов по аренде муниципального имущества


Торги муниципального имущества: как проходят

Современная экономическая система предусматривает наличие конкуренции не только среди коммерческих компаний и предприятий, но и участие в коммерческом обороте государственных и муниципальных органов власти. Правда, такое участие имеет свои специфические особенности. Такие особенности выражены через специально регламентированные конкурсные торги и аукционы, где местные органы власти могут участвовать, как в продаже, так и в покупке необходимых им товаров и услуг.

В этой статье будет рассказано о том, как проводятся торги государственным и муниципальным имуществом, кто уполномочен проводить такие торги и как они осуществляются на практике.

Содержание статьи

Что продается и как проходят торги муниципальным имуществом

Чтобы понять всю систему  того, как происходят торги государственного и муниципального имущества, нужно иметь представление о том, какое именно имущество может  продаваться на торгах и  конкурсах, проводимых, как самими муниципальными властями, так и сторонними организациями по их поручению.

Исходя из регламентирующих законодательных актов муниципальным имуществом, которое может быть реализовано на торгах, конкурсах и аукционах (в том числе торги имущества муниципального образования проводимых в электронной форме), могут быть:

  1. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения муниципальным организациям, включая бюджетные – школы, лечебные учреждения и т.п.
  2. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного управления муниципальным предприятиям. Это имущество, например, муниципальных унитарных предприятий, а также компаний, где имеется преобладающая доля муниципалитетов.
  3. имущество, продающееся в рамках приватизации муниципального жилья
  4. земля и земельные участки, как входящие в состав поселений, так и земли сельхозназначения, а также лесные угодья, водные объекты.
  5. права на пользование имуществом — аренда объектов недвижимости, права на пользование лесными и сельскохозяйственными угодьями.
  6. интеллектуальная собственность, в которую, в частности, могут входить права на использование в торговых марках названий городов, поселений и другой местной официальной атрибутики.

Кроме этого перечня имущества, торги аукционы муниципального имущества, могут предлагать к продаже имущество физических или юридических лиц, которое по решению суда признаны банкротами и отчужденное имущество перешло в собственность муниципалитета.

В некоторых случаях, муниципальные имущественные торги могут быть площадкой, для реализации некоторых объектов государственного имущества, которое перешло в право владения муниципалитетом по решению федеральных или региональных органов государственной власти. Например, имущество бывших военных городков, какие — либо инфраструктурные коммуникации, дороги, мосты, трубопроводы и прочие инженерные сооружения, а также земельные участки.

Таким образом, на торгах муниципальным имуществом можно купить или приобрести не только, как принято говорить, старые компьютеры или школьные парты, но и доли капитала в муниципальных компаниях, муниципальные магазины и прочие торговые предприятия.

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Несмотря на то, что порядок  торгов муниципального имущества достаточно четко прописан в законодательстве, то в отношении того, кто именно имеет право проводить торги муниципальным имуществом, имеются различные подходы.

Так, согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации субъектом права собственности муниципального имущества выступает население. Прежде чем совершить сделку по отчуждению муниципального имущества, местной администрации необходимо получить согласие у представительного органа местного самоуправления (ст. 35, 51 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При этом муниципальные депутаты определяют порядок распоряжения муниципальным имуществом, утверждают регламент на торги по передаче прав на муниципальное имущество, находящимся в муниципальной  собственности. Несмотря на то, что в ГК РФ урегулированы основные положения проведения публичного аукциона и конкурса, нормативными правовыми актами местного самоуправления определяется порядок их проведения. Это выражается в том, что местный законодательный орган власти (муниципальный совет, городская дума, поселковый совет) должен принять постановление о порядке проведения торгов муниципальным имуществом.

В этом постановлении определяется:

  1. регламент проведения торгов и процедура торгов муниципального имущества – начиная от способа извещения и заканчивая порядком заключения договора с победителями конкурсов и аукционов.
  2. Конкурсная комиссия или комиссия по торгам муниципального имущества — ее состав, полномочия, права и обязанности.
  3. перечень имущества, выставляемого на муниципальные торги включая и торги на капитальный ремонт муниципального имущества
  4. план — график проведения торгов муниципальным имуществом, в том числе, и план приватизации имущества, который в обязательном порядке подлежит опубликованию в СМИ.
  5. список СМИ, включая и интернет – ресурсы, в которых публикуется вся информация о муниципальных торгах
  6. утверждается список муниципальных торговых площадок и аукционов, через которые будут проводиться непосредственно торги муниципальным имуществом.

Здесь нужно отметить один особенный момент, связанный с полномочиями конкурсной комиссии. Полномочия органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества с инвестиционными и (или) социальными условиями путем проведения конкурса определены в

Постановлении Правительства РФ от 09 ноября 1998 г. (в ред. от 21 ноября 2001 г.). Здесь указывается, в частности, что при продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, состав комиссии определяется органом местного самоуправления.

