3. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера. Пропорциональные прогрессивные и регрессивные налоги


Виды налогов: прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог,налог на прибыльи подобные. К косвенным налогам относитсяналог на добавленную стоимостьи другие.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

1) Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

2) Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.

3) Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода

Кривая Лаффера – это инструмент торговли на фондовом рынке. Он был создан американским экономистом А. Лаффером. Тот создал определённую теорию, что рано или поздно увеличение налогообложение достигает своего максимума, когда многие предприятия терпят кризис и больше не могут заниматься своей деятельностью. Соответственно, государство идёт на снижение налогов, а сам график при этом представляется своеобразной кривой. Он показывает соотношение между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Многие инвесторы доверяют подобной системе и используют её для предсказывания дальнейших колебаний стоимости акций того или иного предприятия или облигаций. Так можно определить, будет ли выгодно сейчас вкладывать свои средства в ценные бумаги, или лучше зарабатывать на государственных облигациях.

4. Бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика(фиксальная) - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Основные цели фискальной политики

Бюджетно-налоговая политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

Виды:

-Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

-Автоматическая фискальная политика - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

-Встроенные стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

studfiles.net

Что такое прогрессивный и регрессивный налог? :: SYL.ru

Налоги в пользу государства имеют целью поддержание его функционирования. Они идут на содержание госаппарата, вооруженных сил, здравоохранение, образование. Но так ли монолитен налог как кажется? Нет, существует довольно много его видов. Они объединены в два основных – это регрессивный налог и прогрессивный налог. Что они собой представляют и какая между ними разница – об этом и будет вестись речь в статье.

Что такое налог?

Под налогом понимают обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается органами государственной власти с различных физических лиц и организаций для обеспечения деятельности муниципальных и державных образований. Они могут быть официальными или скрытыми, а взимание регулируется налоговым законодательством. Совокупность налогов, а также форм, методов и принципов их установления, отмены, изменения и контроля вместе формируют фискальную систему государства. Следует отличать их от сборов и пошлин, которые носят не безвозмездный характер, а необходимы, чтобы плательщики совершали определённые действия.

Как сказано выше, все налоги объединены в две группы. Будут приведены они, а также некоторые подтипы одного из них:

  1. Прогрессивный налог (будут рассмотрены не все, так как в реальности их краткое описание занимает несколько десятков книжных страниц).
  2. Простой поразрядный.
  3. Одноступенчатый.
  4. Относительный поразрядный.
  5. Многоступенчатый.
  6. Линейный.
  7. Комбинированный.
  8. Регрессивный налог. Пример реализации и его признаки будут оговорены далее.
  9. Пропорциональный.

Что называют прогрессивным налогом?

Данное налогообложение предусматривает увеличение ставки по мере роста доходов. В основном используется при работе с физическими лицами.

  1. Простой поразрядный. Шкала совокупного дохода делится на отдельные разряды. Каждому из них соответствует определённый уровень: высший и низший. У каждого разряда есть определённая налоговая сумма, которую необходимо оплатить. Такая схема использовалась в тех государствах нового времени, где только вводился подоходный налог. Недостатком является скачкообразное изменение сумм, которые необходимо заплатить. Может быть такое, что владелец более высокого дохода после уплаты всех налогов остаётся с меньшим количеством денег, нежели получающий меньше.
  2. Одноступенчатый. Имеет всего одну ставку. Также вводится необлагаемый минимум, с которого не собирается доход. Про саму налоговую ставку можно сказать, что она является фиксированной. Но в реальности увеличение эффективности растёт вместе с доходами, которые получают объекты. К тому же он показывает, сколько действительно взимается в качестве налога. Такая схема также часто называется сбором податей со скрытой прогрессией.
  3. Относительный поразрядный. Такой вид прогрессии делит сумму дохода на разряды. Каждый их них определяется определённой ставкой, которая выражена в процентной форме и применяется ко всей базе. Внутри каждого разряда сохраняется пропорциональное обложение, но при переходе к следующему происходят скачки уровня налогов. Здесь также возможна ситуация, когда получатель большего дохода остается с меньшей суммой, чем тот, кто зарабатывает меньше.
  4. Многоступенчатый. В этом случае весь доход делится на несколько ступеней, для каждой используется своя фиксированная налоговая ставка. Она обычно растёт вместе с каждой новой частью. Особенность такой системы в том, что она занимается исключительно теми суммами, которые выше определённого минимума.
  5. Линейный. В данном случае налоговая ставка возрастает постепенно без скачков. Как правило, максимальное значение в процентном выражении может в несколько раз превышать начальный минимум.
  6. Комбинированный. Весь доход делится на несколько частей. И к каждой из них применяется свой особенный тип налогообложения.

