Идентификация товаров при проведении таможенных экспертиз. Проведение таможенной экспертизы


Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля :: BusinessMan.ru

При осуществлении таможенного контроля в ряде случаев возникают вопросы, для решения которых необходимы специальные знания. Это имеет место, например, когда нужно получить разъяснения относительно какого-либо груза, сведений в документации, транспортного средства. В таких случаях назначается таможенная экспертиза. При проведении таможенного контроля определенных видов продукции эта процедура является обязательной. Рассмотрим далее, что она собой представляет.

Общие сведения

Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля – исследование, выполняемое специалистами, обладающими научными познаниями. Она необходима для решения вопросов в сфере трансграничной транспортировки грузов. Следует выделить следующие особенности таможенной экспертизы:

  1. Выполнение процедуры основывается на применении специальных познаний в разных сферах техники, искусства, науки либо ремесла.
  2. Назначение таможенной экспертизы, как и ее подготовка и непосредственное исполнение, должно осуществляться с соблюдением установленного правового регламента. Он определяет обязанности и полномочия специалистов и прочих заинтересованных лиц, а также основные этапы непосредственно самого исследования.
  3. По окончании экспертизы дается заключение. Этот акт уполномоченные органы рассматривают при принятии решений относительно дальнейшей судьбы груза.

Объекты исследования

В качестве предмета таможенной экспертизы выступают фактические данные, устанавливаемые и исследуемые в ходе таможенного контроля. Главным образом данные сведения касаются проверки груза для выявления соответствия сведений, присутствующих в декларации и прочих документах, наименованию, стоимости, количеству, происхождению продукции, перевозимой через границу. Специалисты, проводящие исследование, должны обладать знаниями не только в сфере надзора, но и в прочих областях. Одной из таких отраслей выступает товароведение. И таможенная экспертиза, и прочие контрольные мероприятия требуют четкости в соблюдении установленных законодательством норм. В качестве объектов исследования могут выступать:

  1. Документация, содержащая сведения о перевозимом грузе и ТС.
  2. Продукция и транспортные средства, которые находятся под таможенным контролем.
  3. Документация, содержащая данные о совершении действий (операций) относительно грузов и ТС.

Таким образом, таможенная экспертиза может проводиться относительно всего, что в той либо иной мере связано с перевозкой транспорта и продукции через границу.

Задачи исследования

В качестве основной цели таможенной экспертизы выступает ограждение российского рынка от некачественной продукции. Ее достижение требует концентрации различных усилий, поскольку исследование должно проводиться с разных позиций. В этой связи, перед специалистами возникает сразу несколько важных задач. В первую очередь, должно быть проведено тщательное исследование документации. Для определения качества продукции изучаются сертификаты и реквизиты. Эти бумаги выступают в качестве сопроводительной документации и являются важнейшим предметом проверки.

Вместе с этим специалистам всегда необходимо соблюдать сроки таможенной экспертизы. Зачастую на приграничный пункт поступают грузы, включающие в себя продовольствие. Большая часть из этой продукции – скоропортящиеся товары. В таких случаях специалистам необходимо выполнять свою работу максимально быстро. Часто таможенная экспертиза документации выступает только как первый этап, и не всегда сертификаты отвечают действительному качеству груза. В этой связи некоторые виды продукции проходят эпидемиологическую проверку. Она позволяет обнаружить потенциально опасный груз и не пропустить его на территорию государства. Все это касается не только продовольствия. Через границу перемещаются и грузы, содержащие высокотоксичные соединения, которые также проходят проверку. Для них, в частности, предусмотрена химическая таможенная экспертиза.

Пошлины

Таможенная экспертиза обеспечивает уплату всех обязательных отчислений. Для поставщика пошлина выступает в качестве дополнительных расходов. В этой связи некоторые перевозчики стараются уклоняться от выплат. Для выявления таких фактов осуществляется тщательная инвентаризация продукции и сопроводительной документации. В ходе этой процедуры также осуществляется подсчет пошлин с учетом рыночной стоимости изделий. Раньше решение задачи было затруднено отсутствием необходимого оборудования на пропускных пунктах. Однако в последнее время процедура значительно упрощена. Теперь на пропускных пунктах установлено оборудование, проверяющее вес груза и показывающее неучтенное его количество.

Порядок проведения таможенной экспертизы: основные требования

Исследование должностным лицом должно быть согласовано с руководителем или заместителем начальника надзорного органа. Это обеспечивается принятием соответствующего постановления. Должностное лицо, в свою очередь, выносит решение о том, что будет выполнена таможенная экспертиза (образец документа представлен в статье). В акте указываются:

  1. Основания для выполнения исследования.
  2. Наименование органа или Ф.И.О. специалиста, ответственного за проведение таможенной экспертизы.
  3. Вопросы, которые следует разрешить при исследовании.
  4. Список документов и материалов, которые предоставляются в распоряжение специалиста.
  5. Период, в течение которого будет выполняться таможенная экспертиза товаров и должно быть предоставлено заключение.

В решении также должно быть указано предупреждение специалиста об ответственности за составление заведомо ложного акта по результатам исследования. В постановлении вопросы не могут допускать разного толкования и выходить за рамки компетенции уполномоченного лица. В качестве эксперта может выступать любой служащий, обладающий специальными необходимыми знаниями для составления заключения. Специалист, который не является должностным лицом уполномоченного органа, может быть привлечен к исследованию согласно нормам законодательства стран-членов ТС. Объекты экспертизы и прочие материалы, которые необходимы для составления экспертизы, должны быть предоставлены в опечатанном и упакованном виде. Крупногабаритный груз изучается на месте его нахождения.

Уполномоченные субъекты

Таможенная экспертиза может проводиться Центральному управлению или криминалистической службе (ЦЭКТУ или ЭКС). Если указанные инстанции не могут выполнить исследование, то оно поручается государственным учреждениям. Они представляют собой специализированные органы исполнительной (федеральной) власти субъектов РФ. В их задачи входит обеспечение реализации полномочий органов дознания, судей, прокуроров и следователей путем организации и проведения экспертизы.