При этом конкурсная комиссия:

  • рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами, принятые продавцом от претендентов, и определяет их соответствие требованиям законодательства и условиям конкурса;
  • принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе; утверждает распоряжение о торгах муниципальным имуществом
  • уведомляет претендентов о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе;
  • определяет победителя конкурса и подписывает протокол об итогах торгов муниципального имущества

Для установления соответствия представленных документов требованиям законодательства и условиям конкурса, комиссия вправе при необходимости запросить дополнительные сведения, а также направить представленные документы на экспертизу. Комиссия самостоятельно определяет регламент своей работы.

Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса.

Что касается вопроса того, как проводятся торги с муниципальным имуществом, то здесь имеется два варианта:

  • Первый вариант связан с тем, что торги  проводятся самим муниципалитетом, при этом всю организацию торгов и подготовка необходимых документов обычно возлагается на профильный орган муниципалитета. Как правило, это какой — нибудь комитет по управлению муниципальным имуществом, департамент или управление.
  • Второй вариант — это когда муниципалитет в виду отсутствия собственных возможностей провести конкурсные торги и аукционы (что характерно для большинства небольших муниципальных образований), то имущество муниципалитета может быть выставлено на торги через специальные торговые площадки, как федерального уровня, так и местные региональные. Список таких площадок можно легко найти на сайтах Росимущества или общефедеральном реестре торгов – www.torgi.gov.ru.

Как проводятся торги муниципальным имуществом

Порядок проведения торгов муниципальным имуществом регламентируется многими нормативными актами, законами, отдельными постановлениями правительства. Приоритетными на текущий момент являются такие федеральные законы, как ФЗ №44, ФЗ № 223, ФЗ № 94, которые непосредственно определяют порядок того, как проводятся торги, включая и проведение аукционов на электронных, торговых и аукционных площадках.

Общий же порядок проведения торгов муниципальным имуществом выглядит следующим образом:

  • Принятие решения о проведении торгов. Это решение принимается муниципальным советом совместно с исполнительным органом власти. Это решение выходит в виде постановления, в котором указывается, что в такой — то срок, в таком — то месте будут проведены торги муниципальным имуществом, с перечислением — какое именно имущество будет продаваться. Также этим решением устанавливается Конкурсная комиссия, ее полномочия и контактные данные для подачи заявок всеми заинтересованными участниками
  • Публикация извещения о проведении торгов в СМИ. Для этого используются те информационные площадки, с которыми у муниципальных органов есть договорные отношения или через свои собственные газеты, радио или ТВ, включая и самый основной информационный источник — сайт муниципального образования или сайт по торгам муниципального имущества. Также подобная информация отражается в различных информационных системах и порталах, отслеживающих проведение торгов по всем регионам страны,
  • Принятие заявок от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок. После того, как размещено извещение или опубликовано постановление о проведении муниципальных торгов, не менее, чем за тридцать дней до начала самих торгов, проводится прием заявок от всех потенциальных участников. Такой прием заявок проводится с обязательной регистрацией в специальном журнале регистрации заявок и присвоением каждой поданной заявке своего идентификационного номера.
Постановление о проведении муниципальных торгов

Постановление о проведении муниципальных торгов

  • Рассмотрение заявок и документов претендентов, установление факта поступления задатков от претендентов, принятие решения о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске, оформление протокола о признании претендентов участниками торгов;
Заявка на торги

Заявка на торги

  • Проведение торгов в месте, указанном в извещении;
  • Оформление результатов торгов протоколом;
Протокол муниципальных торгов

Протокол муниципальных торгов

  • Публикация информации о результатах торгов, в тех же СМИ, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов;
  • Заключение договора купли-продажи муниципального имущества или договора аренды объекта недвижимости или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Кроме приведенного общего порядка  проведения муниципальных торгов, также следует дополнить его и некоторыми существенными моментами, к которым относится обжалование итогов торгов, что довольно часто встречается в российской аукционной  практике. Подача жалоб в отношении муниципальных торгов имущества основывается на положениях Федерального закона № 401-ФЗ и его статьей 181 — «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Обжалование возможно лицами, подавшими заявку на участие в торгах. А также лицами, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Это может быть выражено в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, результаты торгов муниципального имущества, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.

Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

Что нужно, чтобы принять участие в муниципальных торгах имущества

В независимости от того, кто имеет желание принять участие в муниципальных торгах имущества, физическому лицу (обычному человеку) или компания (юридическое лицо), чтобы стать участником, нужно придерживаться следующего несложного алгоритма.