Как назвать случай, когда по мере увеличения дохода у налогоплательщика снижается ставка? Это называется регрессивный налог. Данный тип может применяться не только к юридическим, но и к физическим лицам. В таких случаях обычно доход делится на части, каждая их которых отдельно облагается. Так, он реализован в качества НДС или прямых фиксированных налогов. Но не путайте его со сборами. Помните: сказать, что государственная пошлина – это регрессивный налог, значит показать отсутствие знаний.

Эффективность системы

Под конец можно вынести резюме. Дело в том, что эффективная система налогообложения позволяет говорить о результативности функционирования государства с точки зрения обеспечения своих граждан свободой действий. Проводя определённые параллели с реальностью, можно сделать заключение, что регрессивный налог является довольно проблематичным для обществ, в которых значительное количество людей не получает необходимых для качественной жизни доходов. И он одновременно выгоден для небольшой группы населения, которая сконцентрировала у себя промышленные комплексы. Прогрессивное налогообложение в свою очередь является более выгодным для относительно равномерного распределения бремени содержания государства среди всех жителей. Поэтому к нему относятся прямые подати. В том числе и подоходный налог. Регрессивный тип налогообложения тоже может использоваться, но большинство стран себе такую роскошь позволить не могут.

Заключение

Но, в конце концов, каждое государство идет по своему пути, имея на выбор пропорциональный, регрессивный налог и прогрессивный налог. При этом может сложиться ситуация, когда есть выбор между разными системами сбора податей. Так, индивидуальные предприниматели могут облагаться единым налогом, который является частью пропорциональной системы. Тогда как для крупных предприятий используется прогрессивный подход.

www.syl.ru

38. Налоговая ставка. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера.

Налоги- обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Объект налогообложения (ОН) – имущество, на стоимость которого начисляется налог.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

Способы изъятия налогов:

  1. Прямые налоги: взимаются с непосредственного владельца ОН. Это подоходный налог, налог на прибыль, наследство и дарение, на имущество, Н на сделки с капиталом.

  2. косвенные: уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара и услуги, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. (Налог на добавленную стоимость НДС, Н с продаж, акцизы (дополнительно начисляемый на определенные виды товаров – алкоголь, табак, роскошь), таможенные пошлины. Косв налоги наиболее весомая часть налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ).

Налоговые системы:

А. Прогрессивное налогообложение: ставка Н увеличивается по мере роста объекта налога (владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, о и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода). Пример: подоходный налог с физ лиц. Для прогрессивных Н большое значение представляют средняя налоговая ставка (отношение суммы Н к величине облагаемого им налога) и предельная НС (ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода).

Б. Регрессивный налог – Н, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Как правило, это косвенные Н.

В. Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости ОН. (налоги на имущество предприятий и физ лиц)

Кривая Лаффера.

КЛ описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в госбюджет. Согласно Лафферу, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

По мере роста ставок налога от 0 до 100%, доходы госбюджета будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (т.М, допустим, 50% СН), а затем снижаться опять до 0. Более низкие НС могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут в расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Повышение налоговых ставок целесообразно лишь в той об­ласти, которая находится ниже точки М, например, в точке L. Но снижение налогового бремени не дает краткосрочного эффек­та (в смысле быстрого наполнения доходов гос. бюджета), а проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в дол­госрочном аспекте.

