10. Основные методы налогообложения. Пропорциональный метод налогообложения


10. Основные методы налогообложения

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).

Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.

Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на отдельные разряды (ступени). Для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.

2. Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке.

4. Скрытые системы прогрессии. В некоторых случаях фактическая прогрессия достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).

Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).

11. Способы уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый. Порядок уплаты налога. Налоговая декларация, ее содержание

Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый.

При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату.

При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, устанавливающий среднюю доходность объекта обложения.

Общий порядок уплаты налогов определен ст. 58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Производится уплата в наличной или безналичной форме.

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

studfiles.net

Методы налогообложения 16

Метод налогообложения – это порядок применения налоговой ставки, размер которой меняется в зависимости от роста налоговой базы.

Известны четыре основных метода налогообложения:

  • равное налогообложение;

  • пропорциональное налогообложение;

  • прогрессивное налогообложение;

  • регрессивное налогообложение.

При равном методе налогообложения для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Этот метод представляет собой простой вид налогообложения, при котором не учитывается имущественное положение налогоплательщика, и поэтому в сегодняшних условиях применяется лишь в исключительных случаях.

При пропорциональном методе налогообложения устанавливается равная для всех налогоплательщиков ставка налога, а не сумма налога. С ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога, ставка налога остается неизменной. В действующей налоговой системе РФ метод пропорционального налогообложения используется достаточно активно.

Прогрессивное налогообложение – система, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок, или же с ростом налоговой базы растет ставка налога.

Применяется два вида прогрессии: простая и сложная.

При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения налоговой базы для всей ее суммы. При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки действуют не для всего увеличивающегося объекта, а для части, превышающей предыдущую ступень.

Регрессивное налогообложение – система, при которой большему объекту налогообложения соответствует более низкий уровень налоговых ставок.

5. Классификация налогов

Для редактирования данной темы были использованы следующие источники:

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

1) По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов выделяют государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

НК РФ предусмотрено следующее деление:

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. НК РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой НК РФ).В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог и другие.

Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В исключение из этого правила в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.

Устанавливая местный налог, соответствующий представительный орган вправе определить те же элементы юридического состава налога, что перечислены выше для региональных налогов. Ряд существенных элементов состава местных налогов также устанавливает федеральный законодатель (п. 4 ст. 12 части первой НК РФ). Земельный налог, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов (Приложение 1).

До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (таблицы 2-4).

Таблица 2

studfiles.net

3. Принципы и методы налогообложения

Формирование налоговой системы государства требует использования определенных правил (принципов налогообложения). Впервые они были сформированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723-1790г.) в его книге “Исследование о природе и причинах богатства народов”, которая вышла в 1776г.

Эти принципы актуальны и сегодня, их по праву называют классическими.

Первым из четырех сформированных А. Смитом принципов является принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества. В современном понимании справедливым считается участие юридических и физических лиц в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, которые они получают.

Второй принцип А. Смита – это принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны налогоплательщику.

Третий принцип – принцип удобства,предлагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика.

И наконец, четвертый принцип – это принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, т.е. расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог государству.

Со временем эти принципы были дополнены принципами обеспечения достаточности налогов, подвижности налоговой системы, однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога и т.д.

Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

  • равное;

  • пропорциональное;

  • прогрессивное;

  • регрессивное.

Равное налогообложениепредполагает установление фиксированной (равной для всех) суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговой ставкой и налоговой базой.

Равное налогообложение было широко распространено в средние века (подушный налог). В настоящее время применяется редко. В РФ данный метод использовался ранее (в начале 90-х годов) при введении некоторых местных налогов, например сбора на содержание милиции.

Пропорциональное налогообложение предполагает установление фиксированной налоговой ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строится на основе пропорционального метода (налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц и т.д.).

Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения часто используется при обложении доходов и реже – при обложении имущества (налог на имущество физических лиц).

При регрессивном методе налогообложения налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а наоборот, снижается.В чистом виде этот метод используется крайне редко. оставшуюся после уплаты налога часть дохода

studfiles.net

Методы налогообложения

Понятие налогов и сборов сводится к тому, что они выступают основными источниками формирования всех денежных фондов государства – доходов бюджета. Именно поэтому налоги напрямую связаны с деятельностью всего государства и зависят от уровня его развития на определенной исторической стадии. С их помощью возможно изымать часть национального дохода и присваивать его для осуществления госнужд.

Система налогов и сборов современного общества является важнейшим регулятором национальной экономики, который обеспечивает стабильность финансовой жизни и работы кредитного механизма в масштабах государства. Грамотность в подходе к организации механизма налогообложения страны определяет степень эффективности функционирования всего народного хозяйства.