Предоставляемые материалы

Для проведения исследования уполномоченный специалист или орган должны получить:

  1. Постановление или определение о назначении проверки. Документ должен быть направлен руководителю ЭКС, или ЦЭКТУ, или иному учреждению, где будет выполняться исследование, с сопроводительным письмом.
  2. Акт (протокол) о взятии проб. Этот документ обязателен в особенности в случаях, когда проводится химическая таможенная экспертиза.
  3. Копия декларации и прочие бумаги, в которых содержится информация, относящаяся к предмету исследования и необходимая для разъяснения возникших вопросов.
  4. Объекты экспертизы. К ним относят транспортные средства, документацию, пробы, вещественные доказательства и прочее.
  5. Образцы для проведения сравнительного анализа.

Время выполнения

Срок экспертизы установлен в ст. 378 Таможенного кодекса ТС. Он не должен превышать:

  1. Период временного хранения (два месяца) в случае если выпуск продукции не осуществляется до получения результата исследования.
  2. Полгода, если экспертиза выполняется в отношении ТС.
  3. Год - в остальных случаях.

Срок экспертизы может быть продлен по правилам, установленным законодательствами государств-членов ТС. Время выполнения исследования может быть приостановлено по ходатайству специалиста к органу, по решению которого оно было начато, о предоставлении проб и дополнительных материалов или в иных случаях, предусмотренных нормами.

Акт по результатам

По окончании экспертизы составляется заключение. Оно оформляется письменно в двух экземплярах. Один из них остается в учреждении, производившем исследование, а второй – органу, по решению которого оно было назначено. В заключении указывается место и время проведения экспертизы, кем и на основании чего она выполнялась, вопросы, которые были поставлены, а также ее результаты и содержание, выводы и обоснования.

Документы и материалы, иллюстрирующие информацию, присутствующую в акте, прилагаются к нему и выступают в качестве его неотъемлемой части. Если в ходе исследования специалист установит имеющие существенное значение обстоятельства, относительно которых перед ним вопросы поставлены не были, он может включить выводы по ним в заключение. При проведении экспертизы несколькими уполномоченными лицами, то акт подписывается всеми специалистами. В случае наличия разногласий свое мнение каждый служащий оформляет отдельно. Таможенный орган передает декларанту или другим заинтересованным субъектам (если они известны), которые обладают полномочиями в отношении продукции или транспортных средств, копию заключения или сообщения специалиста о невозможности его дать.

Повторная и дополнительная проверка

Порядок их выполнения установлен в законодательстве Таможенного союза. При недостаточной полноте либо ясности сведений, присутствующих в заключении предусмотрена дополнительная проверка. Она может поручаться этому же или иному эксперту (организации). При необоснованности заключения специалиста предусматривается повторная проверка. Ее проведение поручается другим экспертам (организации).

Права специалиста

В ходе выполнения проверки служащий может:

  1. Участвовать в конкретных действиях в ходе таможенного контроля с разрешения уполномоченного органа.
  2. Знакомиться с материалами, которые относятся к предмету исследования.
  3. Привлекать к выполнению экспертизы других специалистов с согласия уполномоченного органа.
  4. Запрашивать дополнительные сведения, которые необходимы для производства исследования.
  5. Отказаться от выдачи заключения в случае, если материалы, предоставленные для выполнения проверки, недостаточны, или если специалист не имеет соответствующих знаний для осуществления экспертизы.

Важный момент

Информация, которая получена экспертом в процессе подготовки и непосредственного проведения проверки, может составлять банковскую, коммерческую или иную тайну или представлять собой конфиденциальные сведения. Эти данные не должны разглашаться, использоваться в других целях или передаваться сторонним лицам, за исключением предусмотренных в законодательстве случаев.

Права декларанта или его представителя

В законодательстве Таможенного союза установлены юридические возможности заинтересованных лиц. В частности, декларант либо его представитель вправе:

  1. Заявить мотивированный отвод эксперту.
  2. Направить ходатайство о постановке каких-либо дополнительных вопросов для получения ответов на них от специалиста.
  3. Заявлять ходатайство о назначении конкретного должностного лица для выполнения исследования.
  4. Присутствовать в процессе проверки (с разрешения уполномоченного органа).
  5. Брать образцы и пробы продукции.
  6. Ознакомиться с заключением, составленным специалистом по результатам исследования, или сообщением о невозможности его дать и получить копию акта.
  7. Заявить ходатайство о выполнении дополнительной либо повторной проверки.

При удовлетворении просьбы декларанта или его представителя лицо, которое назначило экспертизу, выносит соответствующее постановление. При отказе в ходатайстве уполномоченный служащий должен мотивировано уведомить об этом заявителя.

Пробы

Уполномоченный служащий в ходе выполнения таможенного контроля может взять материалы, необходимые для выполнения экспертизы. Об этом должен быть составлен соответствующий акт. Его форма устанавливается федеральным исполнительным органом, который уполномочен в сфере таможенного дела. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается декларанту или его представителю. В некоторых случаях взятие проб осуществляется в присутствии специалиста. Образцы допускается брать в минимальных количествах, достаточных для выполнения экспертизы. Разрешение на взятие выдается в случае, если данная процедура:

  1. Не изменит характеристики продукции.
  2. Не затруднит выполнение таможенного контроля.
  3. Не повлечет за собой уклонение от выплаты пошлины, налога или несоблюдение ограничений и запретов, которые установлены российским законодательством, регулирующем внешнеторговую деятельность.

При взятии проб отдельная декларация не подается при условии, что они указываются в общем документе на всю продукцию. Заинтересованное лицо может снизить таможенную стоимость продукции на ст-ть образцов, если они были отобраны уполномоченным органом и не возвращены в установленное время. Декларанты и их представители могут присутствовать в процессе взятия проб и обязаны оказывать содействие служащим, в том числе выполнять грузовые и прочие операции за свой счет. Если пробы и образцы были взяты другими государственными органами, они должны известить об этом таможенные службы. Правила, в соответствии с которыми осуществляется взятие необходимых материалов, устанавливаются исполнительными органами федеральной власти согласно Кодексу ТС и прочими нормативными актами РФ. После проведения исследования пробы и образцы должны быть возвращены владельцу, кроме случаев, когда материалы должны быть утилизированы или уничтожены, либо расходы на их возврат выше их стоимости.