  • Первое — это поиск информации о том  где и когда  происходит реализация муниципального имущества на торгах. Самый простой вариант — это сайт муниципального образования.

Если муниципалитет настолько мал, что у него нет своего сайта или муниципалитет сам не может проводить торги своим имуществом, то следующим источником информации может быть сайт региональных властей (области, края, республики), где обязательно есть раздел о том, какие торги проводятся в каких муниципалитетах. Что именно будет выставлено на продажу и график торгов муниципального имущества.

Муниципальные торги

Муниципальные торги

  • Второе — как только выбраны интересующие торги, нужно подать заявку, не позднее, чем за тридцать дней. Как правило, многие продвинутые муниципальные образования предоставляют возможность прямо на сайте произвести заполнение такой заявки, для чего нужно предварительно зарегистрироваться, что вполне доступно почти каждому.
Сроки проведения торгов

Сроки проведения торгов

Проведение электронных аукционов

Проведение электронных аукционов

  • Третье — это сбор документов. Заполняя заявку на участие в торгах, там уже определено изначально, каким условиям должен удовлетворять участник и, соответственно, там же и указаны, какие именно документы нужны. Это и паспорт, и свидетельство о регистрации ИП или выписка из реестра ЕГРЮЛ. Список документов необходимых для регистрации участника торгов, как правило, всегда есть на том же сайте, где выставлено извещение о проведении торгов.
Условия предъявляемые к подаче документов для участия в муниципальных торгах

Условия предъявляемые к подаче документов для участия в муниципальных торгах

  • Четвертое – как только заявка подана, и она зарегистрирована, следует, исходя из правил большинства торгов, произвести зачисление задатка на счет той        организации, которая проводит торги. Причем, нужно перечислять по тем реквизитам, которые указаны в извещении, а не на счет муниципалитета или его предприятия.
План график проведения муниципальных торгов и конкурсов

План график проведения муниципальных торгов и конкурсов

  • Пятое — как только наступил срок проведения торгов, нужно перед самым началом пройти регистрацию участников или подтвердить свое участие в электронной системе торгов.
  • Шестое — как только торги закончены и участник стал победителем, то ему следует сразу подписать протокол, где зафиксированы итоги торгов муниципального имущества (не позднее, чем чрез три дня) в двух экземплярах. После чего, имея на руках этот протокол, можно приступить к подписанию договора купли — продажи с собственником имущества, т.е. муниципалитетом или лицом его заменяющим (представитель).

На этом вся процедура торгов считается законченной, и каждый из участников получает выполнение тех задач, который он перед собой ставил.

В качестве заключения

Остается отметить, что как видно из приведенной статьи, ничего сложного в проведении или участии в муниципальных торгах нет. Зная порядок и систему проведения торгов, не трудно сориентироваться, как и когда подать нужные документы, что является уже залогом того, чтобы стать победителем.

tv-bis.ru

Аукцион аренда \ Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Аукцион аренда (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Аукцион аренда

Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67(ред. от 03.05.2017)"О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса"(вместе с "Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества")(Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2010 N 16386) Приложение 1

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники - 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Аукцион аренда

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения 6.3. Вывод из судебной практики: Включение в конкурсную документацию условия об оплате права на заключение договора аренды государственного или муниципального имущества является незаконным. Внесенный арендатором задаток за участие в аукционе, рассчитанный исходя из стоимости права на заключение договора, следует зачесть в счет арендной платы.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению договора Договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества в установленных законом случаях может быть заключен только по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов), кроме случаев, когда заключение договора аренды допускается без проведения торгов (конкурсов или аукционов) (см., например, ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, ч. 1 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ).

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Аукцион аренда

www.consultant.ru

Проведение аукциона на право заключения договора аренды

Открытый аукцион на право заключения договора аренды, его организация

Проведение аукциона

Ведение протокола аукциона

Организаторы и комиссия по проведению аукциона

Участники аукциона

Заключение договора в результате аукциона

Открытый аукцион на право заключения договора аренды, его организация

Информация об аукционе является публичной офертой и размещается на официальном сайте торгов (www.torgi.gov.ru) за 20 или больше дней до момента, когда перестанут приниматься заявки от участников.

Если продается право на заключение договора аренды лесного участка, то информация должна публиковаться как минимум за 30 дней (п. 3 ст. 79 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 приложения 1 к приказу № 67 подать заявку на участие в аукционе может любой желающий.

Организатором аукциона разрабатывается документация, в которой указывается:

  • в каком состоянии должно быть возвращено имущество по окончании срока договора;
  • что, как и в каком виде должно быть указано в заявке на участие в аукционе;
  • «шаг аукциона»;
  • где и когда будут проводиться торги и т. д.

Подробно о содержании документации об аукционе указано в главе XVII приложения 1 к приказу № 67.