Главными принципами организации обложения налогами хозяйствующих субъектов и населения являются принципы экономии, удобства, справедливости, разделения по уровням бюджета, определенности, применения научного подхода при установлении величины налогов.

На практике эти принципы претворяются в жизнь через методы налогообложения. Под методами понимают способы построения ставок налогов в соотношении их с налоговой базой. По этому критерию выделяют четыре главных метода обложения: пропорциональное, равное, прогрессивное, регрессивное.

Методы налогообложения играют важную роль, поскольку от их правильного выбора зависит правильность распределения налоговой  нагрузки на все субъекты хозяйства и граждан. От этого зависит и объем поступлений в бюджет и нагрузка на отдельных плательщиков с учетом их финансовых возможностей.

Равное налогообложение устанавливает фиксированную сумму налога, который взимается с плательщиков. Налоговая ставка используются в твердом размере, который является равным для всех субъектов деятельности и никак не зависит от  налоговой базы.

Такие методы налогообложения являются наиболее примитивными и простыми. С другой стороны, они и самые удобные, особенно в качестве чрезвычайных или временных налогов, устанавливаемых дополнительно к постоянным.  К примеру, подушный  налог, который платили при Петре I. Этот метод не учитывает материального положения и дохода плательщиков, поэтому бедные несут бремя по уплате налогов в большем размере. Сегодня этот метод считается экономически неэффективным, поскольку не отвечает требованиям принципа справедливости.

Пропорциональное налогообложение устанавливает для отдельных налогоплательщиков фиксированные ставки в определенных процентах и долях, которые не изменяются при изменении налоговой базы.  Эти методы налогообложения предполагают рост налогов соответственно увеличению налоговой базы. В данном случае полностью учитывается принцип справедливости. Сегодня большинство налогов в РФ строятся по пропорциональному методу.

Прогрессивное налогообложение учитывает рост налоговой базы при расчете самого налога для уплаты. В этом случае ставка налога прямо пропорционально связана с налоговой базой (с ростом базы ставка становится выше). Выбор данного метода обложения основан на  понятии так называемого дискреционного дохода – дохода, который используется по собственному усмотрению. Он равняется разнице между совокупными доходами и теми, которые расходуются на удовлетворение минимальных (основных) потребностей. При увеличении общих доходов увеличивается и процент дискреционного дохода. При пропорциональном методе обложения (когда налоговая база равна общему доходу) менее состоятельные плательщики оказываются в невыигрышном положении, поскольку доля получаемого ими свободного дохода меньше, чем у более состоятельных плательщиков, а доля налога, который они обязаны платить, соответственно, - выше. А прогрессивное налогообложение в этом случае обеспечивает соблюдение принципов справедливости и равенства.

Методы налогообложения включают еще один – метод регрессивного налогообложения. Этот метод является отдельным направлением среди всех существующих. Такое налогообложение рассматривается как вид прогрессивного, но с отрицательными коэффициентами прогрессии. При данном методе обложения налоговая ставка снижается при пропорциональном росте налоговой базы. Этот метод в современной экономике редко встречается в чистом виде. В России этот метод используют для установления социального единого налога.

fb.ru

Основные методы налогообложения

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).

Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.

Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на отдельные разряды (ступени). Для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.

2. Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке.

4. Скрытые системы прогрессии. В некоторых случаях фактическая прогрессия достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).

Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).

 

Способы уплаты налога

Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый.

При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату.

При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, устанавливающий среднюю доходность объекта обложения.

Общий порядок уплаты налогов определен ст. 58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Производится уплата в наличной или безналичной форме.

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

 

 

Классификация налогов

Классификация налогов осуществляется на основе признаков.

Налоги подразделяют на общие и особенные.

Общие – налоги, взимаемые с продаж, с имущества и дохода.

Особенные – налоги, взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода.

Налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные.

Прямые – налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).

Косвенные – налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например НДС, который вносит в казну продавец, но фактически оплачивает покупатель, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Безразличные – налоги, источники уплаты которых не имеют значения, поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог на собак).

В зависимости от субъекта налога (налогоплательщика) различают налоги на юридических и физических лиц.

Действующим законодательством предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги.

Из числа действующих к федеральным относятся следующие налоги:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• налог на доходы физических лиц;

• единый социальный налог;

• налог на прибыль организаций и др.

К региональным налогам относятся следующие налоги:

• налог на имущество предприятий;

• налог на игорный бизнес;

• транспортный налог.

К местным относятся следующие налоги:

• налог на имущество физических лиц;

• земельный налог.

 

 

Цели налоговой политики

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

• экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

• социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

• фискальные – повышение доходов государства;

• международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

Читайте также:

lektsia.com