Заключение

Таким образом, из приведенной выше информации становится ясно, что таможенная экспертиза представляет собой достаточно сложное научно-практическое исследование. Оно выполняется уполномоченными специалистами и органами, обладающими соответствующими знаниями. Проверка включает в себя изучение не только непосредственно самой продукции, но и документации, которая ее сопровождает. В зависимости от объекта исследования разрабатываются разные методы таможенной экспертизы, внедряются технические средства и приемы, аппаратура, приспособления, приборы для получения максимально точных результатов. При выполнении проверки выносится постановление. Время проведения экспертизы устанавливается должностным лицом с учетом трудоемкости процесса и по согласованию с руководителем уполномоченной инстанции. Результаты проведенных исследований оформляются специальным актом – заключением. Полномочия эксперта регламентируются в ст. 378, 141 и 140 ТК ТС.

businessman.ru

Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы — КиберПедия

Необходимость проведения экспертиз и исследований зачастую связана с проведением таможенного контроля, с целью уточнения информации о товаре или транспортном средстве и получения дополнительных сведений. Такой метод контроля также используется для выявления фактов недостоверного декларирования товаров; обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей; определения запретов и ограничений, установленных к перемещаемому товару.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями для дачи заключения. Эксперт привлекается на договорной основе.

Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Для проведения исследования, должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы, где указываются основание для ее проведения, наименование организации проведения исследования, ФИО эксперта, вопросы и перечень материалов предоставленных эксперту, сроки проведения экспертизы.

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия экспертом материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза. Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.

 

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:

1. недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;

2. ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной

экспертизы;

3. несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4. отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

5. в иных случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

На основании проведенных исследований и полученных результатов, делается заключение эксперта в письменной форме. В заключении эксперта указывается место, время и основание проведения таможенной экспертизы; данные об эксперте; перечень поставленных вопросов; перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование

Таможенный орган обязан вручить копию такого заключения декларанту либо иному уполномоченному лицу, имеющему отношение к перемещаемым товарам или транспортным средствам.

При недостаточности сведений или необоснованности результатов исследования, указанных в экспертном заключении, может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Таможенный эксперт вправе:

 

1) знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы;

2) привлекать с согласия таможенного органа других экспертов;

3) в течение 1 рабочего дня со дня получения материалов отказаться от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;

4) запросить в письменной форме в течение трех рабочих дней дополнительные материалы;

5) получать необходимые материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования;

6) уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией;

7) использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников;

8) использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями;

9) участвовать в проведении таможенного контроля.

Таможенный эксперт обязан:

1) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;

2) включать в заключение таможенного эксперта выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы;

3) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение таможенного эксперта на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

4) не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза;

5) соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы.

Статьей 141 ТК ТС установлены следующие права декларанта или уполномоченного лица в отношении товаров или транспортных средств, при назначении и проведении таможенной экспертизы:

· заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

· присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

· знакомиться с заключением эксперта и получить копию такого заключения;

· ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

Статья 143 Таможенного кодекса ТС предусматривает возможность проведения таких видов таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость. В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза. Также таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Должностное лицо таможенного органа при проведении контроля вправе брать пробы и образцы товаров для проведения исследования. В случае взятия проб или образцов, таможенный инспектор обязан составить акт в двух экземплярах, по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. При этом второй экземпляр отдается декларанту или уполномоченному лицу в отношении проверяемых товаров.

При необходимости, взятие проб или образцов может производиться с участием эксперта или специалиста. Пробы и образцы берутся в минимальных количествах необходимых для проведения экспертизы.

 

Следует отметить, что декларант, или его уполномоченное лицо вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками таможенного органа или сотрудниками других государственных органов.

Допускается проводить отбор проб или образцов товаров должностными лицами таможенного органа в отсутствие декларанта и его представителей, при участии двух понятых в следующих случаях:

1. неявки декларанта, или иных уполномоченных лиц, или если такие лица неизвестны;

2. существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;

3. пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

оставления на таможенной территории Таможенного союза товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

Факт присутствия понятых отражается в акте взятия проб или образцов.

По окончании исследований пробы или образцы товаров возвращаются владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость

 

1.3Проблемные вопросы процедуры назначения таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза как метод таможенного контроля активно используется должностными лицами таможенных органов в профессиональной деятельности при возникновении вопросов, решение которых возможно только с помощью лиц, обладающих специальными познаниями. Порядок назначения таможенной экспертизы и совершение иных необходимых при этом действий, в том числе ознакомление декларанта с решением о назначении таможенной экспертизы, отбор проб и образцов товара, регламентируется таможенным законодательством Таможенного союза. В то же время есть еще ряд проблемных, на наш взгляд, моментов в процессуальной регламентации назначения таможенной экспертизы, которые недостаточно урегулированы нормативными актами.

Деятельность таможенных органов достаточно многогранна. Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, введенному в действие постановлением Правительства РФ от 16,09.2013 № 809, ФТС России осуществляет ряд полномочий, в том числе имеющих отношение к экспертной деятельности или предусматривающих назначение 1аможенных экспертиз. К числу таких полномочий относятся:

1) осуществление контроля и надзора в установленной сфере

деятельности;

2) методов совершения таможенных операций и проведения

таможенного контроля;

3) принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок

отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, а также формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта при проведении таможенной экспертизы

Кроме того, ФТС России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право «организовывать проведение таможенных, судебных экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов».