Подача заявки является акцептом на условия оферты (ст. 438 ГК РФ).

Заявитель может подать только одну заявку. Если будет отправлено 2 или больше заявок, они все будут возвращены, а заявитель не допущен к аукциону.

Что должно быть указано в заявке, перечисляется в п. 121 приложения 1 к приказу № 67.

Каждая поступившая заявка регистрируется, а о получении электронной заявки заявителю приходит соответствующее подтверждение.

После окончания приема заявок аукционная комиссия в течение 10 дней или быстрее рассматривает заявки на предмет их соответствия указанным требованиям. 

Проведение аукциона

Порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды следующий:

  1. Происходит регистрация явившихся участников, объявляется начало аукциона, его условия.
  2. Аукционист предлагает увеличить цену на «шаг аукциона», троекратно объявляет об этом. Участник, соглашающийся на эту цену, поднимает свою карточку. Так происходит несколько раз.
  3. Если после последнего объявления цены никто карточку не поднял, то договор заключается с участником, поднявшим карточку на предпоследней цене.

С победителем, назвавшим самую высокую цену, заключается договор.

В настоящее время всё больше аукционов проводятся через интернет в режиме онлайн. Однако для некоторых видов товаров электронный аукцион не предусмотрен.

Так, согласно п. 4 ст. 39.13 Земельного кодекса РФ порядок проведения аукциона на заключение договора аренды государственного земельного участка определяется федеральным законом. На сегодняшний день такой закон не принят, поэтому аукцион проводится в стандартном порядке, установленном ст. 39.12 ЗК РФ (письмо Минэкономразвития от 02.07.2015 № Д23и-3072). 

Ведение протокола аукциона

Согласно п. 143 приложения 1 к приказу № 67 во время проведения аукциона на право заключения договора аренды должна вестись аудио- или видеосъемка, а по его результату оформляться протокол.

Аудио- или видеозапись может делать и участник аукциона.

В протоколе аукциона подробно указывается вся информация о проведенных торгах:

  • место и время проведения;
  • кто участвовал;
  • начальная и конечная цена договора;
  • кто стал победителем: имя (наименование) и адрес.

Протокол составляется в 2 экземплярах, один из них передается победителю аукциона.

На протоколе должны стоять подписи членов аукционной комиссии, организатора аукциона и победителя.

После подписания в течение дня протокол обязательно публикуется на официальном сайте.

Если на аукционе продается право на заключение договора аренды лесного участка, то ведется еще один протокол — приема заявок на участие в аукционе (п. 15 ст. 79 Лесного кодекса РФ). 

Организаторы и комиссия по проведению аукциона

Согласно п. 4 приложения 1 к приказу № 67 организатором аукциона является собственник имущества — орган государственной власти.

Организатор аукциона:

  • публикует извещение об аукционе;
  • формирует документацию;
  • принимает и регистрирует заявки;
  • определяет начальную цену;
  • проводит аукцион;
  • ведет видеосъемку;
  • утверждает проект и подписывает договор с победителем торгов.

Для организации и проведения аукциона организатор может привлечь стороннюю специализированную компанию. При этом все права и обязанности остаются у организатора аукциона.

Для проведения аукциона создается аукционная комиссия из как минимум 5 человек. В ее число не могут входить участники торгов или лица, на которых они могут как-то повлиять, либо лица, имеющие личную заинтересованность в результатах аукциона.

Аукционная комиссия выполняет следующие функции:

  • рассматривает заявки, отбирает участников;
  • регистрирует пришедших на торги участников;
  • ведет и подписывает все протоколы: аукциона, рассмотрения заявок, отстранения участника от аукциона, отказа заключать договор. 

Участники аукциона

Согласно п. 17 приложения 1 к приказу № 67 участвовать в аукционе может абсолютно любая организация или физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель.

Организатор аукциона не может устанавливать каких-либо ограничений к участникам по месту происхождения капитала, организационно-правовой форме фирмы, ее месту нахождения и т. п. Единственно, что он может потребовать, — внести задаток до начала аукциона, который после определения победителя будет возвращен.

Участие в аукционе является бесплатным. 

Заключение договора в результате аукциона

С победителем аукциона подписывается договор аренды по правилам гражданского законодательства. При этом договоры аренды земельного или лесного участка подписываются не раньше чем через 10 дней после публикации информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов (п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ и п. 6 ст. 80 Лесного кодекса РФ).

Для вышеуказанных договоров также выставляется требование: они подписываются на срок от 5 лет.

Организатор аукциона может отказаться от договора, если победитель проходит процедуру банкротства или ликвидации, приостановил свою деятельность или предоставил ложную информацию.