Гос доходы могут быть максимальны только при некотором оптимальном уровне ставки налога. Не обязательно макс налоговая ставка ведет к максимизации дохо­дов государства. Главная трудность - оптимальный уровень налоговой ставки.

studfiles.net

Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги

Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги  [c.688]

Применение. Что можно сказать о прогрессивных, пропорциональных и регрессивных налогах в США  [c.689]

Понятие средней налоговой ставки позволяет выделить и определить прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги, графическое отображение которых дано на рис. 30.3.  [c.596]
Рис. 30.3. Графики прогрессивного, пропорционального и регрессивного налогов Рис. 30.3. Графики прогрессивного, пропорционального и регрессивного налогов
Государство, стремясь обеспечить справедливое налогообложение в рамках горизонтальной и вертикальной справедливости, использует прямые и косвенные, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги, предельные и средние налоговые ставки. При этом важно достигать не толь-  [c.596]

Определения. Налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Эта классификация указывает на соотношение между налоговыми ставками и доходом просто потому, что все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, товара, здания или участка земли, в конечном счете изымаются из чьего-либо дохода.  [c.688]

Налоги обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Эти определения базируются на соотношении меж-  [c.47]

В конце XX в. авторы учебника Экономикс задают тот же вопрос, который до них задавали в начале века К какой категории - прогрессивной, пропорциональной или регрессивной - относится вся американская налоговая система, включающая федеральные налоги, налоги штатов и муниципалитетов На этот вопрос трудно ответить, так как оценки распределения общего налогового бремени в значительной степени зависят от точки зрения на эту проблему. В какой степени различные налоги перекладываются на чужие плечи и кто же в конечном счете несет на себе всю тяжесть налогов 1.  [c.215]

ОБЛОЖЕНИЕ—предусмотренная в законодательном порядке система исчисления и уплаты налогов и сборов. В зависимости от построения ставок налога О. подразделяется на обложение в твердых ставках, пропорциональное обложение, прогрессивное обложение и регрессивное обложение (см.). По способу Исчисления и взимания налогов различаются окладная и раскладочная системы обложения (см. Раскладочные налоги, Окладные налоги и сборы).  [c.135]

В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.  [c.249]

В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Пропорциональный налог не зависит о размера дохода, т.е. применяющейся одинаковые ставки. При прогрессивном налоге отчисления в бюджет возрастают по мере увеличения дохода. Регрессивные ставки уменьшаются по мере роста дохода.  [c.391]

Налог на имущество предприятия, находящееся на балансе, — это совокупность основных производственных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат. Налог на имущество не может превышать 20% от стоимости облагаемого имущества. В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.  [c.213]

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.  [c.94]

Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.  [c.119]

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.  [c.119]

Налоговая система выполняет следующие функции фискальную, регулирующую и стимулирующую. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов обеспечиваются поступления в доход государства. Сущность регулирующей функции налоговой системы проявляется в дифференцированном подходе к различным отраслям, видам деятельности и регионам. С помощью налоговых льгот стимулируется развитие перспективных отраслей, обеспечивается вложение инвестиций в основной капитал. Ставки налогов могут быть пропорциональными (простыми или неизменными), прогрессивными и регрессивными по отношению к налогооблагаемой базе. В российской практике встречается простое и прогрессивное налогообложение. В случае прогрессивного налогообложения ставки налогов увеличиваются с ростом дохода (например, подоходный налог с физических лиц). В настоящее время строительные предприятия платят налоги по простым ставкам.  [c.457]

НАЛОГОВАЯ СТАВКА (налоговая квота)— размер налога на единицу обложения (рубль дохода, 1 га земли и т. д.) норма налогового обложения. Существуют прогрессивные, пропорциональные, твердые и регрессивные Н. с. Прогрессивные ставки возрастают с увеличением дохода или стоимости имущества, пропорциональные устанавливаются в виде единого процента независимо от размера дохода, а твердые ставки — в абсолютной сумме также безотносительно к величине дохода. Регрессивные ставки, характерные для налогового обложения капиталистич. стран, понижаются по мере увеличения дохода.  [c.84]