Согласно определению, данному в ст. 137 гл. 20 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), «таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования». Тем самым ТК ТС определяет, что областью применения таможенной экспертизы является таможенное регулирование. В ст. 1 ТК ТС говорится, что «таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами». Другими словами, таможенное регулирование представляет собой правовое регулирование различных отношений, возникающих между должностными лицами таможенных органов, участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела при перемещении товаров через таможенную границу. Любые правоотношения предусматривают возможность совершения определенных действий со стороны субъектов правоотношений,

В этой связи уместно поставить вопрос: «При совершении каких действий и при реализации каких полномочий из области таможенного регулирования у должностных лиц таможенных органов могут возникнуть вопросы, решение которых требует назначения таможенной экспертизы?»

Если обратиться к содержанию норм последующих статей гл. 20 ТК ТС, то согласно п. 1 ст. 138 ТК ТС «таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания», т.е. область применения таможенной экспертизы в данном случае существенно сужается только до оказания помощи таможенным органам при совершении таможенных операций. Такой подход вызывает некоторое недоумение, потому что гл. 20 ТК ТС, посвященная исключительно таможенной экспертизе, включена в раздел 3 ТК ТС «Таможенный контроль» и это подразумевает, что таможенная экспертиза должна проводиться именно при проведении таможенного контроля. Сложившуюся неопределенность в регламентации области (сферы) применения таможенной экспертизы законодатель пытается решить внесением изменений в ТК ТС, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 № 151 одобрен проект протокола о внесении изменений в Договор о ТК ТС от 27.11.2009 и в ТК ТС, являющийся неотъемлемой частью Договора. Согласно этому Проекту предусматривается внесение дополнения в ст. 138 ТК ТС, в результате чего редакция статьи будет следующей: «Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля требуются специальные и (или) научные познания». Это дополнение предполагает, что областью применения таможенной экспертизы будет деятельность должностных лиц таможенных органов как при совершении таможенных операций, так и при проведении таможенного контроля. Для того чтобы окончательно определиться, на каких этапах деятельности таможенных органов, контролирующих законность перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза, должна назначаться таможенная экспертиза, необходимо проанализировать порядок ее назначения. Для этого, прежде всего, проанализируем этот порядок с точки зрения соблюдения такого обязательного процессуального момента, как предупреждение таможенного эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта при проведении таможенной экспертизы. О том, что таможенный эксперт за дачу заведомо ложного заключения может быть привлечен только к административной ответственности, а не к административной или уголовной ответственности, как это предусматривается подп. 4 п. 1 ст. 142 ТК ТС, нами было рассмотрено ранее в статье .

Предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения при проведении экспертизы предусматривается гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, уголовно-процессуальным и административным законодательствами РФ. К уголовной ответственности эксперт привлекается по ст. 307 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) при проведении судебной экспертизы, назначаемой при осуществлении гражданского, административного и уголовного судопроизводства, К административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт привлекается при проведении экспертизы как при производстве по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), так и при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствии со ст. 19.26 КоАП РФ.

Административная ответственность таможенного эксперта за дачу заведомо ложного заключения выступает гарантией достоверности сведений, получаемых должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, от таможенного эксперта в результате проведения им таможенной экспертизы. Эта ответственность является также одним из составляющих элементов правового статуса таможенного эксперта и важным средством обеспечения законности его деятельности. Сведения о предупреждение таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения обязательно заносятся в заключение таможенного эксперта, а также указываются в решении о назначении таможенной экспертизы.

Заключение таможенного эксперта, подготовленное по результатам проведения таможенной экспертизы, является источником информации о товаре, его свойствах и характеристиках, имеющим доказательное значение для принятия должностным лицом таможенного органа юридически значимого решения в отношении перемещаемого через таможенную границу товара. Кроме того, заключение таможенного эксперта в соответствии со ст. 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ №311) может быть допущено в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1.предупреждение таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения является обязательным процессуальным действием при назначении таможенной экспертизы;

2.в соответствии с действующим законодательством таможенный эксперт при проведении таможенной экспертизы может быть привлечен только к административной ответственности в соответствии со ст. 19.26 КоАП РФ;

3.таможенная экспертиза не может назначаться при совершении таможенных операций, потому что действия должностных лиц при этом не относятся к проведению таможенного контроля. Таможенная экспертиза может назначаться только при применении определенных форм таможенного контроля, в том числе и во время совершения таможенных операций;

4.необходимо внести изменения в ст. 138 ТК ТС, исключив из п. 1 этой статьи словосочетание, определяющее, что таможенная экспертиза назначается «при совершении таможенных операций», и включить предложение, внесенное Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии о том, что таможенная экспертиза назначается для разъяснения возникающих вопросов при проведении таможенного контроля (с оговоркой, о которой будет сказано ниже, касающейся применения слова «разъяснения»).

Следует отметить, что обсуждаемая проблема имеет отношение только к ст. 138 ТК ТС, потому что в остальных статьях гл. 20 ТК ТС, посвященной таможенной экспертизе, а также в решении Комиссии Таможенного союза № 258 и приказах ФТС России, определяющих различные аспекты процессуальных действий назначения и проведения таможенной экспертизы, говорится о назначении таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля.

Продолжая обсуждение процессуального порядка назначения таможенной экспертизы, следует определить цель ее назначения. Согласно определению понятия таможенной экспертизы, данному в ст. 137 ТК ТС, она назначается для решения задач в области таможенного регулирования, тогда как согласно п. 1 ст. 138 ТК ТС целью назначения таможенной экспертизы является разъяснение возникающих вопросов при совершении таможенных операций. В данном случае, как и с ранее рассмотренной областью применения результатов таможенной экспертизы, мы имеем неоднозначное указание цели назначения таможенной экспертизы. Разъяснение возникающих вопросов, согласно «Толковому словарю русского языка», подразумевает толкование сути вопросов, чтобы сделать их более ясными и понятными, что, естественно, никак не может быть целью таможенной экспертизы. На наш взгляд, более приемлемой является цель, направленная на решение задач, возложенных на таможенные органы в соответствии со ст. 6 ТК ТС и имеющих непосредственное отношение к проведению таможенного контроля, с использованием специальных и (или) научных познаний.