Если от договора отказывается (уклоняется) победитель аукциона, то составляется протокол об отказе. У организатора аукциона появляется право обращения в суд с иском понуждения победителя к заключению договора. Кроме того, информация о таком победителе аукциона заносится в реестр недобросовестных участников. 

Таким образом, вопросы организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды довольно подробно определены действующим законодательством. В законах и подзаконных актах также расписаны обязанности организаторов торгов, аукционной комиссии, участников аукциона. Определен порядок заключения договора с победителем.

rusjurist.ru

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества

Торги проводятся в форме конкурсов и аукционов (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Основное различие состоит в том, что на аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене. А на конкурсе состязание между участниками проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене). Следовательно, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Порядок проведения конкурсов и аукционов в отношении государственного и муниципального имущества определен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (далее Правила).

Торги проходят в несколько этапов:

  • извещение о проведении конкурса (аукциона),
  • разработка конкурсной документации и документации об аукционе,
  • подача и рассмотрение заявок,
  • торги,
  • заключение договора по результатам торгов.

Участником конкурса или аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), претендующие на заключение договора аренды.

Правила устанавливают:

  • требования к участникам торгов,
  • условия допуска к участию в конкурсах и аукционах,
  • документы, которые заявитель должен представить для участия в торгах.

В частности, заявитель не допускается к участию в конкурсе (аукционе), если:

  • на день рассмотрения заявки имеется решение о приостановлении его деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях,
  • заявитель не представил необходимые документы,
  • документы, представленные заявителем, содержат недостоверные сведения,
  • заявитель не внес задаток, притом что требование о внесении задатка указано в извещении о проведении торгов.

Полный перечень случаев, когда заявитель не допускается к участию в торгах, предусмотрен пунктом 24 Правил.

Заявитель несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных на торги документах.

Если конкурсная или аукционная комиссия установит факт недостоверности сведений в таких документах, она обязана отстранить заявителя от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения (п. 26 Правил).

Внимание! Организатор торгов не вправе устанавливать иные требования к участникам торгов, чем те, которые предусмотрены законом.

В частности, организатор торгов не вправе требовать от заявителя документы и сведения, не предусмотренные Правилами. Не может он потребовать от заявителя и представить оригиналы документов в тех случаях, когда Правила предусматривают представление их копий (п. 53 и 122 Правил).

Кроме того, организатор торгов не вправе устанавливать необходимость заключения каких-либо дополнительных договоров (например, агентских договоров), а при их отсутствии отказать в допуске к участию в торгах. Отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, которые не предусмотрены в пункте 24 Правил, не допускается.

Совет

Необходимо тщательно проверить требования, содержащиеся в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если такие требования к участникам торгов не соответствуют действующему законодательству (ГК РФ, Закону о защите конкуренции, Правилам и т. д.), то суд по заявлению заинтересованного лица может признать торги недействительными.

Организатор торгов имеет право установить для участников торгов обязанность по внесению задатка, о чем он указывает в информационном сообщении.

По окончании конкурса или аукциона победитель торгов и их организатор подписывают протокол о результатах торгов. В законодательстве предусматриваются последствия уклонения сторон от подписания такого протокола (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Так, если от подписания протокола уклоняется организатор, то участник торгов вправе взыскать двойной задаток, а также убытки, причиненные участием в торгах, в части, которая превышает сумму задатка. Если же от подписания протокола уклоняется победитель торгов, задаток ему не возвращается. Целью задатка, который вносится на торгах, является подтверждение серьезности намерения заявителя участвовать в торгах.

При проведении торгов на право аренды государственного и муниципального имущества задаток возвращается не только участникам, но и победителю торгов, а также участникам, отозвавшим свою заявку. Задаток возвращается и заявителю, не допущенному к участию в конкурсе или аукционе. Если торги не состоялись, задаток тоже подлежит возврату (п. 58, 100, 128, 134, 147 Правил).

С 12 июня 2012 года организатор аукциона обязан заключить договор с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, если заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя.

Аналогичные положения действуют с 12 июня 2012 года и в отношении конкурса. См., соответственно, пункты 101 и 151 Правил в редакции приказа ФАС России от 30 марта 2012 г. № 203 О внесении изменений в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Если же аукцион (конкурс) признан несостоявшимся по основаниям, которые не указаны в пунктах 101 и 151 Правил, организатор вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса. При этом организатор вправе изменить условия аукциона либо конкурса (п. 102 и 152 Правил).

Прежняя редакция Правил не допускала заключения договора в указанных случаях. Ранее организатор мог объявить о проведении нового конкурса или аукциона.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества

Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов

В каком порядке заключается договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок в случае его возобновления

Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности

Архив новостей

piterlaw.ru

Как провести аукцион на право заключения договоров аренды госимущества | Рекомендации

Чтобы передать государственное или муниципальное имуществу в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, нужно провести торги. Одним из способов проведения торгов является аукцион.