В зависимости от ставки различают налоги с твердой ставкой, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (например, на тонну нефти, газа и т.д.) и не зависят от размеров дохода.  [c.117]

Помимо рассмотренных методов налогообложения и распределения прироста народнохозяйственной прибыли может применяться их сочетание. В частности, прогрессивно-пропорциональный налог или регрессивно-пропорциональный налог. В этих случаях в соответствующие формулы (9.30 и 9.32) должен быть введен сомножителем норматив ан.  [c.93]

НАЛОГОВАЯ СТАВКА - отношение суммы налогов к доходу она указывает, какая доля дохода изымается государством. В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается с возрастанием дохода. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. Пропорциональное обложение - система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает с увеличением дохода.  [c.200]

По характеру налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.  [c.192]

Прогрессивным является налог, у которого средняя ставка повышается по мере увеличения дохода — линия Т1 (см. рис. 30.3). У пропорционального налога средняя ставка не изменяется, а у регрессивного — падает по мере роста налогооблагаемого дохода, что и показывают, соответственно, линии Т2 и Т3. К разряду прогрессивных относится индивидуальный подоходный налог. Пропорциональными, как правило, являются корпоративный подоходный налог и налог с фонда оплаты труда, соответственно характеризуемые единообразными налоговыми ставками. Акцизы и другие налоги с продаж считаются регрессивными, поскольку затрагивают большую часть дохода бедного домохозяйства, чем богатого. Это объясняется тем, что домохозяйство, имеющее более высокий доходный статус, избегает налога на сберегаемую часть своего дохода.  [c.596]

В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и фиксированные (твердые).  [c.18]

Налоги подразделяют на прямые (налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов и имущества), и косвенные (налоги на товары и услуги, которые частично или полностью переносятся на цену этого товара). По степени пропорциональности к налогооблагаемой базе выделяют пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги.  [c.104]

Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство регрессивное и пропорциональное - с косвенными налогами (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж).  [c.206]

Результаты исследования эконометрических моделей и расчетов индексов прогрессивности социальных отчислений и подоходного налога свидетельствуют о том, что введение прогрессивной шкалы социального налога и пропорциональной шкалы подоходного налога с целью снижения уклонения и повышения вертикального равенства действительно привело к снижению регрессивности социальных платежей в 2001 г. и росту прогрессивности подоходного налога. Такой результат может быть, в частности, обусловлен ростом социальных платежей и подоходного налога, уплаченных с доходов относительно более богатых налогоплательщиков вследствие снижения уклонения от налогообложения.  [c.295]

Через налоговые ставки реализуются на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изменении величины дохода, налог может быть прогрессивный, пропорциональный, регрессивный.  [c.274]

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).  [c.67]

Величина налога на единицу обложения. Различают квоты, т.е. ставки, выраженные в определенных долях объектов обложения, твердые ставки, т.е. устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Процентные ставки могут устанавливаться в виде специальных шкал. Различают пропорциональные ставки — действующие в едином проценте к объекту налогообложения, и прогрессивные (регрессивные)—увеличивающиеся (уменьшающиеся) с ростом объекта обложения.  [c.364]

В-четвертых, согласно теории налогообложения Смита, пропорциональное обложение в известном смысле несправедливо (10%-ная налоговая ставка для бедных налогоплательщиков будет несопоставимо тяжелее, нежели такая же ставка для богатых). Не случайно реализованная в Налоговом кодексе РФ идея единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% подвергается обоснованной критике. Практически во всех странах мира налоги являются либо прогрессивными (тяжесть обложения растет для более крупных доходов и состояний за счет увеличения ставки), либо регрессивными. Кроме того, вводится определенная дифференциация, в частности путем установления не облагаемого налогом минимума доходов, выведения из налогооблагаемой базы некоторых видов имущества, например имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и др.  [c.137]