Другим важным процессуальным моментом назначения таможенной экспертизы в соответствии с п. 7 ст. 138 ТК ТС является письменное уведомление декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Каким образом должно осуществляться это уведомление, не определяется ни законодательными актами Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза, ни их подзаконными актами. Очевидно, в этой связи Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 151 [2] предлагается изложить редакцию этой части ст. 138 ТК ТС в следующем виде: «Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, обязан ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представителей с решением о назначении таможенной экспертизы путем вручения (направления) его копии с разъяснением прав, предусмотренных ст. 141 настоящего Кодекса». Следует отметить, что форма бланка решения о назначении таможенной экспертизы, введенная в действие приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396 , предусматривает наличие на оригинальном экземпляре бланка подписи декларанта, подтверждающей факт его ознакомления с содержанием решения о назначении таможенной экспертизы, а также с правами декларанта, предусмотренными ст. 141 ТК ТС при назначении таможенной экспертизы. Реализация нормы рассматриваемой статьи ТК ТС в действующей или предлагаемой редакции не должна вызывать затруднений в случае, когда должностное лицо таможенного органа имеет возможность лично ознакомить декларанта, попросив его явиться в таможенный орган для ознакомления с решением о назначении таможенной экспертизы.

Следующим проблемным вопросом, не урегулированным на законодательном уровне, является правомочие таможенного эксперта на проведение таможенной экспертизы. Права таможенного эксперта изложены в п. 1 ст. 140 ТК ТС, но их перечень не определяет, при каких условиях таможенный эксперт получает право на проведение таможенной экспертизы. Разъяснение этому дается в п. 13 Решения Комиссии Таможенного союза от 20,05.2010 № 258 , устанавливающем, что проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право на самостоятельное проведение таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. В настоящее время ни один законодательный акт РФ, включая ФЗ № 311, не определяет порядок получения таможенными экспертами права самостоятельного проведения таможенных экспертиз. Это означает, что существующая в настоящее время система аттестации таможенных экспертов, установленная приказом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России, не дает ни одному должностному лицу ЦЭКТУ юридически законного права на проведение таможенной экспертизы. Наиболее простым вариантом решения этой проблемы будет внесение в ст. 172 ФЗ № 311 дополнительного пункта о том, что таможенная экспертиза проводится таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В соответствии с этим пунктом ФЗ №311 впоследствии должен быть издан приказ ФТС России о порядке аттестации должностных лиц ЦЭКТУ на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.

Отмеченные проблемы регламентации назначения таможенной экспертизы требуют скорейшего разрешения путем внесения соответствующих изменений в законодательные и подзаконные акты.

 

2.Практические рекомендации по совершенствованию института таможенной экспертизы в рамках ТС

cyberpedia.su

Идентификация товаров при проведении таможенных экспертиз



 

С ускорением научно-технического прогресса появляются новые товары, потребительские свойства которых существенно различаются и в разной степени могут удовлетворять общественные потребности. С учетом возможных последствий использования этих товаров они должны быть идентифицированы и классифицированы, что позволит повысить экономическую безопасность страны. Криминальные группировки также хорошо оснащены технически и постоянно улучшают методы совершения таможенных преступлений. Для их раскрытия необходимо использовать более совершенные механизмы и методики идентификации товаров. Поэтому таможенная экспертиза как инструмент выявления потребительских свойств товаров и определения направления их использования приобретает все большее значение. Таможенную экспертизу можно условно разделить на классы, роды и виды, которые имеют свои собственные характерные признаки: предмет, задачи, объекты и методы исследования (рис. 1).

Классификация таможенных экспертиз

классификация таможенных экспертиз Рис. 1

Основная цель таможенной экспертизы товаров - выявление признаков, влияющих на классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), что предопределяет применение мер государственного регулирования при ввозе или вывозе товара.

В рамках таможенной экспертизы решаются также вопросы, связанные с выявлением страны происхождения товара, его рыночной стоимости, принадлежности к наркотическим средствам и пр. Ее результативность во многом зависит от целесообразности назначения экспертизы, соблюдения всех требований при назначении и проведении таможенной экспертизы, оформления ее результатов.

В случаях несоблюдения процедурных и процессуальных требований заключение расценивается судом как недопустимое доказательство, а решение таможенного органа о классификации товара признается незаконным и подлежащим отмене.

Данные статистики основных показателей деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее - ЦЭКТУ) за 2012 г. свидетельствуют о том, что среди всех видов таможенных экспертиз основную долю составляют идентификационные экспертизы - более 50%.

Идентификация товаров при проведении таможенных экспертиз проводится для целей однозначной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Она всегда предшествует классификации, и от результатов ее проведения зависит решение о классификации товара.

Специфичность и значимость идентификационной таможенной экспертизы заключаются именно в неразрывной связи с критериями товаров, установленными в ТН ВЭД. Сложность построения ТН ВЭД и правила классификации товаров требуют постоянного совершенствования механизмов управления идентификацией товаров при проведении таможенных экспертиз, учета особенностей потребительной стоимости отдельных групп товаров, обоснованности и точности постановки вопросов перед экспертом.

Для этих целей в ФТС России разработаны методические рекомендации для должностных лиц таможенных органов по постановке вопросов перед экспертом, которые должны учитывать специфику ТН ВЭД и содержать критерии, характеризующие товары определенной группировки с учетом потребительских свойств, материалов, использованных для их производства.

Практика их применения показывает, что методические рекомендации еще далеки от совершенства, однако на данном этапе они решают ряд сложных проблем, возникающих при назначении таможенной экспертизы. В то же время некоторые вопросы остаются не до конца урегулированными. В частности, это касается постановки вопросов, не влияющих на классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД, выходящих за пределы компетенции таможенных экспертов и допускающих различное их толкование. Это приводит к значительным временным затратам на производство экспертизы, дополнительной загрузке аналитического оборудования и может явиться основанием для отказа в проведении экспертизы.