Совет:  торги на право заключения договоров в отношении госимущества можно начать до истечения срока действующего договора аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления.

Новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. То есть к моменту вступления в силу договора, который заключен по результатам торгов, госимущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев, когда оно закреплено на праве оперативного управления).

Об этом сказано в пункте 17 письма ФАС от 24.04.2014 № ЦА/16309/14.

Правила проведения торгов в форме аукциона установлены приказом ФАС от 10.02.2010 № 67 ( ч. 5 ст. 17.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Они не распространяются:

Об этом сказано в части 2 статьи 17.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Некоторые положения по проведению торгов и заключению договоров в отношении государственного и муниципального имущества изложены в письме ФАС от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 и разъяснениях ФАС от 05.06.2012 и от 01.11.2011.

Аукцион является открытым по составу участников и форме подачи предложения ( п. 2 Правил, утв. приказом ФАС от 10.02.2010 № 67).

Важно: если вы нарушите правила проведения торгов, то вам грозит ответственность.

Условия проведения

Когда можно не проводить

Организатор торгов

Этапы аукциона

Подготовка к проведению

Извещение о проведении

Начальная (минимальная) цена договора

Документация об аукционе

Изменение извещения и документации

Заявка на участие

Задаток

Рассмотрение заявок

Проведение торгов

Аудио-, видеозапись и ведение протокола

Заключение договора

Определение даты заключения договора (размещения извещения)

Изменение условий договора

Хранение документов

www.budgetnik.ru

Договор аренды муниципального имущества в 2018 году

Формирование регионального бюджета совершается из нескольких источников, которых является аренда недвижимого имущества, которое находится в собственности у муниципалитета.

К такой недвижимости относятся разные объекты – квартиры, дома, дачи, участки земли. Если человек арендует муниципальное имущество, то составляется соответственное соглашение аренды.

Общие моменты

Очень важным условием при осуществлении аренды муниципального (государственного) имущества является составление договора.

Но также следует сказать, что договор, можно заключить только после того, как были проведены торги на имущество.

Органы государственной власти могут покупать имущество, распоряжаться им. Органы местного самоуправления также могут покупать имущество, распоряжаться им от имени муниципальных образований.

Первоначальные понятия

Муниципальное имущество Это имущество, владельцем которого является государство
Органы государственной власти Имеют право покупать недвижимость, другое имущество, а также распоряжаться им
Местные самоуправления Так же в полномочиях приобретать имущество, а после распоряжаться им от лица муниципальных органов

Таким образом, органы местных управлений пополняют казну средствами, которые перечисляются в качестве арендной платы.

В данном случае составляется договор аренды муниципального имущества с проведением торгов.

Много плательщиков ЕНДВ хотят экономить на аренде помещения, а арендовать муниципальные помещения больше всего подходит.

На сегодняшний день достаточно высоко выросли цены на имущество, и аренда соответственно так же поднялась, не только на частные владения, но и на государственное имущество.

Имущество, выставляемое на аренду, можно подобрать себе на аукционе, где государство выставляется свое имущество.

Также нужно понимать, что если аренда помещения происходит для ведения предпринимательской деятельности, то прибыль от деятельности имеет только арендатор.

Арендатор проводит оплату арендодателю только за арендуемое помещение, а доход от бизнеса имеет только арендатор.

Назначение документа

Договор аренды составляется, когда происходит передача имущества на какой-то определенный период, и под вознаграждение.

Договор составляется для того, чтобы обе стороны были защищены от непредвиденных ситуаций.

А также он должен на законных основаниях зафиксировать обязанности обеих сторон при передаче имущества в аренду.

Договор может быть заключен и без заверения нотариуса, юридическую силу они имеют одинаковую.

Действующие нормативы

Гражданский Кодекс и ФЗ, ЗК Регулирует вопрос о передачи имущества в аренду, а так же гражданские обязательства друг перед другом сторон процесса
ФЗ №108 «Об аренде муниципального имущества» Регулирует процесс и порядок передачи муниципального имущества в аренду
ФЗ №135 от 26.07.2006 Говорит о том, что муниципальное имущество разрешено передавать в аренду только после проведения торгов
Ст.448 п.2 ГК РФ Дает полный перечень лиц, которые могут участвовать в торгах муниципальных имуществ, и каким требованиям должен соответствовать каждый участник

Как правильно заключить договор аренды муниципального имущества

Прежде чем перейти к заключению договора обе стороны должны договориться о сумме вознаграждения за аренду помещения. Бланк договора аренды можно скачать здесь.