Сокращение доли косвенного обложения в общем объеме налогов, наметившееся в начале XX в., позволяло говорить и об изменениях в распределении налогового бремени. Регрессивный характер налоговой системы, обусловленный преобладанием в ней косвенных налогов, начал трансформироваться в пропорциональный характер в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению. Вот что писал по этому поводу М. Фридман Ка-  [c.213]

Ключевой вопрос. Предположим, что налоговая ставка такова, что человек, зарабатывающий 10 тыс. дол., платит 2 тыс. дол. налога человек, имеющий доход в 20 тыс. дол., платит 3 тыс. дол. налога, а тот, чей доход составляет 30 тыс. дол., платит 4 тыс. дол. налога и т.д. Какова средняя налоговая ставка для каждого из них Каков этот налог — регрессивный, пропорциональный или прогрессивный  [c.700]

Что имеется в виду под прогрессивным, регрессивным и пропорциональным налогами Прокомментируйте прогрессивность или регрессивность следующих налогов, указав в каждом случае, что вы думаете о распределении налогового бремени  [c.700]

С точки зрения савок налоги бывают прогрессивными (средняя ставка растет по мере роста дохода), регрессивными (средняя ставка снижается по мере роста дохода) и пропорциональными (средняя ставка остается неизменной, независимо от размера дохода). Важным условием собираемости налогов являются состоятельность налогоплательщиков и точное определение налога, то есть кому, сколько и когда налогоплательщик должен проводить отчисления.  [c.155]

Оценка тяжести российских налогов может вестись лишь в разрезе фиксации соотношений между группами косвенных и прямых налогов за ряд лет. Наука однозначно установила, что косвенные налоги являются наиболее перелагаемыми и они наиболее обременительны для потребителей товаров, работ и услуг. Кроме того, сопоставление налоговых ставок, анализ примененяемых в то или иное время по тому или иному налогу различных налоговых режимов также позволяет исследовать проблему переложения налогов и тяжесть налогового бремени. Налоговые режимы, наряду с другими элементами налогообложения (объект и субъект, льготы и санкции и т. д.), определяют налоговые ставки. Различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, линейные, кадастровые, твердые, заявительные, адвалорные ставки исчисления отдельных видов налогов. Регрессивные ставки в России не применяются, ибо они устанавливают обратную пропорцию между налогооблагаемым объектом и суммой налога. Кадастровые ставки также не совсем точно улавливают величину прироста рентной составляющей в цене сырьевых товаров. Земельный, лесной и другие кадаст-  [c.102]

В работе Синельников и др. (2003а) исследование прогрессивности подоходного налога показало, что для подоходного налога эластичность поступлений по доходам населения оказывается ниже эластичности по заработной плате, при этом в результате реформы 2000 г. перераспределительная роль подоходного налога выросла. В настоящем исследовании были обнаружены аналогичные тенденции для социальных платежей (социального налога), - это означает, что можно говорить об общих свойствах системы налогообложения доходов физических лиц в целом. В частности, наблюдается рост поступлений при снижении предельной ставки налогообложения вместе с повышением прогрессивности, несмотря на формально установленную пропорциональность или регрессивность соответствующей шкалы налога.  [c.294]

И опять те же трудности в поисках ответа из-за невозможности точной оценки распределения налогового бремени, связанной с проблемами переложения налогов. В первом российском издании 1992 г. авторы Экономикс писали, что оценка налоговой системы опирается на важное исследование, проведенное в 1985 г. Джозефом Печманом до принятия нового Закона о налоговой реформе, которое показало, что общая налоговая система являлась малопрогрессивной . Изменения в налогообложении под влиянием реформ 80-х гг. сделали федеральную налоговую систему менее прогрессивной. При сочетании в значительной степени регрессивных налоговых систем на уровне правительств штатов и органов местного самоуправления с этими данными федеральной системы общая налоговая система, вероятно, приближалась бы к пропорциональной . В тринадцатом издании авторы Экономикс еще более осторожны в оценках характера американской налоговой системы с точки зрения потенциального распределения налогового бремени Федеральная налоговая система является прогрессивной, и, несмотря на многие изменения в налоговом законодательстве, ее прогрессивный характер остается с 1977 г. практически неизменным. Налоги штатов и муниципалитетов носят по преимуществу регрессивный характер. В целом американская налоговая система в незначительной степени носит прогрессивный характер. Это означает, что сама по себе система только в небольшой мере перераспределяет доход - от богатых к бедным 2.  [c.215]