Например, такой вопрос эксперту, как определение соответствия характеристик товара классификационным требованиям ТН ВЭД, выходит за пределы компетенции эксперта, выполняющего таможенную экспертизу. В данном случае при постановке вопроса необходимо указать, какие конкретные характеристики следует выявить в процессе производства экспертизы (физические или химические свойства, количественный или качественный состав, потребительские свойства). Юридически значимое решение о соответствии или несоответствии характеристик товара тому или иному коду ТН ВЭД принимает должностное лицо таможенных органов.

Для того чтобы идентификационная таможенная экспертиза была эффективной, точной и своевременной, нужно отобрать образцы (пробы) товаров, которые должны быть презентабельными, характеризовать состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара и соответствовать нормативным документам по стандартизации. Необходимо установить четкий порядок назначения и проведения таможенной экспертизы как в экспертных подразделениях таможенных органов, так и в негосударственных экспертных организациях, аккредитованных и уполномоченных ФТС России.

Первое условие необходимо для достижения цели таможенной экспертизы, второе - для соблюдения срока ее выполнения, установленного таможенным законодательством, в соответствии с которым он не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству. Однако срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. Практика показывает, что и данный порядок позволяет продлевать ее на неопределенное время, что является грубым нарушением прав участников ВЭД.

В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу. На практике эти сроки продлеваются по несколько раз, в результате экспертиза может выполняться в течение года и более.

Идентификационная таможенная экспертиза ввиду ее специфичности, на наш взгляд, должна проводиться только в подразделениях ЦЭКТУ ФТС России. По действующему порядку таможенному органу, назначившему ее, может быть отказано в проведении экспертизы, если:

1) недостаточно информации для проведения таможенной экспертизы;

2) решение о назначении таможенной экспертизы оформлено ненадлежащим образом;

3) существует несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствуют необходимая материально-техническая база и специальные условия для проведения таможенной экспертизы;

5) в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации отсутствует эксперт требуемой квалификации.

В случае невозможности проведения таможенной экспертизы подразделениями ЦЭКТУ ее проводят эксперты иной уполномоченной организации на договорной основе. В таких случаях привлекаемая экспертная организация обязана представить в таможенный орган, назначивший экспертизу, документы, подтверждающие наличие у нее необходимых специальных познаний - аккредитации, эксперта (специалиста), оборудования. Порядок принятия решения о привлечении таможенными органами эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы и Порядок согласования с ЦЭКТУ предусмотрены ведомственными приказами.

Установленный порядок является временной мерой, поскольку делегирование полномочий по проведению таможенной экспертизы не увязано с мерой ответственности, а необходимость этого обусловлена тем, что таможенная экспертиза (ведомственная) может использоваться в рамках судопроизводства.

Процессуальное законодательство позволяет осуществлять производство судебной экспертизы не только государственными экспертами, но и иными лицами, которым поручено производство судебной экспертизы: работниками негосударственных экспертных организаций, частными экспертами. Отсутствие регламентации их деятельности вызывает много противоречий в таможенных технологиях и судебной практике.

Негосударственные экспертные организации к экспертизам в таможенных целях проявляют большой интерес. Это связано с тем, что экспертные заключения, выданные иными экспертными организациями, судами принимаются во внимание наравне с заключениями, выданными подразделениями ЦЭКТУ. Однако, как показывает практика, качество экспертных заключений иных организаций значительно ниже. Это можно объяснить тем, что специфика таможенных экспертиз предполагает владение таможенным экспертом базовым набором знаний, касающихся вопросов исключительно таможенной сферы (ТН ВЭД, таможенная стоимость, страна происхождения и пр.), но этими знаниями не обладают товароведы и эксперты иных экспертных организаций.

Так как таможенная экспертиза является инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, большое значение имеет легитимность заключений экспертов, работающих в области таможенного дела.

Ввиду сложности построения ТН ВЭД, больших различий в потребительских свойствах товаров и возможных направлений их использования механизмы идентификации товаров при проведении таможенных экспертиз предполагают использование специальных методик. При этом данные методики могут применяться должностными лицами таможенных органов (при досмотре) как в рамках таможенного контроля, так и при проведении таможенной экспертизы.

Рассмотрим предлагаемый нами вариант специальной методики на примере идентификации и классификации частей и принадлежностей товаров, которые представляют особую сложность при таможенном контроле достоверности заявленного кода ТН ВЭД.

Понятия "части" и "принадлежности" весьма сложно дифференцировать ввиду того, что товары в ТН ВЭД описываются по таким признакам, как материал, из которого они изготовлены, их конструктивные особенности и функциональное назначение.

Частями принято считать узлы и детали машин, которые, как правило, механически соединены с основным агрегатом. При классификации частей важно знать, представляют ли они законченное целое с машиной и не имеют ли альтернативной функции.

Принадлежности (аксессуары) - это изделия, которые выполняют вторичную, или зависимую, роль, несущественную для выполнения основной функции, и, как правило, повышают эффективность, удобство пользования товарами, улучшают эргономические характеристики. Иными словами, они могут расширять возможности применения машин, оборудования, приборов и пр., для которых они предназначены.

В Таможенном тарифе, разработанном на базе ТН ВЭД, нет четкого и однозначного разделения рассмотренных понятий "части" и "принадлежности". Каждый случай следует рассматривать отдельно исходя из характеристик конкретных товаров. Более того, в связи с появлением новых видов товаров, быстрым ростом технологий производства и большим количеством мест (товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций), предназначенных для классификации частей и принадлежностей, достаточно трудно выработать правильный подход к их классификации. В этой связи целесообразна общая методология классификации таких товаров, которую можно использовать для разработки частных методик классификации отдельных товаров.

Первое и основное правило интерпретации ТН ВЭД является приоритетным среди последующих правил. В соответствии с этим правилом классификация любого изделия должна производиться в специально поименованных текстах товарных позиций с учетом примечаний к соответствующему разделу, группе и товарной позиции. Это правило соблюдается и в том случае, если часть (или принадлежность) специально сконструирована для определенного технического оборудования, но имеет конкретную поименованную товарную позицию или относится к конкретной позиции в соответствии с примечанием.