Сумму платы могут установить в виде:

  1. Ежемесячная сумма платежей.
  2. Проведение ремонтного процесса в счет стоимости аренды.

Происходят несколько этапов, когда сдача аренды происходит в результате торгов:

  1. Рассылается оповещение о проведение торгов.
  2. Подготавливаются все документы, касательно сдаваемого имущества.
  3. Ознакомление с присылаемыми заявками.
  4. Процесс самих торгов.
  5. Заключение соглашения с арендатором по результатам аукциона.

Закон не предоставляет стандартный образец договора, но должен быть заключен без пропуска важных пунктов, без которых договор признается недействительным.

Договор должен иметь в себе такие важные пункты:

Начальная информация должна быть о городе В котором заключается договор, и дата проведения
Стороны договора Указывается сторона арендодателя, которой выступает в роди муниципалитета, и сторона арендатора, в роли которой может выступать физические и юридические лица
Указывается предмет договора А это объект недвижимости
Указываются даты срока действия договора
Прописывается, каким образом будет происходить оплата А так же возможность изменения суммы аренды в одностороннем порядке
В двух отдельных пунктах Прописываются права Арендатора, и права Арендодателя
Ответственность сторон При несоблюдении обязанностей
Способы коммуникации За период аренды помещения
Если были рассмотрены другие дополнительные условия То так же прописываются в договоре
Указываются условия при досрочном расторжении договора И на каких основаниях это может произойти

В конце договора указываются реквизиты обеих сторон, платежные реквизиты, после чего стороны ставят подписи, при наличии и печать.

Если есть желание у обеих сторон процесса, то договор можно зарегистрировать в региональной палате.

Существенные условия

Законодательство предусматривает то, что в договоре аренды муниципального имущества обязательно должны быть прописаны существенные условия.

В другом случае договор может считаться недействительным, а его стороны освобождаются от исполнения обязанностей.

В Гражданском Кодексе прописывается пункт о существенных условиях. Самыми важными условиями является:

  1. Сдаваемый объект.
  2. Сумма вознаграждения.
  3. Срок договора.

Так же стороны могут предусмотреть и другие не менее важные вопросы, относящие к аренде муниципального имущества.

Необходимые документы

Для оформления договора аренды нужно предоставить такие документы:

Желающий получить муниципальное помещение Аренду должен предоставить внутренний паспорт России
Если со стороны арендатора выступает юридическое лицо То должны предоставить свидетельство о госрегистрация юридического лица
Обязательном порядке предоставляются оригиналы документов Которые подтверждают право собственности на объект сдачи в аренду
Кадастровый номер (если это земельный участок)

Если без проведения торгов (образец)

Законодательство России располагает заключение договора аренды без проведения торгов. Такое сотрудничество возможно только при определенных условиях.

При этом расторжение такого договора будет не возможно, если будут соблюдены все нормы. А именно рассматривается такой вид проведения (без торгов) если:

Передача объекта в аренду На срок не более 30 дней
Сдается только части муниципального объекта Общий размер передаваемого участка должен быть не больше, чем 10% от общей площади, но и не превышать 20 кв.м

Нужно сказать, что договор должен иметь в себе информацию не только о сторонах процесса, но и данные объекта недвижимости, целевое использование, сумма вознаграждения, а так же срок аренды.

А так же торги не проводятся, если в передачу аренды переходят любые культовые сооружения, или объекты другой собственности, или ценности религиозных организаций, на безвозмездной основе.

Так же без торгов могут передать в аренду имущество внебюджетным фондам.

Стороны сделки

Существуют две стороны при заключении договора аренды муниципального имущество, ими являют арендодатель и арендатор. Это общепринятые понятия обеих сторон сделки.

Любые субъекты гражданского права имеют право вступать в такую сделку, это могут быть как физические лица, так и юридические.

Видео: преимущественное право выкупа муниципального имущества

Со стороны юридического лица могут быть коммерческие и некоммерческие фирмы, а еще государство, муниципальные организации, а так же административно – территориальные обществ.

С физическим лицом

Оформив ИП, владелец может передавать право аренды также физ. лицу. В данной ситуации потребуется поменять определенные параметры вводной части и пунктов соглашения.

Если арендатор недвижимого имущества юр. лицо, ему необходимо предъявить дополнительно выдержку из Единого госреестра юр. лиц с внесением реквизитов и юридического адреса в соглашение.

Срок действия (пролонгация)

Если другое не предусматривается законом, либо соглашением аренды, арендатор по окончанию периода соглашения может заключить соглашение аренды на новый период.

Арендатор должен письменно сообщить другую сторону о желании подписать такое соглашение в период, прописанный в соглашении аренды.

Если в соглашении данный период не прописан, в разумный период до конца действия соглашения. При этом условия соглашения могут изменяться по договоренности сторон.