ОБЛОЖЕНИЕ НАЛОГОМ (assessment) - способ, которым налоговые органы облагают доход налогоплательщика. Различают следующие виды О.н. прогрессивное, при котором налоговые ставки увеличиваются по мере роста объекта налогообложения, пропорциональное, при котором действуют единые налоговые ставки независимо от величины дохода налогоплательщика регрессивное, при котором налоговые ставки уменьшаются по мере роста объекта налогообложения. Существует также и многократное О.н. при котором один и тот же объект налогообложения облагается несколько раз одним или различными налогами.  [c.144]

economy-ru.info

3. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера.

Поскольку наибольшая часть налогов прямо или косвенно уплачивается из доходов домашних хозяйств, мы в дальнейшем для простоты анализа будем считать, что доходы государственного бюджета формируются в основном за счет подоходного налога.

В настоящее время существуют несколько систем подоходного налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.

При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле:

Т = t × Y

При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода.

Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения, которая больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах.

Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

T = t×Y

Из этой формулы следует вывод:

При данной ставке налогообложения t общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера (рисунок 13.5):

При росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Рис. 13.5

t

100%

Кривая Лаффера.

t0

0 T

Tmax

Это явление объясняется очень просто:

по достижении ставки t0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Кривая Лаффера является эмпирической моделью и не дает возможности определить уровень ставки t0, однако она указывает, что существует предел для увеличения налоговой ставки, по достижению которого собираемость налогов падает. Модель, разработанная представителем теории экономики предложения и названная его именем, послужила обоснованием для проведения налоговой реформы в США и Великобританией в 80-е гг., в результате которой были снижены налоги на богатые слои населения. Эта реформа, наряду с другими мероприятиями, означала отход от кейнсианской политики в этих странах (рейганомика и тэтчеризм).

Рисунок 13.6 показывает различные состояния государственного бюджета в зависимости от соотношения между его расходами (G) и доходами (T).

  • В точке пересечения кривых государственных расходов (G) и налогов (T) бюджет сбалансирован, так как при Y = Y1 G = T.

  • Левее точки сбалансированного бюджета (при 0 < Y < Y1) лежит область бюджетного дефицита, так как G > T. Формула дефицита государственного бюджета: G – T > 0.

  • Правее точки сбалансированного бюджета (при Y > Y1) лежит область бюджетного профицита (бюджетного избытка). Формула профицита государственного бюджета: G – T < 0.

Рис.13.6

T,G G = T T = tY

G > T T > G  G – T < 0

G – T > 0 профицит гос.бюджета

G

дефицит

гос.бюджета

t

0 Y

Y1

Итак, при данной ставке налогообложения (t) и данных государственных расходах (G) чем выше уровень реального выпуска (Y), тем больше уровень T и тем больше шансов попасть в область бюджетного профицита (или хотя бы в точку сбалансированного бюджета). Однако увеличить Y можно, только увеличивая государственные расходы (G). Возникает вопрос: можно ли увеличить G таким образом, чтобы сократился бюджетный дефицит? Воспользуемся методом «утечек - инъекций».

Мы знаем, что в состоянии равновесия сумма утечек равна сумме инъекций. Мы имеем:

studfiles.net

Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение

Определение общественного сектора

Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности.

Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Экономическая роль общественного сектора

Общественный сектор- это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

- рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

- производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

- экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики.

Источники доходов общественного сектора

Говоря о доходах общественного сектора, необходимо выделить их основные виды.

Доходы общественного сектора складываются из:

§ налоговых поступлений,

§ доходов принадлежащих государству предприятий и организаций.

Налогив данном случае понимаются широко.Они включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство и путей оптимизации налоговой системы относится к числу важнейших задач экономики общественного сектора.