Отдельно следует выделить такую категорию товаров, которая подпадает под примечания 2б к разд. XVI, 3 - к разд. XVII и 3 - к группе 95. Указанные примечания определяют, что части машин или других товаров, которые пригодны для использования исключительно или в основном с одной машиной (товаром) или группой машин одной товарной позиции и не подпадают под описанные выше категории товаров, должны классифицироваться как части этой машины или машин.

На практике зачастую сложно определить, что означает "исключительно или в основном". Поэтому, чтобы определить основное использование части, необходимо использовать информацию от производителя, которую должен представить декларант. В случае если нет товарной позиции, конкретно описывающей данную часть, определяется устройство, с которым эта часть используется главным образом.

Многоцелевые части и принадлежности не предназначены для одного специфического типа машины (т.е. могут иметь различные применения). К этой категории товаров можно отнести части, если они не названы определенно в товарной позиции или не охвачены примечанием, не являются частями общего назначения, не подходят для использования исключительно или в основном с определенной машиной или группой машин, не охвачены любыми другими условиями таможенного тарифа. В ТН ВЭД они не имеют конкретной товарной позиции и классифицируются чаще всего исходя из примечаний (2в - к разд. XVI, 3 - к разд. XVII и 2в - к группе 90 ТН ВЭД), т.е. по первому правилу интерпретации ТН ВЭД. Методологический подход и алгоритм идентификации и классификации частей и принадлежностей, в соответствии с ТН ВЭД, представлены на рис. 2.

Алгоритм идентификации и классификации частей и принадлежностей в соответствии с ТН ВЭД

идентификация товаров соответствии с тн вэд Рис. 2

Таким образом, при классификации частей и принадлежностей необходимо соблюдать определенный порядок, основанный на том, что части делятся на различные категории, требующие индивидуального подхода к их классификации. Предложенная методика в некоторых случаях является единственной возможностью безошибочно решить вопрос идентификации и классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.

Методики идентификации отдельных групп товаров, представленные в виде алгоритма действий, позволят сократить время идентификации и минимизировать риски ошибок.

Июль 2013 г.

Статьи по теме:

www.brokert.ru

Порядок проведения таможенной экспертизы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3. 

1. Теоретические основы таможенной экспертизы…………….......……….….4.

    1. Понятие и цели таможенной экспертизы……………………...…………….4.
    2. Виды таможенной экспертизы……………………………..……….………..6.
    3. Таможенная экспертиза товара……………………..……………….……….9.
 

2. Таможенная  экспертиза при проведении таможенного контроля...............11.

    1. Порядок проведения таможенной экспертизы………………………...….11.
    2. Проведение таможенной экспертизы………...............................................13.
    3. Таможенный контроль.….……………………………....………….....…....15.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………...23. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………….24.                              

     ВВЕДЕНИЕ  

     Цель  данной работы – изучить основные принципы и способы реализации таможенной экспертизы в Республике Казахстан при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Республики Казахстан.

     Передо  мной, как автором работы стоят  следующие задачи:

     1. Охарактеризовать понятие и цели таможенной экспертизы.

     2. Описать товар, как объект исследования  при проведении таможенной экспертизы. Привести примеры различных видов  таможенной экспертизы.

     3. Охарактеризовать сертификацию импортируемой продукции. 

     4. Изучить способ проведения таможенной экспертизы.

     Экспертиза  товаров, транспортных средств и  документов имеет  важнейшее значение и  позволяет выявить необходимые  для таможенного оформления сведения.

      При осуществлении операций таможенного контроля для разъяснения вопросов, требующих применения специальных знаний, может быть назначена экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении. Иными словами, таможенная экспертиза представляет собой одну из мер обеспечения таможенного контроля . Следовательно, она повышает его эффективность и способствует тем самым соблюдению таможенного законодательства и международных договоров Республики Казахстан, что в нынешних условиях криминализации общества, роста и видоизменения преступности является особенно важным. В этом заключается актуальность данной работы.

     Кроме того, образование Республики Казахастан как независимого государства существенно изменило подход к регулированию внешнеэкономической деятельности. Усилия последнего десятилетия в этой области сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.

В связи  с этим у государства и его  органов появились совершенно новые специфические функции. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

     Одно  из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

  1. Таможенная Экспертиза
 
    1. Понятие и цели таможенной экспертизы
  

     Таможенная  экспертиза — специальное компетентное исследование точно сформулированного  вопроса о качестве, происхождении, безопасности товаров, их соответствия определенным нормам и стандартам требующее  специальных знаний. Это научно-практическое исследование проводится экспертами с целью решения задач по таможенному делу. При его осуществлении решается большой комплекс общих задач фискального контроля правоохранительного, экономического, защитного и статистического характера, требующий выполнения самых различных экспертиз.

  Таможенная экспертиза относится к отдельному классу экспертиз, так как она имеет свои характерные признаки, объекты, задачи, предметы и методы исследования.

     В роли объектов таможенной экспертизы выступают:

материализованные информационные источники;

перемещаемые  через таможенную границу товары и предметы, а также отобранные для исследования пробы;

объекты нарушения таможенных правил и контрабанда;

различные сопроводительные товарные документы, которые используются при таможенном контроле и оформлении.

     Цель  экспертизы – получить ответ на вопросы, возникшие при осуществление  таможенного контроля. Экспертиза проводиться  на товары, транспортные средства или  на документы, в которых содержится информация о товаре или транспортном средстве, либо на совершенные действия по отношению к товару или транспортному средству.

  Проводится таможенная экспертиза экспертами таможенной лаборатории. Если на таможне отсутствует эксперт или таможенная лаборатория, то таможенными органами назначается другая соответствующая организация или другой эксперт. Экспертом может быть назначено любое лицо, которое знает правила проведения экспертизы и обладает специальными познаниями для дачи экспертного заключения. Для проведения таможенной экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. Если экспертиза проводиться по инициативе декларанта или другого заинтересованного лица, то такое лицо вправе само порекомендовать таможенным органам кандидатуру эксперта.