Могут ли признать ничтожным

Причинами для отправления иска о признании арендного соглашения оспоримым есть:

  • несоблюдение правового документа;
  • заключение договора с лицами, которые не имеют компетенции на данные действия;
  • факт подписания соглашения по принуждению либо по заблуждению. При обращении в суд нужно приготовить:
  1. Копию соглашения аренды.
  2. Правоустанавливающие бумаги на недвижимое имущество.
  3. Квитанции о выплате проживания.
  4. Заявление с написанием причин для признания договора недействительным.
  5. Другие документы.

В ходе суда также могут применяться показания свидетелей, удостоверяющие факт нарушения другим участником своих обязательств.

Для признания договора ничтожным необязательно обращаться в суд. Сделка будет признаваться недействительной, если условия соглашения нарушают права третьих лиц.

Расторжение соглашения

По запросу арендатора соглашение аренды может быть досрочно расторгнуто, когда:

  1. Арендодатель не дает имущество в использование арендатору или создает преграды пользованию имуществом соответственно с условиями соглашения.
  2. Переданное в аренду имущество имеет недостатки, которые не были известны арендатору.
  3. Арендодатель не совершает капремонт имущества в необходимые сроки.
  4. Имущество окажется в состоянии, которое не пригодно для использования.

Соглашением аренды могут устанавливаться и прочие основания досрочного расторжения соглашения по запросу арендатора.

При сдаче муниципального имущества в аренду между сторонами сделки подписывается соответственный договор.

Учитывая, что на совершение любых сделок с недвижимым имуществом имеет право только его собственник, при заключении соглашения необходимо проверить правоустанавливающие бумаги.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

yurday.ru

Аренда муниципального имущества. Только аукционы!

Аренда муниципального имущества – это один из основных источников регионального бюджета. При этом под муниципальным имуществом понимается собственность, которая принадлежит городской (сельской, поселковой и т. д.) общине. Такая собственность обычно находится в распоряжении местной администрации, действующей от имени граждан данной административной единицы. Заметим также, что хотя федеральным законодательством утвержден общий правовой механизм передачи муниципальной собственности в частные руки, однако процедурные вопросы решаются на местах, в соответствии с правовыми актами, принятыми региональными администрациями. Впрочем, рассмотрим все по порядку.

Аренда муниципального имущества

Общие процедурные моменты

Федеральное законодательство устанавливает перечень объектов, которые можно передавать в аренду или продавать с аукциона на конкурсной основе. Сам перечень таких объектов согласовывается с антимонопольным комитетом. Если внимательно просмотреть все нормативные акты, в частности правительственный приказ № 67 от 2013 года, становится понятно, что аренда муниципального имущества осуществляется в основном посредством открытых аукционных торгов. Порядок их проведения утверждается местной администрацией. Естественно, это означает, что продажа муниципального имущества на аукционе в Челябинске отличается от той, что предлагается в Твери или Калининграде. А дьявол, как известно, кроется в деталях. Подобного рода операции поэтому лучше проводить после необходимых юридических консультаций, а лучше всего – при сопроводительной деятельности своего юриста.

аукцион по продаже муниципального имущества

Требования

Аренда муниципального имущества предполагает соблюдение определенных правил и требований. Во-первых, извещение о проведении аукционных торгов оглашается за 20 дней до его проведения. В течение этого срока все потенциальные участники торгов и другие заинтересованные лица получают полную информацию о планируемом конкурсе. Предполагается, что такая открытость поможет избежать коррупционных и поспособствует проведению честных торгов. Во-вторых, процедурно устанавливается список юридических и физических лиц, допущенных к конкурсу. Что характерно, аукцион по продаже муниципального имущества проводится вне зависимости от квалификационных требований участников торгов, в том числе наличия/отсутствия технологической базы, финансовых и трудовых ресурсов. В случае игнорирования таких требований аукционные торги могут быть признаны недействительными. В то же время организатор торгов в качестве обязательной процедуры устанавливает размер финансового задатка, что гарантирует допуск к аукциону конкурентных участников.

продажа муниципального имущества на аукционе

Договор и обязательства

Аренда муниципального имущества реализуется посредством договора между победившим участником торгов и местной администрацией. В таком договоре указываются перечень арендуемых объектов, порядок выплаты арендной платы, штрафные санкции в случае невыполнения договорных обязательств, юридические полномочия сторон. Отдельным пунктом прописываются дополнительные обязательства, которые берет на себя арендатор (сохранение рабочих мест, ремонт помещений, реконструкция зданий и т. п.). Кроме того, прописываются форс-мажорные обстоятельства, которые могут спровоцировать пересмотр договорных обязательств по взаимному согласию.

fb.ru