Доходы государственных предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Ведь если предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.

Если речь идет о неконкурентоспособных предприятиях, субсидируемых государством, и о бюджетных учреждениях, то их расходы приходится полностью или частично финансировать либо за счет прибыльных предприятий общественного сектора, либо, чаще всего, за счет налогов. Как бы то ни было, нерыночные поступления этих предприятий и организаций представляют собой не чистые доходы общественного сектора, а трансферты, также сопряженные с издержками (потерями).

Предмет изучения экономики общественного сектора

Как уже было сказано ранее, экономика общественного сектора отдельно выделяет налоги, как базовую основу доходов общественного сектора.

Коренной признак налогов - их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Широкое понимание налогов помогает уяснить единую природу и взаимозаменяемость многих из них. Так, общественное финансирование здравоохранения может осуществляться из бюджета за счет разнообразных налоговых поступлений либо из специально созданного государственного фонда за счет целевых платежей в этот фонд. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Однако выбор между ними удается сделать именно потому, что к обоим допустимы общие критерии как к альтернативным инструментам решения одной и той же задачи. В обоих случаях вводится обязательный платеж, в конечном счете покрываемый за счет населения, однако варианты различаются по конкретному кругу плательщиков, размеру издержек и целому ряду других характеристик, что и создает проблему выбора. В большинстве стран наряду с налогами, поступающими в бюджет и внебюджетные фонды, которыми располагает центральное правительство, имеются налоги, поступающие в распоряжение региональных и местных властей. Обычно региональные и местные представительные органы участвуют в установлении перечня или хотя бы размера таких налогов. Особенно это характерно для федеративных государств. Так, в России наряду с федеральными налогами существуют налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, а также местные налоги.

Пример: В целом ряде стран важнейшим источником средств для общественного сектора выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США, Швейцарии и др. Целевые платежи по социальному страхованию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосредственно не имеющих целевого характера.

В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость. В условиях становления новой налоговой системы доли поступлений из различных источников из года в год существенно менялись.

 

Виды налогов

Налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными - ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Иными словами, примой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный - с той деятельностью, которой он занимается.

Типичными примерами прямых налогов являются уже упоминавшийся подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.

 

Пример: Простейший тип прямого налога - недифференцированная подушная подать, известная в истории многих народов. Однако издавна предпринимались попытки учесть различия в платежеспособности тех, кто вносит прямые налоги. Так, размер подушной подати мог различаться в зависимости от положения плательщика. Кроме того, могла взиматься десятина и иные подобные ей платежи.

 

Косвенные налоги разнообразнее прямых, поскольку спектр несхожих между собой объектов обложения очень широк. В России и многих зарубежных странах наибольшую роль среди косвенных налогов играет более или менее унифицированный налог на добавленную стоимость (кое-где, например, в США, вместо него применяется налог с продаж), а также акцизы, которыми дифференцированно облагаются отдельные товары и услуги. Высокие акцизы устанавливаются обычно на алкогольные напитки, табачные изделия и предметы роскоши.

Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение

Налогообложение разделяется на пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, как доход плательщика. Наряду с пропорциональным широко распространено также прогрессивноеналогообложение, при котором доля налога в доходе растет по мере его увеличения. В то же время некоторые налоги (как правило, косвенные) фактически имеют регрессивныйхарактер; иными словами, в доходах менее обеспеченных групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

Это происходит в тех случаях, когда, например, акциз устанавливается в виде фиксированной суммы на единицу товара (скажем, на 1 пачку сигарет независимо от сорта и стоимости). Тогда для тех, кто покупает товар более низкого качества (а это характерно для лиц с низкими доходами), доля акциза в расходах оказывается, при прочих равных условиях, выше. Более того, если даже акциз пропорционален цене, но при этом товар, на который он установлен, в большей степени потребляется малообеспеченными, то данный акциз фактически может относиться к числу регрессивных налогов. Во многих странах Запада ныне именно так обстоит дело с налогообложением табачных изделий.