  Должностное лицо таможенного органа, при согласовании с начальником таможни или его заместителем выносит постановление о проведении экспертизы. В постановление обязательно указывается фамилия, имя и отчество эксперта, наименование экспертной лаборатории, в которой будет проведена экспертиза. Также составляется ряд вопросов, на которые должен ответить эксперт в ходе проведения экспертизы и перечень документов и материалов, предоставленных в распоряжения эксперта. Обязательно указываются сроки проведения таможенной экспертизы и предоставления заключения эксперта в таможенный орган. В постановление эксперту разъясняется административная ответственность за дачу ложного заключения.

     Сроки проведения экспертизы не должны превышать  сроки временного хранения товара. Если это транспортное средство, то срок проведения экспертизы может быть до шести месяцев. Если это какие-либо другие случаи не связанные со сроками хранения товара или транспортным средством, то эксперт должен предоставить заключение в течение года. Все сроки на проведение экспертизы рассматриваются в индивидуальном порядке.

  Должностное лицо, под контролем которого проходит таможенная экспертиза, обязан ознакомить декларанта или заинтересованное лицо, если оно известно, о постановление на проведение экспертизы. При ознакомление с постановлением должностное лицо обязано проинформировать декларанта о его правах и сделать соответствующую отметку в постановлении, которая должна быть заверена указанным лицом или его представителем.

  Все расходы, возникшие у таможенных органов с проведением экспертизы, привлечением эксперта и привлечение таможенных лабораторий или других экспертных организаций возмещаются за счет республиканского бюджета. Исключением являются только те случаи, когда экспертиза проводилась не по инициативе органов таможни.

  Как правило, таможенная экспертиза делается на основании гражданского или уголовного дела, при поданных исках в арбитражный суд, при нарушении проведения таможенного контроля и его оформления, а также при нарушении таможенных правил. Поэтому, в случае необходимости проведения таможенной экспертизы обращайтесь только к юридическим фирмам, которые специализируются на таможенном праве.                

    1. Виды  таможенной экспертизы
  

     Если  требуется узнать виды таможенной экспертизы, то стоит обратиться к профессионалам. Всем известно, что пограничный контроль обязателен для всех ввозимых грузов, но лишь малая часть владельцев задумывается о том, какие виды таможенной экспертизы существуют в Казахстане. Большая часть людей уверена в том, что все проверки одинаковы, поэтому не стараются уточнить подробности. Тем не менее, это чрезвычайно интересный вопрос, который стоит рассматривать многим людям. Конечно, таможенную экспертизу можно разделить на огромное количество частей, каждая из которых будет зависеть от вопроса, поставленного перед специалистом, но чтобы упростить рассмотрение следует отметить всего лишь две большие группы работ.

  1. Проверка документации. Рассматривая виды таможенной экспертизы в первую очередь необходимо остановиться именно на документации. Казалось бы, в ней нет ничего сложного, потому что она должна проходить очень быстро. Тем не менее, на этом этапе виды таможенной экспертизы показывают всю свою сложность. Эксперты проверяют соответствие товаров в грузе сопутствующим документам. Это касается многих тонкостей, первой из которых является количество. Действительно, количество того или иного товара в грузе является самым важным аспектом. На основании этих данных все виды таможенной экспертизы помогают подсчитать размеры пошлин. Неужели на этом проверка заканчивается? Конечно, нет, после этого проверяются реквизиты каждого товара. Вот самая главная проверка документов, которая занимает массу времени. Экспертам приходится тщательно сверить каждый товар с сопутствующей документацией, что иногда кажется практически нереальным. Вот именно здесь всегда все виды таможенной экспертизы задерживаются, потому что приходится тратить много времени.

  2. Проверка качества продукции. Виды таможенной продукции также касаются и иных моментов, например, физических и химических свойств груза. Может показаться, что в этом нет смысла, но нужно вспомнить о том, что далеко не все товары могут ввозиться в Казахстане. Таким образом, виды таможенной экспертизы останавливаются и на тщательном исследовании. В ходе него проверяются некоторые качества, и, в частности, токсичность. На самом деле это самый важный показатель, который может стать серьезным препятствием ввоза товара в Казахстан. Нынешнее законодательство учитывает некоторые стандарты, они сообщают все необходимые показатели. Если вспомнить прежние времена, то можно отметить ужасный факт ввоза огромной партии товара детских мягких игрушек, которые оказались очень вредным для детей. Теперь такие ошибки при проверках не встречаются, поэтому отечественный рынок наполняется качественной продукцией. Следует отметить, что именно на этом этапе виды таможенной экспертизы препятствуют поступлению подделок, которые являются настоящим проклятием российского рынка.

  Виды таможенной экспертизы можно рассматривать очень долго, но если их разделить на две подобные группы, то они становятся понятными каждому человеку. Тем не менее, никогда не нужно думать о том, что такое разделение слишком поверхностное, потому что его вполне достаточно для качественного рассмотрения. На самом деле виды таможенной экспертизы понятны и просты, они не скрываются от общественного мнения, поэтому уточнить их можно в любой момент. Хотя никогда не стоит забывать о том, что в первую очередь они чрезвычайно важны, поэтому нет смысла проверять все тонкости проверки. Главное, что при этом на российский рынок почти не поступают некачественные продукты.

     Таможенные  экспертизы включают: материаловедческие, идентификационные, химические, сортификационные, технологические, товароведческие, экологические, искусствоведческие, сертификационные, стоимостные, оценочные, геммологические, технико-криминалистические и другие виды.

     Экспертизы  связаны с тремя видами деятельности таможенных органов: таможенное оформление и таможенный контроль, расследование  и рассмотрение дел о нарушениях и преступлениях в таможенном деле, реализация конфискованных и обращенных иными способами в республиканскую собственность товаров.

     Группировка видов таможенных экспертиз в  зависимости от направления деятельности таможенных органов включает три класса:

stud24.ru