Приведенные примеры помогают понять, что, когда речь идет о пропорциональном, прогрессивном или регрессивном характере косвенного налога, как правило, имеется в виду не формула, с помощью которой налог начисляетсяпо отношению к цене, объему продаж, добавленной стоимости и т.п.,тогда какего фактическое соотношение с доходами плательщиков. Так, мы видели, что акциз, начисляемый пропорционально цене товара, способен выступать в качестве регрессивного налога по отношению к доходам. Акциз может быть также прогрессивным налогом, если он устанавливается, например, на ювелирные изделия.

Пример: в целом ряде стран важнейшим источником средств для общественного сектора выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США, Швейцарии и др. Целевые платежи по социальному страхованию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосредственно не имеющих целевого характера.

В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость. В условиях становления новой налоговой системы доли поступлений из различных источников из года в год существенно менялись. В дальнейшем предполагается стабилизация этих долей, которая, по-видимому, будет сопровождаться некоторым повышением удельного веса налогообложения граждан и соответствующим снижением доли платежей предприятий.

Норма налогообложения

Различия между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами связаны с неодинаковыми соотношениямипредельных и средних норм налогообложения. Норма налогообложения характеризует ту часть дохода, которая изымается в виде налога. При пропорциональном налогообложении предельная норма постоянна и равна средней при любой величине дохода. При прогрессивном налогообложении средняя норма растет, при регрессивном - снижается. Очевидно, это возможно и в том случае, когда предельная норма остается постоянной в некотором интервале.

Постоянство предельной нормы, разумеется, не относится к числу обязательных свойств ни прогрессивного, ни регрессивного налогообложения. Например, с увеличением дохода не только средняя, но и предельная норма может возрастать. Средняя норма - это отношение величины налога к доходу, предельная норма - производная налога по доходу. Очевидно, росту предельной нормы соответствует такое увеличение доли налоговых отчислений в доходах, которое все более ускоряется по мере их повышения.

 

Размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

stydopedia.ru

4. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера.

Откажемся от сделанного ранее предположения о том, что налоги аккордные.

В настоящее время существуют несколько систем налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.

При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле:

Т = t * Y

При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода. Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения (больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах). Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = T : Y. Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

T = t * Y

Из этой формулы следуют три вывода: при данной ставке налогообложения t:

  1. Общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

  2. РЛД = Y – T = Y – t * Y = (1 - t) * Y

  3. K (мультипликатор расходов) =

Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера (рисунок 6.5): при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Рис. 6.5

t

100%

Кривая Лаффера.

t0

0 T

Это явление объясняется очень просто: по достижении ставки t0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Рисунок 6.6 показывает различные состояния государственного бюджета в зависимости от соотношения между его расходами (G) и доходами (T).

Рис. 6.6

T,G T = t * Y

T > G G – T < 0

G = T

G > T профицит гос.бюджета

G – T > 0 G

дефицит

гос.бюджета

0 Y1 Y

  • В точке пересечения кривых государственных расходов (G) и налогов (T) бюджет сбалансирован, так как при Y = Y1 G = T.

  • Левее точки сбалансированного бюджета (при 0 < Y < Y1) лежит область бюджетного дефицита, так как G > T. Формула дефицита государственного бюджета: G – T > 0.

  • Правее точки сбалансированного бюджета (при Y > Y1) лежит область бюджетного профицита (бюджетного избытка). Формула профицита государственного бюджета: G – T < 0.

Итак, при данной ставке налогообложения (t) и данных государственных расходах (G) чем выше уровень реального выпуска (Y), тем больше уровень T и тем больше шансов попасть в область бюджетного профицита (или хотя бы в точку сбалансированного бюджета). Однако увеличить Y можно, только увеличивая государственные расходы (G). Возникает вопрос: можно ли увеличить G таким образом, чтобы сократился бюджетный дефицит? Воспользуемся методом «утечек - инъекций».

Мы знаем, что в состоянии равновесия сумма утечек равна сумме инъекций. Мы имеем:

studfiles.net